Бизнес 
5.11.2019

Руслан Абдулнасыров: «Я больше всего хотел, чтобы у меня был автосалон»

Предприниматель и видеоблогер о смене призвания, монополии в малых городах и о том, почему «Апельсину» не место на федеральном рынке

На этой неделе бизнес-интервью для блога Руслана Абдулнасырова провел Денис Староквашев, автор YouTube-канала «Миллионы в регионы», а героем нового выпуска стал как раз владелец «Апельсина» и «Автосеть.РФ». В интервью самарскому коллеге Руслан Абдулнасыров рассказал, почему простился с любимой работой, с чего начинал автобизнес, как пережил банкротство и чего хочет теперь.

«Я начал задумываться: либо пойти в пресс-службу какого-то ведомства на зарплату среднюю или выше среднего, либо заниматься бизнесом»

«Поменять призвание — страшная вещь»

— Почему ты принял решение заняться бизнесом?

— Сначала я пошел в журналистику, работа нравилась, потом женился. Появилось понятие семейного бюджета. Жена работала стоматологом, я — корреспондентом, оба интеллигенция. Журналисты всегда должны быть голодные, врачи у нас все время бедные и крайние. Я начал задумываться: либо пойти в пресс-службу какого-то ведомства на зарплату среднюю или выше среднего, либо заниматься бизнесом. Когда уходил с телеканала, руководство говорит: «Тебе чего не хватает? У тебя 15 минут в прайм-тайм». А мне просто денег не хватало. Не вывезти семью, работая журналистом. Отказываясь от призвания, крепко думайте. Я плакал, когда уходил, жена — тоже. Вопрос стоял так: потерять то, что нарабатывал годами, и встать на неизвестную дорожку, где с точки зрения стабильного дохода было непонятно. Можно уйти на другую работу, но призвание поменять... я не знаю, сколько раз можно. Это страшная вещь.

«Все пацаны играют в машинки. И автосервисная тема раньше была очень крутая. У меня были амбиции открыть большой сервис, но уже одному железному гаражу, который взял в аренду, чтобы ремонтировать карбюраторы, был рад» «Все пацаны играют в машинки. И автосервисная тема раньше была очень крутая. У меня имелись амбиции открыть большой сервис, но уже одному железному гаражу, который взял в аренду, чтобы ремонтировать карбюраторы, был рад»

Покрасил гараж в желтый — назвал компанию «Апельсин»

— Почему машины?

— Все пацаны играют в машинки. И автосервисная тема раньше была очень крутая. У меня имелись амбиции открыть большой сервис, но уже одному железному гаражу, который взял в аренду, чтобы ремонтировать карбюраторы, был рад.

— Сколько вложено денег?

— Нисколько. Этот железный гараж мы пенопластом обшили, покрасили желтой краской, которая там была, поэтому название первого автосервиса — «Апельсин».

— Тот гараж сколько лет работал?

— Год-два. Раньше в Казани были группировки. Такие вот ребята открыли шиномонтаж и приезжали ко мне за карбюраторами. Платили нормально, не было с ними проблем. И один предложил в аренду шиномонтаж. Это было на соседней улице, я посмотрел — новое все. Друзья отговаривали: «Не связывайся, это бандиты». Но, во-первых, не бандиты, а предприниматели, а во-вторых, они предлагают аренду по очень интересной цене. Я взял и качнул, заработал себе на Daewoo Espero, первую серьезную машину.


— Какой следующий шаг ты сделал?

— Мы взяли помещение на овощебазе и открыли там кузовной центр. Пришлось маму уговаривать, чтобы она заложила бытовую технику из дома. По прошествии 10 лет я спросил, как она вообще подписалась на это. Она ответила: «Я видела, как у тебя глаза горят. Даже если бы ошибся, ты получил бы опыт, а мы бы поменяли бытовую технику». Если спросишь, сделал ли я бизнес без поддержки родителей, — нет. Они помогли.

— Что ты понимал лучше других? Почему все, чем ты занимался, приносило деньги?

— Может быть, я больше всех хотел, чтобы у меня был лучший в городе кузовной ремонт. Платформа любого малого бизнеса — это люди и маркетинг. Если вы пытаетесь чем-то заниматься, не разобравшись в сути этих двух вещей, то на каком-то этапе вас ждет провал. Ты должен быть лучше, чем все остальные. Когда мы говорим про первые шаги, маркетинг в продвижении собственной продукции важнее, чем персонал. Сначала ты сам себе режиссер, сам себя должен мотивировать, пока не будет результата. Это маркетинг. Если не понимаешь маркетинг, отдал кому-то на продвижение и там тебе показали плохой результат, ты начинаешь сомневаться в продукции, себе, маркетинге — и там встает вопрос, есть ли у тебя силы на второй, третий рестарт. В персонале нужно разбираться, когда ты хочешь что-то делегировать. Если нас будет двое, мы больше будем производить? Где мне взять второго человека, что мне делать с этим сотрудником, как научить, как делегировать, как мотивировать, как с ним прощаться?

«Помню, собрал всех ребят (человек 60 нас тогда работало) и говорю: «Я не могу платить вам заработную плату в полном объеме, но хочу сохранить компанию. Тех, кто может себе позволить остаться работать, прошу не уходить»

«С каждой машины по 2 ПРОЦЕНТА — и я буду мегабогатым человеком»

 — После кузовного ремонта какой важный этап был в твоем бизнесе?

— 2006 год. Развивался вторичный рынок. Появился оборот подержанных автомобилей. Раньше люди приезжали на авторынок, покупали кулек семечек, брали пирожок и продавали свою машину. Или через газету «Из рук в руки». Она пухла на глазах, это значит, что у людей становилось очень много имущества и они хотят его продать. Такой объем может реализовать только профессионал. Я прикидывал, какую маржу можно делать на каждом автомобиле. Даже если 10 процентов и с этого объема я возьму хотя бы 2 процента, то буду мегабогатым человеком.

— Что ты сделал?

— Звонил по объявлениям, говорил, дескать, мы продаем автомобили с пробегом, хотим взять вашу машину на комиссию. Из 10 объявлений по двум беседовали со мной конструктивно. Решил, что бизнес можно запускать. Взял в аренду 10 машино-мест на многоэтажном паркинге, попросил друзей пригнать свои автомобили, приклеил на них ценники. Приезжали люди, я говорил, что это автосалон, можем помочь выгодно продать транспортные средства с пробегом. Люди ставили машины на комиссию.

— Долго был у тебя паркинг на 10 машино-мест?

— Уже через 30 дней я взял еще 20, а потом еще 40. Парковка начала приносить деньги. Не верилось, что со мной это может происходить. 

— До 2008 года у тебя были только арендованные площади?

— Я купил в кредит этаж на паркинге, отдал 30 процентов суммы, цена составляла 60 миллионов или 80. Сделку мы оформили в июне — я был счастлив. И в ноябре произошел большой финансовый кризис. Продажи автомобилей выключило в ноль, а у меня платеж 1,5 миллиона в месяц.

— После этого было банкротство? Что ты делал в тот момент?

— Спасал компанию. Тут главное — не сойти с ума. Помню, собрал всех ребят (человек 60 нас тогда работало) и говорю: «Я не могу платить вам заработную плату в полном объеме, но хочу сохранить компанию. Тех, кто может себе позволить остаться работать, прошу не уходить. Возможно, в ближайшие полгода я не смогу платить вам 100 процентов зарплаты, гарантирую только 50 процентов. Вторую половину планирую вернуть через 6 месяцев. Но при этом с уверенностью не могу ответить, что вообще будет через 6 месяцев. Каждый должен взвесить сам». Процентов 60 коллектива не смогли согласиться с такими условиями оплаты труда — это нормально. И так потихоньку назад стали возвращать все. 

«Спорт помогает не только в бизнесе, но и в жизни. У тебя что-то из жизни ушло, появилось пустое место, его нужно чем-то заменить. Можно дурью какой-то, а можно загрузить себя по полной программе — знаниями или физически»

Кризис — в голове

— Как я понимаю, ты в спорте нашел для себя какие-то решения.

— Спорт помогает не только в бизнесе, но и в жизни. У тебя что-то из жизни ушло, появилось пустое место, его нужно чем-то заменить. Можно дурью какой-то, а можно загрузить себя по полной программе — знаниями или физически. Все, что делается, должно быть направлено на восстановление в прежнее состояние. Действия, которые я совершал до кризиса, давали результат и будут приносить после кризиса. Задача — пережить этот этап. Я плотно занялся спортом. Опять поверил в себя. Появилась внутренняя энергия, ощущение, что ты сам можешь расширить границы пространства. И закончился кризис в голове.

— В стране сколько он был?

— У кого как, у кого-то до сих пор. У меня год-два.

— У тебя был страх, что безденежье может продлиться очень долго?

— Не до конца было понятно, где финиш у этого состояния. И больше всего стыдно было перед родителями. Они самые главные инвесторы в твое будущее, они каждый день тебя выхаживают, постепенно ты даешь результат, а потом проваливаешься. Представляешь, какой шок для них. Я старался, чтобы мама ничего не узнала, но это было неизбежно, всегда есть «добрые» люди.

«Мы поняли, что в России есть несколько уникальных и простых вещей. И, как всегда, самое простое становится самым сложным» 

«Продавая франшизу, ты добровольно снижаешь прибыль в 20 раз»

— 2014 год. Создание бренда «Автосеть.РФ». Зачем было нужно это название? Какие цели преследовались?

— В 2014 году мы чувствовали себя на рынке более уверенно, захотелось не только денег, но и каких-то более сложных задач. Я подумал, что надо создавать федеральный проект по продаже автомобилей с пробегом. Выходить с брендом «Апельсин»? Это название как для овощебазы, не отражает сути работы. В то время стали популярны бренды-домены — так и запустил «Автосеть.РФ».

— Ставка на что была сделана?

— Когда мы начали думать, какие у нас могут быть преимущества перед локальными игроками, то поняли, что в России есть несколько уникальных и простых вещей. И, как всегда, самое простое становится самым сложным. Я хотел делать бизнес на разнице цен — везде есть региональные особенности, мода, но ставка не сработала. Как было: мы видим машину в Новосибирске и везем ее сюда. А можно купить авто в Новосибирске и там же ее продать, без доставки, поэтому мы открываем сейчас свои площадки. Сейчас в России компаний, которые могут работать с большим объемом автомобилей с пробегом, немного — до 10 игроков. До сих пор многие организации считают продажи машин с пробегом второстепенной услугой, основной является реализация новых. Они бьются за копейки с конкурентами, им приходится свою маржу так пилить, что плачут, но все равно снижают стоимость.

— Расскажи о планах на 2020 год. Будешь продавать франшизы?

— Нет особых планов. Франшизы — самая маленькая точка прибыли в нашей компании. Весь бизнес делают только собственные подразделения. Когда молодежь пытается масштабироваться с помощью франшизы, у меня всегда появляется вопрос, для чего это нужно. Если вы хотите за счет этого увеличить свою прибыль, то подобное маловероятно. Вы за счет франшизы увеличиваете лишь зону ответственности. При этом с прибыли вам платят 3–5 процентов, то есть ты умышленно свою прибыль уменьшаешь в 20 раз. Если хочешь развиваться и действительно расти за счет прибыли, то надо привлекать партнеров, инвесторов, банки.

«Прибыль — 50 млн в год при хорошей работе можно делать. Открыть его — 2 млн долларов и 1,5 на оборотный капитал. Крепких парней в этом бизнесе много» (На фото международная четвертая ежегодная автоконференция Used Cars Conference от Автосеть.РФ) «Прибыль в 50 млн в год при хорошей работе можно делать. Открыть его — 2 млн долларов, 1,5 — на оборотный капитал. Крепких парней в этом бизнесе много» (На фото международная четвертая ежегодная автоконференция Used Cars Conference от «Автосеть.РФ»)

Поколению 90-х не осталось территории

— Ты занимался всегда подержанными автомобилями и в какой-то момент решил взяться еще за новые. Зачем?

— Это возможность стать крепче в автомобильном бизнесе. В данной сфере у брендов все поделено на территории. У нас в Татарстане имелась пара свободных пятаков, где можно было заняться, и я решил туда идти, пока свободно. Потом будет невозможно. В дилерском бизнесе нельзя открыть два магазина подряд, не стоит открывать два салона в одном небольшом городе. В Альметьевске и Нижнекамске, где 300–400 тысяч населения, наши дилерские центры — монополисты. Задача — оперативно открыть центр.

— Сколько может приносить дилерский центр в таком городе?

— Прибыль в 50 миллионов в год при хорошей работе можно делать. Открыть его — 2 миллиона долларов, 1,5 — на оборотный капитал. Крепких парней в этом бизнесе много. Мы еще догоняющее поколение, в основном там игроки в возрасте, с опытом, хорошими связями. В Закамском регионе мы самая молодая компания.

— Как молодому предпринимателю столько заработать?

— Я очень люблю это дело. Буквально мечтал открыть автосалон, спать ложился, засыпал, вскакивал, записывал очередную бредовую идею, утром все выкидывал и шел работать. Когда ты заявляешь, что хочешь заработать побольше, то не говоришь, что хочешь заняться любимым делом.

Канал Руслана Абдулнасырова на YouTube, серия про бизнес здесь

«Инстаграм» Абдулнасырова @ruslan_abdulnasyrov

На правах рекламы

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (8) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.11.2019 12:20

    Успехов вам!

  • Анонимно
    5.11.2019 15:11

    Верно, когда загораешься идеей, надо идти до конца!

  • Анонимно
    5.11.2019 20:56

    страна перекупов,никто ничего делать не хочет,а блогер кто такой?

    • Анонимно
      6.11.2019 10:31

      Ну не перекупов уж такие салоны полезны, другое дело оставлять авто на комиссию и ждать не много не понимаю в чем разница самому продавать через агрегаторов.

  • Анонимно
    5.11.2019 21:38

    Руслан вы заряжаете энергией!

  • Анонимно
    5.11.2019 22:23

    Интересный комментарий по поводу франшизы. Кстати вы купили франшизу по обшивке балконов, можете поделиться успехами?

  • Анонимно
    6.11.2019 10:11

    Молодцы

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль