Машиностроение 
12.06.2019

«Прибрежная «мелочь» стала стратегическим ракетоносцем»

Заводу им. Горького могут заказать еще ракетных «Буянов-М»

Что общего между спуском на воду очередного ракетного «Буяна-М», подъемом флага в Севастополе на патрульном корабле проекта 22160 и захватом российским спецназом 20 лет назад приштинского аэропорта? Все эти события и памятные даты объединил вчера завод им. Горького. Правда, эксперты «БИЗНЕС Online», несмотря на позитивный настрой, все-таки нашли повод порассуждать об утрате морских традиций и странной ситуации, в которой оказалось корабельное двигателестроение.

Гости из Ингушетии приехали поучаствовать в спуске на воду своего подшефного малого ракетного корабля «Ингушетия»

РАНО СБРАСЫВАТЬ СО СЧЕТОВ…

На Зеленодольском заводе им. Горького вчера звучали непривычные здесь кавказские ритмы — это гости из Ингушетии приехали поучаствовать в спуске на воду своего подшефного малого ракетного корабля (МРК) «Ингушетия». Он будет нести службу на Черноморском флоте (ЧМ) и, таким образом, станет 8-м принятым моряками МРК проекта 21631 «Буян-М». Автор — Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (ЗПКБ).

В составе ВМФ сегодня «Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зеленый Дол» и «Серпухов», «Вышний Волочек» и «Орехово-Зуево». Строятся «Грайворон» и «Град». Заложены «Наро-Фоминск» и «Ставрополь». То есть всего 12. Но, похоже, останавливаться на этом не собираются. Вчера на торжественной церемонии главный конструктор проекта Яков Кушнир сообщил, что ЗПКБ подготовило модернизацию проекта 21631. Начальник управления кораблестроения главного командования ВМФ Владимир Тряпичников конкретизировал: в 2024 году могут начать строить большую серию усовершенствованных «Буянов-М».

Владимир Тряпичников конкретизировал: в 2024 году могут начать строить большую серию усовершенствованных «Буянов-М»

В целом такой настрой понятен: «Буяны-М» востребованы и активно эксплуатируются сразу на четырех морях — Каспийском, Черном, Балтийском и Средиземном. Напомним, свои ударные возможности «малыши» показали 7 октября 2015 года, когда выпустили по объектам ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) в Сирии крылатые ракеты комплекса «Калибр-НК». Перемещения МРК между морями регулярно будоражат иностранные СМИ. К слову, 10 июня «Великий Устюг», который в мае совершил переход с Каспия на Черное море, взял курс на Босфор. Он войдет в состав оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море, где сменит на дежурстве своего собрата — «Орехово-Зуево».

Интересно, что вместе с ним в Средиземное море идет еще один зеленодольский «питомец» — новенький патрульный «Василий Быков», первый корабль проекта 22160. Что символично, накануне же на Новороссийской военно-морской базе торжественно подняли флаг на втором патрульнике — «Василии Рогачеве».

Вчера в речах о том, что зеленодольские корабли достойно представляют Россию за границей, явно прослеживалась историческая аналогия, связанная с гостем мероприятия — главой Ингушетии, Героем России Юнус-Бек Евкуровым. Один из выступающих напомнил, что Юнус-Бек Баматгиреевич непосредственно участвовал в событиях 11–12 июня 1999 года, когда батальон ВДВ, опередив буквально на полчаса натовцев, захватил приштинский аэродром Слатина. Обеспечивал операцию майор Евкуров, который во главе группы из 18 спецназовцев ГРУ еще до прибытия десантников взял аэропорт под контроль. Вчера в беседе с журналистами он сказал, что тогда, в атмосфере всеобщего морального упадка, российские военные показали, что нашу страну рано сбрасывать со счетов…

«Буяны-М» востребованы и активно эксплуатируются сразу на четырех морях — Каспийском, Черном, Балтийском и Средиземном

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КАРОНИМИКЕ И ТРАДИЦИЯХ

Любопытно, что присвоение новому кораблю имени «Ингушетия» вызвало неоднозначную реакцию во флотских и околофлотских кругах. Нет, никто не относится плохо к этой республике, просто дело в том, что изначально все «Буяны-М» должны были получить имена малых российских городов. Так оно и шло, но сначала без всяких объяснений в этом ряду появился «Град», а потом — «Ингушетия». Для блюдущих традиции моряков такое непонятно.

«С каронимикой (раздел языкознания, изучающий наименования кораблей, судов и катеров, — прим. ред.) сейчас, как выражается молодежь, треш и угар, — говорит наш флотский источник. — Традиции во многом нарушаются. И ладно, если бы это было осознанное решение, сказали бы: „Да, давайте, всё к чертовой матери, сделаем не так, как при проклятом Совке, начнем все с начала“. Но ведь нет! Такое чувство, что просто бардак и всем наплевать».

«Были выбраны малые города России, а потом вдруг природное явление затесалось — „Град“. Почему — непонятно. Да, названия по стихийным действиям всегда давали МРК, но почему надо было нарушать именование серии?.. И так везде. Возьмем, МРК проекта „Каракурт». Изначально корабли закладывали как былой «дивизион плохой погоды» — „Ураган“, „Тайфун“, „Шквал“, но после смены главкома почему-то их решили переименовать в „Мытищи“, „Советск“, „Одинцово“. В чем дело?! Кому помешали гордые имена? Ведь одно дело — служить на „Урагане“ и другое — на „Мытищах“. Не для боевого корабля такое имя. Может быть, Мытищи шефствуют над этим кораблем? Но что мешало им поддерживать „Ураган“? И потом, переименование — некрасивое нарушение традиций. Такое впечатление, что ответственные за это люди потеряли чувство прекрасного. Ощущение, что на предыдущие советские традиции, которые прекрасно росли из царских (да что там, были один в один!), плюют. Невольно пожалеешь, что больше нет замполитов, членов военных советов, которые курировали такие вопросы, — отмечает наш собеседник. — Думаю, что именование „Ингушетия“ — политический реверанс. Что дальше? „Чечня“, „Адыгея“?..»

«Буяны-М» создавались именно для Каспия, но из-за нехватки корабельного состава вынуждены служить и на других морях

КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК ДЛЯ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКА

Отметим, что не все разделяют восторг по поводу массового тиражирования «Буянов-М». Так, научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов в беседе с «БИЗНЕС Online» назвал эти МРК «узкоспециализированными, неуниверсальными и достаточно сомнительными», которые к тому же «съедают немалую часть бюджета на судостроение».

Оно и понятно. Известно, что «Буяны-М» создавались именно для Каспия, но из-за нехватки корабельного состава вынуждены служить и на других морях. «Кто ж знал, что чисто каспийский проект будет служить в нормальных морских условиях?» — говорит источник «БИЗНЕС Online», но отмечает, что как ударная сила «Буяны-М» показали себя великолепно.

Бывший сотрудник ЗПКБ Владимир Леонов полагает, что ответ на вопрос, насколько удачен проект 21631, может дать только масштабная война, в которой будет задействован весь ВМФ, но «умозрительно проект явно на 4+». Что касается конкретно зеленодольского бюро, то для него подобное не просто очень большая и сложная работа. «Это качественный скачок в творческом развитии конструкторов. Не было ничего подобного в ЗПКБ», — заверил специалист. Он уверен, что излишняя критика «Буянов-М» несправедлива: «Жизнь показала, что массовое сознание и менталитет людей отстают от экономических и технических реалий на 50–70–100 лет, поэтому о новейших кораблях российского ВМФ люди судят с позиций Второй мировой войны и середины ХХ века. Но как далеко мог стрелять новейший по тем уже далеким временам сторожевой корабль типа „Пурга“ и „Ягуар“ (он по размерам близок к проекту 21631)? Не очень далеко — на 20–22 километра. А сейчас на „Буяне-М“ стоят крылатые ракеты, которые из Севастополя достают до Рима, из Балтийска долетают до Парижа, из Североморска совсем недалеко до Лондона, из Владивостока можно мочить американские военные базы на Окинаве. То есть при наличии на борту ракет с дальностью 2000–2500 километров, снабженных ядерной боевой частью, прибрежная „мелочь“, рассчитанная на плавание с удалением от берега до 300 миль, стала стратегическим ракетоносцем».

Присвоение новому кораблю имени «Ингушетия» вызвало неоднозначную реакцию во флотских и околофлотских кругах

Эксперты напомнили, что большие проблемы для строительства «Буянов-М» создали немцы: они отказались поставлять дизельные двигатели MAN, которые изначально и были заложены в проект. Пришлось их поменять на китайские. «Они, конечно, неплохие, но у них не самая лучшая статистика по наработке на отказ», — полагает источник и добавляет. — Двигатели очень сильно сдерживают программу судостроения».

А вот Леонов уверен, что производить собственные движки мешают интриги: «В СССР и России всегда производилось несколько типов среднеоборотных и высокооборотных дизелей для установки на корабли и суда. Причем эти заводы успешно работают и сегодня. Например, на охотниках проекта 201 вначале стояли питерские дизели типа М50 и М400, но затем их заменили на тепловозные дизели 30Д и 40Д Коломенского завода. Сегодня он потихоньку доводит до ума новые тепловозные дизели для ВМФ. В Екатеринбурге и Балаково много лет производятся автотракторные дизели большой мощности типа 21ДМ. Эти машины — одни из лучших в мире (ближайшие конкуренты — Caterpillar и Komatsu). Но в разные годы два адмирала ВМФ досрочно ушли на пенсию после попыток применить эти уральские движки на кораблях, потому что после появления уральцев на флоте питерский дизельный завод „Звезда“ исчезнет в истории подобно ЗИЛу. Так что лоббисты из Питера успешно работают, защищая свое предприятие. В России реально есть необходимые современные дизели для малых кораблей, но они почему-то не применяются. Однако эти вопросы должны изучать компетентные органы».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (43) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.06.2019 12:30

Особо если вспомнить про германские дизеля и изменение проекта из-за прекращения их поставок. Конечно, это тот ещё сюр - заказывать движки для боевых кораблей у страны, входящей в НАТО. Эффективный менеджмент.

  • Анонимно
    12.06.2019 09:24

    Небольшой, но эффективный и мощный корабль.
    Действительно, кто из не посвящённых знал, что он сможет пулять термоядерные ракеты на 2,5 тысячи километров, а с новыми ракетами ещё дальше. Браво.

  • Анонимно
    12.06.2019 10:33

    Нищая страна всё в военные игрушки играет.

    • Анонимно
      12.06.2019 10:46

      Не играет, а думает о своей безопасности.

      Иначе реально страна станет не только нищей, а еще ее разделят на части,которые будут воевать между собой.

      А Запад будет смотреть и ухмыляться, какие же эти россияне оказались глупые.
      Так что аноним (10.33.) - россияне не глупые и не ведутся на дешевые разводы, как ты..

      • Анонимно
        13.06.2019 00:22

        Разделится рф, к сожалению. Этим усиленно занимаются люди из телевизора.
        У них опыт есть, всё получится.

  • Анонимно
    12.06.2019 11:08

    Не зря повысили пенсионный возраст, налоги, цены, молодцы.

    • Анонимно
      12.06.2019 13:14

      Буяны и пенсии не взаимосвязаны. Тут надо полковников Захарченко трясти.

  • Анонимно
    12.06.2019 11:35

    Мореходность МРК этого проекта достаточная, чтобы обойти вокруг Европы, и вполне подходит для решения задач в акватории Балтийского, Каспийского, Азовского, Чёрного и Средиземного морей.

    • Анонимно
      12.06.2019 12:40

      мореходность этого суденышка на уровне прогулочного катера и не более вокруг веропы не пройдет это пустышка


      воровство по другому тратить деньги на подобные корыта посути воровство в открытом море утонет от любой волны

      • Анонимно
        12.06.2019 12:59

        В 2016 два буяна "Серпухов" и "Зелёный Дол" своим ходом с Чёрного моря на Балтийское море вокруг Европы перешли. Неплохая у них мореходность.

      • Анонимно
        12.06.2019 13:06

        Осенью 16 года "Серпухов" и "Зеленый Дол" совершили межфлотский переход на Балтику вокруг Европы, из-за того, что с их осадкой 2,6м не смогли пройти по Дону...

        • Анонимно
          12.06.2019 14:06

          ага не далее 10 миль от берега плыло это....от порта к порту
          мореходность нулевая

          • Анонимно
            12.06.2019 19:05

            Кто им разрешит в своих территориальных водах мореходить?

  • Анонимно
    12.06.2019 11:41

    Отличная новость!!Если все пойдет хорошо, в этом году примут в состав ВМФ!

  • Анонимно
    12.06.2019 11:43

    В августе он будет уже в новороссийске,в сентябре ЗХИ…китайский движок на волочке допилили,а здесь все по аналогии…в конце ноября пополнит ЧФ

    • Анонимно
      12.06.2019 12:30

      Особо если вспомнить про германские дизеля и изменение проекта из-за прекращения их поставок. Конечно, это тот ещё сюр - заказывать движки для боевых кораблей у страны, входящей в НАТО. Эффективный менеджмент.

  • Анонимно
    12.06.2019 11:44

    Испытания то уже отработаны на серии кораблей, Вышний Волочёк вон недолго мурыжили, а переход похоже скоро будет — коммуникации почти все проложены раз отделка идет, оборудование вовсю монтируется, электропитание есть, многое вооружение тоже уже на месте.

  • Анонимно
    12.06.2019 12:39

    это корыто любая морская волна перевернет ОКЕАНСКАЯ УТОПИТ это суденышко стратегический ?! да вы юмористы впутую ттратят
    деньги на чепуху

    • Анонимно
      12.06.2019 12:42

      это катер для рыбалки адмиралов. ракеты чтобы от рыбнадзора отстреливаться

  • Анонимно
    12.06.2019 12:45

    Вся ясно, движков своих нет ставим китайские, вот все могущество, вот и вся мощь.

  • Анонимно
    12.06.2019 13:03

    Семь футов под килем! Новый Корабль - Всегда хорошая новость! Напрягает только то, Что МРК - ПЯТЬ лет строим.

  • Анонимно
    12.06.2019 13:05

    Только 12 шт малова-то....их же как пирожки можно печь, все отлажено....

  • Анонимно
    12.06.2019 13:08

    Главное, не останавливаться.
    Корабелы получили опыт строительства, поднатаскали молодежь. Нельзя допускать потери кадров. Ведь сколько бы ни был хорош корабль на бумаге, для воплощения его в железо нужны корабелы.

  • Анонимно
    12.06.2019 13:09

    Приятно знать что в нашей стране делают то, что не доступно другим , слава оружию России , слава защитникам России , слава всем Россиянам , с праздником всех .

    • Анонимно
      15.06.2019 15:02

      Даже из автомобилей, купили только ВАЗ, остальное все было своровано. А тут "не доступно другим"? И что конкретно?

  • ПанАлекс
    12.06.2019 13:43

    Очередная ИБД! Эти корабли конечно отличные. Но абсолютно не нужные ВМФ! Конечно для рекламной акции - запустить что то или похвастаться - можно. Но никаких настоящих боевых задач они не в состоянии решать! Все в том же духе, когда покупали "Мистрали", но при этом никто не знал как их использовать!
    То есть для ФСБ - пограничников - это нужный корабль, а для ВМФ для него нет задач. Точнее стратегия и тактика для соединений, с участием таких кораблей разработаны, а вот соответствующих подводных лодок, вертолетов и авиации прикрытия так и нет! Это все равно, что разработали и произвели много морских мин. А вот про тральщики забыли...

    • Анонимно
      12.06.2019 13:47

      Паналекс продолжайте вести наблюдение.

    • Анонимно
      12.06.2019 14:59

      Этот корабль сделан по требованиям река море, что и доказано постоянное перемещением из каспия в чёрное море плюс у него 100 мм пушка для поддержки десанта вот проект 22800 каракут не понятен для чего сделан с его 76 мм пушкой и осадкой в 4 метра.

      • Анонимно
        12.06.2019 18:41

        ага нато в каспии смешно.нато в волге?!


        ненужны такие корабли если только рыбку ловить в мутной воде

    • Анонимно
      12.06.2019 15:16

      Татарин Злой
      Очень сожалею, что не пошёл учиться на бухгалтера. Исходя из комментариев многоуважаемого Пана, на бухгалтерских курсах преподают не только саму бухгалтерию, но и основы стратегических флотских операций...

      • Анонимно
        12.06.2019 15:30

        В точку!!! Лучше и не скажешь у нас в правительстве одни юристы и экономисты, а экономикой почему-то поставили управлять бухгалтеров.

      • Анонимно
        17.06.2019 13:01

        Ему хвала и почет. свое нение выражает. и зарегился от себя, и не боится высказываться.

  • Анонимно
    12.06.2019 14:05

    какое барахло.....выпускают

  • Анонимно
    12.06.2019 18:44

    Это не корабль это чушь и стратегии в нем нет,скоро на моторках воевать будут

  • Анонимно
    14.06.2019 08:02

    Это всё конечно хорошо, но нужен океанский флот, большие крейсера, авианосцы которые могут подойти к берегам США или любой другой страны, успокоить любого агрессора лишь своим присутствием, как это было в СССР.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль