Общество 
25.10.2019

Ренат Мистахов «выловил» в северных морях первый гражданский заказ на миллиард

Завод им. Горького изготовит два лоцмейстерских судна, проектировщик — фирма, создававшая VIP-теплоход для Геннадия Тимченко

Сегодня в Зеленодольске заложили два судна нового для местной верфи проекта — лоцмейстеры для северных морей. Как выяснил «БИЗНЕС Online», для завода им. Горького это в некоторой степени веха — он впервые в своей новейшей истории получил гражданский, а не оборонный государственный заказ. Для предприятия подобное жизненно важно: работой загрузят малые цеха, где некогда создавали знаменитые «Метеоры», к тому же новых больших военных контрактов в обозримом будущем не предвидится.

Сегодня на Зеленодольском заводе им. Горького прошла торжественная церемония закладки корпусов судов проекта BLV03 Сегодня на Зеленодольском заводе им. Горького прошла торжественная церемония закладки корпусов судов проекта BLV03 Фото: president.tatarstan.ru

В УСЛОВИЯХ ЗАЩИТЫ СЕВМОРПУТИ

Сегодня на Зеленодольском заводе им. Горького прошла торжественная церемония закладки корпусов судов проекта BLV03. Более миллиарда (точнее 1 млрд 9 млн 344 тыс. рублей) за два относительно небольших судна — такой впечатляющий заказ от федерального агентства морского транспорта получило летом предприятие. 

Впрочем, суда эти не простые, а лоцмейстерские. Название проекта — «Лоцмейстерское судно ледового класса Ice3 проекта BLV03». Как сказано в документации к конкурсу на сайте госзакупок, они предназначены для постановки и обслуживания средств навигационного оборудования (СНО), доставки на береговые объекты обычных и радиотехнических СНО, специалистов, снабжения и имущества, выполнения иных мероприятий и работ в составе гидрографического обеспечения торгового мореплавания. Причем не где-нибудь, а в акватории Северного морского пути (СМП). Это уже очень серьезно, учитывая то, что сегодня у «международного сообщества» сильны настроения отхватить СМП у России и отдать его под международный контроль, а также то, какие усилия сейчас предпринимает страна для освоения Арктики. Потому рискнем предположить, что лоцмейстеры будут работать и на военных.

Каковы основные характеристики зеленодольских лоцмейстеров? Длина — 35 м, наибольшая ширина — 10,6 м, осадка — 2,68 м, водоизмещение — 628 тонн. Скорость — до 12 узлов, экипаж — 10 человек плюс четверка спецперсонала (лоцманы, специалисты по обслуживанию гидрографических приборов и морских буев). Автономность по запасам топлива, моторного масла, воды и провизии — 15 суток. Условия обитания, видимо, достаточно комфортные, даже сауна предусмотрена. В состав снабжения должна входить современная компьютерная и цифровая техника, судовая компьютерная и информационная сеть, система высокоскоростного доступа в интернет.

Закладываемым судам присвоены названия «Александр Парфенов» и «Всеволод Пересыпкин» в честь академиков транспорта, директоров институтов морской отрасли «Ленморниипроект» и ЦНИИМФ.

Лоцмейстерское судно проекта BLV03 Лоцмейстерское судно проекта BLV03 Фото: предоставлено заводом им. Горького

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ ИЗ ОДЕССЫ

Заслуживает внимания проектировщик — Морское инженерное бюро (МИБ). Что интересно, компания эта тесно связана с Украиной. Как несколько туманно сказано на сайте МИБ, его создали в 1995 году молодые научные сотрудники кораблестроительного факультета Одесского национального морского университета. А в 2000-м в Санкт-Петербурге появилось российское Морское инженерное бюро — СПб. Компании заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве и совместном продвижении на рынке бренда МИБ. Два адреса у него сохраняются и по сей день. «Похоже, сегодня они в основном в Питере сидят — что ловить-то на Украине?» — говорит источник «БИЗНЕС Online» в судостроении.

Послужной список МИБ впечатляет: к 2018 году по 96 его проектам построено 330 морских, речных и смешанного плавания судов — сухогрузов, танкеров, буксиров, паромов, балкеров, газовозов, и даже банкетоход. Среди заказчиков — Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), Морспасслужба, Московское речное пароходство, Русская рыбопромышленная компания, Ленское объединенное речное пароходство, Укрречфлот и так далее. Было в истории бюро и сотрудничество с заводом им. Горького — строительство в 2010–2011 годах двух танкеров проекта RST-25, получивших названия «Альметьевск» и «Бавлы». Источник отметил, что проекты МИБ подразумевают примерно 90% импортных комплектующих, «потому что отечественного нет».

Но в заголовки СМИ бюро в последнее время попадало не благодаря своей плодовитости, а недавнему специфическому заказу. Оно разработало проект дизель-электрохода — PV09. И, как писали газеты, первое построенное судно (получило имя «Танаис») якобы предназначалось для друга президента России Владимира Путина — предпринимателя Геннадия Тимченко. На судне есть вертолетная площадка, тренажерный зал, спа-салон, бассейн. Средняя площадь пассажирской каюты — 37,5 кв. метров. На 36 пассажиров — 33 члена экипажа и обслуживающего персонала. Стоимость — примерно 1,2 млрд рублей. Сообщалось, что VIP-теплоход создавали на деньги олигархов Искандара Махмудова и Андрея Бокарева, а курировал дело еще один богатей и экс-президент ОСК Роман Троценко. Но из-за кризиса и сложностей с бизнесом последнему пришлось избавиться от дорогой игрушки. Новые владельцы переименовали теплоход сначала в «Княгиню Ольгу», потом — в «Штандарт».

Это строительство особо важно и для самого завода. Как рассказал Ренат Мистахов, это первый в новейшей истории завода гражданский госзаказ Данное строительство особо важно и для самого завода. Как рассказал Ренат Мистахов, это первый в новейшей истории предприятия гражданский госзаказ Фото: «БИЗНЕС Online»

…И ЗАГРУЗКА ПРОСТАИВАЮЩИХ ЦЕХОВ

Насколько актуален проект BLV03? О значении СМП мы уже упомянули. «Такие суда, конечно, нужны — для замены того, что на сегодня осталось, а осталось старье, построенное тысячу лет назад», — говорит источник.

Данное строительство особо важно и для самого завода. Как рассказал «БИЗНЕС Online» гендиректор судостроительной корпорации «Ак Барс» (в нее входит зеленодольская верфь) Ренат Мистахов, во-первых, это первый в новейшей истории предприятия гражданский госзаказ (основание для выполнения работ — госпрограмма «Развитие транспортной системы»). Во-вторых, по его словам, «цивильные» заказы сверхактуальны в условиях «вакуума, который начал образовываться из-за падения объема по военке». В третьих, это загрузка, по сути, простаивающих малых цехов предприятия, где некогда строили скоростные теплоходы проекта А45, а еще ранее — знаменитые «Метеоры».

Ранее завод лоцмейстерских судов не делал. Правда, как напомнил в беседе с «БИЗНЕС Online» эксперт в области судостроения Владимир Леонов, во времена СССР предприятие строило для ВМФ морские буксиры ледокольного типа проекта 745МБ (длина — 56 м, водоизмещение — 1,6 тыс. т), которые выполняли в том числе лоцмейстерские функции. При этом можно предположить, что по данной теме найдется работа и подконтрольному заводу им. Горького Зеленодольскому проектно-конструкторскому бюро (ЗПКБ). Как говорит источник, МИБ в основном занимается только техпроектом, а рабоче-конструкторскую документацию верфям приходится заказывать у других ПКБ. И у ЗПКБ тут есть определенные наработки. Как напомнил Леонов, одна из его последних разработок — танкер проекта 3182 (строятся во Владивостоке и Нижнем Новгороде), который выполняет очень близкие задачи в интересах ВМФ.

В сегодняшнем мероприятии участвовали и. о. гендиректора дирекции госзаказчика программ развития морского транспорта (заказчик) Анатолий Мишанов, гендиректор ЦНИИМФ Сергей Буянов, замгендиректора по флоту ФГУП «Гидрографическое предприятие» Анатолий Массанюк, гендиректор Зеленодольского завода им. Горького Александр Карпов, новый глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев, а также представители ГК «Росатом», Морского инженерного бюро (компания – проектировщик судов), правительства РТ, холдинговой компании «Ак Барс» и другие приглашенные.

Зеленодольцы должны сдать суда до 15 декабря 2021 года. Будут ли еще другие контракты на лоцмейстеры, пока неизвестно, но, по словам руководства Росморречфлота, до 2024-го планируется заказать 13 таких судов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (44) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
26.10.2019 10:21

ПОЗДРАВЛЯЮ РУКОВОДСТВО ЗАВОДА, КОРПОРАЦИИ И ХОЛДИНГА, ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ ЗАВОДА
С НОВОЙ СТРАНИЦЕЙ В ИСТОРИИ - НАЧАЛОМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ.
ЛОЦМАН - СПЕЦИАЛИСТ ФЛОТА ОТЛИЧНО ЗНАЮЩИЙ ФАРВАТЕР!!!
ЭТО ОЧЕНЬ СИМВОЛИЧНО - ЗАКЛАДКА КИЛЕЙ ЛОЦМЕЙСТЕРСКИХ СУДОВ КАК ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ТОГО, ЧТО В НОВОЙ АКВАТОРИИ ГРАЖДАНСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ КОЛЛЕКТИВ И АДМИНИСТРАЦИЯ ИДУТ ВЕРНЫМ КУРСОМ И КАК «ЛОЦМАНЫ» ПОКАЗЫВАЮТ ФАРВАТЕР ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ КОРАБЕЛАМ!
СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ, РОДНОЙ ЗАВОД ! НОВЫХ ЗАКАЗОВ ВО БЛАГО ФЛОТА РОССИИ! С БОЛЬШИМ ПРАЗДНИКОМ !
С.НИКОНОВ
МОРСКОЙ ИНЖЕНЕР

  • Анонимно
    25.10.2019 12:27

    вот эта хорошая новость

  • Анонимно
    25.10.2019 12:35

    Дорогие игрушки богатеев)) насмешили.

    • Анонимно
      25.10.2019 13:10

      Закладываются рабочие лошадки Севморпути, а не игрушки для богатеев. А игрушки тоже было бы неплохо строить, были б заказы.

      • Анонимно
        26.10.2019 08:42

        Конечно! Нужно больше заказов! Много и разных! Это же загрузка, зарплата, налоги! Заводы должны работать!

      • Анонимно
        26.10.2019 08:58

        это точно!

      • Анонимно
        26.10.2019 09:01

        По моему заводчане смогут построить все! От яхты до крейсера!

  • Анонимно
    25.10.2019 12:42

    Санкции позволят построить за 2 года? И не важно, что это не ГОЗ, даже в этих условиях срок поставки ПКИ ядо года.

  • Анонимно
    25.10.2019 13:06

    а с какого года Мистахов ведет новейшую историю завода?

  • Анонимно
    25.10.2019 13:33

    Очень хорошая новость!

  • Анонимно
    25.10.2019 13:34

    Ещё нужны пассажирские. грузовые, малой осадки, река-море.
    Парка судов для внутренних линий нет совсем! И что характерно - на диком Западе их то же нет!!! Это же можно конвертировать в валюту!

  • Анонимно
    25.10.2019 13:42

    Да при поддержки Проммеханики думаю у них все получится,,,,,,,,,

  • Анонимно
    25.10.2019 13:52

    "Будут ли еще другие контракты на лоцмейстеры, пока неизвестно..." Вот если сделают в срок и качественно тогда будут и другие заказы.

  • Анонимно
    25.10.2019 18:06

    Развитие гражданского судостроения - верное направление развития ! Молодцы!

    • Анонимно
      26.10.2019 08:47

      Поддерживаю! Гражданка это будущее! Надо развиваться, идти вперед! Не к войне надо готовиться а мирную жизнь делать комфортной удобной и современной

  • Анонимно
    25.10.2019 18:13

    Системная и многоплановая работа в обеспечение завода заказами - это заслуга Мистахова. Стратегически верным шагом на этом пути стало создание Судостроительной Корпорации "Ак Барс". Новая структура позволяет предприятиям полностью сосредоточиться на производстве. Корпорация взяла на себя поиск новых заказов и обеспечение загрузки преприятий. Результат не заставил себя долго ждать! Сегодняшняя закладка является ярким примером успешной деятельности в этом направлении

  • Анонимно
    25.10.2019 18:25

    Молодцы! Без булдырабыз!

  • Анонимно
    25.10.2019 18:27

    Сейчас в нашей стране много говорят об обновлении флота, обсуждают, спорят, доказывают. А в Татарстане реально работают в этом направлении, работают засучив рукава, рассчитывая на себя и свои силы, обеспечивая загрузку завода, конструкторского бюро, создавая новые рабочие места и обеспечивая поступления в бюджет.
    Группа Ак Барс грамотно выстраивает тактику и стратегию успеха! Удачи судостроителям и новых больших заказов!

  • Анонимно
    25.10.2019 18:27

    Здорово! Успехов Судостроительной Корпорации!

  • Анонимно
    25.10.2019 18:36

    Переход на гражданские рельсы только радует. Радует что есть работа, радует что есть перспектива. Получается что скажешь...

    • Анонимно
      26.10.2019 08:52

      Грамотное руководство и упорная работа. Под лежачий камень вода не течет. Чтобы получалось надо пахать

  • Анонимно
    25.10.2019 18:39

    На фоне вертолётного очень даже неплохо!

  • Анонимно
    25.10.2019 19:45

    Молодцы!!!! Здорово!!! Успехов заводу , корпорации и холдингу в целом!!!

  • Анонимно
    25.10.2019 21:52

    Супер, молодцы! мы гордимся и радуемся, что в нашей стране есть такой завод.

  • Анонимно
    26.10.2019 00:00

    И зачем Ренату Мистахову депутатство в Госсовете РТ? Пленарные заседания будут только отвлекать его от работы.

    • Анонимно
      26.10.2019 10:37

      Как раз для того, что Мистахов знает производство, знает потребности и задачи производственников. Вносить изменения в законодательство должны те кто знает предмет не понаслышке, не теоретики, а практики. Он человек дела

  • Анонимно
    26.10.2019 07:40

    Очень радует, что у завода будут загружены цеха, которые в простое. Мистахов молодец!

  • Анонимно
    26.10.2019 08:43

    при поддержке Правительства России начинается развитие гражданского судостроения

  • Анонимно
    26.10.2019 09:02

    Заказ для северного пути конечно важен, но ведь и республика нуждается в обновлении гражданского флота. Когда же уже будут новые теплоходы, метеоры будут ходить по Волге, Каме?

    • Анонимно
      26.10.2019 09:21

      Такие наработки есть, нужны заказы. Мощности зеленодольского завода позволяют строить гораздо больше. Не только для нужд республики. Нужна господдержка для развертывания программы обновления флота

  • Анонимно
    26.10.2019 09:02

    Освоение и реализация новых проектов дает возможность развиваться разносторонне.

    • Анонимно
      26.10.2019 10:40

      Это точно! Не застой а движение вперед - это путь к успеху!

  • Анонимно
    26.10.2019 09:04

    Видно что республика поддерживает завод, Корпорацию, но когда пройдут заказы от республики ? Вроде обсуждали суда на газу ?

  • Анонимно
    26.10.2019 09:05

    Закладка новых судов может послужить поводом для привлечения молодых специалистов, с новым современным взглядом на судостроение. А это в свою очередь развитие и будущее завода. Так держать!!

  • Анонимно
    26.10.2019 09:09

    Если будет загрузка цехов, значит будут деньги, возможность зарабатывать.

  • Анонимно
    26.10.2019 09:10

    Очень перспективная тенденция, дающая задел на будущее. Видео, что идёт движение в нужном направлении.

  • Анонимно
    26.10.2019 09:10

    В Зеленодольске работают профессионалы и им любое дело доверить можно! По своему опыту скажу - как им удается не знаю, но в срок и качественно сдают корабли !!! Так что в гражданском секторе они точно найдут свое место.

  • Анонимно
    26.10.2019 09:16

    Много лет являюсь свидетелем уверенного развития и роста завода. Результаты деятельности стали поводом для гордости,а занятые позиции на рынке - лидирующими и устойчивыми. Молодцы!!!.

  • Анонимно
    26.10.2019 09:53

    В России начался период развития гражданского флота! И важно, что бы к заказам имели равный доступ все. У Зеленодольского завода все для хорошей работы есть и они справятся с любой задачей.

  • Анонимно
    26.10.2019 09:54

    Бывал на заводе очень хороший коллектив все организованно руководители знают производство все на своих местах, желаю вам удачи в процессе строительства !!!!

  • Анонимно
    26.10.2019 10:21

    ПОЗДРАВЛЯЮ РУКОВОДСТВО ЗАВОДА, КОРПОРАЦИИ И ХОЛДИНГА, ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ ЗАВОДА
    С НОВОЙ СТРАНИЦЕЙ В ИСТОРИИ - НАЧАЛОМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ.
    ЛОЦМАН - СПЕЦИАЛИСТ ФЛОТА ОТЛИЧНО ЗНАЮЩИЙ ФАРВАТЕР!!!
    ЭТО ОЧЕНЬ СИМВОЛИЧНО - ЗАКЛАДКА КИЛЕЙ ЛОЦМЕЙСТЕРСКИХ СУДОВ КАК ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ТОГО, ЧТО В НОВОЙ АКВАТОРИИ ГРАЖДАНСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ КОЛЛЕКТИВ И АДМИНИСТРАЦИЯ ИДУТ ВЕРНЫМ КУРСОМ И КАК «ЛОЦМАНЫ» ПОКАЗЫВАЮТ ФАРВАТЕР ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ КОРАБЕЛАМ!
    СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ, РОДНОЙ ЗАВОД ! НОВЫХ ЗАКАЗОВ ВО БЛАГО ФЛОТА РОССИИ! С БОЛЬШИМ ПРАЗДНИКОМ !
    С.НИКОНОВ
    МОРСКОЙ ИНЖЕНЕР

  • Анонимно
    26.10.2019 11:35

    Мы верим в ваших успех заводчане, удачи!

  • Анонимно
    26.10.2019 19:43

    Господа комментаторы! Не шибко радуйтесь! Строительство лоцмейстерских судов в современной России происходит по обкатанной схеме: сырое техзадание на работу, сырой техпроект с кучей ошибок, воровство федеральных бюджетных денег московскими чиновниками, срыв сроков строительства, во всём виноват завод-строитель судна. Не верите? Тогда изучите истории строительства лоцмейстерских судов проекты"Вега", "Вавчуга", "Крутояр", судно длиной 45 метров в г.Бор, судно длиной 32 метра в Сосновке и т.д. Завод им.Горького может попасть в очень хреновую ситуацию и понести очень большие финансовые потери

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль