Культура 
12.05.2019

«Никто бы на телевидении не позволил, чтобы дочку Алсу убрали. Лобода пыталась...»

Педагог родом из Казани услышала будущую звезду «Голос. Дети» Ержана Максима на свадьбе в казахстанском Уральске и убедила подать заявку на ТВ-шоу

Куратором талантливого юноши Ержана Максима, «народного» победителя шестого сезона «Голос. Дети», на проекте была известный педагог по фортепиано Фира Исаева. В интервью «БИЗНЕС Online» выпускница Казанской консерватории рассказала о невероятном таланте 11-летнего мальчика, расцвете татарской эстрады во времена Фикрята Табеева, зарплатах в музыкальных школах и театре им. Джалиля, от которого «веет провинциальностью».

Фира Исаева; «Я не могла упустить Ержана. По своей природе я такой человек, который, видимо, призван находить талантливых детей, их поддерживать, направлять, а потом отходить в сторону, отдавая в руки профессионалов» Фира Исаева: «Я не могла упустить Ержана. По своей природе я такой человек, который, видимо, призван находить талантливых детей, их поддерживать, направлять, а потом отходить в сторону, отдавая в руки профессионалов» Фото: Алексей Белкин

«КАК МОЖНО, ЧТОБЫ РЕБЕНОК С ТАКИМ ГОЛОСОМ ПЕЛ НА СВАДЬБАХ?»

— Фира Фаридовна, вы были куратором Ержана Максима, ставшего главной звездой шестого сезона телешоу «Голос. Дети». Расскажите про вашу историю знакомства с ним.

— Я познакомилась с Ержаном в начале ноября 2018 года в Казахстане, в городе Уральске, куда была приглашена в качестве члена жюри конкурса имени Назиба Жиганова. В перерывах между прослушиваниями члены жюри обедали в ресторане. Там я впервые услышала Ержана. Из ресторана вдруг услышала, что поет ребенок. Голос звучал так, что у меня волосы встали дыбом. Даже сейчас, вспоминая, у меня мурашки по телу. Я спросила у члена жюри Эльмиры Амировой: «Кто так поет? Это запись?» Она ответила: «Это Ержан. Слышали о нем? Знаете его? А вот папа стоит, он может ответить на вопрос, что тут делает его сын».

Я продолжала слушать, было интересно, дотянет ли Ержан определенную ноту или нет. Дотянул. Это было невероятно! Папа ответил, что Ержан поет на свадьбе. Я говорю: «Как можно, чтобы ребенок с таким голосом пел на свадьбах?» Тут спустился Ержан, я с ним познакомилась. Очень милый мальчик, даже стеснительный.

После разговора с папой я пригласила его сына принять участие в конкурсе-фестивале «Музыкальное искусство татарского народа — достояние России», художественным руководителем которого являюсь. Этот конкурс проходит на базе детской музыкальной школы им. Якова Флиера в подмосковном Орехово-Зуево. Там же проходит всероссийский конкурс имени Флиера, то есть база очень мощная.

На нашем конкурсе Ержан получил Гран-при. Жюри единогласно проголосовало за него. Профессор Института им. Шнитке, выпускница Казанской консерватории, бывшая прима Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Алевтина Фадеичева оценила этого мальчика как очень перспективного, с невероятным диапазоном голоса и красивым тембром.

Когда Ержан приехал с мамой на конкурс, я уже более подробно узнала о мальчике, о том, где он выступал, на каких известных конкурсах. Мама ответила, что он даже пел в Сан-Ремо, был финалистом. Тогда-то я и посоветовала маме подать заявку на проект «Голос. Дети». После этого у нас наладилась связь, мы часто общались по WhatsApp. В итоге они действительно отправили документы на «Голос», их заявку утвердили.


— То есть инициатором подачи заявки на «Голос. Дети» были именно вы?

— Вроде да. В любом случае я не могла упустить Ержана. По своей природе я человек, который, видимо, призван находить талантливых детей, их поддерживать, помогать направлять, а потом отходить в сторону, отдавая в руки профессионалов.

Мама Ержана во время нашей встречи скромно упомянула, что мальчик на конкурсе в Сан-Ремо вышел в финал, где пел «Памяти Карузо» с симфоническим оркестром. Пел намного свободнее, чем потом на «Голос. Дети». Вообще меня удивило, что в Казахстане как будто не знали о том, что он в финале в Сан-Ремо. А как же Роза Рымбаева и остальные выдающиеся музыканты Казахстана? Они разве не слышали, что такого уровня голос появился в стране? Или у них там через двор так поют? Недавно только народный артист СССР Алибек Днишев представил Нурсултану Назарбаеву Ержана. Оказывается, надо в Россию теперь приезжать, чтобы о тебе узнал весь мир.


Уже потом в Москве мама Гульмира спрашивала, что петь Ержану на слепых прослушиваниях, так как продюсеры Первого канала были против «Памяти Карузо», поскольку композиция длинная. Тогда же она мне рассказала, что в конкурсе будет участвовать дочка Алсу. Я сразу ответила: «Ну все, не рассчитывайте». В связи с этим я почти на 100 процентов была уверена, что у нас не будет первого места.

— Почему вы были так уверены?

— Я знаю, что происходит везде, не вчера родилась. Никто бы на телевидении не позволил, чтобы дочку Алсу убрали. Светлана Лобода пыталась убрать, но потом Микеллу быстро вернули обратно.

«Когда я занималась с мальчиком в Москве в Доме Асадуллаева, проронила, что у Димаша Кудайбергенова около шести октав. Ержан внимательно слушал, великолепно реагировал на все замечания, а потом вдруг спросил: «А сколько октав у меня?» Я ответила, что шести пока нет. В его взгляде я почувствовала решимость достичь высот Димаша Кудайбергенова» «Когда я занималась с мальчиком в Москве в Доме Асадуллаева, проронила, что у Димаша Кудайбергенова около шести октав. Ержан внимательно слушал, великолепно реагировал на все замечания, а потом вдруг спросил: «А сколько октав у меня?» Я ответила, что шести пока нет. В его взгляде я почувствовала решимость достичь высот Димаша Кудайбергенова» Фото предоставлено Фирой Исаевой

«КТО ДАЛ ЕРЖАНУ ТАКУЮ СЛОЖНУЮ ПРОГРАММУ? Я ДАЛА»

— Долгое время у шоу «Голос» и «Голос. Дети» была слава честных проектов, а теперь в соцсетях пишут, что честных выборов нет даже там.

— Недавно Андрей Разин в одном интервью сказал, что деньги правят миром. Поэтому все эфиры и газеты полны жизни неизвестных людей. Кому это интересно? Это все убивает нашу нацию и ведет вниз. Раньше мы говорили, что американцы тупые. А теперь?

— Зачем тогда отправили Ержана на проект, если все предопределено?

— Сначала я не знала об участии Микеллы. Но была уверена, что Ержан все равно ее перепоет, даже если она будет первой. Петр Чайковский тоже получил лишь серебряную медаль в консерватории. Однако того, кто получил тогда золотую медаль, никто не помнит, а Чайковского знает весь мир.


Понятно, почему «Фейсбук» взорвался после итогов «Голос. Дети»: всем ясно, что девочка не тянула. Это известно и простым людям, и профессионалам. После финала я подошла к Алсу — помнила ее с 2010 года, когда участвовала в организации концерта, посвященного дням Татарстана в Москве, и включила ее в состав выступающих. «Вы меня помните? — спросила ее. — Я хочу вас поздравить. Мне очень понравилось первое выступление вашей девочки».  Я имела в виду слепые прослушивания. Тогда, видимо, при подготовке с ней работали суперпрофессионалы. Все было интонационно четко, фразировки были идеальны, выверенная кульминация. Не могу сказать, что у Микеллы выдающийся голос, но номер был сделан идеально. Я еще подумала: «Смотри-ка, какая молодец». Ведь они, наверное, год к этому готовились. Но сравните, какие произведения пел Ержан, а какие — Микелла, их нельзя сравнивать по сложности.

В «Фейсбуке» писали: «Кто дал Ержану такую сложную программу?» Я дала. Мы советовались с его мамой, что ему петь на финале и суперфинале. Я сказала, что в финале надо петь All by Myself, потому что эта песня — как ступень к суперфиналу. А Adagio было бы бомбой, если бы не случились те итоги голосования. Это сложнейшее произведение, но как чувствует его ребенок! Конечно, у Ержана низы обертонально еще не так богаты, но ведь ему всего лишь 11 лет.

Сначала Ержан не хотел петь «Синюю вечность». Я настаивала именно на этой песне, хотя отказывал даже продюсер Первого канала. Просила маму стоять на своем, это его песня, именно там голос покажется в полной мере на русском языке. Пришлось немного повоевать. Даже на первую встречу до слепых прослушиваний я пошла вместе с ними.


Когда я занималась с мальчиком в Москве в Доме Асадуллаева, проронила, что у Димаша Кудайбергенова около шести октав. Ержан внимательно слушал, великолепно реагировал на все замечания, а потом вдруг спросил: «А сколько октав у меня?» Я ответила, что шести пока нет. В его взгляде я почувствовала решимость достичь высот Димаша Кудайбергенова. Но когда мне прислали из Уральска видео с его очередной репетиции, я поняла, что он может брать фа третьей октавы. Это невероятный диапазон для ребенка. На всякий случай скажу, что у Ларисы Долиной четыре октавы. А у Ержана — около четырех октав. И если он сейчас попадет в хорошие руки… Я его маме сразу сказала, что он должен учиться только в Италии. Узнавала у известных музыкантов в Казахстане, есть ли там такого уровня специалисты, которые взялись бы за него в таком возрасте, но мне ответили, что такого уровня специалистов в стране нет. Ожидается ломка голоса, в это время надо или замолчать, или очень бережно вести ребенка. Ержан готов петь каждый день. А в вокальной практике педагоги занимаются два-три раза в неделю, так как голос должен отдыхать. По моему совету семья каждую неделю возит Ержана к фониатору.

Когда они уезжали из Москвы, я настойчиво говорила им, что надо срочно искать педагога по вокалу, нельзя сейчас Ержана оставлять. Он многого не понимает, а поет интуитивно. Самородок! Но ему надо дать понятия грудного дыхания, диафрагмы и массу всяких тонкостей.

— И все же как утвердили песню для слепых прослушиваний?

— Да, продюсеры Первого канала отклонили «Памяти Карузо», предложили песню на французском языке. Я сразу сказала его маме: «Гульмира, никакого французского! Мальчик больше знаком с английским языком, а голос у него вообще для итальянского». Ержан это интуитивно чувствует. Итальянский язык открыт для пения.

— А русский?

— Русский язык более жесткий. А у итальянцев, видимо, в силу природных особенностей бельканто звучит превосходно. Все же наши ведущие певцы проходили стажировку в Италии. И Муслим Магомаев, и Тамара Синявская — все ездили туда.

— Не могу не спросить про татарский язык.

— Он мягче русского. Но моим друзьям Хайдар Бигичев жаловался, что ему не дают некоторые партии, потому что у него татарский акцент. Вы знаете, ведь мы же на английском языке тоже не поем качественно по-английски. Для этого надо родиться или прожить там много лет.

«Не могу сказать, что у Микеллы (на фото с мамой – певицей Алсу) выдающийся голос, но номер был сделан идеально. Я еще подумала: «Смотри-ка, какая молодец». Ведь они, наверное, год к этому готовились»Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

«У МИКЕЛЛЫ НЕ БЫЛО ОРГАНИКИ»

— Вернемся к шоу «Голос. Дети». Раз уж вы окунулись в эту атмосферу, расскажите, как устроена «кухня» проекта. Есть ли у участников свобода выбора?

— Для нас была относительная свобода. Видимо, они чувствовали, что за спиной Ержана, кроме мамы, стоит еще кто-то. Конечно, отбор песенного материала там идет. Но ведь у детей, как правило, ограниченный репертуар песен, которые они исполняют.

Я думаю, что даже перед отбором участников организаторы смотрят видеоматериалы, определяют сценичность, голос, возможности ребенка, а уже потом приглашают на просмотр в Москву еще до слепых прослушиваний. Кому-то предлагают исполнить конкретную песню. Может, в случае с Ержаном продюсер видел его по-другому, чем я. Но я представляла Ержана только в таком ракурсе, поскольку, как поющий человек, понимаю, что именно в этом репертуаре он купается, он органичен. А у Микеллы не было органики. Пусть у нее нет большого голоса, но, если бы была органика, это сразу бы ощущалось, как, например, у Михаила Григоряна. Кстати, с ним очень подружился Ержан.

Несмотря на результаты «Голос. Дети» Ержан очень востребован. Однако меня беспокоит, что у детей очень быстро развивается звездность. Не случилось бы этого…


— Вы договаривались с Ержаном, кого из наставников он должен выбрать?

— Я сразу сказала, чтобы он выбирал именно Валерия Меладзе. За каждым наставником должен кто-то стоять, просто так в шоу-бизнесе не пробьешься. Ведь почему мы на каналах видим одних и тех же?

— Валерий Меладзе повернулся последним, когда выступал Ержан.

— Я на Валерия Меладзе, который сидит в жюри, меньше рассчитывала, чем на его брата (улыбается).

— А если бы он не повернулся?

— Я исключала этот вариант. Должны были повернуться все, если они музыканты. Ержана невозможно пропустить, если ты музыкант.

— Наставники действительно занимаются с участниками своей команды?

— Конечно, работают. Но команда Лободы, по данным моих источников, никого не подпускала к себе, никто не мог к ним проникнуть. А может, и стоило проникнуть, тогда бы и дочка Алсу получше выглядела.


— Но как все устроено? Ержан живет не просто в другом городе, но и в другой стране.

— Приглашали в Москву сразу на несколько дней. В эти дни с детьми шла работа, также устраивали им экскурсии, показывали столицу.

— Вы общались с братьями Меладзе?

— Нет.

— С Ержаном часто занимались до шоу?

— Я больше давала практические советы, прослушивая его постоянно по WhatsApp, делала замечания, на что обратить внимание. Занималась с ним таким образом, плюс, когда они приехали в Москву, было занятие в Татарском культурном центре.

«Конкурсы нужны для того, чтобы выявлять таланты. Как бы мир узнал об Ержане? Все-таки проект «Голос» грандиозный, жаль, что закончился с таким итогом» «Конкурсы нужны для того, чтобы выявлять таланты. Как бы мир узнал об Ержане? Все-таки проект «Голос» грандиозный, жаль, что закончился с таким итогом» Фото предоставлено Фирой Исаевой

«ЕСЛИ ЕРЖАНОМ ЗАЙМУТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЫ, ЭТО БУДЕТ МИРОВАЯ ВЕЛИЧИНА»

— В Уральске у Ержана есть свой постоянный педагог?

— Постоянного нет. В этом и проблема. Поэтому когда они уезжали, я его маме сказала, что не могу учить по WhatsApp, настойчиво говорила, чтобы искали там педагога, который будет контролировать Ержана и не давать ему петь каждый день. Я же не могу делать это из Москвы. Это нереально и ни к какому результату не приведет. Это все равно что заочно питаться. В итоге они нашли педагога, которая приезжала на финал шоу. Если Ержаном займутся профессионалы, это будет мировая величина. Как я уже сказала, я его семье сразу порекомендовала ехать в Италию. Так что пусть решают сами.

Но пока Ержану надо срочно заниматься по фортепиано и сольфеджио, учиться в музыкальной школе. В то время, когда голос будет ломаться, надо заниматься многими вещами, в том числе английским языком. Ержан кроме казахского другого языка не знал, даже по-русски с трудом говорил. Посоветовала его маме разговаривать с ним дома только на русском языке. Пока идет ломка голоса, Ержан может спокойно выучить массу произведений, чтобы был запас репертуара. Но не знаю пока, кто же им займется.


— Если бы Ержан переехал в Москву, взялись бы за него?

— Конечно, нет. Этим должен заниматься профессионал, имеющий огромный опыт работы в этой области.

— Как Ержан воспринял итоги шоу «Голос. Дети»?

— В первом интервью он сказал, что обиделся. Но уже потом в Казахстане отвечал, что не расстроен, так как его узнал мир. Его спрашивали, какая у него цель. «Чтобы обо мне узнал мир», — отвечал он. Ержан достиг этой цели. Думаю, это мудрая работа родителей, они правильно ему все сказали.

— То есть скандал даже сыграл на руку.

— Как всегда.


— Раньше, когда вы смотрели шоу «Голос», верили в честность проекта?

— Да. Единственное, часто бывают ошибки при первых номерах. Первым участникам всегда сложно выступать, если это, конечно, не гениальный исполнитель, так как наставники всегда думают, что вдруг дальше будет что-то интереснее.

Но когда Филипп Киркоров говорит про «красивый тембр» у Микеллы, то, простите, Рей Чарльз, чтобы найти свой тембр, много лет над этой проблемой работал. Это же мечта каждого артиста, чтобы его, не объявляя, узнавали не по песням, а по голосу. У нас таких исполнителей практически нет. Например, Клавдию Шульженко, Марка Бернеса, Георга Отса, Муслима Магомаева можно с закрытыми глазами узнать. Это были узнаваемые голоса. Разве вы спутаете с кем-нибудь Людмилу Сенчину? К этому и надо стремиться каждому вокалисту. Например, Алла Пугачева — вы бы ее в жизни не узнали, если бы она для себя не придумала свою фишку и стала узнаваема. Кстати, в одном из интервью в 1980-х она сказала, что для себя примером по жизни взяла Эдит Пиаф.

— Тем не менее нужны ли такие телевизионные конкурсы для детей? Учитывая результат последнего, не травмируется ли психика той же Микеллы, когда в интернете уже начали ее травить?

— Нет, это не травля дочери Алсу. Я своих учеников приучаю к тому, что любое действие должно быть подготовлено, ты должен задумываться хотя бы минимально о последствиях своего любого шага.

Конкурсы должны быть, но не должны быть самоцелью родительских амбиций. Может, даже должна быть другая форма. «Голос. Дети» — долгий по времени проект, дети в напряжении. Но конкурсы нужны для того, чтобы выявлять таланты. Как бы мир узнал об Ержане? Все-таки проект «Голос» грандиозный, жаль, что закончился с таким итогом.

Кстати, конкурс проходит в прайм-тайм, но это «Голос. Дети», а большинство детей в это время должны спать. Так для кого же этот конкурс?


— Думаете, сама Микелла знала?

— Конечно, нет, девочку в эти дела не посвящали.

— Есть ли у вас претензии к механизму голосования? Лучшего должны определять наставники или зрители?

— Поскольку выявилось, что механизм голосования технически уязвим, видимо, должны его пересмотреть.

— Отметили для себя каких-то еще талантливых детей в последнем сезоне «Голос. Дети»?

— Были. Например, Роберт Багратян, также я поздравила из группы Меладзе Анастасию Сисаури, отметила для себя Нино Чеснер из команды Лободы, Валерий Кузаков — очень светлый мальчик с чистой интонацией.

«Нет смысла кичиться тем, как «у нас в деревне», поскольку нельзя уйти от мировых процессов» «Нет смысла кичиться тем, как «у нас в деревне», поскольку нельзя уйти от мировых процессов» Фото: Алексей Белкин

«СЛАДКОВСКИЙ ПРИШЕЛ НА ХОРОШУЮ, УЖЕ УДОБРЕННУЮ ПОЧВУ»

— Давайте поговорим о Татарстане. Следите за музыкальной жизнью Казани, татарской эстрадой?

— Когда я это вижу и слышу, мне плакать хочется. Татарская эстрада была лучше во времена Фикрята Табеева, у которого была великолепная грамотная команда. Я считаю, что у власти должны стоять профессионалы, которые должны подтягивать до более высокого уровня остальных. Нет смысла кичиться тем, как «у нас в деревне», поскольку нельзя уйти от мировых процессов.

То же самое с вокалом. Вот, например, человек вышел на сцену в белом костюме и думает, что этого достаточно для того, чтобы петь. Это сплошь и рядом. Альфия Авзалова была редчайшим талантом. Фарида Кудашева, Ильгам Шакиров, Хайдар Бигичев учились вокалу. Я не случайно называю их имена. А часто ли их в Татарстане вспоминают? Я считаю, что ориентиры качественного пения в республике на сегодняшний деть потеряны. Вспомним, благодаря кому выстраивалась татарская народная певческая культура...

— С Ренатом Ибрагимовым общаетесь?

— Нет, но он знает, что я — это я. В 2010 году, когда мы готовили концерт, посвященный дням культуры Татарстана в Москве, поручили первое отделение делать мне, а второе — ему. Но петь — это одно, а срежиссировать концерт — другое. Там мы более близко и познакомились.

— У него-то голос есть?

— У него до сих пор роскошный голос. Он умница!

Назиб Жиганов (слева) и дирижер Фуат Мансуров на открытии сезона симфонического оркестра Государственной филармонии ТАССР. Сентябрь 1986 г. Назиб Жиганов (слева) и дирижер Фуат Мансуров на открытии сезона симфонического оркестра Государственной филармонии ТАССР. Сентябрь 1986 года. Фото: Владимир Зотов

— Что думаете о госоркестре РТ Александра Сладковского, который выступает во многих престижных залах Москвы?

— Недавно я вспоминала то время, когда Назиб Гаязович Жиганов дал добро на создание симфонического оркестра. Он, как любой одаренный человек, который мыслит вперед своего времени, пригласил народного артиста СССР Натана Рахлина. Благодаря колоссальной работе Рахлина оркестр за короткое время стал дипломантом всероссийского конкурса — это было большое достижение. Я помню, как приезжал Мурад Кажлаев, так он чуть не выпал с балкона, услышав, как играет оркестр. Рахлин сделал с оркестром что-то невероятное! Это было потрясающе! Был звездный час оркестра.

Потом во главе встал Фуат Мансуров. Впервые о нем я услышала в 1968 году от своего педагога по сольфеджио в музыкальном училище, когда Фуат Шакирович приехал в Казань после участия в конкурсе в Италии.

Но я хорошо помню последние 15 дней жизни Мансурова. В колонном заде Дома союзов был фестиваль, где первым выступал оркестр из Татарстана. «Фира, сделай так, чтобы меня пригласили к сцене», — попросил Фуат Шакирович. Я ответила, что попробую, но не гарантирую, и побежала искать того, кто руководит концертом. Нашла администратора и попросила ее пригласить Мансурова к сцене. Та ответила, что это невозможно, есть протокол. «Это же его детище! Он сидит в зале», — сказала ей я. Тогда она меня отправила к Святославу Бэлзе. Я его уговорила поднять с места Фуата Шакировича, понимая, что к сцене он выйти не сможет. Мансуров встал, поклонился, зал ему аплодировал. Потом Фуат Шакирович снова просит меня: «Фира, скажи, пусть меня пригласят к сцене поклониться последний раз». Я снова побежала к Бэлзе, объясняя, что у него есть такое желание выйти к сцене. Так, Фуат Шакирович вышел, поклонился и, думаю, попрощался со своим оркестром.

Так что Сладковский пришел на хорошую, уже удобренную почву. Ведь Казанская консерватория выпускает очень хорошего уровня музыкантов.

— Кстати, а в России сейчас котируется Казанская консерватория?

— Да.

«Почему за рубежом госоркестр Татарстана играет произведения Чайковского, Рахманинова, но почти не включает произведения татарских композиторов? Хотя в Казани существует фестиваль имени Назиба Жиганова» «Почему за рубежом госоркестр Татарстана играет произведения Чайковского, Рахманинова, но почти не включает произведения татарских композиторов? Хотя в Казани существует фестиваль имени Назиба Жиганова...» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Есть мнение, что консерватория давно живет в состоянии застоя.

— Дело в том, что Рубин Абдуллин — очень инициативный, творческий и интересный человек, но когда ты находишься в условиях Татарстана… Слава богу, что в Казань стали приезжать такие величины, как Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Юрий Башмет. Александр Витальевич Сладковский сумел привлечь творческие силы.

Тем не менее профессионалов надо выращивать. Во времена Назиба Гаязовича жизнь в консерватории кипела. Как сейчас обстоят там дела, я точно не знаю, не погружена глубоко в их жизнь. Но консерватория не может существовать отдельно от процессов, проходящих в республике и стране.

Возвращаясь к вопросу про оркестр… Я всегда старалась пропагандировать музыку татарских композиторов. С этой целью проходит конкурс для детей и юношества от 6 до 16 лет «Музыкальное искусство татарского народа — достояние России», главным условием которого является исполнение произведений татарских композиторов. Многие спрашивают, в том числе за границей, почему они не слышат прекрасные сочинения татарских композиторов. Я думаю, что это вопрос к Татарстану. Почему за рубежом госоркестр Татарстана играет, к примеру, произведения Чайковского, Рахманинова, но почти не включает произведения татарских композиторов? Хотя в Казани существует фестиваль имени Назиба Жиганова... Одна из главных задач госоркестра Татарстана — исполнение произведений татарских композиторов, они должны включаться в репертуар гастрольных турне за рубежом. Я в этом убеждена.

Когда в 2010 году я включала в концерт выступление симфонического оркестра, были возражения. Но ведь не у каждой республики есть свой симфонический оркестр. Мы в Москве должны показать лицо республики. На концерте исполнялись произведения талантливого татарского композитора Шамиля Тимербулатова. Даже пианистка Асия Корепанова приезжала из США и играла его произведения.

— Это был единственный раз, когда вы участвовали в организации правительственного концерта? Почему вас больше не приглашали?

— Я думаю потому, что в минкультуры РТ предлагают своих артистов, а у меня было другое видение. Наверное, в этом причина.

«Если в министерстве культуры будут работать профессионалы и творческие люди, заинтересованные в том, чтобы поднимать татарскую культуру, более того, обладать достаточными знаниями для этого, думаю, процесс сдвинется» «Если в министерстве культуры будут работать профессионалы и творческие люди, заинтересованные в том, чтобы поднимать татарскую культуру, более того, обладать достаточными знаниями для этого, думаю, процесс сдвинется» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАК НА ТЕЛЕВИДЕНИИ, ТАК И НА СЦЕНЕ БЕСКОНЕЧНАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

— Как вы относитесь к такому феномену как татарская эстрада?

— Отрицательно. К сожалению, на сцену проходят такие певцы, которые не должны там быть. Это уровень клуба. Но если ты выходишь на эстраду, то надо уважать публику, а это значит, что ее надо поднимать, а не опускать. Надо самому учиться. Надежда Бабкина, Людмила Зыкина, Екатерина Шаврина — народные певцы, но они учились. А почему наши не учатся? Почему тогда все лезут на эстраду? Потому что это легкий заработок? Думаю, надо разделять понятия самодеятельного пения и профессионального. А песни поют такого содержания… О мелодиях я даже ничего не говорю, не знаю, откуда они их берут. Пусть лучше слушают песни наших выдающихся татарских народных певиц и певцов.

Я убеждена, что исполнителей для эстрады должны отбирать профессионалы. Эстрадные оркестры, в том числе джазовые, на весьма среднем уровне в Татарстане. Думаю, что проблема в руководителях этих оркестров. Многие известные джазовые музыканты вынуждены уезжать из Казани в Москву, так как не находят понимания и поддержки в родном городе. В свое время Натан Рахлин создал базу для симфонического оркестра, поднял его на высокий уровень, точно так же Олег Лундстрем создал прекрасную базу для развития джаза в республике.

Во времена войны в Казань эвакуировали многих выдающихся людей во всех областях. Такое впечатление, что этого не учитывают и стараются не вспоминать.

В одной группе в соцсетях выложили снимки старой столицы РТ. Гостиница «Казань» была роскошным зданием. А что с ним сделали? Все рушат и крушат. Приехали из Кукуевки в Казань и диктуют свои правила. На той же улице Щапова все снесли и поставили дома из красного кирпича. А как привыкли ходить в своей деревне в галошах, так и ходят. Вот вам и уровень культуры. Учиться надо! Вот мое отношение к эстраде и к псевдотатаризации.

— Вы слышали, что несколько лет назад Рустам Минниханов заявил, что татарскую эстраду надо реформировать?

— Молодец! Прекрасная идея.

— Как раз после этого появился музыкальный фестиваль «Ветер перемен». У вас есть рецепты, как можно реформировать татарскую эстраду?

— Если в министерстве культуры будут работать профессионалы и творческие люди, заинтересованные в том, чтобы поднимать татарскую культуру, более того, обладать достаточными знаниями для этого, думаю, процесс сдвинется. То, что сейчас происходит на татарском телевидении, — та же самая история, как с эстрадой.

— Вы имеете в виду ТНВ?

— Да, вроде, так называется телеканал. Но ведь это же невозможно смотреть. Сейчас как на телевидении, так и на сцене бесконечная самодеятельность. А нужно же учиться! Нет стратегической культурной политики, на основе которой надо вырабатывать тактику культурного воспитания народа. С перестройкой это упустили, не до того было. И вот теперь на сцену полезли все кому не лень.

— То есть ваш главный рецепт — учиться.

— Да, учиться и уходить от самодеятельности. Из самодеятельных коллективов тоже выходят самородки, но их единицы. Сейчас все подражают друг другу, например, в свое время тон задал Салават. Не хочу никого обижать, но, возможно, корень некоторых сегодняшних проблем эстрады кроется в такого уровня исполнителях.

— В чем тогда феномен успеха Салавата?

—  Перестройка дала свободу, многие поняли ее как анархию…

— Вы можете себе представить момент, когда в России будет популярна песня, исполненная на татарском?

— Все это зависит от руководства министерства культуры. Раз ты работаешь в Татарстане, то твоя задача — пропагандировать высокопрофессиональное татарское искусство. Например, можно ли потребовать от главного дирижера симфонического оркестра исполнения произведений татарских композиторов? Да, возможно, произведения вторичны, не всегда оригинальны. Но есть понятие трактовки… В любом случае два-три произведения можно включать в репертуар оркестра при выступлении за пределами республики и за рубежом.

«Все-таки должны быть включены произведения национальных композиторов. Я изучила репертуар [театра оперы и балета им. Джалиля] и нашла в нем лишь единичные татарские постановки» «Все-таки должны быть включены произведения национальных композиторов. Я изучила репертуар [театра оперы и балета им. Джалиля] и нашла в нем лишь единичные татарские постановки» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОТ ТЕАТРА ВЕЯЛО ПРОВИНЦИАЛЬНОСТЬЮ, ХОТЬ ОНИ И ГОРДЫ СВОИМИ ТУРАМИ ПО ГОЛЛАНДИИ»

— Кстати, у меня как раз следующий вопрос был про то, стоит ли включать татарские произведения в репертуар театра оперы и балета имени Джалиля. Что думаете об их положении?

— У меня все время в голове этот вопрос. Несколько лет назад я была с группой из Германии в Казани, мы посетили оперный театр. Может, я очень неосторожно скажу, но возьму на себя смелость: от театра веяло провинциальностью, хоть они и горды своими турами по Голландии. Все-таки должны быть включены произведения национальных композиторов. Я изучила репертуар и нашла в нем лишь единичные татарские постановки. Раньше просто обязывали ставить произведения татарских композиторов. Таким образом поддерживалось развитие национальной композиторской школы.

Меня могут обвинить в снобизме, мол, в Москве живет. Но ведь жизнь в столице — это возможность услышать лучших исполнителей, увидеть лучшие произведения. В Казани, конечно, такие возможности ограничены, хотя сейчас город открыт. Ощущение самодостаточности там присутствует. Но так ли это?

— С Альбиной Шагимуратовой знакомы?

— Да, как раз на концерте в 2010 году познакомились, я же ее включила в программу. Она тогда стала лауреатом конкурса имени Чайковского. Конечно, я решила ее включить в концерт. А меня спрашивали, кто такая…

— Еще много говорят и об Аиде Гарифуллиной.

— Да, я была на ее концерте в Москве. Недавно была постановка в Берлине, в которой она принимала участие. В отзывах пишут, что Аида выпадает из общего контекста. Не знаю, ничего сказать не могу. Да, она профессионально поет, приятный легкий тембр, обучена хорошо, но чтобы тянуть на мировую звезду… пока нет. Наверное, для этого требуется многое… Но это лишь мое собственное мнение.

«Мой ученик Слава Беседин пришел ко мне и едва сказал: «Здравствуйте, Фира Фаридовна», — я сразу услышала, что у этого ребенка есть потенциал в голосе» «Мой ученик Слава Беседин пришел ко мне и едва сказал: «Здравствуйте, Фира Фаридовна», — я сразу услышала, что у этого ребенка есть потенциал в голосе» Фото: Алексей Белкин

«Я РАБОТАЮ ПО СВОЕЙ АВТОРСКОЙ МЕТОДИКЕ»

— Расскажите о себе. Где вы родились? Чем занимались?

— Я родилась в Казани, училась в музыкальной школе номер 3 на улице Галиаскара Камала. Затем заканчивала музыкальное училище у Нины Моисеевны Аксянцевой, которая в свое время училась у известнейшего музыканта Григория Михайловича Когана. Как вы знаете, многие известные музыканты были эвакуированы в Казань. Я помню, что у нас даже висели таблички с золотыми буквами — чей это класс. А потом я училась в Казанской консерватории, когда ректором был Назиб Гаязович Жиганов. По направлению я уехала в Нижнекамск и стояла у истоков местного музыкального училища, где работала до 1986 года, причем весьма успешно. Рамзия Вагизова стала лауреатом республиканского, а потом и всероссийского конкурса, Лариса Нехорошкова — тоже, правда, уже будучи студенткой консерватории. Многие мои учащиеся пошли в музыку, им уже по 52–53 года, мы до сих пор общаемся.

— То есть вы преподавали? Сразу занялись преподавательской деятельностью?

— Да, я преподавала в училище специальное фортепиано, вела методику и параллельно была заведующей отдела общего фортепиано.

— Когда вы начали преподавать вокал?

— Я пою, как Ержан Максим, от природы. Моя тетя, Гульшад Сайфуллина, была примой казанской оперы, затем стала профессором Казанской консерватории, а ее муж, Иоаким Шароев, был известным в Москве режиссером, худруком созданного им факультета эстрады ГИТИСа, где учились ведущие певцы, он также ставил кремлевские концерты. Великолепно пел мой папа. В 1948 году, когда они ехали на теплоходе, его услышал Джаудат Файзи и пригласил в консерваторию без экзаменов. У моего отца был прекрасный тенор. Но в 1948 году у него умирает мама, и в итоге он не состоялся как певец.

Мне, как человеку увлеченному, было интересно все. Когда я решила поступать на вокальное отделение в музыкальное училище, в котором я работала, заведующая учебной частью сказала, что это подсудное дело: после консерватории нельзя учиться в училище. Извините за нескромность, но в свое время я была очень яркой и эффектной для советского времени девушкой — конечно, многие чинили мне препятствия, так как казалось, что я как сыр в масле катаюсь. Не понимали, что я прежде всего работаю много для того, чтобы достигать таких результатов, воспитывая настоящих музыкантов с высокой культурой и высоким профессиональным эталоном.

— Как вы попали в Москву?

— Я вышла замуж и в 1986 году и уехала в Москву. Здесь стала работать сначала в детской школе искусств им. Балакирева, а потом в Жулебино открылась новая школа, куда меня пригласила сама директор. Ее дочь начинала у меня учиться, и, видимо, директор увидела во мне потенциал. Там я стала заведующей учебной частью. Благодаря мне об этой школе стало известно всей Москве.

У меня училась Анастасия Нестерова — известная пианистка, сейчас уже заканчивает консерваторию у Юрия Суреновича Айрапетяна. Мой ученик Слава Беседин пришел ко мне и едва сказал: «Здравствуйте, Фира Фаридовна», — я сразу услышала, что у этого ребенка есть потенциал в голосе. Его мама Валерия Беседина — известный композитор. Я ей сразу сказала: «Я думаю, что пианистов много, а вокалистов мало». Слава в 16 лет поступил в ГИТИС, великолепно закончил, затем уехал в Зальцбург на стажировку. Сейчас вернулся в Москву и создал свою лабораторию.

— Чаще всего у вас занимаются эстрадные или исполнители классической музыки?

— Чаще — классической музыки. Многие приходят ко мне на консультации, например, перед поступлением, понимая, что я достойно подготовлю. Но все равно я больше работаю как пианист, а не вокалист.

— Поскольку вы преподаете, скажите, насколько легко живется музыкальному педагогу в Москве? Можно ли этим серьезно зарабатывать?

— Я не последний человек в своей профессии, работаю по своей авторской методике, веду мастер-классы. Тем не менее в музыкальной школе ставка от 20 до 23 тысяч рублей. Но я уже ушла из госучреждений. Я теперь фрилансер.

Фира Фаридовна Исаева родилась в Казани 4 февраля 1950 года.

Окончила школу №12. Занималась в музыкальной школе №3.

В 1969 году окончила музыкальное училище в Казани, отделение фортепиано.

В 1974 году окончила Казанскую консерваторию, отделение фортепиано.

До 1986 год вела занятия в музыкальном училище в Нижнекамске.

После переезда в Москву преподавала в детской школе искусств им. Балакирева.

В 1999 году работала заведующей учебной частью в детской школе искусств №14.

Была членом городского учебно-методического кабинета Москвы по музыкальным учебным заведениям.

Долгое время была председателем комитета по культуре региональной татарской национально-культурной автономии Московской области, заместителем президента общества «Друзья Баварии».

В настоящее время — художественный руководитель и председатель жюри фестиваля-конкурса «Музыкальное искусство татарского народа — достояние России».

Среди учеников Исаевой — заслуженная артистка России Резеда Галимова, лауреаты международных всероссийских, московских конкурсов, стипендиаты фонда «Новые имена», правительства Москвы, победители Дельфийских игр Рамзия Вагизова, Лариса Нехорошкова, Святослав Беседин, Анастасия Нестерова, Василиса Мороз, Егор Бараков, Вероника Богданович и другие.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (192) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.05.2019 10:08

Даже не верится что ещё остались нормальные профессиональные люди, которые говорят правду. Правду что таланту из России нужно ехать в Италию, а наша страна для таких как Алсу и ее дочь.

  • Анонимно
    12.05.2019 09:10

    после драки кулаками не машут!

    • Анонимно
      12.05.2019 09:43

      Так и драки тогда уже не будет, кого теперь удивишь победой на "Голос".

      • Анонимно
        13.05.2019 10:45

        Нужно организовать свой детский конкурс - Татарский Голос - для детей Республики!

        • Анонимно
          13.05.2019 12:08

          Есть уже подобные, хуже чем на голосе, уже все куплено!!
          Ловить простому люду там нечего....ценники заранее называют не стесняясь!

        • Анонимно
          13.05.2019 14:24

          И какой толк? Опять дочь Алсу победит))

    • Анонимно
      12.05.2019 10:13

      если после драки не делать работу над ошибками, то будешь всегда проигрывать.
      никто сейчас кулаками не машет. люди открывают глаза и смотрят и видят. жаль что ты слеп

    • Анонимно
      12.05.2019 12:41

      9.10-А драки то и не было. В этом то и вся проблемма.

      • Анонимно
        13.05.2019 07:29

        Нет, ну хорошо что хоть шум поднялся, а то уже тошнит.

      • SPQRRR
        13.05.2019 08:14

        Чё с ним так носятся то? голос то посредственный. Думаю, у него такая поддержка только потому, что выиграла девочка из богатенькой семьи и нет тут никакого спортивного интереса. Все "нищие" поддерживают любого, лишь бы не богатого))

    • Анонимно
      13.05.2019 07:26

      Вот так всегда, жираф большой, ему видней. После выборов, голосования, ручки опустили и пошли, а потом удивляются, почему это уровень жизни низкий

  • Анонимно
    12.05.2019 09:12

    параллельный мир.

    • Анонимно
      12.05.2019 10:25

      В чем параллельный? Любой конкурс он-лайн голосования по определению выигрывает тот, кто больше друзей-знакомых-работников привлечь смог

      • Рашид
        12.05.2019 11:54

        10:25 Когда выбирали лучшую достопримечательность страны и картинку на денежной купюре страны почему то так не считали. Были слепы...?)))

  • Анонимно
    12.05.2019 09:24

    Молодец! Правильно сказала про калоши. Но и ей не надо забывать, что Татарстан не только татары. Так почему продвигать только татарское?

    • Анонимно
      12.05.2019 10:54

      Москва тоже не только русская
      Что то не продвигают ни татарское ни чувашское

    • Анонимно
      12.05.2019 11:10

      Россия не толька русская. Почему продвигать только русское?

      • Анонимно
        12.05.2019 11:44

        Большинство татар которые стали известными фигурами федерального и мирового значения, выросли за пределами Татарстана, там где как вы утверждаете продвигают все русское. Русские интернациональны в своей массе, и редко смотрят на человека через призму его национальности.
        А теперь расскажите мне, что это не так

        • Рашид
          12.05.2019 12:03

          11:44 Во ты сказанул...) За пределами Татарстана на татарском разве? Канеш только на русском. А теперь расскажи мне что это не так. Татары тоже интернационалы когда русский или его брат хохол с балорусом поёт на татарском или разговаривает.)

          • Анонимно
            12.05.2019 16:03

            Учитесь интеллигентности у этой женщины. Она ни разу не перешла на оценку по национальному признаку. Говорит конкретно и по делу. К таким татарским деятелям непроизвольно уважительное отношение возникает. Не опускается до вечных обид и до Ивана Грозного. Ценю и уважаю. Русский

            • Анонимно
              12.05.2019 16:53

              Не опускается до вечных обид и до Ивана Грозного - без этого ваш коммент был бы намного лучше

              • Анонимно
                12.05.2019 17:10

                За вами как за женщиной должно остаться последнее слово. Без этого ни как. Особенность национального менталитета

                • Анонимно
                  12.05.2019 17:33

                  17.10. Это только в коментах, а в жизни сами знаете , кто склочный и кто со всеми соседями переругался, даже с мирными белорусами умудрились.

                  • Анонимно
                    12.05.2019 18:01

                    Ага, я и сосед мой Николай переругались с белоруссами. Если я по татарам начну судить по тому как их Госсовет работает, то там тоже хвалиться нечем

                    • Рашид
                      12.05.2019 18:13

                      18:01 В вашей госдуме даже дерутся аж волосы клочьями летят. И душат друг друга, и плюются. И женщины кстати тоже. Вот и вся интеллигентность.

                      • Анонимно
                        12.05.2019 18:27

                        Ты вообще что за чудо. Причем здесь волосы выдирают ? При чем здесь интелегентность ?

                • Рашид
                  12.05.2019 18:09

                  17:10 Ага, сам про нацию лягнул опять). Интеллигентнее надо быть!)

            • Анонимно
              12.05.2019 21:57

              Ничесе интеллигентное деление людей на галошников и "элиту" городскую. Это как раз и есть признак выходца из грязи в князи. Между прочим очень даже многие действительно интеллигентные люди вышли из деревни. Начиная от Ломоносова, Пушкина и Лермонтова и до Есенина, Шукшина, Распутина.

              • Анонимно
                13.05.2019 14:49

                Так об этом и речь, если вы не поняли. Что те, кто добился чего-то, хоть из деревни (особенно из деревни) - учились, учились, и еще раз учились. А наши галошники колхозные....

        • Анонимно
          12.05.2019 16:51

          Малый народ, окружённый большим, может иметь тенденцию к подобному присматриванию, и русские, вероятно, тут не исключение. Кстати, интересно, почему при обсуждении, например, русского певца часто не упоминается его национальность, а тут Алсу, татарка, и надо же, уже всех татар обсуждать начали

          • Анонимно
            13.05.2019 07:15

            Люди, не ругайтесь до национализма, неужели история не научила

        • Анонимно
          13.05.2019 10:49

          11.44. Татарам нужны особые права и привилегии - потому что мы татары!

      • Анонимно
        12.05.2019 11:53

        Читай внимательно: конкурс-фестиваль татарской музыки, который проходит в подмосковном Орехово-Зуево.

      • Анонимно
        12.05.2019 13:15

        11.10
        В России, и в Москве в частности, дорога абсолютно всем открыта - и той же Фире, у которой интервью взято, да хоть Депардье))
        И люди голосуют не по национальностям, что подтверждает победа в "Голосе" например, Дины Гариповой.
        В отличие от вас, как верно сказано, приехавших в кирпичные дома, но продолжающих носить аульные калоши (и на ногах и за пазухой)

        • Рашид
          12.05.2019 15:00

          13:15 Да вот такие мы татарские налогоплательщики. Приехали в эти каменные мешки но продолжаем верить в свой народ, родной язык, свою культуру. Пусть его обзывают калошами, но мы верим. И лицемерие о равенстве детям в школах говорите. Помнится дошло уже до того что концерт в кремле заставляли вести только на русском языке.

          • Анонимно
            12.05.2019 16:06

            Рашид, вот ты сначала в своей голове мысль четко сформулируй, потом пиши. Отношение другое будет. Хотя бы за нормально составленное предложение.

            • Анонимно
              12.05.2019 21:18

              Во первых здесь вроде не конкурс красноречия и грамотности. Высказаться может любой, даже если и не силен в грамотности. Во вторых я что то не заметил чтобы человек, которого Вы тут оскорбили выразился менее грамотно чем Вы. Мерзко и гадко затыкать кому то рот, кичась своей образованностью. А если бы это был просто рабочий или крестьянин, он по вашему вообще голоса иметь не должен?

              • Анонимно
                13.05.2019 13:49

                Наданлык ham сатлык - безен бэлэлэр. Шуна курэ дэ инде бездэндэ наданраклар бездэн колэлэр!

          • Анонимно
            12.05.2019 22:29

            Сначала начните в семьях и дома на родном языке разговаривать, а потом начинайте навиональностью как флагом размахивать

            • Анонимно
              13.05.2019 12:12

              22.29. Так вы же нашим детям не даете получить образование на татарском языке. В семьях образование не получишь.

      • Анонимно
        12.05.2019 13:54

        Я боюсь представить что было бы в Татарстане если бы % русских здесь был такой же, каков % татар в России.

        По случаю, меняю двушку в Казани, на двушку в Москве или Питере, для татар которые устали жить там, где продвигают все русское, и хотят пожить там где продвигают все татарское.
        Многочисленным желающим просьба отписываться в комментариях, я скину свои координаты

        • Анонимно
          12.05.2019 14:01

          Мы везде дома
          И в Москве и в Питере и в Хабаровске
          Везде земля обильно полита татарской кровью и потом

          • Анонимно
            12.05.2019 14:18

            У вас зато неплохо получается напоминать что Татарстан это ваша земля.
            У меня родители здесь родились, я сам тут вырос, мои дети, и но какой то татарин приехавший из Узбекистана не приминет мне ткнуть что он у себя дома

            • Моисей
              12.05.2019 14:38

              Согласен
              Приезжие из Иркутска и Омска кинулись с татарским бороться в Татарстане
              Это ли не бред
              Всегда мирно жили, надо выявлять таких провокаторов и на цугундер
              Артеменко, родом с Украины приехала в Татарстан нас жизни учить
              Едь на родину в Украину и там качай права
              Простому народу нечего делить


              Пока мы тут разбираемся Фридманы Усмановы и Абрамовичи стали богатейшими людьми Лондона
              А нам Медведев денег нет, все растащили, но вы держитесь
              Разделяй и влавствуй, старо как мир
              А вы ведетесь
              Позор

              • Анонимно
                12.05.2019 16:26

                Успокойся. Так легко на ерунду ведешься. Тряпица то не красная

        • Рашид
          12.05.2019 15:04

          13:54 Ты боишься только представить, а мы тем не менее так живём. А про обмен девушками это тебе в Швецию, к своим далеким предкам викингам, чем вы так гордитесь. А нам далеко ещё до такой цивилизованности.

          • Рашид
            12.05.2019 15:25

            13:54 Простите пожалуйста, оказывается двушками, в старости слаба глазами стала.)) А двушками непременно поменяемся когда ваши налоги отправляемые сейчас в Москву ко мне в том числе, будут оставаться у вас дома, хотя бы 50/50. Но лучше канеш 30/70 и со своей системой образования. Как только такая справедливость восторжествует просьба желающих отписаться сразу же. Но осмелюсь предположить и у тебя потом такое желание к переменам отпадёт само собой как отовизм.

            • Анонимно
              12.05.2019 18:16

              Вот наивный Рашид. Что ж вы надеетесь, что если 50% из перечисляемых в бюджет России денег будут оставаться в РТ - вам от этого что то перепадет?
              Держите, как говорится, карман шире, ага, сейчас ))

              • Анонимно
                12.05.2019 21:08

                Перепадет в виде дорог, больниц, детсадов и т.д и т.п

                А сейчас все оседает в многочисленных квартирах многочисленных полковников Захарченко
                Деньги Татарстана должны работать на Татарстан

                • Рашид
                  13.05.2019 00:08

                  21:08 Вот именно. Из Татарстана не деньги надо выкачивать, а продукцию в виде технологических идей, продукции производств и т. д. У народа был бы стимул работать и богатели бы. И не в Москву бы все мечтали как тут пишут некоторые. А так сколько не работай все забирают как в песок бестолку.

        • Анонимно
          12.05.2019 16:00

          13.54. А с чего это вы только на Москву и Питер меняетесь? Татары и в Салехарде и Магадан живут. Вот с ними и меняйтесь, а то, как всегда, любите на халяву, позариться.

          • Анонимно
            12.05.2019 16:45

            Салехард и Магадан пускай, на Актаныш и Азнакаево меняют. Я меняю столицу на столицу. Тем более зачем татарам жить там где продвигают все русское. Они еще и в плюсе остануться, приедут в место силы, свою материнскую землю. Зачем им бездуховная Москва и Питер ?

      • Анонимно
        12.05.2019 19:09

        Не надо продвигать только русское. Если вы посмотрите на российскую эстраду, то увидите, что там не только русские. В России никогда не будут продвигать вперед русского только из-за того, что он русский. А вот в Татарстане это сплошь и рядом. Проталкивают только своих аулдашей. А потом людям в глаза стыдно смотреть. Хотя им не стыдно.

  • Анонимно
    12.05.2019 09:27

    Естественно из Казани...

    • Анонимно
      12.05.2019 10:44

      Самородок казах, но это заслуга татар. Так мило... а выигрыш дочери и внучки татар как оценивать?

      • Анонимно
        12.05.2019 11:55

        Какая заслуга татар? Заслуга - педагога - человека. Стыдно примазываться

      • Анонимно
        12.05.2019 11:56

        Ержан не самородок, он кричит звонко и все

        • Анонимно
          12.05.2019 12:19

          Для тех , кто в калошах, самородок Салават, Элвин Грей и прочие трясом-трясом.

          • Анонимно
            12.05.2019 12:45

            И бабкина с кадышевой)))
            С этим, с Гором))))))

            • Моисей
              12.05.2019 13:46

              Все они одного поля ягода и бабкина и салават и кадышева и грей
              Народная музыка
              Консерваториев не кончали
              Не надо их с другой категорией сравнивать
              У них своя ниша

      • Анонимно
        12.05.2019 15:47

        вам бы было удобно если бы татары никогда нигде не упоминались. но этого не будет)))

        • Анонимно
          12.05.2019 16:28

          15.47 Давай ты не будешь позорить всех татар, не повторяся

  • Анонимно
    12.05.2019 09:30

    почему в России конкурсанты поют иностранные. песни. пусть поют на своем руусском языке русские песни.

    • Анонимно
      12.05.2019 10:10

      Потому что этот конкурс - франшиза. Там есть определенный набор песен, права на исполнение которых выкуплены или являются общественным достоянием, как арии из опер или народные песни. Если брать песни российских авторов, придется выкупать еще и эти права, что повлечет за собой большие дополнительные расходы. Поэтому, если вы посмотрите конкурс "Голос" в любой другой стране, вы обнаружите, что основная масса песен идет на английском языке, а не на языке данной страны, и при этом песни, часто повторяющиеся в разных странах.

    • Анонимно
      12.05.2019 10:13

      Почему какой-то там Стинг приезжая в святую Россию поет песни не на русском?! Посадить! С конфискацией!

    • Анонимно
      12.05.2019 10:17

      И на татарском

  • Анонимно
    12.05.2019 09:34

    Вот умница Фира, написано всё верно. Никто и не сомневался что так и было на шоу. После драки кулаками машут, это современная Россия. Попробуйте обойти или об, ехать того у кого деньги или власть. Да никогда, этого не было и не будет. Современный мир. Спасибо за статью.

  • Анонимно
    12.05.2019 09:42

    Конкретно испортила свою репутацию и жизнь дочке,которой до конца её жизни будут постоянно припоминать этот позорный случай с голосованием...
    )))))

    • Анонимно
      12.05.2019 10:46

      Гордость татарского народа, че уж.. вспомните, как визжали от восторга в свое время. Чуть ли не каждый второй ей родственником приходился

      • Анонимно
        12.05.2019 15:36

        Помню, едешь в трамвае 12 номер, все бабки наперебой утверждали, как эта Алсу в их дворе росла, и с внучками этих бабок в песочнице играла.

      • Анонимно
        12.05.2019 23:58

        Алсу безголосая! Папаша купил пугачиху и др и вытащил Ее на эстраду, а зря! Ну не дал Бог голоса ни ей, ни Ее дочери! Только деньги папаша вовремя ухватил

        • Анонимно
          13.05.2019 13:53

          а кого вы имеете в виду как голосистую? Голосистые только у мордвы Зыкина да Русланова, да и евреев. Они в искусстве всегда вне конкуренции, во всех областях

    • Анонимно
      12.05.2019 11:09

      Все было в рамках правил, все претензии к организаторам.
      Руки прочь от Алсу.

  • Анонимно
    12.05.2019 09:43

    Мосты сожжены!

  • Анонимно
    12.05.2019 09:47

    Большое спасибо, БО за интересный материал.

  • Анонимно
    12.05.2019 09:51

    может, хватит пытаться выплыть. я могу уже по установленным предположениям такой же лонгрид выпустить с показаниями что за силы продвигали этот проект орущего казахского мальчика. и что они просто лажанули неожиданно для себя. чем больше вы барахтаетесь с этим уже потопленным проектом, тем больше про это будет всплывать правды.

    • Анонимно
      12.05.2019 11:58

      Ержан петь не умеет, он кричит, но среднестатистический слушатель не разбирается в вокале, ему главное, чтоб было громко

      • Анонимно
        12.05.2019 12:25

        Ой, специалист вокальный нашёлся. )))

      • Анонимно
        12.05.2019 12:51

        Наш народ любит всяких ержанов, потому что ему нравятся громкие застольные песни, в вокале он ни бум бум.

        • Анонимно
          12.05.2019 16:30

          Удивил. Наш народ за столом поет итальянские арии. Велик наш народ!

        • Анонимно
          12.05.2019 19:27

          А кто тогда голосовал за дочь Алсу?

          • Анонимно
            13.05.2019 07:17

            Кому проплатили голосование, а кто и по простоте душевной по просьбе своего кумира проголосовал...

    • Анонимно
      12.05.2019 12:06

      Лонгрид, так и пиши о своих избранниках и наслаждайся пением мамы и дочки. Мы без тебя послушаем прекрасный голос Ержана. Может ты и лонгрид, но не проффи

  • Анонимно
    12.05.2019 09:59

    А Микела ведь все равно лучше поёт,что не говорите друзья,голос поставлен!

    • Анонимно
      12.05.2019 10:19

      Вот и хорошо, есть у нее слушатель, 09.59 , слушай ее сколько тебе хочется

    • Анонимно
      12.05.2019 10:41

      Просто вам попса милее классики). Вот тоже косяк организаторов, кстати. Неправильно давать конкурсантам столь разные жанры... Попса спетая на "хорошо" и классика на "хорошо" совсем разные понятия.

  • Анонимно
    12.05.2019 10:08

    Даже не верится что ещё остались нормальные профессиональные люди, которые говорят правду. Правду что таланту из России нужно ехать в Италию, а наша страна для таких как Алсу и ее дочь.

    • Анонимно
      12.05.2019 11:32

      Пффф.. Алсу еще за счастье! Вамсисястые и голозадые,трясущие телесами под фанеру.Масква говорите.....))) Деревня мировой эстрады.

    • Анонимно
      12.05.2019 11:34

      Вы где живёте люди , что у нас за такой народ ? Не допускающий превосходство соседа, зависть и изжога. Я понимаю, если бы эту новость обсуждали где нибудь в другом регионе, а тут в Татарстане, татары обсуждают и осуждают дочь гордости татарского народа, надеюсь в будущем и она будет нас радовать. Если бы это были армяне или евреи, то весь народ бы проголосовал за представителя свой нации, даже если бы он (она) был слабее. Это называется гордость за свою нацию. У нас у татар к сожалению такого нет и мне иногда откровенно стыдно, что я татарин...

      • Анонимно
        12.05.2019 16:12

        Не путай гордость за нацию и блатную рука с талантом и справедливостью.

  • Анонимно
    12.05.2019 10:08

    Есть предложение переименовать конкурс "Голос дети" в "Голос деньги". Чтобы у зрителей не было иллюзий.

  • Анонимно
    12.05.2019 10:13

    В стране настолько все хорошо и проблем нет , остаётся только обсуждать детские песенки

    • Анонимно
      12.05.2019 10:42

      10.13 Иди и обсуждай, здесь то что надо

    • Анонимно
      12.05.2019 10:43

      Ну так и не обсуждайте) если Вы умеете читать, то статья охватывает более широкий круг проблем)

  • Анонимно
    12.05.2019 10:17

    Тюрки впереди планеты всей

    • Анонимно
      12.05.2019 12:40

      Микелла тоже талантливая татарочка

      • Анонимно
        12.05.2019 14:11

        Евреи с Вами не согласятся!

        • Рашид
          12.05.2019 15:10

          14:11 Как не согласятся, согласятся, у них семья от матери идёт.

          • Анонимно
            12.05.2019 15:29

            Это распространённое заблуждение. Своё гражданство Израиль даёт по деду и бабушке, а дочка Алсу - внучка еврея.

            • Рашид
              12.05.2019 15:54

              15:29 Да и черт с ними.) Пока не запоют и не заговорят на татарском языке это для нашего народа потерянные люди... К сожалению. С таким то богатством, открыли бы в Москве татарскую школу, цены бы им не было. Пусть даже хоть немного платную.

        • Анонимно
          12.05.2019 16:59

          У евреев национальность определяется по маме. Так как у Микеллы мама татарка, то она, по еврейским же правилам, - татарка.

  • Анонимно
    12.05.2019 10:26

    Забавно - мимо проходящая дала оценка всем и всему. Лучше напишите о казанцах, которые учатся искусству в той же Голландии, а не у Фиры. Поддержите их информационно, не шумихи ради, как здесь, а во благо развития академичнской музыкальной сферы республики. Это запомнят, а Фиру завтра забудут.

    • Анонимно
      12.05.2019 12:11

      Фиру уже не забудут. Она первая вывела Ержана. А оперные дивы Аида и Альбина, выбились без местных. Скорее вопреки. Останься здесь, их отодвинули бы и забылы. Все прекрасные оперные певцы поют где то там на стороне

      • Анонимно
        12.05.2019 13:33

        Да уж как же без местных. То есть Татнефть к организации концертов Аиды отношения не имеет? Татарстан вообще не при чем.

  • ЛП
    12.05.2019 10:27

    Спасибо за интервью. Профессионально очень.

    • Анонимно
      12.05.2019 11:28

      псевдопрофессионально. на самом деле поверхностно и непрофессионально.

      • Анонимно
        12.05.2019 12:13

        Пусть и твой взгляд существует. Но она первая вывела Ержана. А если хочешь, то сам копай глубже, если получится

  • Анонимно
    12.05.2019 10:34

    Удивительный человек. Свободный, с масштабом мышления. Взгляд на закулисье музыкального мира крайне познавательный

    • Анонимно
      12.05.2019 11:31

      поверхностный материал, видимо для ответа на неудобные вопросы, которые возникли после внимательного прослушивания этого орущего казахского мальчика.

      • Анонимно
        12.05.2019 12:22

        11.31 ОРУЩИЙ МАЛЬЧИК и ПОВЕРХНОСТНЫЙ МАТЕРИАЛ ---НОНСЕНС. Ержан уже спокойно выступает на международных конкурсах. Вопросы возникли очень серьезные Мальчик то поет профессионально уже сейчас. А вот слепые прослушивания девочки, вполне возможно и не ее, ну не может пока петь. А так слушайте девочку хоть до опупения. Орущего мальчика слушать будем мы, в Сан Ремо . Он далеко пойдет

  • Анонимно
    12.05.2019 10:36

    Очень грамотный специалист. Спасибо за статью . И за правду .

  • Анонимно
    12.05.2019 10:37

    Наконец сказали правду про считающих себя Мировыми звёздами

  • Анонимно
    12.05.2019 10:44

    Сколько людей со стороны говорят про авыльное мышление местной "илиты"? А им все равно. Главное протянуть и передать все деткам, живущим в Лондоне.

    • Анонимно
      13.05.2019 00:07

      Аульная культура такова, что героями становятся салаваты ! ТНВ руководят Ильшаты

      • Анонимно
        13.05.2019 17:17

        "Аульная культура такова, что героями становятся салаваты ! ТНВ руководят Ильшат" СОВЕРШЕННО верно! Герои у нас Салават, Аида, Нургалеев, Мусин и много других ЛЮБИМЫХ артистов ТАТАРСТАНА! А сколько театров в РТ-море, и на все спектакли народ ходит. Вот это любовь!! И на Российской эстраде много звезд. Каждый выбирает свое -смотрит и слушает. Без обид?!?!

  • Анонимно
    12.05.2019 11:02

    Яркая свободная смелая женщина. Образованная. Молодец просто.

  • Анонимно
    12.05.2019 11:03

    Семья Ержана переехала в Астану. От Италии они пока отказались,по последним новостям...

    • Анонимно
      12.05.2019 11:40

      конечно, их засветили как отмывочный проект. судя по всему легендой должно было стать, что он такой самородок, и потом типа деньги пошли на проекты, а тут они бы перестали петь типа "голос ломается, мы пока приостановили проекты", но деньги то идут и отмываются. и еще неизвестно, на что там в Европе и Британии предполагалось эти отмытые средства направить. но уж явно не на культурные цели.

      • Анонимно
        12.05.2019 12:26

        11.40* типа да итд итп* Чего написал, сам то понял. Каша в голове. У нас чинуки все бабло отмывают. По себе знаешь?

  • Анонимно
    12.05.2019 11:05

    если она умная итд пусть возвращаеться на родину и подниметь таиарскую эстралу на новый уровень. . через забор ругать соседа всегда легко. сама то что сделала? пиариться просто на ребенке.

    • Анонимно
      12.05.2019 11:17

      Где пиар? Что-то не видно

    • Анонимно
      12.05.2019 14:15

      Да. Пусть бы сама с татарской музыкой выступала или Ержану или другим ученикам ее давала)))
      А то - симфонический оркестр наш должен видите ли татарскую музыку играть и неважно какого она качества. Чайковского значит или итальянских композиторов недостойны мы...

    • Анонимно
      12.05.2019 19:18

      Много ли ума нужно, чтобы заявить, что местный театр оперы провинциальный. Для этого нужно обладать большим провидением? А вот в Чебоксарах или в Й-Оле прямо ла скалы? Где то видел мультик или картинку как лягушка перепрыгнула из своего болота в другое, поближе к большой дороге и тут же начала раздуваться от самолюбования

  • Анонимно
    12.05.2019 11:16

    В одной группе в соцсетях выложили снимки старой столицы РТ. Гостиница «Казань» была роскошным зданием. А что с ним сделали? Все рушат и крушат. Приехали из Кукуевки в Казань и диктуют свои правила. На той же улице Щапова все снесли и поставили дома из красного кирпича. А как привыкли ходить в своей деревне в галошах, так и ходят. Вот вам и уровень культуры. Учиться надо! Вот мое отношение к эстраде и к псевдотатаризации.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/423914

    Лучше не скажешь. Абсолютно верно.

  • Анонимно
    12.05.2019 11:32

    Явно личная обида сквозит у дамы.

  • Анонимно
    12.05.2019 11:36

    По роликам видно, что, даже, для ведущих, итоги голосования были неприятны.. Да и сами участники, судя по их лицам, а, особенно, по наигранному "изумлению" дочкиалсу, уже знали об окончательном вердикте. Тьфу!

  • Анонимно
    12.05.2019 11:47

    в 12 школе училась, это что она в еврейской школе училась? Или тогда это была обычная общегородская школа?

    • Анонимно
      12.05.2019 12:54

      А там больше половины детей с татарскими фамилиями учатся, вы разве не в курсе? а потому что каааачество....

    • Анонимно
      12.05.2019 12:57

      Вообщето до еврейской школы это была татарская школа !

      • Анонимно
        12.05.2019 16:09

        12.57. А с чего минусы за правду? 12 школа построена как татарская в 1936 году, в татарской части Казани и для татар.

  • Анонимно
    12.05.2019 11:50

    судя по всему - организаторы тянули за уши вот этого казаха, но лажанули в своих действиях. и победа Микеллы была неожиданна для самой Микеллы - она заплакала. И она не готовила финальной песни.
    И начало травли лично эрнстом -показатель того, что конкурс сливали именно под казаха. смысл заявление делать, которое запускает травлю Микеллы, если заранее с Абрамовыми была договоренность -никакого смысла.
    А итоги голосования)))) я уже думаю, что накрутка была. но. за казаха. и вот они лажанули и что-то перепутали так, что накрутка, которую они планировали за казаха - засчиталась Микелле. Поэтому то они сразу заявили, что "аномальное голосование". откуда им знать ЕСЛИ НЕ ОНИ САМИ ЭТО ДЕЛАЛИ! Но делали они это ПОД КАЗАХА! И что то напутали в процессе. такая картина вырисовывается. А аномальные области голосования наталкивают на мысль, что "аномальные звонки" шли с "номерных" учреждений на автоматике. то есть видимо делал тот, кто обладает доступом к сигнализации операторов связи. а это только российские спецслужбы. то есть конкурс не был куплен, БЫЛ ПРИКАЗ С САМОГО ВЕРХА СДЕЛАТЬ ПЕРВЫМ КАЗАХА. И кто-то либо по ошибке либо намеренно перепутал номера которые надо было накрутить.
    Для чего делать первым казаха, кроме того, чтобы отмывать через его проекты средства, которые далее предполагалось направлять на спецоперации внутри Европы и Британии -думаю других вариантов больше нет. хороший сценарий для Голливуда, между прочим. тем более что так оно и было.

    • Анонимно
      12.05.2019 12:57

      Наконец, трезвые комментарии пошли: Ержан должен был победить по геополитическим причинам, была установка с самого верха, что должен победить казах, но чиновники опростоволосились и не учли силу соцсетей, на которую сделала ставку Алсу. Всякие бузовы, королевы и их подписчики сделали результат по смс. Алсу как Трамп и Зеленский победила благодаря ставке на соцсети.

    • Анонимно
      12.05.2019 14:20

      Какая же каша в голове у вас)))

    • Анонимно
      12.05.2019 16:39

      11.50 Успокойтесь, конспиролог. Напишите сценарий для Болливуда и тоже получите первую премию. Не забудьте написать как голосовали работники ОАО АВИАВТОМАТИКА в Курске, АВИЛОН, АГРОГРИБ. Сюжет еще тот. Удачи. Слушайте алсу с дочурой

      • Анонимно
        12.05.2019 17:06

        и как казах пел под фанеру даже в финале. по крайней мере одна вещь в финале -у него под фанеру, а не он сам в тот момент. все напишу как реально было и для чего.

        • Анонимно
          12.05.2019 18:16

          Но ЮТУБЕ есть видео микены с домашнего виде и с концерта алсу, где пела с мамой. Кто то выложил. 17.06 Посмотри и напиши все как есть. Разница - земля и небо. Так что запись на слепом прослушивании вполне и не микель

          • Анонимно
            12.05.2019 20:46

            " есть видео микены с домашнего виде и с концерта алсу" вы разноплановые вещи не сравнивайте. и концерт "алсу, где пела с мамой" -мы не знаем какие условия этого концерта.
            слепые прослушивания вполне естественное исполнение именно Микеллы. а вот убрать внимание с выступления казаха в финале вам не удалось.

            • Анонимно
              12.05.2019 22:40

              Убрать внимание от ЕРЖАНА , прекрасного мальчика из Казахстана никому не удалось. Даже алсу с муженьком.

  • Анонимно
    12.05.2019 11:57

    Фира Исаева все время идет на противостояние, на конфликт, на войну. Это неправильно, особенно для женщины. Она чувствует себя обделенной.
    А насчет конкурса "Голос.Дети" можно сказать, что это всего лишь зрительское голосование. Несомненно, Ержан всех потряс. Пусть будет великим певцом. Но и Микелла была неплоха. Пусть и она будет счастлива. И все остальные тоже.

    • Анонимно
      12.05.2019 16:40

      11.57 Одни психологи на сайте, она обижена, она обделена и прочее. Хорошо что она сам не знает об этом

  • Анонимно
    12.05.2019 12:11

    Все хорошие педагоги из Италии свалили в США и Корею. У кого они собираются учить мальчика? Там сейчас кризис школы и не платят. О перспективах можно будет говорить после 17 лет, если переживет мутацию. Но судя по хайпу вокруг "Голоса", мальчика заставят много зарабатывать на корпоративах, а для детского голоса такие нагрузки к хорошему не приводят.

  • Анонимно
    12.05.2019 12:46

    Просто надо было голосовать,ведь в самом название конкурса" Голос" поңразумевается также голосование.А так пожалели копейку, а сейчас стонут "Ержан, Ержан".

    • Анонимно
      12.05.2019 14:40

      Мыслящая часть населения голосует бесплатно!!! Но к сожелению))))))))

  • Анонимно
    12.05.2019 13:00

    Хилари тоже не верит, что Трамп победил честно, и тоже всякие проверки устраивает до сих пор. Но и Трамп и Зеленский и кстати дочь Алсу победили, сделав ставку на соцсети, чего многие мыслящие по старинке не могут понять и продолжают искать аферы в самом голосовании, а фишка вся в соцсетях

  • Анонимно
    12.05.2019 13:19

    Что эстрада что ТНВ , два сапога пара , смотреть то ли смеятся то ли плакать !

    • Анонимно
      12.05.2019 16:12

      13.19. Сомневаюсь я что вы , как и этот педагог, вообще смотрят ТНВ. Но почему-то каждый раз в своих коментах стараются его пнуть. У вас что-то личное ?

  • Анонимно
    12.05.2019 14:10

    Именно поэтому хорошо, когда есть независимые сми, чтобы освещать разоблачать подобную коррупцию. Людям должно быть стыдно.

    Репутация дороже и люди понимают это, поэтому в демократичных странах меньше коррупции

  • Анонимно
    12.05.2019 14:54

    Интересные высказывания. Почему это татарский госоркестр должен исполнять татарских композиторов? Может татарстанских? Которые жили и работали на территории Татарстана? В Татарстане кроме татар очень много, практически столько же, жителей и других национальностей. Почему-то ни у кого не возникает вопроса, почему в Татарстане существует только татарская эстрада? А русскоязычной эстрады Татарстана нет и впомине?

    • Анонимно
      12.05.2019 16:15

      14.54. Потому что русская эстрада хорошо представлена и в 65 русских областях, и самое главное , что федералы на неё не жалеют ни денег ни эфирного времени на всех радио- и ТВ- каналах. А у татар для татарской эстрады и культуры оставлен только Татарстан. Вам своего мало , вы еще на наши кутарки заритесь?

      • Анонимно
        12.05.2019 16:46

        Ровно на пропорцию живущего народа в Татарии

        • Анонимно
          12.05.2019 17:41

          16.46. То есть, вы делите так- давай общее всё разделим, но твое тоже поделим? Нет никаких пропорций в вопросах сохранения культуры в нац. республиках. Не зарьтесь на чужое, целее будете!

          • Анонимно
            12.05.2019 18:18

            Татария общая для всех народов. Твое мне даром не нужно

            • Анонимно
              12.05.2019 20:49

              а россию тогда мы вместе с китайцами разделим по вашей логике. нам для китайцев ничего вашего жалко не будет.

      • Анонимно
        13.05.2019 00:56

        В стране представлено то, что востребовано. Татарская эстрада с синтезаторными ритмами аля 70е и мотивами типа сердючка и радио шансон, не говоря уже о "модных" шмотках, макияже и прическах с завитушками и челками из 90х, находится там, где ей и место в таком виде.

    • Рашид
      12.05.2019 18:21

      14:54 Татарских и Татарстанских это равнозначно. Это как например русский солдат путём неимоверных усилий выиграл страшную войну с фашизмом. Потому что за границей все нас русскими зовут. Ещё полководец Багратиони и т. д. добавляют если не совсем доходит.

      • Анонимно
        13.05.2019 00:51

        Да да..равнозначно. По фамилиям во власти, от малюсенького поселка до высшего руководства республики видна эта однозначность. В Татарстане слово "национальный" = "татарский" по факту. Вы о чем? Назовите хоть одного татарстанского писателя, поэта, композитора не татарина? Может улицу какую после СССР их именем назвали...хоть одну?

  • Анонимно
    12.05.2019 15:00

    Хорошее интервью. Очень интересно,как профессионалы, родившиеся в Казани,но проживающие не здесь,смотрят на происходящее со стороны. Но, по-моему,не очень хорошо так много себя хвалить. Похвала должна исходить от людей,которые оценили твои труды.

  • Анонимно
    12.05.2019 15:05

    Непорядочные семья алсу. У детей победу отбирать. Ну есть у вас деньги ну запихните вы её без конкурса деньгами своими на сцену раз вам так хочется. Я из татарстана и мне стыдно за алсу.

  • Анонимно
    12.05.2019 16:31

    Про самодеятельность она правильно говорит. Раньше в моем детстве были певцы, их было мало, но какие голоса были.А сейчас вышли кому не лень, ни голоса, ни фактуры. Клип снимают лежат в постели, или в деревне на тракторе. Полная самодеятельность и в ТВ. Заканчивают фил фак и берут подряд всех. В театрах полную самодеятельность называют перфомансом, или тренингом. Слова меняются а форма подачи все хуже и хуже.

    • Анонимно
      13.05.2019 12:02

      Полностью СОГЛАСЕН с этим утверждением: " Татарская эстрада была лучше во времена Фикрята Табеева, у которого была великолепная грамотная команда. Я считаю, что у власти должны стоять профессионалы, которые должны подтягивать до более высокого уровня остальных. Нет смысла кичиться тем, как «у нас в деревне»....

      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/423914?utm_source=readable-box

  • Анонимно
    12.05.2019 16:36

    =======
    В одной группе в соцсетях выложили снимки старой столицы РТ. Гостиница «Казань» была роскошным зданием. А что с ним сделали? Все рушат и крушат. Приехали из Кукуевки в Казань и диктуют свои правила. На той же улице Щапова все снесли и поставили дома из красного кирпича. А как привыкли ходить в своей деревне в галошах, так и ходят. Вот вам и уровень культуры. Учиться надо! Вот мое отношение к эстраде и к псевдотатаризации.
    =======
    Фирочка, а твой папка Фарид из какого аула в Казань приехал? Абика твоя тоже в деревне в галошах ходила. Не примазывайся к коренным казанцам своими аульными корнями.

    • Рашид
      12.05.2019 18:35

      16:36 Критика должна иметь место. Калоша это образное выражение. В принципе со всем можно согласиться. Выносят комментаторы начинающие просто втаптывать в землю все татарское. Эстрады по большому счету у нас нет, и с этим не согласиться нельзя. Три аккорда, скачки и все. И уже не будет наверно. Тому как язык татарский вымирает. Он может и останется для всевозможных лубочно показушных фестивалей о дружбе народов России, но жить в таких условиях умышленно созданных он не будет. Как ни крути татарский язык основа всего и вся. Не зря же говорят язык это генетический код народа.

  • Анонимно
    12.05.2019 20:36

    Мальчик стал звездой. Девочку родители любовью изуродовали.

  • Анонимно
    12.05.2019 23:12

    почему Микелла говорит, что она из Москвы? Разве семья Абрамовых не живет в Лондоне?

  • Я человек далекий от музыки и, читая эту статью узнал о Димаше Кудайбергенове. Полюбопытсвовал погуглил, послушал и, вот это да. Я заново родился, прожил жизнь и умер, снова заново родился, вот это талант. Послушайте кто не слышал. Ержан пока еще совсем ребенок, но верю и у него будет большое будущее.

  • Анонимно
    13.05.2019 10:08

    Спасибо за прекрасное интервью! Получила настоящее удовольствие! Какая женщина!

  • Анонимно
    13.05.2019 10:15

    "Петр Чайковский тоже получил лишь серебряную медаль в консерватории. Однако того, кто получил тогда золотую медаль, никто не помнит, а Чайковского знает весь мир."

    Не дали в Петербургской консерватории в том году золотых медалей. Поэтому никто его и не помнит, не существующего золотого медалиста. Только серебряные дали две штуки: один Чайковскому, который обучался по теории музыки, а другой Крессу, курс фортепиано.

  • Анонимно
    13.05.2019 12:18

    Спасибо. С удовольствием прочитала статью...умница.....

  • Анонимно
    13.05.2019 14:59

    Какая умная женщина, всех по делу разложила, и колхозников татарстанских, и Гарифуллину, и Салавата , и про оперный театр!
    И про Ибрагимова соглашусь - золотой голос до сих пор.

  • Анонимно
    13.05.2019 16:28

    Я татарин и я алсу осуждаю

  • Анонимно
    13.05.2019 17:02

    В России нет вокальной школы, и петь практически никто не учит. Поэтому за пределами России наших певцов не слушают. Владеющих школой можно по всей стране по пальцам пересчитать. В Казани есть 2 таких человека, в Москве одного знаю. Кто хочет научиться, тот найдет.

  • Анонимно
    14.05.2019 00:45

    Какая женщина, вышедшая из хорошей семьи, и заканчивает карьеру обыкновенной учительницей музыки в школе. И конечно, сквозит обида на всех: и в галошах ходят, и петь не умеют, и все, что делается в Казани, не нравиться. А вот я, я, я, я, я!!! Попробовала бы сама спеть (хорошо, сыграть) на сцене, сомневаюсь, собирала бы хотя бы сто человек. Спеси выше крыши, аж\\\\

    • Анонимно
      14.05.2019 08:51

      Согласен. Послужной список у нее не велик и известных воспитанных ей талантов в списке не много. Но здоровая критика всегда полезна

  • Анонимно
    14.05.2019 21:51

    У Микеллы,великолепно поставленный Вокал.Раньше,поддался пропаганде и поверил,что Ержана обижают.Но,дочь Алсу,профессионально поёт.Важно,что она поёт на Низких ,а не высоких.Орать можно на Свадьбах.Тут Конкурс.МИКЕЛЛА АБРАМОВА,заслуженно победила.

  • Анонимно
    16.05.2019 22:38

    Для Моисея: Бабкина и Кадышева имеют профессиональное музыкальное образование.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль