Общество 
10.01.2020

«Это чисто внутриполитический конфликт элит»: в Абхазии зажглись «Родовые огни»

Массовые беспорядки в Сухуми не утихают второй день — сегодня они охватили президентскую оружейную, а власти проводят ответный митинг

«Позиция действующего президента Хаджимба однозначна: он не собирается подавать в отставку и готов к гражданскому противостоянию», — прогнозируют эксперты дальнейшее развитие разразившегося внутриполитического кризиса в Абхазии. Там накануне стихийная акция протеста переросла во вполне реальную осаду здания администрации президента. О том, чем недовольны протестующие, каковы пути выхода из кризиса и отразится ли это на России, — в материале «БИЗНЕС Online».

Поводом для акции протеста, как сообщают «Известия», стали не только нечестные выборы, но и подозрения в причастности высшего руководства страны к тройному убийству в центре Сухуми в конце ноября прошлого года Поводом для акции протеста, как сообщают «Известия», стали не только нечестные выборы, но и подозрения в причастности высшего руководства страны к тройному убийству в центре Сухуми в конце ноября прошлого года Фото: © Стрингер, РИА «Новости»

ШТУРМ ЗДАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

В острый внутриполитический кризис погрузилась Абхазия. Накануне там прошли массовые протестные акции, вылившиеся в стихийный захват здания администрации президента страны. Спустя сутки ситуация продолжает оставаться напряженной и грозит перерасти в вооруженное противостояние оппозиции и действующей власти.

Все началось накануне днем, когда Верховным судом Абхазии рассматривалась кассационная жалоба бывшего кандидата в президенты страны, лидера оппозиционной партии «Амцахара» («Родовые огни») Алхаса Квициниа, который пытается в суде оспорить результаты выборов, прошедших 8 сентября. Тогда победу с отрывом в 1,22% голосов одержал Рауль Хаджимба, ставший впоследствии главой республики. В первой инстанции суд признал выборы состоявшимися, с чем категорически не согласна оппозиция. Несколько сотен недовольных собрались у здания суда в Сухуми, но в какой-то момент они переместились к администрации президента с требованиями его незамедлительной отставки.

Поводом для акции протеста, как сообщают «Известия», стали не только нечестные выборы, но и подозрения в причастности высшего руководства страны к тройному убийству в центре Сухуми в конце ноября прошлого года. Тогда в одном из ресторанов неизвестные в масках расстреляли двух криминальных авторитетов и официантку, еще трое получили различные ранения. В начале этого года суд арестовал троих подозреваемых в нападении. По заявлению одного из организаторов митинга у администрации Ахры Авидзабы для ТАСС, среди арестованных судом оказался один из сотрудников охраны президента Абхазии.

Стихийный протест у администрации президента быстро перерос в полноценный штурм здания: бились стекла в окнах, выламывались двери. Проникнувшие в здание через окна протестующие направились к кабинету главы республики, который уже был взят под охрану, не допустившую дальнейшее продвижение митингующих. Периодически возникали разного рода стычки протестующих с правоохранителями и друг с другом, в результате которых несколько человек получили ранения.

Хаджимба, по информации «Интерфакса», в это время находился за пределами своей администрации, хотя и заявлял, что находится на рабочем месте и не собирается никуда скрываться. Впрочем, в пресс-службе президента заявили, что он на даче. На фоне происходящего парламент Абхазии утвердил постановление, где депутаты просили лидера страны принять требования протестующих и уйти в отставку, исключительно для стабилизации ситуации. Спикера парламента Валерия Кварчию с заседания, по информации «Кавказского узла», госпитализировали с признаками сердечного приступа.

Руководство Абхазии в свою очередь заявило, что не намерено уходить в отставку. «Расцениваем происходящее как попытку государственного переворота. Власть делает все от нее зависящее, чтобы ситуацию в республике удержать в конституционном русле», — комментировали в администрации президента республики. «В этой непростой ситуации мы должны сохранять спокойствие и не ставить под угрозу существование нашего государства. Все органы государственной власти работают в штатном режиме. Силовые структуры переведены на усиленный режим несения службы. В случае необходимости мною будут приняты меры по введению в стране чрезвычайного положения. Подобное развитие событий уже обговорили на совете безопасности», — цитирует заявление лидера Абхазии «Кавказский узел».

Вместе с тем протестующие, занявшие здание администрации, отказались покидать его, пока их требования не будут выполнены. Лидер оппозиции Аслан Бжания заявил, что политический кризис будет урегулирован мирными путями. На это же надеются и в российском МИДе, хотя и предостерегают российских граждан от посещения мест протестов. Прошедшую ночь около сотни из протестующих провели на месте, а сегодня стало известно, что им удалось взломать президентскую оружейную и похитить оттуда оружие.

«Внимательно следим за развитием внутриполитической ситуации в Сухуме. Расцениваем произошедшие события в этой стране как ее внутреннее дело. Рассчитываем на скорейшую стабилизацию обстановки в Абхазии в рамках правового поля через прямой мирный диалог заинтересованных сторон», — сказано в официальном заявлении российского МИДа. По последней информации, в Абхазию отправился замсекретаря совбеза России Рашид Нургалиев.


«ВЛАСТИ АБХАЗИИ ОТКРОВЕННО НЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ НИ УВАЖЕНИЕМ, НИ АВТОРИТЕТОМ, НО ОТКАЗЫВАЮТСЯ ПРИ ЭТОМ ПОКИДАТЬ СВОИ ПОСТЫ»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты уверены, что до вооруженного противостояния оппозиции с властями дело не дойдет.

Виталий Лабахуа — президент фонда содействия развитию Республики Абхазия:

— Происходящие сегодня в Абхазии события ожидаемые. Нужно обратиться к последним выборам. По законодательству Республики Абхазия о выборах президента во втором туре кандидат, набравший более 50 процентов голосов, объявляется победителем. Ни один из кандидатов не набрал необходимое количество голосов. Больше их было у Хаджимбы, меньше — у Квицинии. Соответственно, избирательная комиссия по какой-то причине решила признать выборы состоявшимися и назначить Хаджимбу президентом. Отсюда и растут истоки конфликта, в который сейчас вовлечены практически все политические силы Абхазии.

Требования оппозиции об аннулировании итогов выборов и назначении новых Верховный суд Абхазии отклонил. Как выяснилось, тоже незаконно. Действия одного из судей были признаны предвзятыми, он не имел права так действовать. Оппозиция потребовала пересмотра решения суда. Но нынешняя власть достаточно крепко держится за кресло и не собирается уступать ни сантиметра.

Поводом для взрыва якобы послужило резонансное убийство в центре Сухуми двух человек. Причастны лица из охраны президента либо из силовых ведомств. Сейчас оппозиция, не желая обострения дальнейшего конфликта и того, чтобы он вылился в гражданское противостояние на улицах наших городов, предложила компромиссное решение и пришла в парламент, который, выслушав все стороны, проголосовал за то, чтобы президент подал в отставку, и за новые выборы. Этот шаг должен был успокоить обе стороны конфликта.

К настоящему моменту позиция действующего президента однозначна — он не собирается подавать в отставку и готов к гражданскому противостоянию. Насколько к такому готова оппозиция, сказать сложно. Скорее всего, не готова.

Такова ситуация для властей Абхазии, которые откровенно не пользуются ни уважением, ни авторитетом, но отказываются при этом покидать свои посты. Очевидно, что в случае подачи в отставку Хаджимбы его политическая жизнь на этом, как говорится, заканчивается. А оппозиция не готова к силовым методам. В ней мы сейчас наблюдаем весь спектр политических сил Абхазии: и Шамба, и Квициния, и Авецба. То есть те силы, которые когда-то противостояли или противостоят и боролись за пост президента. Такое единство оппозиции произошло, наверное, впервые в Абхазии, когда на сторону действующей власти практически никто из политиков не встает. Тем не менее единого плана, программы оппозиция тоже не имеет. Все утыкается в то, что президент должен подать в отставку, должны быть проведены новые выборы, чтобы легитимизировать власть. Это лучший выход из создавшейся ситуации. Как все будет развиваться, посмотрим. Сегодняшние события покажут.

На России этот кризис не отразится. Сейчас будет масса всевозможных спекуляций. В Абхазии нет политических сил, настроенных антироссийски. Нет тех, кто ставил бы под сомнение существование Абхазии в рамках Русского мира. И там нет желающих расторгать отношения с Россией. То, что происходит сейчас в Абхазии, — это чисто внутриполитический конфликт абхазских элит, недовольных тем, что одна из групп фактически узурпировала власть и, можно сказать, плюет на законы. Не более того.


Роин Аграба — абхазский общественный деятель, ветеран грузино-абхазской войны, историк и журналист:

— Внешне в столице все спокойно, общественный транспорт ездит, люди передвигаются. Напряжение только около правительственного комплекса. Сейчас между сторонами ведется челночная дипломатия, переговоры, будем ждать ее результатов.

Формальным поводом послужили действия оппозиции, которая без конца подавала иски по поводу решения ЦИКа о признании выборов 8 сентября, когда главой государства был объявлен действующий президент. Оппозиция подала в суд и с каждым разом говорила о недоверии составу судей. Первое решение суда она опротестовала, подала кассационный иск, но на каждом заседании выходила с требованием изменить состав суда. В итоге оппозиция 9 сентября снова выдвинула требование об отводе одного судьи, Романа Квартии, и еще не вынес решение суд, как начались эти события у администрации президента, которые переросли в вандализм и погром.

Теряют здесь обе стороны. Власть проигрывает тем, что не пресекла все это более жесткими мерами. Уже сегодня слышны голоса, что она не должна была подобного допускать, у нее имелись все законные средства для этого. А оппозиция теряет рейтинг, потому что в соцсетях и по телевизору люди осудили вандализм, такое их возмущает. Тем более что оппозиция все время заявляла, что будет действовать в правовом поле.

Согласно последнему плебисциту, симпатии населения распределяются 50 на 50, но от таких действий накануне парламентских выборов, безусловно, оппозиция будет терять. Ее рейтинг катастрофически падает, большинство людей последние действия отпугивают, поэтому она проигрывает. Но и власть не побеждает, многие рассуждают, что нельзя всегда идти на уступки и сдавать позиции, пытаясь играть на компромиссах.

Оппозиция делает акцент на ухудшение криминогенной ситуации в Абхазии. Звучат обвинения в адрес бывшего прокурора, но ведь он ставленник оппозиции, она сама требовала от президента его назначения. Прокурор был смещен после громких убийств криминальных авторитетов.

Действительно, обострение политической ситуации получилось после этих убийств. Но, повторюсь, если некоторые подозреваемые были выпущены под подписки о невыезде и тому подобное, то все претензии к предыдущему прокурору, который являлся ставленником самой оппозиции. Нынешняя же прокуратура задержала подобных товарищей, а один из них находится в розыске.

Я исключаю полностью внешнее воздействие на данные события, это исключительно внутриполитический кризис. Как Россия будет себя вести, пока непонятно, но в любом случае вопрос в другом: а с кем, собственно, организовывать переговоры? Руководитель оппозиционного блока присоединился к этим вандалам. Сможет ли их контролировать — вопрос. Например, он уже отнекивается, что ничего не знает о разграблении оружейного склада, не хочет брать ответственность. Потому на текущий момент здесь есть только одна серьезная политическая фигура — это президент. Парламент уполномочен обращаться, но он не может объявить главе государства импичмент, потому что для подобного нет оснований: ни одному из трех пунктов, по которым президента можно отправить в отставку, ситуация не соответствует.

«Корни этого кризиса идут с 2014 года, когда сам Рауль Хаджимба пришел к власти незаконным путем, свергнув предыдущего президента Анкваба, при том, что тогда было очень мало предпосылок для этого» «Корни данного кризиса начинаются с 2014 года, когда сам Рауль Хаджимба пришел к власти незаконным путем, свергнув предыдущего президента Анкваба, при том что тогда было очень мало предпосылок для этого» Фото: © Томас Тхайцук, РИА «Новости»

«ВЫИГРАЕТ НАРОД АБХАЗИИ, ПОТОМУ ЧТО ТАК ДАЛЬШЕ ПРОДОЛЖАТЬСЯ НЕ МОГЛО…»

Мадина Бганба — редактор информационного агентства «Апсадгьыл-инфо», экс-пресс-секретарь президента Абхазии Александра Анкваба:

— Корни данного кризиса начинаются с 2014 года, когда сам Хаджимба пришел к власти незаконным путем, свергнув предыдущего президента Анкваба, при том что тогда было очень мало предпосылок для этого. Но сейчас, за годы правления Хаджимбы, ситуация в стране сильно ухудшилась: почти каждую неделю происходят какие-то убийства, грабежи, людей похищают. В то же самое время и социальное положение граждан не прогрессирует, то есть никаких улучшений ни в какой сфере они не увидели. Потому отчаявшиеся люди решили таким образом решить проблему. Симпатии народа, безусловно, не на стороне президента, и дело тут даже не в оппозиции. Этот кризис назревал давно, чуть ли не каждые полгода, но так получалось, что Хаджимба удерживал власть. На самом деле его власть находилась на волоске каждую минуту.

Последней каплей стало убийство, расстрел в центре Сухуми, который произошел 22 ноября в центре в 2 часа дня. Такой наглости Абхазия точно не помнит, и в этом оказались замешаны люди из ГСО (государственная служба охраны), работавшие с Хаджимбой. После чего генпрокурор, министр внутренних дел и их замы под давлением возмущенных граждан ушли в отставку. Затем выяснилось, что в убийстве замешано ближайшее окружение Хаджимбы. 

Кому данная ситуация на руку? Выиграет народ Абхазии, потому что так дальше продолжаться не могло, все висело в воздухе, просто не ожидали, что это произойдет вчера. Кстати, силовые структуры, которые находились в здании, почти не оказали сопротивления и ушли. Они не стали принимать в подобном участие, сохраняя нейтралитет, можно сказать, это часть нашего местного менталитета.

Конфликт на России никак не может отразиться, потому что здесь нет политиков, настроенных против РФ. В свое время прогрузинскими называли и Хаджимбу, и Анквабу, и Багапшу, но под этим никогда не было и нет никакой почвы, подобное всегда заявлялось в определенных целях. Мы все равно с Россией, это наш путь, другого у нас нет. Абсолютно внутриполитический конфликт, который назревал все пять лет.


Константин Калачев
 — руководитель политической экспертной группы:

— Понимаете, кризис — это способ выхода из ситуации. И в первую очередь в решении крупных проблем Абхазии заинтересован сам народ. Последние выборы там состоялись весьма своеобразно. Я думаю, вы знаете, какой рывок совершил между первым и вторым туром победитель — весьма непопулярный президент Абхазии. На самом деле победа Хаджимбы выглядела во втором туре как электоральное чудо. А мы знаем, что волшебства на выборах, как правило, не бывает. И очень часто такие чудеса имеют рукотворный характер. Все мои знакомые, которые уехали из Абхазии совсем недавно, говорят и о падении уровня жизни в стране, и о распаде инфраструктуры, и о криминализации… При этом очевидно, что КПД использования российской помощи Абхазии, видимо, недостаточно высок. Опять же понятно, что какого-то убедительного плана на будущее у Хаджимбы просто нет. Да, можно бесконечно эксплуатировать образ врага, но вопрос экономического развития, роста, борьбы с бедностью, декриминализации, в конце концов, проведения в стране честных выборов стоит там весьма остро.

Я бы не стал искать выгодоприобретателя происходящего за пределами республики и положился бы на комментарий МИД РФ, который был опубликован на сайте ведомства. А оно оценивает происходящее в Абхазии как ее внутреннее дело. Потому давайте исходить из этого, рассчитывая на дальнейшую стабилизацию обстановки, мирный диалог и поиск выхода из сложившейся ситуации.

Абхазия живет благодаря российской финансово-экономической помощи. Собственные возможности развития она использует явно недостаточно. Проблемы с безопасностью там стоят остро, как и куча социально-экономических вопросов. И все-таки это Кавказ, там живут свободные горцы, которые воевали за свою свободу. Потому было бы странно, если бы рано или поздно нарыв не вскрылся. Можно говорить о том, что все это кому-то нужно, искать в шкафу организаторов данных акций, но на самом деле есть факты: плохое социально-экономическое положение, коррупция, криминализация. И, собственно говоря, история президентских выборов тоже вызывает много вопросов и не способствует улучшению общественно-экономической ситуации в республике.

Я думаю, что сейчас логично было бы провести честные, конкурентные, открытые выборы и дать Абхазии шанс на лучшее будущее…


Игорь Гвритишвили — политолог, член совета союза грузин России:

— Я согласен с мнением многих обозревателей, что все это — внутренние разборки и борьба кланов. Если вспомнить, как избирался нынешний президент, то там тоже тогда были и выступления, и протесты. И сейчас те, кто поддерживал другого кандидата на пост президента, выступают против. А поводом у них стало нерасследование убийства, как говорят официальные власти Абхазии, воров в законе или каких-то преступников. В стране такое маленькое население, что там все друг друга знают и очень много родственных кланов. И обидев один клан, одну семью, человек вызывает протест у всех, кто к ним близок.

Я не думаю, что на этом все успокоится, тем более что парламент тоже поддержал отставку действующего президента Хаджимбы. Скорее всего, беспорядки будут продолжаться, если не назначат новые президентские выборы. Что касается истинных причин, то это очень тяжелое экономическое положение населения. Дело в том, что одной из причин протестов является обвинение президента в коррумпировании чиновников, которые его окружают. Абхазия мало что производит, и весь ее доход только от туризма. И то в последнее время этого дохода все меньше и меньше, так как инфраструктура там осталась еще советская, а из разрушений во время войны практически ничего не восстановлено. Абхазия живет на российские деньги, которые исчезают загадочным образом, и население в основной массе находится в очень тяжелом экономическом и финансовом положении. Я думаю, что вот это и является основной причиной беспорядков и выступлений протестующих.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (91) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.01.2020 16:14

Криминальные разборки авторитетов. А мы все это оплачиваем. Да, там ещё наших отдыхающих грабят по беспределу.

  • Анонимно
    10.01.2020 16:10

    молодцы!Сполоченный народ

  • Анонимно
    10.01.2020 16:13

    По традиции, ВВ должен сейчас же запретить нашим отдыхать в Абхазии.

    • Анонимно
      10.01.2020 17:33

      Наши отдыхающие, кормушка для абхазов. Для него лучше пусть народ наш доят, чем из бюджета.

    • Анонимно
      10.01.2020 18:37

      Его позиция. Что хотели, получили. Теперь или в Россию, бюджет дербанить и откатывать или бултыхайтесь как хотите.
      Людям очень надоел этот политический и экономический застой, надеюсь, у оппозиции все получится и они смогут поставить Абхазию на ноги.

  • NIYAZ
    10.01.2020 16:13

    Сейчас опять начнётся истерика патриотов из серии «Сухуми-наш»...

    • Причем тут истерика, если он и так по факту наш.
      Таксист в гаграх неделю назад говорил, что все деньги из РФ разворовываются, молодежь уезжает. Приезжают только один туристы среднего класса и бедные, которым иногда жалко хорошую цену озвучивать. А раньше в 80е говорит за квартиру в сухуми давали 4 комнатную в центре москвы

    • Анонимно
      10.01.2020 18:24

      Вы пришли к этому путем длительных умозаключений, или работаете по шаблону?

  • Анонимно
    10.01.2020 16:14

    Криминальные разборки авторитетов. А мы все это оплачиваем. Да, там ещё наших отдыхающих грабят по беспределу.

    • Анонимно
      10.01.2020 17:01

      Зачем в здравом уме ехать отдыхать в Абхазию? Я свое пребывание там списываю на кратковременное помутнение рассудка. Больше никогда в жизни!

      • Анонимно
        10.01.2020 17:16

        Все так и ездят похоже. В первый и последний раз.

        • Анонимно
          10.01.2020 17:22

          Нет чтобы послушать тех кто раньше там бывал. Все на своей шкуре испытать хотят. Ну что ж, свой опыт самый крепкий

      • Да там нормально, особенно в Гаграх. Не скажу чтобы поехал туда на неделю, но когда езжу в Сочи на денек заезажаю покушать и отдохнуть от шума

  • Анонимно
    10.01.2020 16:23

    да это западные ручонки ищут слабые стороны Москвы ,пока наши решают вопросы в Сирии они прощупывают тут

  • Анонимно
    10.01.2020 16:41

    Абхазия это дичь и средневековье. Многие ли отдыхающие там обратили внимание что почти нет центрального водоснабжения? У всех своя скважина с непонятного качества водой. Многие ли отдыхающие обратили внимание, что в поселках почти не встречается центральное электроснабжение?. Частный сектор сидит на генераторах, купленных вскладчину на 10 участков. Про централизованную канализацию я уж вообще молчу... Никаких очистных. Все прямо в море сливается. Все продукты или из России или из Адыгеи. Местный только лаваш пожалуй... Война была в 1992-1993 году. Вдумайтесь граждане!!!!! 27 лет назад!!!!!! А там до сих пор развалины зданий стоят! Да такое правительство и президента не то что в отставку, а в тюрьму пожизненно надо заточить. Ну или расстрелять милосердно.

    • Анонимно
      10.01.2020 16:46

      Жаль что сюда нельзя в комментарии фотографии прикрепить. Я там поснимал этой дичи для друзей и знакомых. Здания сквозь которые уже деревья проросли, сгоревшие вокзалы, так и стоящие в копоти от пожаров. 27 лет! Сгоревшие квартиры и следы от снарядов на фасадах жилых домов.

      • Анонимно
        10.01.2020 16:56

        Здания через которые деревья проросли я видел 2 мес назад в Волгограде на тракторном заводе

        • Анонимно
          10.01.2020 17:04

          На территории мертвых заводов (а сколько их убили после 1991 года?) деревья не редкость. А в Абхазии такое сплошь и рядом в центре населенных пунктов. Вокзалы, больницы, обезьяний питомник, даже здание парламента на площади Свободы в центре Сухуми!!!!!!!!!

          • Анонимно
            10.01.2020 17:27

            С 1991 прошло 30!! лет
            Что мешало последние 20 лет восстановить?))

            • Анонимно
              10.01.2020 17:45

              Видимо воровство и коррупция. Никому нет дела до родной земли. Все только о своем кармане. руководство - в первую очередь. Хотя не очень понятно чем они там руководят????? Ну и прекрасный пример подает Россия. Грозный мы восстановили, вот видимо и абхазы ждут когда им восстановят все или Россия или Грузия

              • Анонимно
                11.01.2020 08:55

                Еще и ленивый менталитет местных, нежелание пускать иностранный бизнес

            • Анонимно
              10.01.2020 18:46

              поинтересуйтесь Калининградом. Лет прошло гораздо больше

            • Анонимно
              10.01.2020 19:44

              Непризнанность, проблемы с продуктами, бензином. С деньгами проблемы- нет инвестиций. Если б вбухали столько,сколько в Казань- всё бы было.

              • Анонимно
                11.01.2020 08:57

                Так Казань зовет инвесторов, создает им условия, а абхазы или не пускают, или отбирают бизнес

            • Анонимно
              10.01.2020 23:11

              Видимо то же самое, что и в России мешает восстановить экономику- некомпетентное управление случайных у власти людей

        • Анонимно
          10.01.2020 20:17

          В Ульяновской области,из здания сельского клуба,на крыше дерево растёт.

          • Анонимно
            12.01.2020 17:43

            В Казани напротив площади Тукая у зданиякоторое примыкает к истфаку КГУ тоже растет дерево.

      • Анонимно
        10.01.2020 19:11

        А я ещё видела жилые дома с выбитыми стеклами. Думала,они заброшенные,но нет,там живут. Обычные люди. И а автобусе местные говорили,что на всю страну две больницы. В которых только экстренная медицина. Т.е не дай Бог аппендицит, надо в Сочи ехать.

    • Анонимно
      10.01.2020 16:50

      И, поскольку почти все граждане этой недореспублики имеют двойное гражданство (то есть они тоже Россияне, то на них распространяются и все социальные гарантии российских граждан. Маткапитал, например.

    • Анонимно
      10.01.2020 17:12

      "или из России или из Адыгеи"
      это как так?

      • Анонимно
        10.01.2020 17:13

        Ну я имел ввиду или Краснодарский край или Адыгея. Простите уж....

    • Анонимно
      10.01.2020 18:44

      У них просто нефти и газа нет! А так все как у нас.

    • Анонимно
      10.01.2020 19:41

      И в Сочи какашка лтётсяв море, и в Адлере. Причем в разы больше- там больше туристов. А развалины, так если Вы там в самом деле были, общались с местными, должны знать почему не селятся на месте сожженных грузинских домов.

      • Анонимно
        10.01.2020 21:44

        Во время подготовки к олимпиаде в Сочи - сделали систему канализации в Сочи. Теперь в море ничего напрямую не сливается.

    • Анонимно
      10.01.2020 21:30

      16:41. Канализацию и в Случаях, и в Турции прямо в море сливают. Вы не знали?

  • Анонимно
    10.01.2020 16:42

    Эхо убийства Сулеймани.

    • Анонимно
      10.01.2020 16:52

      Сплоченный народ столько лет терпит на своей шее этих упырей, только потому что сам, в свою очередь, сидит на шее народов, проживающих в Российской Федерации

  • Анонимно
    10.01.2020 16:50

    Вот так, при попустительстве остального народа малая часть устраивает войну, от которой потом пострадают все

    • Анонимно
      10.01.2020 17:02

      А что еще остается? Если эта мала, часть как паразит кровь пьет, а уходить не хочет. Гнать в шею!

  • Анонимно
    10.01.2020 17:09

    Кстати смотрю на завалы "абхазских" вин в наших магазинах и не понимаю как такое может быть? Там же виноградников практически нет? Я Абхазию проехал с севера на юг всю. И если в Крыму виноградники прямо в глаза бросаются, то в Абхазии их как будто и нет вовсе. Так откуда вино?

    • Анонимно
      10.01.2020 17:37

      Грузинское вино через Абхазию, кушать все хотят.

      • Анонимно
        10.01.2020 17:47

        Так грузинское вроде получше абхазского? Если бы абхазскую бурду под видом грузинского продавали бы я бы понял. А схема наоборот непонятна от слова "совсем"

        • Анонимно
          11.01.2020 00:58

          Помнится до войны были вино "Букет Абхазии" и "Псоу". Кто пил, тот никогда бы не назвал их бурдой.

          • Анонимно
            12.01.2020 17:44

            Советское шампанское и обычная пшеничная или московская водка тоже было что то.

    • Анонимно
      10.01.2020 17:42

      в школе химию читали?

      • Анонимно
        10.01.2020 17:48

        Намекаете что фигня синтетическая с ароматом, идентичным "аромат вина виноградного"? Так и я о том же...

    • Анонимно
      10.01.2020 17:51

      Из молдавского виноматериала.

      • Анонимно
        10.01.2020 17:56

        Ну наверняка что-то в этом роде. Просто физически неоткуда взять столько винограда в Абхазии

    • Анонимно
      10.01.2020 17:54

      Потому что под покровом ночи в Абхазию дружно завозят цистернами молдавское ( и т. п) вино или "полуфабрикат". Благополучно разливают там по бутылкам и лепят этикетку "Сделано в Абхазии". Это, между прочим, местные и не скрывают...

      • Анонимно
        10.01.2020 18:15

        Не под покровом ночи. Официально завозят по договорам молдавский "виноматериал".

    • Анонимно
      10.01.2020 18:07

      //Так откуда вино?//

      В Абхазии сейчас вино делают из привозных, молдавских "виноматериалов". В Абхазии, по-сути, вино лишь разливают по бутылкам с разными этикетками. Грузинского вина в Абхазии нет. Сами абхазы ленятся работать, вообще - и на виноградниках, в частности. Поэтому своего винограда в Абхазии сейчас очень мало. В Абхазии на базаре даже субтропические фрукты, скажем персики и абрикосы, продают привозные из Краснодарского края.

      • Анонимно
        13.01.2020 16:18

        персики и абрикосы к субтропическим культурам не относятся

        • Анонимно
          13.01.2020 17:06

          13.01.2020 16:18
          А какие они?
          СубАРКТИЧЕСКИЕ?

        • Анонимно
          13.01.2020 17:07

          13.01.2020 16:18
          Это их ближайший родственник - слива - НЕ относиться!

        • Анонимно
          14.01.2020 11:26

          13.01.2020 16:18
          По-настоящему, к умеренным плодовым культурам, относится ТОЛЬКО яблоня!
          Даже. груши, сливы и вишня, растут в ЮЖНОЙ части умеренного пояса!

    • Анонимно
      10.01.2020 19:45

      Из турецких виноматериалов.

    • Анонимно
      11.01.2020 08:59

      Молдавское разливают

    • Анонимно
      12.01.2020 05:25

      Молдавский виноматериал бросового качества

      28%

  • Анонимно
    10.01.2020 17:52

    "Можно говорить о том, что все это кому-то нужно, искать в шкафу организаторов данных акций, но на самом деле есть факты: плохое социально-экономическое положение, коррупция, криминализация. И, собственно говоря, история президентских выборов тоже вызывает много вопросов и не способствует улучшению общественно-экономической ситуации.
    Я думаю, что сейчас логично было бы провести честные, конкурентные, открытые выборы и дать Абхазии шанс на лучшее будущее".
    Все правильно, надо только "Абхазия" на "Россия" в тексте заменить

    • Анонимно
      10.01.2020 18:23

      //сейчас логично было бы провести честные, конкурентные, открытые выборы//

      Надо сказать, что в Абхазии именно такие выборы постоянно и происходят. Довольно честные. наверное потому, что там на каждых выборах власть переходит к враждебной оппозиционной партии - и члены избирательных комиссий не рискуют мухлевать.

      Проблема в том, что даже самые кристально честные и чистые выборы - не помогают абхазским президентам долго оставаться у власти. Абхазской оппозиции лень ждать очередных выборов - и они обычно через полгода свергают своего законно избранного президента. Предлог придумать не долго.

      Кстати, и нынешний президент пришёл к власти после такого же аналогичного государственного переворота. Точно так же его толпа ворвалась в здание администрации, а тогдашний президент Анкваб бежал на российскую базу. Теперь уже эта оппозиция (которая раньше была у власти), напротив, свергает Хаджимбу - и теперь Хаджимба по-видимому прячется на российской базе.

      Это стало уже такой невинной абхазской традицией. Это абсолютно ни к чему не ведёт, кроме как смене местечковых группировок.

  • Анонимно
    10.01.2020 18:17

    Когда с Грузией воевали, Сухум называли, теперь обратно.

    • Анонимно
      10.01.2020 18:29

      Нет, не обратно. До 1930 г., пока Абхазию не присоединили к Грузии, Сухум и назывался Сухумом. После присоединения к Грузии Сухум на грузинский манер стали называть Сухуми.
      После отделения от Грузии в 1993г. столица Абхазии называется Сухумом. Но если в Абхазии Сухум назовёте Сухуми - никто на это никак не отреагирует.

      Абхазы после их войны с Грузией вообще от названия всех населённых пунктов конечную букву "и" убрали. Сухуми - теперь Сухум, Гали - Гал, Ткварчели -Ткварчел.

      Кстати, не повезло даже традиционной грузинской лепёшке. Теперь она называется не "хачапури", а "хачапур".

  • Анонимно
    10.01.2020 18:33

    отдайте их назад Грузии. Путь они будут их головной болью

    • Анонимно
      10.01.2020 18:44

      1. Они не предмет, чтобы их как предмет "передаваться". Они не "передадутся".

      2. Кроме того, Абхазия не является для России "головной болью". Да и для, вас грузин, Абхазия уже не является "головной болью".

      3. Для нас лучше Абхазия - в качестве независимой Абхазии, чем Абхазии - качестве части Грузии.

      Постсоветская Грузия - увы, не является нашим другом. У грузинского "истаблимента" другие цели, другие взгляды и другие ориентиры. Некоторые взгляды, возможно, даже лучше, чем у нас, но это не наши взгляды. К тому же у грузинского общества очень имперские взгляды. Взгляды грузин на свои нацменьшинства очень жёсткие. Во всяком
      случае эти взгляды были таковыми, пока Грузия окончательно не утратила эти территории. Академик Сахаров называл Грузию "мини-империей".

      Независимая Абхазия для нас объективно лучше. Вступать в состав России она сейчас уже не хочет. Вот и пусть Абхазия живёт отдельным соседним государством. Экономически Абхазия привязана к России. Там всё российское, даже большинство продуктов, хотя Абхазия - вроде бы благословенное государство с хорошим климатом и плодородными землями. Там действует российский рубль, повсюду превалирует русский язык. Пусть они живут с богом )

      • Анонимно
        11.01.2020 09:02

        За свой счет и своим трудом - надо добавить

      • Анонимно
        11.01.2020 12:41

        Абхазия - криминальный анклав, даже государством трудно назвать.
        Для сравнения погуглите ,,Аджария". Она превратилась в жемчужину Грузии. . Батуми это картинка!

        • Анонимно
          13.01.2020 12:32

          Грузия инвесторов пускает. Аджария практически счас полностью турецкая

  • Ни одна сторона не имеет существенного превосходства.
    В таких случаях было бы целесообразно установить триумвират

    • Анонимно
      10.01.2020 18:54

      Такое уже в Абхазии было. Точнее был не "триумвират", а "дуумвират", т.е правил выигравший выборы президент и его оппозиционный соперник.

      В 2004г. на выборах в Абхазии победил президент Багапш. А проигравшая кандидатура (это был кстати нынешний, свергаемый президент Хаджимба), устроил точно такой же многолюдный шабаш у стен администрации. И толпа точно также врывалась в здание. Не знаю почему, но Путин решил тогда вмешаться, типа, в роли "миротворца" - и принудил Багапша срочно учредить должность "вице-президента" и посадить на неё оппозиционного смутьяна Хаджимбу.

      Так они тогда вдвоём и правили несколько лет, ненавидя друг друга. Потом Хаджимба не выдержил сам - и ушёл со своего поста - в чистую оппозицию.

  • Анонимно
    10.01.2020 18:46

    Люди там устали жить как при каменном веке.

  • Анонимно
    10.01.2020 19:02

    Аджария и Абхазия - две грузинские автономии как говорится, почувствуйте разницу. Одни во всю используют свое геополитическое положения с миллиардными инвестициями. Вторые, типо победители, сидят на шее российских граждан, ни черта не делая на своей (!) земле.
    Уму не постижимо!

    • Анонимно
      10.01.2020 19:22

      Вы, грузины, так наивно нас не подзуживайте. Мы своих союзников не сдаём.

    • Анонимно
      10.01.2020 19:24

      Обе раньше были автономиями, но сейчас перестали ими быть.

    • Анонимно
      10.01.2020 19:49

      Аджария непризнанная тоже? Бред не пишите. Танки перед Аджарией остановили политики. И живут они не очень хорошо

  • Анонимно
    10.01.2020 19:28

    В этом столкновении оппозиция скорее всего победит. Эту толпу возглавляет очень популярный в Абхазии "герой Донбасса" Ахра Авидзба, который очень долго и успешно воевал на Донбассе. Правда он не претендует на пост президента. Этой ситуацией воспользовался оппозиционный, ранее проигравший кандидат, Аслана Бжания, который срочно прилетел в Сухум, уже после захвата здания.

    • Анонимно
      10.01.2020 22:42

      Откуда же он прилетел в Сухум, если воздушное пространство Абхазии закрыто?! А аэропорт Бабушара используется только для военных нужд ВВС Абхазии? Фантазируйте аккуратнее.

      • Анонимно
        11.01.2020 07:51

        Прилетел он из Москвы в Сочи, естественно - а потом приехал в Сухум. Никто не говорил, что он прилетел через Бабушару.

  • Анонимно
    10.01.2020 19:42

    Просто скучно стало людям..
    От этого "восстания" им не тепло,не холодно.

  • Анонимно
    10.01.2020 21:57

    Вот что пишет Аблотия Тенгиз о ситуации в Абхазии(статья из интернета): «На протяжении многих лет в Абхазии действует определенная аномалия, нехарактерная для пространства, контролируемого Россией - в целом там работает российская система управления, со всем ее характерными свойствами - коррупцией, криминалом, чиновниками, кланами и т.д.
    Но при этом, благодаря особенностям абхазского национального характера, там русским не удалось создать систему, которая работает по всей России - с единоначалием, имитацей выборов, подавлением оппозиции и демонстративным наплевательством на общественное мнение.
    В Абхазии общественное мнение существует, и до сих пор никому не удавалось на него наплевать.
    Нынешние события идут по уже апробированной схеме - народ свергает власть, надеясь на то, что власти не хватит смелости использовать силу, а силовики не станут бить соотечественников.
    Благодаря тому, что любая абхазская власть всегда боится использовать силу против общества, то в конечном итоге, Например, так ушел Анкваб и пришел Хаджимба.
    Но эта система - неестественная, и не исключено, что когда-то две несовместимые ее части - российская централизация и абхазская свобода - придут друг с другом в противоречие.
    На каком-то этапе власть может начать использовать силу. И если она сделает это один раз, и у нее это пройдет без осложнений - тогда абхазское общество будет сломано и превратится в бутафорию вроде юго-осетинского.
    Сейчас все в руках Хаджимба и Путина - решится ли первый применить силу, и поддержит ли его в этом второй.» Всё верно, на мой взгляд.

    • Анонимно
      11.01.2020 08:03

      По-моему, грузин Аблотия очень тенденциозен. Зря он оппозицию называет "народом". Народ на выборах большинство голосов отдал как раз нынешнему Хаджимбе. А чтобы толпе ворваться в здание, которое не охраняется - достаточно и 20 человек оппозиционеров. Ранее точно такую же толпу организовывал и сам Хаджимба - и точно также смещал тогдашнего действующего президента.

      Здесь больше сходства не с Россией, а с Грузией в недавнем прошлом, когда оппозиция аналогичным образом постоянно собиралась в Тбилиси на проспекте Руставели - и штурмовала президентскую администрацию. Трчно так был, например, смещен президент Шеварднадзе. Потом, новая оппозиция пыталась уже смещать пришедшего к власти Саакашвили, но он для защиты своей власти уже применил силу - создав мощный батальон охраны, соответственно экировав его, и сильно повысив зарплату бойцам этого батальона.

      Нунешние события в Абхазии - это клон недавней Грузии, а совсем не России.

  • Анонимно
    10.01.2020 22:08

    В Гудуате стоит ПДП , только из -за этого и приходится вливать деньги в этот кусок побережья , но естественно населению пшик , власть распихивает по карманам.

  • Анонимно
    10.01.2020 22:13

    «..то в конечном итоге, общество всегда побеждает.» ..

  • Анонимно
    10.01.2020 22:48

    А ну их всех к чертовой матери! Последние 20 лет отдыхаю с семьей в Турции по 2 раза и доволен. В Абхазии, Сочи, Крыму был при СССР и больше не хочу. В Батуми, может, и съездил бы, там в свое время очень понравилось. А абхазам ничего не остается, как вариться в собственном соку и дичать: работы нет и не будет, имидж курорта упал донельзя, весь профит - в дележке российских подачек. Естественно и неизбежно эта дележка криминализируется. Не дай бог начнется клановая резня и придется как в Сирии их утихомиривать. Единственно, что их держит пока еще в рамках - страх, что русские отвернутся и вернутся грузины. Но тем, кто много нахапал - и это не страшно, и так надолго хватит.

    • Анонимно
      11.01.2020 08:07

      Даже если начнётся "клановая резня" - Россия все равно вмешиваться не будет. Это внутреннее дело Абхазии.
      Но скорее всего, к счастье, там до стрельбы дело не дойдёт. Но эти политические "качели" с лёгкими госпереворотами так и будут продолжаться.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль