Общество 
1.09.2019

Марина Литвинович: «Одна мысль о том, что террористы могли скрыться, заставляет поежиться»

Создатель «Правды Беслана» о 15-летии теракта в Северной Осетии и том, почему погибло столько заложников и спецназовцев

«Расследование по факту теракта в Беслане возобновлено по требованию ЕСПЧ, но ничего не происходит — дело открыто пока лишь формально», — констатирует журналист и политтехнолог Марина Литвинович. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала, почему не верит в официальную версию трагедии, могла ли часть террористов убежать из школы, отчего возник пожар в спортзале, кто спровоцировал штурм захваченного здания и о чем поведали на суде выжившие свидетели.

Марина Литвинович: «Меня больше беспокоят те террористы, кто потенциально мог уйти из школы, не дожидаясь штурма. Одна мысль об этом заставляет поежиться» Марина Литвинович: «Меня больше беспокоят те террористы, кто потенциально мог уйти из школы, не дожидаясь штурма. Одна мысль об этом заставляет поежиться» Фото: Сергей Фадеичев/ИТАР-ТАСС

«СРАЗУ СТАЛО ПОНЯТНО, ЧТО ПОКАЗАНИЯ ПОТЕРПЕВШИХ НЕ ИМЕЮТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ОФИЦИАЛЬНОЙ ВЕРСИЕЙ»

— Марина Алексеевна, сегодня исполняется 15 лет со дня трагедии в Северной Осетии, когда террористы прямо во время торжественной линейки 1 сентября захватили школу номер 1 в Беслане. Вы как журналист и общественник много занимались подробностями этого захвата, проводили собственное расследование, создали сайт «Правда Беслана», который Роскомнадзор неоднократно пытался заблокировать. Как вы заинтересовались бесланской темой? Ведь вы не присутствовали на месте в момент совершения теракта.

— В настоящее время сайт «Правда Беслана» работает, хотя периодически возникают проблемы с Роскомнадзором, который требует удалить записки и письма террористов — те, что они передавали из захваченной школы. Все эти записки находятся в уголовном деле номер 20/849 по факту теракта в Беслане — собственно, я их оттуда и взяла. Каждый раз, когда Роскомнадзор присылает требование удалить записки (в частности, в августе 2018 года были выдвинуты претензии к опубликованному на портале письму от «раба Аллаха Шамиля Басаева» президенту РФ В.В. Путину — прим ред.), я их оттуда убираю на время, но потом возвращаю. И каждый раз эта история повторяется по новой.

Если же говорить о том, как я заинтересовалась темой Беслана, то потребуется вспомнить теракт в «Норд-Осте» (совершен на Дубровке в Москве, во время показа мюзикла «Норд-Ост». Террористы удерживали заложников с 23 по 26 октября 2002 года — прим. ред.). После случившегося там возникла общественная организация, которая начала вести свое расследование трагедии — и я им помогала. В дальнейшем мы начали и дружить, в первую очередь с семьей Карповых, которые потеряли в «Норд-Осте» своего старшего сына — музыканта и переводчика Александра Карпова (отец и мать погибшего Сергей Карпов и Татьяна Карпова стали сопредседателями общественной организации «Норд-Ост»). Я общалась с ними и другими общественниками. И вот они меня и познакомили с местным депутатом Виссарионом Асеевым — он был ранен во время теракта, хотя в зале среди заложников его не было, просто 1 сентября он был возле школы. Я его спросила, как сейчас обстоят дела в Беслане, и он мне вкратце рассказал, что дела, в общем, плохи, если говорить о том, что происходит с потерпевшими, с их правами и расследованием обстоятельств случившегося. И тогда я пообещала приехать в Беслан.

И в январе 2005 года я вместе с журналистом Валерием Панюшкиным приехала в Беслан. Из журналистов в Беслане давно уже никого не было, как не было и никаких врачей, никаких психологов. И на федеральном уровне о Беслане уже не говорили.

Мы ходили по домам, по разным семьям, пострадавшим от теракта, и спрашивали, чем мы можем помочь. И как-то само собой стало понятно, что главное, чем мы можем помочь, — чтобы потерпевших услышали в Москве. Все-таки Северная Осетия расположена очень далеко от столицы, да и сам Беслан — достаточно маленький город (на тот момент здесь проживали чуть более 35 тыс. человек — прим. ред.).

Поскольку я профессиональный пиарщик, специалист по коммуникациям и политолог, пожалуй, умею сделать так, чтобы людей услышали. Поэтому я начала с того, что, вернувшись в Москву, собрала и привезла в Беслан группу журналистов. Я хотела, чтобы представители СМИ снова вернулись в Беслан и поговорили с людьми, тем более что было понятно, что там что-то не так. Что-то не так с расследованием, с причинами гибели детей и взрослых. Никто не понимал, откуда такое количество погибших, почему в школе случился пожар, почему такое количество детских трупов обгорело. Официальная версия обстоятельств теракта никого не устраивала, она оставляла слишком много вопросов.

После этого я стала информационно поддерживать матерей Беслана, хотя к тому времени они еще не оформились в общественную организацию. Когда они делали какие-то заявления, я стала распространять их в Москве, освещать их деятельность. Потом начался судебный процесс над Нурпашой Кулаевым — единственным из террористов, кто остался в живых. Слушания по делу Кулаева проходили в Верховном суде Северной Осетии во Владикавказе, и я туда поехала, присутствовала на первых заседаниях и стала записывать все заседание на диктофон. Собственно, поначалу я записывала для себя, чтобы потом можно было переслушать. Ведь первоначально все думали, что это будет очень короткий суд и что там не будет ничего особо интересного, что Кулаева быстро осудят, и на этом все завершится.


Однако уже на самом первом заседании стало понятно, что суд не будет быстрым. Во-первых, потому что на суд стали приходить выжившие заложники — те, кто был в силах, несмотря на ранения и травмы, это сделать. И люди стали рассказывать, что происходило с ними в эти три ужасных дня. Суд не мог не выслушать эти показания. Если люди признаны потерпевшими, суд не может отказать им. И начались рассказы о том, что происходило в зале школы 1, 2, 3 сентября, как случились взрывы, что увидели заложники и как начался пожар. И сразу стало понятно, что показания потерпевших не имеют абсолютно ничего общего с официальной версией. По целому ряду ключевых пунктов — сколько было террористов, что происходило в первый день, второй день, какие предпринимались попытки переговоров, как случился захват, когда раздались взрывы. Вдруг оказалось, что все не так.

Я расшифровала со своего диктофона все записанные мною судебные заседания и для начала просто выложила их у себя в ЖЖ — тогда «Живой журнал» был очень популярен. Я увидела, что это вызывает огромный интерес. Тогда, чтобы в ЖЖ все не пропало, я зарегистрировала домен pravdabeslana.ru, опубликовала на нем свои фотографии из Северной Осетии и стала выкладывать туда же транскрипты судебных заседаний. Потом я поняла, что не смогу ходить на все заседания, и отыскала местных журналистов, которые по моей просьбе ходили на суд и записывали все, а потом передавали материалы в Москву. Здесь мы расшифровывали записи и выкладывали их на сайт.

Стало очевидно, что суд над Кулаевым — это уникальная возможность получить как можно большее количество показаний от очевидцев событий. И мы принялись приглашать на судебные заседания всех потерпевших и свидетелей, кого можно было найти.

К тому моменту мы были в Беслане уже вместе с Еленой Милашиной, журналисткой «Новой газеты». С Леной мы познакомились на пикете памяти жертв Беслана, который я организовала в Москве возле здания представительства Северной Осетии в марте 2005, на полугодие со дня теракта. На пикет пришла Лена Милашина и очень подробно рассказывала собравшимся о теракте, ведь она была очевидцем и все три дня находилась в Беслане. Да и после теракта «Новая газета» тоже вела свое расследование. Так мы познакомились с Леной, и с тех пор мы стали заниматься расследованием вместе.

«Есть еще интересные показания, что террористов сначала готовили не к захвату школы, а к взятию бесланского отделения милиции, которое находится буквально в 300 метах от здания школы» «Есть еще интересные показания, что террористов сначала готовили не к захвату школы, а к взятию бесланского отделения милиции, которое находится буквально в 300 метрах от здания школы» Фото: ©Елизавета Азарова, РИА «Новости»

«БЫЛО ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ГРУПП БЫЛО НЕСКОЛЬКО И ОНИ ДЕЙСТВОВАЛИ С РАЗНЫХ СТОРОН»

— Давайте немного пройдемся по хронологии теракта. Как известно, параллельное независимое расследование обстоятельств трагедии проводилось сразу несколькими лицами и организациями — в частности, парламентской комиссией под председательством Александра Торшина, а также тогдашним депутатом Госдумы Юрием Савельевым, «Новой газетой» и вами. И тогда же всплыла информация, что теракт якобы можно было предотвратить. Согласно этим сведениям, 1 сентября 2004 года в 5 часов утра в чеченском городе Шали был задержан некий гражданин Арсамиков, который рассказал правоохранителям, что планируется захват школы в Беслане. До теракта оставалось три-четыре часа, но ничего предпринять не успели.

— Собственно, эта информация у нас появилась из уголовного дела. В какой-то момент, спустя примерно год после теракта, мы получили через потерпевших доступ к материалам уголовного дела. И там была обнаружена телефонограмма о задержании одним из милицейских подразделений Чечни человека, который сообщил о готовящемся террористическом акте. Было понятно, что между нашими правоохранителями не налажено взаимодействие, чтобы они могли реагировать оперативно на такие сообщения. Хотя, возможно, такая информация поступала слишком часто, и ей перестали придавать значение. Так что эпизод с Арсамиковым в деле есть, но отдельно он никак не расследовался правоохранительными органами.

— А разговоры о схроне оружия, которое якобы было занесено в школу и спрятано там задолго до 1 сентября?

— По данным, которые мы собрали, в школе не было схрона. Информация об этом основывалась главным образом на показаниях ребенка и еще чьих-то не очень уверенных показаниях. Другое дело, что террористов могло быть гораздо больше, чем это прозвучало в официальной версии. Потому что захват школьного здания был осуществлен сразу с нескольких сторон. Если одна группа стала загонять всех, кто собрался на линейку, в здание школы, то другая устремилась мимо школьного забора к южному корпусу, чтобы перехватить тех, которые попытались бы выпрыгнуть из окон. И так далее. Это важный момент. Официально террористов было столько, сколько потом нашли трупов, — 31 человек плюс выживший Нурпаша Кулаев. Из них одна шахидка — Марьям Табурова — подорвала себя еще 1 сентября, один из террористов умер спустя день от ран, полученных от ее взрыва, а третий, неопознанный, был застрелен в школьном дворе в первые мгновения захвата. Предводитель банды, Руслан Хучбаров по кличке Полковник, был убит 3 сентября при штурме. Но у нас складывалось впечатление, что захватчиков было больше — по одежде террористов, которую описывали выжившие заложники, по тому, что у некоторых отсутствовал акцент. Не было ни ингушского, ни чеченского акцента — чистая русская речь. Еще более удивительны были показания одного из пострадавших, что среди террористов находилась женщина, которая говорила без акцента и курила. Если бы она была мусульманкой, она не курила бы, наверное, никогда.

В общем, было ощущение, что террористических групп было несколько и что они действовали с разных сторон. Вдобавок из показаний можно было сделать вывод, что они хотели дождаться, пока дети сами зайдут в школу. Им нужно было, чтобы линейка закончилась, взрослые ушли, и в школе остались бы только учителя и дети. Но что-то пошло не так и они захватили больше заложников, чем, видимо, рассчитывали.

Есть еще интересные показания, что террористов сначала готовили не к захвату школы, а к взятию бесланского отделения милиции, которое находится буквально в 300 метрах от здания школы. Эта версия мне кажется вероятной — хотя бы потому, что, если банда готовится захватить не школу, а милицейское здание, в этом нет для них никакой внутренней борьбы — в их логике. А, если бы их сразу готовили к захвату детей, это могло бы вызвать проблемы и протест у ряда членов банды. Именно протест против захвата детей стал, по всей вероятности, причиной подрыва шахидки в первый день.

(Из показаний бывших заложников на сайте «Правда Беслана»: «Там были две шахидки. Нам сказали, что мы должны погибнуть, и шахидки взорвались

— Вы говорите, что были две шахидки и они взорвались. От чего взорвались эти шахидки?

— На них пояса были.

— Но они сами взорвались или их кто-то взорвал?

— Был какой-то конфликт, их завели в класс. Сначала на пороге они говорили, потом их завели в класс. Кто-то из боевиков зашел с ними. Потом он вышел, и затишье. То есть, я так понял, боевики знали, что сейчас взорвется. Один боевик был ранен, впоследствии он умер. Стонал, вот от его стонов я и очнулся вообще после этого взрыва».)


— Почему же террористы передумали и свернули утром 1 сентября к школе?

— Я предполагаю, что школа изначально была их целью, просто не все в банде про это знали. По всей видимости, целью Басаева было совершить максимально «тяжелый» эмоционально и морально теракт. Что может быть тяжелее и невыносимее, чем захват детей в заложники? Захваты отделений милиции случались и прежде, да и сейчас нападают на отделы в Чечне, и это не вызывает большого эмоционального накала. А Басаев любил жесты — и практиковал их в своей террористической деятельности. Расчет был в том, чтобы вынудить Москву пойти на переговоры. Это было в стилистике, уже опробованной в «Норд-Осте», где среди заложников тоже были женщины и дети.

— Почему так важно количество террористов?

— Если террористов было больше, чем указывает официальная версия, это может означать только одно: часть из них ушла. Покинуть школу они могли, скорее всего, в ночь со 2 на 3 сентября, когда стало понятно, что никакие переговоры с ними не ведутся и вестись не будут. Вероятно, они поняли, что 3 сентября будет штурм, поскольку штурм обыкновенно случается на третий день.

Говоря же о террористах – носителях речи без акцента, стоит вспомнить Владимира Ходова, уроженца Бердянска, который, по нашим данным, мог быть двойным агентом. По нашим данным, он работал на ФСБ и был внедрен к Шамилю Басаеву, однако, возможно, был перевербован.

— До этого Ходов был судим за изнасилование, и уже поэтому мог быть на крючке у «органов».

— Как я понимаю, он и прежде совершал теракты. Он, в частности, произвел подрыв поезда Москва — Владикавказ в мае 2004 года в районе станции «Эльхотово». (10 вагонов из 18 сошли с рельс, но, так как поезд шел на маленькой скорости, никто не погиб — прим. ред.). Если человек приходил в банду, он таким образом проходил проверку: совершал теракты, нападения, чтобы доказать свою приверженность общему делу.

— Вы как-то объясняли для себя этот «феномен Ходова» — русского по рождению и украинца по происхождению, который среди банды, захватившей школу, выделялся своей жестокостью. Именно он, как говорят, использовал женщин и детей в качестве живого щита.

— Честно говоря, я не изучала психологию террористов — мне как-то противно. Хотя мы пытались найти мать Ходова, мы хотели поговорить с ней, чтобы понять, что за человек был ее сын. Но у нас этого не вышло, мы не смогли ее найти по месту ее жительства. 


«ДЕТИ ПОСЛУШАЛИСЬ И КРИЧАТ: «РАДИ АЛЛАХА, РАДИ СВЯТОГО ДУХА! МЫ НЕ ХОТИМ УМИРАТЬ!»

— Среди заложников-мужчин было активное сопротивление террористам? Или все подчинились безропотно и также безропотно погибли?

— В первый день было убито несколько заложников-мужчин. Я думаю, что кто-то из них точно был убит за сопротивление. Вот, например, Руслан Бетрозов — он пришел к школе вместе с двумя своими сыновьями. В спортивном зале вскоре после захвата он пытался успокоить, утихомирить всех. У осетин ведь мужчина считается в семье главным, и он пытался как мужчина действовать в возникшей ситуации. Однако, видимо, именно потому, что он взял на себя некие организаторские функции и мог стать неформальным лидером, боевики поставили его на колени и расстреляли прямо на глазах у его сыновей. Они тоже погибли 3 сентября.

Как я уже говорила, складывалось ощущение, что террористам не нужны были взрослые, им требовались только дети в качестве жертв. А мужчины им просто мешали.

(Из доклада Парламентской комиссии Александра Торшина: «К 9 часам 25 минутам террористам удалось принудить находившихся на школьной линейке людей вбежать в школу. Бо́льшая их часть была собрана в спортзале. С первых минут захвата террористами была создана атмосфера ужаса и паники среди заложников. Людей заставили поднять руки и держать их над головой, они сидели вплотную друг к другу, некоторые теряли сознание. Для нагнетания еще большего страха среди заложников один из террористов выстрелом в голову убил жителя Беслана Р. Р. Бетрозова. Его тело было цинично протащено за ноги через весь спортзал. Через некоторое время в спортзале был убит еще один заложник — Э.Д. Худалов.)

— На чем вы делали акцент в своем расследовании? Что легло в основу собираемых вами данных?

— Прежде всего, у нас были показания выживших заложников. Потом в нашем распоряжении были фотографии, сделанные журналистами на месте событий 1–3 сентября. У нас было видео — в основном запечатлевшее день штурма. Вести, к примеру, подсчет оружия, которое было на руках у террористов, мы не могли. Это все было в материалах уголовного дела, и эту информацию мы не могли проверить. Заложники давали показания, какое оружие они видели у террористов, но, так как преимущественно это были женщины и дети, то они в этом не разбирались.

 — Данные об оружии, пожалуй, важны, если речь заходит о штурме школы 3 сентября. Откуда и с какой стороны возникли такие катастрофические разрушения? 22 автомата Калашникова, один пулемет Калашникова танковый, два ручных пулемета РПК и два ручных противотанковых гранатомета — это все и кое-что другое, согласно официальной версии, числилось в арсенале у террористов.

— Ключевой момент — это причина первых взрывов в школе, раздавшихся днем 3 сентября. С этого и начались все дальнейшие трагические события. Официальная версия по этому поводу пару раз менялась. Первоначально считалось, что в 13:03 сработали те самодельные взрывные устройства (СВУ), которые террористы разложили и развесили в спортивном зале (на стульях, баскетбольных кольцах и т. д.). Но эта версия прожила недолго. Появилось видеозапись (она есть у меня на сайте) от 4 сентября, на которой взрывотехники и саперы демонстрируют лежащие на столе взрывные устройства, изъятые из зала. Они говорят о том, что эти устройства не взорвались — за исключением тех, которые пришли в действие от нагревания, когда возник пожар. Но и после возникновения огня некоторые СВУ не взорвались — на записи можно рассмотреть пластиковую бутылку, начиненную металлическими шариками, которая просто оплавилась. Следовательно, мы понимаем, что взрывные устройства террористов не могли стать причиной масштабных взрывов. Кроме этого, у нас есть достаточно много показаний заложников, которые свидетельствовали, что они сидели в зале так, что их ноги находились непосредственно под табуретками, на которых лежали СВУ. Поскольку эти люди, слава богу, остались живы и своими ногами впоследствии пришли в суд, очевидно, что эти устройства также не взорвались.

Значит, основной вопрос: кто отвечает за первые взрывы (раздались в спортзале 3 сентября в 13:03–13:05. Вскоре после этого начался штурм — прим. ред.), отчего они произошли и как произошли? Юрий Савельев, автор альтернативного доклада «Беслан. Правда заложников» как бывший ректор Военмеха, разбирающийся в вооружении и взрывчатых веществах, обратил внимание на следующее обстоятельство. Под окном северной стены в результате взрыва образовалась огромная дыра. На этот счет специалисты, проводившие экспертизу, сделали предположение, что террористы положили СВУ на подоконник — отсюда и пролом в стене, когда устройство сработало. Однако существуют совершенно замечательные фотографии Дмитрия Белякова, сделанные сразу после первых взрывов (они представлены у меня на сайте), на которых очень хорошо виден этот пролом под окном, но над ним — совершенно нетронутый подоконник и такой же нетронутый деревянный оконный переплет! Даже людям, не сведущим во взрывотехнике, понятно, что, если бы СВУ лежало на подоконнике, то он имел бы хоть какие-то повреждения. Значит, подоконник тут ни при чем. После этого нам сказали: «Да, взрывное устройство лежало не на подоконнике, а на стульчике рядом с окном». Но эта версия тоже не выдерживает критики, потому что, получается, что в результате этого взрыва метровая стена выбита наружу, а повреждения пола вообще нет! Так не бывает! Взрывотехника — это же наука…

Изучив характер первых взрывов, Савельев предположил, что они, скорее всего, были результатом выстрела по залу извне. Можно спорить, какое именно оружие при этом использовалось — огнемет или гранатомет, но в целом понятно, что стреляли извне. У нас очень много показаний заложников, которые рассказывали, что в этот момент они лежали на полу, открыли глаза и увидели на потолке горящий серебристый шар. Я потом даже специально смотрела — это в любом учебнике написано: такой шар образуется от применения оружия с зарядом магния. Они видели этот шар на потолке, в месте потолочных перекрытий —  но там не были установлены СВУ террористов! В потолке тоже образовалась дыра, и на этот счет существует много рассказов о том, как заложники лежали на полу и вдруг увидели над собой голубое небо.

(Из показаний на сайте «Правда Беслана»: «3-го числа во время штурма я сидела возле вот этой двери, вот эта основная дверь, которая выходит во двор. И во время взрыва так получилось, что у меня ребенок лежал на коленях, и я накрыла его. И в тот момент, как я его накрыта, у меня голова была повернута в сторону двери, и моментально, сразу же после взрыва я открыла глаза. Я сначала не могла понять, то ли это в дверях, потому что там дым стоял, то ли в стене дыра, но я видела голубое небо».)

Когда мы услышали показания про шар с догорающими частичками магния, про дыру в потолке и про многое другое, мы вынуждены были поставить под сомнение официальную версию.

После взрывов террористы погнали людей в основное здание школы. Части заложников в суматохе удалось убежать, но другие побежали в столовую и помещения южного флигеля школы, где располагались мастерские. Многие там и погибли. Почему они погибли? Потому что по столовой и по южному флигелю стреляли из того оружия, которое было в распоряжении у наших спецподразделений и у ополченцев. То ли они думали, что заложников там нет и что их не переведут в другие помещения школы, то ли еще почему-то. Выжившие рассказывали, как заложники вставали на окна и махали тряпками: «Не стреляйте, не стреляйте!» Фактически, перейдя в южный флигель, эти люди оказались в заложниках второй раз и по ним велась стрельба из всех видов вооружения, которое там только могло быть.

(Из показаний на сайте «Правда Беслана»: «Сидит Цаголов, так голый, и между двумя окнами. Вот именно где мы были, в кухне. И он кричит: „Давайте, дети, хором кричать, чтобы в нас не стреляли“. И дети послушались, на самом деле кричат. „Люди добрые, помогите нам. Мы жить хотим! Мы не хотим умирать! Ради Аллаха, ради Святого Духа, ради всего. Помогите нам, мы не хотим умирать!“ Но никто не отвечает. Потом стрельба началась. И стрельба идет, прямо вот так, по голове, вижу, что искры летят. Прижалась, там момент какой-то затишье. И вот опять Цаголов говорит: „Наверное, не знают, что здесь еще мы живые есть. Давайте, у кого есть красная кофта?“ Там рядом женщина лежала, она с себя сняла майку, и вот так ее выкинули. Снизу я смотрю, повисла на гвоздике. Минут 10 прошло, к нам нет доступа, больше прошло, нет. Потом он кричит: „У кого белая майка, давайте!“ Опять кто-то выбросил белую майку, и опять так же повисла, это было вообще интересно. И минут через 20 заскочил омоновец — короче, наш. Я выглянула, в углу стал на этой печке. И то ли пулемет, оружие вот. Я говорю: „Вы наш?“ Он говорит: „Да“».)

Подсчеты, произведенные Савельевым, очень важны. Он сделал несколько важных вещей, которых нет в официальном уголовном деле. Он выяснил, где именно в спортивном зале сидели заложники, кто из них погиб и отчего. И выяснилась важная вещь: более 110 обгоревших трупов было обнаружено в спортзале в результате пожара, другие погибли, выбежав из школы, и где-то еще около 100 человек погибли в южном флигеле. Конечно, в этих подсчетах могут быть погрешности, потому что мы опирались только на ту информацию, которая была в нашем распоряжении. У нас не было полноты картины, какой должны были обладать правоохранительные органы (всего, по официальным данным, в Беслане были захвачены в заложники 1128 человек. 333 из них погибли, включая 186 детей — прим. ред.).

В Беслане было захвачено в заложники 1128 человек. 333 из них погибли, включая 186 детей В Беслане было захвачено в заложники 1128 человек. 333 из них погибли, включая 186 детей Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

«ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ ПОЖАР НЕ ТУШИЛИ БОЛЕЕ ДВУХ ЧАСОВ. ЛЮДИ МОГЛИ СГОРЕТЬ ЗАЖИВО»

— Юрий Савельев был членом официальной парламентской комиссии, расследовавшей теракт в Беслане, и ранее в оппозиционных настроениях замечен не был. Почему его доклад был жестко принят в штыки?

— Потому что он противоречил официальной версии, высказанной парламентской комиссией во главе с Александром Торшиным. Комиссия подготовила свой доклад, а Юрий Петрович свой, и они мало в чем между собой сходятся.  Савельев — человек опытный, он все свои выводы подкреплял математическими расчетами и доказательствами, он не делал никаких политических выводов. Он все время подчеркивал, что, изучая бесланскую трагедию, выполнил чисто научную работу, основанную на показаниях заложников и на различных вычислениях. Впрочем, к его мнению все-таки прислушивались — особенно когда стали пересматривать версию возникновения пролома в стене зала. Поэтому проводились экспертизы и следственные эксперименты, по некоему зданию даже стреляли из «Шмеля», проверяя, возникнет пожар или нет. В рамках эксперимента пожара не возникло.

— Что, кстати, известно о пожаре в спортивном зале школы? Он ведь тоже унес очень многие жизни.

— Так получилось, что пожар не тушили более двух часов. Это удалось выяснить благодаря расследованию Юрия Савельева. Юрий Петрович большой молодец: он собрал фотоснимки от всех фотографов, работавших в тот день в Беслане. А на каждой фотографии было выставлено время, в которое она была сделана. Когда Савельев синхронизировал данные с собранных фото, оказалось, что два с лишним часа в зале не тушили пожар! Соответственно, можно предположить, что люди сгорели заживо, потому что не могли выбраться наружу. Об этом же свидетельствовали и многие заложники, выбегавшие из зала в начале пожара: они говорили, что в зале оставалось много раненых. И они так и сгорели в зале, никто их не вытащил. 110 обугленных трупов, согласно данным следствия.

Повторюсь: все эти нестыковки с официальной версией появились достаточно быстро, буквально после трех первых судебных заседаний по делу Кулаева. Даже у того, кто прежде был полностью не в теме, после прослушивания показаний свидетелей возникало ощущение, что официальная версия событий — вранье.

— Но в мужестве тех, кто штурмовал школу, тоже сомневаться не приходится. Подполковник Дмитрий Разумовский, майор Александр Перов, прикрывший своим телом разорвавшуюся гранату, и многие другие погибшие бойцы «Альфы» и «Вымпела» от пуль, как говорится, не прятались.

— Я не успела сделать обстоятельное расследование гибели спецназовцев, но мне на самом деле непонятно, почему при штурме было убито так много «вымпеловцев» и «альфовцев» (по официальным данным — 10 сотрудников спецподразделений, 2 сотрудника МЧС и 1 из МВД — прим. ред.). Откуда такие беспрецедентные цифры потерь? Согласно распространенному мифу — бойцы побежали в атаку без бронежилетов и не готовые, поскольку штурм был неожиданный. Но это не так. Если посмотреть видео и фотографии от 3-го числа, мы на всех бойцах видим бронежилеты. Значит, что-то пошло не так. К сожалению, эти люди не дают свидетельских показаний и не идут на контакт со СМИ. Поэтому мне остается только догадываться, что произошло. Я думаю, что их подставили. При этом все бойцы, безусловно, действовали мужественно и профессионально, они в самом деле спасали заложников. Но что во время штурма пошло не так? Почему столько ребят погибло? Быть может, выжившие еще заговорят через какое-то время.

Помните, несколько лет назад журналистка «Комсомольской правды» Ульяна Скойбеда опубликовала небольшую статью, в которой на условиях анонимности взяла комментарий у сотрудника ЦСН ФСБ. И он сказал, что по школе был произведен выстрел, чтобы начать штурм, потому что других вариантов уже не было. Публикация вызвала большой скандал, газета была вынуждена убрать с сайта этот материал. Но я все равно надеюсь, что товарищи погибших когда-нибудь расскажут нам правду о тех трех сентябрьских днях.

— Какая же версия здесь напрашивается? Что спецназовцы попали под собственный артобстрел?

— Я не исключаю, что в той неразберихе они могли случайно попасть под огонь своих. Или же они не имели о штурме какой-то важной информации. Там ведь все секретничали: был один оперативный штаб, второй… Вот эти рассогласованность, неорганизованность, бардак и могли стать причиной гибели бойцов специальных подразделений.

— Могли ли в ходе штурма выжить другие террористы, кроме Кулаева? Или сам Нурпаша Кулаев чудом остался жив, хотя его должны были разорвать на части?

— По поводу Кулаева существуют разные версии, но я в целом верю тому, что он сам говорил на суде. Если коротко: он был взят в эту банду в качестве живой силы. Террористам нужны были лишние руки, ноги и глаза. Самому Нурпаше на момент совершения теракта было только 23 года. У него был старший брат, который давно был террористом. Я не исключаю, что тот ему приказал, и Кулаев поехал в Беслан. Потому что у чеченцев и ингушей старшего брата нельзя ослушаться, старшему мужчине вообще нельзя перечить. Самому Нурпаше это все было не нужно, и я допускаю, что он никого не убивал и вообще старался во всем поменьше участвовать. Когда начался штурм, он, скорее всего, предпочел не воевать. Тем более что кроме него там хватало фанатичных бойцов. Когда уже вовсю шел бой, нашим удалось перехватить телефонный звонок одного из террористов. Он звонил маме и кричал в трубку: «Аллаху Акбар!» И мама ему отвечала: «Аллаху Акбар!» А Нурпаша, видимо, хотел жить — поэтому он мог схорониться где-нибудь в здании школы, в углу. Это, возможно, и спасло ему жизнь.

(Из показаний свидетелей на суде по делу Кулаева: «Потом через некоторое время смотрю, и вот этот забегает, вот гад, тварь! И забегает, и рядом со мной сел на корточки. Я ему говорю: „Тебе не страшно?“ Он мне говорит: „Нет. Я никого не убивал, Аллах. Я никого не убивал“».)

Но меня больше беспокоят те террористы, кто потенциально мог уйти из школы, не дожидаясь штурма. Одна мысль об этом заставляет поежиться.  Что до Кулаева, то он, как известно, отбывает пожизненное заключение в колонии «Полярная сова». Какое-то время назад к нему приезжал телеканал Russia Today и брал интервью.

— Вы ведь долго потом общались с «Матерями Беслана» — наблюдали, как они организовывались, а потом и маргинализовывались. Я имею в виду некрасивую историю с целителем Григорием Грабовым, в которого они в какой-то момент уверовали, и многое другое.

— На определенном этапе в этой организации произошел раскол: вышедшие из нее создали другую организацию — «Голос Беслана». Но «Матери Беслана» по-прежнему существует. У раскола было две причины. Часть потерпевших считала, что основным виновником случившегося является бывший президент Северной Осетии Александр Дзасохов. Поэтому и на суде, и за его рамками они подавали ходатайства и настаивали на его виновности. Они как вцепились в него мертвой хваткой, так и до сих пор не отпускают. Что до «Голоса Беслана», то для них наиболее важно было понять причину первых взрывов 3 сентября. И здесь они винили преимущественно оперативный штаб, в который входили силовики. При этом главная вина, разумеется, лежала на террористах — этого никто не оспаривал.

Вторая причина — Григорий Грабовой. Какая-то часть женщин начала активно общаться с ним, ездить к нему, что, конечно, дискредитировало организацию. Особенно в некоторых СМИ, которые делали так: транслировали какое-то заявление «Матерей Беслана» про расследование теракта, а следом показывали тех же несчастных женщин, которые всерьез говорили, что Грабовой воскресит наших детей. В результате они выглядели неубедительно.

К тому же активисты «Голоса Беслана» довольно быстро поняли, что в российских судах они получают полный «отлуп». Они прошли более ста судов, но везде с тем же результатом. Поэтому, когда они осознали, что в России они не могут добиться справедливости, они пошли за ней в Страсбург. Была подана жалоба в Европейский суд по правам человека — еще в 2007 году. В 2017 году ЕСПЧ принял решение в пользу потерпевших. Суд потребовал, чтобы пострадавшим были выплачены компенсации и было возобновлено расследование трагедии. По мнению ЕСПЧ, российское государство нарушило право на жизнь бесланцев. Сейчас в Страсбурге находится вторая жалоба от потерпевших, которые вдохновились примером тех, кто уже добился победы. 

— Сейчас, спустя 15 лет, можно ли говорить, что рана затянулась? Или возобновленное расследование может расшевелить эту утихшую боль?

— Я как раз недавно в очередной раз была в Беслане. И, если уж говорить о ране, то нет — она не затянулась. Тем более что суд в Страсбурге будет продолжаться. Расследование тоже возобновлено по требованию ЕСПЧ, но, правда, в нем ничего не происходит — дело открыто пока лишь формально. Конечно, есть надежда, что когда-либо все сдвинется с мертвой точки. Но я в таких ситуациях привыкла спрашивать у самой себя: сделала ли я все, что могла, чтобы помочь этим людям и помочь расследованию? Так вот, пару лет назад я ответила на этот вопрос положительно.

Марина Литвинович  — российский политический деятель, политтехнолог, политолог, журналист, правозащитник.

Родилась 19 сентября 1974 года в Москве. Внучка конструктора авиационных двигателей Георгия Литвиновича (1910—2010) и Елены Шумиловой, солистки Государственного Академического Большого театра, заслуженной артистки РСФСР.

В 1995–1997 годах училась во французском университетском колледже по специальности «социология».

В мае 1996 начала работу в фонде эффективной политики. Занимала должность директора ООО «Фонд эффективной политики» по новым проектам. Основным направлением деятельности Литвинович стал интернет. В 1997 вместе с Дмитрием Ивановым и Глебом Павловским создавала «Русский Журнал».

В 1998 году окончила философский факультет Московского государственного университета им. Ломоносова по специальности «философия и методология науки». Возглавила разработку официального и личного сайтов первого вице-премьера правительства РФ Бориса Немцова. После завершения работы сайт стал первым в России политсервером. Участвовала в избирательной кампании по выборам премьер-министра Израиля. Был создан сервер израильского общественного объединения репатриантов из стран СССР-СНГ «Мы — за Барака!». Эхуд Барак, на которого работала Литвинович, победил на выборах.

В 1999 году участвовала в создании сайтов Сергея Кириенко интернет-парламента, сайтов «Выборы-1999» и «ВВП.ру», «Выборы-2000», «Примаков. Nu», двойника официального сайта Юрия Лужкова, сайта Владимира Путина как кандидата в президенты РФ, ряда политических спецпроектов в период выборов 1999–2000. Принимала участие в избирательной кампании кандидата в мэры Москвы Сергея Кириенко. Преподавала в Высшей школе экономики. Читала лекции по интернет-бизнесу для студентов второго-четвертого курсов.

В 1999–2000 училась в аспирантуре МГУ по специальности «Политолог», однако не закончила обучение.

В 2000 Литвинович заняла второе место в номинации «Человек года» на сетевом конкурсе, проводимом под эгидой интернет-академии — РОТОР-2000 (первое место занял Максим Кононенко).

Участвовала в разработке концепции проектов «Газета.ру», «СМИ.ру», «Вести.ру», «Украина.ру», «ИноСМИ.ру», а также ряда предвыборных проектов на выборах Верховной рады на Украине. Основатель «Российского медиацентра» в Киеве.

С 2000 по 2002 год — генеральный директор и шеф-редактор сетевого информационного проекта «Страна.ру».

В 2001–2002 принимала участие в избирательной кампании по выборам в Верховную раду Украины.

С января 2003 года работает в федеральном штабе партии «Союз правых сил» во время выборной кампании в Государственную Думу. Литвинович занимает должность заместителя руководителя избирательного штаба. Но уже в сентябре 2003 Литвинович покидает СПС из-за разногласий.

В сентябре – октябре 2003 года работала политическим советником Михаила Ходорковского, вместе с которым совершила поездки по 8 регионам России. Литвинович работала с Ходорковским вплоть до дня его ареста 25 октября 2003 года. Осенью – зимой 2003 года Литвинович работала директором проектов в фонде «Открытая Россия», учрежденном совладельцами ЮКОСа Ходорковским и Леонидом Невзлиным.

В январе 2004 года возглавила избирательный штаб кандидата на пост президента России Ирины Хакамады. После окончания избирательной кампании Литвинович вошла в оргкомитет партии «Свободная Россия», которую создавала Хакамада. В феврале заняла 7-е место в топ-10 политтехнологов России по версии газеты «Известия». Летом Литвинович стала одним из координаторов «Комитета-2008: Свободный выбор».

С февраля 2005 года политический советник Гарри Каспарова, член федерального совета «Объединенного гражданского фронта».

В июле 2005 года создала сайт «Правда Беслана» для того, чтобы собрать весь фактический материал, связанный с трагедией в Беслане 1—3 сентября 2004. Начала вести кампанию в поддержку пострадавших в Беслане. Выступила организатором нескольких митингов по бесланской теме. Становится директором фонда помощи жертвам террора. В ноябре 2005 возглавила предвыборный штаб популярного сатирика, телеведущего Виктора Шендеровича, баллотировавшегося на дополнительных выборах в Госдуму РФ по 201 Университетскому округу Москвы. 4 декабря 2005 Шендерович проиграл кандидату от «Единой России» — кинорежиссеру Станиславу Говорухину (17% и 39%, соответственно). С конца 2005 фактически прекратила быть политтехнологом и начала заниматься правозащитной и политической деятельностью.

В 2006 году Литвинович заняла 4-е место в рейтинге топ-50 молодых политиков по версии газеты «Re:Акция».

20 марта 2006 года вечером недалеко от офиса ОГФ подверглась нападению и избиению, произошедшее связывала со своим расследованием теракта в Беслане.

С весны 2006 года занимается расследованием случаев массового отравления чеченских и ингушских детей неизвестным веществом.

В 2006–2008 годах в составе коалиции «Другая Россия» Литвинович принимает активное участие в организации и проведении «Маршей несогласных».

В 2007 Литвинович представляла Россию в жюри конкурса Best of the Blogs 2006, организованного «Немецкой волной», итоги конкурса подводили в Берлине. Литвинович вошла в список топ-20 лучших политтехнологов России по версии «Общей газеты.ру». В списке она заняла 15-е место.

В декабре 2008 года назначена на пост исполнительного директора «Объединенного гражданского фронта» (ОГФ), заменив на этой должности Дениса Билунова.

23 октября 2009 года Литвинович была снята с должности исполнительного директора ОГФ. За снятие Литвинович с должности проголосовало большинство членов бюро федерального совета ОГФ. Два человека высказались против ее отставки, еще один человек воздержался. Поводом для снятия с должности стала опубликованная 20 октября 2009 года статья, в которой Литвинович призвала оппозицию «не застревать в конфронтационной риторике и маргинальщине». Лидер ОГФ Каспаров назвал эту статью попыткой заставить оппозицию сотрудничать с Медведевым.

1 июня 2010 года Литвинович запустила агрегатор блогов BestToday. В этом же году участвовала в разработке и реализации концепции общественной кампании «Сахаровское движение» по созданию современного музея в квартире академика Андрея Сахарова.

В 2014 году в качестве политтехнолога сотрудничала с «Гражданской платформой», в дальнейшем работала на Партию Роста на муниципальных и парламентских выборах.

В октябре 2017 года вошла в предвыборный штаб кандидата в президенты РФ Ксении Собчак. Занималась сбором и анализом запросов и требований, а также взаимодействием с общественными движениями и активистами.

Являлась директором фонда помощи жертвам террора.

Замужем за дизайнером Артемием Лебедевым. Воспитывает трех сыновей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (66) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.09.2019 09:29

Норд ост, Беслан и еще несколько трагедий того времени запомнились огромным количеством жертв и жутким непрофессионализмом спец. Служб

  • Анонимно
    1.09.2019 09:19

    Теракты начала нулевых - дело рук спецслужб..

    • Анонимно
      1.09.2019 10:03

      Чеченских боевиков подставили спецслужбы, заманили их в Нордост и Беслан.

  • Анонимно
    1.09.2019 09:29

    Норд ост, Беслан и еще несколько трагедий того времени запомнились огромным количеством жертв и жутким непрофессионализмом спец. Служб

    • Анонимно
      1.09.2019 10:18

      Сейчас спецслужбы на порядок профессиональнее, раз им доверяют крышевать перевозку криминальных денег

    • Анонимно
      1.09.2019 10:57

      Насчёт Нордоста слушал как то по ВВС мнение американского спецназовца. Он сказал следующее: спецназ действовал идеально и фильм про действия наших он использует, как учебный материал при подготовке кадров. Проблема говорит, была в том, что вытащенных людей клали на спину, а не на правый бок. В результате отходившие после газа люди захлёбывались в рвотных массах. Это он объяснял тем, что у нас небольшой опыт в таких терактах. Мол надо подтянуть действия медиков при терактах.

      • Анонимно
        2.09.2019 13:37

        /Насчёт Нордоста слушал как то по ВВС мнение американского спецназовца./
        В Норд-Осте был учебный тротил у чеченцев, такой же как на одной базе ГРУ под Москвой про дела на которой вел расследования журналист Холодов.

    • Анонимно
      1.09.2019 11:46

      Как у Вас тут поворачивается язык такое говорить : люди ложились на гранату, вставали и спиной закрывали детей, когда в них стреляли... какие же неблагодарные люди, вы же на диване лежите, а они круглосуточно обеспечивают безопасность! И не надо из за пары кабинетных крыс, которые украли деньги,писать всякую чушь!!!!!!!

      • Анонимно
        1.09.2019 15:08

        Благодарность за то, что заложников расстреляли в школе и пожар не тушили два часа? Или за то что газом отравили в норд осте и не предупредили медиков, как нужно тела повернуть, чтобы люди не захлебнулись?

        • Анонимно
          1.09.2019 16:02

          Кто растреливал заложников ? Бойцы Альфы и Вымпелы которые подьехали через полчаса после начала бойни, и в спины которых стреляло местное деморализованное ополчение ?

          В том что командование операцией в Норд-Осте не озаботилось инструктажем бригад врачей и достаточным снабжением их антидодом тоже виноваты простые участника штурма ?

          Учитесь отделять тупых руководителей коих везде предостаточно от профессионалов, ценой своей жизни спасающих других.

          • Анонимно
            1.09.2019 16:38

            По Беслану какие конкретно были профессиональные действия? Более 300 заложников погибло, это можно назвать успешной операцией?

            • Анонимно
              1.09.2019 17:20

              Действия рядовых участников штурма были максимально профессиональны и самотвержены. Они сделали все что могли в этой ситуации.
              Действия руководителей операции максимальны не профессиональны. Они ни сделали ничего из того что должны были сделать, начиная с самого простейшего, организации нормального оцепления вокруг школы и заканчивая полной устраненостью от принятия решений после начала незапланированного штурма.

              • Анонимно
                1.09.2019 18:15

                17:20 какой же сложный, я сказал о жутком непрофессионализме спец. служб ты споришь и что-то пытаешься доказать, но при этом сам же говоришь "Действия руководителей операции максимальны не профессиональны" 90 процентов успеха операции зависит от того, как руководители ее спланировали. Если они не могут и не умеют, то они дилетанты.

            • Анонимно
              1.09.2019 17:26

              Смотрите меньше фантастических фильмом. Рядовой боец спецназа такой же человек с двумя ногами и двумя руками. Только нервы у него покрепче. Они сделали все что могли в этой ситуации.

              Я разговаривал с одним чеченцем на эту тему, он вообще не обвиняет боевиков захвативших школу (они для него борцы за свободу), он обвиняет во всем бойцов Альфы и Вымпела, вы с ним в этом похожи.
              У таких как вы все просто и понятно, у вас всегда кто то виноват, только вы никогда и ни в чем не виноваты.

              • Анонимно
                1.09.2019 18:27

                17:26 если живешь по принципу "и так сойдет" не нужно думать, что остальные живут также и навязывать всем свое видение.

            • Анонимно
              2.09.2019 11:44

              штурм начался залпами боевыми снарядами из танка. Об этом сообщала офиц пресса в самом начале и потом на суде при допросе командир ответил, что "стреляли теми снарядами, которые имелись. А были боевые снаряды". А не холостые, как потом было объявлено

            • Анонимно
              2.09.2019 12:59

              Да, это успешная операция в результате которой погибло только более 300 человек. А могли и все погибнуть.

        • Анонимно
          1.09.2019 20:33

          15.08 Я, извиняюсь спросить, о чем ещё медиков надо было предупредить? Медиков, получается по-вашему, в университетах, не всем медицинским дисциплинам обучают? Это к кому вопрос? Российские Спецслужбы запускают газ, а Российские медики не знают как он действует???

      • Анонимно
        1.09.2019 16:42

        Из любого горя надо делать вывод и учиться, делиться опытом.
        А если замалчивать правду, то в будущих трагедиях будет так же много людей гибнуть.

  • Анонимно
    1.09.2019 10:05

    «Профессиональный пиарщик» этим все сказано. Только зачем пиариться на смертях...

  • Анонимно
    1.09.2019 10:14

    «Каждый мнил себя стратегом, видя бой со стороны».
    Пиар, но не дешевый, а дорогой - на крови.

  • Анонимно
    1.09.2019 10:17

    Литвинович, да, известный специалист по таким вопросам.

  • Анонимно
    1.09.2019 10:34

    Правду узнаем, через лет 40...из сериала HBO

  • Анонимно
    1.09.2019 10:35

    А напомните, кто в этот период возглавлял сначала ФСБ, а потом и страну?
    Кто причина непрофессионализма силовиков?

    • Анонимно
      1.09.2019 10:58

      Эти теракты напоминание людям с улюлюканьем валившим памятник Дзержинскому, поливавшим грязью КГБ - ФСБ, вызывающим ввиду "народного гнева" сокращения кадров в таких организациях - помните, вы тоже можете оказаться в метро или театре и потом не сетуйте на органы которые вы поливали грязью - это результат вашего полива. не пилите сук под собой.

      • Анонимно
        1.09.2019 11:56

        Совершенно верно, сначала выходят с плакатами Нам нужен Ельцин, разрушают страну, а потом сетуют что теракты.

    • Анонимно
      1.09.2019 11:42

      Вы с ума сошли. В это время ВВП уже более трёх лет был президентом. А руководил Патрушев. Не неси чушь

  • Анонимно
    1.09.2019 10:36

    У нас вся правда всплывает чет этак через 50-100

  • Анонимно
    1.09.2019 10:58

    Отношение режима к детям и вообще человеческой жизни в России....

  • Анонимно
    1.09.2019 10:59

    Конкретными виновниками были ельцин и клика либералов, разваливших государство и сознательно подорвавших его внешнюю и внутреннюю обороноспособность. Я прекрасно помню те времена, когда сокращали лучших силовиков, оставляя иуд, продавших Россию за 30 серебрянников.

    • Анонимно
      1.09.2019 11:57

      Только не либералов, а предателей во главе с Горбачевым.

    • Анонимно
      1.09.2019 12:08

      Старайтесь думать. Это больно и неприятно. Но жизненно необходимо. Думайте

    • Анонимно
      1.09.2019 12:19

      Коммунист не может быть либералом, это антагонисты.

  • Анонимно
    1.09.2019 11:18

    Загоняли народ под власть спецслужб
    , это как стадо плетью! Ну все на месте , чувствуем как хорошеет родина !

  • Анонимно
    1.09.2019 11:22

    а тех, кто под пули шёл открытой грудью, спецназ фсб, тех вряд ли вспомнят. так они же приспешники режима что ли? прекрасная логика.

    • Анонимно
      1.09.2019 12:19

      преступные приказы выполнять это всегда плохо

    • Анонимно
      1.09.2019 12:59

      Всегда будут помнить Героев.

      1. Герой Российской Федерации (посмертно) подполковник Разумовский Дмитрий Александрович. Еще на подступах к зданию школы уничтожил двух бандитов. Террористы вели огонь в спины убегающих детей. Дмитрий выявил новую огневую точку и, отвлекая внимание на себя, первым ворвался в помещение, из которого велся огонь. Завязался бой, в результате которого огонь был подавлен, но Дмитрий получил смертельное ранение.
      2. Герой Российской Федерации (посмертно) подполковник Ильин Олег Геннадьевич. Один из первых начал штурмовать здание. Ценой своей жизни спас сотрудников штурмовой группы и обеспечил уничтожение остальных преступников.
      3. Герой Российской Федерации (посмертно) майор Перов Александр Валентинович. Руководитель группы, прикрывал эвакуацию детей. Упредив разрыв гранаты, накрыл собой троих. Продолжал руководить группой, даже будучи смертельно ранен.
      4. Герой Российской Федерации (посмертно) лейтенант Туркин Андрей Алексеевич. Дал возможность штурмовой группе развернуться в помещении, где находились около 250 заложников. А когда бандит бросил в скопление людей гранату, Андрей накрыл ее собой.
      5. Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) майор Велько Андрей Витальевич. Вошел в здание школы в составе передовой штурмовой группы. Прикрывая заложников и боевых товарищей, получил множественные смертельные ранения.
      6. Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) майор Катасонов Роман Викторович. В одном из помещений обнаружил двух спрятавшихся детей. Спасая их и прикрывая сотрудников штурмовой группы, вступил в бой с пулеметным расчетом бандитов. В ходе этого боя получил смертельное ранение.
      7. Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) майор Кузнецов Михаил Борисович. В ходе освобождения здания школы эвакуировал более 20 раненых заложников. Прикрывая группу захвата, вступил в бой с двумя террористами, уничтожил их и погиб.
      8. Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) майор Маляров Вячеслав Владимирович. Практически перекрыл собой направление обстрела для группы. Получив смертельное ранение, продолжал вести бой. Ранил двух террористов и заставил их отступить.
      9. Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) прапорщик Лоськов Олег Вячеславович. Заслонив заложников, преградил бандитам путь к бегству. Получив смертельные ранения, продолжал поддерживать огнем действия штурмовой группы.
      10. Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) прапорщик Пудовкин Денис Евгеньевич. Выносил детей из-под обстрела. Получил осколочное ранение, но детей не оставил. Погиб, прикрывая собой одну из заложниц.

      Ни одно имя не должно быть забыто.

  • Анонимно
    1.09.2019 11:24

    Официальной версии не верю ни одному слову. Очень много вопросов и нестыковок. Но при этом режиме правду не узнаем.

    • Анонимно
      2.09.2019 13:01

      Ты в каждом свое комментарии будешь употреблять слово режим?

  • Анонимно
    1.09.2019 11:58

    Руководить расследованием этого теракта был поставлен сенатор торшин....
    Который впоследствии был обьявлен в розыск в испании как лидер международной ОПГ....

  • Анонимно
    1.09.2019 12:31

    Штурм начался 3 сентября, после того как к зданию школы подъехала машина МЧС, они по договоренности с террористами должны были забрать уже начавшие разлагаться трупы людей убитых 1 и 2 сентября. В это время раздался взрыв, боевики открыли огонь по сотрудникам МЧС и заложникам которые в панике побежали. На штурм здания кинулись местные ополченцы и милиционеры. Несколько раз пытались дать команду на прекращение огня, но никто и никого уже не слушал.
    Альфа и Вымпел в это время отрабатывала штурм в соседнем населенном пункте на школе аналогичного проекта. Пока они приехали, и с колес вступили в бой прошло не менее полчаса.
    Все это время шел неконтролируемый бой между боевиками и местными ополченцами с местными милиционерами.

  • Анонимно
    1.09.2019 13:18

    стрелять по детям из танков и шмелей это чудовищно,это преступление тяжкое

    • Анонимно
      1.09.2019 17:13

      Генерал-лейтенант Соболев подчеркнул, что танк сделал несколько выстрелов только в 21 час 3 сентября по распоряжению офицера центра специального назначения. В этот момент в школе уже не оставалось никого, кроме боевиков. Решение открыть огонь было принято после гибели двух офицеров "Альфы", находившихся в школе.

      "Было сделано пять выстрелов в столовую и два с другой стороны. Все выстрелы были сделаны в течение получаса. Танк стрелял осколочно-фугасными снарядами, других у него не было, да другие и не нужны были", - сказал командующий.

      Сообщения о том, что танки по школе стреляли ранее 21 часа, Соболев назвал полной чушью.

      В каждом факте люди ищут то что хотят найти

  • Анонимно
    1.09.2019 13:39

    Можно было простить непрофессионализм спецслужб, если не врали и не замалчивали. "Матери Беслана" однажды вышли на митинг, требуя честного расследования, так их повязли, как преступников. Сначала даже сколько-то суток дали, а потом видимо, поняли, как это выглядит и заменили на штраф(!!)

    • Анонимно
      1.09.2019 17:19

      А что "врали" и что "замалчивали"?
      Раскройте глаза стране!

  • Анонимно
    1.09.2019 14:12

    У меня вызывает удивление почему модератор не пропускает мои комментарии о том что Альфа и Вымпел вступили в бой через тридцать минут после взрыва и начала штурма школы силами местных ополченцов и милиционеров стоящих в оцеплении.
    Во время первого взрыва бойцы Альфы и Вымпела тренировали штурм школы в соседнем населенном пункте, где была школа анологичного проекта.
    Об этом знают все кто хоть немного интересовался этой темой. Или этот комментарий идет в разрез с той фабулой которую пытаются тут нам навязать автор статьи ?

  • Анонимно
    1.09.2019 14:38

    Беслан конечно помнить нужно - кровавое жертвоприношение на теле страны. Эхо девяностых. Это важно помнить. Остаётся радоваться и ценить, что подобного нет в стране уже почти 15 лет.

    • Анонимно
      2.09.2019 00:24

      А вы почитайте стать повыше.
      Каких взглядов придерживается директор школы тут в РТ. И даже есть кто поддерживает, хотя и слава Богу немногие.
      Так что эсктремистов возможно станет больше и даже недалеко совсем от нас(((
      Остается только надеяться, что это не только мы понимаем, и что возможно с детства они уже будут под присмотром спец служб...

  • Анонимно
    1.09.2019 16:03

    Правильный текст. Важно помнить о таких трагедиях. Всю правду мы никогда не узнаем, но сам по себе Беслан - это колокол истории, который нельзя забывать. Пока колокол бьет - это залог, что времена были и есть суровые.

    • Анонимно
      1.09.2019 19:56

      1603.Скажу в чем правда конечно нормальный человек не оправдывает те злодеяния что произошли в школе но если посмотреть войну в Чечне то удивляться ничему не стоит .

  • Анонимно
    1.09.2019 18:44

    Какая бредятина!! От начала и до конца!
    Но хомячкам,как раз такие "факты" и нужны..

    • Анонимно
      1.09.2019 22:26

      Хороший рассказ от Литвинович. Хоть и либералка она, но за Беслан, ее деятельность - спасибо. Выдержано и вдумчиво подано. Много даёт пищи для размышлений действительно.

  • Анонимно
    1.09.2019 21:12

    Трагедия. Трагедия сотен семей. Когда это всё случилось, моему сыну оставался год до первого класса. Если бы это произошло в нашей школе, думаю я сошла бы с ума. В лучшем случае. Игнорирование этой ужасной трагедии на всех уровнях-это ужасно, недопустимо. Красивое, мраморное кладбище-типа подачки какой-то. Может, что то ещё было, мне не известно. Представьте себе это в Чистополе. В Мамадыше. В Заинске. Продолжать? Пострадали самые невинные-дети. Спустя десятилетия возможно мы узнаем правду-из-за чего это произошло, и почему. Светлая память всем погибшим в этих жутких терактах.

  • Анонимно
    1.09.2019 21:13

    Как-то стрелки переводятся на совсем другое вместо извлечения уроков из ошибок и явное указание пальцем на безалаберность, непрофессионализм и прямую ответственность за смерти людей.

    Куча самозназванных переговорщиков, каких-то полубандитов полудепутатов. Непонятно кто и за что отвечает. Неразбериха и бардак. Местные жители вместе со спецназом бегают... итд.

    А всего-лишь несколько простых действий достаточно было сделать.

    1. Полный информационный блэкаут.
    2. Плотное армейское оцепление за два километра от объекта.
    3. Выдворение всех посторонних из зоны, за исключением групп спецназа и координационного штаба.
    4. Назначение одного ответственного лица за переговоры.
    5. Назначение одного ответственного лица за проведение операции.

    Вообще-то за спасение такого количество заложников, особенно детей, первые лица государства должны отвечать. Начиная от министра внутренних дел.

  • Анонимно
    2.09.2019 09:25

    ФОМА
    Рекомендую посмотреть в инете документальный фильм "Школа номер один " " Новой газеты", повествующий о том, что целью операции в Беслане было не освобождение заложников, а уничтожение террористов.

    • Анонимно
      2.09.2019 13:04

      Там же инете есть разбор всего бреда и лжи, который Новая Газета воплотила в этом фильме.
      Кто там говорил, что Новая Газета никогда не врет. Вот этот фильме и есть полное вранье.

  • Man_16rus
    2.09.2019 09:35

    Бизнес-онлайн нужно переименовать в "Эхо войны"
    Или "Золотой дождь"...
    Редакции должно быть стыдно!

    • Анонимно
      2.09.2019 11:09

      почему стыдно, редакция информирует о реальных событиях произошедших в Сев.Осетии.Если вы смотрите бред по ящику,люди хотят правдивой информации.

  • Анонимно
    2.09.2019 11:16

    опять пошла раскачка ситуации в стране... дело Политковской живет и процветает. Дуди разные дудят в уши, АШБИО рассказывает "правду" о Чернобыле, фильм "Курск"...

    • Man_16rus
      2.09.2019 11:56

      Продажным либералам, а также их прихвостням журналюгам только это и нужно!
      Потом удивляются, 37 году!

  • Анонимно
    2.09.2019 12:08

    Да, боевики – преступники, злодеи. Это не подлежит обсуждению. Но дело в том, что сперва была ложь, потом был ничем не оправданный, при помощи совершенно неадекватной, непропорциональной силы штурм здания, в котором находилось, по официальной версии, 30 боевиков, по версии альтернативной, подтвержденной многими участниками событий, заложниками, их было вдвое больше. То есть половина боевиков все-таки унесла ноги оттуда. А власть посчитала итог по смертным жертвам и единственному захваченному живым Нурпаши Кулаеву. Начался совершенно неадекватный штурм, где было не то 30, не то 50 человек преступников и более тысячи человек заложников. Зачем было нужно штурмовать при помощи вот такой огневой силы и оружия массового поражения?!..

    На начавшийся пожар уже после того, как были подавлены силы боевиков, два часа не могли подтянуть пожарный шланг. То есть его подтянули, но не могли включить воду для того, чтобы начать тушить. И многие люди просто сгорели в этом пожаре. Многие люди сгорели, погибли ведь не от пуль боевиков, они погибли от пуль штурмовавших. Но нет оснований именно штурмовавших "альфовцев" винить в этом. Им отдали приказ – и они пошли на штурм. Но факт остается фактом: люди погибли от пуль штурмовавших.
    Через два-три дня все было зачищено. И полноценную картину случившегося из-за этого не удалось уже воссоздать.

    Это был первый смертный, очень тяжелый грех, который эта власть взяла себе на душу. И 2004 год был очень важной, переломной точкой отсчета, после которой много чего случилось в России – и Россия пошла тем путем, последствия которого мы имеем сегодня.

  • Анонимно
    2.09.2019 13:39

    В составе группы боевиков были люди, которые в этот момент должны были сидеть в российской тюрьме, а их под этот теракт выпустили.

  • Фидарис
    3.09.2019 01:48

    Правда Беслана обязательно будет раскрыта. И если даже не все преступники по этой трагедии доживут до этого дня, люди узнают их имена и проклянут память по этим негодяям.

  • Man_16rus
    3.09.2019 08:15

    В трагедии Беслана есть три важных даты.

    1 сентября – день захвата, 3 сентября - день кровавой и страшной развязки. И 17 сентября 2004 года.
    Именно в тот день сайт террористов (да, было время, когда их никак не могли заблокировать в Рунете) опубликовал заявление Шамиля Басаева. Оно начиналось словами:

    «Бригада шахидов "Риядус-Салихьийн" провела ряд успешных боевых операций на территории России. Взрывы двух самолётов - Отдел специальных операций. И операция "Норд-Вест" в городе Беслан».

    В том заявлении террорист Басаев рассказал, что бандиты требовали «немедленно остановить войну в Чечне и начать вывод войск». Что якобы, в знак поддержки своих требований террористы от имени заложников объявили бессрочную сухую голодовку.

    Что, якобы, террористы были готовы к переговорам. Начинают вывод войск - дети получат воду и еду. Выводятся войска из горных районов - детей до 10 лет отпускают. Ну и так далее. Текст есть в интернете, любой желающий может найти.
    Так вот с того самого дня все «независимые» расследования трагедии в Беслане - это по сути вариации на тему басаевской информационной блевоты. Попробуйте сравнить, и вы с трудом найдёте хоть какие-то принципиальные отличия. Вот это кто написал, Басаев или оппозиционный журналист/блогер? Сможете угадать?

    «В городе Беслане случилась ужасная трагедия; кремлёвский вурдалак уничтожил и ранил тысячу детей и взрослых, отдав приказ о штурме школы, ради имперских амбиций и сохранения своего кресла».

    Все 15 лет басаевское заявление (редакция сайта террористов, кстати говоря, находилась в Литве, а вы все про санкции с изоляцией рассуждаете) это такая обязательная методичка для всякой очередной статьи или фильма о Беслане. Это ведь Басаев впервые сказал, что взрыв устроили военные, что «Альфу» и «Вымпел» «политики превратили в палачей», что цепь СВУ, установленных террористами не могла взорваться не целиком, и тезис про баскетбольные кольца в зале – это тоже заповеди от Басаева. Я все перечислять не буду. Повторюсь, текст доступен.

    Но интересно даже не только то, что оппозиционные СМИ который год переминают его то так, то этак, лишь смягчая формулировку «мы утверждаем, что был штурм школы со стороны спецслужб Русни, что он планировался с самого начала».

    Они (не знаю умышленно ли, или просто в силу особого склада зрения) не замечают возможно самого важного. Басаев заявляет – мы совершили взрывы самолётов и захват школы. Террорист это такое существо, которое идет убивать людей. Детей и взрослых. И уже на этой стадии нет ему прощения и сочувствия. Но расследователи упорно год за годом, по-басаевски, винят в смерти людей не тех существ, кто пришел их убивать, а тех героев, кто пытался их спасать, тех, кто погиб, прикрывая собой ребенка. Хотя, видел я и версии, что это террористы спасали детей. Пока спецназ их расстреливал. И не на Кавказ Центре. У прогрессивных СМИ.

    Уже давно голову Басаева свозили на опознание в мусорном мешке с биркой «ШБ». А его ложь о Беслане жива, и её все активнее стараются выдать за ту самую «настоящую правду, которую скрывают».

    • Фидарис
      4.09.2019 00:36

      Странный вы какой-то. Вся ваша аргументация со ссылкой "Басаев сказал ..." Мало ли что наговорил террорист Басаев о "своих геройствах", нельзя же быть наивным простаком.

      Я не смотрел указанные фильмы про Бесланскую трагедию. В свое время знакомился с докладами комиссии Торшина и расследованием Савельева. Я закончил Инженерный факультет КХТИ и, поверьте, имею достаточные знания, чтобы разобраться в технических деталях. изложенных в этих докладах. Савельев - настоящий профи в этой области и его аргументация почти безупречная, по моему мнению.

      Я не знаю, что уж там наснимали в альтернативных фильмах, но приведу от себя два факта. о которых мало говорили.

      Я абсолютно убежден, что при наличии профессионального подхода к делу, наши спецслужбы должны были поставить постоянное видеонаблюдение на всей территории происходивших действий таким образом, чтобы ни один квадратный метр площади не остался вне кадра. Это абсолютно очевидная необходимость.
      Однако когда зашел спор кто первым выстрелил и прочие разборки по нестыковкам в докладе Торшина, не было представлено ни одного внятно понимаемого видео. Казалось, чего скрывать, если официальная версия правдива - возьми и выложи в инет видеосъемки со всех ракурсов с непрерывной хронологией, доказывающие правоту официалов. Но нет же - наоборот все скрыли.

      И второе наблюдение, о котором мало говорят. Именно в это время усилилось давление западной общественности на властные структуры своих стран с требованием необходимости влияния на руководство РФ прекратить чеченскую войну. Напомню, тогда общее положение РФ на мировой арене было совсем не таким, каким мы видим его сегодня. И наши власти были вынуждены принимать посреднические требования-услуги Запада. И практически осенью того года на смену не афишируемым челночным контактам должен был прийти официальный, открытый переговорный процесс. Но .... как раз в начале осени случилось это детоубийство, которое на корню обрубило всякое переговорное движение. .. .

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль