Общество 
20.06.2019

Исповедь Хайдара Халиуллина: «Борюсь с бездушной машиной, запрограммированной против меня»

Прения в деле о хищениях средств «Лизинг-гранта»: что рассказали суду экс-президент ассоциации МСБ и его защита. Часть 19-я

«Если мы вершим зло, оно к нам вернемся в этой или следующей жизни», — такой фразой завершил свое выступление Хайдар Халиуллин, когда суд предоставил ему слово в прениях. Его обвиняют в создании группы, которая годами пилила гранты министерства экономики РТ. Он вину не признает и уверяет: будь мошенником, давно бы избавился от «награбленного» имущества. Как узнал корреспондент «БИЗНЕС Online», защита считает, что ключевой свидетель обвинения оговорил Халиуллина, спасая себя.

Почти 2 недели подсудимые по делу о хищениях лизинг-грантов министерства экономики РТ потратили на подготовку к прениям Почти две недели подсудимые по делу о хищениях средств «Лизинг-гранта» министерства экономики РТ потратили на подготовку к прениям

«Один человек оговорил меня — и на этом все построено!»

Почти две недели подсудимые по делу о хищениях средств «Лизинг-гранта» министерства экономики РТ потратили на подготовку к прениям. 5 июня государственный обвинитель Степан Спиридонов запросил для 23 подсудимых 66 реальных и 39 условных лет наказания. Особенно тревожно было главному фигуранту уголовного дела — экс-президенту ассоциации малого и среднего бизнеса РТ Хайдару Халиуллину. В обвинении сказано, что он и его команда, протаскивая через конкурсную комиссию по получению субсидий нужные компании, распили 21 млн рублей. Группа, считает прокуратура, покушалась еще на 18 млн, но ее деятельность успели пресечь оперативники УБЭП. Спиридонов предложил назначить Хайдару Хайрулловичу самое жесткое наказание — 8 лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.

Халиуллину предоставили первое слово защиты в прениях. На заседание он привел общественного защитника — Ильдуса Янышева. До суда председатель совета директоров группы предприятий безопасности «Контр», юрист и путешественник рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что следил за всем ходом процесса и считает, что имеет право защищать экс-главу ассоциации МСБ. Все это на фоне того, что один из двух его адвокатов — Денис Егоров — слег в больницу. Судья Наиль Камалетдинов на ходатайство и уговоры защиты в итоге не купился и отправил Янышева в число зрителей, а в праве защиты отказал.

Расстроенный Хайдар Хайруллович вышел к трибуне. С собой у него была охапка бумаг. «Я прошу извинить, если что-то не так. Мое выступление больше построено на эмоциях, наверное», — начал он. Обвиняемый не соврал: его спич все слушали с замиранием сердца, а прения превратились в перформанс. Забегая вперед, отметим, что в конце выступления Халиуллина один из участников процесса даже поаплодировал.

Вспоминая прошлое заседание, экс-глава ассоциации МСБ раскритиковал работу прокуратуры: «Такое впечатление, что года судебного расследования совсем не было — все по шаблону, прочитано один к одному из прошлого обвинительного заключения. У меня такое впечатление, что я борюсь с какой-то бездушной огромной железной машиной, которая запрограммирована против меня и хочет меня уничтожить. И ничего нельзя сделать в доказательство, что я не преступник! А если нет вины, как я могу признать? Кого-то придумать и его оговорить? Или придумать для себя какое-нибудь преступное действие? И мне бы скостили срок? Для нормального, честного человека это недопустимо! Никаких серьезных доказательств в деле по отношению ко мне нет! Один человек оговорил меня — и на этом все построено!»

Судья на ходатайство и уговоры защиты не купился и отправил Ильдуса Янышева (в центре) в число зрителей, а в праве защиты отказал Судья на ходатайство и уговоры защиты не купился и отправил Ильдуса Янышева (в центре) в число зрителей, а в праве защиты отказал

«ДА, Я БЫЛ ЧЛЕНОМ КОНКУРСНОЙ КОМИССИИ, НО ВСЕГДА ГОЛОСОВАЛ СПРАВЕДЛИВО»

Хайдар Хайруллович последовательно критиковал выводы следствия. Во-первых, в деле, уверен он, нет фактов того, что преступления, если они были, совершались с «корыстными побуждениями и прямым умыслом». Во-вторых, Халиуллин прекрасно знал, какое наказание предусмотрено за хищение, а рисковать лишением свободы он бы не стал. «Зачем мне это? — вопрошал экс-глава ассоциации МСБ. — Мне уже 65 лет! В республике меня знают и уважают. Нет никаких доказательств, что я был организатором и идейным вдохновителем преступной группы, тем более устойчивой».

«Да, я был членом конкурсной комиссии, но всегда голосовал справедливо за достойный, хороший проект и грамотного руководителя. Кроме того, около 50 процентов времени в работе комиссии принимал участие член ассоциации Аюпов (Тимур Аюпов — бывший сотрудник ассоциации МСБ, дал показания против Халиуллина, получил 5 лет условно — прим. ред.). Это же подтверждали другие члены комиссии и совета ассоциации. Как он там голосовал — я не в курсе!» — эмоционально заявил Хайдар Хайруллович.

Сомневается подсудимый и в том, что к распилам причастна его супруга Марина: «Мы не общаемся уже с декабря 2011 года. Прописаны и проживаем в отдельных местах. Почти никаких связей, кроме вопросов, касающихся наших детей, по телефону и тем более по электронной почте у меня с ней не было. Это могут подтвердить мои дети, родственники и много знакомых. У меня почти с ней не было никаких связей».

Возвращаясь к заседаниям конкурсной комиссии, Халиуллин отметил: да, бывало, когда его просили «уважаемые люди и директора некоторых фирм» о том, чтобы поддержать кое-какие проекты — в основном организаций-партнеров. Помнит он и о том, что его о таком часто просил уже осужденный Аюпов. «Он всегда подтверждал, что это хороший проект, который сам консультировал и проверял! Настоящая правда! В принципе там многие что-то друг у друга просили… Часто приезжали прямо на заседания комиссии и просили членов за своих предпринимателей представители районных глав. Были редкие случаи, когда я тоже просил некоторых членов комиссии — партнеров», — исповедовался экс-глава ассоциации МСБ. Он считает, что поддерживать достойные проекты, за которые просят проголосовать, не зазорно и уж тем более не нарушение закона.

Но если было видно, что проект плохой, то за него никто не мог проголосовать, считает Хайдар Хайруллович. «Члены комиссии на это не могли пойти, тем более ее работа всегда транслировалась для всех интересующихся в режиме онлайн», — в доказательство на словах привел обвиняемый. Все проекты, уверен он, до рассмотрения на заседаниях комиссии проходили отбор специалистами центра реализации программ поддержки и развития МСБ РТ. «Нерентабельные проекты, как правило, до комиссии не добирались», — уверял Халиуллин.

Выступая, он не только говорил языком логики и юриспруденции, но и отсылал к жизненным мудростям: «В народе есть такое мнение: „Раз арестован, значит, виноват! Просто так не садят“. На самом деле, оказывается, бывает — на примере моего дела. И еще говорят: „Он вину не признал“. Многие ее отрицают, и в народе думают, что здесь кроется какая-то подоплека: „Раз не признал, значит, таким образом защищается, заметает свои следы“. В этом плане у меня совесть чиста — мне действительно не в чем признаваться!»

Халиуллин сомневается в том, что к «распилам» причастна его супруга Марина (справа) Халиуллин сомневается в том, что к распилам причастна его супруга Марина (справа)

АРГУМЕНТЫ ХАЛИУЛЛИНА: никого, кроме супруги и аюпова, не знал, будь мошенником, переписал бы все имущество

И все же на чем, кроме эмоций и отрицания, строилась защита экс-главы ассоциации МСБ, который пытался доказать что не мошенник и тем более не создатель ОПГ? Его анализ можно разделить на несколько тезисов.

Во-первых, кроме Аюпова и супруги, из списка фигурантов уголовного дела он ранее никого не знал. Во-вторых, с женой общался исключительно на тему знакомых людей — и ни слова больше.

В третьих, Хайдар Хайруллович знал, какое наказание грозит за создание ОПГ, подделку документов и обналичку. Не менее четко он был осведомлен и о том, что выделенные субсидии тщательно проверяются, соответственно, и подставляться ему незачем.

В четвертых, если бы Халиуллин был мошенником, то давно бы переписал все свое имущество на других людей, да и для общения с подельниками пользовался бы чужим телефоном, а записи и так называемую черную бухгалтерию уничтожил бы задолго до своего задержания.

В пятых, после ареста Аюпова он несколько раз выезжал за границу, то есть, если бы хотел скрыться, давно бы это сделал. «Надо иметь настолько тупой ум, чтобы говорить Халиуллиной, а она, в свою очередь, Мирзагалямовой, что я формирую голоса в комиссии, — добавил экс-глава ассоциации МСБ. — И еще если, как заявлено в обвинительном заключении, я формировал в комиссии большинство голосов, то мне не должны были отказать! А здесь по двум фирмам не согласились!»

В конце своего выступления он поделился двумя жизненными правилами: «Не для рекламы, а в качестве защиты своей персоны». Во-первых, своей жизнью и деятельностью стараться не огорчать окружающих тебя людей и общество. Во-вторых, если мы вершим зло, то оно к нам вернемся в этой или следующей жизни.

Адвокат Павел Мазуренко абсолютно уверен в полной невиновности своего клиента Адвокат Павел Мазуренко абсолютно уверен в полной невиновности своего клиента

«АЮПОВ ОДЕВАЛСЯ В ДОРОГИХ МАГАЗИНАХ И ИМЕЛ ДВЕ КВАРТИРЫ, А ХАЛИУЛЛИН ПЛАТИТ ПО СТАРЫМ КРЕДИТАМ»

Выступил и адвокат Павел Мазуренко, который уверен в полной невиновности своего клиента. Ссылаясь на устав ассоциации МСБ, он говорил о том, что прямой обязанностью экс-главы была поддержка юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Состав комиссии утвержден в 2013 году в составе 22 человек, и сам Хайдар Хайруллович, как говорит защитник, был изначально против того, чтобы в очередной раз упомянутый и краеугольный для дела Аюпов имел право, то есть полномочия, решать судьбы бизнесменов. «Халиуллин считал его недостаточно подготовленным для этого, — сказал адвокат. — Однако, как было установлено во время судебного заседания, Аюпов на тот момент уже имел устойчивые связи как в министерстве экономики, так и в правоохранительных органах».

Мазуренко заявил, что к ключевым для обвинения показаниям сотрудника ассоциации МСБ против экс-главы нужно отнестись критически. Во-первых, они противоречат закону о допустимости доказательств, во-вторых, о процессе доказывания. «При получении показаний Аюпова применялся уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия, уже устаревший в настоящее время», — аргументировал защитник. Оказывается, фигурант дела, соглашаясь на досудебное соглашение, обещал изобличить Халиуллиных, подсудимых Михаила Проскурякова и Ольгу Матвееву и указать местоположение похищенных денег Хайдара Хайрулловича. Адвокат говорит о том, что никаких средств в ходе расследования дела у Халиуллина так и не нашли. Соответственно, условия досудебного соглашения Аюповым не исполнены!

Мазуренко привел довод, что сотрудника ассоциации МСБ заставили оговорить экс-главу, а тот подчинился, потому что хотел как можно быстрее выйти из СИЗО. Оказывали давление и на других подсудимых, считает адвокат. «В судебном заседании было установлено, что с телефона свидетеля Ермакова, друга семьи Аюпова, подсудимому Проскурякову уже 21 октября 2016 года приходит СМС: „Привет, нужно, чтобы ты давал показания против ХХ. От Ю“. Как мы знаем, Юлей зовут жену Аюпова, ту самую, которой якобы кто-то угрожал», — зачитал защитник и сказал, что в тот же день последний дал показания против Хайдара Хайрулловича.

Мазуренко считает, что на сотрудника ассоциации МСБ, как и на экс-главу, мог давить следователь ГСУ Максим Туртыгин. «Последний от Халиуллина требовал: „Скажите, кому вы носили деньги?“ Не сомневаемся, что данные требования были и к Аюпову», — сказал защитник. По его словам, на такие запросы Хайдар Хайруллович якобы отвечал: «Мне что, придумать того, кому я носил деньги?» Зато, вспоминает адвокат, фигурант дела «придумал», и первоначальник обвинил человека из минэкономики — директора гарфонда РТ Дилюса Шавалиева, куратора проекта «Лизинг-грант» от ведомства. Но уже в суде Аюпов поменял свои показания.

В отличие от экс-главы, у сотрудника ассоциации МСБ в то время, когда, по версии обвинения, совершались распилы, значительно изменилось материальное состояние. Мазуренко говорит, что неожиданно Аюпов сменил свой старенький ZAZ Chance на новенькую Mazda СХ-5. Из приговора им стало известно, что он владеет двумя гаражами и двумя квартирами. Кроме того, фигурант дела якобы одевался в дорогих магазинах, по два-три раза в год ездил отдыхать на курорты. «А Халиуллин по-прежнему платит ипотеку и кредиты, которые у него были и до возбуждения уголовного дела, ездит на старом автомобиле, который купил еще в 2012 году в кредит», — констатировал адвокат. Наказание для сотрудника ассоциации МСБ он назвал крайне мягким, гражданские иски до сих пор не заявлены ни прокуратурой, ни минэкономики. «Аюпов не только не понес серьезного уголовного наказания, но и не возместил причиненный ущерб!» — заявил защитник.

«Прошу прекратить уголовное преследование Халиуллина», — сказал он, а в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» добавил, что хочет для Хайдара Хайрулловича оправдательного приговора. Прения продолжатся сегодня.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (37) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.06.2019 08:47

Если халиуллин не был чиновником, как он мог распоряжаться грантами Министерство экономики? Что-то здесь не так, они поставили ситуацию с головы на ноги. Надо искать в Министерстве.

  • Анонимно
    20.06.2019 08:24

    Так как раз и вернулось, что просил!

  • Анонимно
    20.06.2019 08:47

    Если халиуллин не был чиновником, как он мог распоряжаться грантами Министерство экономики? Что-то здесь не так, они поставили ситуацию с головы на ноги. Надо искать в Министерстве.

    • Анонимно
      20.06.2019 09:41

      Запросто. Приглашали на Чистопольскую. Халиуллин отправлял побеседовать с женой тут же. Называли "взнос". В случае не согласия прокатывали в минэке. Я там был. Мёд-пиво пил. Катался на горочке ХХХ и Аюпова.

      • Анонимно
        20.06.2019 10:07

        Если у вас есть интерес, или обида, Тогда дайте показания. Что мешает?

        • Анонимно
          20.06.2019 10:25

          У меня претензий теперь нет, я объяснил человеку как это происходило.
          И в данном случае согласен с Халуллиным: «Если мы вершим зло, оно к нам вернемся в этой или следующей жизни».

      • Анонимно
        20.06.2019 14:42

        взнос - за членство в ассоциации и тогда ассоциация оказывала поддержку и это нормально: членам ассоциации малого бизнеса оказывать консультационную поддержку. где тут криминал то?!

  • Анонимно
    20.06.2019 08:47

    первое хотели закрыть лизинг-грант и заодно галочка разоблачение ОПС, второе человек отработал приличное время и что-то в упор не видели, кто и что там получает или дарит эти гранты, возможно и не с одним чиновником общался руководитель лизинга, а в третьих один подозреваемый, чтобы себе выторговать получше место оговорил по горло своего руководителя. Вот и всё дело.

  • Анонимно
    20.06.2019 08:48

    Не верю !!!!
    (СТАНИСЛАВСКИЙ)

  • Анонимно
    20.06.2019 08:56

    До он сегодня оракул: "И ничего нельзя сделать в доказательство, что я не преступник!".

  • Анонимно
    20.06.2019 08:58

    Что это за преступная группа такая. Если 23 участника не знают организатора. Зато все они знают Аюпова. Может быть, тогда организатор кто-то другой?

  • Анонимно
    20.06.2019 09:14

    Все равно не понятно. Решение о выделении субсидий принимала комиссия минэка. Для того, чтобы доказать, что Халиуллин влиял на результаты работы комиссии, необходимо показания членов комиссии. Там сколько человек в комиссии? Где показания членов комиссии о том, что Халиуллин их "заставлял" или еще как-то заинтересовывал голосовать за определенные проекты? И потом, все равно не понимаю, позицию следствия. Допустим он и поддерживал некоторые проекты, что в этом такого? Он же глава ассоциации, ему и надо поддерживать малый и средний бизнес. Если кто-то из фирм получивших гранты не выполнил условия их получения, пусть минэк идет в арбитраж и взыскивает с них не целевым образом потраченные деньги. В чем состав, совершенно не понятно! На деньгах никого не взяли. А строить дело на показании свидетелей, которых держали в СИЗО и выпустили только после того, как они дали нужные следствию показания, это совершенно порочная практика. Как говаривал Вышинский, "Признание царица доказательств" 80 лет прошло с тех пор, ничего не изменилось в нашей стране. И потом, на практике знаю, комиссия при минэке, поэтому как руководство минэка скажет, так и решат, по другому быть не может!!! Даже если и пилили гранты, все равно это чисто гражданско-правовые отношения. И взыскивать их надо в арбитраже.

  • Анонимно
    20.06.2019 09:16

    Знаю лично Хайдар Хайрулловича,БО пишет однобоко в его защиту видно по тексту статьи,но от него можно ожидать ,со мной некрасиво поступил в 2000г,кинув меня. Думаю таких обиженных много. Бумеранг.

  • Анонимно
    20.06.2019 09:17

    Все справедливо,прокуратура и следствие на высоте.

  • Анонимно
    20.06.2019 09:25

    Следствие приводит очень странный довод: Халиуллин давал рекомендации комиссии по распределению лизинг грантов. Получается, что все члены этой комиссии тоже ОПГ!

  • Анонимно
    20.06.2019 09:27

    А как халиуллин проталкивать свои проекты через комиссию? Он им угрожал что ли , или покупал. Тогда надо проверять сейчас всех членов этой комиссии.

  • Анонимно
    20.06.2019 09:30

    А как же случилось, что другие члены комиссии голосовали за фальшивые мошеннические проекты? Тогда они тоже должны нести солидарную ответственность за это преступления.

  • Анонимно
    20.06.2019 09:59

    Интересный фарш получается. Министерство годами выдавала невозвратные субсидии предпринимателям. Выяснилось, что оборудование не закупались, откаты составляли до 50%. И теперь в Министерстве решили скинуть ответственность на общественников которых в составе комиссии половина. Ничего не скажешь, очень ловко Придумано! Но если понимать, кто реально выдает Гранты , тогда схема становится прозрачной.
    А несчастные общественники это просто кучка полезных министерству идиотов.

    • Анонимно
      20.06.2019 10:13

      В самом деле. Уже с 2010 года, когда Линар Якупов возбудил первые 100 дел о хищении бюджетных средств в рамках программы лизинг Грант , стало ясно, что ничего кроме коррупции эта программа предложить не может.

      Теперь возникает закономерный вопрос. Если всё это было давно известно, зачем тогда общественники полезли в это дело?
      Ответ смотрите в комментарии выше!

      • Анонимно
        20.06.2019 10:23

        "Общественники", по идее могли бы сварганить более некриминальный и нормальный бизнес проект.
        Тот же Торговый центр.
        И сидеть на ренте и аренде, с приличным офисом в этом ТЦ.
        Но халява перевесила осторожные доводы.
        Оказалось, что лучше сидеть на бывшей кухне, дербанить бюджетные крохи и тусоваться в ресторане.

      • Анонимно
        20.06.2019 10:27

        Кто возбудил? Он же со своим агентством проворовался по самые помидоры в прямом смысле.

    • Анонимно
      20.06.2019 10:28

      Ну какие общественники на распределении денег? Голубей покормить, бабушек навестить это общественники, а на миллионы - коршуны.

    • Анонимно
      20.06.2019 10:57

      Самое забавное, что эти полезные до сих пор сидят на этой комиссии в Министерстве и кивают головой в знак одобрения!

  • Анонимно
    20.06.2019 10:28

    Жаль, что не разрешили выступить Янышеву И.А. ,Уверен, он не вызвался бы защищать виновного, репутация не та.
    Все же верю в то,,что Халиуллин будет оправдан.

  • Анонимно
    20.06.2019 11:05

    Упаси Господи от чиновников!

    • Анонимно
      20.06.2019 11:42

      Причём здесь Господи? Если есть факты. КВН факты показывают, что кроме показания одного человека ничего больше нет и за эти показания его из тюрьмы выпустили

  • Анонимно
    20.06.2019 11:39

    Все доказано. Аплодисменты!

  • Анонимно
    20.06.2019 11:46

    Да какой он мошенник!? Достаточно посмотреть на каком стареньком Ниссан Икс-Трейл он ездил, и на чем ездили остальные члены комиссии, в число которых, кстати то же входил сотрудник УБЭП РТ! Без его голоса ведь то же не было выдано ни единого кредита?

  • Анонимно
    20.06.2019 15:33

    Мышление такое у вас примитивное ,по вашему если машина старая то он не может совершить преступление,вам срочно надо что то делать ,обратитесь к психологу.

  • Анонимно
    20.06.2019 22:20

    Я все удивляюсь, на какие средства живет Халиуллин Х.Х. В государственных структурах не работает, материальных ценностей не производит, педагогической деятельностью не занимается. Неужели только на взносы членов Ассоциации? И за какие такие подвиги он считает себя уважаемым человеком?

  • Анонимно
    20.06.2019 22:41

    22.20 согласен

  • Анонимно
    25.06.2019 03:39

    А причём тут дети и их машины? Детям по тридцать лет, дети работают и у детей есть мужья и жены у которых есть родители. Завидно? Идите работайте!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль