Машиностроение 
23.05.2019

Как казанский МВЕН и Путин подтолкнули «Ростех» заняться малой авиацией

Николай Никифоров возвращается в Татарстан — теперь в роли авиапромышленного гуру

Без преувеличения эпохальное событие произошло вчера в Иннополисе. Там дали символическое добро на строительство завода, где будут серийно делать самолеты малой авиации. Через три года неподалеку вырастут цеха, ангары, появится взлетно-посадочная полоса. Такого производства в стране не было со времен Советского Союза. На презентации побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».

Без преувеличения эпохальное событие произошло вчера в Иннополисе. Там дали символическое добро на строительство завода, где будут серийно делать самолеты малой авиации Без преувеличения эпохальное событие произошло вчера в Иннополисе. Там дали символическое добро на строительство завода, где будут серийно делать самолеты малой авиации

«…ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Нетривиальность мероприятия подчеркивал приезд на него могущественного генерального директора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова.

«Сегодня мы даем старт предприятию, которое в самое ближайшее время станет олицетворением передовых технологий в авиастроении и укрепит позиции России как авиастроительной державы», — заверил ведущий. Такое впору говорить о производстве какого-нибудь МС-21 или ПАК ДА, а тут на площадке перед университетом Иннополис стояла десятка легких Т-500. Что в них такого?

Машина создана казанским ООО «Фирма „МВЕН“» и изначально называлась МВ-500 (главный конструктор — Юрий Шипилов). Этот небольшой цельнокомпозитный моноплан был спроектирован и облетан еще в начале 2000-х, а вариант Т-500 в первый полет подняли осенью 2014 года. Это прежде всего самолет для обработки полей, и, отметим, в России до сих пор не было специализированного сельскохозяйственного самолета. В ряде работ авиация технологически предпочтительнее наземной техники — самолеты ничего не мнут, не ломают, что особенно важно на завершающих этапах созревания колосовых, когда использование наземной техники губит 5–10% урожая.

МВЕН пытался продвинуть машину с начала 2000-х. Главной проблемой стало получение сертификата типа: процедура сложна, дорога — словом, трудноподъемна для небольшой фирмы. Тем не менее МВЕН упорно шел к своей цели. Сколько бы это еще продолжалось, неизвестно, если бы не Владимир Путин, который дал наказ оборонщикам к 2030 году увеличить долю гражданской продукции до 50%, а раньше всех (к 2025-му) должен перестроиться «Ростех» — как законодатель мод в ОПК.


Оборонщики начали по всей стране искать проекты, которые можно пустить в дело (желательно готовые). Так и заприметили МВ-500. Ростеховский кластер «Вооружение», который в госкорпорации заведует композитными технологиями в лице ОНПП «Технология» им. Ромашина приложил все силы, чтобы «Росавиация» выдала казанцам сертификат типа на Т-500, то есть теперь он готов к коммерческому использованию. Плюс ОНПП делает для казанских самолетов лонжерон крыла и руль направления — это примерно 3% всей работы, утверждает источник «БИЗНЕС Online».

МВЕН на своих казанских площадях изготовил 10 самолетов. Их передадут лидерному эксплуатанту — башкортостанской авиакомпании «РусАвиа». Она в прошлом году подписала соответствующее соглашение с «дочкой» ОНПП — компанией «Аэропрактика», которая отныне является ответственной за проект. Сообщалось, что воздушные суда будут использоваться для выполнения авиационно-химических работ, в том числе в Татарстане.

Интересно, что к проекту подключился экс-министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и давний апологет идеи Иннополиса Николай Никифоров Интересно, что к проекту подключился экс-министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и давний апологет идеи Иннополиса Николай Никифоров

НИКОЛАЙ НИКИФОРОВ КАК АВИАПРОМОУТЕР

Казанская площадка показалась «Ростеху» недостаточной для планируемого масштабного производства, и дело решили перенести в Иннополис. Интересно, что к проекту подключился экс-министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и давний апологет идеи Иннополиса Николай Никифоров. Напомним, в начале мая он участвовал в тематическом совещании с участием директора кластера «Вооружение» Сергея Абрамова, Минниханова, заместителя премьера-министра РТ — министра промышленности и торговли РТ Альберта Каримова.

Никифоров, как известно, уйдя в мае 2018 года с министерского поста, создал в Иннополисе две компании. Одна из них — ООО «Дигинавис», в качестве основного вида деятельности которого указана разработка программного обеспечения. Вчера бывший член правительства РФ сообщил  журналистам, что его компания, которая «специализируется на сквозных цифровых технологиях», владеет 37% в «Аэропрактике». Как говорит источник «БИЗНЕС Online», Никифоров среди прочего «станет своего рода промоутером проекта, будет раскручивать самолеты и подтягивать деньги».

Кстати, вчера Чемезов заявил, что в создание производства и аэродрома экспериментальной авиации при нем на первом этапе будет вложено примерно 2,5 млрд рублей. «Проект предусматривает достаточно большой объем инвестирования, — отметил он, — рассчитываем, что он будет реализован в рамках частно-государственного партнерства. Сейчас ведем переговоры с инвесторами, которые могли бы войти в этот проект. Пока не могу сказать о конкретных инвесторах. Сегодня финансируем за счет средств госкорпорации и частных инвесторов».

Сергей Чемезов: «Это высокотехнологичное производство и мы договорились с Рустамом Нургалиевичем, что именно здесь построим завод» Сергей Чемезов: «Это высокотехнологичное производство, и мы договорились с Рустамом Нургалиевичем, что именно здесь построим завод»

Любопытно, что на мероприятии был замечен олигарх Андрей Бокарев, основной капитал которого находится в активах «Трансмашхолдинга», «Уральской горно-металлургической компании», «Трансгрупп» и др. Впрочем, на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» он ответил, что не имеет отношения к иннополисовскому авиапроекту.

Добавим, что ранее площадку для производства Т-500 МВЕН намеревался создать в Державино, что в Лаишевском районе. Она была оптимальна не только потому, что у МВЕНа в этих краях есть аэродром, но и из-за того, что в Лаишево действует учебное заведение с авиатехническим уклоном — технико-экономический техникум. Но, получается, все переиграли. «Почему Иннополис? — говорил вчера Чемезов. — Это высокотехнологичное производство, и мы договорились с Рустамом Нургалиевичем, что именно здесь построим завод. Мы рассчитывали и на налоговые льготы — это важно для начинающего предприятия». Но вот, например, интересно, кто будет работать на новом предприятии. «Вопросы доставки людей будут отработаны», — заверил «БИЗНЕС Online» директор по развитию гражданской продукции ОНПП Михаил Удалов.

Любопытно, что вчера Минниханов подчеркнул: «Самое главное, сборочное производство и аэродромный комплекс находятся рядом с Иннополисом. Интеллектуальная часть дальнейшего развития проекта будет здесь. Мы целиком полностью по всем направлениям поддерживаем проект». Источники «БИЗНЕС Online» указывают, что до последнего была неопределенность, где развернут производство. Это могли сделать и в Калужской области, где находится ОНПП. Конечно, Татарстану не хотелось терять такой проект. «Нынешний договор носит не столько нормальный экономический, сколько политический характер», — отметил наш источник.

Возле Иннополиса намерены возвести производственный и два сборочных корпуса, заводоуправление, малярный ангар, склад ГСМ, доводочный ангар, командно-диспетчерский пункт и взлетно-посадочную полосуЧтобы увеличить, нажмите

ШАГ К НОРМАЛЬНОЙ АВИАПИРАМИДЕ

К 2022 году возле Иннополиса (по другую сторону от трассы М7) на 313 га намерены возвести производственный и два сборочных корпуса, заводоуправление, малярный ангар, склад ГСМ, доводочный ангар, командно-диспетчерский пункт и взлетно-посадочную полосу длиной 1,5 километра.

Как сказал Чемезов, выпускать будут не только сельскохозяйственные, но и учебно-тренировочные машины и даже беспилотники, которые спроектируют на базе Т-500. Отметим, что серийного выпуска самолетов малой авиации в нашей стране не разворачивали с советских времен. И то, что о возобновлении былого вспомнили (весьма символично, что это произошло во время вхождения Объединенной авиастроительной корпорации в состав «Ростеха»), подтверждает концепции руководства МВЕН. Так, бывший генеральный директор компании и ее идеолог Виктор Ермоленко (сегодня фирмой руководит его сын Илья) отмечает: если мы хотим получить качественный сдвиг в области авиации, надо, чтобы в основании пирамиды авиационной отрасли было много людей — из компаний-проектировщиков, аэроклубов, небольших авиакомпаний, авиамодельных кружков, наконец. Раньше у нас была нормальная пирамида, а сейчас — перевернутая, острием вниз. Это ненормально, поэтому авиационную промышленность надо структурно перестроить. В частности, необходимо наращивать количество малых и средних предприятий, занимающихся проектированием и производством легких и средних самолетов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (104) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.05.2019 08:37

У меня такое ощущение что у МВЕН просто отжали этот проект (((теперь будут продвигать и пилить уже "свои"

  • Анонимно
    23.05.2019 08:18

    Хорошо поднялся на радарах, что стал акционером авиазавода.

    • Извлечь, чтоб профит из потехи
      Он свой проект смог протолкнуть.
      Услышим скоро про успехи,
      Любил всегда он хвастануть.

      Подать себя - это искусство,
      Из мухи делать, чтоб слона.
      А проявив пиара буйство,
      Твоею будет вся страна.

  • Анонимно
    23.05.2019 08:26

    Дело хорошее, непонятно только при чем тут Иннополис?

    • Анонимно
      23.05.2019 08:55

      Так как это не реальные дела, а пиар, то и Иннополис пойдет.
      Но этот проект не поедет, уверен. Кончится закаткой бетона в авиаполосу и здания ангаров. Все для того, чтобы ПСО работу получило очередную в Иннополисе.

      • Анонимно
        23.05.2019 11:24

        Это по силам только КНИТУ-КАИ. Там есть разработки, которые сейчас еще не до конца утеряны. Выпускники подтвердят.

        • Анонимно
          23.05.2019 17:23

          Бетон и без КАИ закатают. Цель не авиация, цель кубатура для ПСО.

        • Анонимно
          23.05.2019 22:38

          а ректор - не комментирует - не его профиль

    • Анонимно
      23.05.2019 10:25

      Потому что в Инополисе сейчас самая крутая лаборатория по робототехнике, в т.ч. и беспилотникам.

    • Анонимно
      24.05.2019 16:50

      Иннополис - это ОЭЗ где налоговые льготы

  • Анонимно
    23.05.2019 08:34

    Никифоров-авиапромышленный гуру))))
    Вот поэтому и авиапромышленность у нас такая))

    • Анонимно
      23.05.2019 10:15

      Попробуйте пройти его путь в его башмаках. Не все же как вы универсалы. Кстати, а каковы ваши достижения в данной отрасли. Тут важно что дело двигается хоть и с опозданием.

  • Анонимно
    23.05.2019 08:37

    У меня такое ощущение что у МВЕН просто отжали этот проект (((теперь будут продвигать и пилить уже "свои"

    • mad big
      23.05.2019 08:55

      Под проект построят ангары и ВПП. А потом проект свернут. В сухом остатке частный аэродром со всей инфраструктурой в кармане.

      • Анонимно
        23.05.2019 09:04

        На то и расчет. Строит все в Иннополисе один человек, вся земля вокруг тоже его, а аэропортная полоса вокруг опять повиснет на федеральном бюджете. В общем, приватизация прибыли, национализация расходов.

        • Анонимно
          23.05.2019 10:23

          Подключайтесь, там работы и вам хватит, вложитесь в себя.

          • Анонимно
            23.05.2019 17:24

            Ты не переживай, я госденьги не пилю, я обществу приношу пользу. Жаль, что мои белые налоги на очередной бредовый распил идут.

        • Анонимно
          23.05.2019 22:39

          и Мы верим и знаем, что город строит Президент и его команда!!!

      • Анонимно
        23.05.2019 10:21

        Так точно тов. майор. Ну да, не ошибается тот кто ничего не делает.

    • Анонимно
      23.05.2019 10:50

      Очень верное ощущение. А если бы сопротивлялись, то сидели бы с Гомзиным в соседних камерах.

  • Анонимно
    23.05.2019 08:41

    Посмотрим, необычное место для базирования, но, почему бы и нет ?! Надеюсь всё закончится реальным производством к 2022 году, а не подписанием деклараций и меморандумов с освоением средств, - но без выхлопа.

    • Анонимно
      23.05.2019 08:54

      Чем необычнее обстоятельства, тем больше вероятность того, что все кончится пшиком.

      • Анонимно
        23.05.2019 22:42

        чем невероятнее Факт. тем вероятнее, что он реальный... парадокс, но завод самолетов появится и МВЕН свое делает... летать и строить, строить и летать - русский слова про русских, даже если они (русские) на самом деле татары - это МЫ!

  • Анонимно
    23.05.2019 08:48

    Правильно, что строят в Иннополисе. Это место притягивает проекты, в которые вкладываются, выбивают деньги и на этом все. Про Иннополис можно сказать тоже самое. Очень сомневаюсь в том, что самолеты будут покупать. Построят завод, просуществуют пару лет и банкротство.

    • Анонимно
      23.05.2019 09:18

      Иннополис - это место, где на выкупленных у частника землях этот же частник лупит кубатуру бетона на федеральные деньги. Освоилово в чистом виде.

      • Анонимно
        23.05.2019 10:37

        Некоторые и свой кошелек освоить не могут. Это пессимисты, они не пьют шампанское, только самодел, так как "патриоты" своей хаты которая с краю. Но благодаря им мы видим ямы и канавы. Правда, под своими ногами бревна не заметят, но спасибо за критику.

        • Анонимно
          23.05.2019 17:25

          Да пожалуйста. Пойду свой текущий проект производственный с инвестициями в полмиллмарда рублей слезками закапаю.

      • Анонимно
        24.05.2019 15:14

        интересно, какие такие земли и у каких частников выкупили? иннополис весь в чистом поле строился и строится

  • Анонимно
    23.05.2019 08:53

    "Как известно, уйдя в мае 2018 года с министерского поста, он создал..."

    А я думал, что он не ушел, а его сняли.

    • Анонимно
      23.05.2019 09:27

      Правительство уходит в отставку, а по-новой кое-кого не назначают...
      Вроде так?

  • Анонимно
    23.05.2019 08:54

    Не обольщайтесь. Выделят деньги , большую часть распилят, остальное уйдёт в долгострой и никаких беспилотников и малой авиации.

    • Анонимно
      23.05.2019 09:05

      А кто ж обольщается. Иннополис там только для того, чтобы на частную землю выкупить на федеральные деньги, а потом еще ПСО и бетон будет закатывать на эти же деньги.

      • Анонимно
        23.05.2019 10:42

        А кроме ПСО вы никого в России не знаете? В каждой статье ваш коммент, хозяин всея земли или Носадамус местного разлива.

        • Анонимно
          23.05.2019 17:26

          А зачем мне где-то? Меня в родном Татарстане только ПСО да Таиф волнуют.

          • Анонимно
            23.05.2019 19:55

            А Татнефть?

            • Анонимно
              23.05.2019 23:38

              А Татнефть хоть нефть добывает. А не только щеки раздувает о том, какие они крутые, получив на халяву заводы и бестолково ими управляя.

  • Анонимно
    23.05.2019 09:08

    Мвен имеет все необходимые площади для производства. Тот фарс что был в иннополисе это освоение бюджетных средств, потому что по фед программе выделили намного больше 2 млрд руб.

  • Анонимно
    23.05.2019 09:15

    Интересна цена этого т-500... и летные характеристики

    • Анонимно
      23.05.2019 10:45

      Секрет фирмы. Всему свое время. Хороший петух слишком рано не кричит.

    • Анонимно
      23.05.2019 11:36

      Вас забанили в Яндексе?
      Поискать никак?
      Ключевая характеристика - объем бака для химикатов 500 литров (2 бочки по 250 литров).
      И много с таким объемом обработаешь?
      Для отработки взлета-посадки самое - то.

  • Анонимно
    23.05.2019 09:22

    Азат Д

    Один простлй вопрос, чей двигатель там будет? Ну и отсюда, откуда 23 млн?
    Почему комерсы этим занятся не могут, а гос Ростех?

    • Анонимно
      23.05.2019 09:34

      Это уже целых три вопроса. Вы уж определитесь)

    • Анонимно
      23.05.2019 12:10

      Видимо, потому что основной покупатель будет государство

    • Анонимно
      23.05.2019 14:17

      Лайкоминг, если Вам это что-то говорит. Это ответ на один, но простой вопрос. Остальные вопросы - сотрясение воздуха

  • Анонимно
    23.05.2019 09:28

    Для кого самолеты? Для колхозов? У них нет денег покупать и содержать эту технику. Да кто будет управлять маленьким, но самолетом? Вообщем тут все понятно и для меня есть только один интересный момент - какая фирма будет генподрядчиком данного строительства.

    • Анонимно
      23.05.2019 10:51

      Какая фирма? Может ваша. Предлагайте свою фирму, работы там много. Уж на просторах РФ и не только, найдется кому покупать и летать.

      • Анонимно
        23.05.2019 11:30

        Будет не моя и не ваша. Будет ИХ фирма. Назовите парочку организаций, которые купят эти самолеты? Сухой суперджет тоже построили, только их купил аэрофлот и то из за полит решения. А те авиакомпании, которым умудрились как то продать ssj уже и не эксплуатируют их. Остался только interjet.

    • Анонимно
      24.05.2019 15:22

      вы в своем уме, вы сами то пишите взаимоисключающие вещи, если колхоз и купит, то кто будет им управлять?)) зачем вообще их покупать, если можно арендовать под определенные работы по сезонам если уж речь о сельхоз работах, у нас как никак в республике много земель для подобных работ.

  • Анонимно
    23.05.2019 09:30

    Чтоб вернуть вложенные средства сколько самолётов надо выпустить кто нибудь пытался ответить на этот вопрос.Вот поэтому и будет проект провальным.А ведь ребята наверно и экономику считали когда самолёт задумывали и место где это делать нашли.У нас пустых корпусов заводских в городе полно.Но наверху решили к мёртвому городу пришить ещё и мёртвый заводик.Но в сухом остатке будет аэродром для доставки крутых горнолыжников.Для реальных испытательных полётов аэродром на буграх делать нельзя.

    • Анонимно
      23.05.2019 10:57

      Очень полезные советы, благодарим. У них есть свои счетоводы, правда не местные, а федерального уровня. А пустые корпуса заводов уж сами как нибудь используйте. Предварительно узнав кому они принадлежат.

    • Анонимно
      23.05.2019 12:02

      В России большой спрос на малую авиацию, сейчас летают на древних цесснах по астрономическим ценам. Думаю, спрос будет. Одно лишь удручает - препоны в получении свидетельства пилота и высокие налоги для АОН.

    • Анонимно
      24.05.2019 15:25

      сорри, может это и печально несколько, но крутых горнолыжников не интересуют горнолыжные курорты подобного уровня как на свияге...обрадует это вас или опечалит, но это факт) и альпийские горы к большоу сожалению там тоже вдруг не вырастут, чтобы туда на самолетах прилетать))

  • Анонимно
    23.05.2019 10:06

    История плагиата диссертации Никифорова наводит на грустные размышления о будущем завода.

  • Анонимно
    23.05.2019 10:07

    Отличная идея. Можно было лет 10 уже выпускать если бы не бюрократические препоны. Это была бы кузница кадров для большой авиации.

    • Анонимно
      23.05.2019 10:27

      не только кузница и но неплохая работа на пенсии
      для бывших

    • mad big
      23.05.2019 10:32

      А зачем? Лучше мальчика не умеющего летать, но хорошо владеющего английским языком взять и посадить сразу за штурвал аэробуса. Как в Ульяновске делают.

  • Анонимно
    23.05.2019 10:13

    Есть спрос на эти пепелацы? Такое ощущение, что проект умер даже ещё не родившись...

    • Анонимно
      23.05.2019 12:16

      Про велосипеды и паровозы тоже так говорили.

      • Анонимно
        23.05.2019 22:45

        а я смотрю на велодорожки в Казани и радуюсь - архитекторы реально работают... только бестолково...

  • Анонимно
    23.05.2019 10:23

    Так и судьба татарстанского вертолёта «Ансат» представляется весьма туманной...

  • Анонимно
    23.05.2019 10:35

    Пожелаем новому лёгкому самолёту «Т-500» удачи и "безоблачного" неба!)

  • Анонимно
    23.05.2019 10:39

    разве они пригодятся для сельского хозяйства,я считаю кукурузник самый лучший для сельского хозяйства

    • Анонимно
      23.05.2019 11:02

      10.39. "Кукурузник" морально и технологически "устарел"... Нужны новые современные, высокотехнологичные летательные аппараты, типа: «Т-500»

      • Анонимно
        23.05.2019 11:38

        В чем его высокотехнологичность? Давно ли стеклопластик стал вершиной технологий?
        А "устаревший" имеет в три раза большую грузоподъемность...

        • mad big
          23.05.2019 12:30

          Ан-2 хорош, но давно уже не выпускается. Да и проблема с КБ Антонов оставшимся на Украине никуда не делась. Да и жрет он немеряно дорогущего бензина.

    • mad big
      23.05.2019 11:18

      Вы давно АН-2 летающий видели?

  • Анонимно
    23.05.2019 11:06

    Лишь бы мвен не кинули, это их труд их заслуга.

  • Анонимно
    23.05.2019 11:11

    Спрос есть то на этот "кукурузник"?

  • Анонимно
    23.05.2019 11:27

    Это в Лаишево должно было быть...

  • Анонимно
    23.05.2019 11:35

    Ну раз Никифоров взялся за это дело - то конец малой авиации(((

    • Анонимно
      23.05.2019 12:20

      Тут неважно кто взялся. Главное -взялись. А он стронул и продвинул это дело. Успехов ему и делающим дела!

  • Анонимно
    23.05.2019 11:47

    Был на днях в Инополисе, мне самолеты понравились, я так понял их там 2 типа. И вообще этот небольшой парк там с огромными шишками на фоне ряда самолетов стал интереснее. ВПП давно надо было рядом строить. Так что все логично.

  • Анонимно
    23.05.2019 12:09

    николай с портфелем там где деньги.
    автодория... сейчас м-500

  • Анонимно
    23.05.2019 12:14

    Помнится, что этот проект хотели реализовать в Лаишевском районе. Украли лаишевский проект, это совсем нечестно.

  • Анонимно
    23.05.2019 12:41

    Удачи!!!

  • Анонимно
    23.05.2019 14:05

    Почему когда что-то открывают бизнес сильные мира сего, сразу говорят что молодому предприятию нужна налоговая льгота, а обычным ип и ооошкам она не нужна, только кнут...

  • Анонимно
    23.05.2019 15:05

    Спорю на бутылку, что к заявленному 2022 завода не будет.

    • Анонимно
      23.05.2019 19:58

      Готов поспорить, что здания будут, а самолетов нет! Максимум те же образцы, которые показывали в Иннополисе.

      • Анонимно
        23.05.2019 22:46

        продолжу - планеры будут, но без моторов - Никифорову это не понять... Чемезову - тоже.

      • Анонимно
        24.05.2019 15:30

        вы правда считаете, что есть какая то проблема наклепать их хоть сейчас штук 500 ?) только все это денег стоит и девать их куда потом столько...так что проблем наделать самолетов нет вообще, а вот построить завод это да, это уже другое дело.

  • Анонимно
    23.05.2019 15:17

    Мда... Никифоров и малая авиация. Его детище - Иннополис, бюджету как чемодан без ручки, и бросить жалко и тащить тяжело, столько денег вложено. Тут будет тоже самое. Где Никифоров, там крах.

  • Анонимно
    23.05.2019 16:37

    Я места не нахожу в этом самолете для загрузки средств обработки сельхозугодий.

  • Анонимно
    23.05.2019 17:31

    Это глава Верхнеуслонского района Зиатдинов М. Г постарался.

  • Анонимно
    23.05.2019 20:39

    может поднимется авиационная промышленность наконец-то...

    • Анонимно
      23.05.2019 22:48

      непременно - только возить рабочих будет канатная дорога Казань - Иннополис... а не вертолеты и автобусы...

  • Анонимно
    24.05.2019 05:33

    Для тушения лесных пожаров.?

  • Анонимно
    24.05.2019 15:45

    Пишут, что на Аляске частных самолетов как эти зарегистрировано больше чем автомобилей.

    • Анонимно
      24.05.2019 17:36

      пишут, что мы собрали в стране за год всего 350 станков... и 60 бульдозеров.. работать не могут россияне совсем... один костюм на 70 заявок могут шить в стране... так что Никифоров прав - развитие требует сил...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль