Общество 
15.01.2020

Ринат Абдуллин: «Посчастливилось оставить в истории Челнов след. Не наследить, надеюсь…»

Прощальное интервью правой руки Магдеева о том, как автограду не стать Детройтом, обидах бизнеса и местном менталитете

«Нельзя же Наиля Гамбаровича одного оставить в тяжелую минуту! Жизнь уже прожили вместе», — вспоминает Ринат Абдуллин о том, почему пять лет назад согласился возглавить городское хозяйство Челнов. О причинах своего ухода на должность замминистра строительства РТ и главных итогах работы бывший руководитель челнинского исполкома рассказал в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online».

Ринат Абдуллин: «Думаю, главное — нам удалось изменить отношение горожан к исполнительной власти. В Челнах же люди непростые — не постесняются и в глаза на улице высказать недовольство. Но сейчас такого уже нет» Ринат Абдуллин: «Думаю, главное — нам удалось изменить отношение горожан к исполнительной власти. В Челнах же люди непростые — не постесняются и в глаза на улице высказать недовольство. Но сейчас такого уже нет» Фото: Олег Спиридонов

«нам удалось изменить отношение горожан к исполнительной власти»

— Ринат Азгарович, мы видим, что ваша работа в Челнах была очень интенсивной. Назовите главных дела, которые, на ваш взгляд, были сделаны на пятерку.

— Вопрос непростой. Думаю, главное — нам удалось изменить отношение горожан к исполнительной власти. Помню, первые встречи с населением проходили со скандалом каждый день. Приходилось выслушивать боль людей, которые говорили о нерешенных проблемах… Первые два года работы шел один негатив. Но последние пару лет все встречи с челнинцами проходят в рабочем русле — люди успокоились. Это не значит, что все проблемы решились, но они сдвинулись с мертвой точки. За эти пять лет мы по всем отраслям сделали большой шаг вперед. Думаю, люди тоже видят, что работа идет. Я и сам чувствую, что менталитет людей меняется. Да, в интернете в комментариях бывает критика, но в жизни, когда с людьми встречаешься, разговариваешь, совсем другое дело. В Челнах же люди непростые — не постесняются и в глаза на улице высказать недовольство. Но сейчас такого уже нет.

Большой объем работы осуществлен по ремонту объектов социальной инфраструктуры, так как одна из проблем в городе — большой износ зданий. Поликлиники, детсады, школы — мы бо́льшую часть отремонтировали. Постарались выполнить даже больший объем работ, который был предусмотрен. В детсадах родными только стены остались — все заменили: мебель, оснащение, отделку, заборы. Все делали на совесть. До домов культуры вот только руки дошли, стадионы ремонтируем. Начинали со стадиона «КАМАЗ», сейчас «Строитель» завершаем. Кладбища в порядок привели — огромные деньги на это потратили. Одним словом, большие средства везде требуются, все сразу не сделать. Но все в порядок приведем.

«Достигли консенсуса со строителями по вопросам отделки фасадов. Мы попытались хотя бы в этих жестких рамках изменить облик города, чтобы новостройки стали красивее. Город теперь весь светится» «Достигли консенсуса со строителями по вопросам отделки фасадов. Мы попытались хотя бы в этих жестких рамках изменить облик города, чтобы новостройки стали красивее. Город теперь весь светится» Фото: «БИЗНЕС Online»

Огромный фронт работ пришелся на реконструкцию парков и скверов. Благодаря этой программе мы смогли уравнять в правах жителей старой и новой частей города. Сидоровку раньше никто территорией города не считал, а сегодня это ворота Челнов. Свою деятельность в городе исполком начал оттуда. И парк там облагородили, и строительство домов по соципотеке активно идет, коммерческое жилье строится. Даже по стоимости квартир сейчас можно понять — цена на жилье в Сидоровке почти выровнялась с Новым городом.

Достигли консенсуса со строителями по вопросам отделки фасадов. Мы понимаем проблемы строительного бизнеса в Челнах — все заводы у основных застройщиков заточены под одну серию домов. Но мы попытались хотя бы в этих жестких рамках изменить облик города, чтобы новостройки стали красивее. Город теперь весь светится. Сейчас пытаемся ориентировать застройщиков на обеспечение будущих жильцов парковками и машино-местами. Это непросто — цена земли в городе высокая. Да и не каждый застройщик хочет возводить парковки. Но мы видим — сдвиг в этом вопросе есть, парковки строятся, в том числе и многоуровневые.

Навели порядок с киосками и рекламой — всех провели через аукционы. Раньше же никто в бюджет за рекламу и киоски не платил. Весь этот бизнес был бесплатный. А мы почистили город от рекламы и киосков. Я считаю, реклама должна быть современной, со светодиодными экранами, а не в виде баннеров, на которых изображены огурцы и окорочка, которые над дорогами висят.

Боролись с разливайками и фанфуриками, находили хозяев. Это же все город не украшало.

Даже в ипподром вдохнули вторую жизнь: летом там проводятся ярмарки, зимой теперь организовали каток.

«Не успели довести до ума набережную Табеева. Мы там все почистили от мусора и старых деревьев. Но надо ее расширять и обустраивать» «Не успели довести до ума набережную Табеева. Мы там все почистили от мусора и старых деревьев. Но надо ее расширять и обустраивать» Фото: «БИЗНЕС Online»

В ПРИОРИТЕТЕ — НАБЕРЕЖНАЯ ТАБЕЕВА, МЕЧЕТЬ И НОВАЯ БОЛЬНИЦА

— А что не удалось сделать или хотели, но не успели?

— Не успели довести до ума набережную Табеева. Мы там все почистили от мусора и старых деревьев. Но надо ее расширять и обустраивать. Летом набережная становится центром притяжения детей, молодежи, спортсменов. Проект реконструкции уже подготовлен. Мы вместе с Наилем Гамбаровичем попытаемся включить ее в программу благоустройства парков и скверов. Теперь уже я этим буду заниматься в министерстве.

Обязательно надо достроить мечеть. Нельзя ее оставлять в таком виде. Соборная мечеть нужна, и территорию вокруг нее надо красиво благоустроить. Да и само здание мэрии надо в порядок привести.

Еще есть большое желание у руководства города построить в Челнах современную больницу. Горбольница номер 5 находится в приспособленном помещении, а туда направляется основной поток пациентов. БСМП перегружена, тем более что это больница для всего Закамья. Ее после реконструкции открыли в 2012 году — уже 8 лет прошло. Сейчас для нас основная задача — приложить все силы, чтобы «зайти» в соответствующую программу. Место под новую больницу уже имеется — на проспекте Чулман около ипподрома. Там участок зарезервировали специально под эти цели. У леса можно будет и парковки обустроить. Сегодня в Челнах в целом надо здравоохранением серьезно заниматься: ремонт инфекционной больницы завершить, достроить онкоцентр, отремонтировать роддом.

«Парков и зеленых зон в Челнах недостаточно. А городу нужны легкие. Всю промзону нужно засадить деревьями, потому что в Челнах непростая экологическая ситуация» «Парков и зеленых зон в Челнах недостаточно. А городу нужны легкие. Всю промзону нужно засадить деревьями, потому что в Челнах непростая экологическая ситуация» Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще что хочется отметить — парков и зеленых зон в Челнах недостаточно. Я частенько смотрю на землю возле Органного зала. Территорию возле него надо бы освободить. Парк «Прибрежный» умирает. Если сегодня не давать ему новые ростки, не обновить посадки, дышать нечем будет. Я «Горзеленхозу» часто пенял, что они «Прибрежный» запустили. Когда его почистили, там такие проплешины открылись! А городу нужны легкие. Всю промзону нужно засадить деревьями, потому что в Челнах непростая экологическая ситуация. Хорошо, что дорога М7 выйдет за пределы города — санитарно-защитная зона немного сдвинется. Но у нас открываются новые производства, город развивается, поэтому деревья надо активно сажать.

— С чем связана плохая экологическая ситуация? Наоборот, считается, что в Челнах вредных производств нет, трубы нижнекамские далеко.

— Автотранспорт сильно портит воздух — до 70–80 процентов загрязнений идет от него. Поток по М7 бесконечный круглые сутки. Дорога в 7 раз перегружена. Экологией надо заниматься, надо внедрять сберегающие технологии. И Нижнекамску тоже надо внедрять, производство и у них растет. Следует активно заниматься берегоукреплением, очисткой рек. Смотрите, что с Мелекеской происходит — зарастает, в болото превращается. Ливневки надо восстанавливать. Проблем еще с советских времен много осталось. Сегодня исполком занимается этими вопросами, успешно пытаясь попасть в соответствующие федеральные программы. С минэкологии работаем плотно. Самое главное, что Тогаевскую свалку удалось рекультивировать. Хоть оттуда дыма нет сейчас.

«Моя позиция такая: «Газельки» город не красят, поэтому в Челнах должны быть большие автобусы. И должны быть именно свои, камазовские, а не ГАЗы или автобусы из Китая» «Моя позиция такая: газельки город не красят, поэтому в Челнах должны быть большие автобусы. И должны быть именно свои, камазовские, а не „ГАЗы“ или автобусы из Китая» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы, что ли, какой-то цветочный бизнес загубили? Не скажите!»

— Со стороны КАМАЗа была критика в адрес исполкома по поводу неумения организовать перевозки. И у населения есть вопросы по качеству работы транспорта. Исполком не стал ввязываться в полемику и до сих пор как-то старается обходить стороной этот вопрос. Но ведь у вас есть своя правда?

— Эту тему я не хочу выносить на обсуждение. Может, до Сергея Анатольевича [Когогина] неправильно информацию довели. Моя позиция такая: газельки город не красят, поэтому в Челнах должны быть большие автобусы. И должны быть именно свои, камазовские, а не «ГАЗы» или автобусы из Китая. Иначе нас просто не поймут. Думаю, предприятие «Электротранспорт» будет жить — никто его не бросит. Совместно с КАМАЗом эти экономические вопросы, думаю, удастся утрясти.

— Было время, исполком обвиняли в чрезмерном увлечении точечной застройкой. Особенно в 14-м комплексе был острый конфликт. Сейчас страсти утихли?

— Сегодня жалоб нет. Остались некоторые участки в городе, когда-то проданные под точечную застройку. На них пока ничего не строят. Да, была волна против точечной застройки. Сначала из-за стройки Дамира Бибишева, потом в 38-м комплексе воевали за сквер, потом в 14-м комплексе. Но по всем проблемным зонам мы с собственниками земель и с жителями ситуацию урегулировали.

Вы, может, не знаете, но у нас и в парке культуры и отдыха на ГЭСе могли построить дома. У входа в парк целый угол с живыми деревьями был отдан под строительство жилья и еще один участок прямо в центре парка. Мы понимали, что нам потом люди скажут: куда смотрела власть? С владельцами этих участков мы договорились, нашли вариант мены. Сейчас на этом месте будет создана зона активности для детей и молодежи. Сейчас остаются только воспоминания, но тогда разговоров было много — все думали, что мы под себя с Наилем Гамбаровичем эти земли берем. Хочу заметить, что и среди бизнесменов есть люди, кто за город переживает. Не все коммерсанты такие скандальные.

«Есть такие, кто не бизнесом занимается, а арендой или алкоголем торгует и нарушает все законы. Вот это разве бизнес? Я их всех по фамилиям могу назвать. Они на меня жалобы писали и до сих пор никак не могут успокоиться» «Есть такие, кто не бизнесом занимается, а арендой или алкоголем торгует и нарушает все законы. Вот это разве бизнес? Я их всех по фамилиям могу назвать. Они на меня жалобы писали и до сих пор никак не могут успокоиться» Фото: Олег Спиридонов

— Вы на деловом понедельнике принесли извинения за то, что иногда, по вашим словам, приходилось жестко разбираться с людьми. Особенно малый бизнес недоволен такими разборками. Как вы считаете, с бизнесом надо пожестче или помягче? Или пустить все на самотек?

— Малый бизнес в Челнах — разноцветный и разнообразный. Есть бизнесмены, которым в основном надо помогать. На них со всех сторон и так давят — я это прекрасно понимаю. Но вы думаете, мы какого-то добросовестного бизнесмена обидели? Не скажите! Есть такие, кто не бизнесом занимается, а арендой или алкоголем торгует и нарушает все законы. Вот это разве бизнес? Я их всех по фамилиям могу назвать. Они на меня жалобы писали и до сих пор никак не могут успокоиться. Мы им объясняем, что можно, а что нельзя, но они никак не могут понять, только деньги за этим видят. Это нормально? Это что, бизнес? Мы, что ли, какой-то цветочный бизнес загубили? Хлебопекарню какую зажали? Или продавца колбас? Мы [наказываем] только тех, кто нарушает законодательство, кто спаивает людей, детей. Это же ненормально! Я противник торговли алкоголем, просто полномочий у муниципальной власти, к сожалению, не хватает. В подъездах у нас алкоголь продают — это же ненормально! Люди же сопьются скоро! Мы на улицах порядок навели — преступность уличная снизилась, но ушла в бытовую сферу — пьют дома, режут друг друга… Где вы видели на Западе свободную продажу алкоголя? Нигде не купишь! А у нас сутками торгуют! Мы можем хотя бы нелегальный алкоголь сдержать, применяем для этого все административные меры. Так что не думаю, что мы малый бизнес обижали. Кто работает по закону, платит аренду, налоги, получает разрешение на торговлю — мы их не трогаем. Да, разбирались с торговцами, которые на дороге продают арбузы с грязных «Газелей». Подъезжают на своей гнилушке, встают рядом с честными продавцами, сбивают цены — это разве справедливо?

«Градсоветы нужно возрождать. Публичность в этом деле очень необходима» «Градсоветы нужно возрождать. Публичность в этом деле очень необходима» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Вы были инициатором воссоздания в Челнах градсовета. Там шло бурное обсуждение, архитекторы ломали копья. Но уже больше года градсоветы не проводятся. Когда они восстановятся? Видите ли вы в них целесообразность?

— Да, их нужно возрождать. Публичность в этом деле очень необходима. Когда обсуждался вопрос необходимости градсоветов, противников было много, но и желающих их возобновить тоже было достаточно. Участники приходили с большим интересом. Вообще это больше была идея Алмаса Ахтямовича Идрисова. Все-таки это авторитетнейший архитектор в республике. Жаль, что он ушел с поста. Он пытался разбудить архитектурное сообщество. Кого-то удалось разбудить, кого-то, может, не очень. Но город изменился в архитектурном плане, теперь на Челны можно посмотреть с другого цветового ракурса. Да, для кого-то капремонт домов был шоком из-за ярких цветов, которые применялись при покраске фасадов. Не сразу это воспринималось. Но планомерная работа в течение пяти лет — и сегодня город совершенно по-другому смотрится. Челны стали современными, по-другому заиграли. Многие дома в Москве и Европе так красят. И, несмотря на применение ярких красок, город по-прежнему светлый, оправдывает свое название.

Алмас Ахтямович до сих пор звонит, помогает, консультирует. Но фактически градсовет прекратил работу из-за его ухода. Я бы сам мог его проводить и дальше. Но там же каждый отдел готовится по своему направлению, а я потом выношу на обсуждение. Без главного архитектора теряется смысл этого мероприятия.

— Кстати, у нас долгое время вакантно кресло главного архитектора в городе. В чем проблема? Слишком жесткие требования выставляются или условия не те?

— На самом деле такой должности — главный архитектор — нет. Институт главных архитекторов ликвидировали согласно законодательству по всей стране. И теперь должности главных архитекторов звучат как главный специалист или начальник отдела строительства и архитектуры. Я считаю, это ненормальная ситуация. Но это везде так. Сложно найти человека на муниципальную службу, на маленькую зарплату. Кроме того, это должен быть специалист, разбирающийся в градостроительстве. У него должно быть целостное восприятие города, он не должен мыслить отдельными объектами: вот это здание покрасим так, чтобы было красиво, а этот киоск — сяк. Он должен масштабно мыслить, видеть, как дальше двигаться. Алмас Ахтямович — архитектор от бога, с ним было легко работать. Мы такого же сегодня ищем, но в городе найти не можем. К тому же архитекторы-частники на своих проектах гораздо больше зарабатывают — они сотни тысяч берут. На муниципальной службе архитектору нельзя заниматься коммерческой деятельностью, поэтому не каждый соглашается на подобную работу.

«Алмас Идрисов— архитектор от бога, с ним было легко работать. Мы такого же сегодня ищем, но в городе найти не можем» «Алмас Идрисов— архитектор от бога, с ним было легко работать. Мы такого же сегодня ищем, но в городе найти не можем» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Слово «чиновник» приобрело какой-то грязный оттенок»

— В целом о команде хотелось поговорить. Из Челнов ушел начальник горздрава, и создается впечатление, что на это место тоже человека сложно найти. Ушедшего кандидата нашли не в городе, а пригласили из Казани. Здесь опять так же придется действовать?

— Начальник здравоохранения — это креатура минздрава. Тогда они сами нам предложили Нияза Фатыхова. Мы не стали отказываться. Новые люди, особенно доктора — нужны. Но у человека возникли семейные обстоятельства. Семью сюда он не перевозил. А у нас требования: раз ты приехал в город — работай. Он сам решил уехать. Но могу сказать, что претенденты на должность начальника управления здравоохранения сейчас есть. Будем выбирать. Начальник управления здравоохранения должен быть не только главным врачом больницы, но и города. То же самое в культуре, образовании. Начальник управления должен смотреть на свою сферу масштабно. А говорить, что кто-то уезжает из города… Уезжают — и это нормально. Молодые люди едут за знаниями. Даже Петр Великий отправлял всех за границу учиться, потом оттуда возвращались. А мы чего боимся-то? Что, у нас больно качественное высшее образование, что ли? С этим я поспорю.


— Но и по другим направлениям не без сложностей закрывались вакансии. Хотелось понять — с чем связаны трудности с командой? В городе ресурсы муниципальных служащих исчерпаны или они не готовы к требованиям, которые выдвигают в исполкоме?

— Я бы не сказал, что есть трудности с командой. Тут работают талантливые люди, есть и молодежь, и душой радеющая, и готовая работать. А то можно услышать иногда, что чиновникам делать нечего. Слово «чиновник» приобрело какой-то грязный оттенок, как будто это нехороший человек. А в исполкоме в основном-то люди порядочные работают, и это на самом деле тяжеленный труд. Я их чисто по-человечески жалею, когда им приходится по выходным работать. И зарплаты маленькие, и работают допоздна. У нас держатся кадры профессиональные. Но не все выдерживают, кто на пенсию уходит, кто — в бизнес. Молодежь не хочет этой деятельности жизнь посвящать.

У нас, в Челнах, самый маленький чиновничий аппарат после сокращений. В Казани в два раза больше населения, чем у нас, а там 2 тысячи муниципальных чиновников. А у нас всего 500 человек тащат работу — в четыре раза меньше. А должно быть минимум 800 человек по нормативу. Почему из отдела транспорта постоянно люди уходят? Потому что проблемы, потому что там работа день и ночь. Люди семьи не видят. Так что чиновников иногда и поберечь надо и спасибо им сказать. Но мало кто говорит.

«Я бы не сказал, что есть трудности с командой. Тут работают талантливые люди, есть и молодежь, и душой радеющая, и готовая работать» «Я бы не сказал, что есть трудности с командой. Тут работают талантливые люди, есть и молодежь, и душой радеющая, и готовая работать» Фото: «БИЗНЕС Online»

— И тем не менее вакансии закрываются не быстро.

— Не быстро, да. Мы к этому вопросу всегда основательно подходим. Лучше подождать, посмотреть, повыбирать. Чтобы были кадры, в городе надо заниматься высшим образованием. Это технический университет, о котором докладывали президенту страны. Высшее образование надо развивать, и не только КАМАЗу, а городу в целом, тогда люди останутся. Если не будет научной интеллигенции в городе, Челны превратятся в Детройт. Научно-исследовательский институт — это важный показатель. Чем Челны отличаются от Казани? У нас нет НИИ в городе, нет научной интеллигенции. Это надо развивать. И тогда Челны станут культурным и научным центром, а люди не будут только гайки крутить.


— В прошлом году самым громким было дело начальника управления АТИ Айрата Насыбуллина, которого подозревали в превышении должностных полномочий, но дело закрыли. Он остается работать?

— Нет. Он написал заявление на отпуск с сегодняшнего дня с последующим увольнением. Нам нужна смена, молодежь. Ничего здесь страшного нет. И он, наверное, подустал от такой встряски. Не на курорте же побыл — и следственные действия, и домашний арест. Придут другие люди, пусть работают. Все-таки АТИ — это не простой хлеб. Это тоже работа с малым бизнесом, который не хочет за собой мусор убирать, порядок на вверенной территории наводить. Говоришь: «Убери за собой», — а он не хочет. Значит, нужно протокол выписывать. Спасибо за это не скажут. Сразу же начнут писать жалобы — нас зажимают.

— В целом вы довольны тем, как Айрат Ахмаевич работал до всех этих событий?

— Всяко бывало. Я и своей-то работой не всегда доволен. Но могу сказать, что Айрат Ахмаевич — сильный эколог! На это место теперь нужен человек из правоохранительных структур. Возможно, пенсионер.

«Челны — город непростой, сюда все приехали из разных уголков страны — с деревень, районов. По большому счету, здесь ни у кого нет корней» «Челны — город непростой, сюда все приехали из разных уголков страны — из деревень, районов. По большому счету здесь ни у кого нет корней» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Челны — это город приезжих»

— Давайте вернемся на пять лет назад.  Расскажите, в какой форме вам было сделано предложение поехать в Челны и кем? Наилем Гамбаровичем? Как он вас убедил?

— Он не только меня убеждал. Он мою маму убеждал, жену, семью. Я тогда вообще хотел с госслужбой завязать, так как прошел все этапы. Думал спокойно работать на себя. Но Наиль Гамбарович, наверное, зная мой характер, приехал домой, стал уговаривать. Сказал — надо ехать.

— Почему в итоге решили согласиться?

— Нельзя же Наиля Гамбаровича одного оставить в тяжелую минуту! Жизнь уже прожили вместе. Он сказал — надо начать, надо помочь. Руководить полумиллионным городом ведь непросто. Мы с первых дней распределили обязанности. Он политикой занимается, я — городским хозяйством. Любая команда так должна работать. Если будет один человек и там и сям бегать — это какое здоровье надо! Вы думаете, легко мэром быть? Все на стрессе. Непростая работа! Я бы не смог никогда выбивать деньги для города, ходить по кабинетам. Лучше уж стройки курировать. Может, просто мне это ближе. Так что тандем у нас хороший. Мы чувствовали, что нужно делать, без слов. Объяснять мне не надо было, и я лишними вопросами его не заваливал.

— Кстати, ремонт у вас в кабинете так и не сделали. Со времен Алтынбаева здесь тот же паркет, карта города. Вообще в целом мэрию ремонты обошли стороной. Это чтобы вопросов лишних не вызывать или просто руки не дошли?

— И руки не дошли, и средств нет, и денег жалко. Я все-таки не кабинетный работник. Единственное — ламп побольше поставил над своим столом. Зрение совсем испортил, подписывая документы. Средства выделят на мэрию — будем ремонтировать. Самое главное — мы заставили всех платить налоги на землю, даже крупнейший ТЦ «Торговый квартал». И мы все эти деньги направили на социальную сферу — школы, детсады, дороги. Какой уж тут кабинет?

«Я знаю город лучше, чем некоторые челнинцы» «Я знаю город лучше, чем некоторые челнинцы» Фото: Олег Спиридонов

— За все пять лет вы себя почувствовали челнинцем?

— Да, я знаю город лучше, чем некоторые челнинцы. Сегодня некоторым водителям говоришь адрес, а они спрашивают: «А где это?» Даже не знают родной город. Каждый живет в своем мире, а что за пределами микрорайона происходит — даже не знает.

— Вы сказали, что  у челнинцев специфичный менталитет. Мы тоже считаем, что люди в Челнах пассионарны, активны. И от них часто можно услышать упрек: «Магдеев, Абдуллин — бугульминцы». Но у нас исторически сложилось так, что у руля города были в основном те, кто сделал в Челнах карьеру. Единственное исключение — покойный Рашит Хамадеев, который приехал из Заинска. А тут впервые за много лет Челны возглавили люди из другого города. Вы чувствовали к себе настороженное отношение?

— Челны — город непростой, сюда все приехали из разных уголков страны — из деревень, районов. Каждый год в Челнах все диаспоры и землячества собираются — и бугульминцы, и альметьевцы, и актанышцы. Челны — это город приезжих. Это надо помнить. По большому счету здесь ни у кого нет корней. Есть улица Центральная и небольшое количество людей, которые здесь жили до строительства КАМАЗа. Сегодня есть молодежь, которая уже родилась в Брежневе, Набережных Челнах. Вот они и будут творить историю города, они скажут, что они челнинцы.

В Бугульме мы как жили? Спрашивали: «Ты чей будешь?» — и узнавали родственников до седьмого колена. А в Челнах мы спрашиваем: «Откуда ты приехал?» У жителя Челнов нет связи с родиной. Поэтому и менталитет такой — приехали самые активные. Вот кто встанет и поедет чужой город строить? Мы привыкли по долгу службы к переездам. Но вот так взять и сказать: «Поехали — построим в Краснодарском крае или в Ростове какой-нибудь завод!» — сейчас еще подумают, ехать ли в палатке жить...

«Сегодня есть молодежь, которая уже родилась в Брежневе, Набережных Челнах. Вот они и будут творить историю города, они скажут, что они челнинцы» «Сегодня есть молодежь, которая уже родилась в Брежневе, Набережных Челнах. Вот они и будут творить историю города, они скажут, что они челнинцы» Фото: «БИЗНЕС Online»

«нам посчастливилось оставить свой след в истории города. Не наследить, надеюсь…»

— Кого вы видите вместо себя? Есть достойные кандидаты?

— Не открою вам секрет. Люди есть, рассматриваются претенденты. Мы с первых дней с Наилем Гамбаровичем готовим достойную смену. Здесь должны остаться люди, которые переживают за город, которые будут двигать его в правильном направлении. Такие люди будут! Думаю, нужна молодежь. Самое главное, чтобы у нее было желание работать. Мы же тоже работали молодыми, нам же доверяли старшие товарищи. Тем более рядом с Наилем Гамбаровичем можно подучиться, и замы уже «обкатанные», знают работу.

— Какие задачи в минстрое будете решать? Какой круг обязанностей?

— Приблизительно знаю, но пока не буду говорить. Это не самое важное пока.

— Все-таки в связи с чем решили прекратить работу в Челнах — какова истинная причина?

— Всякие причины есть — и личные, и рабочие. Все равно надо когда-то уходить. Думаете, через 5–10 лет легче было бы уйти? Может, еще больнее. Можно было бы и дальше работать, но раз президент решил, что там в минстрое задачи есть для меня, — значит, будем их решать. Может быть, там мой опыт нужнее сейчас.

— Значит, вопрос решался с участием президента?

— Конечно! Набережные Челны я никогда не забуду, хороший город, хорошая встряска. Но и мы городу тоже дали встряску.

— В Челнах год шел за два?

— Сейчас кажется, что все пролетело как один день — в таком активном темпе работали. Важно, что я вижу результаты своей работы. Противодействие преодолевали, претворяли свои идеи. Может, сразу кто-то не воспринимал, но взгляд со стороны иногда бывает свежим. Я рад, что мне посчастливилось поработать в Набережных Челнах — город славный, героический, город трудовой славы. Здесь советский народ совершил подвиг — построил КАМАЗ. Да, мы пришли сюда в тяжелый момент — кризис 2014 года, КАМАЗ стоял, много проблем нерешенных. Все разом навалилось — дороги, школы, детсады. Везде жалобы, мест в детсадах не хватает. Самое главное — нам посчастливилось оставить свой след в истории города. Не наследить, надеюсь, а именно оставить след.

«Набережные Челны я никогда не забуду, хороший город, хорошая встряска. Но и мы городу тоже дали встряску» «Набережные Челны я никогда не забуду, хороший город, хорошая встряска. Но и мы городу тоже дали встряску» Фото: nabchelny.ru

— Исполнять ваши обязанности будет ваш первый зам Илья Зуев. Как думаете, он справится?

— Он два с половиной года со мной поработал. Должен справиться.

— Несколько удивляет его биография: проработав почти всю жизнь в правоохранительных органах, в наркоконтроле, он вдруг стал стал руководить «Геополисом», а потом и вовсе перешел на муниципальную службу. Он не случайно оказался в «Геополисе» в момент земельных конфликтов в Челнах?

— Просто когда службу наркоконтроля расформировали, мы его заметили — молодой человек, честный и порядочный, и коллеги его хорошо характеризовали. В Челны он попал переводом по линии МВД. А в «Геополисе» для него освободилось место после увольнения прежнего руководителя Михаила Давлетшина, которого признали виновным в мошенничестве. Илья Сергеевич, думаю, быстро научится. Захочет — будет работать, а не захочет — заставят. Или жизнь, или жители.

— Что бы вы пожелали городу и горожанам?

— Хочу всем жителям, руководителям, коллегам сказать спасибо за совместную работу. Все мы хорошо работали, все переживали за результаты труда. Но я уезжаю отсюда только с хорошими впечатлениями. Городу желаю процветания, на месте не стоять, двигаться вперед — это самое главное. Челны нужно сделать такими, чтобы людям хотелось здесь жить, чтобы они чувствовали себя счастливыми. Человеку что нужно — чтобы у него была работа, вся необходимая инфраструктура рядом и не было бы серьезных проблем. Вот что необходимо.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (55) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.01.2020 09:06

А где их взять? Их во власть не пускают. А если пускают, они быстро становятся такими же, как предшественники.

  • Анонимно
    15.01.2020 08:10

    Баба с возу- кобыле легче, это как раз про данный случай.

    • Анонимно
      15.01.2020 09:05

      прежде чем с дивана выводы делать -заявитесь на конкурс.покажите свои знания и талант

      • Анонимно
        15.01.2020 12:55

        09.05 Вы не знаете как в республике проходят конкурсы? Заранее, до конкурса уже известно кто и с какой фамилией победит.. Мне так кажется.. Начиная с конкурса учителей и тп..

  • Анонимно
    15.01.2020 08:25

    Слава Богу этот персонаж ушёл! Нужны честные молодые профессионалы!

    • Анонимно
      15.01.2020 09:06

      А где их взять? Их во власть не пускают. А если пускают, они быстро становятся такими же, как предшественники.

    • Анонимно
      15.01.2020 13:03

      Нужны не молодые или старые, русские или татары, нужны люди честные, душой болеющие за город и жителей.

  • Анонимно
    15.01.2020 08:29

    Наследил. Именно наследил

  • Анонимно
    15.01.2020 08:35

    Спасибо Вам, Ринат Азгарович! Реально город изменился в лучшую сторону! Успехов Вам и всегда быть на связи с Челнами!

    • Анонимно
      15.01.2020 08:49

      Ну в общем да, за последние 30 лет лучщий мэр и лучший начальник исполкома. Жаль только парашютиста наверное из Казани пришлют

  • Анонимно
    15.01.2020 08:42

    Спасибо за интервью! Открылся с новой стороны человек. Даже симпатия появилась.

    • Анонимно
      15.01.2020 09:27

      Согласен. Видно, что знающий человек. Его ошибка, как и многих чиновников, прятался годами от прессы. Нужно было быть открытым, объяснить свои действия, легче дела бы шли. Эх... а так мужик явно достойный. Не чета Мироновым

  • Анонимно
    15.01.2020 08:45

    Да, для кого-то капремонт домов был шоком из-за ярких цветов, которые применялись при покраске фасадов - шок был от безвкусного использования этих цветов. Совершенно колхозно, по-советски. За такой в Европе бы сразу выгнали с поста.

    • Анонимно
      15.01.2020 09:06

      А вы в Европе-то бывали? Там иногда такое увидишь в архитектуре городов, что наши только плюются.

  • Анонимно
    15.01.2020 08:53

    В 14-ом комплексе никакого понимания с жителями не нашли. Просто проигнорировали их пожелания. Может поэтому люди и стали спокойнее, потому что исполком не хочет слышать жителей.

  • Анонимно
    15.01.2020 08:54

    абдуллин сильный технократ.сам работал и других заставлял.

  • Анонимно
    15.01.2020 08:57

    с постсоветских времен в челнах не было более мощного тандема.успехов и здоровья абдуллину.

  • Анонимно
    15.01.2020 08:59

    А ведь действительно, город изменился за последние пять лет и в лучшую сторону, что бы не говорили.. Сейчас и не припомнишь как было, к хорошему быстро привыкаешь. Спасибо, вам Ринат Азгарович! Желаю успехов на новом месте!

  • Анонимно
    15.01.2020 09:02

    хорошее интервью, может и наследил в чем-то,никто не без греха,но прямо боль чувствуется, сделано много на самом деле -дороги, больницы отремонтировали-тут не поспоришь

  • Анонимно
    15.01.2020 09:06

    ... Ринат Азгарович, в нынешнюю пору формальной заорганизованности и одновременно хаоса пахать на видных должностях требуется реально много сил.
    Желаю Вам удачи и много сил!


    (В раннюю бытность я Вам говорил , что в в городе ... нет такого как вы человека)

  • Анонимно
    15.01.2020 09:17

    Из-за него судились полтора года, чтобы получить своё законное разрешение на строительство, потратили деньги на суды, потеряли деньги из-за того, что участок пустовал и просто платилась арендная плата. Все суды подтвердили нашу правоту, но получить разрешение в конечном итоге смогли только после жалобы в прокуратуру. И он тут внаглую заявляет, что не душил бизнес (ничем незаконным мы никогда не торговали). Что за наглая у нас власть то, поразительно!

    • Анонимно
      15.01.2020 11:03

      При Шайхразиеве участочек то получили? Расскажите как

  • Анонимно
    15.01.2020 09:18

    Выскажу свое личное мнение: с начала 2015 года переехал в Набережночелнинскую агломерацию по работе, жил рядом с г. Набережные Челны, часто приезжал в город. В 2015-2016 году производил удручающее впечатление: темный, мрачный, иногда враждебный. В 2017 году были заметны уже позитивные изменения, а в 2018 году город заиграл совсем другими красками: это современный, красивый, запоминающийся город. Разница существенная. Теперь по работе живу в другом городе Татарстана, но постоянно вспоминаю сам город Набережные Челны и даже тоскую по нему. Город очень выделяется в лучшую сторону по сравнению с другими городами Татарстана. Конечно, я многих внутренних процессов не знаю и не видел, но внешнее преображение происходило прямо на моих глазах. Это очень достойная работа! и считаю, что г. Набережные Челны очень повезло с руководителями и командой! большое спасибо, Наиль Гамбарович и Ринат Азгарович!

  • ПанАлекс
    15.01.2020 09:22

    Уйдя на заштатную должность седьмого зама министра строительства (при упадке строительства!) он четко показал, что никакого "ульяновского губернаторства" не светит. А светит пенсия! Потому и побеспокоился за себя, раз на повышение (министром в Ульяновск) не получилось!
    Самое смешное как себе в заслуги капремонты больниц, школ, д/садов и т.д. Или он считает своей заслугу, что деньги, выделяемые из респ. бюджета (ну и фед.) были "правильно" освоены? То есть торги были фиктивные: когда раньше МСП боролся за каждые мелкие (в пару млн.) торги, скидывая цену на 30%, то в последние пару лет торги идут с понижением 0,01%! Потому что намеренно объединены необъединяемые объекты для достижения сумм в несколько сот млн.-пару млрд. для недоступа к ним МСП и попадания денег в "нужные" руки! Да и необходимость всех этих работ весьма сомнительна. Вот пару лет назад меняли плитку и оборудование в туалетах дет. поликлиники 2. Тут наступает "капремонт" - и все заново меняют (сейчас казначейство строже - проверяет реальность работ). Ну и расценки конечно в 1,5-2 раза выше...

    Так что Ринат четко дал понять - скоро в Челнах нового мэра пришлют...

    • Анонимно
      15.01.2020 09:28

      Вряд ли. Скамейка запасных короткая. Магдеев достойно работает - в самом цвету.

      • Анонимно
        15.01.2020 10:08

        Магдеев - красавец во всех Смыслах! Таких ещё надо поискать. Челны столько лет были в забвении, а тут такой движ они с Абдуллиным навели.

    • Анонимно
      15.01.2020 10:12

      При каком упадке строительства? Вы вообще о чём?
      Тем более космодром Восточный- то ещё направление... Случайных людей туда не поставят

    • Анонимно
      15.01.2020 13:01

      Для вас контроль стройки космодрома Восточный плохая работа ?

  • Анонимно
    15.01.2020 09:29

    Они изменили город в лучшую сторону

  • Анонимно
    15.01.2020 09:35

    Ротация кадров надо везде в городе и на Камазе.

    • Анонимно
      15.01.2020 10:09

      Во-во, не припомню, чтобы кто-то с КамАЗа уходил, да были переходы, а потом возвраты... и сидят втихую. Посмотрите на Альметьевск, там нефтяники такую ёлку сделали, а наш КАМАЗ что? Где их участие? Минимальное

      • Анонимно
        15.01.2020 12:20

        Нефтянка прибыль приносит, а Камаз с протянутой рукой. Какая уж тут елка.

  • OPEN
    15.01.2020 09:39

    Сам говорит что на должности ищут долго таланты, и сам тут же говорит что «не сможет работать - заставим» «для него было приготовлено место» и тд

  • OPEN
    15.01.2020 09:40

    Коренные Челнинцы есть! За 5 лет он этого не понял!

    • Анонимно
      15.01.2020 13:33

      Где??? Кого ни спроси все с районов...Мой дед на ударную стройку приехал со всей семьей с Кемерово. В районах да - поколениями живут.

  • Анонимно
    15.01.2020 09:44

    Как только люди в погонах проявляют интерес к интересанту, так волшебным образом кресло освобождается!

  • Анонимно
    15.01.2020 10:03

    Получается, и для него было неожиданно переезд в Казань. А так молодец.
    Предыдущее мэры даже Парк культуры умудрились продать под строительства, во дела.
    Что стало бы с Челнами, задержись на пара годиков еще Шайхразиев.

  • ПанАлекс
    15.01.2020 10:38

    Уходит, показав полную беспомощность в организации пассажирского транспорта и деле лизинга метановых автобусов! Полное отсутствие в исполкоме "бизнес-плана" и понимания эксплуатации метановых автобусов! То есть решение о покупке в лизинг 190 автобусов на метане принималось только чтобы угодить начальству, которое попало в неловкое положение: руководство РТ "выбило" льготу из бюджета РФ на покупку автобусов на метане, а казанские перевозчики наотрез отказались их брать!
    Поражает безответственность исполкома Челнов в процессе сверхубыточной эксплуатации этих автобусов - не организовано ни ТО и полноценный ремонт. А если уж действительно проблема в самих автобусах, "сырых" движков, то почему не было юридического сопровождения - с требованием ремонта за счет производителя. Или уж просто вернули бы лизинговой компании, а маршруты отдали бы частникам. Но НИЧЕГО не делалось, пока сумма долгов и убытков не достигла миллиарда! И это именно исполком все упустил, особенно в контроле своего учрежденного МУПа!
    Надеюсь, что МУП проверят и СП и правоохранители. Все таки хочется верить, что причина провала только неэффективное управление, а не что похуже...

    • Анонимно
      15.01.2020 12:21

      Вы правы, аудит после данного персонажа будет интересным, особливо по МУП ам.

      • ПанАлекс
        15.01.2020 14:39

        Без уголовных дел не обойтись! Миллиард для бюджета Челнов и им учрежденного МУПа - коллосальные потери! Это сборы НДФЛ ТОСЭРа Челнов за 20 лет!

    • Анонимно
      15.01.2020 21:08

      Была пару лет назад проверка счетной палаты. В момент проверки собираемость за проезд утроилась. Однако после проверки ничего не поменялось

  • Анонимно
    15.01.2020 13:28

    Мне одному показалось , что господин Абдуллин исключил из рядов Предпринимателей тех кто сдают недвижимость в Аренду , Налоги теперь платить не надо ?

  • Анонимно
    15.01.2020 15:14

    А где обещанные домофоны с супер функциями.? Помнится , даже обещали , что и скорую можно будет вызвать по нему и такси . Видеонаблюдение в каждом дворе за счёт этих денег. В результате, предпринимателей , которые ставили домофоны изначально , выжили , услугу забрали себе . Бобошко где?

  • Анонимно
    15.01.2020 15:15

    Никакого порядка с рекламой не навели ,а даже вопреки всем требованиям повесили над мостом возле мэрии световое табло.

    • Анонимно
      15.01.2020 17:29

      нормальное табло,чем мешает то?

      • Анонимно
        16.01.2020 01:39

        Всем мешает ночью, когда по Хасанке проспект пересекаешь с Сююмбике. Да и сам живву в 14/05, в окна светит как днем

  • Анонимно
    15.01.2020 17:53

    Деревья надо действительно сажать , количество зеленых насаждений приумножать ! Но вопрос - почему тогда годами нет заказа исполкома на посадку деревьев и финансирование на это не заложено вообще????!!!

  • Анонимно
    15.01.2020 18:31

    «Посчастливилось оставить в истории Челнов след....
    скромности незанимать конечно нашим высокооплачиваемым топ-труженикам....
    в собственных глазах он историческая фигура....

  • Анонимно
    15.01.2020 19:15

    Да что тут наследил не наследил , тут у нас в Мензелинском районе зам по животноводству одной из агрофирм так наследил что Бил Клинтон и Моника Ливински отдыхают да и район по показателям в производстве молока утопил до последней строчки в сводке по РТ и не смотря на это данный тип всплывает в Тукаевском районе в лице руководителя хозяйства , конечно данный факт очень удивляет не ужели Камаев берет на руководящую и ответственную работу людей без образования в области сельского хозяйства и отрицательной трудовой деятельностью , если честно то Камаев удевил , казалось что он более дотошнее и разборчивее

  • Анонимно
    15.01.2020 19:43

    Такой градсовет, который был по Альметьевскому типу не нужен. Это был совет директоров. Градсовет совещательный орган в помощь главному архитектору. Ршение принимает главный архитектор, а не градсовет. Градсовет должен быть градсоветом , а не обсуждать архитектуру обьекта. Это задача автора. Просто явную халтуру не должен пропускать. А то у нас главный архитектор навязывает свой вкус. Пусть тогда работает в проектном институте. Никто не читал архитектурную этику.Главная задача главного архитектора реализовать утвержденный генеральный план, а не нарушать его, как это сделали все предыдущие главные архитекторы.

  • Анонимно
    15.01.2020 20:32

    Самое худшее оформление ёлки за все годы. Как-будто это территория "Татспиртпрома". Где тема 50 летия КамАЗа, 100 летия ТАССР?

  • Анонимно
    15.01.2020 21:46

    Согласна елка худшая в Челнах, у соседей в Елабуге, Нижнекамске, Альметьевске такая красота. Не удивляюсь, что молодежь уезжает из Челнов. Правильно такое болото, что тут делать, унылый город.

    • Анонимно
      16.01.2020 00:13

      Действительно, научно доказанный факт, где ёлка красивее, туда и молодежь мигрирует. Это всегда так было, во все времена.

  • Анонимно
    16.01.2020 05:35

    Главныц архитектор должен задать предельную высоту, плотность застройки, основные транспортные и пещеходные связи исходя из условий создания комфортной среды и градостроительной ситуации, а не сажать небоскребы на пятачке без учета градостроительной ситуации и плотности застройки.

  • Анонимно
    16.01.2020 11:56

    Абдуллин с Магдеевым пришли под лозцнгом "Нет точечной застройке". А в результате утыкали весь город "свечками", деревья повырубали.. А теперь им зелени не хватает

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль