Общество 
26.09.2019

В токсичный Адмиралтейский пруд вольют еще 113 миллионов

В этот водоем свои корабли заводили российские императоры, а Петр I «солил» бревна для судов. Сегодня там — «вся таблица Менделеева»

Восстановление водного баланса Адмиралтейского пруда завершат к 20 июня 2020 года. Таковы условия новой закупки от ГИСУ РТ. Победитель проведет дноуглубление, построит подпорные стенки, починит гидросооружения, чтобы в излучину потекла, наконец, свежая вода из Казанки. Пока же загаженный сбросами промпредприятий водоем напоминает помойку. Как убедился «БИЗНЕС Online», вложенных ранее в восстановление пруда почти 500 млн рублей невооруженным глазом совершенно не видно.

Загаженный сбросами промпредприятий водоем напоминает помойку. Как убедился «БИЗНЕС Online», вложенных ранее в восстановления пруда 500 млн рублей невооруженным глазом совершенно не видноФото: Максим Тимофеев

ПЕРВАЯ «ЛАСТОЧКА» НА 113 МИЛЛИОНОВ?

На днях ГИСУ РТ вновь разместило закупку, касающуюся экореабилитации Адмиралтейского пруда. На выполнение строительно-монтажных и прочих работ по объекту «Восстановление водного баланса Адмиралтейского пруда» в Казани планируется потратить 113,6 млн рублей из бюджета РТ. Торги состоятся 1 октября 2019 года. В перечне работ — проведение дноуглубления пруда на участках общей протяженностью порядка 2,5 километра. Средняя глубина которого после окончания работ должна будет составлять в разных местах 4,6–5,5 метра. Также предполагается ремонт водосбросного и водопропускного сооружений, которые необходимы для осуществления пропусков воды с реки Казанки для заполнения Адмиралтейского пруда. Укрепление берегов будет производиться при помощи подпорной стенки из шпунта Ларсена (145 метров). В районе существующего гаражного кооператива в правобережье Казанки, где  отмечается размыв грунтов, предполагается устройство подпорной стенки длиной 200 м из монолитного железобетона на свайном основании.

После проведения работ общий объем пруда составит 580 тыс. куб. м, площадь зеркала пруда будет доведена с нынешних 13,7 до 16 га, говорится в документах. Общая стоимость работ по смете, приложенной к документации о закупке, составляет более чем 965 млн рублей. Так что можно предположить, что объявленная закупка на 113 млн — лишь первая ласточка в череде предстоящих закупок. 

Проект восстановления водного баланса Адмиралтейского пруда разработан ООО «ТК „Татмелиорация“» совместно с институтом «Татинвестгражданпроект» (датирован маем 2019 года). С ним также могут ознакомиться все желающие.

«Существующее русло пруда на данный момент сильно занесено донным грунтом. Повсеместно наблюдаются заболачивание и обмеление русла пруда. Также вдоль русла имеются многочисленные поросли кустарника, камыша и мелколесья. Все эти естественные преграды, наносы мусора и донного грунта создают опасность подтопления местности и ухудшают экологическую обстановку на Адмиралтейском пруде, который фактически находится близ центра города Казань. Мероприятия по дноуглублению проводятся для создания нормального водного баланса пруда, для обеспечения нормального тока воды вдоль всего русла с созданием проектного зеркала пруда», — говорится в документации.

«Расчистка русла приведет к экологической реабилитации водного объекта, позволит стабилизировать водохозяйственную обстановку, увеличить пропускную способность реки и уменьшить негативное воздействие на прилегающую территорию», — считают авторы проекта по восстановление водного баланса пруда. А «обустройство и укрепление береговой линии дают возможность предотвратить процесс ослабления и размытия грунта, вызванный действием воды, тем самым снизить поступление в водный объект диффузного стока с водосбора реки».

Интересно, что в документации упоминается некое новое капитальное строительство — со всеми полагающимися коммуникациями, автодорогой и благоустройством территории, но в смету оно не входит. Но на момент публикации ответ с разъяснениями по этому вопросу от заказчика — ГИСУ РТ — так и не поступил. 

Согласно техзаданию, победителю закупки работы нужно будет выполнить до 20 июня 2020 года.


Попытка реновации «адмиралтейки» 3.0

Это уже третья попытка запустить процесс экореабилитации Адмиралтейского пруда. В сентябре и октябре 2016 года ГИСУ РТ объявило две закупки на выполнение строительно-монтажных работ на 101 млн и 270 млн рублей, однако они так и не были выполнены — в первом случае процедуру отменил заказчик, во втором — госконтракт с победителем закупки ПСО «Казань» расторгли по соглашению сторон.

Вторая попытка восстановить пруд была предпринята годом позже. В сентябре 2017-го ГИСУ опубликовало документы снова на две госзакупки: первая — на 102 млн рублей — касалась строительства очистных сооружений на Адмиралтейском пруду, победителем стало ООО «ВТ Стройинжиниринг», выполнить эту работу полагалось к сентябрю 2018 года. Вторую закупку стоимостью 366 млн рублей (на выполнение строительно-монтажных работ) снова забрало ПСО «Казань», сроки исполнения по данной закупке выглядели уже совсем нереально — до 31 декабря 2017-го, то есть спустя примерно два месяца после заключения контракта.

Выполнены ли работы на данный момент? Потрачены ли государственные деньги, а это в общей сложности 468 млн рублей? Портал госзакупок не дает ответа на эти вопросы — нет ни информации об исполнении контрактов, ни данных об осуществленных платежах. Несмотря на то, что все сроки исполнения контрактов давно прошли, закупки так и застыли на стадии «исполнение контракта». В информации о закупках — множество жалоб заказчика ГИСУ на подрядчиков в связи с тем, что работы не исполнены в срок, и угрозы взыскать неустойки. Но не исключено, что писались они лишь для соблюдения буквы закона. В плоскость реального взыскания задолженности — через Арбитражный суд РТ — данные претензии так и не вышли.

Есть все основания полагать, что работы если и выполнили, то не в том объеме, в каком было запланировано. К примеру, в конце 2017 года, когда по задумке ГИСУ процесс экореабилитации пруда уже должен был медленно, но верно подходить к финишной черте, возмутились экологи. Профессор кафедры прикладной экологии Института экологии и природопользования КФУ Венера Латыпова рассказала о том, что проект экореабилитации Адмиралтейского пруда, по ее мнению, реализуется с серьезными нарушениями. Она отметила, что долгие годы на пруд не обращали внимание по ряду причин: он просто отсутствовал в госреестре водных объектов, также не было финансирования. В 2016-м, наконец, был дан старт проекту экореабилитации пруда, он был включен в ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ» на 2012−2020 годы с общим финансированием почти в 429 млн рублей. Однако за весь 2016-й подрядчик — ПСО «Казань» — освоил только 9% выделенных средств, или 38,2 млн рублей. Также она пожаловалась на то, что исполнитель работал без экологического сопровождения работ и с другими отклонениями.

С укорами в нерасторопности работ по экореабилитации «адмиралтейки» в свое время выступил даже спикер ГС РТ Фарид Мухаметшин. По его словам, на 2017 год на развитие водохозяйственного комплекса в РТ было заявлено 276 млн рублей, но ПСО «Казань» освоило только 65 млн рублей. «Имейте в виду, это уже пошла не желтая, а красная линия, остались ноябрь, декабрь. Меня задержка не волнует. Освоение идет плохо! Это ваши проблемы», — заявил тогда спикер парламента.

Экореабилитация пруда на два года замерла под пороховой завесой столетней давности Экореабилитация пруда на два года замерла под пороховой завесой столетней давности Фото: «БИЗНЕС Online»

Но компании экс-депутата Госсовета РТ Равиля Зиганшина удалось выйти из щекотливой ситуации. Очень удачно прямо в разгар информационного скандала вокруг пруда работники ПСО, ведущие работы по экореабилитации пруда, выкопали из береговой зоны более 100 снарядов. Эти боеприпасы разлетелись по всему городу из арсеналов Казанского порохового завода после серии взрывов, которые прогремели на предприятии в 1917 году, и их разбросало там 100 лет назад. Также у Адмиралтейского пруда были найдены опасные отходы, в связи с чем возбудили уголовное дело. И экореабилитация пруда на два года замерла под пороховой завесой столетней давности.

Впрочем, не исключено, что работы, хоть и с опозданием по срокам, все же были выполнены, а деньги уплачены, просто заказчик, как это нередко бывает, забыл разместить на сайте госзакупок соответствующие документы. «Наша компания выполнила все работы по контракту, в частности очистила старое русло Казанки от донных отложений, углубила дно, подняла на поверхность весь мусор, копившийся здесь не одно десятилетие, и выполнила ряд других работ по экореабилитации пруда», — заверила нас Светлана Брайловская, руководитель пресс-службы ПСО «Казань».

«никаких улучшений я здесь не заметила. Запах тут бывает очень сильный»

Сегодня с утра корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на месте будущих грандиозных событий. Старое русло Казанки сейчас не радует ни своим видом, ни запахом. Знаменитый Горбатый мост, по которому когда-то даже ездили троллейбусы, перекрыт с обеих сторон, и местным жителям приходится перебираться на автобусы, идущие по улице Гладилова, по страшным мосточкам, у которых даже нет ограждения. Несколько лет назад по берегам проводились какие-то работы по благоустройству, но сейчас о них уже практически ничего не напоминает. Грязь, мусор, заросшие берега и отвратительный запах продолжают оставаться визитной карточкой этой территории.

«Года два назад бульдозеры выравнивали что-то на берегу, сделали насыпь. На этом все и закончилось, больше ничего не делали. Мы очень ждем облагораживания данной территории, чтобы не было такого неприятного запаха, который идет от воды. Потому что заводы все сюда сливают, часто наблюдаем нефтяные разводы на воде. Но пока движения по наведению порядка здесь никакого нет», — говорит живущая неподалеку Элина.

О том, что когда-то здесь проводились работы по «облагораживанию территории», уже ничего не напоминает. А стоки с очистной станции бурным фонтаном продолжают стекать в этот  водоем. «Как его „облагородили“, вы можете сами посмотреть. Я бы прежде всего хотела, чтобы Горбатый мост был восстановлен хотя бы для пешеходов. Конечно, и сама территория вокруг пруда нуждается в изменениях. Не знаю, что там должно быть, но, по крайней мере, не камыш. Нужен какой-то порядок», — считает местная жительница Наталья.

С ней согласна и ее соседка Вилена, гуляющая по заросшему берегу с собакой. «Никаких улучшений я здесь не заметила. Запах тут бывает очень сильный. Я даже не знаю, что тут можно сделать, но оно как-то должно быть облагорожено. Берега больше на помойку похожи. Местные жители надеются, что все это как-то решится. Что не будет запаха, что наведут порядок», — говорит она.

Общаясь с местными жителями, понимаешь, что они уже притерпелись к происходящему и практически ни на что не надеются.

«Толком ничего здесь не сделали. Грязь как текла, так и течет. Нам уже ничего не надо, хотелось бы просто, чтобы уже не трогали ничего и оставили, как было», — раздраженно отвечает нам Михаил.

Мы проехали чуть дальше, где старое русло Казанки поворачивает к Волге, упираясь в железнодорожные пути трассы Казань — Москва и электроподстанцию. Несколько лет назад тут началось какое-то движение: берега очистили от кустарников и засыпали черноземом. Весь вид ретиво проводившихся работ говорил о том, что эта территория станет первоклассным парком. Но сегодня берега опять зарастают, а от воды нестерпимо несет сероводородом. 

Чтобы увеличить, нажмите

«Бьющие из-под земли струи воды, следы проживания бомжей, нечистоты!»

Что еще любопытного можно почерпнуть из проекта «Восстановление водного баланса Адмиралтейского пруда»? В документации сообщается, что Адмиралтейскийпруд, или излучина реки Казанки, расположен в Кировском районе Казани, на участке, ограниченном улицами Боевой, Набережной, Клары Цеткин, Адмиралтейской, Архангельской, Несмелова, Гладилова и 1 Мая.

Судьба у Адмиралтейского пруда непростая. В 1957 году он был образован после введения в строй Куйбышевского водохранилища путем отсечения устьевой части старого русла Казанки двумя плотинами инженерной защиты Казани в целях сохранения исторической части Казани в районе Зилантовой горы. Данный водный объект является прудом-накопителем и представляет собой цепочку из нескольких водоемов, соединенных между собой узкими протоками. По сути, это запруда, которая была сделана для понижения уровня грунтовых вод на прилегающих территориях города, который поднялся на 8–10 м после создания Куйбышевского водохранилища.

Излучина служила естественной дреной и регулирующим водоемом, принимающим поверхностные сточные и дренажные воды с территории Кировского и Московского районов. Свои сточные воды туда сбрасывали такие предприятия, как ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод», ОАО «Сантехприбор», ОАО «Казанские электрические сети», ОАО «Сафьян», ОАО «Казанский завод медицинской аппаратуры», ОАО «Баня №5», пожарная часть №4, следственный изолятор №2 УИН минюста России по РТ, ЗАО «Поли Трейд», ЗАО «УК АС-Менеджмент», ОАО «Казанский вертолетный завод» (площадка №2), ООО «Стройхимсервис», ЗАО «Казанский текстиль».

С 1993 года организованный сброс промышленных сточных вод в водный объект официально был прекращен, предприятия обязали заниматься сбором и очисткой сточных вод. Но это не решило проблему в целом. Огромное количество загрязняющих веществ было аккумулировано в донных отложениях, что служило источником вторичного загрязнения. Да и что греха таить, несанкционированные и аварийные сбросы случаются до сих пор.

На момент исследований пруд был относен к зонам чрезвычайной экологической ситуации. «Вода — экстремально грязная, цветение, пленки нефтепродуктов, стоки сточных вод, намывание грунта со строительства гаражей На момент исследований пруд был отнесен к зонам чрезвычайной экологической ситуации. «Вода — экстремально грязная, цветение, пленки нефтепродуктов, стоки сточных вод, намывание грунта со строительства гаражей» Фото: Максим Тимофеев

Долгие годы берега обрушались, а акватория зарастала древесно-кустарниковой и водной растительностью, дно пруда было сильно заилено и местами заболочено. 16–20% поверхности акватории затянуто ряской, 38% площади водоема занято водорослями, Вдоль берегов наблюдались затопленные деревья, сообщается в исследовании «Татмелиорации». При проверке донных отложений была выявлена их острая токсичность в районе порохового завода. Рыбы в Адмиралтейском пруду не находили за все время наблюдений, с 2002 года. Редкие и исчезающие виды растений или животных, занесенные в Красные книги РТ и РФ, на территории пруда также отсутствуют. В целом флора и фауна здесь весьма бедны и однообразны. Просто удивительно, что, несмотря на все это, территория, прилегающая к пруду с северо-запада, активно используется местными жителями в качестве места для отдыха.

На юго-западной стороне пруда также расположен Свято-Успенский монастырь на Зилантовой горе. Согласно информации комитета РТ по охране объектов культурного наследия, пруд частично располагается на территории объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Культурный слой слобод Заречья Казани XV–XVIII веков», говорится в проектной документации.

Проблемы Адмиралтейского пруда давно известны профессиональным экологам. Силами сотрудников КФУ были проведены полевые работы и испытания качества воды и состояния пруда. «На протяжении более полувека этот пруд принимал на себя неочищенные сточные воды 16 предприятий Кировского района Казани, городские сточные ливневые воды, канализационные сбросы насосной станции „Верхняя“, талые воды снежных свалок города. И после заполнения пруда до проектных отметок вода из него перекачивалась в Волгу. За 55 лет пруд аккумулировал такие объемы загрязняющих веществ, что потерял возможность запускать механизмы естественного самоочищения», — делилась два года назад профессор КФУ Латыпова на одном из совещаний.

На момент исследований пруд был отнесен к зонам чрезвычайной экологической ситуации. «Вода — экстремально грязная, цветение, пленки нефтепродуктов, стоки сточных вод, намывание грунта со строительства гаражей. На прилегающей территории — свалки мусора, диваны, колеса, крысы, не могу словами передать, что там было! Бьющие из-под земли струи воды, следы проживания бомжей, нечистоты. И это — кусочек земли в непосредственной близости к Кремлю! — давала оценку экологическому состоянию пруда Латыпова. — Что найдено? Вода низкая, бурого цвета, имеет гнилостный серо-водородный запах, кое-где полностью обнажено дно, отмечены стоки сточных вод, которых быть не должно, пруд цветет в результате большого содержания в воде биогенных элементов. В бескислородной среде угнетены процессы самоочищения».

Планы у властей города на эту территорию были просто грандиозные Планы у властей города на эту территорию были просто грандиозные Фото: metshin.ru

Реновация — с музеем, верфью и городским парком

Напомним, что планы у властей города на эту территорию были просто грандиозные. В 2013 году тогдашний глава района, а ныне министр по делам молодежи Дамир Фаттахов представил разработанную концепцию президенту РТ. Восстановление пруда удачно вписалось в масштабный проект реновации всей Адмиралтейской слободы. На территории планировалось строительство пяти детских садов, школы, многоуровневых паркингов, целого музея «Адмиралтейская верфь» и даже многофункционального комплекса с гостиницей. Проект предусматривал строительство двух новых мостов — через Казанку и через ее отсеченное русло. Существующий Горбатый мост хотели реконструировать, а через русло реки пустить еще три пешеходных мостика.

В ходе работ должны были сформировать большую рекреационную зону — с созданием городского парка и музейно-выставочных комплексов вдоль русла реки. Одних тротуаров-мостиков в парке собирались построить общей площадью 2,5 тыс. метров. Площади озелененных территорий должна были вырасти с 10,5 до 84,4 гектара. В прибрежной зоне Куйбышевского водохранилища местные жители с нетерпением ждали создания причального комплекса для стоянки исторических судов, а на набережной Волги — площади с амфитеатром и гостинично-рекреационными объектами. Там же планировали с блеском отпраздновать 300-летие со дня создания Адмиралтейской слободы. Но все это пока так и не сбылось. Из сделанного — только памятник «Бишбалта», который недавно презентовал глава Кировского и Московского районов Сергей Миронов.

Из сделанного — только памятник «Бишбалта», который недавно пафосно презентовал глава Кировского и Московского районов Сергей Миронов Из сделанного — только памятник «Бишбалта», который недавно презентовал глава Кировского и Московского районов Сергей Миронов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Проблема в чем? Пороховой завод еще не перевели»

«БИЗНЕС Online» спросил мнение экспертов о том, каким они видят прошлое, настоящее и будущее Адмиралтейского пруда:

Надежда Секретова — председатель гильдии экскурсоводов РТ: 

—  Пруд сам по себе — это искусственно прорытый канал, который был предназначен исключительно для того, чтобы там мочить деревья. Когда Петр I учредил Адмиралтейство, перегородили одно из русел Казанки, которое впадало в Волгу. И пруд сделали для вымачивания деревьев в соляном растворе, так как для строительства кораблей нужно было соленое дерево. Это секрет, который Петр I подсмотрел в Голландии. Морская вода по удельному весу тяжелее, чем пресная, и неподготовленное дерево просто набирает воду и начинает тонуть. Вот почему сделали такую подготовку. Потом уже из соленых бревен ладили корпуса кораблей.

У пруда есть будущее, если его облагородят, сделают местом прогулок, зоной, где люди познакомятся с историей Адмиралтейской слободы. Можно организовать там парковую, прогулочную зону. Люди получат место отдыха, где можно знакомиться с историей своего микрорайона. Это, думаю, в любом случае принесет пользу.

Леонид Абрамов — краевед, историк:

— Я видел, что работы идут. Старое русло Казанки исторически важно. Туда заводили огромное количество судов Петр I, Павел I и Екатерина II. Все заезжали в это старое русло. Сейчас оно называется прудом и имеет много ответвлений — цельности нет. Там хотели делать каскад прудов. Идея здравая, вокруг парк. Там был ров, куда заводили мореные дубы. До сегодняшних дней он не сохранился. Еще там располагались пивная мельница, помповый завод, верфи. Если в дальнейшем на территории будут проводиться археологические работы, может, обнаружат что-то старое.

Проблема в чем? Пороховой завод еще не перевели, но если это случится, можно будет на этой территории строить многоэтажные дома, и люди с удовольствием купят жилье. Главное, чтобы застраивали комплексно. Конечно, стоит превратить это место в оазис. Туда можно будет привозить много туристов, если немного насытить еще и туристической инфраструктурой. Можно сделать все живенько и красиво. В Адмиралтейке же ничего не осталось, один частный сектор, хоть и достаточно зеленый. А какая-то общественная зона обязательно должна быть. Для реконструкции очень перспективное место. Рядом — Петрушкин двор. Если сделать все хорошо, инновационно — место заиграет.

«ОЧИСТКА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ГРЯЗНОГО ВОДОЕМА ВОЗМОЖНЫ»

Нафиса Мингазова — доктор биологических наук, заведующий кафедрой природообустройства и водопользования Казанского федерального университета, профессор:

— О необходимости очистки и восстановления данного водоема говорится очень давно, еще в 1980-х годах к нам на кафедру, к заведующему в тот период Юрию Котову, обращались с этой проблемой. И мы с Юрием Степановичем не раз уже давали рекомендации, что нужно было делать. При этом водоем ранее не назывался Адмиралтейском прудом, фигурировали названия старица реки Казанки, или излучина реки Казанки, и даже отсеченная излучина реки Казанки и старое русло реки Казанки. Строго говоря, название пруд к нему применяется не совсем правильно. Старые русла — старицы — считаются озерами старичного происхождения. Этот водоем искусственно никто не наполнял (как наливные пруды) и не копал (как пруды-копани). Русло только отделили при строительстве Куйбышевского водохранилища в 1956 году.

И состояние его всегда было предельно грязным, так как он десятки лет использовался для сброса неочищенных сточных вод предприятий. В настоящий момент водоем находится только на первой ступени целого комплекса мероприятий по его очистке. Насколько я видела, лично посещая пруд, там проводились мероприятия по изъятию донных отложений. Они здесь были предельно грязные, фактически содержали очень большое количество загрязняющих веществ разных типов. И учитывая то, что они частично изымались, соответственно, могло произойти попадание их в воду. Обычно когда берутся донные отложения, водоем долгое время находится в состоянии избыточной концентрации взвешенных, загрязняющих веществ. Это тоже своего рода воздействие на пруд.

На мой взгляд, мероприятия, которые проводились, а именно: очистка от загрязненных донных отложений, — их, конечно, крайне недостаточно, чтобы говорить о реабилитации данного водоема. Ведь это сложнейший комплекс целого ряда применяемых методов — и гидротехнические, которые необходимо было здесь применять, и биотехнические мероприятия. Поэтому здесь нужно использовать еще и дальнейшие гидротехнические мероприятия. Надо посмотреть на состояние донных отложений, в каком состоянии они сейчас находятся после очистки. Необходимы мероприятия по созданию новых донных отложений, экранирование определенных участков, мягкое берегоукрепление. Все нужно делать. И это пока только одна сторона, лишь гидротехнические мероприятия.

Но здесь нужны еще и действия, связанные с аэрацией воды. Необходимы мероприятия на втором этапе биотехнической реабилитации. А это тоже сложный комплекс методов — начиная от создания пояса макрофитов, водно-болотных растений на определенной площади и глубине заканчивая даже методами биоманипулирования, то есть управления трофическими цепями, зарыблением и так далее. Насколько я понимаю, сейчас делается тендер на гидротехнические мероприятия. Но это только один из блоков работ.

Очистка и оздоровление предельно грязного водоема возможны. В 80-х годах у нас уже был опыт работы по очистке и восстановлению озера Нижний Кабан, причем без спуска его воды. Там она не спускалась и дно не очищалось, как на излучине этой Казанки. Поэтому опыт уже был. Но тут обязательно должен быть еще второй этап биотехнических мероприятий.

Ценных видов, краснокнижников в наших исследованиях там выявлено не было. Тем не менее на пруду все-таки встречаются определенные водоплавающие птицы. Любой водоем, даже токсикофицированный, может использоваться широко распространенными видами животных.

Что касается парковой части, то, конечно, вокруг водного объекта можно создать прекрасный парк. И водные объекты всегда являются привлекательными для того, чтобы стать основой любого места отдыха. Я думаю, здесь нужно должным образом создавать красивый парк. Но в первую очередь надо подумать о мероприятиях по недопущению возможного дальнейшего загрязнения этого водного объекта. Здесь необходимы длительные исследования по оценке его состояния, не только химические, но и биологические, поскольку только они смогут сказать, насколько экосистема водного объекта восстановлена. Химические показатели нам говорят только о степени загрязнения воды, а вот о восстановлении экосистемы, по сути, о создании новой, что здесь и надо делать, можно будет судить только после применения биотехнических мероприятий.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (153) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
26.09.2019 12:40

... зато те, кто освоил пол ярда (!!!) пожинает плоды благополучного тендера.
И теперь хотят заставить все сделать, но уже за 113 миллионов?
Может, все таки, заставить доделать первоначальную работу?

  • Анонимно
    26.09.2019 12:40

    ... зато те, кто освоил пол ярда (!!!) пожинает плоды благополучного тендера.
    И теперь хотят заставить все сделать, но уже за 113 миллионов?
    Может, все таки, заставить доделать первоначальную работу?

    • Анонимно
      26.09.2019 13:25

      Кабан в таком же состояние,надо было сначала его вычислить а потом строить эту убогую набережную

      • Оптимист
        26.09.2019 13:39

        Около 250 тысяч кубов ядовитых иловых отложений
        Их куда девать?
        Вот главный вопрос

        • Анонимно
          26.09.2019 14:10

          Не о том думаете.
          Сказка уже в Казани.
          И люди довольны.
          И инвестиционеры тоже довольны.
          Зачем вам думать о каком то иле?
          Лучше послушать старых тапочников из Чайфа и тому подобного.

          • Анонимно
            26.09.2019 16:24

            В Казани с каждым годом лучше, инвестиции это подтверждают. Если не верите, вспомните как было 5 лет назад, а как было 10-20...
            Но и о иле забывать нельзя - к счастью, о нём и не забывают, отстойники для сушки ила делают. Вот только ила много, на его ликвидацию уйдет много времени.

            • Анонимно
              27.09.2019 09:40

              Изменения есть безусловно/ Работа идет и это главное/ лучше стало в плане благоустройства/ Ремонт больниц школ и садок/ строительство новых- это бы в главный плюс поставил

          • Анонимно
            26.09.2019 16:25

            Ни к чему оскорблять людей. Если уж про фестиваль то там были и другие товарищи к которым куда оправданней было придраться.

        • Анонимно
          26.09.2019 16:24

          Как-то тут была статья на тему отработки иловых отложений. Есть опыт других стран. В тепло или в дорожное полотно можно задействовать

          • Анонимно
            26.09.2019 16:59

            для начала дождаться нужно строительства этих иловых отстойников или сушка для них специальная, точно не вспомню уже. Была тут большая статья не так давно.

      • Оптимист
        26.09.2019 13:42

        Наполнять тубы из водопропускающего материала, укладывать их на берегу, для отделения влаги, потом вскрывать и увозить обезвоженный ил
        Очень трудная задача
        Запах будет стоять на всю Казань

        • Моисей
          26.09.2019 14:13

          Проще наверно закопать и вырыть рядом новый

          • Анонимно
            26.09.2019 16:35

            ага/ как полигон новый но уже с пленкой но верите ли вы что возможен пруд с пленкой на дне?

            • Анонимно
              26.09.2019 17:05

              С завалинки. М. прав. Роется новый, старый засыпается. В новом будут отфильтрованные грунтовые воды.

              • Анонимно
                2.10.2019 12:36

                Но нечистоты от старого все равно же в почву попадают, разве нет? Не вариант по-моему хоть и не специалист

        • Анонимно
          2.10.2019 12:35

          Так вроде купола строили или это для другого предназначены?

      • Оптимист
        26.09.2019 13:45

        Можно чистить в морозы, замораживать ил с водой , грузить прямо из пруда эскаваторами, но это надо что бы дней 30 стояла температура не выше -20

        • Анонимно
          26.09.2019 14:02

          И куда увозить?

          • Анонимно
            26.09.2019 14:32

            Вообще не удивлюсь если увезут в Осиново и выгрузят, где птицефабрика свой помет выгружает.

            • Анонимно
              26.09.2019 15:09

              в Казани же будут строить иловую сушку

              • Анонимно
                26.09.2019 16:26

                А дальше куда пойдет этот отработанный материал? Нет у нас технологий пока 100%переработки

                • Анонимно
                  26.09.2019 17:01

                  не мы первые, кто задается этим вопросом и хочет избавиться от иловых загрязнений. Взять мировой опыт нужно. Вообще хорошо, что в России все-таки за последние годы больше стали думать об экологии.

                • Анонимно
                  26.09.2019 18:35

                  Уже есть.

              • Анонимно
                26.09.2019 18:49

                Она сгорит скорее всего.

            • Анонимно
              26.09.2019 16:26

              Предлагаете за пределы Казани вывести? Ну, в Осиново тоже живут люди, так что сразу отпадает.

            • Анонимно
              26.09.2019 21:45

              Или в Каменке , где Баракат выливает с молочного завода?

          • Анонимно
            26.09.2019 14:46

            Вон китайцы заполонили Татарстан им продовайте, они всю таблицу оттуда вытащат.

            • Анонимно
              26.09.2019 16:27

              Китай не панацея, им и своего ила хватает...
              Казань со своим справится, иловая сушка уже строится.

              • Анонимно
                26.09.2019 20:49

                Китайцы из канализации масло для жарки продуктов добывают, рис из пластика и исскуственные куриные яйца делают.

            • Анонимно
              26.09.2019 16:36

              Вытащить и наши могут вот только деть потом некуда

          • Анонимно
            26.09.2019 15:45

            Вариант 1. Это вариант Оптимиста.
            Есть варианты:
            Вариант 2:
            Вырыть яму, закопать, плюс поставить, написать: токсичной была, но станет гумусом полезным.
            Вариант 3.
            Мелкие заболоченные токсичные участки засыпать, глубокие оставить углубив при очистке.
            Вариант 4.
            Всё засыпать, так как токсично, или оставить одно очищенное озеро.

            • Анонимно
              26.09.2019 16:27

              Вы правда думаете что там реально получить полезный гумус?

              • Анонимно
                26.09.2019 17:08

                Сверху грунт. Деревья и даже помидоры растут прекрасно.

            • Анонимно
              26.09.2019 16:37

              Если их засыпать то это же не означает что далее вреда от этих участков не будет

              • Анонимно
                26.09.2019 17:13

                Биопрцесс сделает свое дело. А так на какую глубину и ширину пропитана почва? Где ярды на вывоз токсичного грунта и куда. Весь город инфекцией при транспортировке можно заразить до эпидемии.

            • Анонимно
              26.09.2019 17:02

              по-моему засыпать - это как прикрыть рану салфеткой. Эффекта особого нет. Попытаться нужно ликвидировать иловые отложения без вредя для природы.

              • Анонимно
                27.09.2019 22:12

                Вы недооцениваете современные технологии, засыпанием тоже можно ликвидировать.

      • Оптимист
        26.09.2019 13:46

        Самая главная проблема куда девать огромное количество ядовитого ила

        • Анонимно
          26.09.2019 14:07

          В чем проблема то? перерабатывают его

          • Моисей
            26.09.2019 14:12

            Во что?

            • Анонимно
              26.09.2019 14:38

              Гуглите, вариантов много

              Ил с очистных сооружений по вашему куда девается

              • Анонимно
                26.09.2019 16:28

                И куда? Я так понимаю вы уже прошерстили интернет?

                • Анонимно
                  26.09.2019 17:13

                  Я не шерстил, мне кажется это очевидно для взрослого здравомыслящего человека.

            • Анонимно
              26.09.2019 16:28

              В строительные материалы и топливо. Серьёзно, ил в него перерабатывают, при этом он теряет свою токсичность при обработке.

        • Анонимно
          26.09.2019 15:03

          Есть практика переработки. В том числе в асфальтовое покрытие включают

      • Анонимно
        26.09.2019 13:53

        Легко сказать, если ты не в теме. А набережную достроят и будет прекрасное место для прогулок. Там уже много народа стало гулять.

        • Анонимно
          26.09.2019 14:11

          А почему бы сначала не вычислить Кабан а потом строить набережные
          Дом не начинают строить с крыши
          Вы же понимаете что то что делается сейчас это большая глупость?
          Или после нас хоть потоп?

          • Анонимно
            26.09.2019 14:41

            14.11.
            Признайтесь что вас раздражает красивая набережная на Кабане и вы ищете глупые предлоги докопаться.

            Что-то пропал ваш единомышленник пишущий что дети могут заразиться от воды)..

            • Анонимно
              26.09.2019 16:05

              сказано - сначала рыба и раки, а потом набережная, иначе все как в статье - вода должна быть чистой . а не архитектура на берегу

              • Анонимно
                26.09.2019 17:10

                Тогда мы еще 100 сидели бы без набережной. В воде купаться не заставляют, а просто гулять по набережной можно и без очистки воды, как и показало это лето.

                • Анонимно
                  26.09.2019 18:23

                  вот и сиди у вонючей воды со свечкой - радуйся погубленной природой - извращение...

                  • Анонимно
                    27.09.2019 15:59

                    Там гуляют тысячи казаанцев. По-вашему, сами себя насилуют и заставляют гулять у вонючей воды? Серьезно? У водоема всегда есть специфический запах.

          • Анонимно
            26.09.2019 15:04

            на очистку требуются огромные средства а их нет

      • Анонимно
        26.09.2019 15:00

        Набережная совсем не убогая. Уверен . вы там ни разу и не были

        • Анонимно
          26.09.2019 15:08

          набережная хорошая. НО запах есть. сначала надо было вычистить Кабан конечно.

          • Анонимно
            26.09.2019 16:29

            Там запах как любого обычного водоема
            Живу рядом и знаю о чем говорю
            это же не море чтоб пахнуть приятней...

            • Анонимно
              26.09.2019 18:37

              Вот-вот.
              Если есть рыбу из реки/прудов, то она принципиально отличается от морской рыбы.

        • Анонимно
          26.09.2019 15:26

          Был один раз
          Дощатый настил за 600 миллионов на грязном вонючем озере
          Верх совершенства, чо
          Аульная архитектура

          • Анонимно
            26.09.2019 15:50



            Проект набережной Кабана выиграла китайско- канадская компания - лидер в этой отрасли.

            15.26. У вас от злости совсем голова перестала соображать?

          • Анонимно
            26.09.2019 17:11

            А что вы там ожидали? Вы другие набережные видели? Там Диснейленд что ли обещали построить? Просто облагородили берег для прогулок, чтобы не собирать грязь среди кустиков и чернозема.

            • Анонимно
              26.09.2019 19:30

              Ну за 600 миллионов ожидали раз в 10 лучше

              • Анонимно
                27.09.2019 16:01

                Что конкретно там должно было быть лучше? Взгляните на другие набережные в России или в соседних республиках. Проект придумали китайцы, а они профи в своем деле и получше вас знают как проектировать набережные)) смешно читать ваши комментарии

      • Анонимно
        26.09.2019 16:09

        кого вы вычисляете, Холмс?

      • Анонимно
        26.09.2019 21:44

        Может ханскую казну стоит искать в старом русле казанки?

      • Анонимно
        27.09.2019 12:32

        СостояниИ. Это во-первых. И во-вторых, чем Вам, высокоинтеллектульному и мегакультурному набережная не угодила? Видели лучше?

        • Анонимно
          27.09.2019 16:02

          видела разные набережные. В той же Самаре была. Примерно везде одно и то же. Прогулочная зона. Кое-где фастуфуд, скамейки, какие нибудь скульптуры. Наша набережная просторная, чистая и аккуратная, нет ничего лишнего.

    • Анонимно
      26.09.2019 20:23

      А почему воняет когда едешь около речного техникума по ул. Несмелова? Там же на отстойники обещали фильтры поставить еще в прошлом году?

      • Анонимно
        27.09.2019 02:11

        Уверены, что воняет оттуда? Фильтры уже установлены.

        • Анонимно
          27.09.2019 08:49

          Оттуда, именно оттуда. И воняет просто жутко, до тошноты.
          Но не каждый день. Но часто.
          Видимо, когда что-то сбрасывают - оно и воняет. Когда не сбрасывают - тогда нормально.

          • Анонимно
            27.09.2019 16:03

            не факт, что именно оттуда. Исследования что ли проводили?)))

            • Анонимно
              27.09.2019 22:28

              А откуда? Там вокруг ничего такого больше нет.
              Ваши варианты?

  • Анонимно
    26.09.2019 12:48

    Пороховой завод давно надо выносить из черты города/ тем более в последнее время там чп частенько

    • Анонимно
      26.09.2019 13:12

      Разве его не закрыли?

      • Моисей
        26.09.2019 13:57

        Свои сточные воды туда сбрасывали такие предприятия, как ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод», ОАО «Сантехприбор», ОАО «Казанские электрические сети», ОАО «Сафьян», ОАО «Казанский завод медицинской аппаратуры», ОАО «Баня №5», пожарная часть №4, следственный изолятор №2 УИН минюста России по РТ, ЗАО «Поли Трейд», ЗАО «УК АС-Менеджмент», ОАО «Казанский вертолетный завод» (площадка №2), ООО «Стройхимсервис», ЗАО «Казанский текстиль».
        Никто из них не прекратил сбросы
        Может только из за сокращения объёмов производства
        Некуда им больше свои сточные воды девать
        Просто прятать стали лучше

        • Анонимно
          26.09.2019 15:02

          Полный бред дилетанта Моисея. Не зная темы не стоит свое мнение выставлять за истину.

          • Моисей
            26.09.2019 15:29

            С порохового две трубы лежат, одна заглушена, я рядом поновее уходит в воду
            А куда им ещё сбрасывать?
            С КВЗ то же самое
            Это вы дилетант

        • Анонимно
          26.09.2019 19:30

          И Сафьян, и Льнокомбинат, и Медаппаратура уже давно уничтожены эффективным капиталистическим хозяйствованием.

      • Оптимист
        26.09.2019 14:00

        На ливневке очистных нет, все предприятия также сбрасывают
        Без устранения этих причин загрязнения чистить пруд в буквальном смысле закапывать деньги в землю

  • Анонимно
    26.09.2019 12:52

    просто Том и Сойер - и фест навсегда... это культурное наследие куда увозить и где хоронить по генплнау?

    • Анонимно
      26.09.2019 16:31

      Не совсем понятно что вы хотели вообще сказать. Том Сойер фест был и есть, ничего ему не угрожает

  • Анонимно
    26.09.2019 12:54

    Было бы, конечно, хорошо восстановить пруд. Все-таки часть истории нашего города

  • Анонимно
    26.09.2019 13:00

    Интересно, а элемент Ньютоний там тоже есть, который Менделеев в своей таблице под номером один разместил?

    • Анонимно
      26.09.2019 15:54

      Там уже новые химические элементы формируются. Можно озера накрыть колпаком, добавить дрожжи и получим новое биотопливо или газ. Использовать в газовых фонарях. Не пропадать же добру)))

      • Анонимно
        26.09.2019 16:07

        вау - зеленая технология для КГАСУ... у них там семинары, светские вечеринки про зелень...

  • Анонимно
    26.09.2019 13:03

    Ой, оставьте уже в покое хотя бы Кировский район! Теперь из тихого зеленого района сделают бетонное пыльное гетто без зелени .

    • Анонимно
      26.09.2019 13:44

      Что осталось хорошего в Кировском то районе/ Развивать надо наоборот/ Там все в запустении

      • Анонимно
        26.09.2019 14:52

        Благоустраивать нужно. Если пруд восстановят и вокруг все приведут в порядок

      • Анонимно
        26.09.2019 16:03

        Давно уже там все развивают наоборот.Нет запустения, зарастает зеленью)).

    • Анонимно
      26.09.2019 16:01

      С завалинки:
      В самом деле. Оставить как есть, но поставить освежители воздуха по берегам озер с датчиками автоматического включения. А деревья сами вырастут, тропинки натопчут кому надо. В озерцах солить, рассол готовый. Да что угодно. хоть бревна. Заповедно и исторично)))

  • Анонимно
    26.09.2019 13:04

    Как убедился «БИЗНЕС Online», вложенных ранее в восстановление пруда почти 500 млн рублей невооруженным глазом совершенно не видно.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/440289

    бывает по другому? Приведите примеры, пожалуйста.

    • Анонимно
      26.09.2019 13:54

      А как очистку пруда можно увидеть невооруженным взглядом? Он на глаз делает химический анализ воды ?

      • Анонимно
        26.09.2019 14:56

        в данный момент там и по запаху и по внешнему виду можно определить загрязнение

      • Анонимно
        26.09.2019 16:09

        невооруженным глазом - надо просто посмотреть фото воды в статье и сказать, что архитектура будет прекрасной и защита культурного наследия великолепной, а статья вредная и не правда там

  • Анонимно
    26.09.2019 13:14

    Пруд нужно восстановить! Сам Петр 1 там был)) Получится очень хорошие место в городе

  • Анонимно
    26.09.2019 13:31

    — Пруд сам по себе — это искусственно прорытый канал, который был предназначен исключительно для того, чтобы там мочить…


    С ума сошли? Это старое русло Казанки

    • Анонимно
      26.09.2019 15:55

      Вы совершенно правы-это старое русло!Это сейчас пруд.

    • Анонимно
      26.09.2019 16:15

      Там что, сортир что ли был. Или соль привозной, он стоил очень дорого. Поэтому оно и обанкротилось видать.
      Там грунт на миллиард(очистка) пропитан химией, еще столько на перевоз и утилизацию. Легче засыпать мелкие болота и благоустроить и то ярд уйдет.

  • Анонимно
    26.09.2019 13:34

    прока от расчистки пруда не будет, если не уберете хозблоки и пр. промышленные объекты...чтобы его сохранить требуется озеленение территории, создание ландшафтного дизайна на долгие годы с деревьями и красиворастущими кустарниками, газонами с декоративными луговыми цветами.

    • Анонимно
      26.09.2019 13:55

      Это явно проект, который требует длительной реализации. Не все сразу, увы

      • Анонимно
        26.09.2019 17:26

        Оставить потомкам еще лет на 50, а там новые технологии будут, используют на благо.

    • Анонимно
      26.09.2019 16:16

      Верно. Очищай не очищай, те же предприятия будут сливать туда же.

  • Анонимно
    26.09.2019 13:37

    Любимый мой кировский район также становится безликим и серым. Я часто специально приезжаю порой в этот район отдохнуть в тишине, самобытности, в море зелени. Сейчас похоже и кировский исчезнет как район, а будет перенаселённая колония с безликими человейниками.

    • Анонимно
      26.09.2019 14:50

      Живите в лесу тогда))

    • Анонимно
      26.09.2019 14:53

      только там ни домов нормальных не осталось ни блвгоустройства нет/поэтому любое развитие только в плюс

    • Анонимно
      26.09.2019 16:20

      Да уж. Со своим своеобразным неповторимым специфическим запахом.

  • Анонимно
    26.09.2019 13:43

    Космодром подождёт, пригласите Зиганшина, ПСО сделает все.

  • Анонимно
    26.09.2019 14:12

    Бабло отмыли про пруд забыли

  • Анонимно
    26.09.2019 14:21

    Почему его нельзя соединить с Волгой?

  • Анонимно
    26.09.2019 14:41

    А тем временем у нас АИР фестивали проводит на наши деньги!

  • Анонимно
    26.09.2019 15:11

    Если все-таки начнется масштабное благоустройство пруда, то жители будут только рады

    • Анонимно
      26.09.2019 16:21

      Оно и так шло, теперь необходимо заключительный этап работ провести, чтобы оживить пруд.

  • Анонимно
    26.09.2019 15:16

    Эта бредовая идея с прудом уже сожрала полмиллиарда и ещё может несколько раз по столько же и с таким же эффектом.Это же натуральный аппендицит.Как не будет вода тухнуть в этом тупике когда и в Казанке в этом месте одна тухлятина а не вода.Однажды это место уже вошло в мировую историю с горбатым мостом фото которого имеется во всех учебниках по основаниям и фундаментам.При исследованиях недобурились до прослойки торфа и поэтому одна опора моста начала проваливаться а дорожники ежегодно просто подсыпали грунт и делали новый асфальт и без того увеличивая нагрузку.И так продолжалось до тех пор пока совсем не запретили по мосту движение.Ну а теперь надо просто подождать когда эпопея по очищению пруда тоже попадёт на страницы учебников или как пример по отмывке денег для юристов или как пример безумных трат бюджетных денег.для экономистов.

    • Анонимно
      26.09.2019 16:12

      а в учебник для следователей тоже попадет?

    • Анонимно
      26.09.2019 17:31

      Горбатый мост годится для пешеходов после ремонта, оставить его надо как память историческую.

  • Анонимно
    26.09.2019 16:15

    Бредовая идея это иметь загаженный район километре от кремля

    • Анонимно
      26.09.2019 16:38

      В десять раз дешевле всё засыпать предварительно проложив канализации и ливнёвки.Ни какого пруда тут не получиться потому что там до сих пор наверняка есть неучтённые стоки проложенные ещё при царе Горохе и которые специально прячут.Только засыпав это место можно прекратить безобразие которое уже имеет вековую историю.

      • Анонимно
        26.09.2019 17:22

        Вы предлагаете отрезать руку, а я вылечить
        Не надо все списывать в экономику, лес по вашему тоже тушить экономически нецелесообразно?

  • Анонимно
    26.09.2019 16:20

    Хорошо хоть запах за последнее время оттуда ушел, уже за это спасибо.

    • Анонимно
      26.09.2019 19:42

      Никуда он не ушел. Около остановки "Речной техникум" все окна в машине приходится наглухо закрывать. Как там люди стоят? А кто-то ведь и живет там на Широкой.
      Непобедимый народ, ничем не проймешь.

    • Анонимно
      26.09.2019 22:25

      ну врать горазд - а зачем это делаешь?

      • Анонимно
        27.09.2019 02:10

        Запах и вправду ушел, сейчас только запах стоячей воды остался. Но как прикажите от него избавиться?

  • Анонимно
    26.09.2019 16:32

    Ничего там не будет в ближайшие годы , из дерьма конфету не сделаешь . То что портили десятилетиями , столько надо восстанавливать . А если сделают проточную систему , то кирдык придёт и рекам нашим...

    • Анонимно
      26.09.2019 17:25

      так ползите сразу в сторону кладбища, есть люди которые могут и хотят

    • Анонимно
      26.09.2019 18:38

      Что-то сомневаюсь, что вы специалист, способный дать здравую оценку ситуации... На мой взгляд, должны все нормально реализовать.)

      • Анонимно
        26.09.2019 18:44

        Уже "реализовали", те же сверхразумы и продолжат осваивать.

  • Анонимно
    26.09.2019 18:40

    Строительство Куйбышевского водохранилища привело к затоплению большой территории около Казани и частично в черте города. По этой причине русло Казанки перенесли южнее. Старое русло огородили плотинами и оно начало заболачиваться. Сейчас оно находится в опасном экологическом состоянии.Судя по всему,не все в курсе что через горбатый мост раньше Казанка протекала.

  • Анонимно
    26.09.2019 19:56

    Жил там в школьные годы, около пожарной части. Помню, недалеко от речного техникума еще большая свалка была, из трикотажной фабрики туда резинки иногда сбрасывали, для пацанов хорошая была игрушка.
    Запах, конечно, там всегда был, если ветер шел с той стороны - было ужасно. К самому пруду никогда не подходили -и запах и просто опасно было из за заболоченности.
    Думаю, что там уже настолько все отравлено, что рекультивация невозможна. Да и дома нельзя там строить, в любом случае будет фонить испарениями, если постоянно жить в таком месте - на здоровье обязательно скажется

    • Анонимно
      26.09.2019 22:27

      там такие умники-архитекторы затеяли работать из МИнстроя - просто решили и началось...

  • Анонимно
    26.09.2019 22:13

    Куда СК смотрит?!

  • Анонимно
    26.09.2019 23:30

    Всё летит в тар-тарары, скоро, очень скоро не смогут прикрывать уже никакими объяснениями , но здоровье нации уже не вернешь. Гниём на корню.

    • Анонимно
      27.09.2019 22:10

      Побывайте в Китае, а еще лучше в одном из их городов с 10млн+ - там ни воды нормальной нет, ни воздуха. Татарстан до их уровня и через сотню-другую лет не дойдет, зря паникуете.

  • Анонимно
    27.09.2019 22:08

    Если все доделают по-уму, то токсичность уйдет в прошлое.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль