Общество 
18.09.2019

«Реальная слава придет к нему в ближайшие несколько лет»: умер историк Александр Пыжиков

Гипотезы ученого: что связывало Сталина со старообрядцами, кого жгли татаро-монголы и чьими ставленниками были Романовы

«Он определил направления научного поиска на десятилетия вперед», — говорят коллеги об умершем накануне в Москве историке Александре Пыжикове, написавшем несколько смелых и новаторских книг о российской истории. О том, какая Россия родилась из-под обломков империи, почему из беспоповской Руси вышли сталинские наркомы и насколько важно воспринимать свою работу как служение, — в материале «БИЗНЕС Online», посвященном памяти почившего ученого.

Историк Александр Пыжиков умер (как написали бы в советских газетах) «на боевом посту» — в Государственном архиве Историк Александр Пыжиков умер (как написали бы в советских газетах) «на боевом посту» — в Государственном архиве Фото: личная страница Пыжикова в соцсети «ВКонтакте»

«Пыжиков ВЕДЬ ОТ ЧЕГО УМЕР? ОН С УТРА ДО ВЕЧЕРА СИДЕЛ В АРХИВАХ И БИБЛИОТЕКАХ»

Человек, который, по мнению коллег, произвел настоящую революцию в российской исторической науке, умер тихо и почти незаметно — так, что на его смерть отозвалось всего несколько СМИ (прежде всего газета «Завтра», портал «Накануне.ру» и т. д.). В прайм-тайм эти новости не вышли, никаких подробностей не содержали, и большинству так и осталось неизвестным, что историк Александр Пыжиков умер (как написали бы в советских газетах) «на боевом посту». Поскольку за считанные часы до своей смерти Александр Владимирович, по своему обыкновению, отправился в здание Государственного архива на Большой Пироговской улице в Москве, где и почувствовал острое недомогание.

«Пыжиков ведь от чего умер? Он с утра до вечера сидел в архивах и библиотеках, — говорит друг и коллега покойного, историк Евгений Спицын. — А кто на такое способен? Написать серьезную книгу — это такой адский труд, невероятно тяжело. Нервная система истощается. Я ему как ни позвоню, Александр то в библиотеке, то в архиве. Я и 16 сентября с ним разговаривал, он сидел в архиве на Пироговской, а мог бы и дома побыть, отдохнуть, полежать, тем более что погода на улице такая поганая, но поехал в архив — в дождь, холод».

Спицын общался со своим другом около полудня, а уже в половине второго случилась трагедия. Как определят впоследствии медики, у Александра Владимировича оторвался легочный тромб. Он еще нашел в себе силы позвонить водителю и вызвать его на Пироговскую улицу, хотя обычно добирался домой на метро. «Игорь (водитель прим. ред.) застал Пыжикова уже в плохом состоянии — он тяжело дышал», — свидетельствует коллега покойного. В ночь на 17 сентября 53-летний ученый скончался в реанимации — в этой ситуации у врачей практически не было шансов его спасти.

Биография Пыжикова — по крайней мере, в тех скупых отрывках, которые можно найти в интернете, — не дает о нем полного представления. Как всякий «кабинетный доктор наук», Александр Владимирович жил преимущественно за письменным столом, и здесь его собеседниками и соавторами были великие тени прошлого — от заново открытых им старообрядцев до Иосифа Сталина и Никиты Хрущева. Но и с новейшей историей историк успел немного соприкоснуться — на заре перестройки вступил в коммунистическую партию, числился младшим научным сотрудником Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. После крушения Советского Союза дважды безуспешно пытался баллотироваться в Госдуму: первый раз от объединения «Будущее России — Новые имена», а второй — от «Блока Ивана Рыбкина». Того самого ныне забытого Ивана Рыбкина, который пробовал составить конкуренцию Владимиру Путину на президентских выборах 2004 года, но таинственно исчез на несколько дней, после чего было объявлено, что «такого политика больше не существует».

Сам Пыжиков, разумеется, никуда не исчезал, хотя и оставил мечты стать народным избранником. Еще в 2000 году он был взят на работу в Кремль — состоял помощником министра по связи и информатизации РФ, затем на протяжении трех лет трудился в ранге помощника тогдашнего премьер-министра Михаила Касьянова. Надо полагать, что не без поддержки последнего Александр Владимирович на целый год занял должность заместителя министра образования. Впрочем, его карьера госслужащего оборвалась довольно быстро: после того как Путин благополучно переизбрался на второй срок, а причастность к таким политикам, как Рыбкин или Касьянов, стала расцениваться как нежелательная, Пыжиков ушел из министерства и Кремля. Как выяснилось, навсегда — писать книги, которые и сделают ему имя.

К тому времени он уже был профессором и автором двух диссертаций, описывающих, в частности, «опыт политического реформирования советского общества в 50–60-е годы». Хрущев, «волюнтарист» и неистовый реформатор, отец «оттепели» и гонитель православия, стал первым в когорте многочисленных исторических героев Александра Владимировича. Обсуждая атмосферу, в которой готовился знаменитый секретный доклад «О культе личности и его последствиях», историк воспроизводил неизвестные проекты и варианты хрущевской речи, которые так и не вошли в ее окончательный вариант, зачитанный на ХХ съезде КПСС. Вот, в частности, одно любопытное воспоминание от лица самого Никиты Сергеевича, которое в одном из проектов доклада почему-то было перечеркнуто дважды. «Каждый из членов Политбюро может многое рассказать о бесцеремонном обращении Сталина с ними, — с содроганием припоминал он. — Приведу вам такой, например, случай. Однажды незадолго до смерти Сталин вызвал к себе нескольких членов Политбюро. Мы явились к нему на дачу, начали обсуждать некоторые вопросы. Получилось так, что на столе против меня находилась большая кипа бумаг, которая закрывала меня от Сталина. Он с раздражением закричал: „Что Вы там сели, боитесь, что я Вас расстреляю? Не бойтесь, не расстреляю. Пересаживайтесь ближе“. Вот вам отношение к членам Политбюро!»

Тем не менее именно Сталин и созданное им уникальное большевистское государство сделаются едва ли не главным предметом научных интересов профессора Пыжикова. На волне популистского интереса к вождю народов это может показаться не слишком оригинальным, если не знать, каким путем ученый пришел к изучению феномена «кремлевского горца». Пришел же он к нему не через марксизм, досконально изученный в юности, а путем гораздо более дальним и извилистым — через русских старообрядцев, пугачевский бунт и казачье-раскольничью вольницу. Можно с точностью сказать, что через такую дверь в покои Сталина до Александра Владимировича не входил никто.

Восстание Емельяна Пугачева проходило во многом под знаменем «истинной старой веры» Восстание Емельяна Пугачева проходило во многом под знаменем «истинной старой веры» Василий Перов, «Суд Пугачева», 1875, ГИМ

«У РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, ВЫСТРОЕННОЙ НА ЗАПАДНЫЙ МАНЕР, СУЩЕСТВОВАЛ АНТИПОД В ЛИЦЕ РУССКОГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА»

«Грани русского раскола» и «Корни сталинского большевизма» — программные книги Пыжикова, составляющие своеобразную дилогию. Ученый опровергает устоявшееся мнение о мире староверов как об «этнографическом чулане», из которого лишь накануне революции вышли наиболее знаменитые купцы вроде Рябушинских, Морозовых, Прохоровых, Третьяковых, Гучковых и т. д. Нет, старообрядчество в понимании историка — это сознательно не замеченный идеологами прежней Российской империи феномен, который был вовсе не «чуланом», а целым народным океаном, омывавшим холодный и казенный Петербург. «Однако подобное ничуть не мешало тому, что раскол — в качестве формы народной самоорганизации — оценивался не иначе, как проклятое наследие татарщины, — пишет Пыжиков. — Со времени разгрома легальной староверческой оппозиции с начала XVIII века образованные слои почти перестали обращать на старообрядцев внимание».

Тем не менее последние, вроде бы чуждавшиеся публичности, сами обращали на себя внимание. В этом ряду — восстание Емельяна Пугачева, проходившее во многом под знаменем «истинной старой веры», и отдельные крестьянские бунты вроде того, что случился после реформы 1861 года в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии. О данных волнениях Пыжиков рассказывает со слов Афанасия Щапова — известного казанского ученого, выпускника городской духовной академии. Крестьяне не поверили милостивому манифесту Александра II, зато прислушались к голосу раскольничьего начетчика Андрея Петрова, который, «воспользовавшись недоразумением, встал во главе недовольных, стекавшихся из соседних селений. Он возвещал им, что земля принадлежит народу, а не помещикам, поэтому надо прекращать ходить на барщину, не платить оброка и не препятствовать желающим забирать барский хлеб и лес». В результате в село прибыли солдаты, «несколько человек убиты, несколько утонули в реке в ходе возникшей паники». Сам Щапов произнес пламенную речь на панихиде по погибшим. Все это, по мысли Пыжикова, говорит о том, что «у Российской империи, выстроенной на западный манер, существовал антипод в лице русского старообрядчества».

И все же старообрядческий океан, волнуясь время от времени и затевая штормы, вплоть до начала ХХ столетия оставался не более чем подземной толщей воды. На поверхность его вывели сейсмические ритмы революции. «Произошедшее с нашей страной в прошлом столетии стало… результатом действия сил, подспудно тлевших в толще народных слоев, — полагает ученый. — Их стремительное высвобождение и вызвало к жизни невиданный в истории человечества советский проект. Иными словами, родословная той эпохи впервые выводится из староверческих корней, так и не вырванных из глубин русского народа».

Следует заметить, что, говоря о старообрядцах, Пыжиков подразумевает прежде всего беспоповцев, то есть тех, кто предпочитал общаться с Богом без посредников в лице священнослужителей. Беспоповцы, или в просторечии «бегунки», странники еще вовсю существовали в России к началу ХХ столетия — их часто можно встретить на страницах рассказов Ивана Бунина, Антона Чехова и Льва Толстого. Сеть этих «божьих людей» со своими странноприимными домами и «явками» охватывала собой всю страну — от Сибири до Москвы и Петербурга. Целые общины беспоповцев существовали в крупных российских городах.

Весь этот пестрый мир богомолий и наивной народной религиозности должен был навсегда кануть в прошлое, когда над Россией пронеслись три революции и Гражданская война. Но в прошлое, по мнению историка, канула лишь Российская империя. «Когда улеглась пыль, поднятая Гражданской войной, из-под обломков и шелухи возникла другая Россия, — говорил Пыжиков в одном из своих публичных выступлений. — У тогдашнего руководства Советского Союза возник выбор: либо опираться на Интернационал и мировую революцию, либо на то, что показалось на поверхности из-под романовских и церковных обломков. Конфликт в большевистской среде возник именно по этому поводу: или мы опираемся на Интернационал и ждем мировой революции, или встаем на прочную народную основу». В данной ситуации Сталин сделал исторический выбор: он порвал с ленинской гвардией, которая «никогда не считала его за человека», и создал собственную группу с опорой на выходцев из народной среды, в частности из старообрядческого мира, которого «под прежней романовской штукатуркой не было видно».

Александр Пыжиков, изучая первую историческую встречу тюркского и славянского мира, по-своему толкует вроде бы общеизвестные факты «татаро-монгольского нашествия» Александр Пыжиков, изучая первую историческую встречу тюркского и славянского мира, по-своему толкует вроде бы общеизвестные факты «татаро-монгольского нашествия» Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век

ВЕРСИЯ «ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ»: «ЖГЛИ ОТКРОВЕННЫХ ОККУПАНТОВ»

Казалось бы, такая оригинальная концепция сталинской власти дает повод причислить Пыжикова к евразийцам, но не тут-то было — с подобным категорически не согласен его друг Спицын: «Евразийство — это, условно говоря, игра на чужом поле, когда карты передаются в руки тюркам. И на базе того последние потом рассказывают, что это они построили в России великую империю, однако русские на время ее умыкнули. Но „строители“ уверены, что их время еще придет, когда русские сопьются и вымрут. „А у нас семьи большие, мы сохраняем традиции и верим в Аллаха“, — говорят они. Я от некоторых представителей тюркских народов лично слышал подобного рода сентенции. В этом смысле Пыжиков ни малейшего отношения к евразийству не имеет».

Тем не менее сам Александр Владимирович, изучая первую историческую встречу тюркского и славянского мира, по-своему толкует вроде бы общеизвестные факты «татаро-монгольского нашествия». По его мнению, «романовские историки» чрезмерно демонизировали этот исторический период, основываясь не в последнюю очередь на хронике польского историка Матея Стрыйковского и некоторых других предвзятых документах. «Действительно, города северо-восточной Руси жгли и выжигали — глупо с этим спорить, — говорит Пыжиков. — Но нужно понимать, кого жгли и кто жег. А жгли откровенных оккупантов. Киевская Русь (как мы ее называем), вдохновляемая католическим Западом, осуществляла огромную экспансию на Восток. Последняя шла фронтально, но закрепиться удалось только в верховьях Волги, то есть на той территории, которую мы называем северо-восточной Русью. Даже названия здешних городов дублировались, повторяя Украину: Звенигород, Переславль, Ярославль… И они были не чем иным, как форпостом колонизаторов на другой территории». Вот эти форпосты и сжигала по некоему наитию степная конница, полагает ученый.     

Разумеется, из такой оригинальной концепции произрастают не менее самобытные взгляды на все многоцветное полотно российской истории. Династия Романовых в представлении Пыжикова — это не более чем фавориты Лжедмитрия I, ставленники польско-литовского клана и «пятая колонна» Смутного времени. Славянофильство — всего лишь подражание немецкому романтизму, рассматривавшее народ исключительно как «эстетический источник». Русская православная церковь — просто некий «государственный институт», которому противостоит «более привлекательный общественный институт» старой веры. Сталин — лидер «беспоповской Руси», вовремя почувствовавший национальные особенности страны, которой ему выпало править. И так далее. Неудивительно, что концепты историка неоднократно подвергались критике, в частности со стороны главного редактора «Русской линии» Анатолия Степанова, который посвятил ученому статью «Идеологическая диверсия по имени Пыжиков» и обвинил его в создании собственного, «пыжиковского православия», замешанного на восточной мистике и язычестве.

Андрей Фурсов: «Я думаю, что реальная слава придет к Александру Владимировичу буквально в ближайшие несколько лет. Очень жаль, что он не дожил до нее…» Андрей Фурсов: «Я думаю, что реальная слава придет к Александру Владимировичу буквально в ближайшие несколько лет. Очень жаль, что он не дожил до нее…»

Однако среди современных историков у Александра Владимировича нашлись и союзники. «Он был замечательным ученым, — убежден известный историк и социальный философ Андрей Фурсов. — Я был знаком с ним недолго, около двух лет, но и за это время понял, насколько Пыжиков — глубокий и серьезный человек и, самое главное, насколько для него являлось экзистенциально важно то, что он делал в науке. Это было не просто для него профессией, а служением. Причем историком Александр Владимирович являлся очень разносторонним: изучал и корни большевизма, и старообрядчество, и роль Украины, и XVIII век, и XIX, и XX. При этом во всех своих работах он был оригинальным. Конечно же, такое многим не нравилось. Я знаю, что в интернете какие-то уроды его троллили и писали о нем анонимные гадости. Но здесь принцип простой: шакалы тявкают, а караван идет. В этом смысле Пыжиков остается таким караваном, потому что заканчивается жизнь человека, но не путь, продолжающийся в его книгах, которые уже никуда не денутся. Я думаю, что реальная слава придет к Александру Владимировичу буквально в ближайшие несколько лет. Очень жаль, что он не дожил до нее...»

 При этом собственной исторической школы Пыжиков создать не смог — своих учеников при жизни у него не появилось. «„Корни сталинского большевизма“, „Питер — Москва. Схватка за Россию“, „Взлет над пропастью“ и другие его работы действительно носят революционный характер и позволяют на многое взглянуть совершенно под новым углом, — констатирует Спицын. — Читать Пыжикова могут только люди подготовленные. Посади первого попавшегося читать физику Льва Ландау — много ли он там поймет? А Александр Владимирович был настоящим ученым, который определил целые направления научного поиска — возможно, на десятилетия вперед. Я говорю об изучении экономики Российской империи, раскола, советского проекта, проблемы украинско-польского присутствия в нашей истории и так далее. Что касается учеников-последователей, то, к сожалению, историк никого после себя не оставил, хотя я советовал ему в свое время взять семинар, воспитать себе учеников. Но он торопился писать книгу за книгой. Дай бог, чтобы кто-нибудь из популяризаторов науки продолжил поиски Пыжикова».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (78) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.09.2019 08:20

Спасибо ученому за его труды. Взгляд на дела минувших дней в них описывается, действительно, странный для тех, кто только-только начинает изучать прошлое. И выстраивается в стройную логичную линию на века, если понимаешь основные вехи.

Спасибо автору статьи за этот материал. Образность и точность - выше всяких похвал!

  • Анонимно
    18.09.2019 08:20

    Спасибо ученому за его труды. Взгляд на дела минувших дней в них описывается, действительно, странный для тех, кто только-только начинает изучать прошлое. И выстраивается в стройную логичную линию на века, если понимаешь основные вехи.

    Спасибо автору статьи за этот материал. Образность и точность - выше всяких похвал!

    • Анонимно
      18.09.2019 08:58

      Соболезнования близким.
      Неоднозначный, но интересный учёный.
      Только вопрос всё время возникает: Неужели современная медицина и технологии не могут создать препарат расщепляющий тромбы в венах?

      • Анонимно
        19.09.2019 06:52

        Препарат,растворяющий тромбы создан лет 30 назад и успешно применен академиком Чазовым на маршале Жукове и он спас его от инсульта.

    • Анонимно
      18.09.2019 09:22

      Взгляд на историю этого псевдоученого странный в том числе для настоящих историков с мировым именем.

      • Анонимно
        18.09.2019 10:37

        настоящих с мировыми именами давно опрокинули новые люди... и спасибо Пыжикову за правду.

      • Анонимно
        18.09.2019 12:11

        Эти "насточщие историкики" давно в архиве были?

  • Анонимно
    18.09.2019 08:33

    При том, что подход Пыжикова многим кажется слишком оригинальным, он был серьезным ученым.
    Жаль, что ушел так рано.

    • Анонимно
      18.09.2019 13:34

      Видимо, поэтому "настоящие ученые с мировым именем" вместе с Путиным как заклинание твердят, что нельзя переписывать историю. А Путин назначил себя главным архивариусом страны и вновь позасекречивал все архивы.
      Рим Дашкин

  • Анонимно
    18.09.2019 08:48

    в истории слишком много просто огромных белых пятен и нестыковок и в первую очередь на территории всего бывшего СССР, огромного куска Евразии , скрываемые тщательно артефакты и не скрываемые просто кричат об этом . поэтому историю можно считать не академической наукой а даже наоборот лженаукой . поэтому всех кто причастен к этой истории можно считать если не шарлатанами то сильно заблуждающимися точно и к сожалению они вводят в заблуждение всех нас .

    • У каждого историка история своя,
      А версии – служанки конъюнктуры.
      Нередко быль из сказок сотворя,
      За правду выдают свои сумбуры.

      А если ложь миллион раз повторить,
      Она на истину становится похожа.
      И ею начинают всех дурить,
      Назначенный для этого вельможа.

      Чем глубже погружаясь в тьму веков,
      Тем кажутся правдивее фальшивки.
      Пока табу не снимут с тайников,
      Мы будем жертвы мозговой промывки.

      История курьёзами полна
      И надо относиться к ним с улыбкой.
      Сегодня премия была присуждена,
      А завтра назовут это ошибкой.

      • Анонимно
        18.09.2019 12:13

        А официальная история разве не повторена мтллион раз? Как перепроверить ? Где источники? Изучать по копиям? Не смешите

      • Анонимно
        18.09.2019 13:36

        Уважаемый Абдрахманов! Все! Начинаю копировать и складировать ваши стихи.
        Рим Дашкин

  • Анонимно
    18.09.2019 09:09

    Интересно.
    Много дискуссионных мыслей и тезисов - тем и интересен.

    Но можно согласиться с тезисом:

    "Конфликт в большевистской среде возник именно по этому поводу: или мы опираемся на Интернационал и ждем мировой революции, или встаем на прочную народную основу".
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/439212

    И международные марксисты-террористы начали в 1920 - 1930-х гг. вырезать друг друга - Троцкий со товарищами за Мировую марксистскую (коммунистическую) революцию, Сталин со сотоварищами за "построение социализма в одной стране".

    Резали друг друга марксисты беспощадно - главное было удержаться у власти в бывшей Российской империи.
    И Троцкий и Сталин понимали, что если мировое сообщество вырвет у них власть, то тут же повесит их со сотоварищами за преступления перед человечеством.

    И ведь продержались международные марксисты-террористы в разных ипостасях у власти до 1992 года - а потом страна опять ценой миллионных жертв стала строить капитализм...

  • Анонимно
    18.09.2019 09:14

    Продолжая его гипотезу-Путин чей и оппозиция-чья? И народ с кем? Где старообрядцы?

    • Анонимно
      4.10.2019 08:34

      Путин и есть из старообрядческой семьи. Почти весь Питер такой. Поэтому и постоянное политическое противостояние и перенос столиц туда-сюда. Ипри ВВП Питер стал опять культурной столицей России, а Москва банальным мегаполисом выстраивается.

  • Анонимно
    18.09.2019 09:33

    Как я понял, слушая А.Пыжикова, он считает, что история России - это история противостояния католической «Киевской Руси» и староверческой «татарской» Руси.

    • Анонимно
      18.09.2019 10:33

      староверческой, но не татарской - надо понимать Пыжикова правильно и не запутывать.. Далеко не все он нам рассказал

      • Анонимно
        18.09.2019 11:18

        Если А.Пыжиков говорит, что Звенигород, Переславль, Ярославль были форпостами католических завоевателей, а «татарская» конница жгла эти «форпосты завоевателей», то он по сути говорит о противостоянии Киевской Руси и «татарской» Руси.
        Это вы запутываете.

        • Анонимно
          18.09.2019 12:16

          Учите историю. На территории современной россии жили сотни племен. В том сисле и вятичи и кривичи и т.д. всех гребсти в татары это мягко гоаоря самолюбование.

          • Анонимно
            18.09.2019 13:23

            Путин на 80-летие Шаймиеву подарил старую карту, на которой вся территория нашей страны называется Татарией.

            • Анонимно
              18.09.2019 14:04

              Tartarium - так на картах обозначена неизведанная европейскими купцами территория от Урала до Дальнего востока.

            • Анонимно
              18.09.2019 14:21

              13.23 ТаРтарией. И вы к ней никакого отношения не имеете. Как и к соусу тартар.

              • Анонимно
                18.09.2019 21:46

                А Вы уверены что третья буква произносится на том языке, что на карте использован?

                Кстати по татарский Москва - Мэскеу, не соизволите ли вспомнить как на аглицком

              • Анонимно
                19.09.2019 10:01

                Название соуса тартар дали польские татары. Кстати, на брендовой этикетке изображен татарский всадник. Именно польские татары были основными производителями овощей в Польше и экспортерами.
                Рим Дашкин

              • Анонимно
                19.09.2019 10:07

                14:21. На картах восемнадцатого века выпущенных в России надписи делались на двух языках. На немецком писали Kubanskayi Tartaria, а на русском Кубанская Татария, то есть "r" выпадала.
                Рим Дашкин

            • Анонимно
              18.09.2019 16:27

              https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0c/1806_Cary_Map_of_Tartary_or_Central_Asia_-_Geographicus_-_Tartary-cary-1806.jpg

            • Анонимно
              18.09.2019 21:05

              На карте написано ТАРТАРИЯ. Смотри внимательно.

              • Анонимно
                19.09.2019 15:50

                21: 05 Карт средневековых, 17-18 века не одна, не десять, а сотни, м. б. тысячи. На Западе они в 17-21 вв. веках изданы в атласах в сотни страниц, на пергаменте, бумаге, черно-белые и цветные, ручного изготовления и печатные, форматами до 1- 1,5 кв. м. На латинском, французском, испанском, португальском, итальянском, голландском, английском, немецком языках. Арабские, турецкие не в счет.
                О ТаРтарии. Есть карты с "р" на третьем месте, есть без неё. В английском языке при чтении вслух эта буква в большинстве диалектов "инглиша", особенно в "ломаных" (наподобие "американского") часто "съедается как при жевании с полным ртом картошки". В французском "р" грассируется, иногда очень "специфически" по говорам. В немецком даже трудно представить единое произношение по десяткам диалектов (особенно до 19-20 вв.) кроме хохдойче. Поэтому начитанному, просто умному человеку смешно читать на БО регулярные комменты одного (или нескольких) "знатоков" ("прототипов" героя шукшинского рассказа "Срезал") по поводу наличия-отсутствия "р" в Тартарии-Татарии. Это своеобразный способ публичной психологической компенсации, когда нет реальных успехов в развитии общества и страны: вот мы "великие и могучие", а вы не имеете права, т. к. в вашем названии нет "буквы" как на древней карте. Хотя так думающие даже не понимают, что этноним татар является по происхождению политонимом, редуцированным в течение нескольких веков в ходе исторических событий и идеологии до сегодняшнего его толкования. Как говорится: Фома, не помнящий родства.

          • Анонимно
            18.09.2019 21:43

            Вы узко понимаете ,,татарском о,, старообрядчества.....чтобы популярно об,яснить- почитайте как выглядят старообрядцы, как женщины одеваются ( практически как строгие мусульманки), да и ,,безпоповцы,,- это же также исламу подобно, а уж то что спиртное у них грех- это совсем близко к ,,бусурманству,,


            Заметьте, я до этой статьи не знал про такого историка и трудов его не читал...

        • Анонимно
          18.09.2019 12:22

          причем тут католики, кони татарские и население Руси? Финно-угры явно не татары, как и черемисы и марийцы и мордва - бесконечное число народов в лесах... в Кремле Московском тоже был форпост и поляков и киевлян и Наполеона...

          • Анонимно
            18.09.2019 14:09

            Финно- угры мигрировали с территории Урала до побережья Балтийского моря (нынешняя Финляндия).
            Часть уральских племён оседало по пути следования и смешивалось с местными племенами.
            Финны свою историю лучше знают, про то что они уральцы.

    • Анонимно
      18.09.2019 10:43

      Подтверждением этому является то, что концепция Киевской Руси всячески поддерживается властями, а старообрядческая церковь считается ересью.
      Кремль устраивал показушные встречи с главой Русской старообрядческой церкви для того, чтобы напомнить Западу о татарском открытии о двусмысленности текста главной заповеди Христа (заповеди любви к ближнему), в которой заключен «весь Закон», «вся Тора».

      • Анонимно
        18.09.2019 12:24

        исяньме сез - вот что Путин знает по -татарски точно, я слышал... не надо за него думать и вещать про свое татарское

  • Анонимно
    18.09.2019 09:34

    Береснев, кратко,но достаточно информатино назвал основные этапы жизни и деятельности новой звезды историеской науки.Но оценку можно дать только прочитав его опусы,в которых,судя по всему, есть весьма эпатажные утверждения , событий российской истории, начиная с 13 века и до 20 го. они переворачивают,ряд устоявшихся понятий.Пока трудно понять, что в них от лукавого, то бишь фоменковское,а что действительно правдиво. Как говорит мой приятель, будем посмотреть и почитать.Во всяком случае, надо быть признательным БО за эту информацию к размышлению.

    • Анонимно
      18.09.2019 09:50

      Настоящие историки, а не псевдо как Пыжиков все свои утверждения подтверждает доказательной базой, этот же товарищ легко, непринужденно и голословно интерпретировал исторические события так как ему хотелось.

      • Анонимно
        18.09.2019 10:09

        Это ваши утверждения голословные, а утверждения Пыжикова обоснованные. Доказательство тому - обстоятельства его смерти - умер в архиве.

      • Анонимно
        18.09.2019 10:26

        Александр Пыжиков с утра до вечера сидел в архивах и библиотеках. А вот ваши утверждения являются голословными.

  • Анонимно
    18.09.2019 09:44

    порядочность, не присмыкался перед властью,
    с маленького островка взбудоржил болото фальсификаторов/приспособленцев...
    и остров снова станет континентом...
    неделя плохая с профессора и Пыжиков не выдержал...
    Смерть самых лучших намечает —
    И дёргает по одному.
    Такой наш брат ушёл во тьму!

  • Анонимно
    18.09.2019 09:44

    Евгений Спицын даёт «правильное» толкование взглядам Александра Пыжикова. Не беспокойтесь, без посредников разберемся.

  • AlexRubin
    18.09.2019 10:17

    "..Читать Пыжикова могут только люди подготовленные.."
    согласен, "Корни сталинского большевизма" не просто дается уже год..
    тем и интересней.
    не знал, что он умер

  • Булгарин
    18.09.2019 10:19

    А ведь смысл его работ многие тут и не поняли. Попробую пересказать. По мысли ученого исходным пунктом истории любого государства лежит понятие рода. И в качестве примера он рассматривает историю России. А источниками исторических знаний должны стать не официальные летописи, которые часто фальсифицировались в угоду тех, кто пришел к власти в этом государстве, а народный фольклор. Как это происходило. Он считает, что на территории евроазии жил один единый народ, который был потом разбит на несколько частей. Особо он акцентирует на том, что в основе русского государства не была Киевская Русь, это придумки польско-украинских князей, которые захватили власть в Киеве еще до монгол, а затем и более северные княжества, переведя центр власти в Москву, после упадка Киевской Руси. А в реальности тот народ, который и был в основе русского государства и не был связан со той властью. По его мысли есть народ, который существует внизу, и который не имея возможности представить свою точку зрения на свою историю, перевел его в фольклор народа. Тут он заявляет и о том, что вся современная православная церковь тоже участвовала в фальсификации истории в угоду властям, да, просто сама являлась часть власти. И в этом отношении наиболее близки к народу и его истории не современная церковь, а староверческая, которая была подавлена Петром 1 в угоду западничества. Даже революцию в феврале организовали староверы, свергая царя Николая, которого они считали ставленником Запада. Вот примерно то, о чем писал Пыжиков. Интересная конструкция, но скорее имеющая только косвенное отношение к реальной истории. Правда, тут описал только в самых общих чертах то, что предлагал ученый в своих исследованиях истории России.

    • Анонимно
      18.09.2019 10:33

      Вот именно его конструкции касаемые средневековья к реальной истории не имеют отношенья, так как его идеи легко разбиваются письменными китайскими, персидскими и западноевропейскими источниками.

      • Анонимно
        18.09.2019 21:07

        ты хоть один оригинал "письменных источников " видел?
        все эти так называемые источники,, копии 18-19 веков

    • Анонимно
      18.09.2019 10:40

      наша реальная история сейчас - это и есть то, что открыл Пыжиков... параллельный мир Евразии... так же работал и Мурад Аджи

      • Булгарин
        18.09.2019 12:17

        Да, именно так, но это не история, как наука, а сказки для детей. Хотя история и не наука вовсе.

        • Анонимно
          18.09.2019 12:27

          в одной фразе и уже запутано... Пыжиков четко отметил, что в былинах нет главного персонажа - народа Руси... у всех есть, а в былинах народа нет - потому история - сказка с мировыми именами сказочников типа Миллера или Ключесвкого

    • Проблема в том, что такого государства, как Киевская Русь вообще не существовало. Было Киевское княжество, как и множество других разрозненных княжеств на территории так называемой Руси, которые систематически до Чингисхана вели между собой междуусобные войны. Власть в Киеве в 10 веке захватил князь Владимир, которого выперли (изгнали) с другого Великоновгородского. А московского княжества на то время ещё даже и в помине не было.
      Понятие Киевская Русь - это уже позже придумали, начиная со времён Петра 1, дабы придать Российской Империи легитимность.

      • Анонимно
        18.09.2019 12:27

        Кияу - скифское ... и жили там давно не греки

      • Анонимно
        18.09.2019 12:35

        Проблема в том что когда была Киевская Русь со своим языком и азбукой монголы по степям баранов пасли и поэтому завидовать надо молча.

        • Анонимно
          19.09.2019 16:46

          12:33 Так здесь вы не с монголами общаетесь. И завидовать публично - нечему.

    • Анонимно
      18.09.2019 13:41

      Сейчас в оборот входит понятие "глубинного народа", которым спекулируют разные силы от и до.
      Рим Дашкин

      • Анонимно
        18.09.2019 14:49

        Поскреби русского - найдешь татарина.
        «Глубинный народ» - это про татар.

        • Анонимно
          18.09.2019 21:17

          19:49 Поскреби и русского и татарина - найдешь финно-угра.
          «Глубинный народ» - это про финно-угров

          • Анонимно
            19.09.2019 10:09

            Вот и я говорю, что спекулируют кто угодно.
            Рим Дашкин

  • Анонимно
    18.09.2019 10:35

    Мощный и сильный импульс для исследований - Пыжиков умница и многое открыл... мы его читаем и будем помнить... светлый человек

  • Анонимно
    18.09.2019 10:40

    Оценка сугубо личная: 1.Человек мыслящий и образованный,но общение с такими гигантами интеллекта, как Рыбкин и особенно Касьянов бесследно не прошло.Имею ввиду эпатажные оценки ключевых исторических событий от монгольского нашествия и до эпохи Сталина и времени Хрущева. Особенно занимательна версия,что Романовы,наследники Лжедмитрия и агенты влияния Ватикана.2.После ельцинщины и ликвидации СССР, появились книги,написанные по принципу 30-х гг.: Бога нет и все позволено,с заменой Господа на КПСС.Одной из самых ярких звезд на этом небосклоне стал дуэт историков- алтернативщиков, математики Фоменко и Носовский.3.Наиболее интересным и вменяемым опусом, этого направления, стала книга С.Кравченко "Киивая империя.История государства российского,краткий курс". завершающаяся событиями конца ХХ века.

  • Анонимно
    18.09.2019 12:01

    Соболезнования родным и близким. Видно знатно он разворошил церковно-монархическое гнездо.

    • Булгарин
      18.09.2019 12:41

      Это точно. И не только на церковь наехал, но и на то, чтобы считать Москву преемницей Киева. И все эти тысячелетия крещения никакого отношения к Москве не имеют. Да, и на то, что сейчас делают в Крыму и на Донбассе. Сама история российского государства берет начало с Московии, а не с Киевской Руси, к которому она никакого отношения не имеет.

  • Анонимно
    18.09.2019 12:37

    Я не понял беспоповники - это антихристиане, которые остались верны Ведам?
    Или это тоже сторонники монорелигии, но только передвижные, без своих церквей?

    • Анонимно
      18.09.2019 13:45

      Ищете ответ в романах о Гарри Поттере.

    • Анонимно
      19.09.2019 17:08

      12:57 Для этого надо знать хотя бы в общих чертах историю старообрядчества, никониан (нынешней РПЦ), Раскола 1656-1667 гг. (фактически 1650-1680-х), когда появились "староверы", распавшиеся на многие "согласия", в т. ч. беспоповцев, так называемых. Всё это в школе раньше почти не изучалось, а сейчас преподносится в интересах РПЦ.
      Староверы беспоповцы - христиане первоначального типа христианства Руси.
      Никониане РПЦ - теологически сторонники "греческого" православия, модифицированного после падения Византийской империи.

  • Анонимно
    18.09.2019 12:40

    А.Пыжиков по сути дает ответ на вопрос: почему татары не называют себя булгарами? Потому что это Промысл - это угодно Богу. Татары - это раздражитель Божий: «Раздражу вас не народом...»
    Противостояние «Киевской Руси» и подлинной «татарской» Руси не закончено. Богу было угодно, чтобы татарский исследователь обнаружил двусмысленность в тексте главной заповеди Христа (заповеди любви к ближнему), в которой заключен «весь Закон», «вся Тора».
    Появляются чудесные победы А.Загитовой, К.Валиевой, Д.Юсупова...

    • Анонимно
      18.09.2019 23:41

      Потому что Батыева орда пришла весной 1236 года. И посевная была сорвана, и старые запасы съели. И в итоге почти весь народ вымер. И уцелевшие показывали детей и говорили "его отец - татарин". Так покоренный и истребленный народ спасся, приняв название своих поработителей и истребителей. А татаро-монголы, поскольку есть было нечего, пустились поздней осенью в сверх-авантюрный поход на Русь, где было чем прокормиться. да и климат был тогда намного мягче, иначе бы все они замерзли. А раздробленная Русь , раздираемая враждой князей, не смогла этому противостоять.

  • Анонимно
    18.09.2019 13:25

    В последнее время достаточно часто смотрел на ютубе его лекции, передачи с ним. Шокирован. Очень жаль, что так рано уходят такие люди...

  • Анонимно
    18.09.2019 15:42

    Соболезнование родным и близким. А НАМ ДУМАТЬ....

  • Анонимно
    18.09.2019 16:13

    Светлая память историку и Человеку труженику.В его сказаниях выстроилась целая цепочка причинно- смысловых событий и это созвучно нашему времени.А все таки украина это запад....

    • Анонимно
      19.09.2019 17:22

      Их Запад - это только Закарпатье, и то оно сформировано целенаправленно только после Смуты 17 века. Остальная Украина - это наследие "скифов", кыпчаков, предков казачества, Крымского ханства.
      Кстати, по генетике, гаплогруппам "львовян" и прочих "гуцулов" есть очень интересные вопросы.

  • Анонимно
    18.09.2019 20:29

    Светлая память!

  • Анонимно
    18.09.2019 22:38

    Второй город в Казанской губернии - Чистополь создали старообрядцы. Все старинные здания и и социальные учреждения. Определенный вклад внесли и беспоповцы. Жаль что их кладбище известных людей, в том числе купцов, осталось без присмотра в центре города в 21 веке.

    • Анонимно
      19.09.2019 17:27

      22:38 В Казани на Татарском кладбище вы не найдете многих захоронений даже 50-70-х гг. 20 века.

  • Анонимно
    19.09.2019 03:37

    БО, спасибо, интересно! Что конкретно написал Пыжиков?

  • Анонимно
    19.09.2019 09:21

    Я так понимаю, что староверы подверглись сильным гонениям со стороны РПЦ. И имели место имущественные споры. По сути- любая религия есть культ. Культу необходима паства. Лучше поклоняться любым богам, чем АУЕ. Из прочитанного мне понравились те, кто в принципе отвергает духовенство.

  • Анонимно
    19.09.2019 09:33

    Царствие Небесное и земной поклон за труды. Едва познакомился с трудами Александра Пыжикова, стал изучать и вот такое известие. Почему же так? Печально. Остается надеяться, что коллеги по цеху продолжат начатое и мы глубже узнаем историю своей страны.

  • Анонимно
    22.09.2019 14:22

    Наш ЧЕЛОВЕК. СЛАВА и ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ ЕМУ.

  • Анонимно
    22.09.2019 17:51

    Уход Пыжикова -огромная потеря не только для исторической науки, но и для будущего страны. Ее будущее зависит от того, как она будет развиваться - на индивидуалистских основах, как общество потребления, или на общинных, родовых основах, на служении народу. Вечная ему память!

  • Анонимно
    10.10.2019 10:25

    Шокирована таким ранним уходом Александра Пыжикова, для меня стала потрясением его книга Грани русского раскола, совершенно особенный взгляд на историю нашей страны, и мне кажется- очень достоверны результаты его изысканий в части старообрядчества. Благодаря ему я заинтересовалась темой и неожиданно узнала, что моя бабушка - из старообрядческого села, хотя я ее и видела один раз в 5 лет. Так что насчет генетического наследия духа старообрядчества все верно!Дух в том смысле, что никто меня не учил этому, но я никогда не возьму чужую вещь, не люблю обманывать и коллективное для меня важнее личного, к церкви и попам относилась и отношусь вообще без восторга. Светлая память Историку Александру Пыжикову, очень надеюсь, что его книги помогут нам осознать свой дальнейший путь и научить своих детей

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль