Культура 
10.11.2019

Директор Казанского цирка: «Такой менталитет – нашему зрителю нужны животные»

Рамиль Шарифуллин о том, как можно объединить цирковые номера со стихами Тукая, отношении к зоозащитникам и шоу с маркировкой 18+

В марте 2019 года Рамиль Шарифуллин стал победителем конкурса, организованного министерством культуры РТ, на замещение должности директора Казанского цирка. Сам Шарифуллин — потомственный цирковой менеджер, имеющий немалый опыт работы в этой сфере. В интервью «БИЗНЕС Online» шеф «казанской тарелки», начавшей новую жизнь после капремонта, рассказал о том, как поживает местная цирковая школа, приживутся ли на манеже современные технологии и чем отличается нынешний российский цирк от советского.

Рамиль Шарифуллин: «Меня ведь в цирк никто не тянул, просто так получилось. Когда-то я заглянул в приоткрытую дверь этого мира, а потом весь погрузился в него» Рамиль Шарифуллин: «Меня ведь в цирк никто не тянул, просто так получилось. Когда-то я заглянул в приоткрытую дверь этого мира, а потом весь погрузился в него» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В БОЛЬШИХ ГОРОДАХ ШОУ СПОСОБНЫ РАБОТАТЬ И ПО ПОЛГОДА, А ИНОГДА И ЦЕЛЫЙ ГОД»

— Рамиль Дамирович, весной вы заступили на должность директора Казанского цирка. Что могли бы поставить себе в заслугу из сделанного за первые месяцы?

— В тот момент, когда я приступил к работе (а это было в середине марта), цирк находился в аренде, здесь шло шоу Гии Эрадзе «Баронеты». С одной стороны, это оказался положительный момент, так как у меня было время, чтобы осмотреться, понять, с чего начать, что делать дальше.

За это время я сформировал свою первую программу, которую собирал по России, по ведущим цирковым компаниям, — она называлась «Звезды Москвы». Прошла достаточно хорошо, особенно если сравнивать с тем, что было в остальных городах-миллионниках. Разница была определенно в пользу Казани в части реализации билетов. Затем была еще одна программа — «Гигант-шоу», при участии иностранных специалистов, российских. Далее было сентябрьское шоу, опять же собранное мною. Так что, получается, я совмещаю должность и художественного руководителя, человека, который набирает контент, собирает программы, и роль директора. Сейчас у нас в цирке идет четвертая программа — «Виртуозы манежа» — с прекрасным набором разножанровых номеров как в «партере», так и под куполом цирка, также в представлении участвуют дрессированные животные: тибетские яки, лошади, пони, собаки, большая группа экзотических животных и птиц, помимо этого, зрители увидят иллюзион-шоу.

— Правильно ли я понимаю, что главный вопрос развития Казанского цирка, который теперь новый, как с иголочки, после капремонта, заключается в том, какой путь выбрать — создания собственной труппы или обычной прокатной площадки?

— Вопрос очень непростой, правда, есть определенные наработки в данном направлении… Существует три варианта развития событий. По какому из них мы пойдем, точно пока не скажу. Не хочу сглазить, потому что очень верю в приметы. Отвечу лишь, что, возможно, это станет сюрпризом.

. «Есть своя определенная сезонность: скажем, июнь — это очень непростой месяц для всех цирков... Но, действительно, ходят хорошо»
Фото: Василий Иванов

— Какое количество шоу должно быть в цирке за сезон, чтобы зритель не заскучал и активно раскупал билеты?

— Интересный вопрос, на который также есть несколько ответов. Можно пойти по стандартной схеме — 7–8 представлений в год. В больших городах вроде Санкт-Петербурга или Москвы шоу способны работать и по полгода, а иногда и целый год, но это связано и с масштабом города, и с наличием турпотока.

— Как у вас обстоят дела с посещаемостью? Возле касс, я обратила внимание, людей было много.

— Разумеется, есть своя определенная сезонность: скажем, июнь — это очень непростой месяц для всех цирков. Особенно нелегко регионам с рискованным земледелием, а, как все мы знаем, Татарстан таковым является. То есть у нас очень короткое и зачастую непредсказуемое лето. Поэтому вернуть зрителя в разгар дачного сезона в культурно-массовые учреждения — подобное требует определенных усилий. Причем это не единственный внешний фактор, влияющий на посещаемость. Но, действительно, как вы успели обратить внимание на количество людей в кассовом зале, к нам ходят хорошо. Что называется, люди голосуют рублем, приходят, приводят детишек, значит, с работой мы справляемся.

— Способен цирк себя экономически содержать? Насколько известно, самые эффективные в Татарстане среди культурных учреждений по соотношению денег от государства и заработанных средств — это театр кукол «Экият» и цирк.

— Отвечу так: у нас очень дорогой контент. И тут мы благодарны руководству Татарстана за то, что оно субсидирует нашу деятельность. Понятно, что мы и сами очень серьезно трудимся, стараемся и зарабатываем... Но, конечно, помощь из бюджета республики нам оказывают серьезную: на деятельность в 2019 году мы получили 72 миллиона рублей субсидий.

. «У нас очень дорогой контент. И тут мы благодарны руководству Татарстана за то, что оно субсидирует нашу деятельность. Понятно, что мы и сами очень серьезно работаем, стараемся и зарабатываем, но, конечно, помощь нам оказывают»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«МОЖНО СДЕЛАТЬ ЛЮБОЕ ШОУ, В ТОМ ЧИСЛЕ С НАЦИОНАЛЬНЫМ КОЛОРИТОМ»

— Применительно к цирку в нашей республике не раз приходилось слышать, что нам необходимо свое шоу с национальным колоритом. Насколько реальны такие перспективы и нужно ли это?

— Конечно, цирк — это настолько многогранное искусство, что способно вобрать в себя вообще все. Можно сделать любое шоу, в том числе с национальным колоритом. Есть даже определенные цирковые жанры, которые помогут в этом, к примеру те же гимнасты на мачте и джигитовка.

Вполне реально объединить цирковые номера, скажем, со стихами, сказками Тукая… «Кәҗә белән сарык», «Мияубикә». У нас как раз есть совершенно замечательный пример работы с кошками: Мария Анисимова — потомственная казанская дрессировщица. Ее отец Владимир Николаевич оставил огромное наследие. По большому счету все рабочие кошки на территории России — выпускники академии Владимира Николаевича Анисимова.

— Сам собой возникает следующий вопрос: как обстоят дела с казанской цирковой школой?

— В определенный момент она была обескровлена. Хотя здесь существовала такая плеяда артистов, из которых можно было создать костяк. А сейчас в нашей цирковой школе образовался, так скажем, провал. Не стану вдаваться в подробности, просто обозначу, что проблемы есть. В целом у нас более 300 учеников, ведется большая серьезная работа. Например, для стимуляции того, чтобы ученики понимали, что цирковое искусство — это хорошо и у них есть возможность себя реализовать, во всех четырех наших программах в том или ином формате задействованы учащиеся или педагоги цирковой школы. Так планируем работать и дальше.

— То есть получается, что работа по созданию своей труппы, по сути, ведется?

— Пока ее нет, но идет плотная работа в этом направлении. Тут есть такой момент, что большинство артистов, которые добились серьезных успехов, уже задействованы в других проектах. Например, известный гимнаст, выпускник нашей цирковой школы Марат Бикмаев работает в королевском цирке Гии Эрадзе. Его почти нереально вернуть, потому что он в обойме, нужен там, имеет отличные гонорары. Так что нужно растить свои молодые кадры.

. «В силу ряда обстоятельств немногие выбирают работу здесь. Пока в Казанском цирке в основном трудятся в рамках гастролей другие цирки, частные цирковые компании и так далее»
Фото: «БИЗНЕС Online»

— Но есть шанс взрастить, действительно, целый коллектив доморощенных и высокого класса артистов цирка?

— Да, есть. Один из простых способов — создать здесь свою программу и пригласить людей, имеющих отношение к цирку и к Татарстану, но надо создать нечто потрясающее либо не браться вообще.

— Многие ли выпускники цирковой школы остаются работать в Казани?

— Далеко не все. В силу ряда обстоятельств немногие выбирают работу здесь. Пока в Казанском цирке в основном трудятся в рамках гастролей другие цирки, частные цирковые компании и так далее. Если создавать собственную программу, то ее надо ставить на маршрут и прокатывать по другим городам, тогда в этом есть смысл.

Понимаете, специфика циркового артиста очень отличается, скажем, от деятельности балетного танцовщика. Последний сегодня танцует в «Жизели», завтра — в «Лебедином озере», потом еще где-то, причем это могут быть разные постановки. В цирке иначе: если у тебя есть высококлассный номер, то, скорее всего, он один. Его надо постоянно оттачивать, держать в форме. Если номер групповой — тем более. Тут еще сложнее. Да, сейчас есть практика в цирках, когда артисты выступают сразу в нескольких номерах, но все равно все эти выходы показываются в течение одной программы. Соответственно, смотреть одно и то же на протяжении года люди устанут. Где-нибудь, к примеру, в Таиланде, где 95 процентов населения острова — это валовый поток туристов, такое может быть. Если же население в основном местное, турпоток не такой большой, плюс в основном работают туры выходного дня и есть очень большая сезонность, то тут уже сложнее показывать одно и то же шоу на протяжении длительного времени.

Сейчас на рынке циркового труда на самом деле достаточно много специалистов разного класса, поэтому, повторюсь, если что-то и создавать, то такое, что — без шуток — будет конкурентоспособным в сравнении с предложениями других цирков и частных цирковых компаний.

. Рамиль Шарифуллин в марте 2019 года победил в открытом конкурсе на замещение должности директора Казанского цирка, организованном министерством культуры Татарстана
Фото: «БИЗНЕС Online»

«НО СТРЕСС ЧЕЛОВЕКА ЛИБО УБИВАЕТ, ЛИБО МОБИЛИЗУЕТ»

— Вы победили в открытом конкурсе на замещение должности директора Казанского цирка, организованного министерством культуры Татарстана. На ваш взгляд, насколько оправдывает себя практика таких конкурсов, можно ли подобным способом выявить самого лучшего кандидата?

— Думаю, здесь вопрос немножко не ко мне. Моя точка зрения в этом случае будет чрезвычайно субъективной — как у участника данного конкурса. Потому стоит спросить у тех, кто данные конкурсы назначает и проводит. Могу лишь сказать, что это большой серьезный опыт, хотя и испытываешь при этом определенный стресс. Но стресс человека либо убивает, либо мобилизует. В моем случае, надеюсь, случилось второе.

— Один из членов комиссии, Эдгар Запашный, не раз подчеркивал, что хорошо вас знает. 

— Познакомились мы в самолете в апреле 2013 года... Случайно. Плотнее — во время гастролей труппы Большого Московского цирка в 2013 и в 2016 годах. В это время я работал в Казанском цирке в качестве главного администратора. Отношусь с большим уважением к этой цирковой семье: вне сомнений, они являются локомотивом современного циркового искусства.

— От одного из членов комиссии на этом конкурсе приходилось слышать в отношении вас такое суждение: дескать, Рамиль Шарифуллин — это профессионал (все-таки вы уже работали в цирке и в Казани под началом своего отца Дамира Шарифуллина, и в Рязани в качестве замдиректора цирка), но ему не хватает креативности. Что ответите на подобный упрек?

— Креативность — вещь хорошая, но начнем с того, что она хороша только тогда, когда к месту. Цирк — это такое учреждение, где у каждого своя четко поставленная роль. И если увлечься креативностью, то пострадает зритель. Кроме того, я не знаю, как и кем она оценивается. Мне очень интересно: если люди со мной не работали, как они могут ее оценить? А огульно судить о таком… Знаете, это как выпады различных зоозащитников. Для меня «зоозащитник» иногда становится почти оскорбительным термином.

. «Если у тебя есть высококлассный номер, то, скорее всего, он один. Его надо постоянно оттачивать, держать в форме. Если номер групповой — тем более. Тут еще сложнее»
Фото: Василий Иванов

— Почему? 

— Исходя из моего опыта общения. Зачастую эти люди откровенно неправы. Они очень огульно судят, не разбираясь в сути вопроса. Если какая-то точка зрения идет вразрез с их мнением, то они автоматически воспринимают ее в штыки, начинается все, вплоть до оскорблений. Я этим удручен. Вообще, есть масса случаев того, какими оголтелыми могут быть члены зоозащитных организаций. В интернете немало подобных историй. Сам я, честно говоря, с этим не сталкивался опять же в силу того, что условия содержания животных у нас соответствуют всем правилам, все четко.

— Мучение животных в цирках — это миф?

— Знаете, я такие страшные сказки слышал. Например, что медведей учат с детства танцевать, ставя на раскаленную сковородку. Ну что за бред? 

— Но в интернете можно найти немало видео с примерами грубого обращения с животными в цирке. Как же разговоры о том, что зимой звери мерзнут в клетках на улице?

— Это абсолютные исключения из правил. Я здесь даже не разделяю стационарные цирки и «шапитошники», хотя у меня к последним свои вопросы. Они скорее не всегда полностью заботятся о безопасности зрителей, хотя для цирка это важнейший момент. Да и, разумеется, условия содержания зверей в стационарах априори лучше. Животные в неволе живут дольше — это факт. А что касается нахождения их на улице, то тем же слонам комфортнее в шатрах, когда воздуха больше.

— Какие сейчас животные есть в Казанском цирке?

— Ряд копытных: тибетские яки, лошадки, пони красивые (три штуки). Есть рептилии (крокодилы, питоны), группа экзотических животных: гриф, маленькие страусы, павлины.

. «Надо всегда помнить, что цирк — это искусство. И с точки зрения художественного контента оно может влиять на душу, настроение, эмоции»
Фото: Василий Иванов

«ЗАПАДНАЯ КЛОУНСКАЯ ШКОЛА НА ФОНЕ НАШЕЙ ВООБЩЕ ВЫГЛЯДЕЛА ПРИМИТИВНО. ПОМНИТЕ ВЕЛИКОГО ЕНГИБАРОВА?»

— Какие главные проблемы есть сейчас у Казанского цирка?

— Начнем с того, что вместо слова «проблема» мы говорим «задача». Например, я хочу заложить в бюджет следующего года солярий для животных. Да, такие существуют. И конечно же, создать абсолютно конкурентоспособную труппу Казанского цирка. Это вполне реализуемая задача. Потому я не могу сказать, что мы испытываем какие-то проблемы. Все решаем по мере поступления.

— Кстати, давно ходят разговоры, что цирку нужна своя гостиница, где бы располагались и артисты-гастролеры, и даже животные…

— У нас есть такая структурная единица, как Дом артистов цирка, который имеет прекрасное логистическое расположение (прямо напротив железнодорожного вокзала, от которого 5–7 минут ходьбы до цирка) и является республиканской собственностью, любезно предоставленной МЗИО РТ в оперативное управление. Так что в планах пока нет строительства своей гостиницы.

— А чем в целом живет современный цирк в мире, какие главные тенденции развития?

— Тенденции простые: добавляется все больше технических спецэффектов — звуковых, цветовых и прочих, чтобы шоу смотрелось вкуснее. Цирковое искусство Китая сейчас на очень высоком уровне. 3D-голограммы, проекции, светодиодные экраны используются в некоторых цирках — не во всех российских, правда. Да, удивить этим можно, но, мне кажется, подобное тоже быстро приестся. По крайней мере, вся предыдущая статистика использования всевозможных технических новинок на примере лазерных шоу и прочего говорит в пользу данной точки зрения.

. «Все внутри цирка должно соответствовать очень требовательному вкусу казанского зрителя, а последний, уверяю вас, избалован всем тем, что происходит в городе»
Фото: «БИЗНЕС Online»

— Российский цирк наверняка вынужден подстраиваться под эти изменения. Вообще, чем нынешний отечественный цирк отличается от легендарного советского?

— Во времена развитого социализма советский цирк очень отличался даже от западного, который был, скажем так, без изюминки. Например, западная клоунская школа на фоне нашей вообще выглядела примитивно. Помните великого Енгибарова? Так что, отвечая на ваш вопрос, могу сказать: отличается очень сильно. К сожалению, есть моменты, которые мы потеряли. Исчезли такие персонажи, как борец Иван Поддубный. Почему? Во-первых, сейчас в цирках нет третьего отделения. У меня скан-копии старых афиш, по ним понятно, что борцы выступали в третьем отделении.

В итоге борьбу вообще отделили от цирка. Исчезли фрик-шоу, появление которых сейчас даже сложно представить. И дело, может быть, не в толерантности, а в том, что данная тема просто не в обойме. Теперь удивляют другим: кто-то — хорошими трюками, кто-то — новыми технологиями. Раньше, кстати, была еще одна составляющая (наверное, хорошо, что ее уже нет) — это пропаганда советского образа жизни. Не стало Советского Союза, советского образа жизни — исчезла эта пропаганда. И опять же часть контента срезалась. Но все равно надо всегда помнить, что цирк — это искусство. И с точки зрения художественного контента оно может влиять на душу, настроение, эмоции.

Меня ведь в цирк никто не тянул, просто так получилось. Когда-то я заглянул в приоткрытую дверь этого мира, а потом весь погрузился в него. Кстати, в свое время даже вел цирковые программы в качестве Деда Мороза. Да и вообще выполнял довольно разные функции в цирке. А началось с того, что я пошел на производственную практику после 10-го класса в качестве униформиста (рабочего, обслуживающего цирковую арену во время представления и на репетициях, — прим. ред.). В итоге закулисная жизнь меня очень увлекла (хотя в таком возрасте она кого угодно, наверное, увлечет). И постепенно я все больше связывал свою жизнь с цирком, хотя в качестве артиста себя не рассматривал. И вообще получал изначально ветеринарное образование, потом финансово-экономическое и режиссерское…

. «Есть же большие цирковые компании типа Росгосцирка. У них огромное хозяйство, множество цирковых площадок по всей России. Имеются у них достойные шоу»
Фото: «БИЗНЕС Online»

— Почему известные цирковые династии сейчас не на слуху? Сейчас, кажется, все знают только Запашных, а раньше артистов цирка, как и космонавтов, могли назвать по именам.

— Не совсем соглашусь с вами, хотя я, конечно, нахожусь внутри этого информационного поля, потому мне все они известны. Знаю, где они находятся, чем занимаются. Например, династия Филатовых и их медведи. Они первыми начали ездить на мотоцикле по арене в советское время. Есть династии гимнастов и так далее. Да, для зрителя сейчас, наверное, эти имена не так и известны. Раньше другое внимание уделялось цирковому искусству.

— Почему сейчас внимания меньше?

— Вы знаете фразу Ленина о том, что важнейшим видом искусства является кино? Почему-то мало кто знает, что он сказал: «Кино и цирк». Понимаете? А сейчас действительно огромное количество всевозможных видов развлечений, на любой вкус и цвет. Да в том же цирке случаются даже такие шоу, где просто полный 18+. Есть такие немецкие постановки.

— Какой цирк в России сейчас самый лучший?

— Есть же большие цирковые компании типа Росгосцирка. У них огромное хозяйство, множество цирковых площадок по всей России. Имеются у них достойные шоу. Есть хорошие шоу в московских цирках: в старом на Цветном бульваре и в новом на проспекте Вернадского.

. «Дю Солей — это уже не совсем имеет отношение к цирку. Именно к классическому»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДЮ СОЛЕЙ — ЭТО УЖЕ НЕ СОВСЕМ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К ЦИРКУ»

— Что такое, по вашему мнению, «хороший цирк»?

— Надо смотреть с разных позиций: и со стороны того, что происходит на манеже, и со стороны зрительного зала. То есть условия пребывания зрителя должны быть настолько комфортными, чтобы он уходил довольный. Все внутри цирка должно соответствовать очень требовательному вкусу казанского зрителя, а последний, уверяю вас, избалован всем тем, что происходит в городе. Я бы даже сказал так: если смотреть с точки зрения количества проводимых мероприятий на душу населения, у нас событий происходит даже больше, чем в Москве. Татарстан всегда в эпицентре происходящего, что позволяет в Казани организовывать огромное количество самых разных мероприятий. Конечно, это здорово. Собственно, подобное и дало свободу выбора нашему зрителю.

— Можно ли представить в России цирк без зверей, чего требуют некоторые активисты?

— Наверное, цирк без животных — это хорошо, и я был на таких представлениях. С точки зрения постановки есть хорошие моменты, да. Но с точки зрения формата манежа, его диаметра (стандартный диаметр — 13 метров)... далеко не все идеи можно воплотить на такой площадке. Кстати, знаете, почему 13 метров? Потому что это идеальный диаметр для того, чтобы лошадь не выбрасывалась с манежа, когда она бежит галопом.

Когда тот же Цирк дю Солей приезжал на площадь Тысячелетия, хоть у него и был манеж, но вправо и влево от последнего шли широкие подиумы, поэтому в целом площадка получалась куда больше. Мне кажется, это уже не совсем имеет отношение к цирку. Именно к классическому.

. «Детям не всегда понятны некоторые репризы клоунов или акробатов, их может не увлечь высококачественная трюковая часть некоторых номеров, потому что им просто непонятно, насколько подобное сложно. А вот животные, как говорится, заходят»
Фото: «БИЗНЕС Online»

— То есть вы не представляете цирк без животных?

— На территории Российской Федерации нет. Такой менталитет — нашему зрителю нужны животные. С чем это связано? Цирк для нас — семейное мероприятие, на которое ходят с детьми. И последним, например, не всегда понятны некоторые репризы клоунов или акробатов, их может не увлечь высококачественная трюковая часть некоторых номеров, потому что им просто непонятно, насколько подобное сложно. А вот животные, как говорится, заходят. И хорошо…

Поймите, у меня такой принцип: я небезразличный человек. Если бы узнал, что в Казанском цирке издеваются над животными, если бы увидел это, то либо уволил бы человека, выгнал, либо ушел бы сам... Никогда за все годы работы такого у нас не было.

— Но именно на программы с животными хорошо продаются билеты?

— Вообще, отлично покупают билеты на хорошее шоу.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (117) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.11.2019 09:20

— Отвечу так: у нас очень дорогой контент. И тут мы благодарны руководству Татарстана за то, что оно субсидирует нашу деятельность
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/445556
пока главенствует такая благодарность-нет смысла говорить о достижении мирового уровня. а что касается цирка дю солей...-как раз это есть демонстрация человеческих возможностей,то же самое можно говорить и о китайском цирке..но там ведь нужна каждодневная работа и тела и у ма и декораторов.. а здесь загнал лошадь на круг и гоняй ее и делай на ней что хошь..детишкам нравится все просто все понятно. почему успех у дю солей? и люд платят бешеные деньги? потому что зрелище завораживает, это и есть искусство интерпретации на грани физических возможностей..но риски это не наше,главное ведь традиции сохранить...

  • Анонимно
    10.11.2019 09:02

    У нас вся Россия один сплошной цирк

    • Анонимно
      10.11.2019 09:50

      Кто в армии служил тот в цирке не смеётся)

      • Анонимно
        10.11.2019 10:10

        А чем люди работающие в цирке отличаются от животных работающих в цирке?

        • Анонимно
          10.11.2019 10:35

          Тем что они люди, а не животные.

        • Анонимно
          10.11.2019 13:35

          Люди идут в цирк работать добровольно, а животные принудительно, да ещё и содержатся в клетках.

          • Анонимно
            10.11.2019 16:51

            Ага, идут. Они бы трупами лежали давно, а тут кормят. А зоозащитники те еще бесы, как показала жизнь.

        • Анонимно
          10.11.2019 15:35

          Убирают сами за собой.

  • Анонимно
    10.11.2019 09:06

    Ноги моей не будет в вашем цирке, пока издеваетесь на животными.

    • Анонимно
      10.11.2019 10:27

      Запашных судить надо за жестокое обращение с животными

    • Анонимно
      10.11.2019 11:28

      Вы надоели со своим нытьём что их там мучают. В россии бытовое насилие куда страшнее чем мучения животных в цирке,которого я уверен гораздо меньше и частично преувеличено.
      Давайте тогда и кинологов распустим,думаю они также воспитывают собак?
      Что за люди,всегда мчитаютсчитают свое мнение единственно верным..

    • Анонимно
      10.11.2019 12:37

      Глупости пишите, уважаемый аноним. Никто их не мучает. Животные - это традиция русского цирка.

    • В цирк должна возвратиться живая настоящая оркестровая музыка. Запретить фонограммы.
      Советую начинать цирковую программу с парада-алле в сопровождении циркового марша Иссаака Дунаевского.
      Основание цирка в живом оркестре.

      • Анонимно
        10.11.2019 14:12

        Давно вы не были в нашем цирке. Там играет живой оркестр на каждом представлении.

        • Мне недавно рассказали, что живая музыка есть, но не всегда. Есть фонограммы! Убрать!

          • Анонимно
            10.11.2019 19:25

            Что уж цирк! В театре оперы и балета фонограмма используется. Оркестр уезжает на «чёс» по заграницам, а спектакли идут под фанеру...
            Дождёмся, видимо, спектаклей в видеозаписи)))

            • Анонимно
              11.11.2019 11:45

              Есть программа "Театр в кино". Лучшие постановки в формате кинопоказа в кинотеатрах.

  • Анонимно
    10.11.2019 09:12

    Не нужны зрителю животные, замученные тренировками. Пора прекратить этот цирк. Пусть люди показывают свой интеллект и мастерство техники. Зрители найдутся. Такой пример для подражания. А когда измученное животное танцует вызывает только боль. Как люли относятся к животным так относятся и к людям. Вам надо работать это понятно, нужны новые программы. Но пожалуйста делайте без животных. Уже стыдно за людей.

    • Очень любопытно. Самые заплюсованные комменты - против цирка с животными. Хотя что-то я не слышу протестов, многотысячных митингов против этого явления. Наоборот, люди с удовольствием в такой цирк ходят, продажи хорошие, о чем и говорит уважаемый директор Шарифуллин.

      В общем, + и - в комментах БО, конечно, совершенно не отражают реальной картины общественного мнения, скорее только распаляют оппонентов.

      • Анонимно
        10.11.2019 15:22

        Ходят, конечно. Туристы из деревень, Нижнекамска, Челнов - раз. Детсады и школы - 2. Не знаете, как билеты распространяют, разве? Пока ещё не все достаточно зубасты, чтобы отказаться от настойчиво предложенного коллективного посещения цирка.

        • Анонимно
          10.11.2019 20:42

          Был в цирке недели две назад. Не видел я что-то организованных групп, зато припарковаться места не было, так Родители детей своих привезли. А сам зал был процентов на 70 заполнен. Шоу в целом отличное, жене даже больше, чем ребёнку понравилось :)

      • Анонимно
        10.11.2019 15:26

        Те, кто ратуют за цирк без животных — в цирк не ходят. То есть, они вообще не являются целевой аудиторией. И точно так же не пойдут в цирк без животных, если на вывеске не будет слов "дю Солей".
        Они лишь высказывают "модную" точку зрения — тот же стадный инстинкт, не более.

        Собственно, поэтому слушать их глупо, а поступать по их желанию — глупо вдвойне: это значит просто уничтожить классический цирк.

      • Анонимно
        10.11.2019 15:55

        Заприметил ваш комментарий и сразу же заминусовал. Затем прочитал. Жаль, что нельзя одарить его вторым минусом. Тем не менее, с уважением!

  • Анонимно
    10.11.2019 09:15

    Будущее за цирками типа ДюСолей.

    • mad big
      10.11.2019 10:10

      Дюсолей один. И больше такого не будет. Это и цирком то в полном его понимании сложно назвать. Высокотехнологично и дорого.

  • Анонимно
    10.11.2019 09:20

    — Отвечу так: у нас очень дорогой контент. И тут мы благодарны руководству Татарстана за то, что оно субсидирует нашу деятельность
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/445556
    пока главенствует такая благодарность-нет смысла говорить о достижении мирового уровня. а что касается цирка дю солей...-как раз это есть демонстрация человеческих возможностей,то же самое можно говорить и о китайском цирке..но там ведь нужна каждодневная работа и тела и у ма и декораторов.. а здесь загнал лошадь на круг и гоняй ее и делай на ней что хошь..детишкам нравится все просто все понятно. почему успех у дю солей? и люд платят бешеные деньги? потому что зрелище завораживает, это и есть искусство интерпретации на грани физических возможностей..но риски это не наше,главное ведь традиции сохранить...

    • Анонимно
      10.11.2019 10:23

      Выкупи и выпусти на волю
      Сделай хоть одно дело в своей жизни, вместо нытья в комментариях

      • Анонимно
        10.11.2019 10:27

        Выпустить животное на волю, чтоб оно погибло? Животное уже не сможет атаптироваться в дикой природе, начнёт выходить к людям, там его и застрелят.

      • Анонимно
        11.11.2019 13:50

        Еще что сделать, диванный эксперт?

    • Анонимно
      10.11.2019 10:49

      Но совершенно справедливо он говорит, что детям это не слишком интересно. Тем, которые постарше - да. А малыша, дошкольникам Дю Солей вообще не интересен. Все мои знакомые, которые брали детей на шоу, жаловались, что ни один ребенок не смог досидеть до конца - им было скучно. А цирк с животными, действительно, для детей гораздо более привлекателен. Например, уголок дедушки Дурова в Москве, в котором все номера с животными. Это же полный восторг для детишек. А в России цирк очень давно считается развлечением в первую очередь для детей. Поэтому если в цирках не будет животных, они начнут терять прибыль, ведь с детьми к ним будут ходить гораздо меньше, чем раньше.

      • mad big
        10.11.2019 11:06

        Дюсолей это цирк для взрослых. Именно для этого и создавался. Его владелец и создатель сделал вывод, что человек в своей жизни в цирке бывает в цирке всего два раза. Первый раз ребенком, а второй уже со своими детьми или внуками. Вот и придуман был цирк для взрослых. Дети этот цирк не понимают.

        • Анонимно
          10.11.2019 16:00

          11:06. Электрики тоже "мимо кассы", Мак! Сам видел как один в антракте представления так и сказал: Ничего не понимаю! А было это в начале 70-х, когда Никулин гастролировал. Вот такая печальная история!

      • Анонимно
        10.11.2019 16:16

        Значит маленьким детям не надо ходить в цирк. Ничего страшного с ними из-за этого не произойдет. Мучать животных ради часовой потехи детишек не стоит

        • Анонимно
          10.11.2019 20:37

          И в зоопарк не надо ходить! И домашних животных запретить продавать.

          • Анонимно
            11.11.2019 05:47

            Вы видели, хотя бы в интернете- какие могут быть зоопарки- с большими вольерами, с чистой водой? Тогда гребите дальше...

          • Анонимно
            11.11.2019 13:51

            А мы и не покупали , взяли с улицы и в зоопарк не ходим, никто не умер.

      • Анонимно
        11.11.2019 17:18

        Раньше тоже народ сбегался, когда кому-то голову рубили или гладиаторы друг друга резали, теперь нет таких зрелищ. И от зоопарков и цирков с участием животных тоже отказываться надо, можно оставить домашних пони, собачки, кошечки, а хищников и экзотичных запретить. Невыносимо зрелище, как крокодила с замотанной мордой как куклой вертят, брутальность и героизм показывают, тьфу дрессировщики.

  • Анонимно
    10.11.2019 09:33

    Категорически против животных в цирке. Нужен срочнейше!!! закон , запрещающий такое. Пусть будет так, как во многих странах, где существует этот закон. Цирк настоящий - это Дю Солей.

    • Низами
      10.11.2019 14:24

      Дю Солей - это не цирк в обычном его понимании...
      Это, скорее всего, театр, шоу на цирковой арене...
      И если говорят, что в обычном цирке "мучают животных", то в Дю Солей мучают людей (и артистов и зрителей)...

  • Анонимно
    10.11.2019 09:48

    Мир меняется, и тебе Рамил придется үзгәрергә. Цирк в ближайшем будущем- без зверей. Хочешь ты этого или нет. И соответственно либо с тобой это будет, либо без тебя.

  • Анонимно
    10.11.2019 09:57

    Удачи новому директору на непростом поприще

  • Анонимно
    10.11.2019 10:01

    Хватит мучать животных! Нам не нужны такие номера!

    • Анонимно
      10.11.2019 10:09

      Согласен

    • Анонимно
      10.11.2019 10:21

      Хватит убивать бактерии, микробов, насекомых остановите убийство невинных живых существ. Заболел, не лечись, помни - ты убиваешь животных.

      • Анонимно
        10.11.2019 11:17

        Дурачком не прикидывайся и курс биологии школьный освежи в памяти.

        • Анонимно
          10.11.2019 19:03

          Вот ещё один балбес, биологию не изучал, когда рот чистишь сколько убиваешь микробов?

      • Анонимно
        11.11.2019 13:53

        Для тебя что микроб, что животное, что человек.
        На учете у психиатра не состоишь пока? А надо бы.

  • Анонимно
    10.11.2019 10:03

    Не нужны животные нам! В цирке! А вы о ком вообще? Кто ваши зрители?

  • Анонимно
    10.11.2019 10:09

    Цирки все, скоро кончатся. Останутся мега шоу, типа дюсолеев, а это примитивное убожество с братьями-акробатами закончится. Есть зрелища и поинтереснее. Я водил детей в цирк один раз, им было скучно, мне неловко... Куча братьев-акробатов с непонятными ужимками и подскоками откровенно смешили. В общем, всё. А здание красивое.

  • Анонимно
    10.11.2019 10:10

    Цирк должен быть без зверей!!!! И Тукая в цирк не нужно. Зачем цирк делать с национальным оттенком?

  • Анонимно
    10.11.2019 10:12

    Есть искусство, а есть баянисты, всякие нардные ансамбли с хороводами и цирк...

  • Тимербулат
    10.11.2019 10:28

    Не хожу в цирк. Не могу смотреть на как зарабатывают на замученных животных. Я против садизма. Меня привлекают западные шоу, где люди пытаются удивить других своими трюками, в том числе иллюзями. Будущее за иллюзианистами.

    • Анонимно
      10.11.2019 13:31

      Текст читал: идолопоклонство перед Западом? Это о таких, как ты. Побывай вначале там, вникни в их жизнь. Как определишься с полом (это от тебя потребуют), пару детей твоих заберут в Ювеналку (за шлепки полученные за баловство), завоешь и полюбишь и цирк, и страну, и все наши былинки и травинки.

  • Анонимно
    10.11.2019 10:39

    врт вы нытики все тут пишите что цирк не нуден , сами то бегаете с детьми на все представление. билеты не достать даже. Надо закрыть всякие передвижные цирки шапито итд. вот там да животных мучают. Прошлом году в Азнакаево зимой приехал циик шапито . ох как по ночам звери орали кричали от голода от холода. кормить денег не было у хозяев т к кто зимой будет 2 часа в шатре сидить. и за эти 3 недели в городе собак кошек не осталось всех ловили на корм животным. это просто ужас.

    • Анонимно
      10.11.2019 11:07

      Вы видимо сами в цирке не были. Ходил месяц назад. Лишь половина зала была заполнена. Можно купить самый дешёвый билет, а потом пересесть на дорогие места.

  • Анонимно
    10.11.2019 11:11

    Татарстану надо прекратить субсидировать развоечения прошлого века, тем более базирующегося на истязаниях животных. Все цивилизованные страны начинают задумываться о запрете деятельности цирков с животными, а мы наоборот движемся.

  • Анонимно
    10.11.2019 11:19

    А как часто кто ходит в цирк? Я был (взрослым) два раза, сначала дочь водил, потом уже с сынишкой один раз. Все. Больше не пойду. Нечего там делать. Хотя, знаю случай, моя знакомая, ходила в цирк со своим парнем, просто так и ничего, говорит понравилось ))) Но там особый
    случай. А вы, ходите в цирк?

    • Анонимно
      10.11.2019 11:30

      Была два раза с ребенком, больше не хотим.

      • Анонимно
        10.11.2019 13:29

        Был 20 раз с детьми в цирке. Ещё хочу

        • Анонимно
          10.11.2019 14:14

          А мы не ходим, потому что ДОРОГО! Для семьи с тремя детьми сходить в цирк стоит 1500*4=6000. И никаких льгот и скидок. Нам не по карману. 1500 это ещё не первые ряды.

          • Анонимно
            10.11.2019 21:24

            Серьезно? Полторы тысячи? Помню водил по 500-800, несколько лет назад. За полторы туда ни ногой, лучше игрушек куплю.

  • Анонимно
    10.11.2019 11:49

    Цирк изжил себя уже...по концепции, по зрелищности и какой то аутентичности. Туда уже ходят просто как на 1 канал,смотреть просто банальные, туповатые представления.

    Был давным давно на представлении Шаулинских монахов, вау подумал я, что то крутое бдует. Фигушки, половина времени была банальщина с нашими очень низкопробными циркачями: хлыстом срезать палочку, обезьянка на велике и всякая ерунда....

    У нас в России ничего хорошо делать не могут уже как 25 лет. ...в цирке был 15 лет назад последний раз и не пойду больше...

  • Анонимно
    10.11.2019 12:12

    дело не в менталитете обязательных номеров с животными...надо привить любовь и уважение к хвостатому, и показать его умственные способности...у них тоже есть интеллект и душа! они заслуживают гуманного отношения к себе, ещё как и твари божьи...

  • Анонимно
    10.11.2019 12:23

    Запрет выступлениям животных в цирке, тут не должно быть сомнений, если мы развиваемся как развитые страны

  • Анонимно
    10.11.2019 12:39

    Интервью хорошее. Успехов нашему цирку! А тем зомби, что восхищаются, Дю Солеем, совет- включите голову, живите своим разумом, интересуйтесь своей историей.

  • Анонимно
    10.11.2019 12:45

    У нас везде и в образовании в культуре и в науке цирк. И сплошной "Креатив". Простому народу скоро в этих учреждениях нечего смотреть. Рэп- это ужн высокое искусство:)))

  • Анонимно
    10.11.2019 12:53

    У меня один вопрос! Где миллиард рублей, потраченных на реконструкцию цирка?

    • Они и потрачены на реконструкцию цирка, как здания. Тут сомнений нет, погуглите, все СМИ об этом писали, масштаб работ там был очень серьезным.

      Теперь задача директора - вдохнуть в эти отремонтированные помещения жизнь. Надеюсь, что новому директору это удастся.

  • Анонимно
    10.11.2019 13:19

    Я бы запретил концерты Салавата. Вот где издевательство над зрителями.

  • Анонимно
    10.11.2019 13:44

    Не надо Тукая в цирке. Не издевайтесь.

  • Анонимно
    10.11.2019 14:36

    Я считаю плевать на этот креатив и сохранить свою национальный колорит везде. Мы же не должны все подряд копировать у других. В ТВ сплошное копирование у других, в театрах скоро тоже потеряют зрителей своими никому не нужными экспериментами, где наше свое лицо, почему мы должны эти дурные перформансы смотреть, в цирке хотя бы пусть будет что то свое. Не обвиняйте меня в отсталости, я всегда повышаю образование, езжу часто в Европу. Мы должны не отствать от мира, но при этом должны сохранить свои традиции, фольклор и историю. Образованные люди, никогда музеев и классику нафталином не назовут.

  • Анонимно
    10.11.2019 14:40

    Дайте мне здание цирка в аренду и я сделаю там бизнес намного рентабельнее , республике файда будет

  • Анонимно
    10.11.2019 14:42

    Да, согласен нужен другой формат выступлений, животные по принуждению, стыдно, хватит их мучит. Очнитесь.

  • Анонимно
    10.11.2019 15:02

    Цирк без животных - это не цирк вообще. Именно дрессировка животных привлекает в цирк не только детей, но и взрослых. Нормальных взрослых, а не зоошизиков, которые пытаются поменять людей и зверей местами. Дрессура - великое искусство. Умение подчинить дикого зверя человеку, научить его работать для человека, показать это людям вблизи - это хорошо и здорово. А для зверя это, как минимум, просто возможность выжить. Увы, дикой природы, где могут жить животные, становится все меньше. Хорошо, что "лишние" звери, которые в ней просто не помещаются, имеют дополнительный шанс - жить среди людей, служить людям, делать городского жителя чуть ближе к природе.

    • Анонимно
      10.11.2019 15:30

      Медведь на велосипеде имеет очень отдаленное отношение к природе.
      Есть природные способности к лазанию у кошки: отметили, включили в номер без физического насилия - ок.
      Собачки вас слушаются - хорошо. Дикие животные, выполняющие нелепые требования дрессировщика, только искажают представление детей о дикой природе.

  • Анонимно
    10.11.2019 15:37

    Пусть наши режиссеры театров помогут цирку, среди них есть очень талантливый человек, из любой вещи сможет делать шоу, даже из непрофессионалов, очень востребованный в других регионах его зовут на постановки.

  • Анонимно
    10.11.2019 15:41

    Хватит издеваться над животными!

  • Анонимно
    10.11.2019 15:45

    Прекратить эксплуатацию ДИКИХ животных в цирках, в первую очередь - в передвижных !

  • Анонимно
    10.11.2019 15:46

    В цивилизованных странах давно запрещена эксплуатация животных в цирках. И нам пора.

  • Анонимно
    10.11.2019 16:31

    Проведите опрос, БО! Интересно знать мнение читателей

  • Анонимно
    10.11.2019 16:50

    Пока мы ходим, они будут продолжать издеваться над животными. Что мешает нам бойкотировать подобного рода «развлечения»?

  • Анонимно
    10.11.2019 17:33

    Не ходим на цирк с животными, это ужасно!!!

  • Tatarmalai
    10.11.2019 18:33

    Животные в цирке - варварство и средневековье.
    Менталитет тут не причем. А если зрители захотят гладиаторские бои в цирке? Тоже на поводу у них пойдете?

  • Анонимно
    10.11.2019 19:51

    Ну тогда и зоопарков не должно быть! Вы думаете там всё иначе? Там конечно же их не дрессируют, но они же все не на свободе! Давайте их всех распустим!)

    • Анонимно
      10.11.2019 22:08

      19:51, зоопарки с клетками и загонами - это концлагерь для животных. Но, вот, цирк - это вообще за гранью человечности! Прежде чем животное выпустить на арену ему делают клизму, чтобы нечаянно "расслабился". И так каждый день, да ещё бывает и по 2 аза в день, если представление 2 раза в день. Кроме того сама дрессура - это жестокое подавление воли у животного. Хлыст, огонь, голод, холод - в ход идёт всё что угодно, чтобы заставить животное "плясать под дудку"! Да, есть животные. которым нравится играть с человеком - это обычные домашние животные. Но даже их мучают каждодневными клизмами и успокоительными препаратами!

  • Анонимно
    10.11.2019 19:51

    Менталитет,Истинно,РУССКОЕ слово,происходит, (от лат. mens или (род. падеж) mentis — душа, дух (в более узком смысле — ум) и суффикса прилагательного 'al') — склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной[1] или этнической группе, нации, народу, народности.

    Русские россияне,давно навязывают свой Язык,ТАТАРАМ.Вы,договоритесь,с обладателями Латинского Языка.

  • Анонимно
    10.11.2019 20:27

    Цирк это искусство. Акробатика, жонглирование, клоунада. Издевательству над животными здесь не место

  • Анонимно
    10.11.2019 21:13

    А что касается нахождения их на улице, то тем же слонам комфортнее в шатрах, когда воздуха больше.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/445556

    Самих на холод!

  • Анонимно
    10.11.2019 21:52

    Насчет фразы Ленина про важнейшие искусства. Начинается она словами "Пока народ неграмотен...", и уже далее общеизвестное выражение.

    • Анонимно
      11.11.2019 03:54

      А где же он грамотен-то!? С таким подходом к образованию, как сейчас, через 10 лет хуже, чем в царской россии будет! Космические корабли кадилом церковным запускаем!:)

  • Анонимно
    10.11.2019 23:34

    Недавно нашим зрителям нужны были публичные казни и кулачные бои.

  • Анонимно
    11.11.2019 08:44

    Мне кажется мы занимаемся показухой, а основная деятельность отстает.Конкурсы какие то проводятся, увольняют именно преданных делу людей. Никакого развития не будет в образовании, науке и культуры. Цирк это тоже область культуры. Какой креатив там может быть. Там надо свою труппу иметь, новейшие технологии, собрать всю творческую команду и спортсменов, режиссеров и вперед.

  • Анонимно
    11.11.2019 10:11

    Лобби Запашных?
    Зрителю нужно ШОУ! Если нечего смотреть, то смотрят на животных, т.к. зоопарка нет. Вот появится зоопарк и к вам очередь поубавится!

  • Анонимно
    11.11.2019 12:11

    Животные должны находиться в природе, а не на принудительной работе. Конечно, их просто используют и выбрасывают за ненадобностью. Дикие нравы. Сейчас в Германии уже отошли от эксплуатации животных, карается на законодательном уровне. А цирк животных у них есть, вот только делают они это с использованием светографики. А у нас слабо. Да, что говорить, к бездомным животным у нас тоже такое же отношение. О каком развитии может говорить человек?

  • Анонимно
    11.11.2019 14:53

    Мы же, вроде, считаем себя цивилизованными... Неужели приятно смотреть на несчастных животных, которые за кусочек еды вынуждены исполнять то, что противоречит из природе? А когда их дрессировали, сколько мучений они вынесли? За что и для чего? Дети хотят видеть... Так воспитывайте детей правильно, объясняйте, что место животных - в дикой природе, а не на арене цирка. Нужно прекращать эту дичь.

  • Анонимно
    14.11.2019 15:51

    Скоро обязательно наступит время, когда цирк будет без участия животных. Я в этом не сомневаюсь. До нас все доходит позже почему-то. Весь цивилизованный мир перешел на формат цирковых представлений без мучения животных. Они себе такую жизнь невыбирали. Вы видели зоопарки Праги, Барселоны - это открытое пространство , как заповедник. К этому нужно стремиться. В таких зоопарках любуешься животными, а не смотришь на их несчасный вид. Про Казанский зоопарк молчу. Надеюсь, новое начинание будет хотя бы отдаленно напоминать цивилизованный зоопарк.

  • Анонимно
    14.11.2019 16:04

    14:53, я бы вам еще плюсов наставила, очень правильно сказали!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль