Бизнес 
15.01.2020

«Год неоправдавшихся надежд»: автопроизводители не верят в чудо-2020

Локализация как фетиш и странная господдержка авторынка: в новом году в РФ продадут не более 1,72 млн авто

«Если сейчас инфляция в районе 5 процентов, то цены в среднем повышаются на 2–3 процента. Я бы не ожидал крупного увеличения стоимости (легковых авто в 2020 году)», — прогнозирует председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. О том, насколько глубоким будет спад на авторынке России, кто смог ему противостоять в 2019-м, как «китайцы» показали трехзначный рост продаж и какие модели оказались самыми ходовыми, — в материале «БИЗНЕС Online».

На ежегодной конференции комитета автопроизводителей отметили падение продаж на рынке легковых авто в России На ежегодной конференции комитета автопроизводителей отметили падение продаж на рынке легковых авто в России

«МЫ ДАВАЛИ БОЛЕЕ ОПТИМИСТИЧНЫЙ ПРОГНОЗ — ЛЕГКИЙ ПЛЮС, НО ОКАЗАЛИСЬ В МИНУСЕ»

Рынок новых легковых авто в России в 2019 году продемонстрировал падение продаж, не оправдав ожиданий экспертов. Об этом вчера на пресс-конференции в Москве заявил председатель комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. «Итоговый результат всего года — минус 2,3 процента до 1,76 миллиона автомобилей… — сказал он. — 2019-й в целом был намного труднее, чем думалось вначале. Изначально мы давали более оптимистичный прогноз — легкий плюс, но оказались в минусе». Напомним, год назад Шрайбер на волне 12-процентного увеличения спроса на машины в 2018-м ожидал, что восходящая динамика продолжится и рынок вырастет на 3,6%. Однако уже в июне в АЕБ зафиксировали рекордное за два года падение продаж новых авто — на 7%.

Он уточнил, что изначально было сложно понять, как скажется на автомобильном рынке повышение НДС. Позитивные ожидания начала года во втором полугодии изменились, и эксперты понизили прогноз. «Спад в первой половине 2019-го был ожидаем после увеличения НДС, но надежды на восстановление во второй половине года не оправдались. Спрос оставался слабым весь год, несмотря на существенное стимулирование дилерами и дистрибьюторами», — отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ.

Йорг Шрайбер: «Итоговый результат всего года — минус 2,3% — 1,76 млн автомобилей. 2019 год, в целом, оказался намного труднее, чем думалось в начале» Йорг Шрайбер: «Итоговый результат всего года — минус 2,3 процента до 1,76 миллиона автомобилей… — сказал он. — 2019-й в целом был намного труднее, чем думалось вначале»

Те же настроения в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). «Год неоправдавшихся надежд. В начале 2019-го было ожидание, что выправится ситуация, но и думали, что правительство станет активно поддерживать рынок, однако оно отказалось. Те точечные программы, которые существовали, типа „Первый семейный автомобиль“ — это не про глобальную поддержку. Соответственно, получили то, что имеем», — заявил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» глава РОАД Олег Мосеев. По его словам, в течение года было очевидно, что есть «некий ежемесячный уровень продаж», ниже которого рынок не падает, поэтому уже во втором полугодии в РОАД также пересмотрели прогноз в негативную сторону, что, по сути, и случилось.

Автомобильный обозреватель Игорь Моржаретто признался нашему корреспонденту, что не удивлен итогами 2019 года и ожидал даже большего падения спроса — до 4%. «К сожалению, доходы россиян не растут уже который год. То, что на фоне такой грустной ситуации вдруг выстрелит какой-то один рынок, например автомобильный или любой другой, было бы чудом. Его не произошло. Продажи продолжали снижаться, хотя Россия по уровню автомобилизации находится на одном из последних мест в Европе. Автомобили очень нужны, особенно в регионах, где плохо развит общественный транспорт. Но огромное количество людей не могут позволить себе не только новую, но и сильно подержанную машину», — рассуждает он. Шрайбер добавил, что российский рынок в Европе по-прежнему занимает только пятое место, а это «ниже потенциала точно». «В свете продолжающегося падения рынка ситуация не будет благоприятной для некоторых участников. Критичная история особенно на стороне дилеров. Рынок сбыта недостаточный для мощностей, которые существуют», — указал он.

Олег Мосеев: «Год неоправдавшихся надежд. В начале года было ожидание, что выправится ситуация, но было и ожидание, что правительство будет активно поддерживать рынок, но оно отказалось» Олег Мосеев: «Год неоправдавшихся надежд. В начале 2019-го было ожидание, что выправится ситуация, но и думали, что правительство станет активно поддерживать рынок, однако оно отказалось»

«ЕСЛИ ЧТО-ТО В РОССИИ ХОРОШО РАБОТАЕТ, ТАК ЭТО СБОР НАЛОГОВ»

При этом и АЕБ, и РОАД связывали много надежд с правительством и мерами поддержки авторынка. «Мы рассчитывали, что будет понимание, что подъем цены, связанный с НДС, приведет к тому, что покупательная способность снизится, и правительство вернется к программам поддержки розницы: субсидированию кредитной ставки, льготной утильпрограмме и так далее. Но этого не случилось», — уточнил Мосеев. В свою очередь Шрайбер указал на то, что нет четкого понимания о том, как российское правительство видит дальнейшее развитие автомобильного рынка. Та же неопределенность и с регулированием. «С одной стороны, экспорт и интеграция в цепочки поставок мировых производителей заявляются в качестве приоритетных, с другой — принимаются меры по дальнейшему усилению нетарифной защиты рынка и развитию преференциальных условий для локализованных производств», — отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ.

Более того, они утверждают, что чрезмерно увеличиваются требования к локализации, в итоге делая экономически нецелесообразным применение новейших технологий. А повышение с 1 января утилизационного сбора, по словам Шрайбера, «не только не позволяет воспользоваться новыми возможностями доступа на рынок импортерам, но и ведет к дополнительных издержкам для локальных производителей». «Так что если что-то в России хорошо работает, так это сбор налогов. Очень продвинутая система», — добавил он.

Продажи АвтоВАЗа увеличились на 1% — в 2019 году было реализовано чуть более 362 тысяч авто против 360 тысяч годом ранее Продажи АвтоВАЗа увеличились на 1% — в 2019-м было реализовано чуть более 362 тыс. авто против 360 тыс. годом ранее

GRANTA И VESTA «ОБЪЕХАЛИ» ВСЕХ

Если пробежаться по основным маркам, то практически все популярные бренды в лучшем случае показывают скромный рост. Так, например, продажи АвтоВАЗа увеличились на 1% — в 2019-м было реализовано чуть более 362 тыс. авто против 360 тыс. годом ранее. Самой продаваемой моделью 2019-го на российском рынке стала бюджетная Granta, за ней следует Vesta, а лишь потом идут «корейцы» с их Rio, Creta и Solaris. Вторая пятерка выглядит так: Polo, Largus VP, Duster, Tiguan и Logan.

Главные конкуренты АвтоВАЗа, «корейцы», не смогли выдержать даже темп, заданный тольяттинцами. Спрос на KIA упал на 1% до 225 тыс. машин, а родственный Hyundai остался на прежнем уровне — почти 179 тыс. проданных авто. У Toyota и Volkswagen падение посерьезнее — минус 5% и минус 2% соответственно. Nissan и вовсе просел на 20% до 65 тыс. машин. И уж совсем не удивляет падение продаж Ford на 57% до 17 тыс. авто после решения закрыть заводы в России.

Впрочем, не для всех автопроизводителей 2019 год был столь грустным. Например, на 6% поднялись продажи Renault (правда, с учетом коммерческого транспорта) — почти 145 тыс. проданных машин. На 9% увеличился спрос на Skoda (более 88 тыс. штук). Тем временем премиальный сегмент живет своей жизнью: «немцы» Mercedes и BMW могут похвастаться уже серьезной положительной динамикой — плюс 11% и 17% соответственно, как и Porsche, подросший на 18%.

Однако рвут всех по динамике «китайцы», хотя чаще всего подобное обусловлено низкой базой. Допустим, Haval реализовал за 2019-й более 12 тыс. своих авто против 3 тыс. годом ранее, а это уже рост на 282%. Аналогично продажи Geely взлетели на 186% до 9,6 тыс. проданных машин, а у Changan — на 86% до 2,8 тыс. авто.

Премиальный сегмент живет своей жизнью: «немцы» Mercedes и BMW могут похвастаться уже серьезной положительной динамикой — плюс 11% и 17% соответственно, как и Porsche, подросший на 18% Премиальный сегмент живет своей жизнью: «немцы» Mercedes и BMW могут похвастаться уже серьезной положительной динамикой — плюс 11% и 17% соответственно, как и Porsche, подросший на 18%

«ВОЗМОЖНО ПРОДОЛЖЕНИЕ СПАДА НА УМЕРЕННОМ УРОВНЕ»

Надежд на рост в 2020 году автопроизводители не питают, прогнозируя дальнейшее падение рынка. «К сожалению, у нас мало уверенности, что в 2020-м произойдет существенное улучшение во внешней среде. Потому возможно продолжение спада на умеренном уровне — минус 2,1 процента до 1,72 миллиона автомобилей», — считает Шрайбер. По его мнению, это будет продолжением «непростого периода», поскольку участники рынка уже достигли «потолка своих возможностей» в стимулировании спроса. В АЕБ отмечают, что продажи новых авто станут расти только в условиях роста экономики, располагаемых доходов населения, специальных мер правительства и отсутствия новых налогов и сборов, которые по традиции ведут лишь к увеличению розничных цен.

«У нас только минэкономразвития видит плюсы в экономике, а население — нет. Когда люди заметят, тогда и будут машины покупать», — иронизирует Мосеев. Свой прогноз на текущий год он пока отказался озвучить, предлагая дождаться отдельной пресс-конференции РОАД.

В свою очередь Моржаретто полагает, что результат 2020 года опять станет зависеть от российского правительства и вновь не обрадует, если действия кабмина «будут столь же странными». «Например, изменение суммы промышленных субсидий в зависимости от уровня локализации — это странно, потому что только что все компании подписали СПИКи, где было четко прописано и оговорено, что условия не меняются 10 лет. Но буквально через несколько месяцев после… подписания СПИКов глава минпромторга объявляет: мол, нет, будем пересматривать все условия, менять все, выплачивать деньги в зависимости от того, есть ли локализация (если да, то на каком уровне) или нет», — пояснил эксперт нашему корреспонденту. Он уверен, что слово «локализация» становится для чиновником фетишем. «Это локализация ради локализации, а не ради развития бизнеса. Главное — доложить, что мы локализовали еще одну шестеренку в условиях, когда на падающем рынке компании хотели бы уйти от убытков и строить нормальный бизнес, а не работать ради выполнения каких-то планов и отчетностей. От этого зависит стоимость машин на рынке и его состояние», — указал Моржаретто.

Надежд на рост в 2020 году автопроизводители не питают, прогнозируя дальнейшее падение рынка Надежд на рост в 2020 году автопроизводители не питают, прогнозируя дальнейшее падение рынка

Он считает, что правительство как минимум не должно ухудшать условия для бизнеса, что происходит сейчас, а в идеале — работать по системе льготных кредитов, различных лизинговых программ и т. д., чтобы поддержать авторынок. «Пока ничего этого нет, — пожимает плечами эксперт. — К сожалению, в 2020 году ожидание падения, пусть не слишком большого, но падения». На отложенный спрос специалист также призывает не надеяться: он выстрелил пару лет назад, но себя исчерпал.

«Так что активная господдержка необходима по-прежнему и в 2020 году, чтобы противодействовать дальнейшему падению рынка и в идеальном случае вернуться к росту», — согласился Шрайбер. При этом в АЕБ не видят факторов для резкого повышения стоимости легковушек. «Мне кажется, что рост цен в прошлом году был достаточно сдержанным. Он уже много лет не достигает общего уровня инфляции в России. Если сейчас она в районе 5 процентов, то цены в среднем повышаются на 2–3 процента. Я бы не ожидал крупного увеличения стоимости», — указал глава комитета автопроизводителей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (13) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.01.2020 09:58

Это первый звонок.Закончилась эра первоначального насыщения страны машинами.Теперь если ни чего не менять то будет простое замещение старых машин новыми без увеличения объёмов продаж а скорей всего даже падение потому что народ понял что обладание машиной ничего кроме лишних забот не даёт.Ну а для увеличения продаж нужны новые плюшки.Например отмена транспортного налога чтоб люди начали менять машины на более мощные,снижение цены на бензин,улучшение дорожной ситуации,строительство новых дорог.Тоесть автомобильное лобби должно начинать решать не свои личные вопросы а заниматься потребностями людей.

  • Анонимно
    15.01.2020 08:33

    вы не только в минус уйдете но и за него если повышения зарплаты не будет

  • Анонимно
    15.01.2020 08:34

    А куда уходят деньги от утильсбора? Или это очередная плата за воздух?

  • Анонимно
    15.01.2020 08:37

    Всё отлично, идём ко дну!

  • Анонимно
    15.01.2020 09:29

    Продолжайте повышать цены!

    • Анонимно
      15.01.2020 11:06

      Как их не повышать, если растут расходы?

      С убытками продавать?

      • Анонимно
        15.01.2020 14:21

        Ну зарплаты же не повышают , а расходы растут. Мы же как то живем. Убавьте аппетитв и все будет хорошоо

  • Анонимно
    15.01.2020 09:58

    Это первый звонок.Закончилась эра первоначального насыщения страны машинами.Теперь если ни чего не менять то будет простое замещение старых машин новыми без увеличения объёмов продаж а скорей всего даже падение потому что народ понял что обладание машиной ничего кроме лишних забот не даёт.Ну а для увеличения продаж нужны новые плюшки.Например отмена транспортного налога чтоб люди начали менять машины на более мощные,снижение цены на бензин,улучшение дорожной ситуации,строительство новых дорог.Тоесть автомобильное лобби должно начинать решать не свои личные вопросы а заниматься потребностями людей.

    • Анонимно
      15.01.2020 11:56

      ""для увеличения продаж"" а это достойная самоцель?
      По мне идет подмена понятий.
      Хочется "для увеличения производства на территории РФ".
      А тут почему то главные арии исполняют дилеры.
      Никак не могу сказать что меня интересуют ИХ доходы.

  • Анонимно
    15.01.2020 11:41

    Сделайте кредит под 0-2% только честный. Без страховании. С нормальным первоначальном взносом.

    • Анонимно
      18.01.2020 20:46

      БЕЗ первоначального взноса! Как вы не понимаете, что это обман? Если вам дают автокредит с первоначальным взносом, то фактически вам дают меньшую сумму, а проценты вы платите за ВСЮ сумму, в том числе и за свой первоначальный взнос! Вы понимаете - вы платите проценты за свои же деньги, которые не вы берете у банка, а которые банк берет у вас? По моему такое нае... может быть только в России.

  • Анонимно
    15.01.2020 23:46

    В США можно приобрести новую Honda Accord в переводе на рубли за 1,3 млн. рублей,и конечно же топовой комплектации.Там будут и коврики в салоне,и защита двигателя,и конечно же реальная гарантия да еще в милях,а не в километрах.Первый платеж составит 150 тысяч рублей,далее 15 тысяч рублей ежемесячно и через 3 года спокойно поменять ее,при желании платить дальше.Средняя зарплата в США на рубли ~210 тысяч рублей.Из них на автокредиты уходит в среднем не более 15 тысяч рублей,то есть 8% от совокупного дохода.Поэтому вполне обыденная ситуация,когда вчерашний или даже сегодняшний школьник и студент катаеся на таком автомобиле,первый взнос помогают сделать бабушки и дедушки,родители,а содержать авто и оплачивать кредит может даже школьник,например в Макдоналдс в штате Айова принимают с 14 лет с зарплатой от 12 долларов в час,и там в норме,когда школьник подрабатывает 4 часа в день.За год два до выпускного,копится приличная сумма.Теперь вернемся в нашу реальность,вот вы взрослый человек,семья и вы с супругой зарабатываете ну скажем 80 тысяч рублей на двоих,при этом отдавая за какую-нибудь весту те же самые 15 тысяч рублей.Вот и весь секрет падения рынка,он упадет так же как и ипотечный,просто всему свое время.

  • Анонимно
    16.01.2020 10:23

    Ребята, в 14-м рубль упал почти в два раза, и это не могло не сказаться на стоимости жизни, и цены рублевые постепенно росли. В 2013 брал Шевроле Ниву в отличной комплектации за 510 т.р. Сейчас, такую же новую, без скидок, предлагают за 787 т.р. Машину не стала другой, появилось что-то новое, но не на 170т.р. разницы Тогда же рассматривал Опель Астра Н хетчбек, 1,8л механика за 550 т.р., но не устроила цена КАСКО. Ну а что сейчас можно купить на 550 т.р.? Гранту? Банки лупят огромные проценты по кредиту, навязывают дополнительные страховки, рекламные цифры не имеют ничего общего с реальностью. Солярис и Рио от 850+, конечно будут брать Лады, что еще остается покупать, если нужно "просто ездить". Не от сытой жизни человек идет покупать Ладу.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль