Общество 
21.12.2019

Альфрид Бустанов: «О чем говорят татарские рукописи?»

В области изучения национального рукописного наследия мы по-прежнему забиваем гвозди микроскопом

«Каждодневная работа с татарскими рукописями сопряжена со многими нюансами», — пишет ассистент-профессор Амстердамского университета Альфрид Бустанов. Он рассказывает читателям «БИЗНЕС Online» о своем опыте работы с подобными книгами, открывающими целые горизонты в истории и языкознании. Вот только должной инфраструктуры для хранения такой информации и создания условий для ее изучения по-прежнему не создано.

Альфрид Бустанов: «Все исламские книги начинаются с восхваления Творца и приветствия его Посланнику. Обычно их можно пропустить до фразы «А теперь», где, собственно, и начинается изложение» Альфрид Бустанов: «Все исламские книги начинаются с восхваления Творца и приветствия его Посланнику. Обычно их можно пропустить до фразы «А теперь», где, собственно, и начинается изложение»

АРАБСКИЕ КЛИШЕ ВДРУГ СМЕНЯЮТСЯ ТАТАРСКИМИ СЛОВАМИ

Зная о моих профессиональных занятиях, знакомые часто показывают мне старые книги, хотят узнать, о чем там идет речь. Для меня это хорошая практика и в чем-то даже развлечение: никогда не знаешь, что тебя ждет в книгах, заботливо хранимых в бабушкином платке… Каждодневная работа с татарскими рукописями сопряжена со многими нюансами. О некоторых из них я хотел поведать любопытному читателю.

Не так давно мне принесли на атрибуцию большую пыльную рукопись. Перед тем как осматривать саму книгу, я спрашиваю, откуда она. Владелец говорит, что осталась от родственников, мол, ее привезли из такого-то района в Республике Татарстан. Хорошо, пусть так. Иногда ведь речь может идти о частной библиотеке известной личности, поэтому спрашивать всегда полезно. Недавно, например, в Национальную библиотеку РТ были переданы книги, принадлежавшие ранее близкому окружению самого Шигабутдина Марджани. Так что надо быть начеку.

Итак, встречаем «незнакомку» по обложке. У нашей рукописи картонный переплет. Чтобы последний сохранить, прежний хозяин обшил его тканью, теперь плотно пропитанной пылью. Переплеты книг — интересный и информативный источник. Он может помочь датировать рукопись, если переплет «родной» и не был заменен более поздним, и рассказать о ее происхождении. В наших краях нередко переплеты делали из дерева (всегда хочется по ним постучать пальцами), на Кавказе кожаные переплеты орнаментировали ромбиками, а в Средней Азии и Иране покрывали лаком и оставляли тиснение, в котором мастер зачастую указывал свое имя. Увы, очень часто переплета и вовсе не бывает, тогда рукопись легко подвержена всяким испытаниям, теряет прежний лоск и даже листы с текстом. У нашей рукописи поздний переплет, его сделали уже в советские годы, чтобы сохранить память о близких или же чтобы продолжать использовать книгу по назначению — нельзя недооценивать традиционную грамотность советских бабаев и абыстай, ведь многие из них вполне могли читать «старые книги» и не спешили с ними расставаться.

Так-так, а что внутри? Все исламские книги начинаются с восхваления Творца и приветствия его Посланнику. Обычно их можно пропустить до фразы «А теперь», где, собственно, и начинается изложение. В этом месте нашей рукописи арабские клише вдруг сменяются татарскими словами. Автор книги сообщает, что для удобства братьев-мусульман он решил перевести классический труд известного богослова Мухаммада ал-Газали «ал-Иктисад фи-л-и‘тикад» с арабского оригинала на «ясный тюркский язык». Получается, весь том занят татарским переводом книги ал-Газали. Ничего особенного? Как бы не так. Любой перевод — это интерпретация оригинала, переключение символов одной культуры в другую. К сожалению, традиция переводов арабской литературы у татар в XVIII–XIX веках мало изучена. Какие именно сочинения переводили и зачем? Как переводили специальную терминологию? Какими принципами руководствовались? Что выпускали, а что, напротив, могли добавить от себя? Как потом эти переводы использовались и имели ли какое-то влияние на татарскую религиозную культуру? Хорошо бы посмотреть в книге Резеды Сафиуллиной, печатали ли татары книгу ал-Газали… Все эти мысли роются в моей голове, пока я листаю рукопись и щупаю ее плотную бумагу.

«Переплеты книг — интересный и информативный источник. Он может помочь датировать рукопись, если переплет «родной» и не был заменен более поздним» «Переплеты книг — интересный и информативный источник. Он может помочь датировать рукопись, если переплет «родной» и не был заменен более поздним»

СЕКУНДОЧКУ, А ПОЧЕМУ ПОЧЕРК РАЗЛИЧАЕТСЯ НА РАЗНЫХ ЛИСТАХ?

Татарские переводы арабской классики… Вот уже в который раз мне попадаются такие тексты. Что с ними делать? Собирать картотеку, чтобы в следующий раз легко идентифицировать и сопоставлять? Написать статью по тому, что уже известно о переводах? Попробовать проанализировать один такой перевод и разобрать его по полочкам? Увы, каждый раз останавливаться подробно на таких интересных сюжетах не получается. В самом деле, годы, отданные изучению письменной культуры мусульман России, подобны лишь капле в чайной ложке на фоне бушующего океана. Быть может, когда-нибудь у меня еще будет ученик (или ученица), кому можно доверить эту шикарную тему — языковое многообразие в татарской рукописной традиции. Но пока такой человек не появился и приходится довольствоваться общими наблюдениями то тут, то там.

Секундочку, а почему почерк различается на разных листах? Через каждые 20–40 листов за дело брался новый переписчик, у кого-то почерк был сносный, у кого-то — прям так себе. Над производством этой объемной рукописи студенты работали бригадой в духе коллективной помощи (өмә), чтобы опыт получить и быстрее справиться с большим текстом. Может, даже за деньги, если был заказчик. Всего я насчитал в рукописи 10 почерков, принадлежавших студентам медресе. У каждого из них существовала разная подготовка, кто-то был опытнее, кто-то — не очень. Ясно одно: циркуляция знаний не являлась занятием для избранных, доступ к этой культуре имелся у многих людей.

А что за медресе? Где и когда рукопись была создана? Характерный татарский стиль письма и русская фабричная бумага говорят нам о том, что создана рукопись где-то в середине XIX века. Проверяем себя: обычно в конце книге должен быть колофон — небольшой абзац с точной датой, именем переписчика и местом переписки. Пока листаю книгу ближе к концу в поисках колофона, конечно, где-то в подсознании мелькает мысль: надо собирать такие сведения из разных рукописей, чтобы потом переложить их на диаграммы и карту, тогда у нас будут в руках большие данные о татарских «скрипториях». Зачем это нужно? А затем, чтобы наши знания о развитии исламских наук в Российской империи и Советском Союзе были не приблизительными, а вполне конкретными, с точным представлением об изменениях в репертуаре и идеологической, даже языковой направленности, а то и формировании региональных школ мысли. Что мы сейчас об этом знаем? Да в общем-то ничего…

«Годы, отданные изучению письменной культуры мусульман России, подобны лишь капле в чайной ложке на фоне бушующего океана» «Годы, отданные изучению письменной культуры мусульман России, подобны лишь капле в чайной ложке на фоне бушующего океана»

В ИДЕАЛЕ ТАКИЕ ВАЖНЫЕ АРТЕФАКТЫ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ В БИБЛИОТЕКЕ

Вот, нашел. Колофон нашей рукописи гласит: «Закончена книга в 1864 году в медресе нашего учителя Нигматуллы ал-Алмати в деревне Кизляу». Так-так, кто это и где? Сегодня в подобное сложно поверить, но с начала XIX века Кизляу — современная деревня Курманаево в Нурлатском районе РТ — была главным центром суфизма во всем Поволжье. Нигматулла ал-Алмати (умер в 1853-м) являлся потомственным суфийским шейхом с многочисленными последователями. Тем не менее, как и о многих других исламских подвижниках прошлого, о нем мало что известно: сохранилось только короткое сочинение на татарском языке о практике духовной связи с наставником (таваджух), а также элегии его почитателей в связи с кончиной шейха. Кстати говоря, разнообразие суфийских идей и практик, да и в целом судьба суфизма в России очень слабо разработаны в научном плане. Как и во многих других отраслях, мы можем лишь в общем сказать, что популярная в XVII–XIX веках суфийская этика на протяжении XX века теряет свою актуальность и заменяется упором на хадисоведение и изучение Корана. Чтобы знать детали, еще предстоит тщательно изучить массу анонимных текстов на арабском, персидском и тюрки, в которых очень подробно разъясняется «путь» истинного суфия. Пока же мы можем только надеяться на такое исследование в будущем.

Так выглядит первое знакомство с незнакомкой-рукописью. А что дальше? В идеале такие важные артефакты должны находиться в библиотеке, чтобы обеспечить их сохранность и доступ для исследователей. Если нет, то нужно сделать хорошую электронную копию. Но где ее хранить? Как сделать доступной другим ученым? Такой инфраструктуры у нас, увы, нет. К сожалению, в области изучения татарских рукописей мы по-прежнему забиваем гвозди микроскопом. О том, какие сложности есть в этой сфере, — в следующем тексте.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (153) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
21.12.2019 09:49

Конечно же нужно делать четко видимые электронные копии.А инфракструктуру где хранить ? Создавать Татарскую электронную библиотеку ,чтобы там был сайт чтобы там все татары :сибирские татары,астраханские татары, татары с других областей и зарубежья могли оставлять комменты по этим книгам и рукописям.Еще у некоторых татар наверное остались старинные книги дома . Кто может сообща-өмә итеп-разбираться в этих книгах .Чтобы разбираться в этих рукописях нужен электронный самоучитель перевода старых арабских букв на кириллицу современного тат.языка .И словарь перевода старых арабских и фарси заимствований на современные татарские слова.

И вообще в этой Татарской электронной библиотеке должны быть хорошие сканы копий и старых советских учебников по тат.языку 1917 по 2000 года, и сканы советских учебников по математике,физике,химии ,биологии,астрономии ,есть даже вузовские учебники по различным дисплинам на тат.языке.Возможно они есть в библиотеках в Казани и в архивах пылятся.Но остальным татарам они не доступны:башкирским татарам,тюменским татарам и другим татарам не из Казани.Переиздать эти учебники не накладно ,а вот сделать четкие сканы копий с этих учебников для широкого доступа для всех татар было бы неплохо для просвещения татар в интернете.

  • Анонимно
    21.12.2019 08:44

    Обратитесь официально к президенту Татарстана и к госсоветнику Шаймиеву, кажется последний взялся за сохранение истории Татарстана

    • Анонимно
      21.12.2019 09:17

      История края должна быть, а не начиная с 1920г.

      • Анонимно
        21.12.2019 18:49

        Не история "края", а история татарского народа должна быть, ибо татары живут в различных краях планеты Земля.

        • Анонимно
          21.12.2019 19:19

          Извините, а "азербайджанские татары" - это тоже "татары"?

          • Анонимно
            21.12.2019 20:17

            Если тебе интересно, то исторические книги и интернет тебе в помощь.

            • Анонимно
              21.12.2019 22:14

              Спасибо за совет.
              Но уже и так всё ясно после такого "совета", господин "ТЫкалка".

              Значит "азербайджанские татары" все же не "татары" - татарами они себя не называют.

              • А я знаю почему на "ты" . Это написал, вероятнее всего, радикальный татарский националист , нуждающийся в личностной коррекции . Таковых в Татарстане хватает. И это одна из проблем национальной безопасности России. Добавьте к этому исламистов с больными амбициями. Поэтому работы ещё много. Татары должны изживать этот невежественный социальный слой. Он не большой. В основном культура татар достойная.

                • Анонимно
                  22.12.2019 10:57

                  05:34
                  Я тоже знаю, почему на ТЫ! Потому что в Интернете на большинстве сайтов ТАК ПРИНЯТО!
                  Если ТЫ мало "плаваешь" по Инету, конечно, ТЕБЕ непривычно, но это - твои проблемы. Привыкай, дус!

                  • Анонимно
                    22.12.2019 23:02

                    22.12.2019 10:57
                    А еще на многих сайтах принято МАТОМ выражаться, причем не только в адрес самого собеседника, но и его родственников!
                    Тоже поддержим?
                    Или все-таки ЛЮДЬМИ останемся?

                    • Анонимно
                      23.12.2019 10:45

                      23:02
                      А что? ТЫ перестаешь быть человеком при обращении к тебе на ТЫ? Сразу МАТ вспоминаешь? Зря!!!

                      Насчет сайтов - не ходи на сайты с матом. Всё зависит только от тебя, где ты ходишь по Инету. Будь разборчивей!

                      • Анонимно
                        23.12.2019 15:03

                        23.12.2019 10:45
                        Да! Такие слова как "Внутренняя культура" ВАМ НЕизвестны!
                        Что сказать? КАЖДЫЙ делает СВОЙ выбор!
                        ВВЕРХ, или - ВНИЗ!

              • Анонимно
                22.12.2019 08:50

                Татары там, где шел Батый и гнал татар впереди своего войска.
                Хузан/Кирмень далеко был от этого шляха.

            • Почему на ты? Все-таки, среди комментаторов здесь так много дремучих.

          • Анонимно
            22.12.2019 07:26

            Если Кола Бельды татарин, то почему бы и нет быть Азербайджанцам быть татарами.

            • Анонимно
              22.12.2019 23:04

              22.12.2019 07:26
              Кола Бельды- НЕ татарин, а нанаец, следовательно, родственник маньчжуров.

          • Анонимно
            11.01.2020 09:54

            Да. у них все татары. кроме русских....

        • Анонимно
          22.12.2019 08:46

          Какой народ ни возьми- живут повсюду.

      • ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК ХИТРЕЕ ДАЖЕ ТАТАРИНА

        Некоторые для того, чтобы быстро и оперативно стать хитрее начинают учиться мыслить на татарском языке. Они, как некие паразиты, рассчитывают на то, что татарский язык, сам по себе, может быть канвой для ума и сделать его хитрее и изворотливее. Они изучают этот великий язык, не понимая того, что он стал изучать их самих и позднее генерирует для них мысль о том, что они наивны и глупы...

        • Научный проект интересный. И проект БО об этом тоже актуальный. Но нужно выдержать научную корректность так, чтобы не было идеологичности. Татары должны объективно знать о величии своей истории и ее исторических личностей, об истории своих просветителей . А вдруг окажется, что были и свои мыслители и учёные, а не только просветители. С нетерпением буду ждать публикаций.

        • Анонимно
          22.12.2019 16:25

          уважаемый, это тюркская языковая группа.
          в нем есть крупные и малые народы - (турки, азербайджанский, крымско-татарский), казахи, казанские татары и т.д.
          мне представляется, что - турецкий, сейчас казахский, не знаю как азербайджанский, больше всего поддерживаются гос. институтами и властными структурами. казани еще далече до этих государств-республик, к.г. нам еще семь верст лаптями щи хлебать. ни ияли, ни нацбиблиатека, ни мининформсвязи и минобр РТ под такие задачи не заточены. для иллюстрации достаточно вспомнить единогласное голосование госсовета за татарский язык (, даже про конституцию забыли. чем их так защемил федЦентр - понятно за что, но не понятно на чем

    • Анонимно
      21.12.2019 12:58

      Уважаемый А.Бустанов! Почему указанные рукописи Вы называете татарскими?
      Ведь авторы этих рукописей не были татарами, они были казанскими тюрками, булгарами и пр., но не татарами. Они даже представить себе не могли, что их рукописи обзовут татарскими. Пожалуйста, отнеситесь более уважительно к авторам рукописей.

      • Анонимно
        21.12.2019 14:16

        А почему именно Булгарами, а может Хазарами или Кипчаками или Кимаками? Почему вы именно Булгар притягиваете за уши к Татарам и какое отношение они имеют к Астраханским Татарам или к Сибирским Татарам и тем более к Крымским Татарам?! Почему вы Булгар не объявляете предками Болгар, ведь они убежали после разгрома от Хазар также на Дунай! Название Булгар происходит от тюркского слова "Булгый", что означает "Мутный" или "Мутить". Булгары мутили воду в Гунской империи, в Хазарском каганате, в Золотой Орде, в Казанском ханстве, а сейчас "мутят воду" среди Татар!

        • Анонимно
          21.12.2019 15:10

          Для 21.12.2019 14:16
          Послушайте, я не намерен вступать в перепалку. Я не кого за уши не притягиваю, это Вы прекрасно знаете. Но тем не менее, ввиду отсутствия у Вас аргументированного ответа, пытаетесь свой негатив направить против Булгар. Можете не отвечать, так как Ваш бред про "булгый" и "мутить" не интересен.

          • Анонимно
            21.12.2019 16:36

            Вот и не лезьте к Татарам своим булгаризмом, Дунайским Болгарам пудрите мозги. Татары жили и живут по всей Евразии, а не только в Казани.

            • Анонимно
              21.12.2019 18:01

              21.12.2019 16:36
              Азербайджанцев, хакасов, алтайцев, ДО революции тоже называли татарами!

            • Анонимно
              21.12.2019 18:11

              Еще одну этимологию этнонима булгар привел более ста лет назад венгерский учёный-языковед Бернат Мункачи: булгар — «пять угров» Согласно Д. М. Данлопу (англ.)русск. этноним башкорт восходит к формам beshgur, bashgur, то есть пять племён, пять угров. Так как Sh в современном языке, соответствует L в булгарском, следовательно, по мнению Данлопа, этнонимы башҡорт (bashgur) и булгар (bulgar) эквивалентны

              Другую версию высказал российский историк А. П. Новосельцев: «Этноним булгары во второй части, несомненно, отражает их первоначальную связь с уграми, а в первой части, очевидно, восходит к тюркскому „булга“ („смешивать“), и тогда всё слово означает „смешанные угры“»

            • Анонимно
              21.12.2019 21:44

              21.12.2019 16:36
              и КАК тогда называлось государство, существовавшее в Среднем Поволжье, в 738-1236 г. годах?
              и КАК назывался народ, принявший там Ислам в 922 году?

              • Анонимно
                21.12.2019 22:17

                Хорошие вопросы.

                Т много спорных ответов.

                Например, ученый араб, секретарь Багдадского посольства в Поволжье в своей Книге пишет, что добровольно приняли Ислам в 922 году "сакалибы" - т.е. славяне.

                Но правящей элитой были тюрки - булгары.

                • Анонимно
                  21.12.2019 22:37

                  21.12.2019 22:17
                  Некоторые вообще ОТРИЦАЮТ существование булгар!

                  • Анонимно
                    1.01.2020 20:46

                    В 2009 году зам Путина Сергеев подписал указ о признании булгар существующим народом. Мой пращур был ханом булгар и воевал с ханом Кенесары против Николая I за Казахское ханство . В 1847 году они были разбиты, Кнесары лишился головы, а моего изрубленного и еле-живого заключили в кандалах на каторгу

                • Анонимно
                  22.12.2019 00:56

                  Ибн Фадлан, секретарь посольства, именует хана Алмаса Шилки, правителя Волжской Булгарии, ханом сакалибов. Только в двух местах в связи с официальным принятием ислама он называет его булгарским ханом. По мнению В Бартольда арабы применяли греческое слово склабои (склабенои), но и сам сомневается в правоте своей версии, поэтому дает еще одно объяснение этимологии саклаб и пишет: В арабских источниках этноним сакалиб, саклаб означает желтоволосых (аксыл-сары), с красноватыми лицами. Это тюркоязычные кыпчаки (кумане, половцы). Этноним кыпчак состоит из двух слов: кыу- желтоволосый, чак (сак)- одно из названий древне-скифских племен. Кыучак- кыфчак-кыпчак, отсюда этноним кыуман-куман, команча. У древних тюрков было традиционное деление племен на белых, желтых, черных. Вспомните: белые гунны= эфталиты. В Центральной Азии- белые (ак) татары, черные (кара) татары. Белые хазары и киргизы, черные хазар и киргизы, желтые (сары) уйгуры. Половцы- это калька слова кыпчак. В Западной Европе их называли также "сарацин", т.е сары сЁн (гунн). Тот же Бартольд пишет, что сакалибы (кыпчаки) при общении с китайцами, персами называли себя кыпчаками (желтоволосыми), поэтому арабы перевели это слово как сакла, сакалиб. Булгары были одним из кыпчакских племен.
                  Китайские источники: на юге Алтайских гор жили гунны, на севере народ СО, объединивший 4 племени- кумане, киргизы, чу-кши и тюрки. Т.е кумане-кыпчаки были многочисленным народом с широким ареалом расселения.
                  Источники приведенной информации: Немет Ю., Добродомов И.Г., Аристов Н.А., Закиев М.З.

                  • Анонимно
                    25.12.2019 19:52

                    деление племен на белых, желтых, черных.
                    ----------
                    Эта цветовые обозначения сторон света, если вы не знали.
                    Например, АкИдель - Южный Идель, КараИдель - Северный Идель, Около Казани в Идель впадает КукИдель (Волга) - западный Идель. Это по башкирской традиции. Вообще по тюркской традиции.

          • Анонимно
            22.12.2019 08:16

            Я не претендую на истину, но как вам такой исторический источник?:
            Один народ
            Да, татары состояли из разных племен. Но это был один народ. И он вел свою родословную от Татар хана. Об этом знал даже придворный историк немецкого происхождения Герхард Миллер (1705-1783). Вот его утверждение:
            «Татары производят свое название от князя Татар-хана, который в седьмом колене происходил от Иафета сына Ноя»
            А Иафет, как знают об этом все тюрки, был прародителем Тюрка, от которого пошли два могущественных племени Могул и Татар.
            Именно один из потомков хана Татара по имени Хишулу (Хишдек) пришел на Волгу и возвел здесь Булгар. И город, и иль.
            Хусаин Амирахан (1814-1893) описал это событие, ссылаясь на собственные источники:
            «После [кончины] отца он (Хишулу) путешествовал по разным местам и остановил свой выбор на одном из прибрежных мест в устье Волги, которое ему понравилось. Там вместе с несколькими своими сторонниками он и основал Булгар».
            То есть, Булгар основали потомки Татар хана, и их смело можно называть и называли всегда Татарами.
            Татары жили здесь в Итиле (на Волге) всегда, еще до татар Чынгызхана и Бату хана, с приходом которых мало что поменялось. Обычаи, язык, вера были одними и теми же у всех Татар.

            • Анонимно
              22.12.2019 11:01

              08:16
              Извините, конечно, но хана Кубрата - христианина куда вставить прикажете? И его 5 сыновей, которые после смерти отца разбрелись по свету?

              • Анонимно
                22.12.2019 23:21

                22.12.2019 11:01
                А с чего вы взяли, что он христианин?
                Его сын - Аспарух в 681 г. покорил задунайских славян и создал государство Болгарию.
                В 865 г. Болгария приняла православное христианство в качестве государственной религии.
                Если же булгары уже были христианами, то зачем им принимать его ВТОРОЙ раз?
                Далее - если бы они были христианами, у них была бы СВОЯ официальная транскрипция написания общехристианских имен, как у грузин, армян, греков, русских, немцев, англичан и т.д.
                Кроме того, у них был бы СВОЙ церковно-булгарский, или церковно-тюркский язык, на которым велось бы богослужение, и писалась бы церковная литература, включая перевод Святого Писания, т.к. православная церковь, в отличие от католической, ПООЩРЯЕТ национальное богослужение.
                Причем такая литература создавалась бы много веков назад!
                А т.к. ничего этого в реальности, НЕ было,
                то христианство среди части татар стало распространяться только ПОСЛЕ 1552 г.!
                А попытка искусственно УДРЕВНИТЬ местную христианскую традицию, успешно ОПРОВЕРГАЕТСЯ вышеуказанными ФАКТАМИ!

                • Анонимно
                  23.12.2019 10:47

                  23:21
                  Я ничего не буду тебе объяснять про хана Кубрата - почитай сам-сам в Инете.

                  • Анонимно
                    23.12.2019 15:04

                    23.12.2019 10:47
                    В Инете много всякого БРЕДА понаписано!
                    А по существу, ТЕБЕ сказать -НЕчего!

                  • Анонимно
                    23.12.2019 15:20

                    23.12.2019 10:47
                    А тебе известно, что КАЖДОМУ, принявшему христианство, давалось христианское имя!
                    Ольге, при крещении дали имя - Елена, Владимиру - Василий!
                    А КАКОЕ имя дали Кубрату? И его сыну - Аспаруху?

            • Анонимно
              22.12.2019 17:15

              08.16 Я с вами полностью согласенНет ничего общего между современными болгарами и казанскими татарами, и даже с чувашами. Булгаризм это легенда.

              • Анонимно
                22.12.2019 23:28

                22.12.2019 17:15
                РЕАЛЬНОСТЬ булгаризма проявляется в ЕВРОПЕОИДНОЙ внешности БОЛЬШИНСТВА казанских татар!
                Те татары, у которых булгары НЕ были предками, являются либо монголоидами (сибирские татары), либо южными европеоидами (крымские татары).

                • Анонимно
                  23.12.2019 17:12

                  "- центральноазиатского происхождения, но на данном этапе невозможно назвать ту этническую группу, которая внесла в антропологический тип чувашей монголоидные особенности. Болгары, вышедшие из монголоидной гуннской среды Центральной Азии, безусловно, были носителями именно того физического типа."
                  Антрополог В. П. Алексеев

                  • Анонимно
                    23.12.2019 18:13

                    23.12.2019 17:12
                    Изначально - ДА!
                    Также кстати, как и венгры!
                    Но поселившись среди местного ЕВРОПЕОИДНОГО населения, соответственно, булгары - в 738 г., а венгры - в 896 г., они ИЗМЕНИЛИ свой первоначальный антропологический облик!

                    • Анонимно
                      23.12.2019 18:47

                      Тогда нужен пруф на средневековый исторический материал ,в котором прямо говорится что булгары изменили антропологический тип.

        • Анонимно
          21.12.2019 17:58

          21.12.2019 14:16
          Волжские Булгары являются не предками современных (вы, наверное, имеете в виду балканских) болгар, так как эти народы являются братьями, их государства основаны примерно в одно и то же время, двумя братьями Аспарухом и Котрагом - сыновьями хана Кубрата. А вот булгары Великой Булгарии Кубрата действительно являются предками и волжских, и балканских булгар.

        • Анонимно
          21.12.2019 18:07

          Арабский путешественник, исламский миссионер Абу Хамид аль-Гарнати, посетивший Волжскую Булгарию в 1135 и 1150 годах, упоминает прочитанную им «Историю Булгара», в которой говорится, что слово булгар — это арабизированная форма местного слова балар — умный человек.

        • Анонимно
          21.12.2019 18:15

          Потому что булгары первопричина здешней истории, госудаственности, письменности, культуры.

          • Анонимно
            21.12.2019 18:29

            Покажите хоть одну Булгарскую письменность или культурную постройку, только не говорите город Булгар, где все постройки 14 века и возведены Татарами Хана Батыя.

            • Анонимно
              21.12.2019 18:38

              Сами покажите, коли историк.

            • Анонимно
              21.12.2019 18:51

              Ну да, Хана Батыя вы уже татарином сделали?!
              А Наполеон почему еще не татарин, а?
              Для казанских татар все тюрки прежде всего татары, потому что им так хочется стать великими. :))

              • Анонимно
                21.12.2019 18:56

                А вы и не знали? Значит вы вообще историю не знаете.

                • Анонимно
                  21.12.2019 19:33

                  А с каких пор монгол хан Батый стал татарином?
                  Папа и мама у Батыя явно были из Казани, вот и стал казанским татарином? Ну рассмешили татарские краеведы. Все у них татары. И не стесняются даже...

                  • Анонимно
                    22.12.2019 09:01

                    На самом деле «монголами» в Монгольской империи называлась династия (!) чингизидов, а народ называли «татары». Сам Чингисхан по происхождению из «черных (то есть северных) татар», куда относилось племя «монгол», никак не связанное с нынешними халха-монголами. Для подтверждения сошлемся на самого авторитетного летописца того времени Рашид ад-Дина, который считал, что «в древности монголы были [лишь] одним племенем из всей совокупности тюркских степных племен».
                    Остальные летописцы солидарны с Рашид ад-Дином. Все в один голос Чингисхана называют татарином. Так, в летописи «Полное описание монголо-татар» («Мэн-да бей-лу», 1221 год) сказано, что прежнее монгольское государство уже было уничтожено, и нынешние монголы и есть татары. Китайцы монголов Чингисхана называли хэй-да «черные татары». В «Мэн-да бэй-лу» читаем: «Нынешний император Чингис, а также все (его) полководцы, министры и сановники являются черными татарами». [Я], Хун, лично замечал, как их временно замещающий императора го-ван Мо-хоу каждый раз сам называл себя «мы, татары»…
                    Мо-хоу (Мухали) был самым приближенным человеком к Чингисхану. В тексте однозначно говорится о монголах как династии.

              • Анонимно
                21.12.2019 19:23

                Это точно Вы подметили и саркастически подшутили над современным "татаристом" - всем историкам известно, что хан Батый был монголом.

                А современные казанские татары тюрки.

                И имеют полное право называться любым этнонимом, но знать его историю должен каждый образованный, культурный человек.

                • Анонимно
                  21.12.2019 19:49

                  Вы сначала разберитесь что означает Монгол, а потом уже делайте свои умозаключения.

                  • Анонимно
                    21.12.2019 20:17

                    Монгол это тот, кто говорит на монгольском языке, живет по монгольской культуре - например Чингизхан.

                    • Анонимно
                      21.12.2019 20:36

                      Чингиз-это имя Татарское, с рождения у него тоже было Татарское имя-Тимерчин и говорили и писали на Татарском языке уйгурским письмом.

                      • Анонимно
                        21.12.2019 21:23

                        В тот день, когда появился на свет младенец, которому суждено было стать великим Чингисханом, грозным воителем всех времен и народов, прозванным “Потрясателем Вселенной”, оказался в плену у рода кият-борджигин татарский властитель по имени Темучин, и в помять об этом значительном событии родовой глава Есугей-багатур нарек новорожденного сына именем своего врага.

                        • Анонимно
                          21.12.2019 22:18

                          Ну да, "татарами" китайцы называли монгольские племена.

                        • Анонимно
                          22.12.2019 07:28

                          Еще одна ложь! Вы бы стали давать имя врага своему ребенку?!

                          • Анонимно
                            22.12.2019 23:23

                            22.12.2019 07:28
                            В ТЕ времена такие имена - ДАВАЛИСЬ!
                            Чтобы к ребенку перешла СИЛА врага!

                          • Анонимно
                            23.12.2019 15:32

                            22.12.2019 07:28
                            вы поинтересуйтесь историей наречения именами в ЯЗЫЧЕСКИЙ период! вы узнайте, КАКИЕ имена зачастую давались детям, чтобы НЕ привлекать к ним внимания злых духов, в которых их родители ИСКРЕННЕ верили!

                        • Анонимно
                          22.12.2019 12:10

                          Монгол Темучин, является монголским властителем! Зачем вы к нему пристегиваете слово "татарский"? Это же недопустимо среди более или мене грамотных людей. Не выдумывайте отсебятину.

                      • Анонимно
                        21.12.2019 22:27

                        21.12.2019 20:36
                        Чингиз - МОНГОЛЬСКОЕ имя! А до 1206 г. у него было другое, тоже МОНГОЛЬСКОЕ имя - Тимучин!
                        И железо здесь НИ при чем!

                        • Анонимно
                          22.12.2019 10:03

                          На самом деле Монгольская империя возникла на базе шести ранних татарских государств, о которых упоминает Рашид-ад-Дин. Марко Поло сообщает о возвышении Чингисхана следующее: «Случилось, что в 1187 году татары выбрали себе царя, и звался он по-ихнему Чингис-хан, был человек храбрый, умный и удалой; когда, скажу вам, выбрали его в цари, татары со всего света, что были рассеяны по чужим странам, пришли к нему и признали его своим государем». Марко Поло не просто был в летней ставке Хубилая, но даже 3 года пребывал губернатором города Янчжоу. Он владел информацией из первых рук.
                          Иоанн де Плано Карпини, назвавший свое донесение Liber Tartarorum («Книга о Тартарах»), не ошибался, он речь вел о политониме, гражданах Великой Татарии. Когда один из переписчиков XIV века уточнил это название в виде «История Монгалов, именуемых нами Тартарами» (Historia Мопgalorum quos nos Tartaros appellamus), он тоже не ошибался, ибо в заголовке указал и правящую династию, и его народ.

                        • Анонимно
                          22.12.2019 15:44

                          22:27
                          Ващще-то принято писать Тэмуджин...

                      • Анонимно
                        22.12.2019 11:05

                        20:36
                        Чингиз - это НЕ имя.
                        Это титул!!!

                        • Анонимно
                          22.12.2019 12:18

                          Чингис -это имя, а Хан-это титул! Вместе получается Чингисхан! Учите Татарский язык и вам еще многое станет ясным в истории!

                          • Анонимно
                            22.12.2019 15:41

                            12:18
                            Сходил бы ты в школу - поучился. Тогда бы и глупостей не писал!

            • Анонимно
              21.12.2019 18:56

              Поезжайте, уважаемый, в тот же Булгар и посмотрите, и почитайте булгарские надгробные камни до-монгольского периода.

              Почитайте многочисленные труды Искандера Измайлова, защитившего докторскую диссертацию "по булгарам" и их культуре, в том числе и архитектуре.

              Правда одновременно этот скандальный профессор является ярым "татаристам", сторонником монгольского происхождения современных казанских татар, которые классической наукой относятся к тюркам.

              "Ласковый и хитрый телёнок двух маток сосёт".
              Мудрая народная пословица.

              • Анонимно
                21.12.2019 19:29

                В Болгаре нет надгробных камней ввиду абсолютного отсутствия могил

                • Анонимно
                  21.12.2019 19:49

                  Подсуетились и убрали?

                • Анонимно
                  21.12.2019 20:00

                  А где же хоронили, уважаемый?
                  Над мёртвыми хоть не надсмехайтесь...
                  А надгробные камни собраны в Музее и их можно посмотреть.

              • Анонимно
                21.12.2019 19:52

                Надгробные камни есть, а кроме них не найдено ни единой Булгарской постройки.

            • Анонимно
              21.12.2019 19:08

              В этих местах фундаментов от укреплений - масса: Кирмень, Джукетау, Биляр

            • Анонимно
              21.12.2019 21:41

              21.12.2019 18:29
              Хан Батый до 14 века НЕ дожил! Он умер в 1255г.!

              • Анонимно
                21.12.2019 22:19

                Это точно.

              • Анонимно
                22.12.2019 12:24

                Ответ 18:29. А кто утверждает, что он дожил? Первую столицу Золотой Орды он заложил в г.Булгаре в 13 веке и город бурно стал развиваться в 13-14 веках, увеличившийся численностью населения и территориально в несколько десятков раз!

      • Анонимно
        21.12.2019 19:20

        Это точно - булгары "татарами" называли монгол, оккупировавших Поволжье в 13 веке.

        • Анонимно
          21.12.2019 21:13

          Это вам соседка рассказала? Советую почитать исторические источники.

          • Анонимно
            21.12.2019 22:21

            Ну если Вы "соседку" от Ш.Марджани уже не можете отличить, то Вам точно уже пора в "академики".
            Кислых щей.
            Есть такое звание.

          • Анонимно
            21.12.2019 22:31

            21.12.2019 21:13
            Источники, говорите?
            Послы волжских булгар, прибывшие к русскому князю Юрию Всеволодовичу в 1223 году, говорили о татарах: "Пришёл народ неведомый, и язык коего прежде не слыхивали, вельми сильный "
            Для булгар, которые по состоянию на 1223 год, соседствовали с половцами на протяжении 2,5 веков, их язык НЕ мог быть НЕзнаемым!
            НЕзнаемым был именно МОНГОЛЬСКИЙ язык, который булгары услышали ВПЕРВЫЕ!

            • Анонимно
              22.12.2019 09:44

              Все верно!Язык татар действительно отличается от языка булгар.


              Чувашский язык, который так сильно отличается от остальных тюрко-татарских языков, принадлежит народу, который со всей уверенностью следует рассматривать в качестве наследников волжских булгар.
              М.Рясянен.

              • Анонимно
                22.12.2019 23:39

                22.12.2019 09:44
                ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте!
                На протяжении 2,5 веков ЮЖНЫМИ соседями булгар были кипчаки (половцы). Неужели их язык был НЕзнаком?
                А вот когда пришли МОНГОЛЫ, то их язык был действительно НЕведомым!

                • Анонимно
                  23.12.2019 17:12

                  Язык кипчаков и татар был близким

                  § IV. О свидетелях, которые нашли нас в земле Татар
                  "...1. И, чтобы не возникло у кого-нибудь сомнения, что мы были в земле Татар, мы записываем имена тех, кто нас там нашел. Король Даниил Русский со всеми воинами и людьми, именно с теми, которые прибыли с ним, нашел нас вблизи ставок Картана, женатого на сестре Бату; у Коренцы мы нашли Киевского сотника Монгрота 223 и его товарищей, которые провожали нас на некоторую часть дороги; а к Бату они прибыли раньше нас. У Бату мы нашли сына князя Ярослава, который имел при себе одного воина из Руссии, по имени Сангора; он родом Коман, но теперь христианин, как и другой Русский, бывший нашим толмачом у Бату, из земли Суздальской. У императора Татар мы нашли князя Ярослава, там умершего, и его воина, по имени Темера, бывшего нашим толмачом у Куйюк-кана, то есть императора Татар, как по переводу грамоты императора к Господину Папе, так и при произнесении речей и ответе на них; там был также Дубарлай, клирик вышеупомянутого князя, и служители его Яков, Михаил и другой Яков...."

                  Т.е. переводчиками были "Команы" - т.е. кипчаки! "

                  Ибн аль Асир:

                  Тогда татары послали кипчакам сказать: "Мы и вы одного рода..."

                  Еще свидетельство от Ибн аль Асира, о том что татары были тюрками.

                  Воины, которые были тюрками, заявили:«Мы — из того же рода, и они нас не убьют».

                  И напоследок

                  В этом (617 по мусульманскому летоисчислению) году в страны ислама явились татары, большое тюркское племя, места обитания которого горы Тамгаджския, около Китая; между ними и странами мусульманскими более 6 месяцев (пути). Причина их появления была такая: царь их, по прозванию Чингизхан, известный под именем Темучина, покинув свои земли, двинулся в страны Туркестана..."
                  Ибн аль Асир

                • Анонимно
                  23.12.2019 17:19

                  22.12.2019 23:39

                  Несколько вопросов вам:
                  1)Почему у татар язык не булгарский?


                  В 1863 г. татарский учёный Хусейн Фейзханов опубликовал статью «Три надгробных болгарских надписи», в которой представил научной общественности результаты расшифровки булгарских эпитафий чувашскими словами.


                  2)Почему нет упоминания,у средневековых историков,что даже казанские татары не происходят от булгар?


                  МАТВЕЙ МЕХОВСКИЙ
                  ТРАКТАТ О ДВУХ САРМАТИЯХ
                  DE DUABUS SARMATIIS

                  Глава третья. О татарах козанских и татарах ногайских.
                  Третья орда — козанских татар — названа так по замку Козан, стоящему над рекой Волгой у границ Московии, где они живут.
                  Они произошли от главной татарской орды, а именно от чагадайских или заволжских татар, как и все другие татары.

                  3)Как продвигали идею "булгаризма"среди татар,может быть постановление какое-то было?

      • Анонимно
        22.12.2019 01:12

        тогда и французов до 19 века нельзя называть французами. То же самое и с немцами , и с итальянцами, и с ббритнацами

      • Анонимно
        27.12.2019 22:28

        Вряд ли здесь есть неуважение, скорее позиция - какое название более приоритетно, а может и точно. Не стоит на это оскорбляться, а уточнит хотелось бы, всё-таки под татарами сейчас разумеют гораздо более узкую группу чем тюрки. Впрочем, если до сих пор популярны старинные европейские карты с гигантской Великой Татарией, то дискуссия обещает стать весёлой.
        иколай Борисович

    • Анонимно
      22.12.2019 05:56

      Закачивайте на archive.org лучше! Всё бесплатно и никуда оттуда книги не пропадут. А местные что то сделают, и через пару лет сайт закроется, как tatknigafund.ru. накрылся

  • Анонимно
    21.12.2019 09:07

    Не существует татарских рукописей в их материальном выражении.

  • Анонимно
    21.12.2019 09:43

    Книга переписанная хоть на татарский хоть на китайский всё равно чужая интеллектуальная собственность.

  • Анонимно
    21.12.2019 09:49

    Конечно же нужно делать четко видимые электронные копии.А инфракструктуру где хранить ? Создавать Татарскую электронную библиотеку ,чтобы там был сайт чтобы там все татары :сибирские татары,астраханские татары, татары с других областей и зарубежья могли оставлять комменты по этим книгам и рукописям.Еще у некоторых татар наверное остались старинные книги дома . Кто может сообща-өмә итеп-разбираться в этих книгах .Чтобы разбираться в этих рукописях нужен электронный самоучитель перевода старых арабских букв на кириллицу современного тат.языка .И словарь перевода старых арабских и фарси заимствований на современные татарские слова.

    И вообще в этой Татарской электронной библиотеке должны быть хорошие сканы копий и старых советских учебников по тат.языку 1917 по 2000 года, и сканы советских учебников по математике,физике,химии ,биологии,астрономии ,есть даже вузовские учебники по различным дисплинам на тат.языке.Возможно они есть в библиотеках в Казани и в архивах пылятся.Но остальным татарам они не доступны:башкирским татарам,тюменским татарам и другим татарам не из Казани.Переиздать эти учебники не накладно ,а вот сделать четкие сканы копий с этих учебников для широкого доступа для всех татар было бы неплохо для просвещения татар в интернете.

    • Анонимно
      21.12.2019 17:33

      уфимские татары (не башкирские)

    • Анонимно
      21.12.2019 17:45

      Башкирских Татар не существует! Есть Уфимские Татары!

      • Анонимно
        23.12.2019 13:51

        Ну, я башкортостанский татарин, а не конкретно уфимский. Существую, вроде, как и мои родственники, соседи, друзья...

      • Анонимно
        25.12.2019 19:39

        Попутешествуй по Башкортостану, "башкорт татарлары" - башкирские татары очень распространенный термин на западе Республики.

  • Альфрид Бустанов. Молодец. Хорошим и полезным делом занимается. И статья интересная получилась.

    • Анонимно
      21.12.2019 10:36

      Вобще-то это его работа, а не хобби.

    • Но за ним глаз да глаз нужен. И знать бы того, кто курирует это исследование. Нужна группа независимых историков, чтобы не было внезапных сюрпризов и "открытий", связанных с интересами отдельных структур далёких от науки, но приближенных к элите татарстанского нуворишества, аффилированного к власти.

  • Анонимно
    21.12.2019 10:35

    Академия наук все это уже давно делает. ИЯЛИ системно оцифровывает рукописные и архивные материалы, выкладывая их в открытый доступ на портале МИРАС. Надо Бустанову присоединиться к их проекту и вместе работать

  • Анонимно
    21.12.2019 11:40

    Знаем мы как они оцифровывают: одну книгу в год. Если за что-то берется ИЯЛИ, то это надолго

  • Анонимно
    21.12.2019 12:10

    Поисковик на МИРАС не дает ничего такого, чтобы были рукописи оцифрованные, или дайте конкретный интернетадрес.

  • Анонимно
    21.12.2019 12:25

    Бустанов начал себя читать главным специалистом по татарским рукописям а роль Усманова, Миннуллина, Марданова, Хадиева и многих других он даже никогда не называет. Нельзя так наплевательски относиться к таким нашим Великим специалистам, Бустанову до них ещё ой как далеко.

    • Анонимно
      21.12.2019 15:01

      Обычно я не отвечаю на комментарии, но то, что Вы - аноним - пишите, является гнусной ложью. Я с большим уважением отношусь к нашим предшественникам и старшим коллегам. Книга о Зайнап Максудовой, изданные статьи Альберта Фатхи, описание его архива - это не достаточная тому иллюстрация? Приберегите свою желчь для другого повода.
      с уважением
      АК Бустанов

      • Анонимно
        21.12.2019 17:48

        Уважаемый А.Бустанов! Почему указанные рукописи Вы называете татарскими?
        Ведь авторы этих рукописей не были татарами, они были казанскими тюрками, булгарами и пр., но не татарами. Они даже представить себе не могли, что их рукописи обзовут татарскими. Пожалуйста, отнеситесь более уважительно к авторам рукописей.

        • Анонимно
          21.12.2019 19:10

          Рано или поздно к вопросу об истории этнонима "татары" применительно к поволжским тюркским мусульманам придётся разбираться и приходить к какому-то консенсусу.
          Научному.
          А не политическому.

          Простому обывателю совершенно ясно, что предками современных казанских татар были и тюрки, и монголы, и финно-угоры, и славяне (любили тюрки светволосых и голубоглазых славянок) и др. этносы.

          Но ведь до начала 20 века САМИ СЕБЯ поволжские тюркские мусульмане "татарами" не называли.
          Более того "татарами" они называли монгол, оккупировавших Поволжье в 13 веке.

          А вот царские чиновники Российской империи всех тюркских мусульман называли "татарами" - азербайджанские "татары", казанские "татары" и др.

          В начале 20 века даже развернулась среди поволжских тюркских мусульман какое САМО-название выбрать - булгары, казанцы, татары и др.

          Но вот в 1920 году марксисты Ленин и Троцкий создали АТССР и поволжские тюркские мусульмане соблазнились...
          ПОЛИТИЧЕСКИ.

          Но научная сторона спорного вопроса осталась - придется рано или поздно решать этот спорный НАУЧНЫЙ вопрос.

          Конечно соблазнительно ввести свою генеалогию от монгольского племени "татар" 6 века.
          Но НЕ-научно...

          • До сих пор нет научных работ, где бы был проведен частотный анализ того , как далёком прошло м назывался народ, который сейчас в России называют татарами. Как называли в старинных документах и книгах себя сами те, которых сейчас обозначены татарами. Нужен частотный анализ. Важно, чтобы описывался в этих исторических документах край, привязка к нему и преимущественный народ, который заселял эту территорию.

            • Анонимно
              22.12.2019 17:58

              Ну, ты же - ученый, кандидат наук, вот сам и делай частотный анализ и нам покажи. А мы оценим, какой ты ученый.

          • Анонимно
            22.12.2019 09:48

            21.12.2019 19:10

            Где пруфы?Давай пруфы!Или отсебятину написал!?

  • Анонимно
    21.12.2019 12:52

    Хоть и не всегда с Бустановым согласны, здесь Бустанова нужно хвалить, что он как-то пытается вернуть рукописи народу.
    Какой толк от этих Великих специалистов, если они не смогли сделать доступными, интересными эти рукописи для народа.

    • Анонимно
      21.12.2019 20:33

      Не стоит принижать предшественников и коллег А. Бустанова. Тем более, он сам против этого возражает. Каждый делает свое дело: у кого-то получается лучше популяризировать, у кого-то готовить и издавать академические труды для узкого круга специалистов, у кого-то - описывать рукописные источники. Вы пользуетесь мобильным телефоном, но прежде чем его придумал конструктор, другими учеными были открыты и
      описаны физические процессы , созданы композитные матерталы и т.п.
      А Альфрид молодец, согласен.

  • Анонимно
    21.12.2019 15:33

    Рукописи, рукописные книги надо спасать.
    Спасибо автору.

  • Анонимно
    21.12.2019 16:30

    Пора начать создавать Национальный Университет

  • Анонимно
    21.12.2019 19:03

    Не было у татар письменности. При Чингисхана писали как Чингисхан, а когда пришли сюда в 13 веке, тут уже была письменность, арабикой.

    • Анонимно
      21.12.2019 20:03

      Да, Чингизхан был монголом и говорил на монгольском языке.
      И указы его писались на монгольском языке.

      А западно-европейские хроники и русские летописи "татарами" называли именно монгол.
      Всё так.

      • Анонимно
        22.12.2019 09:50

        Средневековые монголы-это политоним.

        «В настоящее время, вследствие благоденствия Чингис-хана и его рода, поскольку они суть монголы, — [разные] тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, ойратам, онгутам, кераитам, найманам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище, — все они из-за самовосхваления называют себя [тоже] монголами, несмотря на то, что в древности они не признавали этого имени. Их теперешние потомки, таким образом, воображают, что они уже издревле относятся к имени монголов и именуются [этим] именем, — а это не так, ибо в древности монголы были [лишь] одним племенем из всей совокупности тюркских степных племен» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 1. С. 103).

      • Анонимно
        22.12.2019 10:03

        21.12.2019 20:03

        Татары наши предки происходили из тюркского рода шато,запомни это на все свою жизнь!

        Мэн да бэй лу
        «Земли, на которых впервые возвысились татары, расположены к северо-западу от [земель] киданей. Племена [татар] происходят от особого рода шато».

      • Анонимно
        22.12.2019 18:09

        20.03 Да, тепрерь монголы даже название "татар" воруют!

    • Анонимно
      21.12.2019 20:15

      русские уже достали, читайте историю было государство тюркский каганат размером территории ссср со всей экономической настройкой и образованием.

      • Анонимно
        21.12.2019 21:32

        Покуда в Европе булгары и авары выясняли, кто из них главнее, в Центральной Азии в середине VI века «настоящие» тюрки (кёк-тюрки) основали здоровенную .......— Тюркский каганат — от Средней Азии до северного Китая. Уже через полвека из-за феодальных войн оная развалилась на восточную и западную........ однако ещё до того успела завоевать обширные территории на Кавказе и в устье Волги, где в это время жили булгары, авары, а также другие народы, пришедшие с гуннами.
        Среди этих народов выделялись былые союзники гуннов акациры (одно из огурских племён) и сильно отюреченные финно-угры савиры. Сии последние (при случае норовившие назваться гуннами) сто лет подряд (с 460-х гг. по 560-е гг.) нанимались попеременно к ромеям, лазам и персам и творили беспредел в Закавказье, пока не были разбиты персами, вытеснены в Дагестан и заперты там мощной крепостью Дербент. Кёк-тюрки, опасаясь былой славы савиров, возвысили над ними акациров и новых пришельцев, в том числе уйгуров. Через 30 лет после распада единого Тюркского каганата западные власти утратили контроль над Прикаспием, и получившие независимость потомки акациров, восточных савиров, кёк-тюрок и уйгуров выходят на историческую сцену под именем хазар. Первым делом новоявленные хазары продемонстировали, что хоть говорят они на огурском языке, но по духу они савиры — заключили союз с византийцами, ополчились на персов и заодно взяли Тбилиси.

      • Анонимно
        21.12.2019 21:38

        Не русские мы, советские интернационалисты. И география нашего рода находится от польско-литовских границ до Енисея.

        • Анонимно
          21.12.2019 22:27

          Мои предки на Енисее не остановились - вообще-то на Аляске фактории строили - была такая "Русская Америка".
          Да сплыла...
          Продали её...

      • Анонимно
        21.12.2019 22:25

        Да Вы хоть, уважаемый, списочек литературы скиньте, пожалуйста.

        Монгол Чингизхан поработил тюрок и сделал их "пушечным мясом".
        Как и арабов, и славян, и персов и др.
        Но зачем же этим хвастаться?
        В семье всякое бывает...
        Не надо выносить сор из избы...

      • Анонимно
        21.12.2019 22:35

        21.12.2019 20:15
        Тюркский каганат был МЕНЬШЕ СССР!
        Ни Чукотка, ни Таймыр, ни Кавказ, ни Прибалтика в него НЕ входили!

    • Анонимно
      21.12.2019 23:34

      тюрки ашина, уйгуры, киргизы и татары получили письменность (тюркские руны) не позднее 7 века, скорее всего, еще во второй половине 6-го, когда возник первый тюркский каганат. для сравнения, первый вариант кириллицы датируется 893, то есть 300-400 лет спустя.

      хазары, булгары и венгры получили тюркские руны не позднее 8 века и доработали их под свою огуро-булгарскую фонетику. в аварском захоронении 8-го века на территории венгрии, во многих местах в россии, хазарские руны были найдены. старовенгерский алфавит на базе тюркских рун используется до сих пор. немет расшифровал печенежские руны (9 век) еще в 30-х годах прошлого века.

      • Анонимно
        22.12.2019 13:22

        Для 21.12.2019 23:34
        Уважаемый, а каких мифических татаров получивших письменность не поднее 7 века вы здесь упоминаете? В РФ народ под названием "татары" появились только в 1920 году.
        Ранее, казанские мусульмане пользовались арабским алфавитом, затем латиница, затем кириллица.

  • Анонимно
    21.12.2019 19:48

    Кража чужой собственности.

  • Анонимно
    21.12.2019 20:23

    Интеллектуальной.

    Шутки шутками, но вопрос действительно интересный и спорный - как назвать рукопись, о которой идёт речь в статье?
    Булгарская, татарская, тюркская...?
    На каком языке она написана?
    Ясно, что не на монгольском.
    Много ли арабизмов?
    Какой азбукой - более менее понятно, арабица.
    Видоизмененная?
    И ещё куча вопросов.
    Это только у дилетанта.
    А у специалиста, наверняка, в 10 раз больше.

    Ау, учёные - выполняйте свой долг - сейте доброе, разумное, вечное.

    • Анонимно
      22.12.2019 08:09

      20-23 Если эти рукописи и назовут татарскими , возникает вопрос. Понятны ли эти рукописи нынешним татарам ? К сожалению ,татарский язык даже начала 20 века сейчас не понятен современным татарам. Там язык сплошной арабизм , в отличии от нынешнего. Давайте уважаемые ученые сначала определитесь , который он язык татарский , тот , начала 20 века или нынешний. К примеру , Тасфир 1908 года выпуска на татарском языке просят перевести на нынешний татарский язык. Сразу хочу напомнить некоторым читателям, за это короткое время народа язык не менялся , у тех же русских, башкорт, чуаш, керэшен.

  • Анонимно
    22.12.2019 00:51

    Чингиз-это имя Татарское, с рождения у него тоже было Татарское имя-Тимерчин и говорили и писали на Татарском языке уйгурским письмом.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/448812?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com Уточните где родился Чингиз Хан в Агрызе или Сабах?

    • Анонимно
      22.12.2019 12:29

      По вашему суждению Татары должны рождаться только в Татарстане, Русские только в Москве и Питере, Чеченцы только в Чечне- вам самим то не смешно над своими рассуждениями?

  • Анонимно
    22.12.2019 01:40

    Казахи,башкиры и татары обитая в СевернойЕвразии пережили последней Вюрмский ледниковый период,зажатым между ледниками Гималеев на юге и громадными льдами и морозами с севера.Когнитивные способности в вкупе с увеличение мозга очень резко выросли.Уникальность северных тюрков очевидно.

  • Анонимно
    22.12.2019 10:09

    К. Валишевский

    "Съ этнографической точки зрънiя девять десятыхъ страны [Московии] имъли только то русское населенiе, которое оставила здъсь прокатившаяся волна недавняго колонизацiоннаго движенiя. Не было необходимости въ то время "скресь" русскаго, чтобы найти татарина и особенно финна. Основой населенія вездъ являлось финское племя".

    • Анонимно
      22.12.2019 23:34

      22.12.2019 10:09
      В Америке (не только в США), было тоже самое! Только вместо финнов были индейцы!

      • Анонимно
        23.12.2019 17:30

        22.12.2019 23:34

        "Мы знаем только, что у нас определение Русской национальности совпало с определением православия и обусловилось им..." - Сочинения И. С. Аксакова, Прибалтийский вопрос. Внутренние дела России. (том 6. Москва. 1887 год стр. 284)

        • Анонимно
          23.12.2019 18:20

          23.12.2019 17:30
          Так и было! При этом на протяжении 988-1918 гг. браки с мусульманами и язычниками были ЗАПРЕЩЕНЫ!
          Опять-таки, на протяжении веков, православными христианами в России кроме русских были ТОЛЬКО карелы и коми! А они НЕ могли дать русским очень большое пополнение!
          Народы Поволжья стали крестится в массовом порядке только в XVIII веке! ДО этого, будучи язычниками, они с русскими в браки вступать НЕ могли!

          • Анонимно
            23.12.2019 18:55

            «при господстве монголов и татар почти переродились русские в азиатцев, и, хотя ненавидели своих притеснителей, однако же во всем им подражали и вступали с ними в родство, когда они обращались в христианство»
            А. Рихтер

          • Анонимно
            23.12.2019 19:12

            23.12.2019 18:20

            "А они НЕ могли дать русским очень большое пополнение!"-Я так понимаю вы не жили в те времена, поэтому нужен пруф.

            "Народы Поволжья стали крестится в массовом порядке только в XVIII веке!"-Я так понимаю вы не жили в те времена,поэтому нужен пруф.


            "Что Погодинъ ни говори, а гораздо боле половины земляковъ нашихъ - обрусевшая чудь. Посмотрите въ Тверской на Карелъ, въ Нижегородской, Пензенской, Симбирской и др. на Мордву, Чувашь - они обрусели въ глазахъ нашихъ, и нынешнее поколеніе не знаетъ более своего языка. Тоже виделъ я въ Пермской, Вятской и - Орловской; пусть решитъ Погодинъ, какъ Историкъ, какого поколенія чухны жили въ орловской, но это чудь. Одна половина Курскаго населенія также. Это потому, что на юге сидели славяне, а во-всей Великоруссіи чухны разныхъ поколеній." - письма В.И. Даля к М.А. Максимовичу / Русский филологический вестник (Т. 58, Вып. 2 (N 4) 1907 год стр. 357).

            • Анонимно
              24.12.2019 01:19

              23.12.2019 19:12
              Чухна о которых вы упоминаете, это и ЕСТЬ карелы и коми!
              Ключевыми являются слова о крещении!

              А ТЕПЕРЬ о народах Поволжья.
              «Креститься в полгода».
              В первой четверти XVIII столетия в Казанской губернии насчитывалось немногим более 13 тысяч крещеных иноверцев. Это составляло 4,7 процента от общей численности нерусского населения. Столь незначительное число обращенных в православие явно не удовлетворяло ни правительство, ни православную церковь. К тому же многие из них формально воспринимали новую веру. Казанский митрополит Тихон доносил в Синод, что новокрещены: «в церковь не приходят, и к приключающимся домовым своим требам священников не призывают, и не исповедуются, и умерших своих без священников же погребают сами».
              В начале 10-х, а затем 20-х гг. Петр I подписывает несколько указов, которые ознаменовали собой новый этап христианизации. Так, в петровском указе от 3 ноября 1713 г. говорилось: «Великий государь указал в Казанской и Азовской губерниях бусурманам магометанской веры, за которыми есть поместья и вотчины и в тех поместьях и вотчинах за ними крестьяне и дворовые и деловые люди православныя христианския веры, сказать свой великого государя указ, чтобы они, бусурманы, крестились, конечно в полгода». В противном случае «те их поместья и вотчины с людьми и со крестьяны у их взять и отписать». Большинство татарских землевладельцев отказалось принять православие. Земли у них были отняты и переданы их крещеным родственникам или русским помещикам. Местные власти так организовали исполнение указа, что зачастую земли лишались и землевладельцы-мусульмане, не имевшие русских крепостных крестьян.
              В 1715 г. последовал указ Петра I «Об описи и взятии в казну крестьян православной веры у помещиков магометанского закона, за невосприятие оными христианской веры». Он предписывал служилым татарам и другим инородцам креститься под угрозой изъятия в пользу государства принадлежащих им крепостных православных крестьян с землей и имуществом. Вместе с тем за мурзами сохранялись их собственные усадьбы, мельницы и земельные наделы.
              Указы Петра I начала 20-х гг. были обращены уже к податному нерусскому населению. Согласно этим указам, принявшие крещение получали трехлетнюю отсрочку в уплате податей и в рекрутском наборе.
              Результаты осуществления петровских указов были невелики. Из числа татар в православие перешло чуть более двух тысяч человек. Мало крестившихся было среди других нерусских народов края.
              Во второй четверти XVIII столетия политика христианизации ожесточается. В 1728 г. местные власти получат предписание всеми возможными средствами, вплоть до смертной казни, остановить агитацию в пользу «старой веры» (ислама). Тех, кто отпадал от православия, отправляли для «увещевания и исправления» в монастыри. Началось и расселение мусульман и новокрещен.
              Контора новокрещенских дел. Лука Конашевич. Особенно широкий размах и жесткий характер политика христианизации приобрела в 40-50-е гг. Еще в 1731 г. в Свияжске была создана Комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман и других инородцев. За восемь лет ей удалось обратить в православие немногим более двух тысяч человек.
              В 1740 г. по указу Анны Ивановны вместо этого миссионерского учреждения была основана Контора новокрещенских дел. Ей было поручено заниматься христианизацией мусульман и язычников Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний.
              Указ российской императрицы содержал весьма обширную программу христианизации и русификации. Им предусматривались меры как по поощрению перехода в православие, так и по удержанию крещеных в новой вере. Так, крестившиеся получали различные подарки и денежное вознаграждение от 50 копеек до полутора рублей. Ясачным татарам-мусульманам в случае крещения полагались медный крест, рубаха, штаны, сермяжный кафтан, шапка, рукавицы, чирики с чулками. Татарским мурзам выдавали серебряный крест и более ценные вещи и одежду. Кроме того, было подтверждено, что новокрещены на три года освобождаются от налогов и повинностей (эти налоги и повинности возложили на некрещеных иноверцев). Рекомендовалось также организовать обучение новокрещеных основам православной веры, поощрять браки между новокрещеными и русскими.
              По указу Анны Ивановны надлежало «принуждения ко крещению отнюдь не чинить, и им (иноверцам. - И.Г.) за то ничем не угрожать, но поступать в том по образу апостольской проповеди, со всяким смирением, тихостию и кротостию безо всякого кичения, угрожения же и страха, дабы не подать им причины инако толковать». Однако на практике возобладали насильственные методы. Особенно широко и рьяно Контора новокрещенских дел использовала методы прямого принуждения к принятию православия и преследования мусульман, когда во главе ее стоял архиепископ Казанский и Свияжский Лука Конашевич.
              Миссионеры вместе с солдатами отправлялись в нерусские деревни, насильно сгоняли их жителей к реке и «крестили». При сопротивлении в ход шли плети и палки. Людей хватали на улицах, волокли в церкви, окатывали водой и объявляли христианами. Даже малолетние дети порой не избегали такой участи. Новокрещенов, не соблюдавших христианских обрядов, отправляли в тюрьмы, подвергали физическим наказаниям, «в железы и цепи сажали». В дни мусульманских праздников православные священнослужители устраивали в татарских деревнях крестные ходы. Осквернялись и разрушались древние мусульманские кладбища, а могильные плиты шли на фундаменты строящихся церквей.
              Не без влияния неистового миссионера Луки российская императрица Елизавета Петровна в 1742 г. подписала указ «О недопущении в Казанской губернии строить мечети, и о разведывании губернаторам и воеводам об обращенных в магометанский закон новокрещеных людей». Указ повелевал все вновь построенные в Казанской губернии мечети «сломать и впредь строить не допускать». В последующие два года было издано еще несколько указов. Ими предписывалось строительство церквей в селах, где жило даже несколько крещеных. По указу 1749 г. на некрещеных крестьян края была переложена подушная подать перешедших в новую веру.
              За два года в Казанском уезде и г. Казани губернии было разрушено 418 мечетей. После пожара 1749 г. Лука Конашевич добился переселения части жителей Старотатарской слободы на новое место — близ деревни Поповка. На этом месте возникла Новая Татарская слобода. В 1752 г. по докладу Луки был принят новый указ «О сломании самовольно казанскими татарами построенных мечетей».
              Деятельность Новокрещенской конторы во главе с Лукой Конашевичем превратилась в широкомасштабное национально-религиозное издевательство над татарами. Сам архиепископ снискал печальную «славу» среди местного населения и получил прозвище «Аксак Каратун» («Хромой черноризец»).
              В столицу Российской империи постоянно шли жалобы на насильственное крещение, притеснение мусульман. Люди были готовы подняться с оружием в руках на защиту своей веры. Эти обстоятельства сыграли свою роль. В 1750 г. Синод принял решение «О необращении иноверцев насилием к православной церкви». Через пять лет Лука Конашевич был переведен в Белгородскую епархию, где умер в 1758 г.
              В деле христианизации правительство использовало и другие меры. Так, в 50-х гг. действовало несколько новокрещенских школ, которые затем перевели в Казань, в Старотатарскую слободу. Общее число учащихся этих школ - татарских, чувашских, марийских, мордовских, удмуртских детей — в 1758 г. составляло 205 человек.
              Уже в начале XVIII в. духовное и гражданское правительства снова обратили внимание на инородцев, заговорили об их крещении и, главное, о заведении между ними школ с миссионерским характером. В 1740-х годах такие школы действительно были заведены в Свияжске, Елабуге и Царевококшайске, потом в 1753 г. из них возникла большая центральная школа в самой Казани. Но и теперь не школе привелось стоять на первом плане в решении инородческого вопроса, а опять-таки только миссии. В 1740 г. в Свияжске, при Богородицкомь монастыре, учреждена была новокрещенская контора, обратившая все свое внимаше на одно крещение инородцев в как можно большем числе. О том же более всего хлопотал энергично содействовавший ей казанский apxиepeй, считающийся просветителем казанского края, Лука Конашевич. Благочестивое царствование императрицы Елизаветы, как нельзя более, способствовало начавшемуся тогда миссионерами, можно сказать, поголовному крещению инородцев. С 1741 по 1756 год крещено было до 430, 000 душ разных инородцев, получивших с тех пор название новокрещеных. Татары крестились реже всех. Во все это время из них окрещено было всего каких-нибудь 8000, да и те готовы были при первом удобном случае отпасть от церкви и воротиться к своей прежней татарской вере. Своим упорством против всех усилий миссионеров и властей татары навлекли на себя даже настоящее гонение, о бедствиях которого хранятся у них озлобленные предания даже доселе. Епископ Лука насильно брал их детей в свои школы, ломал их мечети, построил две церкви в их слободе в Казани и учредил в эти церкви крестные ходы, в селе Успенском разобрал остатки уважавшихся татарами булгарских сооружений и из развалин их устроил церковь, монастырскиe погреба и проч. Правительство с своей стороны, назначая для крещеных разяые льготы, против ислама принимало репрессивные миры, запрещало строить новые мечети, ломало некоторые старые, отягчало упорных магометан увеличением сборов и повинностей и переселениями на другия места. Результатом всех этих мер было страшное озлобление всей остальной массы татарского населения, которое доходило до того, что в 1756 г. само правительство сочло необходимым умерить свою ревность о вере и немедленно перевести епископа Луку в другую епархию. Волнения, возбужденные в инородческом миpе, долго не улегались после этого и еще в 1770-х годах горько отозвались для русских в Пугачевщине.
              К середине XVIII в. было крещено подавляющее большинство: чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов. Обратить в православие за время деятельности Конторы новокрещенских дел миссионерам удалось лишь 8,4 тысячи татар.

              • Анонимно
                24.12.2019 14:16

                24.12.2019 01:19

                Лол,я так понимаю-это вы привели текст не времен великого немецкого(который родился в Дании) ученого Даля,а гораздо более поздний материал!?Если да,то вам сразу неуд.,лучше докажите что Даль ошибался(в тех своих письмах) ссылками на его современников,ученых разумеется как и он сам!

          • Анонимно
            23.12.2019 19:17

            1875 год, Евгений Карнович - российский писатель, историк: "При таких различных понятиях о национальности, не так легко определить и то, кого именно следует считать русским. В былое время вопрос этотъ разрешался проще, так как каждый русский должен был быть и православный... и должно сказать, что такой взгляд на русскую национальность лежит в коренных понятиях нашего народа, так что у него русский и православный совершенно однозначащие слова." - Об исчислении народонаселения в России. Отечественные записки: учено-литературный и политический журнал, (том 209. № 7. Июль. Санктпетербург. 1875 год стр. - 389, 390).

          • Анонимно
            23.12.2019 19:24

            К. Валишевский

            "Взгляните на москвича XVI века: он, кажется, с ног до головы одет по-самаркандски. Башмак, азям, армяк, зипун, чебыги, кафтан, очкур, шлык, башлык, колпак, клобук, тафья, темляк — таковы татарские названия различных предметов его одеяния. Если, поссорившись с товарищем, он станет ругаться, в его репертуаре неизменно будет фигурировать "дурак", а если придется драться, в дело пойдет "кулак". Будучи судьей, он наденет на подсудимого "кандалы" и позовет "ката" дать осужденному "кнута". Будучи правителем, он собирает налоги в "казну", охраняемую "караулом" и устраивает по дорогам станции, называемые "ямами", которые обслуживаются "ямщиками". Наконец, встав из почтовых саней, он заходит в "кабак", заменивший собой древнюю русскую корчму. И все эти слова азиатского происхождения."

            • Анонимно
              23.12.2019 19:52

              "Древние смерды были большею частью финские инородцы, которые, когда крещены были, стали называться хрестьянами или крестьянами, и таким образом мало-по-малу обрусели." -Щапов, Афанасий Прокофьевич (1831-1876) историк, писатель, антрополог. "Щапов, А. П. Сочинения" том 2. 1906 год стр. 496

              • Анонимно
                24.12.2019 14:25

                На балу в Зимнем дворце к маркизу Астольфу де-Кюстину, впоследствии автору книги «Россия в 1839 году», обратился император Николай I:
                — Вы думаете, все эти люди вокруг нас — русские?
                — Конечно, Ваше Величество…
                — А вот и нет. Это — татарин. Это — немец. Это — поляк. Это — грузин, а вон там стоят еврей и молдаванин.
                — Но тогда кто же здесь русские, Ваше Величество?
                — А вот все вместе они — русские!

            • Анонимно
              24.12.2019 14:27

              Доктор филологических наук, профессор В.К. Журавлев анализировал в журнале «Русская речь» (№ 3. 1972) финскую составную в русском языке. Он писал, что русский этнос — это в огромной мере этнос русифицированных финнов, из которых многие народности (Мурома, Меря, Мещера и т.д.) полностью русифицировались, не оставив даже своих языков.

              • Анонимно
                27.12.2019 23:41

                А жаль, что он при этом не проанализировал латинскую и греческую составляющую современной русской речи! Тогда он быстро бы пришел к выводу, что русские это в основном потомки Римской империи и империи Александра Македонского. Латинизмов и эллинизмов у нас поболе, чем слов финских. Все любители "поскрести русского" забывают, что та примерно четверть русских слов, котоые являются словами древнерусского языка, как раз и составляют самый частотный комплекс современного русского языка.

  • Анонимно
    22.12.2019 14:00

    Только у татар нет своей электронной библиотеки.
    Ждут, когда президент отмашку даст.
    Рабы, рабы, кругом одни рабы?!

  • Анонимно
    22.12.2019 19:58

    Мне интересно, когда татары стали обращаться на ВЫ? С детства к родителям обращаемся на ТЫ! Эни- син мина,... Эти! Син мине...К ВСЕВЫШНЕМУ обращаемся на ТЫ! Иллегем! Бир мина...! Раббым! Сакла безне.. И на ум приходит мысль-- мы даже в ВСЕВЫШНЕМУ обращаемся на ТЫ, а людей ставим выше Всевышнего! Сез рехсэт итегез..., Сезгэ насып итсен...

  • Анонимно
    23.12.2019 13:47

    Серьезно?!?! В Татарстане нет централизованной библиотеки арабографичных рукописей??? Это же дикость... Ну ладно там во времена империи периодически жгли медресе вместе с библиотеками, ну ладно в сталинские годы запрещали изучать многие вещи. Но последние лет 60 что мешало?! И так малая толика пережила все исторические катаклизмы, так хоть то что пережило нужно же как-то сохранить и изучить....

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль