Машиностроение 
1.10.2019

Охота на контрафакт: в Челнах накрыли бизнес на поддельных деталях для «КАМАЗов»

Следком, УБЭП и Ростехнадзор пришли на Камский моторный завод: изъяты тысячи контрафактных поршневых групп для большегрузов

По данным источников «БИЗНЕС Online», в Челнах на территории Камского моторного завода обнаружен цех по производству контрафактных цилиндро-поршневых групп (ЦПГ) с маркировкой «КАМАЗ», который мог приносить владельцу сотни миллионов рублей в год. Бенефициаром КМЗ называют известного в Челнах предпринимателя Ильгиза Шамсиева. К нему у правоохранителей, впрочем, претензий пока нет, а его представитель заявляет, что бизнесмен всего лишь сдает помещения и оборудование в аренду заводу.

В Челнах на территории Камского моторного завода обнаружен цех по производству контрафактных цилиндропоршневых групп с маркировкой «КАМАЗа» В Челнах на территории Камского моторного завода обнаружен цех по производству контрафактных цилиндро-поршневых групп с маркировкой «КАМАЗ» Фото: Олег Спиридонов

«конец света» и ПОМОЩЬ СПЕЦНАЗА

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в сентябре оперативники центрального аппарата управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ не без усилий проникли в цеха Камского моторного завода (КМЗ), расположенные в челнинской промзоне, носящей неофициальное название «Стройбаза». Обыск заводских цехов едва не сорвался. Как только на пороге предприятия появилась оперативно-следственная группа, которую на всякий пожарный сопровождал спецназ Росгвардии, на КМЗ отключился свет. «Пытались замести следы», — поясняет один из наших собеседников. Не успели: силовики подключили муниципальные власти, электроснабжение быстро восстановили, а оперативники получили доступ к компьютерам завода. В ходе обысков было изъято несколько десятков папок с документацией, которую еще будут внимательно изучать, но главная находка не в этом.

Во-первых, на одном из складов силовики обнаружили 2 тыс. цилиндро-поршневых групп (ЦПГ) с маркировкой «КАМАЗ», готовых к продаже. Никаких разрешительных документов на использование бренда автогиганта сотрудники КМЗ предъявить не смогли.

Во-вторых, силовики нашли цех с огромной и дорогостоящей формой, на которой и отливались детали для ЦПГ. Тут же на объект выехала специальная комиссия республиканского Ростехнадзора, которая пришла к выводу: работы на установке проводились без лицензии и каких-либо разрешений.

Силовики пытаются нащупать прямую юридическую связь между подпольным производством автокомпонентов и его реальным владельцем Силовики пытаются нащупать прямую юридическую связь между подпольным производством автокомпонентов и его реальным владельцем Фото: Олег Спиридонов

на кого УКАЖЕТ номинальный директор?

Поводом для масштабного обыска стало уголовное дело сразу по двум крайне редким, едва ли не уникальным статьям Уголовного кодекса — о незаконном предпринимательстве и нарушении патентных прав (ст. 171 и 147 УК РФ). Его возбудил следственный комитет, если точнее, первый отдел центрального аппарата СУ СК по РТ. Прямого ущерба в уголовном деле нет, впрочем, статьи, по которым идет расследование, его и не подразумевают. По оценкам источников нашей газеты в силовых структурах, ежегодный доход от продажи поршневых групп в обход патента приносил компании от 100 млн до 200 млн рублей. «Поршневые группы продавали в десятках регионов», — заявляет наш источник.

В следственном комитете детали расследования не комментируют. Пока единственным фигурантом дела, по нашим данным, является бывший директор ООО «Автокомпонент» (эта компания является дилером КМЗ, продавая его продукцию по всей стране) Сергей Захаров. Он допрошен, но не задержан. Ему, по словам наших источников, грозит до 5 лет лишения свободы. Однако силовики подозревают, что Захаров был лишь номинальным руководителем цепочки поставщиков контрафактных деталей для «КАМАЗов», и пытаются нащупать прямую юридическую связь между подпольным производством автокомпонентов и его реальным владельцем.

Юрлицо, которое владеет самим производством ЦПГ, образовано лишь 6 марта 2019 года. Уставной капитал ООО «Камский моторный завод» составляет минимально необходимые по закону 10 тыс. рублей. Директором и учредителем значится Сергей Курин. Он же возглавляет частное образовательное учреждение «Колледж информационных систем и технологий» и компанию «Терса Групп». Оба предприятия сдавали в 2016-м и 2017-м нулевую отчетность в налоговую.

На сайте КМЗ указано, что по вопросам покупки продукции завода следует обращаться в «Автокомпонент». Данная компания была учреждена в октябре 2015-го Конструкторским бюро специального машиностроения и тем самым Захаровым, который официально покинул ее в апреле этого года. Сейчас руководит «Автокомпонентом» некая Анжелика Сергеева, а в качестве учредителя значится Айрат Гималетдинов. Выручка компании за 2018 год составила 1 млрд 305 млн рублей, а в целом планку в миллиард организация преодолевает три года подряд. При такой солидной выручке «Автокомпонент» по документам работает в минус: убыток за 2018 год составил 9,8 млн рублей. 

КМЗ на вполне законных основаниях обладает рядом товарных знаков, в частности логотипом завода, который наносят на упаковки цилиндро-поршневых групп. Также организации принадлежит товарный знак «Серия Дальнобойщик».

Примечательно, что в 2011 году часть интеллектуальной собственности предприятия была оформлена на известного в Челнах предпринимателя Ильгиза Шамсиева, который официально никакого отношения к КМЗ не имеет. Кроме того, 11 ноября 2016 года он подал заявки на регистрацию товарных знаков «Дальнобойщик Эксперт» и «Дальнобойщик Premium», которые получили государственную регистрацию в марте 2018-го. Продукция под этими марками также выпускается на КМЗ. 

Елена Точилкина: «[Шамсиев] получает доход от сдачи принадлежащих ему помещений и оборудования в аренду КМЗ» Елена Точилкина: «[Шамсиев] получает доход от сдачи принадлежащих ему помещений и оборудования в аренду КМЗ» Фото: «БИЗНЕС Online»

Шамсиев, по словам его коллег и экспертов, входит в числе самых влиятельных бизнесменов автограда, особенно хорошо его знают предприниматели, занятые в сфере автокомпонентов. Вопросов у правоохранителей к нему нет. Об этом в беседе с нашим изданием заявила представитель Шамсиева, известный адвокат Елена Точилкина. Она заверила, что ее доверитель не имеет никакого отношения ни к КМЗ, ни к «Автокомпоненту». «[Шамсиев] получает доход от сдачи принадлежащих ему помещений и оборудования в аренду КМЗ», — отметила Точилкина, поясняя, что это основной вид деятельности ее клиента и комментировать следственные действия он не может, так как «они происходили у другой организации и его не затронули».

Дирекция ПАО «КАМАЗ» (на фото - гендиректор автогиганта Сергей Когогин) практически постоянно выявляет факты нарушения его интеллектуальных прав, однако дать оценку контрафактному делу КМЗ пока не спешат Дирекция ПАО «КАМАЗ» (на фото — гендиректор Сергей Когогин) постоянно выявляет факты нарушения интеллектуальных прав предприятия, однако дать оценку контрафактному делу КМЗ пока не спешит Фото: «БИЗНЕС Online»

как сергей КОГОГИН ВОЮЕТ С КОНТРАФАКТОМ

Каков точный размер убытков, которые несет ПАО «КАМАЗ» из-за незаконного использования его товарного знака или нарушений интеллектуальных прав, сказать сложно, но счет точно идет на сотни миллионов рублей в год. Пресс-служба автогиганта неоднократно отмечала, что КАМАЗ практически постоянно выявляет факты нарушения его интеллектуальных прав. На рынке появляются даже контрафактные мосты к грузовикам, которые выдаются за оригинальные запчасти. По словам экс-директора компании «Автозапчасть-КАМАЗ» Павла Каничева, ныне возглавляющего фирму «Промышленные компоненты КАМАЗ», визуально такой мост даже не отличить от оригинальной продукции, выявить подделку можно только при разборе.

В связи с частыми случаями нарушения прав интеллектуальной собственности на предприятии даже завели электронную почту, предназначенную для информации о фактах нарушения исключительных прав компании на товарный знак и патентных прав. Там считают, что эта мера увеличит число выявленных правонарушений и усилит борьбу с контрафактными автокомплектующими на российском рынке.

Также, по словам того же Каничева, челнинское предприятие в течение нескольких лет активно занималось развитием фирменной упаковки. К примеру, если раньше в фирменную картонную упаковку укладывалось 30 наименований запчастей, то сейчас — более 2 тысяч. «Мы внедрили систему защиты от подделок. Теперь на упаковке изделия содержится уникальный номер, сгенерированный в случайной последовательности. Он дает покупателю возможность позвонить в федеральный кол-центр и узнать, оригинальная это запчасть или нет», — рассказывал он.

«КАМАЗ» из-за незаконного использования его товарного знака или нарушений интеллектуальных прав несет убытки на сотни миллионов рублей в год КАМАЗ из-за незаконного использования его товарного знака или нарушений интеллектуальных прав несет убытки на сотни миллионов рублей в год Фото: «БИЗНЕС Online»

Кроме того, компания создала новый ценовой сегмент оригинальных запчастей под названием «Эконом» — для автомобилей старше 10 лет. «Нашим клиентам, эксплуатирующим достаточно старые автомобили, ни к чему покупать, к примеру, цилиндро-поршневую группу с ресурсом от 0,5 до 1 миллиона километров. Для них мы внедряем категорию запчастей с пониженным ресурсом эксплуатации, до 150–200 тысяч километров. Они будут стоить дешевле, но при этом отвечать всем требованиям качества», — пояснял Каничев.

При этом КАМАЗу лишь однажды удалось добиться обвинительного приговора по делу о незаконном использовании его товарного знака. Был осужден владелец компании «Торопин» Иван Торопин. За незаконное использование товарного знака КАМАЗа в ходе исполнения мужчиной госконтракта с минобороны Торопина приговорили к 4 годам лишения свободы. Фирма «Торопин» в 2015-м выиграла электронный аукцион на поставку запасных частей к автомобилям «КАМАЗ» на склад по хранению автобронетанкового имущества военной части в городе Сызрани на общую сумму 24,1 млн рублей. Как рассказывал в СМИ директор департамента защиты ресурсов КАМАЗа Николай Липатов, Торопин, зная о том, что приобретение оригинальных запасных частей к автомобилям семейства «КАМАЗ» обойдется дороже, закупил контрафактные по заниженной стоимости и поставил их на склад минобороны. Для сокрытия преступления бизнесмен дал взятку сотруднику воинской части. Последний тогда уже сотрудничал с ФСБ. Как только сумма поступила на счет, Торопин был задержан.

Можно вспомнить и про случай, когда крупную партию контрафактных запчастей к автомобилям «КАМАЗ» обнаружили мэр Омска Вячеслав Двораковский и сотрудники городского управления дорожного хозяйства и благоустройства. Как сообщала пресс-служба КАМАЗа, победитель электронного аукциона на поставку запчастей для грузовиков попытался сбыть контрафакт под видом оригинала. Во время приемки омичи с участием независимого эксперта тщательно проверили продукцию на подлинность. В результате им удалось избежать нецелевого использования бюджетных денег. Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин в письме поблагодарил Двораковского «за поддержку отечественного производителя грузовых автомобилей, оказанное содействие в пресечении партии бракованной и контрафактной продукции под видом заводской».

Однако высказывать свое мнение о новом контрафактном деле и обыске на КМЗ в автогиганте пока не спешат. «По согласованию с правоохранительными органами мы воздерживаемся от комментариев по данному делу до окончания всех следственных действий, — заявили нашему изданию в пресс-службе КАМАЗа. — Просим отнестись к этому с должным пониманием».

Директором КМЗ ранее был известный в 90-е годы челнинский предприниматель Денис Костин, которого в ноябре 2005 года убили. Дело до сих пор не раскрыто Директором КМЗ ранее был известный в 90-е годы челнинский предприниматель Денис Костин, которого в ноябре 2005-го убили. Дело до сих пор не раскрыто Фото: Олег Спиридонов

кто убил гендиректора кмз?

Но вернемся к событиям на Камском моторном. Как следует из информации на официальном сайте завода, он основан в 1999 году. «С момента основания поршневые группы Камского моторного завода — эталон качества российских поршневых групп к двигателям автомобилей. Поршневые группы, баки для топлива и головка цилиндров поставляются на конвейеры заводов, в крупнейшие торговые сети России от Москвы до Владивостока, страны СНГ и во многие страны мира», — указано в разделе «О заводе». Авторы этой официальной заметки отмечают, что на предприятии выстроен полный и автоматизированный цикл производства, оборудованы «собственное литейное производство, цеха механической обработки, нанесения покрытий, доводки изделий». Стоимость поршневых групп на официальном сайте КМЗ указана в пределах 1,9–7,5 тыс. рублей.

Директором КМЗ ранее был известный в 90-е годы челнинский предприниматель Денис Костин, которого называли близким партнером Шамсиева. Они познакомились еще в институте и поначалу даже жили в одном общежитии, а после одними из первых в городе начали привозить на родину «КАМАЗов» цилиндро-поршневые группы костромского завода «Мотордеталь». В 1999 году, заработав капитал на продаже запчастей, на выкупленных площадях одного из обанкротившихся предприятий, расположенных в районе Стройбазы, Шамсиев и Костин организовали свое производство цилиндро-поршневых групп для двигателей, позже взялись и за другие запчасти. Все — под маркой КМЗ.

Ходили слухи, что оборудование для производства бизнесмены сумели выкупить на КАМАЗе. Дела у фирмы шли очень хорошо, от заказчиков не было отбоя, а стать партнерами бизнесменов считали за честь многие предприниматели автограда. О масштабах бизнеса может говорить хотя бы такой факт: за предприятием с самого начала были зарегистрированы домены первого уровня — gilza.ru, porshen.ru и др. Позволить себе такое в то время могли далеко не все производители. Постепенно партнеры обновляли оборудование на более высокотехнологичное.

Сегодня, судя по информации на официальном сайте предприятия, все цеха (а это и литейное производство, и цеха механической обработки, и нанесения покрытий, и доводки изделий) оснащены самым современным и высокопроизводительным оборудованием производства американской корпорации Haas Automation. Помимо изготовления ЦПГ, здесь освоили производство поршневых колец и головок блоков цилиндров.

Роковой момент для КМЗ настал в ноябре 2005 года: Костина убили. Город эта весть взбудоражила. Мужчина на тот момент значился генеральным директором КМЗ. Труп бизнесмена был обнаружен недалеко от завода на Стройбазе — у обочины дороги рядом с его автомобилем BMW. Эксперты-криминалисты насчитали на теле погибшего не менее пяти колото-резаных ран, нанесенных, предположительно, ножом. Само орудие убийства на месте преступления найдено не было. Задержать убийц по горячим следам милиционерам не удалось. Известно, что на место преступления выезжал лично министр внутренних дел РТ Асгат Сафаров. Следствие рассматривало несколько версий убийства предпринимателя, в том числе заказное на почве коммерческих разногласий. Не исключалось и убийство, совершенное из хулиганских мотивов. На какое-то время уголовное дело приостанавливалось с формулировкой «за отсутствием подозреваемых».

Шамсиев объявил, что за любую информацию, которая будет способствовать раскрытию убийства его бизнес-партнера, выплатит 1 млн рублей. Позже следствием было задержано четверо подозреваемых в преступлении, причем одного из них подозревали в его организации, а еще одного человека объявили в федеральный розыск. Впрочем, доказать их причастность к смерти Костина так и не получилось: дело до сих пор не раскрыто.

Шамсиев (в красной тюбетейке) – успешный предприниматель. На своей родине в селе Кама открыл построенную им мечеть, которой было присвоено имя его отца Асгата Шамсиев (в красной тюбетейке) — успешный предприниматель и верующий мусульманин. На своей родине в селе Кама построил мечеть, которой было присвоено имя его отца Асгата Фото: vestikamaza.ru

WHO IS MR. ШАМСИЕВ?

Личность бизнесмена Шамсиева крайне интересна и в то же время загадочна. Он уроженец Удмуртии, родился в селе Кама Камбарского района, а с Челнами его связала учеба в Камском политехническом институте в начале 90-х годов. Шамсиев начинал бизнес еще во время учебы, как и многие в то время, на торговле запасными частями к автомобилям «КАМАЗ», затем стал специализироваться на продажах поршневых групп к двигателям большегрузов. На протяжении довольно длительного времени его широко рекламировавшаяся в прессе компания «Аметист-М» (к настоящему моменту она ликвидирована) являлась крупнейшим в России дилером конотопского завода «Мотордеталь», расположенного на тогда еще братской Украине. Продукцию украинского завода — гильзы, поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы — бизнесмен в буквальном смысле не успевал завозить в Набережные Челны, куда стекались покупатели камазовских запчастей со всего СНГ. Поговаривают, что машина с запчастями едва разгружалась, как уже на следующий же день шла обратно в Конотоп.

Логично, что крупный продавец автокомплектующих для «КАМАЗов» в конце концов мог стать и их производителем, но повторим: официально Шамсиев отношения к КМЗ не имеет. Завод и предпринимателя связывают отношения арендодателя с арендатором, а также то, что на мужчину оформлены некоторые товарные знаки Камского моторного.

Рассказывают, что у работников КМЗ довольно высокие заработные платы, однако предприятие постоянно подавало объявления о том, что ему требуются новые сотрудники. Причина крылась, как выяснилось, в установлении на заводе жесткой дисциплины: за малейшую провинность работник наказывался серьезным штрафом, что приводило к текучке кадров.

Шамсиева также называют бенефициаром завода «Промвентиляция», который производит системы вентиляции для промышленных и гражданских объектов, сборные утепленные ангары, тентовые конструкции, сэндвич-панели и вентилируемые фасады. Кроме этого, здесь же производятся топливные баки для большегрузов, в том числе алюминиевые. КАМАЗ, к слову, производство алюминиевых баков освоил лишь в июне этого года, вложив в соответствующие мощности почти 550 млн рублей.


Что касается личной жизни, то можно отметить, что успешный предприниматель — верующий мусульманин. В мае прошлого года Шамсиев на своей родине в селе Кама в присутствии муфтия Удмуртской Республики и большого количества земляков открыл построенную им мечеть, которой было присвоено имя его отца Асгата. На мемориальной доске, прикрепленной на входе в молельный дом, говорится, что мечеть возвел Ильгиз Асгатович Шамсиев в дар верующим. На открытии спонсор строительства заявил, что ее содержание не будет возложено на плечи села, на банковский счет культового учреждения Шамсиев перевел средства, которые позволят мечети не нуждаться в деньгах в течение как минимум 10 лет.

Официально Шамсиев — индивидуальный предприниматель, зарегистрированный еще в 2006 году. Основной род его деятельности, как указано в базе «Контур.Фокус», — аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. Благодаря такой бизнес-схеме к Шамсиеву и не может быть претензий по поводу возможных нарушений законодательства на КМЗ. «Доказательств того, что он управляет заводом, нет», — заявляет один из наших собеседников в силовых структурах. Пока бизнесмен даже не допрошен, но судьба его во многом в руках бывшего директора «Автокомпонента»: если Захаров вдруг заявит, что был руководителем лишь номинально и укажет на реального владельца бизнеса, следком может поменять свое мнение о фигурантах дела.

«БИЗНЕС Online» будет следить за ходом расследования.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (145) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.10.2019 08:07

Что бы хорошо зарабатывать нужно немножко обмануть!
А что с теми кто в наглую Татнефть и Таиф приватизировали?

  • Анонимно
    1.10.2019 08:07

    Что бы хорошо зарабатывать нужно немножко обмануть!
    А что с теми кто в наглую Татнефть и Таиф приватизировали?

    • Оптимист
      1.10.2019 08:11

      Что мешало ему легализоваться и производить эти же детали

      • Анонимно
        1.10.2019 08:28

        Как минимум те, кто позволяет легализоваться.

        • BArt
          1.10.2019 10:28

          Попробуй, легализируйся с нашими законами. Если выпускаешь что ни будь стоящее, обязательно найдется какая ни будь тварь, которая захочет отобрать твой бизнес. Вот и открывай бизнес в России...

          • Анонимно
            1.10.2019 12:01

            НЕТ, а поршни где должны находиться если не на моторном заводе ?? На территории МЭРии или на овощной базе ..?? наладили свое и качеству не уступает - ну так молодцы , спасибо сказать надо

            • Анонимно
              1.10.2019 12:21

              ну а Когогин , просто конторская личность ,ставший акционером на готовом

              • Анонимно
                2.10.2019 06:56

                Он ЕдиноРосс, работает в думе, принимает законы, встречается с силовиками, даёт информацию и консультации, организует избирателей, вдохновляет помощников, отчитывается перед главным акционером - "Мерседесом".

          • Оптимист
            1.10.2019 12:04

            Согласен

          • Анонимно
            2.10.2019 07:33

            РОСТЕХ,,,,,,,,,- оставьте в покое трудяг , которые вас и прочих кормят и оддевают

      • ПанАлекс
        1.10.2019 08:41

        С шильдиками КАМАЗ это все теневой бизнес, с которого не платят налоги!
        По опыту производства коленвалов из давальческих материалов на Кузнечном и Движках КАМАЗа в конце 90х- начале 2000х у нас себестоимость коленвала получалась половину от продажной цены, установленной КАМАЗом!

        • Анонимно
          1.10.2019 10:20

          Проще говоря, если убрать дармоедов, то себестоимость КамАЗов можно уменьшить в два раза и тогда завод сразу станет конкурентоспособным, но нужно кормить тысячи дармоедов и они губят все производство. Наша страна в миниатюре.

          • АН61
            1.10.2019 10:42

            О чём и речь .А тут видишь ли КМЗ дорогу им перешёл.

          • Анонимно
            1.10.2019 14:47

            Работал в компании, поставлявшей комплектующие на конвейер КАМАЗА, там продажная цена на КАМАЗ была +80% к себестоимости детали.

            • Анонимно
              1.10.2019 17:30

              Поставка на Камаз предполагает отсрочку платежей от 30 до 90 дней. Поэтому закладывается огромный процент прибыли.

      • АН61
        1.10.2019 08:44

        Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ. ( Мао Цзэдун )

        А что происходит у нас ?? Камаз задушил всех производителей ЗЧ .Зачем ?? Для повышения качества ?? Ага ,как же .Для увеличения цен как монополист

        • Анонимно
          2.10.2019 22:17

          Речь не идёт о производстве. Речь идёт о товарном знаке. Производи пожалуйста, но не ставь товарный знак, не обманывай потребителя

      • Анонимно
        2.10.2019 06:53

        Так они и работают официально и в статье сказано, что имеют частично (!) права на товарный знак. А СК посмотрит, где поставить запятые: имеет, частично, не частично, не имеет. Ведь везде люди - погоны, премии, активы.

    • Анонимно
      1.10.2019 09:53

      Уставной капитал ООО «Камский моторный завод» составляет минимально необходимые по закону 10 тыс. Уважаемые граждане ЮЛ отвечает своим уставом, следовательно все сделки больше 10т.р. оспоримы.

      • Анонимно
        1.10.2019 12:05

        не умный ты чинуша . Стране 1кг хлеба или кг пользы
        принеси сначала ,сидите на шее ............

      • Анонимно
        1.10.2019 22:26

        Юридический ПТУ окончил, судя по комментарию?

    • Анонимно
      1.10.2019 10:53

      а что, они в Форбсе!

    • Анонимно
      1.10.2019 11:41

      Вот и ответ на вопрос, почему здесь не Германия...

    • Анонимно
      1.10.2019 12:02

      Оргсинтез забыли

    • Анонимно
      2.10.2019 06:51

      Плохо уже то, что они работали и работают!

  • Анонимно
    1.10.2019 08:11

    Поэтому КАМАЗ всегда будет в одном известном месте.

    • АН61
      1.10.2019 08:47

      Конечно ,сколько лет существует НТЦ ,а толку ?? Свою кабину выпустить так и не смогли .

      • Анонимно
        1.10.2019 09:15

        Свою кабину запустить дороже чем уже готовую лаколизовать. Да и грузовики это не легковой транспорт. Дизайн кабины не на первом месте. Главное что внутри и ходовые качества и т. Д.

        • АН61
          1.10.2019 09:30

          Запустили в своё время целый автогигант ,которому равному нет в мире .
          А внутри до сих пор массово нет кондиционера .Позорище !!
          Я в 96м ехал на Камазе экспедитором чуть сердечный приступ от жары не получил ,машина безкапотник сидишь на движке , а кондея нет .Стояли в пробке ,асфальт плавился .

        • Анонимно
          1.10.2019 09:35

          09.15 ошибаетесь, и дизайн убогий от совка не хочется и ездить с комфортом хочется. Устали мы перевозчики от этого убожества.

    • Анонимно
      2.10.2019 06:58

      И Россия рядом?

  • Анонимно
    1.10.2019 08:22

    Такое чувство что это бизнес топов КАМАЗа

    • АН61
      1.10.2019 10:37

      Когда-то возможно был , у бывшего гендиректора Камаза фамилия тоже была Костин.

      • Анонимно
        1.10.2019 12:52

        Это другой Костин, однофамилец. У сына Ивана Михайловича есть бизнес в КИП Мастер

  • Анонимно
    1.10.2019 08:30

    Ха, он все сдает в аренду))

  • Моисей
    1.10.2019 08:35

    Страна контрафакта
    В Тольятти гонят контрафакт на Лады, в Казани на МИ, в Челнах на Камазы, по всей России так

    • ЛДПР
      1.10.2019 09:18

      Да и сами граждане контрафакт...да и власть...

      • Анонимно
        1.10.2019 12:08

        это Выживание , каждый старается выжить в этих не выносимых условиях

    • Анонимно
      1.10.2019 09:37

      Да вся страна контрафактной, что не возьми,хоть продукты,хоть любые материалы выпущенные в этой стране,все либо кривое косое,либо сделано кривыми руками. Вся страна это один большой контрафакт!

    • Анонимно
      1.10.2019 10:26

      ВСЁ сплошной контрафакт, крышуемый кем-то, который не дает развиваться нормальному бизнесу. От детских игрушек, картриджей, продуктов питания и до строительства домов, деталей ракет. В стране в фаворе те, кто может заниматься криминальной деятельностью под чьей-то крышей.

  • АН61
    1.10.2019 08:36

    Ильгиза Шамсиева знаю с 1999го года , я покупал у них в своё время конотопскую гильзу ,крашеную под камазовскую. Да ,стиль руководства у него говорят весьма жёсткий , НО видели бы вы что из себя представляли эти два убитых предприятия до Ильгиза ,называю по имени потому что ,пусть не близко ,но знаком с ним 20 лет . Работать с ним было очень удобно ,если заслужить у него доверие ,а оно было ,в начале 2000х давал запчасти можно сказать под честное слово и ни разу не было случая чтобы я не сдержал свои обязательства .Давно уже пришлось завязать с запчастями ,но когда был у них крайний раз Ильгиз узнал .
    На территории КМЗ розы появились когда их возле мэрии в помине не было .Как бы там ни было люди подобные Шамсиеву занимаются делом ,создают новые производства ,а не разворовывают то ,что было создано до них.
    Жаль ваш корреспондент не посмотрел картину ,висит в проходной промвентиляции каким был завод до Ильгиза ,а вы посмотрите и подумайте .

  • Анонимно
    1.10.2019 08:50

    Надо бы поберечь этого Захарова. Мало ли что... Под стражу даже не взяли, на всякий случай.

    • Анонимно
      1.10.2019 13:14

      Чтобы не мешать устранять. Так же главбуха петровского завода в свое время застрелили, дома на глазах 3 детей. Как ревизия там началась.

  • Анонимно
    1.10.2019 08:55

    Столько лет Камаз обворовывают! Начиная от охраны и работяг, до таких вот ушлых бизнесменов. Когда доллар был дёшев, они заказывали запчасти в Китае с маркировкой Камаз. И продавали, а руководство КамАЗа не обращало на это внимания. Ездил несколько раз в Челны за запчастями, такое ощущение, что ими полгорода , по базам и гаражам,занимаются. Многие под ментами работают.

  • Анонимно
    1.10.2019 09:04

    во второй половине 90х первой половине 0х когда завод работал мало и много народа было уволено широко распространен был бизнес на производстве контрафактных материалов в ижевске на ижстали заказывали заготовки потом везли в набережные челны там размещали заказы на обработке этих заготовок механическую термическую естественно налогов не платили получалось дешево продавали тоже дешевле чем завод потом эти люди начали покупать станки размещали везде где можно даже в гаражах наверное этот бизнес давно свернут а тогда это помогло людям пережить разгром завода

  • Анонимно
    1.10.2019 09:13

    Я встречался с Ильгизом и обсуждал с ним проекты бизнеса. Это настоящий бизнесмен, таких в стране практически нет, он всегда за передовое оборудование, на каждом его заводе чистота и порядок, созданы все условия для сотрудников в таком виде что и представить сложно. Уже на протяжении многих лет бизнес этого человека пытаются забрать, то прокурорскими проверками, теперь вот это, это чистой воды рейдерский захват! Я никогда не поверю что он станет производить контрафакт, ему это не надо, его бренды производятся и продаются много лет и все знают насколько это качественный продукт! Просто есть заводы которые до сих пор льют в землю и не тянут ни качество ни объемы и он им мешает! если есть люди способные помочь ему отбиться и сохранить заводы, помогите, это очень хороший человек и бизнесмен!!!!

    • RX300
      1.10.2019 09:22

      Ващета его представитель открестился от этого бизнеса (производство автокомпонентов). Шамсиев всего лишь арендодатель... не забываем фабулу господа))))

      • АН61
        1.10.2019 09:43

        Налоги говорите ??
        Да в России это нога у кого надо нога.
        Свои для власти оффшорят только в путь ,а скольких "пострадавших" от санкций от налогов освободили ??? Да на их фоне КМЗ не видно .Ну задушат ещё один частный завод ,люди лишатся работы ,а кое-кто на Камазе будет радоваться считая свои частные барыши .
        Я здесь писать не буду где ,кто и как питается через поставщиков на том же Камазе .В инете инфы полно .

      • Анонимно
        1.10.2019 13:53

        Кто его пытается защитить наоборот о нем все тайное выкладывают. АН61 вообще признался что покупал у него поддельные гильзы. А ха ха ха.

        • АН61
          1.10.2019 14:37

          13.55
          Не передёргивай .Я не писал "поддельные",тогда никто и не скрывал что это Конотоп ,а чернение это защитное покрытие .Копирование технологий это не подделка.

          • Анонимно
            1.10.2019 17:38

            Согласен. Во всем мире такое практикуется. Одни придумывают, а потом появляются аналоги. Если хорошее качество получается продукции то почему бы не использовать такую же технологию.

    • Анонимно
      1.10.2019 13:15

      У него же нет производства! Только сдача в аренду помещений.

      • АН61
        1.10.2019 14:39

        История КМЗ достойна восхищения и поучительна в хорошем смысле как пример .
        Побольше бы таких как Ильгиз Шамсиев

        • Анонимно
          2.10.2019 12:52

          Не преувеличивайте достоинства рядового арендодателя.

  • Анонимно
    1.10.2019 09:16

    Налоги-вот главная претензия этому «серому углу» Промзоны.

  • ЛДПР
    1.10.2019 09:19

    Воровали. воруют и будут воровать...нужна централизация власти!!!

    • Оптимист
      1.10.2019 09:54

      Что бы воровали только одни?)))

    • Анонимно
      1.10.2019 10:37

      Так уже централизовали что можно. Воровать стали еще больше. Никогда и нигде это не работало. Работает только конкуренция и приравнивание клановости к коррупции. Если не знаешь кто за тобой придет на место, но знаешь, что точно сдаст, то воровать не будет желания. Ну и правоохранительная система полностью не выполняет свои функции.

    • Анонимно
      1.10.2019 12:23

      09.19 и так во всем централизована вертикаль власти в этой стране. Смешно смотреть как каждые три месяца по зомбоящику вещают царя решающего в онлайн проблемы начиная от епархии дворника заканчивая епархией кухарки.

  • Анонимно
    1.10.2019 09:24

    Успешный бизнес в россии вести все опаснее. Привластные Монополисты, органы, бандиты и т.д

  • Анонимно
    1.10.2019 09:42

    Наше "горячо любимое" правительство все делает для того, чтоб задушить средний бизнес. И это печально... КамАЗ избавляется от конкурентов, и это печально... Таким образом он получит монополию на продукцию под шильдиком КАМАЗ и будет крутить ценой как захочет.
    Вот такая ситуация - действительно законная, это по российски. Браво!

    • АН61
      1.10.2019 10:27

      Так УЖЕ крутит как хочет ,цены на ЗЧ Камаз как на иномарки . И тех бывает нет ,самосвалы стоят потому что нет ремкомплектов на итальянские гидроцилиндры подъёма кузова.

  • Анонимно
    1.10.2019 09:45

    Заказная статья.Что бы попытаться очернить предпринимателя Шамсиева.

  • Анонимно
    1.10.2019 10:10

    А в Калининграде вполне легально делают подделки-"аналоги" БМВ, которые потом продаются у официальных дилеров

  • Анонимно
    1.10.2019 10:12

    Интересно почему мутные бизнесмены строя божьи храмы? Не школы не больницы а храмы? Кто был его отец что в его честь мечеть назвали? Великий мученик?

    • АН61
      1.10.2019 10:44

      А он один такой ?? Он хоть на свои строит ,а в Чечне на чьи ?? А РПЦ ??

    • Анонимно
      1.10.2019 12:29

      10.12 вы одно поймёте, он строит на свои, заработанные честным трудом, деньги и ваши советы ему не нужны. Постройте на свои деньги школу или больницу, прислушайтесь к своим же нравоучениям, начните с себя.

      • Анонимно
        1.10.2019 12:50

        тут хрен кто кому нужен ,,,каждый день то там вор с млрд-ами в квартире ловят , то сям ,,,,,, работяг доят

      • Анонимно
        1.10.2019 13:37

        Обычно строят на стыренные из бюджета, которые считают теперь своими. Есть исключения.

  • Анонимно
    1.10.2019 10:44

    Точно знаю что КМЗ никогда не ставил знак КАМАЗ,это ложь,зачем когда есть свой товарный знак КМЗ (Камский моторный завод),это ложь редакции

    • АН61
      1.10.2019 11:33

      Да ,это так , НИ РАЗУ не видел шильдика Камаз .

    • Анонимно
      1.10.2019 17:57

      Официально знак конечно не ставил , зачем делиться с правообладателем товарного знак. А изготовлять и продавать свой товар, через отдельную карманую фирму по ЦЕНЕ камаза это очень выгодно.

  • Анонимно
    1.10.2019 10:46

    Обычно свет отключают сами силовики, чтобы сотрудники не успели удалить с компьютеров важные данные.

  • Анонимно
    1.10.2019 11:04

    Это гражданский спор, на лицо рейдерский захват предприятия. Скорее всего будет отказной материал, но работать это предприятие больше не будет. Владельцу респект, очень умная схема.

    • АН61
      1.10.2019 11:32

      Ну положим созданная ЗАДОЛГО до него .
      Есть в Заинске ,точнее было , предприятие ЗПСК ,сменившее много юрлиц , так вот его владелец много лет ,лет 20наверное сдавал его так же с оборудованием юрлицам сменявшимся как в калейдоскопе .Те накопят долгов по налогам и платежам и банкротятся ,следом открываются другие и так по кругу ,а бенефициар один был ,Закиров Ирек Мунирович.
      Два года назад эта лафа закончилась ,предприятие закрыто второй год.

    • Анонимно
      1.10.2019 11:39

      Если это рейдерство, то отказа не будет. Сотрудников УБЭП премируют и повысят.

  • Анонимно
    1.10.2019 11:07

    А почему это вдруг УБЭП и Ростехнадзор решили что это контрофакт- это просто конкурирующее производство.
    Налицо неконкурентное поведение КАМАЗа, применяющее административное давление против конкурентов. Тут конечно надо разобраться под каким брэндом выпускали продукцию.

  • Анонимно
    1.10.2019 11:08

    Продукция КМЗ всегда выпускалась под своим раскрученным товарным знаком,зарегистрированным,никогда под товарным знаком КАМАЗ,,явно заказная статья

  • Анонимно
    1.10.2019 11:12

    На сколько знаю ,он атеист,просто сделал подарок посёлку,привёл территорию кладбища впорядок где похоронены его родные

  • Анонимно
    1.10.2019 11:22

    Это все просто подстава ,чтоб очернить конкурентов.
    Если бы вы хоть раз по присутствовали на КМЗ и посмотрели в как в нутри устроен завод приближен к европейскому.
    И сходите на любой из заводов Камаз которые в нутр как заброшеный ,условия бичовские,но зато типа камаз оригинал .

    КМЗ ЛУЧШИЕ!!!
    Ильгиз Асгатович красава!

  • Анонимно
    1.10.2019 11:30

    Раьо ал я на этом заводе 4 года. Там зп самые высокие были, в то время как по Челнам средняя зп дозодила всего до 10 тысяч в месяц.

  • Анонимно
    1.10.2019 11:32

    Ну не назовёт же своим именем. И твоим тоже. Потому-что деньги его.

  • Анонимно
    1.10.2019 11:39

    Сколько лет уже работает этот завод никаких претензий не было.Официально логотип использовать ему разрешили же, а теперь видите ли контрафакт.Людей за дураков держат.Скорее всего рейдеры, или кому это выгодно.Хотя это одно и тоже.

  • Анонимно
    1.10.2019 12:03

    Точно знаю что у федерал могула(американцев),которые делают поршневую на вас камаз нет лицензии промышленной безопасности ни по цветной,ни по чёрной литейке,убирают конкурентов,ведь КМЗ единственное предприятие зарагестрированное в России,которое делает поршневую.Нет поршневой,нет двигателей,нет машин.

  • Анонимно
    1.10.2019 12:04

    Ко мне на собеседование приходил сотрудник автокомпонентного завода из Челнов, у которого директора в канаве нашли недалеко от завода. Я спрашиваю кандидата, с чего уходишь-то? Говорит, хозяин у нас жесткий, может и в репу дать.
    Да, вот такие у нас бывают работодатели в Татарстане родном.

  • Анонимно
    1.10.2019 12:07

    Зарплаты там самые высокие по Челнам, а на самом деле чистыми самые низкие по поводу даже с зп камазом не меньше пол тин не выходит. Видимо кто очень хорошо хочет отдыхать на островах и под новый год. Обычное дело с кем то не поделились но это не надолго все быстро ляжет и будет отлично там большие деньги рабо ают.

  • Анонимно
    1.10.2019 12:11

    КМЗ единственное предприятие производящее поршневые зарегистрированное в России,нет поршневой,нет движка,нет машины,останутся только американцы Федерал-могул

  • Анонимно
    1.10.2019 12:34

    "Но, повторим: официально Шамсиев отношения к КМЗ не имеет. завод и предпринимателя связывают отношения арендодателя с арендатором, а также то, что на Шамсиева оформлены некоторые товарные знаки КМЗ"

    Стандартная схема деления бизнеса между собственниками, очень часто используется, позволяет быстро выводить деньги с минимальными процентами (на ИП Шамсиева).

  • Анонимно
    1.10.2019 12:49

    Его бизнес начал мешать Камазу.
    Когогин начал обращать пристальное внимание на прибыль получаемую от запчастей.
    Воровства товарного знака нет, у него свой товарный знак, который мешает камазу.
    Проверка началась по просьбе Когогина.

  • Анонимно
    1.10.2019 13:06

    Имея 20-ти летнюю историю поршневой бренда "КМЗ" накой им нужна марка "КАМАЗ"! Тут бред полный! Топы КамАЗа во главе с Когогиным гнут под себя весе производства, навязывая им заведомо убыточные условия, а те кто против и бодается то здрасте УБЭП, Ростехнадзор, налоговая и т.д. Скоро эта шайка хлопнет все более менее живые производства автокомпонентов в регионе.

  • Анонимно
    1.10.2019 13:21

    Предлагаю отлавливать на дорогах все грузовики не марки Камаз, сдавать их на металлолом и производить камазы , поскольку метал будет халявный цена камаза упадёт и продажи вырастут .

  • Анонимно
    1.10.2019 13:59

    Дело КамАЗовским тухляком попахивает!
    Видел в прошлом году в Москве на выставке павильон КМЗ, уровень "небо" по сравнению с КАМАЗом! Поразил уровень представленной продукции и её ассортимент, далеко не одним камазом-колхозом ребята живут! Не знал что в моём городе есть такого уровня завод! Неудивительно что Когогин решили его заполучить!

  • самозанятая
    1.10.2019 14:08

    на любом рынке контрафакта много...Зайдите на рынок на Пионерской-все игрушки контрафакт...Уже и штрафовали,но воз и ныне там..товар для детей....

  • Анонимно
    1.10.2019 14:18

    Слышал что Ильгиз давно живет в Германии, а в цехах управляет Сергей Курин ... вот и доуправлял, бывший топ менеджер КамАЗа.

    • Анонимно
      1.10.2019 19:44

      Это тот Курин который был комерческим директором Камаз Дизель? Неужели он?

    • Анонимно
      2.10.2019 09:22

      В Челнах он живет в многоквартирном доме, если не знаете зачем ерунду писать?

  • Анонимно
    1.10.2019 14:31

    Про высокие з/платы написали, про передовое производство написали,а про то что у ребят , которые там на производстве работают,после увольнения выявляют серьезные заболевания легких выявляют все молчат. Причем, диагноз , как правило,установить врачи не могут. На вредное производство работники устроены как индивидуальные предприниматели. И никто теперь за эти заболевания молодых ребят ответственности не несет. Одним словом -дикий капитализм.

    • Анонимно
      1.10.2019 15:02

      А с Камазовской литейки люди на пенсию здоровые что ли уходят?

      • Анонимно
        1.10.2019 17:25

        С камазовской литейки на пенсию раньше уходят, им за вредность платят и спецпитание дают. И профосмотры есть. А здесь стаж за вредность не идет. И никто за это не отвечает.

        • Анонимно
          1.10.2019 18:22

          Если стаж наработаешь то уйдёшь или уползешь, как повезёт.

      • Анонимно
        2.10.2019 11:30

        Там работали в основном плавильщики и литейщики с Камаза. Многие уже с отработанным вредным стажом. Т.е. они добавляли болячек к заработанным на Камазе.

        • Анонимно
          2.10.2019 14:55

          У тех , у кого возникли эти заболевания- совсем молодые ребята, никогда ни на КамАЗе и ни на другом вредном производстве не работали. За 2-3 года заработали эти болячки именно на КМЗ.

    • Анонимно
      1.10.2019 17:28

      И когда увольняются с КМЗ практически 2 месяца работы остаются не оплаченными. А т.к. все устроены как ИП - ничего никому не предъявишь.

    • Анонимно
      2.10.2019 11:27

      Полдня отработал на центробежном литьё гильз, и ушел. Столовая, бесплатный обед, блестящие туалеты и раздевалки понравились. Но отношение к работникам и задержка нелегальной зарплаты на два месяца не понравились. При увольнении эта двухмесячная зарплата не выплачивалась, «выходное пособие». Это было в 2003 году. Набор производили в редакции газеты «Автосити». Хозяйничал некий Олег.

      • Анонимно
        2.10.2019 14:00

        Сейчас разве 2003?

      • Анонимно
        2.10.2019 15:00

        Отношение к работникам в предыдущем комментарии очень мягко сказано. А вообще - рукоприкладство , моральное унижение и слом молодых. Не просто так мечети строят, есть, что отмаливать.

  • Анонимно
    1.10.2019 15:01

    А никого не смущает , что при обороте в миллиард , они показывают убыток в 8 миллионов. Налоги получается совсем платить не хотят

    • Анонимно
      1.10.2019 15:51

      После уплаты налогов и уходят в убыток, в нашем государстве по другому ни как!

    • Анонимно
      1.10.2019 16:20

      Оборот не является чистой прибылью.

  • Анонимно
    1.10.2019 15:03

    А Камаз в отличии от них , налоги платит в полном объёме и сотрудники тоже все работают официально

  • Анонимно
    1.10.2019 15:27

    Насколько я знаю ,они ежемесячно платили по 10 млн.р. налогов,по году 120 млн.р. минимум,им ЕСН подняли с 30 до 37 процентов,так как из-за ТОСЭР китайцам дали 7 процентов,кто у Хайера работает почему будет получать пенсию без касании?

  • Анонимно
    1.10.2019 15:27

    Насколько я знаю ,они ежемесячно платили по 10 млн.р. налогов,по году 120 млн.р. минимум,им ЕСН подняли с 30 до 37 процентов,так как из-за ТОСЭР китайцам дали 7 процентов,кто у Хайера работает почему будет получать пенсию без касании?

  • Анонимно
    1.10.2019 15:34

    А банкротство Костромы Мотордетали с долгами в 18 млр!!!Вдумайтесь!У них уже сейчас у нового предприятия долгов 5 или 90 млн.долларов,это видно из отчётности в интернет и оформлены они в офшоре на Кипре

  • Анонимно
    1.10.2019 15:48

    Работал с ними когда всё только начиналось. Более честных бизнесменов и руководителей чем Шамсиев и Костин мне в жизни не встречалось. Таких людей бы побольше - всей стране жилось бы получше. А что до жёсткого стиля управления - то принцип работы был простой. Заслужил - получи. Это касалось и вознаграждения, и наказания. Дай бог Ильгизу сил проходить через всё испытания и добиваться исполнения задуманного.

  • Анонимно
    1.10.2019 15:54

    Да 5 млр.долгов перед банками при оборотке в 4 млр. в год,это бизнес по Костроме,поэтому на них и не наезжают

  • Анонимно
    1.10.2019 16:04

    Куча фирм зашла в ТОСЭРпрактически без налогов(ЕСН 7 процентов,как же отнять от них 26 процентов в пенсионный фонд,налог на прибыль меньше в 10 раз),все налоговую нагрузку перекладывают на Российские предприятия,думаю от этого больше вреда,чем пользы

  • Анонимно
    1.10.2019 16:42

    Китайский Хайер запустит холодильники,газовые и электрические плиты,телевизоры,бытовая техника,....каждый год по заводу...всего пока 9 заводов,потом демпингуя в одном сегменте разорит например Чайковский завод по плитам,ведь Хайер получит прибыль с других производств,так со временем мы получим монополию китайцев и будем работать на них,потеряв свои производства

    • Анонимно
      2.10.2019 06:29

      Китайские компании лоббируют свои производства и дают деньги чиновникам на уровне правительства, а у завода в Чайковском или Позиса такой поддержки нет.

  • Анонимно
    1.10.2019 16:43

    Судя даже по тем фото что в статье, всё аккуратно и современно оформлено, видно что собственники и руководители предприятия заботятся о нём. Думаю с персоналом, производством и качеством продукции то же самое. Какой тогда это контрафакт? Если Камаз не производя ЦПГ имеет претензии, то это вопрос экспертиз и споров в судах по интелектуальной собственности. А маски шоу, травля контролирующими органами, и шум в прессе явный признак не честной конкуренции или рейдерства, в результате которого сотни человек могут потерять работу и отлаженный бизнес! А потребитель как всегда за всё заплатит!

  • Анонимно
    1.10.2019 19:45

    Печально.

  • Анонимно
    1.10.2019 23:43

    Просто из топов решил сделать подарок сынишке или дочурке.

  • Анонимно
    1.10.2019 23:59

    А вот ещё интересный факт: продукция КМЗ официально продаётся через дилерскую сеть КАМАЗа

  • Анонимно
    2.10.2019 06:33

    Глупо уничтожать наездами производство в России, которого итак нет. После такого и бизнес в России не нужен, чтобы его так просто взяли и уничтожили.
    Зато китайцы вывозят лес и растят пластиковые огурцы и помидоры, продолжают травить нас, чтобы мы быстрее вымерли, к ним претензий нет....

  • Анонимно
    2.10.2019 06:55

    У предпринимателя есть еще рекламный бизнес ,выпускается газета ,есть биллборды ,оформлены на сына,а это высоконкурентный бизнес в Челнах .Заказ может быть со стороны конкурентов по рекламе ,устраняют конкурентов ,чтобы получить свою долю пирога.Ведь с приходом казанских рекламщиков ,монополия под угрозой.

  • Анонимно
    2.10.2019 07:17

    "за предприятием с самого начала были зарегистрированы домены первого уровня — gilza.ru, porshen.ru и др. Позволить себе такое в то время могли далеко не все производители."
    Это домены второго уровня. Позволить такие себе могут все. Просто им повезло, что в то время эти доменные имена были свободны. Домены первого уровня это ru, com, edu и т.п.

  • Анонимно
    2.10.2019 11:48

    В Основном продукцию КМЗ продают все дилеры Камаза?

  • Анонимно
    2.10.2019 14:20

    Под брендом КАМАЗ поршневая давно не выпускается,Федерал Могул выкупил производство поршневых на КАМАЗе.....понятно что КМЗ выпускает поршневую для КАМАЗа,покажите упаковки поддельные

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль