Политика 
28.09.2019

«Татарстан находится в трубе турбулентного потока и старается не потерять управление»

Руслан Айсин о том, как Рустам Минниханов в послании Госсовету РТ напомнил о 30-летии принятия Декларации о суверенитете республики

Многие наблюдатели предполагают, что в будущем году юбилей принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана будет в тени на фоне 100-летия образования ТАССР. Между тем президент РТ в своем ежегодном послании к республиканскому парламенту напомнил о событии, ставшем поводом для красного дня календаря, 30 августа, по сути, легимитизировав праздник с его политической составляющей. Впрочем, политолог Руслан Айсин считает, что 2020 год в целом станет для Татарстана рубежным.

Руслан Айсин: «Во многих отношениях 2020 год рубежный для республики. В нем, как в единой точке, должны сойтись несколько важных политических векторов и тенденций» Руслан Айсин: «Во многих отношениях 2020 год — рубежный для республики. В нем, как в единой точке, должны сойтись несколько важных политических векторов и тенденций» Фото: «БИЗНЕС Online»

ВО МНОГИХ ОТНОШЕНИЯХ 2020 ГОД — РУБЕЖНЫЙ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ

Во многих отношениях 2020 год — рубежный для республики. В нем, как в единой точке, должны сойтись несколько важных политических векторов и тенденций. Выборы президента РТ, всероссийская перепись населения, где татарский вопрос сторонниками искусственного разделения нации политизирован до высокого градуса, и сразу два больших юбилея татарстанской государственности — 100-летие образования ТАССР, а 30 августа исполняется 30 лет принятию Декларации о государственном суверенитете республики.

Очевидно, что на плечи управленческого класса республики в следующем году ляжет тяжелая ноша. Придется испытать немалое напряжение всех имеющихся у республики сил. В общем и целом, я полагаю, с выборами разберутся легко. Здесь татарстанский механизм результата работает, как немецкая машина, сбоев практически не дает. А вот с переписью населения могут возникнуть сложности, но не в самой республике, а в местах компактного проживания татар. Татарстан несет ответственность за состояние татарского мира, в его конституционные, между прочим, обязанности входит удовлетворение духовных нужд и запросов соплеменников, проживающих за пределами РТ. Не исключено, что в ряде мест будет предпринята попытка снизить количественные показатели татарского населения или записать их в состав другого этноса.

Такое уже было во время прошлых переписных кампаний 2002 и 2010 годов, по итогам которых удельный вес татар в общероссийском масштабе уменьшился. При этом отдельные силы в Москве продолжают гнуть свою линию, проводя политику искусственного дробления татар на многочисленные этнические группы и подгруппы, буквально придумывая их на ходу и сочиняя на коленках. В результате таких псевдонаучных манипуляций единству татарской нации наносится значительный моральный, психологический, символический, административный и политический урон. И кто возразит, что в основе всего этого не лежит древний римский принцип divide et impera, то есть «разделяй и властвуй». К сожалению, часть правящего на федеральном уровне номенклатурного кластера отчего-то считает, что культурные движения народов Российской Федерации — это вызов общегосударственному монолиту! Национальные административно-территориальные единицы, республики также рассматриваются как источники перманентной опасности всевластию Москвы. И, кажется, все забывают, что живем мы в федеративной стране с богатой мозаикой народов, географических, хозяйственных, цивилизационных, культурных и иных особенностей, что унифицировать все это — неправильно, а местами просто преступно перед историей. Москва расходует огромное ресурсы, чтобы постоянно что-то запрещать вместо того, чтобы цивилизованно, компетентно регулировать, прописывать адекватные правила, которые устроили бы все стороны.

«Кажется, все забывают, что живем мы в федеративной стране, с богатой мозаикой народов, географических, хозяйственных, цивилизационных, культурных и иных особенностей, что унифицировать все это — неправильно» «Кажется, все забывают, что живем мы в федеративной стране с богатой мозаикой народов, географических, хозяйственных, цивилизационных, культурных и иных особенностей, что унифицировать все это — неправильно» Фото: president.tatarstan.ru

Энергия запретительного начала — по сути, ресентимент — в разы превышает созидательный принцип. Потому так повелось здесь, что столица не может существовать вне экспансионистского режима. Натиск и экспансия — вот состав властного алхимического зелья, без которого она уже не мыслит свое физическое и цивилизационное существование. За короткий срок после крушения золотоордынского проекта Московское княжество выросло до масштабов целой империи. Экстенсивное развитие даже, казалось бы, в бескрайней географии Евразии имеет свои пределы. Оно достигнуто. Как говорил историк Михаил Гефтер, «уже утрачены ресурсы пространственные и, вероятно, на исходе резервы времени». Поэтому экспансия идет внутрь. «Внутренняя империя» — это попытка сохранения некоего важного статуса, в первую очередь для самой распавшейся империи. Это, как мы отмечали выше, психологическая потребность, острая нужда в самоощущении собственного геополитического величия. Компенсаторный механизм, призванный минимизировать последствия боли от падения с пьедестала сильнейших мира сего. При этом она провоцирует сильнейшую апатию, экзистенциальную скуку, которая, по мнению известного психоаналитика Карла Юнга, есть растворенная во времени боль. А она калечит.

Как видим, проблема лежит не только в политической плоскости, она значительно многограннее. Татарстан находится в этой трубе турбулентного потока и пытается сохранять как минимум видимость контроля на местности, изо всех сил старается не потерять управление. Это не так легко.

В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ ЗАПИСАНО, ЧТО РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ РФ ЯВЛЯЮТСЯ ГОСУДАРСТВАМИ

И, наконец, третий пункт рубежного 2020 года — это историко-символическое прочтение двух юбилейных дат: 100-летия образования ТАССР и 30-летия принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана. На первый взгляд, здесь нет видимых полюсов напряжения, могущих оказать какое-то влияние на ход политического маховика. Но это не так. Есть отдельные персонажи и силы в российской властной и околовластной тусовке, которые пытаются наделить историю сильным идеологическим звучанием, поставить ее на службу текущим нуждам правящего класса. Они делят историю на правильную и на фальсифицированную, а уже исходя из этих видений формируется позиция по многим политическим вопросам сегодняшнего дня, выбираются враги и друзья. Далеко ходить за примером не надо. Из последнего: поражает, как вывернут наизнанку исторический факт стояния на реке Угре войск Ивана III и хана Большой Орды Ахмеда в 1480 году с предложением отмечать его как день избавления от выплаты ясака татаро-монголам. Мало того что исторически это не соответствует действительности, так еще и спровоцировало большой политический скандал. Татарстан не мог отсидеться в стороне и проигнорировать такой провокационный выпад фальсификаторов, которые из всего пытаются выжать максимальный политический и имиджевый гешефт.

«Татарстан не собирался в 1990 году никуда откалываться, это дешевый и пропагандистский миф. Напротив, он готовился к подписанию нового союзного договора, сулившего ему статус союзной республики» «Татарстан не собирался в 1990 году никуда откалываться, это дешевый и пропагандистский миф. Напротив, он готовился к подписанию нового союзного договора, сулившего ему статус союзной республики» Фото: © Дмитрий Донской, РИА «Новости»

Из официозной истории получается, что есть «хорошие ребята» с центром в Москве и «плохие парни», как правило, наследники татарских средневековых княжеств, финно-угры, кавказская цивилизация. На этом примитивном противопоставлении, черно-белом одномерном видении, к сожалению, и строится сегодняшняя идеологическая и политическая повестка. Эти исторические штампы слишком глубоко въелись в коллективное бессознательное масс.

Такая же реакция наблюдается сегодня по отношению к 90-м годам. Их выбрали источником всех бед, некой темной эпохой, в глубине которой живет неистребимое зло, до сих пор вредящее нам, современникам, мешающее окончательно и бесповоротно встать с колен. При этом весь управленческий класс, творческий и интеллектуальный бомонд сформировались и пробрались на большую арену социума власти именно тогда. Если бы не «проклятые 90-е», вряд ли они сегодня имели бы то, что имеют. Из этих же соображений строятся отношение к событию 30 августа 1990 года, когда была принята Декларации о госсуверенитете Татарстана, и популистские обвинения в сепаратизме.

Историю не перепишешь. Она часть нашего настоящего, ее бессмысленно ругать и очернять. Ее надо воспринимать с холодной расчетливостью. Татарстан не собирался в 1990 году никуда откалываться, это дешевый и пропагандистский миф. Напротив, он готовился к подписанию нового союзного договора, сулившего ему статус союзной республики. Декларацию о суверенитете принял 12 июня 1990-го Верховный Совет РСФСР (сегодня эту дату празднуют как День России), 20 июля парламент Северо-Осетинской АССР принял аналогичный документ, 9 августа Карельская АССР и 29 августа Коми ССР последовали их примеру. И только потом Татарстан сказал свое слово. Суверенитет провозглашался в этих документах как юридическая норма. Вопрос о полной государственной независимости и выходе из состава РСФСР, как правило, не ставился, отношения с федеральным центром предполагалось в дальнейшем урегулировать путем заключения с ним договоров, таким ровно образом возник СССР. Как впоследствии и вышло. В действующей российской Конституции записано, что республики в составе РФ являются государствами. Это такая федеративная модель — государственные субъекты составляют единую плоть объединенного как бы над (ними) государства. США, для примера, это Соединенные государства (слово «штаты» не передают дефиницию понятия) Америки.

«Рустам Минниханов в ежегодном послании Госсовету коснулся темы 100-летия ТАССР. Он сказал, что эта дата «обращает к истокам становления республики, ее героическому пути и современной государственности» «Рустам Минниханов в ежегодном послании Госсовету коснулся темы 100-летия ТАССР. Он сказал, что эта дата «обращает к истокам становления республики, ее героическому пути и современной государственности» Фото: 100.tatarstan.ru. Нажмите здесь, чтобы загрузить документ полностью

БЕЗ НАШЕГО ПРОШЛОГО МЫ НЕ ДОБИЛИСЬ БЫ ВЕРШИН НАСТОЯЩЕГО

Обретенная политическая субъектность регионов наделила их значимостью и полномочиями для формирования новой демократической страны. Импульс к обрушению шел из союзного центра, регионы были вынуждены брать политическую инициативу в свои руки, чтобы не стать жертвами катаклизма. Они спасли страну от окончательной дезинтеграции и учредили новое государственное образование.

В своем юбилейном, десятом, послании Государственному Совету республики президент Рустам Минниханов коснулся темы 100-летия ТАССР. Он сказал, что эта дата «обращает к истокам становления республики, ее героическому пути и современной государственности». Касательно 30 августа президент отметил, что Декларация о государственном суверенитете определила современное развитие Татарстана. Важнейшая мысль, которую обозначил Минниханов: без нашего прошлого мы не добились бы вершин настоящего. А найдется ли тот, кто решится поставить под сомнение тот факт, что за истекшие почти 30 лет Татарстан из рядовой автономной республики превратился в ведущий регион страны, чей положительный опыт развития внимательно изучают, а о достижениях в разных сферах говорят на международной арене?

А бороться с историей, как пытаются это делать некоторые намундиренные властью деятели, все равно что поступать как когда-то папа Иннокентий VIII. Он в пылу разгула инквизиции признал кошек помощниками дьявола, и тысячи особей были сожжены. Как следствие — массовое убийство кошек привело к резкому увеличению популяции крыс, что усугубило последствия эпидемии чумы для всей Европы.  

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (216) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
28.09.2019 08:51

30 лет не видно новых людей в политике в Республике.
Одна и та же колода карт.

  • Анонимно
    28.09.2019 08:51

    30 лет не видно новых людей в политике в Республике.
    Одна и та же колода карт.

    • Анонимно
      28.09.2019 08:57

      Суверенитет вывел Татарстан в лидеры экономики России
      Правильно принимали решения в свое время

      • Анонимно
        28.09.2019 09:03

        Какие лидеры, что ты несешь ?
        По сравнению с Ульяновском и Кировом, да. По ощущениям жителей Республики нет.

        • Анонимно
          28.09.2019 09:10

          Татарстан оказался на четвертом месте рейтинга российских регионов по качеству уровня жизни.

          Специалисты оценивали уровень доходов населения, занятость и рынок труда, жилищные условия населения, безопасность проживания, экологические и климатические условия, здоровье населения и уровень образования.

          Лидером рейтинга является Москва. В пятерку лучших попали Санкт-Петербург, Московская область и Краснодарский край. Последние места рейтинга занимают Забайкальский край, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Ингушетия и Тыва.

          • Анонимно
            28.09.2019 09:38

            Эта цитата из РИА, где оценки проводят не экономисты и представители статистики, а журналисты. Журналисты оценивают из своих ощущений, по наитию.

            К объективной экономической статистике эта оценка журналистов РИА не имеет отношения.

            • Анонимно
              28.09.2019 09:40

              Специалисты оценивали уровень доходов населения, занятость и рынок труда, жилищные условия населения, безопасность проживания, экологические и климатические условия, здоровье населения и уровень образования.
              Довольно обьективный рейтинг
              У вас есть другие факты?
              Приведите

              • Анонимно
                28.09.2019 10:04

                Вопрос только в том - какие "специалисты" из журналистов в РИА (Российском информационном агентстве)?

                Объективно мы можем оперировать лишь ЭКОНОМИЧЕСКИМИ показателями и данными официальных статистических органов. А там как раз у РТ лишь 4-е места по зарплатам среди регионов РФ.

                • Анонимно
                  28.09.2019 10:11

                  А кто на первых местах по зарплате?

                  • Анонимно
                    28.09.2019 10:28

                    Ну откройте рейтинги. Первыми по зарплате Москва и Север

                  • Анонимно
                    28.09.2019 10:32

                    Про 40ю зарплату

                    Вот факты

                    Название субъекта РФ Значение средней ЗП, в рублях
                    Магаданская обл. 101662
                    Чукотский АО 96930
                    Ямало-Ненецкий АО 86560
                    г. Москва 78946
                    Ненецкий АО 77277
                    Сахалинская обл. 73261
                    Камчатский край 71553
                    Республика Саха (Якутия) 65881
                    Ханты-Мансийский АО (Югра) 62555
                    Тюменская обл. 61937
                    г. Санкт-Петербург 58310
                    Мурманская обл. 56005
                    Московская обл. 50135
                    Республика Коми 48316
                    Архангельская область 47526
                    Хабаровский край 46583
                    Красноярский край 44692
                    Амурская область 43156
                    Иркутская область 42921
                    Ленинградская область 42434
                    Приморский край 42026
                    Забайкальский край 40728
                    Забайкальский край 40728
                    Еврейская АО 39797
                    Республика Карелия 39755
                    Томская область 39707


                    Республика Хакасия 37949
                    Республика Бурятия 37867
                    Республика Бурятия 37867
                    Кемеровская область 37857
                    Республика Алтай 37764
                    Свердловская область 37605
                    Вологодская область 36081
                    Новосибирская область 36048
                    Республика Татарстан 35722
                    Республика Тыва 35619
                    Челябинская область 34944
                    Пермский край 34809
                    Тульская область 33933
                    Ярославская область 33882
                    Краснодарский край 33258
                    Республика Башкортостан 33137
                    Самарская область 33086
                    Нижегородская область 32973
                    Калининградская область 32473
                    Астраханская область 32166
                    Омская область 32013
                    Удмуртская Республика 31990
                    Владимирская область 31647
                    Воронежская область 31286
                    Рязанская область 31192
                    Белгородская область 31163
                    г. Севастополь 31008
                    Новгородская область 30820
                    Липецкая область 30775
                    Тверская область 30764
                    Ростовская область 30647
                    Курская область 30125
                    Пензенская область 30112
                    Волгоградская область 30097
                    Оренбургская область 29892
                    Смоленская область 29566
                    Республика Крым 28400
                    Ставропольский край 28256
                    Республика Марий Эл 28232
                    Костромская область 27948
                    Ульяновская область 27927
                    Курганская область 27887
                    Кировская область 27580
                    Республика Адыгея 27455
                    Брянская область 27403
                    Псковская область 27339
                    Чувашская Республика 27028
                    Республика Мордовия 26999
                    Орловская область 26834
                    Тамбовская область 26754
                    Саратовская область 26555
                    Республика Северная Осетия - Алания 26108
                    Чеченская Республика 26108
                    Ивановская область 26053
                    Алтайский край 25960
                    Республика Калмыкия 25719
                    Карачаево-Черкесская Республика 25699
                    Республика Ингушетия 25663
                    Кабардино-Балкарская Республика 25318
                    Республика Дагестан 24550

                    Высокая зарплата на севере и за Уралом

                    Платят ее там что бы регионы совсем не обезлюдели

                    • Анонимно
                      28.09.2019 10:52

                      Ваш рейтинг то ли устарел, то ли неточен.

                      Вот официальный рейтинг по средним зарплатам за 2019г.. Но этот год ещё не закончен. В этом году у РТ пока 36 место по уровню зарплат. Выше зарплаты, чем у нас и в Калужской области, и в Вологодской, и в Архангельской и в Свердловской и т.д.

                      Весь свежий рейтинг по средним зарплатам в текущем 2019г.:

                      http://fincan.ru/articles/71_srednyaja-zarplata-v-rossii-po-regionam-v-2019-godu/

                      • Анонимно
                        28.09.2019 11:05

                        Архангельск и Вологда север, там понятно, а Калуга молодец

                      • Анонимно
                        28.09.2019 11:09

                        Факт НДФЛ говорит у народа 25 тысяч на руки. Социалки у народа НЕТ. Значит и того меньше - минус от 25 тысяч. Вывод - где оседают эти деньги? Они оседают в кармане у удащи. Это скрытая статистика

                        • Анонимно
                          28.09.2019 11:14

                          Приведите факты про ндфл и зарплату в 25
                          Только бла бла бла от вас

                          • Анонимно
                            28.09.2019 14:15

                            11:14
                            Факты таковы:
                            За 2018 год в РТ собрано 75,5 млрд рублей НДФЛ.
                            Грубая оценка налоговой базы по ставке 13% - 580 миллиардов.
                            То есть общий фонд оплаты труда - не больше 580 миллиардов за год, оценка сверху. Делим на 12 месяцев, получаем 48,4 в месяц.

                            Всего в РТ 1963,49 тысяч занятых (рабочей силы).
                            Делим 48,4 млрд на 1963,49 тысяч - получаем примерно 24600 рублей.
                            Вот и оценка средней зарплаты исходя из уплаченного НДФЛ.

                            • Анонимно
                              28.09.2019 15:21

                              Только в Казани собрано 35 млрд ндфл
                              Ваши данные неверны

                              • Анонимно
                                29.09.2019 00:22

                                15:21
                                Мои данные - прямиком из документа. Из налогового паспорта субъекта "Республика Татарстан" за 2018 год, опубликованного на сайте Федеральной налоговой службы в разделе налоговой аналитики.

                                Будьте так добры, опровергните их также ссылкой на какой-нибудь документ.

                            • Анонимно
                              28.09.2019 16:48

                              14:15 В состав так называемой "налоговой базы" входит НДФЛ с дивидендов. Всякий более или менее думающий человек понимает, кто их получает. И сумма их не маленькая.
                              Так что 580 млн. надо уменьшить на "N", чтобы вычислить "среднюю зарплату".

                        • Анонимно
                          28.09.2019 17:55

                          НДФЛ в 25 тыр говорит о том, что народ в массе получает серую зарплату, вот и всё. У меня тоже НДФЛ небольшой, а зп в разы больше. Потому что работодателю невыгодно платить много в белую, налоговый пресс увеличивается в геометрической прогрессии. Да и мне лучше зарабатывать хорошо здесь и сейчас, и самому откладывать на старость, чем получать белые кутарки в расчёте на мифическую пенсию. Да и не факт, что пока мой возраст подойдет к пенсии, пенсионный возраст снова не отодвинут.
                          Сколько знаю знакомых (кроме бюджетников), ни у кого нет зарплаты меньше 30 (это минимум). -40-50 и выше. И это в Казани. Поэтому к нам едут работать со всех окрестных регионов, и почему то не зарятся на "высокую" социалку.

                          • Анонимно
                            28.09.2019 18:31

                            Социальная обеспеченность признак зрелости правового государства. И получая серую ЗП не повод гордиться. Значит наши службы не дорабатывают, или что то имеют от этой недоработки. В целом место коррупционной составляющей. На социалку конечно не зарься,. - не хорошо. Но мама твоя может и не работать, но очень хочет большую пенсию, даже если ты ей и помогаешь.

                            • Анонимно
                              28.09.2019 20:05

                              Серая зарплата это достояние всей России, а не только удел Татарстана.

                    • Анонимно
                      30.09.2019 09:34

                      Как упорно доеазывают что у нас низкие зарплаты. А если поднимутся зарплаты, потом будите ныть что много понаехавших как в Москве. Есть и обратная сторона медели

                • Анонимно
                  28.09.2019 10:28

                  Пардон.
                  "лишь 4-е места по зарплатам среди регионов РФ"

                  Надо читать:
                  "лишь 40-е места по зарплатам среди регионов РФ"

              • Анонимно
                28.09.2019 14:12

                жилищные условия - дорогущее жилье, самое дорогое ЖКХ
                уровень доходов - 40е место

                образование - главное есть сельхоз.академия - кузница удащливых

                доступность медицины - нужно записываться за месяц на УЗИ

                • Анонимно
                  29.09.2019 00:39

                  Платишь 500 руб, и через 10 минут попадаешь на узи. Я так и делаю, живем при капитализме.

            • Анонимно
              28.09.2019 14:07

              там средний бал складывается из таких показателей как: тишина, соседи, дети )))

          • Анонимно
            28.09.2019 13:19

            09:10
            Разговоры про уровень жизни- как жевачка для обывателя. Мол, довольствуйтесь рейтингом. Не смотрите по сторонам.
            Ну и что, что некоторые за эти годы стали настолько богаты, в голове не укладывается. Это не про вас. Вам - рейтинг, а тем- власть и деньги.

            • Анонимно
              28.09.2019 13:51

              Татарстан совсем не плох по уровню зарплат
              На первом месте после разных северов

              • Анонимно
                28.09.2019 14:21

                средняя зп по России - 42 т.р.
                в Татарстане 34
                То есть в среднем по России зарплаты выше на 24%

                • Анонимно
                  28.09.2019 16:03

                  На севере и за Уралом выше и В мск и питере
                  Все
                  В остальных ниже чем в Татарстане

                • Анонимно
                  28.09.2019 16:36

                  В Татарстане зарплата по НДФЛ - 25 тысяч. Остальное наглая статистика

                  • Анонимно
                    28.09.2019 18:41

                    Статистика имеет источник, а ваш анонимный комментарий фейк
                    Дворник в Горводзеленхозе получает 22-25
                    Зарплата в Казани намного выше

        • Анонимно
          28.09.2019 11:43

          Я житель РТ, езжу по всей РФ, другим регионам до уровня Татарстана очень далеко:
          -села газифицированы
          - дороги проложены или прокладываются
          -строятся садики и школы итд итп
          И это притом, когда 70% бюджета отправляется в Москву.

          • Анонимно
            28.09.2019 13:28

            По поводу газификации есть официальные данные.
            Самая высокая газификация в Оренбургской области - 97% объектов. Самая низкая газификация в Карелии - 7%. РТ где-то в серединке - 67%.

            • Анонимно
              28.09.2019 17:03

              28.09.2019 13:28
              Оренбургская область? Виктор Степанович постарался?

            • Анонимно
              29.09.2019 00:14

              \\РТ где-то в серединке - 67%\\ - Ну зачем врать, вот читайте: "27 августа 2018 года на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности Президент России Владимир Путин в очередной раз констатировал: с газификацией в регионах есть сложности. Он подчеркнул, что в Кемерове, например, уровень газификации сельских территорий растет недостаточными темпами. На фоне таких новостей, озвученных ведущим телеканалом страны, как-то особенно приятно выглядят данные о том, что у нас, в Татарстане, эта самая газификация завершена на 100%".
              http://xn--80aaaavrbxwcvhejfddbd.xn--p1acf/?p=5342

              • Анонимно
                29.09.2019 09:42

                00.14 И о чем это говорит? Пусть остается средняя ЗП - 25 тысяч? Это по документам. Самое большое ЖКХ, АБОН плата в детсад, нет социалки. Нищий народ, без социалки - это как? Нормально? На фоне бодрого рапорта верхушки

                • Анонимно
                  29.09.2019 10:20

                  Это говорит о том, что газификация Татарстана завершена на 100 процентов! А иные люди сидят и не стесняются врать.

          • Анонимно
            28.09.2019 16:40

            11.43 Все что перечислил - это обычная рядовая работа. Давай еще власти спасибо говорить, что они на работу ходят. Слесарю никто не поет дифирамбы, за то что поменял по плану смеситель в квартире. - работа и все. И про налоги - твоя методичка - стара

            • Анонимно
              28.09.2019 20:09

              Я сразу выделяю слесарю 1 тыс руб за любую работу. Он бывает очень благодарен.

              • Анонимно
                28.09.2019 22:38

                20.09 Оплатил - молодец. Где дифирамбы?

              • Анонимно
                29.09.2019 13:45

                20:09
                А наш слесарь-сантехник САМ с порога говорит - 1 рубль. На его языке это означает 1 тысячу рублей. И это ещё не видя фронта работ.

                • Анонимно
                  29.09.2019 15:01

                  Так и должно быть, ведь он зарабатывает свои деньги.

                • Анонимно
                  29.09.2019 15:01

                  Вот ведь коррупция. Давайте бороться. Мусина скоро выпустят. А здесь целый рубель

        • Анонимно
          28.09.2019 12:32

          Сперва поговорите с жителями Кировской обл. Какие они получают субсидии, льготы.Пенсии у них больше чке в РТ.

          • Анонимно
            28.09.2019 13:52

            У них зарплаты низкие очень
            Вот и подтягивает социалкой, что бы с голода не померли
            А Татарстан сам работает

            • Анонимно
              28.09.2019 14:02

              13:52, в РТ один из самых низких прожиточный минимум для всех категорий граждан. Поэтому и доплат меньше!

            • Анонимно
              28.09.2019 14:23

              в Татарстане пенсионерам приходится работать

            • Анонимно
              28.09.2019 16:43

              13.52 У них почему выше пенсии? При низкой зарплате не бывает высоких пенсий? Если у них подтягивают социалкой, получается пусть наши пенсионеры - дохнут с голоду? Так получается?

        • Тридцать лет всё те же лица,
          Зато повод есть напиться.
          Из-за гордости за них,
          Жертв всех тех неразберих.

          Как награду за страданья
          В Форбс добились попаданья.
          Им досталось по уму,
          Зависть я свою уйму.

          Скоро перепись народа
          Ждать осталось меньше года.
          Должно больше стать татар,
          За работу, кто не стар!

          Я доволен президентом,
          Говорит он пусть с акцентом.
          Отдам голос за него,
          Но раздумать мне легко...

      • Анонимно
        28.09.2019 09:14

        Не Татарстан, а несколько семейных кланов в Татарстане, захвативших самые жирные активы в нефтедобыче и нефтехимии. Они добились того, чего хотели и ради чего затевали эту бучу с суверенитетом и организовывали пляски оголтелых националистов на площади Свободы.

        • Анонимно
          28.09.2019 09:23

          Именно народ Татарстана живет лучше
          На процентов 30 лучше соседних регионов

          • Анонимно
            28.09.2019 09:42

            да неужели? это с такими зарплатами и пенсиями?

            • Анонимно
              28.09.2019 13:53

              А что не так с зарплатами?

              • Анонимно
                29.09.2019 19:32

                все не так - низкие зарплаты, достаточно посмотреть сайты с вакансиями и с людьми пообщаться

            • Анонимно
              28.09.2019 14:25

              в Татнефти зарплаты по 500 тысяч
              в ТАИФе
              вот так и получается средняя зарплата )))

          • Низами
            29.09.2019 08:09

            Именно народ Татарстана живет лучше
            На процентов 30 лучше соседних регионов
            Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/440562

            И пофамильный список этого "народа" знает практически каждый рядовой татарстанец...

            • Анонимно
              29.09.2019 13:46

              08:09
              Есть анекдот ещё советских времен. Человек побывал на съезде. Рассказывает: "Всё во имя человека. Всё для блага человека. И я видел этого человека."

        • Анонимно
          28.09.2019 17:06

          09:14 Разные вещи смешиваешь. Жирные активы достались кое-кому в результате приватизации по федеральным законам, которые проголосовали даже коммунисты в начале 90-х гг.
          А суверенитет, которого не было и нет, это прикрытие политической борьбы федералов и всех "регионов", которые формально - члены федерации, а реально - разделения полномочий и доходов нет.
          Националисты - это, вообще, мишура для необразованных несамостоятельных граждан. Никаких привилегий для ПРОСТОГО гражданина в зависимости от "национальности" нет в этой жизни.

        • Анонимно
          29.09.2019 09:48

          В1993 году работал в НижнекамскНефтеХим.При приватизации 50%+1 акция должны были остаться в собственности государства,а оказались в собственности Шаймиевых.

          • Анонимно
            29.09.2019 10:26

            Группа компаний «ТАИФ» контролирует 75% голосующих акций предприятия.
            Генеральный директор — Бикмурзин Азат Шаукатович, назначенный в 2014 году. До этого, в 1999-2013 годах, эту должность занимал Бусыгин Владимир Михайлович[3]. На данный момент Председатель Cовета директоров ПАО «Нижнекамскнефтехим» Шигабутдинов Руслан Альбертович
            https://ru.wikipedia.org/wiki/Нижнекамскнефтехим

            11,4 % компании принадлежит сыну бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева Радику Шаймиеву, 4,5 % — заместителю генерального директора ТАИФ Гузелии Сафиной, остальные акционеры не раскрываются[1].
            Генеральный директор (с 27 июня 2019 года) — Руслан Альбертович Шигабутдинов.
            https://ru.wikipedia.org/wiki/ТАИФ

            Зачем врать, 11 процетов ТАИФ принадлежит Шаймиевым.

      • Анонимно
        28.09.2019 09:20

        Дай палец, руку откусят. Больше сказать нечего. Один вред от этого суверинетета так называемого.

        • Анонимно
          28.09.2019 09:29

          Суверенитет сделал из провинциальной Казани третью столицу России

          • ЛДПР
            28.09.2019 09:37

            Никто из россиян даже не знает об этом, и Казань слишком провинциальна для этого...
            Здесь ничего нет чтобы быть столицей, тем более это Екатеринбург...столица третья...

            • Анонимно
              28.09.2019 11:05

              09:37
              Третья столица Новосибирск!!!

              • Анонимно
                28.09.2019 11:14

                И Нижний Новгород тоже претендует. Там и численность населения города выше и экономическая мощь повыше.

                • Анонимно
                  28.09.2019 11:39

                  У Казани выгодное географическое положение на пересечение больших рек Волги и Камы ,близость к Уралу где залежи полезных ископаемых.Здесь водный транспорт надо увязать с железодорожным и автомобильным транспортом.

                  • Анонимно
                    28.09.2019 15:01

                    11:39
                    В Нижнем Новгороде такие же географические условия, как вы перечислили в Казани - никаких географических преимуществ.

                  • Анонимно
                    28.09.2019 17:08

                    28.09.2019 11:39
                    Казань действительно имеет важное СТРАТЕГИЧЕСКОЕ и геополитическое значение!

                    • Анонимно
                      28.09.2019 19:22

                      Не Москва а именно Казань делает Россию целой и неделимой
                      Связь между Азией и Европой
                      Казань цементирует целостность России
                      Каждый татарин для России на вес золота
                      Нас беречь надо

                  • ЛДПР
                    28.09.2019 19:59

                    Нет, все что на Север именно через Екат поставляют...

                • Анонимно
                  28.09.2019 12:41

                  В этом году по численности населения Казань обойдет НН,

              • Анонимно
                28.09.2019 17:05

                28.09.2019 11:05
                А ЧЕТВЕРТОЙ столице - НЕ быть!

              • Анонимно
                28.09.2019 17:07

                28.09.2019 11:05
                Третьи столицы! По алфавиту рассчитайсь!

            • Анонимно
              28.09.2019 17:10

              09:37 Хронологически Кзн - первая столица на территории современной РФ. Просто в истории России полно вранья об настоящих событиях, бывших в средние века.

              • Анонимно
                28.09.2019 17:53

                28.09.2019 17:10
                Вранья?
                В масштабах Поволжья - вы правы!
                В масштабах РФ:
                Новгород - столица с 862 г.
                Владимир - с 1169 г.
                Москва - с 1328 г.
                Казань - с 1438 г.!

                • Анонимно
                  28.09.2019 18:52

                  17.53. Только вы солгали. Все перечисленные вами города -Новгород, Владимир, Москва - это столицы мелких русских княжеств. А Казань -столица государства. Так что все правильно- на территории РФ первая столица -Казань.

              • Анонимно
                28.09.2019 18:03

                28.09.2019 17:10
                Все что мне НЕ нравиться -ВРАНЬЕ!
                Все что мне нравиться - ИСТИНА!

          • Анонимно
            28.09.2019 09:37

            Суверинитет сделал граждансктво евросоюза почти всем детям и внукам нынешних аульных олигархов, третьей столицей Росиии наш город стал благодаря деньгам, которые выделялись из бюджета России. Вся наежда на то, что этот факт привлечет в город много людей из других регионов и они осушат это болото.

            • Анонимно
              28.09.2019 09:45

              Из бюджета России))))
              Это наши деньги, часть из которых нам возвращают, но уже в кредит, под %
              Здорово, да?

              • Анонимно
                28.09.2019 09:50

                Какие они твои. На чьи деньги построены крупнейшие предприятия Республики ?
                Ты на свои деньги их построил ?

                • Анонимно
                  28.09.2019 17:49

                  9.50. Это всё построено на деньги от татарской нефти, которую постоянно выкачивали из Татарии. А Казани от неё только кукиш показывали. И только благодаря суверенитету, жители Татарстана стали видеть пользу от нашей нефти, а не только испорченную экологию.

                  • Анонимно
                    28.09.2019 19:02

                    Нефть - не "татарская".
                    Это лишь журналистский штамп, про "татарскую нефть", как про "русскую берёзу".

                    • Анонимно
                      28.09.2019 19:59

                      19 02 Ну, да, нефть не татарская. Экологические проблемы - татарские.
                      Первый экспортный нефтепровод "Дружба" - из Татнефти, в 70-е еще годы стали добывать 100 млн. т в год, для валюты на закупку импорта, включая оборонку и ширпотреб для всей страны ...

              • Анонимно
                28.09.2019 09:50

                Не совсем. Условно говоря мы зарабатываем 10 рублей. В Москву на налоги уходит 7, но при этом нам дают ещё 20 рублей и под минимальный процент, почти наверняка эти 20 возвращать не станут т.к. спишут долги. Вот поэтому РТ и процветает. И не надо тут сказок про регион донор и прочее, нужно смотреть как есть в целом.

                • Анонимно
                  28.09.2019 10:06

                  Могли бы и не давать обратно деньги в РТ. Других дыр в стране хватает.

                  • Анонимно
                    28.09.2019 17:50

                    10.06. Другие "дыры" пусть тоже работают, а не только ждут, когда деньги у доноров отнимут.

                • Анонимно
                  29.09.2019 01:02

                  Так вы признаете все таки, что Татарстан процветает!

            • Анонимно
              28.09.2019 23:51

              к 09: 37. Нет у нас болот с газообразным золотом и не было. Были кладези с черным золотом , да утекло по дружбе гарным молодцам..Осушили и показали кузькину мать...

          • Анонимно
            28.09.2019 09:43

            какая еще третья столица? сами себя назначили и везде это вставляют

          • Анонимно
            28.09.2019 09:44

            09.29 "третью столицу России" из Казани сделал Роспатент и этот бренд за Казанью сохранится до 2027 (или 2029) года, а потом не факт, что мы его снова можем зарегистрировать на себя.

            • Анонимно
              28.09.2019 20:15

              А зачем нужно быть "третьей столицей России"? Нам достаточно быть первой столицей Татарстана и татарского народа!

            • Анонимно
              29.09.2019 19:36

              вот именно - по факту что за столица?

          • Низами
            29.09.2019 08:11

            Суверенитет сделал из провинциальной Казани третью столицу России
            Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/440562

            "Нестоличным" людям тоже хочется жить нормально...

        • Анонимно
          28.09.2019 09:32

          Раньше Казань сравнивали с Саратовом и Пермью
          Теперь с европейскими городами
          Вот что Суверинитет животворящий делает
          Саратову и Перми Суверенитета и они тоже лет через 10 расцветут

        • Анонимно
          28.09.2019 09:37

          Время уже раскрывает как использовали национальное самосознание и выступления народа некоторые ушлые для приватизации недр, земель, производств.

          • Анонимно
            28.09.2019 09:45

            Приватизация была по всей России и Татарстан тут не исключение

            • Анонимно
              28.09.2019 10:44

              9.45 Удобно, правда!?? Про обогащение - так по всей стране. а как похвастаться - так это только мы и мы первые

              • Анонимно
                28.09.2019 11:19

                Так и есть
                Обогащалась вся страна
                Не так?
                Мы одни из первых по качеству жизни населения
                Не так?

                У вас есть другие факты?
                Приведите

                • Анонимно
                  28.09.2019 11:26

                  главный факт - ср.уровень зарплаты. Он - 40 по России. Чего тебе еще надо?

                • Анонимно
                  28.09.2019 11:26

                  Факт? В что надо знать 40- ю ЗП! Нет Социалки

                  • Анонимно
                    28.09.2019 13:55

                    Смени методичку про 40 зарплату)
                    Выше все объяснили
                    Все непонятливые уже поняли)

                    • Анонимно
                      28.09.2019 16:50

                      ЗАРПЛАТА еще ниже. ПО факту 25 тысяч - данные НДФЛ за 2018 год. Ознакомься с данными

              • Анонимно
                29.09.2019 01:03

                Ну да, мы - первые, а что? Логики не вижу у вас.

      • Анонимно
        28.09.2019 09:36

        //Суверенитет вывел Татарстан в лидеры экономики России//

        У "лидеров экономики" не может быть 40-е место по уровню зарплат среди регионов РФ.

        • Анонимно
          28.09.2019 09:46

          В Магадане первое
          Второе на Чукотке
          Почему вы не там?

          • Анонимно
            28.09.2019 10:07

            В Самарской области тоже выше зарплаты, но я живу здесь. Лучше здесь будем менять к лучшему условию жизни для всех, чем "сдаваться" - и уезжать. Не дождётесь. РТ - это такой же российский регион, как и все другие.

            • Анонимно
              28.09.2019 10:33

              В Самаре зарплаты ниже
              Смотри таблицу сверху

              • Анонимно
                28.09.2019 11:15

                В Самаре ВЫШЕ - ПО факту. По НДФЛ, по СОЦИАЛКЕ - ВЫШЕ, хвастуны, с 30-летним стажем бессменной власти

                • Анонимно
                  28.09.2019 12:12

                  Расшифруйте, что вы имеете в виду по "выше по НДФЛ"?

                • Анонимно
                  28.09.2019 12:13

                  Может быть нужно сидеть не на пособиях, а работать?

                  • Анонимно
                    28.09.2019 16:53

                    А кто сидит на пособии? Если ЗП - 25? С АБОН платой в дет сад и набегает, платные секции, проездной студента , самый большой ЖКХ по региону - вот образ феодального государства. Простой человек не будет работать - ноги протянет

                • Анонимно
                  28.09.2019 13:37

                  11:15, насчёт Самары Вы правы. Да и, помимо социалки, в Самаре лучшие условия для малого бизнеса и фермарства. И ещё такой момент немаловажный. Знаю, что в РТ всех бабусек-дачниц гоняют и не дают торговать излишками с садов-огородов. А в Самаре на каждом рынке, крупном или мини, есть специальные бесплатные места и любой пенсионер может прийти в любое время и расположиться в комфортных условиях и продавать продукцию со своей дачи без всяких разрешительных документов.
                  п.с. В самарских "перекрёстках" ввели особые предложения для студентов. В период с 01.09.2019 по 31.05.2020 года при предъявлении студенческого билета предоставляется 10% скидка на все виды товаров. В РТ есть такие же предложения?

                  • Анонимно
                    28.09.2019 13:56

                    Там зарплаты ниже вот и больше социалка
                    Всего лишь

                    • Анонимно
                      28.09.2019 14:03

                      13:56, в Самаре прожиточный минимум выше чем в РТ практически на 1000 рублей! Поэтому и доплат больше!

            • Анонимно
              28.09.2019 15:14

              Нет, РТ это РТ, запомните.

            • Анонимно
              28.09.2019 20:18

              Расскажи-ка, плз, как ты здесь будешь менять жизнь к лучшему? Что-то в Самаре и Нижнем не видно, чтобы народ менял жизнь к лучшему. регионы - депрессивные.

          • Анонимно
            28.09.2019 10:13

            Вот и сравнивай себя с Магаданом и Чукоткой

          • Анонимно
            28.09.2019 10:29

            не указывай мне. отправь туда себя.

        • Анонимно
          28.09.2019 12:05

          Так суверенитет давно прошёл. Его уже по факту нет. Но когда он был, где-то до середины 2000х, Татарстан действительно имел уровень жизни заметно выше, чем в других субъектах федерации, разве не так?

          Что касается суверенитета или, вернее сказать, настоящего федерализма, который в России предусмотрен Конституцией, но утрачен, его конечно нужно возвращать.

          И дело здесь не только в Татарстане и его декларации, но в том, что это естественно в такой большой стране - часть вопросов нужно решать самостоятельно на уровне субъекта федерации.

          Разумеется, люди, которые это делают, должны быть реальными представителями народа.

          Не понимаю, чего все так набрасываются на идею о суверенитете. Ведь нашими представителями не являются не только татарстанские политики, но и федеральные. И так во всех регионах.
          Учитывая, что бОльшая часть денег лежит в федеральном бюджете, оторванность федеральных политиков от народа - это гораздо бОльшая проблема.

      • Анонимно
        30.09.2019 16:21

        /Суверенитет вывел Татарстан в лидеры экономики России
        Правильно принимали решения в свое время/
        Да, посрамили всех тех, кто говорил, что то не так это не так и прочее. "Мягкое вхождение в рынок плохо, Связьинвестнефтехим плохо и много всего другого плохо". Это их песня до сих пор и она продолжается.

    • Анонимно
      28.09.2019 09:15

      Как молоды и наивны мы были!

    • Анонимно
      28.09.2019 10:46

      Больше 30 лет. Стабильность.

    • Анонимно
      28.09.2019 14:30

      пока не умрут или не уйдут..

    • Анонимно
      29.09.2019 01:48

      Все правда.
      Феодализм в самом дурном виде и вырождение элиты у нас.
      Нет здоровой борьбы, но как раз застой, который и разложил элиту.
      От себя скажу, работал я в такси и общался много с приезжими.
      Что было очень удивительно мне, что почти все грворят, что в казани зп ниже, чем даде в соседних депрессивных регионах.
      Могу очень подробно рассказать, там мне людям врать смысла не было.
      Это значит одно, что в казани как минимум лобби тупое застройщиков и олигархов разорило заводы и их териитории забрало(перечень привести?), и это и сейчас идет.
      Новых рабочих мест нет, но есть дикая застройка для приезжих.
      И это чревато бунтом.
      Русско татарским.
      Неизбежно.
      Хотя верхи в своих золотых дворцах этого не видят и думают, что все хорошо, как и мария антуанетта с пирожными.

    • Анонимно
      29.09.2019 02:35

      Краплёная.

  • Пурхан
    28.09.2019 08:53

    Список Форбс одним словом .

  • Анонимно
    28.09.2019 09:06

    "К сожалению, часть правящего на федеральном уровне номенклатурного кластера отчего-то считает, что культурные движения народов Российской Федерации — это вызов общегосударственному монолиту!" Айсин, будьте добры, укажите где и когда, какой федеральный руководитель так сказал?

    • Анонимно
      28.09.2019 17:58

      9.06. А у вас проблемы с анализом? Одна отмена обязательных уроков по родным языкам коренных народов РФ из школьной программы чего стоит. К тому же запрет сдачи ЕГЭ на нерусских языках, сокращение национальных школ, запрет
      использования государственных языков нац. республик в судебной, государственной и прочих сферах.

  • Анонимно
    28.09.2019 09:10

    Мухаметшин был какой молодой и симпатичный да....

  • Анонимно
    28.09.2019 09:10

    « Татарстан несет ответственность за состояние татарского мира» это кто так решил? Что такое татарский Мир? Почему татар не спрашивают?

    • Анонимно
      28.09.2019 11:22

      09:10 Вы чего так испугались?

      • Анонимно
        28.09.2019 11:28

        А кто и кого испугался? Здесь заложен другой смысл

        • Анонимно
          28.09.2019 11:50

          Татарстан материнская территория для всех татар мира
          И должен оказывать им всяческую поддержку

          • Анонимно
            28.09.2019 20:17

            11.50
            Именно так
            Поддерживаю полностью
            Должно быть создано министерство по делам диаспор
            Министерство культуры, образования это министерства для всего 7 миллионного татарского народа
            Прежде всего так

    • Анонимно
      28.09.2019 20:25

      \\«Татарстан несет ответственность за состояние татарского мира» это кто так решил? Что такое татарский Мир? Почему татар не спрашивают?\\ - А почему татары должны возражать против этого?

  • Анонимно
    28.09.2019 09:16

    Об административном давлении можно судить по «добровольным заявлениям» на изучение татарского в школах. В прошлом учебном году на родителей давили, угрожали, умоляли, просили, обманывали что бы они написали заявление на изучение татарского языка. И громко раструбили, что «желают» изучать татарский аж 69 % школьников. Это же бред.
    В Башкирии, Марий Эл желающих изучать национальные языки около 10 %. В Татарстане реальная цифра примерно такая же, если не меньше.
    На будущий год перепись фальсифицировать никто не даст, во первых потому что большинство пользуется Госуслугами и перепись можно будет пройти через федеральный, а не местный портал, во вторых Москва прекрасно знает, как в прошлую перепись «татарами» записывали принудительно.

    • Анонимно
      29.09.2019 02:49

      Инсайд с прошлой переписи, татар меньше 30%, остальное политические приписки. Сказали так нужно для благого дела.

  • Анонимно
    28.09.2019 09:18

    Список форбс,жены миллионеры,детей на должности ставят по знакомству,не действуют фед.льготы,аб.плату за садик заставляют платить,нет проездных,самооблажение,куча камер на дорогах,мин.пенсия в регионе меньше чем у бедных соседей в ПФО,дорогое жилье,стоимость проезда,хлеб,мясо,молоко.................
    Для жителей рт,нет ничего хорошего,только для чиновников и хозяевов нефти!!!

  • Анонимно
    28.09.2019 09:24

    Главная цель деятельности власти на данной территории,
    благосостояние всего населения, которое на ней проживает,
    а не кучки номенклатуры. А с этим что? Или так и будем
    гордится местами в рейтингах.

  • ПанАлекс
    28.09.2019 09:32

    Благодаря объявленному "суверенитету" и прекращению контроля со стороны фед. органов власти и ЦБ в 1992-94гг под контролем "2й буквы" через один, с виду небольшой, банк Татарстана было выведено из страны порядка триллиона, в у. е. - со счетов принадлежавших структурам СССР и не переданных на баланс РСФСР/РФ! Народу РТ (не говоря уж про весь РФ) с этих денег НИЧЕГО не перепало! Только гарантии правящим семьям, что доходы от нефти, куда бы их не вывели, останутся в неприкосновенности!

    • Анонимно
      28.09.2019 11:25

      09:32 Согласен с вами ПАНАЛЕКС . По всей России распределяют и получают природную ренту. А в Татарстане нет.

    • Анонимно
      28.09.2019 20:34

      Где пруфы, ясновельможный пан? "Отток средств из российской экономики за последние 30 лет первысил $1 трлн. Об этом сообщил советник президента России Сергей Глазьев". Из всей России вывели триллион долларов за 30 лет, а суверенитет Татарстана прекратился уже 20 лет назад. Чему верить, из Татарстана за 10 лет вывели триллион долларов, или из России вывели триллион долларов за 30 лет?
      https://www.kp.ru/daily/26787.5/3821698/

  • Анонимно
    28.09.2019 09:33

    //всероссийская перепись населения, где татарский вопрос сторонниками искусственного разделения нации политизирован до высокого градуса//

    Надеюсь, что на этот раз власти республики справятся с соблазном "подправить" результаты переписи в республике в "нужном направлении", как это было в прошлых постсоветских переписях населения в РТ - когда численность русского населения в РТ, то стремительно "падала" в совершенно катастрофических масштабах, то возвращалась почти в исходное состояние.

    В общем, этой "забавой" традиционно занимаются некоторые национальные регионы, будучи одержимыми своей национальной идеей - и Татарстан и Башкирия и некоторые другие национальные регионы.

    По результатам махинаций на прошлой переписи населения даже слетел со своего поста старожил политики - глава Мордовии Меркушкин. У него численность мордвы в республике (которая совсем не отличается высокой рождаемость, а скорее наоборот) за 8 лет между переписями неожиданно превысила темпы роста всех северокавказских республик - и выросла аж на 18%. Поскольку рост морды выглядел совсем уж несуразно и абсурдно - Меркушкину пришлось покинуть свой пост.

    Перепись населения в РТ в 2002г. тоже отличилась демографическими чудесами. По сравнению с последней советской переписью численность русских в республике настолько "сократилась", как будто среди русского населения республики прокатился мор - а за это же время как рост численности татар в РТ превышал самые высокие темпы роста в мире. Как будто на русских и татар действовали совершенно разные векторы условий жизни.

    Надо сказать, что следующая перепись населения в РТ в 2010г. показала уже несравненно более точные данные. Численность русских чудесным образом вернулось к исходным показателям, а численность татар совсем перестала расти, словно наткнулось на каменную стену. Другими словами общая динамика изменения численности народов показал, как и общие долгоиграющие тенденции, как и показал вопиющие подтасовки предыдущей переписи. Тем не менее, и последняя перепись имеет очевидные признаки вмешательства "высших сил" - испарились с лица земли кряшены, некоторые русские деревни по результатам переписи населения чудесным образом на бумаге стали населены татарами.

    Про Башкирию и говорить нечего. Переписи в Башкирии с её "качелями" соотношения башкир и татар - давно стали анекдотическими и даже в чём-то классическими. Но это тема для отдельного разговора.

    • Анонимно
      28.09.2019 09:51

      Как обычно будут "рисовать" количество татар и агитировать за это. Как сказал один гид в передаче о Казани, многие казанцы сами не знают татары они или русские или другой национальности. Так и есть. Я посмотрел примерно, как проводилась пробная тестовая перепись в некоторых регионах через Госуслуги и буду участвовать в переписи всей семьей именно так, что бы потом не записывали меня насильно.
      Насколько я помню прошлая перепись проходила без идентификации личности и ФИО. То есть любой человек мог записать в анкету что хотел, что позволяло рисовать нужные цифры. В 2020 Москва примет меры что бы больше не рисовали.

      • ПанАлекс
        28.09.2019 10:09

        Как рассказывали мои бывшие сотрудницы, бывшие до этого сотрудницами в мэрии, им было вменено в обязанность на переписи "найти не менее 25 бомжей на каждого работника и переписать их данные". Причем с обязательной пропорцией "бомже-татар" и "бомжей-русских". Понятно, что никто не лазил по теплотрассам, а взял всех из головы!

        • Анонимно
          28.09.2019 10:20

          Что то после 15/09 и вангардам вашим теориям я больше не верю))

        • Анонимно
          28.09.2019 10:36

          ПАНАЛЕКС. Наскольоко при перепеси 2010 не указывались анкетные данные. Специльно нашел бланки опроса, там указывались дата рождения, национальность, гражданство, родной язык, источник доходов, брак, дата рождения первого ребенка и другие вопросы. Ни номера паспорта ни ФИО не записывались, поэтому они и так могли и писали кого угодно, просто БОМЖей видимо решили найти для "очистки совести"

          • Анонимно
            28.09.2019 11:01

            Подтасовкой численности занимаются именно федеральные власти, иначе в паспортах не убирали бы графу "национальность"

            • Анонимно
              28.09.2019 11:28

              Убрали, потому что НИГДЕ в мире ее нет.

            • Анонимно
              28.09.2019 11:41

              Графа национальность это бред

              • Анонимно
                28.09.2019 18:06

                11.41. Только русские, татары и другие КОРЕННЫЕ народы РФ с вами не согласны. Графа" национальность" должна быть восстановлена! Её отсутствие выгодно только мигрантам, имеющих свои исторические родины за пределами РФ.

                • Анонимно
                  28.09.2019 20:04

                  18:06 ты у детей из смешанных семей спроси сначала, нужно это им или нет.

          • ПанАлекс
            28.09.2019 20:15

            а я про предыдущую перепись.
            2010г. перепись тоже сплошная липа - до 50% населения просто не пустили переписчиков на порог!
            При мне был звонок в ОП полиции начальника с приказом всему составу полиции сопровождать переписчиков и требовать граждан открыть и произвести перепись (как раз в то воскресение). Старший по ОП такой мат выложил!

      • Анонимно
        28.09.2019 10:28

        К нам даже и не заходили

      • Анонимно
        28.09.2019 11:16

        Полагаю, многие "русские" также понятия не имеют о своих корнях.

        • Анонимно
          28.09.2019 11:30

          11:16 успокойся, они как все в Татрстане татары .А как иначе то может быть у вас .

    • Анонимно
      28.09.2019 14:25

      Не нужно спекулировать на башкирских татарах. По факту, в Башкирии татар, которые считали бы себя только татарами и противопоставляли бы себя башкирам, намного меньше официальных цифр. Большинство их люди двойной идентичности, искренне убежденные, что башкиры и татары одна и та же нация. Это их хотел учесть Тишков. Но всполошился Исхаков, мол татар меньше станет. Исхаков и называл цифру несколько сотен тысяч человек (здесь же в интервью в БО). Реально их численность может достигать миллиона - этих самых башкиро-татар. Татарские националисты очень много кричат о якобы дискриминации татар в Башкирии. Если бы это было действительно так, то мы бы видели многотысячные демонстрации татар в Уфе или в других городах. Но этого никогда не было. Даже в бурные 90-е, на самый многочисленный татарский антибашкирский митинг вышли 21 человек.
      Вся эта возня выгодна только национал - популистам и провокаторам.

      • Анонимно
        29.09.2019 00:28

        Многотысячных демонстраций нет даже в Москве, где по факту 20 млн человек проживает. Но это не значит, что люди довольны, просто они - терпилы. Скажут им: "Завтра будем вас вешать", а они еще спросят: "Веревки с собой приносить?".

    • Анонимно
      28.09.2019 17:28

      9-33
      По русским деревням не пробовали пройти? Там рождаемость повышается или понижается?

    • Анонимно
      28.09.2019 18:03

      9.53. Вы уж определитесь- русские переезжают в Татарстан или уезжают из него? Сами же постоянно вопите в коментах, что в Татарстан и в Казань только татары из районов и из других регионов едут. Откуда русскому большинству здесь взяться тогда?

      • Анонимно
        28.09.2019 19:10

        //Откуда русскому большинству здесь взяться тогда?//

        Последние 500 лет в Казани татары либо не жили вообще, либо жили совсем в небольших количествах. До революции самый татарский город был - Уфа. После революции численность татар в Казани стала быстро расти, но даже до сих пор татары не превысили половину населения Казани.

        • Анонимно
          28.09.2019 20:39

          Ничего, динамика роста численности татар положительная, очень скоро перелом наступит и в Казани, мы уже сравнялись практически с русскими.

  • Анонимно
    28.09.2019 09:41

    Если мы не хотим повторения трагедии союза надо потихоньку кончать с миной которую под страну заложили большевики придумав от безысходности государства в государствах.Отпраздновать юбилеи а потом потихоньку всё это отправить в архив.

    • Анонимно
      28.09.2019 10:14

      Да, создание "национальных государств" внутри государства - это опасная мина заложенная большевиками, которая уничтожила их страну - и досталось затем нам по наследству. Надо с этим как-то заканчивать - и исправлять ошибки большевиков 100-летней давности.

      • Анонимно
        28.09.2019 22:43

        хотите исправить ошибки большевиков - вернитесь на 100 лет назад и станьте большевиком безошибочным

    • Анонимно
      28.09.2019 17:30

      9-41
      Мина замедленного действия это когда выпячиваются права одних, ущемляются у других. А не наличие нац.территории.

  • Анонимно
    28.09.2019 09:44

    Внимательно смотрим на список ФОРБС - вот это и есть главная и конечная цель суверенитета. Кстати, Сабиров М.Г., один из немногих, потому что сам опытнейший производственник, понимал к чему клонит ход суверенетизации и был ярый оппонент этому, за что и был с снят с должности премьера.

    • Анонимно
      28.09.2019 10:50

      САБИРОВУ М.Г. - СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ. Человек с Большой буквы и думал о всем народе

    • Анонимно
      28.09.2019 20:44

      Ну что вы болтаете, будучи премьер-министром РТ, Сабиров активно помогал национальному движению и отстаивал суверенитет республики. Сам плотно сотрудничал с Мухамматом Галлямовичем, когда был председателем ВТОЦ.
      Талгат Бареев.

  • Анонимно
    28.09.2019 09:52

    30 ЛЕТ чего отмечать? Суверена? Это позорная страница. Еще на все документы раскрыты. Вознеслась до небес кущка семейная и все. Да, пожелали сначала Союзный договор. И это первый шаг. Далее следует второй. И Что там было в головах, никто не скажет. И действия проходили на грани шантажа. Кстати без мнения народа. Автор испугался фальсификат по переписи. А кто начал подтасовку по суверенитету? Народ отказался в большинстве, а явили такие результаты, удобные верхушке того времени . КАКОЕ может вызвать доверие народа? А откровенный игнор местной властью половины населения, это нормально? Устраивая опереточные многонац. содружество, в случае чего предъявить миру, у нас все хорошо. Да, все мирно слава Богу. Но это не их заслуга. Живем в центре России, вместе почти 500 лет.
    Сегодня у нас по факту рулит удаща, нет в этой вертикали другого этноса, кроме декоративного представительства. И бесконечно трясут свой национальный вопрос в виде языка. Сами же довели обучение до абсурда, сами же исходятся в конвульсиях. 30-ЛЕТ суверенитета дата скорби. Эту дату отметит удаща, закрытым торжеством, где может и покажут славный фильм с монеткой второго тысячелетия

    • Анонимно
      28.09.2019 10:35

      Торжественно отметим
      С концертами и салютом))
      А вы присоеденяйтесь
      Хватит ворчать

  • Анонимно
    28.09.2019 09:55

    //живем мы в федеративной стране, с богатой мозаикой народов, географических, хозяйственных, цивилизационных, культурных и иных особенностей, что унифицировать все это — неправильно//

    Верно. Поэтому непонятно одержимость татарских националистов, чтобы с лица земли исчезли люди, которые называют себя кряшенами или мишарами. Если люди себя так называют - то пусть они будут. Не татарским националистам решать за них - быть им или нет. Тем более не согласятся исчезнуть по желанию Казани - крымские татары.

    • Анонимно
      28.09.2019 11:35

      Я мишарский татарин и мои соседи кряшенские татары, мы говорим на татарском и говорим слово Аллах, хотя в разных конфессиях. И все мы татары, кстати в Турции башкир называют башкурт татары и турки, женившиеся на башкирках, их тоже называют башкирскими татарами. Узбеки тоже от дедов унаследовали название башкорт татарлары.
      Наверное нам самим надо разобраться с наслелием Троцкого, который специально разелил нас. В Пензе и Чувашии все татары только в Казани узнают, что они мишары. Проблема у самих казанских татар, придумайте как заинтересовать всех мишар, болгар, чуваш, башкорт, крэшен воссоединить, как это было раньше.

      • Анонимно
        28.09.2019 12:38

        В докладе ПАСЕ фигурирует жалоба Сибирских татар на то, что при переест населения их записали, как «татары», а они хотели записаться именно «сибирскими татарами»

        • Анонимно
          28.09.2019 20:46

          В докладе Совета Европы говорится о нарушениях прав национальных меньшинств РФ в сфере образования.

        • Анонимно
          28.09.2019 21:14

          К переписи сибирских татар Татарстан не имеет никакого отношения. Этим занимаются власти Тюменской области.

      • Анонимно
        28.09.2019 13:30

        11:35. Не придавайте диалектному обозначению "мишар" значения разделения татар. Это всего лишь уточнение, конкретизация географического положения татар, их места происхождения. Также сибирские татары, поволжские, астраханские, литовские, польские и т.д. и т.п.
        Мы умнее и выше всех козней врагов.

        • Анонимно
          28.09.2019 14:48

          Генетические исследования мишар говорят, что большинство их, 48% носители гаплогрупп E1b1b1, I2a, J2a, J2b2, характерных для народов Балканского полуострова. Естественно, они не были тюркоязычными. Остальная часть генетически связана с башкирами и народами Великой степи. То что, они говорят на языке близком башкирскому, говорит что, башкиры, видимо, были ядром формирования мишарей, их языка. И это при том, что казанские мусульмане, предки татар, в то время говорили на булгаро-чувашском языке. О чем свидетельствуют мусульманские эпитафии. Это казанские татары переняли язык от мишарей и башкир.

          • Анонимно
            28.09.2019 21:16

            Странно что мишары- Цокают.
            Башкиры- Хокают. А казанские татары- Жокают!
            А кто такие чуваши- предки, якобы татар ?
            Какое они имеют отношение к татарам,непонятно...
            Включите логику!

  • Анонимно
    28.09.2019 09:58

    Нынешнее поколение татарстанцев будет жить в ассимитричной федерации с элементами конфедерации

  • Анонимно
    28.09.2019 10:44

    - «Татарстан находится в трубе турбулентного потока и старается не потерять управление»

    Весь мир находится в трубе.

  • Анонимно
    28.09.2019 17:33

    Хорошая статья! Спасибо автору!

  • Анонимно
    28.09.2019 20:19

    Молодец Айсин
    Побольше бы таких
    Татарский мир просыпается

    • Анонимно
      28.09.2019 23:08

      Татарский мир просыпается - вы это пишете уже 3 год....... сон, похоже, летаргический.

  • Анонимно
    28.09.2019 21:29

    Казань на 40 месте по зарплате, наш город практически в 4-м десятке в Татарстане по 12 показателям. Соответственно и зарплата у нас в среднем 15000 рублей. А треть имеет заработную плату около 11 000р. Минус НДФЛ 1430 руб.А сколько безработных!Вот тебе и выходит по РТ 25000 в рублях.

    • Анонимно
      28.09.2019 22:50

      Сколько бы не раздавались ваши стенания, мы любим Татарстан и готовы за него умереть, поэтому мы и татары! Вот читайте: "Во многих областях общественной жизни Республика Татарстан сегодня является своеобразной витриной экономического, инновационного, культурного, социального развития. И как настоящая витрина, в глазах посетителя выглядит безупречно: в Казани и Елабуге - отличные дороги с удобными развязками, чистые ухоженные улицы, свежевыкрашенные фасады домов, идеально постриженные газоны, англоязычная навигация по историческим достопримечательностям. В Казани - множество новых зданий яркой архитектуры, в Елабуге - уютные аллеи и парки, с федеральной трассы М-7 видны въезды в зажиточные, ярко иллюминированные села.
      Внешнее впечатление подтверждается сухими цифрами статистики. Относительно небольшой по размерам (68 тыс кв км, 44 место в РФ) и численности населения (3,81 млн человек, 8-е место в РФ) Татарстан уже много лет делит лидерство с обеими столицами и богатыми нефтяными регионами по величине ВРП (в 2015 году 2 трлн рублей, 5-е место в РФ), объему инвестиций в основной капитал (520,2 млрд рублей, 5-е место), занимает 6 место по вводу жилья (2,4 млн кв м), 7-е место по объему розничной торговли (450 млрд рублей; кто там жалуется на отсутствие денег? - вопрос мой). По динамике промышленного производства Татарстан не только опережает среднероссийские показатели, но уже в 2004 году восстановил объемы конца советского периода - чем не может похвастаться ни один индустриальный регион. Здесь производится более 30% грузовых автомобилей, почти 50% полиэтилена, 43% синтетических каучуков, 33% шин для автомобилей и сельхозмашин, добывается 6% российской нефти.
      В экспертной среде давно уже говорят о "татарстанской модели" регионального развития, некоторые авторы считают ее опыт едва ли не целевой моделью будущего России - при сохраняющихся объемах нефтедобычи здесь активно развиваются новые сферы и виды экономической деятельности, в том числе, основанные на экономике знаний. ОЭЗ "Алабуга" обеспечивает 82% производства и 60% налоговых отчислений семнадцати действующих ОЭЗ России. Регион традиционно занимает верхние строчки в разнообразных рейтингах и позиционируется как благоприятный для ведения бизнеса, привлечения инвестиций и развития инноваций.
      Можно ли повторить экономический успех Татарстана в других регионах России? Изучив все составляющие татарстанского "экономического чуда", приходится признать, что, хотя отдельные ингредиенты его рецепта не являются уникальными, их сочетание практически не поддается тиражированию. Очевидно, республике еще долго суждено оставаться островом стабильности и благополучия в бурном море российского экономического хаоса".
      https://cyberleninka.ru/article/v/chto-delaet-tatarstan-uspeshnym-regionom

      • Анонимно
        29.09.2019 13:51

        22:50
        Театр начинается с вешалки. Магазин начинается с витрины. Однако, ОСНОВНОЕ действо происходит в другом месте. В театральном зале, например. Или в совершенно других от витрины областях и городах.

        • Анонимно
          29.09.2019 15:06

          Это серьезная научная статья в серьезном экономическом журнале аж на 30 страниц, откройте по ссылке и прочитайте. Там туча аналитиков-экспертов с массой статистических материалов анализируют успехи Татарстана. Потом будете высказываться по сути дела. Я хорошо узнаю вашу демагогию, основанную на "капслоке", так никто больше не пишет.

          • Анонимно
            30.09.2019 10:15

            Серьезная аналитическая стать журнала рассказала о колоссальном расслоении в обществе? Что их богатства - базируются на отнятом у населении материального вознаграждения в виде заработной платы, социалки абон платы в дет сада, огромном ЖКХ, низкой пенсии. Идет фактическое ограбление собственного народа, в отчетах - победные реляции. Народу осточертел этот бесконечный пиар. Этот праздник жизни удащи обрыг народу

            • Анонимно
              1.10.2019 15:12

              Зачем риторическими вопросами задаваться, откройте статью по ссылке, все узнаете. Это никакой не пиар, а основательная научная статья в серьезном экономическом журнале с массой статистических данных, с анализом известных в научном мире экспертов. Я бы таким, как вы, еще больше повысил плату за детсады и ЖКХ, отменил пенсию, хотите большую зарплату, работайте. Не должно быть в Татарстане халявщиков! Не нравится? Россия большая, там и зарплаты, и льготы большие, бесплатные детсады, жирные пенсии, и, главное, там заждались вас. А мы останемся жить в "плохом" Татарстане.

  • Анонимно
    29.09.2019 10:32

    Сами боремся с оттоком молодёжи, а моих детей молодых ученых выгнали с института в Набережных Челнах ссылаясь на решение ученого совета, когда как мне известно прошли с «нулевыми показателями» люди, да и ведут занятия без соответствующего образования. Всё покрывается и ректору не доводят.
    Этот директор просто настолько изоврался и передаёт и переворачивает ректору информацию которую сам не знает.
    Позор руководству данного заведения. И то, что такое происходит.

    • Анонимно
      29.09.2019 12:01

      Институт в Челнах относится к Казанскому федеральному университету, обращайтесь к федеральным органам власти, не Татарстан управляет этим вузом.

  • Фидарис
    30.09.2019 12:56

    Я могу сказать ответственно: ни в 2002, ни в 2010 членов моей семьи, проживающих в Москве и Московской области, никто официально не опрашивал и на учет по переписи населения не ставил. Такая же ситуация со многими моими знакомыми татарами, проживающими в указанных регионах - я специально интересовался вопросом.

    На самом деле власти могут получить нужную информацию через ЗАГСы, жилищные конторы, паспортные столы и другие организации, где ведется учетная документация.

    Широко разрекламированная и очень затратная "работа" по переписи - это во многом политическая акция, используемая как инструмент оправдания своей политики и удержания власти.

  • Анонимно
    30.09.2019 16:22

    Хорошая статья у Айсина.

  • Анонимно
    1.10.2019 14:03

    Всё не пойму, а кто назначил Айсина гуру политологии? Графоманские тексты с нагромождением "пышных" конструкций. Бла-бла-бла, "красивые" завороты, туманные намеки и националистическая истерика, подмигивания читателям в духе "ну я-то знаю", "да у меня такие источники" и пр. А реально что или кто стоит за Айсиным? Вот за этими многозначительными фразами и пирамидами слов есть что-то дельное? Какой экспертный совет, кроме узкого круга местных "дружбанов" от политики, назначил его Ыкспертом? А то такое впечатление, что собралась кучка типа политологов, себя назвали экспертами, друг друга нахваливают и думают, что они самые умные.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль