Машиностроение 
10.07.2019

«Подводная угроза есть даже на Черном море…»

Почему флот отказался от передового тримарана ЗПКБ, но намерен продлить жизнь зеленодольским кораблям родом из 60-х

Сегодня в Санкт-Петербурге открывается международный военно-морской салон – 2019. Свежие наработки покажут в том числе завод им. Горького и ЗПКБ. Между тем, как выясняется, военные вновь намерены продлить жизнь зеленодольским кораблям проекта еще 50-летней давности. Для чего? Эксперты «БИЗНЕС Online» констатируют, что ситуация тяжелая и скоро нечем будет обеспечивать противолодочное прикрытие даже у собственных баз.

Минобороны начало программу модернизации и возвращения в состав флота малых противолодочных кораблей (МПК) проекта 1124М «Альбатрос» Минобороны начало программу модернизации и возвращения в состав флота малых противолодочных кораблей (МПК) проекта 1124М «Альбатрос» Фото: ©Василий Батанов, РИА «Новости»

…И ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НОВЫХ ВИДОВ ОРУЖИЯ

Минобороны начало программу модернизации и возвращения в состав флота малых противолодочных кораблей (МПК) проекта 1124М «Альбатрос», сообщил источник «Известий» в главкомате ВМФ. Самое интригующее в новости — то, что этот проект родом из 60-х годов.

В 1963-м главком ВМФ СССР Сергей Горшков дал указание разработать МПК для обеспечения выхода в океан атомных подлодок, охраны военно-морских баз и соединений ударных кораблей и конвоев судов в прибрежных районах. Ответственным назначили ЦКБ-340 (ныне ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» — ЗПКБ), и через два года оно выдало проект 1124 «Альбатрос». Первый корабль флот принял от «Красного металлиста» (ныне АО «Зеленодольский завод им. Горького») в 1967-м. В 1982 году начали строить модернизированный вариант «Альбатроса» — 1124М.

Всего построили 37 МПК проекта 1124 (18 — в Зеленодольске, 5 — на киевском судостроительном заводе «Ленинская кузница», 14 — на Хабаровском судостроительном) и 32 — 1124М (13 — в Зеленодольске, 11 — в Киеве, 8 — в Хабаровске). Последний корабль для российского ВМФ спустили на воду в Зеленодольске 27 лет назад.

Важность работы над проектом 1124 для завода имени Горького тоже очевидна. В 1965–1993 годах 30-50% плановой загрузки предприятия — строительство «Альбатросов» Важность работы над проектом 1124 для завода имени Горького тоже очевидна. В 1965–1993 годах 30–50% плановой загрузки предприятия — строительство «Альбатросов» Фото: tatarstan.ru

«Зеленодольское ПКБ постоянно работало по данной теме в 1963–1993 годах, — рассказал „БИЗНЕС Online“ бывший сотрудник бюро Владимир Леонов. — Даже в конце эпохи СССР около 10 процентов плановой загрузки обеспечивалось многочисленными мелкими модернизациями строящихся и уже построенных кораблей. Важность работы над проектом 1124 для завода имени Горького тоже очевидна. В 1965–1993 годах 30–50 процентов плановой загрузки предприятия — строительство „Альбатросов“. К слову, надо помнить, что часть кораблей строилась как опытная для испытаний новых видов оружия, а потому количество производственных проблем в этом случае резко возрастало».

ПРОТИВ ПОДВОДНОЙ УГРОЗЫ

«Альбатросы» служили в составе Северного, Балтийского, Тихоокеанского и Черноморского флотов, а также несли боевую службу в Красном и Средиземном морях. Пришлось и повоевать: в 1990 году МПК «Комсомолец Молдавии» во время эскортирования отряда советских судов подавил обстрелявшие его батареи эритрейских сепаратистов. В августе 2008-го он же (но уже переименованный в «Суздалец») применил оружие по грузинским быстроходным целям. Считается, что сегодня в составе ВМФ 20 «Альбатросов» в варианте 1124М и два — 1124. Больше всего их на Тихоокеанском флоте (ТОФ) — 8.

В каком они сейчас состоянии? «Худо-бедно на продлении ресурса, на вечном ремонте эти кораблики бегают — уровень отказов некритический, но матчасть изношена до предела, а морально устарела она еще в 90-х», — говорит флотский источник «БИЗНЕС Online».

Считается, что сегодня в составе ВМФ 20 «Альбатросов» в варианте 1124М и два — 1124. Больше всего их на Тихоокеанском флоте (ТОФ) — 8 Считается, что сегодня в составе ВМФ 20 «Альбатросов» в варианте 1124М и два — 1124. Больше всего их на Тихоокеанском флоте (ТОФ) — 8 Фото: ©Павел Львов, РИА «Новости»

Зачем же модернизировать (сообщается, что они получат новые гидроакустические комплексы и противолодочное оружие) таких ветеранов? Не логичнее ли построить новые МПК? «Подводная угроза есть на всех флотах, даже на Черном море, — указывает источник. — Турция хотя с нами и дружит, если понадобится, запросто политически обеспечит переброску туда чьих угодно лодок, вплоть до атомных. И чем мы будем защищаться? Тему ближней противолодочной обороны (ПЛО) игнорировали много лет, ничего не строили… Модернизация — это, скорее всего, инициатива ТОФ: для ПЛО тамошних протяженных рубежей остро нужны такие корабли, а их раз-два и обчелся. Да, их возможности ограничены, да, они очень уязвимы в условиях современного боя, но что делать, если больше ничего нет?!»

«Из-за кризиса корабельного состава, особенно в противолодочной компоненте, скоро даже ПЛО баз будет нечем обеспечивать», — констатировал в беседе с «БИЗНЕС Online» научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов. Эксперт отметил, что китайцы совсем не случайно «понаклепали» примерно 60 корветов проекта 056/056А, который он назвал идеальным образцом корабля ближней морской зоны, особенно если оснастить его универсальным корабельным стрельбовым комплексом с крылатыми ракетами «Калибр».

«КОРАБЛЬ В ОТКРЫТОМ МОРЕ — ХОРОШАЯ МИШЕНЬ ДЛЯ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ»

Почему же не строят новых МПК? Барабанов выделил две причины. Первая — «типичная для нашего ВМФ» тяга к узкоспециализированным кораблям, в результате которой немалую часть бюджета на судостроение съедает постройка «неуниверсальных и достаточно сомнительных» малых ракетных кораблей (МРК) проектов 21631 «Буян-М» и 22800 «Каракурт». («Если и строить малые носители „Калибров“, то обязательно многоцелевые и с возможностями ПЛО», — уверен эксперт.) Барабанов напомнил, что, скорее всего, поэтому флот аннулировал планы по созданию кораблей для охраны водного района (корветы ОВР). Соответствующий конкурс был объявлен в 2010 году. Корвет ОВР должен совмещать в себе возможности МПК, ракетного катера и тральщика. Победил тримаран от ЗПКБ под названием «Русич-1500», но тему решили закрыть.

Вторая причина — изначально заменой «Альбатросам» позиционировались корветы 20380, но они оказались переразмеренными и по цене стали как фрегаты. «При этом с их серийной постройкой беда», — констатирует научный редактор журнала «Экспорт вооружений».

Как полагает источник, корветами ОВР пожертвовали ради иной концепции обнаружения врага — при помощи позиционных гидроакустических комплексов, загоризонтных радиолокационных станций и так далее, которые должны были составить чуть ли не глобальную систему мониторинга океана. «Под эту идею стали делать программу, строить кабельные суда (кстати, на заводе имени Горького), которые сейчас из-за проблем с импортозамещением подвисли, — отметил он. — Но реально все дело оказалось, видимо, настолько сложным и так отдалилось в будущее, что адмиралы затребовали хоть что-нибудь». К тому же, как говорит Леонов, использование только стационарных приборов приводит к большому количеству ошибок в обнаружении — поиск подводных лодок должен проводиться комбинированно: стационарными гидрофонами и магнитометрами, радиоперехватом, корабельным и авиационным дозором.

Плюс бывший сотрудник ПКБ выделяет технико-идеологическую причину отказа от строительства МПК: «Никто не знает, какие боевые возможности будут у новых/перспективных крылатых ракет, а потому непонятно, как именно обеспечивать защиту от такого оружия. Все настоящие специалисты знают, что корабль в открытом море — хорошая мишень для крылатых ракет. Мировой опыт боевых действий на море в 1982–2018 годах показал, что реально корабельным оружием сбивается только одна дозвуковая ракета из трех выпущенных. Про успешное поражение сверхзвуковых ракет никто ничего не рассказывает».

Эксперты дружно усомнились в эффективности модернизации «Альбатросов» и даже в том, что она будет Эксперты дружно усомнились в эффективности модернизации «Альбатросов» и даже в том, что она будет Фото: ©Евгений Одиноков, РИА «Новости»

НОВОЕ ВИНО В СТАРЫЕ МЕХА

Эксперты дружно усомнились в эффективности модернизации «Альбатросов» и даже в том, что она будет. «Я не верю в серьезную модернизацию, скорее это будет ремонт для поддержания», — говорит Барабанов. «Вливать в старые меха новое вино бессмысленно, — вторит ему источник. — Наша доблестная промышленность до сих пор не может нормально строить даже нынешние крупносерийные малые ракетные корабли. Я имею в виду то, что критическое звено — двигатели, которых нет, вернее, есть, но в год по чайной ложке. К слову, „Альбатросы“ — корабли с комбинированной силовой установкой: турбина и два дизеля. Есть информация, что они ходят уже только на дизелях, а турбина возится в качестве металлолома. Сможет ли это исправить промышленность — неизвестно».

Источник уверен, что так долго продолжаться не может: надо строить новые корабли, но это не будут революционные проекты типа предлагаемого ЗПКБ тримарана — на флоте и так большая разнотипица. Скорее всего, МПК будут делать на платформах «Буяна-М» и «Каракурта». Но и в таком случае зеленодольские корабелы без работы не останутся: «Каракурт» производится в том числе в Зеленодольске, а «Буян-М» и строится, и спроектирован там.

Также источник полагает, что хорошей платформой может стать патрульный корабль проекта 22160, который опять-таки строит завод им. Горького. Напомним, это первый российский корабль, созданный по модульному принципу: для каждого патрульника делается несколько относительно быстро заменяемых модулей под конкретную боевую задачу — ударную, ПВО, спасательную. Предусмотрен и противолодочный вариант.

А Леонов напомнил, что необходимость нового МПК осознали еще в середине 80-х. Планировалось, что на смену «Альбатросам» придут корабли проекта 11660. «Новые МПК (если они появятся) явно будут на основе советских планов по строительству кораблей проекта 11660/11663 с учетом опыта построенных кораблей для Вьетнама (проект 11661 „Гепард“), — говорит он. — Проект 11660 и его модификации создавались специально под завод имени Горького».

К слову, напомним, что, по известной информации, два из четырех спроектированных ЗПКБ и построенных заводом им. Горького вьетнамских «Гепардов» создано в противолодочной версии.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (13) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.07.2019 08:27

вымирает вся промышленность... поразительный итог 20 лет стабильности. сдается, что масштабное перевооружение у нас идет только по телевизору

  • Анонимно
    10.07.2019 08:16

    Всё это создано советским союзом,ничего нового практически нет.
    Кораблестроение вымирает!

  • Анонимно
    10.07.2019 08:27

    вымирает вся промышленность... поразительный итог 20 лет стабильности. сдается, что масштабное перевооружение у нас идет только по телевизору

    • Анонимно
      10.07.2019 09:36

      По одёжке протягивают и ножки.
      Советская флотская "мощь" уходит в прошлое.
      Когда на локальных морях типа Чёрного и Балтийского страна тащила на себе сотни бесполезных кораблей и десятки тысяч личного состава.
      Тратя на это миллиарды советских рублей.
      Получая за это сотни военных чиновников в белых фуражках и кортиках.
      История показала, что за весь ХХ век ни российский императорский, ни советский флоты на двух этих морях не только не выиграли, но и не смогли вести Никакой военной деятельности.
      В 1-ю мировую флот заперся у себя на базах.
      От одного только германского крейсера "Гебен" на Чёрном море.
      На Балтийском так же всю войну простояв в Гельсингфорсе и Кронштадте.
      Во 2-ю мировую флот на Чёрном море спрятали в Батуми и Поти.
      А на Балтике уже только в Кронштадте и Ленинграде.
      Поэтому переход на "москитный" флот - это реалии времени и профессионализма флота.

      • Анонимно
        10.07.2019 13:40

        Получается вся история русского флота это история пряток?

        • Анонимно
          11.07.2019 13:26

          Показательна история флота РФ в 90-е годы.
          Генералитет и адмиралитет , что бы сохранить себе кормушку, кадрировали корабли и части.
          Так как не было ни мазута, ни денег на боевую учёбу, ни на ремонт старых посудин - приваривали корабли к Пирсам.
          На кораблях копошились команды матросов по обеспечению простой живучести корабля.
          Но на каждом корабле были офицерские должности: командиры, старпомы, БЧ и т.л.
          А выше - командиры бригад и дивизий, их штабов.
          Командующие флотов и флотилий, главные штабы и т.д. и т.л.
          И все, сидя на берегу, получали звания, должности, переводы в Москву, Севастополь, пенсионные выплаты...
          То же самое и сейчас.
          Вместо Советского Большого противолодочного корабля с 300-стами матросов с командиром - капитаном 1 ранга, стоит малый сторожевой катер с таким же командиром- капитаном 1 ранга, но с 20 матросами.
          И так везде.

  • Анонимно
    10.07.2019 09:23

    Наступает эра беспилотников и все прекрасно понимают что все эти игры в кораблики уже прошлый век.Сколько проживёт кораблик в реальном бою.Время подлёта ракеты.Максимум минут двадцать.Вот и не хотят тратить деньги на простой пшик.Да и заводы уже все позакрывали.Даже двигатели свои разучились делать.

    • Анонимно
      10.07.2019 14:58

      Современные корабли просто так не возьмёшь, там мощнейшие системы ПВО и РЭБ. Я не имею в виду российские

      • Анонимно
        11.07.2019 01:22

        Р. Абрамович. Альбатросы выдавали скорость за 30 узлов, имели подкильную и опускную гидроакустику, . Ещё 20-30 лет назад стали говорить о необходимости строительства кораблей, на смену Альбатросам. Остановили свой "жадный" взгляд военные, от которых зависило кому отдать предпочтение на корветах. Три последних начальника института МО России от которых зависит кому отдать предпочтение окопались в КБ, которые находятся в Питере! А другие, от которых зависит кому отдать деньги в мутят воду в ОСК! Военные не могут принять решение, они не могут и боятся принимать решение. Что делать?
        Поэтому появляются сказки про РЭБ, про Дональда Кука, Калибры. Наш ВМФ срочно тр ебует к себе внимания, а нашим сказочникам предложить срочно переориентироваться на проблемные темы, включая специализированные журналы и газеты. Теперь о тримаранах. Ведь против них выдвинут единственный аргумент - это обеспечение базирования. Но этот аргумент решается на раз и два.

  • Анонимно
    10.07.2019 12:10

    Круизные лайнеры и грузовые корабли надо строить, деньги на них зарабатывать. А то только тратят на бесполезные корыта под предлогом каких-то мнимых угроз, и никакой отдачи. И все за наш счет.

  • Анонимно
    10.07.2019 14:51

    Почти все наши флоты будут рагромлены за короткое время, так как наш флот распылен и государсва соседи имеют 3 и более перевес в кораблях.

    • Анонимно
      10.07.2019 16:03

      есть такое понятие мания величиякогда человек отождествляет себя маленького слабого человека с чем то грандиозным большим сильным вот и вы отождестляете себя с чем то пишете наш флот а у меня ничего нет тем более флота даже квартиру могут отобрать согласно нового закона на муниципальные нужды поэтому отождествлять себя с этим болдьшим великим не буду и поэтому переживать нет причин ну утонула подлодка 14 человек погибли их жалко за что погибли а железяку не жалко я так понимаю восстановить ее не смогут ибо нет импортозамещения

  • Анонимно
    10.07.2019 16:27

    Да никто и не собирается открыто воевать ! Тогда всех и все ракетами жахнут . Речь идет о контроле за мелкими пакостями типа мин и подлодок в чужой зоне . За перемещениями катеров , перехватами лодок и пиратов . Утихомиривании бунтовщиков и террористов .

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль