Бизнес 
4.07.2011

Ленар Сафин: «Мы приняли стратегическое решение — перейти от «Боингов» к «Эйрбасам»

МИНИСТР ТРАНСПОРТА РТ РАССКАЗАЛ «БИЗНЕС ONLINE» О БУДУЩЕМ АВИАКОМПАНИИ «ТАТАРСТАН» И О ТОМ, КАК КАЗАНЬ ЗАЙМЕТ МЕСТО КАЛИНИНГРАДА

В минувшую субботу авиакомпания «Татарстан» (АКТ) провела презентацию своего нового лайнера — Airbus 319. Самолетов этого типа республиканские авиаперевозчики до сих пор не использовали. Таких машин в АКТ будет, минимум, десять. О причинах «смены коней» и масштабных авиационных планах республики «БИЗНЕС Online» рассказали министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Татарстан» Руслан Шакиров, а также представитель Bulgarian Aviation Group и коммерческий директор АКТ Лазар Илиев.

ДОРОГО!

Прибывший в Казань А319 (кстати, два таких же в апреле закупило управление делами президента РФ) — 2007 года выпуска, это вариант на 156 пассажирских мест. До Казани он два года летал в США и два — в Египте. Машина взята в лизинг. В течение месяца прибудет еще один такой же самолет, а на следующий год — еще три А319. Также осенью в парке АКТ появятся два ближнемагистральных лайнера канадского производства CRJ200. Всего в планах авиакомпании до 2013 года получить 10 современных воздушных судов (возможно, в их числе будут Airbus 320), рассказал «БИЗНЕС Online» директор ОАО «Авиакомпания «Татарстан» Руслан Шакиров. Имеющиеся же сегодня у АКТ пять самолетов Boeing серии Classic с начала 2013 года начнут возвращаться лизингодателю.

Как сообщил «БИЗНЕС Online» летный директор АКТ Валерий Портнов, на Airbus переучено 8 экипажей: теоретическая подготовка проходила в Литве, тренажерная — в Финляндии, «вживую» летчики обучались в компании АвиаNova, в дальнейшем экипажи будут обучаться в Тулузе. Шакиров уточнил, что переобучение оплачено концерном Airbus: «В рамках освоения новых судов «Эйрбас» предоставил безвозмездное перечисление». Что ж, умеют европейцы продвигать свои самолеты.

- Руслан Рафаилевич, почему решили отказаться от «Боингов»?

- Дорого! Даже с учетом затрат на переход на новый тип, «Эйрбасы» - раза в два дешевле. Вот этот стоит — 38 миллионов долларов.

Насколько можно понять, другим, дорогим вариантом было приобретение Boeing серии New Generation (кстати, разработана в ответ на успех семейства А320, в которое входит и А319).

По словам Шакирова, новый самолет выгоднее и в содержании. Пока линейное обслуживание будет выполнять компания Bulgar Air, но в дальнейшем — АКТ. По плановому ремонту будет подписан договор с Lufthansa Technik. Впрочем, Шакиров уверен: в будущем тяжелые формы обслуживания будет выполнять сама АКТ. Отметим, что в рамках модернизации авиакомпании строится ангар (завершение работ — в 2012 году).

Как рассказал «БИЗНЕС Online» командир одного из экипажей А319 Ринат Галимзянов, одно из достоинств нового борта в том, что он почти новый: «У пятнадцатилетней машины все равно проявляются недостатки, связанные со старостью». По словам пилота, А 319 автоматизирован еще больше, чем использовавшиеся АКТ Boeing. Особенно радует летчика простор в кабине, который, во многом, достигнут за счет того, что у А319 вместо штурвалов  - джойстики. «Самолет стоит похвал, - закончил рассказ об А319 Галимзянов, - хотя, как россиянину, мне жалко, что нашу авиацию загнали в подполье».

Из других новшеств: скоро заработает новый сайт авиакомпании, и изменится форма бортпроводников. К слову, поздравляя АКТ с новым самолетом, руководитель татарского межрегионального управления воздушного транспорта Росавиации Шавкат Умаров пожелал, «чтобы с приходом этого самолета качественно улучшились культура обслуживания и регулярность полетов» - видимо, намек на нередкие жалобы пассажиров.

В первый полет под флагом АКТ новый самолет уйдет 8 июля — это будет один из чартерных рейсов.

РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ

Будущее АКТ после получения новых самолетов журналисту «БИЗНЕС Online» обрисовал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин.

- Ленар Ринатович, сегодня мы имеем в Татарстане две стремительно растущие авиакомпании. Не многовато ли для одной республики?

- Рынок авиаперевозок на территории Татарстана довольно-таки значительный, поэтому на сегодня между нашими авиакомпаниями нет конкуренции, наоборот, они друг друга дополняют. «Ак Барс Аэро» занимает свою нишу: у нее самолеты другого типа, работающие на региональных направлениях, между субъектами России (есть у компании и международная программа, но - в меньшей степени). У «Татарстана» - иной тип судов, компания очень активно работает на международных линях. Кстати, два новых А319  мы планируем использовать на чартерных программах, завязанных на такого мощного туроператора, как "Пегас Туристик", который с нами заключил договор. Будем летать в Турцию, Египет, Европу... А среднемагистральные самолеты, которые будем получать на следующем этапе модернизации, встанут на внутренние линии.

- «Татарстан» будет позиционировать себя как региональную компанию?

- Наша цель — стать одной из ведущих региональных компаний России. Десять современных судов к 2013 году - тот минимум, который с этого года установит минтранс России для региональных компаний, желающих работать из Москвы. Сами понимаете, рынок так сложился, что 80 процентов всех перевозок - Москва.

- Но сейчас все больше говорят и о развитии региональных перевозок...

- Совершенно верно, и в эту сторону «Татарстан» тоже развивается. До следующего года планируем приобрести два CRJ200, которые будут работать на региональном направлении (по словам Шакирова, возможны полеты в Ижевск, Самару, Пермь, - авт).

- В какой стадии находится создание татарстанско-болгарского предприятия «Тат-Аэро»?

- Юридическая сторона вопроса полностью решена, предприятие создано.

- Чьи средства использовались для приобретения "Эйрбасов"?

- Средства болгарских инвесторов и Татарстана, 50 на 50.

- Станут ли самолеты, в итоге, собственностью авиакомпании?

- Пока говорим о долгосрочном лизинге.

- Большинство компаний берут суда в оперативный лизинг, - вступил в разговор коммерческий директор АКТ и представитель Bulgarian Aviation Group Лазар Илиев, - через некоторое время отдают их и берут новые самолеты. А покупая самолет, компания рискует, что через девять лет он морально устареет.

- Означает ли приобретение «Эйрбасов» то, что «Боингов» в Татарстане больше не будет?

- Лучше иметь парк однотипных самолетов, - заверил Сафин. - Мы с болгарскими партнерами приняли стратегическое решение, что будем уходить от «Боингов» к "Эйрбасам". Это оправданно со всех точек зрения.

- Переход на «Эйрбас» - не сиюминутное решение, а продуманная стратегия, - дополнил министра Илиев, - которая берет начало в 2008 году, когда была утверждена генеральная стратегия развития авиакомпании: переход на «Боинги Классик» с последующим переходом на современнейшие суда типа А319 и А320.

- О российских самолетах не задумывались?

- Если появится Суперджет, почему бы и нет? - не исключил такой возможности Сафин. - Мы готовы поддержать российского производителя.

В ЛЮБУЮ ТОЧКУ МИРА

- В связи со всем этим нельзя не затронуть и вопрос развития аэропорта «Казань». Каким вы видите его в будущем - хабом или портом регионального значения?

- Мы будем стремиться создать хаб. Это непросто: поблизости - регионы, динамично развивающие авиацию и аэропорты (ближайший конкурент — Самара). Но динамика развития показывает, что мы на правильном пути. В 2010 году пассажиропоток вырос на 42 процента. По сути, при пропускной способности аэропорта в 600 - 700 тысяч человек, мы перевезли около миллиона. Ни один аэропорт России таких показателей не имеет. К нам летают, от нас хотят летать. Со сдачей в ноябре нового терминала, выйдем на качественно иной уровень, и это ведь не конец реконструкции. К 2013 году будем обслуживать 1,5 - 2 миллиона пассажиров, к 2018-му — 3,5 - 4 миллиона, к 2025-му хотим выйти на 5 миллионов пассажиров в год - это уже хаб.

Чтобы подтянуть пассажиров, свяжем аэропорт с федеральными трассами Казань — Оренбург и М7. Рассчитываем на пассажиров из Ульяновска, Чувашии, Йошкар-Олы, Удмуртии... Словом, не региональный аэропорт, без всякого сомнения.

- Основная предпосылка создания хаба - развитие сильной базовой авиакомпании, - напомнил Илиев. - Самара, Уфа не имеют собственных компаний.

- В наших планах еще один проект, - рассказал Сафин. - Помните, схему Калининградских авиалиний, которые принимали со всей России самолеты, и отправляли пассажиров дальше за границу. На сегодня, «КД авиа», скажем так, несколько утратила свои позиции. Поэтому у нас сейчас идут переговоры с Росавиацией, чтобы после реконструкции аэропорта «Казань» занять место Калининграда - чтобы отсюда мы могли перевозить пассажиров в любую точку мира.

- А то, что Казань намного дальше от границы, чем Калининград, не помешает?

- Это не имеет значения. Местоположение даже более удачное — всю Европу, всю Азию, Африку мы спокойно покрываем нашими самолетами.

- А печальная судьба «КД-Авиа» не смущает?

- Если будем правильно развиваться не повторим их путь.

…И еще о стратегии. В конце прошлого года, в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «Ак Барс Аэро» Петр Трубаев сказал: «Сегодня думаем о приобретении широкофюзеляжных самолетов (если не учитывать новейшего гиганта А380, — до 963 пассажиров, - вместимость таких машин — 200 - 400 пассажиров, дальность полета — до 16,5 тыс. км, - авт.) скорее всего, "Эйрбасов". Нам ставят такую задачу – потихоньку присматриваться, готовиться». От уточнений гендиректор уклонился, но все равно, понятно: у Татарстана есть серьезные мысли и о дальнемагистральных перевозках.

Тимур Латыпов
Фото и видео Сергея Елагина

 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (12) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.07.2011 00:00

    Умеют наши чиновники все преподносить в ярких красках...1. Зачем было 3-4 года назад брать престарелые Боинги отдавать за каждый их полет огромные деньги, и сейчас переходить на Аэробусы?! При этом, они регулярно ломались, их ремонт стоил тоже денег, а самое страшное для АКТ, что они потеряли репутацию. Раньше АКТ была была одна из самых пунктуальных а/к-й в РФ. Все чиновники РТ летали в Москву в основном АКТ. Сейчас же большинство чиновников отказываются лететь АКТ, потому что у них постоянные задержки рейсов (они не успевают на важные встречи). У обычных пассажиров тоже крайне негативное мнение об АКТ (задержки, отмены рейсов, обслуживание). Мне очень жаль, что все так, потому что мы работаем с АКТ очень давно и приятно (была гордость) было иметь своего национального перевозчика. Сейчас же больно смотреть, что творится с АКТ, покупка одного Аэробуса (хоть и относительно нового) координально не изменит ситуацию. Главной ошибкой было то, что появились Болгары. Надо было либо продать авиакомпанию полностью им, или оставить ее государственной. А так получается она никому не принадлежит. Что сделали Болгары за эти 3-4 года? По большему счету ничего (кроме старых, постоянно ломающихся боингов). Никакой стратегии развития они не предложили. Просто получали деньги за лизинг и т.п.....Я был последний раз в аэропорту Казани 03.07...стоит только каркас Аэропорта. о какой его сдачи в ноябре 2011г речи не может идти. Либо это будет некачественно построенный объект. Взлетно посадочная полоса так и не сделана...К сожалению, никто не следит за высказываниями чиновников, а главное последующее выполнение их обещаний. Пример КД Авиа-оговорка по Фрейду. Идея конечно неплохая, но в итоге КД Авиа перестала существовать через пару лет. Боюсь, что такая же учесть и у АКТ. Час "Ч" это 2013 год (Универсиада). Проект КД Авиа был очень темным...многие считают, что и создавался он для определенных целей. Надеюсь, с АКТ не такая ситуация. А так желаю успехов АКТ, если действительно все так как описано в данной статье!!!

  • Анонимно
    4.07.2011 00:00

    Большинство вокзалов Казани скотские. Здание аэропорта ужасное,парковка дорогущая и откровенно хамская по отношению к пассажирам и провожающим.А самое главное,что руководство аэропорта это устраивает.К площади на речной вокзал вообще не пускают.Около красного ж-д вокзала стоянка таксистов и междугородних автобусов,а провожающему или встречающему человеку приходится парковаться около бывшей остановки ЦУМ (где была конечная 49 и 52 автобусов во времена СССР). У старого автовокзала парковка на 5машин,здание тоже не ахти,туалет,пардон,страшно заходить.

  • Анонимно
    4.07.2011 00:00

    Когда будет конференция с Бургановым?

  • Анонимно
    4.07.2011 00:00

    Конференция с Бургановым состоялась, текст готовится, скоро опубликуем.

  • Анонимно
    4.07.2011 00:00

    Молодцы, лишь бы качественно и безопасно было ! А насчет полетов на совковой отечественной технике - разве можно этим людям такие вопросы задавать, они ничего не решают. Это вопрос государственный, а там уже принято решение - и отрасль созданная дедами медленно погибает, это называется технологический разрыв при декларативных инновациях.

  • Анонимно
    4.07.2011 00:00

    что за маршрутка такая на 156 мест??У Авиановы 320 в лоу-кост исполнении на 160 кресел

  • Анонимно
    4.07.2011 00:00

    А где отечественные самолеты? Где суперДЖет 100??? Разве 5-ти летнее брахло из Египта лучше?

  • Анонимно
    4.07.2011 00:00

    В аэропорту парковка дорогая, 200 рублей сутки.И на газоне приходится машину кидать, и это сервис за деньги! А чеков не дают, только квитанции. А под бесплатную вообще места мало напротив терминала 2. И служба такси - представительство в аэропорту, всего одна. О какой конкуренции может идти речь? Да, реконструкция идёт. Но текущие неудобства с парковкой и такси, это уже не одного дня проблемы. А главное, это решаемо, но видимо, не очень нужно.

  • Анонимно
    4.07.2011 00:00

    Парковка это вообще беспредел, конские цены, без чеков, бесплатно только 15 минут, потом плати!!!(((

  • Анонимно
    6.07.2011 00:00

    Здорово, конечно, только вот зачем пассажиров ТАК кидать! Смотрите, что пишут про нашу любимую АКТ: http://etatar.ru/top/40442

  • Анонимно
    7.07.2011 00:00

    Самолетик довольно-таки свежий, но летал он у бюджетных перевозчиков(лоукостов). Сначала в США в SkyBus, а потом в Египте в KoralBlue. Но все-таки есть сомнения по-поводу 156 мест... Даже при отстутвии бизнес-класса это многова-то. У того же аэрофлота в А319 116 мест, и у Сибири 128 мест. В перерасчете, если у Аэфрофлота и Сибири был бы full экном, у татарстанского аэрбаса на 4 ряда больше! Это при 20-22 рядах кресел то...Т.е. наша родная авиакомпания предлагает вариант "колени возле ушей" =) В подтверждении этому два запасных выхода на крыло. Стандартный А319 имеет один выход на крыло. А два выхода Аэрбас делает редко,только при большом количестве пассажирских мест. Так треубуют международные авиационные стандарты. В мире подобные самолеты только у нескольких лоукостов, нацеленных на массовость и туризм.А то, что Сафин говорит, что боинги дороже, это как минимум не корректно.Ведь не сам Боинг сдает им в лизинг эти 737-ые, и не Боинг занимется их техническим обслуживанием. Просто господин Сафин наверное не хочет признавать, что лохонулись с партнером в лице болгар, перед которым они попали на бабло.А техническое обслуживание Аэрбаса им тоже не дешево обойдется, ведь своей технической базы пока по обслуживанию Аэрбасов у Татарастана то нет.А про тяжелые формы обслуживания, это очень амбциозно прозвучало. В России только S7 ENGINEERING и внуковский авиазавод ВАРЗ могут проводить тяжелые формы обслуживания,и еще C-check Аэрофлот и Домодедово техник. А это компании далеко не уровня Татарстана, и шли они к этому не за один год.А красочно презентовать и красиво рассказать это наши чиновники могут. Учитывая финансовое положение Татарстана, складывается реальное дежавю, я про КД...

  • Анонимно
    7.07.2011 00:00

    Мдам самолетик хороший, а про 156 мест "Скай" такие же берет, только старше на пару лет. По Тех. Обсл. - молодцы, базу на ВАРЗе те же болгары, кстати и ставили, только народ там вовремя понял, что надо и никак иначе, многие работали и в С7.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль