Все новости Татарстан Закамье

Еще новости
Еще новости
Еще новости
Анонсы Список
Не забудьте поздравить 30 Мая
Опросы Архив
Что делать с заводом ячеистого бетона в Челнах?
11%Завод обанкротить, землю передать под жилую застройку
32%Завод обязательно сохранить – это рабочие места и налоги
39%Вынести за пределы города, сохранив производство
15%Главное – трудоустроить увольняемых сотрудников
2%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Эксклюзив

Спецпроект Все спецпроекты

Два миллиона квадратных метров: кто они, главные строители Казани и республики?

Чем удивляют, как креативят и где строят девелоперы: обзор известных компаний столицы РТ

Новости России
7.06.2019

В Уфе открыли мемориальную доску татарскому общественному деятелю Марьям Султановой-Акчуриной

Сегодня в Уфе состоялось торжественное открытие мемориальной доски на доме известной татарской просветительницы и благотворительницы Марьям Султановой-Акчуриной. Доска была установлена на здании по улице Габдуллы Тукаева, 33. Этот объект в столице Башкортостана является памятником архитектуры. На нем сохранился вензель с инициалами Марьям Султановой — «МС». Инициаторами и организаторами установки памятного знака являются общественная организация «Берлек» и дискуссионный клуб имени Марьям Султановой-Акчуриной. Макет доски выполнил Искандер Биишев — внук известного башкирского писателя Зайнаб Биишевой.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Марьям Тимербулатовна Султанова (в девичестве Акчурина) — общественный деятель, меценат. Родилась в 1859 году. Она дочь крупного симбирского фабриканта Тимирбулата Акчурина. Выйдя замуж за сына главы духовного управления мусульман России муфтия Мухамедьяра Султанова Арслангали, поселилась в Уфе. Окончила Казанскую женскую гимназию. После смерти мужа в 1908 году Султанова в 1913-м открыла в своем доме, подаренном отцом в качестве приданого, школу-приют для татарских девочек. В одноэтажном деревянном здании было более 10 комнат. Места хватало и для классов, и для спален, и для столовой, и для помещений, где девочек обучали шитью и вязанию. Султанова содержала приют до конца 1920 года. Обучение в школе было бесплатным, приглашенные учительницы-мусульманки преподавали воспитанницам светские и религиозные дисциплины. Являлась соучредителем и председателем первого в России Дамского мусульманского благотворительного общества и уфимского попечительского комитета о бедных мусульманах. Умерла в Москве в марте 1928 года.

Именем Султановой ныне названо медресе ДУМ РБ в Уфе.

Отец, Тимербулат Курамшевич Акчурин, происходил из рода известных в Симбирской губернии потомственных татарских купцов, предпринимателей. Получив в наследство суконную фабрику, в 1891 году создал «Товарищество Старо-Тимошкинской суконной мануфактуры Акчуриных на базе Гурьевской и Самайкинской фабрик. В Сызрани расположились склады суконной фабрики Акчурина. В 1895 году на базе этих фабрик было создано «Торгово-промышленное товарищество Тимербулата Акчурина», которое являлось крупнейшим поставщиком сукна для русской армии. Избирался гласным Симбирской думы, был присяжным заседателем по Симбирску и Симбирскому уезду. Во время голода в январе 1881 года открыл бесплатную столовую для малоимущих в деревне Старое Тимошкино.

Акчурины — известные купцы и фабриканты Симбирской губернии и Поволжья во второй половине XIX — начале XX веков. Строили и содержали мектебы, медресе, финансировали учебу талантливой молодежи в Симбирске, Троицке, Уфе, Казани, Москве, Санкт-Петербурге, в Крыму и за границей. Возвели немало прекрасных мечетей в Симбирской, Самарской губерниях. Вместе с другими состоятельными людьми они финансировали сооружение мечетей в Санкт-Петербурге, Киеве, Нижнем Новгороде.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте нас в Telegram
Комментарии (5) Обновить комментарииОбновить комментарии Оставить комментарий
  • Анонимно
    7.06.2019 22:54

    Это мишаре, татары не были меценатами. И ничего не строили.

    • Анонимно
      8.06.2019 01:00

      Тогда башкир вообще не существует в природе, это бурзян, кыпсак, тамьян, тангаур, усерган, юрматы.

    • Анонимно
      8.06.2019 07:05

      Бред. Ислам призывает к благотворительности и помощи малоимущим, это изначально религия в первую очередь социальной ответственности и солидарности. А поскольку татары в основной массе мусульмане и народ старательный в отличие от многих других, надеющихся на авось, небось и щучье веление, только соблюдение народных традиций и заветов ислама позволило им сохраниться до сих пор. А мишаре или булгаре - это вбросы, рассчитанные на разделение единого народа. Все ж в Российской империи главными были лозунги "разделяй и властвуй" и "не учить кухаркиных детей" в отличие от мактабов и медресе, где учили и арифметику, и татарский, и арабский, и фарси.

    • Анонимно
      8.06.2019 07:20

      Мишари - неотъемлемая часть татарского народа! Татары (казанские, или же булгары) и мишари (буртасы) жили в одном государстве с 8-9 века!

  • Анонимно
    8.06.2019 01:01

    Ну конечно, это не татары. Это баскортлар)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Читаемое Обсуждаемое
Важное за неделю

Рекомендуем

Старая элита

[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль