Бизнес 
17.06.2019

Артур Тагиров, АЙТАТ: «Каждый месяц одна компания в Челнах платит выкуп хакерам»

Создатель IT-компании из автограда о том, как борется с утечкой мозгов, добрых сисадминах и конкуренции с «братом Зульфии»

«Всегда развиваются две вещи — ракета и ракетная оборона. Если ракета улучшилась, а оборона отстала, в этот момент и может начаться война. Хакеры каждый день улучшают свои инструменты, а если предприятие не занимается этим постоянно, то оно становится уязвимо», — говорит 35-летний руководитель компании «АЙТАТ» Артур Тагиров, который сумел раскрутить IT-бизнес на несколько регионов Поволжья со штаб-квартирой в Челнах, а теперь создал частный IT-парк для ловли в свои сети поколения Z.

Артур Тагиров: «Кризис — это бурная река, в которой можно наловить много рыбы, проявив особую сноровку. Рыбы в кризис меньше не становится, просто нужны другие снасти» Артур Тагиров: «Кризис — это бурная река, в которой можно наловить много рыбы, проявив особую сноровку. Рыбы в кризис меньше не становится, просто нужны другие снасти» Фото: Олег Спиридонов

«Рыбы в кризис меньше не становится, просто нужны другие снасти»

— Артур, как появилась компания «АЙТАТ»? В чем ее миссия?

— Фирма была создана в 2005 году и стала представителем отечественных разработчиков программ «ГРАНД-Смета», 1С, «Антивирус Касперского». На тот момент на рынке уже было достаточное количество фирм-конкурентов. Но главной особенностью того времени стало широкое распространение пиратских программ. Чтобы занять свою нишу, мы сделали ставку на устранение эффекта «лебедь — рак — щука» и высокий сервис. Приведу пример: главный бухгалтер жалуется специалисту по 1С, что программа висит. Тот отвечает: «1С лицензионный, по моей части все хорошо, наверное, это виновато „железо“ (аппаратная часть компьютераприм. ред.)». Она идет к сисадмину, который говорит: «С „железом“ все отлично, это что-то с 1С». И бедный бухгалтер просто не знает, где найти концы, в итоге его производительность труда снижается, а руководитель не вникает в ситуацию в силу недостаточной компетенции в этом вопросе. АЙТАТ начал в комплексе решать проблемы компаний, что называется, под ключ. Сегодня услуги IT-аутсорсинга (обслуживания компьютеров), включая 1С, пользуются растущим спросом.

— Где взяли деньги на открытие бизнеса, ведь вам в 2005-м был 21 год?

— Деньги на открытие бизнеса копил с 1998-го. Я начал зарабатывать уже с 10-го класса школы. Мама купила для меня компьютер, когда мне было 10 лет. Я его разбирал, советовался со старшими ребятами, потом стал ориентироваться в компьютерах друзей, родных, знакомых. Так я научился ремонтировать их и зарабатывать на этом. Через мои руки прошли все поколения современных персональных компьютеров начиная с IBM PC XT. Официальный трудовой стаж у меня стартовал с работы на строительстве школы — во время каникул также в 10-м классе. На третьем курсе учебы в КамПИ я уже работал специалистом в службе коммерческого директора ОАО «КАМАЗ-Дизель». На последнем курсе института приобрел автомобиль «Ока» на свои деньги. В 2005 году, окончив институт и получив диплом, сразу открыл фирму. Нашел соратников в лице друга из института Фаннура Маннанова (сейчас у него свой бизнес по автоматизации управленческого учета) и папы Тагирова Марата Ахметовича, который досрочно вышел на пенсию, так как накопил непрерывный линейный стаж в строительстве. Отец вложился в дело, предоставив офис площадью 18 квадратных метров, и хорошо помогал по направлению сметных программ.

«Первая значительная моя работа была в 2001 году... Мы с одноклассником сделали интернет-каталог запасных частей «КАМАЗ» kamazutra.ru, раскрутили его до первой тройки во всех поисковиках!» «Первая значительная моя работа была в 2001 году... Мы с одноклассником сделали интернет-каталог запасных частей «КАМАЗа» kamazutra.ru, раскрутили его до первой тройки во всех поисковиках!» Фото: Олег Спиридонов

В 2005 году мы открылись со штатом три человека. Медленно, но верно выручка увеличивалась на 30–50 процентов каждый год, потом достигли потолка в 2012-м, рост остановился. В 2013-м я прошел обучение по реорганизации системы продаж и благодаря нашей команде ввел ее на предприятии параллельно с внедрением CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами — прим. ред.) на базе 1С — это дало результаты и обеспечило дальнейший рост в следующие пять лет. В том же году к нам пришла команда опытных IT-специалистов, благодаря им мы начали сопровождать 1С и автоматизировать предприятия среднего бизнеса с более высокой сложностью запросов и проблем.

В 2014 году получили аккредитацию минкомсвязи как предприятие, осуществляющее деятельность в области IT. В 2014-м мы начали реализацию проекта частного IT-парка: занимались подготовкой документации, проектированием и в 2017 году переехали в новый офис — первое здание IT-парка в старой части города, на бульваре Ямашева. В 2018-м выкупили соседнее строение и начали работы по его преображению во второе здание IT-парка. Кстати, в прошлом году ГК «АЙТАТ» вновь показала тот же рост, что был в первые годы.

— Что означает название вашей компании?

— Первая часть слова «айти» (IT) означает информационные технологии, вторая — «тат» — Татарстан, родной край, который мы любим и которым гордимся. Для меня это не просто набор слов. Мы хотим прославлять республику на территории России. Торговая марка «АЙТАТ» зарегистрирована в Роспатенте. Патент позволит нам защититься от клонов, когда наш бизнес станет другого масштаба. Мы ведь только в самом начале пути, у нас долгосрочная стратегия.

— А какого масштаба сейчас ваш бизнес, какова география?

— Сегодня АЙТАТ — это группа компаний с офисами в Казани, Ижевске и Набережных Челнах. Основная масса наших клиентов — это предприятия Татарстана и Удмуртии, мы работаем во всех городах и райцентрах с населением свыше 50 тысяч человек. У нас есть клиенты и в Иркутске, и в Москве, и один в США.

— Как нашли клиента за рубежом?

— Когда в Нижнекамске строилось ТАНЕКО, этим предприятием была нанята американская компания, занимающаяся техническим надзором. Специалист, который оценивал стоимость возведения, оказался бывшим россиянином. Он увидел нашу сметную программу и купил ее.


— Когда испытали первое удовлетворение от проделанной работы?

— Первая значительная моя работа была в 2001 году, еще до АЙТАТа, когда я являлся индивидуальным предпринимателем. Мы с одноклассником Евгением Гафаровым (сейчас он доктор математических наук) сделали интернет-каталог запасных частей «КАМАЗа» kamazutra.ru, раскрутили его до первой тройки во всех поисковиках! Мы звонили, ездили, искали рекламодателей и получили первые хорошие деньги от челнинских фирм за размещение рекламы. Это было круто. Потом мой партнер уехал в другой город — и проект закончился. Но, я думаю, то, что мы сделали, до сих пор круто — попробуйте сегодня раскрутить сайт до первой тройки в поисковиках по высокорейтинговому запросу!

— Как преодолели кризисы 2008, 2014 годов? Крах ТФБ как-то отразился на вас?

— Кризисы наша компания всегда проходила с ростом, благодаря верным и надежным сотрудникам. Кризис — это бурная река, в которой можно наловить много рыбы, проявив особую сноровку. Рыбы в кризис меньше не становится, просто нужны другие снасти. Пока конкуренты списывали на него свои проблемы, мы улучшали сервис для клиентов и вкладывали в маркетинг.

Крах ТФБ предприятие не задел, зато пострадали много моих родственников и знакомых предпринимателей. Печально, но все, что ни делается, — к лучшему: теперь я более разборчив в вопросах размещения капитала.

— Какова выручка, рентабельность вашего бизнеса сегодня?

— По прошлому году выручка составила свыше 110 миллионов рублей. Про рентабельность скажу так: каждый год мы инвестируем более 10 процентов от выручки в строительство второго здания частного IT-парка. Это косвенно говорит о нашей рентабельности.

— Кредитная нагрузка большая?

— Кредитные средства (деньги, полученные взаймы под проценты) никогда в жизни не использовал и не давал деньги в долг под проценты, живу по средствам.

— Почему у вас такая принципиальная позиция?

— Специфика нашего бизнеса подразумевает постоянную заботу о безопасности процессов, предприятия, снижении рисков. Не имея заемных средств, считаю, нахожусь в большей безопасности и свободе в принятии управленческих решений, меньше психологическая нагрузка. Какую потребность удовлетворяют банки, когда дают деньги под проценты? Часто они утоляют желание людей жить не по средствам, позволять себе то, что не можешь. Когда начинал бизнес, я брал взаймы деньги без процентов у родственников, а сейчас сам иногда одалживаю родным и возврата в срок в принципе не жду (улыбается).

«Наталия Фишман, побывав у нас, сказала, что наш проект скорректировал ее представление о Набережных Челнах» «Наталия Фишман, побывав у нас, сказала, что наш проект скорректировал ее представление о Набережных Челнах» Фото предоставлено компанией «АЙТАТ»

«Поколению Z важна не зарплата, у них другие приоритеты»

— В чем специфика вашего бизнеса?

— Чтобы быть успешным в бизнесе по IT-поддержке и автоматизации, нужно привлекать и мотивировать коллектив сотрудников-интеллектуалов, кто готов постоянно изучать новые возможности, иметь высокую стрессоустойчивость. В нашем бизнесе основной капитал не здания, станки и оборудование, а мозги. Без компетенций и навыков на IT-рынке долго не продержишься. Чтобы быть успешным в такой сфере, надо стать привлекательным для интеллектуалов, причем не только на этапе найма, но и в дальнейшем уметь мотивировать их. С мотивацией оператора станка ЧПУ все проще — сдельная оплата. С талантливым же программистом сложнее — для него важна социальная значимость, интересные проекты. IT-специалист может выбирать — зарплату, условно говоря, в 100 тысяч за работу, которой уже много лет занимался, или 50 тысяч рублей и проект социальной значимости с условием профессионального роста. Часто он предпочитает второе.

— У вас на территории компании гамаки, качели, велосипеды, а в офисе выдаются тапочки. Это все как раз для создания условий интеллектуалам?

— У нас еще и спортплощадка есть для игры в бадминтон, дартс, шахматный стол и интересная библиотека. Мы оплачиваем работникам посещение бассейна. Утром сотрудникам раздаются фрукты, в течение дня для них есть бесплатный чай, кофе. У персонала, работающего в техподдержке, высокая эмоциональная нагрузка. И вся эта инфраструктура нужна для снятия стресса. Представьте, что у бухгалтера 25-го числа сдача отчета, за несвоевременную подачу которого можно попасть на штраф в несколько миллионов рублей, а у него висит программа, и он тебе звонит в 17:45 и говорит, что до крайнего срока сдачи документа осталось три часа, например. И такой клиент может быть не один.

«У нас еще и спортплощадка есть для игры в бадминтон, дартс, шахматный стол и интересная библиотека. Утром сотрудникам раздаются фрукты, в течение дня для них есть бесплатный чай, кофе» «У нас еще и спортплощадка есть для игры в бадминтон, дартс, шахматный стол и интересная библиотека. Утром сотрудникам раздаются фрукты, в течение дня для них есть бесплатный чай, кофе» Фото: Олег Спиридонов

— На вашем сайте указано: «АЙТАТ — 27 добрых IT-специалистов». Интересный слоган.

— На этапе найма у меня есть один из ключевых показателей для соискателя — позитивность. АЙТАТ — это не просто работа, а место, где я и наша команда проводим очень много времени, и у нас нет желания находиться в компании угрюмых людей. Что касается отношений с клиентами, то здесь также действует правило — или мы добрые, или нас нет (в смысле человек, работая с внешним IT-специалистом, не будет терпеть его хамство, негатив в общении). Сегодня у нас работают добрые системные администраторы, консультанты-специалисты поддержки 1С, программисты-разработчики 1С, аналитики, руководители проектов, специалисты по Linux, телефонии, видеонаблюдению, инженеры технической поддержки. Второй такой организации с подобным набором компетенций, которые у нас собраны, нет. Благодаря данной команде только за последний год 2315 предприятий и предпринимателей воспользовались нашими услугами.

— Кто ваша целевая аудитория?

— Разумные руководители малого и среднего бизнеса, которые ищут надежного поставщика IT-услуг, понимая, что содержать свой штат IT-специалистов часто неэффективно, а прибегать к помощи знакомого «компьютерщика» ненадежно, если у тебя выручка зависит от IT. Поясню. Некоторые руководители поначалу привлекают в помощники «своего компьютерщика» — «брата Зульфии», который «отлично шарит в компьютерах». Но проблема в том, что «брат Зульфии» иногда болеет и уезжает в отпуск, а, если у вас, например, нотариальная контора и сломался сервер или компьютер, встанет рабочий процесс, упадет выручка. Нужен поставщик услуг, который обеспечит бесперебойную работу сервиса. Сегодня в нашем здании интернет зарезервирован по двум каналам от разных провайдеров, у нас находится дизель-генератор на случай отключения электричества. Мы тоже к этому не сразу пришли. Раньше мой рабочий день начинался в 7 утра и заканчивался в 22 часа. С 2005-го я первый раз съездил в двухнедельный отпуск только в этом году. У нас, IT-директоров, даже такая шутка есть: отпустили в отпуск удаленно поработать (улыбается).

«в наших руках кибербезопасность более 30 компаний»

— Основную долю в предлагаемом вами пакете услуг занимает 1С, системы безопасности или что-то другое? На чем вы в основном зарабатываете?

— Мы зарабатываем на комплексном сопровождении компьютеров предприятий (IT-аутсорсинг), внедрении и обслуживании сметных программ, 1С. Нередко к нам обращаются новые организации, которых мы обеспечиваем ЭЦП для регистрации в налоговой, подбираем оптимальное под нужды и бюджет оборудование и софт, затем монтируем локальную сеть, серверы, компьютеры, телефонию, устанавливаем софт, а после регистрации и 1С для ведения учета управленческого и налогового, далее устанавливаем CRM. Все это берем на обслуживание с гарантированным сроком реакции. Наличие у нас в штате программистов-разработчиков позволяет гибко адаптировать типовые программы под нужды заказчика. Мы хорошо зарабатываем и на сопровождении сметных программ.

«С конкурентами я всегда за выстраивание коллаборации. На нашем рынке работы настолько много, что эффективнее тратить усилия не на борьбу друг с другом, а на развитие»Фото: Олег Спиридонов

— Вы говорили, что ваши клиенты в малом и среднем бизнесе, то есть большие компании, предпочитают держать штатных айтишников?

— Да, для них это оправданно, за исключением узких компетенций, которых нет смысла держать в штате. Например, у нас есть клиент — сервисный центр Volvo, эти же учредители держат еще несколько бизнесов. Их общий парк компьютеров — больше 120 машин, серверов более 10. При этом своей IT-службы у них нет, поскольку они умеют хорошо считать свои деньги, им выгоднее было нанять нас на аутсорсинг. Мы гордимся и другими нашими крупными клиентами: КАМАЗ, концерн «Калашников» (я говорю, что, когда стреляет оружие в Сирии, мы к этому сопричастны), «Казаньоргсинтез», «Домкор», ПСО «Казань» — всего более 100 больших компаний.

— Получается, в ваших руках кибербезопасность этих организаций? IT-аутсорсинг безопаснее, чем штатные айтишники?

— Естественно, кибербезопасность КАМАЗа не в наших руках, но в наших — более 30 компаний, которые передали нам на аутсорсинг эти функции. Нельзя однозначно сказать, что IT-аутсорсинг безопаснее, чем штатные программисты. В большей степени это верно для компаний малого бизнеса, так как они не могут содержать высококлассного специалиста, а по модели аутсорсинга можно, платя небольшие деньги, получать услуги профессионалов.

— Как часто приходится отражать кибератаки или ликвидировать их последствия?

— Каждый день.

— То есть ежедневно даже на небольшие челнинские компании совершаются хакерские атаки?

— Всегда развиваются две вещи — ракета и ракетная оборона. Это бесконечный процесс. Если ракета улучшилась, а оборона отстала, в этот момент и может начаться война. Хакеры каждый день улучшают свои инструменты, а если предприятие не занимается этим так же постоянно, то оно становится уязвимо. Каждый месяц к нам приходят средние и малые компании. После хакерской атаки все их данные оказываются зашифрованы.

«Наша целевая аудитория — разумные руководители малого и среднего бизнеса, которые ищут надежного поставщика IT-услуг, понимая, что содержать свой штат IT-специалистов часто неэффективно» «Наша целевая аудитория — разумные руководители малого и среднего бизнеса, которые ищут надежного поставщика IT-услуг, понимая, что содержать свой штат IT-специалистов часто неэффективно» Фото: Олег Спиридонов

— Данные сведения возможно расшифровать?

— Невозможно. Для этого бы потребовалась двухнедельная аренда суперкомпьютера, такого как в Пентагоне, а информация небольших компаний не стоит подобных денег. Неприятно, но факт: единственный способ в 99 процентах случаев — это заплатить выкуп. Я не пропагандирую такое, но в Челнах уже сложилась практика, что ежемесячно какое-то предприятие платит выкуп в 60–70 тысяч рублей. Потом мы берем их на профилактику. Сегодня у компании должно быть минимум четыре уровня обороны. Первый — это антивирусная защита, второй — firewall (межсетевой экран — технологический барьер, предназначенный для предотвращения несанкционированного сообщения между компьютерными сетями или хостами, прим. ред.), ревизия, мониторинг сетевых портов, третий — разъяснение правил безопасности сотрудникам предприятия. Мне, например, приходили письма с вирусами-шифраторами от контрагента с его почты! Текст такой: «Здравствуйте, во вложении акт сверки, просим срочно подтвердить». Подвох в том, что акт сверки, к примеру, в формате pdf содержит ссылку на внешний ресурс. 99 процентов работников это проглотят, если не проводить с ними разъяснительную работу. Четвертый уровень — резервное хранение данных. Могу лишь сказать, что у 80 процентов предприятий если оно и есть, то не спасет в большинстве случаев, так как копирование с одного диска на другой не убережет, к примеру, от тех же вирусов. Архив обязан храниться на внешнем носителе в другом здании, и компьютер, с которого копируются данные, не должен иметь доступа в это хранилище.

— Какие новые угрозы стоят перед IT-сферой, которая уже глубоко проникла в нашу жизнь?

— Сейчас те, кто занимается вирусами, — это не гении-подростки, а хорошо организованные международные преступные группы, которые в своем составе имеют не только хакеров, но и специалистов по психологии человека и маркетологов. Это бизнес, в котором миллиарды долларов. Подобные ОПГ различными методами организуют хищения денег со счетов предприятий и физических лиц, также занимаются вымогательствами, получив доступ к корпоративной либо личной информации. Участники этих групп не знакомы друг с другом и общаются с помощью даркнета (теневой интернет — прим. ред.) Часто они взламывают компьютер для размещения платной рекламы.

Количество атак с каждым годом растет, а инфраструктура большинства предприятий не готова к этому. Потому все, что вы сегодня сэкономите на антивирусах и резервном хранении данных, отдадите завтра с лихвой на погашение последствий.

— Как вы оцениваете рынок IT-услуг в Челнах и Закамье?

— Рынок оцениваю как перспективный для тех, кто готов обеспечивать высокий уровень сервиса. В основном поставщики IT-услуг в регионе — это малые предприятия с небольшим количеством ресурсов и часто низким уровнем организации. Насколько мне известно, крупных игроков на данном рынке нет. Пожалуй, в Челнах мы одни из самых крупных. С большими корпоративными заказчиками в регионе и России работает казанская компания ICL.

«Сейчас те, кто занимается вирусами, в своем составе имеют не только хакеров, но и специалистов по психологии человека и маркетологов»Фото: Олег Спиридонов

— Какие у вас взаимоотношения с конкурентами, контрагентами?

— Я стремлюсь со всеми выстраивать взаимовыгодные отношения win-win. Если вижу, что с обратной стороны есть желание меня использовать, принимаю меры, если не помогает — расстаюсь. В Челнах, к примеру, много предпринимателей, получивших саентологическое образование, их стратегия заключается в максимальном выкачивании ресурсов из партнеров. Мы с такими ребятами умеем разговаривать. С конкурентами я всегда за выстраивание коллаборации. На нашем рынке работы настолько много, что эффективнее тратить усилия не на борьбу друг с другом, а на развитие.

«Наша стратегия не на удержание выпускников, а на привлечение»

— В 2017 году вы открыли частный IT-парк. Для чего?

— Частный IT-парк создаем, так как это отвечает миссии нашего предприятия — «мы улучшаем среду для творческих людей на Родине». Над этой фразой работали около полугода. В каждом ее слове есть своя соль. То, что отвечает миссии компании, позволяет добиться стратегических целей. IT-парк, управляемый нами, организует привлекательное для поколения Z место работы, которому нужен свободный график, помогает нам решать вопрос с талантливыми кадрами, дает возможности сделать корпоративный университет для развития сотрудников, позволяет привлечь сильных партнеров для выстраивания коллаборации.

— Оправдал ли проект себя? И как решаете кадровую проблему в условиях утечки мозгов?

— С моей точки зрения проект себя оправдал и будет еще много лет приносить пользу нам и городу. В условиях утечки мозгов из Челнов мы вкладываем в привлекательность нашей площадки для работы. Как вы знаете, по итогам опроса выпускников школ, 83 процента собираются покинуть автоград. Наша стратегия не удержать их, а привлечь. Об инфраструктуре для интеллектуалов я уже говорил. Кроме того, планируем задействовать для постоянной работы сертифицированного коуча-психолога для регулярной прокачки интеллекта сотрудников, у кого есть мотивация к развитию.

— Как вы конкурируете с городским IT-парком, в чем ваши отличия?

— Мы не конкурируем. Наши текущие размеры в десятки раз меньше, но это и наше преимущество. Мы в центре старой части Челнов, они на краю новой. Мы благодарны им за проводимые мероприятия, иногда их посещаем. Отмечу, что IT-парк — наш клиент по 1С. У нас нет пока инкубатора и бизнес-ангелов, но есть коворкинг, кабинет и учебный класс, которые мы можем сдавать в аренду, курсы робототехники, 1С, программирования, площадки для отдыха.

Мы уже несколько месяцев продумываем концепцию интересного клуба, посвященного новым технологиям и технологиям будущего, для IT-специалистов, предпринимателей и творческих людей. Провели первые мероприятия — поняли, что нужно искать формат, модератора, чтобы участникам было полезно и весело. В последней книге, которую недавно прочитал, — «Бог всегда путешествует инкогнито» — подсмотрел идею клуба ораторского мастерства, возможно, попробуем тот формат.

«Есть идея отобрать в 2019 году 4-6 детей у которых есть способности, потенциал и желание к обучению, но у родителей нет возможности оплачивать курсы» «Имеется идея отобрать в 2019 году 4–6 детей, у которых есть способности, потенциал и желание к обучению, но у родителей нет возможности оплачивать курсы» Фото: Олег Спиридонов

— Вы упомянули про курсы робототехники и программирования. Они платные или бесплатные?

— Мы провели бесплатное обучение программированию и системному администрированию в двух пробных группах. Поняли, что эта работа требует компетенций и хорошей организации, привлекли партнера «Технокласс», который этим занимается профессионально. Теперь он проводит платные курсы роботехники, web-дизайна для ребят 4–12 лет, детям наших сотрудников мы субсидируем часть затрат на обучение. Каждые полгода оплачиваем сдачу экзаменов двух-трех студентов для карьеры программиста или аналитика, обеспечиваем их материалами для подготовки к тесту «1С: Профессионал», организовываем премию за успешный результат, после чего развиваем дальше и даем платную работу. Имеется идея отобрать в 2019 году 4–6 детей, у которых есть способности, потенциал и желание к обучению, но у родителей нет возможности оплачивать курсы. Мы субсидируем 80 процентов затрат в любом случае и 20 процентов — при отличной учебе. С точки зрения психологии важно, чтобы была оплата за курсы даже небольшая — в этот момент у учащегося возникает ответственность.

— Что будет располагаться во втором здании IT-парка?

— Офис будущего как в Финляндии, к примеру. Проектированием занимается «КМТ Проектный отдел», чья команда входит в 85 самых успешных архитекторов России. Архитекторы Сафиуллины занимались и первым нашим зданием в стиле лофт. Кстати, помощник президента РТ Наталия Фишман, побывав у нас, сказала, что наш проект скорректировал ее представление о Набережных Челнах. Потом ее оценку подтвердил и международный конкурс архитектуры и дизайна, проводимый союзом архитекторов России «Автоград-2017», где наше здание получило первое место.

Капремонт второго объекта проводим только на свои средства. Помещение строится в рамках моей концепции частного IT-парка: там будут многофункциональные и трансформируемые рабочие пространства, капсулы для кратковременного восстанавливающего сна, а также опенспейсы, кабинеты для отдельных групп, коворкинг. Мы планируем разместить в здании своих сотрудников и привлечь интересных арендаторов из IT-сферы.

— Сколько стоит офис будущего?

— Я пока не знаю, во сколько в итоге он обойдется. Если строите дом мечты, вы же не думаете об этом. Но могу сказать, что эффективность моих инвестиций в три-четыре раза выше, чем у государственных.

— Какие еще есть планы на развитие бизнеса?

— Мы сделали авторскую доработку для сметной программы «ГРАНД-Смета» — она позволяет вывести строительную смету в понятном любому человеку виде, что дает легко определить реальную договорную стоимость работ, планируем с помощью нее прирасти на несколько тысяч клиентов за пределами РТ. Также предполагаем увеличить в разы количество людей, работающих с нами в комплексе обслуживание 1С и всей IT-инфраструктуры под ключ, благодаря нашим инвестициям в улучшение процессов. Есть планы по совершенствованию компетенций ключевых сотрудников и роста бизнеса через их развитие.

«По итогам опроса выпускников школ, 83 процента собираются покинуть город. Наша стратегия не удержать их, а привлечь» «По итогам опроса выпускников школ, 83 процента собираются покинуть город. Наша стратегия не удержать их, а привлечь» Фото предоставлено компанией «АЙТАТ»

«Если ты не мечтаешь осознанно, кто-то это делает за тебя»

— Какие тенденции существуют на рынке IT-услуг и каков прогноз развития сферы?

— Потребность в качественных IT-услугах возрастает во всех сферах, так как многие наши отечественные предприятия только в начале пути цифровизации. В частности, растет рынок ЭЦП и услуг по установке сопутствующих к ним программ (для электронного документооборота 1С-ЭДО, криптопровайдеров). Теперь, чтобы отправить юридический документ в госорган или предприятие, не нужно даже вставать со стула (достаточно один раз в год оформлять себе ЭЦП, для физических лиц это стоит всего 800 рублей). Например, мы отправляем покупателям документы реализации прямо из 1С, что в разы снижает трудозатраты на документооборот. У предприятий региона появляется понимание в необходимости не просто установить коробку 1С, а провести сначала анализ и описание бизнес-процессов, для этого нужны специалисты-аналитики и специальная информационная система их описания. Мы по заказчикам видим, что растет спрос на продуманные проекты автоматизации.

Растет тренд перехода на работу в «облако», когда ваша программа установлена на сервере в сети интернет и вы работаете в нужных вам программах на удаленном сервере, оплачивая стоимость аренды. Во многих случаях подобное позволит уменьшить затраты на IT, увеличив при этом надежность хранения данных. Такой рынок растет и будет расти. Мы развиваем подобное направление. Вероятность потери ваших данных в «облаке» в разы меньше, чем на вашем компьютере. «Облачная» информация резервируется в дата-центрах. Например, важные базы данных часто хранятся одновременно в ЦОД, расположенных на разных континентах — в Евразии и Северной Америке, и в случае природного катаклизма сведения не будут утеряны.

— Как вы считаете, когда в России станет возможен полный переход с Windows на отечественные системы и программы и нужен ли он?

— Я считаю, что необходима здоровая конкуренция — это двигатель развития. А полный переход с Windows невозможен. У нас на производствах много импортных станков, например Siemens, для их работы нужно специализированное программное обеспечение, заменить которое часто в принципе невозможно. Такой переход в массе и не нужен, кроме объектов критической инфраструктуры и военной отрасли. Мы неоднократно устанавливали ОС на базе Linux (большинство отечественных операционных систем создано на ее основе), и могу сказать, что для сервера 1С это оправданно, позволяет в разы уменьшить затраты на лицензии Microsoft и стабильно работает. Для задачи же организации рабочего места кассира или нотариуса на небольшом предприятии на текущий момент подобное неоптимально, так как прикладное ПО и внешнее оборудование еще не в нужной мере адаптированы и количество инцидентов и трудоемкость настройки во втором случае будут неоправданно высокими.

«Я вообще считаю, что хороший руководитель тот, кто способен полностью сменить команду» «Я вообще считаю, что хороший руководитель тот, кто способен полностью сменить команду» Фото: Олег Спиридонов

— Назовите, пожалуйста, три секрета успешного бизнеса.

— Первое — стремление к изучению новых технологий и возможностей. Второе — подход win-win, когда оба в выигрыше. Думать о конечной выгоде, которую получит клиент, работник, партнер. Третье — позитивный взгляд.

— Какое самое трудное решение вы приняли?

— Трудно было первый раз в жизни осознанно уволить сотрудника, не имеющего потенциала развития в нашей команде. Расстались мы по-хорошему, он понял, что для всех так будет полезнее. Я вообще считаю, что хороший руководитель тот, кто способен полностью сменить команду.

— Расскажите, пожалуйста, о семье.

— Я родился в семье строителей КАМАЗа. Папа профессионал-строитель, всю жизнь работал в данной сфере инженером и руководителем различного уровня и продолжает успешно это делать, будучи уже более 15 лет пенсионером. Сегодня он возглавляет сметный отдел ГК «Профит». Мама — руководитель, работала на позициях заместителя директора крупных предприятий структуры КАМАЗа, сейчас она на пенсии. Благодарен своим родителям, что прививали еще с детства любовь к труду. Они никогда не проводили выходные сидя на диване — работали в огороде, выезжали в лес, на реку и везде брали нас. Сейчас, когда я уже сам являюсь отцом двоих детей, понимаю, насколько это важно. Считаю, что вырастить трудолюбивых детей можно личным примером.

— Каким вы себя видите через 5–10 лет? О чем мечтаете?

— В 40–45 лет вижу себя здоровым, активным, увлеченным интересным делом в команде позитивных соратников. Мечтаю о бизнесе более высокого уровня организации и масштаба, чем сейчас, чтобы иметь большое позитивное влияние на развитие IT в регионе и улучшение среды.

— Какие качества вы больше всего цените в человеке?

— Способность к нешаблонному мышлению, упорство, трудолюбие и стремление к развитию.

— Каковы ваши жизненные принципы?

— Мне нравится высказывание Махатмы Ганди: «Мы сами должны стать теми изменениями, которые хотим видеть в жизни». Я считаю, что каждая ситуация и любая проблема — это новая возможность на пути к твоим мечтам. Если ты не мечтаешь осознанно, кто-то это делает за тебя, и ты потратишь время жизни (самый главный ресурс) на ложные мечты и цели. Поэтому мечтать надо ярко, осознанно и наблюдать за волшебством.

Визитная карточка компании

АЙТАТ.РФ

Год основания — 2005.

Владелец — Тагиров Артур Маратович, 100%.

Направление работы — техподдержка IT, 1С, «ГРАНД-Смета» и проекты автоматизации, поставка оборудования и ПО.

Количество сотрудников — 27 человек.

Оборот компании — 110 млн рублей (2018).

Визитная карточка персоны

Родился 24 августа 1983 года в Набережных Челнах.

Образование

высшее — Камский политехнический институт: прикладная информатика в экономике (2005).

Повышение квалификации — Школа директоров 1С (2017).

Трудовая деятельность

1998 — каменщик ОАО «УКС».

2003 — специалист бюро маркетинга ООО «КАМАЗ-Компоненты».

2004–2005 — специалист службы коммерческого директора ОАО «КАМАЗ-Дизель».

С 2005 года по настоящее время — учредитель и директор АЙТАТ.РФ.

Семейное положение — женат (двое детей).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (60) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
17.06.2019 08:29

Молодец! Больше бы таких репортажей.

  • Анонимно
    17.06.2019 08:29

    Молодец! Больше бы таких репортажей.

  • Анонимно
    17.06.2019 08:34

    Пока в 1С эта компания никак себя в Челнах не проявила, ничего серьезного не делала. Лишь поддержка пользователей, и то слабенькая

    • Анонимно
      17.06.2019 12:50

      В 2015 году 1е место в России в ТОП-20 лучших линий консультаций 1С, по оценкам пользователей сервиса 1С-Коннект. Есть за это благодарность от 1С г.Москва

      • Анонимно
        17.06.2019 14:55

        Так это ж было 5 лет назад. Сейчас понабрали клиентов а обслуживать не хватает им ресурсов

        • Анонимно
          17.06.2019 16:03

          Ваша информация не соответствует действительности.

    • Анонимно
      17.06.2019 16:36

      Не аргументировано. Для меня оборот 110 млн и более 2000 компаний клиентов уже показатель

    • Анонимно
      20.06.2019 16:44

      Совершенно верно!

  • Анонимно
    17.06.2019 09:09

    Послушал как говорит учредитель, как произносит слова. Многое для себя уяснил. Дальше не читал.

  • Анонимно
    17.06.2019 09:16

    Согласно открытым данным ФНС при среднеспис.числ. 14 чел. уплаченные страховые пенсионные взносы (ставка 22% от фот) составили 192 тыс.руб. Это получается зп в 5 тыс.руб. Выводы делайте сами

    • Анонимно
      17.06.2019 10:03

      Указанные вами данные недостоверны.

    • Анонимно
      17.06.2019 12:24

      договора подряда))
      никого в штат-разумно же;)

    • Анонимно
      17.06.2019 13:15

      О, вот и неадекватники появились. Есть так то ооочень много способов работы. К примеру у него сотрудники могут банально трудоутстроены в другое юр.лицо, или могут быть ИП и платить с этого налоги.

      • Анонимно
        17.06.2019 14:21

        а я и намекал на ип-сотрудников, адекватный ты наш

        • Анонимно
          17.06.2019 15:36

          Пол страны намекает, а ничего не делает. Пора уже открыто четко выражать свои мысли, а не писать про всякие намеки.

    • Анонимно
      17.06.2019 18:10

      Комментатор промахнулся в расчетах
      аккредитованные Минкомсвязи ИТ-компании имеют льготу по страховым взносам и платят в ПФР не 22% от ФОТ

      • Анонимно
        17.06.2019 19:36

        нет не промахнулся. во-первых, в ифнс , а не пфр. во-вторых, данные за 2017 г. и там уплата страховых, пенсионных и мед.взносов. у льготников не так.

      • Анонимно
        17.06.2019 19:37

        как говорит Артур, "Ваша информация не соответствует действительности."

  • Анонимно
    17.06.2019 09:24

    Современный руководитель! Побольше бы таких профессионалов.

  • Анонимно
    17.06.2019 10:01

    Интересный человек и интервью!

  • Анонимно
    17.06.2019 10:02

    Артур - гордость Челнов

  • Анонимно
    17.06.2019 10:04

    Классный офис

  • Анонимно
    17.06.2019 10:10

    Такие люди двигают Челны к прогрессу

  • Анонимно
    17.06.2019 10:34

    Судя по комментариям, добрые сотрудники приходят на работу к 10

  • Анонимно
    17.06.2019 10:58

    А что про реальные компании работающее в этом направлении не кто не пишет, все железо и все програмные продукты импортные, только проммеханика из Казани пытается что то сделать Российское!!!!!!!!

  • Анонимно
    17.06.2019 11:17

    Сначала создаётся ситуация для фирмы по хакерскому нападению. Потом эта контора бежит к айтишникам с криком о помощи. Добрые айтишники заключают договор и начинают оказывать услуги этой фирме. Профит.

  • Анонимно
    17.06.2019 11:33

    Не знала что в Челнах есть такая продвинутая компания

  • Анонимно
    17.06.2019 11:33

    Большой молодец, кто не может, тот заведует. Только "алга" поворачиваемся и снова алга

  • Анонимно
    17.06.2019 12:34

    Много поучительного прочитал я здесь в области обеспечения кибербезопасности. Умеет Артур доходчиво объяснять, значит он большой профессионал, далеко проникает в суть вещей и событий.

  • Анонимно
    17.06.2019 20:38

    являемся клиентом Айтат, уже задумываемся уйти к другим. Сервис нулевой, документы даже доставить не могут, все очень долго. Консультанты по 1С очень "сырые", при общении с ними по почте чувствуется что они новички в этом деле. Даже на элементарном путаются. Пишу как есть. Делайте сервис лучше.

    • Анонимно
      17.06.2019 22:28

      наши Консультанты 1С консультируют через 1С-Коннект (не через почту) в среднем у них 5-7 лет стажа. Если это не фейк напишите мне пожалуйста в почту tagirov@i-tat.ru письмо, я сделаю подарок и проведу расследование

      • Анонимно
        19.06.2019 01:10

        это не фейк. Повторюсь, пишу как есть. Возможно, я предвзято отношусь к Альберту, так как сам работаю консультантом. Просто столкнулся, что большинство франчей Челнов не компетентны по ЕРП.
        В документооборотом у вас беда, наймите курьера, не солидно.

  • Анонимно
    17.06.2019 21:11

    Очень профессионал большой, Артур и желаю огромных успехов!!!

  • Анонимно
    17.06.2019 22:12

    Вся информация по выручке, прибыли, налогам, связи фирм, торгам в которых участвовала фирма, из которых можно делать выводы по структуре выручки - всё это есть в сети, в открытом доступе. Если уж кому то совсем не верится - ищите и обрящете. Когда найдёте ответ на вопрос о своих неудачах, причине зависти, приложите усилия и измените свою жизнь, тогда возможно вы напечатаетесь в БО. Я не сотрудник Айтат, не знаком с Айратом. К сожалению многие разучились уважать труд и усилия созидателей, предпринимателей. Желаю Айрату и всей его команде успехов и непрерывного развития!
    Конкурент.

    • Анонимно
      18.06.2019 11:24

      Точно написано!

    • Анонимно
      18.06.2019 19:28

      Я верил в эти сказки в институте, в рассказы про то, как создаются предприятия, реальных самородков там единицы. Уникального продукта тут нет

      • Анонимно
        18.06.2019 20:14

        Любое действующее, предприятие малого бизнеса России в настоящих условиях и есть самородки. Не госмонополии, создающие неведомые и невидимые наноматерии, осваивающие госбюджет, а предприниматели, которые ежедневным, честным трудом создают продукты и услуги.

      • Анонимно
        18.06.2019 20:46

        Упс, нечаянно крестанул, поскольку сказок в ВУЗе (российском) нет, хотя и начинал в СССР: тогда единственную отличную оценку получил за "Историю КПСС":-). А про уникальность продукта рассуждать - эт спорная материя, поскольку она - многогранна.
        Что касаемо 20:14 - здесь на порядок больше спорности, поскольку честно поработал и в четвертом, и в третьем квадрантах, в результате чего капитал переместился во второй квадрант, в конечном счёте уссохнуф - из-за игнора внешних вызовов... Щас бы вернуться в прошлое - не бензокосилку с Дружбой числил в основных средствах, а гильотину (т.к. бюджет можно не только пилить, но и рубить:-)

        • Анонимно
          19.06.2019 00:36

          Видимо не в той плоскости ваш квадрант или может ось координат попутали? А с гильотиной с таким ходом мыслей в настоящем надо по-аккуратнее быть, ненароком промахнетесь мимо бюджета и оттяпаете свою сложно устроенную голову.

    • Анонимно
      20.06.2019 16:40

      Какой нафиг Айрат, Артур он неуч))

  • Анонимно
    17.06.2019 23:50

    На 99,9% уверен, легенда про айти и Татарстан в названии компании появились потом. В начале это было айт от айти и собственные инициалы АТ, вот тебе и АЙТАТ.

  • Анонимно
    18.06.2019 10:01

    Артур, желаем тебе осуществить свои планы, каждый год приближаясь к своим целям. У тебя огромный потенциал и горящие глаза! Мы рады, что знакомы с тобой и твоей командой.
    С уважением к твоему подходу к делам, LELI

  • Анонимно
    18.06.2019 11:29

    Из каменщика в руководителя IT-компании!
    Сильный рост!
    Респект таким парням!

  • Анонимно
    18.06.2019 12:21

    Хочу сына 11 летнего к вам устроить на август. Какие действия предпринять?

  • Анонимно
    18.06.2019 12:24

    Артур большой молодец!!! Работаем с Айтатом, удачи ВАМ!

  • Анонимно
    18.06.2019 19:25

    Не услышал про первоначальный капитал, очень и очень уклончиво, отошёл от темы

    • Анонимно
      18.06.2019 19:35

      Копил со школы, папа дал офис, мне кажется все понятно

    • Анонимно
      18.06.2019 20:12

      Интернет-проект в 2001-2003г коммерчески успешный + с 2003 года официальная работа. А какой нужен капитал первоначальный по вашему для этого бизнеса, кроме компетенций в ИТ?

      • Анонимно
        19.06.2019 01:12

        тут главное не только знания по ИТ, главное уметь продавать.

  • Анонимно
    20.06.2019 16:38

    честно говоря убогая компания с 1с администрированием, с ужасным позорным сайтом.

  • Анонимно
    21.06.2019 12:37

    Создайте с начала хоть какую нибудь, а потом можете судить, убогая или нет. Знакомы мы не так уж близко, но уже давно. Я только начал свой бизнес в далеких двухтысячных и он лично устанавливал программы, ремонтировал железо, только начинал. "Голова", трудяга, но одно из самых главных его достоинств - честность и откровенность, а это не малого стоит. И это не подхалимаж, очень редко пишу, а особенно стучу по "клаве", а тут вдруг захотелось поддержать, пусть мало знакомого но хорошего человека. В подтверждение своих слов останусь анонимом. Артур молодец! Успехов дружище!!!

  • Анонимно
    24.06.2019 16:48

    22 сертификата профа и 5 спеца, из них хоть половина интересно своих? и ни одной разработки и и ни одного внедренного решения, судя по данным 1c.ru

  • Анонимно
    26.06.2019 17:28

    лично знакома с Артуром Маратовием, редко с кем, как с ним, настолько совпадают подходы по отношению к сотрудникам как главной ценности предприятия. его принципу касаемо значимости репутации, как своей, так и всей фирмы, следуют практически все сотрудники. это обеспечивает неуклонный рост в узнаваемости фирмы и повышении рейтинга не только в черте города. конечно же, было бы здорово попасть в его команду для участия реализации его нужной городу деятельности...

  • Анонимно
    26.06.2019 23:22

    Была в офисе компании и имела удовольствие пообщаться с Артуром. Поймала себя на мысли, что хотела бы работать в такой компании и с таким руководителем. Не понимаю людей, которые походя чернят труд других. С интересом прочитала статью и зная человека лично, уверена, что всё получится и благодаря таким людям, как Артур, Челны будут процветать. Ведь любой город красят люди, которые в нем живут. Давайте пожалуйста будем взаимовежливы и корректны в своих высказываниях и действиях. А АЙТАТ процветания, веры в себя и успехов!!!

  • Анонимно
    15.07.2019 08:29

    Господи, сколько завистников!!!!!!!! Больше позитива народ!!!!!!!! А Артур просто МОЛОДЕЦ, все время алга!!!!!!! Работаем с ним уже много лет и не собираемся расстиаваться.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль