Общество 
29.09.2019

Альфрид Бустанов: «Вокруг БИА сложился клубок из трех взглядов на ислам в России»

Руководство Болгарской исламской академии впервые встретилось в открытой дискуссии с научным сообществом. Получилось не слишком удачно…

Что есть наука для Болгарской академии? На этот вопрос так и не получил четкого ответа на недавнем круглом столе в КФУ с участием трех проректоров БИА известный историк, профессор-ассистент Амстердамского университета Альфрид Бустанов. О том, чем закончился публичный спор профессора Буль-Буля и Рустама Батыра и почему исламская тема в контексте деятельности академии излишне политизирована, — в материале Бустанова для «БИЗНЕС Online».

В рамках ежегодного международного форума «Ислам в мультикультурном мире» прошел круглый стол, посвященный Болгарской исламской академии В рамках ежегодного международного форума «Ислам в мультикультурном мире» прошел круглый стол, посвященный Болгарской исламской академии

 «ЭТО СЕРЬЕЗНОЕ ОБЕЩАНИЕ, К КОТОРОМУ НАВЕРНЯКА ЕЩЕ БУДУТ ОБРАЩАТЬСЯ НАБЛЮДАТЕЛИ»

В минувший четверг в Казани произошло знаменательное событие. В одной из аудиторий Казанского федерального университета в рамках ежегодного международного форума «Ислам в мультикультурном мире» прошел круглый стол, посвященный Болгарской исламской академии (БИА). В силу важности состоявшегося разговора имеет смысл поведать о нем широкой аудитории. Тем более что в прошлые годы Болгарская академия привлекала немалый медийный интерес.

На круглом столе присутствовал цвет сегодняшней исламской академии, все три проректора — Айнур Тимерханов, Абдулла Адыгамов и Алексей Петров — и профессор Исмаил Буль-Буль. Парировать им был приглашен известный полемист Рустам Батыр. Организатор круглого стола Лейла Алмазова попросила меня быть комментатором на этом интересном мероприятии.

Большую часть круглого стола заняла презентация академии проректорами и профессором Буль-Булем Большую часть круглого стола заняла презентация академии проректорами и профессором Буль-Булем

Что же такого произошло? На моей памяти это первый случай, когда в открытом формате — в рамках международной конференции — руководство БИА говорило о своей работе. К сожалению, нам не хватило времени на обстоятельную дискуссию, однако мне как стороннему наблюдателю основные концептуальные линии стали ясны.

Бóльшую часть круглого стола заняла презентация академии проректорами и профессором Буль-Булем. Нам поведали, что БИА находится под внимательным государственным контролем, что сотрудники призваны оправдать доверие руководства страны и республики, что академия должна бороться с религиозным экстремизмом. В этом же духе говорил Буль-Буль: ислам — религия мира и справедливости, а не зла и кровожадности. Последний тезис звучал в его устах как-то тускло и вторично. Зачем почтенному профессору из египетского университета Аль-Азхар оправдываться, что ислам не равен терроризму? В свою очередь наш коллега, проректор по науке БИА Адыгамов, не жалел эпитетов в адрес религиозного учреждения, назвав его «апогеем исламского образования со времен Ибн Фадлана». Это серьезное обещание, к которому наверняка еще будут обращаться наблюдатели.

В целом для языка, выбранного руководством Болгарской исламской академии для презентации их детища, оказался характерен дискурс государственной безопасности и государственного взгляда на ислам: обезопасить, контролировать и деэскалировать. Не мне судить об эффективности такой риторики, сейчас я лишь описываю сложившуюся ситуацию.

Проректор по науке БИА Абдулла Адыгамов не жалел эпитетов в адрес религиозного учреждения, назвав его «апогеем исламского образования со времен Ибн Фадлана» Проректор по науке БИА Абдулла Адыгамов не жалел эпитетов в адрес религиозного учреждения, назвав его «апогеем исламского образования со времен Ибн Фадлана»

«ПРИ ВНЕШНЕМ СХОДСТВЕ ПРЕДМЕТА ОБСУЖДЕНИЯ СПОР МЕЖДУ БУЛЬ-БУЛЕМ И БАТЫРОМ НАПОМИНАЛ ЛИШЬ ДИСПУТ СЛЕПОГО С ГЛУХИМ»

Далее слово взял Батыр. Его взгляды хорошо известны читателям, и я не буду их здесь пересказывать. Кратко можно отметить, что он разделяет государственнический подход в исламском образовании (т. е. контроль нужен) и предлагает для Болгарской академии идеологическую повестку дня. Она заключается в призывах к «вычистке авгиевых конюшен» исламского права и богословия в целом, «закостеневших» в своем «средневековом мракобесии». Батыр так и говорит: дескать, у меня не про науку, а про идеологию — что-то в духе «пора переходить к экспорту передового российского ислама в арабские страны». Увлекательно было наблюдать, как профессор Буль-Буль пытался что-то противопоставить критике Батыра, но получилось так себе: богословские аргументы против идеологической риторики выглядели очень блекло. При внешнем сходстве предмета обсуждения спор между Буль-Булем и Батыром напоминал лишь диспут слепого с глухим.

Рустам Батыр так и говорит: у меня не про науку, а про идеологию — что-то в духе «пора переходить к экспорту передового российского ислама в арабские страны» Рустам Батыр так и говорит: дескать, у меня не про науку, а про идеологию — что-то в духе «пора переходить к экспорту передового российского ислама в арабские страны»

Мы видим, что вокруг БИА сложился клубок из трех взглядов на ислам в России: это дискурс госбезопасности, богословский и идеологический дискурсы. Все три из них в высшей степени политизированы в нашей стране. Любое высказывание в данной области вызывает пристальное и заинтересованное внимание. Поскольку мне такая политизация неинтересна, мой вопрос заключался лишь в том, как руководство академии концептуализирует собственно научный, академический (простите за тавтологию) дискурс. Что есть наука для Болгарской академии?

Парадоксально, но на этот вопрос я не получил внятного ответа. Сложилось впечатление, что наука как эпистемологическая категория, как набор практик и философских подходов просто не проблематизируется в БИА. И подобное очень грустно, поскольку ни идеология, ни госбезопасность, ни богословские игры не заменят образовательному (!) учреждению ясного видения его исторической роли в осмыслении этого мира.


«СО ВРЕМЕНЕМ БИА, БЕЗУСЛОВНО, ДОЛЖНА СФОРМИРОВАТЬ СВОЙ ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР»

Конечно, отрадно, что руководство БИА наконец-то решилось на публичное обсуждение своих взглядов, хоть и без заметных успехов в парировании поверхностной критики, которая, казалось бы, лишь отвлекает заинтересованную аудиторию от насущных дел исламской уммы. Были и вопросы, оставшиеся без внимания: например, почему мы не видим в медийном пространстве профессоров Болгарской академии, живущих на деньги российских налогоплательщиков? Почему они не вносят свой вклад в демонтаж исламофобии в СМИ и какой посыл могут нести для немусульманской части российского общества? Что нового на международном уровне способны предложить?

Хочется верить, что эти и другие вопросы еще будут обсуждаться в рамках публичных дебатов и мы увидим деполитизацию исламской тематики в БИА, а вместе с тем и глубину научного подхода в ее деятельности.

Болгарская исламская академия может стать заметным явлением в международной научной и образовательной среде и выбиться из периферии академического мира в его первые рядыФото: «БИЗНЕС Online»

У Болгарской исламской академии огромный потенциал в деле формирования интеллектуального пространства российской уммы, а также позитивного образа ислама в широких слоях нашего общества вне зависимости от религиозных предпочтений. У меня нет сомнений и в том, что БИА может стать заметным явлением в международной научной и образовательной среде и выбиться из периферии академического мира в его первые ряды. Достичь этого невозможно без общественной дискуссии, без активного участия в медиасфере и целенаправленного строительства собственной информационной и академической повестки дня. Более того, со временем академия, безусловно, должна сформировать свой особый взгляд на мир и свой дискурсивный язык, описывающий его. Хочется верить, что эти благие намерения реализуются в полной мере.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.09.2019 12:41

Где его взять содержание-то?

  • Анонимно
    29.09.2019 10:03

    Сложилось впечатление, что наука как эпистемологическая категория, как набор практик и философских подходов просто не проблематизируется в БИА. И это очень грустно, поскольку ни идеология, ни госбезопасность, ни богословские игры не заменят для образовательному (!) учреждению ясного видения его исторической роли в осмыслении этого мира.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/440616

    Уважаемый профессор пишет только для себя. Только он способен понять свои кружевные сентенции. Занимать позицию стороннего мудреца - самое легкое в данной ситуации. Что в итоге предлагаете, кроме общих слов и благих пожеланий?

  • Анонимно
    29.09.2019 10:21

    Умница Бустанов. Как хорошо, что татарский народ имеет такого верно ощущающего человека , мыслителя, истинного мусульманина.

    • Анонимно
      30.09.2019 09:44

      Я , бустанов - молодец! Я сам для себя учёный! Даже кандидатскую защитил! И очень хочу славы!

  • NIYAZ
    29.09.2019 10:23

    Классный материал.
    Бустанову надо отдать еженедельную исламскую колонку БО вместо Батрова.

  • Анонимно
    29.09.2019 10:52

    Наука в исламской академии? Эпистемология в религии?
    Хочется верить, что тогда в БИА откроют лабораторию описания объекта источника религиозных верований или экспериментальной проверки существования ангелов

    • Анонимно
      29.09.2019 11:54

      Сначала все это откройте в сфере философских исследований. Почему философии позволено обходиться без экспериментальных лабораторий, а богословию нет? Философия - наука или же методологическая основа науки? Если "да", то почему бы и богословие не назвать наукой или же методологической основой науки?

      • Анонимно
        29.09.2019 13:03

        Потому что богословие, в отличие от философии, противопоставляет себя науке.
        Потому что источник религии непознаваем и не воспроизводим, а объект научного познания описывается на основе гипотез подтверждаемых экспериментально, а не со слов ученых мужей.
        Потому что религия не связана с познанием и знанием, религия основана на вере.
        Потому что религия, какая была 500 лет назад, такая и сейчас.
        Все то что в философии есть схожее с религией - отделяет ее от науки.
        Откройте для себя теорию познания. Там нет ничего о чудесных путях получения истины.
        Вам продолжить или достаточно?

        • Анонимно
          30.09.2019 01:25

          Мусульманское богословие никак не против науки, в Хадисах сказано: "За знаниями дойди до Китая". Никаким боком Ислам не отрицает науку.

  • Анонимно
    29.09.2019 11:26

    Религия, когда ее прежде всего пытаются осмыслить умом, становится закостенелой и мертвой.
    Религию прежде всего нужно чувствовать сердцем, и путеводной звездой в осмыслении религии должна быть прежде всего Любовь и религия должна помочь понять, искать Истину этого мира.
    В этой жизни кажется есть только две пути, или живешь впроголодь и пытаешься прощупать Истину этого мира, или наслаждаешься удовольствиями этого мира, но проживаешь жизнь, так и не поняв эту Жизнь.
    Для первой пути деньги почти не имеют значения, они в этом не помогут.
    Но когда человеку удается хоть немного прочувствовать Любовь и Истину-это самое большое счастье в этом мире.

  • Анонимно
    29.09.2019 11:46

    Встретилось в открытой дискуссии с научным сообществом?

  • Анонимно
    29.09.2019 12:09

    В данной дискуссии и Буль-Буль, и Батров (оба) - сторонники "госконтроля" и "госуправления" ислама. Вчерашняя статья Батрова о "легализации" полигамии - тому очередное подтверждение. Но лишь только разногласят они с разных позиций: с позиции "традиционного" суннизма (Буль-Буль) и с позиции антисуннизма и немодернизма (Батров). И прав Бустанов, который назвал их диспут "разговором слепого и глухого". По-сути, они оба - и слепой, и глухой (одновременно), пытающие впрячь ислам в светскую систему управления и правовую систему. Религия должна быть отделена от государства! Этому призывал М.Бигиев.

    • Анонимно
      29.09.2019 12:54

      Муса Бигиев-один из тех людей в Исламе, кто жил впроголодь и искал Истину, и с очень любящим, добрым сердцем.

  • Анонимно
    29.09.2019 12:27

    Столько денег вложили в эту академию. Построили храм исламской науки!! Наполните уже его содержанием.

  • Анонимно
    29.09.2019 14:02

    Бустанов - профессор-ассистент Амстердамского университета? Звучит как студент-академик

    • Анонимно
      30.09.2019 14:39

      14:02 Надо просто немного знать современную систему западного академизма. Таи пожёстче будет на "плаву" удержаться, чем у нас. Кстати, он не первый татар в научном и академическом сообществе на Западе. Как впрочем и многие русские, даже уже постсоветские, окончившие "не наши" вузы.

  • Анонимно
    29.09.2019 15:14

    Исламовед = атеист.
    ДУМ РТ = исламоведы = атеисты.

  • Анонимно
    29.09.2019 15:14

    Главное не буль-булить,имею ввиду не только уважаемого профессора и других полемистов,а четко определить,основные задачи академии. На мой непросвещенно- праактический взгляд, это и усиление подготовки кадров,могущих противостоять, активно мимикрирующему под ислам терроризму,и создание иммунитет от его тлетворного влияния у молодежи. Постоянно читаем,о новых разоблаченых ячейках террористов в самых разных регионах,вплоть до северов, контингент их ,как правило, молодежный.Такая вот,как говаривал еще Штирлиц,информация к размышлению.

  • Булгарин
    29.09.2019 18:22

    Там, где религия, нет места науки. Наука и религия две несовместимые понятия. Они антагонисты. Потому и спор или диспут беспочвенен. Тут надо вести речь об идеологии, о вопросах воспитания, о вопросах культуры. Кто для меня те, кто работают в Болгарской исламской академии? В первую очередь те, кто должны заниматься воспитанием молодежи по основным принципам, которые присущи исламу, да и любой религии. Это те самые заповеди, которые пришли их глубин веков, оформились в заповеди Христа, и были модернизированы в исламе, исходя уже с реальными задачами народов их исповедующих. Но для этого все эти воспитатели должны быть сами образцами поведения и мысли. И это самое главное. А копаться в том, что там сказали почти тысячу лет назад исламские богословы по какому то поводу с их представлениями о жизни в тех условиях - пустое занятие. Да, какая разница, что там написал какой-то богослов, трактуя по своему слова Мухаммеда. И тот кто следует этим словам, не учитывая реалии сегодняшнего дня, просто глупец.

  • Анонимно
    29.09.2019 22:33

    Нет БИА науки, а есть госзаказ. Они не свободны в своих "духовных эпосах", думают и пишут то, за что их кормят.

  • Анонимно
    30.09.2019 11:00

    Почему исламская академия живёт за счёт бюджетных средств? Разве религия в России не отделена от государства? Почему русские налогоплательщики фактически оплачивают учебное заведение мусульман? И отчего Казанской духовной семинарии денег из бюджета не достаётся ни копейки? И почему до сих пор не возрождена Казанская духовная академия и власти РТ всячески препятствуют её возсозданию? Ринатъ Гараевъ.

    • Булгарин
      30.09.2019 12:38

      Ринату Гараеву надо бы по правилам поменять имя на более привычное, христианское. А заодно и подумать, если есть чем, что на содержание РПЦ и всех его структур из бюджета под разными статьями так много денег уходит, что все эти траты на эту исламскую академию просто капля в море. И кстати из налогов тех же татар. Одно только сооружение в Париже обошлось российской казне в сотню миллионов долларов, не говоря о его содержании. А всяких духовных академий в Казани пруд пруди, весь центр уже скоро ими застроят. И еще. Все эти исламские академии, кстати, выполняют большую роль в деле укрепления российского государства и наверняка контролируются довольно плотно ФСБ.

      • Анонимно
        1.10.2019 12:01

        Это вашим исламистам надо сменить арабские имена на татарские и начать наконец-то молиться на татарском языке, а не на арабском. Никакой православной духовной академии в РТ нет. Прежде чем претендовать на бюджетные деньги надо заплатить налоги. Кто в РФ их платит? В России 82% населения русские и они формируют 92% всех средств страны. А что дают нашей стране мусульмане?

  • Анонимно
    30.09.2019 15:20

    Его Невежество Булгарин блещет в виртуальности.
    Но Его последнее высказывание есть большой грех.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль