Бизнес 
3.07.2019

«Ряд предприятий, созданных в особых зонах, уже банкроты или готовятся к этому…»

Как Мунир Гайнуллов и Андрей Егоров ратовали за льготы минпромторга не только китам промышленности, но и простым строителям и ресурсникам

«Мы столько делаем по нефтепереработке, столько денег вкладывается, а наш избиратель задается вопросом, когда же рост цен на ГСМ остановится», — обсуждали накануне в комитете Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству. О том, что прописали в новой Стратегии развития ТЭК – 2030 РТ, в каком районе республики лучше всего установить ветроустановки и почему депутаты откажутся от лобби свободных от «Платона» грузовиков, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Из 15 членов комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству на последнее в этом созыве заседание пришло только шестеро депутатов, что, впрочем, не помешало заседанию состояться Из 15 членов комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству на последнее в этом созыве заседание пришло только шестеро депутатов, что, впрочем, не помешало заседанию состояться Фото: gossov.tatarstan.ru

«НИКАКИХ КОМПЕНСАЦИЙ НЕ БУДЕТ, ЕСЛИ ЭТО ВСЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ ПОТИХОНЬКУ В УБЫТКИ!»

«Часть в командировках, есть больные, есть двое в отпуске», — так открыл накануне заседание комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству его бессменный председатель Марат Галеев. Из 15 членов комитета на последнее в этом созыве заседание пришло только шестеро депутатов, что, впрочем, не помешало заседанию состояться.

На повестке заседания первым стоял вопрос о результатах мониторинга исполнения республиканского закона «О промышленной политике в РТ». Честь выступить с докладом выпала 27-летнему замминистра промышленности и торговли РТ Тимуру Саматову, который второй раз в своей карьере выступал перед депутатами. Тот доложил, что за последние годы удалось сделать на практике при исполнении закона. Одно из достижений — сформирован фонд развития промышленности на территории республики, который на конкурсной основе дает татарстанским промышленникам разные льготы. Фонд финансируется в соотношении 30 на 70%, из которых большая часть — федеральные средства. С 2015 года по нынешнее полугодие через фонд профинансировано 25 республиканских проектов на 6,3 млрд рублей.

Кроме того, в соответствии с республиканским законом продолжается создание индустриальных парков и технопарков. Всего в Татарстане действует 85 таких объектов, 71 промышленная площадка муниципального уровня и 14 индустриальных парков, на которых разместились порядка 1400 резидентов, создавших 26 тыс. рабочих мест. Немаловажное дополнение от Саматова — регионы получают компенсации за создание промпарков и технопарков в строгой зависимости от налоговых отчислений резидентов. И сейчас ставка минпромторгом РТ делается на НИОКР. В качестве примера за весь доклад прозвучало только одно предприятие — Зеленодольский завод им. Горького, который за счет НИОКР повысил производительность труда на 18%. Как итог, который следовал из продолжительного доклада, закон «О промышленной политике в РТ» выручил промышленников и помог синхронизировать региональное и федеральное законодательство.

«Вы привели только один пример — завод имени Горького. А остальные как?» — спросил сразу же после доклада депутат Камиль Садриев, который был несколько недоволен выступлением. «Остальные также работают и получают у нас меры поддержки…» — успел только в ответ на вопрос парламентария произнести молодой чиновник, как за него заступился неожиданно коммунист Александр Комиссаров. По его словам, завод им. Горького упомянули в качестве примера только потому, что все знают, «какое положение бывает у завода Горького». И в законе прописано не только про крупные предприятия, но и МСП. Просто решили, говоря об успехах, отчитаться на «ярких» примерах. Но мажорный тон выступления попросил сменить и Галеев. «Вы мониторите? Ряд предприятий созданы в особых зонах — уже банкроты или готовятся к этому. В тяжелом финансовом положении. Мониторинг со стороны министерства есть или нет?» — вопрошал Галеев, на что Саматов отвечал кратко утвердительно — «есть, конечно». Но главе комитета Госсовета этого было мало, и в протоколе он попросил записать, чтобы лучше проводился мониторинг ситуации в промышленности, отладили меры для роста отчислений от резидентов. «Для получения компенсации со стороны федерального бюджета наладить мониторинг и разработать комплекс мер по повышению доходности этих вот институтов развития: ТОСЭР, особые зоны, технопарки, промплощадки и др. Никаких компенсаций не будет, если это все превращается потихоньку в убытки. А это очень легко сделать, чтобы стать убыточным», — диктовал секретарю под запись Галеев.

Немного возмутился тем, что в докладе упомянули только крупняк (крупные промышленные предприятия РТ — прим. ред.), и Мунир Гайнуллов, гендиректор ООО «Домкор». Саматов объяснил, что все дело в объемах финансирования, которые подвластны инвестиционно-венчурному фонду, по бизнесу помельче — другие объемы и источники финансирования, отчего МСП и «выпал» из доклада. «У нас своих нет предприятий, что ли?» — вопрошал Гайнуллов, увидевший в списке крупных получателей поддержки китайский Haier, хотя его степень локализации, по словам Саматова, уже достигла 65%.

Директор МУП «Водоканал» Андрей Егоров с нотками обиды также расспрашивал замминистра, почему в республике не поддерживают ресурсоснабжающие предприятия, у которых проблем хватает, — мол, могли бы хоть дешевые кредиты подкинуть. Пожаловался и Гайнуллов: строителей республики почти никак не поддерживают, ему лично приходилось брать миллиардный кредит, чтобы модернизировать предприятие. Саматов парировал только, что есть программы по компенсации затрат, просто сами предприятия не всегда интересуются мерами поддержки. «По жизни из нас каждый знает, что если десять раз сказать — все мимо пролетит. Потом встретишь лоб в лоб, а он скажет: „А я не знал. Первый раз слышу“. Это очень часто», — подхватил мысль Галеев. Он, правда, еще отметил, что коль ты решил заявиться на конкурс от минпромторга РТ, то будь готов к «бюрократическому марафону». Видимо, главу «Домкора» он не испугал: после заседания Гайнуллов сразу же отправился договариваться с Саматовым о встрече.

Тимур Саматов  (в центре) доложил, что за последние годы удалось сделать на практике при исполнении закона «О промышленной политике в РТ» Тимур Саматов  (в центре) доложил, что за последние годы удалось сделать на практике при исполнении закона «О промышленной политике в РТ» Фото: gossov.tatarstan.ru

«ПОТЕНЦИАЛ ОЦЕНИВАЕТСЯ В 3 ГИГАВАТТА ПО ИСТОЧНИКАМ ВЕТРОВОЙ ЭНЕРГИИ…»

Следом депутаты предложили выступить второму замминистра промышленности и торговли РТ Алексею Савельчеву. Опытный чиновник говорил об изменениях стратегии развития топливно-энергетического комплекса Татарстана до 2030 года. Говорил строго по делу и уже не по бумажке.

По его словам, документ был принят летом 2015 года и с тех пор некоторые плановые цифры и показатели в нем устарели. Изменились макроэкономические условия за последние четыре года: санкции, ставка на импортозамещение, курсы валют, цены и прочее. Изменилось и федеральное законодательство, налоговые режимы, появились новые акцизы, федеральные планы развития. В общем, стратегию надо актуализировать и все изменения завизировать у депутатов.

Новую версию стратегии развития ТЭК республики уже согласовали со всеми промышленниками. Например, «Татнефть» в этом году сама внесла корректировки в свою стратегию развития. Основная причина в том, что если раньше «Татнефть» ставила приоритет стабилизации нефтедобычи, то сегодня компания переходит к политике увеличения нефтедобычи за счет роста темпов отбора и большей монетизации запасов сырья вместе со стопроцентным ее воспроизводством. По словам Савельчева, это позволит «Татнефти» сохранить обеспеченность нефтью на ближайшие 30 и более лет. Внесло свои коррективы стратегии ТЭК и появление газового направления «Татнефти», ее желание работать в ОЭЗ «Алма». «Баланс в производстве и переработке нефти будет смещаться в сторону производства сырья, необходимого для нефтехимии», — отметил замминистра.

По его словам, в развитии рынков нефтедобычи и сырья более прибыльными стала разведка и добыча ранее нерентабельных месторождений сверхвязких нефтей и природных битумов. По итогам 2018 года добыто такой нефти порядка 2 млн тонн, что на треть больше запланированного в старой стратегии. С начала реализации проекта по добыче сверхвязкой нефти за последние 12 лет «Татнефть» добыла всего 5 млн тонн такой нефти. Объемы глубокого поисково-разведочного бурения в 2018 году снизились почти на 40% по сравнению с теми показателями, которые были в предыдущей стратегии ТЭК, и прирост запасов нефти в 2018 году вырос на 24,8% по сравнению с запланированными индикаторами. Объемы эксплуатационного бурения снизились на 1,5%. Небольшое падение, но оно есть. Будет о чем поговорить на нефтяном саммите в Альметьевске на следующей неделе.

По новой стратегии «Татнефти» ставка будет делаться на восполнение запасов и развитие собственной газонефтехимии и энергетики. Еще, кстати, актуализировано состояние базы углеводородов. По оценке независимой компании, подтвержденный объем запасов углеводородов в республике увеличился с 847,2 млн тонн до 924,2 млн тонн. Ожидается рост добычи на 19%, снижение поискового бурения на 57%, эксплуатационное бурение вырастет почти на 80%. Данные показатели планируется достичь за счет снижения самих геолого-разведочных работ, будут развивать тему научных полигонов, где можно будет апробировать новые технологии.

По нефтепереработке в целом почти без изменений. Но появилась новая задача — нефтеперерабатывающие заводы РТ взяли крен на производство не просто жидкого топлива, но и на производство сырья для нефтехимии. По итогам 2018 года в РТ переработано 17,1 млн тонн нефти, и уже к 2030 году планируется перерабатывать 24 млн тонн нефти — 60% от объемов республиканской добычи. В прежней редакции стратегии ТЭК были прописаны 21,4 млн тонн. 

В газовой отрасли также почти все без изменений. Разве что претерпели небольшие корректировки проекты по газоотводу до Елизаветино для Иннополиса, реконструкции газопровода Можга — Елабуга для последующего подключения кластера «Иннокам», газопровода Минибаево — Казань. В стратегию добавили планы по развитию рынка применения газомоторного топлива. Не зря же на ПМЭФ Рустам Минниханов подписал с Алексеем Миллером из «Газпрома» соглашение о строительстве завода по производству СПГ в Чистополе и сети криоАЗС. Плюс еще небольшой завод мощностью около 6 тонн в час строит в Тюлячинском районе «Топгаз». Он движется по графику, хочет запускаться уже в конце 2020 года.

В электроэнергетике кроме традиционных электростанций будут делать ставку на альтернативные ветряки. «Надо сказать, что мы завершили ветромониторинг в трех районах республики: Рыбная Слобода, Спасское, Камско-Устьинский район. Показатели по ветру там соответствуют нормам, которые приняты по международным стандартам. Это позволяет надеяться, что ориентировочно мы можем там генерировать около 600 мегаватт мощности. Есть предварительные данные, по которым можно говорить, что в других районах также могут быть ветроустановки: Верхнеуслонский, Тетюшский, Альметьевский районы. В целом потенциал оценивается в 3 гигаватта по источникам ветровой энергии», — проинформировал Савельчев.

Единственное, о чем все спрашивал Андрей Егоров (справа), — это когда кончатся запасы нефти в Татарстане Единственное, о чем все спрашивал Андрей Егоров (справа), — это когда кончатся запасы нефти в Татарстане Фото: gossov.tatarstan.ru

«ЕСЛИ СРАВНИВАТЬ С ПОКУПАТЕЛЬСКОЙ СПОСОБНОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ, ТО НАЛОГИ ДЕЛАЮТ ЛИТР НЕДЕШЕВЫМ»

«Проект достаточно емкий. Для экономики республики это ключевой [документ], кормилец нашего бюджета, поэтому он очень важен», — оценил свежие данные о положении дел Галеев. По его словам, очень существенно, что завершены исследования по ветрякам. Уже вот-вот приступят к практической реализации. Оптимизм Галееву внушает и то, что растет добыча сверхвязкой нефти.

Единственное же, о чем все спрашивал Егоров, — это когда кончатся запасы нефти в Татарстане, мол, каждый год говорят, что нефти остается еще на 50 лет. «Мы столько делаем по нефтепереработке, столько денег вкладывается, а наш избиратель задается вопросом: когда же рост цен на ГСМ остановится?» — вдогонку послал вопрос глава «Водоканала». Ответ был ожидаем: все зависит от федерального правительства. Спасибо, что хотя бы в Татарстане цены не выше средних по ПФО. И, по словам Савельчева, снижать цены на бензин можно путем большего внедрения газового топлива, которое сегодня стоит 16 рублей за литр. «Чем больше газа будет в виде топлива, тем меньше будет рост цен на заправках», — пояснил замминистра.

«Там главная причина, что удельный вес налога в цене — один из самых высоких по сравнению с развитыми странами, — вмешался Галеев. — Там, где очень дешевый ГСМ, налоги — чуть-чуть. У нас удельный вес налогов — больше половины в цене. Но если сравнивать с Европой или США, то там в среднем за длинные промежутки около доллара за литр. В Европе больше. Если сравнивать с ними, то у нас по курсу цена невысокая. Пока… Но если сравнивать с покупательской способностью населения, то налоги делают литр недешевым».

Что касается нефтяных запасов — как отметил замминистра, запасы постоянно возобновляются за счет более эффективных поисковых работ. «2 миллиона тонн сверхвязкой нефти — это показатель… Сами не ожидали! Здесь наука „Татнефти“ оказалась на уровне мировых», — восклицал Галеев. Он предложил одобрить все предложения Савельчева, несмотря на отсутствие под документом еще двух подписей.

В самом конце заседания «промышленную» повестку разбавили другим интересным вопросом. Госсовет РТ решил отозвать из Госдумы ранее одобренный местными депутатами законопроект Ильдара Шамилова, безопасника КАМАЗа. Тот просил освободить от «Платона» грузовики, которые едут на экспериментальные полигоны. Но в российском правительстве не позволили: бюджет потеряет 12 млн рублей в год. «Вроде и сумма небольшая. Но там сейчас дерутся за каждый рубль. А тут 12 миллионов безвозвратных потерь… Я советовался с куратором этого закона Альфией Когогиной вчера. Она говорит: „Шансов на прохождение закона нет, коль скор отрицательный отзыв правительства“. Поэтому, может, мы пока отзовем закон без рассмотрения в Госдуме, чем получить отрицательное голосование. Возможно, в следующем созыве вернемся…» — сказал Галеев, явно уверенный в своем возвращении в Госсовет этой осенью.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
3.07.2019 08:43

Этим пенсионерам неспешно по парку прогуливаться и внуков воспитывать. А они про экономику рассуждают. Экономика уже другая, вам не понять и не догнать. Асю жизнь сидят, языками только мелят за гос счёт. Пересидели уже. Пора и честь знать!

  • Анонимно
    3.07.2019 08:11

    Им не ратовать нужно, а на пенсию давно пора.

  • Анонимно
    3.07.2019 08:33

    Азат Д

    Естественно, заходили на налоговые льготы. Как закончатся, уйдут, оставив ангары.
    Или они при налоговых льготах, умудрились разорится?
    Кто то работает дольше нслоговых льгот, платя по полной? А то радовались чинуши, ленточки перерезали, строча бравурные отчеты.

    • Анонимно
      3.07.2019 12:30

      Всё проще.
      Гендиректору, заму и главбуху примерно на три года обеспечена хорошая зарплата, соцпакет и другие плюшки за счет федерального бюджета. А дальше - ну не смогла команда..
      Цели простые и низменные....

    • Анонимно
      3.07.2019 16:00

      08:33, у них не было цели что-то производить. Создавались совсем с другой целью - заработать.

    • Такого рода предприятия живут пока осваивают льготные кредиты.

  • Анонимно
    3.07.2019 08:43

    Этим пенсионерам неспешно по парку прогуливаться и внуков воспитывать. А они про экономику рассуждают. Экономика уже другая, вам не понять и не догнать. Асю жизнь сидят, языками только мелят за гос счёт. Пересидели уже. Пора и честь знать!

  • Анонимно
    3.07.2019 08:48

    Особые зоны это чистая каста определенного клана поэтом и банкроты особые! Создавались они непосредственно для прачечной

    • Анонимно
      3.07.2019 09:43

      Да, другой вопрос, когда вы начнете статьи полностью читать? Или вы читаете только заголовки и этого уже достаточно, чтобы оставить банальный коммент и собрать плюсы?

  • Анонимно
    3.07.2019 09:53

    Главный вопрос для газомоторного топлива в автотранспорте это его безопасность. Что там с безопасными газовыми баллонами?

    • Анонимно
      3.07.2019 12:27

      Замечательно. Не опаснее бензина. Приводить случаи ЧП произошедшие по причинам безответственности водителей и нарушении сроков периодического осмотра ГБО - не стоит.

    • Анонимно
      3.07.2019 12:34

      Скоро сам себе поставишь, поэксплуатируешь и оставишь здесь отзыв по безопасности.
      Если сравнивают российский литр с европейским литром, значит стремятся к стоимости топлива в России в 1 евро.
      Это ж очевидно.

  • Анонимно
    3.07.2019 10:11

    Все эти экономические зоны и гранты высосанные из пальца чиновниками прожекты.Нужно весь экономический климат улучшать а не городить теплички.

  • Анонимно
    3.07.2019 10:29

    Метан 16.2 рубля на заправках .Смею предположить при 100 % использовании автотранспортом будет 40-50 руб .

  • Анонимно
    3.07.2019 10:48

    Нефти осталось на 25 лет (924 млн/36 млн). Это меньше, чем прошло с роспуска СССР в 1991 г. Откуда будем получать валютную выручку?

  • Анонимно
    3.07.2019 11:50

    "Директор МУП «Водоканал» Андрей Егоров с нотками обиды также расспрашивал замминистра, почему в республике не поддерживают ресурсоснабжающие предприятия, у которых проблем хватает" - Ишь, обидчивый какой! Вы не работаете с населением, например с жителями многоквартирных домов, а только в суд подаёте на УК, которые до копеечки наши деньги, собранные на текущий ремонт вам перекачивает, но долги УК растут. Дак почему бы вам не перейти к прямым платежам с жителями? ПРИВЫКЛИ ЛЕГКО ЖИТЬ, а ещё жалуются...позор!

  • Анонимно
    3.07.2019 12:08

    Много болтать, это не значит хорошо работать, и выполнять то, что действительно помогло бы предпринимателям (коммерции)! Кредиты (льготы) невозможно получить простым компаниям, тут правило – «Свой-Чужой» работает! Как бы не голосили чиновники.
    По вопросу – «Снижение стоимости топлива на заправках», нужно было зам.министр."С", ещё сказать чтобы все на гужевой транспорт переходили (пересели), тогда вообще цены вниз упадут! Бред!
    Чтобы давать «блестящий ответ», посмотрите зарубежные Страны, которые имеют свои ресурсы (нефть, газ и т.д.) и нашу, сравните цены, уровень доходов и жизни!
    Топливо в России должно стоить не рубли, а копейки!!!

  • Анонимно
    3.07.2019 12:25

    Гениальное по своей абсурдности заявление...
    - «Там главная причина, что удельный вес налога в цене — один из самых высоких по сравнению с развитыми странами, — вмешался Галеев. — Там, где очень дешевый ГСМ, налоги — чуть-чуть. У нас удельный вес налогов — больше половины в цене. Но если сравнивать с Европой или США, то там в среднем за длинные промежутки около доллара за литр. В Европе больше. Если сравнивать с ними, то у нас по курсу цена невысокая. Пока… Но если сравнивать с покупательской способностью населения, то налоги делают литр недешевым».
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/430166
    Яркая демонстрация полного отсутствия знаний и вникания в предмет ведения.
    Чем это должностное лицо занимается на этой должности?

  • Анонимно
    3.07.2019 14:50

    Уже 50 лет говорим: нефть в РТ кончится через 50 лет. Неужели не понятно.
    Это как у буфетчицы: "Ушла на 15 минут".

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль