Общество 
12.08.2019

Цирк с фотошопом: «Яндекс.Драйв» «осквернил» казанскую «тарелку»?

Эксперты УФАС по Татарстану назвали онлайн-рекламу каршерингового сервиса на фоне Казанского цирка непристойной

Казанский цирк обнаружил в интернете рекламу сервиса «Яндекс.Драйв», которую служба каршеринга прифотошопила на знаменитую «тарелку». Однако закон запрещает размещать наружку на объектах культурного наследия, так что неискушенный потребитель рекламы, по мнению цирка, может заподозрить его в нарушении закона. ФАС возбудила дело о недобросовестной рекламе. В сервисе «Яндекс.Драйв» же считают, что ничего противозаконного не делали. В споре разбиралась корреспондент «БИЗНЕС Online».

Закон запрещает размещать наружку на объектах культурного наследия, так что неискушенный потребитель рекламы, по мнению цирка, может заподозрить его в нарушении закона

цирковой купол разрисовали в фотошопе

В пятницу в татарстанском УФАС России рассмотрели жалобу казанского цирка на рекламу сервиса аренды автомобилей «Яндекс.Драйв». Каршеринговая компания заявила о своем недавнем запуске в Казани в том числе с помощью рекламной кампании в «Инстаграме». Посты, как заметили корреспонденты «БИЗНЕС Online», иллюстрировались фотографиями местных достопримечательностей, например стадиона «Казань Арена», «Чаши» и цирка. К последнему изображению и возникли вопросы.

Дело в том, что «Яндекс.Драйв» с помощью фотошопа нанес свой логотип с призывом скачивать приложение на те части изображения цирка, где в реальности находятся информационно-рекламные конструкции. Оно выглядит так, как будто цирк сам установил наружную рекламу по заказу каршеринга, а это запрещено законом, потому что легендарное здание в форме летающей тарелки — объект культурного наследия и наружкой обрастать не имеет права. По нашим сведениям, в цирке много раз натыкались на данную рекламу в интернете и приняли решение известить об этом ФАС, чтобы самим ненароком не попасть под раздачу. Причем в развлекательной организации подчеркивают, что своей жалобой не преследуют денежную выгоду, а всего лишь хотят зафиксировать, что не имеют отношения к этому изображению. 

К слову, сейчас в просторах интернета найти злополучную рекламу уже невозможно — мы смогли ее получить от участников разбирательства в ФАС. На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, убрана ли она из показа, в сервисе «Яндекс.Драйв» не ответили.

В антимонопольном ведомстве еще до рассмотрения дела провели заседание экспертного совета по этому вопросу. «ООО „Яндекс.Драйв“, вопреки запрету на распространение наружной рекламы на объекте культурного наследия, с помощью графического редактора разместило рекламу на здании ГАУК РТ „Казанский государственный цирк“. Членами экспертного совета при татарстанском УФАС России было постановлено считать рекламу ООО „Яндекс.Драйв“ с текстом „Яндекс.Драйв“. Скачивайте приложение „Яндекс.Драйв“ в отношении объекта культурного наследия ГАУК РТ „Казанский государственный цирк“ непристойной», — говорится в определении, опубликованном на сайте УФАС. Что имелось в виду под словом «непристойной», понять трудно — может быть, эксперты подразумевали «недобросовестной».

Таким образом, антимонопольное ведомство решило, что рекламное объявление имеет признаки целого ряда нарушений по п. 3 и 4 ч. 2 ст. 5 закона «О рекламе» (касаются рекламы, запрещенной данным способом, в данное время или в данном месте, и акта недобросовестной конкуренции), а также ч. 6 ст. 5 того же закона, которая гласит, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, в том числе в отношении объектов культурного наследия. Было возбуждено дело. Как известно, первоначально потенциальному нарушителю грозит предупреждение с требованием нарушение прекратить, но в дальнейшем возможны и штрафы.

ФАС возбудила дело о недобросовестной рекламе. В «Яндекс.Драйве» же считают, что ничего противозаконного не делали ФАС возбудила дело о недобросовестной рекламе. В сервисе «Яндекс.Драйв» же считают, что ничего противозаконного не делали

«посылА оскорбить или в невыгодном свете представить это здание не было» 

На втором разбирательстве в УФАС (на первое «Яндекс.Драйв» не явился) юрист каршеринга Виктория Сударенкова ответила на обвинения по всем статьям, но, похоже, не очень убедила Андрея Розенталя  заместителя руководителя ведомства, который вел заседание.

— Вы были в курсе, что на объектах культурного наследия нельзя размещать наружную рекламу? — сурово вопрошал он.

— Да, нас наружная реклама на самом здании не интересовала.

— Принимая решение о том, чтобы смонтировать рекламу в графическом редакторе с использованием объекта культурного наследия, вы чем руководствовались?

— Нормами закона.

— То есть, по-вашему, если нельзя просто так наружку разместить, смонтировать рекламу таким образом допускается?

— Мы считаем, что да.

Сударенкова стояла на том, что спорное изображение не имеет отношения к наружке, ведь фактически это реклама в сети интернет, потому все нормы, которые применяются к наружной рекламе, здесь не действуют. «Здесь нет рекламных конструкций, это просто фотография в сети интернет. Потому по тем статьям, которые нам вменяют, мы нарушений не допускали», — подчеркнула она. По поводу ч. 2 ст. 5 закона о рекламе (который признает недобросовестной рекламу, если она запрещена данным способом, в данное время или в данном месте) юрист сказала, что в этом случае объектом рекламирования является каршеринговый сервис, закон о рекламе к нему особых требований не предъявляет.

«Также в определении указано, что реклама может являться актом недобросовестной конкуренции, но с подобным тоже не согласны. „Яндекс.Драйв“ — сервис по аренде авто, а цирк — это немножко другая сфера, культурно-развлекательная. Мы не являемся конкурентами, потому недобросовестной конкуренции здесь в принципе не может быть. Более того, по ст. 14.8 закона о защите конкуренции, перед тем, как признать действия недобросовестными, выдаются предупреждения, а у нас их нет. Фото не искажено, ничего не дорисовано, не удалено, посыла оскорбить или в невыгодном свете представить это здание не было. Единственное, что поверх фотографии размещен текст с названием сервиса и предложением скачать приложение. Но „Яндекс“ является зарегистрированным товарным знаком, поэтому тоже не несет оскорбительной нотки или негативного подтекста», — расписала она, подчеркнув, что у компании не было цели замаскировать рекламу в сети интернет под наружную.

«соцсети просматривают люди из других городов»

«Я понимаю, если бы вы просто сфотографировали ваши машины на фоне объекта культурного наследия и внизу бы сделали подпись. Но вы нанесли на купол цирка с помощью графического редактора надпись „Яндекс.Драйв“, которая выглядит как настоящее цифровое табло — средство наружной рекламы на объекте культурного наследия», — не согласились с доводами Сударенковой антимонопольщики.

«То, что на куполе в реальности вывеска цирка, а не „Яндекс.Драйв“, я знаю, вы — тоже. Жители Казани знают, которые видят цирк каждый день. Но соцсети просматривают люди из других городов, которые каждый день не проезжают в центре Казани и не видят, что там написано», — включилась в обсуждение представитель Казанского цирка Альбина Давлетшина, которая до этого пояснила, что с ним рекламу не согласовывали.

«Я даже больше скажу. Вы сделали рекламу с помощью редактора. Цирк, предположим, пока не реагирует, а мы как профильный орган обнаружили ее. Зная, что на объектах культурного наследия такое по закону не может быть размещено, мы смело можем предъявить: ребята, что вы делаете? Они начинают разводить руками, говорить, мол, это не они, с ними не согласовано, но в СМИ уже разлетелось. Любой желающий может написать нам жалобу. Знаете, в чем здесь определенная недобросовестность? Наружную рекламу повесить не смогли, но изменили картинку и запустили ее в „Инстаграм“. Образ цирка используется, узнаваемая тема. Вы правильно говорите, что это не наружная реклама в чистом виде, но для потребителей — неограниченного круга лиц — подобное выглядит как будто наружка на цирке», — подвел черту Розенталь.

Рассмотрение дела было отложено.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.08.2019 08:16

Ерундой занимаются ! Палки в колёса любому бизнесу ! А уж цирку бесплатная Реклама по всему интернету !

  • Пурхан
    12.08.2019 08:14

    Цирк да и только.

    • Анонимно
      14.08.2019 06:46

      Когда на здание вернут мозаику со зверушками? После реконструкции за 1 млрд рублей её зачем-то отбили и закрасили обычной краской.

  • Анонимно
    12.08.2019 08:16

    Ерундой занимаются ! Палки в колёса любому бизнесу ! А уж цирку бесплатная Реклама по всему интернету !

    • Анонимно
      12.08.2019 13:16

      Бесполезная контора, которую если закрыть, то в целом никто и не заметит. Многие ещё и спасибо скажут

      • Анонимно
        12.08.2019 16:00

        Вы о цирке или ЯД?

        • Анонимно
          12.08.2019 16:31

          А он сам не понял. Тут есть какие-то, скажем так, с типовыми кричалками о том, что все плохо. Перепутал человек фразу из набора.

  • Анонимно
    12.08.2019 08:40

    Что же не так с этим драйвом? Сегодня один упырь нарочно оставил тачку прямо на пешеходном переходе у черного озера. Уже пора этот яндекс использовать для отлова душевнобольных, не состоящих на учете у психиатра.

  • Анонимно
    12.08.2019 09:48

    Цирк прав.
    Иначе после решения в пользу Драйва, могут воспользоваться казино этой лазейкой и начать на Кремле писать надписи "Зино четыре топора" и ссылаться на решение суда.

  • Анонимно
    12.08.2019 09:49

    видимо кому-то Яндекс прям мешает , даже можно предположить кому )

  • Анонимно
    12.08.2019 09:50

    Хайпануть смогли, в этом и есть весь яшка, не удивлюсь, если это спланировано с цирком, на определенной основе!

  • Анонимно
    12.08.2019 10:38

    В суде не устоит, уверен. Эта ситуация никак не урегулирована законом. Фотошоп есть, а при этом рекламы на самом здании, что запрещено законом, нет.

  • Анонимно
    12.08.2019 10:41

    Казан есть, тарелка и очмочмак имеется., что ещё предложат татар кие архитекторы из утварь?

  • Анонимно
    12.08.2019 10:54

    Да!
    Скачивайте!
    Наша контора просто цирк!
    Сами убедитесь!

  • Анонимно
    12.08.2019 11:00

    С каких пор чаша стала достопримечательностью?

  • Анонимно
    12.08.2019 11:05

    Нашли до чего докопаться!

  • Анонимно
    12.08.2019 12:00

    Розенталь видимо потомок бабушки Розы и абики Талии.)

  • Анонимно
    12.08.2019 12:03

    Хорошо, что не прифотошопили к цирку НЛО. Пришлось бы разбираться с Роскосмосом, там совершенно другой уровень, гостайна и все дела. Уровень бреда зашкаливает! Всех гос.участников разбирательства уволить к черту с госслужбы! Этим дармоедам платят зарплату из наших налогов.

  • Анонимно
    12.08.2019 13:28

    В данном случае я на староне ФАС и Казанского цирка. У человека не знающего, возникает ассоциация что Яндекс заплатил цирку и установил на фасаде свою рекламу. В западных странах за подобную "рекламу" давно бы уже штраф наложили.

  • Анонимно
    12.08.2019 16:31

    Формально Яндекс прав. Нет конструкций - не наружка

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль