Политика 
22.10.2019

Шамиль Султанов: «Гарантом того, что курдов не начнут вырезать, может быть только Россия»

Известный политолог о «сверке часов» между Путиным и Эрдоганом и «царском» авторитете президента РФ на Ближнем Востоке

«Стратегия Путина на развал НАТО через поддержку Турции и поражение США в Сирии вполне может привести к международной изоляции Вашингтона», — считает руководитель аналитического центра «Россия — исламский мир» Шамиль Султанов. О том, какие негласные договоренности существуют между Россией, США и Турцией, почему в Дамаске считают курдов предателями и станет ли Ближний Восток «экспериментальной лабораторией», где возникнет новая мировая парадигма, он рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».

Шамиль Султанов: «Ключевая задача для России и, кстати, для Ирана в Сирии уже достигнута — американцы ушли оттуда. Теперь нужно время, чтобы найти в САР новый модус вивенди, баланс сил»Фото: «БИЗНЕС Online»

«КЛЮЧЕВЫМ КОМПОНЕНТОМ СЦЕНАРИЯ, КОТОРЫЙ СЕЙЧАС РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ В СИРИИ, СЛУЖИТ ДОГОВОРЕННОСТЬ МЕЖДУ ПУТИНЫМ И ЭРДОГАНОМ»

— Шамиль Загитович, сегодня в Сочи состоится встреча Владимира Путина и Реджепа Эрдогана. Понятно, что речь при этом пойдет о турецкой военной операции в Сирии, которая с начала октября муссируется в СМИ под названием «Источник мира». Будут ли сочинские переговоры мирными и бесконфликтными или же у российского и турецкого президентов накопилось достаточно противоречий на Ближнем Востоке? 

— Существует некий сценарий военной операции, которую Турция осуществляет в настоящее время в Сирии — он апробирован и в какой-то степени заранее проговорен. На мой взгляд, ключевым компонентом этого сценария как раз служат договоренности между Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом. Смысл данных договоренностей сводится к нескольким важным вещам. Прежде всего ни Сирия, ни Россия, ни Турция не заинтересованы в том, чтобы республика Рожава (Rojava — самопровозглашенное государственное образование на северо-востоке Сирии — прим. ред.), созданная при посредничестве американцев, продолжала существовать. Хотя бы потому, что Рожава угрожает и Турции, и территориальной целостности Сирии. Поэтому Анкара настроена на то, чтобы стереть с карты данное квазигосударство, расположенное в северо-восточной части Евфратской долины. Все понимают, что Рожава — это курды (хотя они и взяли к себе для демократического флера арабов) и что это прикрытие Рабочей партии Курдистана (РПК), которая перевела свои боевые базы из северо-западной части Ирака на сирийскую территорию. Сейчас о подобном пока не говорят, но по мере развития ситуации вопросы, связанные с базами, обязательно всплывут.

Еще один момент: в рамках упомянутых мною договоренностей официальная Анкара будет постепенно двигаться к тому, чтобы официально признать режим сирийского президента Башара Асада и распространение его юрисдикции на всю территорию САР. В свою очередь, Дамаск закрывает глаза на создание буферной приграничной полосы длиной приблизительно 120–130 километров и глубиной около 32 километров, которая будет обеспечивать безопасность турецких границ. В этой буферной зоне планируют разместить значительную часть (до 2 миллионов) сирийских беженцев, которые сейчас находятся на территории Турции (всего там сейчас насчитывается около 3–4 миллионов беженцев из Сирии).

— Каков этнический состав этих беженцев? Насколько понимаю, речь идет преимущественно об арабах?

— Да, 85–90 процентов — конечно же, арабы. Но есть и ассирийцы, и туркоманы, иначе называемые сирийскими турками. Что касается, арабов, то это как раз та часть населения САР, которая проживала прежде всего именно на севере республики. Поэтому, когда Эрдоган говорит о своем желании вернуть беженцев на их собственные земли, он совершенно искренен. Да и для самой Турции это очень важно, поскольку экономическая ситуация внутри достаточно сложная. Первоначально сирийские беженцы размещались на юге Турецкой Республики, в непосредственной близости к сирийским границам, но за последние месяцы они начали масштабнее перемещаться в Стамбул и другие крупные турецкие города, где можно найти работу, лучше устроиться и так далее. Но у них хватает своих проблем — прежде всего там высокий уровень безработицы. Даже местным туркам — особенно из разряда тех, кто занимается мелким бизнесом, — приходится очень сложно. А сирийцы между прочим в плане бизнеса нередко дают фору самим туркам. Хорошо ли подобное для электората Эрдогана, на который он опирается и с которым вынужден считаться, — тем более в контексте приближающегося столетия Турецкой Республики, которое будет праздноваться в 2023 году? Этот электорат — во-первых, мусульманский, а во-вторых, имперский, и ему вряд ли понравится, что он ущемлен в правах у себя на родине. Поэтому для Эрдогана так важно переместить большую часть беженцев обратно на территорию Сирии. Я думаю, что по этому поводу договоренности между Москвой и Анкарой уже достигнуты.

«Для Эрдогана так важно переместить большую часть беженцев обратно на территорию Сирии. Я думаю, что по этому поводу договоренности между Москвой и Анкарой уже достигнуты» «Для Эрдогана важно переместить большую часть беженцев обратно на территорию Сирии. Я думаю, что по этому поводу договоренности между Москвой и Анкарой уже достигнуты» Фото: kremlin.ru

То, что в президентском кабинете Реджепа Эрдогана прозвенел телефонный звонок от его российского коллеги Владимира Путина, приглашающий на встречу в Сочи, напрямую связано с тем, что наступление турецких вооруженных сил и Сирийской свободной армии (ССА) на территорию Рожавы разворачивается достаточно успешно. Никто даже не ожидал, что оно станет проходить так гладко. Были даже случаи, когда отряды ССА сталкивались не с курдами, а с выдвинувшейся им навстречу Сирийской правительственной армией, и эти столкновения оказывались не в пользу последней: правительственные войска несли потери и бежали.  

Исходя из этого — что должна дать встреча 22 октября обоим лидерам? Вероятно, они захотят сверить некоторые свои договоренности, о которых я говорил выше. Наверняка зайдет речь и о том, чтобы форсировать политическое сближение Анкары с Дамаском. Любопытно, что верхушка турецкого военного руководства совсем не против этого — я подразумеваю недавнее заявление министра обороны Турции Хулуси Акара о том, что режим Башара Асада — это реальность и с ней следует считаться. Вряд ли бы он говорил нечто подобное, если бы на то не было воли «султана Эрдогана».

Надо сказать, что контакты между спецслужбами Турции и Сирии никогда не прерывались. В последние полгода они, можно сказать, развиваются по нарастающей — причем со стороны Анкары их курирует Хакан Фидан, глава национальной разведывательной организации (MIT), а со стороны Дамаска — Али Мамлюк, директор сирийского главного управления безопасности.

Так приблизительно выглядит ситуация вокруг Сирии накануне встречи Владимира Путина и Реджепа Эрдогана. Ключевая задача для России и, кстати, для Ирана в этом регионе уже достигнута — американцы ушли оттуда. Теперь нужно время, чтобы найти в САР новый модус вивенди, баланс сил. И закрепить негласно достигнутые договоренности.

Кстати, судя по косвенным признакам, официальный Тегеран тоже в курсе игры, затеянной тремя сторонами: Москвой, Анкарой и Дамаском. Об этом свидетельствуют достаточно лояльные к происходящему заявления иранского президента Хасана Рухани.

— Буферная зона, которая создается Турцией у ее сирийских границ, предназначается для переселения беженцев — так, по крайней мере, декларируется в заявлениях Эрдогана. Но захотят ли сами беженцы возвращаться в Сирию? Ведь принято считать, что Турция для них — всего лишь промежуточное звено, большой палаточный лагерь на пути в Европу, которая по-прежнему манит большинство мигрантов. Зачем им неспокойная и неблагополучная Сирия?

—  Нет, сирийские беженцы прекрасно осведомлены насчет договоренностей между Анкарой и Брюсселем о том, что они остаются на территории Турции, а не распространяются по территории Европы. Кроме того, беженцы живут во многом благодаря гуманитарной помощи и деньгам, поступающим на их содержание из Евросоюза. То, что турки очень четко выполняют договоренности, ранее заключенные с ЕС, недавно подтвердил премьер-министр Болгарии Бойко Борисов. Он обратился с заявлением (достаточно гневным) в адрес Ангелы Меркель, Эмманюэля Макрона и других европейских лидеров, смысл которого сводился к следующему: что вы нападаете на Турцию? Турки выполняют все соглашения по беженцам. «Брюссель далеко, а турецкая граница здесь рядом, и там находятся около 4 миллионов беженцев, — увещевал европейцев Борисов. — Ни лагеря, ни ограды, никакие другие меры не смогут их остановить, если пойдут сотни тысяч человек. Ни ограды, ни армия, ничто не сможет нас спасти». Между тем в настоящее время благодаря взвешенной политики Анкары Болгария, по словам ее премьера, имеет на своих границах «нулевой миграционный натиск».

Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов обратился с заявлением в адрес европейских лидеров, смысл которого сводился к следующему: что вы нападаете на Турцию? Турки выполняют все соглашения по беженцам «Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов обратился с заявлением в адрес европейских лидеров, смысл которого сводился к следующему: что вы нападаете на Турцию? Турки выполняют все соглашения по беженцам» Фото: kremlin.ru

«ТРАМП ПЕРЕДАЛ ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО ЛИДЕРА КУРДОВ — В РУКИ ИХ ВРАГОВ. НО ЭТО ЖЕ СКАНДАЛ!»

— Обратимся к судьбе республики Рожава — так называемого Сирийского Курдистана. Теперь, после успешной операции турецких вооруженных сил, этот проект можно считать закрытым? Такой страны, пусть и самопровозглашенной, больше нет на карте Ближнего Востока?

— Да, этот проект можно считать закрытым. Еще недавно все обсуждали необычное письмо Дональда Трампа Реджепу Эрдогану (то самое, где американский президент прибег к непарламентским выражениям вроде: «Не строй из себя крутого парня. Не будь дураком!» — прим. ред.), но при этом почти никто не упомянул, что в приложении к этому письму хозяин Белого дома переслал в Анкару копию секретного письма генерала Мазлума Абди — лидера сирийских курдов. И как раз в этом, а не в непозволительном тоне послания заключается самое страшное и для Трампа, и для Белого дома, и для НАТО! Ведь курдский генерал Мазлум адресовал свое письмо президенту США через секретные каналы связи Пентагона как своему союзнику, предлагая американцам разные варианты, которые они могли бы использовать в своей внешнеполитической игре с Турцией. А Дональд Трамп просто взял и переслал секретную записку Мазлума — Эрдогану (в сопроводительной записке 45-й президент США писал: «Генерал Мазлум готов вести с вами переговоры, идти на уступки, каких они никогда в прошлом не делали. Я направляю вам под грифом „секретно“ копию его письма на мое имя, которое только что получено» — прим. ред.). Но это же реальный скандал! Тайное и доверительное письмо курдского лидера передано в руки врагов курдов. В этом, как я считаю, и заключается одно из косвенных подтверждений той игры, которая ведется сейчас в треугольнике Москва — Анкара — Вашингтон.

Еще одно подтверждение — это совместные действия США и России в Совбезе ООН в ночь с 10 на 11 октября, когда на экстренном заседании в Нью-Йорке европейские страны (Великобритания, Франция, Германия, Польша и Бельгия) потребовали осуждения Турции за ее военные действия в Сирии. И что же? Вашингтон и Москва отклонили резолюцию, на которой настаивали европейцы. Да, европейские державы тоже включены в ближневосточную игру, и все же — не в той степени. Европейцы и иранцы были лишь отчасти проинформированы о том, что было решено в рамках секретных договоренностей между Россией, США и Турцией.

Игра эта может показаться достаточно простой, если не учитывать сложные интересы каждой из стран, которые в нее включены. И все же есть и общие интересы, которые объединяют страны вышеупомянутого треугольника. У сирийских курдов (после того, как они перетащили сюда свои основные боевые силы) сосредоточено в регионе до 35–40 тысяч военных. По сценарию, разработанному в «треугольнике», после ухода американских солдат из Рожавы курды остаются в окружении. Они окружены со стороны Турции, Ирана и Башара Асада. Они оказываются в ловушке. Из этой ситуации у них может быть только два выхода. Первый — идти напролом и объявлять о создании независимого «Сирийского Курдистана», надеясь на противоречия в американских элитах, где есть и сторонники, и противники такого рода развития событий. В Пентагоне, к примеру, или в Европе определенные силы поддерживают эту идею.  Второй вариант, который в настоящее время реализуется, — это все-таки вступить в контакты с Москвой и начать лавировать между Турцией и Россией.

Хотя курдов жалко в этом отношении — пройдет острая фаза конфликта, будут выработаны договоренности и способы контроля над курдской территорией (например, боевиков заставят сдать оружие), после чего может наступить время расправ над курдами. Собственно сирийских курдов, в принципе, не так уж много. Большая часть пришла сюда из Турции или Ирака.

Вот мы говорим: «курды, курды», исходя из того, что существует курдский народ. И это правильно — ведь существует славянский народ или арабский. Но все же подобное — эфемерные величины. Что такое славянский народ? Это русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи и так далее — все совершенно разные. Курды — тоже не монолит, а совокупность народов, некоторые из которых уже достигают стадии государственного самоопределения. Например, курды, пришедшие в Рожаву из Ирака, — это те, у кого были очень сложные отношения с режимом Масуда Барзани (президента Иракского Курдистана до 2017 года — прим. ред.). Поэтому, когда турки затеяли операцию «Источник мира», преемник Масуда, Нечирван Барзани, выступил с заявлением о том, что для иракской курдской автономии очень важны хорошие отношения с Турцией и они не будут иметь к происходящему никакого отношения. Примерно то же самое заявили и иранские курды, которые сказали, что в условиях экономических санкций против Ирана Турция представляет для них значимость как важнейший экономический партнер и поставщик продуктов. То есть для иракских и иранских курдов все это важнее, чем судьба Рожавы. 

— Однако если мы посмотрим на данные Википедии по численности населения «Сирийского Курдистана», то здесь — просто ошеломляющие цифры: более 4 миллионов человек (правда, с учетом того, что около половины — беженцы). Но это же полноценное государство размером с Финляндию! Или Википедия врет?

— Думаю, что, во-первых, Википедия врет. Во-вторых, давайте вспомним, почему многие сирийцы (то же окружение Башара Асада) относятся к курдам как к предателям? Если кого-нибудь из этих людей спросить, кого они больше ненавидят — турок или курдов, то они в один голос ответят: курдов. Почему? Дело в том, что когда в 1980–90-е годы в Турции шла борьба с Рабочей партией Курдистана, со всеми этими ребятами, которыми окружил себя Абдулла Оджалан (лидер и основатель РПК — прим. ред.), многие из курдов переезжали в Сирию, там жили, и сирийский режим закрывал на это глаза (сам Оджалан бежал от преследований в Сирию в 1980 году и жил в Дамаске вплоть до 1998-го, когда Хафез Асад сдался под нажимом Анкары и попросил основателя РПК покинуть страну — прим. ред.). Лишь после знаменитого Аданского соглашения 1998 года Турция получила возможность бороться с террористами Рабочей партии Курдистана, заходя для этого на территорию Сирии. Поэтому то, что турецкие вооруженные силы зашли сейчас на северо-восток САР, — вполне законный шаг с точки зрения соглашения, заключенного в свое время в Адане.

Но я хочу сказать о другом: в последние два десятилетия ХХ века происходил ощутимый приток курдов на сирийскую территорию. Не думаю, что речь идет о миллионах человек, но абсолютно точно — о сотнях тысяч. До определенного времени им не давали гражданства САР. Однако они стали получать его с наступлением «арабской весны» в 2011 году, когда начались сложности для Дамаска и когда тот, пытаясь привлечь курдов на свою сторону, стал выдавать им сирийские паспорта (всего было выдано около 300 тыс. таких паспортов — прим. ред.). Но курды ответили на это весьма специфически — они так и не поддержали Дамаск. А когда в регион пришли американцы, они просто бросили режим Асада и перешли на сторону США.

При всем при том я очень уважаю курдов — это очень открытый и мужественный народ. Особенно курдские женщины, которых на Ближнем Востоке считают чем-то вроде воинственных и бесстрашных амазонок. Но когда Бог дает какое-то одно блестящее качество, другого важного свойства он обыкновенно лишает. С одной стороны, есть историческая курдская доблесть, в которой специалисты не сомневаются, а с другой — нынешнее отсутствие стратегически мыслящих лидеров. В результате курды периодически оказываются в стратегическом тупике.

Сейчас у сирийских курдов есть, по сути, один разумный выход — договориться с Москвой. Потому что гарантом того, что их не начнут вырезать спустя какое-то время (не теперь, а через полгода-год), может быть только Россия и ее позиция.

«Курды — это тоже не монолит, а совокупность народов, некоторые из которых уже достигают стадии государственного самоопределения» «Курды — это тоже не монолит, а совокупность народов, некоторые из которых уже достигают стадии государственного самоопределения» Фото: © Михаил Алаеддин, РИА «Новости»

«СТРАТЕГИЯ ПУТИНА НА РАЗВАЛ НАТО ЧЕРЕЗ ПОДДЕРЖКУ ТУРЦИИ ВПОЛНЕ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К МЕЖДУНАРОДНОЙ ИЗОЛЯЦИИ ВАШИНГТОНА»

— Какова может быть наша мотивация, чтобы взять курдов под опеку? Я понимаю, почему во времена СССР мы пытались дружить с курдским народом, создавали условия для переезда курдов в Советский Союз, организовывали здесь курдские землячества. За всем этим стояли тлеющие (правда, из последних сил) идеи интернационализма и экспорта социализма, распространения его в ближневосточных и азиатских странах. Даже само «левацкое» название Рабочей партии Курдистана отсылает нас к тем «красным» временам, хотя в нынешних рядах РПК давно нет тех, для кого паролем было — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Зачем нам сейчас курды, из каких идеологических или стратегических соображений?

— Знаете, в последнее время мы очень осторожно действуем в отношении курдов. Когда в 2015–16 годах курды затевали свое «танго» с американцами, они одновременно приезжали и в Москву (более того, в столице РФ до сих пор действуют самые разные курдские представительства). Но когда дошло до решающего момента, сирийские курды кинули Москву, как прежде Дамаск. Они выбрали Вашингтон. Может быть, потому, что американцы обещали Рожаве и воздушную, и военную поддержку. Выбор, стоявший тогда перед США, являлся более простым, чем у РФ: им не надо было выбирать между Дамаском и Эль-Камышлы (столицей самопровозглашенной Рожавы — прим. ред.). Они были однозначно и против Башара Асада, и против ДАИШ, но — в союзе с курдами.

Почему сейчас такой скандал разгорается в Америке? Нет, по сути, вовсе не из-за курдов. Не следует наивно полагать, что американцы вдруг воспылали искренней любовью к независимой Рожаве. В американской элите и военно-разведывательном комплексе США обсуждается глобальный подрыв доверия к Соединенным Штатам как к лидеру западного мира. Если сегодня американцы бросили на произвол судьбы курдов, то что завтра помешает им сделать то же самое по отношению к полякам, румынам и так далее? И тогда НАТО просто перестанет существовать. Лицемерные американцы, французы или британцы тревожатся вовсе не за судьбу курдского народа, а за свою собственную. «Сегодня кинули их, завтра — нас», — так примерно могут они рассуждать. А дальше что? «А дальше, — отвечают сами себе американцы, — Соединенные Штаты останутся в одиночестве». Стратегия Владимира Путина на развал НАТО через поддержку Турции и поражение США в Сирии вполне может привести к международной изоляции Вашингтона, а натовский альянс перестанет существовать.

— То есть византийская игра Путина, которую он ведет через древний Константинополь, ставший Стамбулом, может привести к геополитическому одиночеству американцев. Но почему тогда Трамп этому как будто подыгрывает?

— Вы же понимаете, что в политике очень важно сбалансировать интересы. С одной стороны, здесь НАТО и его роль, а с другой — предвыборное обещание Трампа вывести американские войска с Ближнего Востока. Организация Североатлантического договора фактически сидит на шее у США. Другие члены НАТО не платят и 2 процентов от своего ВВП на содержание блока (для сравнения: Франция выделяет 1,79% от ВВП, Германия — 1,22%, Великобритания — 2,14% и т. д. — прим. ред.). А американцы понесли на Ближнем Востоке триллионные убытки, и непонятно во имя чего. Здесь на одной чаше весов обязательства США как мировой державы, а на другой — личные интересы Дональда Трампа накануне президентских выборов 2020 года.

Нынешняя ситуация в Штатах — это (не побоюсь этого слова) канун гражданской войны. Во всяком случае межэлитной гражданской войны. И сам Трамп прекрасно представляет себе нравы американской элиты. Он понимает, что если он не будет переизбран в 2020 году, то в ближайшее после этого время его обязательно посадят в тюрьму (найдут, за что). Тут приходится выбирать между имперскими обязательствами Вашингтона и своими личными интересами, а также интересами своей семьи. Трамп очень много чего наворочал, в том числе посредством ближайших родственников — дочери Иванки и зятя Джареда Кушнера. Политика — как известно, искусство возможного, а скандальная политика — это когда ты выбираешь из трех опасных вариантов наименее страшный для тебя лично.

— Что касается отношений Путина и Эрдогана: от сегодняшних сочинских переговоров вы ждете закрепления договоренностей и сверки часов? Нам не стоит опасаться нового кризиса, как это уже бывало в связи со сбитым российским бомбардировщиком Су-24?

— Ситуация со сбитым самолетом была взаимной ошибкой Турции и России и в большей степени — промахом Путина. Как только представилась такая возможность, Эрдоган объяснил Владимиру Владимировичу настоящую подоплеку данных событий. Грубо говоря, объяснение могло выглядеть так: «Это была игра против нас обоих. ВВС Турции — как раз те силы, которые приняли наибольшее участие в попытке военного переворота в июле 2016 года (тогда истребители F-16 даже совершили авиаудары по президентскому дворцу и зданию парламента — прим. ред.). Турецкие летчики, сбившие в 2015-м российский истребитель, получали указания из центра, который находился под контролем Фетхуллаха Гюлена. Сам Гюлен проживает в США, где его курируют ЦРУ — даже не ФБР! Показательно, что, когда Федеральное бюро расследований предприняло аресты сторонников Гюлена в Соединенных Штатах, ЦРУ отказалось выдавать Фетхуллаха. О чем это говорит? О том, что управление не выдает своих наиболее ценных агентов даже собственной контрразведке». Что из этого следует? Думаю, что Эрдоган мог сказать Путину: «Нас хотели поссорить и развести как лохов». То обстоятельство, что турецко-российский кризис 2015 года был довольно быстро преодолен, свидетельствует, что в Кремле эту аргументацию приняли и поняли.

— Хорошо, Путин и Эрдоган тогда помирились. Но кто поручится в долговечности самого Реджепа Тайиповича (не говоря уже о Владимире Владимировиче)? Каков запас прочности у выстраиваемого им государства, которое во многом (если не во всем) противоположно республике, созданной когда-то Мустафой Ататюрком? Или мы имеем в лице Турции ситуативного союзника, который с уходом Эрдогана с политической сцены может снова развернуться в сторону США?

— Понятие «ситуативного союзника» сегодня можно отнести к любому государству. Давайте говорить откровенно: Россия по-прежнему находится во внешнеполитической изоляции. Многие и в РФ исходят из того обстоятельства, что после ухода Путина наша страна может совершить резкий разворот. Красноречивый пример: почему большинство новейших танков, которые сейчас производятся в КНР, направляются на российско-китайскую границу? При всех наших разговорах о российско-китайской дружбе и союзничестве! Не потому, что китайцы не доверяют Путину — как раз ему-то они верят. А потому, что в Пекине исходят из того, что может произойти через 3, 5, 7 лет.

Впрочем, сейчас в Турции действительно произошла смена социальной структуры. Республика Ататюрка, созданная в октябре 1923 года, в настоящее время приближается к своему столетию. И для Реджепа Эрдогана очень важна эта дата, которая подчеркнет становление нового, оттоманского, эрдогановского государства. Турки — умные люди: они не отвергают роль Мустафы Кемаля Ататюрка в своей истории, как мы еще недавно не признавали роль Иосифа Сталина. Тем не менее социальная структура страны поменялась и мусульманская идентификация населения опять вышла на первый план. И даже если после Эрдогана к власти придет кто-то совсем другой, он не сможет игнорировать данный фактор. Это не конъюнктура — исламизация опирается на внутреннее общественное мнение, на исламские традиции. Подобное — долгосрочная стратегия.

«Турки — умные люди: они не отвергают роль Мустафы Кемаля Ататюрка в своей истории. Тем не менее, социальная структура страны поменялась, и мусульманская идентификация населения опять вышла на первый план» «Турки — умные люди: они не отвергают роль Мустафы Кемаля Ататюрка в своей истории. Тем не менее социальная структура страны поменялась и мусульманская идентификация населения опять вышла на первый план» Фото: wikipedia.org

«МНОГИЕ ЗАДАЮТСЯ ВОПРОСОМ: «КАКОВА ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ? ЧЕГО ХОЧЕТ ПУТИН?»

— Турция оставила попытки влиять на тюркоязычные регионы России, предпринятые в 1990-е годы Гюленом? Я имею в виду турецкие лицеи, которые открывались тогда в нашей стране, включая в первую очередь Татарстан и вообще ставку на «единство тюркских народов», которое на практике, как некоторые думают,  могло послужить разрушению другого единства — народов России.

— Я думаю, что таких попыток никогда и не было. Существовало стремление иметь какие-то отношения с братскими тюркскими народами. Но все это на практике выглядело не совсем так, как задумывалось. Скажем, встречается Эрдоган с лидерами и представителями тюркских республик, которые когда-то входили в Советский Союз. Узбекистан, Казахстан, Туркменистан… Иногда на такие встречи приглашали людей из Башкортостана и Татарстана. И вот они собираются все вместе, и тогда выясняется, что все они между собой общаются на русском языке. В этом собрании Эрдоган — единственный, кто не понимает, о чем они говорят. Люди беседуют о своих проблемах и интересах, а турецкий лидер просто наблюдает со стороны. Кстати, переводчиком для Эрдогана в последнее время обыкновенно выступал президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Поэтому, я полагаю, это большое преувеличение — считать, что за счет турецких колледжей и лицеев кто-то хотел что-то разрушить. Тем более подобное не так в настоящее время — финансирование данного направления в последние 5–7 лет резко сократилось. В связи с тем, что у Турции возникли другие проблемы — не севера, а юга. К тому же для турок очень важно успешно балансировать между американцами и Европой, американцами и Россией, Россией и Китаем. Здесь даже не совсем понятно, кто с кого берет пример в искусстве балансирования — то ли Эрдоган с Путина, то ли Путин с Эрдогана. Российский лидер тоже любит балансировать и проходить по лезвию бритвы — в частности на Ближнем Востоке. Он умудряется сохранять хорошие отношения одновременно и с Израилем, и с Ираном. Хотя в последнее время отношения с Израилем начали ухудшаться — во время последней сентябрьской встречи в Сочи Беньямин Нетаньяху прождал задержавшегося в Дагестане Путина более трех часов. Хотя израильский премьер прилетел тогда в Сочи исключительно ради одной встречи с президентом РФ.

— Ну это немного напоминает манеру императора Александра III, который говорил: «Европа может подождать, пока русский царь удит рыбу». Хотя вряд ли Путин достиг такого авторитета.

— На Ближнем Востоке он этого достиг. Но в чем здесь заключается парадоксальная ситуация? Многие хвалят Путина за то, что он очень умело использует ошибки американцев и европейцев, хорошо разыгрывает карты между американцами и турками. Но при этом многие задаются вопросом: «А какова долгосрочная стратегия России в ближневосточном регионе? Чего хочет Путин?» Ну понятно, что регулировать мировой нефтяной рынок. В этом смысле важны отношения с Ираном и Саудовской Аравией. Но что дальше? Это никому не понятно. Вопросов о долгосрочном будущем на Ближнем Востоке накопилось очень много.   

— Быть может, эта долгосрочная стратегия просто не прочитывается на поверхностный взгляд, но она есть?

— Приведем в пример американцев, чья долгосрочная стратегия очень проста: контролировать ключевые районы и регионы мира. Когда они говорят о национальной безопасности, это все не более чем красивые слова. Желание одно — контролировать. Одним из таких ключевых регионов является Ближний Восток. Именно там расположены две крупнейшие в мире американские военные авиабазы. Это Инджирлик в Турции и Эль-Удейд в Катаре. Они могут считаться самыми мощными не только на Ближнем Востоке, но вообще на планете. Достаточно сказать, что если американцы вдруг надумают закрыть Инджирлик, то НАТО сразу перестанет существовать. Во всяком случае на ближневосточных землях. 

Надо учитывать, кроме того, что американские опорные точки разбросаны по всем важнейшим странам. Они есть в Иордании, в Объединенных Арабских Эмиратах, в Омане, в Бахрейне и так далее. Это совсем не обязательно военные базы, но такая инфраструктура, которая в течение нескольких недель может быть превращена в нормальную базу. Опираясь на данную сеть, США решают свои задачи — причем не только политические. В 1991 году, после «Бури в пустыне», американцы еще около 15 лет «сосали» и «доили» освобожденный ими от «агрессии Саддама Хусейна» Кувейт. Они просто давали кувейтской элите номера банковских счетов, на которые та должна была переводить деньги. Как это назвать — грабеж, колониализм или политическая игра? Соединенные Штаты делали это, опираясь на созданную ими заблаговременно военную инфраструктуру, на танки, самолеты, авианосцы, а не на «бла-бла-бла». Я, конечно, не призываю, чтобы Россия поступала так же, но что-то делать, безусловно, надо.

— Таким образом, американская идея контроля сводится к роли мирового жандарма. Если же прислушаться к нашей риторике, то можно прийти к выводу, что мы так озабочены идеей многополярного мира, что ради нее одной залезаем в самые разные уголки планеты, где раньше безраздельно царили американцы. Так что, мы просто хотим показать Америке кукиш?

— Мы можем сколько угодно показывать кукиш и говорить о многополярном мире. Но что подобное означает на практике? Это ведь не тот случай, когда каждый маленький диктатор начинает считать себя пупом земли. Существуют правила большой игры, которые согласованы между 5, 7, 10 ключевыми мировыми державами. Это и есть многополярность? Но среди таких стран мы больше не найдем единоличного жандарма, каким были США, а до них — Великобритания. А какие правила игры сегодня действуют? Мы привыкли, что это правила, связанные с ООН, МВФ, с Всемирным банком, но и данные структурные элементы в настоящее время все чаще не работают, оказываются неэффективными. Поэтому здесь должны действовать заново сформулированная политическая философия и идеология. И эти новые правила игры, как мне представляется, в ближайшие 5–7 лет будут сформулированы именно на Ближнем Востоке, который сыграет роль своего рода экспериментальной лаборатории. Станет ли новый мир прокитайским? Или же он будет миром, в котором начнет господствовать триада: Россия, Китай и США? Или же это окажется G-2: КНР и США? А возможно, еще и Европа попытается вылезти из своего гроба, в котором она добровольно оказалась? Никто этого пока не знает — ни в Белом доме, ни в Кремле.

Если мы вспомним историю (а самая лучшая наука — это история, как свидетельствовал Иосиф Виссарионович Сталин), то увидим, что при переходе из одной мировой парадигмы в другую всегда происходили большие войны. Столетние, тридцатилетние, наполеоновские, две мировые войны… Главная проблема сегодняшнего дня: как при переходе к новой структуре международного сообщества, к новой парадигме — избежать войны. Потому что военные конфликты сейчас становятся все более неуправляемыми, даже локальные.

«Сирийская свободная  армия, созданная при поддержке Турции, на 85 процентов — это сирийцы, арабы, но есть и представители иных народов. Единственная деталь: там нет шиитов и нет алавитов. Все — сунниты» «Сирийская свободная  армия, созданная при поддержке Турции, на 85 процентов — это сирийцы, арабы, но есть и представители иных народов. Единственная деталь: там нет шиитов и нет алавитов. Все — сунниты» Фото: © Хикмет Дарган, РИА «Новости»

«ДАИШ УШЛА В ПОДПОЛЬЕ, НО ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ АКТИВНОСТИ ЗАПРЕЩЕННОЙ ГРУППИРОВКИ СОХРАНЯЮТСЯ»

— А какова краткосрочная перспектива? 17 октября турецкая операция «Источник мира» была приостановлена. До этого она больше напоминала успешный блицкриг: курды почти не сопротивлялись. Или же турки имеют шансы завязнуть в «Сирийском Курдистане»?

 — Все-таки не будем называть это Курдистаном, поскольку внутри Рожавы (то, что называется территорией Евфратской долины) основную часть составляли арабские племена. Если же говорить о курдах, то это — пришлые курды.  Что делают сегодня турецкие вооруженные силы? Они фактически повторяют в общих чертах две свои предыдущие военные операции в Сирии — «Щит Евфрата» и «Оливковую ветвь». Турки наступают, не убивая и не уничтожая местное население — они просто выдавливают курдов с этих земель. Курды, которые не пользуются поддержкой у местного арабского населения, неизбежно отступают. Впереди идут силы Сирийской свободной армии, которые начинают выстраивать временную инфраструктуру, следом — турки. Закрепление на отвоеванной земле происходит мгновенно. Поскольку все это было в какой-то степени заранее согласовано, то здесь нет никаких неожиданных фланговых ударов, тяжелых поражений и прочего. Решено из предварительных договоренностей, что курдами займется Дамаск. Ну что ж, говорят себе турки, значит, мы просто выдавим их навстречу наступающим войскам Башара Асада. Пусть они сами там разбираются.

— Кстати, а каков состав Сирийской свободной армии, созданной при поддержке Турции?

— На 85 процентов — это сирийцы, арабы, но есть и туркоманы, и представители иных народов. Единственная деталь: там нет шиитов и алавитов. Все — сунниты. В этом коренное отличие Сирийской свободной армии и правительственной, чей командный состав в значительной степени укомплектован из алавитов.

— Это другая Сирия, не та, что присягнула Асаду?

— Это суннитская Сирия, и подобное — долгосрочная проблема для Путина, поскольку сунниты в САР составляют конфессиональное большинство, до 75–80 процентов населения. Алавитов — 15 процентов, коренных сирийских курдов — 5 или 6 процентов.

— Как же Путин выкручивается из этого неловкого положения?

— Для него это не вопрос веры, а скорее политический. Иначе бы он не пытался все время наладить отношения между суннитской Турцией и шиитским Ираном, к примеру. Что касается операции «Источник мира», то не могу назвать ее блицкригом. Турки объявили о ее начале 9 октября и с тех пор, вплоть до приостановления операции, продвинулись на 10–12 километров и только на некоторых направлениях сумели выйти на заявленные 32 километра. К примеру, сначала договаривались, что город Манбидж будет находиться под контролем турок, но сейчас он — под контролем российской военной полиции и Сирийской правительственной армии. Но это не блицкриг — речь ведь не идет о том, чтобы полностью уничтожить военные подразделения курдов с помощью фланговых прорывов, разрыва сил противника и их окружения. На севере Сирии это не так. Курды постепенно вытесняются подальше от турецких границ. Турки сразу же закрепляются на завоеванных позициях, создают органы власти, организуют гуманитарную помощь населению. Так что речь идет о долгосрочном контроле над территорией, население которой в целом симпатизирует туркам.

Есть еще один момент: когда при поддержке саудитов и американцев создавалась Рожава и так называемый арабо-курдский альянс, то это очень не нравилось арабам и сирийцам. Поэтому никакого курдского партизанского движения в долине Евфрата сегодня не возникнет — оно немыслимо там, где население настроено против бежавшей курдской администрации. Так что, это не блицкриг. Что же касается того, сколько может продлиться операция после ее возобновления, то думаю, что до первой половины ноября. То есть она займет три-четыре недели, если не случится каких-нибудь эксцессов вроде неожиданного возвращения американских военных.

— Какие игроки после исключения из игры курдов и американцев остаются сегодня в САР? Это армия Башара Асада, Турция…

— Это российская авиация. К тому же на территории республики остаются сразу три шиитские милиции, которые контролируются иранцами. О них в России пока ничего не слышно, но они существуют. Они набраны в Ираке, Пакистане и среди хазарейцев в Афганистане. Каждая такая бригада включает в себя по несколько тысяч человек. Точную численность их никто не знает, но это очень боеспособные части. Они близки по боеспособности к ливанской Хизбалле. В ряде эпизодов шиитская милиция оказывалась даже более эффективной, чем Сирийская правительственная армия.

— Остатки ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) были вытеснены из Сирии еще в феврале?

— С ДАИШ более сложная ситуация: то, что осталось от сирийского крыла запрещенной группировки, ушло в подполье. Это произошло на многих территориях, включая Евфратскую долину.

Почему даже курды при поддержке американцев не пытались полностью искоренить ДАИШ? Ну, первое, как я уже сказал, сводится к тому, что население не слишком симпатизировало курдской администрации и американским военным. А второй важный момент заключается в том, что в составе ДАИШ очень много было представителей курдов. Когда сегодня говорят, что курдские формирования воевали против боевиков запрещенного «Исламского государства», это не совсем соответствует действительности. На самом деле курды играли важную роль в рамках ДАИШ и считались одной из самых воинственных и агрессивных группировок. Сейчас же они просто перешли на подпольное положение. Впрочем, в некоторых провинциях Ирака они начинают постепенно приоткрываться заново. Сложность ведь заключается в том, что ДАИШ — это прежде всего сунниты Шама (арабское название Сирии — прим. ред.) и Ирака, которые оказались под давлением шиитов. Притом что большинство населения Сирии — это сунниты, а в Ираке, напротив, шииты, но в течении длительного времени находившиеся под властью суннитов. И именно эти сунниты (в частности разведка Саддама Хусейна) и создали в 2008–2009 годах в Ираке предпосылки для появления такого движения, как ДАИШ. А поскольку унижение суннитов в регионе продолжается, то сохраняются и предпосылки для активизации сторонников ДАИШ. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (103) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
22.10.2019 09:30

Какое нам россиянам дело до курдов?! Чуть выше статья от Росстат где чёрным по белому отражено что 50% !!!!!! Не 5 % !!!!!!! испытывают трудности с элементарными жизненными потребностями.

Население России довели до ужасающей нищеты котор невозможно скрыть!!!

А он тут про курдов и какую то пургу гонит !!!!!!!!

  • Анонимно
    22.10.2019 08:31

    Султанов напоминает коммунистов позднесоветской эпохи...
    Маркса и Энгельса не читали, труды Ленина только на полке шкафа.
    Но марксисты-ленинисты.
    В джинсах Рэнглер.

    Так же и здесь.
    Коран и Ракку видят только по телевизору.
    Но знатоки Ближнего Востока и "преступной" политики США.

  • Сверяя часы по Изборскому клубу,
    Всегда будешь в курсе, что мог бы сказать,
    Любимец их Сталин, смотря через лупу
    На карту штабную и трубкой пыхать.

    Досужих экспертов читая догадки,
    Становишься "мудрым" до мозга костей.
    Они между властью и нами прокладки,
    Куда надо им, чтоб направить людей.

  • Анонимно
    22.10.2019 09:30

    Какое нам россиянам дело до курдов?! Чуть выше статья от Росстат где чёрным по белому отражено что 50% !!!!!! Не 5 % !!!!!!! испытывают трудности с элементарными жизненными потребностями.

    Население России довели до ужасающей нищеты котор невозможно скрыть!!!

    А он тут про курдов и какую то пургу гонит !!!!!!!!

    • Анонимно
      22.10.2019 11:12

      А я за то, чтобы курдам помочь. Хочу, чтоб турки получили по щам. Разве все российские мужики, чьи жены ездят в Турцию на отдых не этого хотят?

      • Анонимно
        22.10.2019 13:08

        прими мои соболезнования, но Вы уверены что Ваша жена ездит к туркам а не к курдам?

  • Анонимно
    22.10.2019 10:11

    По данным CIA Factbook , в 2008 году курды составляли приблизительно 18% населения Турции (приблизительно 14 миллионов). По оценкам одного западного источника, до 25% населения Турции составляют курды (приблизительно 18-19 миллионов человек). Курдские источники утверждают, что в Турции проживает 20-25 миллионов курдов.

    Слова «курды», «курдистан» или «курдский язык» были официально запрещены турецким правительством. После военного переворота 1980 года курдский язык был официально запрещен в общественной и частной жизни. Многие люди, которые говорили, публиковались или пели на курдском языке, были арестованы и заключены в тюрьму. Курдам по-прежнему не разрешено получать начальное образование на их родном языке, и они не имеют права на самоопределение, даже если Турция подписала МПГПП . В обществе продолжается дискриминация и «отуркизация» курдов.

    С 1970-х годов Европейский суд по правам человека осудил Турцию за тысячи нарушений прав человека. Приговоры касаются казней курдских гражданских лиц, пыток, насильственных перемещений систематического разрушения деревень, произвольных арестов убитых и исчезнувших курдских журналистов.

    Лейла Зана, первая депутат-курд из Диярбакыра, вызвала бурю негодования в турецком парламенте после добавления следующего предложения на курдском языке к своей парламентской клятве во время церемонии приведения к присяге в 1994 году: "Я принимаю эту клятву за братство турок и курдского народа".

    В марте 1994 года турецкий парламент проголосовал за отмену неприкосновенности Заны и пяти других курдских членов парламента: Хатипа Дикле, Ахмета Турка, Сирри Сакика, Орхана Догана и Селима Садака. Зана, Дикле, Садак и Доган были приговорены Верховным судом в октябре 1995 года к 15 годам лишения свободы. Зана была удостоена премии Сахарова за права человека Европейским парламентом в 1995 году.

  • Анонимно
    22.10.2019 10:14

    Из статьи Вики https://en.wikipedia.org/wiki/Kurds_in_Turkey

    Массовые убийства, такие как этноцид Дерсим и резня Зилан , периодически происходили против курдов с момента создания Турецкой Республики в 1923 году. Турецкое правительство классифицировало курдов как «горных турок» до 1991 года и слова «курды», «курдистан» или «курдский язык» были официально запрещены турецким правительством. После военного переворота 1980 года курдские языки были официально запрещены в общественной и частной жизни. Многие люди, которые говорили, публиковались или пели на курдском языке, были арестованы и заключены в тюрьму. В Турции запрещено использовать курдский язык в качестве языка обучения как в государственных, так и в частных школах. Курдский язык разрешен только в качестве предмета в некоторых школах.

    Во время курдско-турецкого конфликта продовольственные эмбарго были наложены на курдские деревни и города. Было много случаев, когда курды были изгнаны из своих деревень турецкими силами безопасности. Многие деревни были подожжены или разрушены. На протяжении 1990-х и начала 2000-х годов политические партии, представлявшие интересы курдов, были запрещены.

  • Анонимно
    22.10.2019 10:18

    В 1937–38 годах примерно 10 000–15 000 алевитов и курдов были убиты, а тысячи отправлены в изгнание. Ключевым компонентом процесса тюркизации была политика массового переселения населения. Ссылаясь на основной программный документ в этом контексте, закон 1934 года о переселении, политика, нацеленная на регион Дерсим, в качестве одного из первых испытательных случаев, имеющих катастрофические последствия для местного населения.

    Политика переселения населения в соответствии с Законом о переселении 1934 года была ключевым компонентом процесса тюркизации, который начал осуществляться сначала после геноцида армян в 1915 году, когда Турция перешла от плюралистического , многоэтнического общества к «одномерному турецкому национальному государству-государству». ». Ученый Исмаил Бешикчи утверждал, что действия турецкого правительства в Дерсиме были геноцидом. Ван Брюинессен вместо этого говорил об этноциде, направленном против местного языка и самобытности. Согласно Ван Бруйнессену, закон 1934 года создал «правовую основу для политики этноцида». Дерсим был одной из первых территорий, где применялась эта политика.

  • Анонимно
    22.10.2019 10:20

    С 1984 по 1999 годы около 3000 курдских деревень в Турции были практически стерты с лица земли турецким правительством, что означало перемещение более 378 000 человек.

    «Эвакуация была незаконной и насильственной. Силы безопасности окружали деревню, используя вертолеты, бронетехнику, войска и деревенских охранников, и сжигали хранящиеся продукты, сельскохозяйственную технику, сельскохозяйственные культуры, сады, леса и домашний скот. Они поджигали дома, часто давая жители не имеют возможности забрать свое имущество. В ходе таких операций силы безопасности часто оскорбляли и унижали жителей деревни, крали их имущество и денежные средства и подвергали жестокому обращению или пыткам перед тем, как загонять их на дороги и вдали от их прежних домов. Операции были отмечены множеством «исчезновений» и внесудебных казней. К середине 1990-х годов более 3000 деревень были практически стерты с лица земли, и, согласно официальным данным, 378,335 курдских сельских жителей были перемещены и остались без крова».

    "Still critical". 17 (2). Human Rights Watch. March 2005: 3. Retrieved 12 September 2007.

  • Анонимно
    22.10.2019 10:26

    6 и 7 октября 2014 года в различных городах Турции вспыхнули беспорядки в знак протеста против осады Кобани . Протестующие были встречены слезоточивым газом и водяными пушками; 37 человек погибли в акциях протеста.
    После июля 2015 года кризиса (бомбардировка курдских активистов в Суруче), Турция разбомбила предполагаемые базы РПК в Ираке. Насилие вскоре распространилось по всей стране. Многие курдские предприятия были разрушены. Штаб-квартира и отделения прокурдской правозащитной Народной демократической партии также подверглись нападениям. Есть сообщения о гибели мирных жителей в нескольких населенных курдами городах и деревнях. Совет Европы поднял свою озабоченность по поводу нападений на гражданских лиц и блокады Джизре.
    К 2017 году меры, принятые для сокращения усилий по продвижению курдской культуры в Турции, включали изменение названий улиц, которые чествуют курдских деятелей, удаление статуй курдских героев и закрытие телеканалов, вещающих на курдском языке.

  • Анонимно
    22.10.2019 10:31

    С 1970-х годов Европейский суд по правам человека осудил Турцию за тысячи нарушений прав человека, в связи с казнями курдских гражданских лиц, пытками, насильственными перемещениями, разрушенными деревнями, произвольными арестами, убийствами и исчезновением курдских журналистов.

    Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ЕКРН) сообщает, что (по состоянию на апрель 2010 года): «Публичное использование должностными лицами курдского языка делает их открытыми для судебного преследования, а публичная защита лицами, представляющими интересы курдов или меньшинств, также часто приводит к судебному преследованию». в соответствии с Уголовным кодексом "

  • Анонимно
    22.10.2019 10:44

    Курды активно участвовали в геноциде армян
    Именно они были движующей силой этого геноцида
    Все возвращается

    • Анонимно
      22.10.2019 11:24

      Не надо лгать, именно турки занимались геноцидом армян, а вы прикрываете и оправдываете преступления турков.

      • Анонимно
        22.10.2019 12:03

        А вы послушайте Вечер с Соловьевым от 10.10.2019
        С этим не спорил ни Семен Багдасаров, ни Сатановский. А Яков Кедми, бывший шеф израильской службы безопасности, и вовсе сравнил курдов с ... (комментарий не поопустят, если напишу. Послушайте на Ютюбе).

      • Булгарин
        22.10.2019 12:25

        Не было там геноцида. Как только Эрдоган пригласил ЕС создать комиссию по этому вопросу и открыть все архивные данные, которые есть у турок, так и все разговоры на эту тему быстро свернули. Пока такой комиссии не будет и не будет беспристрастное расследование, то и говорить на эту тему не стоит. Это придумки армян, чтобы после развала Османской империи больше получить от победителей. Тут скорее крымским татарам, чеченцам и т.д. имеет смысл говорить о геноциде, у них то точно есть все данные на эту тему.

        • Анонимно
          22.10.2019 12:34

          Отрицание Геноцида армян является актом отрицания спланированного систематического геноцида 1,5 миллиона армян во время Первой мировой войны, проводимого османским правительством. Турция также отрицает геноцид, совершенный в отношении коренных ассирийцев и греков в течение того же периода. Как форма отрицанию, его можно сравнить с аналогичным отрицателем исторических revisionisms , такими как отрицание Холокоста и Нанкинской резни.

          Геноцид почти единодушно признали как исторический факт историками и учеными.
          Также широко считается, что это был первый современный геноцид , само слово геноцид было изобретено Рафаэлем Лемкиным, чтобы описать масштаб и успех плана, организованного для систематической ликвидации армян.
          Ревизионисты, как правило, утверждают, что академический консенсус в отношении геноцида является антитурецкой пропагандой или заговором. распространяемый армянами, вместо этого утверждая, что это либо не произошло, либо что-то было оправдано в то время.

          Отрицание Геноцида армян официально запрещено законом в Швейцарии, Греции, на Кипре, и в Словакии.

          В настоящее время только правительства Турции и Азербайджана отрицают факт геноцида армян, а Пакистан не признает существование Армении как страны.

          • Булгарин
            22.10.2019 13:17

            Еще раз! Речь идет о том, что Турция призывает создать комиссию, которая бы изучила все документы и решение той комиссии было бы признано и Турцией. Но этого не делают, а все эти официально признанные решения всех этих стран продиктованы политиками, не более, и скорее под давлением армянской диаспоры.

            • Анонимно
              22.10.2019 16:36

              Решения стран о признании геноцида армян в Турции основано на документах и показаниях оставшихся в то время в живых очевидцев и политика здесь ни при чем.
              Создание какой-то комиссии по расследованию геноцида обессмыслено.
              Факты геноцида зафиксированы мировой историей.

              Приведу полный список стран признавших геноцид армян турками:

              Австрия
              Аргентина
              Армения
              Бельгия
              Болгария
              Боливия
              Бразилия
              Ватикан
              Венесуэла
              Германия
              Греция
              Дания
              Италия
              Канада
              Кипр
              Ливан
              Ливия
              Литва
              Люксембург
              Нидерланды
              Парагвай
              Польша
              Португалия
              Россия
              Сирия
              Словакия
              Словения
              Уругвай
              Франция
              Чили
              Швейцария
              Швеция

              Регионы стран признавшие геноцид армян турками:

              Австралия: Новый Южный Уэльс, Южная Австралия
              Великобритания: Дерби, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия

              Испания: Пайпорта, Аликанте, Марбелья, Малага, Сабадель Страна Басков, Каталония, Балеарские острова, Наварра, Арагон

              Мексика: штаты Мичоакан

              США: на март 2019 года 49 из 50 штатов США признали геноцид армян. Не признал Геноцид армян только 1 штат США — Миссисипи.
              Федеральное правительство США также официально не признал геноцида, но как раз таки в политических целях, что-бы не портить отношения с Анкарой.

              • Булгарин
                22.10.2019 16:54

                То что признали геноцид все эти страны ничего не говорит. Где тут страны с исламским населением. Это политика, а не признание факта. А факты таковы, что в те времена погибло очень много и турок, и армян, и курдов. Была война, в которой погибло довольно большое число людей. Также могут и русские заявить, что немцы устроили геноцид, да и татары тоже. А разве не так. Или только некие избранные народы могут на этом спекулировать? Да, именно так. Это чисто политическое решение - признание "геноцида".

                • Анонимно
                  22.10.2019 22:04

                  22.10.2019 16:54
                  Т.е туркам -МОЖНО!
                  Вопрос - КУДА делись армяне из восточных вилаетов Турции, которые они КОМПАКТНО заселяли (этот факт ВЕКАМИ подтверждали бывавшие в тех местах путешественники),
                  и ОТКУДА во Францию и США прибыли десятки тысяч армянских беженцев?

                  • Анонимно
                    23.10.2019 11:27

                    Почему же всемирно объявленное предложение Эрдогана о создание международной комиссии по расследованию так называемого геноцида армян сразу же охладило пыл всех обвинителей в геноциде? Куда они все подевались?
                    Рим Дашкин

                    • Анонимно
                      23.10.2019 13:48

                      Никому это предложение Эрдогана не сдалось, так как геноцид армян был и это доказано документально и очевидцами тех событий.
                      Сейчас расследовать спустя 100 лет нечего, так как в Турции все хвосты подчищены и архивы уничтожены.

                    • Анонимно
                      23.10.2019 14:49

                      23.10.2019 11:27
                      На протяжении ДЕСЯТИЛЕТИЙ все документы, касательно данного геноцида, находящиеся на ТУРЕЦКОЙ территории, САМИ турки и УНИЧТОЖИЛИ!
                      Это называется "заметать следы".
                      Если бы Эрдоган НЕ был бы так уверен в том, что ВСЕ "хвосты подчищены", он бы НЕ стал бы выходить с такой инициативой!

                • Анонимно
                  23.10.2019 19:34

                  22.10.2019 16:54
                  "Где тут страны с исламским населением."
                  Вот они:
                  Ливан
                  Ливия
                  Сирия

              • Анонимно
                23.10.2019 15:21

                16-36
                "Создание какой-то комиссии по расследованию геноцида обессмыслено."
                Если бы комиссия была, то раскрыла бы причины геноцида. Армяне не хотят , видимо, чтобы причины , вызвавшие геноцид, стало достоянием общественности.

            • Анонимно
              22.10.2019 21:59

              22.10.2019 13:17
              Наивные турки ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ сохраняют ВСЕ документы - в целости и сохранности!
              Ни одна пылинка НЕ упала!

      • Анонимно
        22.10.2019 12:54

        11.24. В геноциде армян туркам помогали русские генералы.

        • Анонимно
          22.10.2019 16:41

          Армянам было предложено Красной Армией помощь и сотрудничество против Турции, они сами остались верну туркам. Потом поплатились за это.

          • Булгарин
            22.10.2019 16:54

            А причем тут Красная Армия и защита армян?

            • Оптимист
              22.10.2019 18:44

              Россия помогала туркам против греков
              Если не русские то Константинополь был бы греческим и православным
              Причудливо, да?
              Почти в это же время сербы вторгались в Россию оккупационным корпусом

              • Анонимно
                22.10.2019 19:10

                Да, большевики тогда "отмочили". После этого ни один советский школьный учебник истории не упоминал об этой некрасивой истории.

                На первых порах, большевики всю свою политику делали в пику предыдущей политике страны.

        • Анонимно
          22.10.2019 22:06

          22.10.2019 12:54
          Русские генералы, в частности, - Юденич, ГРОМИЛИ турок в 1914-1917 годах!

    • Анонимно
      22.10.2019 12:13

      Расизм в Турции

      В Турции расизм и этническая дискриминация присутствуют в ее обществе и на протяжении всей его истории, и этот расизм и этническая дискриминация также являются институциональными в отношении немусульманских и не суннитских меньшинств. Это проявляется главным образом в форме негативного отношения и действий турок по отношению к людям, которые не считаются этнически турецкими. Такая дискриминация преимущественно в отношении нетурецких этнических меньшинств, таких как армяне , ассирийцы , греки , курды , евреи и зазыа также враждебность по отношению к таким формам ислама, как алевиты , суфии и шииты.

      Расизм и дискриминация в Турции можно проследить со времен Османской империи. Такие османские турецкие деятели, как Али Суави, заявили в 1860-х годах, что:
      1. Турки превосходят другие расы в политическом, военном и культурном аспектах.
      2. Турецкий язык превосходит европейские языки по своему богатству и совершенству.
      3. Турки построили исламскую цивилизацию.

      С созданием Турецкой Республики немусульманские граждане страны подвергались многочисленным случаям спонсируемой государством дискриминации. Например, многие немусульмане были уволены с работы и были лишены работы бюрократией. Закон о государственных служащих, принятый в 1926 году, направлен на тюркизацию трудовой жизни в Турции. Этот закон определил турецкость как необходимое условие, чтобы стать государственным служащим.

      Министерство образования Турции в 2002 году приняло учебную программу по армянам, которая была широко осуждена как расистская и шовинистская. Учебная программа содержала учебники, в которых были такие фразы, как «мы раздавили греков» и «предатель нации».

      В отчете Международной группы по правам меньшинств (MRG), сделанном в 2015 году, говорится, что в школьной программе по-прежнему изображены «армяне и греки как враги страны». Нуркан Кайя, один из авторов отчета, заключил: «Вся система образования основана на турецкости. Нетурецкие группы либо не упоминаются, либо упоминаются негативно».

      С 2008 года в Турции также возросло число преступлений на почве ненависти, связанных с расизмом, национализмом и нетерпимостью. По словам Айхана Сефера Устюна , главы парламентской комиссии по расследованию нарушений прав человека, « в Турции усиливается ненавистническая речь , поэтому следует принять новые меры сдерживания, чтобы остановить рост таких преступлений». Несмотря на положения Конституции и законов, до сих пор не было вынесено никаких обвинительных приговоров за преступления на почве ненависти, будь то расизм или дискриминация. С начала 2006 года в Турции было совершено несколько убийств людей этнических или религиозных меньшинств или другой сексуальной ориентации или социальной сексуальной идентичности.

      • Анонимно
        22.10.2019 12:56

        Турция - лидер, центр тюркского мира.

        • Анонимно
          22.10.2019 13:17

          Эрдоган,из Турции сотворит Ирак.Не стоит летать в Турцию на отдых,скоро границы РФ,расширятся до Босфора и Дарданел.

      • Анонимно
        22.10.2019 16:13

        Таки ислам - это арабская религия или всё таки турецкая?

        • Булгарин
          22.10.2019 16:18

          А христианство - это еврейская религия или русская? Бывают же идиоты!

          • Анонимно
            22.10.2019 16:25

            Если уж на то пошло, раз вы такой умный, должны знать, что армяне приняли христианство раньше Руси. И на Руси тогда не было ещё "русских". Соответственно, христианство не может быть русским. Знаток вы наш, а вот ислам может быть и турецким , и арабским. Так чья религия ислам?

            • Булгарин
              22.10.2019 16:31

              И что из того, что армяне приняли христианство раньше чем русские. Так и арабы ислам приняли раньше турок. И что? Я мог бы еще понять вопрос - к какому религиозному направлению причисляют себя турки? Понимаю, что объяснять что-то таким людям - пустая трата времени, но может что-то и у других проясниться.

              • Анонимно
                22.10.2019 16:39

                Это ответ на ваш вопрос, чья религия христианство - еврейская или русская. Так если армяне приняли христианство раньше русских, которых в то время ещё не было, так как она может быть русской? Вы даже этого понять не в силах?

                • Булгарин
                  22.10.2019 17:01

                  16:39 Вы даже понять не можете, что арабы приняли ислам в 6 веке, а турки вообще как нация появились в 12 веке. Может тогда уже почитаете что-то из истории, прежде чем такие глупые вопросы задавать?

                  • Анонимно
                    22.10.2019 18:03

                    Значит, ислам - арабская религия?

                  • Анонимно
                    22.10.2019 22:18

                    22.10.2019 17:01
                    В СЕДЬМОМ веке!
                    Пророк Мухаммед начал проповедовать в Мекке в 610 году. Переселился со своими последователями в Медину в 622 году (хиджра).

          • Анонимно
            22.10.2019 21:21

            Христианство,конечно Иудейская Религия.

            Первый Никейский собор — собор Церкви, созванный императором Константином I; состоялся в июне 325 года в городе Никее (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства.

            Некий Арий, слывший выдающимся священником и богословом, не просто усомнился, но и вовсе отказал Христу в единстве с Отцом-Создателем. Иными словами, Никейский собор должен был решить, был ли Иисус Сыном Божьим или простым человеком, пусть и обладавшим великими добродетелями и снискавшим своею праведностью любовь и покровительство самого Создателя. Сама по себе идея, если рассуждать отвлеченно, вовсе не так уж и плоха. Ведь Бог, заступаясь за собственного сына, ведет себя очень по-людски, то есть таким образом, что действия его вполне укладываются в логику обычного человека, не обремененного обширными теософскими знаниями. Если же Всевышний спас обычного, рядового и ничем не примечательного проповедника добра и приблизил его к себе, то тем самым он проявляет воистину божественную милость. Однако именно это, казавшееся незначительным, отклонение от канонических текстов вызвало серьезные возражения со стороны тех, кто претерпел многочисленные гонения и пытки, страдая во имя Христа. Из них в значительной степени состоял первый Никейский собор, а увечья и следы пыток служили весомым аргументом их правоты. Они страдали за самого Бога, а вовсе не за его творение, пусть и самое выдающееся. Ссылки на Святое Писание ни к чему не приводили. На доводы спорящими сторонами выдвигались антитезы, и диспут с Арием и его последователями зашел в тупик. Назрела необходимость в принятии некой декларации, ставящей точку в вопросе происхождения Иисуса Христа.

      • Анонимно
        22.10.2019 22:13

        22.10.2019 12:13
        С научной точки зрения - расизма в Турции - НЕТ!
        Потому, что и турки, и армяне, и греки, и ассирийцы, и болгары, и курды, и арабы, и евреи - ВСЕ относятся к ОДНОЙ южноевропеоидной средиземноморской расе!
        А вот ВРАЖДЕБНОСТЬ на национальной и религиозной почве - ЕСТЬ!

        • Анонимно
          23.10.2019 00:18

          Нынешнее значение слова «расизм» в политическом дискурсе расширено, дополняя расовый критерий превосходства этническим, религиозным или иными. В определение современного понятия расизма большой вклад внесла книга «Расизм» французского философа Альбера Мемми.
          Современный расизм может дистанцироваться от биологической терминологии и не заявлять о превосходстве одних групп над другими. На смену идее превосходства приходит идея «несовместимости» цивилизаций, утверждения о том, что представители разных «культур» радикально отличаются в духовном плане и не должны смешиваться, чтобы сохранить эти отличия.
          Шнирельман и другие исследователи полагают, что расизм сегодня эволюционирует и приспосабливается к новой ситуации, поэтому возникает основание говорить о «новом расизме». Новый расизм подчеркивает групповую (этническую или этнорасовую) идентичность, абсолютизируя её значение.

          • Анонимно
            23.10.2019 14:53

            23.10.2019 00:18
            Вам НЕ кажется АБСУРДОМ называть РАСИЗМОМ враждебные отношения ДВУХ людей с ОДИНАКОВОЙ внешностью: турка и курда, турка и грека, турка и армянина, или китайца и японца!

          • Анонимно
            23.10.2019 18:30

            23.10.2019 00:18
            Необходимо употреблять слова в их ИЗНАЧАЛЬНОМ смысле, а НЕ превращать их в политический жупел!
            Например, негативное отношение части немцев к арабским иммигрантам МОЖНО назвать расизмом, а такое же отношение итальянцев к арабским иммигрантам - НЕЛЬЗЯ!
            В данном случае, можно говорить о ЛИШЬ национальной и религиозной НЕтерпимости!
            Кстати, у итальянцев есть поговорка относительно ВСЕХ жителей Средиземноморья: "Уно фацца - уно рацца"
            (Одно лицо - одна раса).
            Расизм, кстати, бывает НЕ только белый, но и черный, и желтый!
            Еще одним абсолютно БЕССМЫСЛЕННЫМ выражением, является словосочетание: "арабский антисемитизм", так как арабы САМИ являются семитами!

    • Анонимно
      22.10.2019 12:21

      По словам Явуза Байдара, в 2009 году старший обозреватель ежедневной газеты Zaman писал, что в Турции усиливаются расизм и разжигание ненависти , особенно в отношении армян и евреев. Он пишет 12 января 2009 года, что «если в Турции пройтись по прессе, можно легко найти случаи расизма и ненавистнических высказываний..".

      Асли Ширакманом в 2011 году утверждалось, что в Турции наблюдается явное усиление ксенофобских настроений против курдского, армянского и еврейского присутствия. Ширакман также отметил, что этнонационалистический дискурс 2000-х годов выявляет врагов внутри этнических и религиозных групп, которые проживают в Турции, таких как курды, армяне и евреи.

      В 2011 году опрос 1000 турок, проведенный Pew Global Atttitude и Trends, показал, что 6% из них положительно относятся к христианам, а 4% - к евреям. Ранее, в 2006 году, цифры составляли 16% и 15% соответственно. Когда людей попросили назвать самую жестокую религию в мире, 45% турок указали на христианство, а 41% - на иудаизм, а 2% сказали, что это ислам.

      Согласно исследованию, проведенному в период с 2015 по 2017 год Университетом Билги при поддержке Совета по научно-техническим исследованиям Турции 90 процентов молодых людей заявили, что не хотят, чтобы их дочери выходили замуж за кого-либо другой национальности. В то время как 80 процентов молодежи заявили, что они не хотят, чтобы их сосед был другой национальности, 84 процента сказали, что они не хотят, чтобы их дети дружили с детьми другой национальности. 84 процента заявили, что не будут вести дела с членами «другой» группы. 80 процентов заявили, что не будут нанимать никого из «других». Исследователи провели личные интервью с молодыми людьми в возрасте от 18 до 29 лет.

      • Анонимно
        22.10.2019 20:35

        Заман - это газета, финансируемая сторонниками Гюлена. Для понимания откуда дует ветер

    • Анонимно
      22.10.2019 12:27

      Армянам в качестве общины турками был присвоен статус граждан второго сорта (по системе Милле ), и они были расценены как принципиально чуждые мусульманскому характеру общества Османской империи.

      В 1895 году требования проведения реформ среди армянских подданных Османской империи привели к тому, что султан Абдул Хамид решил их подавить, что привело к резне в Хамидиане, в результате которой было убито до 300 000 армян и многие другие подвергались пыткам.

      В 1909 году произошла резня армян в городе Адана которая повлекла за собой серию антиармянских погромов по всему региону, в результате которых погибло 20–30 000 армян.

      Во время Первой мировой войны правительство Османской империи уничтожило от 1 до 1,5 миллионов армян в результате Геноцида армян.

      • Анонимно
        22.10.2019 14:24

        Турки ближе к россиянам чем армяне.

        • Анонимно
          22.10.2019 14:47

          Это не так.
          Армяне исповедуют христианство, которая является крупнейшей конфессией России, кроме того армяне наши бывшие соотечественники говорящие на русском.

          • Анонимно
            22.10.2019 16:17

            Турки - это торгаши. Они как арабы. Предадут, продадут и будут считать это доблестью. Вы когда-нибудь имели дела в бизнесе с турками? Все их слова и обещания надо протоколировать и подписывать сторонами. Иначе на следующей встрече они будут утверждать, что ничего такого не говорили. Это говорю я, татарин, который имел дело с турками. По мне лучше вести дела с евреями. За 30 лет меня евреи ни разу не кинули. Да они обладают профессиональной хитростью, умеют убедить, очень педантичны к мелочам, но обмана никогда не было.

            • Булгарин
              22.10.2019 16:24

              Торгаши одну из самых больших империй, которая существовала много веков не строят. Имей в виду "татарин". А торговля всегда и предполагает оформление договора, на словах только на базаре и договариваются.

              • Анонимно
                22.10.2019 18:04

                Наши купцы, и татарские, и русские договоривались на словах, ударив по-рукам! Вашим туркам это и не снилось.

                • Булгарин
                  22.10.2019 18:18

                  И когда это было? Писать, видимо, не умели! Да, все это миф. И тем более тут пример привели про евреев. Так у них в Торе написано кое-что о таких сделках, может найти и почитать.

                  • Анонимно
                    22.10.2019 19:26

                    Зачем мне читать Тору и верить в ней написанному, если у меня есть опыт в работе и с теми, и с теми?

            • Анонимно
              23.10.2019 15:25

              16-17
              Әкият сатмасана!

  • Анонимно
    22.10.2019 11:20

    РФ надо уходить из Ближнего Востока.

  • Булгарин
    22.10.2019 12:15

    Все, что тут сказано в интервью, было мной уже описано в моих комментариях на эту тему. Не согласен тут только с одним, с ролью США в этих дела, точнее даже с его определением как жандарма. Тогда и Россия такой же жандарм. Понимаю, что тут сказывается во воспитание и образование, то место, где автор работает. Но все же. Надо бы отметить следующие моменты.

    Да, Трамп ближе к концу своего срока вспоминать о своих обещаниях вывести американские войска с Ближнего Востока. Потому сейчас вдруг начались движения американских войск не только в Сирии, но и в Ираке и Афганистане. Американские генералы даже прорабатывают уже сценарий срочного вывода войск из Афганистана как это происходило в Сирии. Но тут есть одна загвоздка. Это Израиль и Иран. Израильтяне теперь в неком недоумении, ведь Трамп может в самый ответственный момент и их бросить. И единственный способ как-то найти точку опоры - это обратиться к Путину и стать еще одной силой в сирийском конфликте.

    И еще. Все удивил неожиданный вывод войск после телефонного разговора Трампа с Эрдоганом. Но и тут есть вполне здравое объяснение. Амеркианцы долго кормили обещаниями о создании некой зоны безопасности на границе Турции при совместном патрулировании этой зоны. И даже была попытка. Но американцы поняли, что ничего там не контролируют. Они вооружали курдов, обучали их, но вот подчинения так и не добились. Курды просто стали игнорировать все предложения американцев о создании такой зоны. Даже наоборот стали еще интенсивней возводить укрепления на границе с Турцией. Турки тоже поняли, что американцы там пустое место. Их курды скорее используют как прикрытие. Это и было сказано Эрдоганом и было выдвинуто требование, чтобы американцы на становились живым щитом перед турецкими войсками. Отсюда и срочность эвакуации американцев и предложение - делайте там, что хотите, а мы умываем руки. Поэтому это не американцы кинули курдов, а скорее курды лишились щита. Кстати, в роли нового щита от турецких войск они видят как раз российских военных вместе с войсками Асада. И тут как раз на переговорах с Путиным Эрдоган и будут решать станут ли российские военные таким щитом или нет.

    Что касается того, будут резать курдов или нет, как тут в интервью прозвучало. Думаю, автор и тут несколько приукрасил возможности и желания турок или Эрдогана. К тому же автор не рассмотрел другой сценарий развития событий. А сценарий таков. Курды или точнее боевики РПК направятся обратно в сторону Ирака. Там позиции курдов на севере Ирака довольно прочны. Но там уже есть устоявшаяся власть курдов, которые довольно лояльно относятся к Турции. Точнее даже так, есть соглашение между курдами Иракского Курдистана и туркам, что они там организуют военные базы для обучения курдов и их вооружения для борьбы с РПК. Так что вполне возможно, что боле битвы переместиться из Сирии в Ирак.

  • Анонимно
    22.10.2019 12:58

    не нужно курдам договариваться с Москвой. Идите и договаривайтесь у себя на родине. Втягивать нас в очередной сепаратистский конфликт - нам как раз этого не хватает. Вводите голубые каски или ещё кого положено, не нужно игнорировать предназначенные для этого международные институты.

  • Анонимно
    22.10.2019 12:59

    Все складно у Ш.Султанова, только главный вопрос не получил объяснения: за счет чего Турция наращивает свое влияние.
    Про Идлиб ни слова. Почему то не поднимается вопрос о военной операции в Идлибе. Если вчера российские официальные лица говорили, что это осиное гнездо террористов, то сегодня предпочитают говорить о радикальной оппозиции.
    Турция не только отстояла Идлиб, но и расширяет зону своего влияния на северо-востоке Сирии. В «миротворческой» операции под названием «Источник мира» впереди идут отряды той самой «радикальной оппозиции» из Идлиба.
    За счёт чего Эрдоган напирает и на Путина, и на Трампа? - Других он просто не принимает в расчет.

    • Булгарин
      22.10.2019 15:34

      Надо спрашивать не за счет чего, а почему? И все просто. Турки за последние несколько десятилетий после развала СССР почувствовали то, что в мире происходят огромные изменения. Противостояния капитализм-коммунизм уже ушло в прошлое, а ей на смену пришло противостояние с исламским миром, то есть цивилизационный конфликт между Западом и Исламским миром. Если в том противостоянии Запад воспринимал исламский мир как поле битвы между СССР и ими, то сейчас как своего противника. И Турция как одна и из стран, которая вроде бы вместе с Западом в том противостоянии, и смогла как-то нарастить свою экономику, свои вооруженные силы, но не смогла нарастить свое политическое влияние. Как показатель, безуспешная попытка войти в ЕС, в то время как та же Болгария, бывшая страна соцлагеря и по многим параметрам намного отставшая от Турции уже стала членом ЕС, или та же Греция путем фальсификации финансовой отчетности пробралась в ЕС или разделенный Кипр с не понятными границами тоже стала членом ЕС, а Турция так и не достучалась до своих западных партнеров по НАТО. Ей дали ясно понять, что ЕС - это клуб или союз стран с христианским населением и христианскими ценностями. Потому у Турции единственный путь в стан исламским стран, где царит разброд и шатания, где нет единства, где все же правят те, кого посадили на трон опять таки западные страны. В этом отличие Эрдогана и Турции, где все же за многие годы смогли привить демократию и где все же народ имеет силу. Это большинством голосов народа Турции Эрдоган стал их лидером и главой государства. Но у Турции есть одна большая проблема - это отношение турок с курдами. Правда, тут надо тоже иметь в виду следующее. Все же большинство курдов в самой стране не склонны идти на раскол страны, хотя и поддерживают стремление своего народа к большей автономии в стране, и к поддержке в создании новых государств на территории Сирии и Ирака. Кстати, и власти Турции, по сути, не против этого, но без участия такой организации как РПК и ее клонов.

      И отвечая на свой же вопрос, скажу, что у Турции нет иного пути, по которой ее ведет Эрдоган. А иначе, это государство придет к тому же, что и Сирия, Ирак, а там еще ряд таких стран на очереди, начиная с Алжира, Ливии, Саудовской Аравии, Ирана и Йемена.

      • Анонимно
        23.10.2019 13:54

        Вижу, Вы стараетесь разобраться, что это такое вообще «курдский вопрос в Турции».
        Для понимания рекомендую прочесть роман Орхана Памукв «Снег», многое прояснится.
        Кстати, многие персонажи романа курды, главный же герой турок, эмигрант, проживающий в Германии, приехавший в Карс, чтобы признаться в любви молодой курдской женщине и увезти её с собой.
        Сразу по его приезду начинается снегопад, на несколько дней полностью отрезавший Карс от всего мира, так что главный герой оказывается втянут практически во все проблемы местных жителей, среди которых видное место занимает т.н. «курдский вопрос»

        • Анонимно
          23.10.2019 14:57

          23.10.2019 13:54
          А САМОЕ интересное в том, что ИЗНАЧАЛЬНО Карс был АРМЯНСКИМ городом! Но тогда, наверное, снега НЕ было!

  • Анонимно
    22.10.2019 14:25

    Турция и Россия партнёры навсегда!

    • Анонимно
      22.10.2019 18:10

      Да, нам с Турцией делить нечего.

      Зато экономические отношения с Турцией дают нам огромное поле для сотрудничества - туризм, газопроводы, фрукты-овощи, турецкие строители, АЭС и т.д.

      По каким вопросам у нас могут быть противоречия с Турцией? Дружить всегда лучше, чем враждовать.

  • Анонимно
    22.10.2019 14:26

    Россия не создаст ЕАС без Турции и не станет самостоятельным полюсом нового мира.

    • Анонимно
      22.10.2019 14:52

      Турция с действующей политикий семимильными шагами бежит в компанию стран изгоев.

      • Булгарин
        22.10.2019 15:11

        А какая из стран с мусульманским большинство не изгой или не под оккупацией?

        • Анонимно
          22.10.2019 15:55

          Саудовская Аравия например или Кувейт не изгои.

          • Булгарин
            22.10.2019 16:08

            Они как раз под оккупацией. Все активы саудитов в США. Военные США у саудитов. Да и их еще держат за одно место, как то участие в терракте 11 сентября. И с Кувейтом та же история. Нефтяной резервуар под охраной американцев.

            • Анонимно
              22.10.2019 16:53

              Зависимость от США не означает то что эти страны находятся под оккупацией.

              Оккупация (от лат. occupatio — «захват, занятие») — занятие вооружёнными силами государства не принадлежащей ему территории.

              Изучите невежда термины которые вы используете и не пишите откровенные глупости.

              • Булгарин
                22.10.2019 17:08

                А вы знаете, что американские военные находятся и в Саудовской Аравии, неуч вы наш, и в Кувейте.

                Министерство обороны Саудовской Аравии подтвердило прибытие дополнительных сил из США для обеспечения безопасности, говорится в заявлении ведомства.

                Ранее Пентагон подтвердил дополнительное размещение 3 тысяч военных в Саудовской Аравии, а также дополнительного вооружения в ответ на атаки на нефтяной сектор страны. Спецпредставитель госдепа США по Ирану Брайан Хук заявил, что эти войска носят исключительно оборонительный характер и их миссия предполагает защиту Саудовской Аравии от нападений со стороны Ирана.

                Это так для сведения. Дополнительнеы 3 тысячи военных США - это довольно значительные силы. И это еще к двум авианосным группам вблизи берегов Саудовской Аравии.

                Или вот

                Кувейт занимает стратегически важное континентальное местоположение на подступах к Ираку, Ирану и Сирии и на протяжении последних 25 лет использовался американцами в качестве исходной точки для своих военных интервенций в регионе. Кувейт — это удобный военный плацдарм США.
                Союзные отношения США и Кувейта в области обороны и безопасности определяет соглашение о военном сотрудничестве (DCA), подписанное 19 сентября 1991 года, т. е. через семь месяцев после изгнания американцами и их союзниками иракских войск из Кувейта. Срок действия соглашения первоначально обуславливался десятью годами, но по прошествии этого срока оно продлевалось и далее. Соглашение предусматривает взаимные консультации в случае военно-политического кризиса, совместные военные учения, оценку, консультации и обучение американцами вооруженных сил Кувейта, продажу американского оружия, размещение военной техники США и доступ к целому ряду объектов в Кувейте. В DCA включено отдельное соглашение о юридическом статусе, по которому американские военнослужащие на территории Кувейте подлежат действию законов США, а не Кувейта.

                • Анонимно
                  22.10.2019 17:17

                  Оккупация это насильственное занятие чужой территории войсками другой страны, а нахождение ограниченного контингента на территории страны по соглашению не является оккупацией.
                  Перестаньте нести чушь монголо-булгарин.

                  • Булгарин
                    22.10.2019 17:22

                    Вот бы вам полякам или чехам со словаками это объяснить, а может тем же восточным немцам.

                    И простите, сегодня нет такой прямой оккупации одной страны другой. Все под соусом ввода ограниченного контингента для помощи кому то там, как это было, например, при вводе войск в Афганистан. Или вот сейчас в Сирию. Тот правитель, как писал, которого сами же посадили на трон, просит помочь, вот и вводят войска. А там уж и нефть охраняют, да и сами же их и продают часто.

                • Анонимно
                  22.10.2019 22:24

                  22.10.2019 17:08
                  Если бы Саддам Хуссейн НЕ вторгся бы в Кувейт, американцев там бы не было бы!

        • Анонимно
          22.10.2019 16:27

          Турция - лидер исламского мира!
          Альхамдулиллах!

          • Булгарин
            22.10.2019 16:43

            Как раз в этом одна из проблем Турции и в частности того же Эрдогана. Он взял курс на установление лидерства в исламском мире, но тут же встретил противодействие со стороны других стран исламского мира. Первые кто встали против - это Египет, вторые - это саудиты, да и те же шииты не признают Турцию как лидера исламского мира. Эрдоган в свое время сделал большой промах, когда решил, что сможет противостоять Израилю в деле защиты палестинцев. Но промахнулся. Он надеялся, что это поможет ему притянуть к себе арабские страны, но ошибся. Тот же Израиль оказался ближе к саудитам и Египту, чем Турция. И сегодня существует явное и не явное противостояние Турции с арабскими странами. И даже на то, что Турция решила ввести свои войска на северо-восток Сирии, откликнулись саудиты, которые заявили, что будут помогать курдам и арабам-сирийцам в этом противостоянии с турками.

            • Анонимно
              25.10.2019 01:55

              22.10.2019 16:43
              Арабы никогда НЕ примут ни турецкого, ни иранского лидерства!
              Вернее, иранское лидерство м.б. принято ТОЛЬКО шиитами!

          • Анонимно
            22.10.2019 18:33

            Турция - лидер возрождающегося тюркского мира

          • Анонимно
            22.10.2019 22:25

            22.10.2019 16:27
            Арабы с этим НЕ согласны!

          • Анонимно
            23.10.2019 14:45

            16.27. Турция - лидер тюркского мира. Не путайте.

  • Анонимно
    22.10.2019 22:31

    Автор СКРОМНО умолчал, о том, что турецкий летчик, сбивший российский самолет, продолжал СПОКОЙНО служить, в течении НЕСКОЛЬКИХ месяцев, и был арестован только ПОСЛЕ того, как принял ЛИЧНОЕ участие в попытке переворота!

    • Булгарин
      22.10.2019 23:01

      Простите, но он выполнял приказы своих командиров. Сбивать самолет была не его инициатива, тем более, когда они постоянно нарушали воздушное пространство Турции. Или этот летчик поднял самолет без разрешения и сбил российский самолет от ненависти к России? Тогда, да, его надо было наказать сразу после инцидента. Но ведь дело то было немного по другому. Российские самолеты нарушали воздушное пространство Турции, заходя на бомбежку сирийских боевиков. Турция через своего посла трижды предупреждали Россию о не допустимости таких нарушений. Но вот только тогда, когда самолет был сбит, тогда и нарушения прекратились. Правда, единственной ошибкой было то, что самолет уже вышел из воздушного пространства Турции, когда в него попала ракета.

      • Анонимно
        22.10.2019 23:41

        22.10.2019 23:01
        Я НЕ говорил о том, что это была его ЛИЧНАЯ инициатива! Иначе было бы так, как Вы указали! Я говорил лишь о ФАКТИЧЕСКОЙ стороне дела!
        Его арестовали ИМЕННО за участие в мятеже!

        • Булгарин
          23.10.2019 00:24

          А как должны были? И в чем тут особенность того, что его арестовали за мятеж? В чем суть то вашего комментария?

          • Анонимно
            23.10.2019 01:43

            23.10.2019 00:24
            Ну что же, попробую ЕЩЕ РАЗ!
            У турецких властей (ЛЮБОГО уровня) НЕ было НИКАКИХ претензий к данному летчику по поводу сбитого им российского самолета!
            Претензии ВОЗНИКЛИ только ТОГДА, когда этот летчик принял ЛИЧНОЕ участие в попытке переворота!

            • Булгарин
              23.10.2019 11:37

              А они должны были быть? Еще раз перечитайте мои предыдущие комментарии.

              • Анонимно
                23.10.2019 18:38

                23.10.2019 11:37
                вы вообще ТЕКСТ читали? Там ЕСТЬ такие слова: "Турецкие летчики, сбившие в 2015-м российский истребитель, получали указания из центра, который находился под контролем Фетхуллаха Гюлена."
                Следовательно, если летчик выполнял УКАЗАНИЯ оппозиции, что с ним ДОЛЖНО было бы произойти? Причем НЕмедленно!
                И что с ним произошло в РЕАЛЕ?

  • Анонимно
    22.10.2019 22:55

    "Я думаю, что таких попыток никогда и не было."
    Очень даже БЫЛИ! и ЕСТЬ! И вполне УСПЕШНЫЕ! Особенно во взаимоотношениях с Азербайджаном, Туркменией и Казахстаном!

    • Анонимно
      23.10.2019 16:29

      КАПСЛОКЕР, откройте секрет об успешных попытках во взаимоотношениях с Азербайдңаном, Туркменией и Казахстаном.
      Рим Дашкин

      • Анонимно
        23.10.2019 18:32

        23.10.2019 16:29
        Если вы НЕ умеете ЧИТАТЬ, я вам абсолютно НИЧЕМ помочь НЕ могу"

  • Анонимно
    23.10.2019 18:43

    23.10.2019 16:29
    Турция очень АКТИВНО действует по отношению ко ВСЕМ другим 5 тюркоязычным государствам! Туркмения, вполне официально свела к МИНИМУМУ ВСЕ контакты в рамках СНГ, и активно взаимодействует с Турцией! Казахстан провозглашает свои БЛИЖАЙШИМ союзником НЕ Россию, НЕ США, и НЕ Китай, а ИМЕННО Турцию!

    • Анонимно
      24.10.2019 14:25

      18.43. Добавлю: Азербайджан и Турция ведут политику - один народ, два государства.
      Все тюркские государства входят в "Тюрксой".

    • Анонимно
      24.10.2019 14:27

      Более 250 млн-ый тюркский мир будет жить.
      Татарам надо держаться ближе к тюркскому миру.

    • Анонимно
      24.10.2019 14:31

      У Татарстана партнёр №1 - Турция. Неплохие взаимодействия с Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном. Нужно усилить связи с Узбекистаном, Кыргызстаном.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль