Машиностроение 
8.05.2019

«Они постоят у ворот и уедут»: Александр Гомзин «заперся» в обнимку с «Альтаиром»

Жизненно необходимый российской армии проект большого боевого беспилотника опять срывают. Кто виноват: ОКБ им. Симонова или военные?

«Первый полет мы планируем примерно на май-июнь», — рапортовал в декабре замминистра обороны Алексей Криворучко, когда проект тяжелого БПЛА отобрали у ОКБ им. Симонова и передали в казанское подразделение Уральского завода гражданской авиации. Как выясняется, к делу даже не приступали. Александр Гомзин, даже будучи под следствием, разработками не делится. Информированные источники «БИЗНЕС Online» не исключают, что никакого задела нет, а военным, курирующим тему, невыгодно это признать.

ОКР «Альтиус О», которую с конца 2014 года вело ОКБ им. Симонова минобороны прекратило досрочно, объяснив это систематическим затягиванием сроков и хищением выделенных денег ОКР «Альтиус О», которую с конца 2014 года вело ОКБ им. Симонова, минобороны прекратило досрочно, объяснив это систематическим затягиванием сроков и хищением выделенных денег Фото: SteSus85, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

ЕЩЕ НЕМНОГО И…

Тяжелая карма, похоже, довлеет над проектом по созданию первого в России большого боевого беспилотника, который вот уже 8 лет идет в Казани. Казалось бы, осенью 2018 года все решили: тему забрали у «плохого», сорвавшего все сроки и вообще сделавшего непонятно что, ОКБ им. Симонова и передали рвущемуся в бой обособленному подразделению Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) в Казани, подконтрольного банкиру и собственнику ряда ВПК-предприятий Виктору Григорьеву, который, в свою очередь, близок к руководству «Ростеха».

Заместитель министра обороны Алексей Криворучко по итогам визита в столицу РТ сообщил: «По проекту „Альтиус“ (а непосредственно беспилотник называется „Альтаир“ — прим. ред.) есть небольшое отставание, но мы сейчас его будем наверстывать, потому эта работа точно будет выполнена. Первый полет планируем примерно на май-июнь уже в обновленной комплектации». Под последним, видимо, имелись в виду облегченный планер, новые двигатели и готовая целевая нагрузка. Однако, как сообщили источники «БИЗНЕС Online», ни в мае, ни в июне, ни даже в ближайший год ничего этого не будет.

Напомним, опытно-конструкторскую работу (ОКР) «Альтиус О», которую с конца 2014 года вело ОКБ им. Симонова (ей предшествовала начавшаяся в конце 2011 года научно-исследовательская работа (НИР) «Альтиус М»), министерство обороны прекратило досрочно, объяснив это систематическим затягиванием сроков и хищением выделенных на программу государственных денег (генерального директора — главного конструктора ОКБ Александра Гомзина обвиняют в мошенничестве, злоупотреблении полномочиями и нецелевом расходовании бюджетных средств).

По данным источника, с УЗГА был заключен контракт на новую НИР, которую планировалось завершить уже в ноябре 2019 года. Столь короткий срок был обусловлен тем, что ОКБ передаст уральцам весь свой научно-технический задел (НТЗ) — научно-техническую, конструкторскую, технологическую, эксплуатационную, программную, нормативную документацию, стенды и опытные образцы комплекса с несколькими БПЛА.

Алексей Криворучко: «Есть небольшое отставание, но мы сейчас его будем наверстывать, потому эта работа точно будет выполнена. Первый полет мы планируем примерно на май–июнь уже в обновленной комплектации» Алексей Криворучко: «Есть небольшое отставание, но мы сейчас его будем наверстывать, потому эта работа точно будет выполнена. Первый полет мы планируем примерно на май-июнь уже в обновленной комплектации» Фото: kremlin.ru

ГОМЗИН ПРАВ?

Однако не тут-то было. По словам источника, несмотря на многочисленные уведомления от военных, руководство ОКБ передало лишь вторичные по ценности материалы, а, к примеру, основная оснастка и конструкторская документация на изготовленные образцы БПЛА остаются у симоновцев. «Представители УЗГА приезжают, постоят у ворот и уедут, — говорит собеседник. — Поэтому уральцы не могут начать работу». При этом, что любопытно, обвинения с шефа ОКБ никто не снимал. По словам источника, из СИЗО Александр Владиславович отпущен под подписку о невыезде благодаря ходатайству адвоката и минпромторга РТ.

Причем источник говорит, что в данной ситуации Гомзину ничего предъявить невозможно. Дело в том, что министерство обороны до сих пор не остановило выполнение ОКР в ОКБ, не создало комиссию по расторжению контракта, не договорилось о фактически понесенных бюро затратах. «Гомзин говорит военным: давайте все посчитаем и после этого расторгнем все договорные обязательства, — указывает источник. — Стороны должны составить протокол фактических затрат, комиссия — проверить их экономическую обоснованность». От минобороны в ответ — ни звука. И здесь к военным возникают большие вопросы.

По словам источника, спецкомиссия минобороны провела инвентаризацию ОКР, но сделала это формально: просто констатировала наличие того или иного «пункта» без анализа его содержания, качества. «Да, написано, что есть какой-то узел, но работает ли он — ни слова», — констатирует собеседник. Он предполагает, что военные хотят скрыть факт того, что принимали у бюро невыполненные работы, и фактическое отсутствие реально достигнутых НТЗ — главная причина затягивания передачи результатов ОКР в УЗГА. «Если бюро их и передаст, не факт, что в них есть что-то полезное», — говорит источник.

Руководство ОКБ передало лишь вторичные по ценности материалы, а основная оснастка и конструкторская документация остаются у симоновцев Руководство ОКБ передало лишь вторичные по ценности материалы, а основная оснастка и конструкторская документация остаются у симоновцев Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОТ МИНОБОРОНЫ НЕТ ВООБЩЕ НИКАКОЙ РЕАКЦИИ»

«БИЗНЕС Online» предложил прокомментировать эту информацию директору обособленного подразделения УЗГА в Казани Рамилю Ахмадееву, но ответа не получил. Гомзин также не отреагировал на наши вопросы. Кое-что прояснил источник «БИЗНЕС Online» в ОКБ.

По его словам, ОКБ им. Симонова передало в УЗГА задел, созданный на 1–3-м этапах ОКР, принятый и оплаченный военными. «Переданы материальные ценности, в том числе беспилотник в летном состоянии, наземные пункты управления, общей стоимостью более 3 миллиардов рублей», — говорит источник. Собеседник подтвердил, что выполнение контракта приостановлено с последующим прекращением, но сам он не расторгнут, комиссия по расторжению не создана. «Контрактная документация устанавливает порядок расторжения контракта и прекращения работ исполнителем в случае приостановления по инициативе заказчика выполнения этапа, начатого исполнителем, однако до настоящего времени эти условия не выполнены, — констатирует наш источник. — Фактические затраты в адрес минобороны предъявлены еще в 2018 году, однако до настоящего времени от министерства нет вообще никакой реакции — двусторонний протокол фактических затрат, который направлялся ему на согласование, не подписан».

Собеседник категорически не согласен с версией о том, что никакого НТЗ не существует. «ОКР были приостановлены на этапе государственных совместных испытаний, когда уже было проведено несколько полетов с аэродрома Казанского авиационного завода, — указывает он. — Согласно акту инвентаризации, учтено более 15 200 позиций».

Добавим, что ранее Гомзин и источники «БИЗНЕС Online» в ОКБ отвергли обвинения в срыве сроков и заявили, что все этапы НИР и ОКР сдавались заказчику вовремя. Также они подчеркнули, что действия минобороны по инвентаризации НТЗ с односторонним прекращением ОКР на этапе летных испытаний не выдерживают даже поверхностной критики и проводятся с нарушением нормативных требований и контрактных обязательств заказчика.

Спецкомиссия минобороны провела инвентаризацию ОКР, но сделала это формально: просто констатировала наличие того или иного «пункта» без анализа его содержания, качества Спецкомиссия минобороны провела инвентаризацию ОКР, но сделала это формально: просто констатировала наличие того или иного «пункта» без анализа его содержания, качества Фото: «БИЗНЕС Online»

«…ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ МАЛОРЕАЛИСТИЧНЫМ С САМОГО НАЧАЛА»

Также источник в ОКБ заверил, что минобороны и УЗГА, рассчитывая за счет перетягивания специалистов ОКБ им. Симонова, вывода НТЗ и щедрого бюджетного финансирования продолжить развитие проекта, ничего не добьются. Чтобы дело сдвинулось, необходимо решение системных задач интеграции новейших технологий, методологии и инфраструктуры проектных работ, нужно понимание идеологии проекта и постановка задач, начиная с предприятий-соисполнителей до сотрудников головного разработчика. Собеседник указал, что УЗГА — это не более чем завод по ремонту авиадвигателей и лицензионной сборке иностранных вертолетов и беспилотников.

Сомнение в компетенциях УЗГА в беседе с «БИЗНЕС Online» высказал и ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов. «История работающего над созданием БЛА „Альтаир“ казанского ОКБ имени Симонова за последний год уже имела так много увлекательных подробностей, что в принципе не приходится удивляться тому, что и ее продолжение не менее занимательно, — прежде всего отметил он. — Называвшиеся ранее представителями госструктур планы довести комплекс до ума силами нового исполнителя едва ли не за год представлялись малореалистичными с самого начала. Не исключаю, что подобные привлекательные для заказчика сроки были заявлены Уральским заводом гражданской авиации для того, чтобы перетянуть к себе этот затянувшийся проект из ОКБ. Вместе с тем не вполне понятно, на чем основывалась вера министерства обороны в реальность данных сроков, ведь в портфолио УЗГА пока не было ни одного реализованного собственного проекта БЛА».

Непонятен еще один момент. Казалось бы, Гомзину, находящемуся под серьезным прессингом, надо соглашаться на все и уж в любом случае не конфликтовать с могущественным заказчиком. Однако мы видим нечто противоположное. «Думаю, Гомзину терять нечего — уголовное дело в отношении него продолжается, факт остается фактом: деньги выводил, коллектив, который занимался „Альтиусом“ (а это почти 100 человек), от него ушел на Уральский завод гражданской авиации, вот он и мстит — дескать, пусть у УЗГА тоже не получится», — полагает источник.

Косвенно с таким выводом согласен и Федутинов. Он отметил, что бездействие минобороны позволит Гомзину улучшить переговорные позиции в некоем возможном торге, но вряд ли результат для него будет существенным. Эксперт подчеркнул, что в этой ситуации потери несет не ОКБ, не УЗГА, а только минобороны, не получившее желаемую беспилотную систему.

Если бы вы распределяли гособоронзаказ, на что бы выделили деньги в первую очередь?
10%На флот
16%На стратегическую авиацию
17%На беспилотники
17%На ракеты
20%На шпионов
19%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.05.2019 08:07

посадите за штурвал ту22м робота Алешу, и вот вам готовый супер пупер беспилотник))) можно отчитаться об освоении миллиардов и просить еще денег.

  • Анонимно
    8.05.2019 08:07

    посадите за штурвал ту22м робота Алешу, и вот вам готовый супер пупер беспилотник))) можно отчитаться об освоении миллиардов и просить еще денег.

  • Анонимно
    8.05.2019 08:17

    У Пелевина есть классная книжка про беспилотники - "Зенитные кодексы Аль-Эфесби". От прочих книг позднего Пелевина отличается в лучшую сторону.

  • Анонимно
    8.05.2019 08:24

    У американцев за каждый военный заказ борются как минимум 2-3 фирмы.И всё открыто.А у нас втихаря своим и нашим а потом и результат получают никакой.А ведь ещё на стадии когда эти деятели ездили у немцев движки и планер покупать надо было от них отказываться чтоб деньги в трубу не вылетели.

    • Анонимно
      8.05.2019 09:08

      А у нас оптимизируют фирмы в одну по принципу кота Леопольда. Видимо так тише. Деньги любят тишину. Разобраться тоже некому, везде блатные "свои и наши". И поручить выполнение работы скоро будет некому, останутся одни дефективные менеджеры с родственными связями. Замкнутый круг получается.

    • Анонимно
      8.05.2019 09:20

      А кто виноват что не осталось этих фирм, и заводы один за одним закрываются. Вон возьмите Силикон, КЗСК, Аммонию скоро конец наступит с таким подходом, Кама кристалл и это только в Татарстане, а по России что делается...

    • в Калифорнии среди звезд голливуда живет парень который работая инженером на заводе придумал некий механизм позволивший владельцу с экономить сотни миллионов долларов. За свое изобретение он получил 40 млн доллров. Теперь соседствует с Ричардом Гиром и Дженифер Энистон!
      а что у нас?? мог получить такой гений??
      Максимум 15 тыщ Рублей к новогодней премии!

  • Анонимно
    8.05.2019 08:45

    ну разгромили тему... кому стало лучше - банкиру или конструктору Гомзину? Явно стало хуже в фактической обороне, но не у военных чиновников - они не отвечают за железо... за железо отвечает голова Гомзина... банкир ничего не потерял - репутация сохранилась... - классика перехвата компетенций некомпетентными из офшора на Кипре...

    • Анонимно
      8.05.2019 11:10

      Очень уж сомнительное определение "Гомзин конструктор"..

      • Анонимно
        8.05.2019 14:54

        Ну Вы в курсе, конечно же. Никто не сомневается в Вашей компетенции

        • Анонимно
          8.05.2019 15:28

          Гомзин кончил КАИ по специальности 0536 "Динамика полета" и имеет квалификацию инженер-математик. Кстати, КАИ никогда не готовило конструкторов, да и сейчас не готовит. Нет ни одного выпускника с дипломом инженера-конструктора, только инженеры-механики (самолетостроение, ракетостроение и т.д.) Конструкторов готовило МАИ и КуАИ.

  • Анонимно
    8.05.2019 08:51

    А что хотели? Советские кадры заканчиваются, а молодые и талантливые инженеры уехали или просто занялись бизнесом, в нашей группе тоже было несколько очень толковых и перспективных ребят и никто из них не пошел работать по специальности, а смысл? Если студентам, приехавшим на практику на Ижевский радиоприбор, предлагают устроиться на завод после окончания и вуза и дают оклад 15 тысяч на первое время, да это было несколько лет назад, но и сейчас я думаю они предлагают не более 25, о чем может быть речь? Это все последствия последствия неумелого управления страной, где главная цель властьимущих набить свои карманы, построить дом на Рублевке, купить виллу в Италии, отправить детей учиться в ненавистные штаты.

  • Анонимно
    8.05.2019 09:10

    Армия должна развиваться КОМПЛЕКСНО - невозможно выделить что-либо одно. Нужен и ВМФ и ВКС и сухопутные войска и РВСН и т.д.
    И беспилотники нужны. Тем более, что как показывают все прошедшие войны, наблюдение из космоса, со спутников наблюдения, в тактическом режиме у нас не получается.
    Вроде спутники везде висят, а движущиеся военные колонны постоянно натыкались на засады.

  • Анонимно
    8.05.2019 09:21

    Меня в "новой" России удивляет настырное и глупейшее желание все делать с"0"; ведь еще в 70-х годах подобные БПЛА штамповались специализированными предприятиями сотнями в месяц! Но "нормальные герои всегда идут в обход"

    • Анонимно
      8.05.2019 10:44

      Очевидно, что технологии 70-х годов устарели. От БПЛА требуется длительное нахождение в воздухе, что в свою очередь влечет необходимость применения легких высокопрочных материалов. Небольшие размеры беспилотника делают его трудной мишенью для обнаружения и поражения, соответственно нужна миниатюризация оборудования.

  • Анонимно
    8.05.2019 09:26

    вообще-то дело касается миллионов жителей РФ и их безопасности.... если народ ( через депутатов) направил свои собранные по миру деньги на нужную в обороне штуку..., а тут началась суета, по итогам которой нужная штуку не появляется - у народа как бы возникает недоумение: Гомзин не умеет делать работу и новые аппараты, или банкир на Урале на оснастке Гомзина быстро нашлепает фюзеляжи, привезет немецкие моторы и поднимет в воздух боевые машины тысячами штук ( если немцы моторы свои на Урал отдадут - своих-то моторных инженеров не стало)... все же на Кипре ближе к Израилю, но народ про это не догадывается ... планы обороны были лишними?

  • Анонимно
    8.05.2019 09:42

    Сроки работ ОКБ Симонова не срывало. Контракт расторгнут на этапах лётных испытаний, которые были объединены решениями самого заказчика Минобороны РФ. То, что проект «затянувшийся» - это клевета. На самом деле на четыре года был затянут проект компании Кронштадт

  • Анонимно
    8.05.2019 09:53

    победили те, кто продает иностранные беспилотники в Россию

  • Анонимно
    8.05.2019 10:23

    Если завтра война, мы будем не в состоянии сделать то, что сделал СССР в 1941 году, мы не можем передать производство в мирное время, а наладить выпуск опытной техники на переброшенном оборудовании за несколько тысяч километров, с рабочими от 14 лет, нет нам не стоят бояться США, мы сами быстрее закончим со своей страной.

    • Анонимно
      8.05.2019 16:13

      И по лендлизу нам уже никто ничего не даст, со всеми разругались.

  • Анонимно
    8.05.2019 10:29

    Позор правительству! С такой “поддержкой” предпринимательства и научных разработок-мы скатываемся в пропасть !
    У нас в РФ поддерживают только Чемезовых, Сечиных и Ротенбергов.

  • Анонимно
    8.05.2019 11:13

    всем рулят господа с двойным гражданством, когда деньги от МО уходят в офшоры?

  • Анонимно
    8.05.2019 11:16

    Схлестнулись интересы нескольких центров влияния. Идет позиционная война. Насчет "укрепления позиции" стрелочника Гомзина: УЗГА имеет тактическую "отмазку" по срыву обещанных сроков - Гомзин же саботирует. А Гомзину есть за что сидеть. Похоже, сядет, если на то будет указание свыше. Тогда следом и Лачугин. Будем посмотреть.

    • Анонимно
      8.05.2019 11:49

      Единственное, что там "схлеснулось" - это отсутствие качества их разработок.

  • Анонимно
    8.05.2019 11:21

    Есть такой депутат от Татарстана Хайров Р.Ш. ( в прошлом начальник Налоговой Инспекции РТ) , член комитета по обороне ГД РФ. Пристроил зятя к исполнению Гос. Заказа по ударному беспилотнику . Итог ; у ВКС РФ до сих пор нет ударного беспилотника , а у дочьки депутата дворец под Лондоном за 30 000 000 фунтов стерлингов.
    Газета "Комсомольская правда ".
    Выводы делайте сами.
    БО , как пропустить ?

    • Анонимно
      9.05.2019 07:51

      Вы, похоже, в школе не учились. «ДочЬ», но «доЧка». Понятно, что с таким уровнем «грамотности» на дворец Вам не заработать. А вот Хайров пишет без ошибок.

  • Анонимно
    8.05.2019 11:52

    Саша, тебе терпения и сил. КАИ-пуп земли!!!!!

  • Анонимно
    8.05.2019 12:22

    Уникальный прецедент в новейшей истории России - отобрать сложный, в техническом плане, ОКР и передать другой фирме. Однозначно, данный шаг затянет выход серийной машины. А получится или нет довести до ума машину с щедрым финансированием банкира, кадровым составом бывшего "ОКБ "Сокол" и заделом ОКРа - покажет только время.
    По моему скромному мнению - шаг был неразумный. Скорее всего, по моим догадкам, решили связи приближенного к власти.

    • Анонимно
      9.05.2019 20:22

      "Задел" ОКРа от ОКБ "Сокол"- это семь коробок из под ксероксной бумаги, набитые макулатурой. Не потрудились даже придать формальную видимость научно-технических отчетов. Видимо, в страшной спешке имитировали объем работ. Как они умудрились подобную туфту протащить через военную приемку? Остап Бендер позавидовал бы Гомзину.

  • Анонимно
    8.05.2019 14:50

    И снова одни предположения и анонимные источники!))
    Хоть бы что интересного и всамомделешного написали, а не вот эту воду мутную.
    А вапще молодцы, такие статьи как-то объединяют! Все заинтересованные люди анонимно комменты под ними пишут!)))

  • Анонимно
    8.05.2019 16:34

    Измена !

  • Анонимно
    8.05.2019 21:15

    Как пацифисту и космополиту по убеждениям, мне до лампочки до ваших страстей по вооружению. Воруйте, жируйте, лопайтесь. (Как вариант ответа на опрос).

  • Анонимно
    8.05.2019 21:45

    Как-то не правильно это, или разработки или уголовное дело?!

  • Анонимно
    8.05.2019 21:45

    да что ж такое. Свои БПЛА есть у Китая, Ирана, Турции. Почему в России сколько лет не могут сделать свой БПЛА ?

  • Анонимно
    9.05.2019 07:54

    Печально

  • Анонимно
    9.05.2019 17:53


    попросить у Лукашенко - он производство бпла у себя поставил на конвеер, а вось и с РФ поделится, если
    продажу молочки перестанут прессовать, да и нефть чистую дадут....

  • VasiliyTerzi
    10.05.2019 23:56

    Точно знаю, сам отвечал за развитие БПЛА в Казани, что только казанские фирмы ОКБ им. Симонова и Эникс имеют необходимый опыт разработки БПЛА в РФ (это порядка 20 лет НИР и ОКР), ГИПО только за 20 научилось разрабатывать и создавать соответствующую тепловизионную аппаратуру. Только полные дебилы думают, что передача всех КД и ТД позволит новой фирме освоить производство за меньший срок, чем 20 лет упорного труда инженеров, конструкторов и ученых.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль