Культура 
20.10.2019

«Надо было ставить мюзикл!»: как Славутский по диагонали прочел «Дракона» Шварца

Любимая пьеса либеральной интеллигенции в театре им. Качалова предстала нехитрой нравоучительной сказкой в дорогом антураже

В Качаловском театре — первая премьера сезона: худрук Александр Славутский поставил «Дракона», сказочную антиутопию Евгения Шварца о тоталитарном сознании. Театральный критик Антон Хитров в материале для «БИЗНЕС Online» призывает никогда больше не трогать эту пьесу.

«Дракон» качаловцев — это практически мюзикл, правда, оригинальная песня всего одна — неуклюжий городской гимн «Дракон» качаловцев — это практически мюзикл, правда, оригинальная песня всего одна — неуклюжий городской гимн

«ДРАКОН» — ЭТО НЕ «БОРИС ГОДУНОВ» И НЕ «ЧАЙКА», ОН ОДНОЗНАЧНЫЙ, КАК БАСНЯ КРЫЛОВА

Вообще, конечно, ситуация парадоксальная: депутат регионального парламента от «Единой России» ставит любимую пьесу либеральной интеллигенции. Правда, спектакль Александра Славутского в политическом отношении получился вполне беззубым. Режиссер даже сказал в одном интервью, что рыцарь Ланцелот, бросающий вызов тирану, — это Владимир Путин. Наверное, пошутил. Интересно, кто же тогда дракон — Соединенные Штаты?

Если вы читали пьесу Евгения Шварца или видели экранизацию Марка Захарова, переходите сразу к следующему абзацу. Если нет — вот очень короткий пересказ. Странствующий рыцарь Ланцелот — дальний родственник того самого — намерен освободить некий безымянный город от дракона. Чудовище веками требует у местных жителей пищи и почестей, каждый год ему положена девушка на растерзание. В городе герою не рады: люди верят, что дракон непобедим, и предпочитают угождать ему, как монарху. Каждый знает его с детства: в человеческом обличье дракон не гнушается обществом своих подданных и по-соседски ходит к ним в гости. Ланцелот не поддается на уговоры и убивает чудовище — но сам, тяжело раненый, скрывается. Предприимчивый бургомистр объявляет себя победителем дракона и, по сути, занимает его место. Никто не против. 

Естественно, это текст о тоталитарных режимах XX века: Шварц писал ее в разгар Второй мировой, в эвакуации. Сталинские цензоры умели читать между строк и запретили «Дракона» после первой же премьеры в 1944 году. Сегодня брать эту пьесу никто не мешает — но лучше бы театрам оставить ее в покое. «Дракон» — это не «Борис Годунов» и не «Чайка», он однозначный, как басня Крылова. Автор так дорожил любимыми мыслями, что заставил персонажей формулировать мораль — мало ли мы сами не поймем. 

Бургомистр и Генрих, его сын — до смешного беспринципные мерзавцы без капли человечности (играют, соответственно, Илья Славутский и Алексей Захаров) Бургомистр и Генрих, его сын — до смешного беспринципные мерзавцы без капли человечности (играют, соответственно, Илья Славутский и Алексей Захаров)

ЭТО ПРАКТИЧЕСКИ МЮЗИКЛ, ПРАВДА, ОРИГИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ ВСЕГО ОДНА — НЕУКЛЮЖИЙ ГОРОДСКОЙ ГИМН

Мораль, если без лирики, такая: люди не научатся свободной жизни только потому, что их избавили от тирании. Мы в курсе, спасибо. Сейчас этого мало, чтобы поставить умный спектакль. Но ничего другого вы сказать не сможете, если попробуете поработать с этой пьесой. «Дракону» не хватает гибкости, чтобы стать чем-то еще, кроме сказки-антиутопии для старшего школьного возраста. Пару лет назад попытался Константин Богомолов: местами было интересно, местами — непонятно, в целом получился любопытный, но все-таки проходной проект. Во всяком случае, если сравнивать со «Славой», «Тремя сестрами» и другими поздними шедеврами режиссера.

Богомолов бился со стереотипами о пьесе, комбинировал ее с Евангелием и Ницше, с советской киноклассикой и русской популярной музыкой — короче, старался сделать ее сложнее и шире. Славутский пробует взять зрелищем. Модельер Екатерина Борисова в роли художника по костюмам. Монументальная декорация Александра Патракова. Видеозадник с облачками. Полеты на машинах и без. Миниатюрный электрокар бургомистра. Танцующая и поющая массовка. Героические позы героев и злодейский грим у злодеев. «Дракон» качаловцев — это практически мюзикл, правда, оригинальная песня всего одна — неуклюжий городской гимн. А надо было заказать полноценное либретто и два часа музыки, тогда вопросов было бы меньше. Такой жанр. Дорого, красиво, громко, просто, без претензий.

Ланцелот у Павла Лазарева — высокий молодой красавец, который чувствует только праведный гнев и ничего кроме Ланцелот у Павла Лазарева — высокий молодой красавец, который чувствует только праведный гнев и ничего кроме

Для драматического спектакля, вышедшего на исходе 2019 года, все решения слишком очевидные. «Отчего все ваши герои ходят в черном? — Это траур по их жизни, они несчастны». А дракон почему в красном? Потому что императорский цвет. Полупрозрачный павильон из мелких решеток — ну да, тюрьма. Ланцелот у Павла Лазарева — высокий молодой красавец, который чувствует только праведный гнев и ничего кроме. Бургомистр и Генрих, его сын — до смешного беспринципные мерзавцы без капли человечности (играют, соответственно, Илья Славутский и Алексей Захаров). Допустим, персонажи так и написаны — плоскими, но почему бы не добавить им объема? 

Теперь — о драконе. Тирана можно показать каким угодно, это редкий случай, когда пьеса Шварца оставляет место для трактовки. Олег Янковский в фильме Захарова изображал его самовлюбленным негодяем из бондианы; Игорь Верник у Богомолова — невзрачным чинушей с лицом Леонида Брежнева. Дракон Марата Голубева — просто злобный. Красный мундир и такие же красные губы на бледном лице, белоснежный парик и большие очки в духе модельера Карла  Лагерфельда — эффектная, но ничем не заполненная оболочка.

Дракон Марата Голубева — просто злобный. Красный мундир и такие же красные губы на бледном лице, белоснежный парик и большие очки в духе модельера Лагерфельда — эффектная, но ничем не заполненная оболочка Дракон Марата Голубева — просто злобный. Красный мундир и такие же красные губы на бледном лице, белоснежный парик и большие очки в духе модельера Лагерфельда — эффектная, но ничем не заполненная оболочка

РЕЖИССУРА НЕ ВЫТАСКИВАЕТ ПЬЕСУ — НО ЭТО ПОЛБЕДЫ

Режиссура не вытаскивает пьесу — но это полбеды. Беда, что Славутский прочел ее по диагонали, пропустив удачные находки Шварца. Ланцелот в оригинале не носит ни копья, ни меча — по крайней мере, во владениях дракона. Это непрактично, но красиво: рыцарь хочет получить оружие от горожан — или выйти против чудовища с голыми руками и погибнуть им в укор. Штука в том, что герой заранее знает: нельзя подарить свободу тем, кому она не нужна. В спектакле все это похерено только потому, что художница по костюмам нарисовала Ланцелота со шпагой, а режиссер ее не поправил.

Или шпага — так, аксессуар, на дракона с ней не ходят? Тогда пусть актер это сыграет — хотя бы перед битвой, когда мастеровые дарят ему меч: вот это, дескать, парни, другое дело, не то что моя булавка. Мы же не знаем, какая прочность у драконьей чешуи. Может, и нож подойдет, а может, и меч и не годится. Хотя лучше было бы совсем без шпаги: образ безоружного рыцаря слишком хорош, чтобы вот так им жертвовать. Театр ни в коем случае не обязан обслуживать замысел автора, но понимать его все-таки надо. Внимательный режиссер заметит ненужное и отрежет. Небрежный будет спотыкаться о пьесу, как о развязанный шнурок.

«Дракону» не хватает гибкости, чтобы стать чем-то еще, кроме сказки-антиутопии для старшего школьного возраста «Дракону» не хватает гибкости, чтобы стать чем-то еще, кроме сказки-антиутопии для старшего школьного возраста

Иногда Славутский не слышит Шварца, иногда — слышит и спорит. Оптимистический финал он поменял на мрачный: вернувшийся герой не свергает бургомистра, а прислушивается к его совету и покидает город. Даже знаменитую сентенцию Ланцелота — «В каждом из них придется убить дракона» — режиссер передал самозванному правителю: теперь она звучит как отговорка — дескать, я все понимаю, тиран убит, а люди те же, мы над этим работаем, не мешай. Естественно, хитрый политик лжет: стоит рыцарю уйти, на сцене снова запевают гимн в честь бургомистра. Но находка ничего не меняет по сути. Какая разница, останется в герое надежда или нет: качаловский «Дракон» так и так будет нехитрой нравоучительной сказкой в антураже дорогого мюзикла.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (36) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.10.2019 09:17

Любой спектакль Славутского - гимн в честь действующей на текущий момент власти, благодаря дотациям которой театр и продолжает своё существование.

  • Анонимно
    20.10.2019 09:17

    Любой спектакль Славутского - гимн в честь действующей на текущий момент власти, благодаря дотациям которой театр и продолжает своё существование.

    • Анонимно
      20.10.2019 10:56

      Все театры дотируется. В этом смысле Славутский честен.хуже обстоит дело с каким- нибудь Гоголь- центром, где за сотни миллионов бюджетных денег идёт фига в кармане.

      • Анонимно
        20.10.2019 11:15

        Он честен по отношению к власти или к зрителям, которым уже много лет предлагается продукт в виде второсортных мюзиклов? При это режиссёр Гоголь-центра востребован во всем мире, где пытаются познать нечто новое и значительное в театральном искусстве.

  • Анонимно
    20.10.2019 09:53

    Шварц с его Драконом как никогда сегодня актуален. Странно, что его ещё не запретили наши «любимые» власти. Ведь Шварц написал о сегодняшней власти, точ в точ.

  • Анонимно
    20.10.2019 11:29

    "«Дракону» не хватает гибкости, чтобы стать чем-то еще, кроме сказки-антиутопии для старшего школьного возраста" - ну, вряд ли автор статьи понимал, о чем эта сказка, пребывая в старшем школьном возрасте. Да и не всегда надо стремиться сделать пьесу чем-то большим, чем она есть, когда она настолько же самодостаточна, актуальна и гениальна, как "Дракон" Шварца. Хотя в постановке качаловского смотреть не пойду. Бутафория давно стала его визитной карточкой, а мне она не по вкусу.

    • Анонимно
      20.10.2019 22:30

      Так а театре и должна быть бутафория,это зритель должен все принять всерьёз

  • Анонимно
    20.10.2019 12:00

    Качалова давно уже нужна перезагрузка. Все однотипное, жутко узнаваемо. Ходить перестали.

    • Анонимно
      20.10.2019 21:21

      И мы перестали... очень жаль конечно.... но лица одни и те же.

      • Анонимно
        20.10.2019 22:32

        А мы наоборот, стали ходить,по крайней пере один остался академический театр в городе,а не перманентный пеформанс

  • Анонимно
    20.10.2019 14:28

    Если кому интересно: Шварц написал "Дракон" в эвакуации- в Сталинабаде (ныне Душанбе)

  • Анонимно
    20.10.2019 18:31

    Хороводы-визитная карточка Славутского еще с Читы. Смотрела Три апельсина в 1982г, ничего не поменялось, те же хороводы полсектакля. Посмотрела биографию, оказывается он там был главрежем.

    • Анонимно
      23.10.2019 08:21

      18:31
      А мне нравится, что они танцевать всем аулом выходят. И танцуют полспектакля. Хоть какая-то движуха.

  • Анонимно
    20.10.2019 19:11

    Красивая сказка, с красивым и умным финалом. И вроде бы песня народа совершенно одна и та же, но в начале слушаешь ее на позитиве, а в конце, почему-то рыдать охота от тупости жителей города. Это правда все про нас, не понятно как допустили такой проект в массы и на сцену. Сильной постановку назвать нельзя, но после спектакля выходишь с перевернутым сознанием и с чувством своей беспомощности перед огромной системой, которая существует из-за нас самих и нами же питается.

  • Анонимно
    20.10.2019 20:30

    "каждый год ему положена девушка на растерзание. В городе герою не рады: люди верят, что дракон непобедим, и предпочитают угождать ему, как монарху."

    Можно сделать спектакль более жизнерадостным. Девушку на растерзание выбирает жюри на городском конкурсе красоты. Перед растерзанием ей вручаются ключи от машины и шуба. Жители охотно выбирают своего Дракона и Бургомистра - каждый раз пожизненно. После выборов - концерт, все пляшут и поют, всеобщее ликование.

  • Анонимно
    20.10.2019 20:46

    Из-за этого бездарного режистера много лет как перестали ходить в Качаловский театр.

    • Анонимно
      21.10.2019 14:02

      Из-за режиссера или из-за всего театра в целом, но мы тоже в Качаловский ходить перестали. Ходим на приезжих, из Москвы, Питера. Жаль, что приезжают редко, и жаль, что в Качаловский идти не хочется.

  • Анонимно
    21.10.2019 09:52

    Куплю билет на спектакль. За рецензию спасибо!

  • Анонимно
    21.10.2019 12:11

    каждый год ему положена пьеса на растерзание.

    28%

  • Анонимно
    21.10.2019 13:53

    Ланцелот и Эльза в спектакле были абсолютно неубедительны! Бургомистр самая яркая фигура спектакля за счет бесспорного таланта Ильи Славутского. Но даже он спектакля не вытянул, увы. 2\3 сценического времени ушли на массовки с заунывным пением городского гимна. В конце зал аплодировал только потому, что спектакль премьерный, но при этом все быстро разошлись.

    • Анонимно
      21.10.2019 14:50

      То есть все радовались, что действо, наконец, закончилось?

  • Анонимно
    23.10.2019 08:36

    Господа, что ж вы так узко мыслите. И так все понятно - никакого Дракона нет, его придумали сами жители города, чтобы оправдать свою бездарную, низкую жизнь, свои страшные поступки. Дракон сидит в каждом из нас и нами безвольными управляет, и это прозвучало в конце спектакля! А Ланцелот появился чтобы всколыхнуть это смердящее болото. Нельзя осчастливить человека против его воли. Поэтому и появляются на этом фоне такие бандиты как Бургомистр и Сын. Нет в этом спектакле и темы любви, а откуда же ей взяться в этом сообществе лгунов, предателей, бандитов... А вот говорить, что Славутский бездарный режиссер - не надо. Он может нравиться или не нравиться, но это уже ваше личное дело и не вам судить. Спектакли у него глубокие и не сразу их можно принять, но называть бездарным глупо. К сожалению, автор статьи не дорос до серьезной оценки этого спектакля. Видно, как ему мешает "личная неприязнь" или откровенная "заказуха"...

  • Анонимно
    23.10.2019 09:07

    Когда-то в ТЮЗе Цейтлин Б,И. поставил ДРАКОНА, и там главным действующим лицом был Ланцелот (А.Калаганов и Е.Царьков), чуть раньше был снят фильм М.Захарова с тем же главным героем (А.Абдулов). Но в то время ждали такого ГЕРОЯ в лице Ланцелота, а А.Я.Славутский увидел эту историю СЕГОДНЯ совсем по-другому! И от этого спектакль получился с другими акцентами, но не менее актуальным и страшным. Зритель сразу стал проводить аналогии с сегодняшней жизнью. НЕ всем нравится его (Славутского) стиль, но это его СТИЛЬ! Но обо всем этом, судя по статье, А.Хитров не имеет представления, но готов написать любую чушь лишь бы угодить безграмотной статьей своим хозяевам!

  • Анонимно
    23.10.2019 10:03

    Господи, где взяли этого недалекого "театрального критика"? Это ДРАКОН однозначный как басня Крылова"? Ему не нравится, что Ланцелот носит шпагу, но это образ героя, глупец! Нельзя Славутского обвинять в небрежности, потому что у него не бывает ничего случайного - вплоть до количества пуговиц на костюме. "Режиссура не вытаскивает пьесу", "прочел по диагонали" - и это о Славутском? Видно, что писал случайный человек, который не разбирается в театральном искусстве, да еще так узко мыслит. Явно, заказная, да еще безграмотная статья. Не любите вы Славутского - ваше дело, но зачем так себя ронять?
    ,

    • Вы бы хоть подписывались, когда такие пламенные комментарии оставляете. А иначе это вы "случайный человек, не разбирающийся в театральном искусстве", но явно не Антон, прекрасно известный профессиональный театральный критик.

      И еще мне всегда интересно: кто же "заказал" Славутского и зачем? Просто интересно, потому что даже не представляю, кто бы это мог быть.

      • Анонимно
        24.10.2019 08:17

        А вы мне не интересны, Айрат Нигматуллин, потому что вы такой же недалекий, как ваш "прекрасно известный профессиональный театральный критик". Но в театральном деле, поверьте, я разбираюсь лучше вас, потому что я там служу. А такие как вы используют любой повод, чтобы в очередной раз пройтись по имени Славутского. Но что-то не один театр не заполнен зрителями так как Качаловский. И, судя по вашим комментариям, вас всех это раздражает. А мое имя вам ничего не скажет...

      • Анонимно
        24.10.2019 08:34

        А.Н. Я не поклонница Славутского, но после того как уничтожили русский ТЮЗ, а сейчас то же самое делают с Тинчуринским, то Качаловский на сегодняшний день остается ЕДИНСТВЕННЫМ профессиональным театром во всем!

  • Анонимно
    24.10.2019 10:22

    Ходили на премьеру, такие спектакли заставляют задуматься о том, как мы живем.
    Это единственный театр, куда можно отправить детей смотреть классику.

  • Анонимно
    24.10.2019 21:55

    Спектакль забавный, сначала тебя ловят на наживку песней про город, и зритель реально ведется, что ПИЕСА про Казань и его хозяев. Но затем режиссер опытным движением троекратным «Слава, Слава, Слава» Выводит зрителя на поверхность и оказывается, что спектакль не про город, а про Дракона у которого не три головы. Дракон это тысячаглавая толпа. В одно мгновение мы обнаруживаем как Демократия переродилась в Охлократию.
    И толпа поглощает Ланселота, переваривает его и Лыцарь становится одной из голов Дракона.
    И самое главное спектакль убеждает, что мюзикл это не наша культурная традиция, мюзикл это мажор, а пьеса Шварца (как и все российское искусство) минор. Вот и получается у зрителя не сварение, от блюда приготовленное из свинины и малины.
    Hi-Van

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль