Политика 

«Тормоз для ГАЗа: почему Дерипаска просит у Козака 29,5 миллиарда?»

Группа «ГАЗ», возглавляемая Олегом Дерипаской, написала в адрес вице-премьера Дмитрия Козака письмо о необходимости оказать автогиганту весьма солидную помощь. В противном случае история закончится падением объемов производства на 40% с последующим его банкротством. Ситуацию анализирует экономический обозреватель «БИЗНЕС Online» Александр Виноградов, который считает, что у правительства РФ есть деньги, но вопрос этот не будет решен в ближайшее время.

Олег Дерипаска (слева) Олег Дерипаска (слева) и его основные активы (включая ГАЗ) были включены в санкционный список (SDN list) еще год назад, но фактическая активация этих санкций постоянно откладывалась Фото: government.ru

Мы должны внедрить на наших предприятиях систему постоянных улучшений. Если мы застываем, то на следующий день мы теряем, проигрываем с точки зрения положения на рынке, эффективности производства.

Олег Дерипаска

«УГРОЗА САНКЦИЙ СТРАШНЕЕ САМИХ САНКЦИЙ»

Надо сказать, всю минувшую неделю я провел в Южно-Сахалинске на стратегической сессии, посвященной развитию региона — Сахалинской области. Работать с инфопотоком времени практически не было, вернулся обратно в Москву я лишь в субботу, параллельно поймал задорный восьмичасовой джетлаг — но, все же перебрав недельный инфопоток, обнаружил в нем историю о письме группы «ГАЗ» Олега Дерипаски на адрес вице-премьера Дмитрия Козака. И говорится в том письме ни много ни мало о необходимости оказать автогиганту весьма солидную помощь, в противном же случае история закончится падением объемов производства на 40% с последующим его банкротством. Данная ситуация, очевидно, является неординарной и потому однозначно требует комментария.

Итак, в чем заключается суть вопроса?

Концерн «ГАЗ» запрашивает у государства поддержку в размере 29,5 млрд рублей. Обуславливается это тем, что иначе компанию может постигнуть дефолт (то есть ситуация в целом имеет финансовый генезис) с заметными социально-экономическими последствиями. Известно также, что в сложившейся ситуации заметную роль сыграли внешние санкции: из-за них концерн был вынужден в прошлом году увеличить кредитный портфель на 20,7 млрд рублей (до 73,6 млрд рублей), нарастив заодно оборотный капитал на 24,7 млрд рублей. При этом итог прошлого года был негативным — компании пришлось потратить всю прибыль на пополнение оборотного капитала, а денежный поток сократился на 11 млрд рублей.

Можно заметить, что здесь отрабатывает принцип «угроза санкций страшнее самих санкций». Дерипаска и его основные активы (включая ГАЗ) были включены в санкционный список (SDN list) еще год назад, в апреле 2018 года, но фактическая активация этих санкций постоянно откладывалась, и в настоящий момент предполагаемой датой такой активации является 6 июля. Тем не менее работает оно уже сейчас: концерну сложно перекредитовываться на Западе, поскольку тамошние финансовые институты не хотят связываться с токсичным заемщиком, в результате деньги приходится брать на внутреннем рынке капитала, где кредиты стоят дороже в обслуживании в силу более высокой ставки.

Соответственно, вполне логичным выглядит желание ГАЗа получить в рамках этого пакета помощи субсидирование процентной ставки; как сообщается, ежемесячные проценты по кредитам уже достигли 700 млн рублей. Кроме того, есть предложение часть денег «направить на поддержку госпотребителей техники ГАЗа на основании сформированного спроса ведомств и учреждений», иначе говоря, концерн испытывает желание дополнительно укрепить гарантированный государственный спрос на свою продукцию. Он, отметим, уже существует — так, в прошлом году ГАЗ взял деньги за поставки машин скорой помощи и школьных автобусов, кроме того, определенные средства были получены и от Росгвардии.

Кроме того, ГАЗ вновь заговорил об импортозамещении, желая получить на нее сколько-нибудь денег. Текущая локализация производства составляет порядка 60% по компонентам автомобилей, в зависимости от модели (осмелюсь предположить, что процент локализации будет заметно меньше в используемом оборудовании), и ГАЗ рассчитывает на помощь в деле разворачивания проекта, нацеленного на замену определенных критических узлов производимых автомобилей.

СЛОЖИВШАЯСЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ НИКАК РАЗРЕШЕНА НЕ БУДЕТ

Что здесь можно сказать?

Во-первых, ГАЗ, конечно, прав относительно социальных рисков. Производство автомобилей как отрасль обладает весьма высоким мультипликатором на смежников, этот уровень вполне сравним с таковым у строительной отрасли. Иными словами, один уволенный с ГАЗа рабочий также оставит без средств к существованию 6–8 человек по всей производственной цепочке. Если же сюда добавить жен и детей, то окажется, что описанные риски дефолта, банкротства и некой трансформации группы «ГАЗ», с учетом общего коллектива в 60 тыс. человек, прямо затронут не менее полумиллиона граждан. Можно предположить, что такой «подарок» правительству никак не нужен, особенно на фоне продолжающих проявлять активность очагов народного недовольства в Ингушетии и в Архангельской области.

Во-вторых, вся эта история чем-то напоминает то, что было в самый острый момент предыдущего крупного кризиса — в 2008–2009 годах. Тогда, напомню, государство совокупно потратило около $200 млрд на поддержку экономики; впрочем, львиная доля этих средств осталась в компаниях финансового сектора. Сейчас кризиса пока еще нет, но звоночки такого рода, прямо скажем, не стимулируют надежд на светлое будущее.

В-третьих, деньги у правительства на это, я предполагаю, в наличии. В конце концов, у страны профицитный бюджет, баррель нефти стоит достаточно дорого, идет пополнение резервов, а ЦБ не дает рублю чрезмерно укрепляться. С другой стороны, в таком деле — в оказании господдержки без формально рискованных внешних условий — стоит только начать, как немедленно выстроится очередь из разнообразных «капитанов бизнеса», рассказывающих про то, как им теперь сложно живется, и просящих у казны денежку малую. Соответственно, становится понятной и реакция правительства. Оно отнеслось к инициативе группы «ГАЗ» довольно прохладно, отделавшись дежурными фразами о необходимости детальной проработки сложившейся ситуации. Кроме того, по имеющейся информации, есть надежда, что проблему удастся как-то решить через передачу контроля над этим активом, подобно тому, что произошло с En+.

В-четвертых, нельзя не отметить, что во всей этой истории на первое место вновь вышла санкционная тема. Оказывается (в очередной раз), что они действительно вредят экономике страны, вынуждая обращаться за помощью. Впрочем, об историческом опыте введения санкций и о смене восприятия их российскими официальными лицами я уже писал год назад, поэтому повторяться не будем.

Скорее всего, эта сложившаяся неопределенность в ближайшее время никак разрешена не будет. Ее, вероятно, пустят на самотек, мол, пусть идет как идет, а там посмотрим по ситуации — в конце концов, запрошенная сумма действительно не является неподъемной для бюджета, по крайней мере сейчас. Сейчас скорее резко выросла озабоченность «Роснефтью». Напомню, что недавно мексиканское издание Reuters выпустило на английском языке (то есть для западного читателя) статью, в которой рассказывалось о роли «Роснефти» в продаже венесуэльской нефти индийцам в обход американских санкций. «Роснефть» назвала эти рассуждения и факты ложными и в типично советской риторике присвоила Reuters титул «псевдоагентства», заявив, что намерена добиться «пресечения противоправной деятельности» Reuters на территории России. Что здесь правда, а что вымысел — говорить не берусь, но этот повод может привести к ужесточению санкций уже против самой «Роснефти», что, в свою очередь, породит проблемы более крупные, чем те, что есть сейчас у группы «ГАЗ».

Впрочем, это пока спекуляции, но можно констатировать, что с многократно обещанными экономическими прорывами, рывками и прочими резкими движениями дела идут как-то уныло. ГАЗ — действительно крупный и важный российский автопроизводитель, и он действительно столкнулся с заметными проблемами. Их можно было бы решить через расширение сбыта, но падающие реальные доходы населения не позволяют сделать это рыночным путем, в результате чего приходится обращаться к государству, чья помощь никак не гарантирована.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (23) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
21.04.2019 11:12

Меньше надо куролесить на яхтах со всякими рыбками

  • ПанАлекс
    21.04.2019 10:05

    К сожалению у государства нет таких денег для помощи!
    Если и помогут, то кредитами от госбанков, которые сами в очереди на санкции! Но тяжелая финансовая ситуация предприятий РФ, с резким ростом закредитованности, относится практически ко всем крупным предприятиям РФ. Исключая возможно связанные с экспортом нефти, металлов и прочих ПИ.
    Просто Дерипаска первый из всех об этом заявил публично! Власть всеми способами пытается заткнуть возможный вал заявлений через административное давление и возбуждение уголовных дел в адрес руководителей крупняков. Но как долго еще возможно скрывать масштаб бедствия российской экономики?
    Вот аналитики БО - попробуйте собрать данные по крупнейшим производственным предприятиям, ориентированным на внутреннего покупателя, оборонку и авиационно-космическую отрасль. Вот прошла инфа, что все они стали жить только за счет кредитов и за последние 9 месяцев кредитная нагрузка выросла в разы (а некоторых в десятки)!

    • Булгарин
      21.04.2019 12:49

      А если бы были? Предлагаете раздать им? Еще десятка два миллиардеров родим?! Да, многие лежат на боку. И что? Ведь как раз это и есть результат безудержного выдаивания бюджета страны и глупой приватизации. Предлагаете, еще больше бюджет доить?

      • ПанАлекс
        21.04.2019 16:54

        Я сожалею не о проблемах самого Дерипаски, а о десятках тысяч работников ГАЗа и смежников! Продажи авто упали. Госзаказа в 2019 нет. Закупки оборонной техники снижены по бюджету на 30%, а по факту не финансируются вообще!
        В 2008-2009 гг. Дерипаску, холдинг и Пикалево спасали на льготно-кредитные, включая беспроцентно-бюджетные средства. Сегодня ему предлагают кредиты под высокие проценты в ПСБ и с залогом в 2-3 раза ниже стоимости. Никаких бюджетных средств не дают и даже не обещают (а я утверждаю что не из чего давать, казна пустая). То есть остановка предприятий и прекращение выплат зарплат - реальны. Так же как на тысячах предприятий РФ. Главная серия сериала "Game Over" десятилетия (точнее тридцатилетия), и это не Мстители и Игры престолов, но она приближается к дате показа...

        • Булгарин
          21.04.2019 17:16

          Может вам поглубже взглянуть на проблему. Во-первых, вы постоянно тут пишите о том, какие бездарные руководители тут в республике, как что виноваты они. Понимаю, тут немного все по другому. Но ведь и проблема как раз и в том, что ведя большую политическую игру, имея миллиарды, кстати, намного больше тех из республики, которые попали в Форбс, ничего эти господа не сделали, чтобы ГАЗ встал на ноги реально. А могли бы из своих миллиардов хоть что-то выделить и на развитие своего завода. А так там все импортное, по сути, отверточное производство. Какие-то машины типа Ермак и Атаман, так где- же они? Нашли покупателей, получили прибыль, окупили себя?

          Конечно, можно пожалеть работников. Но вряд ли хватит денег, чтобы всех пожалеть. В таком же положении многие предприятия России. А кто виноват в этом? Неужели опять те же американцы? Это они там покупали яхты и катали рыбок по морям и океанам вместе с чиновниками высшего ранга. Ну, да. У них хватало денег, чтобы финансировать всякие проекты по вмешательству в выборы в США. А теперь вот надо у налогоплательщиков деньги просит, они же такие важные задачи для государства продвигали, Трампа в президенты продвигали.

          • ПанАлекс
            21.04.2019 23:05

            Конечно бездарные руководители, если с нефтью их население беднее соседей, у кого нефти нет!
            Но вы и служители удащливых при обсуждении экономических вопросов внутри РТ постоянно переводите стрелки на Москву. Надо отделять мух от котлет!

  • Анонимно
    21.04.2019 11:02

    так мы в капитализме? Открывайте границу для банкиров - 30 лет западные не могут войти в РФ со своими деньгами... Дерипаска по таким ставкам просто разгонит коллектив и еще полмиллиона нищих обеспечит

  • Анонимно
    21.04.2019 11:12

    Меньше надо куролесить на яхтах со всякими рыбками

  • Анонимно
    21.04.2019 11:57

    Эти санкции будут без конца и по всем странам, миру. Единственный способ устранить США как мирового жандарма-решалу - это уничтожить доллар как мировую валюту. Его печатает ФРС в необходимых (неограниченных) количествах для обеспечения любых, экономических, политических, военных интересов и планов "государства" (фактически - олигархии) США.
    Для потопления доллара нужен "диверсант" не менее гениальный, чем В. И. Ленин, в социально-политической тематике. Таковых на современном горизонте отечественной "элитки" не видно. Текущие формальные лица "при ключевых должностях" - отстой, не действующий в интересах народа..

    • Анонимно
      21.04.2019 14:10

      а что интересы твоего народа заключаются в потоплении кого то это ты из дворовой молодости вынес нгу ну может ты дождешься что тебя и твой народ кто то сам потопит

  • Анонимно
    21.04.2019 12:55

    Друзья смотрите на событие шире... Дерибаска под санкциями США и он потерял хватку по жизни. Девочка которую ему повстречалась рассказала очень многое и главное показала реальные фото и властьимущим что в России что в США стало всё понятно.
    Россия ему не может помочь так как он болтлив и не умеет контролировать эмоции перед женской особью, она его просто вывернула на изнанку как варежку и вытряхнула публично. Он всё рассказал она сняла. Зачем ему помогать? Он прежнюю помощь не оценил и скорее всего выяснится скоро что есть растраты не целевые и помогут предприятию но Дерибаска там не будет.

    В США с ним разговор короткий. Он под санкциями и сам на телефон накричал что вмещивался в суверенный процесс другого государства экономика номер 1 в мире.
    США могут просто купить этот завод только толку нет так как экономика России в кризисе и спрос на продукцию ограничен и падает. Он не стабилен даже.

    Вывод:завод и Дерибаска никому не нужны. Работяги на биржу за пособие это социальные гарантии государства.

  • Анонимно
    21.04.2019 13:08

    Почему народ должен скидываться на заводы по переработке мусора в которых мусор должен преобразовываться во вторсырьё. Прибыль от этих заводов идёт в карман инвесторов.
    Почему мы должны помогать бездарному Дерипаске украшаем завод у народа и теперь просящего подачки из бюджета????
    В России вроде капитализм.
    Помочь нужно но Дерипаска посадить .....

  • Анонимно
    21.04.2019 14:06

    Пусть обращаетсяза помощью по месту регистрации офшора. Заводу можно помочь, но Дерипаску придётся выгнать.

  • Анонимно
    21.04.2019 14:15

    так называемый народ спислся а потом навставался с колен и работать поэтому не может он может только вопить про олигархов пиндосов пятую колонну но этими воплями автомобили самолеты сделать невозможно поэтому постепенно будут банкротиться вся обрабатывающая промышленность в том числе и каз и камаз

  • Анонимно
    21.04.2019 14:22

    Пока Юмашев жив Дерибаску не посадят. Но у Юмащева онкология, он борется но все всё понимают. Далее посмотрим судьбу Олежки... Потом он будет просто проворовавщийся ставленник людей которых уже нет и человеком бросивщий семью и детей в обмен на разгульный образ жизни. Чтобы попольше людей его ненавидели...

  • Анонимно
    21.04.2019 15:04

    Подождите-ка, ведь весь смысл приватизации был в том, что государство не может эффективно управлять собственностью, предприятиями, производством.
    В данном примере, Дерипаска показал что совершенно неспособным является он, значит, нужно его или менять, или возвращать государству собственность.

  • Анонимно
    21.04.2019 15:40

    Пусть Дерипаска продаст свое личное имущество зарубежное и вырученные деньги вложит в завод! Он же там главный акционер. А завод нужно спасать обязательно, но только не этого олигарха!

    • ПанАлекс
      21.04.2019 16:56

      если он под санкциями, то даже продать нормально не может!

      • Булгарин
        21.04.2019 19:14

        Да, все очень просто. Государство национализирует завод, как завод-банкрот, а затем после санации выставляет на продажу через тех же американцев. Во-первых, санкции введены по отношению к самому Дерипаска и к его активам, но не к государству. Затем, государство страхует продажу завода своими активами, но при этом выставляет какие-то условия для покупателя. Вполне допустимо, чтобы часть завода, которая занята военной продукцией будет отделена и передана другой компании, чтобы не возник конфликт интересов.

        Примерно так.

        • ПанАлекс
          21.04.2019 23:11

          санкции введены в адрес и множества оборонных предприятий, несмотря на то что они не частные а как бы гос.
          В списках же готовящихся санкций против "друзей Путина" - члены правительства, депутаты, директора госконцернов и даже "гос"банков!
          Так что эти заводы и задаром амерам не нужны как "токсичные активы". Все, решение принято даже несмотря на многолетние действия верхушки РФ в пользу США.

  • Анонимно
    21.04.2019 23:27

    Мы должны внедрить на наших предприятиях систему постоянных улучшений. Если мы застываем, то на следующий день мы теряем, проигрываем с точки зрения положения на рынке, эффективности производства.

    Олег Дерипаска
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/421692

    я чёт не понял, из какого послания автор статьи выдернул эти слова про систему постоянных улучшений?!
    Как помню, ГАЗовцы в 2005 году вошли в систему улучшений, называемое КАЙДЗЕН!

    • Анонимно
      22.04.2019 07:04

      Журнал "Человек дела", Новосибирск, сентябрь 2016. Гугл в помощь.

    • Анонимно
      22.04.2019 12:10

      23:27 Система поощрения изобретательства, рационализации, "внедрения" новой техники существовала на всех предприятиях с более или менее сложной технологией и выпускаемой продукцией. Современные нувориши не внесли ничего методологически нового в это дело. Вся соль заключается в справедливой защите авторских прав и выплате вознаграждений всех видов, включая премирование.
      Теперь мы наглядно видим, что в существующей социально-экономической системе не обеспечиваются не только благосостояние большинства населения, но и научно-техническое совершенствование реального производства. На гипертрофированном спекулятивном финансовом секторе страна может только приехать к полной деградации и распаду.

      • Анонимно
        22.04.2019 21:46

        12:10.
        с какого колхоза вас ветром занесло? я автору кинул претензию (про 2005 год), он ответил (про 2016 год). фсё. Тобишь, Для меня данный времЕнной лаг, навскидку, показал застойную позицию Дерипаски по системе постоянных улучшений.
        А, что касаемо вашего словесного набора, - отвечу коротко: для познания моральной удовлетворённости , Кайдзен - это кайф! Для познания финансовой удовлетворённости, Рационализация (с последующим патентованием) - это круто!
        Без обид:-)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль