Общество 

«Социально озабоченные активисты постимперской трансформации»

«Ленин — пламенный поволжский аватар, рожденный в самом сердце России, — только на исходе интеллектуально-пламенной жизни стал понимать и догадываться, какую же евразийскую глыбу — от Сибири до Китая и Индии — разбудил, апробируя наощупь и «методом тыка» инструмент, отточенный в мастерской западного аппендикса Матушки Евразии», — пишет, продолжая свой новый цикл исторических заметок, автор «БИЗНЕС Online» Рустам Курчаков.

«Опыт двух Октябрей — 1917-го и 1993-го — и в особенности «семилетка» горбачевской перестройки — это одновременно «классика» для разумных от народов и «букварь» для неразумных в толпе» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРОВОКАТОРЫ — КАТАЛИЗАТОРЫ ПОНЕВОЛЕ

…А когда встретили они тех, которые уверовали сердцем,
то сказали они: «Уверовали сердцем мы!»
Но когда уединились к шайтанам-бесам своим,
то сказали им: «Воистину мы — с вами!
Воистину мы высмеиваем-пренебрегаем (истиной)!»
Но Боһ высмеивает их и продлевает им в произволе,
— они растерянно блуждают.
Они продали истину за заблуждение, но торг не принёс выгоды…
(К.2:14-16)

Закономерно, что именно в атмосфере повышенной температуры национальных обид и амбиций, «межнациональных трений» и финансово-экономических кризисов  проявляются весьма характерные фигуры «национально озабоченных» и «политически озадаченных» активистов. С дальнейшим повышением температуры и обострением кризиса позитивные «социал-националисты» тяготеют к национал-радикалам, а «социально-политически озабоченные активисты» становятся протестующими и кажутся  «революционно настроенными».

Чтобы изготовиться (по команде «Товсь!», адресованной самому себе и окружающим) к неизбежным социальным трансформациям и, в меру своих сил, упредить нежелательные конфликты умов и эксцессы толпы, нужно, с одной стороны, уметь различать эти социальные типы, а с другой — видеть их общую природу, механизмы воспроизводства, социальные роли и стереотипы поведения.

Ведь в многонациональной «федерально раздробленной» стране то, что обычно проявляется в межнациональной сфере в виде первых симптомов, затем волнами возбуждения распространяется по всей социальной структуре общества — как по низам, так и по верхам. Пока видна только рябь, волнующая больное массовое сознание, но потом поднимутся волны обновления, которые будут сносить отжившие институты и смывать стереотипы мировоззрения — не захлебнуться бы неразумным и не умеющим плавать в потоке перемен…

Опыт двух Октябрей — 1917-го и 1993-го — и в особенности «семилетка» горбачевской перестройки — это одновременно «классика» для разумных от народов и «букварь» для неразумных в толпе. И после трех раз должно быть вполне понятно, что самые тяжелые и досадные издержки пост-национальной трансформации народов и инородцев России связаны с повышенной активностью сознательных и бессознательных провокаторов — искусственных катализаторов этого процесса.

Слово «провокатор» в массовом обиходе стало у нас ругательным клеймом, то есть его рациональный смысл замещен эмоцией. На самом же деле это просто научно-объективное, социологическое обозначение человека с деструктивной социальной (на религиозном языке — бесовской) возбудимостью, который во всех своих общественных отношениях,  связях и контактах действует как катализатор конфликтов, эмоционально возбуждая окружающих и напрягая вышестоящее начальство.

Образ социально озабоченного активиста типичен для революционных и реформаторских эпох. Такой социальный тип придает времени перемен особую эмоциональную остроту, сбивает позитивные процессы обновления общественного организма с рационального пути и придает реформам и революциям грязноватую окраску «бунташности», иногда, к сожалению, кровавой.

О РАЗЛИЧЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ В ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННОЙ СИТУАЦИИ

В марксизме этот социальный тип представлен в образе мелкого буржуа, лавочника, мещанина, «взбесившегося от ужасов капитализма», мечущегося между капиталом и трудом, классами буржуазии и пролетариев и утрачивающего в ходе этих метаний остатки прочного социального статуса. Рано или поздно приходит осознание, что в этой Системе для него места нет — он лишний.

А теперь представьте себе, как в ходе развития и разложения буржуазно-капиталистического организма классы капиталистов-бизнесменов и наёмных работников постоянно сбрасывают ставший ненужным балласт — безработных и банкротов, проигравших конкуренцию на рынках труда и капитала, и массу тому подобных лишних  для Системы людей.

По мере периодических кризисов эта масса человеческого  балласта разбухает и превращается в опасный для власти и социума навес — вот вам и предреволюционная ситуация. Нужен только адекватный времени, психотипу толпы и «народным чаяниям» очередной поп Гапон, закулисный кукловод или партийный агитатор-пропагандист, чтобы этот деклассированный «навес» лишних людей сдетонировал в революционную массу и энергию, сметающую внезапно ослабевшую власть.

Паралич власти в такой ситуации объясняется просто: современные госмеханизмы власти и управления бессильны — «верхи не могут управлять по-прежнему» — против массового уличного бунта и особенно массового мирного протеста — для этого нужна откровенная силовая диктатура. А это, как видно по свежему боливийскому примеру, теперь уже трудно обеспечить даже в Латинской Америке. Поэтому в начале нашего беспокойного века так часто происходит то, о чем Василий Розанов писал 100 лет назад: власть слиняла в два-три дня…

Теперь помимо возбуждающих прокламаций, листовок и опознавательных ленточек «социал-революционеров» появились современные технологии  революционного ОМП — флешмобы, СМС, телеграмм-тексты и т. п. (см. последние инновации, использованные на гонконгском полигоне).

И, если представить себе эту ситуацию конкретно и в лицах, то, согласитесь, что образ такой современной сетевой СМС-мобилизованной толпы, в силу ее массовости и внушенной иллюзии рациональности группового «хомо сапиенс», «справедливости» протеста и прочих соцзаморочек, выглядит гораздо более опасным и пугающим, чем образ обезьяны с гранатой.

О МЕНТАЛЬНЫХ И РОДОВЫХ КОРНЯХ РОССИЙСКОГО МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

Заметим, что как раз основные-то классы буржуазного общества — капиталисты и пролетарии — никак не заинтересованы в революционной смуте. Пролетарская революция — это революция в отношениях собственности всего буржуазного строя, а не уличный бунт в столице или ночной переворот на Дворцовой площади.

А диктатура пролетариата, согласно классике марксизма, лишь временно необходима для уверенного властного контроля над позитивным процессом трансформации собственности от класса-монополиста ко всему социуму — без эксцессов и потрясений. При этом, «пролетариату было бы выгодно откупиться от буржуазии…» (Коммунистический манифест). Вот именно — откупиться, а не бузить, останавливая производство, разрушая хозяйство и срываясь в гражданскую войну и т. д.

То есть у классиков марксизма, воспитанных в европейской культуре, их личная революционная пассионарность и коммунистический пафос Манифеста — в большей степени у Маркса и в гораздо меньшей степени у Энгельса — обусловлены не бунтарско-анархистским духом, как у их русских партнеров – современников Михаила Бакунина и других анархистов и народников-террористов, а в первую очередь тем, что дряхлеющему европейскому идеализму они резко и решительно противопоставили исторический материализм — истмат.

Это были революционеры духа, но духа рационального, европейского, по-немецки организованного и по-еврейски расчётливого.

Полистайте трехтомник «Капитала», который снова вошел в моду у западных буржуинов, потому что сильно напоминает им правильно организованную двойную бухгалтерию — товарный поток направляется на общее рыночное благо, а денежный — на свой частный интерес, который (денежный поток) тоже должен грамотно раздвоиться на чистый кэш и нулики счетов, на рисковые инвестиции и красивую жизнь и т. д. Вот тут-то у них теперь случились заминки и непонятки — очередная волна финансового кризиса заставляет отделить ценности от бумажек и нулей. Нашим же буржуинам евроклассика бухгалтерии не нужна — они освоили тройное счетоводство: три потока сверху и три в тени…

Ленин — пламенный поволжский аватар, рожденный в самом сердце России, младший брат казненного народовольца-террориста, — уже в юные годы сказал: «Мы пойдем другим путем…» И посвятил жизнь тому, чтобы апробировать и адаптировать марксизм — инновационное европейское ноу-хау и передовую революционно-масонскую технологию того времени — к российской специфике.

И только на исходе интеллектуально-пламенной жизни стал понимать и догадываться, какую же евразийскую глыбу — от Сибири до Китая и Индии — разбудил, апробируя наощупь и «методом тыка» инструмент, отточенный в мастерской западного аппендикса Матушки Евразии (не по латыни, а по-тюркски имя аппендикса — «Кункер»).

У самого сердца Умар-Jымар (через семь ступеней-преград) У самого сердца Умар-Jымар (через семь ступеней-преград) Фото: Рустам Курчаков

НЕЗВАНЫЕ И НЕЖДАННЫЕ АЗИАТСКИЕ ПРЕДКИ ВОЖДЯ

…Вы тоже — пострадавшие,
А значит — обрусевшие:
Мои — без вести павшие,
Твои — безвинно севшие…
(В.Высоцкий. Баллада о детстве)

У нас обычно родовые корни Ильича копают с западной стороны, и некоторые дошли в таком усердии до придворно-масонских корней Ульяновых. Мало кого интересуют азиатские родовые корни сына обрусевшего калмыка. «Калмак», по одной из версий, небольшая этнографическая группа сибирских татар, проживающих ныне в Кемеровской области и происходящих, в свою очередь, от алтайских телеутов из Джунгарского ханства (скорее всего, «кара-татар» — историки поспорят и уточнят, надеюсь).

По другой, более системной, версии калмыцкий род предков вождя по отцу, ставших после крещения Ульяновыми, происходит из коренных алтайских родов, которые были переселены в степное Приволжье (нынешняя Калмыкия), освободив для русских переселенцев равнинную, «женскую» часть (Умар) единого когда-то Алтая.

Это была имперская цена «добровольного» вхождения горного Алтая (Jымар) в Россию два с половиной века назад, под защиту «белой царицы» («Ак Эне-каан» — императрица Елизавета) от наступавших монгол, казахов и особенно цинских китайцев, которые, по преданиям, вырезали миллион алтайцев и собирались вырезать остальных… Три года назад депутаты — федеральные и региональные — с приличествующим пиаром и патриотизмом отметили 260-летие события, суть и современный смысл которого депутатскому уму остался необязателен и недоступен…

Во всяком случае, лет 15 назад бывшая советская учительница Александра Григорьевна Шодоева совершенно определенно и буднично объяснила мне, что «Ленин — тодош» (один из крупных родов у алтайцев, хакасов, шорцев, родственный кыпчакам) и убедительно показала цепочку родовых корней…

Кстати, в близкой перспективе, при переходе от слов к делам, предстоит проверка глубины исторической памяти, родовых корней и фактической укорененности нынешних «коммунистов-патриотов». Их проблема, между прочим, в том, что биографические еврокорни классиков они молча и со скрипом зубов признают, но азиатские, тем более тюрко-татарские — никогда…

Впрочем, нынешние адепты «не при делах». Потому что сотню лет назад репрессивный скальпель наркомнаца Сталина уже предусмотрительно перерезал незримую нить, соединявшую прозрение умирающего вождя о подъеме революции с Востока с практическими делами Мирсаида Хайдаргали Султан-Галиева — основателя и руководителя Российской мусульманской компартии, преподавателя Коммунистического Университета народов Востока, ныне признанного в мире основателя исламского социализма, соединившего ислам с марксизмом…

Возвращаясь к алтайским корням, попутно отметим, что так произошло разделение древней добиблейской цивилизации Умар-Jымар (по-китайски смысл обозначен Инь-Ян), инкорпорированной в состав российской империи по частям и с рокировкой, а также разделение народов на «Ак-Кара» (при поверхностном переводе — «Белое-Черное» — неизбежно утрачивается глубина исторического смысла образов «ак-татар и кара-татар», «ак-булгар и кара-булгар» и т. д.). Это к тому, что в эпоху перемен и поиска просвета к лучшему будущему для обновленной России различение позабытых  смыслов становится вопросом жизни и смерти.

Это наглядно зримо на примере так называемой «родовой кармы» — не столько даже рода Ульяновых, а Гайдаров-Хайдаров (хакасский след), Чубайсов (ингерманландский след или…?) и многих других обрусевших большевиков-инородцев, включая «исконных русских» (древний корневой смысл «ис-кон» — см в татарском словаре). Не исключая и моего коллегу-фермера Мурата Сиразина с его специфической «тенгрианской» пассионарностью. Ведь мы, по давней традиции и завету предков, своих не бросаем и даже от дальних родственников не отказываемся, кем бы ни были…

Но это отдельная тема, к которой вернемся, когда и если речь дойдет до отбора кадров и первых шагов к моделям и укладам будущего образа жизни. Пока же отметим, что в наши дни даже на уровне федеральных СМИ часто путают Горный Алтай с Алтайским краем. А цинский и СИнский Китай — тем более. 

Продолжение следует.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарииОбновить комментарии

Просветитель не подвёл,
В дебри мудрости завёл.
Выдал текст заумный
И шурум-бурумный.

Его мысли остриё
Точно в цель бьёт, ё-моё.
Кто осилил опус,
Крут как аэробус.

Писать сложно о простом,
Он дошёл своим умом,
Истинный мыслитель,
Ментор-объяснитель.

Ильича разоблачил,
Глыбу, мол, он разбудил,
И сгубил Евразию
За свою фантазию.

Натворил калмык дела,
Русь не тем путём пошла.
Снова может провокатор
Всё взорвать как детонатор.

Остаётся только ждать,
Чтоб скорей совет мог дать,
Автор текстов просветитель,
Душ заблудших исцелитель…

  • Анонимно
    16.11.2019 08:56

    Чё слов так много, а смысла мало? Здесь не ваши студенты, так что ваша археология не интересна от слова совсем

    • Анонимно
      16.11.2019 09:14

      Опыт двух Октябрей — 1917-го и 1993-го — и в особенности «семилетка» горбачевской перестройки — это одновременно «классика» для разумных от народов и «букварь» для неразумных в толпе.



      СМЫСЛ ТАКОЙ ЧТО ТАТАРСТАНУ И ТАТАРАМ НАДО ПОДГОТОВИТЬСЯ И РАЗУМНО ПРОЙТИ ЕЩЕ ОДНО ИСПЫТАНИЕ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ

      которое готовит всем "государствообразующи" народ или люди прячущиеся за таким понятием

      • Просветитель не подвёл,
        В дебри мудрости завёл.
        Выдал текст заумный
        И шурум-бурумный.

        Его мысли остриё
        Точно в цель бьёт, ё-моё.
        Кто осилил опус,
        Крут как аэробус.

        Писать сложно о простом,
        Он дошёл своим умом,
        Истинный мыслитель,
        Ментор-объяснитель.

        Ильича разоблачил,
        Глыбу, мол, он разбудил,
        И сгубил Евразию
        За свою фантазию.

        Натворил калмык дела,
        Русь не тем путём пошла.
        Снова может провокатор
        Всё взорвать как детонатор.

        Остаётся только ждать,
        Чтоб скорей совет мог дать,
        Автор текстов просветитель,
        Душ заблудших исцелитель…

        • Анонимно
          17.11.2019 08:56

          Не догоняет уже Абдрахманов
          Образ Всевышний Рахим-и-Рахманов!

    • Анонимно
      17.11.2019 08:58

      Не всякий археолог докопается до смысла. Вот у вас не получилось.

  • Анонимно
    16.11.2019 09:09

    Празднование 100-летия ТАССР должно идти для руководства Татарстана под Путинским девизом "Зачем нам этот мир, если в нем не будет Татарстана", который на самом деле является глубоко осмысленным перефразом слов Расула Гамзатова "И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть". Это тот месседж, с которым вышел Альберт Разин на площадь перед Госсоветом, и он сдержал свое слово.

    Второй девиз - "хотим как в Финляндии". Это достойная цель для достижения благополучия в экономике, здравоохранении и образовании, экологии, отношениях между людьми, и многое прочее. Достигнуть социал-демократическим путем - путь, который, по сути, прописан и в Конституции РТ и РФ. Это будет наш общетатарстанский ответ на вопрос Путина "Вы хотите жить как в какой стране? И этот принцип должен войти в основу нового договора Республики Татарстан и Федерации. Остальные регионы могут продолжать хотеть жить как в Москве или лелеять мечты о том, как догнать и перегнать Португалию (раннепутинский лозунг).

    Кстати, Татарстан по менталитету очень похож на Финляндию. У обоих народов много крестьянской непосредственности, лесного спокойствия и простого трудолюбия. А вот есть ли, как у финнов, мужество при защите родной земли и культуры, история покажет. В зависимости от этого, можно будет понять доступно ли нам финское процветание.

    • Анонимно
      16.11.2019 09:58

      Вся беда в том, что пытаетесь создать версию, а не собственное пространство и общество. Удел кочевников...

      • Анонимно
        16.11.2019 10:20

        Кочевники - это воины-победители, у них есть и свое пространство и общество. Те, кого называют землепашцами - это просто холопы, которых прикрепили к земле. Их можно продать-купить, чтобы обрабатывать землю для господина.

        Татарин

        • Анонимно
          16.11.2019 12:23

          Добавлю еще. Кочевники - это те же моряки, но только не на море, а на суши. У них были и мирные корабли, но были и очень мощные военные "суда", на которых они завоевывали многие страны. Это морская цивилизация в самой ее сути.

          Татарин.

  • Анонимно
    16.11.2019 09:46

    Не надо так скептически оценивать размышления человека,о нашей истории, еще более непредсказуемой, чем будущее. Советую прочитать, интереснейшую книгу Р.Хакимова "Каково быть татарином ?", в которой есть ответы и на многие вопросы затронутые Курчаковым.В частности весьма неожиданна оценка принятия ислама Золотой Ордой,муллам она точно не понравится.

  • Анонимно
    16.11.2019 11:37

    Все политологи лишь объясняют политику, а дело заключается в том, чтобы изменить ее.

  • Анонимно
    16.11.2019 11:43

    "Шумим, братец, шумим" ("Горе от ума")

  • Анонимно
    16.11.2019 11:58

    "Провокаторы", "масса человеческого балласта разбухает", "социально озабоченные и политически озадаченные"... сплошная негативная коннотация по отношению к простому человеку, трудно живущему и иногда протестующему.

    • Фидарис
      17.11.2019 00:43

      Здесь автор не ставил задачу глубоко вникнуть в природу возникновения "лишних для Системы людей", разделив их на хороших ("простых, иногда протестующих людей") и плохих. Он пишет, что власть своими действиями подгоняет общество даже не к тому классически понимаемому процессу революции, а к бессмысленному бунту.

      На самом деле сегодня не хватает работ (или я просто их не знаю) такого объемного видения процессов, охватывающих движения масс, различных групп социума, если не по каким-то закономерным обстоятельствам, то хотя бы по предсказуемым направлениям, как это, например, мог описывать Маркс.
      Рустам афанде Курчаков, как мне кажется, обладает такой способностью. Его работы интересные. И его экскурс в ментальную историю для объяснения сегодняшних явлений и процессов отнюдь не лишен смысла.
      Я не сомневаюсь в его способностях анализировать процессы и с позиции манипулятивной политики. Сегодня, обладая мощным инструментарием и достаточно продвинутой методологической базой, можно в достаточно короткие сроки менять общественные императивы и целенаправленно управлять большими социальными процессами, как мне кажется. Но, видимо, объективные процессы движения масс всё же можно рассмотреть и сквозь эти искусственные воздействия, и время обязательно родит своих "марксов", и мы удивимся их гению.

  • Анонимно
    16.11.2019 14:35

    Приятно конечно лелеять мысль что у татар менталитет сходен с финским только факты это не подтверждают.Ну не бадяжат финны свою продукцию всякими непотребствами так что даже терпеливый батька возмутился.Ну а текст обычный псевдонаучный бред.Даже по диагонали не читается.

  • Анонимно
    16.11.2019 19:23

    Комментов мало, т.к. прицепиться не к чему. Только обругать не по делу и по заданию.

    • Анонимно
      17.11.2019 11:26

      Азиатские "корни" Ленина ищут так будто не был он Ульяновым.
      А если идти по метрикам, то его предки совсем не калмыки, а выходец из Арзамаса (местные там частично обрусевшие татары, чуваши, мордва) и казачка с нижней Волги (каких кровей там только не намешано).

  • Анонимно
    16.11.2019 21:41

    Мурат Сиразин! Спасибо Курчакову что в своей статье мягко лягнул и меня ! Кстати мой дед ,служил в гвардейском казачьем татарском полку при Колчаке до 1919 года с 1916 года и отец родился в Барнауле и я и он является гремучей смесью татарских сибирских казаков и служивых татар мишар из Елюзани! Мой прадед Абушаев погрузил в столыпинский вагон скот, 13 детей,скарб и поехал в Сибирь из Саратовской губернии,кузнецкого уезда села Елюзани,так как и сейчас Елюзань самое крупное село татарское в России и тогда земли при столыпинской реформе не хватало из за многодетных семей и пассионарии поехали в Америку,Турцию,Туркистан ,в Сибирь и Дальний восток! И я как татарин и естественно тенгрианец ,поклоняющийся не семитским чуждым богам,а небу Тенгре и духу предков! Кстати прочитал про Ленина и вспомнил анекдот из детства! Еврей,калмык,русский и чувашин спорят кто Ленин по национальности! Калмык говорит посмотрите какое у него калмыкское лицо,русский говорит фамилия Ульянов русская,Еврей говорит у него дед был еврей по фамилии Бланк и имение бланков есть в Ленино Кукушкино и Чувашин говорит нет он был чуваш -уж больно он умный! И прошло полвека и Курчаков сегодня доказал что он был как мы с ним Татарином алтайским!

  • Анонимно
    17.11.2019 07:37

    Курчаков человек не глупый, в теме и популярный.Кто только ему в друзья не лезет,пытаясь заодно,обелить сомнительное поведение предка и свое тоже.Но как всегда самую точную характеристику его опусу дал Абдрахманов, на мой взгляд, настоящий аналитик, умеющий коротко, без длинного словоблудия о себе дорогом и родне, показать суть люого явления или мотивы поведеия лиц. Конечно любое сравнение условно,тем более когда речь идет о поэте, но по точности харакетиристик и талантливой иронии ,он напоминает знаменитого археолога и пэта Берестова,который охарактеризовал нарастающий национализм, в ряде регионов на завершающего этапе советской эпохи так: Национальная идея, воспламенила тьму людей.Мы ангелы, они злодеи,суть этих пламенных идей.Чем все это закончилось ,увидели в период разгула ельцинщины,положившей начало параду суверенитетов ,от реальных сепаратистских, до пародийных.Имена этих деятелей, в т.ч. пенсионера,но амбициозного с претензиями на мировую известность,в качестве посредника при конфликтах, все знают.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль