Общество 
1.08.2019

Виктор Суворов, директор НТТ: «Одно из бедствий – образованный дурак, и оно расширяется»

Директор Набережночелнинского технологического техникума о современном и советском образовании, ложных идеалах и обделенной молодежи

«Главная проблема современного образования — ориентация на запросы производства, а не человека. Это приводит к превалированию в учебном процессе технико-технологических вопросов. Он направлен на выработку умений и накопление знаний, а не на формирование ценностно-мотивационной сферы личности, ее нравственных качеств, культуры и потребности саморазвития», — считает доктор педагогических наук, профессор Виктор Суворов и предлагает выход из сложившейся опасной для общества ситуации.

Виктор Суворов: «Общекультурные компетенции студентов сегодня — на очень низком уровне. Ни истории, ни литературы, ни искусства они не знают» Виктор Суворов: «Общекультурные компетенции студентов сегодня на очень низком уровне. Ни истории, ни литературы, ни искусства они не знают»

В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ ДУШЕВНАЯ ЧИСТОТА ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ «ЛОПОУХОСТЬЮ»

Одной из важнейших задач школы в советский период было воспитание подлинного вкуса, истинного чувства прекрасного, выпестованного только на образцовых произведениях и патриотической правдивости прошлых и настоящих событий. В тот период составители образовательных программ ясно понимали, что от их содержания зависит, получит ли будущий гражданин России необходимое представление о наиболее важных явлениях отечественной культуры, обеспечивающее становление личности и гражданина общества.

В нынешней же культурно-образовательной среде, когда из школьных программ полностью или частично изъяты И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, А.В. Кольцов, Н.С. Лесков, И.С. Шмелев, В.И. Белов, Н.М. Рубцов и многие другие классики, а Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, М.Е Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие представлены произведениями в усеченном варианте, когда история России и важнейшие события искажены до совершенно другого понимания или (как Сталинградская битва) стали умещаться в очень небольшом объеме, — молодой человек, не получивший представление о чем-то неизменно важном, скорее всего, останется обделенным на всю жизнь. Главное же — не обретет вовремя должного заряда добра и патриотичности.

Сегодня, к сожалению, времена девальвации главных смыслов — правды, совести, родной земли. В массовой культуре душевная чистота представляется «лопоухостью», верность принципам — косностью, бережность к памяти предков — неспособностью жить идеями завтрашнего дня. Молодое поколение пришло в мир, в котором «тьма низких истин» выдается за жизненный идеал.

«Педагогика стала предписывающей (ЕГЭ, ОГЭ, стандарты, Уорлдскилс, Демоэкзамены, система алгоритмов и пр.)» «Педагогика стала предписывающей (ЕГЭ, ОГЭ, стандарты, WorldSkills, «Демоэкзамены», система алгоритмов и пр.)»

НЕ СТАЛО ПРОСВЕЩЕНИЯ, А СУТЬ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗМЫВАЕТСЯ!

Педагогика стала предписывающей (ЕГЭ, ОГЭ, стандарты, WorldSkills, «Демоэкзамены», система алгоритмов и пр.), в которой не стало просвещения, а суть образования размывается! Поэтому ученые-педагоги есть, а педагогических школ, подобным Амонашвили, Давыдова, Шаталова и многих-многих других, не стало. Педагогика — это воспитание человека человеком, это полет души, которые в рамки стандарта вместить нельзя.

Главная проблема современного образования — прагматическая ориентация на запросы производства, а не человека. Это приводит к явному превалированию в учебном процессе технико-технологических вопросов. Педагогическая практика современного процесса обучения направлена преимущественно на выработку умений и накопление знаний, а не на формирование ценностно-мотивационной сферы личности, ее нравственных качеств, культуры и потребности саморазвития.

Российское образование уже несколько десятилетий работает в идеологическом вакууме, с открытыми в средствах массовой информации шлюзами вседозволенности, в откровенном забвении положительного и героического прошлого, привития уродливых форм поведения молодежи. А обучающиеся в процессе получения знаний не могут быть свободными от формировавшихся веками ценностей и морали. Поэтому, особенно в данный период, на первый план должна выдвигаться задача не просто поддержки гуманитарных наук, а фундаментальной гуманизации всей системы образования. И только она способна изменить ситуацию, опасную не только для общества, но и для конкретного человека, так как самоценность и уникальность личности постепенно становится малозначимой величиной, а категории обыденной жизни возводятся в ранг смысложизненных.

О РОСТЕ КАТАСТРОФ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ

Неслучайно в последние десятилетия все возрастающее количество техногенных аварий (45%), авиакатастроф (80%), аварий на море (80%) происходит от человеческого фактора, от критически недостаточного объема личностного капитала. На вопрос о причинах трагедий и крупных техногенных аварий ответ один — они случаются из-за человеческого фактора. Поэтому духовно-нравственное формирование личности должно носить опережающий, базисный характер. От учебного заведения требуется прививать обучающимся способности формирования критического аппарата мышления для распознания современных якобы «ценностей», которые легко уводят часть молодежи к «цивилизованному варварству», где происходит эстетизация нравственно безобразного, размывающая настоящую культуру.

Ответы студентов на анкетные вопросы, содержание многих телепередач, статистические данные об интересах молодежи и т. д. говорят о том, что в постсоветском обществе происходит активная замена духовно-нравственных идеалов (на чем всегда крепко стояла наша культура) на культ материального достатка любой ценой.

«Происходит активная замена духовно-нравственных идеалов, на чем всегда крепко стояла наша культура, на культ материального достатка любой» «Происходит активная замена духовно-нравственных идеалов (на чем всегда крепко стояла наша культура) на культ материального достатка любой»

Декларируемые тезисы о приоритетности института воспитания не нашли своего отражения на практике. О необходимости особого положения духовно-нравственных ценностей в вопросах воспитания подрастающего поколения говорят многие видные ученые, общественные деятели, опытные педагоги.

И, не смотря на важность и необходимость иметь сегодня высокопрофессионального специалиста, способного эффективно овладевать самой современной техникой, мы понимаем, что в данной дилемме первично наличие института воспитания, «стены» которого должны быть заполнены морально-ценностным содержанием на уровнях государства, общества и учебного заведения. Ибо, как сказал Карел Чапек: «Одно из величайших бедствий цивилизации — образованный дурак». А это бедствие, к сожалению, пока расширяется, так как произошло резкое снижение ответственности за духовно-культурную и гражданскую социализацию обучающихся ввиду отсутствия концепции, программ, форм и методов воспитательной работы в образовательной организации, ориентированных на гуманитарные и гуманистические ценности. Общекультурные компетенции студентов сегодня на очень низком уровне: ни истории, ни литературы, ни искусства они не знают. Не известны им даже имена, творившие все это.

На этом фоне необходимо подчеркнуть, что в федеральных стандартах третьего и последующих поколений необходимое взаимопереплетение научно-технического и гуманитарного знания, интеграция ценностей остаются за пределами профессионального образования.

О ПОДТАЛКИВАНИИ СТУДЕНТА К ПОИСКУ СМЫСЛА В СВОЕЙ ЖИЗНИ

Не открою секрета, если скажу, что для реализации в образовательном процессе указанного единства есть соответствующие образовательно-педагогические технологии, которые при концептуальной направленности в данном вопросе всего коллектива учебного заведения будут иметь результативный успех.

Например, технология интегрированной урочно-внеурочной деятельности, когда часть аудиторного учебного материала по курсам направляется на обсуждение с рамках семинаров, конференций, деловых игр; проигрывание ролей в спектаклях, конкурсах профессионального мастерства, мизансценах; в самостоятельном поиске ценного материала и т. д., вынося академический материал за рамки урока, органично соединяя (по заранее согласованному плану) с нестандартными ситуациями, ведущими к возникновению эмоционально-ценностных восприятий нового, «неожиданно» переоткрытого субъектом данной деятельности. Теряющаяся грань между урочным и внеурочным позволяет посредственным вчерашним школьникам становиться отличниками и активистами.

Указанный дидактический метод максимально снижает перегрузку обучаемого, способствует формированию уверенности в себе, в своих силах, профессиональном и жизненном успехе.

Еще один пример. Урочно-прикладной метод, когда все — от задумки до результата — делается только студентами, когда уже на этапе подготовки мероприятия из числа студентов создаются несколько проектных групп: группа по организации мероприятия; группа по подготовке сценария; группа по созданию рекламной и имиджевой продукции; ведущие; те, кто непосредственно ведет мастер-класс и помогает детям в изготовлении продукта.

Сущность указанных приемов образовательной деятельности заключается в том, что они побуждают студентов к актуализации и осмыслению присвоенного личностно «живого знания». Здесь мы видим перенос акцента с информационно-репродуктивного на смысловое обучение. Подобные методики и технологии могут продемонстрировать не одно учебное заведение. Но критериально-неуловимый интегративный баланс может сохраниться лишь в том случае, если в миссии и содержании деятельности учебного заведения применяются духовно-нравственные, ценностно-смысловые установки, подталкивающие студента к поиску смысла своей жизни. Здесь необходимо заметить, что подлинная гуманитаризация образования — это не только указанные технологии обучения, не только введение в учебный процесс обществоведческих курсов, но и ценностная ориентация любого вида преподавания и деятельности всего учебного заведения.

Исходя из этого, закономерна постановка вопроса об обновлении содержания образования, где ориентация на личность должна являться основным принципом, что решительно требует разработки и использования новых критериев, содержания и процедур оценки качества образования.

Виктор Суворов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (20) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.08.2019 11:19

а в современной России это вообще тренд - иметь корку и не иметь знаний , и сидеть в кресле чиновника

  • Анонимно
    1.08.2019 11:19

    а в современной России это вообще тренд - иметь корку и не иметь знаний , и сидеть в кресле чиновника

    • Анонимно
      1.08.2019 12:01

      видели мы умных чиновников в советском союзе, и где сов.союз сейчас?
      Современная Россия еще покажет свою мощь!

    • Анонимно
      1.08.2019 15:53

      Тукаевским районом руководит учитель истории по образованию.С коркой учителя далеко район уйдёт...

    • Анонимно
      1.08.2019 16:07

      11.19 Особенно в Татарстане

    • Анонимно
      2.08.2019 15:43

      Это не только в России. На западе в этом отношении впереди нас лет на 20-30.
      При этом там об этом еще в 2006 году был снят фильм "Идиократия"

  • Анонимно
    1.08.2019 11:20

    «Главная проблема современного образования — ориентация на запросы производства, а не человека"- за что боролись,на то и напоролись

    • Анонимно
      2.08.2019 07:46

      А производство говорит, что специалисты приходят нулевые. Так какое у нас образование?

  • Анонимно
    1.08.2019 11:22

    Всё верно

  • Анонимно
    1.08.2019 11:32

    Об этом все знают, но всё сегодня поставлено на простое выживание, поэтому - не при этой власти мечтам сиим суждено сбыться

  • Анонимно
    1.08.2019 11:42

    урезание программы по русской литературе - это же в тренде местечковых запросов!

  • Анонимно
    1.08.2019 12:15

    У нас сейчас все забыли, для чего вводился Единый государственный экзамен. К началу третьего тысячелетия состояние обновлённого российского общества было таково, что приёмные комиссии вузов почти повсеместно стали коррупционными ячейками, торговавшими правом на бесплатное высшее образование. Тогда же в школах появилось большое число медалистов-льготников, которые ошибались в таблице умножения и двух слов связать не могли. Была предложена схема, позволявшая разрубить этот гордиев узел, и она весьма успешно сработала (если не считать опыт южных республик с заносом за мзду выполненных заданий). Только к реальному образованию ЕГЭ не имеет прямого отношения. Это хирургический инструмент, и признаком выздоровления должен стать полный и безоговорочный отказ от него.
    ЕГЭ есть апофеоз недоверия к системе образования вообще и к учителю и ребёнку в частности. Безусловно, эта форма итоговой аттестации сыграла свою роль в формировании негативного отношения к современной школе, плоды которого мы пожинаем в виде постоянных конфликтов между родителями и школьными администрациями, учителями и учениками. Принимаемые государством меры по «совершенствованию» лишь способствуют углублению кризиса доверия к образовательным организациям.
    Школы на время экзаменов превращаются в неприступные крепости с видеонаблюдением и соглядатаями в аудиториях и коридорах, металлодетекторами на входе. ЕГЭ окружает атмосфера тревоги и страха: перед жесткими правилами вплоть до сопровождения в туалет; перед заданиями, которые не предполагают личного мнения; перед техническими ошибками при заполнении листа с ответами; перед ручками, чернила которых сканер может не считать. В 2019 году дошло до того, что выпускники стали умирать прямо на экзамене. Однако никакие жертвы ЕГЭ-изаторов не смущают.

  • Анонимно
    1.08.2019 12:16

    Однако самые большие вопросы остаются к содержанию экзамена. Его довольно верно характеризуют слова Сухомлинского, хотя и сказанные по другому поводу: «Втискивая в голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не дает ребятам возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества. Из живого, активного, деятельного существа ребенок нередко превращается как бы в запоминающее устройство…». Запоминающее устройство, владеющее на всё известными правильными ответами — вот та идеальная модель выпускника, что формируется системой единого экзамена.
    Получить сегодня 100 баллов по русскому языку, может быть, позволяет различать обстоятельства уступки и обстоятельства обстановки, но вовсе не означает безупречно грамотного правописания. Экзамен по литературе требует от выпускника, как выражается наш учитель-филолог, «исправного» сочинения, а литературный талант баллов не добавляет. Что означают 100 баллов на экзамене по истории — отсутствие в науке дискуссионных вопросов, отсутствие возможности видеть иные причины и следствия событий, приводить не общепринятую аргументацию? Служит такая история жизни, или она — «мусорная свалка» из фактов? Во что превратилась прекрасная дисциплина «обществознание», если дети из урока в урок вместо того, чтобы говорить, излагать, вести диспут, сопоставлять теории с окружающей жизнью, мучительно упражняются в запоминании колоссального количества терминов и пишут тесты, пишут, пишут, пишут? Преподаватели вузов стали говорить о столкновении с поколением ЕГЭ.
    Студенты требуют стройных алгоритмов, правильных ответов, им крайне трудно перестроиться и сообразить, что чаще всего к оптимальному результату нужно продираться через тернии гипотез и версий. Журналисты устают искать для интервью молодых людей, способных к монологической речи. Кроме того, ЕГЭ воспитывает крайний индивидуализм, ориентирует исключительно на собственный успех, тогда как в трудовом коллективе, большом иль малом, нужны навыки командной работы, учёт сильных и слабых сторон каждого, взаимопомощь и солидарность.
    Конечно, нельзя умалять достижения «стобалльников». Эти ребята умеют учиться, обладают отличными способностями. Однако, полагаю, в любой иной системе координат многие из них могли бы добиться не меньшего, а большего. ЕГЭ, в первую очередь, ориентирует на проверку памяти и стандартного мышления. Стимулирует выращивание не творцов, а ответственных исполнителей, не преобразователей, а послушных винтиков-потребителей. Развивает не критическое, а, скорее, догматическое мышление.

  • Анонимно
    1.08.2019 12:16

    Впрочем, ЕГЭ — это венец всей административно-командной системы, выстроенной в школьном образовании. Современная школа с её чуть ли не армейской дисциплиной — не место, где следует думать (как отечественный парламент — не место для дискуссий), где главное достоинство и директора, и педагога, и ученика — своевременное исполнение приказов. Прямо воплощённая мечта российского чиновника-бюрократа, поставленного над всей этой махиной с удобным числовым контрольно-измерительным прибором. И если мэр города — круглый дурак, то после публикации результатов экзаменов он начинает размахивать средними баллами по учреждениям и переходит к оргвыводам. Отбери у него эту дубинку, и он встанет перед серой пустотой, пришибленный, не зная, куда и кого вести. Так и авторитет власти пошатнуться может.

    Автор Игорь Витальевич Олин — директор средней школы в поселке Вахруши в Кировской области, учитель истории, публицист и блогер, настоящий народный учитель.

  • Анонимно
    1.08.2019 12:28

    Спасибо Вам. Интересно и точно.

  • Анонимно
    1.08.2019 12:51

    Какая чудесная статья! Это Надежда, что «точка возврата» , как говорят в авиации, ещё не пройдена. Спасибо.

  • Анонимно
    1.08.2019 13:29

    Браво! Все в точку...

  • Анонимно
    1.08.2019 14:42

    Вот вам готовый министр образования РТ.

  • Анонимно
    1.08.2019 16:45

    Очень грамотно сказано!!!! Прям все в точку! Это борьба за умы людей!!!))))

  • Анонимно
    1.08.2019 18:30

    Разумно.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль