Общество 
26.10.2019

«Мы татары»: два брата в Казани прячутся от китайского лагеря воспитания для мусульман

Связи с Татарстаном могут стать для представителей татарской диаспоры Синьцзяна отягчающим обстоятельством. А ВКТ безмолвствует

Когда-то мэром Урумчи был выходец из Буинского района Бурхан Шахиди, но теперь административный центр Синьцзян-Уйгурского автономного района не самое привлекательное место для жизни татар и мусульман. Перспектива попасть в лагеря перевоспитания страшит двух студентов КФУ Шахризата и Шахдияра Шавкет, которых выдворяют обратно в Китай. О том, как живется татарам Синьцзяна, который еще недавно был гордостью и витриной для ВКТ, — в материале «БИЗНЕС Online».

В китайской провинции Синьцзян, где, согласно многочисленным свидетельствам, власти установили жесточайшие порядки для тамошних мусульман, видя в  тюрках — уйгурах угрозу целостности и стабильности страны В китайской провинции Синьцзян, согласно многочисленным свидетельствам, власти установили жесточайшие порядки для тамошних мусульман, видя в тюрках-уйгурах угрозу целостности и стабильности страны Фото: pixabay.com

10 млн УЙГУРОВ И 8 тыс. ТАТАР

Эхо ситуации в китайской провинции Синьцзян, где, согласно многочисленным свидетельствам (возьмем, к примеру, нашумевший репортаж «Медузы»), власти установили жесточайшие порядки для здешних мусульман, докатилось и до Казани. Мировые правозащитные организации вроде Human Rights Watch считают, что Китай создал в этом регионе, по сути, «полицейское государство будущего», видя в 10 млн проживающих здесь тюрках-уйгурах угрозу целостности и стабильности страны.

Между тем за проблемами многочисленной уйгурской общины практически позабытыми оказались местные татары. В КНР их проживает около 8 тысяч. В основном это потомки предпринимателей, обосновавшихся в районе Урумчи (административном центре Синьцзян-Уйгурского автономного района) в конце XIX – начале ХХ века. Достаточно сказать, что мэром Урумчи в середине прошлого века был выходец из Буинского района Татарстана, выпускник медресе «Мухаммадия» Бурхан Шахиди, чьим именем названа улица в центре Казани. Большинство татар Синьцзяна владеют родным языком. В 2000-х при помощи всемирного конгресса татар несколько десятков студентов из тех краев были приняты в казанские вузы. По окончании учебы многие пытались остаться в Татарстане, однако получить российское гражданство смогли далеко не все и в результате были вынуждены вернуться в Китай. Сейчас, по информации «БИЗНЕС Online», связь с татарами Синьцзяна в республике полностью потеряна.

И вот теперь выдворение в Поднебесную грозит студентам КФУ Шахризату и Шахдияру Шавкет. На встречу, которую они назначили корреспонденту нашей газеты, также пришли их адвокаты Руслан Нагиев и Зухра Хамроева с супругом Бахромом Хамроевым, руководителем правозащитного центра «Ярдэм» и членом «Мемориала».

Братья Шавкет — двойняшки, они родились в июле 1997 года. По китайским паспортам у них другие имена — Шахризата зовут Шукежати, а Шахдияра — Сюэкэдия Сяокайти, таковы требования властей КНР. По-русски оба изъясняются не очень хорошо, особенно тяжело им даются склонения. Зато хорошо говорят по-татарски, по-уйгурски и идентифицируют себя как татары: мама братьев — татарка, папа — уйгур. Бабушка Наиля по материнской линии жила в Татарстане, в середине 1940-х она эмигрировала в Урумчи. Ее первый муж погиб на Великой Отечественной войне, сражаясь в рядах Красной армии. В эмиграции Наиля повторно вышла замуж, и мама братьев родилась уже в Урумчи. Шавкет — интеллигентная семья. Дедушка братьев по линии отца был главой уйгурской диаспоры в Урумчи. Мать работала судьей в Тянь-Шаньском районе города. Папа — художник, профессор университета.

Выдворение в Поднебесную грозит студентам КФУ Шахризату и Шахдияру Шавкет Выдворение в Поднебесную грозит студентам КФУ Шахризату и Шахдияру Шавкет Фото: Лиля Ахиямова

Шахдияр рассказывает, что в 2017 году молодые люди, находясь в Казани, в последний раз поговорили с родителями. Отец заявил, что больше они не смогут видеться, и запретил им возвращаться в Китай. С тех пор связи с родителями нет. Друзья братьев из Урумчи сказали, что их родителей забрали в воспитательный лагерь. Как объяснила Хамроева, в нем заключенным нельзя общаться даже друг с другом, а не только с внешним миром. Уйгуры называют места депортации мусульман концлагерями и даже сравнивают с аналогичными в фашистской Германии. По словам очевидца, имя которого адвокаты братьев не называют, режим в лагерях может быть жестче или мягче в зависимости от того, знает ли человек китайский язык и посещает ли он, к примеру, мечеть. Сами китайские власти называют эти учреждения лагерями перевоспитания. Людей там якобы заставляют учить китайский язык, отречься от ислама и есть свинину.

Кроме связи с родителями, два года назад братья Шавкет потеряли также средства к существованию, и им пришлось заняться подработками. Хорошее знание китайского, английского, татарского и уйгурского позволяет работать с переводами. Но из-за прогулов у студентов появились проблемы в КФУ. В октябре 2018 года их отчислили. Сказалось и то, что ВКТ не перевел к этому времени денег за обучение. По словам Шахдияра, средства в итоге были перечислены, но с опозданием, уже после отчисления. Однако есть хорошие новости. 23 октября, после того как в дело вмешались адвокаты, братьев Шавкет восстановили в университете, они пару дней посещают лекции. Шахризат обучается на факультете русской и английской филологии, Шахдияр изучает дизайн.

С журналистами оба общаются до крайности неохотно. «Достало», — кратко охарактеризовал свои чувства один из них. После статьи, опубликованной в одном из республиканских СМИ, братья переживают, что теперь их родственников в Урумчи ждут проблемы, якобы фотографии уже появились в китайской прессе или соцсетях. Репрессии могут коснуться даже знакомых молодых людей и тех, кто поддерживает с ними общение. Поэтому братья Шавкет боятся любых упоминаний в медиа: «У нас-то все нормально, мы в России».

Сейчас студенты хотят добиться временного убежища, а потом намерены оформить вид на жительство и российское гражданство. Оба хотели бы остаться в Татарстане. «Мы татары», — заявили они нашему корреспонденту.

По словам Руслана  Нагиева, если Верховный суд Татарстана не откроет для выходцев из китайского Урумчи двери во временное убежище, он намерен дойти до Европейского суда по правам человека По словам Руслана Нагиева, если Верховный суд РТ не откроет для выходцев из Урумчи двери во временное убежище, он намерен дойти до Европейского суда по правам человека Фото: Лиля Ахиямова

«ЕСЛИ ВЕРХОВНЫЙ СУД РТ ОТКАЖЕТ, ОНИ будут в НЕЛЕГАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ И ИХ МОГУТ ДЕПОРТИРОВАТЬ В КИТАЙ»

«После отчисления у студентов не осталось оснований для пребывания в России, поэтому мы обратились за временным убежищем в РФ, — рассказал „БИЗНЕС Online“ адвокат Нагиев. — Но миграционная служба Татарстана отказала в предоставлении убежища. Мы обжаловали это решение в суде Авиастроительного района». Однако пока в судах братьев преследуют неудачи. 2 сентября 2019 года суд оставил в силе решение миграционной службы по Шахдияру, тогда Нагиев обжаловал его Верховном суде РТ, рассмотрение апелляции состоится 13 декабря. По второму брату, Шахризату, решение в суде Авиастроительного района Казани пока не принято, но, по словам защитника, наверняка оно будет таким же. Так что, несмотря на восстановление в КФУ, положение братьев в России очень зыбкое.

Впрочем, адвоката это не останавливает. По его словам, если Верховный суд Татарстана не откроет для выходцев из Урумчи двери во временное убежище, он намерен дойти до Европейского суда по правам человека. Нагиев заметил, что уже выигрывал несколько похожих дел о беженцах в ЕСПЧ и российские суды были вынуждены решения европейского суда исполнять. «Я более 10 лет защищаю беженцев в Россию из Средней Азии, Узбекистана, Таджикистана, однако и в РФ, и в ЕСПЧ это первое дело по беженцам из Китая, — подчеркнул он. — У нас большие перспективы в ЕСПЧ, мы не остановимся. Я думаю, суды в РФ нам откажут, иначе им придется признать тот факт, что в Китае пытают людей. Тогда европейский суд отменит их решение».

Доказать, что в Китае к братьям могут применять пытки и унижать их человеческое достоинство, адвокат планирует, ссылаясь на заключения международных организаций Amnesty International и Human Rights Watch. Однако, даже если ЕСПЧ встанет на сторону Шавкет, после решения Верховного суда РТ постановление Авиастроительного суда вступит в силу и им придется покинуть Россию. «В этом случае они окажутся на нелегальном положении и миграционная служба может вынести решение о депортации их в Китай, — опасается Нагиев. — Братьев даже могут поместить в спецприемник для мигрантов до выдворения». Однако и на подобное у адвоката есть ответ. «Если Верховный суд РТ нам откажет, мы подготовим жалобу в ЕСПЧ и попросим применить правило №39 регламента ЕСПЧ, это уже испытанный способ», — заметил он.

В таком случае суд может наложить обеспечительные меры в виде запрета государству совершать действия, которые могут привести к причинению непоправимого и одновременно существенного вреда жизни, здоровью, а в исключительных случаях личной и семейной жизни заявителя. «ЕСПЧ отвечает на эти жалобы в течение суток, я думаю, мы оперативно получим запрет на депортацию, вплоть до окончания разбирательства по делу в суде, а оно может занять до полутора лет», — предрекает Нагиев.

В последний раз в Казани Ахмеджана видели в 2018 году на творческом вечере писателя Рабита Батуллы, после чего все связи оборвались В последний раз в Казани Ахмеджана видели в 2018 году на творческом вечере писателя Рабита Батуллы, после чего все связи оборвались Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДАЙТЕ НАМ ЛЮБУЮ ЗАБРОШЕННУЮ ДЕРЕВНЮ В каком угодно РАЙОНЕ республики — И МЫ СДЕЛАЕМ ИЗ НЕЕ ПЕРЕДОВОЕ ПРОЦВЕТАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО»

Как уже было сказано выше, с начала нулевых годов татарская диаспора Китая достаточно активно стала проявлять себя и в Татарстане. Так, Минтимер Шаймиев еще в 2003-м, будучи президентом РТ, встречался с активистами из Поднебесной. На этом мероприятии гости с соседнего континента предлагали создать в Казани музей татарской диаспоры Китая и открыть его в доме на улице Ульянова-Ленина, 31. Именно там жили предки одной из самых известных семей татарской общины КНР. В 2014 году уже Рустам Минниханов посетил Урумчи и общался там с местными татарами. Дошло даже до создания татарского торгового дома в Синьцзяне.

В 2017-м президент РТ присвоил звание заслуженной артистки Татарстана солистке ансамбля песни и пляски Уйгурского автономного округа Шадие Шамиль. Сейчас с ней связь также потеряна В 2017-м президент РТ присвоил звание заслуженной артистки Татарстана солистке ансамбля песни и пляски Уйгурского автономного округа Шадие Шамиль. Сейчас с ней связь также потеряна Фото: «БИЗНЕС Online»

Его в 2017 году на съезде ВКТ перед Миннихановым представлялся Ахмеджан Турсунтай. «Для нас было большим счастьем учиться в Татарстане, в Казани», — говорил он тогда. В последний раз в столице РТ его видели в 2018-м на творческом вечере писателя Рабита Батуллы, после чего все связи оборвались. Кстати, ранее, учась в Казани, Турсунтай даже начал сольную карьеру на татарской эстраде, его активно приглашали на различные концерты от конгресса и на ТВ. Кроме того, на том же съезде ВКТ в 2017-м президент Татарстана присвоил звание заслуженной артистки республики солистке ансамбля песни и пляски Уйгурского автономного округа Шадие Шамиль. Сейчас с ней связь также потеряна.


Интересно, что инициатором обучения татарских детей из Китая в Татарстане был бизнесмен Турсунтай Галиев, отец Ахмеджана, также участник мероприятий конгресса. Он надеялся, что те ребята, которые будут учиться в Казани, смогут остаться жить на родине своих предков. Однако многие из них были вынуждены вернуться в Китай, потому что так и не смогли получить российского гражданства, в том числе и сын Галиева. По данным радио «Азатлык», Галиев-старший — предприниматель, владевший несколькими магазинами в Урумчи, сотрудничавший в сфере торговли с партнерами из Турции, России и других стран, — подвергся уголовному преследованию со стороны китайских властей и получил срок в 25 лет. Причину его родственники видят как раз в связях с Татарстаном и Турцией.

Турсунтай Галиев надеялся, что те ребята, которые будут учиться в Казани, смогут остаться жить на родине своих предков Турсунтай Галиев надеялся, что те ребята, которые будут учиться в Казани, смогут остаться жить на родине своих предков Фото: «БИЗНЕС Online»

О первых арестах татар в Китае публично начали рассказывать их родственники, проживающие в Австралии. В 2018 году в Урумчи впервые за долгое время не провели Сабантуй. Бизнесмен из Тюмени Ринат Насыров отмечает, что в последнюю поездку в прошлом году в Урумчи было заметно больше полиции, чем обычно, везде металлоискатели, людей активно проверяли. По его словам, на тот момент репрессиям подвергались в основном уйгуры, некоторые из них даже выдавали себя за татар, чтобы избежать санкций. 

В июне 2019-го издание Central Asia Programm опубликовало статью под названием «Между Урумчи и Казанью: татары в китайских концентрационных лагерях», где описывает судьбу татарского ученого, 37-летнего Марата Исхакова, который оказался в китайских лагерях для перевоспитания мусульман, предположительно, за свои связи с Татарстаном. Он работал учителем китайского языка в средней школе №14 Урумчи, а в 2005 году изучал русский язык в Казани. Кроме того, издание называет имена еще нескольких татар, которые были отправлены на «перевоспитание». 

Правда, еще каких-то пару лет назад ВКТ использовал татар Китая как свою любимую «витрину» — это был повод для гордости «главных татар» всего мира. Их возили на все встречи, ставили в пример тем, кто давно забыл свой родной татарский язык, давали возможность выступать на пленарных заседаниях на мероприятиях ВКТ. На одном из таких собраний представители татар Китая выразили свое желание в полном составе переехать в Татарстан и просили помощи в оформлении соответствующих документов. «Дайте нам любую заброшенную деревню в каком угодно районе республики — и мы сделаем из нее передовое процветающее хозяйство», — обращались они тогда в том числе к президенту РТ. Но их просьба, свидетелем которой оказался и корреспондент «БИЗНЕС Online», не была услышана.

Когда же начались последние трагические события в Синьцзяне, местные татары также пытались найти помощи у ВКТ, но там, по нашей информации, в основном предлагали не поднимать шумиху по этому поводу.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (255) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
26.10.2019 08:50

Также в самый разгар чеченской войны возможность вернуться в Татарстан просили гребенские татары - потомки татар-казаков из станицы Гребенская. Встречались с Шаймиевым. Но помощи не последовало. Теперь они живут в Саратовской области.
Это всё, что нужно знать о наших властях и их якобы помощи соплеменникам.

Ничего кроме Сабантуя диаспорам они предложить не могут или не хотят...

  • Анонимно
    26.10.2019 08:35

    Мало нам своих бездельников

    • Моисей
      26.10.2019 09:08

      В России нет традиций помогать своим соотечественникам в мире
      Тут другой лозунг
      Бабы нарожают еще
      Это не Израиль, который вывозит своих из любой точки мира при малейшей опасности

      • Азат Д
        26.10.2019 09:21


        Вот именно, Татарстан получается такой же регион, в 20 году будет губернатор чтобы не выделятся.

        • Оптимист
          26.10.2019 09:30

          Страшно представить что будет если Китай завоюет Россию

          • Анонимно
            26.10.2019 09:45

            Россия поймет все ошибки и Москва перестанет хапать все себе. Поэтому надо миллиарды вкладывать не в Москву, а в Новосибирск, Хабаровск, Омск, Пенза, Киров, Владивосток, Сургут и Оренбург.

        • Анонимно
          26.10.2019 10:51

          В 2017-м президент РТ присвоил звание заслуженной артистки Татарстана солистке ансамбля песни и пляски Уйгурского автономного округа Шадие Шамиль. Сейчас с ней связь также потеряна
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/444025#comments

      • Анонимно
        26.10.2019 09:42

        Вы как Паниковский, Моисей, он как известно мог продать, купить и снова продать, только за более высокую цену

      • Анонимно
        26.10.2019 13:19

        Однозначно согласен с вами

      • Анонимно
        26.10.2019 15:33

        Так вроде государственная программа есть по добровольному переселению соотечественников в Россию.

        • Анонимно
          27.10.2019 02:31

          Была бы воля у власти республики, дали бы гражданство РФ, потом уже можно будет воспользоваться помощью МИДа.

        • Анонимно
          27.10.2019 06:01

          Она рассчитана на:
          а) Жителей стран бывшего СССР,
          б) Бывших граждан России.

          Обязательным требованием является знание русского языка устно и письменно.

    • Анонимно
      26.10.2019 20:10

      На самом деле учиться надо было, тогда не отчислили бы, зачем довели до такой ситуации?! Студенты после учёбы обычно работают, а не вместо.

    • Анонимно
      26.10.2019 23:11

      в Казани сейчас на законных основаниях проживают десятки тысяч совершенно чужих нам узбеков и таджиков,но почему то нет места для 8тыс. попавшим в беду нашим соотечественникам татарам!?! А то что выдворяют на верную смерть даже всего двух несчастных мальчишек татар-это уже ни в какие рамки не лезет,цинизм какой то,что-у нас места мало?!

  • Анонимно
    26.10.2019 08:36

    Вас братья казанский кремль на хаер от китайцев променял.

    • Оптимист
      26.10.2019 09:33

      Может попробовать их выкупить?
      Китайцы за деньги продадут все
      А с другой стороны татары там нужны, это для России плюс во внешней политике
      Надо Путину разговаривать с китайским лидером

    • Анонимно
      26.10.2019 10:16

      Татары уже и китайцам в братья набиваются?

      • Анонимно
        26.10.2019 13:00

        10:16 А ты сам-то кто, забыл в какой стране живёшь?

        • Анонимно
          26.10.2019 13:33

          13.00 Русский. Живу в России. В чем вопрос?

          • Анонимно
            26.10.2019 23:33

            13:13 Скромности в тебе нет...) В Татарстане ты живешь, а потом все остальное.

            • Анонимно
              27.10.2019 20:29

              26.10.2019 23:33
              Конституция РФ
              "Глава 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО
              Статья 65
              1. В СОСТАВЕ Российской Федерации находятся СУБЪЕКТЫ Российской Федерации:
              ...Республика Татарстан (Татарстан),..."

      • Анонимно
        26.10.2019 17:39

        Где вы увидели "китайцам в братья набиваются"?

  • Анонимно
    26.10.2019 08:38

    Аллах да поможет вам, Руслан Оруджевич! Вы как всегда на защите прав притесняемых! Спасибо большое вам и другим правозащитникам!
    Наши молитвы с вами!

    • Анонимно
      26.10.2019 09:10

      Дурной пример заразителен,гнать их отсюда надо. Что, о
      пять их будем на шее народа содержать ? Сколько ж это можно от себя отрывать и кормить, кто предал свой народ и убежал за счастьем заграницу . А свой народ на родине не достоин внимания и уважения? У нас, что мало проблем ?

      • Анонимно
        26.10.2019 10:10

        Их дед и бабушка из Татарстана! Дед погиб во время ВОВ. Это наши люди!

        • Анонимно
          26.10.2019 13:06

          10:10 Да им всё равно. Только свои. Они ж даже останки Деникина из Франции в Москве перезахоронили, который в гражданскую сотни тысяч своих же загубил.

          • Анонимно
            26.10.2019 14:29

            26.10.2019 13:06
            А Буденный - СВОИХ не губил?
            Недавно вот Франко перезахоронили.
            Гражданская война именно потому так называется, что на ней СВОИХ губят! Правда, у КАЖДОГО человека на ней есть право ВЫБОРА!

            • Анонимно
              26.10.2019 20:48

              14 29 Поэтому не надо навязывать тоталитаризм в государстве и жизни, в феодально-монархической или другой форме.
              Думать своей головой надо.

        • Анонимно
          26.10.2019 14:26

          26.10.2019 10:10
          Этот человек -герой, он он НЕ их дед! Их бабушка вышла замуж второй раз!

          • Анонимно
            26.10.2019 15:01

            14:26 А вдовы погибших на войне, даже уехавшие, - это мелочь что ли? Это же трагедия конкретного человека, гражданина, хоть и бывшего. А кстати, действительно - бывшего?

            • Анонимно
              26.10.2019 19:11

              26.10.2019 15:01
              Вдова ПОКИНУЛА страну, за которую ее муж отдал жизнь! Интересно КАК смогла она это сделать во во время войны?
              В ТЕ времена это было очень НЕпросто!

      • Анонимно
        26.10.2019 10:20

        Украинцев же содержим и ничего

    • Анонимно
      26.10.2019 09:19

      Дурной пример заразителен,гнать их отсюда надо. Что, о
      пять их будем на шее народа содержать ? Сколько ж это можно от себя отрывать и кормить, кто предал свой народ и убежал за счастьем заграницу . У нас что, мало проблем ? Почему нет внимания детям войны, начинавших работать во время и после войны будучи детьми? Чужие стали своими и готовы их защищать в судах?

      • Анонимно
        26.10.2019 09:29

        Они не чужые и денег не просят! Даже гражданство им организовать не можем. А выходцы из средней азии спокойно его получают. Все Адоратского в этих гражданах уже!

        • Оптимист
          26.10.2019 09:47

          Россия как правило своих бросает
          И в Ср.Азии, и в Прибалтике и в других местах
          Она будет помогать Африке, Сирии, Венесуэле, но не своим соотечественникам попавшим в беду
          Почему так?
          Почему мы такие?

        • Анонимно
          26.10.2019 10:09

          Граждане с Адоратского твой мусор за тобою убирают. Если бы не они сидели бы в дерьме. Как раньше.

          • Анонимно
            26.10.2019 10:17

            Они на Привозе работают и перепродают фрукты! А в дерьме можно и с ними сидеть. Улицы они уже не подметают.

            • Анонимно
              27.10.2019 12:18

              10:17 На колхозном уже не охота появляться. Сплошные "они", с соответствующими ноунэйм товарами, повадками за прилавком и "землячествами" на протяжении рядов и ларьков. Местные уже как раритет появляются с краешку. "Наших" натуральных ароматных фруктов, ягод, овощей редко найдешь.

      • Анонимно
        26.10.2019 10:01

        Да вы в школу сходите, посмотрите сколько там таких "сограждан" нынче учится.

      • Анонимно
        26.10.2019 12:39

        09:19 Вас надо гнать !Нельзя так к людям относиться! Добрее нужно быть!

        • Анонимно
          26.10.2019 14:41

          12 39!!!!Слушайте, вы, патриот чужеземцев !!!! Добрее надо быть к пенсионерам и к своим больным детям. Собираем им на лечения с протянутой рукой. А эти два охламона ничего ещё не сделали для республики. Я и другие не обьязаны их содержать. Ясно ?

  • Анонимно
    26.10.2019 08:40

    Браво, адвокатам и позор ВКТ!

    • Анонимно
      26.10.2019 09:22

      Что ВКТ обязана о каждом бездельнике заботиться ? Хотите ещё таких наплодить и на содержание народа посадить? Не выйдет, пусть едут домой, хватит слушать их вранье.!!!

      • Анонимно
        26.10.2019 09:30

        Бездельник это ты! А они студенты и денег не просят!

        • Анонимно
          26.10.2019 09:53

          Я может и бездельник. Но не такой уж тупой как ты. Читай, написано , при помощи ВКТ приехали учиться в Казань Потом их 2018 отчислили, так как ВКТ не перечислила денег за обучение !

          • Анонимно
            26.10.2019 10:12

            Я не против их обучения за деньги ВКТ. Пусть учатся и процветают, они не чуждые мне! Отчислили по вине ВКТ, так почему ты решил, что они бездельники? Пиши еще и докажи свою тупость!

            • Анонимно
              26.10.2019 10:37

              Отчислили их за то, что перестали ходить на занятия !!!! А не за то что ВКТ деньги не перечислили вовремя. Потом ВКТ, да не оплатил их учёбу. А за что их учёбу оплачивать. Если были уже отчислены за не посещение занятий. Надо бы тебе быть повнимательнее при чтении!!!!

              • Анонимно
                26.10.2019 11:58

                Отчислили за несвоевременную оплату!!!!!!! Читай внимательнее!!!!!!!

                • Анонимно
                  26.10.2019 12:14

                  А платить разве не обязательно?

                • Анонимно
                  26.10.2019 12:52

                  Потому что их родителей китайцы заключили в концлагерь.
                  Поэтому не могут платить.

              • Анонимно
                26.10.2019 13:31

                10::37 Судя по тексту статьи, они лишились источника существования после "посадки" родителей в Урумчи и вынуждены были работать. А вы попробуйте лично заграницей прожить без "языка", гражданства (жилья? в нашем климате) и финансирования от родителей.
                Так что надо еще разобраться, кто здесь что обещал и не выполнил.

                • Анонимно
                  26.10.2019 17:14

                  13 -31
                  \\\В КФУ заявили, что студентов исключили из вуза в ноябре 2018 года за невыполнение учебного плана.
                  Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/443634\\\\\
                  И кому еще не понятно , почему из отчислили ? И кому еще не доходит ? И кто еще читать не научился ? А слушают их обман , себя не уважающие ! Ох, как их много !

                  • Анонимно
                    26.10.2019 19:15

                    Верите КФУ? Вы очень наивны...

                    • Анонимно
                      26.10.2019 19:51

                      А эти мальчишки разве не в КФУ учатся ? Разве их ответ не компетентен ? Ждали, в КФУ им по головке погладят ? Вы очень доверчивый. Мальчиши вас облапошили и вы радехоньки !

            • Анонимно
              26.10.2019 11:23

              Отчислили, потому что на учебу они решили не ходить.

              • Анонимно
                26.10.2019 11:59

                Это вы что то в своей голове решили, прочитайте еще раз статью.

        • Анонимно
          26.10.2019 14:34

          26.10.2019 09:30
          Почему у них прогулы?

    • Оптимист
      26.10.2019 09:29

      Я не думаю что у ВКТ есть полномочия и ресурсы что бы влиять на ситуацию в Китае
      Не надо строить иллюзий
      Даже США не может повлиять на Китай, не говоря о России
      Тут Лаврову и Путину надо думать,как поддержать своих соотечественников

      • Анонимно
        26.10.2019 09:50

        Так мы даже в Казани помочь не можем! Какой там китай..

        • Анонимно
          26.10.2019 11:27

          Пока во главе карманного ВТК будут сидеть бывший обкомовский чиновник Закиров, который сразу перешел в ряды единороссов, предавая свою компартию, а также бывший милиционер Шахразеев, привыкший исполнять только приказы, от этой организации ждать защиты и помощи не стоит. Жалко ребят и их родителей, доверивших властям РТ

      • Анонимно
        27.10.2019 22:06

        Оптимист США хотя бы предъявляет убежище и призывает Китай прекратить этот позор

  • Анонимно
    26.10.2019 08:42

    Вроде по первому каналу недавно показывали счастливых перевоспитаников. А башни как известно врать не могут.

  • Анонимно
    26.10.2019 08:45

    Вот так в Татарстане придают людей татарской национальности за деньги! Бояться разрыва отношений с Китаем и потери инвестиций. А вы тут печетесь про запрет изучения татарского языка. Кто нас в мире будет уважать если будем своих в беде оставлять? Даже европейские страны не выдают политических беженцев мусульман.

    • Анонимно
      26.10.2019 09:35

      08 45 Кто это свои? Как затычка хотите везде все затыкать ?

  • Анонимно
    26.10.2019 08:46

    Спасать их надо, переселять в Татарстан
    8 тысяч
    Евреи своих со всех уголков мира вывозят в случае опасности

    • Анонимно
      26.10.2019 11:06

      Начинайте уже спасательную операцию!)

    • Анонимно
      26.10.2019 11:09

      Наивные вы какие то. 08 46 !!! Ладно ещё Караул не кричите. Решили и постановили, их 8 тысяч переселять в Татарстан !!!!! А вы у них спросили их мнение, захотят ли они переселятся ??? Или вам все ровно, чьё либо мнение и желание??? Кто нибудь изьявлял желание возвращаться ??? Нет конечно!!! Что они здесь потеряли. Надо реально смотреть, а не мечтать. Хотя вам мечтать не вредно. Хоть душу греть будет.

      • Анонимно
        26.10.2019 11:24

        Они сюда приезжают, убеждаются, что не та атмосфера, из которой мигрировали их предки, и уезжают назад

        • Анонимно
          26.10.2019 11:34

          11 24 Интересно!!!!! Зачем же тогда их предки отсюда эмигрировали, если здесь было им хорошо и все устраивало? Вы уж совсем запутались.

          • Анонимно
            26.10.2019 11:50

            А им рассказывают сказки про первый татарский театр и Тукая. А приезжают и видят всякие ВКТ

          • Анонимно
            26.10.2019 13:48

            11:34 А потому что есть такой "афоризм", характерный для нашей страны: "Ташкент - город хлебный". Даже худ. фильм так назывался. И это объективная экзистенциальная дилемма начала 20-х и середины 40-х гг. 20 века. И даже 90-х.

      • Анонимно
        27.10.2019 22:09

        Конечно изъявили желание переехать, читай внимательнее. А тебе что так неймётся? У тебя какие претензии, если они переедут? Достойные люди, Татарстан только выиграет во всех отношениях.

    • Анонимно
      26.10.2019 17:36

      Отдайте им место своего ребенка в детском саду, место для парковки авто, место в очереди на квартиру по соципотеке, или сразу саму квартиру, а потом уж и остальных 8000 человек приглашайте.

  • Анонимно
    26.10.2019 08:50

    Также в самый разгар чеченской войны возможность вернуться в Татарстан просили гребенские татары - потомки татар-казаков из станицы Гребенская. Встречались с Шаймиевым. Но помощи не последовало. Теперь они живут в Саратовской области.
    Это всё, что нужно знать о наших властях и их якобы помощи соплеменникам.

    Ничего кроме Сабантуя диаспорам они предложить не могут или не хотят...

    • Анонимно
      26.10.2019 10:09

      Довольно уже цепляться за аульно- клановые стандарты формирования государственности. Посмотрите как решается вопрос гражданства для иностранцев в цивилизованных странах. Главный критерий - польза для страны, это мозги или средства и ноль внимания на национальную принадлежность.

      • Анонимно
        26.10.2019 10:19

        Съездите в Израиль и попробуйте такое там сказать. Очень удивитесь ответу.

      • Анонимно
        26.10.2019 11:03

        Вы где-нибудь за пределами Татарстана видели татар-бездельников? Национальная принадлежность очень даже причем, потому что у каждой нации есть свои характерные черты. Вот в чем уж татар точно не обвинить, так это в безделии!

        • mad big
          26.10.2019 11:28

          Как самого-себя не похвалить! Я заплачу от умиления, работящий вы наш.

        • Анонимно
          26.10.2019 12:26

          Всякие люди бывают и от татар - от академиков и певцов - до преступников и проституток. Татары - точно такой же народ, как и все другие. Не лучше и не хуже.

          • Анонимно
            26.10.2019 12:53

            Они то так не считают

          • Анонимно
            26.10.2019 13:18

            Почему тогда Универсиады и разные олимпиады проходят в Татарстане, а не в других регионах России.

          • Анонимно
            26.10.2019 16:19

            Конечно есть процент людей, которые исключение, но сама по себе культура у татар направлена на культ труда.

            Стыдно не работать и быть хуже других.

            Вижу это потому что сам вхожу в исключение))) вокруг все татары как ненормальные работают)))

    • Анонимно
      26.10.2019 11:01

      "Ничего кроме Сабантуя диаспорам они предложить не могут или не хотят..." - очень правильно сказал.

      Даже если эти парни были бы не татарами, то им стоило бы помочь в получении политического убежища, из гуманных соображений. Все мы знаем чем был и остается этот Китай.

    • Анонимно
      26.10.2019 11:26

      Ничего кроме Сабантуя диаспорам они предложить не могут или не хотят...

      Кроме Сабантуя есть Рубин и Ак Барс, чтобы продавать пиво на стадионах и травить мозги быдлу этим ядом.

      Что-то про Соборную Мечеть ничего не слышно, похоже еще 2 года землю искать будут.

    • Анонимно
      26.10.2019 16:21

      с Китаем даже Трамп ничего не смог сделать, а вы хотите, чтобы региональная власть у зависимой от китайской промышленности страны что то сделала...

      утопия.

      • Анонимно
        26.10.2019 19:20

        Никто не просит "спасти рядового Раина", секретной операцией вывезти все 8 тысяч китайских татар и т.д. А вот этих двух конкретных ребят, сейчас находящихся на территории Республики - спасти нашим властям вполне реально!

  • Азат Д
    26.10.2019 09:00


    А почему нет Азиатского суда по правам человека? Может в Азии нет у человека прав? Может скачала в Азиатских странах, в том числе и России, строить правовые государства, где человек превыше всего, а не в Европу бежать жаловаться.


  • Анонимно
    26.10.2019 09:01

    Выигранные адвокатом Нагиевым процессы в ЕСПЧ и в Верховном Суде РФ помогли изменить практику рассмотрения дел по беженцам в Верхоаном Суде Татарстана в положительную сторону. Как следствие несколько решений заместителя генерального прокурора РФ об экстрадиции искателей убежища были отменены именно по жалобам Руслана Нагиева! На самом деле это высший пилотаж! Желаем успехов и спасибо за полезный труд!

    • Оптимист
      26.10.2019 09:35

      Нагиеву надо создать и возглавить межрегиональный правозащитный центр по защите прав национальных меншинств в России
      У него получится

    • Анонимно
      26.10.2019 10:24

      Речь идет не о депортации, а об отказе в предоставлении статуса беженца. Их и Европа не особо раздает

      • Анонимно
        26.10.2019 11:52

        Если быть совсем точным, то речь не про статус беженца, а про временное убежище. В случае предоставления временного убежища или статуса беженца, депортация, экстрадиция и любая другая высылка запрещена.

  • Анонимно
    26.10.2019 09:02

    Какая позиция Татарстана?

    • Азат Д
      26.10.2019 09:13


      Всегда!

    • Анонимно
      26.10.2019 12:27

      У Татарстана не может быть "своей" внешнеполитической позиции.

      • Анонимно
        26.10.2019 12:48

        12.27 зачем вы объясняете им законы и конституционное право. Им не интересно, что Татарстан, как и любой другой регион России не может быть самостоятельным субъектом международного права и о решениях КС РФ они не слышали. Там много букв и думать надо.

        • Оптимист
          26.10.2019 13:26

          Татарстан делигировал вопросы международных отношений Москве
          Они должны решать, а не отсиживаться в кустах и ждать когда само рассосется

          • Анонимно
            26.10.2019 15:27

            Ещё про ассоциированное с Россией государство вспомните. Ничего не делегировал Татарстан никому. Обычный субъект Федерации

          • Анонимно
            26.10.2019 16:38

            Ничего Татарстан не "делегировал". Федеральному центру не нужно, чтобы его собственные регионы что-то "делегировали" ему.

            В Татарстане районы много делегируют своих полномочий республиканскому центру?

            • Анонимно
              26.10.2019 23:40

              26.10.2019 16:38
              Вы не правы!
              Вы написали: делЕгировал, а он написал - делИгировал! Это явно ДРУГОЕ слово!

          • Анонимно
            26.10.2019 19:52

            13.26 Вы абсолютно неграмотны. Как может регион 16 делегировать что-то городу региона 77? Или Татарстан уже отдельным государством стал?

            • Анонимно
              26.10.2019 23:38

              19 52 Изучайте принцип разделения полномочий, обязанностей, компетенций в ФЕДЕРАЦИИ.

          • Анонимно
            26.10.2019 23:38

            26.10.2019 13:26
            делЕгировал! это же вы тут ПОСТОЯННО пишете про ПРИЗОВЫЕ места по русскому языку?

        • Анонимно
          27.10.2019 07:40

          И это очень плохо

  • Анонимно
    26.10.2019 09:05

    Почему власти молчат и не помогают?!!!!

  • Анонимно
    26.10.2019 09:06

    Очень обрадовалась когда узнала, что за дело взялся адвокат Нагиев! Я сразу сказала, что если кто и сможет помочь ребятам то это Руслан Оруджевич! Верим в победу и справедливость!
    Руслан Нагиев профессионал своего дела!

    • Анонимно
      26.10.2019 11:29

      В ЕСПЧ он обратился... наслышны про него. А лучше прямо в Госдеп обратиться. Точно помогут.

      • Анонимно
        26.10.2019 12:23

        Ну кремлю же плевать, скоро граждане РФ из-за любой проблемы в госдеп обращаться будут. По крайней мере с нашими коррупционерами они в разы лучше борятся чем кремль...

        • Анонимно
          26.10.2019 12:32

          Ворона вороне глаз не выклюнет.
          Коррупционеры и власть из одного теста сделаны.
          Все коррупционеры выходят только из власти.
          Винароде нет коррупционеров.

          • Анонимно
            26.10.2019 14:12

            Вы про инопланетян?

          • Анонимно
            26.10.2019 14:45

            26.10.2019 12:32
            А гаишники -это народ?

          • Анонимно
            26.10.2019 18:08

            12:32.
            Сказочник! А медсестрам справками в бассейн для детей торговать Минздрпв велит? А может главрач или начмед?

            • Анонимно
              27.10.2019 12:32

              14:45, 18:08 Это всё представители государственных публичных учреждений.

      • Анонимно
        26.10.2019 23:07

        Нагиев в ЕСПЧ выиграл десятки дел, в том числе по беженцам. А вы не завидуйте

      • Анонимно
        26.10.2019 23:32

        Нагиев моего брата спас от тюрьмы. Не наговаривайте на человека зря. Пусть у него все получится. Он очень справедливый.

    • Анонимно
      26.10.2019 23:28

      Мы тоже обрадовались, что дело взял Нагиев. он не отступит.

  • Анонимно
    26.10.2019 09:06

    Позор ВКТ!!!

    • Анонимно
      26.10.2019 11:33

      Распутить навсегда это ВКТ, за бесполезность!

      • Оптимист
        26.10.2019 12:05

        ВКТ встроено в официальную вертикаль
        Они делают свое дело в рамках возможного
        То что им разрешают из Москвы
        Не стоит строить иллюзий на их счет

    • Анонимно
      26.10.2019 12:03

      Организация по организации сабантуев и концертов!!!Бесмесленные траты денег на празднества

  • Анонимно
    26.10.2019 09:08

    Украинским беженцам, нетатарам, вмиг организовали гражданство, а этим ребятам в проблема? Позорники!

  • Анонимно
    26.10.2019 09:08

    Для чего вообще нужен ВКТ, если при реальных проблемах они в очередной раз засовывают голову в песок?

    • Анонимно
      26.10.2019 11:41

      А кто всемирные, всероссийские показушные сабан туи устраивать будет,? бестолковая организация.

  • Анонимно
    26.10.2019 09:10

    Своих не бросаем?

  • Анонимно
    26.10.2019 09:11

    Это тот случай, когда ВКТ должен помочь.

    • Анонимно
      26.10.2019 09:25

      Они только сабантуй могут организовать за наши деньги, а на остальное кишка тонка.

  • Анонимно
    26.10.2019 09:12

    Зато "беженцев" с донбаса облизывали - трудоустраивали, предоставляли проживание в санаториях с питанием, гражданство по упрощенке...

    • Анонимно
      26.10.2019 12:29

      Это было на федеральные деньги и по федеральным законам.

      • Анонимно
        26.10.2019 14:21

        И что?

      • Анонимно
        26.10.2019 14:45

        12:29 Вы этот "аргумент" налогоплательщикам лучше не декларируйте.
        А то, что "донбассцев" обиходили в трудный момент, никто не против. Гуманным надо быть всегда. Даже среди зверей. Но со знанием дела.

    • Анонимно
      26.10.2019 14:47

      26.10.2019 09:12
      На Донбассе татар НЕТ? Ренат Ахметов- он КТО?

      • Анонимно
        26.10.2019 15:13

        14:47 Шахты Донбасса - это до Революции одно из мест отходничества татар РИ на заработки. Так называемые зимагоры.

        • Анонимно
          26.10.2019 16:09

          26.10.2019 15:13
          ПОСЛЕ революции - тоже!
          В ДНР кстати, есть один видный деятель - Игорь Хакимзянов!

  • Анонимно
    26.10.2019 09:16

    Москва бросила миллионы русских на произвол судьбы в республиках Центральной Азии. Казань делает тоже самое с татарами. Все ради наших " уважаемых узбекских, казахских и китайских партнеров". Это нам рассказывают сказки про толерантность и мульти... а многие общества развиваются альтернативно , подавляя и дискоиминируя как Турция, Китай

    • Анонимно
      26.10.2019 16:36

      В Казахстане и Турции никого не притесняют, в этих странах доля титульного населения гораздо ниже, чем в России, эти страны многонациональнее РФ

  • Анонимно
    26.10.2019 09:17

    ВКТ даже своевременную оплату обучения организовать не способен. Абсолютно бессильная и показушно-сабантуйная организация! Позор!!!

    • Анонимно
      26.10.2019 13:59

      Платить за учебу тех, кто не учится?
      Просто потому что они назвали себя татарами по линии бабушки со стороны матери?
      Может уже начать просто раздавать деньги всем, кто назовет себя татарами - без лишних условий?

      • Анонимно
        27.10.2019 22:29

        Почему бы и нет? В саудовской Аравии своих с рождения одаривают

  • Анонимно
    26.10.2019 09:23

    Этот адвокат это образно говоря миф.Знакомые нанимали его в свое время и толку не было.На мусульманской тематике нонче некоторые делают себе имя.Токмо и фсего.

    • Анонимно
      26.10.2019 09:35

      Слышал, что знакомые нанимали и вроде не помог. Тут речь не про адвоката, а про татар из китая, которым никто кроме него не помогает. Фсе!

    • Анонимно
      26.10.2019 10:16

      Согласно публикации БО, Нагиев вошёл в пятерку лучших адвокатов РТ в этом году за успешные дела. Защищает всех и довольно успешно. https://www.google.ru/amp/s/m.business-gazeta.ru/amp/article/423977

    • Анонимно
      26.10.2019 10:52

      13 февраля этого года Нагиев добился оправдательного приговора по делу об убийстве в Советском суде Казани. Это говорит о высоком профессионализме адвоката, потому, что таких приговоров менее одного процента по стране. https://www.google.ru/amp/s/m.business-gazeta.ru/amp/article/413952

      • Анонимно
        26.10.2019 11:27

        Сдается мне, что это не заслуга адвоката, а провал следствия и принципиальная позиция суда

        • Анонимно
          26.10.2019 12:03

          Сдается мне это не ваша мысль,а вы где то ее прочитали

          • Анонимно
            26.10.2019 12:54

            В любом случае, не заслуга адвоката

            • Анонимно
              26.10.2019 13:29

              Когда у адвоката более десятка выигранных дел в ЕСПЧ, оправдательные приговоры и посаженные правоохранители это тоже не заслуга адвоката Нагиева? А выигранных дела по запрету ношения платков? А выигранные дела по Корану и другим книгам это тоже Нагиев не при чем и все само собой решилось?
              Если адвокат не стратег и не займёт правильную позицию, то его подзащитного засудят и не вспомнят!

              • Оптимист
                26.10.2019 14:35

                Его дело выходить на новый уровень и создавать правозащитный центр где будут собраны десятки юристов и поднять их до своего уровня

                • Анонимно
                  26.10.2019 15:15

                  С Нагиевым вместе уже работают такие сильные адвокаты как Равиль Тугушев, Саид-Магомед Чапанов, Марат Ашимов. Но вы правы, им надо расширяться.

                  • Оптимист
                    26.10.2019 17:01

                    ВКТ, правительство РТ это официальные структуры, они ограничены в своих действиях
                    А независимый правозащитный центр мог быть стать отличным инструментом для тех дел где они не могут открыто выразить свою позицию

                • Анонимно
                  27.10.2019 08:54

                  Полностью поддерживаю ваше предложение. Нужно создать правозащитный центр, который будет защищать права татарского народа по всему миру.

                  • mad big
                    27.10.2019 10:13

                    Еще одну свору бездельников типа всяких Табрисов, Закировых и сворой помогаек с кабинетами и машинами?

  • Анонимно
    26.10.2019 09:30

    Я не верю в эти сказки. Была в Китае, видела мусульман-китайцев. Они свободно живут, работают, никто их не притесняет. Два прогульщика решили вот так получить гражданство РФ. Ещё почему то мы им оплачиваем учёбу, которую они даже посещать не соизволят.

    • Анонимно
      26.10.2019 10:31

      Китай большой. Ты в Синьцзяне не была.

    • Анонимно
      26.10.2019 10:39

      Мусульмане китайцы и мусульмане уйгуры живет по разному

    • Анонимно
      26.10.2019 11:01

      Я там был в Урумчи в прошлом году.
      Везде металлодетекторы.
      Разговаривал с уйгурами по-татарски.
      Они мне сказали, чтотгромко по-уйгурским нельзя разговаривать, может забрать полиция?

    • Анонимно
      26.10.2019 11:19

      Когда была? Теперь уже все изменилось...

    • Анонимно
      26.10.2019 12:55

      09:30 А вы какую сумму оплатили?

    • Анонимно
      26.10.2019 14:05

      09:30 видела мусульман-китайцев.
      М.-китайцы и татары, уйгуры - это "две большие разницы". Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять - Поднебесная проводит политику унификации населения и особенно в отношении тюрков, как традиционных исторических соперников в северной Азии, имевших свои государства.

    • Анонимно
      28.10.2019 09:31

      мусульмане-китайцы, так называемые хуэйцзу, это те же ханьцы, просто религия другая, а вот уйгуры - это другой народ, поэтому и отношение совсем другое.

      • Анонимно
        28.10.2019 15:19

        28.10.2019 09:31
        Вы почитайте про мусульманские восстания 1783 г., 1862-1877 гг., которые именно хуэйцзу (дунгане) ПРОТИВ китайцев поднимали!

  • Анонимно
    26.10.2019 09:33

    А что вы хотели от компрадорской буржуазии, чтобы она о людях беспокоилась?

  • Анонимно
    26.10.2019 09:40

    А вы еще на фото взгляните? Человек не простой! У нас и так проблем выше крыши! Одно головокружение, у нас когда и где перевоспитывали своих , а тут еще из Китая проблем захотели?! Пусть едут туда, где их имена первичные, и пусть страна Китая разбирается! ! Взгляд человека не из страдающих..

    • Анонимно
      26.10.2019 10:47

      Их лица заретушированы. Как вы определили простой или нет? Вы телепат?

  • Анонимно
    26.10.2019 10:05

    Братья с трудом общаются на русском, прогуливали занятия, но умудрялись занимать места студентов на филфаке и дизайне. Ни профессии, ни желания её обрести. Чем они могут быть полезны Татарстану, кроме того, что утверждают о своих татарских корнях?

    • Анонимно
      26.10.2019 10:13

      У нас многие с трудом общаются на русском и что? Как правило именно они и оказываются "полезными Татарстану"

      • mad big
        26.10.2019 11:31

        А как тогда они учились? Или только когда терпение лопнуло у руководства ВУЗ-а, то махом про национальность вспомнили. Хотелось бы мнение другой стороны услышать.

    • Анонимно
      26.10.2019 10:21

      Они добились того, что их обсуждают на БО, одно это достойно уважения. А вы всего лишь аноним, который их комментирует. Чем полезны Вы?

    • Анонимно
      26.10.2019 10:31

      Зато как жалостливо себя ведут.

    • Анонимно
      26.10.2019 10:46

      Они студенты и подрабатывают переводами текстов. А чем полезны другие студенты?

      • Анонимно
        26.10.2019 12:31

        Студенты посещают занятия, а эти только деньги на стороне зарабатывают - и очень сомнительно, что зарабатывают "переводами".

        • Анонимно
          26.10.2019 12:55

          Иностранцам-студентам не разрешается работать. Они сюда учиться приезжают

    • Анонимно
      26.10.2019 11:29

      Они все прекрасно понимают. Поэтому спекулируют на национальной теме

    • Анонимно
      26.10.2019 13:19

      10:05 У меня друг из Узбекистана не знает русского нигде не учился, работает на себя . Богаче меня, живет лучше чем я !)) Уважаю его молодец Кадим!)

      • Анонимно
        26.10.2019 13:31

        Ну есть и богатые немые люди, кто вообще никакого языка не знает и не говорит. Глупый вы пример привели со знакомым.

  • Анонимно
    26.10.2019 10:08

    Много читал про события в Уйгкрком регионе, ребята реально в беде, а мы и помочь не хотим. Прочитал про ВКТ вообще кидалово какое-то...

  • Анонимно
    26.10.2019 10:17

    У нас не только ВКТ безмолвствует, безмолвствует Булгарин, Тахир Давлетшин и т.п.

    • Анонимно
      26.10.2019 14:28

      Месяц назад в Женеве Гэй МакДугалл, член Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, прямо назвала Синьцзян территорией, «напоминающей один гигантский концентрационный лагерь», предположив, что в «трансформационных центрах» заключен миллион человек. Присутствовавший там же генеральный секретарь «Всемирного уйгурского конгресса» Долкун Айса считает, что реальная цифра может достигать трех миллионов — почти трети всего уйгурского населения.

  • Анонимно
    26.10.2019 10:32

    Сами пригласили, а потом кинули..

  • Анонимно
    26.10.2019 11:02

    Им проще политическое убежище просить в европе

    зачем власти проблемы этих ребят, когда на кону вывозимый в китай лес и т.д.

    в том числе и для РТ, когда намедни рассекали с китайцами при планировании какого-то предприятия вроде в елабуге

    и бросьте уже свои иллюзии про ВКТ, который и создан чтобы смещать акценты на неважное, отвлекать от настоящих проблем


  • Анонимно
    26.10.2019 11:12

    Уйгуров по численности больше чем татар.

  • Анонимно
    26.10.2019 11:37

    Нужно закрыть и депортировать китайское консульство в Казани!

    • Анонимно
      26.10.2019 12:01

      Хорошо, что дураков у нас не так много и никто этого делать не станет

    • Анонимно
      26.10.2019 12:09

      Не поможет
      В Москве надо закрывать

    • Анонимно
      26.10.2019 12:23

      ВКТ могло хоть заявление в Китайское консульство отнести.
      Даже этого не сделали.
      Получается, что ВКТ поддерживает действия КНР по заключению татар в концлагеря.

      • Анонимно
        26.10.2019 12:39

        Татар никто никуда не заключает, а про концлагеря - больше читайте жёлтой пропаганды, там пишут что и в России по улицам ходят медведи в ушанках с водкой и балалайками. Кстати они вообще не знают, кто такие татары.

        • Анонимно
          26.10.2019 14:27

          Перевоспитание не считается в Китае уголовным наказанием — формальные обвинения не выдвигаются, соответственно, нет и статистики. Тем не менее масштабы репрессий видны даже из-за границы. Лагеря можно обнаружить на спутниковых снимках. Ряды бараков, обнесенные двойным забором и сторожевыми вышками, возникают все в новых местах, а уже существующие постоянно расширяются.

      • Анонимно
        26.10.2019 14:37

        Если бы отнесли ноту протеста, никто бы их сработал не выгнал.
        А то действительно получается, что ВКТ одобряет человеконенавистнические действия властей КНР по отношению к татарам.
        Совсем в тряпочку молчать - это очень мягко говоря не достойно.

    • Анонимно
      26.10.2019 14:11

      11:37 Пусть будет.
      Но мы должны быть в своей стране хозяевами. Китайцы нам не указ.

  • Анонимно
    26.10.2019 12:30

    Они граждане другой страны и решать продлевать им пребывание или нет МИДу, а не каким то конгрессам или комментаторам.

  • Анонимно
    26.10.2019 12:34

    Надо вернуть всех татар Китая в Татарстан .

  • Анонимно
    26.10.2019 12:35

    У нас итак Средней Азии здесь хватает. Давайте еще всех "несчастных" китайцев приютим.

    • Анонимно
      26.10.2019 13:30

      Китайцев не надо, а вот татар надо пригласить
      Раз России они не нужны
      Татарстан материнская территория всех татар мира

    • Анонимно
      26.10.2019 14:07

      Это татары,их дед из СССР

      • Анонимно
        26.10.2019 16:13

        26.10.2019 14:07
        Первый муж их бабушки, героически погиб на войне! Но он -НЕ их дед! Она, уже в Китае, вышла замуж второй раз!

      • Анонимно
        26.10.2019 16:13

        Прошлый раз вы говорили, что у тюрков национальность по отцу. А по отцу они уйгуры.

  • Анонимно
    26.10.2019 12:53

    12:35 Каких китайцев ? Татар своих нужно вернуть !!! Вот вам все одно и тоже татары , китайцы, азиаты... Интересно прикидываетесь или на самом деле .....?

    • Анонимно
      26.10.2019 14:51

      12:53 Китайцев уже давно "приютили" на Дальнем востоке. Можете даже их семьи с русскими женами и "межнациональными" детьми посмотреть в поисковике.

  • Анонимно
    26.10.2019 12:58

    ВКТ а зачем он вообще нужен ? Немая организация какая то..) Распустить а бюджет вон в культуру в образование направить, в здравоохранение .. Сабантуй во Франции мы и без них проведём))

    • Анонимно
      26.10.2019 13:31

      ВКТ не может решать вместо МИДа РФ

    • Анонимно
      26.10.2019 13:47

      добавлю, что из техно-антиутопии Китая массово уезжают тюрки и вообще мусульмане. Тем более что им есть куда ехать. Так, "в 2017 году гражданство Казахстана получили более 30 тысяч человек из Китая, сообщил начальник управления гражданства и миграции и противодействия незаконной миграции Комитета миграционной службы МВД РК Сабыржан Сейтжанов". Причём выдают им гражданство по упрощённой процедуре, за несколько месяцев. России есть брать с кого пример (те же русские из Украины и даже нынешнего Донбасса могут годами получать российское гражданство). И такая миграция казахов из Китая (точнее, из Синцзян-Уйгурского района) идёт не первый год. Но насколько понимаю, из этого китайского ада на Земле эмигрировать не так просто.

      В настоящее время казахская диаспора в Китае составляет 1,3 млн. человек и проживает в основном в Или-Казаском автономном округе СУАР (7% всего населения этого района). Так же там живут несколько сотен тысяч киргизов, узбеков и таджиков. В начале нулевых казахские социологи приводили данные, что около 60% казахов хотят уехать из Китая на историческую родину.

  • Анонимно
    26.10.2019 13:39

    Здравствуйте Руслан ака Аллах Вам помогуть и в этом деле .Мы верим у Вас получиться. Наши молитвы и мы будем молиться ,чтобы у Вас все было удачно. Вы нам помогли и другим сколько таким помогли и в этом у Вас будеть.

    • Анонимно
      26.10.2019 13:47

      заберите их к себе домой . Делом помогите а не молитвами.

      • Анонимно
        26.10.2019 14:45

        А в придачу к себе домой ещё таких же бездельников из
        Китая выписывайте..

        • Анонимно
          26.10.2019 15:17

          14:45 Вам же сказано, надо разобраться, кто обещал и не выполнил финансовые и другие обязательства при форсмажорных обстоятельствах.

      • Анонимно
        26.10.2019 20:18

        Я из Ташкента. Во время войны в нашем доме жила Русская семья беженцев из Орла, у наших соседей тоже жила Русская семья беженцев из России и Украины и у наших родственников и в домах наших одноклассников тоже жили беженцы из России , Украины и Белоруссии. Они ели с нами за одним столом, спали с нами и одевали нашу одежду. Все в Узбекистане относились к ним как к родным, многие остались жить и сейчас живут. А вы относитесь к бедным ребятам по скотски.

        • Анонимно
          26.10.2019 23:46

          26.10.2019 20:18
          Китай и Узбекистан - это РАЗНЫЕ страны!

          • Анонимно
            27.10.2019 12:35

            Восточный туркестан стал Китаем совсем недавно. Это такой же Узбекистан и Казахстан. Там наши люди живут.

            • Анонимно
              27.10.2019 20:12

              27.10.2019 12:35
              Восточный Туркестан был завоеван в 1759 году.
              НЕ совсем "недавно".
              Синьцзян - по-китайски "новая граница".

        • Анонимно
          27.10.2019 08:31

          Зачем вы раньше времени кричите Караул ? Напоминаете Городничего из Ревизора. А эти могут оказаться Хлестаковыми. Потом будут смеяться как всех вас облапошили и обвели вокруг пальца. Во вторых, они граждане чужой страны. И принимая их у себя, вы идёте у них на поводу, поёте их песню : в Китае татары находятся в концлагерях.

  • Анонимно
    26.10.2019 15:08

    Китайские сделали выводы из растаскивания великой державы СССР по 15 национальным территориям. Распад к которому привело многолетнее потакании Кремля националистам. Вряд ли Китай повторит эти ошибки.

    • Анонимно
      26.10.2019 15:37

      15:08 Распад осуществили переродившиеся руководители-предатели в Москве. Их было не один-два, а вся столично-союзная бюрократия, возомнившая себя господами. Что мы сейчас и видим в Мск в меньшем варианте.
      А три мужика в Беловежье только оформили "документ" о развале. Которого кстати "нацмены" не ожидали и не хотели.

      • Анонимно
        26.10.2019 15:46

        Китай при желании то же самое и в России сделает
        Будем за колючей проволокой щи палочками есть

      • Анонимно
        26.10.2019 15:51

        Распад империй - это закономерный ход истории.
        Тогда найдите виновных в распаде Римской, Османской, Британской, Французской империй!

      • Анонимно
        26.10.2019 16:57

        26.10.2019 15:37
        а вы ПОМНИТЕ то время?
        В Литве "Саюдис" бузил, в Латвии и Эстонии - Народные Фронты, на Украине - РУХ, в Молдавии, в Грузии, Карабах, Алма-Ата, Ошские события!

        • Анонимно
          27.10.2019 00:04

          16 57 Я это прекрасно помню и понимаю. Но бронзовение союзной, московской партийно-государственной бюрократии, возомнившей себя новой аристократией, началось гораздо раньше, после Хельсинкского акта 1975 года, а особенно после болезни Брежнева 1976 г.. Тогда и проявились первые элементы предательства госинтересов в среде функционеров, закончившиеся циничным разрушением государства трудящихся. Хавайте теперь, если до вас не доходит продолжение этого сегодня.

          • Анонимно
            27.10.2019 12:14

            Все хорошо, развал СССР был одним из прекраснейших событий

          • Анонимно
            27.10.2019 20:23

            27.10.2019 00:04
            Термин "хавайте" оставляю за ВАМИ!
            Насчет перерождения, почитайте небольшую книжку, автор - Андре Жид (эта фамилия!) "Возвращение из СССР" 1937 г.!
            Цитата:
            ". С восстановлением семьи (как "ячейки общества"), права наследования и права на имущество по завещанию тяга к наживе, личной собственности заглушают чувство коллективизма с его товариществом и взаимопомощью. Не у всех, конечно. Но у многих. И мы видим, как снова общество начинает расслаиваться, снова образуются социальные группы, если уже не целые классы, образуется новая разновидность аристократии. Я говорю не об отличившихся благодаря заслугам или личным достоинствам, а об аристократии всегда правильно думающих конформистов. В СЛЕДУЮЩЕМ поколении эта аристократия СТАНЕТ денежной."

          • Анонимно
            27.10.2019 23:18

            27.10.2019 00:04
            вы? понимаете?
            А вы хоть знаете, что эти ОТДЕЛИВШИЕСЯ территории НЕ большевики присоединили? А ЦАРИ! Большевики на этих территориях только создали союзные республики с ПРАВОМ отделения!
            Большевики присоединили НЕ так уж много: Калининградскую область; южную часть Сахалина с Курильскими островами; часть Карелии, которую САМИ же ОТДАЛИ финнам в 1918 г.!

  • Анонимно
    26.10.2019 19:50

    Оставить здесь. Неважно какие причины. А они видимо веские для пацанов.

  • Анонимно
    26.10.2019 23:17

    Нельзя выдавать соотечественников. Татары и так многострадальный народ.

  • Анонимно
    26.10.2019 23:49

    оставить нельзя отправить
    Ну ка, НЕлюбители знаков препинания, где ВЫ!

  • Анонимно
    27.10.2019 08:32

    Нам Африку кормить надо, а вы о каких - то двух татарских парнях из Китая.

  • Анонимно
    27.10.2019 10:54

    Ну и нафиг ВКТ нужен. Очередные пилители внебюджетных денег. Кадыров наверное давно за своих вступился.

    • Анонимно
      27.10.2019 13:03

      10:54 Разгоним ВКТ. На сэкономленные деньги поможем Африке.

  • Анонимно
    27.10.2019 11:52

    С таким адвокатом вряд ли получится что то выиграть ...

    • Анонимно
      27.10.2019 12:43

      Этот адвокат бесплатно защищает этих парней, он успешно защитил таких же беженцев в ЕСПЧ, так же бесплатно защищал и выиграл дело по запрету ношения платков в Белозерье, дело по запрету Корана и многие другие дела. Нагиев один из адвокатов, который встал на защиту татарского языка. А вы что полезного сделали для общества и чтобы бесплатно как Нагиев? И где все ваши крутые адвокаты, почему они всегда молчат, когда жареным пахнет?

      • Анонимно
        28.10.2019 08:25

        Вот именно! Бесплатно кого то защищать ему позволяют те средства, и те дела,где ему платят ,а он в ответ ничего не делает и в конце концов БРОСАЕТ дела... ВОТ ТАКОЙ АДВОКАТ НАГИЕВ!!! а то разошлись здесь

  • Анонимно
    27.10.2019 18:44

    А помните как пару лет назад одного лоботряса- сына политика вывозили из Китая вроде где он заболел на отдельном самолете.

  • Анонимно
    28.10.2019 00:31

    Давайте уже в рамках закона и права. Они граждане какой страны? Их какая страна послала учиться и учебу им оплатила? То, что у них якобы татарские корни, не дает нам никакого права решать их судьбу.
    Так и будем по понятиям жить?

    • Анонимно
      28.10.2019 12:55

      Пригласил татарстан и учебу оплачивал татарстан пока китай не стал притеснять уйгур и возвращать их домой для перевоспитания. По закону РФ о беженцах и по Конвенции ООН о беженцах людей нельзя выдавать туда, где грозят пытки и унижающее человеческое достоинство обращение.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль