Культура 
17.10.2019

«Если бы Гоголь или Пушкин встали из гроба, они бы не поняли, о чем говорят два подростка»

Юбилейный саммит в КазГИКе: «кулек» или «благородный дом», и. о. ректора — Жанна д’Арк и приговор современному театру от мастера ГИТИСа

50-летний юбилей казанского института культуры решили отметить международным саммитом с гостями из Франции и Перу, а также выступлениями Ирады Аюповой и Лейлы Фазлеевой. О том, почему завкафедрой «щуки» и ГИТИСа раскритиковал лаборатории и читки и зачем Энгель Тагиров дал мастер-класс по сценической речи, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Юбилей Казанского института культуры решили отметить международным саммитом по культуре и образованию Юбилей казанского института культуры решили отметить международным саммитом по культуре и образованию

«ВАЖНО, ЧТОБЫ ОГРОМНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, КОТОРЫЕ ВКЛАДЫВАЮТСЯ В СТУДЕНТОВ, БЫЛИ ОПРАВДАНЫ»

Казанский институт культуры решил совместить приятное с полезным — не просто отметить 50-летний юбилей, купаясь в поздравлениях и песенно-плясовых концертах, а порассуждать о высоком и вечном на международном саммите по культуре и образованию. На него приехали как делегаты со всей России, так и иностранные гости, в том числе из экзотических уголков мира — представитель посольства Франции в России Элиза Сеспедес, директор финской галереи современного искусства «Кохта» Андерс Крюгер, доктор психологии из Перу Хосе Алонсо Агилар Валера.

На открытии саммита татарстанские чиновники наперебой выражали гордость за получение КазГИКом государственной аккредитации. «Это большая гордость», — сказала вице-премьер РТ Лейла Фазлеева. «Мы все сильно переживали, и это большая победа», — добавила министр культуры РТ Ирада Аюпова. «Это знак качества», — отметил первый замминистра образования и науки РТ Андрей Поминов.

«Более 22 тысяч студентов были выпущены за эти 50 лет, — отметила Аюпова. — Многие из них себя успешно реализовали в полученной профессии, кто-то сменил профиль, но я думаю, что любой человек, учившийся в этих стенах, однозначно будет адептом культуры. Это очень сложное образование. Можно научить ребенка читать, писать, считать, но по многим направлениям основное — талант. Это и божий дар, и благо, и большая ответственность на всю жизнь. Очень хочу, чтобы люди, которые пришли в эти стены, ведомые звездой своего таланта, никогда не разочаровались в выбранной профессии. Важно, чтобы те огромные инвестиции, которые вкладываются в студентов, были оправданы, чтобы ребята, окончив институт, оставались в отрасли, чтобы эта работа стала для них привлекательна».

Правда, показанный перед ее речью фильм о вузе не очень-то мотивировал оставаться в республике — настолько кондово он был сделан: сухое перечисление фактов, суровый закадровый голос, кадры «из жизни института», в которых нет этой жизни… Казалось бы, кому как не КазГИКу снимать креативное видео? Однако на этом поле их с легкостью обыгрывают независимые команды вроде тех же «Громких рыб».

Ирада Аюпова: «Я очень хочу, чтобы люди, которые пришли в эти стены, ведомые звездой своего таланта, никогда не разочаровались в выбранной профессии» Ирада Аюпова: «Я очень хочу, чтобы люди, которые пришли в эти стены, ведомые звездой своего таланта, никогда не разочаровались в выбранной профессии»

«ИЗМЕНИЛСЯ И ЯЗЫК — О ЕГО ДЕСТРУКЦИИ ВЫ ВСЕ ХОРОШО ЗНАЕТЕ»

Пленарное заседание саммита так бы и осталось не слишком любопытным научным мероприятием для специалистов, если бы не многолетний ведущий лотереи «Русское лото» Михаил Борисов-Фишман, который также успевает заведовать кафедрами режиссуры Театрального института им. Щукина при театре им. Вахтангова и эстрадного искусства ГИТИСа. Борисов часто бывает в Казани — он член жюри конкурса «Созвездие».

В своем выступлении, тема которого была обозначена как «Сохранение вахтанговской школы и ее роль в современном театральном процессе», Борисов был полон противоречий — то призывал учебные заведения готовить новых артистов, которые смогут говорить со зрителем на понятном ему языке, то критиковал «ГАДжеты» и молодежный сленг, то одергивал ведомства культуры за поддержку «театральных жонглеров».

«Необходимо очень хорошо понимать, что такое время, — начал он. — Без особенностей эпохи невозможно понять, что такое театральный процесс. Информационная революция, которая произошла на рубеже веков, появление интернета, телефонов, которыми вы все нас сейчас снимаете, которые кто-то очень точно и ласково называл „ГАДжеты“, — все это вторглось в нашу жизнь. А такие явления, как глобальное потепление, изменение климата, инфопотоков, межличностных связей, террористическая угроза трансформировали характер взаимоотношений между людьми. Изменился и язык — о его деструкции вы все хорошо знаете. Мы бесконечно ругаем наших детей, что они говорят на каком-то странном языке, и я думаю, что если бы сегодня Гоголь или Пушкин встали из гроба, они бы не очень поняли, о чем говорят два подростка. Хотя мы совсем недавно еще говорили пушкинским языком».

Завкафедрой ГИТИСа вспомнил такие популярные клише для описания нового поколения, как клиповое мышление, мгновенный обмен информацией, быстрое ее восприятие и обработка Борисов-Фишман был полон противоречий — то призывал готовить артистов, которые смогут говорить со зрителем на понятном ему языке, то критиковал «ГАДжеты» и молодежный сленг, то одергивал ведомства культуры за поддержку «театральных жонглеров»

«ДЛЯ ЧЕГО МЫ ГОТОВИМ АРТИСТА, ДЛЯ БЫТОВОГО ТЕАТРА? А ОН УМЕР!»

Далее завкафедрой ГИТИСа вспомнил такие популярные клише для описания нового поколения, как клиповое мышление, мгновенный обмен информацией, быстрое ее восприятие и обработка. «Мир уже трансформировался, — считает Борисов-Фишман. — Следом изменилась литература и появилась новая драматургия. Должен преобразиться и театр, то есть найти новые выразительные средства, чтобы разговаривать со зрителем на понятном и интересном ему языке. Театру необходимо стать другим, и следует измениться артисту. Значит, должна модифицироваться и система воспитания и подготовки артиста».

Борисов сравнил нынешний рубеж веков с предыдущим — по его мнению, тенденции в развитии театрального процесса похожи: «Появление новой литературы после научной революции, открытие атома, изобретения в химии, работа академика Павлова, психология, Чехов, Ибсен, Метерлинк, художественный театр Станиславского… Сейчас происходит то же самое. Время, с точки зрения театра, смутное, новое еще мерещится, старое уже неинтересно, информационная революция отменила целый пласт литературы и драматургии, она стала скучна сегодняшнему человеку. Маловероятно, что кто-нибудь из вас будет перечитывать роман Островского „Как закалялась сталь“ или пойдет на премьеру пьесы Азата Абдуллина „Тринадцатый председатель“, которая шла чуть ли не по всей стране в 1980-е годы и смотрелась с огромным интересом». Учитывая, что пару минут назад профессор критиковал молодежный сленг, было не совсем ясно — хорошо это или плохо. 

Зрителю сегодня интересны мистика и оккультизм, продолжил Борисов-Фишман. «Пьесы дышат каким-то странным способом исследовать мир. Артист должен хорошо понимать глубинные истоки психологического восприятия такой драматургии, владеть абсурдом. Признайтесь честно, педагоги и ректоры театральных учебных заведений, много ли у вас педагогических отрывков по абсурдистской литературе? Мало! А для чего мы готовим артиста, для бытового театра? А он умер! Значит, мы готовим их для того, чтобы они пришли в театр, которого нет», — предостерегает профессор.

Борисов объяснил, что на перепутье театрального процесса, когда, по выражению Вахтангова, натурализм Станиславского выдохся, а Мейерхольд «превратил артиста в марионетку и ушел далеко в формалистическое блуждание», именно Вахтангову удалось создать симбиоз этих двух систем и прийти к фантастическому реализму. «Это острейшая театральная форма и глубинное оправдание. Вахтанговская школа, на мой взгляд, является самым актуальным методом обучения студентов. Но его послание о том, что бытовой театр должен умереть, не дошло до большинства современных режиссеров. Зачастую многие дипломные спектакли — бытовые и очень неинтересные зрителю», — считает завкафедрой ГИТИСа.

«Думаю, что здоровое начало в казанском институте культуры есть, надо поддерживать то, что является нашим золотым багажом советского, национального театра», — торжественно заключил Борисов-Фишман

«ЧТО РОЖДАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЛАБОРАТОРИЙ? ОДНО НЕДОУМЕНИЕ»

Далее он сделал краткий критический обзор современного театра: «В смутное театральное время всегда были и будут появляться люди, мимикрирующие под новаторов, своеобразные фокусники, которые только на словах являются театральными новаторами и создают спектакли, которые, кроме недоумения, ничего не вызывают, а иногда провоцируют смех от недоумения. Наш зритель иногда смеется от неловкости, от того, что он не понимает, что видит на сцене. Возникло огромное количество „черной“ литературы. Да, жизнь трудна, сложна, в ней много негатива, но это не значит, что человека, который пришел из такой трудной жизни, надо еще и в театре окунать лицом в грязь. И с чем же он уйдет домой? И это новаторство, и таких новаторов очень много. Я думаю, многие из вас уже побывали на подобных спектаклях, где порой сидишь и не понимаешь — а что происходит? Вопрос понимания — первый, который должен быть решен в театре. И таким спектаклям нет числа».

После этой эмоциональной речи профессор совершил довольно неожиданное обращение к чиновникам от культуры: «Скажу, пользуясь присутствием и министра культуры, и всех руководителей. Зачастую в минувшие времена мы поругивали и управление культуры, и министерство за ретроградство, за то, что нас держали за руки, не давали делать новое, подступиться к свежей литературе. А сейчас впору ругать их за какую-то безудержную поддержку всего нового. Стоит появиться очередному „театральному жонглеру“ — ему и средства дают, и дорогу открывают! И эти бесконечные лаборатории! Сколько лабораторий изучают один и тот же предмет, а что в результате них рождается? Одно недоумение». На этих словах Аюпова, известная своей поддержкой экспериментального театра в Татарстане, внимательнее взглянула на докладчика. А он продолжал: «Множество читок с различного рода результатами пока нас тоже не очень радуют. Иногда читка губит работу над спектаклем. Много различного рода эскизов — спектакля нет, только эскизы и лабораторные исследования».

Ректор Института культуры мира Энгель Тагиров называл и.о ректора КазГИКа Розу Ахмадиеву «Жанной Д’Арк», а вице-премьера Лейлу Фазлееву характеризовал как «скромную учительницу, из которой за 44 года она превратилась в то, что вы видите» Энгель Тагиров называл и. о. ректора КазГИКа Розу Ахмадиеву «Жанной Д’Арк», а вице-премьера Лейлу Фазлееву характеризовал как «скромную учительницу, из которой за 44 года она превратилась в то, что вы видите»

«НАТУРАЛИЗМ ВЫДОХСЯ, СТАНИСЛАВСКИЙ НЕт»

Завершил профессор свою горячую речь на положительной ноте — он выразил уверенность, что «театр переболеет и пойдет дальше». «Думаю, что здоровое начало в казанском институте культуры есть, надо поддерживать то, что является нашим золотым багажом советского, национального театра. Натурализм выдохся, Станиславский нет. Да здравствует русская театральная школа, татарский национальный театр, здоровая часть нашего театрального процесса!» — торжественно заключил Борисов-Фишман.

Отметим, что на его курсе в ГИТИСе учились и те самые театральные новаторы и любители лабораторий — среди них соосновательница фонда поддержки современного искусства «Живой город» Диана Сафарова. «Живой город» показывает спектакли на своей экспериментальной площадке «Угол», делает лаборатории «Аннигиляция», «Свияжск АРТель», «Город Арт-подготовка» и т. д. В целом же выступление Борисова-Фишмана напомнило недавнюю речь актрисы Малого театра Людмилы Поляковой на пресс-конференции в Казани — 80-летняя народная артистка России призналась, что посмотрела пару спектаклей Константина Богомолова и Кирилла Серебренникова, но больше на них не пойдет.

«Что стоит за всеми этими поисками, которые идут в современном театре? Я прихожу, смотрю спектакль и думаю: „Ну кому такое нужно? А зачем это?“ Он не находит отклика ни в сердце, ни в голове», — считает Полякова. Примерно такая же мысль звучала и в речи 70-летнего Борисова-Фишмана. Однако остался неотвеченным вопрос: а судьи кто? Кто сможет разделить «жонглеров» и «фокусников» от истинных новаторов? И является ли неприятие и непонимание современного театра свидетельством того, что уважаемые театральные деятели все же не поспевают за стремительно убегающим временем? Или они знают что-то такое важное, о чем другим еще предстоит узнать? 

«Спасибо нашим президентам, которые из этого захолустного учреждения, из „кулька“  превратили в храм науки, благородный дом, приют для работников отрасли», — заявил Энгель Тагиров в финале выступления «Спасибо нашим президентам, которые из этого захолустного учреждения, из «кулька» превратили в храм науки, благородный дом, приют для работников отрасли», — заявил Энгель Тагиров в финале выступления

ПРЕВРАЩЕНИЕ «КУЛЬКА» В ХРАМ КУЛЬТУРЫ, А АХМАДИЕВОЙ — В ЖАННУ Д’АРК

Другим хедлайнером пленарного заседания стал ректор Института культуры мира (ЮНЕСКО) и профессор истории Энгель Тагиров, который называл и. о. ректора КазГИКа Розу Ахмадиеву «Жанной Д’Арк», а вице-премьера Фазлееву характеризовал как «скромную учительницу, из которой за 44 года она превратилась в то, что вы видите». Также он вручил дамам награду «Роза мира» (тут некоторые вздрогнули, вспомнив известную книгу Даниила Андреева), попутно сетуя, что ленту украли (спойлер — лента никуда не пропадала), и показывал присутствующим такое искусство плетения словес, которому позавидовал бы сам Епифаний Премудрый.

«Спасибо нашим президентам, которые из этого захолустного учреждения, из „кулька“ — так называли институт в свое время — превратили в храм науки, благородный дом, приют для работников отрасли», — заявил Тагиров в финале выступления, чем вызвал возмущенные возгласы преподавателей вуза, увидевших в его словах чуть ли не оскорбление. Интересно, а сам Тагиров, который работал здесь проректором еще во второй половине 1980-х, тогда уходил на повышение из «захолустного вуза» или уже храма науки?

«Отдельные аплодисменты Энгелю Ризаковичу за мастер-класс по речи, так говорить надо уметь», — отметила после его спича Фазлеева. Она же и закрыла пленарное заседание саммита (он продлится три дня), пожелав институту сохранить все традиции, заложенные предшественниками и ветеранами отрасли, «людьми, которые четко понимают государственность и многозадачность культуры». «Цитируя Энгеля Ризаковича, скажу, что мы не имеем права разбрасывать камни мудрости и впереди у нас время подвига нравственного, научного, интеллектуального. Вы все вместе представляете сегодня культурный код Российской Федерации», — заключила вице-премьер, показав, что и сама впитала в себя речевые навыки ректора Института культуры мира.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии

Мэтр « Русского лото»
Знал театр как никто.
Двадцать лет вёл передачу
«Вас на деньги околпачу».

Член бесчисленных жюри,
Знал всю кухню изнутри.
Там реальности нет места,
Явь – сбежавшая невеста.

Вот поэтому знаток
Дал новаторству пинок.
Хватит, мол, авангардизма,
Душа просит реализма.

Это вкратце его спич,
Где профессор бросил клич:-
Скажем громко нет чернухе
И в умах юнцов разрухе.

Хлопала ему Казань,
Она всё ж не глухомань.
Да и он совсем не гуру.
Ляпнуть всяко может сдуру..

  • Анонимно
    17.10.2019 08:46

    Борисов лишь высказался о наболевшем, аудитория то не просто к этому располагает, она несёт ответственность за то, на каком языке разговаривает молодежь - сейчас это язык площадной брани. И где? Да везде! Минкульт нужен не тем, кто примазан к грязной толпе на утеху. Он нужен для того, чтобы народ вести. Вести к нравственности.

    • Анонимно
      17.10.2019 11:23

      Прав Борисов сто крат. Вся эта бесовщина серебренниковых и богомоловых уже просто достала.. Зато либерастам очень нравится и так это им сердце (или что там у них на этом месте растет?) греет

      • Отвратительнее демшизы бывают только упоротые патриоты. Это иллюстрация к комментарию выше.

        • Анонимно
          17.10.2019 13:55

          Вот сразу тот самый "либералист" и начал защищаться.

          • "Либерасты", "либералисты" - вы бы хотя бы с терминами разобрались.

            И от кого мне защищаться? От дураков, научившихся отправлять анонимные комменты в статьи газеты, где я работаю?

            Театр должен быть разным. Кто-то идет на спектакли, которые нравятся Борисову, кто-то на спектакли Серебренникова. В чем проблема? Вас же никто не заставляет есть целыми днями борщ, запрещая рассольник. Ешьте, что считаете нужным.

            • Анонимно
              18.10.2019 00:29

              Почему все за бюджетные деньги - все это безобразиея?

    • Анонимно
      17.10.2019 15:45

      Лейла Фазлеева скромная учительница, которая за 44 года научилась открывать и закрывать торжественные мероприятия. перерезать ленточки, но не смогла научиться татарскому языку, чтобы дать простейшее интервью на ТНВ. Вот такой уровень власти.
      Рим Дашкин

    • ДД
      18.10.2019 12:05

      Вообще-то молодёжь всегда бранилась по-площадному. С возрастом у нормальных людей это проходит, а быдло... ну оно и есть быдло.

  • Анонимно
    17.10.2019 09:26

    "является ли неприятие и непонимание современного театра свидетельством того, что уважаемые театральные деятели все же не поспевают за стремительно убегающим временем?" - фраза сразу выдает возраст автора. Стара как мир проблема отцов и детей. Лет через 30 автор будет писать - вот у нас были режиссеры! Богомолов! Серебренников! Диана Сафарова! Какие имена, какие корифеи! А сейчас у вас что? Тьфу, кому это всё нужно?! :) А молодые авторы будут упрекать маститых режиссеров в том, что они отстают от времени. Старо, старо...

    • Мэтр « Русского лото»
      Знал театр как никто.
      Двадцать лет вёл передачу
      «Вас на деньги околпачу».

      Член бесчисленных жюри,
      Знал всю кухню изнутри.
      Там реальности нет места,
      Явь – сбежавшая невеста.

      Вот поэтому знаток
      Дал новаторству пинок.
      Хватит, мол, авангардизма,
      Душа просит реализма.

      Это вкратце его спич,
      Где профессор бросил клич:-
      Скажем громко нет чернухе
      И в умах юнцов разрухе.

      Хлопала ему Казань,
      Она всё ж не глухомань.
      Да и он совсем не гуру.
      Ляпнуть всяко может сдуру..

  • Анонимно
    17.10.2019 09:51

    А уважаемые деятели культуры знают, что словосочетание "международный саммит" подразумевает участие лиц высокого уровня (как минимум министров культуры) из разных стран, или у нас в погоне за громкими названиями плевали на все условности?

  • Анонимно
    17.10.2019 09:55

    Им бы еще послушать Шнурова, который советник по культуре.

  • Анонимно
    17.10.2019 10:01

    "Кулёк" в последнее десятилетие киснет и прозябает на отшибе культурной жизни республики и общества. Нужен очень мощный руководитель - фигура крупного калибра, нужно оживить творческую составляющую, приглашать именитую профессуру с Москвы и Питера на интересные лекции, необходимо стряхнуть с себя налет провинциальности и местечковости. По сравнению с другими ВУЗами Казани институт культуры выглядит очень блекло и скучно. Не должно быть так.

    • Анонимно
      19.10.2019 17:24

      Никого не надо приглашать.надо понять реалии жизни.для кого и чего обучают студентов!если выпустились 20 хоров то дрлжно появиться 20 новых хоров и т д.а сейчас просто готовят студентов!долже быть план выпуска и работы студентов.пока его нет и нет качествп обучения!только из публикации узнал что моему институту юбилей.даже не пригласили.

  • ЛДПР
    17.10.2019 10:11

    Эти люди тоже живут своей жизнью, типа ну вот мы же главные, делай как я)))
    Все как шло так и идет по пути СССР, да и откуда другому взяться....
    Все это как и раньше раздражает, одна болтовня...
    Сами знают ответ...и голову морочат...власть надо менять, власть...100 лет мечемся, дали себя обворовать...и опять А ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ))) ахахахахах

  • Анонимно
    17.10.2019 10:38

    Начинал работу в институте при ректоре Шамсутдиновой, когда он был,только филиалом Ленинградского инкульта.Хорошо, что отказались от понтовых брендов: университет, или академия которых сейчас,как грибов после дождя и вернули имя институт. Не вижу ничего крамольного или умаляющего значение в этом имени ,знаменитый американский вуз,входящий в тройку лучших на планете, это Массачусетский технологический институт и менять название не будет.Авторитет дает не название,а качество работы. В Казани всего один классический университет-КГУ.В период фурсо-ливанизации вузов,превращенный в совхоз -гигант КФУ ,до сих пор не могуший переварить,все,что насильно заставили проглотить,вкючая два, весьма авторитетных в стране вуза: педагогический и финансово-экогомичский.Но все это издержки рвения, некоторых, московских горе рефоматюков,и бездумного внедрения чуждых стандартов,типа болонкизации и прочей скопусизации, которым несть числа. Касаемо института культуры, рад,что он процветает, согласен с выступлением вип- персон ,а также, оценками ситуации и личностей, профессором Энгелем Тагировым ,как всегда мыслящего масштабно. Есть Только одно замечание ,не стал бы сравнивать нынешнего ректора,решающей сложнейшие задачи ответа на вызовы ХХ1 века, с Орлеанской девой,памятуя печальное завершение ее жизи,и уверен, что когда настанет время ,а до него еще очень далеко, она с почетом уйдет на заслуженный отдых. Дальнейших успехов и свершений коллегам.

    • Анонимно
      17.10.2019 14:47

      Вопрос эрудитам. По какой причине вузом уже почти год руководит некий ИО? Даю подсказку - связано с проверкой чистоты ректорских рядов

  • прекрассный хорор можно снять!молодеж выезжает на пикник с палатками в псковскую область
    И ночью к ним приходит мертвый Пушкин со словами Эдмонд ты гдееее?

  • Анонимно
    17.10.2019 11:04

    Интересно бы узнать статистику о количестве выпускников храма культуры, которые проработали хотя бы 5 лет по специальности. Какова востребованность ВУЗа?

    • Анонимно
      17.10.2019 11:20

      идти библиотекарем за 7400 рэ зарплаты с ВУЗовским дипломом? Или режиссером в народный театр в Агрыз? Культмассовиком в Ютазы? Лучше в Казани тамадить будут.

    • Анонимно
      19.10.2019 17:19

      За 50 лет института около 1000 чел.работают в госситеме.остальные на вольных хлебах там где много денег.

  • Анонимно
    17.10.2019 13:35

    А чья эта ректорша? Кто то внедрил блатную.

    • Анонимно
      17.10.2019 14:38

      И.о. она. Никто пока её не выбирал и учредитель ее не утверждал. С соседнего здания пришла. И там и тут по совместительству.

  • Анонимно
    17.10.2019 13:49

    Сам себя не похвалишь- никто не похвалит. В "кулёк" идут от безысходности и все это прекрасно знают. Ни науки там, ни образования.

  • Анонимно
    17.10.2019 13:51

    Муртазина Г.Р. - замечательный преподаватель!

  • Анонимно
    18.10.2019 06:10

    Жестоко обошлись с прежним ректором! Так нельзя с людьми! Сами ведь тоже не с гробом пришли на должность!

  • Анонимно
    18.10.2019 18:47

    Многие отличные профессионалы ушли при этой Жанне д,Арк. Это наводит на разного рода мысли..

  • Анонимно
    18.10.2019 23:26

    По специальности работали и работают те, кто осознанно идут за высшим образованием (пусть и от безысходности -не все поступили в консерваторию). Наш курс выпустился в 1997г, поступали, правда, уже окончив муз училище. Сама проработала по специальности 13 лет, включая время учебы в институте, однокурсники работают до сих пор, некоторые являются известными и уважаемыми преподавателями в Казани, на своих малых Родинах. А сейчас как-то не модно стало работать по специальности, на которую учился. Вернее, поступают, заранее зная, что не будут работать, поэтому толком и не учатся, никаких знаний и навыков нет, а потом кричат на каждом углу, что молодежи негде работать. Если человек, к примеру, мыслит себя только режиссером, живет театром, то и с Агрыза можно начать.

  • Анонимно
    21.10.2019 17:19

    Не нужно огульно хаять институт. Как и везде, здесь работают разные люди, разной квалификации. Много знакомых из разных вузов Казани. Вижу их уровень, хотя и кичатся, что работают в КФУ или, например, межинституте. Ушли те времена. Многие вузы живут былой славой, к сожалению. И в нашем "кульке" всегда было немало секретарей и методистов, окончивших эти "славные" вузы....Как видите, их устроил этот уровень...Не место красит человека.... А пустышки везде найдутся...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль