Культура 
21.08.2019

«Как Дэрдменд 100 лет назад»: в Казани «пустили кровь» застоявшейся татарской культуре

В галерее современного искусства Нурбек Батулла и Туфан Имамутдинов заявили протест против застоя, колхозности, «деревенскости»

Необычную новую работу представили участники творческого объединения «Алиф». Вдохновившись стихами и личностью великого татарского поэта Дэрдменда, они создали пластическое высказывание о необходимости обновления современной татарской культуры, которое пытался осуществить писавший под псевдонимом меценат Закир Рамиев. О том, почему в спектакле понадобился контртенор и что общего у лауреата «Золотой маски» из Казани со святым Себастьяном и Петром Павленским, — в материале «БИЗНЕС Online».


«У НЕГО БЫЛО ЖЕЛАНИЕ ВЫСТРОИТЬ НОВУЮ СТРАТЕГИЮ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

«Если в зале есть люди, которые не выносят вида крови, просим их покинуть спектакль», — с этой неожиданной фразы режиссера Туфана Имамутдинова началась импровизация «Дэрдменд», четвертый проект творческого объединения «Алиф». Она посвящена поэту, издателю, меценату и просто золотопромышленнику Закиру Рамиеву, который из скромности придумал себе псевдоним (в переводе со старотатарского «опечаленный») и никогда не воспринимал свое творчество как серьезную профессию.

Он родился в дворянско-купеческой семье: его дед Абдулкарим с семейством был причислен к купцам 3-й гильдии Стерлитамакского уезда, а отец последнего Мухаметсадык женился на потомственной дворянке Ханифе Дашкиной. Отец Закира продолжил дело рода и купил несколько золотодобывающих приисков. Прежде чем их унаследовать, Рамиев учился в медресе Орска, а затем поехал в Стамбул, откуда вернулся вдохновленным — в Турции он общался с местными писателями и изучал восточную литературу. Это и предопределило его судьбу — Закир считал важным просвещение народа, поэтому помогал учащимся и студентам, жертвовал деньги на строительство школ и больниц, издавал вместе с братом газету «Вакыт» («Время») и журнал «Шура» («Совет»), где печатались как классики восточной и русской литературы, так и его современники: Габдулла Тукай, Шариф Камал, Мазит Гафури. При этом книгу своих стихов поэт так и не опубликовал — они появлялись в журнале по усмотрению главного редактора. С приходом Октябрьской революции ожидаемо закончилось благополучие купеческой семьи Рамиевых — в эмиграцию Закир ехать отказался (в одном из своих стихов он прямо говорит, что не пожалеет и последней капли крови для родины), поэтому все прииски, издательство и имущество пришлось «отдать народу», а самому с семьей поселиться в небольшом доме. В итоге после смерти дочери от тифа поэт и сам через некоторое время скончался — как записано в архиве орского загса за 1921 год, тоже от тифа.

«В нем было желание преобразовать, не только переосмыслить татарскую поэзию, но и выстроить новую стратегию татарской культуры, татарского народа, — говорится в анонсе спектакля. — Ему нужен был прорыв. И в какой-то мере поэт его совершил, но это не поддержало последующее поколение». «Его личность действительно неординарная, — добавляет в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ лауреат „Золотой маски“, танцовщик Нурбек Батулла, который и исполняет импровизацию. — Это богатейший человек, у которого было 25 золотых приисков и 7 из них — самые золотоносящие в Российской империи, причем так тонко чувствующий поэзию! Рамиев был очень образованным, знал несколько языков в совершенстве, в том числе персидский и арабский, выучил наизусть всю восточную поэзию. При этом, будучи состоятельным человеком, помогал развивать культуру, содержал издательство, где все редакторы получали зарплату в 3 раза больше, чем в обычных издательствах, отправлял талантливых ребят учиться в Европу. Но поэтом себя никогда не позиционировал — просто делал заметки, четверостишия, записывал идеи, которые потом собирали по крупицам».

«ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ 100 ЛЕТ НАЗАД БЫЛИ СВОЙСТВЕННЫ КОНТРАТЕНОРЫ»

Судьба и стихи Дэрдменда, наполненные печалью, пессимизмом, глубоким патриотическим чувством и эстетикой, вдохновили команду «Алифа» — режиссера Имамутдинова, танцовщика Батуллу, композитора Эльмира Низамова и хореографа Марселя Нуриева на особенную интерпретацию, раздвигающую рамки «татарскости». Под звуки скрипки, альта и контрабаса трио «Злачное место», играющего музыку Низамова, очень близкую к авангардной, медленно входит в зал Батулла. Его глаза закрыты, а на теле лишь белоснежные трусы и струи крови, стекающие по груди, колену и плечу. Забегая вперед, скажем, что кровь будет течь весь спектакль благодаря специально сделанным безболезненным ранам в теле Нурбека.

В этот медленный, почти статичный ансамбль движения крови, танцовщика и музыки вплетается контртенор Рустама Яваева со второго этажа ГСИ — удивительный по красоте и чистоте тембр, незаслуженно забытый в Татарстане, в то время как мода на барочную музыку в России и особенно в Москве все чаще взывает к именно таким голосам. «Контртенора мы выбрали по двум причинам, — объясняет куратор импровизации Имамутдинов. — Во-первых, это не горизонтальный, а вертикальный тембр, который сразу выводит на какую-то иную вертикаль. Во-вторых, татарской культуре 100 лет назад были свойственны контртеноры. В Казани жил очень популярный певец Мирфайза Бабажанов, а сейчас мы его незаслуженно забыли».

Заявленная в афише импровизация — это не импровизация в чистом виде: она структурирована, хорошо отрепетирована, что чувствуется в безупречной согласованности всех участников творческого акта. Даже обрамляющая действо галерея современного искусства выглядит словно полноценный герой импровизации с ее белыми стенами и специальным белым настилом, оттеняющим Дэрдменда-Нурбека-Человека. Начинается спектакль со статики, продолжается минимализмом, затем натяжением и достигает кульминации с ударами и высоким уровнем динамики. Хореография Батуллы под руководством Нуриева, абсолютно попадающая как в нерв спектакля, так и в сердца зрителей, словно движется за мыслью Дэрдменда. За основу взято 9 четверостиший поэта, наиболее полно раскрывающих его личность и идеи. Их танцует Батулла, на теле которого 9 ран, их поет Яваев, их играют струнные. «В стихах Рамиева есть плотность, многослойность, эстетика, статика, паузы, мыслеудары», — говорит Имамутдинов. Именно это старались передать создатели импровизации как в музыке, так и в хореографии и пении. Кроме того, спектакль объединяет магистральный мотив обновления.

«Нам важно было выпустить застоявшуюся кровь, чтобы она обновилась, — объясняет куратор импровизации выбор достаточно эпатажного средства выражения. — Этот творческий акт тоже своеобразная попытка обновления. Сам Дэрдменд хотел обновить татарскую культуру — он открывал школы, больницы, отправлял молодых, талантливых людей учиться в Гарвард. Именно он на свои деньги обучил за рубежом множество молодых людей, потому что ему было очень важно поднять татарскую культуру, менталитет, мысль до высокого уровня, преодолеть эту атмосферу застоя, колхозности, „деревенскости“. Поэт понимал, что, только двигаясь вперед, лишь опережая время, татары смогут выжить. Как и Дэрдменд 100 лет назад, так и мы сейчас чувствуем застой и хотим обновления. Своим высказыванием мы хотели бы не только в полной мере вернуть поэта, но и продолжить, продлить его новое видение татарского искусства».

Отметим, что у подготовленного зрителя процесс на сцене вызовет ассоциации с хиджамой — капиллярным кровопусканием в лечебных целях. Это медицинская практика в исламе, которая также называется флеботомией и имеет аналоги в других культурах — от Древней Греции до Советского Союза. Причем текущая непрерывно кровь Нурбека воспринимается не только как обновление и очищение, но и как непосредственный творческий дар Дэрдменда, который танцовщик сначала не осознает (глаза закрыты), затем с удивлением наблюдает за его развитием (текущая из раны кровь), а потом и вовсе умывается своей кровью, таким образом посвящая себя творчеству и принимая его.

«КОГДА ТЫ ИСТЕКАЛ КРОВЬЮ НА СЦЕНЕ, БУДТО Я САМ ИСТЕКАЛ КРОВЬЮ ИЗНУТРИ»

Батулла признается корреспонденту «БИЗНЕС Online», что не сразу согласился на такое радикальное для татарской сцены перформативное решение. «Но я сразу понял, что это крутая идея и что, может, никто другой и не согласится, так что в любом случае придется мне. Все оказалось не так страшно, как представлялось в начале. Думаю, подобное восприятие было и у зрителя — первые пять минут происходящее казалось шокирующим, а потом люди привыкли и воспринимали его как обычный спектакль». Действительно, несмотря на ожидаемые сравнения импровизации с творчеством перформативных художников и акционистами (вроде Петра Павленского или венских акционистов) не в пользу последних, у творческого акта «Алифа» нет задачи испытать кого-то на прочность или провоцировать, нет в кровотечении почти обнаженного Нурбека и ничего скандального и вызывающего. Это яркая метафора, которая благодаря своей высокой степени выразительности, словно игла шприца, доставляет идею создателей спектакля прямо в сердце и душу зрителей. Мы буквально видим Дэрдменда-жертвователя, мецената, покровителя искусств и просвещения, чувствуем «бабочку поэтиного сердца» (не зря поэзия Рамиева создавалась именно во времена авангардистов и модернистов, которые перепридумали средства художественной выразительности), почти касаемся его обнаженной души, которой было чуждо равнодушие и которая обостренно воспринимала мир. Однако кое-что радикальное в спектакле все же есть — это стремление его создателей показать, насколько необходимо обновление татарской культуре и татарскому народу, что отчасти и объясняет выбор столь выразительного средства.

Основанные на стремлении соответствовать принципу историчности, ключевые составляющие спектакля тем не менее помогли ему обрести вневременную подоплеку. Контртенор Яваева отсылает к барочному искусству, авангардные мотивы у Низамова — к XX веку, струнное трио ассоциируется с XIX столетием, а фигура Батуллы и вовсе скрепляет собой множество эпох — от Возрождения до современного перформативного театра. Интересно, что у зрителей после просмотра спектакля возникли ассоциации с Христом, святым Себастьяном (римский легионер и христианский мученик, который выжил после казни множеством стрел). Но это только доказывает многоплановость творческого акта «Алифа» как настоящего произведения искусства, а в том, что зрители «Дэрдменда» увидели настоящее искусство, нет никаких сомнений. «Вчера, когда ты истекал кровью на сцене, будто я сам истекал кровью изнутри. Эта премьера в прямом смысле далась нам потом и кровью», — написал в «Фейсбуке» Низамов.

Имамутдинов на вопрос, как часто будет показываться импровизация, отвечает уклончиво. «Часто представлять спектакль не получится. Хотя им уже интересовались в Москве. У нас есть приглашение, и мы постараемся балансировать между показом здесь и на других фестивалях. Если бы у нас были финансы, мы бы выпускали проекты чаще, — вздыхает режиссер. — Ведь один проект в год — это очень мало. А у нас уже есть идеи для 12 проектов». Учитывая, что три предыдущих проекта были успешны у зрителей и критиков, а «Алиф» и вовсе получил «Золотую маску», думается, что творческие проекты должны стать в сознании сильных мира сего такой же хорошей инвестицией, как недвижимость, автомобили и яхты.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (85) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
21.08.2019 09:15

О боже! Это есть " городская культура"? Дайте мне лучше деревенскую, чистую, прекрасную!

  • Анонимно
    21.08.2019 09:15

    О боже! Это есть " городская культура"? Дайте мне лучше деревенскую, чистую, прекрасную!

    • Анонимно
      21.08.2019 11:06

      И никто не закричит, король то голый! Уберите слово татарский. Не позорьте нас. Там концептуализма на бараний чих не наберется. Это не для татар.. Батулла ничего достойного не породил и не произвел..

    • Анонимно
      21.08.2019 13:59

      Не просто городская а столичная, Батулла и Кашапов учились в Питере!!!

    • Анонимно
      22.08.2019 21:21

      Ох. Опять Имамутдинов чудит
      И все его на что-то смердящее тянет
      ВТЮЗ ребенка хоть не води

  • Анонимно
    21.08.2019 09:15

    Никогда не понимала такого представления
    Слишком замудренно

    • Когда вокруг нас абсурдизм,
      Канон классический-не догма.
      Спасеньем служит символизм,
      Как сАмовыраженья форма.

      В искусстве часто еретик
      Не ждёт от публики фурора.
      Артист на сцене-проводник
      Идей своих и режиссёра.

    • Анонимно
      21.08.2019 13:59

      Нурбеку с АИГЕЛЬ надо перфомансы устраивать, тогда у них получится.

  • Анонимно
    21.08.2019 09:19

    Круто. Надо опережать развитие культур, не только на гармонике играть, хотя лучше не придумаешь. Гль алга гна.

  • maximteregul
    21.08.2019 09:26

    Что то странное, не понятное.

  • Анонимно
    21.08.2019 09:46

    Сатанизм какой то

  • mad big
    21.08.2019 09:47

    Напоминает немного из Марк Тввена:
    Весь этот день герцог с королем возились не покладая рук: устраивали сцену, вешали занавес, натыкали свечей вместо рампы; а вечером мы и мигнуть не успели, как зал был битком набит мужчинами. Когда больше уже нельзя было втиснуться ни одному человеку, герцог бросил проверять билеты, обошел здание кругом и поднялся на сцену. Там он стал перед занавесом и произнес коротенькую речь: сначала похвалил трагедию, сказал, будто она самая что ни на есть занимательная, и пошел дальше распространяться насчет трагедии и Эдмунда Кина Старшего, который в ней исполняет самую главную роль; а потом, когда у всех зрителей глаза разгорелись от любопытства, герцог поднял занавес, и король выбежал из-за кулис на четвереньках, совсем голый; он был весь кругом размалеван разноцветными полосами и сверкал, как радуга. Ну, обо всем остальном и говорить не стоит — сущая чепуха, а все-таки очень было смешно. Публика чуть не надорвалась от смеха; а когда король кончил прыгать и ускакал за кулисы, зрители хлопали, кричали, хохотали и бесновались до тех пор, пока он не вернулся и не проделал всю комедию снова, да и после того его заставили повторить все сначала. Тут и корова не удержалась бы от смеха, глядя, какие штуки откалывает наш старый дурак.

    • mad big
      21.08.2019 10:56

      Продолжение
      Человек двадцать закричали разом:

      — Как, да разве уже кончилось? Разве это все?

      Герцог сказал, что все. Тут-то и начался скандал. Подняли крик: «Надули!» — обозлившись, повскакали с мест и полезли было ломать сцену и бить актеров. Но тут какой-то высокий осанистый господин вскочил на скамейку и закричал:

      — Погодите! Только одно слово, джентльмены!

      Они остановились послушать.

      — Нас с вами надули — здорово надули! Но мы, я думаю, не желаем быть посмешищем всего города, чтоб над нами всю жизнь издевались. Вот что: давайте уйдем отсюда спокойно, будем хвалить представление и обманем весь город! Тогда все мы окажемся на равных правах. Так или нет?

      — Конечно, так! Молодец судья! — закричали все в один голос.

      — Ладно, тогда ни слова насчет того, что нас с вами надули. Ступайте домой и всем советуйте пойти посмотреть представление.

      На другой день по всему городу только и было разговоров, что про наш замечательный спектакль. Зал был опять битком набит зрителями, и мы опять так же надули и этих. Вернувшись с королем и герцогом к себе на плот, мы поужинали все вместе, а потом, около полуночи, они велели нам с Джимом вывести плот на середину реки, спуститься мили на две ниже города и там где-нибудь его спрятать.
      Ну разве не похоже?

  • Анонимно
    21.08.2019 09:52

    ЭТО и есть татарская культура - в трусах на сцене и с текущей кровью? УЖСС!!!

    • Анонимно
      21.08.2019 11:07

      В женских трусах, заметьте..

      • Анонимно
        21.08.2019 13:59

        Думаю, авторы были готовы к тому, что некоторые люди ничего кроме трусов не заметят.

        • Анонимно
          21.08.2019 16:32

          13:59
          Я бы заметила и другое, но кроме трусов на нем ничего не было... Неужели смотреть, как он бестолково руками машет, да по полу валяется? Кроме трусов и смотреть не на что!

  • Анонимно
    21.08.2019 10:32

    Круто! это не понять тем, кто не знаком с историей татарской культуры. с творчеством и личностью Дэрдмэнда. С его борьбой с деревенскостью. не пишите поверхностные комменты. не всем дано это понять.

    • Анонимно
      21.08.2019 11:42

      Конечно, куда уж нам убогим!
      А вы такие прям понимающие !
      Сразу вспоминается разговор про современное искусство из фильма "О чем говорят мужчины"

  • Анонимно
    21.08.2019 10:36

    Посетить спектакль не смог, хотя многие приглашали. Выступление Нурбека посмотрел на ютуб канале штаба татар. Скажу так - спектакль не любителя

    • Анонимно
      21.08.2019 10:58

      10:36
      Спектакль на любителя-употребителя... Танцы типа наркоманской ломки с валянием по полу...
      О чем танцор хочет рассказать зрителю?

  • Анонимно
    21.08.2019 10:45

    Круто

  • Анонимно
    21.08.2019 10:58

    что за жесть

  • Анонимно
    21.08.2019 11:01

    Занятно ... Надо как-нибудь поглазеть на творчество молодых.

    • Анонимно
      21.08.2019 11:18

      сходите в МБУ «Казанский молодежный центр имени А.Гайдара»)

  • Анонимно
    21.08.2019 11:06

    22 мая посещали хваленную импровизацию, по совету Нурбека, просто ужас. Дешевая пошлятина. Мне кажется этим двум молодым не хватает внимания. И вот они уже не знают как выделяться из толпы. Фрики сумашедшие. Больше слов нет .Эти люди разрушают психику молодых людей. Им надо в Европу, где все свободно агитируется.

  • Анонимно
    21.08.2019 11:09

    Режиссеру Туфану предлагаем следующую постановку, гл.героя выпустить в памперсе и играть на сцене своими же продуктами жизнедеятельности. Это булет фурор.:))))))

  • Анонимно
    21.08.2019 11:11

    Я понимаю , если бы он был гениальным танцором

  • Анонимно
    21.08.2019 11:15

    Это уже хуже деревни. Высокая пошлятина.

  • Вот так люди возвращают нам забытых гениев, таких, как Дэрдменд, а в ответ получают вот это всё от комментаторов, которые увидели только мужика в трусах. "Одномерного человека" Маркузе читал в студенчестве. Теперь наблюдаю это в комментах на сайте газеты, в которой работаю.

    • Анонимно
      21.08.2019 13:50

      Им под АЙГЕЛЬ надо свои перформансы устраивать в этом смысле они ровня.

    • Анонимно
      21.08.2019 15:17

      Многие ничего не поняли а вы правильно подметили что только мужика в трусах и увидели. Это очень смело. Молодец Нурбек!

      • Анонимно
        23.08.2019 13:16

        15:17
        Это очень смело! Надо идти дальше - пусть на сцене появится женщина в белых трусах. Ей кровь можно не пускать, всё-таки слабый пол.

        АЛГА, татары! Надо двигать татарское искусство дальше...

  • Анонимно
    21.08.2019 11:26

    Мне кажется их надо положить в больницу и лечить голову.Пока окончательно не сьехала крыша))))

  • Анонимно
    21.08.2019 11:28

    Неужели мин.культ одобряет такое, кто выделил деньги. Фрики, не знают как к себе привлекать внимание.

  • Анонимно
    21.08.2019 11:29

    Улэм. Их надо лечить. Срочно.

    • Анонимно
      21.08.2019 11:44

      Рецепт:
      Кырт на завтрак.
      Губэдия, 3 раза в день
      Ыщпыщмак, с беренгэ, 2 шт. в обед.
      Перемэщ, 1 шт. на полдник.
      На ужин казылык hэм икмек
      Катык, перед сном 1 стакан.
      В субботу на обед гуся жареного.
      В воскресенье на обед баранину.

      Должно помочь.

  • Анонимно
    21.08.2019 11:51

    Айрату. Мы очень хорошо знаем творчество, жизнь и стихи Дардмэнда. Но никак не могу его предствить таким. Извините.

    • Искусство - это не обязательно про радость узнавания, а скорее про новые смыслы и раздвигание границ.

      И почему вы решили, что ваш Дэрдменд единственно возможный? У вас какая-то монополия на восприятие его образа?

      Всякое искусство имеет право на жизнь - и реалистическое, и не реалистическое. А тех, кто здесь предлагает отправить в дурку художников, которые привносят новые яркие краски в современную татарскую культуру, то их самих надо "лечить". От невежества.








      • maximteregul
        21.08.2019 12:54

        Сдать кровь в поликлинике - это анализ, пустить кровь на сцене театра - искусство. Сходить в туалет по большому это физиология, сходить по большому прилюдно - искусство.

        • mad big
          21.08.2019 14:08

          Ну да. Если вам нагадили под дверь - это инсталляция. А если при вас нагадили, то тогда это перфоманс.

  • Анонимно
    21.08.2019 11:55

    Был на спектакле. Привык только к классическим форматам. В начале было не по себе , потом словно в транс входишь и вместе с Нурбеком переживаешь его ощущения.

    Потом понимаешь, как это связано с Дардмандом. И тогда понимаешь, насколько это круто

  • Анонимно
    21.08.2019 12:17

    Срочно лечить надо всех комментаторов выше, которые своей узколобости не то, чтобы не стесняются, а даже гордятся. Страшно, что рядом столько ограниченных людей.

  • Удивительно, конечно, что в 2019 году люди не понимают важности такого процесса, как рефлексия. Да, это тяжело, проще сразу наклеить ярлыки "сатанизм", "больные", "фрики" и так далее. А попробуйте подумать: для чего это все? Почему так, а не иначе? На что это похоже? Сходите на спектакль, посмотрите его на сцене - не на фото и видео. Решите для себя: да, я ходил, и для меня это искусство/не искусство. Да, сдерживать себя, когда хочется яростно обвинить другого - трудно, попытаться с нескольких углов зрения осмыслить происходящее - тоже. Но стоит, хотя бы для своего собственного развития.

    • Анонимно
      21.08.2019 12:59

      12:26
      А если кто-то издали видит, что ЭТО не искусство, а сплошная фикция? К чему грузить собственный мозг чужим безумием?

    • Анонимно
      21.08.2019 14:49

      Я ходил на их шоу называлось оно что-то вроде "Поездка Марджани в Мекку" ... по-моему эти ребята просто уже не знают на чём хайпануть

  • Анонимно
    21.08.2019 12:29

    Те, кто пришел, туда, они вообще нормальные? Вроде бы там и аксакалы были

  • Анонимно
    21.08.2019 12:34

    11.44 Им уже с едой не поможешь, фигуру надо беречь танцорам.

  • Анонимно
    21.08.2019 12:36

    Игтибар житми боларга, шунын очен ни генэ кыланмыйлар, чишенэлэр, кан чыгаралар. Ижади кризис башланмаса ярый инде боларда.

  • Анонимно
    21.08.2019 12:43

    Это сейчас такой тренд на голое тело в современном искусстве ?
    Кровопускание слишком физиологично. Павленскому бы понравилось , а родному папе видимо нет.

  • Анонимно
    21.08.2019 13:21

    Валерия каждый человек имеет право на собственное мнение. Не забывайте, мне было достаточно было видеть импровизацию и что они там творили 22 мая этого года. Полностью поменяла мнение о нем.

    • А право на мнение я и не отрицаю. Но что-то мне подсказывает, что после просмотра и размышлений человек вряд ли утвердится во мнении, что увидел "сатанизм". Тем более после размышлений человек поймет, что ставить диагноз о психическом или любом другом расстройстве может только врач после обследования.

      • Анонимно
        21.08.2019 16:36

        14:28
        Буйное помешательство с кровопусканием ЛЮБОЙ НЕ врач разглядит и поставит правильный диагноз.
        Хорошо, что в этот раз он пускал кровь только себе. А вдруг начнет другим?

  • Анонимно
    21.08.2019 13:59

    12.17 Сам такой культурный, называешь людей узколобыми. Высокая культура у тебя. По тебе тоже плачет нейропсихотерапия.

  • Анонимно
    21.08.2019 14:01

    Молодцы, ребята! Очень крутая идея. А реакция на нее лишь говорит о ее актуальности.

  • Анонимно
    21.08.2019 14:52

    Хорошо же - сценической одежды не надо, и сцена пустая , все голо - беззатратно. это может нравится и верхушке, что денег особо не просят. Сценарии тоже не нужны. На сцену вышли и творим, что хотим. Здесь - в последней импровизации вроде понятно, что хотят сказать. А до этого не было понятно, что они хотят сказать зрителю. Да и сам Н говорил - ничего не хочет сказать...

  • Анонимно
    21.08.2019 15:25

    Высокое искусство

  • Анонимно
    21.08.2019 16:39

    Может, нам его в Карнеги Холл послать? Вместе с эстрадой? Может, его ТАМ поймут и оценят? Не?

  • Анонимно
    21.08.2019 17:42

    Замечательные ребята, хороший текст Валерия, был- откликнулось. Реабилитировались после статьи с Сиразиевым, видимо была не Ваша тема. Про спектакль очень хорошо!)

  • Анонимно
    21.08.2019 18:29

    Гениально!

  • Анонимно
    21.08.2019 20:11

    Занимайтесь делом, одетым надо привлекать людей, эх вы не понимаете высокое искусство гениев, собрались деревенские. Тут городской креатив. Такой шедевр нам всем не понять. Только что подруга из Европы приехала, увидела их, быстро диагноз поставила, без мед.образования. Вот так мы все оказывается отсталые, Нигматуллин и эти ребята гении. Нам не понять эту философию в белых плавках:)))

  • Анонимно
    21.08.2019 20:13

    Имамутдинов гений прямо, без костюма выпускает уже свои шедевры. Как повезло директору, экономный и за костюмов переживать не надо.

  • Анонимно
    21.08.2019 22:13

    Если такие перфомансы, инсталяции и т. д. послужат делу создания антиассимиляционных культурных технологий-практик, то можно и это приветствовать.

  • Анонимно
    21.08.2019 22:18

    Смысл спектакля в том, что душа, как и тело, ранима. Просто об этом никто не помнит. И нас коробит вид крови из ран, но оставляют равнодушными травмы душ. Может, мы подумаем перед тем, как вешать ярлыки?

  • Анонимно
    21.08.2019 22:25

    20.11 твой сарказм мне нравится

  • Анонимно
    21.08.2019 22:50

    Это недопустимая крайность. Искусством назвать это нет никаких оснований. Не надо забывать, что искусство - это условность! А когда идёт переживание за исполнителя, как в данном случае, а не сопереживание с создаваемым образ - это уже аттракцион. Всё это эпатаж, вызванный только одним: привлечь внимание к своей персоне - посмотрите мол, какой я свободный. Смотреть второй раз это "искусство" желания не остаётся. Хочется только пройти мимо и забыть как в страшном сне. Подобные дешёвые трюки прикрываются великими именами и возрождением якобы утерянной национальной культуры. ЭТО ШАГ НАЗАД в возрождении и сохранении национальной культуры. Посмотрите на команду, которая там собралась - все они хорошо пользуются маркетинговыми ходами, пускают пыль в глаза. Думаю, к сожалению, на этом они не остановятся. Удивительно, как министерство культуры допускает подобные агрессивные перфомансы!?

  • Анонимно
    21.08.2019 23:12

    22.50 этот отзыв дублируйте и отправьте в Министерство культуры РТ:)))

  • Анонимно
    21.08.2019 23:16

    Вот именно искусство- это условности, и эту же кровь для этого не надо пускать буквально, обьясняя допотопными методиками лечения, а не дай Бог заражение крови. Если и вызывает эмоции, то ассоциация больше с садо-мазо, а это всегда провокационной.

  • Анонимно
    22.08.2019 09:16

    Бедный Закир Рамеев. Нарциссы из так называемой креативной татарской молодежи резво оттоптались на его наследии. Никогда Рамеев не боролся с колхозностью и деревенством. потому что в его время таких понятий не было. Он сам родом из татарского аула. Типичный татарский буржуа, игравший по правилам тогдашнего общества. Никого, он особо кроме своих детей и близких людей на учебу в Гарварды не отправлял. Сына в Льеж отправлял учиться. Мифы все это современные.
    Кризис идей и отсутствие вдохновения.

  • Анонимно
    22.08.2019 12:38

    9.16 Вы молодцы!!! Сами они кто такие, третье поколение только городское считается. Деревня еще чище,этих товарищей. Родители выходцы из деревни. Все это направлено на деградацию передовой татарской молодежи. Еще в каждом интервью себя хвалят. Вот так людей без стержня, превращают в зомби. Я видел его тренинги, но не далекие они. Приехал его друг Феськов, его учитель, тоже "ставил" шедевр. Месяц хвалили, пришли увидеть интересное. Но увы, дешевая развратная пошлятина. Там ничего он не ставил, работы совсем нет, даже студент лучше поставит. И за это еще гонорар заплатили. Люди, что творится?! Что будут смотреть наши дети, на этих нарциссов что ли?! Я никогда в жизни своего ребенка не поведу туда, где они будут работать. Я привыкла смотреть только качественные постановки. И самое страшное все СМИ работает на них. Кртикуя по их словам других заслуженных деятелей.

  • Анонимно
    22.08.2019 12:42

    9.16 Вы молодцы, в точку попали. Нарциссы это правда, я их хорошо знаю. Им точно не хватает внимания в последнеее время. Кто никак не может удивить других, раздевается. Одетым надо к себе привлекать.Я заметила раздеваться в татарской молодежной культуре это оказывается высший пилотаж. Европа уже одевается. Вы ребя та отстали уже.

  • Анонимно
    22.08.2019 13:03

    Хватит застоя в развитии! Ребята молодцы - они в поиске. Осилит идущий.

    • Анонимно
      22.08.2019 13:41

      13:03
      Уточните, чего можно найти в подтеках крови на теле? Заразу-инфекцию? Одежду найти какую-нибудь в дополнение к трусам? Чего он руками беспорядочно махал и кровь размазывал? Смысл в чём?
      Точно без поллитра не поймешь...

  • Анонимно
    22.08.2019 14:07

    Мягко выражаясь, глупость откровенная это спектакль, можно назвать его по-другому и присобачить к другому деятелю культуры. А лучше показывать в стриптиз-клубах. Там бы точно оценили. И больше бы заплатили. В татарской культуре не принято так обнажаться.
    В год юбилея Закира Рамиева, к сожалению, пока ничего не сделано мало-мальски достойного. А осталось около 3 месяцев. Хотя бы издали часть газет и журналов Вакыт и Шура в репринтном виде с параллельным текстом на кириллице, тем более, что этих изданий в архивах много. Стихи также нуждаются в переиздании.
    Автор самой статьи также навыдумывал всяких небылиц биографических: о Гарварде -пусть даст подтверждения; приисков было на самом деле гораздо больше, а не двадцать пять. Для чего все эти выдумки.
    Ну и самое главное. Как думают постановщики, понравился бы этот спектакль самому Дэрдменду?
    Не знаю как другие родственники Рамиевых-Дашкиных , но мне лично (мама братьев Рамиевых Ханифа Дашкина была родной сестрой моего прадеда) не понравился. При этом всегда испытываю огромное уважение к отцу Нурбека Рабиту Батулле.
    Рим Дашкин

  • Анонимно
    23.08.2019 07:48

    Ожидал гораздо большего. Спектакль показался слишком однообразным и монотонным. Не хватило работы художника по свету, символики в оформлении. Слишком монотонно пел голос и слов было не разобрать - для текстов можно было хотя бы использовать проектор. Запомнился спектакль только благодаря крови и белым трусам, но этого мало - Дртмэнд гораздо глубже и символичней. Нужно искать свою, восточную символику.

  • Анонимно
    23.08.2019 18:19

    Мне очень жаль Нурбека, его команду... Это больные люди, они же даже не понимают этого... Кто допускает подобные зрелища, оскверняя культурное пространство Татарстана - люди без чести и совести! А то, что режиссер, поставивший это безобразие, работает над постановками в ТЮЗе для детей и вовсе возмутительный факт! Ё, моё! Вспоминаются слова известной старухи Шапокляк: "хорошими делами прославиться нельзя!" Ради славы готовы на все грехи

  • Анонимно
    24.08.2019 06:53

    Рамеев никогда не боролся колхозности. Это чушь . Хотя бы надо прочитать его биографию. А белые трусы символ чего. Им еще даже до колхозности далеко. Родня поэта пишут уже вам. Нигматуллин вы борец против чего, против кого. Почему не навидишь деревню, что плохого тебе сделали в деревне. Казань это тоже большая деревня. Большая деревня борется против маленькой деревни получается. Я понимаю, если бы ты жил в Питере, или в Париже хотя бы. А так как попугай каждая статья про этих людей, у тебя так начинается. Хватит оскорблять деревню. Эти люди тоже колхозаны. Не надо стесняться своего происхождения. Закир Рамеев тоже был из деревни. Они не его унизили, а себя.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль