Общество 
2.10.2019

«Надо было оставить как есть, это пошло – все равно что мрамор красить»

В Казани разгорелись страсти вокруг ставшего золотым памятника Мусе Джалилю, который в действительности просто отмыли от грязи

Реконструкция памятника татарскому антифашисту сегодня вызвала взрыв общественного недовольства — жители Казани заметили, что Муса Джалиль превратился в сияющий на солнце монумент. И хотя подозрения в том, что памятник покрыли краской, не подтвердились, все же нашлись недовольные, убежденные, что такой ремонт скульптуру не красит. Эксперты «БИЗНЕС Online» вспомнили про культ старины в Европе и Америке, когда зеленые потеки окиси меди на памятнике были признаком «породы».

Накануне случился переполох среди культурной общественности Казани. Шоумен Айдар Садыков задался вопросами — кто, почему и, самое главное, зачем позолотил скульптуру Мусе Джалилю у Спасской башни Казанского кремля? Накануне случился переполох среди культурной общественности Казани — кто, почему и, самое главное, зачем позолотил скульптуру Мусы Джалиля? Фото: Василий Иванов

«ПОХАБЩИНА» ИЛИ ПРОСТО «ПЕРЕСТАРАЛИСЬ»?

Накануне вечером переполох среди культурной общественности Казани вызвало сообщение в группе Kazan Nostalgique в «Фейсбуке». Его автор — шоумен Айдар Садыков — задался вопросами: кто, почему и, самое главное, зачем позолотил скульптуру Мусы Джалиля у Спасской башни Казанского кремля? «Эффект бронзы, патины или искусственного старения? Лучше, чем оригинал, красивше же, — с ноткой сарказма написал Садыков. — Представьте, что нечто подобное можно и с Вахитовым сотворить или Ульяновым на „сковородке“? Как вам? А давайте все памятники перекрасим! Разукрашку сделаем: лицо одним цветом выкрасим, одежду — другим, обувь — третьим… Кощунство какое-то и как минимум неуважение к авторам памятника… Самодеятельность на грани вандализма».

По мнению автора сообщения, если нанесение позолоты связано с реставрационными работами, то должно быть сделано соответствующее уведомление, дабы не шокировать казанскую общественность подобными новшествами.

В комментариях к своему посту Садыков рассказал также, что даже нашел якобы ту самую краску, которой покрасили памятник: «Spray paint bronze — бронзовая акриловая краска, предназначенная для финишного окрашивания металлических, стеклянных, деревянных, керамических поверхностей, а также ABS-пластика. Продукт может использоваться в процессе ремонта автомобиля, в быту и других сферах». Он даже прикрепил фотографию, как такая краска ложится на батареи.

Участники сообщества Kazan Nostalgique не остались равнодушными. Кто-то предположил, что инициаторы нанесения позолоты хотели показать возросшую ценность Джалиля, кто-то напомнил, что в Европе старинные памятники с зеленым налетом никого обычно не смущают, а кто-то решил отнестись к «позолотевшему» памятнику с юмором: «Загар!» Но в большинстве участники сообщества отнеслись к нововведению с негативом. «Невозможно представить, чтобы портрет Бальзака на Монпарнасе работы Родена вот так же выкрасили. Полное надругательство над автором, село какое-то, а не столица…» — написал, например, Ильдар Галеев. Кроме того, в комментариях высказывались и мысли о том, что никто, возможно, и не красил памятник — скорее всего, его просто почистили. «Перестарались, убирая „лишнее“», — отметил Ян Тинчурин. А администратор сообщества Андрей Шритт заметил, что это «похабщина» и есть повод обратиться в комитет РТ по охране культурного наследия.

Контракт предполагает демонтаж аварийных участков облицовки, восстановление утраченных гранитных плит, очистку и восстановление памятных надписей Контракт предполагает демонтаж аварийных участков облицовки, восстановление утраченных гранитных плит Фото: Василий Иванов

КАК ДЖАЛИЛЯ «ПОМЫЛИ» СПЕЦРАСТВОРОМ И СЖАТЫМ ВОЗДУХОМ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» сегодня своими глазами осмотрел обновленный памятник Мусе Джалилю и убедился, что выглядевшая всегда привычно серой скульптура вдруг «позолотела». Однако рабочие, проводившие реконструкцию, развенчали подозрения о покрашенном памятнике, озвученные в социальных сетях. По словам рабочих, меняющих у подножия плитку, новый вид татарский антифашист получил после того, как его попросту отмыли.

Реконструкция памятника началась после конкурса, проведенного в апреле этого года. Планы отремонтировать скульптуру на площади 1 Мая тогда оформились в тендер, победителем которого стало АО «Татарское специальное научно-реставрационное управление» (ТСНРУ). Гендиректор и соучредитель общества — Юрий Егорушкин

Контракт на 2,3 млн рублей предполагает демонтаж аварийных участков облицовки, восстановление утраченных гранитных плит, очистку и восстановление памятных надписей — все работы по ремонту. О покраске памятника в условиях контракта ничего не говорится.

На бурную реакцию в соцсетях отреагировал и исполком Казани. Как пояснили в комитете внешнего благоустройства исполкома, памятник после реконструкции вернется к своему первоначальному, естественному, бронзовому окрасу. «Бронзовый памятник уже очистили при помощи традиционных в таких случаях и применяемых во всем мире бережных технологий, — сообщает пресс-служба исполкома Казани. — Так, предварительно скульптуру обработали специализированным раствором, после чего с помощью сжатого воздуха удалили отслоившуюся грязь. После этого памятник вернется к своему первоначальному, естественному, бронзовому окрасу. Планируется, что все работы будут завершены до 30 декабря».

Руководитель проекта АО «ТСНРУ» Михаил Мошковцев рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что для очистки памятника применялся концентрированный мыльный состав, который нанесли с помощью кисточек, а затем образовавшуюся пену смыли воздушной струей. В результате памятник приобрел естественный для свежеотлитой бронзы вид.  «В течение пары месяцев он снова станет темным под воздействием агрессивной среды, как и все бронзовые памятники», — заверил он. По словам руководителя, за все время памятник ни разу не чистили, в результате чего он потерял «облик Джалиля»: не было прорисовки контуров глаз и ушей. Ремонтные работы проводились только с основанием памятника, в частности, была заменена треснувшая плитка.

Как сообщили нашему корреспонденту в комитете РТ по охране объектов культурного наследия, сотрудники ведомства выехали на место и убедились, что ремонтно-реставрационные работы идут по плану. «Знаменитый бронзовый монумент был покрыт плотным слоем так называемой дикой патины, из-за которой скульптура имела неоднородный зелено-голубой цвет. Бронзовую скульптуру очистили от пылесажевых загрязнений и копоти, частично убрали патину в ходе реставрационных работ», — отметили в комитете.

Памятник Мусе Джалилю был открыт в Казани 3 ноября 1966 года. Его авторы — скульптор В. Цигаль и архитектор Л. Голубовский. В 1974 году памятник включили в список памятников культуры РСФСР, подлежащих охране как памятники государственного значения (на фото – дочь Мусы Джалиля  Чулпан Залилова (в центре) с внуком Михаилом) Памятник Мусе Джалилю был открыт в Казани 3 ноября 1966 года. Его авторы — скульптор В. Цигаль и архитектор Л. Голубовский. В 1974 году его включили в список памятников культуры РСФСР, подлежащих охране как объекты государственного значения (на фото — дочь Мусы Джалиля  Чулпан Залилова (в центре) с внуком Михаилом) Фото: Шамиль Абдюшев

«И в Европе, и в Америке, и в Китае был культ старины, когда зеленые потеки окиси меди считались признаком «породы»

Отметим, памятник Мусе Джалилю был открыт в столице Татарстана 3 ноября 1966 года. Его авторы — скульптор В. Цигаль и архитектор Л. Голубовский. Монумент появился в год празднования 60-летия со дня рождения писателя. В 1974 году его включили в список памятников культуры РСФСР, подлежащих охране как объекты государственного значения.

Сейчас же экскурсоводы на площади 1 Мая рассказывают, что Джалиль в 1941-м, будучи уже известным в Татарстане поэтом, ушел на фронт. В 1939–1941 годах был ответственным секретарем союза писателей Татарской АССР, работал заведующим литературной частью татарского оперного театра, но отказался от брони. Во время одного из боев Джалиль был ранен и попал в плен. После этого он оказался в организованном немцами легионе «Идель — Урал», но сумел наладить там конспиративную работу. Во время встреч с легионерами он тайно передавал им сводки Совинформбюро, читал свои антифашистские стихи, вел пропаганду против фашизма, вербовал членов антифашистской организации. Но подполье вскоре было раскрыто, и Джалиль, как один из его организаторов, был казнен 25 августа 1944 года в берлинской тюрьме Моабит. Из-за того, что формально Джалиль был членом фашистского легиона, на него в 1946-м было заведено дело об измене Родине и пособничестве врагу. Только после того, как были найдены «Моабитские тетради», Джалиль был реабилитирован, а в 1956 году ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о том, следует ли переживать из-за золотистого цвета, который после очищения приобрел монумент.

Салават Щербаков, народный художник России, академик:

— Я знаю этот памятник, скульптор Цигаль его делал, он моим соседом был, мы в одном подъезде жили. Если очисткой монумента занимается профессионал и если памятник как-то необычно покрыт, тогда это отдельный случай. Здесь профессиональный художник или скульптор решают обновить цвет. И совсем другой случай, когда есть некое классическое состояние памятников, когда они темнеют естественным образом. Тогда, как правило, его оставляют в том виде, в каком он есть. И в Европе, и в Америке, и в Китае это происходит. Даже был такой культ старины, когда зеленые потеки окиси меди считались признаком «породы», представлялось, что это красиво. Ну разве что помоют его от силы раз в год, чтобы пыль смыть и следы от птиц, которые на него садятся. То есть обычно такие памятники не трогают. В Санкт-Петербурге была похожая история, когда готовились к 300-летию города и там тоже зеленые потеки со скульптур убрали. Я считаю, что если в таком участвовали профессионалы, архитекторы, то это одно, а если его просто оттерли — уже непрофессионально. Но к подобному очень осторожно нужно относиться. Это может быть сделано непрофессионально, чисто хозяйственными структурами, которые не имеют отношения к искусству. И тогда будет уже не авторское покрытие и не природное, а какое-то новое. Но волноваться, я думаю, не надо. Потому что природа все равно возьмет свое. Металл окислится, и бронза приобретет свой естественный цвет.

Михаил Черепанов, историк, краевед, заведующий музеем-мемориалом ВОВ в Казанском кремле:

— Никто этот памятник не мыл, его просто побрызгали бронзовой краской из пульверизаторов, я сам это видел! Думаю, это сделали работники Горзеленхоза по приказу сверху. Не сами же они такое придумали. Скорее всего, он при установке действительно и был бронзовым, и выглядел посветлее. Но так же, как и наш новый загс — Чаша на берегу Казанки, до того почернел, что сейчас уже никто и не вспомнит, что он когда-то был золотым. Я думаю, что отмыть и как-то очистить ржавую бронзу памятника Джалилю невозможно. Это ж надо тряпочками с растворителем протирать все складки. Нет, такое физически невозможно!

Я думаю, все надо было оставить как есть, не стоило красить. Это по́шло и некрасиво. Все равно что мрамор красить. Краска рано или поздно в любом случае слезет, и будет еще смешнее. 

Конечно, памятник Мусе Джалилю, который стоит в центре Казани, это хороший повод рассказать и гостям, и уж тем более жителям Казани о том, какую роль сыграл сам Муса Джалиль и его товарищи, имена которых увековечены на памятных плитах, и в освобождении Европы от фашизма, и в защите народа Татарстана от депортации. Почему у нас тут не было депортации, которая настигла, к примеру, крымских татар? В легионе «Идель — Урал» было 30 тысяч наших земляков, и Сталин бы с удовольствием организовал и для их семей и родственников такую депортацию. Если бы не эта группа Курмаша — Джалиля — Утяшева, как я их называю. Если бы они тогда не устроили массовую антифашистскую деятельность, переход на сторону партизан, а позже — борьбу с немецкими военными частями, то тогда у нас была бы депортация. Может быть, не всех казанских татар выслали бы, но очень многих. И Джалиль в этом, в защите своего народа от будущих репрессий, сыграл очень большую роль. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (256) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
2.10.2019 14:23

Хайпушечка и блогеры рулят. Блогер пульнул очередной бред и понеслось по трубам. Кого ж сегодня волнует правда, хайпануть надо.

  • Анонимно
    2.10.2019 14:22

    " Никто этот памятник не мыл, его просто побрызгали бронзовой краской из пульвелизаторов, я сам это видел!"

    "Я свидетель, я видел. А что случилось?" А из чего надо еще брызгать химию, которая съедает окислы? Из него, из пульверизатора родимого. И действует такая химия сразу же.

    • Анонимно
      2.10.2019 15:29

      человек просто не соображает о чем говорит, вот и все. А сми подхватили, конечно же.

    • Анонимно
      2.10.2019 15:48

      Человек же не в курсе как обрабатывают памятники во время реставрации. Вот и придумал такую легенду)))

    • Анонимно
      2.10.2019 16:26

      В любом случае, тут надо быть специалистом, чтобы разбираться.

    • Анонимно
      2.10.2019 17:07

      Да уж - лучше бы не трогали

      • Анонимно
        2.10.2019 18:36

        Трогай или не трогай - все равно кто-то был бы недоволен.

        • Анонимно
          3.10.2019 03:52

          Тогда уж лучше сделать нормально, чем ждать ухудшения ситуации. Так и сделали.

          • Анонимно
            3.10.2019 12:36

            -3.52 Что вы сделали? Деньги потратили неизвестно зачем? Сняли защитный слой

            • Анонимно
              4.10.2019 09:00

              Это лишь мнение одного человека описанное в статье а точно пока ничего и неизвестно

            • Анонимно
              4.10.2019 09:01

              Еще тоже скажите что горзеленхоз этот слой свои лопаточками сгреб

      • Анонимно
        4.10.2019 09:00

        Раз уж пошли такие разбирательства - значит доведут до конца. Тут скорее сказывается то что к серому Джалилю давно все привыкли а бронзовым его мало кто помнит

    • Анонимно
      3.10.2019 12:39

      Сделано конечно крайне непрофессионально

  • Анонимно
    2.10.2019 14:23

    Хайпушечка и блогеры рулят. Блогер пульнул очередной бред и понеслось по трубам. Кого ж сегодня волнует правда, хайпануть надо.

    • Анонимно
      2.10.2019 15:19

      Согласен, не разобравшись написал, что покрасили и пошла волна, а в в изначальном состоянии то круто смотрится!

      • Анонимно
        2.10.2019 15:31

        хорошо выглядит памятник, спустя несколько лет опять потемнеет все равно

        • Анонимно
          3.10.2019 03:52

          Спустя десяток-другой лет потемнеет из-за естественного окисления. Но сейчас он будет выглядеть красиво.)

      • Анонимно
        2.10.2019 17:42

        Круто смотрится? Джалиль всегда был темным! Даже миниверсии настольные Джалиля 70-ых годов темные.

        Вся Казань теперь "круто смотрится" из-за таких "впечатлительных" модернизаторов с окраин.

        Дай бог потемнеет в первоначальный вид скорее, а то ведь составом каким додумаюся еще покрыть, чтоб золотился все время. Круто же, богато.

        • Анонимно
          2.10.2019 18:13

          Домработница с позолоченных ложек начала содой оттирать потемнения, грязно же выглядит! Оттерла, вместе с позолотой. Но после первой ложки все поняла, остановилась, сильно потом извинялась, места себе найти не могла.

          Ну а здесь памятник решили почистить, а че грязный какой стоит. Слова давно закончились, если честно. Русский язык не настолько богат, оказывается.

          • Анонимно
            3.10.2019 03:57

            Причем тут позолота, если вернулся естественный бронзовый цвет, прямо как было раньше?

            • Анонимно
              3.10.2019 07:51

              Никогда он не был таким раньше, внизу уже тоже 100 раз объяснили. Да и очевидно это - настолько нелепо смотрится, кто в своем уме додумался бы создать такой памятник.

              • Анонимно
                3.10.2019 12:24

                7.51. А вы видели этот памятник сразу после отливки? Если нет, то вы выглядите очень глупо.

                • Анонимно
                  3.10.2019 15:03

                  Причем здесь после отливки? Автор сделал его потом темным, потому что таким был его замысел. Человек в конлцагере, перед казнью!!! Да никто никогда до этого не видел памятник золотым. И что он означает в золотом цвете по-вашему?

                  • Анонимно
                    4.10.2019 09:03

                    Это ведь просто ваше мнение а надо вообще тогда спрашивать у автора памятника - тут мало кто уверен в том какого он был цвета

              • Анонимно
                4.10.2019 09:02

                Не факт,по соцсетям уже ходят фото где много лет назад памятник выглядел именно таким образом

    • Анонимно
      2.10.2019 16:24

      Сейчас институт авторитетных источников подорван вот такими заявлениями. Люди готовы поверить чему угодно,если долго смотрят/читают кого-то...

      • Анонимно
        2.10.2019 16:54

        даже долго не нужно, достаточно разовой публикации и все. Понеслось!

  • Анонимно
    2.10.2019 14:32

    господин Черпеанов явно не в себе

    • Анонимно
      2.10.2019 15:05

      Эксперт, чо. Странно, что и тут не сказал про фильм Девятаеву...

    • Анонимно
      2.10.2019 15:14

      Еще и работникам Горзеленхоза досталось.Они то причем?

    • Анонимно
      3.10.2019 13:52

      Сказочник. Братья Гримм тихо курят в углу.

  • Анонимно
    2.10.2019 14:32

    Сейчас это станет брендом в Казани. Золотой Муса Джалиль!

    • Анонимно
      2.10.2019 15:15

      На вес золота наш поэт

    • Анонимно
      2.10.2019 15:34

      через несколько лет снова потемнеет и все опять забудут его первоначальный вид

      • Анонимно
        2.10.2019 16:04

        и после каждой чистки будут удивляться! И постить такие новости)))

        • Анонимно
          2.10.2019 16:13

          а В чем реставрация, если через два года вид прежний будет?
          Денег все это сколько стоило? И зачем?

          • Анонимно
            2.10.2019 16:19

            Не менял он цвет последние лет 10 и не реставрировали. Поэтому каждые 2 года-это вы лишнее написали

            • Анонимно
              2.10.2019 17:04

              16.19 Это не я написал. Читать извольте и статью и комментарии. Это лишь комментарий был по отношению...

          • Анонимно
            2.10.2019 16:55

            ну такие свойства у материала памятника, что он темнеет. Реставрацией каждые два года никто не занимается, не выдумывайте чепуху

            • Анонимно
              2.10.2019 17:05

              16.55 А кто и где написал, что реставрацией каждые два года занимаются? Научитесь читать внимательно прежде чем ответы свои бросаться писать, защищая свои проекты неудачные

              • Анонимно
                4.10.2019 09:04

                Каждые 2 года могут только мыть обычной водой но не реставрация

          • Анонимно
            2.10.2019 17:13

            Лет 5-10 будет цвет потихоньку менять.
            Решили вот впервые за 50 лет отреставрировать, очистить от окиси.

            • Анонимно
              2.10.2019 18:05

              Его не отреставрировали, а испортили! Неужели это непонятно? Не был памятник никогда "под золото"!

              • Анонимно
                2.10.2019 22:57

                Каким образом очистка от налета = порча? ВЫ бы хоть логически думали...

                • Анонимно
                  3.10.2019 12:38

                  22.57 Голову включите: налет -есть естественный защитный слой. Его крайне нежелательно убирать. А Вам видимо кажется, что налет - это голубиный помет..

              • Анонимно
                4.10.2019 09:04

                Кто то говорил что был именно под бронзу/ золото. Кому верить?

            • Анонимно
              2.10.2019 19:49

              17.13 Зачем? Сказать можете? Памятники из такого материала веками стоят и не требую отмывки выделенных денег, а только небольшой профилактической помывки обыкновенными средствами.

              • Анонимно
                2.10.2019 22:58

                Это и сделали, вы так говорите, будто бы в данном случае очистка дорого стоила.

          • Анонимно
            4.10.2019 09:03

            Т/е/ надо было оставить его в грязи и в пыли?

    • Анонимно
      2.10.2019 16:27

      Не золотой, а бронзовый.)
      Но как заметили - он на вес золота!

    • Анонимно
      2.10.2019 17:43

      Брендом Казани уже давно стали сельские модернизаторы, и это не отмыть, не очистить.

      • Анонимно
        3.10.2019 03:58

        Ха, сельские?.. Благодаря ним Казань стала настоящей столицей...

      • Анонимно
        4.10.2019 09:05

        Так всегда - городские коренные пассивны слишком в своей деятельности вот и приходится инициативу брать другим даже если они из села

  • Анонимно
    2.10.2019 14:33

    О хоспыдя,даже из этого уже делают позолоту..
    Вся идея памятника такому человеку и народу,то,что они были сделаны не из золота,а и из металла и камня с совершенно другим оттенком.
    Усердие властей,глупое усирдие,не знает границ.
    Насмотрелись на шейхов и всяких арабских понтов,и тащат это сюда.
    Как тут не вспомнить Островского,вернее их обоих.

    • Анонимно
      2.10.2019 17:14

      Вы помните, какого цвета он был первоначально?.. И хотя бы загуглите, как выглядит очищенная медь.

      • Анонимно
        2.10.2019 18:36

        Ну, и каким? Нигде на старых фотографиях памятник не блестит! Тем более, как солнце!

        • Анонимно
          3.10.2019 03:59

          Старые фотографии не могут в современную цветопередачу, оно выглядело раньше точно так же!

  • Псевдоним
    2.10.2019 14:36

    Как обычно, те, кто не разбираются, больше всего хай-вай подняли.

    • Анонимно
      2.10.2019 15:05

      Ну да, хайп на ровном месте

    • Анонимно
      4.10.2019 09:06

      Потом еще оправдывался этот шоумен а может просто не ожидал что его слова во внимание примут но хайп уже словил - кто ж до этого о нем знал?

  • Анонимно
    2.10.2019 14:38

    Прошу изучить и помнить о том, что Муса состоял в числе легионеров добровольческого легиона ,, Волга-Урал,, в подчинении Вермахта, где и писал свои стихи о любви к Родине. Верх ценизма. Откройте интернет, почитайте, прежде чем полоняться.

    • Анонимно
      2.10.2019 15:12

      Вам либералам уже Муса покоя не даёт.

      • Анонимно
        2.10.2019 15:43

        Покоя не даёт истина, которая состоит в том, что если бы Джалиля не казнили в Моабите, его с очень большой вероятности приговорила бы к смерти, либо к долгим годам лагерей за измену Родине Советская власть.

        • Анонимно
          2.10.2019 16:20

          Вполне возможно и это не самые прекрасные страницы истории нашей страны

        • Анонимно
          3.10.2019 12:14

          Справедливости ради - Мусу казнили в тюрьме Плетцензее. А в Моабите ему, как и Девятаеву - вынесли смертный приговор. Только Девятаева отправили в Заксенхаузен в качестве смертника. Ну, ещё и тетради - "моабитские". Легко перепутать. Плетцензее - и сегодня - следственный изолятор.

    • Анонимно
      2.10.2019 16:48

      Предатель. Согласен с вами.

      • Анонимно
        2.10.2019 17:17

        Чем же он предал?.. Как бы вы на его месте поступили?

        • Анонимно
          2.10.2019 18:17

          Сотни тысяч наших военнопленных на сговор с фашистами не пошли и не служили в РОА или его аналоге для мусульман.

        • Анонимно
          3.10.2019 19:01

          Родину предал.Он же присягу давал в Красной Армии,а потом присягу давал в идель-легионе на преданность фюреру.Это разве не предательство?Или ему задание в Москве давали как майору Вихрь или Йогану Вайсу.

      • Анонимно
        4.10.2019 09:07

        Вы пытаетесь переписать историю? И без вас много желающих!

    • Анонимно
      2.10.2019 17:24

      Прошу изучить и помнить о том,что Муса Джалиль воевал в Армии,которую сдал Генерал СССР Власов.

    • Анонимно
      3.10.2019 06:10

      Да, это тот легион который пленил своих немецких офицеров и сдался, без боя Красной Армии. Джалиля за это и казнили, как заговорщика.

      • Анонимно
        3.10.2019 08:12

        Всё это случилось уже после перелома в войне, когда после Сталинграда поражение фашистов стало неотвратимым. Наиболее значительна в этом отношении истории 825-го батальона Идель-Урал, когда в феврале 1943 года он был отправлен для борьбы с белорусскими партизанами. Именно это соединение (из всех батальонов Легиона (с 825-го по 831-й)) наиболее известно как почти в полном составе и с оружием в руках в 1943 г. перешедшее на сторону белорусских партизан. Следует, однако, заметить, что всего из более чем десяти тысяч легионеров «Идель-Урал» было официально реабилитировано не более двух десятков человек.

        • Анонимно
          3.10.2019 13:55

          Эта история давно ждет своего настоящего историка, а не журналиста

      • Анонимно
        3.10.2019 09:28

        Бред,казнили его как высокопоставленного гражданина Германии за попытку госпереворота,с другими немецкими офицерами.

      • Анонимно
        3.10.2019 14:25

        Гариф Султан утверждал, что за всю войну перебежало на Советскую сторону, не больше взвода.

        • Анонимно
          4.10.2019 09:08

          Утверждения разного рода много - нас с вами не было на войне и нам не знать

    • Анонимно
      3.10.2019 07:28

      Вам пора в школу, а то рен тв много смотрите а истинную историю не знаете. Подвиг Джалиля признанный факт.

      • Анонимно
        3.10.2019 08:19

        В том-то и дело, что мы до сих пор не знаем всех подлинных героев и реальной истории Отечественной, а РЕН-ТВ вряд ли может считаться бесстрастным и объективном источником. Других казнённых вместе с Джалилем официально реабилитировали и наградили посмертно лишь при Горбачёве, в 1990 г. Судьба Джалиля, однако трагична, так как его, практически одновременно, считали преступником и гестапо, и советские правоохранительные органы.

        • Анонимно
          3.10.2019 12:30

          8.19. А вы в курсе, что советские правоохранительные органы предателем считали и Девятаева, и миллионы других советских военнослужащих,попавших в плен? Кстати, в начале войны был приказ, где и семьи этих военных считались преступниками. Вы оправдываете
          такое сволочное отношение государства к собственным гражданам, защищавшим страну и не по своей воле попавших в плен?

          • Анонимно
            3.10.2019 12:52

            Знаю прекрасно, потому что сам вырос в такой же семье и знаю о гнусном отношении Советского государства к военнопленным. Но вы лжёте, что преступниками считались и их семьи, прежде всего, если не было никаких фактов сотрудничества с фашистами. Да, и Девятаев, и тысячи других пленных испытывали определённые ограничения при получении образования и карьерном росте до середины 50-х гг., но, пройдя сразу после плена фильтрационные лагеря, они были чисты перед законом, в отличие от власовцев и легионеров Идель-Урал.

          • Анонимно
            3.10.2019 19:04

            Мы в курсе,лес рубят,щепки летят.

      • Анонимно
        3.10.2019 09:32

        Еще многое может изменится.Придет время и рассекретят какие-то документы и окажется,что никакого подвига и не было.

        • Анонимно
          4.10.2019 09:08

          А вы так этого ждете? Что за странные желания и предположения?

  • Анонимно
    2.10.2019 14:42

    То есть все таки покрасили из пульвелизаторов, а теперь отнекиваются? Какой же это позор, но ничего иного, кроме наглого вранья и не стоит ждать от фальсификаторов их отношение е истории мы знаем.

    • Анонимно
      2.10.2019 15:15

      Интересно Михаил Черепанов знает разницу между пульверизатором и пром мойкой типа керхера, ведь и там и там брызгалки, но результат разный.

    • Анонимно
      2.10.2019 15:17

      Какой-то Вяся Пупкин ляпнул про пульвелизатор и вы сразу подхватили и поверили?

  • Анонимно
    2.10.2019 14:43

    Правнук Мусы Михаил???

  • Анонимно
    2.10.2019 14:43

    Шоумену бы мозги включить, но, очевидно, образованием он не обременен, шоу и деньги - это его все!

  • Анонимно
    2.10.2019 14:43

    Так мыли или красили?

  • Анонимно
    2.10.2019 14:46

    А мне нравится! Я в детстве в 70-х годах помню маме вопрос задавал- а почему у нас в Казани все памятники черно-серые? Что Ленину, что у парка Горького, что Мусе Джалиль? А в Москве все как золотые? На что мама отвечала - это такой материал.

  • Анонимно
    2.10.2019 14:47

    а мне нравиться новый облик памятника

    • Анонимно
      2.10.2019 15:37

      мне в принципе тоже, не пойму этого шума вокруг него. Лишь бы языком трепать походу

    • Анонимно
      2.10.2019 16:22

      Мне тоже просто очень не привычно. Совершенно не помню его в таком виде раньше

      • Анонимно
        2.10.2019 18:03

        Так как же это вспомнить, если памятник никогда таким блестящим не был!

      • Анонимно
        3.10.2019 09:16

        Те, кто его могли бы помнить в таком состоянии, если и живы, то уже находятся в глубокой старости и вряд ли сидят в интернетах.

        • Анонимно
          3.10.2019 13:59

          С ума сошли? Мне 10 лет было, когда памятник установили. И что-я древняя старуха? Я еще на дискотеки хожу!Ё

    • Анонимно
      2.10.2019 18:26

      Чистое, в принципе, нравиТСя больше грязного.

      • Анонимно
        2.10.2019 18:37

        А если скульптор делал его изначально темным, то вам он как? Грязный, что ли?

  • Анонимно
    2.10.2019 14:48

    это вы еще не были возле федерального педагогического университета что на кольце..там вообще мона ногу сломать и памятник уважаемому человеку весь разрушился и ступеньки на подходе к университету почти полностью отпали..кто за это в ответственности? кто строил столь халтурно? вот ведь в чем вопрос...а вы краска...Вобщем ходить возле университета невозможно,срочно надо убрать валяющиеся гранитные
    ступеньки, они несут прямую угрозу здоровью прохожих, да и со стороны правобулачной ступеньки вот вот отвалятся...

    • Анонимно
      2.10.2019 15:23

      надо и другие памятники восстанавливать и следить за их целостностью.

      • Анонимно
        3.10.2019 19:06

        Нужно памятник Дзержинскому в Москве востановить,ведь Феликс Эдмундович фигура намного серьезнее.

    • Анонимно
      2.10.2019 16:25

      Кстати,да.Буквально на днях там проходили с ребенком,удивилась состоянию ступенек. Здание построили не 50 лет назад все-таки и даже ссьупени эти вроде бы ремонтировали

  • Анонимно
    2.10.2019 14:49

    Современным скульпторам, мастерам прикладного искусства, реставраторам, искусствоведам и даже людям, вовсе не причастным к искусству, тоже известно, что старая бронза бывает покрыта патиной. Предметы с патиной высоко ценятся, так как она обладает большими декоративными достоинствами и придает им дополнительную художественную выразительность. Следствием незнания состава и свойств патины различных видов является неверная оценка их значения для памятников. Например, в книге «Хранение музейных ценностей» сказано, что патина может быть зеленой, голубой или черной, и что черная патина является защитным слоем, а вот зеленую и голубую следует удалять с памятников, т. е. дается такая характеристика защитных свойств различных патин, которая как раз противоположна истинной ценности этих патин. Многие памятники систематически красят масляной краской и лаками. Это делают из разных соображений: для защиты металла от коррозии, для придания памятникам опрятного вида и т. д., но в любых случаях это приносит им больше вреда, чем пользы.

  • Анонимно
    2.10.2019 14:50

    Да уж, так и не понял - ведь первоначальный вид был именно такой? и все-таки почистили или покрасили?

    • Анонимно
      2.10.2019 15:01

      почистили просто

    • Анонимно
      2.10.2019 15:24

      Почистили, но кому-то срочно надо было устроить драму и хайп

    • Анонимно
      2.10.2019 18:01

      Смыли от ненужного усердия то, чем первоначально был покрыт памятник. Только и всего!

  • Анонимно
    2.10.2019 14:50

    Красить бронзовые памятники - это явление непрофессионализма, граничащагося с вандализмом!

    • Анонимно
      2.10.2019 15:02

      Дык вроде никто не красил, помыли и сами обалдели, каким был памятник ))

  • Анонимно
    2.10.2019 14:51

    Всё в татарском стиле - от градоустроительства (превращения города в огромных масштабов деревню), полного искоренения промышленности (заменой её сельхозпроизводством), до полного уничтожения исторического облика города. Покраска памятников, явно, измерялась не в метрах квадратных, не исключено, что это была реставрация (по бумагам и сумме). А отношение у городской власти к этой процедуре: "Выкрасить и выбросить!"

    • Анонимно
      2.10.2019 17:09

      Вы провокатор и разжигатель. Да еще неграмотный, сколько ошибок наделали в коротком сообщении.

      Причем тут татарское или русское, деревенское и городское? У нас комитетом культуры татарин что ли руководит? Или мэры из деревни?

      Посмотрите что с памятниками, культурным наследием творится в других регионов. Какая архитектурная пошлятина лепится "а-ля красиво".

      • Анонимно
        2.10.2019 17:17

        Увы.. все так, как вы описали..
        все "городское" руководство из деревни!!
        в том числе мэрия и ее руководитель!!

        • Анонимно
          2.10.2019 17:24

          Руководитель мэрии родом из города.

          • Анонимно
            2.10.2019 17:33

            "Городской" - не по месту рождения.. а по складу ума ))

            • Анонимно
              3.10.2019 12:32

              17.33. Найдутся тысячи людей, которые и вас будут считать неотесанной деревенщиной. Судя по вашей логике и коментам , вы с этим должны согласится.

      • Анонимно
        2.10.2019 19:50

        17.09 У нас комитетом культуры вообще неизвестно кто руководит. И руководит ли вообще. Проектную группу при себе сделал - это да..

  • Анонимно
    2.10.2019 14:52

    Из всего нужно раздуть скандал. И в таком виде памятник хорошо выглядит. Большинство жителей вообще никак это не волнует.

  • Анонимно
    2.10.2019 14:53

    Надо выяснять кто заказчик. И кто организатор идейный этого? Да и исполнение работ - странное конечно впечатление оставляет..

  • Анонимно
    2.10.2019 14:54

    Я тоже сильно сомневаюсь, что вот просто так, какой то жидкостью и сжатым воздухом отмыли патину. Патина это не просто продукт окисления, но и процесс образующий защитную пленку, и просто щелочным моющим раствором ее не отмоешь, а если применяли кислоту, от значит все, я вас поздравляю с уничтожением очередного Объекта Культурного Наследия, ибо сняли не только пленку патины, но часть металла. К тому же, определенным образом наложенная патина могла быть авторским замыслом, подчеркивающим определенные детали.

    • Анонимно
      2.10.2019 16:58

      не в курсе про химические реакции?

    • Анонимно
      2.10.2019 17:59

      Скорее всего, ремонт доверили непрофессионалам, вот памятник золотым и стал! Позор, однако!

  • Анонимно
    2.10.2019 14:54

    И сколько денег это стоило?

  • Анонимно
    2.10.2019 14:54

    Мурат Сиразин! Вот все выступают против обронзовения "антифашиста"! А почему никто не выступает что он голый стоит и колючей проволокой обмотан! Когда он со своим командиром генералом Власовым побежал сдаваться в плен в Гимнастерке Гумерова красноармейца ,сменив гимнастерку старшего политрука ,зная что политруков расстреливают на месте ,а потом принял как офицер вермахта присягу Фашистам и одел немецкую форму и начал огитировать пленных татар за фашстское татарское государство Идель Урал! Почему ему не оденут памятнику немецкий китель ?! Он не дня не сидел в концлагере и ходил в немецкой форме по Берлину!

    • Анонимно
      2.10.2019 15:35

      На стене арочных ворот проломленного 7-го контргарда перед Михайловскими воротами Даугавпилсской крепости (г. Даугавпилс, Латвия), где со 2 сентября по 15 октября 1942 года в лагере для советских военнопленных «Шталаг-340» («Stalag-340») содержался Муса Джалиль, установлена памятная доска. Текст приведён на русском и латышском языках. Также на доске выбиты слова поэта: «Песни всегда посвящал я Отчизне, ныне Отчизне я жизнь отдаю…». Так, что не правы насчет концлагеря...

      • Анонимно
        3.10.2019 09:11

        К сожалению, у нас народ не имеет логический склад ума.
        Всё воспринимает прямолинейно.
        Не зря самая понятная команда в России: Копать отсюда и до обеда.
        Люди до сих пор считают Войну 1941-1945 годов как войну с немцами.
        А ведь эта война стала катализатором продолжения Гражданской войны 1918 года.
        Лишь с этих позиций надо оценивать эту трагедию.
        Почему в 1914 году не было массовой сдачи в плен и перехода на сторону противника?
        А почему в 1941 году это стало массовым явлением?
        Почему все осуждают людей, в основном рядовых и младшего комсостава, попавших в плен в 1941 году - ПОТОМУ ЧТО БЫЛИ БРОШЕНЫ СВОИМ КОМАНДОВАНИЕМ, , и которые были фактически поражены в правах всю свою послевоенную жизнь.
        А генералов, ставших маршалами, которые в 1941 году все убежали под Москву, и которые искупали потом вину перед Сталиным Кровью солдат, вознесли на Олимп славы и почёта?
        И с ними советскую творческую интеллигенцию, успешно пережившую войну в тёплом Ташкенте?

        • Анонимно
          3.10.2019 10:35

          Никогда и ни в одной стране переход на сторону врага и участие в его воинских формированиях не оправдывались! Даже в среде россмйских белоэмигрантов во Франции нашлось немало патриотов, казнённых гитлеровцами. Поэтому не надо приравнивать советских военнопленных, которые не согласились сотрудничать с фашистами и погибли или всё-таки выжили после плена к легионерам Идель-Урала либо РОА.

          • Анонимно
            3.10.2019 12:38

            10.35. То есть, вы тысячи разведчиков, работавших и работающих в тылу врага занесли в разряд предателей? У вас очень примитивная логика подростка.
            Кстати, вы лжете, что ни в одной стране переход армии на сторону врага не оправдывается. Миллионы советских силовиков, дававших присягу СССР и клявшихся защищать социалистический строй в одночасье предали и страну, и народ, живший в ней, и перешли на сторону врага- капитализма.
            Так что, не вам осуждать Джалиля и его подвиг.

            • Анонимно
              3.10.2019 13:17

              Вот только не надо путать руководителя группы, в которую входил Джалиль, - Гайнана Курмашева, разведчика, посланного в тыл немцев для организации подпольной работы, с рядовыми легионерами, которые для спасения собственной шкуры шли на сговор с фашистами. Аналогия с с советскими силовиками абсолютна нелогична: СССР существовал всё время Отечественной войны, но в декабре 1991 года, он и его законы утратили свою силу. Я вообще никого не осуждаю, но объявлять героем человека, который, скорее всего, был бы расстрелян МГБ ТАССР, если бы вернулся в Казань в 1945 году, не тороплюсь. Вот Гайнан Курмашев - настоящий герой! Что признали и сами фашисты, назвав казнённую группу из 10 человек его именем. Предателей же не любят нигде.

              • Анонимно
                3.10.2019 17:00

                13.17. Странно, оправдываете Курмашева и пинаете Джалиля, хотя Курмашев и был послан для создания группы . У вас логика отсутствует напрочь, зато наличествует зависть, что Джалиль -герой, а о Курмашеве мало кто знает.

                • Анонимно
                  3.10.2019 17:19

                  Курнашев был разведчиком, Джалиль же оказался в ситуации "свой среди чужих, чужой среди своих", завидовать которой может только идиот. Так, что он - не столько герой, сколько жертва трагических обстоятельств.

            • Анонимно
              4.10.2019 22:20

              3.10.2019 12:38
              А ВЫ то ГДЕ были в августе 1991 г.?

    • Анонимно
      2.10.2019 15:37

      Понимаете, в условиях хрущёвской оттепели для КПСС было куда выгоднее сделать из Джалиля героя-интернационалиста, нежели детально разбираться в том, как старшему политруку удалось не только спасти себе жизнь, но и довольно быстро выбраться из лагеря для военнопленных. Подлинная история группы "Курмашева и десяти других", проходившей именно под таким названием у следователей гестапо и в приговоре второго имперского суда, в которой Джалиль явно был не на первых ролях, так пока и не написана.

    • Анонимно
      2.10.2019 18:11

      14:54. По какому праву и на каком основании даёшь оценку действиям Мусы Джалиля, Сиразина? Он добровольцем пошёл на фронт и надевать, как ты пишешь "немецкую форму" в его, да и не только в его, но и генерала Власова, командующего 2УА, никак не входило! Кстати, хоть речь и не о Власове, но все ж напомню тебе о его роли в битве за Москву и оценки его действий в тот период Верховным Главнокомандующим. Ты парень грамотный, с интернетом дружишь и сам найдёшь первоисточники. Но, повторюсь, не в них дело, а в тебе. Где же ты сам то был и чего совершил в этой жизни? Может выполнял интернациональный долг в ДРА? Ликвидировал последствия аварии на ЧАЭС? Восстанавливал Спитак после землятресения? Конечно же нет, нет и нет! Коровники строил в колхозах! Ну, да. Оно конечно, коровники же тоже дело важное! Вот только один ты это в абсолют почему-то возводишь! Стоит ли тебе, на старости лет по оказавшемуся на обочине жизни судить Мусу Джалиля? Имеешь ли ты на это право?

  • Анонимно
    2.10.2019 14:55

    Что за чушь сделали? Бронзовый, золотой.. Жесть. Еще бы розовым разукрасили.

    • Анонимно
      2.10.2019 15:04

      Дорого, бохато!

    • Анонимно
      2.10.2019 15:19

      ничего не красили, а просто реставрацию сделали и вернули прежний вид

      • Анонимно
        2.10.2019 17:57

        Не было у него никогда такого вида! Это почистили чем-то не тем, вот первоначальная краска и сошла!

        • Анонимно
          2.10.2019 18:34

          На вашей памяти, может быть, такого вида никогда и не было, не спорю. Но изначально так он и выглядел.

          • Анонимно
            2.10.2019 18:58

            Я видела его изначально! Даже была на его открытии. Это было большое событие для города. Притом тогда как раз фильм "Гамлет" на экраны вышел, и эта скульптура в то время напоминала мне экранный проход призрака, когда я мимо него ходила. Не был памятник золотым, а был черным!

            • Анонимно
              3.10.2019 12:40

              18.58. Вы точно видели памятник при отливке и можете утверждать, что он "был темным"? А памятник устанавливают спустя какое-то время, поэтому он и потемнел. Поэтому не фиг утверждать столь категорически!

              • Анонимно
                3.10.2019 15:06

                Причем здесь отливка? При установке памятник
                был темным, как его постамент!

    • Анонимно
      2.10.2019 16:12

      Памятник Нуриеву тоже покрасят? И в какой же цвет, позвольте спросить?

      • Анонимно
        3.10.2019 08:21

        16:12
        Присоединяюсь - памятник Нуриеву обязательно надо покрасить в золотой цвет. Как это скульптор сразу не додумался. Наверное, постеснялся. А какая крЫсота была БЫ. Надо покрасить...

      • Анонимно
        3.10.2019 09:34

        В голубой,а в какой же еще?

  • Анонимно
    2.10.2019 14:56

    Симпатично же выглядит. Обновленный. Только выяснили бы уже его отмыли или покрасили))

  • Анонимно
    2.10.2019 14:58

    Стало лучше

  • Анонимно
    2.10.2019 15:00

    Поставить вместо Джалиля памятник Екатерине II

  • Анонимно
    2.10.2019 15:09

    Всякой ерундой занимаются. Чешут где не чешется,

    • Анонимно
      2.10.2019 15:27

      занимаются восстановлением памятников. И это правильно. А про краску бред говорит тот, кто вообще не в теме

  • Анонимно
    2.10.2019 15:09

    Золотой или не золотой.Какая разница?Молодежь не знает кто такой Сталин,Мро Джалиля и подавно.

  • maximteregul
    2.10.2019 15:13

    Дорого бохато. Как и любит наша илита Топ-100)))

  • Анонимно
    2.10.2019 15:16

    Памятник, если честно, вообще "так себе".

    • Анонимно
      2.10.2019 15:32

      Убрать бы его в более уместное место. А то как-то перед туристами немного неудобно даже.

      • Анонимно
        3.10.2019 09:36

        Да памятник немного не у места стоит.Непонятно на что смотреть,на памятник или на кремль?

        • Анонимно
          3.10.2019 10:56

          09:36
          А я, когда нахожусь у Кремля, всегда смотрю только на Волгу, Там такая прекрасная панорама открывается - не до памятников и не до Кремлей.

    • Анонимно
      2.10.2019 15:35

      Да ещё в 80-х годах иностранцы бегали вокруг него щёлкая языками- ООО, Бэтмэн!

    • Анонимно
      2.10.2019 15:39

      Снести?

  • Анонимно
    2.10.2019 15:19

    И чего все возбудились. Года 3, максимум 5 и будет снова серый с потеками патины.

    • Анонимно
      2.10.2019 15:28

      у нас любят из всего делать трагедию, вот и возбудились

  • Анонимно
    2.10.2019 15:22

    Причина отсутствия депортации казанских татар группа Курмаша-Джалиля-Утяшева? Вот это историк! В 1946 году МГБ СССР завело розыскное дело на Мусу Джалиля. Он обвинялся в измене Родине и пособничестве врагу. В апреле 1947 года имя Мусы Джалиля было включено в список особо опасных преступников. И только в 1953 г. после смерти Сталина Джалиль получил известность как герой поэт.
    После этого трудно поверить том, что Черепанов сам видел как красят памятник. Видел и не остановил?! Заснял бы на телефон и выложил в сеть если не захотел скандалить с рабочими. И это заведующий кремлевского музея?!

  • Анонимно
    2.10.2019 15:25

    Заставь дурака богу молиться...

  • Анонимно
    2.10.2019 15:30

    жаль в 1966 году не было цветных фотографий, посмотреть бы каким был памятник при открытии. а так сколько себя помню, памятник был с налетом патины

    • Анонимно
      2.10.2019 16:18

      В 71-м точно был черным! Помню.

    • Анонимно
      2.10.2019 16:22

      Очевидно, тогда он был без неё. Это ведь естественный процесс со временем, потом от патины очищают

    • Анонимно
      2.10.2019 23:48

      Помню, что был именно серым, с первого дня, когда на открытии с него сняли белое полотно.

  • Анонимно
    2.10.2019 15:37

    Тяга к золоту у наших бонзов неистребима...Смешно...

    • Анонимно
      2.10.2019 17:07

      Да не золото это! Вы отполированную медь хоть когда-нибудь видели?! Думаете, её просто так используют в медалях?

  • Анонимно
    2.10.2019 15:58

    Всё в татарском стиле - от градоустроительства (превращения города в огромных масштабов деревню), полного искоренения промышленности (заменой её сельхозпроизводством), до полного уничтожения исторического облика города. Покраска памятников, явно, измерялась не в метрах квадратных, не исключено, что это была реставрация (по бумагам и сумме). А отношение у городской власти к этой процедуре: "Выкрасить и выбросить!"

  • Анонимно
    2.10.2019 16:04

    наши дети про него и толком не знают...а ведь он великий поэт..что бы не писали про него!!!

  • Анонимно
    2.10.2019 16:06

    Всё в русском стиле - от градоустроительства (превращения города в огромных масштабов деревню), полного искоренения промышленности (заменой её сельхозпроизводством), до полного уничтожения исторического облика города. Покраска памятников, явно, измерялась не в метрах квадратных, не исключено, что это была реставрация (по бумагам и сумме). А отношение у городской власти к этой процедуре: "Выкрасить и выбросить!"

  • Анонимно
    2.10.2019 16:13

    Да любят в Рт все золотое, помню номера у Рубина золотыми были к чему непонятно, я лично удивился что на чёрной форме ак барса номера не золотые)) даже не знаю как это назвать что бы никого не обидеть, деревенские тренды в моде что бы все блястело надо)

    • Анонимно
      2.10.2019 17:07

      Эм, не путайте бронзу с золотом. Они, кстати, оба блестят.

      • Анонимно
        3.10.2019 12:23

        У геологов есть поговорка: "Всё, что блестит - не золото". Оно имеет, скорее, матовый, благородный оттенок.

  • Анонимно
    2.10.2019 16:21

    Отмыли старую скульптуру и людям еще не нравится? Вы там вообще???

  • Анонимно
    2.10.2019 16:34

    смыть патину со скульптуры??
    ненуачо!!
    зато "биг матур" ))

    • Анонимно
      2.10.2019 19:04

      Бахато, сматри как блестит, чта не нравится не пойму?!

  • Анонимно
    2.10.2019 16:48

    Я была на открытии памятника, потому что жила тогда на улице Ленина (Кремлевской). И насколько я помню, было это вечером и было уже темно. Помнится еще, что про него сочинение в школе писали - "ноги его опутаны колючей проволокой, а взгляд его устремлен в будущее". Но в моей памяти абсолютно нет того, что он когда-то блестел золотом.

  • Анонимно
    2.10.2019 16:50

    Как не стыдно такие вещи говорить про татарского героя поэта! Совести нет у людей. Святое не трогайте!

    • Анонимно
      2.10.2019 17:01

      Джалилю и его товарищам отчасти не повезло, что суд над ними состоялся вскоре после покушения на Гитлера, когда фашисты особо свирепствовали. Их предшественников за сходные прегрешения приговорили к каторжным работам.

    • Анонимно
      2.10.2019 17:06

      Какой герой? Очнитесь все придумано

      • Анонимно
        2.10.2019 18:30

        У вас совсем нет ничего святого?.. Он герой хотя бы тем, что пошел на войну!

        • Анонимно
          2.10.2019 18:54

          По Вашей логике, генерал Власов - любимец Сталина после сражений под Москвой зимой 41 г. - тоже герой?

          • Анонимно
            3.10.2019 12:43

            18.54. По нашей логике, Джалиль и его соратники, в тылу врага, вели борьбу с фашизмом. Вам, примитивным ,этого не понять.

            • Анонимно
              3.10.2019 13:05

              Где уж, нам, "примитивным", отличить честных советских воинов, не изменивших присяге в плену, от хитроумных легионеров и власовцев, которые после войны как только не пытались оправдать своё сотрудничество с фашистами?, чтобы скостить заслуженное наказание?! А если серьёзно, Вы мало чем отличаетесь от потомков следователей НКВД, оправдывающих сталинские репрессии своих предков.

  • Анонимно
    2.10.2019 17:03

    Шум-то из-за чего? Люди всерьёз подумали, что её покрасили?

  • Анонимно
    2.10.2019 17:16

    Он и его коллеги хоть от брони отказался и пошел на фронт, а не прятался, как иные ровесники-писатели и прочая интеллигенция в эвакуации , в том числе Казани и Чистополе, готовыми сбежать в Ташкент.

    Никого не осуждаю, просто легко сегодня давать оценку предатель-не-предатель. С чем можно согласиться, что на партийную работу отбирали по принципу "политику партии понимает верно". Политруки это часто демагоги.

    • Анонимно
      3.10.2019 07:45

      Какой писатель. Он в НКВД числился.

      • Анонимно
        3.10.2019 12:27

        Когда Джалиля призвали, он по военной специальности числился "ездовым артиллерийской батареи". Тогда и обратился к руководству, использовать его профессию более целесообразно. Фронтовую газету редактировал. Вам, видимо, как Вене Диктову (не к ночи будь помянут) везде НКВД мерещится. Даже СМЕРШ относился к наркомату обороны.

        • Анонимно
          3.10.2019 12:56

          Воинское звание Джалиля - старший политрук. Хорошо известно, что фашисты старались не брать в плен коммунистов и евреев, расстреливая их на месте. Достоверной информации, как и почему Джалиль избежал смерти во время пленения (по его версии, из-за осечки его нагана) и почему он вскоре был отпущен из лагеря и стал вольнонаёмным гражданином 3 Рейха, пока не имеется.

  • Анонимно
    2.10.2019 17:39

    Как погляжу ничего не меняется, народ в массе своей статью не читает, но осуждает.

  • Анонимно
    2.10.2019 18:26

    Надо бы и другие памятники реставрировать, привести в прежний вид. А то время не щадит даже металл и камень.

  • Анонимно
    2.10.2019 19:02

    Золотой памятник на фоне темных изображений его соратников выглядит странно! Или их тоже теперь покрасят?

    • Анонимно
      2.10.2019 23:00

      Не золотой, а бронзовый. Его не красили, а очистили. Раньше нормально смотрелось - и теперь тоже будет.

      • Анонимно
        3.10.2019 15:09

        Раньше такого никогда не было! В Казани много людей, которые видели этот памятник в 1966 году. Найдите среди них хоть одного, кто скажет, что памятник был золотым!

  • Анонимно
    2.10.2019 19:13

    муса джалиль - герой.
    и обновленный памятник мне нравится.

  • Анонимно
    2.10.2019 19:49

    Сегодня смотрел на памятник: темный как был, визуально разницы не видно. Так что не переживайте.

    • Анонимно
      2.10.2019 20:11

      В темных очках смотрели, наверное? Сегодня вообще-то солнечно было!

  • Анонимно
    2.10.2019 19:50

    Все нормально,зеленую темную патину сняли.

  • Анонимно
    2.10.2019 19:56

    Что символизирует золотой памятник Мусы Джалиля?

  • Анонимно
    2.10.2019 19:58

    При сегодняшнем министре культуры - это, получается, уже третий странный памятник в Казани! Первый - Нуриеву, второй - второй Льву Толстому и теперь этот!!! Она уйдет, а в памяти о ней только эти памятники и останутся!

  • Анонимно
    2.10.2019 20:53

    Мне этот памятник никогда не нравился, как и его персонаж. Деньги только жалко.

  • Анонимно
    2.10.2019 21:14

    20:53. Памятник не обидится на ваши слова. Но и , безусловно, переживёт вас. Продолжайте жалеть деньги, впрочем, без взаимности с их стороны.

    • Анонимно
      2.10.2019 21:31

      Я на ваши слова тоже не обиделась. А вот так категорично утверждать в вашем повествовании не советую. История знает обратное. А деньги жалко , т.к. они достались дилетантам.

      • Анонимно
        2.10.2019 21:51

        21:31. Извините. Но осмелюсь вам заметить, что ваш комментарий был весьма красноречив и категоричен, мадам! Или мадемуазель?

        • Анонимно
          3.10.2019 02:48

          Это мое мнение и его я никому не навязываю. Я уже поняла, что Муса ваш герой, успокойтесь)))

      • Анонимно
        2.10.2019 21:58

        20:53. "Мне этот памятник никогда не нравился, как и его персонаж". На вкус и цвет, как говорится. Вопрос: вы, уважаемая, во времена СССР также вслух рассуждали? Вслух- это не на кухоньке в хрущевке, а при большом скоплении народа?

        • Анонимно
          2.10.2019 22:59

          Тогда за такое и нагоняй могли дать...
          Говорят, сейчас свободы слова нет, но люди явно не помнят былые времена.

        • Анонимно
          3.10.2019 02:45

          А что вам до моих рассуждений? Мне вот до ваших всё равно. У вас свой вкус и цвет, у меня свой. У вас свои герои, у меня свои. У меня всегда было свое мнение, что в СССР, что в современной России.

          • Анонимно
            3.10.2019 08:19

            02:45. Мнение своё имели все. На вопрос так и не ответили. Мнение своё на людях высказывали? Например, как Сахаров, Новодворская, Алексиевич?

            • Анонимно
              3.10.2019 09:10

              Высказывала, только трибун таких не было у меня, как у личностей, вами приведённых выше.

              • Анонимно
                3.10.2019 09:53

                09:10. А зачем вам Высокая трибуна? Достаточно было всего лишь встать у памятника Мусе Джалилю с плакатом на листе ватмана, в котором бы вы изложили свой взгляд и оценку подвига Мусы Джалиля. Минут через 15 оказались бы в профильном медучреждении. Духа у вас не хватало, а не трибун высоких.

                • Анонимно
                  3.10.2019 10:40

                  Вам бы каждого под плакаты затянуть. Все с вами ясно)) А я с друзьями носила и ношу цветы к другим памятникам героев ВОВ. И на этом, в нашей дискуссии откланиваюсь.

                  • Анонимно
                    3.10.2019 10:57

                    10:40
                    Не надо кланяться этому комментатору - это провокатор! Не только вас провоцирует.

  • Анонимно
    2.10.2019 21:25

    Большая часть статуй античного периода были раскрашены. Статуи были румяные, прорисовывались глаза, часто драпировали в одежды из дорогих тканей. С веками краска поблекла, выцвела, осыпалась, и в эпоху Возрождения античные статуи уже были без окраски, и это в значительной степени повлияло на художественные вкусы мастеров Возрождения и последующих периодов.

    • Анонимно
      3.10.2019 06:38

      Насколько я помню, статуи красили в Риме.

    • Анонимно
      3.10.2019 06:51

      Вполне возможно, что красили не скульпторы, а последующие поколения, которым лишь бы "дорого-богато".

  • Анонимно
    2.10.2019 22:16

    бредовая тема, бредовый спор...Ну, помыли, ну выглядит немного иначе, а как бездельники возбудились)

  • Анонимно
    3.10.2019 08:28

    а как же туристы на фото которых памятник был черный ?

  • Анонимно
    3.10.2019 08:38

    Со временем всё равно потускнеет, окислится. Успокойтесь.

  • Анонимно
    3.10.2019 08:49

    Памятник Пушкину в Москве каждую весну моют, он почему-то не золотеет, хотя тоже из бронзы. Странно

    • Анонимно
      3.10.2019 09:30

      Надо же было как то показать, что 2,3 млн освоили )))

    • Анонимно
      3.10.2019 15:11

      А давайте Тукая почистим около Кабана! Или Тукая и Пушкина около театра! Пусть тоже стоят золотыми, нечего Джалилю одному позориться!

      • Анонимно
        4.10.2019 09:29

        15:11
        Начните всеобщее золочение памятников с памятника Нуриеву. Вот уж где золота не надо жалеть!

  • Анонимно
    3.10.2019 08:53

    Так выглядит бронза без окислов. Через несколько лет вернётся тёмный цвет - опять станет тёмным. Новость ни о чём.

  • Анонимно
    3.10.2019 10:39

    Сам памятник немного смешной - ну не был Джалиль таким атлетом с грудой мышц. Обычный такой был татарский дядька-журналист с обычной внешностью.

    • Анонимно
      3.10.2019 12:30

      Говорят, двухпудовой гирей мог перекреститься... Кстати, а что никто не вспомнил про бред, что памятник сначала хотели поставить Девятаеву, а потом голову переделали? А ведь и такая байка была...

  • Анонимно
    3.10.2019 13:07

    Красивый и мощный памятник!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль