Политика 
6.11.2019

Итоги Великого Октября: плохие исполнители или «спецоперация» Запада?

Булат Султанбеков уверен, что распад СССР не означает ошибочности идей социализма, а «реанимация» Маркса и Ленина уже происходит

По просьбе «БИЗНЕС Online» своими размышлениями накануне годовщины революции делится с нашими читателями известный казанский историк, профессор Булат Султанбеков. О чем нам говорят вновь закрывающиеся архивы, что думал об упразднении республик Владимир Ленин и почему для Иосифа Сталина национальная политика была «игрой в независимость».

7 ноября 1917 года (25 октября по старому стилю) произошло событие, которое долгие годы, вплоть до начала лихих 90-х, называли Великой Октябрьской Социалистической революцией. Сегодня это определение потихоньку вытесняет термин «Октябрьский переворот», который впрочем, использовали и многие видные большевики в первое время после него «7 ноября 1917 года (25 октября по старому стилю) произошло событие, которое долгие годы, вплоть до начала лихих 90-х, называли Великой Октябрьской социалистической революцией. Сегодня это определение потихоньку вытесняет термин «Октябрьский переворот», который впрочем, использовали и многие видные большевики в первое время после него» Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь», 1928 год. Фото: © РИА «Новости»

ЭЙНШТЕЙН О СОЦИАЛИЗМЕ: «ВЫ ПРОВОДИТЕ ЭКСПЕРИМЕНТ В ОТВРАТИТЕЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ»

7 ноября 1917 года (25 октября по старому стилю) произошло событие, которое долгие годы, вплоть до начала лихих 90-х, называли Великой Октябрьской социалистической революцией. Сегодня это определение потихоньку вытесняет термин «Октябрьский переворот», который впрочем, использовали и многие видные большевики в первое время после него. Он явился началом самого грандиозного политического эксперимента XX века, существенно изменившего социальный облик планеты, — попыткой построения социализма, а затем и коммунизма, как было объявлено вначале Владимиром Лениным и Львом Троцким, во всем мире, а потом по предложению Иосифа Сталина, мыслившего менее масштабно, но более реально, ограничились одной отдельно взятой страной. Этот эксперимент продолжался до 1991-го, были достигнуты немалые успехи в ряде отраслей, особенно индустриальных и социальных, но закончилось все катастрофической неудачей, последствия которой мы ощущаем до сих пор.

Но вернемся в начало 20-х годов прошлого века.

По словам Анатолия Луначарского (российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед, академик АН СССР, с октября 1917 по сентябрь 1929 года — первый нарком просвещения РСФСР), когда они с Альбертом Эйнштейном обсуждали проблемы развития науки и разговор перешел к общему состоянию страны, великий физик сказал: «Я экспериментатор и с этой точки зрения отношусь к гигантскому эксперименту построения социализма, поставленному в вашей стране. Вы проводите эксперимент в отвратительной лаборатории при чрезвычайно тяжелых условиях. Если он не удастся, это не означает невозможности социализма вообще, но если получится, то доказательство абсолютное».

Так великий ученый оценивал обстановку в СССР того периода. Похоже, что он был о ней неплохо осведомлен. Например, именно Эйнштейн впоследствии порекомендовал одному из самых талантливых своих учеников Мирону Матисону переехать из Польши в СССР, и тот создал в Казанском университете кафедру теоретической физики (подробнее на «БИЗНЕС Online»).

События 1990-х, которые привели к распаду СССР и ликвидации КПСС, показали, что или классики ошибались, или экспериментаторы не имели достаточной квалификации. Высказываются и суждения, что все это, возможно, было результатом хорошо спланированной «спецоперации» Запада. Оценки данного события, нередко называемого самой большой геополитической катастрофой конца века, до сих пор кардинально расходятся и вызывают бурные дискуссии. На мой взгляд, Эйнштейн был прав в главном: распад СССР не означал ошибочности марксистской теории в целом. Об этом свидетельствует и рост популярности таких идей в несколько трансформированном виде в современном мире, даже в самых «благополучных» странах. Капитализм в его классическом варианте терпит крах (что признают и ряд западных лидеров, в частности президент Франции Эмманюэль Макрон), и начались поиски реального и эффективного выхода из мирового кризиса. Отсюда и массовые протесты против глобализации, за увеличение социального компонента во внутренней политике многих государств, в частности в Латинской Америке, и весьма успешные в Скандинавии и даже США. Но сейчас происходит и многое другое, серьезно дестабилизирующее политическую обстановку даже в развитых государствах. Словом, началась довольно успешная «реанимация» ряда идей Маркса и Ленина.

Думаю, много положительного революция 1917 года принесла не только нам, но и Европе и остальному миру. Глядя на то, что происходит в России, капиталисты начали понимать, что надо «делиться», иначе можно все потерять. С другой стороны, была и трагическая судьба многих наших крупных талантливых предпринимателей. Из казанских назову Алафузовых, Петра Щетинкина, братьев Крестовниковых и др. А ведь на фоне того, что у нас творилось в лихих 90-х, эти Стахеевы, Алафузовы, Яков Шамов и прочие кажутся просто аскетами. Иван Алафузов народу театр построил, Крестовниковы — дешевое жилье для своих служащих и рабочих, Шамов — лучшую в Поволжье больницу с современным оборудованием и даже первым в Казани лифтом и так далее.

И второе. До начала Великой Отечественной войны мы, говоря об экономическом росте страны, всегда сравнивали ряд показателей, особенно по зарплате многих категорий служащих и рабочих, с 1913-м. То есть этот уровень являлся для нас своего рода эталоном, которого мы стремились достичь. В 1913 году зарплата квалифицированного рабочего в России была почти самой высокой в Европе, уступая только чуть-чуть двум самым развитым странам.

Мне недавно дали книгу, читателям многое скажет фамилия автора — Чубайс. Но это Игорь Борисович — его старший брат и антипод почти во всем, профессор, доктор философских наук. Он недавно написал очень интересный труд «Русская история, беседы о смыслах. Новая концепция — без мифов и „белых пятен“». Там можно найти много довольно-таки эпатажного, общий смысл которого сводится к полному отрицанию необходимости революции (в аннотации к книге говорится, что, скорее всего, за откровенность «автора заклеймят русофобом и иностранным агентом, но именно тотальное историческое невежество, которое господствует в современной России, является почвой, из которой вырастает самая отвратительная власть, только ясная память защищает от повторения ошибок»).

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА КАК МНОГОХОДОВАЯ ОПЕРАЦИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Предтечей обеих революций 1917 года стала Первая мировая война, которая началась 1 августа 1914-го, когда Германия официально ее объявила России. До сих пор идет дискуссия, насколько нужно было участие в ней для России. Часть историков склоняются к мнению, что это хорошо спланированная многоходовая операция Великобритании по разгрому своего главного конкурента — Германии, а также динамично развивающейся России, начинавшей угрожать ее интересам на востоке и в первую очередь в Индии. Значительную роль в том сыграло английское лобби, имевшее влияние на императора Николая II и его окружение. Заметим, что англичане потом предали царя. Александр Керенский готов был передать Николая с семьей Великобритании, король которой был родственником императора, в случае, если за последним пришлют корабль в Мурманск. Но тот уже стал для нее мавром, который свою роль выполнил и может, а точнее должен, теперь уйти. Его и ушли не без косвенного содействия Великобритании. Большевики в случае решительного требования англичан удерживать царя и семью не стали бы.

Судя по материалам секретного архива, Ленин и Яков Свердлов после обсуждения на заседании ЦК РКП (б) 19 мая 1918 года судьбы царя (в документе семья не упоминается) в течение почти двух месяцев затягивали решение этого вопроса. Одним из главных аргументов являлось то, что в ЦК нет пока единого мнения по поводу требования эсеров об открытом и гласном суде над императором. Но англичане интереса к его судьбе не проявили, дальнейшее известно. Тогда и появились мифы о секретной поездке осенью 1918 года, в разгар Гражданской войны, Феликса Дзержинского и секретаря ВЦИК Варлаама Аванесова (Сурен Карпович Мартиросов/Мартиросян — советский государственный деятель армянского происхождения) в Швейцарию с «отчетом о выполненном задании» и требованием оплаты за него. Поездка эта действительно была, но никакого отношения к судьбе царя не имела. Однако данный миф, как и другие, связанные с судьбой царской семьи, до сих пор муссируется в некоторых «исследованиях», особенно тех, что имеют желтоватый оттенок. В наше время при чтении некоторых интерпретаций убийства царя и семьи, вплоть до «ритуального», поневоле вспоминаешь слова Владимира Высоцкого: «Я ненавижу сплетни в виде версий».

КАК ЛЕНИНУ ПРИШЛОСЬ ОПРАВДЫВАТЬСЯ ЗА «ПОРАЖЕНЧЕСТВО»

Наиболее интересным современным исследованием по этой теме многие считают книгу Геннадия Кудия «Первая мировая война и Россия. Мое понимание». Его точку зрения, что война противоречила интересам России, в конечном счете погубила империю и ввергла страну в хаос и смуту революций и Гражданской войны, разделяет и автор.

В этой связи напомню, что многие годы безоговорочно одобрялась позиция большевиков с их лозунгом «поражение собственного правительства». В советской историографии и популярной литературе их одобрительно именовали «пораженцы», а меньшевиков и эсеров, считавших, что революционную борьбу надо приостановить до окончания войны и участвовать в защите Отечества, осуждали как «оборонцев», которые пошли на сделку с царизмом. Слово «оборонец» стало у большевиков политическим ругательством. В свою очередь власти «пораженчество» пытались сделать синонимом предательства и принимали соответствующие, но весьма мягкие меры, одной из которых стал арест и ссылка большевиков – депутатов IV Государственной Думы в Сибирь с выплатой пособия на прожитие. Полагаю, что, если в любой воюющей стране партия или ее деятель призывали бы к поражению собственного правительства (читай государства), это сочли бы госизменой, не вдаваясь в мотивы такого призыва, с весьма суровым наказанием, без всяких пособий на прожитие.

Ленин, понимая двусмысленность этого лозунга, но находясь вне опасности в эмиграции, в 1914–1915 годах опубликовал целый ряд работ с объяснением и оправданием понятия «пораженчество». Так, например, в статье «О поражении своего правительства в империалистической войне» он высказывал точку зрения, что революционный класс в реакционной войне не может не желать поражения собственному правительству. И это аксиома. Заодно попало и Троцкому с Карлом Каутским, по мнению Ленина, недостаточно активно поддержавшим данную аксиому. Сейчас, когда знаем о случившихся вскоре трагических событиях 1917–1920 годов, лозунг выглядит как минимум сомнительным, если не аморальным. Это понимал и Ленин, которому несколько раз пришлось оправдываться, говоря, что «пораженчество» не равносильно поддержке германского империализма, а его призыв адресован социал-демократическим партиям всех воюющих стран и в первую очередь немецких. Не осуждал он и личного участия большевиков в боевых действиях на фронте и даже с гордостью называл впоследствии имена товарищей по партии, имевших боевые награды.

Замечу, что ряд большевистских руководителей Татарии 1920-х годов — Микдат Брундуков, Махмуд Будайли, Рауф Сабиров — и некоторые другие были фронтовиками, имели ранения и боевые награды. Кстати, в годы войны из мусульманских подданных России в массовом порядке в армию мобилизовывали только татар и башкир. Общее количество их, по различным оценкам, составляло от 800 тыс. до миллиона человек. Остальные мусульманские народы по закону были невоеннообязанными, привлекались только к тыловым работам вдали от линии фронта, но могли воевать добровольцами, в частности, такой являлась так называемая дикая дивизия из уроженцев Северного Кавказа и знаменитые храбрые кавалеристы, туркмены – текинцы генерала Лавра Корнилова.

Одно время популярна была версия подготовки революции большевиками на «деньги кайзера». Очевидно, какие-то тактические соображения у немцев действительно имелись, равно как и влияние на некоторых большевистских лидеров. Но по большому счету все являлось использованием революционных партий и движений втемную в интересах воюющих государств обоих лагерей. Документально это не фиксировалось, или бумаги были уничтожены. Что касается итогов Первой мировой войны, принципиально важно, что сейчас на самом высоком государственном уровне признано наконец-то то, о чем давно уже говорили в обществе: «Эта победа была украдена у страны. Украдена теми, кто призывал к поражению своего Отечества, своей армии, сеял распри внутри России, рвался к власти, предавая национальные интересы». Понятно, что подобное — в первую очередь оценка позиции большевиков и их временных союзников в 1917 году, левых эсеров, впоследствии жестоко поплатившихся за политическую наивность от рук своих «союзников». Их последний лидер, знаменитая Мария Спиридонова была расстреляна 11 сентября 1941 года по приказу Лаврентия Берии, инициированному Сталиным.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В «МЕЛКИЕ РЕСПУБЛИКИ»

Удалось мне поработать и в архивах политбюро ЦК КПСС и КГБ СССР, в которых сегодня снова кое-что закрыли. Гумер Усманов, который тогда занимал пост секретаря ЦК КПСС и заместителя Михаила Горбачева в российском бюро ЦК, то есть был одним из ведущих руководителей страны, оказал мне большую поддержку при работе в этих архивах. Он сказал тогда: «Записывай все, в особенности то, что касается республики и обстоятельств ее образования, а не только про Султан-Галиева». «Дело Султан-Галиева» являлось основной целью моей московской командировки по поручению первого секретаря обкома КПСС Минтимера Шаймиева. Там много было интересного и неожиданного из того, что касается образования ТАССР. Ее 100-летие будет отмечаться в следующем году.

В архивах, учитывая усмановский совет, много чего нашел, зафиксировал и думаю написать к этому юбилею статью или даже небольшую книжку с условным названием «Образование республики: сцена и закулисье». Вот только один пример, выписал слова: «Ни то ни се, а черт знает что!». Кому хлесткая фраза могла принадлежать и по поводу чего сказана? Я бы тоже затруднился ответить, если бы меня о таком спросили до знакомства с источником. А это — слова Ленина, которые он произнес, когда ознакомился с тем, как идет процесс образования Татарской республики, добавив к ним нелестную характеристику двум крупным деятелям, занимавшимся данной работой. Фраза даже просится в какой-нибудь заголовок материала о некоторых современных делах в области нацполитики и языка. Владимир Ильич был иногда крут и в выражениях не стеснялся. В иных сборниках даже некоторые его слова отредактированы. Так, в одной книжке рукой Ленина на полях написано: «Это типичное меньшевистское ***».

Продолжая тему образования ТАССР, нужно вспомнить выступление представителя Марийской автономной области Ивана Петрова на знаменитом IV совещании ЦК РКП (б) по нацвопросу в 1923 году. Он сообщил, что инструктор ЦК РКП Николай Кубяк (советский государственный и партийный деятель, председатель Всесоюзного совета по коммунальному хозяйству при ЦИК СССР с 1933 по 1937 год) заявил: «Национальная политика нашей партийной жизни никакого значения по существу не имеет, а мы просто работали с декларацией, цель которой — завоевать симпатии широких масс». Никто из присутствующих членов политбюро, включая Сталина, не «дезавуировал» подобную оценку национальной политики. Лишь Троцкий поинтересовался тем, где это было сказано, и, узнав, что на многолюдном торжественном собрании, покачал головой — то ли как укор за произнесенное, то ли за несдержанность и откровенность в столь большой аудитории. Учитывая, что Кубяк входил тогда в число ближайших соратников вождя, есть все основания полагать, что это «сенсационное» заявление — мнение самого Сталина. Ряд документов, опубликованных в 1990-е годы, подтверждает такую версию.

Наиболее откровенное признание декларативного характера национальной политики того времени содержится в письме Сталина, направленном в ответ на записку Ленина 22 сентября 1922 года. В нем он подробно излагает свой взгляд на данные проблемы. Вот один их фрагментов этого «момента истины»: «За четыре года Гражданской войны, когда ввиду интервенции вынуждены были демонстрировать либерализм Москвы в национальном вопросе, мы успели вырастить среди коммунистов, помимо своей воли, настоящих и последовательных социал-независимцев, требующих настоящей независимости во всех смыслах и расценивающих вмешательство ЦК РКП как обман и лицемерие со стороны Москвы». Далее следует еще более откровенный пассаж: «Молодое поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказывается понимать как игру, упорно признавая слова о независимости за чистую монету, и так же упорно требуют от нас проведения в жизнь буквы конституции независимых республик».

Так что Кубяк просто озвучил точку зрения Сталина. В цитируемом письме практически содержится изложение основ национальной политики партии и государства, в которой ведущее место занимала, как ее назвал Сталин, «игра в независимость». Жертвами своих иллюзий, что официальная национальная политика отражает реальные взгляды руководства партии, а не является игрой, стали Мирсаид Султан-Галиев и десятки других лидеров республик. Впрочем, некоторые из них еще в 1920-е годы, осознав реальность национальной политики как популистской декларации, уже начали высказывать сомнения в необходимости сохранения главного компонента этой игры — республик.

Так, бывший предсовнаркома АТССР Сахибгарей Саид-Галиев, снятый коммунистами республики со своего поста за перегибы с продразверсткой в голодающей республике, но затем «спасенный» Сталиным путем перевода на ту же должность в Крым, в записке Ленину 18 июля 1921 года спрашивал, «необходимо ли существование мелких автономных республик Российской Советской Федерации вообще и в частности существование Татарии». Но, получив на этот провокационный вопрос короткое и сухое «да», не успокоился и продолжал «активно сомневаться» в необходимости «мелких республик» и в одном выступлении на весьма авторитетном совещании с участием нескольких членов политбюро незадолго до образования СССР предлагал им «самоупразднение» республик и превращение в административные области, начав список кандидатов с Крымской и Татарской республик. Характеризуя его записку, Троцкий на печально знаменитом IV совещании в 1923 году говорил, что он своими вопросами буквально «доводил» Ленина до признания своей правоты, но тот устоял и не согласился с его фактическим предложением упразднить «мелкие республики».

Ряд документов содержит факты, о которых мы не догадывались или их даже невозможно было представить. В частности, новые сведения о загадочном самоубийстве Бориса Савинкова, как было официально заявлено, в состоянии крайнего аффекта и гнева.

«В ИСТОРИИ НЕТ ЛИШНИХ СТРАНИЦ И СОСЛАГАТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ»

Когда работаю с подобными документами, нередко вспоминаются строки Николая Глазкова (советский поэт и переводчик, основоположник «самиздата»):

Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый, век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.

В отличие от поэта, который честно сознался в своей не всегда «спортивной» форме, я работал не под, а за письменным столом. Компьютер, подключенный к интернету, существенно облегчает доступ к необходимой информации. Кроме того, в моем распоряжении имеется масса выписок из самых секретных архивных фондов, куда я имел доступ в 1990-е годы, о чем рассказал выше. Но при взгляде на историю XX и начала XXI веков все почти как у Глазкова: очень интересно, но нередко и весьма печально. Добавлю, что сейчас мы получили возможность во многом по-новому осмыслить, казалось бы, намертво вписанные в историю факты, события и оценки людей. Этому помогают не только рассекреченные документы, но и общая атмосфера свободы высказывать свои мысли о прошлом, да и о настоящем тоже.

Ряд документов и другие источники, в том числе и воспоминания, являются поистине сенсационными и проливают дополнительный свет на важнейшие события в истории советского государства. К сожалению, многие из них не вселяют оптимизма, а скорее созвучны со строками Глазкова. Но такова наша история, в которой, как говорил патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «нет лишних страниц», отсутствует в ней и сослагательное наклонение. Завершая тему, скажу, что, хотя время сняло с Ленина нимб непогрешимости и гениальности во всем и вся, впрочем, как и со многих других кумиров недавнего прошлого во всем мире, ряд его идей и практических дел не потерял актуальность и в XXI веке. В частности, необходимость и возможность придания человеческого облика капитализму (что, как уже сказано, осуществлено в Скандинавии), особенно важность принципов федерализма как основы процветания многонациональной и многоконфессиональной державы, каковой является и современная Россия.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (84) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.11.2019 10:04

Чушь не пишите. Те, кто жил при. Позднем СССР теперь понимают, что жили почти при коммунизме. Но мы, дураки, не ценили своего счастья - великолепного образования, медицины, безопасности, науки; страны, где все во имя человека и его развития. Пожив при капитализме, где все создано только для блага и удовольствий 10 процентов активных людей, нет сомнений, что будущее человечества - это коммунизм.

  • Анонимно
    6.11.2019 09:28

    Какая ещё реанимация? Пока мы тупо долбили учения Маркса и Ленина, у них научная мысль пошла дальше. Появились десятки новых философов и экономистов, которые переосмыслили содержание капитализма. Что дало им возможность развиться эволюционно!
    Говоря, что реанимация Маркса и Ленина происходит, не забывайте, что основное в нем - это классовая борьба и насилие одного класса над другим. Чего нет и не будет в мировых масштабах. Хоть кто-то из миллиардеров вякнул, что капитализм мёртв, свои миллиарды он не бежит сдавать.
    К Марксу на западе относятся с иронией: наивный философ, придумавший чушь, на которую повелись русские. Но там ему нет ни улиц, ни памятников. Основное его заблуждение - тотальное убеждение в постулатах. Что только так и иначе не может быть, потому что мы верны. Этим же путём пошёл Ленин, добавив в методы отказ от плюрализма, только мы верны. За ними ринулись все коммунисты, превратив учение в догмы. А мир пошёл другим путём, и оказались на обочине мировой экономики и цивилизации. А в начале цепи стоял Маркс.

    • Анонимно
      6.11.2019 09:48

      Да, там глубоко переосмыслено все, что касается Маркса, и его считают последователем школы немецкого идеализма, как бы странно это не звучало. Потому что впереди практики он, Ленин, коммунисты поставили идею. Под которую потом подвёрстывавший реальность. И ничего не получалось. Ни с военным коммунизмом, ни с мировой револбцией, которая неизбежна, ни с экономикой, которая без частной торговли и прибыли превратилась в экономику дефицита и очередей. Оказалось, что регулирование экономики государством ВСЕГДА неэффективно! Потому что оно не рискует, как частник, конкурируя и развиваясь.

      • Анонимно
        6.11.2019 10:05

        В современной России единственное, что спасает народ - это элементы капитализма. Можно пойти и заняться торговлей, что-то заработать.

        • Анонимно
          6.11.2019 11:04

          Основной элемент капитализма - это эксплуатация человека человеком.

          • Анонимно
            6.11.2019 12:41

            Экономика должна быть рыночная, а не административной, как была у нас. А все остальное приложится, типа корпораций в Японии, особенно семейные; кооперативы и многое, где собственность строится на равных условиях, без эксплуатаций одних другими.

          • Анонимно
            6.11.2019 21:21

            А смысл жизни Льва - есть антилопу. И что собираетесь предпринять?

        • Анонимно
          6.11.2019 13:13

          Чтобы продать что-то нужно
          1. это что-то сначала произвести (или хотя бы найти/украсть).
          2. чтобы это было нужно кому-то другому обладающему средствами для покупки.
          Если эти 2 условия не совпадают, то ничего продать невозможно.

          • Анонимно
            6.11.2019 14:16

            А вы что хотите, чтобы вам всё было на шару. Такого не бывает, всегда, что бы что то продать, надо что то сделать и предложить.

          • Анонимно
            6.11.2019 19:13

            Можно что-то где-то купить подешевле, а потом найти того кому это что-то, продать по дороже.

    • Анонимно
      6.11.2019 11:07

      К сожалению , оппонентами Султанбекову выступают не мыслители, а недоучки подобно данному автору. Он даже не понял стержневые мысли статьи о социальном равенстве и равенстве прав народов. А традиционный обвинительный треп о времде учения Маркса и Ленина идет от дилетантов, которые не читали их труды и пользуются набором штампов тех, кто является их оппонентами в силу своей классовой позиции.

      • Анонимно
        6.11.2019 19:36

        Обозвали своих оппонентов профессионально.
        Но что можете сказать по существу?

      • Анонимно
        6.11.2019 21:22

        Речь, достойная комсорга, не выше.

  • Анонимно
    6.11.2019 09:50

    А где в статье упоминаются исполнители Хрущев, Горбачёв, Яковлев, Шеварнадзе? Ах, да, Яковлев, например, признанный агент ЦРУ как и Шеварнадзе.

  • Анонимно
    6.11.2019 09:56

    //Булат Султанбеков уверен, что распад СССР не означает ошибочности идей социализма, а «реанимация» Маркса и Ленина уже происходит...//

    Можно и согласиться с подобными утверждениями, если принять во
    внимание, что в своей первооснове Иисус Христос - как прообраз
    будущих "социалистов-коммунистов"!

    • В Аду ли он, с Земли не видно,
      Возможно, что на небесах.
      Почти столетье безобидно
      Живёт Ильич не при делах.

      Газет давно уж не читает,
      Доставка стала дорогой,
      Компьютер только выручает,
      Чтоб в курсе жизни быть земной.

      Предмет особого вниманья
      Была Россия у него.
      Однако, разочарованье
      В ней с каждым годом всё росло.

      Ночами сидя в интернете
      Не раз пришлось ему читать,
      Что хуже нет его на свете
      И надо бы земле предать.

      Детей пугают большевизмом,
      Клянут 7-ое ноября.
      Кончать пора, мол, с атеизмом
      И самодержца свергли зря.

      Зовут царя вернуть на место,
      Уже подобран кандидат.
      Из одного с Дзержинским теста,
      Такие нынче нарасхват.

      Бесчисленные борзописцы
      Гипертрофируют террор,
      А богатеи - кровопийцы
      Имеют славу и фавор.

      Они страну разворовали
      И поделили меж собой.
      При этом Запад проклинали
      Пропагандисты все гурьбой.

      Россию вновь никто не любит,
      Живёт в осаде как тогда.
      Похоже, что враньё погубит
      Завоеванья Октября.

      А делать, что Ильич не знает,
      Пришли другие времена.
      Но с любопытством наблюдает
      Куда же катится страна…

    • Анонимно
      6.11.2019 11:52

      Насчет Христоса, мафусаил кпрушников сказал,что будь он жив,шагал бы вместе ними в одной колонне.Забыл товарищ Зю,как Ленин назвал подобное заигрывание с боженькой.Учитыая его ориентацию на РПЦ, не исключаю,что напишет и книгу, типа Евангелие от Геннадия.

    • Анонимно
      6.11.2019 14:47

      Повтор.Вашу идею с Христосом,давно перехватил сам товарищ Зю.Заявивший,что будь он жив, то шагал бы в колонне КПРФ. Учитывая его ориентацию на РПЦ,может и книжку слепить типа: "Евангелие от Геннадия",с ответами на все вопросы современости,в духе церковных канонов. Но РПЦ, вряд ли нужен такой союзник - конкурент.

  • Анонимно
    6.11.2019 09:57

    Это где это Ленин ставил целью придания капитализму облика человечности? У Ленина не было ни одного грамма запроса на общественный консенсус одного класса с другим! Что он и осуществил, истребив всех - помещиков, банкиров, дворян, царя, собственников фабрик и заводов, все институты демократии, которые могли зародить инакомыслие. Он ловко заменил интересы рабочего класса интересами политической партии, якобы представляющей пролетариат. Потом эта партия один раз расстреляет демонстрацию рабочих и много раз будет поймана за руку на злоупотреблениях.

    • Анонимно
      6.11.2019 10:04

      Чушь не пишите. Те, кто жил при. Позднем СССР теперь понимают, что жили почти при коммунизме. Но мы, дураки, не ценили своего счастья - великолепного образования, медицины, безопасности, науки; страны, где все во имя человека и его развития. Пожив при капитализме, где все создано только для блага и удовольствий 10 процентов активных людей, нет сомнений, что будущее человечества - это коммунизм.

      • Анонимно
        6.11.2019 10:58

        Вам бы следовало пожить в Швеции, Дании или Швейцарии, чтобы убедиться насколько был убог казарменный социализм в СССР с его всеобщим дефицитом, коррупцией партноменклатуры и всеобщими примитивными благами, в соответствии с которыми советские граждане имели право на получение очень скромной пайки. При всех недостатках современной России и несомненном ухудшении уровня здравоохранения, образования и науки в ней, следует всё же ориентироваться не на рухнувший и почивший в бозе СССР, а на лучшие страны Западной Европы, Канаду и Австралию, которые сделали правильные выводы из ошибок советского социализма и построили у себя общество, намного более близкое к реальному социализму.

        • Анонимно
          6.11.2019 13:24

          Вы в современной Швеции были? А то впечатление что не были, т.к. иначе не сравнивали бы

          • Анонимно
            6.11.2019 14:51

            Там не надо не бывать, а жить, чтобы почувствовать, как в этих странах работает система соцобеспечения, почти полностью разрушенная в РФ.

            • Анонимно
              6.11.2019 19:43

              Кроме соцобеспечения нужно и другое - духовное здоровье. В Швеции внедрили политкорректность - мигранты насилуют белое население, те ничего сделать не могут. Ювенальная юстиция. Много чего, с чем не соглашусь, как советской человек...

              • Анонимно
                6.11.2019 19:52

                В Казани в месяц насилуют больше, чем во всей Швеции за год. И не только мигранты. Меньше телевизор смотрите!

                • Анонимно
                  7.11.2019 15:12

                  Меньше смотрите телевизор-больше сидите в интернете! Так что ли?

        • Анонимно
          6.11.2019 23:05

          "Передовые страны запада" сделали выводы из успехов СССР, советского социализма.

        • Анонимно
          7.11.2019 12:12

          спасибо, не надо.

      • Анонимно
        6.11.2019 11:19

        да. прошло то меньше 30 лет, а УЖЕ столько вранья!!

        Какой коммунизм Вы там нашли - продукты питания были по КАРТОЧКАМ. 1 (ОДИН) кг колбасы на душу в МЕСЯЦ. И то что продавали под этим названием ник кошки ни собаки не ели. Вечером после работы даже хлеба молока не оставалось.
        Самые простые брюки, рубашки зайти и купить в магазин было не возможно. Люди в очередях бились насмерть обсолютно за все.
        Коммунизм..

        • Анонимно
          6.11.2019 19:22

          Сейчас сколько кг колбасы на душу в месяц Вы едите ? И то что продается в пятерках с магнитами это вообще есть невозможно. Рубашки и брюки простые можно было купить всегда. С хлебом и молоком больших проблем не было.

          • Анонимно
            6.11.2019 19:49

            Рубашки и брюки купить можно было, но носить их было трудно - настолько они были неказистые и некачественные. И даже Вы признаете, что и с хлебом и молоком небольшие проблемы были. Не нравятся пятёрки и магниты, идите в более дорогие магазины: там такой выбор хорошей, но дорогой колбасы, которого не было ни в одном закрытом распределителе при обкоме КПСС.

          • Анонимно
            6.11.2019 21:06

            Ты что, если бы тогда такие продукты как в пятерке и сами пятерки - люди бы землю целовали, радуясь коммунизму! Так ведь не было ничего! Кости вместо мяса и минтай, волка по талонам с дракой и очередью - вот он коммунизм!

          • Анонимно
            7.11.2019 05:09

            Стоял я за хлебом в очереди по 1-1,5 часа , спасибо не надо.

            • Анонимно
              8.11.2019 11:18

              на квартале на пустыре ларек стоял. туда очередь надо было на улице занимать за час до открытия, чтоб сметану купить.

      • Анонимно
        6.11.2019 13:02

        В чем то отличительное было в лучшую сторону, чем сейчас, с вами согласен, особенно отношения между людьми были другими, лучшими. Не было таким разительным социальное неравенство, по крайней мере не бросалось в глаза.
        Но я бы не идеализировал и то время тоже. Практически на все товары был большой дефицит, вся страна ездила в Москву на выходные, выстраивая там по несколько часов в очередях, за покупками. На элементарные товары были талоны. Бесхозность. Отец водителем работал, рассказывал, как в конце квартала выливали бензин тоннами. Закрытость от внешнего мира нам не позволяло конкурировать в идеях, все было чисто формальным, двуличие, особенно на ТВ. Партноменклатура и работники торговли жили намного лучше, чем остальные. Правда не было бравирование этим, боялись.

        • Анонимно
          6.11.2019 14:18

          вся страна в лагерях и тюрьмах и при этом - " особенно отношения между людьми были другими, лучшими"

          скажите пожалуйста Вы принципиально врете или не понимаете что пишите?

          • Анонимно
            6.11.2019 15:02

            Нет ни какого принципиального вранья. Речь идет о поздем социализме, брежневского периода между обычными обывателями. соседями, свидетелем которого я и был. Что касается сталинского периода, не жил, но дед был раскулачен

            • Анонимно
              8.11.2019 11:21

              При позднем социализми в Казани были самые дружные и вляительные молодежные группировки.

      • Анонимно
        6.11.2019 14:38

        ага) только жрать нечего было... Сам помню очереди за едой

      • Анонимно
        7.11.2019 06:00

        При всех достоинствах позднего СССР я помню пустые полки магазинов, маму, вечно стоящую в огромных очередях после работы, помню как дед-фронтовик и бабушка-блокадница умирали в нашей коммуналке без горячей воды и ванны, назад точно не хочу.

    • Анонимно
      6.11.2019 13:23

      Ага, Истребил он всех. Только в мечтах убогих последователей Сванидзе и Ко.
      В реале большинство руководителей СССР по происхождению - это совсем не крестьянские дети, да и генералитет (в отличии от средних офицеров) воспринял большевиков гораздо лучше чем свергнутое ими Временное правительство. Бонч Бруевич, Шапошников, Крылов и многие-многие другие успешно трудились на благо РСФСР/СССР.
      Кстати любимый вами люмпен-пролетариат, по определению "предатели дела рабочего класса", так что никаких противоречий в борьбе коммунистов с люмпенами нет.

  • Анонимно
    6.11.2019 10:02

    Ленин очевидно заключил пакт с немцами, чтобы получить и удержать власть. Для этого он отдал немцам полстраны, а в оставшейся части устроил террор.

    • Анонимно
      6.11.2019 11:21

      Какой еще пакт. Суммы известны.
      сколько Ленин привез из Германии , сколько Троцкий из США

  • Анонимно
    6.11.2019 10:28

    Только по прошествии ста лет начинаешь понимать в какой уникальной стране мы жили.Брат цареубицы учиться в университете.Мать цареубийцы получает генеральскую пенсию у царя за своего мужа,Ссыльные депутаты госдумы получают пособия чтоб не голодать и не работать.Да и сам октябрьский переворот только с помощью киношников отложился в нашей памяти как борьба.Россия в те времена была страной непуганных идиотов.Большевики это всё конечно поправили.Но одного они не смогли сделать.Это побороть человеческую природу и внуки комиссаров через 70 лет сами вдруг решили стать буржуями для чего и провели бандитскую прихватизацию.Сама жизнь показала ошибочность идей социализма и никакого возврата к этому не предвидится как бы ни мечтали об этом книжные учёные.Просто капитализм пройдя несколько стадий всё больше принимает удобоваримые формы для большинства народа.Люди по своей природе созидатели да и руки пока на зло коммунистам у них при рождении располагаются ладошками к себе.

  • Анонимно
    6.11.2019 11:23

    сейчас хотя бы 10% при КПСС в спец распределителях окормлялась 1-2%

  • Анонимно
    6.11.2019 11:30

    Критикунам и борцунам с Лениным и Троцким,советую,вместо вброса фейковых комментов,читать книги,сборники документов. Особенно интерсна, изданная, в серии ЖЗЛ, книга Черявского о Троцком,опирающаяся на рассекреченные документы.Там есть и предыстория первой попытки,очеловечивания капитализма, именуемая НЭП,и о позиции Ленина,Троцкого и других вождей , по этому судьбоносному вопросу, выхода, из ведущего страну к распаду и мятежам, режима военного коммунизма. Несколько документов из фонда Политбюро,в частности о том,кто первым предложил отменить продотряды и продразверстку, были неожиданны, ибо противоречат, чему учили в вузах, даже в годы оттепели и перестройки.

  • Анонимно
    6.11.2019 11:53

    Социализм хорошая идея, но это утопия. Кто изучал научный коммунизм, помнит, что у него три составные части - немецкая философия, английская политэкономия и французский УТОПИЧЕСКИЙ социализм. Для социализма нужны идеальные люди, в том числе руководители, а идеальных людей не бывает.

    • Анонимно
      6.11.2019 13:10

      Сама ленинская теория о построении социализма в одной стране напрочь противоречила идеям Маркса. Идею эту можно было бы назвать антимарксистской, антагоничной Марксу. У Маркса социализм наступает в странах с наиболее высоким уровнем развития и одновременно, а не отдельно в какой то из них. Так что идея Маркса не слишком уж утопична, если судить по скандинавским странам , то там к этому и идет.

      • Анонимно
        6.11.2019 14:32

        это где в скандинавских странах обобществляли средства производства ?
        и материальные блага распределяют?

        Вы точно знаете определение этого Вашего "социализма"?

        • Анонимно
          6.11.2019 14:58

          Имеется в виду , что страны Скандинавии самые развитые и идея наступления социализма там более близка. Конечно же, о ликвидации частной собственности не идет речь, но перераспределение доходов, где около 50% доходов идет государству, на общие блага, очевидна.

          • Анонимно
            6.11.2019 22:32

            Вы хоть капельку изучите тему. Вы хоть знаете, что Ленин студентом был, когда Плеханов например проповедовал в России идёи, похожие на шведскую Модель. А потом Ленин обгладил теории социал-демократов, объявив коммунизм как диктатуру. Всех таких как Плеханов стали просто истреблять!

  • Анонимно
    6.11.2019 12:43

    То,что намечали Ленин и Троцкий,первым предложивший отменить грабеж крестьян в виде продотрядов и разверстски, на,что неохотно,но пошел Ленин,после Кронштадского восстания и антонвщины на тамбовшине, сумели частично сделать китацы,и полностью в Скандинавии.Не зря Хрущев,после шведской поездки,обронил крамольную фразу,что они уже достраивают социализм,но дальше слов не пошел,правда начал строительство социльного жилья -хрущевок.

    • Анонимно
      6.11.2019 21:12

      Если Ленин и Троцкий отменили грабеж крестьян, то кто его начал? Выше их не было никого с 1917

  • Анонимно
    6.11.2019 12:57

    Крупнейший В СССР социолог и фронтовик Александр Зиновьев предрек возвращение социального государства в Россию через 35-40 лет . Половина срока уже прошла.

    • Анонимно
      6.11.2019 13:28

      Больше половины, уже 30 лет. Похоже на то, что и эта идея окажется утопией. Ну, ладно, подождем, немного осталось, 15 лет

      • Анонимно
        6.11.2019 21:16

        Вам не лень ерундой заниматься? Встаньте с дивана, пойдите Беломорканал киркой долбить, может что-то реально сдвинется?

    • Анонимно
      6.11.2019 14:34

      вот только не надо путать "социальное государство" и социализм.
      Это вещи маленько СОВСЕМ разные.

    • Анонимно
      6.11.2019 21:13

      Ой, а коммунизм обещал кпсс построить к 1980. 40 лет уже, как облажались

  • Анонимно
    6.11.2019 13:48

    Зиновьева читал,его книга, с эпатажным ,если не ошибаюсь, названием:"Зияющие высоты",стала мировым бестселлером.Он действительно и не единожды предрекал возвращение социализма и не только в СССР.Наверное прав президент Франции Макрон, которого, в отличие от Трампа,пока не считают агентом Кремля, недавно заявивший,что капитализм в его классическом обличье, стремительно деградирует и надо искать ему альтереативу .Да и в США,набирают силу идеи социализма, в ленинском или троцкистском варианте, у ряда кандидатов в президенты,в частности у Сандерса, фамилия которого в переводе на русский, что то вроде Пескова. Кстати и знаменитый второй билль Рузвельта,которы он не успел провести из за внезапной и загадочной смерти в 1945 г., в ряде положений, повторял содержание советской конституции.Такая вот неожиданная перекличка в истории.

  • Анонимно
    6.11.2019 13:49

    Противникам идей Маркса, Энгельса и Ленина напомню.
    Бернард Сандерс - вероятный соперник Трампа на выборах в 2020г. Статья Доброхотова Л.Н. БЕРНАРД САНДЕРС И ЕГО КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА В США. В статье с исторических и политических позиций рассматривается неожиданный для многих электоральный успех в Америке претендента на пост президента США от демократической партии, независимого сенатора Берни Сандерса, выступавшего с платформой построения американского (демократического) социализма как ответа на нынешний ценностный и социальный кризис в стране.
    Цитата: "Однако повторюсь, для американцев и это огромный прогресс и показатель мировой тенденции. А факт, что на праймериз демократов за Сандерса (которому 75 лет), с его социалистической программой возрождения Америки
    проголосовало до 75% молодежи в возрасте до 35 лет – это вообще важнейший феномен!
    Так что же предлагал сенатор Сандерс:
    • бороться с социальным неравенством и несправедливостью;
    • ввести справедливую налоговую политику со значительно большими налогами с богатых и сверхбогатых и резким уменьшением налогов с бедных, а также с мелкого, малого и
    среднего бизнеса и увеличением с крупного капитала, особенно
    с транснациональных корпораций;
    • провести радикальную реформу в образовании, превратив образование во всех формах, включая высшее, в полностью
    бесплатное (наряду с сохранением для желающих платного
    образования);
    • провести радикальную реформу в здравоохранении, превратив здравоохранение в полностью бесплатное
    во всех формах, включая госпитализацию, оперативное
    вмешательство, приобретение всех видов лекарств за
    счет бесплатных страховок для всех граждан и неграждан,
    постоянно проживающих в США (при сохранении для
    желающих платной системы здравоохранения);
    • провести реформу пенсионной системы, обеспечив достойными пенсиями всех, кто в них нуждается"

    • Анонимно
      6.11.2019 14:36

      ага ага
      только ведь проблема в том что пока США была ИДЕАЛЬНО капиталистическим государством туда народ со всего мира просто ломился

      а в то что она превращается под вопли леваков .....
      оттуда скоро мексиканцы сбегать будут

  • Анонимно
    6.11.2019 14:30

    Жалко,что Сандерсу 75, а не 45.Фактически,то,что предагает, это ленинизм, с поправками, учитывающими реалии технотронного ХХ1 века.Но на подходе несколько намного более молодых кандидатов в президенты с подобными программами, в т.ч. 2 женщины.

  • Анонимно
    6.11.2019 14:40

    Все измы это от материалистического отношения к жизни.Хоть социалИзм, хоть капиталИзм.Это производные от мира кощея или кощ- кошелька.Сейчас обогативщись опытом двух измов благоприятное время для разумного общества, где все в балансе и равновесии.Причина падения в срабатывания закона перекидывания монады.Хотели на небо, не опираясь на землю мать.По сути это патриархат в двух своих крайних амплитуд.

  • ПанАлекс
    6.11.2019 15:07

    Как обычно: сказки, рассказы, очерки - но нет реальной жизни и ответов на важнейшие вопросы!
    А ведь вся история по-настоящему раскрывается если отследить финансы и экономику!
    Я понимаю, что за 70 лет Советской власти сокрытие инфы было преднамеренным, но почему в следующие 30 никто толком мозги не включил?
    Вот простой вопрос - если у Временного Правительства все валилось из рук и разваливалось. Попросту бюджет кончился - 90% перестали платить налоги и никто не давал кредиты. Но почему тогда "вдруг" у Ленина власть задержалась "без денег"? Ну не может править без ресурсов! Вспомнить старые сказки про "немецкие деньги"? Вспомните школьные годы по истории - вам никогда не казалось странным - что вот в 1918 осталось так мало: Сибирь и Урал - Колчак, Прибалтика, Финляндия и Украина - германцы и Центральная Рада! С юга теснят, на Севере Антанта высадилась... И "вдруг" всех поперли назад. И если бы не французские генералы и войска в Польше - то и Европу бы поприсоединяли! Ну откуда деньги, ведь весь Золотой Запас из Казани поперли?
    А вся эта история видится с точки зрения финансов по-другому!
    То вот на заседании Совнаркома РСФСР в конце 17 в начале 18 нарком с/х и продовольствия падает в голодный обморок. То уже в 18 нарком Троцкий бомбардирует 40 аэропланами Казань, чтобы отбить золотой запас! То хорошо обмундированная и снабженная иностранным оружием Красная Армия бьет Колчака, Деникина, Врангеля и прочих, в том числе из Антанты и Японии!
    Что же произошло? А просто Ленин, по заданию которого посылается группа военных с задачей привести в столицу Николая 2го, на которого записана главная доля акционера в ФРС, долги многих стран в миллиарды, включая Ватикан, в пользу Российской Империи, почему то не смог его заполучить! После шестой попытки с перестрелкой прорваться в Москву, того оставляют в Екатеринбурге в распоряжении Уральского Рескома, полностью лояльного Свердлову и не подчиняющегося Ленину!
    Вот тогда то Ленин и вынужден пойти на предложение Троцкого, точнее на предложения Ротшильдов, которые финансировали Троцкого! Деньги, оружие и продовольствие пошли в Совдепию огромными объемами! Но условия того кредитования были настолько кабальные...
    Вот, кстати, никого не коробит странная компания 1918г.? Еще идет война, в которой погибли миллионы, разгорается эпидемия "испанки", что унесла 18 млн., в Турции погибают более 1,5 млн. армян, а тут вдруг газеты и политики США и европейских стран сильно озаботились "голодающими Поволжья" и организовали такую компанию по сбору средств и доставке их "голодающим"? Хотя голод с сотнями тысяч погибшими бывал часто, но почему то именно в 1918 он сильно волновал США! Но если подставить в этоу непонятку миллиардные займы Ротшильдов через Троцкого, тогда все понятно - корабли под прикрытием "помощи голодающим" везли оружие и даже обмундирование для Красной Армии. А сам Троцкий и возглавил ее! Конечно, эти ресурсы еще и надо было с умом использовать - и вот здесь уже оф. история в помощь!
    Но к 1922г. эти долги стали настолько колоссальными, что просто нереально платить даже проценты!
    И вот тут Ленин и Сталин провернули! Зарегистрировали новое государство - СССР, которое полностью не отвечало по долгам РСФСР/Российской Империи! Правда оно и долги и вклады РИ не могло получить! Кинули эксплуататоров!
    Но в 1991-92 то самое "кинутое" РСФСР/РИ было восстановлено под руководством Ельцина!
    Вот вы думаете что у нас в руководстве государством олигархи и воры, вывозящие сони млрд. ежегодно. А на самом деле это уплата процентов Ротшильдам.
    А что бы не платить и не вывозить надо всего лишь восстановить СССР/РСФСР! Тем более что нынешняя УК РФ и так прекратила существование и у ее руководства нет прав на терр. РСФСР, а у остальных бывших республик - тоже УК, права закончатся до 2021г.

  • Анонимно
    6.11.2019 18:17

    Новый краткий повтор.Из груды панского вранья,обо всем и всех особенно запомнился топ- фейк ,что олигархи не воруют и кидают за бугор миллиарды,а честно отвозят проценты Ротшиьдам.Такого ноу-хау в комментах еще не было.

    • Анонимно
      6.11.2019 19:45

      Согласен, что наша бедность - это репатриации, которые Россия и мы всем платим по итогам холодной войны.

      • Анонимно
        6.11.2019 20:14

        19:45. До того как строчить стеб,потрудитесь хоть узнать,что за слово отстучали и,что оно обозначает.Имею ввиду ваш топ- фейк, о том,что бедны из за "Репатриаций", по итогам холодной войны.

  • Анонимно
    6.11.2019 19:05

    На мой взгляд исполнители были хорошие.СССР стало мировой сверхдержавой и очень социальным государством.Фсе было дешево потому что государство дотировало это ФСЕ. Были побеждена в короткие сроки неграмотность ,нищета,очень многие болезни уносившие миллионы жизни ,был побежден голод, лампочка Ильича стала доступна для фсех и прочая,прочая,прочая.И СССР не распался бы под воздействием пятой колонны изнутри и эта пятая колонна на мой взгляд взращивалась десятилетиями внутри страны остатками правящих классов и осуществили распад СССР потомки этого царского правящего класса если бы не война которая откинула СССР на несколько десятилетий назад в своем развитии.Даже союзники говорили что для полного восстановления СССР понадобится 50 лет то есть до 1995 года!!! и это при том что восстановление шло не за счет иностранных кредитов а за счет внутренних сил и ресурсов.Если бы не война и последствия связанные с войной то большинство народа нашего зажило бы лучше в разы не с 1975 года а гораздо раньше и реваншистам не удалось бы разрушить СССР в 1991 году.А революция она ведь произошла ВДРУГ как часто ЭТО происходит в России. Но для революции февраля 1917 года к этому времени было образно говоря ФСЕ готово так как работа по революции осознанная или неосознанная велась то влиятельной частью элиты,то народовольцами, то писателями,то эсерами в разное время последовательно аж с 1825 года после восстания декабристов.А идейным вдохновителем революции и человеком который очень много сделал для ее победы но не февральской революции а ВОСР октября 1917 года был образно говоря авантюрист австрийский социал -демократ Парвус. В 1905 году у него не получилось но получилось в 1917 году ион грамотно сделал тогда ставку на Ленина а не на других и организовал приезд лидеров большевиков в Россию из Швейцарии.Есть Великая Французская Революция и она по сути действительно великая по тем временам по влиянию на умы и мировой порядок того времени.там четко сказано что она Французская.У нас в названии революции октября 1917 года нет упоминание о том чья она а просто ВОСР.И на мой взгляд это не случайно и большевики на мой взгляд прекрасно это понимали.Да она Великая по масштабам и влиянию на умы и миропорядок но в ней нет что она Русская.И она даже не западная и не США.Ее задумали и осуществили наши очень умные люди кто бы что не говорил и несомненно Парвус .Сразу же после ВОСР декрет о мире,декрет о земле и декрет о НАЦИОНАЛИЗАЦИИ и много еще чего и белое движение и царский правящий класс уже в 1918 году был обречен на поражение и это было делом лишь времени.

  • Анонимно
    6.11.2019 21:08

    Ленин частично восстановил татарскую государственность в 1920. НЭП его инициатива.

    • Нельзя все рисовать в черно-белых тонах.
      Народы России в результате Октябрьской революции получили государственность, хотя полного распада империи тогда не последовало.
      Потребовалось еще 70 лет, кровавых и разрушительных, чтобы этот процесс возобновился, но значительная часть людей все еще отравлены имперским сознанием.

    • Анонимно
      7.11.2019 05:04

      В этой связи вспомнил фразу депутата Госдумы Калимуллы Хасанова,что Октябрь вернул татар с задворок истории,он имел в виду создание АТССР. Касаемо НЭП, все было намного сложнее,Ленин голосовал против предложения Троцкого и еще 3 членов ЦК, упразднить продотряды и продразверстку, но после восстания в Кронштадте и крестьянских волнений, охвативших ряд губерний,резко изменил мнение,и практически начал делать,то,что произошло в Китае при Дэенсяопине: весьма крупномасштабное развитие рыночной экономики, при сохранении госконтроля над несколькими стратегическими отраслями и компартии, как регулятора этого процесса. Ленин,говорил о НЭП,что это всерьнз и надолго,но инсульт и смерть в возрасте всего 54 г. не дали ему завершить эту работу. Сейча появились хорошо документированные труды о этом драматическом периоде ,в первую очередь, назвал бы монографии Г. Чернявского и С.Войтенко.

    • Анонимно
      7.11.2019 06:06

      Депутат Госдумы ,учитель Калимулла Хасанов, имея в виду создание АТСС,сказал,что Ленин вернул татар с задворок истории,куда они попали в 1552. г. Человек с очень яркой и драматической судьбой,сажали его и при царе и при советской власть. Гневная речь-отповель Хасанова, думским чернонсотенцам,один из которых ироничкски предложил татарам переехать в Турцию, вдохносила Тукая на знаменитое стихотворение "Не уйдем".

  • Анонимно
    6.11.2019 21:11

    Фсекающий фейкун 19:05.Читайте кннги и сборники документов,а не повторяйте старые байки,что мошенник Парвус,это главный злодей-бармалей,втянувший Россию в смуту и гражданскую войну.

    • Анонимно
      6.11.2019 22:17

      Не ну виноват Понтий Пилат, а воробьишки гвоздики в клювах носили

  • Анонимно
    6.11.2019 23:29

    21:11.Ну если бы не Парвус Ленин и его видные соратники в Россию не смогли бы приехать из Швейцарии это раз.Власти Германии поверили Парвусу не в первый раз и выделили ему огромные деньги а для этого нужно быть незаурядным человеком.Парвус это авнтюрист,романтик и гений.

    • Анонимно
      7.11.2019 13:12

      То,что Парвус гениальный мошенник видно и по другим его делам. Это был предшественник Березовского, воровавшего под политическими лозунгами и Мавроди, делавшего это, не заморачиваясь политикой.

  • Анонимно
    6.11.2019 23:35

    А как Аврора бабахнула по паразитам...А!А!это у нас не отнимешь.

  • Анонимно
    7.11.2019 07:47

    Все чего я узнал про мир благодаря русскому языку.Правда не полное знание татарского языка и то что я думаю на русском, не дает мне чувствовать полностью счастливым в жизни.

  • Анонимно
    7.11.2019 14:37

    07:27.Надо не стонать,а учить язык.И тогда, все у тебя будет яхшы и булдырабыз.

  • Анонимно
    10.11.2019 15:13

    Борис Павлович Курашвили ,тот самый юрист защищавший КПСС на судилище в 1991г.,грузин с Воронежскими корнями,на редкость благородный человек, считал, что водораздел между приверженцами идей коммунизма и их противниками - в том, что первые- альтруисты,а вторые- эгоисы.

    Первый наш бард и последний писатель-романтик,участник войны,награжденный за военные заслуги орденом Боевого Красного Знамени, Михаил Анчаров, был более категоричен : он считал,ч то есть только 2 модели мироустройства- КОММУНИЗМ И ФАШИЗМ. Приверженцы 1-й идеи-системы хотят, что ВСЕ жили хорошо,2-й- ТОЛЬКО НЕКОТОРЫМ. (Конечно,МНЕ в 1-ю очередь).Все остальные нюансы,по мнению Анчарова -просто "гарнир". Елена

  • Анонимно
    11.11.2019 04:54

    Добавлю к написанному уважаемой Еленой.Сколько бы не бесновались поклонники золотого тельца, идеи социализма в мире, не только живы,но и постоянно растут,а капитализм ,как признал, президент Франции Макрон ,да и не только он, из современных лидеров запада, деградирует. То,что случилось в России в 1991 г.когда кучка мародеров во главе с ЕБН, захватив, путем госпереворота власть, лишила народ всех социальных достижений советской эпохи и разграбила экономику страны,это аномальное смутное время своего рода марево,которое, начиная с 2000 гг. постепенно проходит. Нужны еще более жесткие меры по ликвидации коррупции на всех уровнях,ибо эта злокачественная опухоль 90-х, до сих пор дает метастазы в самых неожиданных местах.Терапию в виде мер экономических, надо сочетать с хирургией на основе УК РФ. А,то,что народ сохранил основные принципы нравствености, свидетествует и вчерашний юбилей настоящей примадонны и символа века,а не распиаренной шоу фигуры, Александры Пахмутовой и отношение к ее творчеству и особенно песням, всех поколен народа.То что происходило по этому поводу,не побоюсь высоких слов, и было очень яркой частью,настоящего праздника народного единства.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль