Политика 
27.11.2019

Узбекский поход: Татарстан создает форпост в Средней Азии?

Минниханов и Мирзиеев открыли шлюзы: «Татнефть» покупает шинный комплекс, КАМАЗ открывает сборку грузовиков, КФУ — филиал

Одна за другой приходят новости о громких проектах Татарстана в Узбекистане, где на этой неделе гостит делегация республики во главе с Рустамом Миннихановым. Самая крупная сделка — «Татнефть» покупает контроль над узбекским производителем шин под брендом Bars, в планах — СП по разработке нефтяных месторождений. О результатах поездки — в материале «БИЗНЕС Online».

Двухдневная программа визита делегации Татарстана во главе с президентом республики Рустамом Миннихановым была насыщена и даже перенасыщена различными программами Двухдневная программа визита в Узбекистан делегации Татарстана во главе с Рустамом Миннихановым была насыщена и даже перенасыщена различными программами Фото: president.tatar.ru

УЗБЕКСКИЙ ВОЯЖ

Все начало этой рабочей недели президент Татарстана Рустам Минниханов провел под мягким солнцем Узбекистана, куда в понедельник отправилась обширная деловая делегация из республики. Эта деловая поездка готовилась давно — по крайней мере, почву для делового визита начали зондировать буквально с начала года.

В феврале Минниханов принимал у себя первого заместителя премьер-министра — министра транспорта Узбекистана Ачилбая Раматова, который привозил в Казань представительную делегацию. До этого в последний раз Узбекистан президент РТ посещал два года назад, когда встречался с президентом и премьер-министром соседа из Средней Азии. Потом был еще совместный узбекско-российский межрегиональный форум в Ташкенте, очередное соглашение о сотрудничестве, а затем затишье. И вот стороны активизировались снова в конце лета, в августе, встретившись, по всей видимости, на Каспийском экономическом форуме в Туркменбаши. Через пару дней после этого форума в Казань уже спешил директор завода резинотехнических изделий из Узбекистана Гуломжон Ибрагимов, с которым Минниханов вместе с ООО «УК „Татнефть-Нефтехим“» обсудил вопросы сотрудничества по шинному производству. К слову, с узбекским инженером, хакимом Ташкентской области Ибрагимовым у руководства РТ давние дружеские отношения — он не раз до этого прилетал в Казань и не упускал возможность встретиться с Миннихановым, например на полях ПМЭФ. Вопросы, обсуждаемые в августе, оформились в совместные решения организовать шинное производство на территории свободной экономической зоны «Ангрен» уже в октябре, когда Ибрагимов снова прилетал в Казань. И вот через месяц Минниханов вместе с татарстанскими промышленниками, в числе которых был и глава «Татнефти» Наиль Маганов, отправился с ответным визитом в Узбекистан. «Это уже третий визит туда нашей делегации. Функционируют рабочие группы давно, — рассказал „БИЗНЕС Online“ председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. — И ничего неожиданного в этом визите нет. Осуществляется планомерная мощная работа. Все идет своим чередом».


Депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин в беседе с «БИЗНЕС Online» отметил, что после прихода к власти нового президента Шафката Мирзиеева после смерти Ислама Каримова в 2016 году контакты России с Узбекистаном резко усилились. «Мне кажется, что в сравнении с предшественником, президентом Каримовым, президент Мирзиеев гораздо более отрыт к отношениям с Россией, с регионами РФ, и в том числе с Татарстаном. Каримов, как человек, который унаследовал советскую власть, был очень подозрителен в отношении любых форм интеграции, за которыми видел призрак СССР. Мне кажется, у Мирзиеева этого фантома в голове нет», — считает Затулин. Эксперт отмечает, что новый глава страны охотно идет на сотрудничество, что уже привело к резкому росту товарооборота и инвестиций в отношениях между Россией и Узбекистаном.

«Надо отметить, что между государствами Средней Азии наряду с сотрудничеством есть серьезная конкуренция, в том числе за роль главенствующей страны в регионе. Традиционно соперничают между собой за влияние в странах Средней Азии Казахстан и Узбекистан. При Каримове многое было завязано на его личностных взаимоотношениях, на его ревности к соседу — Назарбаеву. Каждый из них пытался доказать, что он в этом регионе самый важный и главный. Не могу сказать, что такое сейчас полностью отсутствует, но я замечаю, что стало гораздо меньше амбиций ради амбиций», — говорит Затулин.

Узбекистан, в отличие от соседей, не столь богат природными ресурсами, поэтому, чтобы развиваться, ему нужно быстрее оборачиваться, развивать промышленность, заниматься диверсификацией торговых связей. «Это вполне естественно для Татарстана — развивать партнерство с родственными странами Центральной Азии, проще устанавливаются контакты», — считает Затулин. 

Он отмечает, что и в Татарстане, и в Узбекистане существенную долю в экономике занимает промышленность — переработка нефтепродуктов и сопутствующее производство. Еще с советских времен и Татарстан, и Узбекистан были своего рода «сборочными» для транспортной отрасли (в Узбекистане находились сборочные авиазаводы, в РТ — автомобильные гиганты), так что развитие взаимоотношений Республики Татарстан и Узбекистана он считает вполне логичным шагом.

Одним из основных пунктов программы визита стало, конечно же, открытие новой линии по сборке автомобилей «КАМАЗ» Одним из основных пунктов программы визита стало открытие новой линии по сборке автомобилей «КАМАЗ» Фото: president.tatar.ru

Двухдневная программа визита была насыщена и даже перенасыщена различными программами — от ставшей традиционной встречи с местными татарами до делового форума «Татарстан — Узбекистан» и встреч на высоком уровне с Мирзиеевым и премьером Абдуллой Ариповым.

Гвоздем программы стало открытие новой линии по сборке автомобилей «КАМАЗ» на базе местного ООО «УзАвто Трэйлер». Для челнинского автогиганта построили отдельный корпус на 7,4 тыс. кв. м, в том числе и склад комплектующих на 3,5 тыс. кв. метров. В этом же корпусе разместили участок сборки и установки газобаллонного оборудования на шасси «КАМАЗа». Проектная мощность нового производства — сборка до 3 тыс. машин в год. Как сообщил на открытии Минниханов, в прошлом году объем торгового оборота Татарстана и Узбекистана вырос на 57% и составил $146 миллионов. Вместе с гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным и гендиректором «УзАвто Трэйлер» Алишером Ходжибаевым они перерезали красные ленточки. А после этого президент РТ быстро улетел в Ташкент.

Минниханов посетил корреспондентский пункт телерадиокомпании «Новый век», где дал небольшое интервью Минниханов посетил корреспондентский пункт телерадиокомпании «Новый век», где дал небольшое интервью Фото: president.tatar.ru

«ТАТНЕФТЬ» В УЗБЕКСКОМ ШИННОМ БИЗНЕСЕ

Там татарстанскую делегацию ждала вторая часть программы. Сначала посетили местный завод сельскохозяйственной техники, потом корреспондентский пункт телерадиокомпании «Новый век», где Минниханов дал ТНВ небольшое интервью, а после уже отправились на деловой форум «Татарстан — Узбекистан», где произошло подписание соглашений.

Первым из них стало соглашение между «Татнефтью» и заводом резинотехнических изделий, после которого сегодня утром «Татнефть» официально объявила о сделке — покупке доли в узбекском шинном бизнесе у ООО «Биринчи резинотехника заводи» (БРЗ переводится как «Первый резинотехнический завод»). Стороны создают совместное предприятие на базе БРЗ в следующих долях: ПАО «Татнефть» — 51%, АО «Узкимёсаноат» — 49%.


«СП будет владеть заводом», — пояснил журналистам на форуме Маганов (цитата по изданию «Газета.uz»). Гендиректор «Татнефти» добавил, что узбекская сторона участвует в СП активами, а российская компания — деньгами. «Объем финансирования предварительно оценивается минимум в полмиллиарда долларов», — сказал Маганов. Председатель «Узкимёсаноат» Одил Темиров заметил, что до конца года с участием «Татнефти» планируется подготовить технико-экономическое обоснование проекта по расширению мощностей и номенклатуры продукции.

Сам завод БРЗ создан в 2014 году, а производство запущено относительно недавно — в июле 2018-го, так что «Татнефть» заходит на уже готовое новенькое предприятие. Завод расположен в узбекском городе Агрен на территории 30 га в свободной индустриальной зоне «Ангрен» и рассчитан на 1,2 тыс. рабочих мест. Лицензиаром производства выступил один из мировых лидеров — китайская Linglong TireCo Ltd., оборудование поставили VMI, Fischer, Kobelco, Comerio, в том числе линию контроля качества — немецкая компания Siemens. Предприятие имеет мощности по выпуску 3 млн автомобильных шин, 200 тыс. сельскохозяйственных шин и 100 тыс. погонных м конвейерной ленты (30 видов резинотканевых и резинотросовых лент). У БРЗ есть склад готовой продукции, рассчитанный на 120 тыс. шин и 10 тыс. м ленты. Автомобильные и сельскохозяйственные шины выпускаются под брендом Bars. В этом году планируется выпустить продукции на 489,6 млрд местных сумов — это около 3,3 млрд российских рублей.

На деловом форуме «Татарстан — Узбекистан» было подписано соглашение между «Татнефтью» и заводом резинотехнических изделий. Сегодня «Татнефть» официально объявила о покупке доли в узбекском шинном бизнесе Было подписано соглашение между «Татнефтью» и заводом резинотехнических изделий. Сегодня «Татнефть» официально объявила о покупке доли в узбекском шинном бизнесе Фото: president.tatar.ru

ПЛЮС ТОЛЬЯТТИНСКИЙ КАУЧУК, ПЛЮС УЗБЕКСКИЕ ШИНЫ

К слову, «Татнефть» имела отношение к узбекскому заводу уже с момента его запуска: с июля 2018 года в качестве менеджера по производству в Агрен был приглашен Александр Махотин, бывший исполнительный директор НТЦ «Кама» при «Нижнекамскшине», шинник с 39-летним опытом. О намерениях «Татнефти» зайти в капитал БРЗ  местные СМИ сообщали еще в апреле. Сотрудников узбекского завода отправили обучаться на предприятия «Татнефти».

Ожидается, что сделка будет завершена в течение нескольких последующих месяцев. Ее стоимость не раскрывается. Для продажи доли, как сказано на официальном сайте БРЗ, предприятие уже заказало инвестиционного консультанта: ООО будет преобразовано в акционерное общество, а кроме того, выпустят дополнительные акции в размере 51% от уставного капитала общества. Акции должны быть оценены по рыночной стоимости, а деньги от их продажи инвестору направят на реализацию инвестиционных проектов общества, а также погашение привлеченных кредитов. Оценить их навскидку трудно: финпоказатели завода не раскрываются, а в российских базах данных его нет.

БРЗ будет интегрирован в шинный бизнес «Татнефти». «Подписанное соглашение создает для компании „Татнефть“ уникальные возможности по диверсификации и расширению производства и сбыта шинной продукции „Татнефти“ на перспективных с точки зрения емкости и темпов годового роста рынках Средней Азии и Ближнего Востока», — сообщает компания. Сейчас, напомним, шинные активы «Татнефти» объединены под брендом KAMA TYRES, ими управляет ООО «УК „Татнефть-Нефтехим“». В бизнес-направление входят ПАО «Нижнекамскшина», ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК», АО «Нижнекамский механический завод», АО «Ярполимермаш-Татнефть» (Ярославль), ООО «Энергошинсервис», ООО «Научно-технический центр „Кама“», ООО «Торговый дом „Кама“».

«Поскольку завод новый и сейчас постепенно занимает свою долю рынка Узбекистана, перед компанией прежде всего стоит задача по выводу предприятия на проектную мощность. В целом же доля этого бизнеса в группе „Татнефть“ незначительна», — уточнили нам в пресс-службе «Татнефти».

Как пояснил «БИЗНЕС Online» эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев, продвижение на новые рынки практически всегда выгодно для производителя, особенно если компания получает на них преимущество. «Рынки Средней Азии и Ближнего Востока менее строго подходят к вопросам качества, и благодаря своему опыту и хорошему качеству продукции и доступной цене „Татнефть“ может получить преимущество. Кроме того, „Татнефть“ будет поставлять сырье для совместного предприятия, что можно рассматривать как еще один новый рынок сбыта», — отметил Калачев. По его словам, благодаря покупке контрольного пакета новое предприятие будет интегрировано в шинный бизнес «Татнефти» и увеличит его более чем на четверть. ООО «БРЗ» производит около 3 млн автомобильных шин в год. Для сравнения: в РФ выпускается в год порядка 67,5 млн шин, в том числе около 47,5 млн шин для легковых автомобилей. На входящее в группу «Татнефть» ПАО «Нижнекамскшина» в прошлом году пришлось 16,7% общего выпуска шин в РФ (11,3 млн штук).

К слову, это уже вторая крупная сделка «Татнефти» в 2019 году, направленная на развитие шинного бизнеса. Недавно компания закрыла сделку по покупке каучукового производства в Тольятти у СИБУРа — ООО «Тольяттикаучук». Таким образом, «Татнефть» обеспечит своих шинников сырьем, избежав ценовых проблем с нынешним основным поставщиком — компанией ТАИФ. Согласно стратегии «Татнефти» до 2030 года, инвестиции в шинный бизнес должны составить 37,5 млрд рублей. Компания хочет увеличить свою долю на шинном рынке в РФ на три процентных пункта (к уровню 2017 года) — до 22%, увеличив продажи на 39% — до 18,1 млн штук ежегодно. Компания рассматривает и других зарубежных партнеров в сфере шинного бизнеса, например предприятия из Саудовской Аравии. По крайней мере, об этом на альметьевском нефтяном форуме журналистам говорил Маганов: «Это связано с шинным блоком — сырья для шин, производства шин. На сегодня это некие идеи, мысли, обмен мнениями…»

АО «Узбекнефтегаз» и «Татнефть» согласовали условия создания СП по добыче нефти в Ферганской долине и достигли договоренности по реконструкции и вводу в эксплуатацию автозаправочных станций под брендом «Татнефть» в Ташкенте «Узбекнефтегаз» и «Татнефть» согласовали условия создания СП по добыче нефти и достигли договоренности по реконструкции и вводу в эксплуатацию автозаправочных станций под брендом «Татнефть» в Ташкенте Фото: president.tatar.ru

узбекская нефть и заправки

Еще одна нефтяная новость из Узбекистана: АО «Узбекнефтегаз» и «Татнефть» согласовали условия создания совместного предприятия по добыче нефти в Ферганской долине. Как сообщила пресс-служба узбекской компании, руководство «Узбекнефтегаза» на встрече в Ташкенте с Магановым обсудило совместные проекты. «Согласованы основные условия создания СП по увеличению добычи нефти на месторождениях АО „Андижаннефть“. Достигнута договоренность по ускорению подготовки учредительных документов и регистрации», — говорится в пресс-релизе. 

Речь идет о трех месторождениях, разрабатываемых «Андижаннефтью», — Андижан, Палванташ и Западный Палванташ. стороны также договорились ускорить рассмотрение материалов и принятие решения по проведению геологоразведочных работ на Приташкентском инвестиционном блоке. А кроме того, есть договоренности по реконструкции и вводу в эксплуатацию автозаправочных станций под брендом «Татнефть» в Ташкенте.

«Татнефти» с узбекскими партнерами есть где разгуляться. На территории Узбекистана находится 194 месторождения углеводородного сырья, из них газовых и конденсатных — 98, нефтегазовых, нефтяных и нефтегазоконденсатных — 96. Геологические запасы нефти оцениваются в 5 млрд т, а доказанные запасы нефти — в 530 млн тонн. 

«Достигнутый уровень товарооборота в 145 млн. долларов США значительно меньше тех возможностей, которые имеют Республика Татарстан и регионы Узбекистана», — отметил глава Узбекистана Шавкат Мирзиеев «Достигнутый уровень товарооборота в 145 миллионов долларов США значительно меньше тех возможностей, которые имеют Татарстан и регионы Узбекистана», — отметил Шавкат Мирзиеев Фото: president.tatar.ru

«ПОЕЗДКА ПРИДАЛА ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ИМПУЛЬС НАШЕМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ»

После того как «Татнефть» в рамках узбекско-татарстанского бизнес-форума заключила соглашение о сотрудничестве с местными производителями шин, Минниханов отправился на встречу с Ариповым. В официальных новостях с этой встречи коротко сказано, что стороны обсудили дальнейшие вопросы по расширению сотрудничества. В частности, по информации «БИЗНЕС Online», поднимались вопросы по ряду совместных татарстано-узбекистанских экономических проектов, по которым пока есть загвоздки.

Так, татарстанская «Эйдос-Медицина» сейчас активно занимается модернизацией системы здравоохранения Узбекистана, разумеется, только со стороны своего прямого профиля работы. Например, создается симуляционный центр при Ташкентском педиатрическом медицинском институте, для которого уже готово отдельное здание, а также центр образовательных технологий при ташкентской медакадемии. У Казанского ГипроНИИавиапрома есть вопросы по проектированию инновационного города Нурафшон и проекту «Химграда» по созданию индустриального парка в Ташкентской области, реализация которого движется не такими быстрыми темпами, как этого хотелось бы. Также поднимались вопросы развития автозаправок «Татнефти», которая планирует запускать целую сеть АЗС в Ташкентской области. По словам Агеева, «Татнефть» уже открыла там четыре АЗС и еще 20 — в планах. Кратко поговорили об открытии филиала КФУ в Ташкенте. О таких планах ранее «БИЗНЕС Online» рассказывал ректор КФУ Ильшат Гафуров. По его словам, вопрос в практической плоскости, вузу готовы предоставить обустроенное здание и помещения. Предметные направления могут быть тесно связаны с интересами КАМАЗа и «Татнефти». Зашла речь даже о том, чтобы переименовать одну из улиц Ташкента в честь Габдуллы Тукая. Ну а что? В Казани же есть улица в честь Алишера Навои.

Эти вопросы обсуждались и на встрече Минниханова уже с президентом Узбекистана. «Ежегодный рост взаимного товарооборота — это, конечно, хорошо, но достигнутый уровень в 145 миллионов долларов США значительно меньше тех возможностей, которые имеют Республика Татарстан и регионы Узбекистана», — отметил Мирзиеев. Как сказано в официальной хронике, глава Узбекистана призвал создать рабочие группы по каждому из достигнутых с Татарстаном соглашений и регулярно отчитываться об их исполнении. «Вчера была прекрасная встреча двух президентов — Татарстана и Узбекистана. Все вопросы решены. Дорожная карта отработана. Протокол готовится. Поэтому там все даже слишком в шоколаде!» — поделился с нами Агеев.

«Эта поездка придала очень важный импульс нашему сотрудничеству. У нас хорошие темпы роста взаимного товарооборота. Но не стоит останавливаться на достигнутом», — цитирует Минниханова его пресс-служба. В конце встречи он пригласил президента Узбекистана посетить Татарстан во время его очередного визита в Россию. Не исключено, что это произойдет в год празднования 100-летнего юбилея ТАССР.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (57) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.11.2019 16:47

ЧЕКА

не ругайте тукаевских чиновников, они бы и в Узбекистане осваивали земли,но нет возможности)).

  • Анонимно
    27.11.2019 16:25

    Президент Республики всеми силами стремится создавать новые производства,но в Тукаевском районе чиновники мыслят по другому и им не до этого.Они осваивают земли...

    • Анонимно
      27.11.2019 16:47

      ЧЕКА

      не ругайте тукаевских чиновников, они бы и в Узбекистане осваивали земли,но нет возможности)).

  • Анонимно
    27.11.2019 16:33

    Раньше Узбекистан по разработкам Казани выпускал роторные компрессоры. Надо снова вернуться к этому вопросу.

    • Анонимно
      27.11.2019 20:09

      Для чего?

      • Анонимно
        28.11.2019 10:52

        Компрессоры для пневмотранспорта зерна, муки и других сыпучих материалов на мелькомбинатах, на цементных заводах, для цементовозов и мукавозов.

    • Анонимно
      28.11.2019 15:42

      Для 16.33. А сейчас там это выпускать уже некому. Думаю, что вы уже достаточно взрослый человек и понимаете почему некому выпускать.

  • Анонимно
    27.11.2019 16:41

    Да, диверсификация бизнеса это всегда новые возможности!
    Но по шинному комплексу - сначала бы у себя порядок навести... ведь придёт и время собирать камни.
    Это примерно то же самое, как хозяину дома-развалюхи поручили бы председательствовать в колхозе.

    • Анонимно
      27.11.2019 18:10

      Есть возможность - надо реализовывать.

    • Анонимно
      27.11.2019 20:00

      Это что за дом развалюха,это вы свой регион так назовите,а у нас Татарстан нормально развивается,чего и вам желаем,чтобы вы свою развалюху развивали..

    • Анонимно
      27.11.2019 20:44

      У Татнефти хозяевами являются не только Татарстан, поэтому и развивают там, где развивается.

    • Анонимно
      1.12.2019 23:30

      На счет шинного комплекса это вы совершенно зря. Во-первых, шины сейчас хорошие выпускают, и во-вторых, в отличии от аля "брендовых" не такие дорогие, а по основным показателям им не уступают.

  • Анонимно
    27.11.2019 16:52

    Я бы сказал Средняя Азия создала форпост в Татарстане, и уже давно судя по всему.

    • Анонимно
      27.11.2019 18:11

      Форпост это немного другое. Татарстан делает в Узбекистане форпост, а то что вы называете форпостом Азии в Татарстане это анклав.

    • Анонимно
      27.11.2019 18:47

      Средняя Азия уже ушедшее понятие. Центральная Азия называется давно!

  • Анонимно
    27.11.2019 17:10

    Скоро будем ездить работать в Узбекистан.

    • Анонимно
      27.11.2019 18:11

      Скоро будет улица Мирзеева в историческом центре Казани

    • Анонимно
      27.11.2019 18:47

      Так оно и будет, как раньше в 20-30-45х годах ехали от голода кушать в Ташкент город хлебный, через 100 лет повторится может

      • Анонимно
        28.11.2019 14:12

        Как раньше никогда не будет.Узбеки сюда,а татары туда.Все русскоязычное население,которым славился Ташкент выехало оттуда и прижилось по всему миру и вряд ли вернется на малую родину.

        • Анонимно
          28.11.2019 14:52

          14.12. Теперь русскоязычным населением Узбекистана стали татары. Адәм көлкесе.

  • Анонимно
    27.11.2019 17:13

    Если смотреть на массовое бегство узбекских водителей их казанских автобусных патп,картина другая.

    • Анонимно
      27.11.2019 18:46

      Если будут хорошие зарплаты без переработок сильных, никто не убежит. Местные и соседние граждане Чувашии и тд не работают же

      • Анонимно
        27.11.2019 20:02

        Граждане Чувашии ,или в Сибири ,или в Москве гастарбарничают..

  • Анонимно
    27.11.2019 17:17

    В СЭЗ Ангрен, насколько я знаю, создаётся фармацевтический кластер и фармацевтическое производство, татарстанским компаниям в сфере фармы: Татхимфармпрепараты, Казанская фармацевтическая фабрика и ещё ряд других было бы неплохо присмотреться к этому месту и открыть там свои производства, благо сбыт обеспечен, климат удобный и заодно занять своих татарстанских людей в сфере фармацевтического производства, маркетинга и продаж на этих местах.

    • Анонимно
      27.11.2019 18:45

      Фарс кластер он уже давно создан в Джизакской области, там все готово, приходи, получай льготы и работай

  • Анонимно
    27.11.2019 17:38

    Почему опять только у нас все хорошо? Между тем в Узбекистане идут грандиозные преобразования.Не чувствуете,узбеков у нас в республике намного меньше стало?

    • Анонимно
      27.11.2019 18:24

      Чувствую и вижу что их становится больше

      • Анонимно
        27.11.2019 18:44

        Их меньше от того, что с 2014 курс доллара по отношентю к рублю в 2 раза упал. Они зарабатывали 24 000 рублей к примеру это было грубо говоря 800 $, а теперь лишь грубо говоря всего 400 $. Сколько они могут отправить домой семье при таком раскладе? Конечно не выгодно теперь в России им

    • Анонимно
      28.11.2019 06:04

      Сейчас в Узбекистане набирают обороты строительства жилых домов и зарабатывать узбекам выгоднее у себя становится.

      • Анонимно
        28.11.2019 14:15

        Если узбеки перестанут приезжать сюда на заработки,здесь кто будет работать?Ведь татары начнут отмечать сабантуй и будут гулять до конца года.

  • Анонимно
    27.11.2019 17:41

    Изучали бы как там сегодня борются с коррупцией!Или это нам не подходит?

  • Анонимно
    27.11.2019 17:46

    Сколько по шумок ещё гастарбайтеров сюда завезут? Под эту же тему убыточные проекты создаются?

    • Анонимно
      27.11.2019 17:50

      не завезут!Скоро мы сами туда вынуждены будем ехать.Там жизнь резко меняется.

    • Анонимно
      27.11.2019 18:42

      Гасторбайтеры работают за те копейки, за которые не работают россияне и вы тоже!

  • Анонимно
    27.11.2019 17:50

    В далеких тридцатых годах прошлого века главная площадь Ташкента гордо носила имя Габдуллы Тукая. Потом переименовали. Старожилы-татары Узбекистана еще помнят.

  • Анонимно
    27.11.2019 17:52

    Газ когда будет в Тукаевском районе?Зачем нам этот Узбекистан.

    • Анонимно
      29.11.2019 18:23

      В Узбекистане,в Бухаре самый чистый газ.В СССР,Министерство Среднего Машиностроения,забирал газ,для своих Предприятий.

  • Анонимно
    27.11.2019 17:54

    интересует мнение Шамиля Рахимовича Агеева , о том как там выделяют гранты предпринимателям и как наказывают жуликов?

  • Анонимно
    27.11.2019 17:56

    Ошибки СССР видимо забыли уже. При союзе все производственные возможности раскидали в союзные республики, особенно в Украину так как политбюро практически состояло из украинцев и соотвественно все преференции шли туда.
    Ну и после развала СССР та же картина была, например татнефть столько бабла в Украину вложила после 14 года незалежная кинула оставила татнефть с носом. Как бы и с Узбекистаном та же история не повторилась.

    • Анонимно
      27.11.2019 18:52

      Не повторится, узбеки и украинцы совершенно разные по менталитету люди.

  • Анонимно
    27.11.2019 18:51

    Каримов в отличие от Назарбаева сохранил основные ресурсы, промышленные предприятия, не распродал за копейки и не прихватизировал! У Узбекистана огромный потенциал! И похоже в ближайшее время перегонит Казахстан! Ну и народ узбекский очень трудолюбивый и бережливый!

  • Анонимно
    27.11.2019 19:09

    Молодец Президент.
    И его команда.

  • Анонимно
    27.11.2019 19:54

    В прошлом улица в центре Ташкента, рядом с ЦК уже называлась улицей Тукая - бывал там в семидесятых годах.

  • Анонимно
    27.11.2019 20:55

    У нас шинный комплекс не приносит прибыли несмотря на значительные инвестиции, а мы ещё лезем в Узбекистан , где риски бизнеса ещё выше.

    • Анонимно
      27.11.2019 23:04

      Потому что шины наши УГ, а нормально делать не могут

      • Анонимно
        1.12.2019 23:38

        Вот если не ездил на этих шинах, то и трындеть зря не надо, шины хорошие. Взять те же Виaтти, очень хорошие и недорогие шины.

    • Анонимно
      1.12.2019 23:40

      Так вроде с прибылью они сейчас работают, пусть с небольшой , но прибылью. Да и одним из путей увеличения прибыли как раз и является масштабирование процесса. Что касается рисков, то такова природа бизнеса.

  • Анонимно
    27.11.2019 21:11

    Еще лучше было бы если Татарстан создал в Узбекистане хотя бы одну татарскую школу (до войны только в Ташкенте их было около десяти), хотя бы одну татарскую газету, хотя бы одну радиотелепередачу.

    • Анонимно
      27.11.2019 22:58

      опять за счет бюджета? - увольте.

      • Анонимно
        27.11.2019 23:24

        За счет бюджета Узбекистана.
        Узбекистан за свой счет развивает сеть уйгурских школ, потому что есть договор между Узбекистаном и Китаем. И у нас так должно быть.

  • ПанАлекс
    27.11.2019 22:03

    То есть в Узбекистане создают огромное представительство за счет бюджета с большим штатом "из хороших семей" и они будут дружно рисовать успехи?

  • Анонимно
    27.11.2019 23:00

    Тапоич, развалил, в Ташкенте есть улица Тукая, только он Абдула, а не Габдула...

  • Анонимно
    28.11.2019 08:06

    Каримов сумел жестко и эффективно, пресечь попытки исламистов
    вкупе с их западными хозяевами, превратить Узбекистан в нечто подобное Афганистану.Ташкент стал при советской власти городом, не только хлебным но и промышленным,один авиазавод чего стоил. Полагаю,что Узбекистан для РТ, самый важный партнер из числа доброкачественных национальных "новообразований" на постсоветском пространстве.Несмотря на "елцинщину",там сохранилась татарская диаспора,конечно меньшая чем в советскую эпоху,но довольно заметная в ряде сфер республики. Возможно стоит,назвать, одну из новых улиц Казани именем Каримова,но назвать,а не переименовывать.

  • Анонимно
    28.11.2019 14:22

    Улус Джучи или З. Орда (РФ, РТ) и Улус Чагатая (Узбекистан) - братские государства.

  • Анонимно
    28.11.2019 14:24

    Часть узбеков (кочевые узбеки) были в составе З. Орды, т. е одним из этнических групп татар-золотордынцев.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль