Машиностроение 
7.10.2019

Сергей Когогин нашел НЕФАЗу нового генерала в Туймазах

Сергей Зуйков обеспечил поставки электробусов в Москву, но не рентабельность производства

После отставки с поста гендиректора НЕФАЗа Сергея Зуйкова готовы снова принять в головную компанию, хотя пока неизвестно, в какой должности. По итогам полугодия показатели завода под управлением бывшего челнинского депутата плачевны — сосредоточившись на автобусах в ущерб самосвалам и прицепам, предприятие получило убыток в 756 млн и существенно нарастило долговую нагрузку. Несмотря на текущее состояние, эксперты высоко оценивают перспективы предприятия.

Сергей Зуйков, до сих пор возглавлявший ПАО «НЕФАЗ», покидает должность. Ему будет предложена работа в структурах группы КАМАЗ Сергей Зуйков, до сих пор возглавлявший ПАО «НЕФАЗ», покидает должность. Ему будет предложена работа в структурах группы КАМАЗ

КАК НЕФАЗ ПРОДИНАМИЛ УФУ

Сергей Зуйков, до сих пор возглавлявший ПАО «НЕФАЗ», покидает должность. О назначении нового гендиректора НЕФАЗа Владимира Курганова «БИЗНЕС Online» сообщал еще в сентябре, однако за смену руководства совет директоров компании проголосовал только на вчерашнем заседании. Общая картина ротаций в дочерних компаниях КАМАЗа на сегодня выглядит следующим образом: Курганов, меняя Зуйкова на посту гендиректора НЕФАЗа, покидает «Туймазинский завод автобензовозов», которым руководил с апреля 2017 года, а на его место в Туймазах садится Сергей Клинько — в прошлом замдиректора по производству кузнечного завода КАМАЗа в Набережных Челнах.

Вся карьера Зуйкова, напомним, связана с КАМАЗом. В 2000 году, сразу после армии, он пришел слесарем на прессово-рамный завод, в 2008-м стал главным диспетчером департамента управления производством КАМАЗа, в 2012-м — главным инженером ремонтно-инструментального завода, в 2014-м возглавил РИЗ. Гендиректором в Нефтекамск Зуйков приехал летом 2016 года на смену Николаю Пронину, который сегодня курирует в группе пассажирский транспорт в должности заместителя гендиректора КАМАЗа. Летом прошлого года из-за географической удаленности от Челнов Зуйков даже отказался от мандата депутата горсовета, а теперь остался и без кресла, вынудившего на такую жертву.

Новое место работы экс-гендиректора пока не определено. В пресс-службе КАМАЗа «БИЗНЕС Online» сообщили, что от услуг управленца компания не отказывается. «Мы готовим официальное сообщение, а пока можем сказать, что смена руководства на обоих предприятиях проведена в рамках ротации управляющих кадров в компаниях. Зуйкову будет предложена работа в структурах группы КАМАЗ. На данный момент он находится в отпуске», — уточнил руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.

Квартальная финансовая отчетность НЕФАЗа говорит о том, что руководство КАМАЗа вряд ли могло удовлетвориться результатами работа нефтекамской «дочки» в первом полугодии. Уже по итогам первого квартала мы наблюдали провал рентабельности производства до минус 30,98%, что, впрочем, неудивительно при обилии опытно-конструкторских работ по автобусам, электробусам и надстройкам на шасси КАМАЗа. В себестоимости производства изрядно выросла доля закупок комплектующих, с 33,4% годом ранее до 54,1% к апрелю 2019-го. Концентрация на автобусах привела к двойному снижению выручки от продаж самосвалов, зато продажи пассажирского транспорта выросли с 444,5 млн рублей до 629,4 млн с ростом на 41,6%. Увеличилась и производительность труда по сравнению с первым кварталом прошлого года — с 388,8 тыс. рублей на человека до 576,2 тысячи. При этом НЕФАЗ оставался закредитован — из 3,8 млрд рублей общей кредиторской задолженности чистые кредиты составляли 2 млрд рублей, и 1,5 млрд рублей — долг перед материнской компанией.

В конечном счете за январь – март выручка компании по сравнению с первым кварталом прошлого года выросла на 900 млн рублей, до 2,9 млрд рублей, но и чистый убыток достиг 897,3 млн рублей при прошлогоднем показателе в минус 341 млн рублей. К июню выручка составила уже 7,7 млрд, убыток же сократился не намного — до 756 миллионов.

Отрабатывая заказ Сергея Собянина (на фото), Зуйкову приходилось отодвигать в сторону других важных клиентов Отрабатывая заказ Сергея Собянина (на фото), Зуйкову приходилось отодвигать в сторону других важных клиентов

Несмотря на крупный минус, руководство КАМАЗа не может не учитывать условия, в которых пришлось работать Зуйкову — заказов сверх меры, а поставка электробусов для Мосгортранса требовала самой тщательной проработки нового продукта. Отрабатывая заказ Сергея Собянина, Зуйкову приходилось отодвигать в сторону других важных клиентов. Так, в своем регионе НЕФАЗ еще к весне обязался поставить 100 автобусов большой вместимости для обслуживания Уфы, но сначала срок был перенесен на июнь, затем — на август. Глава Башкортостана Радий Хабиров отнесся к задержке с пониманием, летом пообещав не накладывать санкций на НЕФАЗ. Между тем отсрочка, вероятно, сказывалась и на транспортной реформе в республике, которая собиралась вместе с новым автобусом вводить единую транспортную карту. Как сегодня пояснил «БИЗНЕС Online» Афанасьев, поставка автобусов для Уфы по-прежнему не снята с повестки дня.

Можно заключить, что, оставаясь меж нескольких огней, Зуйков сумел справиться с производственными задачами, но на тактические финансовые показатели его уже не хватило, в силу чего экс-гендиректора и перебрасывают сегодня на новый фронт.

Рынок как таковой в этом году мало волнует НЕФАЗ — портфель заказов компании на автобусы, как электрические, так и дизельные, забит до конца 2020-го

«ФИСКАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ…»

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов оценивает финансовое положение НЕФАЗа как непростое, но с неплохими перспективами. Ссылаясь на полугодовую отчетность, эксперт отмечает рост как валового убытка, так и отношение размера задолженности к собственному капиталу, которое составило минус 13,72%.

«Компания указывает, что это произошло из-за увеличения краткосрочных заемных средств и снижения собственного капитала, — подчеркивает Баранов. — В 4,5 раза вырос уровень просроченной задолженности: с 5,53 процента в первом полугодии прошлого года до 24,92 процента. Также можно отметить, что у компании увеличился размер дебиторской задолженности: с 1,4 миллиарда до 2,4 миллиарда рублей».

По мнению Баранова, ситуация может объясняться несколькими факторами. Прежде всего эксперт указывает на замедление темпов роста рынка в сегментах НЕФАЗа и на высокую конкуренцию. «Кроме того, сложная экономическая ситуация, фискальные изменения и меры регулирования отрасли оказали влияние на деятельность предприятия, что привело к таким операционным результатам. Возможно, что производитель менее эффективен по сравнению с другими игроками, у него может быть больше расходов, меньшая производительность труда, недостаточная автоматизация. Тем не менее перспективы у предприятия неплохие. Оно входит в крупную промышленную группу, а значит, может рассчитывать на поддержку материнской компании. Продуктовая линейка весьма разнообразна, что дает устойчивость, позволяет наращивать выпуск тех видов продукции, спрос на которые растет. Есть у предприятия и потенциал для повышения эффективности, который может быть реализован. И хотя неясно, как им будет завершен нынешний год, в дальнейшем оно сохранит свои позиции как один из ключевых игроков автомобильной промышленности страны».

Сергей Когогин подписал соглашение с правительством Москвы о создании технопарка  на базе Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ) из структуры ГУП «Мосгортранс» Сергей Когогин подписал соглашение с правительством Москвы о создании технопарка  на базе Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ) из структуры ГУП «Мосгортранс»

Напомним, впрочем, что рынок как таковой в этом году мало волнует НЕФАЗ — портфель заказов компании на автобусы, как электрические, так и дизельные, забит до конца 2020-го, о чем Афанасьев ранее сообщал «БИЗНЕС Online» и на этот раз подтвердил снова. Поставки для стратегического партнера — Мосгортранса — идут по графику, и, в частности, вчера Москва привела очередные 8 электробусов. В общей сложности за последние два года автогигант выиграл два аукциона на поставку в столицу 200 электробусов по 33 млн рублей за штуку. Дизельных автобусов столица закупает еще больше — только за 2019 год в Москву должны приехать 600 обычных «НЕФАЗов», часть которых уже курсирует по улицам города. Всего КАМАЗ продал столичному муниципалитету около 1000 традиционных автобусов, а общая сумма контрактов, подписанных с Москвой с конца прошлого года, достигает 20 млрд рублей. С 2021-го Москва намерена ежегодно покупать по 800–1000 электробусов.

Именно из-за превышения спроса над производственными возможностями Нефтекамска в июле этого года гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин подписал соглашение с правительством Москвы о создании технопарка на базе Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ) из структуры ГУП «Мосгортранс». Сейчас площади СВАРЗ реконструируются и достраиваются под сборку электробусов, которая займет порядка 75 тыс. кв. метров. Статус технопарка даст камазовскому сборочному производству возможность претендовать на льготы от государства, а Собянин со своей стороны обещал помочь с энергетическими и инженерными коммуникациями.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии

Вы вводите людей в заблуждение. Наши электробусы на быстрой зарядке. Заряжаются на конечных станциях за 15-20 минут. Этого хватает на 70-80 км пробега, а средний маршрут в Москве не более 40 км. Все электробусы работают и показывают высокую надежность. Например, сегодня в одном парке коэффициент технической готовности 0,9, в другом - 1,0. То есть почти все на линиях. У тролейбусов нормативный КТГ 0,7-0,8. Так что все разговоры про неэффективность электробусов - это не более, чем дилетантские разговоры.

  • Анонимно
    7.10.2019 09:26

    Электробысы очень классные, бесшумный, и без выхлопов,очень шустрые в мегаполисе!Мне очень понравилось, почему нерентабельно то, нужно развивать данное направление в РФ, а нефтепродукты продавать,вот тогда будет эканомия, а уж какая экология станет!

    • Анонимно
      7.10.2019 10:43

      электоробусы нераюботают в городах разряжаюся быстро...

      вы тнехнически неграомтны ча срботает 10 ччасов заряжается в средненм....позорище ваши электробусы

      • Вы вводите людей в заблуждение. Наши электробусы на быстрой зарядке. Заряжаются на конечных станциях за 15-20 минут. Этого хватает на 70-80 км пробега, а средний маршрут в Москве не более 40 км. Все электробусы работают и показывают высокую надежность. Например, сегодня в одном парке коэффициент технической готовности 0,9, в другом - 1,0. То есть почти все на линиях. У тролейбусов нормативный КТГ 0,7-0,8. Так что все разговоры про неэффективность электробусов - это не более, чем дилетантские разговоры.

  • Анонимно
    7.10.2019 09:27

    Что же Вы хотели назначая своих ? Вырастит руководителей в подразделениях, а не присылать из Набережных челнов не пробывали?

    • Анонимно
      7.10.2019 10:41

      Пробовали - не получается. В Челнах то с этим проблема, а в Нефтекамске тем более

  • Анонимно
    7.10.2019 10:42

    электробусы ПРОВАЛИЛИСЬ..в Москве.

    в овсноном стоят н а зарядке ,а по маршруту не ходят.
    По мне так нефазы ужасные автиобусы любые.По уму закрыть такой завод.
    МАЗЫ ЛУЧШЕ или ЛиАзы

    • Анонимно
      7.10.2019 14:19

      Живу в Москве. Регулярно вижу электробусы. Ездят без проблем. Не знаю, правда, что зимой в морозы будет.

  • Анонимно
    7.10.2019 10:48

    сама идей делать электробусы порочна
    производители отказались понимать.
    Что в момент трогания с места, двигатели потребляют очень большой ток, и старт стопный режим очень быстро разряжает аккумулятор.Потому для Москвы стала привычной картина как тягачи таскают электрпобусы которые ЧАСА не проработав разряжают аккумулятор и их тянут обратно в гараж.


    Сейчас придумали электробус с дизелем типа как сядетаккумулятор будут ездитьн адизеле))))))

    ну цирк с конями электрическими.Собянин лично высказал непечатное слово в адрес нефаза.


    вот исняли..ипарвильно.....в технике надо разбираться


    поймите электрокары Этовсё ПиАр и не более не тратьте бабло на тупиковые проекты



    Ваши спецы плохо учились в ВУЗах

    • Анонимно
      7.10.2019 12:12

      Причем тут Зуйков. Разработка НТЦ Камаза. Нефаз собирает по чертежам НТЦ. Если электробус не соответствует ТЗ - это вина разработчика документации. При Зуйкове завод стал намного лучше чем при НН.

      • Анонимно
        7.10.2019 12:28

        Зуйков при том.ЧТов уме можно посчитать, что электробус не состоятелен.

        просто курс школьной физики,сила равна масса на ускорении. За сколько разгоняется электробус?7какова масса, переведите ньютоны в ньютоны метры а их в квт и все ясно.


        Этот расчет опровергает все электрокары ,их реализуемость.Потому электрокары и не могут вытеснить автомобили с ДВС.


        умиляет пятиминутная зарядка от розетки..какое сечение должне иметь провод?!а?? чтобы зарядить акк с 400 квт час??!!!! считайте плюс зимние режимы плюс взрывопасность....


        все это зуйков должен был в уме посчитать. и сказать господа вы занимаетесь чепухой

        • Анонимно
          7.10.2019 22:33

          Ваши знания физики уже устарели ))) Тесла со своей линейкой электромобилей это уже доказала. Улицы Пекина полны электробусами и электромобилями. Это уже не экзотика, а повседневная реальность

    • Анонимно
      7.10.2019 22:30

      Мне даже любопытно: Вы просто сказочник-балабол или у Вас задание какое-то? Ноль достоверной информации. Вы условия контракта не знаете. В Москве номер с тягачами не проходит. Там за несоблюдение КТГ штрафы

  • Анонимно
    7.10.2019 11:31

    Троллейбусы нужно выпускать, они лучше даже трамваев.

    • Анонимно
      7.10.2019 11:55

      троллейбусы лучше даже автобусов.Проще в обслуживании,проще в ремонте и в производстве.
      И долговечнее но начальству провода мешают

      ТРолейбус оптимальный вид транспорта для города

      • Анонимно
        7.10.2019 13:04

        Про закупку и обслуживание контактной сети не забывайте, энергомощности везде хватает?

        • Анонимно
          7.10.2019 20:21

          обслуживать контактную сеть намногодешевле чем электробусы заряжать для электробусов тоже нужны мощности трлейбусы лучше

  • Анонимно
    7.10.2019 13:56

    Коррупционная по своей глубинной сути идея оснастить Москву дорогущими электробусами. Было бы оптимально перевести общественный транспорт Москвы и других городов России на газовое топливо - это было бы и вполне экологично и весьма дешево по воплощению. Но легких путей в России не ищут и пошли самым дорогим и не понятным по перспективам путем. Если завтра резко уменьшится бюджет Москвы, или, например, лобби Газпрома протолкнет тему использования экологичных автобусов на газовом топливе, тема электробусов тихо сойдет с повестки - как это обычно и происходит со всеми архиреволюционными решениями в России. КАМАЗ может остаться ни с чем, хотя вложился уже намало. Это, кстати, косвенно свидетельствует об отсутствии стратегического планирования на КАМАЗе и его частом участии в коньюнктурных играх (типа создания беспилотных грузовиков или полной роботизации производства). Либо попытках принять участие в дележе московского, колоссального по размерам бюджетного пирога. Потому что работает принцип: Москве - все, регионам - ничего.

  • Так и не понял в чем коррупционность идеи перейти на электробусы? Но я о другой части вашего поста хотел сказать. Мы выпускаем газовых автобусов на порядок больше, чем электробусов, и уже не один год. Их выпущено уже более 2х тысяч. Так что, если Газпром пролоббирует автобусы на газе, мы будем только рады! Так как на счет стратегического планирования?))

    • Анонимно
      7.10.2019 20:21

      в чем? в том что закупаются машины непригодные для эксплуатации

  • Анонимно
    7.10.2019 17:07

    Кое кто знает, как и кем принималось в Московии решение о "необходимости в электробусах". И скажу, что тема возникла на ровном месте с точки зрения острой необходимости для горожан и с большой личной мотивацией некоторых депутатов Госдумы и московских мэрских кабинетов. Ведь бюджет Москвы триллионный, и весь его объем в тротуарную плитку не закатаешь. То есть тема была надуманная, коррупционная по сути. А что касается развития газовой тематики КАМАЗа - так информация Афанасьева не может не радовать. Хоть в этом, дейстительно, КАМАЗ попал в десятку (что редко случается). По "довольным электробусами москвичам" - так это умиляет. Что не быть довольным, если оплачивает бездонный московский бюджет. Еще бы не вертолетах перевозили.

    • Анонимно
      7.10.2019 20:22

      москвичи недовльны электробусами сходят с линии постоянно

  • Анонимно
    7.10.2019 20:22

    чтогазовые что электробусы оба они опасны для пассажиров

  • Анонимно
    7.10.2019 20:44

    Но известно же, что в нашем климате такие машины работать не смогут, нет ни одного примера. Замена троллейбусов на электробусы приведет к тому, что по Москве снова будут ходить одни дизели, и мы будем дышать их выхлопом.
    Я лично ездил на нескольких маршрутах, а на сломавшихся ездили мои коллеги. Мы сейчас на всех электробусах ездим, чтобы поймать подобные ситуации. На записи же видно, как водитель выходит и говорит: „Электробус“ сломался, просим всех выйти. Остальные четыре попытки закончились тем, что автобус попытался подзарядиться на конечной, не смог и отправился в парк.
    (С)

    быстрая зарядка сложное устройство.
    Он аможетвывести свою питающую подстанци. могут взорвать акумулятор и загореться

    вообщем вы еще не учитываете старт стопный режим.


    кац прав. тролейбусы нужны дешевые и практичные

    • Анонимно
      7.10.2019 22:42

      Меня всегда умиляют «диванные эксперты», которые в точности знают, «такие машины работать не смогут». Хорошо, что они (электробусы) об этом не знают и спокойно себе работают. Это как в истории с майским жуком, который по мнению специалистов по аэронавтике летать не может. К счастью майский жук об этом не знает, не силён в теории, и летает себе

  • Анонимно
    7.10.2019 20:58

    вот случилось седня СГОРЕЛ АВТОБУС МАРШРУТА Т19
    «Автобус, с которым сегодня произошел инцидент в Алабяно-Балтийском тоннеле, обслуживается в рамках сервисного контракта с производителем - группой «ГАЗ», которая отвечает за полную работоспособность и исправность техники. Автобус произведен в 2018 г. и находится на гарантии. Причины случившегося возгорания выяснит специальная комиссия совместно со специалистами компании-производителя», - сказали в пресс-службе «Мосгортранса».
    Там подчеркнули, что в результате произошедшего пострадавших нет. «При задымлении водитель остановил автобус и оперативно вывел пассажиров из салона в безопасное место до начала возгорания», - добавили в «Мосгортрансе».

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль