Культура 
14.06.2019

«Мне показалось»: Роза Хайруллина возвращается в Казань 23 года спустя

Экстремальный режиссер Василий Березин поставил самый настоящий бенефис. Кто бы мог подумать?

Самая неформатная российская театральная звезда, одно из главных лиц легендарного казанского ТЮЗа Бориса Цейтлина 90-х Роза Хайруллина вновь играет спектакль в Казани. На площадке творческой лаборатории «Угол» состоялась премьера ее совместной работы с Василием Березиным «Мне показалось». О самом странном бенефисе, какой только можно было придумать, специально для читателей «БИЗНЕС Online» размышляет театральный критик Антон Хитров.

«РУКАМИ НЕ ТРОГАТЬ, С РУК НЕ КОРМИТЬ»

Звезда Казанского ТЮЗа Роза Хайруллина уехала из Татарстана в 1996-м. Работа с Константином Богомоловым принесла ей «Золотую маску» — на минуточку, за роль короля Лира — и кучу предложений в сериалах и кино, не говоря уже о сцене. С Василием Березиным Хайруллина познакомилась на репетициях спектакля «Крошка Цахес» в московском театре имени Ермоловой: режиссер Кирилл Вытоптов позвал молодого коллегу на заглавную роль, и для последнего это было первое сотрудничество с государственным репертуарным театром.

Обычно Березин работает на независимых площадках, а форматы выбирает по принципу «чем безумнее, тем лучше»: скажем, у него был спектакль для котов по пьесе, написанной котом. Директору творческой лаборатории «Угол» Инне Ярковой он предлагал городскую бродилку со стадом коров, которых бы водили по Казани вместе со зрителями. В итоге остановились на моноспектакле Хайруллиной, которую, похоже, не пугает даже самая экстремальная режиссура.

Разглядеть актрису на сцене непросто: ей выделена крошечная площадка, огороженная с трех сторон чем-то вроде стеллажей. Просветы между полок очень узкие — все равно что клетка. Рядом кусок фанеры с предупреждающей надписью: «Руками не трогать, с рук не кормить». Намек очевиден: театральная публика собирается поглядеть на звезду как на диковинного зверя. По сути, премьера Березина — натуральный троллинг этой самой публики. Вы здесь, чтобы увидеть Хайруллину? Так вы ее не очень-то и видите. Даже поклоны режиссер упразднил: подарить артистке цветы при всем желании не получится.  

Авторами текста значатся сам Березин и драматург Михаил Дягтерев. Пьеса — для двух исполнителей: Хайруллиной и ее невидимого партнера, который никогда не выходит из-за кулис и произносит реплики в микрофон. На первом показе режиссер играл эту роль самолично, на втором его заменил Роман Ерыгин, бывший коллега Хайруллиной по Казанскому ТЮЗу.

О чем именно говорит мужской голос, в сущности, неважно — это просто поток невнятных мыслей с претензией на философию, местами подозрительно похожий на тренинг личностного роста. Главное — что произносит актриса. Каждую фразу она начинает с «мне показалось». «Мне показалось, что я живу», «Мне показалось, что я сплю», — и так полчаса с перерывами на сентенции второго исполнителя. Плюс финальный танец под Dancing Queen, который стоило придумать, просто чтобы продемонстрировать поразительную пластику актрисы.

В сущности, это поэзия. Не только ритмичный монолог Хайруллиной похож на белые стихи — работа в целом напоминает стихотворение, ведь это одна из самых экономных форм словесности, а в экономности Березину не откажешь. Минимум компонентов, скромная обстановка, ну и милосердные 30 минут — ровно столько, чтобы не заскучать.

О ЧЕМ ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ? ДЛЯ НАЧАЛА — ОН О ТЕАТРЕ

О чем этот спектакль? Для начала — он о театре. Видите ли, пока нейробиологи не расскажут нам, что конкретно происходит в голове у человека, который производит искусство, и человека, который его потребляет, творчество вообще и театр в частности будут зоной весьма приблизительного знания.

«Мне показалось, это про Россию». «Мне показалось, это буржуазно». «Мне показалось, это новое слово в режиссуре». «Мне показалось, это профанация». Что бы мы ни сказали о театральной постановке, это будет основано на наших ощущениях и только. Мы не сможем выдвинуть ни одной теории, которую реально доказать или опровергнуть экспериментально. Максимум, на что мы способны, — это сравнивать наши впечатления.

Отзыв о спектакле Березина по-хорошему нужно начинать со слов «мне показалось». Не потому, что так будет смешно, а потому, что смысл этого проекта — напомнить, насколько необходима подобная оговорка в рассуждениях об искусстве. Или нет.

Клетка, в которой Хайруллина проводит 30 минут, — это не только ирония над ее звездным статусом. Режиссер подразумевает, что любая коммуникация заведомо обречена на провал, в том числе между залом и сценой. Дескать, о чем бы у нас ни шла речь, все равно вам покажется что-то свое. Так какая разница, видите вы актрису целиком или нет?

«Мне показалось» — формула, необходимая не только зрителю, но и актеру. По крайней мере до тех пор, пока он остается в русле пресловутого психологического театра. Вера в предлагаемые обстоятельства — это и есть «показалось». Артисту кажется, что он Лир. Только он сознательно делает усилие, чтобы ему так показалось.

В каком-то смысле Хайруллина играет сама себя — она словно припоминает многочисленные жизни, прожитые на сцене. Ее лирическую героиню так и тянет сравнить с мировой душой из «Чайки», которая хранит воспоминания всех существ (от Цезаря до последней пиявки), или с многоразовыми актерами-андроидами из «Мира Дикого Запада» — кому как больше нравится.

А еще это спектакль об условности нашего «я». Андрогинная внешность и невозмутимый «мультяшный» голос Хайруллиной создают ощущение, что перед нами человек без характеристик, человек вообще, который не может с уверенностью сказать о себе: «Я тот-то и тот-то». Есть такая точка зрения, что разнообразные идентичности — возрастные, гендерные, профессиональные, национальные — тоже своего рода театральные роли. Женщина, мужчина, татарин, русский — все это букеты предлагаемых обстоятельств, в которые мы верим в силу воспитания или личного выбора. Одним словом, тоже из области «показалось».

Выходит, героиня Хайруллиной — это любой из нас, лишенный своего «сценического образа». Представить в данной роли кого бы то ни было другого совершенно невозможно — по крайней мере если речь о живых людях. В театре кукол еще куда ни шло: изготовить куклу без свойств — задача, в принципе, вполне выполнимая. Что действительно удалось Березину, так это разгадать индивидуальность актрисы, создать такую концепцию, для которой нужна она и только она. Это самый странный бенефис, какой только можно было придумать, но и Хайруллина, в конце концов, самая неформатная театральная звезда.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (18) Обновить комментарииОбновить комментарии

По возрасту не застал спектакли Цейтлина в ТЮЗе, но Розу Хайруллину еще помню по спектаклю "Полковник-птица" Самарской драмы.
А еще, конечно, видел спектакли Богомолова: Волки и овцы, Идеальный муж, Гаргантюа и Пантагрюэль. Еще в МХТ идет "Он в Аргентине" - там она поразительно играет практически саму себя. Хайруллина - большая театральная актриса.

  • Анонимно
    14.06.2019 08:38

    Очень странно, что Загитовой гордятся как татаркой, а Хайруллиной нет

    • Тяжело быть Хайруллиной Розой,
      За инаковость быть, чтоб занозой.
      Но за право остаться собой,
      Заплатить пришлось трудной судьбой.

      Хорошо нам с Хайруллиной Розой,
      С нею жизнь не становится прозой.
      По заслугам, всем ясно уже,
      Мельпомены она протеже.

      • Анонимно
        14.06.2019 19:34

        Опять вас жёстко минусуют. А стих ведь не плохой и по делу. Ну и народ..

  • Анонимно
    14.06.2019 09:51

    Загитова - явление массовой культуры, а Хайруллина элитарна в лучшем смысле слова. Она не всем понятна. На этом много не заработаешь

  • Анонимно
    14.06.2019 09:51

    Из той же когорты,что яхина,хаматова.

  • казань прям такой хароший ,такуй красивый и человек за 23 года ни разу не приезжал)))

  • Анонимно
    14.06.2019 10:44

    Безнен местный илита ощенно любит Салават! Отличие Хайруллиной от Салавата в том, что она элитарна, а он илитарен.

  • Анонимно
    14.06.2019 11:52

    Рецензия тоже ни о чем, как и спектакль! Никто бы не пошёл это смотреть если бы не она, и Вася это знал) Что же мы так ютимся сказать , что нас пытаются ..... обмануть, подсунуть вместо искусства профанацию???? Мы до сих пор люди из сказки про голого короля! И , да, я была там и все видела)))) и даже обсуждение после спектакля , все эти рецензенты , пришедшие бесплатно а то и за деньги им уплаченные, пытались хвалить , но даже им это было трудно! Мне лично жаль потраченных времени и денег! Это не искусство , это ещё один относительно четный приём отьема денег у населения!

    • Слова обиженного зрителя, который пришел посмотреть на тётку из сериала "Ольга". Значит, у Васи с Розой, в общем, получилось.

      • Анонимно
        14.06.2019 13:48

        А вы её ещё где то видели?

        • По возрасту не застал спектакли Цейтлина в ТЮЗе, но Розу Хайруллину еще помню по спектаклю "Полковник-птица" Самарской драмы.
          А еще, конечно, видел спектакли Богомолова: Волки и овцы, Идеальный муж, Гаргантюа и Пантагрюэль. Еще в МХТ идет "Он в Аргентине" - там она поразительно играет практически саму себя. Хайруллина - большая театральная актриса.

    • Анонимно
      14.06.2019 12:44

      У каждого своё восприятие и свой вкус. Есть те, кто остались в восторге от спектакля, несмотря на то, была бы это Роза или нет. Если вам не зашло, то это не значит, что все остались недовольны, что все куплено тем более. Если бы вы были на других показах, то критики высказывали и то, что им не нравилось, потому что они на то и критики, чтобы быть честными и объективными. Если бы им не зашёл и этот спектакль, они бы так и сказали.

      Не надо пытаться подстроить мир под своё восприятие.

  • Анонимно
    14.06.2019 12:37

    Очень жаль людей, в сознании которых есть только один формат искусства, который они принимают. Вася Березин честно показал, что бывает иначе, по другому, с другой эмоцией. Но нет же — подавай только так, как мы придумали себе.

    Очень важно отвечать на все только с позиции «мне показалось». Нет ни одного человека, способного что-то понять наверняка.

  • Анонимно
    14.06.2019 13:48

    Была на спектакле. Более честного спектакля в Казани пока не видела. Страшно остаться голой, страшно ничем не прикрываться, страшно ничего не играть, страшно быть, а не казаться. Я хочу, чтобы был такой театр, какой у Розы и у Васи. Хочу чувствовать себя тихо, честно. Хочу не врать и не смотреть на враньё. Не могу видеть тошнотворные мертвые лица в Качаловском театре. Не хочу видеть скуку и довольство. РОЗА ВАСЯ, СПАСИБО ВАМ! А Углу спасибо за такие спектакли, за то, что медленной дорогой со своими 50 местами меняют нас, медленно, но верно, я и предположить не могла, что могу такое чувствовать в театре.

  • Анонимно
    14.06.2019 14:21

    Налицо КРИЗИС в искусстве, причем во всех направлениях...

    • Анонимно
      14.06.2019 20:25

      „Скорее, принесите мне чашу вина, чтобы я мог освежить свой разум и сказать что-нибудь умное.“ — Аристофан

      Думаю тот кто знает Розу-понимает что у нее это лебединая песня. Она живет и дышит театром,творческая мысль воспалена и видит она все так как видит. Это раньше все было по полочкам разложено и прожевано. Теперь время философии,самостоятельной мысли. ей удается быть одиозной, вернее отличной от других и то что она замечена в театральных кругах-это ее заслуга,ее жизнь.Так дайте же ей возможность прожить жизнь так как ей хочется. Когда идет душевный надрыв -не каждый это поймет, а поймет тот кто сам видит в ее судьбе собственное отображение. творчество -ее жизнь и пусть она проживет ее ярко, как сегодня,ведь она живет так как видит

  • Анонимно
    14.06.2019 20:25

    ой, не люблю я все эти углы, шаманство одно, прикрывающееся "поисками новых форм". какие к черту новые формы? сто лет назад Гинкас закрыл актеров стеной в "палате :" - вот и повторяют за ним. Женовач берез настроил - тоже, видать, новые формы.

  • Анонимно
    15.06.2019 13:34

    Человек, сделавший это, не могу назвать его режиссером, безапелляционно заявляет, что театр это не искусство. Правильно, его "театр" не искусство. Литературы нет, образного решения нет, декораций нет, музыкального решения нет. Ничего нет. Актриса вышла, пострадала и все. Плевать на зрителей, плевать на профессию - лозунг этого "режиссера". Да, театр может быть разным, но не скучным.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль