Интернет-конференции 
22.12.2019

Ильфир Якупов, театр им. Камала: «Перейти на русский язык – это легко. Но зачем?»

О роли татарского менталитета в управлении, важности переводных Шекспира и Чехова, своей ПТС для трансляций и гонорарах режиссеров

«Таких людей, как я и Бикчантаев, мало…» — шутит директор главного национального театра республики Ильфир Якупов, объясняя, почему двое руководителей учреждения — административный и художественный — так легко находят общий язык. Хотя даже новейшая история российского театра знает немало обратных примеров. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» Ильфир Ильшатович рассказал, как избежать интриг в мире людей искусства, правильно делать закупки и изучать своего зрителя.

Ильфир Якупов: «Уже в августе — сентябре нам начинают писать зрители и просят поставить определенный спектакль на определенный день, поскольку приезжают в Казань на короткое время и хотят увидеть какой-то спектакль» Ильфир Якупов: «Уже в августе-сентябре нам начинают писать зрители и просят поставить определенный спектакль на конкретный день, поскольку приезжают в Казань на короткое время и хотят увидеть какую-то постановку» Фото: Андрей Титов

«ПРИЧИНЫ НЕДОВОЛЬСТВА ЗРИТЕЛЕЙ СТАНОВЯТСЯ ПРЕДМЕТОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В ТЕАТРЕ»

— Ильфир Ильшатович, новогодний репертуар в вашем театре формируется каким-то особым образом?

— Репертуар на новогодние праздничные дни у нас складывается из премьерных спектаклей. Уже в августе-сентябре нам начинают писать зрители и просят поставить определенный спектакль на конкретный день, поскольку приезжают в Казань на короткое время и хотят увидеть какую-то постановку. У нас много спектаклей для семейного просмотра, практически все 12+.

В праздники мы даем по два-три спектакля в день, задействовав свой малый зал. Билетов на январь все меньше остается, партер практически весь заполнен. Мы с удовольствием выполняем просьбы зрителей.

— А вообще, зрители активно с театром общаются?

— Очень активно! Мы есть во всех соцсетях, и по электронной почте пишут. Особенно после премьер много отзывов: кто-то хвалит, кто-то ругает. Некоторые жалуются на обслуживание в театре, и я всем отвечаю, а причины недовольства зрителей становятся предметом разбирательства в театре. Главное — не игнорировать замечания зрителей. 

— А общение директора и главного режиссера насколько бывает интенсивным? Наш читатель интересуется, как вы с Фаридом Бикчантаевым делите «поле битвы»? В какие вопросы жизни театра вы как директор, грубо говоря, нос не суете? А в какие директорские дела не вмешивается главный режиссер? (Юрий Миронов.)

— Театр — это искусство, и мы изначально определили, что главное в театре — сцена. Понимаете, в искусстве невозможно работать приказом, административно-авторитарный стиль здесь не подходит.

«Театр — это искусство, и мы изначально определили, что главное в театре — это сцена. Понимаете, в искусстве невозможно работать приказом, административно-авторитарный стиль здесь не подходит» «Театр — это искусство, и мы изначально определили, что главное в театре — сцена. Понимаете, в искусстве невозможно работать приказом, административно-авторитарный стиль здесь не подходит» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Потому что искусством занимаются особо ранимые люди?

— Не только. Искусство создается людьми, их надо слышать и понимать. Когда я пришел в театр на должность директора, начал с вахты: если на входе артисту сказали что-то неприятное, он такое настроение выносит на сцену. И я это понимаю.

С Фаридом Рафкатовичем Бикчантаевым мы не делим «поле битвы», а работаем совместно, понимая, что театр — это цепь и если одно ее звено сломается, цепь разорвется. О творческих моментах Фарид Рафкатович рассказывает, советуется, делится своим впечатлением после репетиций. Конечно, я его поддерживаю во всем.

— Хорошо, что у вас актерское образование! А спрашивал бы он юриста или финансиста?

— Согласен. Я являюсь как бы передаточным звеном между творческой и административной стороной дела: каждому описываю проблему или вопрос на понятном им языке. Все финансовые вопросы я объясняю Фариду Рафкатовичу, чтобы он был в курсе, потому что мы оба несем ответственность. Если вдруг окажется, что Бикчантаев, выступая перед труппой, чего-то не знает из моей «кухни», то мне будет неудобно. И, наоборот, если я не знаю что-то из творческой сферы, то ему станет неловко.

— А вам будет обидно, если Бикчантаев до вас не донес какую-то информацию, касающуюся творческого процесса?

— Бывает, что какая-то информация проходит мимо меня, но я не обижаюсь, а захожу к Фариду Рафкатовичу и спрашиваю, правильная ли информация до меня дошла от сотрудников театра. И он объясняет: «Ой, извини, забыл сказать…» У нас с ним полное взаимопонимание. Во-первых, я учился в институте культуры, Бикчантаев у нас преподавал. Во-вторых, пять лет я участвовал в массовке в спектаклях, и он рядом стоял. Прекрасно его знаю и понимаю.

— Как произошло ваше вхождение в должность директора? Вы все-таки заступали на место легендарного руководителя Шамиля Закирова… Может быть, Бикчантаев как-то напутствовал тогда?

— Я уже работал в театре имени Камала заместителем директора по маркетингу, и когда Шамиля Зиннуровича Закирова не стало, Бикчантаев позвонил мне и сказал: «Я хочу, чтобы директором был ты». Но еще в должности зама я работал с Фаридом Рафкатовичем напрямую.

— То есть смена произошла эволюционным путем?

— Фактически да. Так исторически складывается в нашем театре: Рашида Зиганшина, будучи директором, пригласила Марселя Салимжанова, который уже позвал Шамиля Закирова. При Салимжанове и Закирове вырос Фарид Бикчантаев.

«Если вдруг окажется, что Бикчантаев, выступая перед труппой, чего-то не знает из моей «кухни», то мне будет неудобно. И, наоборот, если я не буду знать что-то из творческой сферы, то ему будет неудобно» «Если вдруг окажется, что Бикчантаев, выступая перед труппой, чего-то не знает из моей «кухни», то мне будет неудобно. И, наоборот, если я не знаю что-то из творческой сферы, то ему станет неловко» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК Я И БИКЧАНТАЕВ, МАЛО…»

— Почему все так складно у вас в руководстве? Другие театры могут только позавидовать…  

— Понимаете, такой татарский менталитет — уважение к старшему. Если взрослый человек тебе говорит, что ты должен и сможешь это сделать, то молодой человек понимает, что это сказано не просто так. Изначально мы договорились с Фаридом Рафкатовичем, что все станем обсуждать вместе, чтобы не было каких-то интриг. А их в театрах много бывает…

— Когда театром управляют два человека, это все-таки потенциально конфликтогенная ситуация, масса есть тому примеров и в Татарстане тоже. На ваш взгляд, какая модель театра в российских условиях наиболее эффективна — двуначалие, режиссерский театр или директорский театр?

— Я тоже думал над этим. Таких людей, как я и Бикчантаев, мало… (Смеется.)

— В каких еще театрах из числа лучших в стране успешно работает двуначалие?

— В Вахтанговском, БДТ… Мало. Я считаю, что наиболее эффективная модель, когда во главе театра стоит художественный руководитель. Потому что театр выпускает творческий продукт. Художник нанимает директора и нотариально передает ему часть полномочий. Например, мы сделали новогоднюю сувенирку к Новому году, и я согласовывал с Бикчантаевым каждую мелочь. Мог бы и не согласовывать, но почему нет?! Зачем делить власть, если все мирно можно вести? Зачем в этой скоротечной жизни что-то делить, нервотрепку устраивать друг другу? Здесь роль играют и менталитет, и воспитание, и жизненные приоритеты. У меня приоритет — жить в гармонии…

— Какой план по заполняемости зала и доходу театра спускает вам минкульт? Удается ли его выполнять? (Даниил.) Кто отвечает за выполнение плана — главреж или директор?

— Административно это прописано у меня в должностных обязанностях. Но перед назначением я поставил одно условие: чтобы договор минкульт РТ подписывал и со мной, и с главным режиссером. А раньше договор был только с директором и он нанимал главного режиссера. Я же сказал: «Если чиновники будут звонить мне по творческим вопросам, я могу быть не совсем компетентным, а главный режиссер не сможет передать мне все нюансы творческого процесса». И я же не могу прийти к режиссеру и сказать: «Это убери, там сократи…» Искусство должен делать творческий человек, а не административный состав. И на мои условия пошли. Тем не менее я захожу к Фариду Рафкатовичу и говорю: «Минкульт поставил нам вот такой план, на сегодняшний день мы выполнили столько-то. Как мы можем выполнить план?» Он высказывает свой вариант, я — свой, и в разговоре находим третий вариант. 

— И какой план был в 2019 году, как вы его выполняете?

— Итоги пока подсчитываются, но все идет с ростом. Например, план 2018 года был 280 спектаклей, а мы сыграли 321. По количеству зрителей по плану на 2018-й — около 120,7 тысячи, выполнение по факту — более 135,7 тысячи. План на 2019 год — 280 спектаклей и 120,7 тысячи зрителей. За 11 месяцев в плане спектаклей мы его почти выполнили (сыграли 271), с точки зрения зрителей уже перевыполнили — обслужили 125 тысяч человек.

«ПОТИХОНЬКУ ТАТАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ ТОЖЕ МЕНЯЕТСЯ»

— Если спектакль плохо посещается, анализируете причины?

— Невозможно к каждому спектаклю относиться одинаково. У нас в репертуаре 25 постановок, и функции у них разные, поэтому надо подходить индивидуально. Есть для молодежи, есть для старшего поколения. Есть переводные вещи, потому что мы не можем не ставить мировую и русскую классику. А вот русские театры национальную классику не ставят, но это другой вопрос… В каждом сезоне у нас есть переводные спектакли, естественно, их меньше посещают. Но для артистов важно работать над классикой, они тоже мечтают сыграть, например, в «Дон Жуане». Актеры хотят играть не только в татарских пьесах на деревенскую тему.

«Сегодня у нас есть, например, конкурс «Новая татарская пьеса». Мы 1 сентября объявили очередной конкурс и к декабрю получили 53 работы»Фото предоставлено пресс-службой ТГАТ им.Г.Камала

— А что, разве татарские пьесы только на деревенскую тему?

— Нет, я так не сказал бы. Сегодня у нас есть, например, конкурс «Новая татарская пьеса». Мы 1 сентября объявили очередной конкурс и к декабрю получили 53 работы. Конкурс был анонимным, мы не знаем, какие авторы написали эти тексты. Несколько работ отсеяли как непригодные для сцены. И Фарид Рафкатович сказал, что есть одна интереснейшая пьеса! Совсем другая тема! Мистическая. Так, потихоньку, татарская драматургия тоже меняется. 

— Надо отдать должное театру имени Камала: вы, в отличие от многих коллег, не скрываете, что аншлаги бывают не на всех спектаклях… Почему для вашего театрального учреждения слово «аншлаг» не такое магическое, как для других наших театров, которые аншлагами могут оправдать все что угодно?

— Посмотрите на руку: все пять пальцев разные. Ну как все может быть идеальным?!

— Один московский критик сказал, что заполняемость зала — забота исключительно директора, качество спектакля на количество зрителей в театре никак не влияет. Вы согласны с этим утверждением?

— Отчасти согласен. Тех, кто у нас отвечает за маркетинг и пиар, я заставляю читать пьесы, ходить на репетиции, потому что это совокупный процесс. Директор продает не свой, а общий продукт — спектакль, над которым работают режиссер, балетмейстер, композитор, художник, актеры. 

«По количеству зрителей по плану на 2018 год — около 120,7 тысячи, выполнение по факту — более 135,7 тысячи. План на 2019 год — 280 спектаклей и 120,7 тысячи зрителей» «По количеству зрителей по плану на 2018 год — около 120,7 тысячи, выполнение по факту — более 135,7 тысячи. План на 2019-й — 280 спектаклей и 120,7 тысячи зрителей» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Пригласить со стороны режиссера, художника, композитора — это стоит денег. За кем последнее слово остается — за главным режиссером или директором театра? За бюджетом-то вы, наверное, следите?

— За бюджетом — я, но здесь еще важно, как провести переговоры с мастером, которого хочет позвать Бикчантаев. Я приглашаю этого человека, и начинаем разговор: продастся ли этот спектакль, на что он ориентирован — на зрителей или на фестиваль? Переговоры и только переговоры. Но последнее слово — за Бикчантаевым.

— Самая дорогая цена приглашенного режиссера какая была?

— Порядка 400–500 тысяч рублей.

— Вы сказали: «На что ориентирован спектакль — на зрителей или на фестиваль?» А чем они отличаются и должны ли отличаться?

— Отличаться они не должны, просто для фестивалей уровень немного посложнее — многослойный, с несколькими подтекстами.

— Последние пару сезонов у вас не было приглашенных режиссеров. Потому что вы разочаровались результатом работы постановщиков со стороны? Спектакли «Меня зовут Красный» Максима Кальсина и «Без ветрил» Георгия Цхвиравы довольно быстро сошли со сцены — через два-три сезона… Вы охладели к идее приглашать режиссеров?

— Нет, не охладели. Я не сказал бы, что «Меня зовут Красный» — неудачный спектакль. Мы разговаривали с Фаридом Рафкатовичем на эту тему. Все-таки спектакль идет более четырех часов… И бюджет там был хороший: экраны, проекторы, сервер. Бикчантаев спросил меня: «Как ты думаешь, мы проиграли?» Я ответил: «По-моему, нет. Потому что, во-первых, вся труппа занята, во-вторых, под этот спектакль купили проекторы, экраны, сшили шикарные костюмы. Это же в будущем будет использоваться. Наши специалисты научились работать с 3D-технологией. Театр все равно обогатился — и материально, и навыками». У медали две стороны: есть хорошее, есть и плохое, но в каждом плохом можно найти хорошее.

— Есть в ближайших планах вновь поработать с каким-то приглашенным режиссером?

— Пока нет. Я попросил Фарида Рафкатовича составить план на следующий сезон — какие премьеры будут, кого станем приглашать, чтобы мы были готовы финансово, вовремя провели аукционы. Без планирования никуда, потому что мы работаем в общей системе. И с экономической точки зрения это правильно.

Наш театр научился так жить: за 2019 год мы сэкономили около 3,4 миллиона рублей, проведя 26 аукционов. Мы даже канцтовары через аукцион покупаем. Иногда говорят, что через аукцион можно купить только черт-те что. А почему вы так техзадание написали, что по нему можно сделать черт-те что? И зачем вы покупаете, если вам принесли черт-те что?

«Наш театр научился так жить: за 2019 год мы сэкономили около 3,4 миллиона рублей, проведя 26 аукционов. Мы даже канцтовары через аукцион покупаем» «Наш театр научился так жить: за 2019 год мы сэкономили около 3,4 миллиона рублей, проведя 26 аукционов. Мы даже канцтовары через аукцион покупаем» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ГОВОРЯТ, ЧТО ЧЕРЕЗ АУКЦИОН МОЖНО КУПИТЬ ТОЛЬКО ЧЕРТ-ТЕ ЧТО»

— История с уголовным делом «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова — это частная история или она чему-то учит директоров всех российских театров? Указывает на несовершенство законодательства в театральной сфере? (Айрат.)

— Я не могу дать оценку их работы, потому что не владею всей информацией. А то, что за использование бюджетных денег надо нести ответственность, это очевидно.

— А конкретные примеры нестыковок закона и практики вы можете назвать? Вы же, наверное, обсуждаете это с директорами других театров?

— Нет. Ведь как может быть: то, что удобно для них, не всегда удобно для нас, и наоборот. Например, ФЗ-44: на сумму до 20 миллионов рублей можно делать прямые заказы, без тендера. Но ведь многие небольшие театры не тратят 20 миллионов, у них и голова не болела. А у нас болела, потому что хозяйственная часть у нас намного больше, чем у них. И еще: один и тот же ФЗ-44 и для больших московских театров, и для маленьких провинциальных. В регионах правительство могло внести свои подзаконные акты к федеральному закону. Такие проблемы были.

— То есть особого «ужаса» в федеральных законах нет?

— У нас ужас в том, что мы не информированы о новых законах и поправках к действующим. Логистика движения закона такова, что мы не успеваем узнавать. Хотя «Гарант» мы выписываем. Но по статье «Нецелевое использование бюджетных средств» ответственность нести нужно.

— А что значит «нецелевое» относительно театра? В смете было одно, а купили другое, но тоже нужное для театра? Или «нецелевое» — это когда деньги пустили не на спектакль, а на строительство собственной дачи?

— Если закупил, допустим, не музыкальное оборудование, а что-то другое для спектакля — это нецелевое использование.

— О предстоящей реконструкции театра имени Камала пишут уже несколько лет, а ее все нет и нет. (Ильшат.)

— Пока решили сделать только капремонт. Сумму мы озвучили, и Рустам Нургалиевич Минниханов поддержал нас. Но параллельно надо получить софинансирование в министерстве культуры РФ, и сейчас этот процесс идет. В плане капремонта — и сценическое оборудование, и ремонт самой сцены, и зрительного зала. Сценическое оборудование импортное, потому что у нас по свету и звуку мало что производится. Поэтому и конечная сумма постоянно меняется: первую оценку сделали в 2014 году, и с тех пор она несколько раз индексировалась, в зависимости от курса валюты.

«Пока решили сделать только капремонт. Сумму мы озвучили, и Рустам Нургалиевич Минниханов поддержал нас. Но параллельно надо получить софинансирование в министерстве культуры РФ»Фото предоставлено пресс-службой ТГАТ им.Г.Камала

— Если когда-нибудь речь зайдет о реконструкции, внешний облик театра будете менять?

— Реконструкция внешний облик не затронет, потому что зритель уже привык к такому театру.

— А ведь крышу театра раньше обзывали и стиральной доской, и элеватором…

— Если даже внешний облик у людей вызывает эмоции, это очень хорошо: значит, они к театру неравнодушны.

— На время капремонта театр закроется, переедет на другую площадку?

— Если ремонт придется на летний сезон — с апреля по октябрь, то один из залов сделают за это время. А если деньги дадут под конец года, то куда деваться? Дают — бери…

«Реконструкция внешний облик не затронет, потому что зритель уже привык к такому театру «Реконструкция внешний облик не затронет, потому что зритель уже привык к такому театру Фото: «БИЗНЕС Online»

«11 ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЙ СПЕКТАКЛЕЙ: 24 ТЫСячи ПРОСМОТРОВ ИЗ 15 СТРАН»

— Читал, что вы планируете проводить онлайн-трансляции своих спектаклей через интернет. Зачем?! Чтобы перестали в театр ходить? (Дмитрий Наумов.) Или вы тем самым, наоборот, подогреваете интерес к театру?

— Правильно, подогреваем интерес. Татарскому академическому театру — 113 лет, за это время появились и телевидение, и видеомагнитофоны, а театр не умер. Интернет появился — театр не умирает, люди ходят в зал. Онлайн-трансляция — наш стартовый опыт, мы хотим понять, как это будет. Совместно с «Татар-информ» провели 11 онлайн-трансляций за 2019 год: получили 24 тысячи просмотров из 24 городов и 15 стран. В 2019-м впервые сделали своими силами онлайн-трансляцию открытия сезона: параллельно брали интервью у зрителей, показывали закулисье, телемостами соединялись с Францией, Италией, Германией и другими странами — татары поздравляли нас с открытием сезона.

«С 1 октября мы начали проект «Кино + театр»: в кинотеатре «Мир» показали 8 спектаклей, и зал все время битком. И билеты продаются! Мы не ставим целью зарабатывание денег с данного проекта. И от этого зритель не уйдет из театра»Фото предоставлено пресс-службой ТГАТ им.Г.Камала

В будущем мы еще дальше пойдем. Нас спросили, какие мероприятия мы хотим провести в рамках Года театра, и обещали профинансировать. И мы выбрали онлайн-трансляцию, для чего нам потребуется мини-ПТС (передвижная телевизионная станция — прим. ред.). С помощью этой ПТС мы сможем примерно на третий день премьерного спектакля показывать его в кинотеатре, например в Набережных Челнах и Альметьевске.

Мы закупили несколько видеокамер, и режиссер-постановщик на пульте будет сам выбирать кадры для трансляции. Но наш зритель — очень умный, он понимает, что такое прийти в зал театра и все увидеть живьем и что такое смотреть на экране. С 1 октября мы начали проект «Кино + театр»: в кинотеатре «Мир» показали 8 спектаклей, и зал все время битком. И билеты продаются! Мы не ставим целью зарабатывание денег с данного проекта. И от этого зритель не уйдет из театра.

— Онлайн-трансляция идет на вашем сайте?

— Через наш YouTube-канал. Дублироваться трансляция будет на сайте и в наших соцсетях.     

     


«СИСТЕМА ТРАДИЦИОННАЯ: ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР СОБИРАЕТ КУРС И ОБУЧАЕТ»

— За кадры отвечает директор театра? Не будет такого, что взрослые артисты уйдут, а их никто не сможет заменить? (Маршида.)

— У нас система традиционная: главный режиссер собирает курс и обучает. Сейчас они уже третий курс заканчивают. Одна из студенток будет играть главную роль в спектакле «Угасшие звезды». Проблема только в том, что молодежь не интересовалась именно татарским театром, когда мы набирали этот курс три года назад.

 Как вы считаете, нет ли необходимости возродить целевое обучение актеров для татарского театра в Москве или Питере, как это было раньше? Щепка, Щука, ЛГИТМИК? Может ли нынешнее образование в институте культуры и театральном училище РТ конкурировать в плане актерского мастерства? (Эдуард.)

 — Нельзя сравнивать советское и нынешнее время. В то время уезжали учиться и возвращались, потому что другая идеология была. А сейчас вряд ли вернутся. Приведу один пример: два года назад мы отправили заочно учиться молодого администратора, проработавшего в нашем театре около четырех лет. Он месяц там был, приезжает — «ломка». Что такое? Говорит, что хочется в Москве остаться. Мегаполисы затягивают… А заочно учить актера — это глупо, и нет заочных курсов.

— Хорошо, актеров вы учите сами, а почему бы режиссеров не учить в Москве или Питере, ведь даже сам Бикчантаев не скрывает, что в Казани этому ремеслу не научиться?

— Много режиссеров не надо, большой потребности в них нет. И не стоит думать, что только теорией можно обучить актера или режиссера — нужна практика. Бикчантаев заставляет своих студентов ходить на репетиции, смотреть фильмы и спектакли других театров и в других городах.

— А нет желания отправить взращенного здесь артиста в Москву, чтобы там его увидели? Того же Искандера Хайруллина.

— А зачем его отправлять? Пусть сюда приезжают смотреть! Многие москвичи знают Искандера Хайруллина. Мы же и на гастроли ездим.

«Я не согласен, что будет крах национального театра в будущем. Он жил 113 лет и будет жить, какие перемены не происходили бы. В Российской Федерации будет скучно с одними русскими театрами» «Я не согласен, что будет крах национального театра в будущем. Он жил 113 лет и будет жить, какие перемены ни происходили бы. В Российской Федерации станет скучно с одними русскими театрами» Фото: Андрей Титов

«В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУДЕТ СКУЧНО С ОДНИМИ РУССКИМИ ТЕАТРАМИ»

— Зачитаю вам несколько комментариев наших читателей на тему национального татарского театра: «Зацикленность на национальной тематике, на постановках только на татарском языке — неизбежный крах театра в будущем», «Единственное, что может помочь развиваться и не дать загнуться национальным театрам, это понимание, что нельзя бесконечно и только эксплуатировать национальную тематику и ставить спектакли только на татарском. Вы так никогда не выйдете из разряда местечкового. Никогда…», «Нужны перемены, нужно перестроение татарского театра. Нужны новые сценарии, новые молодые креативные татарские писатели, драматурги. Татарский народ задыхается и не развивается в таком театре». С чем вы согласны, а с чем нет?

— Я не согласен, что будет крах национального театра в будущем. Он жил 113 лет и будет жить, какие перемены ни происходили бы. В Российской Федерации станет скучно с одними русскими театрами. Национальные театры украшают Россию. И мы видим потребность в национальных театрах. На фестивали в Европе параллельно с русскими театрами из России стали приглашать и национальные. К примеру, с Национальным театром Венгрии мы дружим с 2014 года. На свой фестиваль они не только нас, но и якутский театр пригласили. Наравне с Вахтанговским! Красоту и палитру национальных театров России другие страны пока еще не знают, и это надо показывать. Наш театр, единственный из России, в феврале этого года принял участие в фестивале в Индии, играли в Дели и Варанаси. Интерес есть не только к русскому театру, но и к национальным театрам из России. Национальное — это всегда колоритно. 

Один профессор из ГИТИСа нам предлагал: «У вас такие классные артисты, сыграйте на русском языке!» Бикчантаев ответил, что мы так не можем. Если татарский театр перейдет на русский язык, это значит, что мы потеряем нацию. Хотя сегодня в погоне за планом и прибылью некоторые национальные театры переходят на русский язык. Это очень легко сделать! Но зачем? Есть же наушники — слушай перевод. Если мы поведемся на анонимные комментарии и перейдем на русский язык, то потеряем изюминку произведений татарских писателей, ведь многие татарские слова, дающие эмоциональный посыл, на русском по-другому звучат.

— Но вы же сами сказали, что на одних татарских произведениях далеко не уедешь — классика нужна. А почему бы Чехова на русском не играть?  

— Хорошо, тогда Шекспира — на английском, Мольера — на французском надо играть…

— В башкирских театрах, да и в других регионах жалуются, что не могут собрать аудиторию на детские спектакли, поэтому вынуждены переходить на русский язык…

— Сегодня не собрал, а завтра соберешь! Не надо жить только сегодняшним днем, будущее ты закладываешь сегодня. Иногда руководители театров не понимают, что их сегодняшние действия стократно аукнутся в будущем. Я не знаю, для чего национальному театру играть на русском языке. Как наши артисты будут играть на русском, если у них есть акцент в речи, в движениях, в манере игры? И зачем мучить зрителя — заставлять смотреть это с акцентом?


— То, что в татарском театре надо играть на татарском языке, я с вами согласна на все 100 процентов. Другое дело — спектакли. Среди советской классики тоже есть немало хороших пьес.

— Мы поставили пьесу «Пять вечеров» Александра Володина, хотя некоторые спрашивают, зачем мы это сделали… Дали молодому режиссеру Айдару Заббарову поставить: ошибется — не ошибется. Он убрал всю войну из пьесы, оставил только любовь, подобрал музыку. А тема любви — она вечная. Мне нравится разнообразие. И я не понимаю тех, кто спрашивает: «А зачем?» Этот вопрос можно ко всему поставить, например: зачем читатели не ставят свое имя под комментариями, зачем газета пропускает такие комментарии? Зачем нам анонимное? А искусство всегда субъективное.

— Консерваторы критикуют театр имени Камала за то, что вы ставите не только татарских авторов, на другом фланге винят в том, что играете «деревенские» пьесы. Что вы отвечаете оппонентам?

— У нас в репертуаре 25 спектаклей — можно найти на любой вкус. В 2026 году «Голубой шали» исполнится 100 лет. В 1926-м пьеса была написана и поставлена первый раз. Почему до сих пор аншлаг?! Я вот не могу объяснить этого.

«Иногда руководители театров не понимают, что их сегодняшние действия стократно аукнутся в будущем. Я не знаю, для чего национальному театру играть на русском языке. Как наши артисты будут играть на русском, если у них есть акцент в речи» «Иногда руководители театров не понимают, что их сегодняшние действия стократно аукнутся в будущем. Я не знаю, для чего национальному театру играть на русском языке. Как наши артисты будут играть на русском, если у них есть акцент в речи» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧТО КАСАЕТСЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО: НАПИШУТ — СЫГРАЕМ»

— А нет у вас желания поставить нечто суперэкспериментальное, хотя бы на малой сцене?

— У нас же есть молодежный проект — один раз в месяц по вторникам малую сцену мы отдаем молодым режиссерам, драматургам, композиторам, художникам. Но, понимаете, нельзя резко похудеть или поправиться. Нельзя через пять ступенек шагать — растяжение получишь…

— Этот «Молодежный вторник» будет развиваться?

— Конечно, будет. Что касается экспериментального: напишут — сыграем. Наша драматургия пока отстает, она нас догоняет, а не впереди идет. Как появилась эта идея молодежного проекта? Мы решили научить молодежь, интересующуюся театром, писать пьесы, причем на татарском языке. И 15 молодых людей изъявили желание научиться. Они писали и переводили на русский, чтобы отослать своим педагогам в Москву и Анапу. Педагоги отобрали 10 одноактных пьес, и наши актеры их по ролям читали. После этого из 10 мы оставили пьесы трех авторов и по вторникам раз в месяц их играем. Если не показывать на сцене пьесы молодых драматургов, они перестанут писать. Это нематериальная мотивация. Кстати, никакой премии не было. А прогресс есть!

— Что делаете для того, чтобы юное поколение стало вашим преданным зрителем? (Раиса.)

— Сегодня детские спектакли мы ставим на малой сцене. Я считаю, для них так удобнее.

— Как вы считаете, что правильнее: чтобы классами-школами приходили или с родителями?

— Раньше было такое — школами приходили. Но, считаю, в большом зале ребенку из 18-го ряда ничего не видно и не слышно. А тогда зачем играть спектакль? В малом же зале их ничто не отвлекает и спектакль в них «войдет». Мы не стремимся к массовости детской аудитории.

— Министр культуры РТ в одном из интервью сказала, что у вашего театра еще есть потенциал для детских спектаклей. Вы так не считаете?

— Потенциал у нас есть, но мы не можем зацикливаться только на этом. Невозможно вводить премьеру за премьерой. У нас же есть детские театры: два ТЮЗа — русский и татарский — с собственными зданиями, театр кукол «Экият».

«ХОТИМ УЗНАТЬ, КУДА ХОДЯТ ТЕ, КТО НЕ ПРИХОДИТ В ТЕАТР»

— Как меняется публика в вашем театре с годами? (Раиса.)

— Знаете, раньше больше наушников брали, сейчас меньше: на 800 мест — 100 наушников.

— Это плохо или хорошо?

— Очень хорошо!

— Может быть, это значит, что русские стали меньше ходить?

— На «Дон Жуана» 50 процентов зрителей берут наушники. Мы анализируем такие моменты, изучаем своего зрителя, даже планируем провести анкетирование. Многие театры проводят анкетирование, но внутри театра: опрашивают тех, кто пришел. Мы же хотим узнать, куда ходят те, кто не приходит в театр. Пригласили к сотрудничеству кафедру маркетинга КФУ и уже в ближайшее время запустим социологический опрос. Считается, что в театры ходят только 4 процента населения, поэтому перед социологами мы такую задачу ставим: узнать, где остальные бродят и как можно заинтересовать их театром, чтобы хотя бы 1–2 процента переманить. Конечно, 4 процента — это средняя «температура по больнице», в Татарстане театры лучше посещают. Но все равно нельзя стоять на месте, надо искать новые пути к зрителю.  

— Говорят, что у вас пять или шесть замов и они часто уезжают учиться в Москву. Не слишком ли большой административный состав, имеют ли смысл такие поездки? (Айрат.)

— Перед тем как я направляю кого-то учиться или в командировку, я говорю: «Деньги, которые вы потратите, должны вернуть — проектами, воплощенными идеями, конкретными предложениями». Вот тогда бюджетные деньги будут потрачены не зря. Замдиректора по зрителю окончил MBA и стал совсем по-иному мыслить и оценивать ситуацию, цифры по-другому считать. Начальник отдела информационных технологий в этом году поступил на IT-MBA, зам по финансам в следующем году оканчивает MBA. И каждый привносит что-то новое. 

— В минкульте говорят, что в творческой среде есть дефицит грамотных административных кадров. Вы готовы стать кузницей кадров для отрасли? Своих-то вы обучаете в MBA

— А наш театр всегда был кузницей кадров! Например, Искандер Валиев ушел от нас замдиректора татарского ТЮЗа. Если руководитель в такой ситуации пожалеет своего сотрудника и оставит, он и дальше будет деградировать. У нас так устроено: после трех лет работы человек идет на президентскую программу. Если после этого человек меняется и что-то начинает предлагать, то еще через три года он идет дальше учиться — в МВА и так далее. Если в процессе обучения и работы человек не хочет меняться, то я прошу его на выход. Я не жалею, если от нас уходят в другие учреждения, но и дополнительное образование им даю. 

«В Институте культуры мне предложили вести свой курс для студентов четвертого курса. Я считаю, в этом плане у нас образовательная система не совершенна. Я спросил у студентов, как им преподают, они ответили: «По книжке читают» «В институте культуры мне предложили вести свой курс для студентов четвертого курса. Считаю, в этом плане у нас образовательная система несовершенна. Я спросил у студентов, как им преподают, они ответили: «По книжке читают» Фото: mincult.tatarstan.ru

— А вообще, в Татарстане хватает молодых администраторов для учреждений культуры?

— В институте культуры мне предложили вести свой курс для студентов четвертого курса. Считаю, в этом плане у нас образовательная система несовершенна. Я спросил у студентов, как им преподают, они ответили: «По книжке читают». То есть люди, которые не занимались практикой. И только на четвертом курсе студенты попадут к практикам. Можно же все по-другому организовать, например, чтобы студент каждый день ходил в театр и смотрел, как работает директор или его заместители. К сожалению, такого тесного сотрудничества нет.  

— «Именной» камаловский поезд в метро — это пиар-ход, чтобы зрители приходили? Или зачем? (Элина.)

— Для имиджа. Моя мечта была сделать такой вагон к 110-летию театра, но вопрос решался целых три года. Мы стараемся везде быть первыми…


— 
Сколько процентов билетов вы сейчас продаете онлайн и офлайн? Наступит ли такой период, когда все билеты театры будут продавать через сайт? (Айрат.)

— Онлайн через наш сайт продается 40 процентов билетов, 40 процентов — через кассу, 15 процентов — через билетных операторов, 5 процентов — через уполномоченных.

— Какие спектакли — самые кассовые на сегодняшний день?

— «Очарованный танцем», «Мэхэббэт FM», «Голубая шаль».

— Почему вы не ставите эти спектакли чаще, если билеты на них раскупаются моментально?

— Это специфика репертуарных театров: если какой-то спектакль не играть хотя бы раз в месяц, то теряется структура спектакля и надо заново репетировать. Напомню, у нас 25 спектаклей в репертуаре, а дней в месяце — не больше 31…

«ВЕДЕМ ПЕРЕГОВОРЫ С ТЕАТРОМ ЛЬВА ДОДИНА — НА КОНЕЦ МАЯ»

— Ваш театр часто гастролирует, в том числе за рубежом?

— В этом году мы как никогда часто гастролировали: декабрь 2018 года — Китай, январь текущего года — Москва, февраль — Индия, Уфа, апрель — Будапешт, май — Уфа, июнь — Оренбург, сентябрь — Чечня, октябрь — Бухарест, Санкт-Петербург.

— А по городам республики минкульт обязывает вас гастролировать?

— Да, просили приехать, когда открывали дома культуры в районах. И нам надо ездить, особенно в сельскую местность.

— В сельскую местность — за народной подпиткой или план выполнять?

— И за подпиткой, и надо понимать, что не всякий наш зритель может доехать до Казани, чтобы сходить в театр. На наши спектакли залы всегда полные.

«Переговоры ведем с театром Льва Додина — на конец мая. Также идут переговоры с «Золотой маской» о гастролях театров со спектаклями – номинантами премии»Фото предоставлено пресс-службой ТГАТ им.Г.Камала

— А на сцене театра имени Камала ожидаются какие-то серьезные гастроли?

— Переговоры ведем с театром Льва Додина — на конец мая. Также идут переговоры с  «Золотой маской» о гастролях театров со спектаклями – номинантами премии. Министр культуры РТ Ирада Аюпова предложила провести фестиваль «Театральная весна», старт которому дать в День театра, 27 марта, и по июнь много мероприятий пройдет. На будущий год в Набережных Челнах состоится фестиваль театров малых городов.

«Надо понимать, что не всякий наш зритель может доехать до Казани, чтобы сходить в театр. На наши спектакли залы всегда полные» «Надо понимать, что не всякий наш зритель может доехать до Казани, чтобы сходить в театр. На наши спектакли залы всегда полные» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КОНКУРЕНЦИИ В ИСКУССТВЕ НЕТ!»

— Как вы оцениваете развитие театральной жизни в Татарстане?

— Я очень благодарен руководству нашей республики, и это не дежурные слова. В соседних регионах можно наблюдать даже цензуру в отношении театров. А в Татарстане можно свободно мыслить и действовать, свободно предлагать свои услуги. И это правильно, потому что когда тебе дают свободу, ты все равно чувствуешь ответственность.

— А в целом в России с национальными театрами какая ситуация?

— Я очень рад за якутский национальный театр — он активно развивается, по маркетингу и пиару идет впереди многих. Мы общаемся, обмениваемся опытом. В Башкирском академическом театре имени Гафури идет ремонт, они пока работают в малом зале оперного театра. Таким новостям мы все радуемся, потому что театральный цех — единое целое.

— У вас есть образец того, как должен в принципе работать театр?

— Нельзя сделать под копирку, каждый театр индивидуален. Но административная и творческая части театра должны работать сообща, на одну цель, тогда и продукт будет интересный.

— Стали появляться частные театры. Они маленькие, но зрители туда ходят с удовольствием. Они вам конкуренты? Как вы вообще относитесь к таким театрам? Ходили на их постановки? (Зуфар Д.)

— Чем больше театров, чем больше внимания населения привлекает театральное искусство, тем лучше для всех театров. Конкуренции в искусстве нет! Каждое произведение — картина или спектакль — вызывает свои эмоции.

— Вы ходили на спектакли наших камерных театров?

— Конечно! Был в театре «На Булаке», периодически посещаю «Угол». Они приглашают наших артистов, а мы с удовольствием делимся. 

«Я хожу на репетиции, а Бикчантаев роли мне не дает… (смеется). Это, конечно, шутка. Я со второго курса института параллельно работал журналистом, а с четвертого курса — в министерстве культуры РТ специалистом по театрам «Я хожу на репетиции, а Бикчантаев роли мне не дает… (смеется). Это, конечно, шутка. Я со второго курса института параллельно работал журналистом, а с четвертого курса — в министерстве культуры РТ специалистом по театрам Фото: president.tatar.ru

«ЧТОБЫ ПРОЕКТ ЖИЛ И РАЗВИВАЛСЯ, ЕГО НАДО ОТДАТЬ МОЛОДЫМ»

— Почему вы не работали и не работаете актером, имея актерское образование, причем учились у Салимжанова? Зачем вам чиновничья и административная работа? (Андрей Федоров.)

— Я хожу на репетиции, а Бикчантаев роли мне не дает… (смеется). Это, конечно, шутка. Я со второго курса института параллельно работал журналистом, а с четвертого курса — в министерстве культуры РТ специалистом по театрам. Инъекцию чиновника в меня ввели еще в студенческое время… Я не жалею об этом. 

— Вы являетесь лауреатом республиканской премии имени Джалиля — за организацию всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Ремесло». Как вы сами оцениваете свой вклад в организацию этого фестиваля? И что самое трудное в организации подобных мероприятий? (Ильгизар.)

— Самое главное для руководителя — собрать команду и донести до населения и участников фестиваля идею и цели этого мероприятия. Кстати, организацию фестиваля «Ремесло» мы передали татарскому ТЮЗу.

— Зачем?

— Зачем продают бизнес через некоторое время? Для того, чтобы было развитие в другом виде бизнеса.

— Вам достаточно хлопот с фестивалем «Науруз» или планируете что-то новое организовать?

— Форум «Науруз» будет в 2020 году, а мы параллельно готовим уже и на 2021-й: заключаем договоры с зарубежными театрами. Это очень трудоемко. Может, и что-то новое придумаем. К тому же все идеи, которые у нас были в проекте «Ремесло», мы воплотили, а у нового организатора что-то новое может появиться.  

— Они с благодарностью приняли от вас такой подарок?

— С очень большой благодарностью! Организация и проведение фестивалей дают многое не только в плане коммуникации с театрами, но и для развития административной части. Такой опыт всесторонне обогащает театр. Между театрами должен быть диалог. И мы им передали такой проект. Если мы хотим, чтобы проект жил и развивался, его надо отдать молодым.

«Главное в театре — творчество, а не стремление любыми способами заполнить зал. Во-первых, насильно мил не будешь, во-вторых, искусство — это не хлеб, чтобы каждый день его кушать «Главное в театре — творчество, а не стремление любыми способами заполнить зал. Во-первых, насильно мил не будешь, во-вторых, искусство — это не хлеб, чтобы каждый день его кушать Фото: mincult.tatarstan.ru

 Что для вас главное в театре? (Юля.)

— Главное в театре — творчество, а не стремление любыми способами заполнить зал. Во-первых, насильно мил не будешь, во-вторых, искусство — это не хлеб, чтобы каждый день его кушать. Зрителя просто надо заинтересовать, чтобы он сам пришел. Не нужно целыми классами насильно приводить.

— Свое личное развитие вы как видите? Например, кем будете лет через 20?

— До 2021 года я учусь на DBA — доктора бизнес-администрирования, сейчас пишу работу. А через три года, может, еще где-то буду учиться, повышать квалификацию.

— Газету «БИЗНЕС Online» читаете? Какие-то предложения нам есть?

— «БИЗНЕС Online» мне нравится оперативностью. Вашу газету я не как литературу для развлечения читаю, а как необходимое для работы. Мне очень интересны мнения экспертов о том или ином событии. А вот анонимность комментариев я не приемлю. Понимаете, творческие люди — очень ранимые, у них буквально опускаются руки из-за какой-то анонимной записи. И остается осадок в душе, а это очень влияет на работу творческого человека.

 Ильфир Ильшатович, спасибо за интересный разговор. Успехов вам и творческих свершений театру!

Якупов Ильфир Ильшатович родился 25 мая 1982 года в Набережных Челнах.

Образование

Окончил Казанский государственный университет культуры и искусств, актерское отделение (курс Марселя Салимжанова) (2004), Казанский федеральный университет, квалификационная степень «Доктор бизнес-администрирования» (DBA) (2017). 

Трудовая деятельность

2003–2005 — ведущий специалист по театральному искусству министерства культуры РТ.

2005–2007 — помощник министра информатизации и связи РТ.

2007–2012 — заместитель директора по маркетингу Татарского государственного академического театра им. Камала.

С февраля по октябрь 2012 года — и. о. директора ТГАТ им. Камала.

С октября 2012 года по настоящее время — директор ТГАТ им. Камала.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (68) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.12.2019 10:23

    Молодчина, будущий министр культуры

    • Анонимно
      22.12.2019 18:10

      Если это произойдет, будет ужасно. Агрессия зашкаливает

    • Анонимно
      23.12.2019 07:59

      Поддерживаю! Илфир булдыра!

  • Анонимно
    22.12.2019 10:25

    После интервью стало понятно - ближайшие лет 15 в театре делать нечего.

  • Анонимно
    22.12.2019 10:42

    Да...

  • Анонимно
    22.12.2019 11:14

    Радует, что татарская интеллектуальная молодёжь растёт. Есть надежда на будущее.

  • Анонимно
    22.12.2019 11:20

    Так много говорят эти директора. А зайдешь в театр, атмосфера тяжелая, не наша. Нет прежних руководителей, режиссеров. Бухают в этот театр столько денег, а где же отдача. Актеры какие то мелкие стали. Попробуйте хотя бы пару месяцев финансировать из бюджета, и этот театр рухнет, закончится. Денег народных жалко содержать этот кофер почмагы.

  • Анонимно
    22.12.2019 11:29

    Будущий министр культуры, говорите? Очень может быть

  • Анонимно
    22.12.2019 11:32

    Раньше театр был очень автритетнм. А сегодня? Закройте театр, и никто не будет переживать, даже не зметит народ что театра не стало.

  • Анонимно
    22.12.2019 11:40

    Прежние руководители театра уважительно относились к актерам писптелям. А нынешние уважают только нужных себе людей.

  • Анонимно
    22.12.2019 11:44

    С приходом вот этих руководителей авторитет театра понизился.

  • Анонимно
    22.12.2019 11:52

    Театр не искусство 21 века. В передовых странах репертуарных театров уже нет. Чем восточнее европа, тем больше театров. Потому что больше нечего показывать. Вот и гордятся тем, что есть. Гордиться нашим театром в современном мире это просто смешно и глупо.

  • Анонимно
    22.12.2019 12:11

    Согласна. Сидеть в зале и верить происходящему на сцене могут только дети.

  • Анонимно
    22.12.2019 12:22

    И нверно этот директор сам верит. Огромная зарплата и шесть замов. Я бы тоже стал верить кривляниям на сцене.

    • Анонимно
      22.12.2019 19:40

      Замов много, но не шесть. Про огромную зарплату.. по сравнению с кем? А сколько должен получать директор театра? Не думаю что это такая легкая работа. Каждый человек получает столько сколько заслуживает. Зарплаты тем более бюджетные формируются по определенным нормативам

  • Анонимно
    22.12.2019 12:30

    да, зарплата директора огромная, интересно чем тяжелым там занимаются?

  • Анонимно
    22.12.2019 12:56

    Илфир Якупов, Фарит Бикчентаев и все актеры должны знать, что все татары со всего мира поддерживают и гордятся Камаловским театром. Поэтому актеры не должны страдать от негативных комментариев. Это судьба татарского народа. Поэтому надо работать и творить еще с большей силой.

  • Анонимно
    22.12.2019 13:38

    Несколько лет не была в Кабалевском. 14 декабря решили сходить на « Жан кисэккэем» Т Миннуллина. Ужас! Образ главных героев:мужчин- алкаш и гуляка. Женщины-девушки готовые отдаться первому встречному. Ужас! Видно режиссёру ставить больше нечего, порнография нравов и образов. Сидеть и смотреть это из зала сердце щемит. Видно трудно поставить спектакль с положительными образами, с образами татар мужчин, которыми можно гордиться- например, наших дедов, погибших во время ВОВ...или образ современного высоконравственного мужчины татарина, целеустремленного, сильного семьянина.... Хлопали один раз во время спектакля, в конце, радуясь , что он закончился. Ещё лет 10 туда ни ногой.

    • Анонимно
      22.12.2019 18:14

      А наша семья обожает спектакль Жанкисеккаем!!! Первый раз посмотрели когда детям было 5 и 7 лет . Смотрели много раз . В последний раз с внучкой ходила . И не увидела там ни алкашей ни девушек с пониженной социальной ....... Прелестная музыка , интересные костюмы , бесподобная пластика актёров и интересный сюжет . Видимо каждый видит своё . А игра артистов просто блеск !!! Мадина .

  • Анонимно
    22.12.2019 14:39

    Пожелание профессиональным татарским театрам как нибудь организовать в продвижении в школах самодеятельных школьных театров(үзэшчән мәктәп театрлары).Помню в школе учительница татарского языка организовала с нами школьниками небольшие татарские спектакли.Но не хватало специалистов чтобы эти задумки развить более профессионально.Научить желающих татарских школьников правильной сценической речи ,красиво танцевать и сносно петь красивые татарские песни которые могут быть в татарских спектаклях.
    Может быть профессиональные театралы как то продвигали в школах самодеятельные татарские театры совместно с учителями тат.языка.

  • Анонимно
    22.12.2019 14:54

    Работников и актеров театра самих нужно учить правильно говорить на татарском. Как они произносят слова, это невозможно слушать. Настоящие татары так не говорят. Это уже не татарский театр.

    • Анонимно
      22.12.2019 18:45

      Абсолютно согласен, половина из тех, с кем удалось пообщаться из этого театра, либо не знают, либо слабенько говорят по татарски. Еще хуже, когда они говорят на татрусе - татарском с большой примесью русского. Также поразила манера общения и поведения.

      • Анонимно
        22.12.2019 19:28

        чья Манера общения и поведения поразила?? Что не так?

  • Анонимно
    22.12.2019 15:20

    Спасибо за интервью! Очень люблю наш театр Камала. Вижу как год от года появляются новые проекты, не имеющие аналогов в других театрах. Молодцы! Очень люблю всех актеров и старшее поколение, и среднее, и молодежь талантливая приходит! Большое спасибо за Ваш труд!

  • Анонимно
    22.12.2019 15:38

    У них завлит до сих пор не научился говорить по татарски. Стыдно должно быть.

    • Анонимно
      22.12.2019 19:29

      В Камаловском театре прекрасный завлит. Человек на своём месте.

  • Анонимно
    22.12.2019 15:43

    Были недавно в этом театре. Больше не пойдем. Отстой.

    • Анонимно
      22.12.2019 19:31

      Что именно оттолкнуло? Нам наоборот очень нравится. Ходим с удовольствием

  • Анонимно
    22.12.2019 15:50

    Плохи дела у татарского народа, коли культура на таком уровне. Неужели больше нечем гордиться, кроме как театром, дешевой эстрадой и окровавленным и голым танцором?!

  • Анонимно
    22.12.2019 15:52

    Молодец, успехов вам! Радует, что дружный коллектив! Если бы все директора были такие! А то некоторые всех, долгие годы работающих прекрасно, увольняют, вместо одного, кучу людей набирают, а толку! Не ценят они старшее поколение и все)) а все они намного грамотнее))

  • Анонимно
    22.12.2019 16:11

    Коллектив в камаловском театре давно уже не дружный. Там все держится на страхе. Небольшая кучка хорошо себя чувствует, шикарно живет.

  • Анонимно
    22.12.2019 16:49

    Руководители в театр не ходят, богатые тоже не идут, высокие чиновники не любят театр, умные и интеллигентнве люди тоже отошли от театра. Стоит пиизадуматься. Ходит простой народ. И для простых людей пытаются навязать выпендрежные, экспериментальные проекты. Народу нужны трогательные сюжеты, человеческие истории, а не то что показывает этот театр.

    • Анонимно
      22.12.2019 18:34

      "Считается, что в театры ходят только 4 процента населения"
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/451107
      Очевидно, вы не принадлежите 4 %

    • Анонимно
      22.12.2019 19:32

      Согласна. А что любят чиновники у нас? Может дело и не в театре

  • Анонимно
    22.12.2019 17:10

    Нужна фиксация каких то моментов,движений,атрибутов,это будут каноны народа.

  • Анонимно
    22.12.2019 17:55

    Не должен один и тот же человек быть главным режиссером столько лет. Чтобы не чувствовали себя как в собственном театре. Бикчантаев в последние годы выпустил много плохих спектаклей, но тем не менее остается главным. Так не должно быть.

    • Анонимно
      22.12.2019 23:07

      Якупов молодец
      Бикчантаев не всегда молодец

  • Анонимно
    22.12.2019 18:12

    Дело не в Бикчантаеве.Он на месте. Серый кардинал некто другой.

    • Анонимно
      22.12.2019 18:35

      Водитель директора театра???

  • Анонимно
    22.12.2019 19:25

    Водители - везде особая каста!)

  • Анонимно
    22.12.2019 19:35

    Жаль, что отказали в реконструкции. Все-таки это главный татарский театр.

    • Анонимно
      22.12.2019 22:23

      Здание это не главное, вот у Тинчуринского такое прекрасное здание, а труппа так себе.

  • Анонимно
    22.12.2019 21:02

    Предлагаю Ильфиру Ильшатовичу вести мастер- классы всем руководителям-менеджерам. Обучайте не опытных, как вести себя с людьми, как уважать старших. Как в тандеме и гармонии, умно и грамотно вести дела. Всем бы таких директоров мудрых и бизнес жилкой, понимающих театральное дело и уважающих творческих людей! Респект и уважение!

  • Анонимно
    22.12.2019 21:08

    А он сам уважает старших?

  • Анонимно
    22.12.2019 21:12

    16.11 Мне кажется самый дружный коллектив в театре Камала. Потому что у них директор с режиссером как единое целое, поэтому театр работает успешно. А это самое главное в театре, умный директор всегда должен поддерживать творческий процесс!

  • Анонимно
    22.12.2019 21:19

    А почему атмосфера в театре не творческая? Актеры сами об этом говорят.

    • Анонимно
      22.12.2019 23:21

      А вы в каком театре работаете ?

  • Анонимно
    22.12.2019 21:23

    Возомнили себя черт знает кем. Ну что такое театр в современном мире. Слишком много говорят и слишком много денег тратится на них.

  • Анонимно
    22.12.2019 21:33

    Если директор и режиссер друзья, это еще не значит, что коллектив дружный.

  • Анонимно
    22.12.2019 21:37

    Кормятся из бюджета, а пользы никакой.

    • Анонимно
      22.12.2019 23:22

      Как никакой пользы, если в год по 130 тысяч зрителей ?

  • Анонимно
    22.12.2019 21:43

    Ну как можно целых два часа сидеть в зрительном зале и дышать этим тяжелым воздухом. Уважающий себя человек не пойдет , тем более, если у него есть деньги и привык к комфорту. Поэтому руководители, бизнесмены, высокие чиновники не ходят в театр.

  • Анонимно
    22.12.2019 22:18

    Театр хороший, актеры молодцы! Некоторые работы мирового уровня!!

  • Анонимно
    22.12.2019 22:26

    Великолепное интервью. Умный и интересный человек. Желаю успехов, развития, держать так же высоко планку работы театра. Постоянный зритель, хотя начал посещать всего-то три года назад ваш театр, точнее наш, влюбил в себя.

  • Анонимно
    22.12.2019 22:40

    Единственный адекватный театральный директор в Республике, потому что имеет базовое театральное образование! Поэтому знает о чем говорит! Остальные директора либо педагоги, либо журналисты или милиционеры...

  • Анонимно
    22.12.2019 23:17

    21.33 Вот именно, директор и режиссер должны быть в тандеме. У них одна цель-творчество!

  • Анонимно
    22.12.2019 23:26

    "Поэтому руководители, бизнесмены, высокие чиновники не ходят в театр"
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/451107#comments
    Театр вообще то для народа. По вашему, перечисленные вами - пуп земли ?
    Хотя утверждение в корне неправильное, в Камаловском театре весь спектр:
    и млад и стар, и рабочие, и руководители, и бизнесмены и и чиновники

  • Анонимно
    22.12.2019 23:51

    Я русскоязычный зритель, много смотрела спектаклей в этом театре, но достойных, до мурашек только 2 : "однажды летним днём*" и про пса акбая. Остальные фигня в переводе. Тот же "дон Жуан" в Качалова интереснее . Может для татароязычных интересно,(((.

    • Анонимно
      23.12.2019 11:53

      Всё то что вы перечислили вообще не интересно для "татароязычных" , так что извините, татарский театр только для татар.

  • Пока мин.культуры бюджет будет распределять только среди избранных представителей, ни о какой преемственности поколений речи идти не может. Поддержка должна быть многоуровневая.
    Оперный из Европы не вылезает, из года в год одна и та же картина, под разными соусами. Разве что сейчас уже три года в Америку стал ездить, под предлогом нового конкурса. Камаловский,Качаловский,ТЗЗы,конкурс татарской песни и созвездие. Вот и вся поддержка. Из года в год, одно и то же. Соберут директоров, распилят бюджет и всё на этом. Вся культура. Нет никакой стратегии развития. Нет заинтересованности. Элементарные фокус группы из обычных людей не могут собрать. Узнать,что людям вообще интересно, чем народ дышит, на что пошёл бы, кого хотел бы видеть. Любовь не навязывают, любовь заслуживают. Полностью обесценено звание народного артиста.

  • Анонимно
    23.12.2019 08:06

    Много лет стараюсь периодически приезжать из Москвы, посмотреть премьеры. Удобно, что появились электронные билеты - это позволяет заранее приобрести билеты и не боятся, что ко дню спектакля ничего не останется. Репертуар постоянно обновляется. Даже не все успеваешь пересмотреть. Часто сравниваю театр Камала и Московские театры. Должен сказать, что уровень высокий. При чем не только мастерство актеров или режиссера. Камаловский театр ювелирно подходит ко всему: к одежде, декорациям, музыке...
    Молодцы, успехов!

  • Анонимно
    23.12.2019 08:39

    Меньше аттракциона, больше настоящих творческих спектаклей. Которые есть, но фестивали, мастер-классы, прочая мишура, оттеняют основное.

  • Анонимно
    23.12.2019 11:54

    22.40 Согласен с вами на все 100. Руководитель театра должен иметь театральное образование, и должен идти с режиссером вместе, а не устраивать интрижки против него! Ильфир Ильшатович единственный директор, который помогает режиссеру, а не мешает творчеству...

  • Анонимно
    23.12.2019 17:33

    И мыслит по другому, куча людей не знающих театр, как они могут продавать билеты.

    • Анонимно
      24.12.2019 00:53

      продает билеты - смешно, там даже зам не продает. Люди сами идут. Так что, товарищи, больше качественного продукта!

  • Анонимно
    23.12.2019 18:40

    22.40 Это уж как лоторея, какой профи попадется, самое главное найти общий язык с артистами, труппой и быть хорошим продажником. И знать сложный механизм театра, быть грамотным, честным, любить театр.Если эти качества есть, то театр будет процветать. Яркий пример Бикчентаев и Якупов!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль