Общество 
11.10.2019

«Мы часто говорим: «Какой хороший был ребенок, почему же он выпрыгнул из окна?»

Опрос недели: А вы готовы показать школьному учителю свой дом?

Накануне в Челнах разгорелся скандал из-за школьной инициативы: учителей обязали ходить по квартирам учащихся и оценивать уровень жизни. Часть родителей возмутились попытками педагогов проникнуть в квартиры, некоторые реагировали на гостей агрессивно. Должна ли система образования контролировать уровень и образ жизни школьников и их родителей? В каких случаях такие рейды необходимы? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Файруза Мустафина, Виктор Суворов, Владимир Радостев и другие.

Файруза Мустафина — советник мэра Набережных Челнов по вопросам развития образования на внештатной основе Файруза Мустафина советник мэра Набережных Челнов по вопросам развития образования на внештатной основе
— Согласно федеральному профстандарту, современный учитель в России не только обучает, но и воспитывает детей. Но воспитание ребенка без контакта с семьей невозможно. Сегодня учителя часто жалуются на отсутствие грамотных, конструктивных взаимоотношений с родителями детей, а родители не слишком глубоко знакомы с природой и психологическим содержанием каждого возраста. В 55-й школе, насколько мне известно, преподаватели приходили к третьекласснику — именно этот визит публика обсуждает. Начальная школа — этап раскрытия способностей ученика, и именно через педагога ребенок в этом возрасте учится взаимоотношениям. Если авторитет учителя высок, то в будущем ученик сможет выстраивать отношения и на работе, и среди друзей, и в семье. Родственники ученика 55-й школы просто уронили авторитет учителя в глазах ребенка. Самое печальное, что они даже не понимают, какой сбой в развитии ребенка устроили.

Операции «Быт» проводилась всегда, сколько я себя помню. Когда растила своих детей, для нас приход учительницы был праздником! Я пекла пироги, комнату ребенка мы, конечно, приводили в порядок. Сегодня же у родителей одна позиция: школа должна, школа обязана. А нужен треугольник: ученик — учитель — родитель. Да, учителя тоже не всегда готовы к работе с родителями, но если педагог предлагает встретиться, то родителю стоило бы подготовить частные вопросы, раскрыть, быть может, скрытые таланты и возможности своего ребенка. Нужно благодарить учителя, который нашел время для такого визита. Даже если посещение формально, надо понимать, что с учителя все равно не слезут, пока он не отчитается об обходе. Разумеется, о своем приходе он должен предупредить родителей, но ведь и ему приходится выкраивать время для таких походов, не всегда все можно распланировать.

Я считаю, учитель должен посещать ребенка, видя тревожные симптомы: грустные глаза, ответы невпопад, нестабильные отношения в классе. Эмоции ребенка важнее оценок и дисциплины, поэтому учителю для анализа ситуации нужно сходить к семье. Для этого и проводится операция «Быт», как правило, в начале учебного года. Ее, конечно, следует организационно переформатировать. Но родителям стоит относиться к таким визитам неформально, если они заботятся о будущем своего ребенка. Если он потеряет веру в своего учителя — это все.
Виктор Суворов — ректор Набережночелнинского государственного торгово-технологического института Виктор Суворов ректор Набережночелнинского государственного торгово-технологического института
— Думаю, родители должны приветствовать такие встречи с учителями. Допустим, я классный руководитель. Мне ведь нужно понимать, как выстраивать взаимоотношения с воспитанником. Я должен знать о его социальном обеспечении, о самочувствии. Когда случаются суицидальные ЧП, в школу приходят и прокуратура, и комиссия по делам несовершеннолетних, и у них возникает вопрос: почему учитель ничего не знает о ребенке?

Мы обязаны определять зону потенциального развития ребенка, но делать это нужно аккуратно, без ущерба психологии воспитанников и их родителей. Возмущаясь приходом учителей в свой дом, некоторые родители, быть может, не самой проверкой раздосадованы, а тем, что их социум стесняет, что они бедненько живут. С такими семьями вдвойне аккуратнее нужно быть. Богатые, наверное, не станут возмущаться. Я считаю, что обход совершать нужно, но управлению образования следует правильно отрегулировать визиты, чтобы это было и психологически, и социально, и нравственно комфортно. Естественно, учителю не следует изучать, к примеру, продуктовую корзину. Он должен стать разведчиком: бочком зайти, побеседовать, сделать выводы.
Я бы с удовольствием впустил учителей в свой дом. И как педагог считаю, что если побуду с ребенком, узнаю, какая у него комната, с какой стороны солнышко встает, какие книги на столе лежат, какие передачи он смотрит — это будет полезным. Может, у него свастика на столе нарисована? Или, наоборот, высокохудожественные картины на стенах. В школе-то он другой человек. Мы часто говорим: «Какой хороший был ребенок, почему же он выпрыгнул из окна?» А потому, что мы его совсем не знали.
Илья Трубин — владелец группы компаний «Трубин и партнеры» Илья Трубин владелец группы компаний «Трубин и партнеры»
— Я считаю, что никакая система не должна контролировать образ жизни человека, потому что это его личный выбор — как жить, чем питаться и какую одежду носить. Система образования — не исключение. Когда я веду ребенка на массаж, к парикмахеру, к учителю — услуги принципиально схожи, и наделять какую-то из них дополнительными полномочиями неверно. Таксисту, который отвез моего ребенка куда-то, я тоже должен буду открыть дверь в свой дом?

Я, безусловно, впустил бы учителя в свой дом, если бы он пришел не оценивать наши бытовые условия, а знакомиться с семьей моего ребенка — попить чай, поговорить. Я сам решаю, что для моего ребенка хорошо и плохо, и не намерен подстраиваться под чьи-то стандарты. Общественная норма никогда не объективна — так же, как и средняя зарплата например. Обществу необходим гражданский контроль, а не ревизия со стороны какой-то конкретной системы. Кроме того, нагружать учителя такими походами, отвлекая его от прямых обязанностей, нецелесообразно.
Владимир Радостев — художественный руководитель детской театральной мастерской Владимира Радостева Владимир Радостев художественный руководитель детской театральной мастерской Владимира Радостева
— Двоякая ситуация. Считаю, что каждый родитель должен общаться с учителем, которому доверил своего ребенка. Моей семье было бы только приятно пригласить учителя домой на чай с тортиком — поговорить о ребенке, о возможных проблемах и успехах. Но это делается по обоюдному согласию, по договоренности о дате и времени! Визиты «сюрпризом» могут привести к разным ситуациям. Человек может быть уставшим, неготовым к гостям.

Я родился и рос в СССР. Помню, как домой приходила наш классный руководитель — поговорить с родителями о моих прогулах… Для родителей это было неожиданностью, а значит, учитель приходил не зря. Другое дело, хотят ли сами учителя идти домой к ученикам? Мне кажется, это навязано, как и многое другое. В век мобильных технологий можно просто позвонить и поговорить с родителями, зачем приходить неожиданно? Учителей, мне кажется, посылают в неблагополучные семьи, от которых они, возможно, уже и в школе натерпелись. Странно все это: ты ведь и полицию без ордера имеешь право не впускать, а тут учителя чего-то требуют.
Светлана Гиматдинова — учитель русского языка и литературы с 50-летним стажем Светлана Гиматдинова учитель русского языка и литературы с 50-летним стажем
— Такая практика не является какой-то придумкой — она существует давно, просто иначе называлась. Я приехала в Челны, когда еще не было Нового города. Помню, как на картофельном поле строили первый дом 2/01. Так нас возили туда на автобусе, чтобы мы, учителя, познакомились с семьями своих учеников. Я являлась тогда руководителем 6-го класса. Учителя обязаны были смотреть, как живет семья. Считаю это совершенно нормальным явлением. Педагоги стольким семьям помогли!

Помню, еще в советское время пришла в одну семью, а у них в квартире все переколочено: люстры и зеркала разбиты, посуды нет. Сестры-близнецы очень стеснялись пьяниц-родителей и про их пьянки с драками в школе не рассказывали. Все годы, пока девочки учились, мы принимали меры. Всегда приоритетом для них ставили учебу — только наука могла их спасти. У матери было образование 7 классов, у отца — 4, но обе девочки поступили в ивановский университет. Папа после этого даже пить перестал — сам-то он даже слова «университет» выговорить не мог, а дочери студентками вуза оказались. Школа ведь их спасла! Если бы учителя не ходили по квартирам, как бы они узнали, что в семье происходит?

Советская школа отличалась тем, что у педагогов были сочувствие и милосердие к детям и родителям. Боюсь, в наше время эти слова становятся историзмами, но школа и сейчас остается редким островком гуманности. Учителя всегда идут навстречу ученикам. От классного руководителя однажды узнала, что один мой старшеклассник живет с мамой в маленькой комнате в малосемейке, семья бедствует. Я вела платные спецкурсы по русскому языку, но, узнав о таком положении ученика, конечно, освободила его от платы.

Только не нужно заходить слишком далеко. Стесненные условия можно и с порога распознать, но, к примеру, лезть в холодильник — это уже унижение. Такого и я бы не допустила. (Фото: предоставлено Светланой Гиматдиновой)
Венера Иванова — генеральный директор рекламного агентства «Пиар Плюс» Венера Иванова генеральный директор рекламного агентства «Пиар Плюс»
— Если копнуть поглубже, то инициатива идет не от системы образования, а непосредственно от государства. Я считаю, что учителя должны контролировать ситуацию дома. Сначала мы не хотим впускать, а потом удивляемся, что у нас домашнее насилие дома, и начинается: «куда смотрит школа!», «куда смотрели психологи?!» Почему не впустить-то? Очень часто крайней остается именно школа — мол, вы не замечали, а у ребенка дома такое творилось!

Учителя ходили по домам и в советские времена. Я прекрасно помню, как они приходили домой, пили чай, давали люлей или хвалили — ничего в этом страшного нет. У меня, например, четверо детей, и каждому положен свой рабочий стол. Но извините, а если у меня нет возможности и желания в четырехкомнатной квартире четыре стола ставить? У нас есть три, но дети предпочитают делать уроки в зале или за обеденным столом. Помню одну передачу: показывали, как учитель ходит смотреть на уровень обеспечения каждого из учеников. Пытались раздуть скандал: видя, в какой нищете живут люди, маму хотели лишить родительских прав. Понимаете, люди не в грязи живут, не пьют, просто у них не хватает средств для ухода за ребенком. Так вот, не надо заглядывать в чужой кошелек. Если уж государство берется за такое дело, то пусть оно заглянет к нам домой с тем, чтобы помочь и поддержать.

Тех, кто не хочет пускать учителей в свой дом, я не могу осуждать — человек имеет на это право. В народе говорят: закон, что дышло — куда повернул, туда и вышло. Вроде и те и эти правы. Не знаю, с какой стороны дует этот скандальный ветер, но учителю, мне кажется, тоже не больно-то радостно так ходить по чужим квартирам. Мы слишком часто хаем других, не отдавая себе отчета в том, от кого исходит инициатива. Я лично учителя всегда впущу. Раньше переживала, что не прибрано в квартире, чаем не напоила, но все равно впускала — просто из уважения к учителю.
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.10.2019 16:52

Я отец двух детей.

Я обоими руками ЗА!

Потому что учитель будет понимать социальный уровень всего класса.
Это даст возможность регулировать социальную напряженность в классе.
Да и в моем детстве к нам приходили классные руководители.
Более того как правильно отметил один из интервьюируемых: учитель сможет чуть больше знать об ученике и его семье (свастика нарисована или синий кит).
Это позволит предвидеть поведенческую модель ученика.

  • Анонимно
    11.10.2019 16:52

    Я отец двух детей.

    Я обоими руками ЗА!

    Потому что учитель будет понимать социальный уровень всего класса.
    Это даст возможность регулировать социальную напряженность в классе.
    Да и в моем детстве к нам приходили классные руководители.
    Более того как правильно отметил один из интервьюируемых: учитель сможет чуть больше знать об ученике и его семье (свастика нарисована или синий кит).
    Это позволит предвидеть поведенческую модель ученика.

    • Анонимно
      11.10.2019 17:58

      А учителям это надо??? Все что идёт от чиновников мертворожденное

    • Анонимно
      11.10.2019 19:17

      Палка о двух концах. На основе актов учителей, незаконно наделенных правом контроля и надзора за соцжилбыт условиями учеников и их родителей, могут вершиться судьбы детей и их родных. Где гарантия отсутствия личной заинтересованности, неприязни или еще чего при проведении контроля? Где гарантия не передачи третьим лицам или использовании полученной информации в личных целях? Нет законных полномочий - нет и должностной ответственности! Правовая вакханалия!

      • Анонимно
        11.10.2019 19:56

        Те, кому есть что скрывать, конечно будут против посещения учителей. Поэтому этот вой подняли, из ничего сделали проблему.

        • Анонимно
          11.10.2019 20:05

          Как велик ваш соблазн заглянуть в чужую замочную скважину, а еще лучше, в холодильник! На то есть мудрая пословица: "Бодливой корове бог рогов не дает!"

    • Анонимно
      11.10.2019 19:26

      Не идеализируйте учителей - это обычные люди со своими тараканами.

  • Анонимно
    11.10.2019 17:01

    Даже в двухтысячных учителя- классные руководители по 2 раза семьи посещали, к некоторым ходили и по много раз. Даже без предупреждения: по субботам, после уроков, если это младшие классы. Но чтобы учителя не пусать в квартиру - это дико и необъяснимо. Минобру "спасибо" за исключение воспитательных функций школы. То что сейчас подразумевают под воспитанием - это голимая, ненужная, показушная ерунда

    • Анонимно
      11.10.2019 17:50

      судя по соцсетям и видео в них, там не учительница одна пришла, а куча теток во главе с завучем и начали реально ломиться в квартиру толпой.
      По мне, так пришла классная руководительница побеседовать с родителями, очень хорошо, заходите, чаю попьем, поговорим.. Пришла агрессивная толпа (пусть и в неблагополучную семью), до свидания. завтра приходите.

  • Анонимно
    11.10.2019 17:07

    Мнение учителей, ректоров, чиновников и предпринимателей, конечно, интересно, НО это частное мнение граждан не наделенных законом полномочиями давать правовую оценку ситуации. Её уже озвучила прокуратура - не имеют права без согласия родителей. Не стоит тиражировать нарушение конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища и охрану тайны личной жизни, объясняя благими намерениями. Существуют законные специально уполномоченные органы, вот они то и должны эффективно выполнять свою работу. Учитель должен учить, доктор - лечить. Думаю, никому бы не хотелось оказаться в роли профессора Преображенского, когда в квартиру вваливается домком во главе со Швондером.

  • Анонимно
    11.10.2019 17:20

    работала в школе и эта практика была в начале 2000-х тыс. - ходили и все было норм, родители даже рады были, что учитель приходит и интересуется.

  • Анонимно
    11.10.2019 17:37

    Светлана Гиматдинова очень верно рассуждает. Впечатляют живые примеры из собственного опыта. Многим руководителям не хватает именно живого опыта. Тогда надо прислушиваться к аксакалам. Как говорится, нехорошо, когда те, что несут факелы, одновременно ищут дорогу.

  • Анонимно
    11.10.2019 17:47

    Прошла информация ,что рвались в квартиру несколько человек ( завуч и 2 учителя) , ну прям целый десант с благими намерениями! А мама этого ребенка жаловалась на непорядки в школе.
    Понятно, откуда ноги растут ?
    Да, в советское время мы были рады приходу учителя в дом.
    Теперь я в свой дом никого не пущу, ибо все может быть использовано против меня и против моей семьи.

  • Анонимно
    11.10.2019 18:27

    С детской преступностью и суицидами нужно бороться не учителям, а политикам и экономистам. Асоциальное поведение порождает нищета, агрессивность окружающих и воинствующие телеведущие.

  • Анонимно
    11.10.2019 20:57

    Никогда не пущу в дом учителей своих детей. Потому что половину из них я знаю недостаточно хорошо, чтобы на слово поверить в их благие намерения, а другую половину знаю достаточно хорошо, чтобы НЕ поверить.
    Учителя, милые, если бы люди были убеждены в вашей честности, непредвзятости и высоких моральных принципах, они бы с радостью принимали вас у себя дома.
    А контакт с родителями можно налаживать и в школе. Вот если родители не приходят по вызову на личную беседу, ребенок прогуливает, семья пропала с горизонта, тогда, не мешкая, - добро пожаловать в компетентные органы. Они и проведут проверку.
    Разовое- двухразовое посещение семьи к воспитанию никакого отношения не имеет. Пусть каждый занимается своим делом.

  • Анонимно
    12.10.2019 09:34

    Учителя уже не отвечают за воспитание, а предоставляют образовательные услуги (а услуга это такая вещь, которую можно получить, а можно и отказаться). Такова реальность - либерализм добрался и до системы образования. Посещение жилой квартиры школьника - довольно бессмысленное занятие - что должен увидеть учитель? Наличие стола, кровати, еды?. Сейчас система капитализма и работать с учениками нужно через не через призывы и угрозы, а через их эго, личную заинтересованность в успехе и мотивацию. В случае нарушения дисциплины не надо ограничиваться чтением морали, а реально наказывать ученика. Но наказания учеников законом не предусмотрены, а учителя находятся в сложном положении в плане отсутствия способов урезонить нарушителя. Поэтому дисциплина в школах слабая, а ученики угрожают учителю судом или размещением в Ю-Тубе и соцсетях. Проблема и в том, что в одних классах перемешаны мотивированные ученики и не мотивированные, а также вообще не желающие учиться. То есть одни мешают учиться другим. Также назрела необходимость ранней профессиональной специализации в обучении (с 7-го класса ) - если ребенок не желает осваивать фундаментальные научные дисциплины (или, по каким-то причинам не может), пусть обучается нормальной рабочей профессии, которая его прокормит и даст зеленый свет в жизни. Чем дезориентированный в жизни и озлобленный выпускник, лучше чтобы был профессионалом в чем-то. Для общества и самого ученика это гораздо выгоднее.

  • Анонимно
    13.10.2019 12:12

    Уважаемый Илья Трубин! Если для ВАС парикмахер и таксист это схожая УСЛУГА с Учителем , то я Вам искренне сочувствую.
    А всем остальным напомню - Школа никогда не может быть сферой услуг...
    Закройтесь все в своих норках и живите там-не надо на улицу выходить и показывать свою агрессивность

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль