Политика 
25.05.2019

«Денег нет, но вы держитесь» – это философия нынешних межбюджетных отношений»

Айрат Файзрахманов считает, что России необходима двухфакторная децентрализация, иначе может повториться «рязанская авантюра» времен Хрущева

Парадокс: при росте профицита федерального бюджета у регионов растет долг, указывает Айрат Файзрахманов. При этом для реализации национальных проектов центр продолжит замыкать больше финансовых потоков на себе, а доля трансфертов в расходных обязательствах богатых регионов. О том, чем это грозит в перспективе и как можно выйти из нынешнего положения, пишет автор «БИЗНЕС Online».

«Москва ЗА ОДИН ГОД ПРИРОСЛА гораздо большими РАСХОДАМИ, ЧЕМ ЦЕЛЫЙ БЮДЖЕТ ТАТАРСТАНА»

У татар есть поговорка «Байлар байый бара, ярлылар ярлылана тора» («Богатые богатеют, а бедные беднеют»). Народная мудрость прекрасно характеризует сегодняшние межбюджетные отношения в Российской Федерации. Только вот незадача: богатых регионов становится все меньше. Трудно называть себя богатым на фоне триллионных бюджетов Москвы. Только за последние четыре года расходы столицы увеличились на триллион рублей, опередили запланированные прежде показатели и составили 2 трлн 739,5 млрд рублей против 2 трлн 326,5 млрд в прошлом году! Москва за один год приросла гораздо большими расходами, чем целый бюджет Татарстана. Еще один пример: сегодня бюджетная обеспеченность татарстанца — около 67 тыс. рублей, москвича — 217 тыс., разница почти в 3,5 раза. Заметим, что республика — один из лидеров среди субъектов Российской Федерации по объему бюджета и находится в топ-10 по бюджетной обеспеченности граждан.

Конечно, у Москвы нет особых экономических преференций, она такой же субъект федерации, как и остальные, и платит те же налоги. Кстати, отдает столица в федеральную казну, в отличие от Татарстана, только около 40% налогов. Такова их структура — есть несырьевые регионы, которые в процентном соотношении платят в федеральную казну еще меньше. Основной источник доходов Москвы — НДФЛ и налог на прибыль предприятий, чей юридический адрес приписан к ней, а это многие топы нефтянки, металлургии, угля, крупнейшие банки страны и филиалы мировых банков, только потом — местные предприятия. Столица концентрирует огромное количество топ-менеджеров и цвет бюрократии, заработная плата москвича несоизмеримо выше, чем в провинции, — отсюда большая доля НДФЛ в бюджете города. Сотни федеральных ведомств, организаций и их зданий, автомобильный парк и прочее — все это создает дополнительный мультипликативный эффект для экономики города, огромный рынок услуг и формирует хорошую налогооблагаемую базу. Почти миллион персонала получают заработную плату из федерального бюджета, а налоги при этом отдают в Москву. Концентрация финансовых и человеческих ресурсов всей страны формирует «столичную ренту», не прописанную ни в каком законодательстве, и дополняет высокий агломерационный эффект. Ежегодный приток более двух сотен тысяч экономического активного населения также создает дополнительные эффекты для экономики.

Стоит при этом обратить внимание на тенденции последних трех лет в межбюджетных отношениях:

— рост поступления доходов в консолидированный бюджет страны значительно опережает рост доходов населения и показатели экономического роста. Мобилизация доходов в федеральный бюджет на 2019 год небывалая, она почти подобралась к отметке в 20 трлн и увеличилась по сравнению с 2018-м на 23%. Это при том, что средняя цена на нефть в 2019 году держится выше заложенной в федеральном бюджете.

Ощутите разницу: доходы бюджета Татарстана в 2018-м составили 272 млрд, на 2019-й пока заложено 242 млрд рублей. Немудрено — в 2018 году предприняты налоговые маневры, которые привели к потерям для региональных бюджетов: в федеральный центр ушла часть налога на прибыль и часть акцизов, отменен налог на движимое имущество юридических лиц, в итоге республика недосчиталась 16 млрд доходов. Очевидно, что для реализации благих пожеланий президента РФ и национальных проектов (о которых так много говорят в последнее время) федеральный центр продолжит замыкать больше финансовых потоков на себя.

«ПРИ РОСТЕ ПРОФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА У РЕГИОНОВ РАСТЕТ ДОЛГ И ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТОВ»

Самое удивительное здесь: размер федерального бюджетного профицита (деньги в стране есть!) составляет 1,88 трлн рублей. По состоянию на начало 2019 года федеральный центр имел уже более 10,2 трлн денежных «остатков», накопленных за предыдущие годы в результате высоких цен на сырье с 2016-го. Парадокс: при росте профицита федерального бюджета у регионов растет долг и дефицит бюджетов. У Татарстана годовой дефицит увеличился с 9,39 млрд в 2018 году до 22,97 млрд в 2019-м.

— увеличивается централизация налоговых доходов на федеральном уровне, и одновременно растут расходные обязательства субъектов федерации. Так, доля доходов регионов в консолидированном бюджете страны снизилась с 30,2% до 27,8%, а доля трат субъектов в бюджетной системе РФ, наоборот, повысилась с 29,7% до 33,3%. В процентном соотношении федеральный центр забирает больше, оставляя простому населению все меньше. Рост секретных статей в федеральном бюджете (20%) — это явно история не про благосостояние граждан.

Не забываем, что бедные регионы продолжают беднеть, динамика их доходов оставляет желать лучшего. При этом из запланированных 25,7 трлн рублей на национальные проекты почти 5 трлн — это расходы региональных бюджетов, которые и так тащат на себе основные обязательства по социалке, и какие-либо инфраструктурные проекты им попросту не по карману. Под красивую идею о национальных проектах у регионов изымаются дополнительные средства и навешиваются новые обязательства. В итоге большинство субъектов РФ не получит должного эффекта, потому как под это надо будет оптимизировать другие расходы и резать по живому, а более 80% расходов — это социалка. На рост госдолга стоят резкие ограничения со стороны федерального финансового ведомства.

Отметим еще один момент. В то время как регионы вынуждены увеличивать отчисления в федеральный бюджет, несколько лет подряд правительство РФ не может добиться от госкомпаний положенных выплат в бюджет. В 2017 году он получил лишь 40% от запланированной суммы. В 2018-м поступления от госкомпаний в бюджет составили 380 млрд вместо запланированных годом ранее 700 млрд рублей.

— доля трансфертов в расходных обязательствах богатых регионов будет только падать. Так, в Татарстане от федерального бюджета в 2019 году поступит трансфертов в размере почти 33,8 млрд, в 2020-м — 23,2 млрд, а в 2021-м — 21,8 млрд рублей. Заметим, речь не идет о дотациях — их республика как регион-донор не получает. То, что Казань и Татарстан поднялись лишь за счет федеральных денег, — абсолютный миф. Без них, конечно, не обойтись, но средств крайне мало, и эта цифра падает. Схожая ситуация по доле трансфертов в четверти регионов России. А отчисления в федеральный центр, как видим, растут. Татарстан, отдавая более 71% своих налогов, получает обратно меньше десятой их доли. Вместе с этим республика максимально участвует во всех программах. Разве что остается заявиться в федеральные по развитию Арктики и Дальнего Востока.

«ДА, КАВКАЗ КОРМЯТ, НО ДАЛЕКО НЕ ЖИРНЫМИ ПОРЦИЯМИ»

В то же время почти на 30% увеличивается объем дотаций бедным регионам, а госпрограмма по Крыму продолжает оставаться одной из самых дорогих для Российской Федерации. Заметим, общий размер дотаций регионам (в том числе Чечне, Дагестану, Якутии и пр.) составляет 944 млрд — меньше запланированного профицита федерального бюджета. Да, Кавказ кормят, но далеко не жирными порциями, предусмотрительно забрав у них рентные активы. Кроме всего прочего, с 2018 года доведены до минимума бюджетные кредиты регионам, которые те брали прежде всего на исполнение «майских указов», повышение заработных плат бюджетникам. Всего на эти цели минфин РФ готов выделить не более 50 млрд — меньше, чем кредиты дружественным странам. Между тем помощь в десятки миллиардов запрашивали Иркутская область, Хакасия, Карелия.

При этом единые стандарты оказания государственных услуг (здравоохранение, образование) устанавливает федеральный центр, но платит за это главным образом регион. В текущих условиях, когда у трети субъектов низкая налогооблагаемая база и деловая активность, представляется целесообразным переложение бюджетных затрат на финансирование услуг, оказываемых в соответствии с федеральными стандартами на федеральный бюджет. Так делается, например, в такой федеративной стране, как Канада.

В среднем доля всех трансфертов в расходах субъектов федерации в России колеблется в разные годы от 10% до 15% — это примерно на уровне таких федераций, как Швейцария, Канада или США. Вот только доля федеральных расходов в консолидированном бюджете в этих странах от 30% до 40%, а в России — около 70%! Кстати, в Германии, для которой характерна неравномерность развития территорий, доля трансфертов в бюджетах земель составляет около 45%. Схожие цифры в Австралии и Индии. То есть вроде бы должна срабатывать такая логика: чем больше уходит наверх, тем больше федеральный центр должен распределять субъектам федерации, но она в России работает очень плохо, а в случае с Татарстаном и вовсе противоположная установка. В таких условиях большинство оставшихся регионов-доноров в РФ могут перестать быть таковыми, кроме Москвы, сырьевого Ямала и Югры. Да и зачем стремиться к росту, если дополнительные доходы все равно отберут?

«ДЕНЕГ НЕТ, НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ» — ЭТО ФИЛОСОФИЯ НЫНЕШНИХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Нужно учитывать и то, что федеральный центр забирает легко администрируемые налоги (например, НДПИ и НДС), для регионов же главным источником доходов остаются сложно собираемые налоги: часть налога на прибыль, НДФЛ, акцизы. В тяжелых экономических условиях, когда многие компании мудрят с финансовой отчетностью, а часть граждан получают серые или черные заработные платы, собирать региональные налоги становится все сложнее. К тому же, как отмечают эксперты, в последние годы темпы роста НДФЛ и налога на прибыль значительно ниже темпов инфляции, поэтому даже для сохранения достигнутого уровня социальных расходов регионов требуются все большие суммы. При этом поступления подоходного налога в консолидированном бюджете других федераций значительно выше: в США — около 35%, ФРГ — 25–30%, а в Российской Федерации — только 10%.

Пока же «денег нет, но вы держитесь» — это философия нынешних межбюджетных отношений, усиленная призывом к сокращению времени на раскачку. Что остается делать регионам при таких тенденциях? Урезать помощь муниципалитетам, оптимизировать сеть бюджетных учреждений и штаты бюджетников, снижать объемы финансирования региональных программ, инвестиции в основной капитал и инфраструктуру, повышать собираемость штрафов, увеличивать тарифы. Не ровен час, когда в регионах может повториться «рязанская авантюра» времен Никиты Хрущева, когда ради показателей и похвалы из центра на забой пошел даже молочный скот.

Нищие муниципалитеты и дальше будут продавать остатки земли и манипулировать точечной застройкой. В этой ситуации регионам и муниципалитетам уже не до развития человеческого капитала. И это межбюджетные отношения, которые касаются нас всех, кроме богатой Москвы. Двухфакторная децентрализация (деньги муниципалитетам и регионам — профессор Наталия Зубаревич — прим. авт.) в текущих политических условиях — это единственное, что может оживить жизнь в России.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (29) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.05.2019 12:05

Хотел поднять Айрату одну тему ,немного о другом -о разработке дополнительно татарских терминов в Стратегии татар.Обьясню почему.Для практической работы начал изучать сварочное дело.Взял технический учебник по сварке ,там текст написан малопонятным языком,хотя вроде руский автор.Тяжело читать текст ,засорен иностраными словами,да и руские термины подобраны неправильно.Вот термин"сварка" не отражает суть этого техн.процесса.Можно спутать с словами то ли "суп сварить",то ли еще что то.В процессе изучения вспомнился татарский термин сварки -эретеп ябыштыру,немного растянут, но на самом деле обьясняет самую суть этого тех.процесса.Эретеп ябыштыру-дословно -расплавляющее присоединение т.е.расплавляя кромки 2 х металлов образуем их присоединение.То есть правильно подобранным термином можно понятно обьяснить технологичесий процесс.
В компьютерном деле есть удачный понятный тат.термин для слова "пароль"-"сер сүз" дословно "секретное слово".Пробовал читать и английские технические тексты,да и они тяжеловаты для понимания.
У тат.языка есть база терминов по математике,физике,химии,биологии ,но нужно создавать дополнительно термины для понятного обьяснения технических и технологических процессов.Для этого кроме лингвистов приглашать химиков,математиков,биологов и др.технических специалистов.По моему еще такие специалисты в Казани есть.Если будет словарь понятных тат.терминов -на этой базе можно создавать тат.контент(эчтәлек) для грамотного понятного обучения.И в этой нише(сфере) продвинуть тат.язык для быстрого усвоения учебного материала по точным наукам и технологическим процессам.
А быстрое усвоение учебного материала-это уже конкурентно способность.

  • Анонимно
    25.05.2019 09:29

    Не верю ему, есть причины

  • Азат Д
    25.05.2019 09:42


    А в Татарстане что?
    Почему народ глав районов и мэров городов не может избирать?



    • Анонимно
      25.05.2019 10:10

      Критиковать власть вздумал , в тюрму захотел что ли? Тихо сиди. Все будет хорошо, за нас все решат! Верим и ждем! Не видишь что ли сколько хороших законов вышло и еще лучше заживем! Верь!

    • Рашид
      25.05.2019 12:22

      09:42 Со скрепами пока видать неважнецки.)

  • Анонимно
    25.05.2019 09:59

    что можно сказать и нужно сделать. Больше автономии регионам, отказ от уплаты денег Москве и питеру, снятие со своей шеи безумных трат на силовиков, уход от перечисления значительных сумм налогов в центр, большая суверенизация регионов.

    • Анонимно
      25.05.2019 20:25

      Больше централизации и единения страны. Борьба с сепаратизмом и "раскачиванием лодки". Сильной может быть только единая страна, а не там где раздрай.

      • Вокруг чего изволите единиться ?

        • Анонимно
          1.06.2019 22:01

          Не вокруг того, вокруг чего вы изволите по-селюковски обособляться. И что за слово "единиться"? Есть же орфографический словарь и здравый смысл: объединяться. Тьфу просто...

      • Анонимно
        30.05.2019 19:15

        В нашей самой богатой стране очень сильная вертикаль власти, а почему же тогда народ очень бедный? Ты случайно не агент пятой колонны?

  • Анонимно
    25.05.2019 10:04

    Айрат эфенде, рэхмэт! Очень познавательно. И Аллам....

    • Анонимно
      30.05.2019 20:06

      Согласен, очень хорошая статья. Зур рэхмэт, сезгэ Айдар.
      Рим Дашкин

  • Анонимно
    25.05.2019 10:07

    Без прогрессивного налога так и будем "держаться". Но это не вечно, как думают авторы таких слов.

  • Анонимно
    25.05.2019 10:31

    Проработайте, сначала, механизм отзыва - потом мечтаете.

  • Анонимно
    25.05.2019 10:44

    Рязанская авантюра может у нас повториться в том случае если Татарстан будет в числе первых влазить во все начинания центра будь это участие в выбивании грантов на всякие мероприятия и кончая экспериментом по вылавливанию самозанятых.

    • Анонимно
      25.05.2019 11:32

      Рязанская авантюра у нас уже повторяется - с тем же импортозамещением или разработкой Суперджета.

    • Анонимно
      25.05.2019 11:48

      Создание "суперброни" из кевлара в КХТИ или разработка линии по производству "нанодоски" на китайском оборудовании в КАИ - разве не повторение рязанской авантюры?

  • Анонимно
    25.05.2019 11:50

    В точечной застройке снова виноват центр, маразм крепчал

  • Анонимно
    25.05.2019 12:05

    Хотел поднять Айрату одну тему ,немного о другом -о разработке дополнительно татарских терминов в Стратегии татар.Обьясню почему.Для практической работы начал изучать сварочное дело.Взял технический учебник по сварке ,там текст написан малопонятным языком,хотя вроде руский автор.Тяжело читать текст ,засорен иностраными словами,да и руские термины подобраны неправильно.Вот термин"сварка" не отражает суть этого техн.процесса.Можно спутать с словами то ли "суп сварить",то ли еще что то.В процессе изучения вспомнился татарский термин сварки -эретеп ябыштыру,немного растянут, но на самом деле обьясняет самую суть этого тех.процесса.Эретеп ябыштыру-дословно -расплавляющее присоединение т.е.расплавляя кромки 2 х металлов образуем их присоединение.То есть правильно подобранным термином можно понятно обьяснить технологичесий процесс.
    В компьютерном деле есть удачный понятный тат.термин для слова "пароль"-"сер сүз" дословно "секретное слово".Пробовал читать и английские технические тексты,да и они тяжеловаты для понимания.
    У тат.языка есть база терминов по математике,физике,химии,биологии ,но нужно создавать дополнительно термины для понятного обьяснения технических и технологических процессов.Для этого кроме лингвистов приглашать химиков,математиков,биологов и др.технических специалистов.По моему еще такие специалисты в Казани есть.Если будет словарь понятных тат.терминов -на этой базе можно создавать тат.контент(эчтәлек) для грамотного понятного обучения.И в этой нише(сфере) продвинуть тат.язык для быстрого усвоения учебного материала по точным наукам и технологическим процессам.
    А быстрое усвоение учебного материала-это уже конкурентно способность.

    • Анонимно
      27.05.2019 10:16

      Составлять лучше сразу универсальный 3 язычный словарь:международные термины-русские термины-татарские термины.Так можно переходить на любой уровень,в том числе и международный уровень.
      Еще практическое применение уже на данный момент :В полилингвальных школах наряду с стандартным обучением ,допустим на уроке физики давать пояснения и по понятным татарским терминам из альтернативного татарского учебника физики.
      По другим предметам также можно давать такие пояснения.

    • Анонимно
      30.05.2019 15:41

      Я, кстати, по термин сварка в нынешнем татарском варианте не соглашусь. Надо использовать слово кайнак, которое используется в турецком языке и всеми тюркоязычными в турецких компаниях. А работая в Сочи слышал его употребление в разговоре между татарским и монтажника и трубопроводов, прибывших из Лениногорска. Очень удобный термин в отличие от того, что навязывается в Татарстане. Прошу это взять на заметку дикторам ТНВ и институту языка.
      Рим Дашкин

      • Анонимно
        30.05.2019 20:10

        Приношу свои извинения за большое количество опечаток в комментарии от15:41, это смартфон виноват.
        Рим Дашкин

  • Рашид
    25.05.2019 12:24

    Спасибо за информацию. Вот мы с пенсионерами как чувствовали что в стране что то не так с экономикой...)

  • Анонимно
    25.05.2019 17:46

    А где деньги??? По СМИ трубят постоянно что у России профицит в бюджет... Огромные резервы в золоте и тд...

    Автор на какой стороне баррикады?

  • Анонимно
    26.05.2019 01:37

    в Татарстане огромное количество нерентабельных производств, которые как раз таки дотируются государством. Не понимаю все эти возгласы про то что все налоги уходят в федеральный бюджет. Если будет переход на рыночные принципы то тут все ляжет просто кроме нефтянки. Правильно ставить вопрос есть ли в Татарстане экономическая эффективность или нет а не много ли мы производим или нет.

  • Анонимно
    26.05.2019 10:36

    А что делает руководство РТ для увеличения налогов-ничего. Малый бизнес гробят((эти рублевые штрафы задолбали), и почему компании из РТ(полугосударственные) регистрируются в Москве. Да и в "стратегии татар" предложили бы татарам регистрироваться в РТ и развивать производства-предварительно создав условия(чтобы ИФНС и татстат "мозги им не парил ").

  • Анонимно
    26.05.2019 13:01

    Следуя логике 40% бюджета Татарстана нужно направлять на Челны.
    Бюджетная обеспеченность челнинца в три с половиной раза меньше казанца.
    Суп едим из одной кастрюли, но мясо почему-то в тарелке казанцев всегда.

    • Анонимно
      30.05.2019 19:22

      Челнинцы не наглейте! 3,5 раза меньше казанца. Тысяча раза меньше чем москвича, может как у них потребуешь еще?....

  • Анонимно
    26.05.2019 21:42

    Вернуть природные богатства и все заводы государству и прибыль направлять на социалку, больницы, пенсии, народу, а не в карманы клановой родни ФОРБС. Ежегодно отбирают сотни миллиардов и все мало.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль