Культура 
24.10.2019

«Читать Коран – это лишнее»: смелый «#молодежныйвторник» в театре им. Камала

Гражданские активисты на площади Свободы, проблемы аутистов и лучший спектакль Фарида Бикчантаева за последние годы

Театр им. Камала представил на неделе первую премьеру сезона. На малой сцене стартовал «#молодежныйвторник», когда за один вечер играется сразу три спектакля по пьесам трех современных женщин-драматургов, поставленные мужчинами-режиссерами. Побывав на премьере, корреспондент «БИЗНЕС Online» проникся тем, каким в новом проекте предстал современный татарский театр.

«#молодежныйвторник» — так назвали в театре им. Камала свою первую и довольно нетривиальную премьеру сезона «#молодежныйвторник» — так назвали в театре им. Камала свою первую и довольно нетривиальную премьеру сезона Фото: Риф Якупов, предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

ТЕАТРАЛЬНЫЙ МАРАФОН

Инъекция современной татарской драматургии в организм главного национального театра республики случилась на этой неделе. Причем в довольно солидных дозах. «#молодежныйвторник» — так назвали в театре им. Камала свою первую и довольно нетривиальную премьеру сезона. Публику звали на настоящий марафон из трех спектаклей с двумя большими антрактами, из-за чего действо планировалось завершить лишь около полуночи (на самом деле получилось на час раньше).

Сюмбель Гаффарова, Энже Гиззатова, Гузель Сагитова — три новые татарские пьесы от начинающих авторов. Впрочем, «Пришлый» Гаффаровой идет здесь же, на малой сцене Камаловского театра, а одну из пьес Гиззатовой недавно читали на «Любимовке». Из списка драматургов разве что слегка выбивалась Сагитова, которую мы знаем как культурного журналиста, руководителя творческого объединения «Калеб», а ныне директора татарского ТЮЗа. Те, кто внимательно следит за лабораториями и драматургическими конкурсами, уже знали все эти тексты еще вне их сценического воплощения, а остальным, включая корреспондента «БИЗНЕС Online», предстояло первое знакомство с ними.

В анонсе мероприятия было заявлено: «Три молодых режиссера. Один уже опытный. Двое других делают первые шаги в профессии» Главреж театра Фарид Бикчантаев выступил художественным руководителем всей постановки Фото: Риф Якупов, предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

Что же касается режиссеров, каждому из которых досталось по пьесе, то здесь несколько смущало легкое кокетство, заявленное в анонсе мероприятия: «Три молодых режиссера. Один уже опытный. Двое других делают первые шаги в профессии». Если с Олегом Киньзягуловым и Рамилем Гараевым было все ясно, то зачисление в отряд «молодых, но опытных» 57-летнего главрежа театра Фарида Бикчантаева (он же выступил художественным руководителем всей постановки) было не до конца понятным. Впрочем, к чести организаторов, к концу вечера стало понятно, что они не обманули.

Вообще, самая идея таких марафонов похвальна и, помимо всего прочего, призвана объединять, пусть и на один вечер, публику в особое комьюнити. Сразу вспоминается поход в МДТ на великий спектакль Льва Додина, 9-часовых «Бесов». Там тоже было два часовых антракта (правда, зрители их проводили за пределами театра), но к концу вечера создавалось полное ощущение, что ты вместе с соседями по партеру приобрел какое-то новое знание, доступное исключительно вам.

А в Камаловском еще и обещали табуированные темы вкупе с остросоциальными диалогами…

В антрактах играла живая музыка, здесь в качестве хедлайнера выступила абсолютно уместная для такого вечера Зарина Вильданова со своим инди-проектом В антрактах играла живая музыка, здесь в качестве хедлайнера выступила абсолютно уместная для такого вечера Зарина Вильданова со своим инди-проектом Фото: Риф Якупов, предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

ЛЕНИН КАК МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ БАШНЯ

«#молодежныйвторник» — это не только спектакли, поэтому антураж вечера требует более детального, чем обычно, описания. «Театр Камала станет местом сбора татарской молодежи. На весь вечер театр будет отдан в хорошие руки. Не проворонь вечер! Преврати с нами вторник в пятницу!» — гласил анонс, где проводились даже смелые аналогии с 1968 годом.

В фойе театра была действительно активная движуха. В антрактах играла живая музыка, здесь в качестве хедлайнера выступила абсолютно уместная для такого вечера Зарина Вильданова со своим инди-проектом. А еще тут читали стихи, устроили небольшой дизайн-маркет и даже показ мод. При желании к отдельным элементам офф-программы можно было придраться. Например, выставка художника Руслана Ибрагимова, творившего здесь же за мольбертом, «Легенды спорта» несколько диссонировала с происходящим. Да, портреты волейболиста Максима Михайлова и гонщика Владимира Чагина были хороши, и наверняка сами герои были бы рады иметь такие у себя дома, но при чем здесь современный татарский театр?..

А еще тут читали стихи, устроили небольшой дизайн-маркет и даже показ мод А еще тут читали стихи, устроили небольшой дизайн-маркет и даже показ мод Фото: Риф Якупов, предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

Кстати, еще одно новшество от «#молодежныйвторник» — это особый буфет, где можно было насладиться разнообразием профитролей и канапе, но не было вовсе алкоголя. Возможно, это сказалось на том, что настоящих танцев под Вильданову так и не случилось. Хотя современную драматургию часто и обвиняют в том, что эти тексты настолько мрачны, что после знакомства с ними только и остается, что «лезть в бутылку».

Главная часть «#молодежный вторник» началась со спектакля «Парковка» режиссера Киньзягулова по пьесе Гаффаровой, в котором были заняты студенты Института культуры Главная часть «#молодежныйвторник» началась со спектакля «Парковка» режиссера Киньзягулова по пьесе Гаффаровой, в котором были заняты студенты института культуры Фото: Риф Якупов, предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

Главная часть «#молодежный вторник» началась со спектакля «Парковка» режиссера Киньзягулова по пьесе Гаффаровой, в котором были заняты студенты института культуры. Среди удач этой постановки — обилие красивых и ярких типажей в женской части актерского состава, а также металлическая башня посреди сцены (художник — Лейсан Хусаенова), которая превращается в квартиру, забор, клетку и даже… в памятник Ленину на площади Свободы в Казани. И вообще, авторов следует похвалить за обращение к теме гражданского активизма, один из внимательных зрителей подметил, что в сцене задержания главной героини Фатимы (Ляйсан Гатауллина) на той самой площади Свободы даже воспроизвели печально «знаменитый» удар в живот девушки от полицейского на одной из недавних московских акций. При этом, как показалось, индуктивный путь (от частного к общему), которое прошло повествование в спектакле, — от недовольства Фатимой правилами парковки «ведер» во дворе до появления Махди, означающего скорый конец света, — был слишком пунктирным.

Среди удач  постановки — металлическая башня посреди сцены , которая превращается в квартиру, забор, клетку и даже… в памятник Ленину на площади Свободы Среди удач  постановки — металлическая башня посреди сцены, которая превращается в квартиру, забор, клетку и даже… в памятник Ленину на площади Свободы Фото: Риф Якупов, предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

Второе действо вечера — «Двери» режиссера Гараева по пьесе Гиззатовой — было посвящено проблемам семей с детьми-аутистами. Вообще, эта тема очень популярна в современном театральном мире, причем теперь речь не только о драматическом театре. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» летом посчастливилось побывать на одном из премьерных показов оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в постановке Дмитрия Чернякова в брюссельском «Ле Монне». Этот уже легендарный спектакль начинался с того, что еще до увертюры и поднятия занавеса на сцену выходила исполнительница партии Милитрисы Светлана Аксенова и, по-русски обращаясь к залу, рассказывала про своего особенного ребенка Гвидона, которому она хочет рассказать о том, как ее бросил любимый человек и предали сестры.

«Дверь» режиссера Гараева по пьесе Гиззатовой была посвящена проблемам семей с детьми-аутистами «Двери» режиссера Гараева по пьесе Гиззатовой была посвящена проблемам семей с детьми-аутистами Фото: Риф Якупов, предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

Вот и «Двери» честно поднимают эти социальные проблемы, рассказывая историю простой татарской семьи, столкнувшейся с подобной драмой. В этом спектакле хочется отметить актерские работы, к примеру, дебютанта Радифа Галимова, но, главное, сыгравшей мать ребенка-аутиста Айгуль Миннуллиной. Не слишком востребованная в родном театре, она вложила в эту драматическую работу, как кажется, боль не только своей героини, но и свою собственную, за все несыгранные роли.

Впрочем, как оказалось, все это было лишь прелюдией к главному событию вечера, спектаклю «Туман».

Главным событием вечера стал спектакль «Туман» в постановке Фарида Бикчантаева Главным событием вечера стал спектакль «Туман» в постановке Фарида Бикчантаева Фото: Риф Якупов, предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

«МОЙ МУЖ — НАСТОЯЩИЙ МУСУЛЬМАНИН С ТРЕМЯ ЖЕНАМИ: ТЕЛЕВИЗОР, АЙПАД И ТОЛЬКО ПОТОМ Я»

Режиссер Бикчантаев и его давний соратник, художник Сергей Скоморохов, показывают нам небольшую, темную, но со вкусом обставленную квартиру, где живут Шамиль (Ришат Ахмадуллин) и Алия (Ляйсан Файзуллина). Он известный татарский журналист, искренне переживающий за проблемы нации и республики: «Россия не продлила договор с Татарстаном». Кажется, что это волнует его гораздо больше, чем отношения с супругой. «Мой муж — настоящий мусульманин с тремя женами: телевизор, айпад и только потом я, последняя женушка», — говорит Алия. Ей уже под 30, она недавно ушла со скучной работы бухгалтера, плохо представляет, что же делать дальше, и учится готовить… В их квартиру почему-то все время звонят, путая с психбольницей (дальше становится понятным, что это не просто совпадение) … Наконец, Алия встречает во дворе плохо одетого старика, таскающего перед собой мусорный бак (Азгар Шакиров), в котором находит родственную душу, они оба по-своему несчастны…

Бикчантаев рукой мастера поднимает эту историю над бытовой чернухой, находит сострадание практически для каждого героя, показывая столь узнаваемую жизнь человека в современном мегаполисе Бикчантаев рукой мастера поднимает эту историю над бытовой чернухой, находит сострадание практически для каждого героя, показывая столь узнаваемую жизнь человека в современном мегаполисе Фото: Риф Якупов, предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

«Туман» — из тех спектаклей, где простое перечисление происходящих событий кажется пошлостью. Говорят, что на пресс-конференции к началу сезона у Бикчантаева на полном серьезе спросили: «А у вас в спектакле, как и в пьесе, убьют ребенка?» Кажется, что такой вопрос мог задать только татарский журналист. Драматург Сагитова как раз и рисует в том числе этот такой узнаваемый мир. Наверное, ей еще и «прилетит», потому что Ришат — этот собирательный образ борца за национальное счастье — пуст и лишен авторской антипатии, но временами кажется чуточку недалеким и уж точно зашоренным. «Идет борьба за татарский язык. Это всех будоражит», — говорит он жене. «Ты же знаешь, что я смотрю на эти вопросы по-другому. В то время, когда человечеству угрожают глобальные катастрофы, вы топчетесь вокруг узкой темы», — отвечает Алия, кажущаяся много мудрее супруга.

Актриса Файзуллина в главной роли — это абсолютная кастинговая победа спектакля. Она уже не первый год ходит в примах (в Камаловском очень не любят это слово применительно к своим артистам) театра. Но в «Тумане» она словно снимает с себя вериги татарских классиков (в спектакле «Миркай и Айсылу» ее героине в прямом смысле слова приходится таскать на себе веревки с привязанными к ней «ведрами позора») и играет то, что у нее получается лучше всего, а именно: современную женщину со всеми ее фобиями и проблемами. Файзуллина буквально купается в тексте Сагитовой, который Бикчантаев сделал чуть менее мелодраматичным по сравнению с исходным вариантом.

Отдельное удовольствие — это наблюдать за дуэтом Файзуллиной и Шакирова, за особой химией камаловских актеров, которая ярко проявляется, когда на сцене встречаются прекрасные артисты разных поколений Отдельное удовольствие — это наблюдать за дуэтом Файзуллиной и Шакирова, за особой химией камаловских актеров, которая ярко проявляется, когда на сцене встречаются прекрасные артисты разных поколений Фото: Риф Якупов, предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

А уж как Алия самозабвенно рвет обои под «Ай, былбылым» Мубая. Отдельное удовольствие — это наблюдать за дуэтом Файзуллиной и Шакирова, за особой химией камаловских актеров, которая ярко проявляется, когда на сцене встречаются прекрасные артисты абсолютно разных поколений. 79-летний народный артист РТ Шакиров и вовсе совершил для себя практически актерский подвиг, сыграв героя, мучаемого влечением к собственному полу.

Пьеса Сагитовой (сама автор теперь автоматически становится надеждой татарской драматургии) вполне себе сделана в русле новой драмы — здесь и тема детоубийства, и гомосексуализма, и психического здоровья, и измены. Кому-то все это может показаться чересчур, для кого-то достаточно одной фразы главной героини в разговоре с муллой: «Читать Коран — это лишнее». Но Бикчантаев рукой мастера поднимает историю над бытовой чернухой, находит сострадание практически для каждого героя, показывая столь узнаваемую жизнь человека в современном мегаполисе. А татарский язык добавляет всему происходящему еще и эксклюзивности.

Главреж Камаловского театра оправдал анонс «#молодежныйвторник», сделав самый молодой и смелый спектакль из всей своеобразной трилогии вечера Самая идея таких марафонов похвальна и, помимо всего прочего, призвана объединять, пусть и на один вечер, публику в особое комьюнити Фото: Риф Якупов, предоставлено пресс-службой ТГАТ им. Камала

Словом, главреж Камаловского театра оправдал анонс «#молодежныйвторник», сделав самый молодой и смелый спектакль из всей своеобразной трилогии вечера. Даже яркий саундтрек «Тумана» — это почти путеводитель по модной татарской музыке за последнее десятилетие: Зуля Камалова, Мубай, Ittifaq, K-Ru, Juna… Судя по всему, у «Однажды летним днем» появился серьезный конкурент в борьбе за неофициальное звание «самого фестивального спектакля Камаловского театра». Но там дело происходило когда-то посреди норвежских фьордов, а в «Тумане» — здесь и сейчас в Казани.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.10.2019 12:54

Ляйсан Файзуллина в новой роли просто прекрасна

  • Анонимно
    24.10.2019 09:14

    Молодцы. Жаль, что все происходило на малой сцене...

  • Анонимно
    24.10.2019 10:26

    с большим недоверием относился к этому. но после вашей рецензии очень захотелось сходить. спасибо

  • Анонимно
    24.10.2019 10:53

    "Туман" теперь точно хочу посмотреть!

  • Анонимно
    24.10.2019 10:56

    Чем дурнее тем моднее! Тренд, к сожалению.

  • Анонимно
    24.10.2019 11:33

    Ведомо ли вам, Нигматуллин-абзый, что употребление таких слов, как "движуха" неприемлемо в журналистике? От "движухи" до "движняка"- один шаг, уважаемый служитель пера отдела культуры БО. Вы же не на стенах деревенского нужника опусы свои оставляете, а в уважаемом издании. Что могут подумать о нашем уровне культуры и какие сделать выводы столичные театралы и критики? Не берусь утверждать, но скорее всего в духе героини фильма В.Меньшова: "Людк! А, Людк..."

    • Комментатор-эфенди, мне это неведомо. Пишу, как хочу)

      • Анонимно
        24.10.2019 12:16

        Печалька! А может тогда обратно в футболы? Как в старые добрые? А? Там публика особо непритязательна, и не таких видала. А всё ж "Любов и голуби" пересмотрите на досуге меж премьерами

      • Анонимно
        24.10.2019 12:53

        Хотеть мало, Айрат, уметь надо!

    • Анонимно
      24.10.2019 12:02

      То есть на сцене современный сленг - приемлемо, а журналисту, который пишет о театре - неприемлемо? Так давайте и со сцены высокохудожественным слогом только вещать будем. Узкое мышление

      • Анонимно
        24.10.2019 12:24

        12:02. Вы прямо в яблочко угодили! Журналисту, позиционирующему себя критиком, слэнг в рецензиях недопустим

      • Анонимно
        24.10.2019 12:47

        На футбольном поле и трибунах много чего приемлемо. Не верите? Сходите на матчи со Спартаком, Локомотивом, ЦСКА. Много чего услышите от игроков, тренеров и болельщиков. Тем не менее журналисты, освещающие матчи, каким-то образом в своих репортажах умудряются обходится без "измов". Опять узкое мышление?

        • Анонимно
          24.10.2019 13:59

          где "измы" и где молодежный сленг? Камаловский запустил #молодежныйвторник (да, кстати, напишите-ка им в литературную часть, что деятелям культуры недопустимо писать слитно и с хештегом), а журналист, освещающий мероприятие, использовал молодежный сленг. Абсолютно оправдано.

          • Анонимно
            24.10.2019 14:55

            13:59. Диалог ведётся не м вами, квпжаемый(ая), а с автором материала. Стоит ли вам в "чужую дискотеку" влезать? Мнение ваше уважаю, но, тем не менее держите его при себе.

  • Анонимно
    24.10.2019 11:56

    к сожалению, в постановках нет темы эротизма, как в качаловском.
    пора уже вводить.

  • Анонимно
    24.10.2019 12:11

    Я уже давно не хожу в татарский театр. И не буду. По рецензии можно понять, что на сцене показывали сразу три серии программы "Пусть говорят". А где искусство?

    • Анонимно
      24.10.2019 12:32

      Зря. Камаловский, по мнению многих любителей театра, независимо от национальности, сейчас лучший в Татарстане.

    • Анонимно
      24.10.2019 23:18

      это есть подлинное искусство!!!
      что Вам не нравится в нем?
      что нет Корана и есть гомосексуализм?
      смиритесь и примите - - это современный облик новой татарской драматургии!!!

  • Анонимно
    24.10.2019 12:15

    И поэты - женщины, и драматурги - женщины! Молодые мамы все успевают! Успехов!

  • Анонимно
    24.10.2019 12:28

    Если верить рецензии, то в Камаловском показали три серии подряд программы "Пусть говорят". Неужели это интересно кому-то?

  • Анонимно
    24.10.2019 12:52

    Девочки красивые.

    • Анонимно
      24.10.2019 23:25

      и это в корне неправильно - нужен бодипозитивизм и радикальный феминизм

  • Анонимно
    24.10.2019 12:54

    Ляйсан Файзуллина в новой роли просто прекрасна

  • Анонимно
    24.10.2019 13:05

    Мододцы! Поздравляю!

  • Анонимно
    24.10.2019 14:14

    «Идет борьба за татарский язык. Это всех будоражит», — говорит он жене. «Ты же знаешь, что я смотрю на эти вопросы по-другому. В то время, когда человечеству угрожают глобальные катастрофы, вы топчетесь вокруг узкой темы», — отвечает Алия, кажущаяся много мудрее супруга.

    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/443712
    Это не мудрость, а предательство

  • Анонимно
    31.10.2019 17:52

    Артисты чудесные, от всей души порадовалась за молодую волну артистов. Очень все понравились , талантливые, интересные. Но в остальном, мнение мое таково- Парковка, спектакль , который бы я пропустила бы.... Двери , хороший , но название так и осталось для меня загадкой. Почему двери? не поняла... Мальчика сыграла бесподобно , не знаю к сожалению имени. А вот Туман - много тумана, не допоняли, особенно затянута концовка , мне показалось, что артистка не знала куда себя деть в этой затянутой сцене. Но сам сценарий интересен, если бы его не переделывал режиссер под свое видение. Еще раз повторюсь, все артисты, участвующие в 3 спектаклях играли очень достойно! Спасибо им!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль