Общество 
20.10.2019

Шаймиев – Венедиктову: «Вы должны быть в Болгаре. Я искренне говорю. И в Свияжске»

Первый президент РТ рассказал главреду «Эха Москвы» о посольстве Ибн Фадлана, олигархах, помогавших фонду «Возрождение», и штабе Троцкого

«Вы не потеряетесь. С такими волосами там… Могут принять, конечно, за хорошего почитаемого религиозного лидера», — шутил Минтимер Шаймиев в разговоре с Алексеем Венедиктовым, предлагая ему вступить в ряды полумиллиона туристов, которые ежегодно посещают теперь Свияжск и Болгар. Интервью госсоветника РТ вышло накануне на радио «Эхо Москвы». Как Бабай впервые рассказал Путину о своих планах на пенсии и предположил татарскую кровь в известном журналисте — об этом в нашем материале.

Накануне интервью главреда «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова с Минтимером Шаймиевым прошло в эфире радиостанции Накануне интервью главреда «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова с Минтимером Шаймиевым прошло в эфире радиостанции

«ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ, ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО Я СОБИРАЮСЬ УХОДИТЬ?»

«Я договорился, что пойду и встречусь с первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, — вспоминал в одном из недавних радиоэфиров главный редактор „Эха Москвы“ Алексей Венедиктов свою поездку в Казань в начале октября. — Я его очень уважаю. Знаю, от чего он, собственно, можно сказать, спас республику в 90-е. В общем, было непросто… А мы знаем, что Минтимер Шаймиев занимается тем, что строит, восстанавливает, реконструирует старые города, Свияжск, например.  Храмы строит, мечети. Я пришел к нему, просто посидеть. И он мне начал рассказывать».

И Венедиктов понял, насколько это все интересно: «Говорю: „Можно я буду записывать?“ Он говорит: „Ты же не хотел у меня брать интервью“. Я говорю: „Я не хотел?“ Он посмотрел: „Да, что-то в тебе татарское есть“. Я тут же микрофон…  Знаете, не успел… раз! — в сумку микрофон. Поэтому записал большой рассказ Шаймиева. Про историю, реставрацию, реконструкцию».

Накануне интервью главреда «Эхо Москвы» с Минтимером Шаймиевым прошло в эфире радиостанции. Госсоветник РТ в течение 45-минутной беседы увлеченно рассказывал о том, как занимался восстановлением Болгара и Свияжска. Возможно, каких-то откровений и сенсационных фактов здесь и не прозвучало. Но, во-первых, приятно было засвидетельствовать, что главный Бабай Татарстана в отличной форме и полон энергии. Во-вторых, очень интересно было послушать Шаймиева в режиме публичного диалога, что в последнее время бывает довольно редко. Скорее мы привыкли к длинным философским монологам первого президента РТ на публичных мероприятиях.

А здесь — разговор с одним из самых известных политических журналистов страны. Кстати, по ходу встречи было заметно, что собеседники питают друг к другу самые теплые чувства. Кроме того, про Шаймиева хорошо известно, что он внимательно следит за информационной повесткой, включая и электронные СМИ Татарстана, судя по всему, и главная информационная радиостанция страны «Эхо Москвы» входит в зону его интересов.

Для начала госсоветник РТ напомнил, как наметил себе новые направления деятельности, решив уйти с поста президента республики: «Вопросы мы обсудили у себя, в республике. А Болгар и Свияжск — объекты федерального значения, памятники как крупные города, грады… А мы здесь посоветовались, как подойти к разговору».

. Шаймиев рассказал о встрече в 2009 году с премьер-министром (на тот момент) России Владимиром Путиным 

Речь шла о встрече с премьер-министром (на тот момент) РФ Владимиром Путиным, Шаймиев же к тому времени, речь о 2009 годе, уже решил покинуть пост. «Он меня принял. За 20 минут удалось нам конструктивно поработать, — рассказывает Шаймиев главреду „Эха Москвы“. —  „Владимир Владимирович, вы знаете, что я собираюсь уходить?“ — „Да, мы же с вами, в принципе, договорились“. Я говорю: „Советовались у себя. Хочу заняться восстановлением исторических городов, мусульманской культуры и православной. Мусульманской культуры — это Болгар, X век, а XVI век — это Свияжск. Оба города расположены на красивейших местах Волги, и тот и другой… Мало кто об этом говорит. Это на нашей территории“». 

Шаймиев рассказал главе правительства, что тех денег, которые выделяются на эти объекты, не хватает даже на то, чтобы не допустить их дальнейшего разрушения. «Я говорю: „А мы у себя обговорили так. Хотя памятники федерального значения, но это же на нашей земле. Мы могли бы паритетно финансировать начало восстановительных работ“. Мы обговорили предварительные суммы… И когда обговорили суммы — всё. И я хочу сказать, что за все годы восстановления отступления от этого разговора ни на йоту не было. Хотим мы или не хотим, это то, в какие минуты эти вопросы решаются, а в результате восстановлены древний Болгар и град Свияжск!» — продолжал первый президент Татарстана.

Кроме того, он назвал имена крупнейших бизнесменов, помогавших фонду «Возрождение», и подключившихся к программе восстановления Болгара и Свияжска: Алишер Усманов, Вагит Алекперов и даже украинский олигарх Ринат Ахметов.  «Ринат. Ну так у нас все знакомые, на самом деле», — ответил Шаймиев удивленному Венедиктову.

. Госсоветник РТ назвал имена крупнейших бизнесменов, помогавших фонду «Возрождение» и подключившихся к программе восстановления Болгара и Свияжска: Алишер Усманов, Вагит Алекперов и Ринат Ахметов

«У ВАС, ВИДИМО, ТЕЧЕТ ГДЕ-ТО ТАТАРСКАЯ КРОВЬ»

Далее госсоветник РТ напомнил, как непросто дается российским объектам вхождение в список всемирного наследия ЮНЕСКО: «Мы создали научное сопровождение, зная, что это старинные объекты, чтобы не допускать ошибок… Поддержать в соответствии с требованиями ЮНЕСКО — это очень важно. И я должен сказать, что перед вами сегодня стоит человек или наша команда реставраторов — люди, которые с фондом „Возрождение“ связались. Мы знаем правила ЮНЕСКО».

Кроме того, уверен Шаймиев, признание Болгара и Свияжска памятниками международного значения несет в себе очень важный смысл. «Ведь история у нас непростая, историю не выбирают. Она какая сложилась, такая есть. Очень сложная. Я не скажу, что она плохая. Она сложная, она из глубины веков идет… Разные толкования, кто-то под игом жил чуть ли не 300 лет, а может быть, и больше, — говорит первый президент РТ. — Я к чему говорю. Вот после того, как объект признан всемирной универсальной ценностью, эти вопросы снимаются… Хотите какие-то сомнения выразить или что-то дискутировать — пожалуйста, у нас признано всемирной универсальной ценностью. Обращайтесь, все документы там есть».

«История у нас непростая, историю не выбирают. Она какая сложилась, такая есть. Очень сложная. Я не скажу, что она плохая. Она сложная, она из глубины веков идет…»

Шаймиев также вспоминал и про Казанский кремль, и про филиал «Эрмитажа», расположенный на его территории.

  — Я знаю, успел на выставку «Золотая Орда», — подхватил Венедиктов. — Она была уже полуразобрана уже вчера. Но я успел вскочить, посмотреть ящики уже заколоченные эрмитажные. Но кое-что увидел, кое-что мне показали.

― У вас, видимо, течет где-то татарская кровь, — заметил Шаймиев.

― Это, знаете. Не будем бабушку по молодости ее трогать. Бабушка могла согрешить с кем-нибудь, мы же понимаем.

― Не надо на бабушку.

― Поэтому я и говорю: не надо.

― Я же сказал, возможно, — парировал госсоветник РТ

― Вот, возможно, да, — согласился главред «Эха».

Венедиктова также интересовало, как теперь, после окончания федеральной программы по восстановлению Болгара и Свияжска, будут поддерживаться эти объекты в должном состоянии. Шаймиев напомнил, что есть много меценатов, которые также помогают в этом деле, и вообще сказал, что не любит противопоставлять деньги казенные и народные: «Казенные, они тоже народные», — после чего вспомнил известную историю восстановления мечети Кул Шариф.

«Мечеть Кул Шариф построена чисто на благотворительные средства…  Когда мы ее задумали, был удачный год по хлебу. Я сельское хозяйство неплохо знаю. Хороший год — это божий дар. Это вовремя дождь, солнце может быть, может не быть. Совпадения бывают случайные, хотя работать надо в любом случае, потому что не посеешь — не взойдет. Тогда я смотрю: на 2–3 центнера урожай больше получился. Собрал глав администраций, работая президентом. По-хорошему… Когда урожай зреет, настроение хорошее бывает у всех. Хотя всегда мы говорим: „Хлеб тот, который в амбаре“. Это народная мудрость в любом случае. Ну сказал вот про это — Кул Шариф. Мы могли бы получить в этом году больше на 2–3 центнера с гектара урожай. Давайте будем считать, божий дар. Проведем везде сходы. Смотрите: вот божий дар в этом году. 2 центнера с гектара от продажи зерна внести сюда от имени населения республики, которое в сельской местности… Я вам скажу, тогда никаких вопросов, даже под аплодисменты… Впервые… Сегодня еще мы какой-то путь проходим в вопросах благотворительности, меняемся к лучшему. Но тогда так чуть ли не слезы пошли. Я потрясен был. Под аплодисменты принято решение. 32 миллиарда. Но это неденоминированные тогда были те деньги, вы знаете. Ну неважно…  Это где-то 1995 год. Таким образом, мы приняли тогда решение Кул Шариф построить и отреставрировать Благовещенский собор», — завершил рассказ Шаймиев.

. Шаймиев уверен, что признание Болгара и Свияжска памятниками международного значения несет в себе очень важный смысл

Также он напомнил и о теме поддержки двух основных религиозных конфессий республики, поскольку путем ударных строек «ответили на ряд политических вопросов»: «Есть версии, что на территории Благовещенского собора до взятия Казани была мечеть Кул Шариф. Кул Шариф — это духовный лидер. Он погиб при защите Казани. Потом построен был на месте Кул Шарифа собор. Такая версия есть. Среди населения пошли  разговоры. Я взял и выступил: „Чего вы хотите? Чтобы мы разрушили Благовещенский собор, построили на его месте Кул Шариф, а потом собору искать место? Это принесет нам мир?.. Люди же разумные, когда с ними по-честному говоришь“. Я вам скажу, вопрос снялся».

Также активно первый президент РТ зазывал Венедиктова на объекты, возрождением которых Шаймиев занимался: «Вы должны быть в Болгаре. Я искренне говорю. И в Свияжске. Сейчас это не увидеть — это пробел». «Я вам обещаю», — ответил московский гость. — «Хорошо. Почему — потому что вы хорошо интересуетесь историей и так далее».

«Вот когда мы начинали в то время. В 2010 году мы приступили уже к проектированию, раскопкам и так далее. Бывало туристов в Свияжске, Болгаре где-то 6–7 тысяч в год. А вот сейчас после сдачи — полмиллиона Булгар, полмиллиона Свияжск. Это туристы. Можете себе представить. А вы…» — продолжал шутливо журить собеседника первый президент РТ.  «А я потеряюсь там в полумиллионе», — сказал Венедиктов. — «Вы не потеряетесь. С такими волосами там… Могут принять, конечно, за хорошего почитаемого религиозного лидера».

. «В 2010 году мы приступили уже к проектированию, раскопкам и так далее. Бывало туристов в Свияжске, Болгаре где-то 6–7 тысяч в год. А вот сейчас после сдачи, — полмиллиона Булгар, полмиллиона Свияжск. Это туристы»

«МЫ ВСЕГДА ОДНИМ УКАЗОМ ДЕЛАЕМ, ЧТОБЫ И МУСУЛЬМАНЕ, И ХРИСТИАНЕ…»

«Значит, что я хочу сказать, — завел Шаймиев подробный разговор о древнем Болгаре. — В Болгаре торговля, конечно, была хорошей. И еще раз говорю, это надо увидеть. Где Кама впадает в Волгу. Временами даже иногда Волга несет воды больше…  Ну это уже маленькое море. Километров 40 в этом месте, когда они сливаются. Оттуда же выход на Каспий был. Оттуда же и торговля, оттуда же выход на Иран и так далее… Случайного ничего не бывает…»

22 мая — День добровольного принятия ислама на нынешней территории России, и все это произошло в Болгаре, напомнил первый президент РТ: «Дербент раньше принял, но он принял ислам после завоевания арабами, насильственным путем было сделано. Ну в те времена сами знаете... А это добровольно. Добровольно почему — потому что торговали… Особенно с Ираком. Иракский халиф послал свою делегацию… Эх, надо вам там быть. Вот бывают в жизни такие счастливые случайности. Ибн Фадлан возглавлял — доверенный. Они прошли весь путь. В те времена — лошадьми и так далее. Сколько шли…  И Ибн Фадлан все описал. И все записки Ибн Фадлана, как он прошел этот путь, как пришел, как его встречали в Болгаре и как происходило принятие ислама… Мы восстановили эти картины. Ибн Фадлан все описал. Представьте себе, такой документ получить, когда ты восстанавливаешь, это, я вам скажу… слов нет просто. И мы его перевели на несколько языков».

. Первый президент РТ напомнил о появлении в Болгаре уникального Корана

Дальше Шаймиев начал рассказывать Венедиктову о конкретных объектах в Болгаре, видимо, показывая соответствующую презентацию, так что радиоэфир не мог уловить всех прелестей этой части беседы: «Вот в данном случае минарет, а здесь рядом кладбище. В те времена, знаете, как делалось. Горячая вода, например, — это же дефицит, сама вода еще и так далее. Когда человек умирал, здесь было организовано… И молитву читали около этого минарета, все, что необходимо… И вот таким образом его хоронили. Это же дорого стоит. Сегодня я говорю об этом с восхищением. И я вижу, как вы слушаете. Вот это воспитание».

Дальше первый президент РТ напомнил о появлении в Болгаре уникального Корана. «Имеет ли право место, где принят добровольно ислам на нынешней территории России, иметь Коран? Который доступен был бы. Я вам должен сказать, мы заказали в Ватикане. Никто не взялся больше. Ватикан взялся за изготовление этого Корана… Вот это 800-килограмовый Коран… Да. Это надо увидеть. Там его 4 человека открывают, когда туристы приезжают. Чтобы каждый раз не открывали, мы даже один лист сюда установили. Каллиграфия же для Корана — это самое главное значение… Это две компании у нас здесь делали: „Агросила“ и „Акибанк“. Все взялись, когда задачу поставили. И строительство самого здания [для хранения], и заказ Корана, и так далее — полностью эти две компании сделали под ключ… Когда мы его везли из Ватикана при пересечении уже в воздухе границ, Россия признала его национальным культурным достоянием», — сказал Шаймиев.

. Шаймиев вспомнил о знакомстве российского лидера с Белой мечетью: «Когда Владимир Владимирович Путин приехал в первый раз. Идем, он остановился, смотрит в восхищении на определенном расстоянии: „Да, это Тадж-Махал“»

Шаймиев вспомнил о знакомстве российского лидера с Белой мечетью: «Когда Владимир Владимирович Путин приехал в первый раз, идем, он остановился, смотрит в восхищении на определенном расстоянии: „Да, это Тадж-Махал“. А я тихонечко говорю: „Владимир Владимирович, это Ак-Мечеть. Белая мечеть“. — „Ты прав“. Так пошутили, но по-хорошему. Пошли».

Далее Шаймиев вспомнил об указе уже президента Татарстана Рустама Минниханова, когда одновременно в республике учреждалась Болгарская исламская академия и начиналось возрождение Собора Казанской иконы Божией Матери: «Мы всегда одним указом делаем, чтобы и мусульмане, и христиане… всегда баланс был».

. Госсоветник вновь напомнил об объектах Свияжска, но не только об Успенском соборе, но и о любопытном музее Гражданской войны

«НЕ БЫЛО ВРЕМЕНИ ЧИТАТЬ ТАКИХ УМНЫХ ЛЮДЕЙ, НЕ БЫЛО»

«Собор был взорван в 1931 году. Это мы взорвали, получается. Но я не родился еще в этом году, но тем не менее. Мы же умеем взрывать», — сказал Шаймиев. ― «Ну да, это же проще, чем построить». ― «Мне кажется, намного».

Дальше госсоветник вновь напомнил об объектах Свияжска, но не только об Успенском соборе, но и о любопытном Музее гражданской войны: «В Свияжске сохранилась еще ставка Троцкого. Он с этого балкона выступал. Когда в Казань белогвардейцы вторглись, отступление было на станцию „Юдино“. У Троцкого был штаб». «Прямо в Свияжске?» — спросил Венедиктов.

«Да, в Свияжске. А Свияжск — это два названия. Свияжск — это остров, есть Свияжск еще… Тогда водохранилища не было, там железнодорожная станция… Одним словом, все это в одном направлении. И та версия, когда за дисциплину он каждого 10-го красноармейца…» ― «Расстреливал». «Это действительно происходило, чтобы дисциплина была. Он выступал вот с этого балкона. Это сейчас музей революционных лет тех», — сказал Шаймиев. «Хотел спросить — музей Троцкого?» — поинтересовался московский гость. «Вы даже в точку почти попали. Конечно, не Троцкого, а тем не менее, раз его штаб, он там сидит», — напомнил Минтимер Шарипович о восковой фигуре большевистского лидера.

«Если бы не восстановление Казанского кремля — жизнь прошла бы мимо»

«Если бы не восстановление Казанского кремля — жизнь прошла бы мимо, — вернулся госсоветник РТ в день сегодняшний, он, кстати, называл очень важным решение, по которому почти все административные учреждения покидают его территорию. — Сейчас восстанавливаем Собор иконы Казанской Богоматери… И патриарх приезжал». Шаймиев планирует его открытие примерно через полтора года: «Потому что все тщательно делаем».

Но сейчас самое главное — это обеспечить сохранность возрожденных объектов: «Это вопрос вопросов. Лучше всего, как Дмитрий Лихачев сказал: если вы не в состоянии возродить по правилам, лучше не трогайте объекты. Пусть спят… Я вам скажу, пока занимаюсь этим делом, я им восхищаюсь все больше, искренне говорю. Не было времени читать таких умных людей, не было».

― Друзья, вы не отвлекайтесь, вы слушайте: пригласить на открытие, — вновь позвал Венедиктова в гости Шаймиев, теперь уже на открытие собора.

― Я напрошусь, вы не волнуйтесь, — ответил журналист.

― Нет, уже решен вопрос.

― Вопрос решен, президент решил, чего мы обсуждаем.

― Не президент, советник… — поправил Шаймиев.

― Первый президент Республики Татарстан.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (359) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.10.2019 09:11

Вот если бы вместо самого большого Корана, была бы у жителей Татарстана самая высокая продолжительность жизни и самый высокий её уровень...

  • Анонимно
    20.10.2019 09:11

    Вот если бы вместо самого большого Корана, была бы у жителей Татарстана самая высокая продолжительность жизни и самый высокий её уровень...

    • Анонимно
      20.10.2019 09:21

      09.11

      не разрешат.

      такое уже можно хоть сейчас создать

      но 75% налогов у трудящегося народа Татарстана откачивают в другие регионы

      только за счет этих налогов зарплату можно поднять в 2 - 3 раза

      • Анонимно
        20.10.2019 09:27

        Это было бы возможно при истинном федерализме, сейчас это невозможно, все ресурсы Татарстана выкачиваются в Москву

        • Анонимно
          20.10.2019 15:50

          Уровень жизни несопоставим с другими регионами РФ. В Татарстане не смотря что львиная доля уходит в федеральную казну, ещё и нам самим остаётся, в республике

          • Анонимно
            20.10.2019 16:04

            Да тут и спорить нечего, наши соседи, будь то та же Марий Эл, в жизни таких дорог, как у нас не видели. зато также, как и мы, отчисляют деньги в общую казну. как-то это правильно, на мой взгляд

            • Анонимно
              20.10.2019 16:12

              Вы там давно были? Нормальные дороги в Марий Эл! А уж набережная в центре города на порядок лучше нашей!

              • Анонимно
                20.10.2019 16:29

                может вы еще гордитесь тем, что бывший глава вместо благоустройства города церкви строил на каждом шагу?

                • Анонимно
                  20.10.2019 16:42

                  16.29 да,, гордимся. Не мечети на каждом шагу.

                • Анонимно
                  20.10.2019 17:12

                  А что ему надо было строить? В Марий Эл, между прочим, две официальные религии - православие и язычество! Такой вот единственный и уникальный регион в России!

              • Анонимно
                20.10.2019 16:34

                У них по сути набережная и все, больше там смотреть нечего. С Казанью уж не сравнить!

                • Анонимно
                  20.10.2019 16:57

                  А в Казани что смотреть? Кремль и Баумана! 50 лет назад то же самое было! А у них центр города новый и оригинальный! Там машины с номерами со всей России, туристов очень много! Плюс натуральные продукты, которые те же татарстанцы сумками домой везут.

                  • Анонимно
                    20.10.2019 21:10

                    Как это что?? Много парков, скверов уютных и чистых, чаша, Кремль, театр кукол, набережные!

                    • Анонимно
                      21.10.2019 06:48

                      Туристам это неинтересно! Им надо старину или что-то оригинальное! В Йошкар-Оле есть, например, "Двенадцать апостолов" , там толпы собираются на них смотреть!

                    • Анонимно
                      21.10.2019 08:50

                      Весь новодел кому интересен? Эту чашу?

                    • Анонимно
                      21.10.2019 13:31

                      Вы приезжаете в чужой город и спрашиваете, где тут у вас новые парки и скверы, а также другие новострои? Очень хочется глянуть, я специально для этого и приехал!

                  • Анонимно
                    21.10.2019 09:43

                    Что Вы про Марий Эл мелите? Зеленодольск и Волжск - это небо и земля! 10 минут езды - и ты в Советском союзе. Там даже флаг СССР на стадионе висит:) Кстати интересно, можете туда сгонять на выходные. Если конечно потом сможете вернуться по таким дорогам...

                    • Анонимно
                      21.10.2019 13:32

                      В Марий Эл очень хорошая экология! Там находятся две самые чистые реки в мире!!! После них на 3 и 4 местах реки в Японии и Швейцарии!

                • Анонимно
                  22.10.2019 15:21

                  16.34. Ну и не сравнивайте. У каждого города своя жизнь, своя история.

              • Анонимно
                20.10.2019 16:35

                Ну если для вас это нормальные дороги, то я вам сочувствую

            • Анонимно
              20.10.2019 16:44

              Да потому что а РТ следят за этим очень строго, реально самый комфортный регион для жизни

              • Анонимно
                20.10.2019 16:58

                Вы вообще куда-нибудь выезжаете дальше казанского Оренбургского тракта? Вот его точно несколько раз за год меняют!

                • Анонимно
                  21.10.2019 20:49

                  Я РАЗА ТРИ ВЫЕЗЖАЮ В НЕДЕЛЮ- В БАШКИРИЮ!ПО МОСТУ ЧЕРЕЗ ИК ИЗ УРУССОВ (ЮТАЗИНСКИЙ РАЙОН) В г.Октябрьский, надо сказать очень надёжный город РБ.

                  ТАК ВОТ- позор Башкирии начинается как только границу пересекашь!!! Дорога через километр примерно переходит в городскую черту- ГОРОД!!! КОЛЕЮ НА АСФАЛЬТЕ ПОКРЫЛИ ДВУМЯ ПОЛОСАМИ НАШЛЕПОК!!!!!!!У НАС ТАКОГО Я НИГДЕ НЕ ВИДЕЛ!!!!


                  НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД НА ЭТОЙ ДОРОГЕ ПОГИБЛА МОЛОДАЯ СЕМЬЯ С ДЕТЬМИ- ИМЕННО ИЗ- ЗА КОЛЕИ !!!!!!! ИБО В ГОЛОЛЕД КОЛЕЯ- ЭТО СТРАШНАЯ ШТУКА!!!!!МАШИНА СТАНОВИТСЯ ПОЛНОСТЬЮ НЕУПРАВЛЯЕМОЙ ПРИ ЛЮБОМ НЕЛОВКОМ ДВИЖЕНИИ РУЛЯ!!!!!



                  ЗАЕЗЖАЮ В РОДНОЙ ТАТАРСТАН- ДУША РАДУЕТСЯ!!!!
                  РАХМАТ БЕЗНЕКЕЛЯРГЭ!!!!


                  СО СТОРОНЫ БАВЛОВ ЭТИМ ЛЕТОМ ХОРОШО ДОРОГУ ОБНОВИЛИ!!!!!



                  ГОРЖУСЬ!

              • Анонимно
                20.10.2019 17:20

                ХА ХА - комфортный... кому?

            • Анонимно
              20.10.2019 18:58

              Дороги там от наших не отличаются

            • Анонимно
              22.10.2019 15:19

              16.04. Взгляд у вас со скверным, унижающим соседей, запашком.

          • Анонимно
            20.10.2019 19:39

            15.50 Львиная доля федеральной казны когда-то уходила в Татарию. Когда вся страна здесь промышленность создавала.. Путин об этом уже сказал внятно. Теперь и отдавать надо иногда. Потому что в единой стране живете.. И те регионы которые на вас раньше работали и теперь в дотационных зачастую, теперь тоже могут нуждаться

            • Анонимно
              20.10.2019 21:15

              При Золотой орде федеральный налог был около 10%

              • Анонимно
                20.10.2019 22:03

                Народ сверг ЗО, даже с 10% налогом

                • Анонимно
                  22.10.2019 15:26

                  22.03. ЗО и СССР не народ сверг, они сами распались. Вечных империи нет.

                • Анонимно
                  22.10.2019 15:28

                  22.03. Через столетия напишут про иго СССР над союзными республиками. Всем хочется изображать своих предков борцами за свободу.

                  • Анонимно
                    23.10.2019 10:40

                    15.28. Про иго З. Орды написали в 18 веке - через 300 лет после распада этой империи.

                    В 18 веке завершилось завоевание последнего татарского государства - Крымского ханства. Нужна была оправдательная идеология, оправдывающая завоевание татарских земель в течение 200 лет (с 16 века).

                    • Анонимно
                      23.10.2019 14:17

                      23.10.2019 10:40
                      Кто сжигал Москву в 1238, 1382, 1408, 1521, 1571 годах? Это что - 18 век?

                      • Анонимно
                        23.10.2019 15:21

                        14.17. Кто сжигал Смоленск, Тверь, Новгород, Рязань ...? - Москва. Это что, татары?
                        Был просто жестокий век. Хорошего тоже было много.

                        • Анонимно
                          23.10.2019 17:43

                          23.10.2019 15:21
                          Смоленск, Тверь, Новгород, Рязань
                          НЕ сжигали! Их стремились поставить
                          (и ПОСТАВИЛИ) под власть Москвы! Другое дело - что ПРЕСЛЕДОВАЛИ АНТИмосковскую оппозицию!

              • Анонимно
                20.10.2019 22:24

                21:15 надоели уже причитаниями про кровавую Золотую Орду. Сначала орды кровавого Чингисхана устроили полный геноцид, отбросив завоёванные народы на столетия назад. Затем обложили данью, и это не только 10 процентов.

            • Азат Д
              21.10.2019 07:30


              Тогда нефть с Татарии качали, и татарстанцы по всему СССР работали.

          • Анонимно
            22.10.2019 15:17

            15.50. Не можете говорить без сравнения с другими регионами? Ужас, какой ревностный.

        • Анонимно
          20.10.2019 16:02

          Всё выкачивается в Москву, а потом еще удивляемся, что регионы живут несколько беднее, чем "белокаменная"

          • Анонимно
            20.10.2019 16:15

            в сов феде представитель хакасии всё правильно сказал

        • Анонимно
          21.10.2019 14:14

          Из Москвы все ресурсы уходят в СГА

      • Азат Д
        20.10.2019 09:28


        75% это НДПИ. А что заработано, НДФЛ, здесь остается.

        • Анонимно
          20.10.2019 09:43

          а НДС в 20% который Вы каждый день платите в магазине из своих денег - из зарплаты


          а так же его убирают из каждого проданного вами товара - а то есть вашего же труда

          куда улетает эти ваши деньги в виде НДС из Татарстана?


          только одно НДС - уже плюс 20%-30% к вашей зарплате

          • ПанАлекс
            20.10.2019 10:03

            Зачем столько безграмотных демонстрируют свое незнание о налогах и показывают как ими легко манипулировать!
            Да, НДС на 1 месте по сбору в РТ и перечисляется в бюджет РФ (а не в Москву-регион!). Но почти весь НДС, который заплатили поставщики Татнефти и прочих экспортеров, возмещается экспортерам из бюджета РФ! Но эти цифры не фигурируют в отчетах Минфина РТ и "75% в фед. бюджет" - но это не менее 100 млрд. - нет оф. цифр! Кроме того в СМИ проскочила цифра, что нефтяные компании получили на 60% больше льгот и компенсаций из фед. бюджета или более триллиона р.! Татарстанские тоже получили 50-100 млрд.! И эти огромные цифры возврата из бюджета РФ тут же были "обналичены" в виде 100% чистой прибыли на дивиденды, из которых РТ только 29-35% принадлежит. Да и те перегнали в коммерческий СИНХ!

            • Анонимно
              20.10.2019 10:05

              Ты что ли знаток бюджета Пан?)))

            • Анонимно
              20.10.2019 15:32

              Да куда уж. До вашего уровня аналитика нам далеко, специалист по всем темам. Вот только уж очень часто что ваша статистика что-то хромает. Или мат часть страдает или просто дезинформацию разносите?...

            • Анонимно
              20.10.2019 16:08

              Ваши примеры - единоразовые акции, которые возмещают лишь часть налогов, которые мы отдали в Федеральный центр за последние годы. Глобально же мы продолжаем отдавать большую часть, хотя могло бы быть иначе

          • Анонимно
            20.10.2019 15:55

            80% налогов, собранных в РТ В Москву уходит. Огромные деньги! Но вы посмотрите, что Татарстан плохой регион от этого? Развитие опережает многих!

        • Анонимно
          20.10.2019 10:38

          Местные "бабаевцы" сами себе противоречат, они пишут что деньги Татнефти прямиком уходят в Москву, но пугают тем что если придет Роснефть будет еще хуже.
          Почему хуже то, если сейчас все деньги и так уходят в Москву ?

          • Анонимно
            20.10.2019 10:52

            Подразумевается что налоги в основном уходят в федеральный бюджет.

            Но пока управление находится в Татарстане,Татнефть вкладывает миллиарды в социальные проекты в республике.
            Если управление перейдет Роснефти, то суммы выделяемые на социальные проекты в республику уменьшатся в разы.

            надеюсь теперь вам понятно?

            • Азат Д
              20.10.2019 11:12


              Нет.
              Что за суммы и что за соцпроекты??

              • Анонимно
                20.10.2019 11:41

                Свияжск,Болгар,Привокзальная площадь.
                Детская Академия ХК АБ.

                Все это десятки миллиардов..

                • Анонимно
                  20.10.2019 13:15


                  СВИЯЖСК И БОЛГАР -50% фЕДЕРАЛЬНОЙ поддержки. НЕ ПОВТОРЯЙСЯ. Или повторяешь, в надежде на невежд? Про АБ хоккей вообще не говори, свои хотелки пусть удаща и спонсирует. Тем более массового детского спорта да и бесплатного попросту нет

                • Азат Д
                  20.10.2019 13:31


                  "400 млн на Болгар и Свияжск и 2 млрд на Worldskills: Госдума приняла в первом чтении федеральный бюджет
                  Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/362109
                  И это только с федерального бюджета, столько же с республиканского, и так каждый год.

              • Анонимно
                20.10.2019 17:12

                Соц проекты это больницы, дороги, много ещё чего. Недалеких развелось

              • Оптимист
                20.10.2019 18:42

                Бассейн, ледовый дворец, художественная школа, спортивный комплекс в каждом райцентре Татарстана
                Такого в России больше нигде нет
                Это одни из соцпроектов Татнефти

                • Анонимно
                  20.10.2019 18:50

                  Только людей в райцентрах уже почти не осталось, а те, что есть, не могут за эти развлечения платить! Да, может, главная цель и была - ПОСТРОИТЬ, то есть деньги освоить!

                  • Анонимно
                    20.10.2019 19:25

                    Райцентры Татарстана растут)
                    Не владеете информацией
                    Час бассейна или катка-20 рублей
                    Все переполнены
                    С соседних регионов едут

                • Анонимно
                  21.10.2019 07:26

                  18.42 а чтож тогда ты детей в Москву отправил, если все так лучезарно?

            • Анонимно
              20.10.2019 13:00

              да понятно, будет разруха как в башкирии и самарской области.

          • Анонимно
            20.10.2019 14:15

            В Башкортостан зашла Роснефть все сервисные компании Башнефти зачахли. Работы нет, денег нет. Большое количество приехало на стройки Танеко и Таифа. На севере по вахте много работает рабочих с РБ. По этому у Уфимского аэропорта пассажиропоток большой пол республики по вахте летает! Как то так.

            • Анонимно
              20.10.2019 15:35

              А как Роснефть без рабочих обходится? Зачахли только прилипалы и аутсорсинг

            • Анонимно
              20.10.2019 20:20

              14.15 ВРУН. Башнефть принадлежит 25% и у нас столько же - 29% и народ не видит дивидендов. Все у нас идет в СИНХ как черная дырка

              • Анонимно
                21.10.2019 21:23

                ТАК ЭТО ТЫ ВРУН!!!


                РЕКОРДСМЕНЫ ПО ДИВИДЕНТАМ В РОССИИ- ТАТНЕФТЬ И НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ!!!!!
                НКНХ-больше15% заплатило!!!!


                Погугли - ТОР-10 дивиденты компаний!!!!! И не ври так нагло!!!!!

          • Анонимно
            20.10.2019 15:33

            Еще больше будет уходить, очевидно же. Тогда вообще до Марий-Эл докатимся.

          • Анонимно
            20.10.2019 16:47

            Потому что даже то, что остаётся, будет "отобрано". Посмотрите на Удмуртию при Бренчалове, он же все за копейки распродал и удмурты не знаю, как дальше все будет. И да, заодно сравните уровень жизни Удмуртии и наш, нефть и там, и здесь, итог разный.

            • Анонимно
              20.10.2019 20:22

              16.47 То что осталось - итак отобрано. Итог 5 форбс и 40-я зарплата. В Удмуртии - молочка натуральная а у нас вамин в госсовете

        • Анонимно
          20.10.2019 10:39

          09.28

          все здесь заработано


          деньги из воздуха только у регионах наследников

          а в регионах донорах все деньги заработаны

        • Анонимно
          20.10.2019 15:29

          Одними налогами сыт не будешь. Хотя даже с ними мы по сравнению с другими регионами Москва на их фоне.

        • Анонимно
          20.10.2019 15:53

          Алга , Татарстан!

      • Анонимно
        20.10.2019 10:35

        Да что вы все Москву обвиняете??? Если например *банк нефти * создадут, о чем мечтают сибирские нефтяные компании , то как вы думаете, что будет с Татнефтью????

      • Анонимно
        20.10.2019 14:57

        Если бы, в 90—е., когда Ельцин говорил, что берите сколько хотите руководство Республики сделали бы Татнефть общенародным достоянием, как в рекламе о Газпроме, весь доход делили бы на весь народ Татарстана, можно было придумать параметры раздела, кто родился, кто живёт и так далее, вот тогда мы были бы в шоколаде, но , есть одно но, властители решили только в свою пользу....

        • Азат Д
          20.10.2019 15:18


          Так па ваучерам надо было брать. Или вы предлагаете Газпром с Роснефтью поделить?

          • Анонимно
            20.10.2019 17:32

            А кто дал по ваучерам? Только ты и умудрился

            • Анонимно
              21.10.2019 21:27

              Не БЛУДИ СЛОВАМИ!!!!
              Я В ГАЗПРОМЕ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ БЫЛ ОБМАНУТ СВОИМ РАБОТОДАТЕЛЕМ ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ!
              МОЙ ОТЕЦ НА СВОИ АКЦИИ ТАТНЕФТИ КУПИЛ АВТОМОБИЛЬ УАЗ И ДВУХКОМНАТНУЮ КВАРТИРУ В БАВЛАХ!!!
              ОТ ОСТАВШИХСЯ НЕМНОГИХ АКЦИЙ ИМЕЕТ НЕПЛОХУЮ ПРИБАВКУ К КРОШЕЧНОЙ ПУТИНСКОЙ ПЕНСИИ!!
              ТАТАРСТАН РУЛИТ!

      • Анонимно
        20.10.2019 16:00

        что поделать, приходится нам так жить. своими кровно нажитыми деньгами делимся со всей страной...

      • Анонимно
        20.10.2019 16:43

        Вклад первого президента в развитие и становление республики неоценим! Только слепой это не видит! Это Шаймиев а заслуга, что Татарстан является на сегодняшний день передовым регионом , примером многим! И даже сейчас, отойдя от официальной должности продолжает вкладывать свой труд в РТ , Свияжск и Болгар тому подтверждение

      • ЛДПР
        21.10.2019 08:03

        А где видели народ этогостана, МЫ народ России...и отвечаем за всю страну, а не за регион....

    • Анонимно
      20.10.2019 09:28

      Наш любимый Бабай
      Мы любим Вас

    • Анонимно
      20.10.2019 09:31

      ЧЕКА

      Татарстан первым стал полностью газифицированным регионом в России еще в 1998 году и только в 2012 году такой стала Белгородская область и больше таких регионов нет, включая Московскую области.
      В Татарстане одни из лучших в России дороги, сельское хозяйство и промышленность.
      Лучшие в России ОЭЗ и ТОСЭР .
      Татарстан лидирует по строительству школ,садиков,поликлиник, больниц , бассейнов, спортплощадок и т.д.
      Зарплаты в Татарстане самые высокие ПФО..

      пысы. странно что я житель Челябинска знаю, а вы житель Татарстана об этом не знаете.
      Но я понял ваш посыл, вы специально спровоцировали чтоб Татарстан похвалили и я повелся)..


      • Анонимно
        20.10.2019 09:46

        Нефтехимия в Татарстане отравила природу и привела к росту онкозаболеваний, крайне низкая средняя зарплата обусловила закредитованность населения, неудачные реформы и кадровая политика в области высшего образования приводят к отъезду лучших выпускников РТ за её пределы, и это список проблем республики далеко не полон. Для того, чтобы стать лучше, надо решать проблемы, а не восторгаться тем, что живёшь несколько лучше тех российских регионов, где нет ни нефти, ни газа.

        • Анонимно
          20.10.2019 10:06

          ЧЕКА

          Я вам факты, а вы бла-бла-бла.

          Еще один факт от образования.
          В начале 2000-х число студентов в казанских вузах из других регионов и стран не превышало 5%, в настоящее время эта цифра превышает 25%..

          • Анонимно
            20.10.2019 10:20

            Толку от этих студентов, если они даже русского языка не знают, как показала недавняя история с абитуриетами из арабских стран, поступивших в КФУ на врача за взятки. Вы готовы у них лечиться? Welcome!

            • Анонимно
              20.10.2019 10:28

              ЧЕКА

              Вы лечитесь в арабской стране?.

              • Анонимно
                20.10.2019 10:50

                Эти арабы остаются на пару лет в Казани, чтобы руку набить на местных пациентах. Исключить же студентов- иностранцев преподавателям в Казани не разрешает администрация вузов, даже если те занятия не посещают. Таким образом, университеты Казани превращаются в конторы по продаже дипломов при минимуме даваемых знаний.

        • Анонимно
          20.10.2019 16:53

          Вы это написали жителю Челябинска?) Ничего не смущает про экологию? В рт она явно получше будет и люди здоровее, как и уровень жизни выше, и котируемость наших вузов. Дальше продолжать?

          • Анонимно
            20.10.2019 17:46

            Вы сравните РТ с Эфиопией и Угандой и ещё более возрадуйтесь!

        • Анонимно
          20.10.2019 17:31

          Живи в другом регионе. Попробуй

          • Анонимно
            20.10.2019 18:33

            Жил в Швейцарии. Там лучше и намного!

            • Анонимно
              21.10.2019 09:29

              Швейцария знает что они регион России?.

              Хоть немного думай, когда пишешь.
              Хотя сравнение именно с Швейцарией подчеркивает что в России у Татарстана нет конкурентов..

              • Анонимно
                21.10.2019 10:04

                В Швейцарии нет никаких полезных ископаемых, половину территории занимают горы, но распределение ВВП настолько справедливо и демократично, что дети регулярно сменяемых президентов страны не становятся долларовыми миллиардерами в течение очень короткого промежутка времени.

        • ЛДПР
          21.10.2019 08:07

          Четки и точный выстрел...)

        • Анонимно
          22.10.2019 15:36

          РТ- лидер по раковым болезням.

      • Анонимно
        20.10.2019 10:31

        40-е место по уровню зарплат среди регионов РФ.

        • Анонимно
          20.10.2019 10:50

          Первая среди тех у кого нет региональных надбавок

          • Анонимно
            20.10.2019 11:25

            Вовсе нет. Впереди есть и без региональных надбавок. Да и т.н. "региональные надбавки" - это лишь для бюджетников.

            • Анонимно
              20.10.2019 11:43

              11.25.

              Приведите пример, чтоб не пустословить и со ссылкой на официальный орган.

              • Азат Д
                20.10.2019 12:09


                Вы тоже приведите -"Первая среди тех у кого нет региональных надбавок"
                Причем фонд оплаты труда в компаниях Татарстана снижаются.

              • Анонимно
                20.10.2019 12:10

                Калужская область. Выше по рейтингу из 40 регионов, а нефти и "1000-летий" там нет.

                • Анонимно
                  20.10.2019 12:24

                  Это единственная область которая выше Татарстана по зарплате среди европейских регионов..
                  Там нет нефти, но рядом Москва...

                  • Анонимно
                    20.10.2019 12:32

                    //но рядом Москва...//

                    У Владимирской области - тоже рядом Москва. Однако этого недостаточно.

                    • Анонимно
                      20.10.2019 12:51

                      Владимирской области даже близость Москвы не помогает..

                • Анонимно
                  20.10.2019 16:56

                  Из 40 регионов? Тогда почему в рейтинг по уровню жизни Калуга занимает 19 место, а РТ 4.
                  При составлении рейтинга учитывались уровень доходов населения, занятость и рынок труда, жилищные условия, безопасность проживания, демографическая ситуация, экологические и климатические условия, здоровье и уровень образования и другие показатели. По 2018 году.

          • Анонимно
            20.10.2019 16:15

            Единственный регион, где за детсад родители платят даже если дети в него ходят! Нет школьных и студентческих проездных, многих пенсионеров лишили доплаты на транспорт, а проезд повышать собираются! Позади России всей!

            • Анонимно
              20.10.2019 16:37

              мы не единственный регион,в котором платят за детсады. к тому же, сумма небольшая, сравните с Европой, если хотите. в Англии детсады могут достигать 75% от ЗП. так что грех жаловаться. во-вторых, есть социальные проездные, которые выдаются соцзащитой адресно для социально незащищенных слоев населения. в-третьих, для студентов Казани есть прекрасный студенческий городок - Деревня Универсиады, аналогов которого нет (по качеству жизни, по инфраструктуре, по доступности проживания). в-четвертых, ВСЕ те, кто доказал свою социальную незащищенность, в полной мере получают дорожные в соцзащите. эта сумма покрывает их транспортные расходы. надеюсь я развеял все ваши домыслы.

              • Анонимно
                20.10.2019 16:47

                ты тут про Европу не рассказывай нам даже до Румынии как до луны пешком

              • Анонимно
                20.10.2019 18:48

                Не равняйте себя с цивилизованными странами.

            • Анонимно
              20.10.2019 17:00

              Не дезинформируйте! В каких регионах то, о чем вы пишете? Москву и С-п исключите из вашего списка, и списка не будет.

        • Анонимно
          20.10.2019 16:54

          40 зарплата после Москвы, Питера, северных регионов. Ну да.

      • Анонимно
        20.10.2019 10:40

        а ты когда из Челябинска в этот рай переедешь?

        • Анонимно
          20.10.2019 11:53

          ЧЕКА

          Дым отечества металлургических комбинатов меня не отпускает)..

      • Анонимно
        20.10.2019 18:36

        пысы. странно что я житель Челябинска знаю, а вы житель Татарстана об этом не знаете.
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/443196

        Вот именно, что пысы из Челябинска. Жили бы здесь, знали бы истинное положение.

    • Анонимно
      20.10.2019 10:30

      Ну всё же кое у кого всё-таки образовался самый высокий уровень жизни.

    • Анонимно
      20.10.2019 10:52

      Так у него и есть высокая продолжительность жизни. И его родственников будет. А остальным мсз и химпроизводства

    • Анонимно
      20.10.2019 12:33

      Поэтому вместо высокого уровня жизни и вместо высокой щарплаты нам показавают шоу Ак Барс и Рубин, а всё остальное для баев.

      • Анонимно
        20.10.2019 12:56

        АБ и Рубин финансируются не из бюджета,поэтому ваша попытка поиска негатива - неудачна..

        • Анонимно
          20.10.2019 15:46

          12.56 И когда это перестал финансироваться НЕ из бюджета?И ВСЕ * великие* спонсоы, все на подсосе у государства. ПРАВДА ВСЕ ЭТО

      • Анонимно
        20.10.2019 14:09

        Ипподром еще забыли - для кого он?

        • Анонимно
          20.10.2019 23:54

          Этот Ипподром двно пора переделать для людей, сдклать из него беговые дорожки и залы для борьбы и гимнастики.

      • Анонимно
        20.10.2019 17:00

        По уровню жизни РТ занимает 4 место. Как давно вы выезжали за пределы нашей республики?

        • Анонимно
          20.10.2019 17:14

          По зарплатам 40, а по уровню 4? как-то не складывается картинка-то!

    • Анонимно
      20.10.2019 15:51

      То вы бы все равно нашли чем бы быть недовольны. Надо признать, что в РТ все экономические показатели на должном уровне

      • Анонимно
        20.10.2019 16:17

        У вас в семье, может быть, и так! Но у большинства людей в РТ экономические показатели стремительно уходят вниз из-за бесконечного повышения цен!

    • Анонимно
      20.10.2019 15:59

      09:11 эх, Татарстану приходится ютиться всего лишь на 4 месте по стране по уровню жизни...

    • Анонимно
      20.10.2019 16:43

      Здесь освещали культурную составляющую преимущественно. И среди мусульманских республики рт наши действительно выделяются, глупо отрицать.
      А по поводу продолжительности жизни - самая высокая на Кавказе, сами додумаете почему? Религия и спиртные напитки тут в тему как раз.
      Высокий уровень жизни в РТ и есть, исключая Москву, где расположили штаб квартиры ведущих российских и иностранных компаний, и северных, где зарплаты носят компенсирующий характер.

    • Анонимно
      20.10.2019 17:00

      Не нужно трогать святое. В РТ объективное отношение ко всем нациям...

      • Анонимно
        20.10.2019 17:16

        Ну, да, на всех руководящих постах - треть татар, треть русских, треть чуваш, марийцев и мордвы. Так, что ли? В 99% везде татары сидят!

        • Анонимно
          20.10.2019 18:54

          Даже те рукой водители, у кого русские имена и фамилии, без татарского акцента говорить не могут.

          • Анонимно
            20.10.2019 21:00

            Учите татарский, идите в руководители
            Никто же не против

            • Анонимно
              21.10.2019 06:53

              Туда берут по связям, а не из-за языка! Земляк, родственник и т.д.

    • Анонимно
      20.10.2019 19:37

      Что окучивает здесь Венедиктов так часто в последнее время? Цели у него какие? Или от большой любви к Татарстану?

      • Анонимно
        20.10.2019 20:53

        От большой любви к большим гонорарам

      • Анонимно
        20.10.2019 21:01

        Тут интересно
        Не полуживой Псков или Новгород
        Тут жизнь, развитие, драйв

      • Анонимно
        21.10.2019 06:54

        Ему, главное, Россию шпилькой в бок тыкнуть! Мелочь, а приятно! Все ЭМ такое!

    • Анонимно
      21.10.2019 00:23

      Что он тут всё выуживает, этот Венедиктов? И зачем ему быть в Болгаре или Свияжске? У него другие планы

  • Анонимно
    20.10.2019 09:15

    Шаймиев глыба конечно
    Его масштаб смогут оценить только потомки

  • Анонимно
    20.10.2019 09:18

    Молодец Первый Президент РТ.

  • Анонимно
    20.10.2019 09:19

    может лучше поинтересовался как Венедиктов татарский язык и на радио проводит

    и чем помочь ему в популяризации татарского языка и культуры

    • Азат Д
      20.10.2019 09:24


      Рекламодатели пусть заказывают рекламу на татарском. И не госкомпании сами себя, как пенсионный фонд.

    • Анонимно
      20.10.2019 09:30

      Популяризацией полный языков должен заниматься минобр во главе с Васильевой а не Венедиктов

      • Анонимно
        20.10.2019 10:33

        Минобр создал все возможности, чтобы ВСЕ желающие в регионе могли изучать татарский язык.

        • Анонимно
          20.10.2019 11:08

          Как не было для татар в регионах РФ возможности изучать тат.язык так и нет.
          Почему не разрешают учебники по математике,физике,химии,биологии на тат.языке если эти учебники дублированные с руских учебников ,что так долго тянут резину.Представьте ситуацию что не разрешают учебники на руском по предметам?

          • Азат Д
            20.10.2019 11:24


            А теперь поинтересуйтесь, сколько миллионов потратили , списали денег на их разработку у нас?

            • Анонимно
              21.10.2019 11:39

              11.24 Какая разработка .Это просто перевод на тат.язык с готовых учебников на русском языке.Дубляж.
              Погугли в интернете какие миллиарды!(не миллионы) уходят на всякие соборы и прочее...

          • Анонимно
            20.10.2019 11:28

            Разрешают учебники на татарском по математике и т.д. У вас информация устарела. После того, как РТ наконец заплатил деньги за экспертизу - всё быстро сделали.

            • Анонимно
              20.10.2019 11:48

              а зачем платить за экспертизу гос служащим для государственных дел?

              идиотизм

  • Анонимно
    20.10.2019 09:54

    Как же надоели эти политические пенсионеры. Застой прям какой то.

    • Анонимно
      20.10.2019 16:23

      в целом по стране ощущается застой, на фоне которого наш с вами регион выделяется, как один из наиболее развивающихся. тут вам и молодые политики, которые пополняют списки в госсовете, и яркие представители оппозиционных партий (тот же Прокофьев), и развитая промышленность, которая дает в федеральный бюджет огромные отчисления в виде налогов. может прозвучать чересчур хвалебно, но я рад, что мне повезло родиться и жить в Татарстане.

  • Анонимно
    20.10.2019 10:26

    Бабай молодец!!! Желаю ему крепкого здоровья и долгих лет жизни.

  • Анонимно
    20.10.2019 10:29

    «Мы всегда одним указом делаем, чтобы и мусульмане, и христиане… всегда баланс был»

    Ага, по одному указу - только существующий Благовещенский собор лишь побелили, а Огромную мечеть Кул-Шариф - с нуля отстроили.

    То же самое с "одним" указом по Свияжску и Болгару. В Свияжске произвели почти что косметический ремонт, а в Болгаре - с нуля "древний" город отстроили.

    • Анонимно
      20.10.2019 10:46

      А вот и мелкий провокатор нарисовался,которому плевать на мусульман и христиан..

    • Азат Д
      20.10.2019 10:53


      Церковь на Б Красной построили.
      Вы точно верующий, или поболтать?

    • Анонимно
      20.10.2019 12:39

      Вас не смущает тот факт, что на территории Казанского Кремля наряду с Кул Шарифом былр 7 мечетей.
      А Благовещкнский Собор стоит на месте Ханской Соборной мечети, была и мечеть Нур Али у подножия Спасскоы башни напротив Пирамиды сегодня.
      Кул Шариф восстановили, осталось ещё и другие восстановить на красивых местах Казани.

      • Анонимно
        20.10.2019 15:50

        НЕ СМУЩАЕТ. ИСТОРИЮ ПИШУТ ПОБЕДИТЕЛИ

        • Анонимно
          21.10.2019 21:35

          Ещё одну истину напомню-СМЕЕТСЯ ТОТ , КТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ!!!!!

          • Анонимно
            22.10.2019 10:04

            21:35
            Смеяться может любой и в любое время.

            А народная мудрость говорит: ХОРОШО смеётся тот, кто смеётся последним(с).

      • Анонимно
        20.10.2019 17:24

        Обязательно. Мы можем!

    • Анонимно
      20.10.2019 13:28

      Может это потому что Болгар был разрушен почти до основания и восстанавливать нужно больше? Не думали об этом?

      • Анонимно
        20.10.2019 15:38

        А кем разрушен? Правильно, предками татар.

        • Анонимно
          20.10.2019 16:37

          теми кто использовал в строительстве могильные камни

        • Анонимно
          20.10.2019 16:49

          при инвентаризации при Петре первом в Болгаре насчитали более 70 остатков старых зданий и сооружений это в начале 18в. с тех пор там жили в основном русские переселенцы и в результате исчезли все мусульманские кладбища и камни с них, и от зданий остались только остатки.

          • Анонимно
            20.10.2019 23:25

            Оголтелые нацике не ведают историю и географию. Тот Болгар, который был несколько столетий назад, находится на дне Куйбышевского водохранилища.

        • Анонимно
          22.10.2019 15:44

          15.38. Каменный город Болгар был построен предками татар при Узбек хане, разрушен ушкуйниками.

          • Анонимно
            23.10.2019 10:47

            15.44. Булгарское городище - первая ставка Батый хана в Поволжье, памятник золотордынской архитектуры.

            • Анонимно
              23.10.2019 14:21

              23.10.2019 10:47
              Булгар ВОССТАНАВЛИВАЛИ волжские булгары ПОСЛЕ его РАЗРУШЕНИЯ Батыем!

              • Анонимно
                23.10.2019 15:24

                14.21. Сами же пишете, что булгар всех вырезали, оставшиеся в живых сбежали к русским.
                Может быть, пленные булгары строили каменный город Булгар?

                • Анонимно
                  23.10.2019 20:15

                  23.10.2019 15:24
                  Не всех, а большинство!
                  Часть осталась! А после 1312 года булгары СТАЛИ активно смешиваться со своими НОВЫМИ единоверцами и переходить на НОВЫЙ - кипчакский язык!

                  • Анонимно
                    24.10.2019 11:21

                    20.5. Булдырганнар булгарлар. Рәхмәт аларга. Башта ук шулай кирәк иде.
                    Булгарлар, кыпчаклар, төрки-татарлар - баыбыз да кардәшләр, бер халык.

                • Анонимно
                  23.10.2019 20:18

                  23.10.2019 15:24
                  Почти! Подневольных УЦЕЛЕВШИХ булгар согнали и заставили восстановить город!

              • Анонимно
                23.10.2019 15:25

                Волжская Булгария добровольно вошла в состав З. Орды.

                • Анонимно
                  23.10.2019 17:45

                  23.10.2019 15:25
                  Вы всерьез полагаете, что МУСУЛЬМАНЕ добровольно подчинились ЯЗЫЧЕСКОМУ хану?
                  Вы во всемирной истории ТАКИЕ примеры знаете?

                  • Анонимно
                    24.10.2019 11:25

                    17.45. Вы переоцениваете роль религии в войнах. Подчинялись силе, но не религии.

                    • Анонимно
                      25.10.2019 01:17

                      24.10.2019 11:25
                      Это вы НЕедооцениваете роль религии в ТЕ времена! НЕ надо реалии 21 века переносить в 13 век!

                  • Анонимно
                    24.10.2019 11:32

                    17.45. Улус Джучи, ставший позже Золотой Ордой, изначально была государством с мусульманским населением и представителями мусульман в элите (Хорезм, перв. столица - Ургенч).
                    В своё время ислам в В. Булгарию тоже проник с тех краёв.
                    Плюс учитывая веротерпимость и уважительное отношение ханов-язычников ко всем религиям никакого религиозного невосприятия не было.

  • Анонимно
    20.10.2019 10:52

    Да, возрасть свое берет.

  • Анонимно
    20.10.2019 11:23

    В этом возрасте иметь здравый рассудок, современный взгляд на эту жизнь .. Сильный человек! Спасибо за Наш Татарстан !

    • Анонимно
      20.10.2019 15:52

      СЛОВ НЕТ. ЧЕЛОВЕК СИЛЬНЫЙ, НО ПЕНСИЯ В 55-60 ЛЕТ НЕ ЗРЯ ДАЮТ. НИКАК НЕ УГОМОНИТСЯ, рассудок может сыграть злую шутку

      • Анонимно
        20.10.2019 17:23

        Работяга бабай,!!! Мозги тоже как у молодого. Не диванный герой!

      • Анонимно
        22.10.2019 15:49

        Неточности МШ:
        - Ибн Фадлан не возглавлял делегацию он был лишь секретарём Посла;
        - Делегация была не из Ирака, а из Ирана (Багдада).

        МШ простительно, за 80 лет всё-таки.

  • Анонимно
    20.10.2019 11:32

    Сколько же чувства превосходства здесь читается...

    "Люди же разумные, когда с ними по-честному говоришь."
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/443196

  • Анонимно
    20.10.2019 11:33

    Вот именно!

    Лучше всего, как Дмитрий Лихачев сказал: если вы не в состоянии возродить по правилам, лучше не трогайте объекты. Пусть спят…
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/443196

    • Анонимно
      20.10.2019 11:45

      За Болгар и Свияжск респект МШШ не только от нынешних, но и будущих поколений.

      А то что все там сделано на высшем уровне - включение в Список ЮНЕСКО данных обьектов..

      • Анонимно
        20.10.2019 12:28

        Я принудительно туда свои деньги отдал!А некоторые опять в топе Форбс!

        • Анонимно
          20.10.2019 12:43

          Радуйся что принудительно, но вынудили тебя сделать хоть одно хорошее дело в жизни.

          • Анонимно
            20.10.2019 16:56

            Хорошо делать благо за чужой счет, приписать себе

            • Анонимно
              23.10.2019 10:54

              Ваши деньги только прикрытие.
              На Булгар и Свияжск ушли десятки млрд-ов федер., регионального бюджетов и крупных спонсоров.

        • Анонимно
          20.10.2019 12:49

          12.28

          захотел бы - не отдавал бы


          а так добровольно отдал - еще и не доволен

      • Анонимно
        20.10.2019 12:30

        Судя по минусам, нытики против преображения Республики в лучшую сторону.

        Это и понятно. Их черная душа требует разрухи, грязи и негатива..

        • Анонимно
          20.10.2019 17:07

          Спасибо нытикам. Благодаря их нытью, познается вся поднагнотная. Хорошо делать великолепие за счет 40-ой ЗП и отсутствием

          • Анонимно
            23.10.2019 14:26

            20.10.2019 17:07
            поднОготная - от слова "нОготь"!
            А вы от КАКОГО слова исходите?

        • Анонимно
          20.10.2019 17:20

          Нытиков недалеких много стало теперь

          • Анонимно
            23.10.2019 11:04

            17.20. Людей с беспричинным телячьим восторгом, жертв местечковой пропаганды тоже не мало.

          • Анонимно
            23.10.2019 11:06

            Человек, не довольный своей жизнью начинает сравнивать себя с соседями выискивая у них недостатки. Этим пытается возвысить себя.
            Многие комментаторы БО ведут себя таким образом.

        • Анонимно
          23.10.2019 11:02

          12.30. Булгар и Свияжск - это далеко не преображение РТ:
          Булгар (БИА без татарского языка) - это преклонение перед арабами и принижение роли ислама в жизни татар;
          Свияжск - военная база Ивана Грозного при завоевании Казани, музей Троцкого, ГУЛАГ.

  • Анонимно
    20.10.2019 12:03

    На эм вчера Венедиктов сказал, что Уфа хочет, что бы там была передача по башкирскому языку. Быстрей бы! Очень хочется сравнить и узнать, чье качество передачи лучше будет!

    • Анонимно
      20.10.2019 16:31

      В региональном блоке "говорим по башкирски" еще до татарского была вставка уже, региональная редакция делала. Их взяли за пример))

  • Анонимно
    20.10.2019 12:35

    Лучше бы в Елабугу пригласил! Хотя чем там хвалиться? Всего лишь русская старина да церкви...

    • Анонимно
      20.10.2019 13:06

      12.35. Название "Алабуга" переводится с татарского языка, как "Окунь". А создание города относится ещё к волжско-булгарской эпохе...

      • Анонимно
        20.10.2019 13:30

        И что? Если бы там Цветаева, Дурова, Шишкин не жил, никто бы из туристов туда не ездил. Одна башня разрушенная на берегу так бы и стояла, а так хоть крышу на ней сделали!

      • Анонимно
        22.10.2019 15:51

        13.06. Какая связь между булгарами и рыбой. не понял вашу логику.

      • Анонимно
        22.10.2019 15:52

        13.06. Есть версия, что город обосновал Олуг-Буга.

    • Анонимно
      20.10.2019 19:50

      Вот именно. Единственный город в республике, где есть на что посмотреть и что посмотреть. Еще Чистополь. Раифа. Остальное новодел, который никому неинтересен.

      • Анонимно
        21.10.2019 06:55

        Да в Елабуге на Спасской ярмарке столько народу бывает, сколько в Казани никогда не было!

  • Анонимно
    20.10.2019 12:58

    Надо бы еще за Биляр взяться, раскрыт и показать его величие.

    • Анонимно
      20.10.2019 13:18

      Не надо портить Биляр! Хватит уже вам Булгара и Свияжска...

  • Анонимно
    20.10.2019 13:23

    Церков в Болгаре прям к мечети приперли-ее там не было никогда, а в свияжске вообще нет мечетей-давайте ровно,раз уж мы за равноправие наций и религий.Или ктото ровнее опять?

    • Анонимно
      20.10.2019 14:10

      А что раньше в Свияжске мечеть была? С чего вы это взяли?

      • Анонимно
        20.10.2019 22:32

        В Свияжске м.б. и не было, зато в других местах на запад до реки Сура их было много и поселений тоже много было, при продвижении на восток в 1530-1545г. было проведено много карательных операций по подходу ближе к Казани и проводилась зачистка по обе стороны р. Волга, в т.ч. против черемисов и чувашей.

        • Анонимно
          21.10.2019 10:25

          Против чувашей - не было. Чуваши изначально были союзниками Москвы - и активно участвовали в походе на Казань.

          • Анонимно
            23.10.2019 11:11

            10.25. В походе на Казань участвовали и жители Горной стороны нынешнего РТ (Кайбицкого, Апастовского, Буинского ... районов), завоёванных русскими до взятия Казани.

        • Анонимно
          21.10.2019 12:34

          В этом году празднуют 550 летие Чебоксар! Съездите, просветитесь!

  • Анонимно
    20.10.2019 14:21

    В город заповедник надо вкладывать. Здессь было булгарское царство Джукетау. И тысячелетние монеты у нас нашли там много лет назад. Да и от Казани 1,5. час езды. И центр Татарстана. А так деньги придут через 3-5 лет.

    • Анонимно
      20.10.2019 15:12

      Это про Чистополь, может, и нужно, его тоже показывать, а когда я там была, нам только издали Джукетау показали.

    • Анонимно
      20.10.2019 16:40

      14:21
      Про тысячелетние монетки из Джукетау поподробнее, пожалуйста. Зачем спрятали, если нашли. Людям покажите.

    • Анонимно
      20.10.2019 17:54

      С Чистополем много работать нужно: старые здания сносят, а их надо беречь. Народ грабит расселенные дома. Гущин, ау...

  • Анонимно
    20.10.2019 14:29

    Бабай молодец
    Настоящий патриот России и Татарстана

    • Анонимно
      20.10.2019 15:26

      Если учесть какое смысловое значение преобрело понятие "патриот" охотно соглашусь.

      • Анонимно
        20.10.2019 16:18

        Не искажайте понятия. Бабай является примером того, как глава региона должен заботиться о своем народе, своей территории, чтобы в будущем она стала процветающей республикой. Всем главам регионов на заметку!

        • Анонимно
          20.10.2019 16:49

          забыли как при нем в 90е зарплаты задерживали годами и дети с голоду в школах падали в обморок

          • Анонимно
            20.10.2019 17:04

            Мои дети чуть не падали в обморок при бабае, потому что мы были лишены детских пособий, хотя они были по всей стране. Мужу не платили заплату месяцами, как и мне, в 90-е годы. Бабай, видите ли, экономил!

            • Анонимно
              20.10.2019 20:57

              Оги не экономили.они вынуждали продавать за копейки, за еду сначала ваучеры, а потом акции крупных предприятий.

  • Анонимно
    20.10.2019 14:42

    Я был в Болгаре, очень долго ехать и оно того не стоило. Невероятно скучно

    • Анонимно
      20.10.2019 14:49

      14.42. Честно говоря, Древний Болгар-это не Хорезм или Самарканд! Действительно, мало есть на что посмотреть. Действительно скучно...

      • Анонимно
        20.10.2019 15:40

        Одноразовый вариант. В Саияжск можно периодичеаки ездить, погулять. А в Булгаре уныло

    • Анонимно
      20.10.2019 16:16

      такие места, как Болгары, не предназначены для рядового обывателя. ему будет неинтересно, поскольку история в целом не входит в круг его интересов, ограничивающийся приколами в соцсетях, сплетнями с соседями и распиванием алкогольных напитков с местными представителями девиантных групп населения.

      • Анонимно
        20.10.2019 19:14

        Я знаю историю, и из значительных построек в Болгаре - все новострой. Остатки поселений не уцелели, так как были сделаны не из камня, что так же не увеличивает интерес к этой культуре.

    • Анонимно
      20.10.2019 19:22

      Мне понравился отель Кол Гали, сам он конечно как памятник понтам и подделка под Эмираты, но поужинать на улице с видом на Каму - рекомендую! И не дорого, кстати.

  • Анонимно
    20.10.2019 15:35

    Казанский Кремль включили в список всемирного наследия юнеско как единственную сохравшуюся (внимвние!!!) Татарскую крепость! Смешно, не правда ли? Про Булгар и речи нет. Он не имеет к современным татарам почти никакого отношения. Все архитектурные его сооружения выстроены были во времена Золотой Орды. Ко времени татар на эти земли Болгар уже утратил роль столицы Булгарии (кто то ошибочно убедил первого Президента РТ что булгары являются предками татар). Она перешла к Биляру, прозванному Великим городом. Он находился гораздо восточнее Болгара и был столицей Булгарии к моменту прихода татар. Если говорить о Болгаре, то он относится к татарам постольку поскольку находится в Татарстане. Разве что Бату хан там сделал свою временную ставку до строительства столицы Сарай-Бату. По хорошему деньги надо было тратить на раскопки древних столиц Орды - Сарай Бату и Сарай Берке. В Булгаре же древних зданий нет. Что там смотреть туристам? На здания, построенные в XXI веке? Да баня в Дербышках, построенная в 1949 г. древнее всех этих новоделов. А ее в понедельник собираются сносить и строить на ее месте новый жилой комплекс. Вот так у нас сохраняют историю.

    • Анонимно
      20.10.2019 17:17

      Татары не пропали и не пропадут. Желчью не задохнитесь.. ю

      • Анонимно
        20.10.2019 19:41

        При чем здесь татары? Речь о том, что в республике не сохраняются исторические памятники. А строятся псевдоисторические здания. История - это памятники, древности. А сколько их только по Казани уничтожили? И сколько еще уничтожат? Зачем столько вложили в Болгар, если он не имеет к татарам никакого отношения? К болгарам - да, имеет. Но не к татарам.

        • Анонимно
          23.10.2019 11:25

          19.41. Булгары - один из тюркских компонентов казанских татар. Значит, имеют малюсенькое отношение к соврем. татарам.

          Большеордынские, астраханские, сибирские, ногайские, крымские татары, не обижайтесь. У вас тоже есть компоненты, которые чуть отличают вас от казанских татар и друг от друга.
          Да здравствует многокомпонентный татарский народ!

    • Анонимно
      21.10.2019 09:38

      15:39 Все сделано умышленно!
      Им надо было обосновать свое якобы "коренное" присутствие на этих местах, чем сейчас и козыряют.

      • Анонимно
        23.10.2019 11:28

        9.38. Коренное - это положение при вхождении в Россию. Нам достаточно быть татарами (тюрко-татарами - для путающих с монголами).

    • Анонимно
      23.10.2019 11:18

      15.35. На З. Орду федер. бюджет не дал бы денег Бабаю. Вот он и замаскировался.
      Следующие покрления будут там праздновать ордынские события.

      • Анонимно
        23.10.2019 14:30

        23.10.2019 11:18
        Это КАКИЕ ордынские события? УНИЧТОЖЕНИЕ Волжской Булгарии - ИСЛАМСКОГО (с 922 г.) государства!

        • Анонимно
          23.10.2019 15:30

          14. 30. Узнайте Центре по изучению З. Орды при Институте истории РТ. Они готовятся к юбилею З. Орды и уже составили большой список заслуг этого Великого Татарстана.

          • Анонимно
            23.10.2019 17:49

            23.10.2019 15:30
            И как это влияет на факт УНИЧТОЖЕНИЯ ИСЛАМСКОГО государства - Волжской Булгарии?

            • Анонимно
              24.10.2019 11:37

              17.49. Рождение и исчезновение государств - это историческая рутина. Важно, чтобы народ жил.

              Булгары теперь - компонент соврем. казанских татар, вложивший определённую лепту в распространении ислама в З. Орде.

  • Анонимно
    20.10.2019 17:24

    В список Юнеско в Казани как-то протащили новоделы! Хотя многие более памятники в России (Ростов Великий, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, например) до сих пор стоят туда в очередь!

    • Анонимно
      20.10.2019 18:18

      17.24.

      Протащить,как вы написали в ЮНЕСКО - невозможно.

      В ЮНЕСКО попадают обьекты проходящие по определенным критериям.

      Перечисленные вами обьекты тоже достойны попасть в этот список, а попадание Свияжска и Болгара свидетелсьствует только о том,что Шаймиев проделал огромную работу которая необходима для включения обьекта.
      Вы аноним (17.24.), хотели умалить Свияжск и Болгар, а по-факту еще раз подчеркнули огромную роль Шаймиева в этом вопросе, а я немного вам в этом помог.

      пысы..Предполагаю моя помощь вам понравилась, но можете не благодарить)..

      • Анонимно
        20.10.2019 18:44

        Первый раз бортанули и свияжск, и булгар, видно тогда еще другие люди там были! Так во второй раз они придумали несусветные причины, почему их надо туда включить!

        • Анонимно
          20.10.2019 18:50

          Причины чтоб показать свою несусветную глупость - придумываете вы)..
          А для попадания в Список Юнеско надо соответсвовать строгим критериям..

          • Анонимно
            20.10.2019 21:00

            18.50 Бортанули с Болгаром еще как. И даже не светило. Звезда взошла, когда арабы заступили на пост в ЮНЕСКО. Почитайте на досуге, все описано и в том числе на БО

      • Анонимно
        20.10.2019 18:46

        Казанский Кремль включен в список ЮНЕСКО, потому что это татарская крепость! Вам не смешно? Если бы это была крепость настоящая, разве мог бы ее Иван Грозный взять?

        • Анонимно
          20.10.2019 20:35

          18:46 То, что крепость - несомненно. Иначе войско Ивана Грозного, превосходящее защитников Казани по разным данным от 3 до 5 раз (90-150 000 против 30000) взяло бы ее гораздо раньше, чем за 45 дней. И то с помощью подкопов и взрыва пороха под стенами Казани. Тонкость и несоответствие в том, что ныне это не татарская, а русская крепость, построенная русскими мастерами после разрушения ханской Казани. И если специалисты ЮНЕСКО об этом не знают, то это не говорит о выдающихся лоббистских способностях наших кураторов исторической сферы. А о низком уровне этой организации. Либо ее предвзятости. Тут выше писали о большой работе, проделанной нашими деятелями по включения в ее список Казанского Кремля и т.д. Не берусь сказать, какая это была работа. Россия и Катар тоже получили в свое время право проводить чемпионаты футбола. А потом разгорелись грандиозные скандалы, связанные с подкупом руководящих кадров, получивших взятки.

        • Анонимно
          22.10.2019 15:49

          18:46
          "Казанский Кремль включен в список ЮНЕСКО, потому что это татарская крепость! Вам не смешно? Если бы это была крепость настоящая, разве мог бы ее Иван Грозный взять?"

          Если, по Вашим словам, там никакой татарской крепости в казанском Кремле вообще не было, так что же тогда Иван Грозный три раза штурмовал?

          И взял с третьей попытки( по русским летописям), только взорвав СТЕНЫ?

          Вот где Вы видели крепости без стен?
          Ваша муд-рость поражает.

          • Анонимно
            23.10.2019 02:27

            22.10.2019 15:49
            Татарская крепость Казани была деревянной, артиллерия не могла её легко пробить из-за замысловатой конструкции: стены были сделаны из дуба, а пространство между ними засыпано перемешанной с камнями глиной.
            Она была полностью уничтожена при штурме!
            Для строительства нового белокаменного кремля царь призвал псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя (строителей Собора Василия Блаженного).
            В XVI веке удалось лишь на треть заменить деревянные стены (общей протяженностью 1800 метров) каменными и большую часть стен и башен кремля возвели из дуба.
            Только в начале XVII века произошла окончательная замена деревянных оборонительных сооружений Казанского кремля на каменные.
            Вы СРАВНИТЕ Казанский и Псковский Кремли!

            • Анонимно
              23.10.2019 12:03

              02:27
              Да! Казанский кремль строили псковские гастарбайтеры.

        • Анонимно
          23.10.2019 11:35

          18.46. Это так же, как золотоордынский татарский город Булгар 14 века называют булгарским.

          Такая подмена понятии очень часто встречается в истории.

          • Анонимно
            23.10.2019 12:05

            11:35
            Неужели вы считаете, что ДО Золотой орды на свете не было булгарского города Булгара? А разрушила его впервые татаро-монгольская Орда в 1223 году.

            • Анонимно
              23.10.2019 12:52

              12.05. Был деревянный булгарский населённый пункт с другим названием.
              Булгаром свою ставку назвал Батый хан в честь названия местности.

              • Анонимно
                23.10.2019 14:40

                23.10.2019 12:52
                Каким ДРУГИМ названием? КАКАЯ архитектура у кочевников?

                • Анонимно
                  23.10.2019 14:59

                  14.40. З. Орда - оседлое государство. Из 4-х регионов только Дешт-Кипчак кочевой, Хорезм, Поволжье, Крым - оседлые.
                  Оседлость З. Орды усилилось после утверждения ислама гос. религией с 1313 года, установления мощных отношений с Египтом и др. исламскими странами. Тогда и был построен каменный исламский город Булгар З. Орды.

                  • Анонимно
                    23.10.2019 15:26

                    23.10.2019 14:59
                    Вы сравните ПЛОЩАДЬ одного Дешт-и-Кипчака с площадью Хорезма, Поволжья и Крыма!
                    С ТАКИМ ЖЕ успехом можно сравнивать ОДНУ Якутию (или лучше ОДИН, в прошлом, кочевнический, Казахстан) со ВСЕМИ республиками Поволжья!
                    Для справки:
                    Северный Казахстан (Младший и Средний жузы) ВХОДИЛ в состав Золотой Орды!
                    Кочевой Дешт-и-Кипчак простирался от Днестра до Иртыша!
                    Народ-ПОБЕДИТЕДЬ КОЧЕВАЛ на просторах Дешт-и-Кипчака, а вот ОСЕДЛЫЕ - ПОБЕЖДЕННЫЕ народы и жили в Поволжье, Хорезме, и на побережье Крыма!
                    СТЕПНОЙ Крым - это ЧАСТЬ Дешт-и-Кипчака!

                    • Анонимно
                      24.10.2019 12:06

                      15.26. Ваш аргумент показывает обратное:
                      Нельзя Россию называть таёжной глухоманью только из-за того, что большую часть терр. РФ занимает тайга.

                    • Анонимно
                      24.10.2019 12:08

                      Экспортным товаром №1 З. Орды были зерновые. В экономике кочевого государства такого быть не может.

                    • Анонимно
                      24.10.2019 12:10

                      В кухне у тюрко- татар преобладают мучные изделия. Кочевники не могли так широко использовать муку.

                      • Анонимно
                        24.10.2019 13:03

                        З. Орда - это восстановленный Зап.-Тюрк. каганат с преобладающим тюркским населением, тюркским гос. языком.

                        • Анонимно
                          25.10.2019 01:40

                          24.10.2019 13:03
                          Только ОСНОВАНА она-МОНГОЛАМИ!
                          Которые тюркизировались только на рубеже XIII-XIV веков!

                      • Анонимно
                        24.10.2019 13:06

                        Русь запомнила татар-золоордынцев монголоидными, потому что проф. армия З. Орды, в основном, состояла из кочевников-коневодов Дешт-Кипчака (казахов) - тюрков, имеющих монголоидную внешность.

                      • Анонимно
                        25.10.2019 01:27

                        24.10.2019 12:10
                        вы лучше ПРАВИЛЬНЕЕ напишите!
                        В кухне у (потомков булгар) - татар преобладают мучные изделия.
                        У потомков кочевников - казахов, каракалпаков, ногайцев, крымских татар, башкир - НЕТ!

                  • Анонимно
                    23.10.2019 15:31

                    Ислам у современных татар - это наследие З. Орды, от булгарского там ничего нет.

                    • Анонимно
                      23.10.2019 17:53

                      23.10.2019 15:31
                      В 2022 году вы тоже самое скажете?

                      • Анонимно
                        24.10.2019 12:16

                        17.53. Событие 2022 называется: официальное принятие ислама В. Булгарией в 922 году.
                        Тоже самое произошло в 1313 году в З. Орде.
                        Конечно в народе сохранено то, что произошло на 400 лет позже.
                        Никаких противоречии.

                        • Анонимно
                          25.10.2019 01:32

                          24.10.2019 12:16
                          Что значит - никаких противоречий? КАК можно принять ОДНУ и ту же религию ДВАЖДЫ?

                    • Анонимно
                      23.10.2019 18:54

                      23.10.2019 15:31
                      А европеоидность у современных татар - это тоже наследие Золотой Орды? Или все-таки булгарское?

                      • Анонимно
                        24.10.2019 12:23

                        18.54. Тюрки, к которым относятся соврем. татары и их булгарский компонент, со времён Тюркского каганата (1500 лет назад), в основном, европеоиды.

                        Три антропологического типа у тюрков: восточноевропейкий, южноевропейский, монголоидный. При численном превосходстве европеоидности.

                        Булгары - выходцы Тюрк. каганата с 7 века.

                        • Анонимно
                          24.10.2019 13:12

                          Тюркский каганат (6-12 вв) всегда был евразийским государством (от Алтая до Каспия) с преобладающей частью терр. в Европе.

                          • Анонимно
                            25.10.2019 01:34

                            24.10.2019 13:12
                            с преобладающей частью терр. - в АЗИИ!
                            К ВОСТОКУ от Урала! (и реки, и гор)

                        • Анонимно
                          25.10.2019 01:38

                          24.10.2019 12:23
                          ПЕРВОначальный тип у тюрок - монголоидный!
                          Европеоидность, причем, северная - от смешения с МЕСТНЫМИ финно-угорскими племенами!
                          Этот процесс, кстати, продолжался вплоть до 1917 года!

          • Анонимно
            23.10.2019 14:38

            23.10.2019 11:35
            Какая подмена? вы просто СРАВНИТЕ архитектурные СТИЛИ Казанского и Псковского кремлей!
            И найдите что-нибудь ПОДОБНОЕ Казанскому кремлю, на территории Турции, Азербайджана, Узбекистана!

    • Анонимно
      20.10.2019 18:24

      Мы не узнаем правды, так дети и внуки наши узнают! Все эти 1000-летия с монеткой, ЮНЕСКО и подобные вещи долго не утаить! Все тайное всегда становится явным!

    • Анонимно
      23.10.2019 11:31

      М. Ш. Шаймиеву хорошо было бы заняться включением в список нематер. ценностей ЮНЕСКО татарский язык как язык предыдущей империи на терр. РФ.

      Это Ему с Его авторитетом в ЮНЕСКО под силу

  • Анонимно
    20.10.2019 17:33

    Думаю Минтимер Шарипович еще успеет запустить новый проект для РФ и всех 400 млн. потомков тюркского мира –Проект «Евразия» -создание Глобальной сетевой онлайн Долины разума (МИНДС ИИ) с глобальным сетевым онлайн университетским кампусом, способным подготовить специалистов для создания коллективного человеко-машинного суперинтеллекта для решения задач ко-эволюционного устойчивого развития ноосферы, техносферы и экосферы.

    • Анонимно
      21.10.2019 07:37

      17.33 вы сено уберите сначала, до сих пор валки лежат под дождем мокнут, черные стали. А потом за супер разум можно браться

  • Анонимно
    20.10.2019 17:53

    Наверное единственный случай в постсоветское время ,когда руководитель завершив политическую карьеру, на новой стезе до бился заметных успехо.Имею ввиду не только памятники истории ,но и осуществляемый проект школы нового типа,отвечающей требованиям ХХ1 века.Касаемо свияжского музея, там впервые в России эксонировали скульптуру Троцого ,пожалуй самого оболганного соратника Ленина, главного создателя РККА и несостоявшегося его преемника.Но штаб его был в поезде,в котором и проводилась вся работа, но это уже детали.

    • Анонимно
      20.10.2019 18:41

      Да всё верно, только он на Ак Барсе и Рубине бездарно потерял 20 лет и 100 млрд руб.

      А сколько татаро-английских школ и мечетей мог построить на эти деньги за 20 лет.

  • Анонимно
    20.10.2019 17:57

    Свияжск и Булгар - сплошные новоделы!

    • Анонимно
      20.10.2019 18:21

      Новоделы в список не попадают, а вы аноним (17.57.) утверждая обратное - попали в разряд глуповатого желчегонщика )..

    • Анонимно
      20.10.2019 18:28

      Что является в Свияжске - "новоделом"?

      • Анонимно
        20.10.2019 18:42

        Практически все! Оставили только Успенский собор, потому что именно он входит в список ЮНЕСКО! Никольскую церковь всю изуродовали, Храм Всех Святых внутри совсем другой стал, Троицкую церковь тоже перестроили, в Сергиевской только кусочек пола настоящего остался да и стены там побоялись трогать, потому что не поняли, зачем там в них глиняные отверстия. а уж настроили всяких зданий новых выше меры! Забор сломали в центре, видно надо было стройматериалы завозить! Какой-то парк развлечений получился! Слышала, как один мужчина женщине сказал, а что это тут могилы не убрали, не хорошо!

  • Анонимно
    20.10.2019 18:26

    Татарстану повезло, что к 1991 году на его территории был создан сильный машиностроительный и нефтехимический комплекс. Создан всем СССР. В этом и есть причина относительного благополучия.

    • Анонимно
      20.10.2019 18:57

      ЧЕКА

      СССР повезло что на территории Татарстана было обнаружено Ромашкинское месторождение и из его недр в совестское время было извлечено более 2,2 млрд тонн нефти,что по нынешним ценам больше 1 трлн. долларов.

  • Анонимно
    20.10.2019 19:06

    Люди! Относитесь к старичкам снисходительно, не надо относится серьезно к их россказням. Они как на завалинке, фантазиями делятся, щеки раздувают друг перед другом. Доживем ли мы до их возраста?

    • Анонимно
      21.10.2019 06:58

      Пусть знают эти старики, что народ все помнит!

    • Анонимно
      21.10.2019 07:06

      У нас в семьях тоже свои пенсионеры есть, и они рассказывают нам, как на местном ТВ в то время говорили, русские поддержите татар с суверенитетом, будем жить как в Куйвейте, все для народа будет!!

  • Анонимно
    20.10.2019 19:44

    Бабай мы любим ВАС

  • Анонимно
    20.10.2019 19:59

    Уважаемые, ни кто не отрицает, что очень много сделано, но аноним довёл нам информацию, как было бы хорошо народу если в 90—е. Народное достояние сделали бы общенародным, всем поровну, а не так как сегодня, кучка людей прихватирировав народное стали сверхбогатыми и занимаем не первое место по уровню жизни, вот где собака зарыта..

  • Анонимно
    20.10.2019 20:21

    "Собор был взорван в 1931 году", а пенсионный возраст подняли в 2018 году. И это все мы.

  • Анонимно
    20.10.2019 20:39

    Все, так называемые достижения РТ, по периоду строго совпадают с резким ростом цен на нефть в середине нулевых.
    Все девяностые годы, несмотря на восхваляемый суверинитет, народ попросту выживал, без зарплат по полгода, и без работы, кто мог челночили, других на участках картошку растили.

  • Анонимно
    20.10.2019 21:03

    В 90е везде плохо жили, многие так и живут как в 90е и сейчас
    А Татарстан вырвался из этой серой массы

    • Анонимно
      21.10.2019 10:26

      40-е место региона в стране - находится в самой гуще "серой массы".

    • Анонимно
      23.10.2019 11:42

      21.03. РТ вырвался как любой сырьевой регион.
      Можно было бы удивляться, если бы не вырвался.

  • Анонимно
    21.10.2019 06:38

    Бабай, хочешь войти в историю народа, спасай детей. Содержание этих мавзолеев эквивалентно сотням спасённых жизней. Татар и русских. А так имя твоё забудут, нет смысла в этих камнях, не в этом народ.

    • Анонимно
      23.10.2019 11:49

      6.38. Социальная активность создаёт Бабаю иммунитет от нападок, которые случаются после отставки.

      Бабай мудрый. Был министром, секретарём Обкома КПСС, президеном РТ, стал олигархом.
      Не зря он говорит: Без булдырабыз! (= Мин булдырам!)

  • Анонимно
    21.10.2019 09:12

    Настоящей ОБЪЕКТИВНОЙ оценки деятельности МШШ и результатов его деятельности в нынешней социально-политической ситуации как в РФ, так и в РТ, сделать практически невозможно.
    Как это невозможно было сделать про Сталина при власти Сталина, про Брежнева при власти Брежнева и т.д.


    • Анонимно
      21.10.2019 12:29

      Правильно! Подождем... А потом столько интересного про них узнаем!

  • Анонимно
    21.10.2019 10:02

    Были с семьей в Булгаре. Не понятно. а для чего там потрачено несколько миллиардов ?

  • Анонимно
    21.10.2019 10:22

    Кроме этого, не владея ВСЕЙ информацией по всем важнейшим политическим, экономическим и другого рода резонансным делам и сделкам в РТ, совершенным и совершаемым за последние 20 лет и в настоящее время, и роли этого человека в этих делах, История и люди также не смогут объективно оценить его роль и значение для РТ.

    • Анонимно
      21.10.2019 12:29

      Запросто! Он обещал, что народ в РТ будет жить, как в Кувейте, и лучше , чем во всей остальной России. Это есть? Нет! Вот и все, что мы о нем думаем!

  • Анонимно
    21.10.2019 14:25

    Наша фирма тоже работала при реставрации Свияжска и Болгар ,хоть детям внукам есть что показать

  • Анонимно
    22.10.2019 15:55

    Читая многочисленные злобные комментарии про нашего Бабая,
    невольно вспоминается фраза из Библии:
    "В бесплодное дерево никогда не бросают камни".

    Или русская поговорка:"Не делай добра, не получишь зла".

    • Анонимно
      23.10.2019 11:54

      Не ошибается тот, кто ничего не делает. Или: тот, кто чего-то делает - ошибается.
      Бабай тоже в чём-то ошибся.

  • Анонимно
    23.10.2019 12:38

    Изготовление Корана в Ватикане предложили московские татары Мириханов Н. М. и Муслимов И. Б.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль