Общество 
21.04.2019

«Общество упускает скрытые процессы в молодежной среде. Не опоздать бы…»

Азат Гайнутдинов о том, чему нас учит история с массовой дракой подростков на задворках улицы Вагапова

Когда-то прогулка из одного квартала в другой район Казани была полна опасностей, хотя эпоха «группировщиков» и кажется чем-то далеким и давно прошедшим. «А так ли далеко мы ушли от того времени?» — задается вопросом известный общественный деятель, руководитель центра социальной реабилитации и адаптации Азат Гайнутдинов. В своем материале для «БИЗНЕС Online» он предлагает обратить пристальное внимание на происходящее в наших школах.


«НЕ ПОЛЕНИТЕСЬ ЗАГЛЯНУТЬ В ПОМЕЩЕНИЕ ПРИЕМА ПЕРЕДАЧИ ПОСЫЛОК ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАЗАНИ»

Утихла и стала забываться — первая, острая реакция на очередной случай массовой драки, учиненной подростками на задворках улицы Вагапова. Казалось бы, рядовой случай, в мальчишеской среде не такое уж и диковинное событие. Подумаешь, ребята коллективно наказали за провинность такого же пацана. Однако, ввиду отдельных причин, не хотелось бы зачислять это событие в число обыденных. Во-первых, хотим мы этого или нет, но случай массового избиения взрослого школьника такими же подростками получил очень широкую огласку далеко за пределами республики. Во-вторых, количество принимавших участие в расправе над одним человеком тоже выходит далеко за все рамки. В этой связи особо хочется отметить роль последнего из истязателей, добивавшего, по сути, уже совершенно беспомощного наказуемого. Садизм и верховенство толпы над одиночкой во все времена вызывали далеко не положительные чувства.

Специально не хочу вдаваться в анализ причин произошедшего конфликта, выношу это за скобки, а попытаюсь сделать упор на самом факте события.

В истории Казани столкновения группировщиков в уже далекие годы, казалось бы, забылись. Когда прогулка из одного квартала в другой район города была полна опасностей. Не буду подробно описывать события тех лет. Вопрос в другом: а так ли далеко мы ушли от того времени? Конечно, можно закрыть глаза и сделать вид, что не произошло ничего экстраординарного. Может быть, не стоит из одиночного эпизода делать глобальные выводы и пугать народ возрождением организованной детской преступности? Но открытость и публичность Казани тоже накладывают особую ответственность на необходимость анализа произошедшего.

Не открою никому Америки, но фундамент формирования детской психологии закладывается в семье в общении отца и матери с детьми, в степени открытости и доверительности этих отношений. А самый главный фактор — это собственный пример. Если в семье нет духовности, нет моральных ценностей, но имеются квартира, машина, модная одежда, можно ли считать такую семью счастливой?.. Культ насилия, пренебрежение к слабому и старому формируются не один день. К сожалению, не все родители понимают, что, вкладываясь в воспитание своего ребенка, они прежде всего инвестируют в собственную спокойную и благополучную старость.

А ведь есть много родителей, которые «проворонили» своих детей и теперь вынуждены, извините за жесткую фразу, таскать передачи в следственные изоляторы и исправительные колонии.

Никому не пожелаю такого, но не поленитесь заглянуть в помещение приема передачи посылок исправительных учреждений Казани. Отцы, матери, жены с детьми и баулами в руках и тоскою в глазах, понятное дело, никогда не мечтали о такой участи.

«ЗАДАЧА ОБЩЕСТВА — СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО У НАС ШКОЛ ВЫСШЕГО, ПЕРВОГО ИЛИ ВТОРОГО СОРТА»

В республике много различных комиссий и министерств, так или иначе связанных с несовершеннолетними. Постоянно слышим хвалебные отчеты и доклады чиновников, но между их кабинетами и реальными делами дистанция огромного размера.

Депутаты всех уровней обязательным пунктом своих программ считают проявление заботы о физическом здоровье подрастающего поколения. Все школы заражены вирусом рейтингомании. Директоры, к сожалению,  в большинстве своем, тоже больше обращают внимание на обертку, чтобы все выглядело красиво и  презентабельно. Сколько подготовлено участников олимпиад, как проходят торжественные мероприятия, концерты.

Скрытые поборы денежных средств с родителей учащихся имеют место практически везде. Вполне понятное желание родителей дать сыну или дочери достойное образование подстегивает администрацию школы использовать этот родительский порыв в своих целях для решения хозяйственных проблем. Обходятся без особых церемоний. В отношении учеников, чьи родители не проявляют «щедрости», включаются проверенные механизмы. Классные руководители через школьников пытаются воздействовать на детей, чтобы те делали своих родителей более «сговорчивыми». А что же это такое, когда ученику объявляют бойкот  одноклассники, особенно ныне, когда социальное неравенство в обществе так заметно? Неокрепшая детская психика переварить это не всегда в состоянии. Нанесенная рана может аукнуться обществу трагедией. Или ребенок затаит злобу на окружающий мир...

Сколько душевной теплоты нужно иметь руководству школы, чтобы в погоне за мнимым благополучием не забывать о самом главном —  воспитании  ребенка. Конечно, не каждому дано это великое признание — быть педагогом. Ответственность учителя огромна. Строители возводят огромные дворцы со всей необходимой инфраструктурой не для того, чтобы из школьных стен выходили люди с убогой психологией «гопника», которому все равно, что пинать — футбольный мяч или живого человека. Задача общества — сделать так, чтобы не было у нас школ высшего, первого или второго сорта. Все дети должны иметь одинаковые условия для получения знаний. А все эти надуманные градации нарушают в том числе и конституционные права граждан.

Возможно, мои слова вызовут у кого-то улыбку. Но, если вдуматься, корни многих проблем начинаются, помимо семьи, именно здесь — в школе.

Бездуховность — проблема нашего времени. И работа над исправлением ситуации должна быть индивидуальной, не казенной. Кто и чем заполнит этот вакуум души подростка? На реставрацию собора Парижской Богоматери — символа Франции — долго не могли найти средств, ремонт шел медленно. Произошла трагедия, в пожаре погибла самая древняя часть собора. После пожара, как обычно, средства сразу нашлись. Нельзя назвать случившееся в Казани из ряда вон выходящим, но можно сказать, что в погоне за глянцевыми картинками, которым отдается предпочтение, общество упускает скрытые процессы в молодежной среде. Не опоздать бы с ремонтными работами.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
21.04.2019 09:30

Молодежные группировки будут, пока в стане отсутствуют социальные лифты. Самореализацию человека отменить невозможно.

  • Анонимно
    21.04.2019 09:11

    Всё верно сказано.

    • Анонимно
      22.04.2019 11:24

      Хочу добавить: в стране больше нет бесплатных кружков, как в советские времена. Всё дополнительное образование платное - по 2-3 тысячи в месяц за гимнастику, хореографию, за кружки и секции для мальчишек точные цены не скажу, но тоже родителям выходит в немалую копеечку. А многие семьи еле-еле сводят концы с концами, откуда у них лишние деньги на какие-то там кружки, когда на покупку школьной формы частенько кредиты берут? Таким образом государство сталкивает детей из бедных семей на самое дно - пути к хорошему образованию для них перекрыты, поскольку оно фактически платное ( это не только поборы в школах, но и репетиторы, которые стали необходимыми для поступления), ребята из бедных семей чувствуют себя изгоями в школе, им нечем заняться на досуге, из-за безденежья некуда приткнуться ни в детстве, ни во взрослой жизни, где их поджидает безработица или рабский труд за мизерные деньги или даже без них (про обман с зарплатой все же знают не понаслышке). У этих детей копится агрессия. Нетрудно догадаться, какой путь они будут выбирать для себя. Не случайно все больше мальчишек вступают в криминальные группировки. Боюсь, они будут мстить обществу за украденное детство.

  • Анонимно
    21.04.2019 09:18

    Над минмолодежи нужно возвести типа каланчи, установить на верху телескоп и сотрудникам минмолодежи по очереди залезать на верх каланчи и наблюдать, как она, молодежь, живет

    • Анонимно
      21.04.2019 09:43

      Тогда уж лучше сразу сотрудникам Минмолодёжи записаться в различные молодежные группировки и изучать жизнь молодежных банд изнутри.

      Кстати, судя по "униформе", зафиксированной на видео избиения - спортивные штаны с лампасами - к молодежным группировкам (а по сути бандам) принадлежали как избиваемый (кстати, очень профессионально защищался от нападающих), так и нападающие.
      Может быть даже все они принадлежат к одной банде, только не знали этого - возраст разный.

      • Анонимно
        21.04.2019 13:55

        Не знали, что принадлежат к одной улице? Перед там как избить как минимум спросили кто он такой? Откуда будет.
        Возможно его отшили с улицы за какую то провинность.

  • Анонимно
    21.04.2019 09:30

    Молодежные группировки будут, пока в стане отсутствуют социальные лифты. Самореализацию человека отменить невозможно.

    • Анонимно
      21.04.2019 10:49

      Попроще объясните пожалуйста про социальные лифты. А то пацаны не поймут

    • Анонимно
      21.04.2019 22:39

      В группировку идут за статусом и самоутверждением. Идут начиная с 12-13 лет. Какие к черту социальные лифты в этом возрасте?

  • Анонимно
    21.04.2019 09:32

    демагогия и верхоглядство... в соборе в Париже пострадали реновации Эжена Виолле-ле-Дюка позапрошлого века... более всего воспитывает действительность, частью которой являются семья и школа... пренебрежение к жизни можно видеть везде, начиная с преданных животных и пациентов без лечения

  • Анонимно
    21.04.2019 09:41

    Пацанов воспитывает улица, не дом и школа, необходимо чтобы на улице было меньше криминальной романтики.
    80ые, первые шаги 7,8 класс, пацаны делают первые шаги у самоутверждению, определяют себя в иэрархии пацанских взаимоотношений, кто-то просто примыкает к группировкам, платит взносы, кто-то сопротивляется, остаётся белой вороной.
    Родители не могут спрятать детей от улицы, позврослев, всем нужен иммунитет по общению с реальной жизнью.
    Кто побогаче, школа по 70 тыс в месяц, но у них другая жизнь, заграница, совет директоров, охрана.

    • Буре
      21.04.2019 10:08

      Слабые, со стадным инстинкт Ом идут в группировки, кто посильней и поумней стараются вырваться из этого болота при помощи знаний или спорта

    • Анонимно
      21.04.2019 10:27

      Верно. Причина именно в стремлении подростков самоутвердиться. Тут малоэффективно воспитание в школе и семье. Для них ведь гораздо важнее быть крутым пацаном с улицы. Даже возможный учет в полиции, арест на 15 суток и условка не всех пугают. Открытие подростковых клубов в Азино это не панацея, т.к. пацаны будут совмещать занятия в кружках и секциях с членством в группировке. В наше время полно было таких "совместителей".
      Какой выход? САЖАТЬ, БЕЗЖАЛОСТНО САЖАТЬ этих подонков! Избили толпой - КАЖДЫЙ получает срок в колонии. И тогда до кого-то из них возможно дойдет (хотя не факт) ошибочность выбранного пути.

  • Анонимно
    21.04.2019 10:23

    Минмолодёжи надо пересмотреть Советские докфильмы про школы, ПТУ, техникумы. Какие там были преподаватели, воспитатели, мастера. Снять свои костюмчики синие и работать с молодёжью по настоящему. А сейчас грош им цена, если разгонят, никто не заметит.

    • Анонимно
      21.04.2019 15:00

      Так они собрались когда никто не заметил. Свадебные генералы.

  • Анонимно
    21.04.2019 10:24

    Большое социальное неравенство сейчас. В мои годы были все равны. И богатые и бедные жили и росли в одной школе

    • Моисей
      21.04.2019 13:31

      В 80е все были равны
      А группировок было больше
      Не в этом дело

    • Моисей
      21.04.2019 13:36

      В 90,е и нулевые начало спадать, наверно организаторы ушли в легальный бизнес, а новым организаторам входа в бизнес нет, все поделено, приходится преступностью промышлять, создавать преступные пирамиды из подростков

      • Анонимно
        21.04.2019 19:38

        Полностью согласен, как началась рыночная экономика все ударились в бизнес. Сейчас действительно бизнес замутить трудно, вот подростки и не знают как перейти во взрослую жизнь. А парень которого попинали сам такой же.

  • Анонимно
    21.04.2019 10:54

    В статье чётко, точнее не скажешь, везде только обёртка важна, никто из администрации школ никаких проблем не поднимает, на совещаниях это сейчас не приветствуется. У всех руководителей нет проблем, а тем временем ситуация всё как болезнь уже приобретает хронические формы, переходишь в средние учебные заведения то же самое продолжение, где первокурсников прессуют, отбирая стипендии. Позорная система!

  • Анонимно
    21.04.2019 10:59

    "Задача общества — сделать так, чтобы не было у нас школ высшего, первого или второго сорта". Это каким же образом? Очередной популизм и утопия. Даже в супер"справедливом" совке были школы "елитные" и обычные.
    А теперь и подавно, когда общество четко разделилось на страты (уже практически сословия).
    Если у меня есть возможность отдать ребенка в платную школу с отборным контингентом детей, классами по 15 человек, хорошими учителями, расширенным набором дополнительных занятий, неужели я отдам его в школу "по прописке", с АУЕ, гопниками, замордованными учителями, классами по 35 чел? Несмотря на все усилия правительства, таких родителей все больше, и спрос на эти платные школы растет. Нельзя поступить, просто забашляв, нужно сдать вступительные экзамены.
    В идеале нужно, чтобы все школы были такими же, только бесплатными, но в нынешних условиях это нереально. Расслоение общества только усиливается, и через несколько лет можем получить узкую прослойку образованной продвинутой молодежи и огромную массу плохообразованной, озлобленной молодежи со сбитыми напрочь моральными ориентирами. Такой управлять намного легче, но для развития страны это очень плохо.

  • Анонимно
    21.04.2019 11:35

    Такие статьи должны читать и в Минобре и в школах республики

  • Анонимно
    21.04.2019 12:09

    Согласен с Азатом на сто процентов. Не стало достойных примеров в жизни.

  • Анонимно
    21.04.2019 16:33

    Родители заняты выплачиванием кредитов. В мечети боятся отдавать - Вахабизм. Констатировать случившееся легко, но предложить решение и решать - это сложно. Да вы Азат делаете много усилий для социально незащищенных, но если вы контактируете с органами...... Так дайте решение. Мы и без Вас знаем о проблемах, давайте решение проблем. Выделите землю в сакурах под полноценный лагерь - у вас же есть опыт. Не надо ограничиваться только тем что имеешь - надо дальше развиваться. Мы надеемся что Алла бирса у Вас это получится, так как вы еще не чиновник не от ДУМ - не от Государства, и вы как ни как видите проблему из нутрии и понимаете ее. Тем более, что вы и сами примерный семьянин.

  • Рафаил
    21.04.2019 16:45

    А, что может возразить директор любой школы?

  • Рафаил
    21.04.2019 16:53

    О том, что тема актуальна, говорит, то, что по этому поводу высказались Президент РТ, МЭР города, может свою позицию выскажут и другие заинтересованные ведомства? Министерство образования, ПДН МВД, Мин молодежи. Молчание есть знак согласия, хотелось бы узнать с чем?

  • Анонимно
    21.04.2019 16:59

    В его центре случайно не используют рабский труд

  • Анонимно
    21.04.2019 19:43

    Раньше была идеология, октябрята, пионеры, комсомольцы, коммунисты. А сейчас- АУЕ? Директорам школ нужно заражать подростков идеей спорта, запихивать их в спортивные секции при школе (может быть и платные), чтобы подростки были заняты физическим развитием своего тела, а не лупили 10-ом 1-го.

  • Анонимно
    21.04.2019 21:27

    ... патриотизм, патриотическое воспитание, направление патриотического воспитания ...
    эти ключевые слова как только и кто только не использует в своих целях, практически все сводится к одному "я расскажу Вам как должно быть ", господа, звонок прозвенел!!!
    Никоим образом не призываю в цензуре информации, но сами посудите, как молодое поколение может воспринимать окружающий круглосуточно мир, информацию, не имеющую какой либо фильтр на правдивость, и что против всего этого слова близких или педагогов?

  • Анонимно
    21.04.2019 22:43

    Не мешайте вы только духовность сюда. Сейчас начнется - идите в храм, молитесь, отращивайте бороды и будьте готовы. Не надо духовности, бредни это все. Борьба с группировками сродни борьбе с пьянством. Как только под нее начнут выделять миллионы, группировки загремят с новой силой :)

  • Анонимно
    21.04.2019 23:40

    В Казанском колледже по ул.Энергетиков, 10 старшекурсники жестоко избивают первокурсников и виновных даже не отчисляют за это, а руководство колледжа умышленно бездействует и покрывает виновных студентов !

    • Анонимно
      22.04.2019 10:24

      Это в любом колледже. Дисциплину так поддерживают

    • Анонимно
      22.04.2019 11:23

      А директор не бывший ЗЭК случайно?
      Пусть всем этим уличным пацанам кино покажут про их "уличные авторитеты": чем заканчивается такой образ жизни - на зонах, и т.п. и как эти отбросы общества существуют. Им это надо? Понимание придет когда, будет уже слишком поздно.....

  • Рафаил
    22.04.2019 11:34

    Главное вовремя промолчать. И все стихнет, кроме проблемы. А кого это волнует?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль