IT 
13.11.2019

Айрат Хайруллин: «Цифровизация – это не просто провода, железо и серверы»

Глава минцифры РТ рассказал о том, как будет бороться с «провалами» сотовой связи в центре Казани и на трассе М7

Перевести 196 государственных и 72 муниципальные услуги в цифровой вид, соединить «острова»-министерства нитями технологий и придушить гидру коррупции — такие непростые задачи обрисовал накануне глава минцифры РТ Айрат Хайруллин в Госсовете. За тем, как народные избранники поставили молодого министра в тупик вопросами о сокращении из-за цифровизации числа госслужащих, наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».

В Госсовете РТ министр цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан Айрат Хайруллин выступил сразу с двумя большими докладами В Госсовете РТ министр цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан Айрат Хайруллин выступил сразу с двумя большими докладами Фото: gossov.tatarstan.ru

ПЕРЕХОД НА ТЕЛЕЦИФРУ

В Госсовете РТ министр цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан Айрат Хайруллин выступил сразу с двумя большими докладами. Можно сказать, это было такое программное выступление с озвучиванием целей и задач нового министра — перед обновленным же составом депутатов Госсовета РТ. Слушали его внимательно, припасли немало вопросов.

Первый доклад касался перевода жителей с аналогового на цифровое телевидение, который произошел еще 14 октября. «Цифра» накрыла республику на 99,3%. И только в 157 населенных пунктах Татарстана (12,3 тыс. домохозяйств) прием цифрового сигнала оказался невозможным — в связи с особенностями рельефа местности. Желающие были подключены к спутниковому телевидению или к IP-TV. Депутата от КПРФ Александра Комисарова заинтересовало то, что за полагающейся субсидией на приобретении и установку «спутника» обратились всего-то 40 семей. Как пояснил Хайруллин, от «ящика» отказались, например, дачники или те, у кого и так не было телевизора.

Небогатым жителям РТ, кто попал в зону покрытия «цифры», также полагается материальная помощь (1 тыс. на приобретение оборудования и 1 тыс. на антенну). За помощью обратились 6,7 тыс. татарстанцев, выплачено более 7,2 млн рублей компенсаций, сообщил Хайруллин.

«Мы помним 90-е, 2000-е годы, когда из-за некачественного аналогового приема кабельные операторы сильно развивались. Системы коллективного доступа во многих домах были утеряны. Сейчас у жителей есть прекрасная возможность, кто смотрит кабельное телевидение за 150 рублей в месяц, отключиться от кабеля и переходить на бесплатные 20 цифровых телеканалов», — агитировал Хайруллин. 

Пока же народ плотно сидит на «кабеле». На весь Татарстан было приобретено 65 тыс. цифровых приставок и 19 тыс. телевизоров, принимающих цифровой сигнал. Минцифры РТ следил, чтобы в пик спроса перекупщики не могли нажиться на продаже «приставок», заверил Айрат Ринатович.

Александра Комисарова заинтересовало то, что за полагающейся субсидией на приобретении и установку «спутника» обратились всего-то 40 семей Александра Комисарова заинтересовало то, что за полагающейся субсидией на приобретение и установку «спутника» обратились всего-то 40 семей Фото: gossov.tatarstan.ru

«БЕЛЫЕ ПЯТНА» НА КАРТЕ СОТОВОЙ СВЯЗИ, РАДИОФОБИЯ У ЖИТЕЛЕЙ

Далее Хайруллин перешел к наблюдениям за мобильными операторами. «По трассе М7 на протяжении 7 километров у компании МТС отсутствует сотовая связь», — отметил министр. У «Вымпелкома» — в «белую» зону попадают порядка 12 километров. На федеральной трассе Казань — Оренбург у «МегаФона» нет связи в общей сложности на протяженности 5 километров. В Татарстане 22 населенных пункта, где нет никаких видов сотовой связи.

«В центре Казани проблемы со связью возникают потому, что в исторической части города запрещено строительство новых объектов связи. В районе торгового центра „Кольцо“, „Гранд отель Казань“ сотовая связь очень плохо ловит, потому что нормативы не позволяют нам эту работу проводить», — пояснил Хайруллин.

Провал со связью ожидается в районе КГАСУ — учредитель вуза (минобразования РФ) запретил устанавливать на здании вуза базовое оборудование, теперь ранее установленную там станцию придется снимать. Также проблемы со связью имеются при подъезде к Казани на поезде — пассажиры на протяжении 10 км не могут дозвониться родственникам.

К тому же министр отметил, что у многих людей есть радиофобия — татарстанцы обращаются в минцифры РТ с просьбами убрать базовую станцию с их жилого дома, опасаясь вреда здоровью, хотя все «станции устанавливаются с разрешения Роспотребнадзора».

По его словам, в республике создан штаб, который в еженедельном режиме эти вопросы будет решать. «Наша задача, не нарушая архитектурный облик городов, соблюдая границы исторического центра Казани, обеспечить плотность строительства вышек сотовой связи там, где это необходимо», — отмечается в докладе.

«Сейчас у жителей есть прекрасная возможность, кто смотрит кабельное телевидение за 150 рублей в месяц, отключиться от кабеля и переходить на бесплатные 20 цифровых телеканалов» «Сейчас у жителей есть прекрасная возможность, кто смотрит кабельное телевидение за 150 рублей в месяц, отключиться от кабеля и переходить на бесплатные 20 цифровых телеканалов» Фото: gossov.tatarstan.ru

ПРО «ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОЛОДЦЫ» И «ЦИФРОВЫЕ ОСТРОВА»

Наконец, Хайруллин вскочил на своего верного «конька» — цифровизацию государственного управления. Красной нитью в докладе прошла «сверхзадача» — поставить цифровые технологии на службу жителям РТ, чтобы взаимодействие населения и бизнеса с государством было «проактивным, быстрым и удобным».

Министр привел свой любимый пример с молодой мамой, которая после выписки из роддома должна обежать кучу ведомств, чтобы оформить необходимые документы на ребенка: загс, страховую компанию, пенсионный фонд, паспортный стол, налоговую и др.

«Итого 6 ведомств, 10–12 хождений!» — подсчитан Айрат Ринатович, кстати, сам отец двоих сыновей.

Он напомнил, что государство и так обладает большинством данных о человеке и его семье и нет необходимости гонять людей по кругу за справками. Минцифры РТ планирует создать новое платформенное решение на базе портала госуслуг РТ, которое позволит татарстанцам автоматически получать такие услуги, как получение пособий, запись в детский сад, получение страхового полиса и т. д. Но сроки запуска платформы, к сожалению, названы не были.

«Сегодня министерства и ведомства представляют собой так называемые информационные колодцы или цифровые острова, когда отсутствует полноценное сквозное межведомственное цифровое взаимодействие, каждый орган сосредоточен на своих внутренних процессах и внутренней автоматизации», — сетовал Хайруллин. Своей целью он видит связать все эти «острова» в единую цепочку.

Параллельно это должно привести к более экономному расходованию госсредств, заявил министр. Позже депутат Роман Мугерман резонно заметил, что такая цифровизация неизбежно должна привести к сокращению аппарата чиновников, и поинтересовался, как это скажется на экономии расходов на их содержание? Хайруллин явно оказался не готов к такому конкретному вопросу. Не похоже было, чтобы в минцифре вообще задумывались над подобными последствиями цифровизации. Хайруллин напомнил лишь, что в последние годы действует закон, запрещающий как минимум раздувать штаты в госорганах. 

Далее Хайруллин сказал, что за счет средств нацпроекта «Цифровая экономика» в стране в этом году пройдет масштабное подключение школ, больниц и прочих «социально значимых объектов» к сети интернет. Всего за три года в республике будет подключено к сети 3 тыс. социальных объектов РТ.

В каждом районе Татарстана появится замглавы по цифровой трансформации. «Это связано не с технологиями, они существуют. Подобное относится к перестройке внутренних бизнес-процессов и административных регламентов каждого муниципалитета», — объяснил Хайруллин. Первые 840 человек — на уровне замглавы районов, замглавврачей, замминистров — уже прошли обучение.

Роман Мугерман резонно заметил, что  цифровизация неизбежно должна привести к сокращению аппарата чиновников и поинтересовался, как это скажется на экономии расходов на их содержание? Роман Мугерман резонно заметил, что  цифровизация неизбежно должна привести к сокращению аппарата чиновников и поинтересовался, как это скажется на экономии расходов на их содержание Фото: gossov.tatarstan.ru

перевод в цифровой вид 196 государственных и 72 муниципальных услуг

«Наша задача: чтобы через пять лет 80 процентов взаимодействий граждан с государством происходило в удобном, цифровом виде», — заявил Хайруллин.

В переводе государственных и муниципальных услуг в цифровой вид никакого открытия, разумеется, нет. Многие такие операции были успешно переведены в «цифру» еще предшественниками Хайруллина — Николаем Никифоровым и Романом Шайхутдиновым. Но Хайруллин уверен, что еще есть к чему стремиться. «Резерв мы видим в переводе в цифровой вид 196 государственных и 72 муниципальных услуг», — обозначил новый министр свой горизонт работы.

В минцифре проведен анализ оказания «цифровой зрелости» государственных или муниципальных услуг. Нулевой этап зрелости — это когда услуга полностью «аналоговая». Первый этап зрелости — услуга «условно электронная» (на портале госуслуг можно самостоятельно заполнить заявление, оплатить пошлину, записаться на прием, но для получения услуги требуется личное присутствие). В таком режиме в Татарстане оказывается 12 государственных услуг. Второй этап зрелости услуги — это когда услуга становится полностью цифровая, от подачи заявления до получения результата, таким образом, в РТ оказывают четыре вида госуслуг, например компенсации родителям части платы за детсад. И, наконец, третий этап зрелости — это проактивная услуга, которая оказывается на основе цифрового профиля человека. Но до них в Татарстане ведомствам еще предстоит «дозреть». К какому времени все госуслуги станут проактивными, Хайруллин не сообщил.

Но прогресс наметился. Например, в Казани работает 8 полностью цифровых услуг: выдача ордера на земляные работы, выдача разрешения на вырубку деревьев, на установку рекламной конструкции, присвоение адреса и т. д.

«До конца года в Казани 48 муниципальных услуг должны работать в цифровом виде», — анонсировал министр.

Минцифра РТ «прокачает» работу МФЦ, которые ранее не раз критиковал президент РТ Рустам Минниханов. Как выяснилось, до сих пор курьеры физически возят документы из района в район, что съедает кучу времени. Электронной связи между районами РТ просто нет (!).

«Если вы регистрируете новое юрлицо, сдаете документы в МФЦ. Если проживаете  в Бугульминском районе, ваши документы повезут в Казань на улицу Кулагина, налоговая зарегистрирует новое юрлицо, что займет несколько дней, и далее ваши бумаги спустя несколько дней привезут в Бугульму», — описал систему документооборота глава минцифры РТ.

Хайруллин обещал через 1,5 месяца обеспечить технологическое соединение МФЦ и налоговой службы, и с 25 декабря бумажки больше не будут возиться в налоговую службу со всей республики.

Лутфулла Шафигуллин (в центре) пожелал Минцифре быть «самым передовым министерством» Лутфулла Шафигуллин (в центре) пожелал минцифре быть самым передовым ведомством Фото: gossov.tatarstan.ru

«Если человек построил дом, почему он должен ждать месяц, чтобы ему присвоили номер?» 

Параллельно с сокращением времени оказания госуслуг цифровизация должна решить вопросы «взяточничества и подарков» чиновникам за «ускорение» процесса.

«Вспомните, как мы раньше получали заграничный паспорт. В паспортный стол люди приходили в 3–4 утра, пользуясь услугами посредников. Помните, на Чеховском рынке? В Росреестр также невозможно было попасть», — вспоминал министр, замечая, что те времена давно прошли. Но и сегодня время ожидания по ряду услуг доходит до 180 дней. Хайруллин весьма самокритично вспомнил и свою работу в Альметьевске, когда вместо положенных 10 дней разрешение на строительство порой выдавалось в течение нескольких недель или месяцев.

«Если человек построил дом, почему он должен ждать месяц, чтобы ему присвоили номер? Это можно сделать за три дня!» — заявил министр.

Он добавил, что «цифра» позволит создать такие технологии, которые покажут, сколько времени чиновник просматривает документы. «Цифровизация  — это не просто провода, железо и серверы», — отметил он, а в первую очередь удобные для жителей услуги.

Депутаты задали Айрату Ринатовичу ряд вопросов. Так, Мугерман поинтересовался, планируется ли оцифровать госуслуги для бизнеса? «Центры поддержки предпринимательства — только некоторые оказывают в цифровом формате», — заметил он.

Хайруллин обещал, что в скором времени для предпринимателей появится такая платформа. «Вы заходите в приложение, говорите: „Я предприниматель, сижу на упрощенке, у меня 15 человек, выращиваю ягоды“. И приложение вам выдает, что вы можете получить субсидию по линии минсельхоза, поддержку гарантийного фонда, льготную ипотеку и так далее», — обещал министр.

«Одно дело — нажать на кнопку и узнать про субсидии, но совсем другое — обежать все министерства и ведомства, чтобы собрать необходимые бумажки для получения самих субсидий», — не в бровь, а в глаз заметил глава ассоциации фермеров РТ Камияр Байтемиров (входит в экспертный совет при комитете). Но разработают ли систему автоматизации получения льгот для бизнеса, к сожалению, услышано не было.

Депутат Марат Галеев заметил, что цифровизация на производстве сегодня ведется весьма фрагментарно, а бизнес по большей части не проявляет сильного интереса к цифровой трансформации — нет стимулов, кое-где работают по технологиям XIX века, производительность труда в разы отстает от мировых показателей.

Хайруллин радостно рапортовал, что в РТ создан центр цифровой трансформации, который как раз-таки и начнет заниматься оцифровкой всего и вся в республике. Будет рассчитан индекс «цифровой зрелости предприятий» республики. Также он порадовал, что буквально на днях разыграли конкурс — 16 предприятий из РТ выиграли право на получение субсидий на свою цифровизацию. Компании получат возврат до 50% затраченных средств.

Глава ТПП Шамиль Агеев напомнил, что совсем скоро в РФ будет запущена цифровая платформа для сбора и отработки жалоб предпринимателей на незаконные, по их мнению, действия со стороны правоохранительных органов. Такой себе «Народный контроль» для бизнеса. Татарстан планировали сделать пилотной площадкой, но в итоге решили расширить проект сразу на всю страну. Запуск цифрового сервиса «За бизнес» намечен на 15 ноября.

Завершил собрание глава экономического комитета Лутфулла Шафигуллин. «Вы пионеры», — приветствовал он инициативы молодого министра. Шафигуллин пожелал минцифре, чтобы оно было самым передовым ведомством и чтобы цифровое оказание услуг гражданам и бизнесу всегда стояло на первом месте в приоритетах его работы.

Как позже «БИЗНЕС Online» сообщили в пресс-службе минцифры РТ, на территории РФ сегодня тестируется всего 25 суперсервисов госуслуг. Два направления отрабатывают в Республике Татарстан — это оформление документов, связанных с рождением ребенка, и европротокола ДТП онлайн (через приложение «Помощник ОСАГО»). 

В частности, сервис «Рождение ребенка» включает оформление документов с помощью одного электронного заявления. Через свой цифровой профиль мама может оформить электронную запись в роддом, детский сад и прикрепиться к поликлинике. Запуск пилота произойдет в 2020 году, пояснили в министерстве, на первом этапе родители смогут получить комплект документов на ребенка в электронном виде и встать в очередь в детский сад.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.11.2019 08:30

Чем-то это напоминает бурные обсуждения высосанной из пальца «проблемы 2000». Помнит кто-нибудь?
Регулярные совещания в Минсвязи, куча отчётности во все мыслимые органы о «готовности к решению» этой «проблемы»...
А никакой проблемы-то и не существовало!
Так и тут - громкие фразы «перевод госуслуг в цифру», но никто и нигде не отменил ни одного бумажного документа!
Максимум, что «цифровизировали» так это запись в очередь и быстрый отъем денег у населения в виде штрафов и всевозможных платежей.
Но запись в электронную очередь никоим образом не отменяет стояния в огромной живой очереди.

  • Анонимно
    13.11.2019 08:29

    Какая трасса М7? В Студенцах, Воробьевке абсолютно нет связи, а к Воробьевке и асфальтовой дороги нет. И это в 5 км от Иннополиса. Точно "иннавасионный" регион!

    • Анонимно
      13.11.2019 10:13

      На вопрос такая цифровизация неизбежно должна привести к сокращению аппарата чиновников и поинтересовался, как это скажется на экономии расходов на их содержание? Хайруллин явно оказался не готов к такому конкретному вопросу. Очередной министр пытается увеличить бюджет и штат, за результат Все равно не спросят.

      • Анонимно
        13.11.2019 14:08

        Учитывая, как он раздувает штат в минцифре, делая из секторов - отделы, то это да, прямое соответствие закону о нераздувании

    • Анонимно
      13.11.2019 10:29

      А зачем тебе, владельцу угодий в Воробьёвке, асфальт ?
      Продать землю подороже хочешь.

      • Анонимно
        13.11.2019 16:15

        А то что там просто люди живут не рассматриваете такой вариант??? Или считаете что они не достойны асфальтовой дороги и связи в 21 веке???

    • Анонимно
      13.11.2019 14:06

      Дорога в Чистополь - МТС не ловит вообще на одном из участков, просто дно

  • Анонимно
    13.11.2019 08:30

    Чем-то это напоминает бурные обсуждения высосанной из пальца «проблемы 2000». Помнит кто-нибудь?
    Регулярные совещания в Минсвязи, куча отчётности во все мыслимые органы о «готовности к решению» этой «проблемы»...
    А никакой проблемы-то и не существовало!
    Так и тут - громкие фразы «перевод госуслуг в цифру», но никто и нигде не отменил ни одного бумажного документа!
    Максимум, что «цифровизировали» так это запись в очередь и быстрый отъем денег у населения в виде штрафов и всевозможных платежей.
    Но запись в электронную очередь никоим образом не отменяет стояния в огромной живой очереди.

    • Анонимно
      13.11.2019 10:27

      Вы с какой планеты это пишите?
      или может есть фотки "огромной живой очереди"?

      • Анонимно
        13.11.2019 12:30

        Очереди есть, автор в чем то прав, но справедливости ради нужно отметить, что очереди эти сейчас не такие большие, а где то их и вовсе нет. Проблема в том, что удобная система предварительной записи на прием к специалистам почти любого ведомства создана давно и работает, но услуги оказывают по прежнему люди, которых на местах не хватает. Вот вам пример: При записи к врачу сетка времени разбита на слоты по 12 минут (бывает и меньше и больше), но качественный прием(осмотр) пациентов невозможен за такое короткое время, а ведь это с учетом заполнения множества бумаг и параллельное дублирование в электронную медицинскую карту. А желающих попасть к врачу гораздо больше, чем физически способен обслужить доктор. Вот и получается, что нужно либо увеличивать штат врачей либо сделать так, чтобы доктор занимался только пациентом в отведенное на это время.

        • Анонимно
          13.11.2019 14:09

          Дык запись к врачу уже давно существует, это же есть в госуслугах, нового не изобрели

    • Анонимно
      13.11.2019 14:27

      В больнице давно уже в очереди в регистратуре не стоял. Терминалы - это реально удобные штуки. Взял талон и все.
      Плюс раньше не было возможности смотреть оценки ребёнка онлайн. Сейчас вся успеваемость на виду. Думаю, не только для меня, но и для многих родителей - это отличный инструмент.
      Поэтому пусть и дальше цифровизовывают Татарстан

    • Анонимно
      13.11.2019 15:03

      У нас конечно сейчас много бумажной волокиты. Регистрировал как-то юр лицо. Думал с ума сойду.
      Но гос услуги РТ намного удобней, чем федеральный. Сейчас уже настолько привык пользоваться некоторыми услугами, что даже уже не вспомню, как раньше без этого обходились.

    • Анонимно
      13.11.2019 15:05

      как говорил Горбачев, главное нАчатьб и кОнчить! если кто в этом соображает, то за такое время можно только финансовые документы оформить на списание бюджета!
      Предыдущему поколению АСУ-шников не хватило 40 лет.
      А тогда занимались более образованные и компетентные исполнители, чем сейчас.
      Разве-что, как в свое время сделали к какому-то съезду КПСС мини-ЭВМ "Электроника-К100", расточив на шведском станке микрочип и сделав потом его 100% копию., как и в 40-е фотоаппарат ФЭД из "Leika"

  • Анонимно
    13.11.2019 08:44

    Вообще конечно очень здорово пользоваться госуслугами через интернет.

  • Анонимно
    13.11.2019 08:49

    Каким образом Министерство может влиять на федеральные коммерческие компании по строительству и покрытию мобильной связью, оно же им не указ.
    Почему ни слова нет про Таттелеком, у него то со связью самые большие проблемы.

    • Анонимно
      13.11.2019 12:25

      Надо было воспользоваться моментом и спросить у Шафигуллина

      • Анонимно
        13.11.2019 16:58

        Там уже давно другие, которые вообще закинули развитие, строят модную ит компанию, но кому нужна ит кроме самих никто не знает

  • Анонимно
    13.11.2019 09:09

    Займитесь с минсоцзащиты РТ. До сих пор заявления на льготы принимают в письменном виде. Масса народу на прием в районные органы. Талончик невозможно получить, быстро заканчиваются.

  • Анонимно
    13.11.2019 09:15

    Почему в море у берегов Турции сотовая связь есть, а на объездной Казани её нет??

    • Анонимно
      13.11.2019 09:47

      Да ее и в Казани то местами нет,на Дубравной например.

  • Анонимно
    13.11.2019 09:56

    Надо автоматизировать не только госуслуги, но и такие монополии типо ГОРГАЗА

    • Анонимно
      13.11.2019 13:54

      да ГОРГАЗ это АД .кто подключался проходили эти 7 кругов

  • ДеД
    13.11.2019 10:22

    Почему рядом с московским кремлём есть связь, а рядом с казанским нет?
    Почему в метро Москвы на станциях и в поездах есть связь (2g, 3G и LTE), а в метро Казани спускаешь, как в чёрную дыру попадаешь?

    • Анонимно
      13.11.2019 14:17

      Минсвязи РТ - ведомство номинальное. Рулит всем Минкомсвязи России, оно выдает лицензии, разрешения, издает приказы, одним словом регулятор.
      Если хотите задать вопрос - обращайтесь туда, например на сайте Роскомнадзора есть форма для обращения граждан.

  • Анонимно
    13.11.2019 12:58

    Просто операторы не хотят вкладываться в развитие!

  • Анонимно
    13.11.2019 13:55

    «Хайруллин напомнил лишь, что в последние годы действует закон, запрещающий как минимум раздувать штаты в госорганах.» - поэтому он создаёт новое ГОСУДАРСТВЕННОЕ казенное УЧРЕЖДЕНИЕ )) поэтому он создал у себя юридический ОТДЕЛ на 50 человек - троих юристов - видимо, чтоб главному юристу зарплату начальника платить )

  • Анонимно
    13.11.2019 14:16

    «Хайруллин напомнил лишь, что в последние годы действует закон, запрещающий как минимум раздувать штаты в госорганах.»- в соответствии с этим законом ГКУ ещё организовывают, когда уже есть готовый ЦИТ?

  • Анонимно
    13.11.2019 14:59

    "16 предприятий из РТ выиграли право на получение субсидий на свою цифровизацию. Компании получат возврат до 50% затраченных средств
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/445881

    Вроде как только заявки в Сколково оформили??? Быстро что-то??

  • Анонимно
    13.11.2019 15:10

    Самое бестолковое Министерство в РТ - это мин молодежи. Для чего они нужны? Чем они занимаются - вообще непонятно.

    • Анонимно
      13.11.2019 16:02

      для того, чтобы показать что в республике есть молодежь

  • Анонимно
    13.11.2019 16:13

    Неоднократно поднимал вопрос о отсутствии качественного интернета в городских поселках Первомайский, Калининский, Старые Горки, Воскресенский. Писал в Таттелеком, Правыительство. Все ссылаются на Казанские сети не дающие технические условия по прокладке оптоволокна по своим опорам. Как так, почти на 90% принадлежащая правительству Республики компания отказывает людям сбросить с людей зависимость от некачественного, дорогого беспроводного интернета. Это еще один вопрос на который необходимо обратить внимание Айрату Хайруллину.

  • Анонимно
    13.11.2019 17:43

    Провалы сотовой связи каждые выходные в Красновидово, Зональном Камско-Устьинского района, в самом Камском устье.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль