Общество 
29.04.2019

«Карьерный скандал» в Больших Ключах: «Мы тут родились. А им не жалко, цель – обогатиться!»

В Зеленодольском районе протестуют против планов устроить у Волжско-Камского заповедника карьеры добычи песка и огромный коттеджный поселок

«Все против карьера и строительства домов. Мы не отступим!» — кипели страсти в Больших Ключах в минувшую субботу. Раскопать песчаный карьер в 35 га на бывшей совхозовской земле намерен один из королей госзаказа РТ, а застроить коттеджами 430 га земли собирается девелоперская компания «МИК». Глава поселения разводит руками: земли-то частные! А в перспективе маячат еще и интересы фирм Роберта Мусина, в руках которых 1,8 тыс. гектаров… В деталях скандала разбирался «БИЗНЕС Online».

Уже второй раз откладываются публичные слушания по генплану Большеключинского сельского поселения. Население возмущено планами новых собственников земель Уже второй раз откладываются публичные слушания по генплану Большеключинского сельского поселения. Население возмущено планами новых собственников земель

СКАНДАЛ В переходной ЗОНЕ ВОЛЖСКО-КАМСКОГО биосферного ЗАПОВЕДНИКА: ОХРАНЯЕТСЯ ЮНЕСКО, НО НЕ РОССИЙСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ?

Уже второй раз откладываются публичные слушания по генплану Большеключинского сельского поселения. В рамках этого проекта поменяют статус более 460 га земли близ границ Волжско-Камского биосферного заповедника. Для сравнения: площадь самого заповедника, который является строгим природным резерватом, всего лишь в 21 раз больше (примерно 10 тыс. га). Последний раз слушания намечались на субботу, но их тоже внезапно отменили. Тем не менее жители села Большие Ключи Зеленодольского района собрались у дома культуры.

Местный ДК встретил их закрытой дверью. Не было и главы поселения Зуфара Гатауллина. По телефону на громкой связи он сообщил жителям, что уехал в деревню Ивановское, где произошла авария на водопроводе. «А вы там зачем? Вы что, сантехник?», «Народ требует! Народ надо уважать!» — с разных сторон кричали в трубку.

461,3 га собирается перевести под индивидуальную жилую застройку девелоперская компания МИК. А возле деревни Маевка на участке в 35 га собираются добывать песок 430 га собирается перевести под индивидуальную жилую застройку девелоперская компания «МИК». А возле деревни Маевка на участке в 35 га планируют добывать песок

Население возмущено планами новых собственников земель. 430 га собирается перевести под индивидуальную жилую застройку девелоперская компания «МИК». А возле деревни Маевка на участке в 35 га планируют добывать песок. Все земли в частной собственности, но находятся они в переходной зоне Раифского участка Волжско-Камского биосферного заповедника. Переходную зону биосферного резервата официально признают в ЮНЕСКО, однако в российском законодательстве границы зоны не установлены. Главный раздражитель — карьер, хотя, конечно, и новое соседство в виде коттеджного комплекса жителей тихого уголка совсем не радует. 

«Мы уже больше полутора лет боремся против карьера, а сейчас к нам хотят присоединить массовую застройку, — выразила общее мнение житель села Малые Ключи, кандидат технических наук, инженер-архитектор Вероника Галеева. — От этого пострадает заповедник, так как нарушится его гидрологическая система. Поля, которые хотят перезонировать, обеспечивают сбор талых и дождевых вод, текущих по оврагам и рекам в заповедник».

Вероника Галеева: «Мы уже больше полутора лет боремся против карьера, а сейчас к нам хотят присоединить массовую застройку» Вероника Галеева: «Мы уже больше полутора лет боремся против карьера, а сейчас к нам хотят присоединить массовую застройку»

Жители также считают, что из-за разработки карьера глубиной 12 м речка Сопа (приток Волги второго порядка) перетечет в него. Нарушится уровень грунтовых вод, из-за чего есть опасения исчезновения воды и в скважинах существующих поселений. Местные активисты уже организовали сбор подписей против активного освоения данных земель, имеется более 1 тыс. подписей жителей Большеключинского и соседнего Раифского сельского поселения.

— Все против карьера и строительства домов! Мы не отступим! — сказала Люция Шарипова, занимавшаяся сбором подписей.

— Мы тут родились. А им не жалко! Их цель — обогатиться! — добавила жительница поселка Садовый Вера Орлова.

— Как только так называемые бизнесмены и власть соединяются вместе, так после них остается развал и убожество, испоганенная среда, — говорила Валентина Чекалова.

Люди хотели одного — запретить строительство карьера и домов на сельскохозяйственных землях. «Прекратить продажу сельхозугодий!» — прокричал со стороны мужчина. Другой предложил работать на этих землях, но его заявление не так поняли и сначала посчитали провокатором. «На карьере собрался работать?» — спросила его пожилая участница схода. Он объяснил, что там надо не карьеры рыть, а пахать и сеять… На этом острота момента упала.

Зуфар Гатауллин: «Пока все вопросы не будут решены, делать ничего не будем! Они же еще в прошлом году хотели копать» Зуфар Гатауллин: «Пока все вопросы не будут решены, делать ничего не станем! Они же еще в прошлом году хотели копать»

РАЗРАБОТКУ ГЕНПЛАНА ПРИТОРМОЗИЛ ВЕРХОВНЫЙ СУД, А САМ КАРЬЕР УМЕНЬШИЛСЯ ИЗ-ЗА ОХРАННОЙ ЗОНЫ ГАЗОПРОВОДА

Спустя полчаса ко входу ДК подъехал и глава поселения. Выслушав все недовольства населения планируемым переводом земли, Гатауллин сообщил, что слушания отменились в связи с тем, что действующий генплан 2014 года был признан Верховным судом РТ недействительным. Это затормозило процесс создания нового проекта генплана (он во многом основывается на действующем сейчас). В первый раз проект нового генплана планировали обсудить на слушаниях в конце 2018 года, но тогда их также отменили.

— А вы с людьми по-человечески не хотите встретиться и объяснить? Путин встречается! А вы убежали! — говорили недовольные.

— Лучше бы Сталин взялся за дело! Все бы вверх ногами торчали бы здесь! — решительно сказали с другой стороны.

— Пока все вопросы не будут решены, делать ничего не станем! Они же еще в прошлом году хотели копать, — ответил Гатауллин на вопрос о том, что исполком поселения намерен делать дальше.

— Вы против карьеров или за них? — задали вопрос главе.

— Если… — начал было отвечать Зуфар Равкатович, но люди просили его уточнить, за он или против. — Нужно строить дороги, — нашелся, наконец, Гатауллин. 

Ну, в общем, следует понимать, что глава — за. 

Площадь лицензионного участка 35,14 га, глубина карьера переменная — от 8 до 12 метров, ширина разработки 582 м, длина 750 м. Площадь карьера по верху — 358,3 тыс. кв.м, по низу — 316,2 тыс. кв. м. Площадь лицензионного участка — 35,14 га, глубина карьера переменная — от 8 до 12 м, ширина разработки — 582 м, длина — 750 метров. Площадь карьера по верху — 358,3 тыс. кв. м, по низу — 316,2 тыс. кв. метров.

Коротко о параметрах карьера: площадь лицензионного участка — 35,14 га, глубина карьера переменная — от 8 до 12 м, ширина разработки — 582 м, длина — 750 метров. Площадь карьера по верху — 358,3 тыс. кв. м, по низу — 316,2 тыс. кв. метров. Запасы песка оцениваются в 2,5 млн куб. метров. Продолжительность периода добычи — 51 год. На сходе выяснилось, что площадь разработки карьера ложится на проходящую по его территории охранную зону газопровода, из-за чего в проекте генплана площадь разработки сократили до 25 гектаров.

«Вы на чьей стороне?» — раздался новый вопрос, на который глава поселения ответил, что он с народом и все решит сход (видимо, он имел в виду публичные слушания). Впрочем, согласно законодательству, результаты слушаний носят рекомендательный характер. Поэтому, даже если все проголосуют против, решение о новом генплане все равно может быть принято. 

Гатауллин же сообщил, что движение по принятию генплана приостановлено как минимум на месяц. Документ отправлен на доработку. Глава поселения под конец общения поддержал идею жителей провести новый сход по вопросу генплана через месяц.

Согласно законодательству, результаты слушаний носят рекомендательный характер. Поэтому, даже если все проголосуют против, решение о новом генплане все равно может быть принято Согласно законодательству, результаты слушаний носят рекомендательный характер. Поэтому, даже если все проголосуют против, решение о новом генплане все равно может быть принято

ЗА РАЗРАБОТКУ КАРЬЕРА НА БЫВШЕЙ ЗЕМЛЕ «ТАТАГРОЭКСИМА» БЕРЕТСЯ один из КОРОЛей ГОСЗАКАЗА

По словам Гатауллина, участок под разработку песка в аренде у ООО «Волгадорстрой». А земли, которые планируют перевести под ИЖС, принадлежат девелоперской компании «МИК». Глава во время схода неоднократно говорил, что земли частные, но ни одно постановление не принимается без решения республиканских министерств и компетентных органов.

Разработкой песка около полутора лет назад планировало заняться ООО «Нерудстром» в качестве арендатора земли, принадлежавшей Булату Хамзину (сын экс-управляющего филиала Россельхозбанка в Татарстане Раиса Хамзина). Хамзин-младший являлся одним из кредиторов ЗАО «Татагроэксим», которым владели супруга бывшего замглавы минсельхоза РТ Фарида Хамзина (28%), Альберт Галлямов (27%), брат главы минфина РТ Ринат Гайзатуллин (5%), а также правительство РТ в лице дочерних компаний (40%). Банкротная процедура, начатая по инициативе Россельхозбанка в отношении этого ЗАО, продолжается по сей день.

ООО «Нерудстром» в 2017 году получило согласование на перезонирование земли отделом геологии и лицензирования по РТ (Татнедра). В 2014-м компания оформила лицензию на пользование участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности. Срок лицензии — до 2069 года. Позднее «Нерудстром» (по данным базы «Контур.Фокус», компания за 2017-й имеет нулевые финансовые показатели) передал все лицензии и согласования ООО «Волгадорстрой» Олега Иванова (владеет долей в 67%) и Айрата Минуллина (33%). У этой организации на территории Большеключинского поселения располагается завод, ООО находится на первом месте среди частных компаний по объемам госзаказа в РТ. По данным «Контур.Фокус», только в 2017 году выручка предприятия составила 2,6 млрд (рост 47%), а чистая прибыль — 41,5 млн рублей.

Технический проект месторождения строительного песка еще по заказу «Нерудстрома» был подготовлен в 2014 году фирмой «Геомарксервис». В нем расшифровывается понятие «разработка карьера», которое включает в себя совокупность работ по обустройству (горно-капитальные работы и вскрытие), эксплуатации и рекультивации карьера. Эти технологические этапы неразрывны, постоянно чередуются либо производятся параллельно, так как объединены во времени и пространстве карьера технологической цепью операций.

Но Галеева, как и ученые КФУ (в их числе, по ее словам, известный эколог, профессор Нафиса Мингазова), расшифровке этого понятия не доверяет, утверждая, что имеющихся экспертиз и исследований недостаточно. Они носят поверхностный, реферативный характер. Эксперты считают, что у проекта карьера нет полной оценки воздействия на окружающую среду.

Жителей беспокоит и то, что разработка карьера повлияет на подземные воды Зеленодольского месторождения для водоснабжения ЖК «Салават купере» и Осиново Жителей беспокоит и то, что разработка карьера повлияет на подземные воды Зеленодольского месторождения для водоснабжения ЖК «Салават Купере» и Осиново

ПОЗИЦИЯ МИНЭКОЛОГИИ РТ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ УЧТЕНЫ

По сути, всю бумажную работу для «Волгадорстроя» выполнил «Нерудстром». Он, например, получил от министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ положительное заключение о переводе земель за подписью замминиста Ришата Хабипова. «Но с учетом оплаты убытков сельхозпроизводства, затрат на биологическую рекультивацию нарушенных земель и возврата земель в состоянии, пригодном для сельхозиспользования», — говорилось в ответе ведомства.

В марте 2018 года минприроды РФ рассмотрело коллективное обращение жителей села Бело-Безводное о возможных нарушениях природоохранного законодательства вблизи Волжско-Камского заповедника. В ответе сказано, что, по информации ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник», используемый «Нерудстромом» земельный участок расположен за пределами территории заповедника и его охранной зоны. Вместе с тем, по мнению представителей заказника, добыча полезных ископаемых на данной территории может привести к увеличению транспортной нагрузки на автодорогу, проходящую по его местности. Также заповедник заявляет о необходимости проведения экспертных исследований по воздействию добычи полезных ископаемых на гидросистему заказника. Эта информация была передана ФГБУ в ответ на запрос Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в рамках проведения проверки исполнения природоохранного законодательства.

Минэкологии РТ в ответ на обращение жителей сообщило об отсутствии возможного влияния разработки карьера (месторождения Маевское) на гидрологическую систему и в том числе озера заповедника. Ведомство также заявляет, что участок размещения месторождения находится за пределами границ заказника и его охранной зоны. «Однако в проекте разработки Маевского месторождения учтены рекомендации по охране окружающей среды, в том числе с учетом нахождения месторождения вблизи границы заповедника», — сообщается в письме за подписью министра Александра Шадрикова.

Отвечая на вопрос о возможном воздействии на озера Раифское, Белобезводное, Ильинское, Линево, Гнилое и Шатуниха, в минэкологии отметили, что абсолютные отметки водоносного горизонта на участке разработки песка составляют 67–75 метров. Абсолютные отметки поверхности озер следующие: 63,2 — Раифское, 64,4 — Белобезводное, 65–70 — Шатуниха, 65 — Гнилое, 67,4 — Линево.

«Очевидно, что разработка карьера не затрагивает водоносный горизонт, который может иметь гидрологическую связь с озерами Раифского заповедника», — говорится в ответе минэкологии РТ. В ведомстве заявляют о значительной удаленности участка от озер.

Жителей беспокоит и то, что разработка карьера повлияет на подземные воды Зеленодольского месторождения для водоснабжения ЖК «Салават Купере» и Осиново. Этот аргумент, видимо, имеет целью показать социальную значимость проблемы для густонаселенных территорий, а не только для сельской местности. Но в минэкологии заявляют, что месторождение строительного песка находится за пределами водоносных слоев и границ третьего пояса зоны санитарной охраны проектного (Западного) водозабора.


«ТАМ ПРОСТО ВСЕ ЗАГАДИЛИ!»: что не нравится сельчанам НА ЗЕМЛЯХ МИКА И при чем тут роберт мусин

А вот земли, которые планируют перевести под ИЖС, принадлежат девелоперской компании «МИК» (она же развивает в соседнем Раифском сельском поселении коттеджный поселок «Лесное озеро» и ряд других крупных проектов в ближайших к Казани районах РТ). «Вам нравится то, что там происходит?» — спрашивали у Гатауллина. Он честно признался, что нет. Жители наперебой кричали, что бывшие сельхозземли там нарезали по 6 соток, а активное строительство убило природу. «Там просто все загадили!» — кинули они в лицо главы. 

ООО «ДК „МИК“» показало в 2017 году при выручке в 14,4 млн чистый убыток в 3 млн рублей. Компания была ликвидирована в январе 2019-го, но еще в 2018 году было образовано ООО со схожим названием — ООО «Дк „Мик“» (его финансовые показатели пока не опубликованы).

Но это не все. В планах есть разработка еще одного Восточно-Соловьевского карьера. Он планируется на пяти земельных участках общей площадью 211 гектаров! Гатауллин на вопрос нашего издания заявил, что в генплане данного карьера нет. Впрочем, жителям ранее стало известно, что для геологического изучения недр этого участка ООО «Ресурснедр» ранее получило лицензию. По данным базы «Контур.Фокус», компания за последние несколько лет имеет нулевые финансовые показатели.

Земельные участки Восточно-Соловьевского карьера были приобретены после начала процедуры банкротства ЗАО «Татагроэксим» фирмой «Реал Истэйт». Последняя имеет близкое отношение к империи Роберта Мусина и с мая 2017 года сама находится в стадии банкротства. В 2018-м Россельхознадзор заявлял, что на первом месте в Зеленодольском районе по неиспользованию земель сельхозназначения находится именно «Реал Истэйт» (1802 га), а на втором — «Татагроэксим» (648 га).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (129) Обновить комментарииОбновить комментарии

Необходимо навести порядок в переводе сельскохозяйственных земель в земли промышленности и жилищного строительства.
Существующее положение дел таит в себе неограниченные коррупционные риски.

  • Необходимо навести порядок в переводе сельскохозяйственных земель в земли промышленности и жилищного строительства.
    Существующее положение дел таит в себе неограниченные коррупционные риски.

    • Анонимно
      29.04.2019 09:41

      Разве Хамзин не осуждён?

      • Анонимно
        29.04.2019 10:06

        Осужден, уже вышел по амнистии, дважды банкрот (РОПР и лично).
        Полный набор "честного предпринимателя и руководителя".
        Теперь участвует в "благоустройстве" нашего сельского поселения.

        • Анонимно
          29.04.2019 11:55

          Он еще и Россельхозбанк республиканский успешно разбазарил.
          Вот оттуда и земли в руках его сына.
          Людям в паи ничего не выдали, а земли как-то тихо перекочевали
          в карманы семьи Хамзиных.
          Уверены, правоохранители этим еще займутся.
          Не республиканские, так федеральные.
          Жители больше молча наблюдать это не согласны.
          Теперь уже делаем все, что необходимо!

    • Анонимно
      29.04.2019 11:01

      поздно уже
      до Камы все разделили и продали

      • Анонимно
        29.04.2019 12:37

        Возможно "предел поделенного мира", в чьих то интересах. И даже на Дальнем Востоке проданы земли. Но. Частная собственность неприкосновенна и охраняется законом.

        • Анонимно
          29.04.2019 13:27

          Не надо забирать частную собственность! Надо применить государственные экономические рычаги, обязать строить в рамках градостроительной норм, и лендлорды сами всё отдадут!

      • Анонимно
        29.04.2019 13:24

        Нестрашно! Теперь важно создать экономические условия для того, чтобы возвращали, то что "нахапали непосильно" и ещё уговаривали забрать!

    • Анонимно
      29.04.2019 16:35

      Дербышки Тахир уже ничто не спасет

  • Стреляли
    29.04.2019 08:20

    Перевод сельскохозяйственных земель в иную категорию для последующего использования в коммерческих целях по действующему законодательству в нашем регионе осуществляется только через Кабинет министров! Без согласования таких телодвижений на самой верхушке татарстанского истеблишмента движение в этом вопросе невозможно!

    • Анонимно
      29.04.2019 08:56

      А вы предполагаете что не согласуют? Для своих все согласуют, им бы только как-то в генплан изменения внести. Глава поселения не зря ведь обмолвился что дороги нужны, значит зелёный свет обеспечен.

      • Стреляли
        29.04.2019 10:56

        Так в том и дело, что принципиальное одобрение уже есть, началась стадия реализация, глава поселения исполняет.

  • Анонимно
    29.04.2019 08:23

    Сельхоз земель в Татарстане много и не все обрабатываются 100%. А земли близкие к Казани в полне оправдано переводить в ИЖС. Люди хотят строить дома и проживать со своими семьями, вполне логичный и правильный процесс.

    • Заповедник и без того испытывает большую антропогенную нагрузку. Поэтому чем больше там вокруг жилья, тем хуже для режима заповедника. Другое дело, что это именно вокруг, и интересы биорезервата вступают в противоречие с интересами собственников, которым надо капитализировать свои территории.

      • Анонимно
        29.04.2019 09:08

        Дмитрий, внесите пожалуйста поправку в статью:
        "В рамках этого проекта поменяют статус более 460 га земли близ границ
        Волжско-Камского биосферного заповедника."
        Не поменяют, а ХОТЯТ, ПЛАНИРУЮТ ПОМЕНЯТЬ, а мы этого не дадим.
        Мы, жители, полны решимости остоять свои земли и свою окружающую среду!

        • Да, чего это мы, в самом деле... С другой стороны - "в рамках этого проекта". ПРОЕКТА )))

        • Анонимно
          29.04.2019 10:55

          Это не ваши земли, это частная собственность. Можете скинуться и выкупить их у законных собственников.

          • Анонимно
            29.04.2019 11:06

            Это совершенно не означает, что собственники
            могут делать на этих землях все, что захотят.
            Изучите действующее (хотя оно и не всегда
            реально действующее) законодательство.
            А потом будете советы раздавать :))

          • Может проще понудить "законных" собственников соблюдать режим землепользования и не использовать сельхоземли под карьеры и ижс около заповедника

            • Почему они не могут использовать их так, как хотят - в соответствии с назначением? Переведут в ИЖС и под карьер, и... Все же будет законно.

              • Анонимно
                29.04.2019 12:38

                Потому что прежде чем реализовывать свои "хотелки" на земле, нужно подумать, а что на этой земле останется после моей деятельности. После карьеров и массовой застройки здесь останется куча мусора и нечистот, погибнет живая природа, пока еще справляющаяся с натиском городского образа жизни.
                Здесь природа и люди живут несколько иначе, чем в городе. На эти земли сейчас приехали люди, которые натерпелись городского беспредела. У этих людей есть желание и потребность сохранить природу, развивать сельское хозяйство, растить детей в экологически чистом месте, а им под носом хотят устроить промышленный район.

                • Можно мне чуть-чуть побыть "адвокатом дьявола"?

                  Получается, я покупаю участок земли, хочу домов построить кучу. Поселить там людей, желающих жить в гармонии с природой! Так же, как вы имеете желание растить детей в экологически чистом месте - я хочу, чтобы мои покупатели имели точно такую же возможность.

                  Но тут вы приходите и говорите: стоять! Мы тут живем, нам тут хорошо. А ты тут лишний и твои покупатели нам тут не нужны. Пусть они живут в другом месте в гармонии с природой )

                  Ну и получается: вы, значит, там не губите живую природу, а я вот с моим коттеджным городком непременно ее погублю?

                  И в каком законе написано, что вы правы, а я нет!

                  • Анонимно
                    29.04.2019 14:14

                    Благодарю Вас, Дмитрий, за такую роль!
                    Направление мыслей - допустимое.
                    Мы, жители здешних мест, не против организации в этих местах поселений, которые позволят людям жить в гармонии с природой. Мы даже всячески за такие проекты, как Родовые поместья, к примеру, или хотя бы предоставления желающим возможность приобрести здесь большие земельные участки и жить здесь, как сельчане (своими огородами и садами), а не как горожане со своими парковками и канализациями. МИКовцы же здесь хотят напилить участки по 6 соток (они так уже сделали в Лесном озере, то же самое и в Северной Раифе), на которых можно уместить только дом и гараж. Такое - не для здешних мест! Такие посёлки оправданы только в урбанизированных районах, с развитой инфраструктурой. Это надо понимать.

                    • Согласен, места-то благословенные. Дорога неширокая, да еще по заповеднику! И сажать на нее большой поток - это усиление антропогенного влияния на него. Не говоря уж про отсутствие садиков и школ в Больших Ключах.

                  • Если вы купили сельхозземлю, никто вам не будет препятствовать сеять и убирать. Если же захотите там ферму построить, будут ограничения - санитарная зона и т.д.
                    Что касается перевода в земли промышленности или же ИЖС - здесь затрагиваются интересы соседей (не только санитарная зона, тут и дороги, инфраструктура и т.д.), муниципалитета, государства. Поэтому, что хочу то делаю не проходит изначально

                    • Тахир, ну так давайте согласно закону!

                      Выносится на публичные слушания. А потом творится все что угодно владельцу в милом согласии с местными властями.

                      "Хотелки" соседей - это их личные "хотелки". Так вам любой собственник скажет.

                      • Анонимно
                        29.04.2019 15:19

                        Хотелки соседей в развитых и демократических странах имеют основополагающее значение при принятии решения об использовании земель.

                        К пример в Германии и США вы ничего не построите если жители живущие рядом с вашим участком будут против его застройки в целях строительства промышленного объекта или многоквартирной и многоэтажной застройки.

                      • У нас все законы несовершенны

                  • Анонимно
                    29.04.2019 14:50

                    Дмитрий, если Вы соблюдаете градостоительные нормы и делаете всё "для людей"- современные коммуникации, дороги, благоустройство и инфраструктуру, то Вы правы!!! Здесь же предпосылки для "всё наоборот! Землю продают с "обещалками" на лицо с сомнительной юридической структурой... Землю продают физики, а обещания с "БЫ" на юрике. Здесь разговор о конкретном проекте...

          • Анонимно
            29.04.2019 11:40

            Пока им разрешено сеять и убирать зерновые

          • Анонимно
            29.04.2019 13:46

            10:55, смешной такой. :-)) Придёт завтра "матрос с винтовкой", и быстренько от всего откажетесь. :-))
            п.с. согласно законодательства РФ у вас есть только ПРАВО на эту землю, но сама земля вам не принадлежит.

            • Анонимно
              29.04.2019 18:10

              Такой бредовой интерпретации закона я ещё слышал))) Спасибо, насмешили.

          • Анонимно
            29.04.2019 14:02

            тут еще большой вопрос, как эти бывшие совхозовские земли попали в их руки? Насколько законно там прошла приватизация?

  • Анонимно
    29.04.2019 08:51

    Но не ценой нарушения экосистемы и гидрологии биосферного резервата ЮНЕСКО,
    за который Республика Татарстан несет ответственность.
    Других мест полно!

    • Анонимно
      29.04.2019 14:10

      Зеленодольск стал с нынешним главой чем то скандальным. Что не день то скандал. Может поменять главу. Бывших ментов не бывает

  • Анонимно
    29.04.2019 08:51

    Для того чтоб не было спекуляций и коррупции в земельных вопросах надо не запрещать а разрешать перевод любой земли в земли для ИЖС.Когда любой человек сможет купить любой понравившийся участков а владелец продать его без всяких заморочек цена участков упадёт до минимума потому что не найдётся столько покупателей на землю.Зачем человек будет платить по 50-150 тысяч за сотку когда все вокруг будут продавать землю.Все эти земли в своё время нахапали в расчёте на спекулятивную выгоду при продаже а вот её то и не будет.

    • Анонимно
      29.04.2019 09:07

      Пусть покупают и строят, сколько хотят, но в заповедных местах такого быть не может и не будет, если " верх" согнется под купюрами только.

    • Сельхозземли вы можете покупать и продавать, но без права переводить в другую категорию, как вам вздумается.
      Если же собственник решил перевести сельхозземлю, например в ИЖС, государство с этим согласилось, собственник должен заплатить в бюджет разницу в рыночной стоимости. Тогда спекуляция землей и коррупция будут ограничены.

      • Анонимно
        29.04.2019 15:52

        Государству перед тем как согласиться переводить в ИЖС не помешало бы узнать:
        Первое- согласны ли жители близлежащих поселков на то, чтобы им подселили котеджников,
        Второе - как будут трудоустроены вновь прибывшие горожане, которые не смыслят в сельском хозяйстве.
        Третье - о том, что местные жители готовы сами развивать сельхозземли, только дайте!

        • Анонимно
          29.04.2019 16:22

          Вся коммерция на переводе земель из одной категории в другую спадет на нуль, если маржа от перевода будет поступать в казну.
          Пока она будет делиться между собственниками и чиновниками, проблему не решить.

    • Анонимно
      29.04.2019 11:37

      не всё так просто как Вам кажется. 1. Перевод в ИЖС автоматически влечет ответственность исполнительной власти по инфраструктуре. 2. зоны с ограничениями тоже предлагаете таким образом переводить?

    • Анонимно
      29.04.2019 11:47

      Ерунду не говорите! Продавать и покупать можно разрешать только в спланированных градостоительных единицах! Запретить хаотичную застройку и продажу!

      • Анонимно
        29.04.2019 12:53

        Хаотично нам привычно. Ген план не работает. Это вопрос к администрации района. Или они ни при чем как всегда.

        • Анонимно
          29.04.2019 13:02

          Это больше всего и удивляет! То, что называют этим "поселком" является попыткой "спекуляции" землёй и мошенничеством в особо крупном размере. "Шинковка" земельных участков, которые размежеваны и оформлены на физ лиц, под видом "централизованной застройки".Никаких обязательств застройщика, сплошное "БЫ" в документах.

    • Анонимно
      29.04.2019 14:13

      На продаже земли многие живут и процветают.
      Они не создадут избытка предложения.
      Многие землевладельцы ещё и ифтары проводят на деньги о́т продажи земли, хотя в Коране считается грехом продажа и покупка земли.

  • Анонимно
    29.04.2019 08:57

    У меня дом в Ивановском. Скважина. Что то водопровод я там не наблюдал.

    • Анонимно
      29.04.2019 12:08

      Непонятно какой вопрос по воде в тот день Гатауллин поехал решать в д. Ивановское, вместо того, чтобы прийти на встречу с жителями, которую он сам же и назначил.

  • Анонимно
    29.04.2019 09:10

    Сначала пустили туда асфальтовый завод, который убил всю дорогу через Раифу. Причем первый год дорогу делали, сейчас только ямочный ремонт. В совхозе Бело Безводного ЗМК обосновался. Фуры постоянно катаются. И сейчас только карьера не хватает!

    • Анонимно
      29.04.2019 10:01

      Чей холодильник в белобезводном где базируется ЗМК??

  • Анонимно
    29.04.2019 09:18

    Опять эти семейки на слухи,что хотят то и делают! По пробуй где нибудь в центральной части РФ такое провернуть...

    • Анонимно
      29.04.2019 11:46

      Пробуют и в больших масштабах.

    • Анонимно
      29.04.2019 11:49

      Причем здесь семейки? Вся центральная часть РФ в подобной хаотичной застройке. Требуйте упорядочить застройку! Какой смысл кричать ради крика?!

  • Анонимно
    29.04.2019 09:23

    У нас тысячи гектар уже заросли деревьями.Ещё тысячи гектар ежегодно для отчёта засевают всякой дрянью чтоб потом не убирая перепахать.И всё только для того чтоб потом продать по спекулятивной цене.А хлеба ежегодно собирают столько что девать некуда.Поэтому надо снять запрет на продажу земли для строительства.И не будет лезть народ тогда ни в какие заповедники.Мы же не в Японии живём.У нас вся зелёная папка знаменитая состоит из афёр с землёй.Надо выбить почву для махинаций с землёй и сразу дышать станет легче.

    • Анонимно
      29.04.2019 11:10

      "Чтобы перепахать" - о существовании седератов вы слышали когда нибудь? И что по вашему "дрянь"?
      "для отчета засевают всякой дрянью" - насколько нужно быть самовлюбленным дилетантом, чтобы писать такую чушь...

    • Анонимно
      29.04.2019 11:20

      Надо не застраивать сельхоз земли, а национализировать, если они не используются, законная процедура есть. И сажать лес заново. Дышать не чем, леса не осталось

  • Анонимно
    29.04.2019 09:59

    Опять Хамзин. опять Мусин..сколько еще "скелетов в шкафу"

  • Анонимно
    29.04.2019 10:08

    Получается все с Мусина началось? Все эти земли были когда то ему (его фирмешкам) переданы? Может назад откатить, признать сделки незаконными? Тем более уг дело на него присутствует. И пусть потом нынешние собственники с ним бодаются.

    • Анонимно
      29.04.2019 11:10

      Мы, жители, обязательно и этот вопрос будем поднимать.
      Причем, если не найдем правды и справедливости в Республике,
      готовим пакет документов для федеральных правоохранительных органов,
      Госдумы РФ и Аппарата Президента РФ.
      Удалось же остановить Зиганшина с его незаконными намывами песка.
      Остановим и этих.
      Будем биться до победы!

      • Анонимно
        29.04.2019 11:53

        К сожалению или нет, частная собственность охраняется Конституцией России.

        • Анонимно
          29.04.2019 12:11

          Это в том случае, когда эта частная собственнасть приобретена честным, законным путем. И используется в соответствии с действующим законодательством, законно.
          Вот пусть правоохранители и разберутся внимательно во всех деталях нашей ситуации.
          А жители обеспечат внимание к проблеме :))

          • Анонимно
            29.04.2019 12:50

            12.11 Внимайте. По всей России частная собственность приобретена честным путем, притом самым честным и законным.

        • Анонимно
          29.04.2019 17:24

          к 29.04.2019. 11:53. Не путайте недра с метровым поверхностным слоем земли. На недра нет частной собственности - федеральная собственность. Вот и появились региональные лихачи " карьеристы", купившие у дяди Федьки лицензии на недропользование. Они уже рыскают не только у зеленодольской Раифы, так же хотят все перерыть в Арском районе, на истоках реки Казанки и иссушить благоустроенные родники вблизи заповедных Арских лесов. Как тут не вспомнить крыловского хряка, не ведающего, чьи жрет плоды.........

      • Анонимно
        29.04.2019 12:07

        Молодцы! Полная поддержка активистам от жителей Татарстана!

      • Анонимно
        29.04.2019 12:11

        Не отступим, однозначно! И мы докажем и покажем горе-чиновникам, как должна выглядеть земля, как на ней должны цвести сады и колоситься рожь, как на ней радостно должны жить люди!

  • Анонимно
    29.04.2019 10:25

    что вообще происходит? В ключах - коттеджи и карьер, в дербышках - трассу, а кто о людях-то подумает?

  • Анонимно
    29.04.2019 11:06

    опять МИК?
    опять массовый перевод земли с/х ?
    Кто же этому потворствует, почему это все проходит так безнаказанно?

    • Анонимно
      29.04.2019 11:50

      Никто не потворствует. Наоборот, противостоят...

    • Анонимно
      29.04.2019 12:49

      Им разрешено даже дорогу делать по верх чужого газопровода в Пестречинском районе!

    • Анонимно
      29.04.2019 13:43

      как получилось, что у этой компании столько земли в разных районах республики?
      кто ей помогает?

  • Совсем совесть потеряли, как можно около заповедника устраивать карьеры и гектаами тыкать ижс.

    Нельзя допускать подобного, купили сельхозземли, пусть занимаются сельским хозяйством

  • Анонимно
    29.04.2019 11:17

    Все то же. Что по МСЗ наплевать на интересы люлей, главное бизнес. Денег хапнуть и свалить в лучшие места..

  • Анонимно
    29.04.2019 11:31

    Гатауллин Зуфар постоянно увиливает и искажает факты. То ли не понимает, что происходит, то ли... Заявляет, что участок под карьер сократили до 15 га! Это неправда. Согласно текстовым и графическим материалам проекта генерального плана Большеключинского сельского поселения, который выложен в общем доступе на сайте ФГИС ТП, участок под карьер имеет площадь 25 га.
    Имея такой низкий уровень осведомлённости, главе поселения не стоит заявлять, что все лицензии и документы на разработку карьера и генерального плана в целом - в порядке!

  • Анонимно
    29.04.2019 11:38

    Никто не хочет рядом с собой мусоросжигательный завод, песчанный карьер и т.д.
    Вопрос только - где добывать песок для строительства? Или строить не будем?

    • Анонимно
      29.04.2019 12:14

      Огромное количестов песка осталось в результате незаконных намывов Зиганшина. Совсем рядом. Можно брать там.
      Заодно будет произведена очистка от этого песка водно-болотных территорий, являющихся местами гнездования перелетных птиц.
      Сразу две пользы - и песок и спасение Волги.

      • Это чужая земля и чужой песок. С какой радости кто-то должен его отдавать? Что там можно сделать "заодно", это знаете ли должно быть сделано по желанию собственника этой земли. А не по вашим "хотелкам".

        Хотя логически вы, наверное, правы: хочется справедливости!

    • Анонимно
      29.04.2019 12:24

      Добывать песок следует в местах, которые геологически и гидрологически обоснованы. Это следует делать вдали от населённых пунктов и уж тем более от биосферного заповедника, резервата ЮНЕСКО!
      Также должны быть обоснованы причины необходимости песка, как строительного материала, к примеру.В нашей республике вообще песок не по назначению используют - берут и засыпают могучие реки, убивают их флору и фауну.

    • Анонимно
      29.04.2019 13:15

      Благо в республике есть сотни участков для добычи песка и десятки участков в акватории Волги, Камы и других рек. Этих запасов более, чем достаточно на десятки лет вперёд а заповедник (подобно волжско-камского) у нас на всю республику один.

      Как можно ради какого-то карьера (даже ради Волгрдорстроя и г-на Сафина) и ижс для МИК рисковать экосистемой заповедника.
      ???
      Может хотя бы около заповедника не будем ради "шкурных" интересов рисковать и ради очередных котельных посёлков "пилить" земли.

    • Анонимно
      29.04.2019 13:24

      А почему никто не строит МСЖ рядом с коттеджами в элитных поселках, типа боровых? Раз это не вредно?

  • Анонимно
    29.04.2019 12:02

    Сколько можно проворачивать эти аферы с переводом сельхоз земель под ИЖС? Почему прокуратура спит?

  • Анонимно
    29.04.2019 12:03

    В тех местах, где планируется карьер между Малыми ключами и Маевкой, уже сейчас постоянно видим лосиную семью. Что с ними будет, когда начнет работать тяжелая техника, появиться новая дорога до карьера, и с большой вероятностью уйдет вода из речки! А по некоторым прогнозам может и лес засохнуть если грунтовые воду уйдут!

    • Анонимно
      29.04.2019 12:27

      Здешние места вообще уникальны! всего в 20-ти км от мегаполиса природе удалось утаить в своем заповедном уголке свои бесценные богатства. Это место нужно охранять с особым трепетом! А не пускать под ковши экскаваторов!

  • Анонимно
    29.04.2019 12:03

    Эти земли на границе с Марий Эл и там леса могут пострадать. Осушение болот может произойти.

    • В минэкологии РТ с вами, кажется, не согласны... Будете убеждать?

      • Анонимно
        29.04.2019 14:17

        В мин экологии даже министр не эколог, их не переубедить.

      • Анонимно
        29.04.2019 14:32

        Ну, если их не беспокоит судьба миллионов комаров то да. Там еще муравьиные тропы))) Убеждать не буду. То был сарказм.
        Удивляюсь, как у нас умеют создавать проблему из вопросов решаемых законодательством в рабочем порядке.

      • Анонимно
        29.04.2019 14:36

        В госсовете на общественных обсуждениях национального проекта "Экологии" 23.04.2019г. члены инициативной группы "Защитники заповедной земли" имели возможность озвучить проблему о необходимости защиты Волжско-Камского резервата ЮНЕСКО. Председатель Рабочей группы Ларионова Татьяна Петровна поддержала эту инициативу и советовала Шадрикову А.В. не забывать о том, что Республика Татарстан несёт обязательства перед международной организацией ЮНЕСКО. Предполагаю, что в момент формирования отписок на обращения жителей по поводу опасений за местную природу, Шадриков, также как и в госсовете, не успел вспомнить о значимости здешних мест.

      • Анонимно
        29.04.2019 14:37

        Вы считаете, что в Минэкологии всегда правы?
        И всегда объективны?
        И всегда неангажированы?
        Общаясь с ними по нашему вопросу, мы, активисты Больших Ключей, однозначно убеждены в обратном.
        Доказательства готовы предоставить в развернутом, документированном виде.
        Главное, опубликуйте! :))

        • О, ну что вы. Есть всего лишь позиция минэкологии, почему бы не привести ее? А если у вас есть доказательства ангажированности в суммах, счетах и фамилиях, так вы их прокуратуре и следкому не забудьте предъявить. То, что мы с вами тут пишем, не основание для возбуждения дел.

          • Анонимно
            29.04.2019 15:12

            Да, Дмитрий.
            Мы в настоящее время занимаемся подготовкой всех документов.
            Причем не только для республиканских, но и для федеральных правоохранителей.
            С вашей помощью справедливость и закон все же восторжествуют хотя бы в нашем частном случае :))

  • Анонимно
    29.04.2019 12:08

    Как не обсуждалось ,на государственном уровне ,о постоянном захвате банками паевых земель, фиктивное банкротство колхозов и других собственников (подложных фирм) для захвата земель под коммерческие интересы, так беспредел и продолжается. Хотят заработать легкие деньги, за счет наших недр и хитрых махинаций и родственных связей!

  • Анонимно
    29.04.2019 12:24

    С машиной добывающей миллионы бороться всегда трудно, но если не вставать на борьбу всем нородным миром скоро детей будем выгуливать на помойке в противогазах....если вообще будет кого выгуливать в ближайшем будущем.

  • Анонимно
    29.04.2019 13:01

    Карьер 35 га ! у нас в Займище 600 га песка засыпал ПСО Казань,приезжай ,бери открытым способом чистый песок речной: протоки промоем ,Волгу освободим.

    • Предлагаете ограбить Зиганшина? Ну, то есть, нарушить закон, отобрать частную собственность - если это его песок )

      • Анонимно
        29.04.2019 14:29

        Дмитрий!
        Водные объекты согласно действующего законодательства (ВК РФ, ст. 8) находятся в федеральной собственности.
        Песок, поднятый со дна водного объекта никак не может быть его собственностью :))
        Этот вопрос требует конечно правового урегулирования, но никак не с Зиганшиным, который незаконным образом намывал песок с целью создания вновьобразуемых земельных участков в границах водного объекта (р.Волга), нанося при этом еще и ущерб окружающей среде.

        • Я думаю, что у Зиганшина найдутся какие-то аргументы. Ну, например, какая-нибудь лицензия на добычу и складирование песка где-нибудь на берегу. Режим водохранилища допускает такие вещи.

          И то, что он там складировал (и если складировал - не могу утверждать!), не значит, что вы вправе все это куда-нибудь увезти да еще получить с этого прибыль.

          • Анонимно
            29.04.2019 15:16

            Да, как уже упоминалось выше, вопрос вывоза этого песка конечно требует правового урегулирования.
            И пристального исследования на предмет источника и законности добычи песка Зиганшиным :))

          • Анонимно
            30.04.2019 08:58

            У Зиганшига один аргумент - то, что он Зиганшин! И этот аргумент главный!

  • Анонимно
    29.04.2019 14:01

    Позиция Министра экологии РТ Шадрикова А.В. вообще не понятна. Он пытается скрывать, на сегодняшний момент, очевидные вещи: и то, что карьер с массовой застройкой планируют организовать над крупным месторождением подземных вод, прикрываясь санзащитными зонами Зеленодольского Водозабора, которые не пересекаются с указанными участками, хотя это совершенно разные вещи; он забывает о том, что заповедник является биосферным резерватом ЮНЕСКО, и карьеры с ИЖС планируются в его охранной переходной зоне; пытается оправдать необдуманную (а возможно и не совсем законную) выдачу лицензии на разработку Маёвского карьера.

  • Анонимно
    29.04.2019 14:12

    Люди поддержите, иначе скоро все засрут вокруг Казани, итак уже везде одни дома и таун хаусы, на природу выйти некуда. Скоро природы вообще в Казани не останется. В Раифе заповедник, там действительно красивые места, и зверье водится, с приходом промышлености-это шум, машины, масло бензин, грязь - все погибнет, один из последних уголков живой природы Казани потеряем . А этим всем по фиг им бы лишь "бабла" побольше срубить

  • Анонимно
    29.04.2019 15:20

    "Моя хата с краю..." Пока мы, граждане, живем по этому принципу - чиновники будут чувствовать свою безнаказанность. Нам надо признать свою вину, что именно мы своим бездействием позволили им обнаглеть. Вину признать и начать исправляться. Иначе повезет как страусу: "Чем глубже голова страуса в песке, тем беззащитнее его пятая точка"!

  • Анонимно
    29.04.2019 16:07

    Ни в коем случае, Компании "МИК" не давать добро на выделение земель! Все земли вокруг водоохранных зон забирают с грандиозными обещаниями, а по фату обман и загрязнение, засорение, заиления водного объекта и истощения его вод,

    • Анонимно
      30.04.2019 08:56

      МИК уже огромный поселок рядом с Раифой распродал!
      А ему все мало!

      • Анонимно
        30.04.2019 09:24

        Там не поселок а хаотический бомжатник без инфраструктуры:
        нет дорог и дорожек, нет мест для сбора и вывоза мусора,
        никогда не будет газа и воды.
        Вся природная среда полностью изуродована и загажена.
        Варварство читстй воды ...

  • Анонимно
    29.04.2019 16:25

    В нашей д.Сабанче Альметьевский район, уже 10 лет идёт незаконная добыча песка и щебня!
    24 мая приезжал прокурор из Казани даже не заехал к нам, мы его приглашали всем селом!!! На приёме он сказал что карьер законный, а как он может быть законным если Министерство экологии отозвало лицензию , а Добыча всё ещё продолжается?!!!

    • Анонимно
      29.04.2019 17:03

      Продолжайте бороться, привлекайте юристов,
      пишите во все инстанции, привлекайте, СМИ,
      обращайтесь в федеральные органы ...
      Одними переживаниями проблему не решить.
      Поднимайтесь, это ваша земля. в ней ваши предки лежат!
      Они вам помогут, только поднимайтесь!

    • Анонимно
      29.04.2019 19:09

      у вас там второй карьер планируется, прямо около вашей деревни, раз в 10-15 больше чем старый. держитесь

  • Анонимно
    29.04.2019 19:57

    Если строительство этого карьера нарушает закон, то почему бы просто не строить его?! Найти другие варианты!

  • Анонимно
    29.04.2019 20:00

    Всегда все решают деньги, это очень печально! Ведь на кону жизни животных заповедника. Если действительно уйдет вода, нарушится экосистема!

  • Анонимно
    29.04.2019 20:06

    Очень жаль что жителям приходится бороться за справедливость. Разве этим не должны заниматься соответствующие органы?!
    Второй лик власти...Несовпадение интересов.

  • Анонимно
    30.04.2019 10:35

    Как коренные жители данного места живем на родовом гнезде(бабушки наши в подполье после родов послед свой зарывали),и тут никого не спрашивая хотят всё разворошить! Ну раздайте вы эти земли тем,кто хочет заниматься сельским хозяйством,элементарно сееть,покос делать! Ну не варварски же это всё убить! Мы молодые и хотим трудиться,жить на земле,а не в мертвой среде! У каждого есть выбор где жить,и мы выбрали этот! Хотя у нас нет тех условий,которые присутствуют в городе!

  • Анонимно
    30.04.2019 11:11

    Для тех ,кто хочет срубить деньги продавая землю, нужно просчитывать риски и обращаться к истории.Мои дедушки и прадедушки разрабатывали эту землю, каждая семья бесплатно выкорчевывола деревья, выравнивая поля.Нам с кровью привили Любовь к родной земле!А сейчас просят Нас отойти в сторону и наблюдать!Здесь проживает особый народ, со своей историей и особым менталитетом и не считать их мнение?!Попробывали бы они в каком нибудь районе Чечни не посчитаться с мнение старейших!?Учитывать надо мнение населения, это не просто люди, а люди с большой буквы!любящие свою землю и готовые за нее бороться!

  • Анонимно
    30.04.2019 13:10

    Мы за будущее наших детей, почему не думают власти о будущем ? Хотя очень хотят , чтобы голосовали за них

  • Анонимно
    30.04.2019 17:50

    Не пора ли снова принять декрет о земле и национализировать ВСЕ земли России?

  • Анонимно
    1.05.2019 23:19

    пара моментов:
    «Лесное озеро» - на территории Кургузинского СП, а не Раифского
    при переводе земель возле Маевки с государством поделились 50% для передачи многодетным? при чем, это же было негласное правило при переводе и в пром и в ИЖС...
    куда смотрит налоговая? как так легко закрыли фирму и открыли с таким же названием?
    а вы посмотрите ещё на соседнее Большеякинское СП - там официальная площадь Больших Яков сопоставима с Зеленодольском. тихо и красиво там все провернули.
    если так посмотреть правде в лицо, эти земли же вообще не плодородные. Там только сено сеять и скот пасти, ну буферная зона, да. Сколько помню, никогда с этих земель нормального урожая не было...
    с другой стороны, столько сразу земельного налога в местные бюджеты упадёт, хотя с нашей системой бюджетного выравнивания, думаю, что сельским поселениям от этого в итоге ни тепло ни холодно...

    • Анонимно
      2.05.2019 16:56

      К земле грамотный подход нужен, тогда на ней будет урожай. Вы правы, для массового перевода в ИЖС в этих местах нет никакого обоснования. А уж в промышленность - тем более. По поводу Раифского а не Кургузинского поселения - да, описка.
      Кроме того - эти новые посёлки технически уже сейчас невозможно газифицировать, ГРС не справляется. А здесь еще 430 га планируют в ИЖС перевести. Новым жильцам об этом, конечно, никто не скажет, они будут обмануты. Канализацию здесь сделать тоже нельзя будет, так как под планируемыми посёлкам расположено крупнейшее в Поволжье месторождение подземных вод. Так на какие условия здесь хотят пригласить новых 20 000 человек?! Не говоря уж о том, что инфраструктура Большключинского поселения не предусмотрена для такого массового расселения и промышленности (карьеров). Всё это напоминает мошенические схемы. Только жажда наживы. И никаких других причин в планируемом генплане нет.
      А ведь еще это переходная зона биосферного резервата ЮНЕСКО!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль