«12 лет мы отработали вместе, но я не предполагал, что среди нас есть те, кто ведет дела у меня за спиной. Советую им не забывать о законе бумеранга», — примерно таково содержание речи Файзерахманова«12 лет мы отработали вместе, но я не предполагал, что среди нас есть те, кто ведет дела у меня за спиной. Советую им не забывать о законе бумеранга», — примерно таково содержание речи ФайзерахмановаФото: mincult.tatarstan.ru

«ЖЕЛАЮ В НОВОМ ЗДАНИИ ТЕАТРА И С НОВЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ ОСВОИТЬ ИНЫЕ ГОРИЗОНТЫ»

Накануне место директора набережночелнинского Татарского драматического театра покинул по собственному желанию Рашат Файзерахманов. Как стало известно «БИЗНЕС Online» из собственных источников в театральной среде, после премьеры детского спектакля «Стрела наследия» директор собрал труппу для прощальной речи.

«Желаю вам всем успехов. 12 лет мы отработали вместе, но я не предполагал, что среди нас есть те, кто ведет дела у меня за спиной. Советую им не забывать о законе бумеранга. Всей труппе желаю в новом здании театра и с новым руководителем освоить иные горизонты», — примерно таково содержание речи Файзерахманова, переданное газете «БИЗНЕС Online» источником, знакомым с ситуацией. Сам директор на просьбу прокомментировать факт назвал информацию об увольнении слухом, разговоры на эту тему — несвоевременными, а свое отсутствие в театре объяснил отпуском.

Тем не менее источник в министерстве культуры РТ подтвердил «БИЗНЕС Online» факт отставки Файзерахманова по его личной инициативе и связь этого шага с уголовным делом, которое было возбуждено в июле этого года по ст. 159 («Мошенничество») в отношении неустановленных лиц. Несложно заключить, что формально Рашат Фаесханович вышел в отпуск с последующим увольнением.

Напомним, дело было заведено следственным отделом СУ СК по РТ по анонимному заявлению в контрольно-счетную палату, в котором утверждалось, что Файзерахманов практиковал трудоустройство «мертвых душ»Напомним, дело было заведено следственным отделом СУ СК по РТ по анонимному заявлению в контрольно-счетную палату, в котором утверждалось, что Файзерахманов практиковал трудоустройство «мертвых душ»Фото: nabchelny.ru

Напомним, дело было заведено следственным отделом СУ СК по РТ по анонимному заявлению в контрольно-счетную палату, в котором утверждалось, что Файзерахманов якобы практиковал трудоустройство «мертвых душ». Июльский обыск в театре с изъятием документов подтвердил данную информацию. Как сообщил «БИЗНЕС Online» собеседник, знакомый с материалами следствия, в деле рассматриваются несколько эпизодов, но полная доказательная база пока собрана только по одному из них. Предположительно с апреля 2017 года по июль 2019-го на должность рабочего по комплексному обслуживанию здания театра была трудоустроена некая женщина. Более чем за два года в этой должности она заработала всего 70 тыс. рублей, однако, по версии следствия, фактически в театре не работала.

Другие два эпизода следствие связывает с руководящими должностями на оформительском и литературно-драматургическом поприщах театра. Следователи подозревают, что один из сотрудников за фиктивную деятельность получал по 32 тыс. рублей в месяц с ноября 2015 года и таким образом скопил 1,4 млн рублей. Вторая «мертвая душа», по данным следствия, обошлась бюджету в 1,6 млн рублей — эти деньги следует делить на 6 лет при зарплате в 24 тыс. рублей. Ожидается, что дело будет передано в суд до конца текущего года.

Время от времени муниципальные власти предлагали локации для нового театра, но ни один из проектов не был реализован, пока у города не появился вариант с бывшим РК «Колизей»Время от времени муниципальные власти предлагали локации для нового театра, но ни один из проектов не был реализован, пока у города не появился вариант с бывшим РК «Колизей»Фото: «БИЗНЕС Online»

«МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РТ С КАЖДЫМ ГОДОМ УВЕЛИЧИВАЕТ БЮДЖЕТ ТЕАТРА»

Файзерахманов посвятил челнинской сцене почти 30 лет своей жизни. Он родился в 1962 году в деревне Новый Арыш Рыбно-Слободского района. В 20 лет ушел в армию, затем получил режиссерское и актерское образование в Казанском государственном институте культуры, а также юридическое в Удмуртском госуниверситете. В 1990-м, отработав два года завотделом культуры в исполкоме Камско-Устьинского района, Файзерахманов переехал в Челны, где возглавил отдел эстетического воспитания государственной школы театрального искусства. Три года спустя он стал директором этой школы, а в 2002-м пришел в исполком на место начальника управления культуры и искусства.

Пять лет Файзерахманов отвечал в Челнах за культуру, после чего свернул с чиновничьей стези: татдрам он возглавлял с февраля 2007 года, удостоившись в этом амплуа звания заслуженного работника культуры Российской Федерации. В том же 2012 году, кстати, он был признан и лучшим руководителем в Республике Татарстан.

В труппе театра сейчас заняты три десятка актеров, а всего штатное расписание татдрама насчитывает 101 человека, о чем Файзерахманов сам рассказывал «БИЗНЕС Online» на прошедшей в январе интернет-конференции. Директор планировал увеличить актерский состав примерно на 10 человек, чтобы создать дублирующую труппу и гастролировать параллельно спектаклям на родной сцене. Общий бюджет театра в этом году превысил 33 млн рублей, 92% которых пошли на зарплату коллектива и 8% — на оплату коммунальных услуг. Собственная годовая выручка театра в среднем составляет 6 млн рублей.

Реконструкция «Колизея» сейчас в самом разгаре, и, как заявлял в июле замруководителя исполкома, обойдется она в общей сложности в 1,15 млрд рублейРеконструкция «Колизея» сейчас в самом разгаре, и, как заявлял в июле замруководителя исполкома, обойдется она в общей сложности в 1,15 млрд рублейФото: эскизный проект

Отметим, что в интервью нашей газете Файзерахманов не жаловался на финансовое обеспечение бюджетной организации. «Министерство культуры РТ с каждым годом все больше и больше увеличивает бюджет театра, — рассказывал Файзерахманов. — Когда просим деньги на постановку спектакля — мы их получаем». Директор приводил в пример и грант от «Татнефти» в размере 297 тыс. рублей на постановку как раз вчерашней премьеры «Стрелы наследия» и уточнял при этом, что за последние пять лет театр получил множество грантов благодаря минкульту.

Расследование СК было инициировано на фоне переформатирования татдрама в связи с его переездом в новое помещение, достойное театра. Напомним, что с 1990 года и до сих пор театр занимал здание бывшего горкома, лишь условно подходящего для театральных постановок. Зал здесь, к примеру, рассчитан всего на 200 мест и тема собственного здания татарского театра будировалась в Челнах не одно десятилетие. Время от времени муниципальные власти предлагали локации для нового театра, но ни один из проектов не был реализован, пока у города не появился вариант с бывшим РК «Колизей».

Реконструкция «Колизея» сейчас в самом разгаре, и, как заявлял в июле замруководителя исполкома, обойдется она в общей сложности в 1,15 млрд рублей. Заказчиком строительства выступало главное инвестиционно-строительное управление РТ. К зданию по проекту добавят третий этаж, заново смонтируют пристрой, добавят галерею для молодежных студий. Зрительный зал нового театра рассчитан на 300 посадочных мест, еще 88 зрителей сможет вместить репетиционный зал. 

Зданию по проекту добавят третий этаж, заново смонтируют пристрой, добавят галерею для молодежных студий. Зрительный зал нового театра рассчитан на 300 посадочных мест (на фото реконструкция «Колизея»)Зданию по проекту добавят третий этаж, заново смонтируют пристрой, добавят галерею для молодежных студий. Зрительный зал нового театра рассчитан на 300 посадочных мест (на фото реконструкция «Колизея»)Фото: Олег Спиридонов

«ФАКТИЧЕСКИ У НАС 64 ЧЕЛОВЕКА»

Кто именно займет место директора татдрама, пока неизвестно. По словам работников театра, преемником мог бы стать нынешний замдиректора Руслан Исмагилов — он много лет здесь отработал, и других кандидатов на горизонте не просматривается. В минкульте ясности по этому вопросу нет, однако, по некоторым данным, сегодня в министерстве пройдет совещание, в повестку которого, вероятно, войдет и вопрос о назначении нового руководителя челнинского татдрама. Любопытно, что и ситуацию с отставкой Файзерахманова в труппе оценивают по-разному.

Так, один из сотрудников заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что уход директора стал радостной вестью для труппы, потому что недовольство его персоной зрело в театре уже несколько лет. По его словам, прощальное слово Файзерахманова не вызвало у аудитории ни поддержки, ни сочувствия, а проблемы в уголовной плоскости в последние месяцы мешали работать всем.

«В 2017 году, когда приезжал бывший министр культуры Айрат Сибгатуллин, нас спросили о средней зарплате, — поделился наш собеседник. — Тогда она у нас была 16 тысяч рублей, а по республике — 32 тысячи. Начались проверки, и деньги у нас сразу появились. Сейчас мы получаем 28 тысяч рублей „грязными“, к ним добавляется премия 3–4 тысячи, но не каждый месяц, а лишь когда мы даем больше 10 спектаклей». Кроме того, по словам источника, в результате проверки работникам добавили 11–12 дней отпуска за счет ненормированного графика. Что касается рабочих сцены, то до 2017 года они получали по 10–12 тыс. рублей, но выросла ли их зарплата после ревизии, сказать сложно.

Более того — заявленный Файзрахмановым 101 сотрудник театра, по словам инсайдера, на самом деле в организации не работает. «Фактически у нас 64 человека, — признается собеседник. — Ну пускай там есть „мертвые души“ для начисления премиальных, но все равно не хватает 16 должностей!»


В то же время часть коллектива оправдывает практику «мертвых душ» насущными потребностями театра. «Я думаю, что таким способом закрывались необходимые траты, такое в театре бывает, — говорит другой собеседник „БИЗНЕС Online“. — У нас же маленькие зарплаты, люди не хотят идти работать за такие деньги — рабочие сцены, например, или звукооператоры. Из-за этого кто-то подрабатывает на стороне, а кто-то вот так выходит из положения. Для работников такие „мертвые души“ фактически становятся премией». Начисление фиктивных зарплат ради премий для реальных работников подтверждает и еще один собеседник из числа актеров.

О том, что любая отрасль полна подобных примеров, заявил «БИЗНЕС Online» и один из игроков челнинского рынка финансового консалтинга. По словам спикера, который тоже пожелал сохранить анонимность, нехватка наличных денег вынуждает руководителей искать разные выходы, в том числе и нелегальные, причем проблема носит системный характер — с ней сталкивается буквально каждая организация, как бюджетная, так и частная. «Есть финансовая дисциплина, системные сложности бухгалтерского учета, и каждая организация выходит из положения как может», — заявил наш собеседник.

Для театральной среды города известие об отставке Файзерахманова пока остается новостью. Так, директор русского драматического театра «Мастеровые» Армандо Диамантэ сегодня еще не знал об этом факте.

«Он очень любил свой театр, но времена меняются, ротация иногда происходит, — так отреагировал Диаманте, — Будет интересно узнать, продолжит ли театр работать в привычном направлении, или последуют кардинальные изменения»«Он очень любил свой театр, но времена меняются, ротация иногда происходит, — так отреагировал Диамантэ. — Будет интересно узнать, продолжит ли театр работать в привычном направлении или последуют кардинальные изменения»Фото: «БИЗНЕС Online»

«Он очень любил свой театр, но времена меняются, ротация иногда происходит, — так отреагировал Диамантэ на сообщение. — Будет интересно узнать, продолжит ли театр работать в привычном направлении или последуют кардинальные изменения. Мы знаем много концепций развития театров, в том числе и татарских — интересно, какое направление выберут они. Сейчас мало руководителей, способных мыслить концептуально, а у татарских театров есть и специфические проблемы. Задача руководителя — примириться с ними или придумать что-то новое, неожиданное. Мы всегда сотрудничали с татарским театром и продолжим сотрудничество при новом руководстве».

По мнению Диамантэ, именно сейчас, в процессе реконструкции «Колизея», театру особенно нужен рулевой, который готов «жить» на стройплощадке. Именно поэтому директор «Мастеровых» отвергает вероятность внутренних интриг в татдраме из-за должности Файзерахманова. «Если бы кому-то захотелось сесть в кресло директора хорошего нового театра, то это произошло бы уже после завершения строительства — сейчас увольнять руководителя было бы преждевременно, — уверен Диамантэ. — И вообще, театр — это не всегда теплое место…»