Общество 
18.01.2020

«The real stuff для татарской әби с блестящим знанием языков и культурного контекста»

Альфрид Бустанов представляет книгу учительницы школы №80 Казани, составившей подробный справочник всего когда-либо написанного татарами

23 января в 14:00 в литературном музее Габдуллы Тукая (ул. Тукая, 74) состоится презентация книги «Библиотека Зайнап Максудовой» за авторством известного историка, ассистент-профессора Амстердамского университета Альфрида Бустанова. Кто такая Зайнап Максудова и почему имя выдающегося ученого неизвестно широкой аудитории? На эти вопросы в своем материале отвечает сам постоянный автор «БИЗНЕС Online».

Альфрид Бустанов: «7 лет упорных трудов наконец увенчались успехом — пусть небольшим тиражом, но зато наилучшим образом по содержанию и внешнему оформлению» Альфрид Бустанов: «7 лет упорных трудов наконец увенчались успехом — пусть небольшим тиражом, но зато наилучшим образом по содержанию и внешнему оформлению» Фото: «БИЗНЕС Online»

ОНА ПРИНЦИПИАЛЬНО ПРОДОЛЖАЛА ПИСАТЬ НА АРАБСКОЙ ГРАФИКЕ, НЕ ПОДДАЛАСЬ СОБЛАЗНАМ СОВЕТСКОГО НОВОЯЗА…

Кто такая Зайнап Максудова? Этот вопрос я слышу от знакомых, получающих из моих рук только что изданную книгу «Библиотека Зайнап Максудовой». 7 лет упорных трудов наконец увенчались успехом — пусть небольшим тиражом, но зато наилучшим образом по содержанию и внешнему оформлению. Любой желающий может теперь ознакомиться с книгой в свободном доступе или получить ее в подарок на презентации.

Зачем современному миру Максудова и ее библиотека, покрытая толстым слоем забвения? В самом деле, кто это и стоило ли тратить столько жизненной энергии и драгоценных ресурсов на издание этой книги?

Полное имя нашей героини — Зайнап б. ‘Абд ал-Джамил б. ‘Абд ал-Маннан б. Максуд б. Ибрахим б. Менгли-бай б. Тукач ал-Булгари ал-Максуди. Родилась она весной 1897 года в деревне Уразай, что в современном Агрызском районе РТ. Все ее предки по материнской и отцовской линии были хорошо образованными людьми, учеными и преподавателями в Заказанье и Вятской губернии. Максудова прекрасно об этом знала и пронесла через всю свою жизнь особый взгляд на прошлое нашей страны. Он позволял ей с уверенностью исправлять исторические труды Марджани и устранять ошибки в древних рукописях. Для нее не существовало преграды между ее личностью и письменным наследием прошлых веков: наша героиня с легкостью помещала себя в самое сердце той культурной традиции, что изучала. Если для современных ученых важно держать дистанцию с предметом своего интереса, то для Максудовой древняя литература была зеркалом ее собственной души, инструментом саморефлексии, порталом для путешествия в глубину себя.

Обложка книгиФото предоставлено Альфридом Бустановым

Максудова получила классическое образование в знаменитом медресе Иж-Буби, немного училась в Среднеазиатском университете в Ташкенте, а затем до выхода на пенсию преподавала русский язык детям. В Казани работала в 80-й школе, единственной, где в советское время преподавали на татарском языке. На протяжении XX века формировалась татарская нация советского образца с новыми языком, героями, идеалами и ценностями. Максудова все это наблюдала с близкого расстояния и выбрала для себя другой путь. Она принципиально продолжала писать на арабской графике, не поддалась соблазнам советского новояза и сосредоточила свои усилия на работе с древней татарской литературой. Так сказать, the real stuff для татарской әби с блестящим знанием языков и культурного контекста.

«Для тех, кто прочитал до конца: 23 января в 14:00 в стенах литературного музея Габдуллы Тукая (ул. Тукая, 74) состоится презентация моей книги «Библиотека Зайнап Максудовой» «Для тех, кто прочитал до конца: 23 января в 14:00 в стенах литературного музея Габдуллы Тукая (улица Тукая, 74) состоится презентация моей книги «Библиотека Зайнап Максудовой» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЕЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ ОКАЗАЛСЯ МАРГИНАЛЕН В СОВЕТСКОМ КОНТЕКСТЕ

Максудова перевела на татарский труды Курсави, Марджани, Сайфа Сараи и других авторов. Она помогала приводить в порядок архивы своих предшественников — историка Саида Вахиди и имама Адмиралтейской слободы Исмаила Габиди. Основное богатство хранилось у нее дома: она унаследовала богатейшую коллекцию рукописей XVII–XX веков, на основе которой создала труд своей жизни — подробный справочник всего того, что когда-либо было написано татарами. Удивительно, но он по-прежнему не издан. Кроме того, буквально по крупицам Максудова собирала антологию татарской поэзии начиная с XV века. Сейчас я перелистываю страницы этого увесистого тома с именами поэтов, о которых раньше и не слышал ничего. Саркастически думаю: аульская культура? Ну да, ну да, мы сами себя готовы низвести до уровня пещерных людей своим невежеством и невниманием к основам нашей богатейшей духовной культуры.

Таков след, оставленный в этом мире Максудовой, выдающимся ученым, имевшим смелость не поддаться на «единственно верный путь» развития науки и народа в целом. Платой за подобное оказалось забвение. Современники не оценили ее трудов, а потомки забыли о ней. Не потому, что ее подход был ошибочен или непрофессионален. Отнюдь. Именно профессионализм ее интеллектуальной альтернативы оказался маргинален в советском контексте, да и в современных реалиях концептуальной импотенции. Тем важнее сейчас сдуть пыль с записей Максудовой и вернуть их миру.

Прекрасно и то, что она была в первую очередь женщиной. Доминирующая маскулинность в науке, несмотря на весь советский пафос освобождения прекрасного пола, сделала свое дело в оттеснении Максудовой на задворки официальной науки. Обращаясь к наследию данного ученого сегодня, мы можем в подробностях узнать о внутреннем мире блестяще образованной женщины, имевшей свое авторитетное мнение на прошлое (да и, пожалуй, будущее) татарского народа.

Максудова мне не родственница, я ее никогда не видел, не слышал ее голоса, но люблю как человека, который, несмотря ни на что, сохранил для нас и для будущих поколений богатейшую культуру. То, что мы не умеем подобное ценить, — наша проблема, к величию нравственного подвига этого человека не имеющая никакого отношения. Зайнап Максудова — образец трепетного и серьезного отношения к нашему прошлому, самодостаточного, скрупулезного и высокопрофессионального отношения к сокровищнице нашего духа.

Для тех, кто прочитал до конца: 23 января в 14:00 в стенах литературного музея Габдуллы Тукая (ул. Тукая, 74) состоится презентация моей книги «Библиотека Зайнап Максудовой», во время мероприятия любой желающий сможет получить издание бесплатно. Вход свободный, телефон для справок: +7 (843) 590-86-67.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (115) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.01.2020 10:15

Альфрид, спасибо! Эта женщина-настоящий герой народа! Имена вот таких людей достойны увековечивания! На душе тепло от прочитанного..

  • Анонимно
    18.01.2020 08:52

    Хотелось бы узнать о ней побольше. В каких годах она преподавала в этой школе?

    • Анонимно
      18.01.2020 10:15

      Альфрид, спасибо! Эта женщина-настоящий герой народа! Имена вот таких людей достойны увековечивания! На душе тепло от прочитанного..

      • Анонимно
        18.01.2020 14:43

        Да, она настоящий герой Булгарского народа! Она Булгарка, это очевидно.

        • Анонимно
          19.01.2020 01:59

          14:43 Написал бы уж сразу русская. К чему эти условности с булгарами.

      • Анонимно
        18.01.2020 16:56

        На душе было бы еще теплее, если бы не пассажи "из моих рук", "моя книга" и т.п. А так да, слов нет, Альфрид молодец.

        • Анонимно
          18.01.2020 21:31

          Да, как было давным давно сказано, стиль - это человек. К своим выдающимся трудам Альфриду еще бы прибавить немного скромности, цены бы ему не было. Что толку сотрясать воздух, дескать, советский период был такой-сякой растакой, мусульманин воспринимает это как судьбу. Ты не жил в те времена, не попадал в лапы нквд-мгб-кгб, не знал атмосферы страха, царившей в стране. Да, Максудова совершила незаметный подвиг, потому, наверное, и выжила, что подвиг незаметный. Если бы шумела и пиарилась, как Бустанов, вероятно, сгинула бы в ГУЛАГе. А занималась она этим, очевидно, по зову сердца и своему увлечению, по-другому невозможно. Кстати, 80 школа перестала быть татарской на рубеже 70-80 годов, у меня там племянница училась. А в 60-е годы в этой школе преподавали арабский в качестве иностранного языка. Единственной татарской школой в Казани на начало 90-х годов оставалась 35 школа в Ново-Татарской слободе, где учился я сам. P.S. В начале 50-х годов ввели раздельные мужские и женские школы, в те годы 80 школа стала женской, моя тетя там училась, ходила из Ново-Татарской слободы.
          Т.Б.

          • Анонимно
            19.01.2020 09:52

            Времена не выбирают,
            В них живут и умирают.
            Большей пошлости на свете
            Нет, чем клянчить и пенять.
            Будто можно те на эти,
            Как на рынке, поменять.

            Что ни век, то век железный.
            Но дымится сад чудесный,
            Блещет тучка; я в пять лет
            Должен был от скарлатины
            Умереть, живи в невинный
            Век, в котором горя нет.

            Ты себя в счастливцы прочишь,
            А при Грозном жить не хочешь?
            Не мечтаешь о чуме
            Флорентийской и проказе?
            Хочешь ехать в первом классе,
            А не в трюме, в полутьме?

            Что ни век, то век железный.
            Но дымится сад чудесный,
            Блещет тучка; обниму
            Век мой, рок мой на прощанье.
            Время — это испытанье.
            Не завидуй никому.

            Крепко тесное объятье.
            Время — кожа, а не платье.
            Глубока его печать.
            Словно с пальцев отпечатки,
            С нас — его черты и складки,
            Приглядевшись, можно взять

            Александр Кушнер.

          • Анонимно
            21.01.2020 09:22

            Господин ТБ.Бустанов, сделал большое дело,а не портит воздух вбрасывая клевету о нем, подобно вам.По тону и тексту вашего стеба виден автопортрет завистливого и малограмотного неудачника. Надпюсь,что модератор пропустит эту характеристику как работающего ученого,так и бездельника вбросившего о нем фейк.

          • Анонимно
            11.02.2020 22:53

            У молодежи это называют хайпом.

    • Анонимно
      18.01.2020 10:22

      В 80-х в школе 80 учительницей русского языка была Киселева Галина,а татарский язык в школе был только факультатив - нулевой или последний урок, на который никто не ходил.

      • Анонимно
        18.01.2020 10:42

        В 70е на татарский тоже никто не ходил, а татары сбегали первыми. Идти на урок без них было неловко.

        • Анонимно
          18.01.2020 15:13

          10.42. Не надо ля-ля. В 70-е там все ходили на уроки татарского. И даже одна русская девочка за компанию, потому что остальные в классе были татарами.

        • Анонимно
          18.01.2020 18:02

          В 70е на татарский тоже никто не ходил, а татары сбегали первыми. Идти на урок без них было неловко.
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/453667

          А Вы прямо одновременно во всех школах Казани на уроки татарского ходили?
          Вы Господь Бог?
          Нет?
          Тогда может не стоит так обобщать?

      • Анонимно
        18.01.2020 10:57

        10.22 Интересно ,а за тат.язык могли ли оставить на второй год? То наверное все бы ходили на тат.язык.По другому языку реально могли оставить на второй год.

        • Анонимно
          18.01.2020 11:27

          Если бы татарский был нормальным уроком, а не нулевым или последним, то ходили бы мы на уроки.

          • Анонимно
            18.01.2020 12:12

            Какая разница на каком уроке знания получать? Последнем или первом? Была бы воля! А то- свобода..

          • Анонимно
            18.01.2020 12:13

            Хаха, вот отношение татар к татарскому уроку. Так почему вы, сбегавшие, заставляете ходить на него русскоязычных?

            • Анонимно
              18.01.2020 12:58

              12:13 Причем здесь отношение татар? Я вообще-то русский.

            • Анонимно
              18.01.2020 13:10

              Потомушта происхождение выдуманные поперед знаний.

            • Анонимно
              19.01.2020 18:13

              Когда разговоры сводятся к "татары сами сбегали", утверждающие это забывают важный факт: если бы сами не сбегали, если бы сами были такие сверхсознательные, то это означало бы, что они на голову или две сознательнее русскоязычных, которых просто не ставили в условия такого выбора, а коли поставили бы - еще неизвестно, как себя показали. На самом деле, может быть "татары и сами...", но никакой меньшей сознательности, чем у русских у них не было. И значит гибельное положение татарского языка не от несознательности татар и сознательности русских, а от внешних условий, которые были политически навязаны. Правда я знаю, как всегда продолжают разговор "татары-сами" - что эти политические условия справедливые, неизменные, и что право их ими пользоваться - законное, унаследованное, а кто сомневается - тот негодяй, правда в чем его грех сформулировать не могут, в лучшем случае "раскачивают лодку" (хотя лодка качается только от того, что от режущих глаза слов в ней буйно скачут те, кто говорит "татары сами..." не скакали бы - и лодка бы не качалась)

              • Анонимно
                11.02.2020 23:06

                Много слов, но вот реальность:
                в глухом национальном ауле на Свияге сельский сход принимает решение - преподавать все предметы на русском языке. И все.
                Мотив: иначе не поступить в институт. Теперь уже и школы нет, а было около 200 домов.

  • Анонимно
    18.01.2020 09:13

    А зачем это нам, современным татарам, незнающим своего родного языка? Прошлые и современные правители России и РТ все сделали, чтобы татарский народ забыл свой язык и потерял свою национальность.

    • Анонимно
      18.01.2020 09:35

      Нельзя забыть и потерять того, чего не было. В 1920 было отторгнуто все, что было на работало предыдущими поколениями.
      Новое стало называться татарским. Имейте за последние 100 лет, что наработали.

      • Анонимно
        18.01.2020 10:58

        Для татар все татарское начало называться татарским с 13 века, в период Золотой Орды. Основным населением Казанского, Крымского, Сибирского и Астраханского ханств были мусульмане-татары. В губерниях Российской империи в Крыму, в Среднем и Нижнем Поволжье, в Сибири жили татары. Изучайте итоги переписей населения РИ. Гаспринский, Каюм Насыри, Марджани, Тукай, Дэрдменд, Галимджан Ибрагимов еще до революций 1917 года везде писали, что мы татары.

        Как могли быть отатарены чуваши, марийцы, башкиры, "булгары", удмурты, если бы не было самих татар? Татары уже до 1917 года не приняли Ваисовское булгарское движение, признали его антитатарским по своей сути. Пообщайтесь с татарами и чувашами - у них разные языки, хоть и тюркские оба языка. Кто мог отатарить чуваш, чтобы они забыли свой чувашский язык? Отатарить чуваш могли только татары. Точно также отатарить марийцев могли только татары, отатарить башкир могли только татары. Значит татары были и их было очень много, раз уж они ассимилировали местные народы. А то пишите про "отатарили", а кто отатарил не пишите. Кишка тонка у вас против татар!

        • Анонимно
          18.01.2020 12:01

          Вот это мило)) а половцы и кипчаки 9век? а печенеги 8век? хазары 6век, савиры, уже полностью отюреченные финны 6 век, булгары 3век..
          И не отатарнеы, а отюречены.
          Оттого и куце все, что отринули
          Незачет. ..


          • Анонимно
            18.01.2020 21:29


            12:01
            "Вот это мило)) а половцы и кипчаки 9век? а печенеги 8век? хазары 6век, савиры, уже полностью отюреченные финны 6 век, булгары 3век..
            И не отатарнеы, а отюречены.
            Оттого и куце все, что отринули
            Незачет. .."


            Цитата из Интернета:
            "Текст воспроизведен по изданию: Codex Cumanicus: vostlit.info›Texts/Dokumenty…XIV…Codex_cumanicus
            XI. Проповедь на день Обрезания Господня – о наречении Его Спасителем, «по-татарски utqardačï»
            Лист 61 об.: 22-30
            Bügün sekizinči kün aγïrlalïq, nečik Beyimiz Teŋri arï qïz Mariamdan [Mariandan] toγdï. Bügün aytïldï anïŋ alγïšlï atï, barčadan üstün, barčadan küčlü, barčadan tatlï.
            Yesus Kristus bitik tilinče, tatarčâ Qutqar¬dačï: ol kertirir barča elni qutqardačï.
            Kim ol atïnï köŋülde tutar, kerti köŋül bile söver, bizim tügenmes
            tirilik, bizim tügenmes egilik ol at ičinde taparbiz. Kim ol atïnï biz
            aγïrlasaq, sövsäk, köŋülde tutsaq, nečik Teŋri söver daγï bizim
            dzanïmïzγa yaqšï, ol bolušsun bizgä Ata! Amen! Teŋri bersin kensi bazlïχïn!

            Сегодня мы отмечаем восьмой дней, как Господь Бог наш родился от
            Святой Девы Марии. Сегодня было наречено Его благословен¬ное имя,
            превосходнейшее из всех, могущественнейшее из всех, сладчайшее из всех.
            На языке Писания – Иисус Христос, по-татарски – Спаситель: Он является истинным Спасителем всех людей.
            Храня Его имя в своем сердце, искренним сердцем любя, в этом имени
            обретем мы нашу вечную (нескончаемую) жизнь, наше неиз¬бывное благо.
            Если мы почитаем это имя, любим и храним в сердце, как любит Бог и как
            Он добр к душам нашим, пусть Отец поможет нам! Аминь!
            Пусть Бог даст (нам) покой свой!

            То есть это памятник татарского языка 14века , но "советские" отнесли к языку кипчаков.
            В то же время советские лингвисты,выполняя указания партии и правительства,пошли на явную фальсификацию,объявив "Кодекс куманикус" 1303года памятником кипчакского языка."

            В самом Кодексе,составленном христианскими миссионерами в 14 веке,упоминается ,что это татарский язык.
            Интересно были ли тогда в 14 веке еще кипчаки, про которых Вы пишите, что они жили в 9 веке?

            • Анонимно
              19.01.2020 09:40

              Кодекс писали в Казани?

              • Анонимно
                19.01.2020 10:16

                Кодекс можно назвать Тюрским. На то что там написано могут претендовать и другие тюрские народы.

                • Анонимно
                  19.01.2020 15:49

                  10.16 В самом Кодексе написано "татарча". Нет, аноним 10.16 все равно талдычить свое - могут претендовать и другие народы. Если бы там было написано казакча, уйгурча, якутча, чувашча, башкортча, то действительно, могли бы и претендовать. А если претендуешь - тогда надо смириться, что вы все татары, а не тюрки.

                  • Анонимно
                    19.01.2020 17:10

                    15 49 !!!! Какой там татарский язык ! Почти как турецкий. Что ж тогда вы сейчас так не разговариваете ? Может нынешний язык он и не ваш родной ?

                    • Анонимно
                      20.01.2020 10:41

                      17.10 Хотя бы приведенный текст из КК читали?

                      • Анонимно
                        20.01.2020 15:18

                        10-41 Читал, хотите сказать,это язык Керэшен ? И речь как раз идет о Иисусе Христе. Одно точно, нынешние татары так не разговаривают. И в Средние века тоже не было , судя по произведениям авторов того времени. Где был сплошной арабизм.

                        • Анонимно
                          20.01.2020 16:41

                          15:18"
                          Читал, хотите сказать,это язык Керэшен ? И речь как раз идет о Иисусе Христе. "
                          Это текст 14 века, написанный КАТОЛИЧЕСКИМИ МИССИОНЕРАМИ,чтобы обращать татар в католичество.
                          Причем здесь православные кряшены, про которых до 16 века ничего не было слышно?))

                          • Анонимно
                            20.01.2020 20:08

                            16 41 что то путаться стали. Откуда католические миссионеры в то время знали этот, который вы называете татарским, знали и писали ??? Не странно ? Это раз. Дальше пошли. Католические миссионеры выходит, по вашему, хотели обращать в католичество татар - мусульман? А может все таки Тюрок язычников, в будущем которых называли Кряшенами. Кстати, вам к сведению, в конце 19 века в западных районах Р. Т. были деревни кряшен язычников. Не знали ? И моя бабушка тоже была язычником, носила в лес к лесным духам еду. Это просто вам, к сведению..

                            • Анонимно
                              21.01.2020 22:07

                              Господа анонимы, вы бы хотя бы историю создания Кодекса Куманикуса прочитали бы.

              • Анонимно
                11.02.2020 23:10

                Кодекс Куманикус написан в Крыму.

        • Анонимно
          18.01.2020 12:09

          Татарским стало называться с 1920г. А отюречиванию подверглось население с 3века булгарами, по пути с Алтая в Европу они в своих обозах уже везли савиров/сабиров.

          • Анонимно
            18.01.2020 23:20

            \\Татарским стало называться с 1920г\\ - Известные ученые Карл Фукс, Петр Знаменский, наверное, по незнанию написали научные труды под названием "Казанские татары", задолго до 1920 года.

            • Анонимно
              19.01.2020 10:15

              Вы сами определились какие вы татары? Пришедшие с Батыем монгольский татары или казанские татары с 1920г. ?
              Это две разные общности.

              • Анонимно
                19.01.2020 11:48

                Нет, если ориентироваться на Карла Фукса, то, по крайней мере, мы - татары 1844 года, когда вышел его фудаментальный труд "Казанские татары". Вот читайте: "Kазанские татары в течение трехсот лет со времени их покорения сохраняют еще так много собственного, нацио-нального, что заслуживают особого внимания наблюдательно-го этнографа. Они всегда живут отдельно от русских и других окружающих их племен, перед которыми они стараются под-держать то преимущество, каким отличались некогда их пред-ки. Они гордятся своим происхождением, своими моральными качествами, своей религией, своим домашним бытом – всем, что отличает их".
                https://ieml.ru/podrazdeleniya-universiteta/izdatelstvo-poznanie/sokrovishchnitsa-tatarstana/kazanskie-tatary-v-statisticheskom-i-etnograficheskom-ot-nosheniyakh/Kazanskie-tatary-v-statisticheskom-i-etnograficheskom-otnosheniiakh-K-F-Fuks.pdf

                • Анонимно
                  11.02.2020 23:14

                  К.Фукс со злости написал: его поили чаем и не давали есть.

            • Анонимно
              11.02.2020 23:13

              Многие писали, и называли по разному. Шпилевский например, говорил булгаро-татарских памятниках.

        • Анонимно
          18.01.2020 12:28

          При чем тут какая то кишка?
          Булгарский язык выделился в 3 веке из тюркского, а у казанских речь на половецком и письмо на Кириллице. Половцы и кипчаки - 9век.

          • Анонимно
            11.02.2020 23:15

            Тюркское койне в средневековье повсеместно. Никто никуда не выделялся.

        • Анонимно
          18.01.2020 12:52

          Косвенное признание, что напали на мирное государство- Булгарию, уничтожили социоэлиту- народ в бега ударился. Но на руинах Булгара трудно было- потеснили черемисов в Хузани))

        • Анонимно
          18.01.2020 13:50

          Империя гуннов (IV-V век)
          Западно-тюркский каганат (VII век)
          Хазарский каганат (VII—X века)
          Волжская Булгария (VIII век — 1240)
          Золотая Орда (1236—1438)
          Казанское ханство (1438—1552)
          Территория Татарстана в Российском государстве
          Казанский и Свияжский уезды (1552—1708)
          Казанский разряд (1680—1708)
          Казанская губерния (1708—1781)
          Казанское, Симбирское, Вятское и Уфимское наместничества (1780—1796)
          Казанская, Вятская, Симбирская, Самарская и Уфимская губернии (1796—1920)
          Татарская автономия (1920—1990)


          Так что татар не вызывали))
          24 февраля 1920года началась практическая реализация Национал-социализма. Не пора опомнится?

        • Анонимно
          18.01.2020 15:26

          10 58 !!! Слишком далеко зашли в анатомии ! Сначала свой мозг изучите ! Чуваши мари, удмурты НЕ ОТАТАРИЛИСЬ, а ОМУСУЛЬМАНИЛИСЬ. В Российской империи все тюрские народы, мусульман называли Татарами. И ныне есть в Кукморском районе, к примеру, омусульманенные удмурты. Меж собою их называют Новые Татары. Разговорная речь отличается от татарского. Да, кстати, чуть не забыл. И где же это ханство под названием Татарское было, хоть одно, если тогда были татары. От Ногайского хана, Ногайцы, от Узбек хана Узбеки. А где ж татарское ?

          • Анонимно
            18.01.2020 17:47

            И где же это ханство под названием Татарское было, хоть одно, если тогда были татары. От Ногайского хана, Ногайцы, от Узбек хана Узбеки. А где ж татарское ?
            Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/453667

            Повторяем Вашу логику.
            Известно Московское княжество, Тверское княжество, Рязанское княжество и так далее.
            Ну и где Вы видите здесь слово "РУССКИЕ"?
            А теперь докажите, что там жили Русские, а не Московиты, Тверичи и Рязанцы!))

            • Анонимно
              18.01.2020 19:48

              По моему, если не ошибаюсь это 10 - 58 пишет везде и всюду только ОДНИ ТАТАРЫ были. А не русские на себе последний Кулмэк (рубаху ) рвут. А вы, потомки чуаш.

          • Анонимно
            18.01.2020 21:41

            И ныне есть в Кукморском районе, к примеру, омусульманенные удмурты. Меж собою их называют Новые Татары
            =====================
            Я сам из села Биерь Кукморского района РТ, да, мы - принявшие Ислам и отатарившиеся удмурты. Но теперь мы - татары и язык наш ничем не отличается от современного татарского языка.

            • Анонимно
              19.01.2020 12:25

              Никто с вами не спорит, по по
              поводу татар казанлы, что они омусульманенные удмурты, мари, чуваши. Так она и есть. Спасибо, за откровенность.

              • Анонимно
                19.01.2020 16:39

                Для того, чтобы удмурты, мари, чуваши были отатарены, нужен основной массив татарского народа, привлекающий другие народы своей религией Ислама, культурой. языком, образом жизни: "Татары представляютъ собою вообще самую крепкую из народностей восточнаго инородческаго края, неподдающуюся никакимъ влияниямъ со стороны народности госдодствующей. Къ русскимъ они относятся съ крайнею подозрительностш, опасаясь съ ихъ стороны всякихъ попытокъ къ обращению татаръ въ христианство и русскому ихъ обучению. Триста летъ живутъ они вместе съ русскими и подъ русскою властью и не только не русеютъ, какъ друие инородцы, но еще сами развиваютъ съ своей стороны огромное влияние на соседнихъ инородцевъ, обращая ихъ въ магометанство и постепенно отатаривая".
                П.Знаменский. Казанские татары. Казань, 1910.

              • Анонимно
                19.01.2020 18:26

                а вы что на основании этого факта хотите? сказать,что мол, раз все татарское в людях, живущих тут издревле на какое-то количество менее древнее, чем чуваше-булгарское и мари-удмуртское в таких же людях, а мишарское - "пришлое", т.к. эти люди чуть менее издревле тут живут, то значит надо активно потворствовать его уничтожению?

                в основне отношения к наследию должна быть очень простая вещь. не попытк притесаться к крутизне. не попытка найти справедливых или обижаемых предков. не попытка найти границу "вот после нее все пришлое и наносная шелуха". не попытка вычислить "свою кровь" и платить дань только ей, презирая кровь чужую (но не всегда понимая до конца, какая чья и где)

                заниматься сохранением наследия можно только из соображений, что конкретный человек, ты, твоя семья - могут для этого наследия сделать много. только такой подход оставляет личность в этом вопросе целостной, не страдающей, не разрывающейся, а ощущающей себя максимально полезной. в этой ситуации даже простой акт участия в простом школьном изучении какого-либо языка русскоязычным школьником делает его личное участие в какой-то культуре несоизмеримо больше, чем например, целая попытка написать хоть какую-то книгу, если не дейсвительно великую, в такой большой и простирающейся русскоязычной культуре - на русском языке. по той же причие, житель отатаренного бывшего удмуртского села должен понимать, что его личное простое владение татарским языком и потребление татарского культурного продукта и знакомство с ним его детей сделает больше, чем большие культурные амбиции, но в русскоязычной среде. понятно, что если бы например, этот житель, вдруг выучил удмуртский язык, просто для общения на нем (речь не идет от том, чтобы, и перевел, например, на него Коран) то живой удмуртской он культуре он сделал бы удельно бОльший вклад, чем любым своим действием, которым он может сделать вклад в татарскую. Но если суммировать, на что он сможет потратить свою реальную жизнь, то понятно, что конечно сделать простой вклад в татарскую культуру вероятнее и импакт от него будет выше.

  • Анонимно
    18.01.2020 09:18

    Господин Бустанов пиарится на фоне этой учительницы

  • Анонимно
    18.01.2020 09:36

    Марджани по происхождению мариец.Да и остальные авторы которых усиленно переводила эта достойная женщина к татарам имеют очень далёкое отношение.А вот почему она не переводила на татарский Тургенева который был точно из татар.Да и ещё много русских писателей и поэтов имеют точно татарские корни.И мы их без всякой помпы изучаем в школе и в библиотеках они всем доступны.Не надо искать днём с огнём то что и так всем видно.

    • Анонимно
      18.01.2020 09:50

      Им внятно пишут, тут территория меря, которые восприняли Ислам и адаптировались: часть стала чувашами, часть кипчаками, потом татарами.

    • Анонимно
      18.01.2020 09:56

      Да у Пушкина в предках родственники из Эфиопии.И зачем же в школах изучают его произведения ?

    • Анонимно
      11.02.2020 23:20

      Марджани не Никита Бичурин (чуваш - отюрченный мариец).
      Но высокомерие Ш.Марджани оттолкнуло З.Валиди, вреда от этого было больше, чем пользы горе просветителя.

  • Анонимно
    18.01.2020 09:38

    Как интересно! Спасибо автору. Надо пойти и сообщить всем родственникам.

  • Анонимно
    18.01.2020 09:48

    очень интересно ! У татарскогоо народа есть достойное будущее когда есть такие талантливые молодые люди!

  • Анонимно
    18.01.2020 10:25

    как скачать книгу? Только платная версия есть?

    • Анонимно
      18.01.2020 13:07

      А вы как раз из той серии национальный патриот, который патриот только на халяву? Как тот юноша из молодёжного крыла Конгресса, который людил ездить за бюджетный счёт, попить чая с европейскими татарами?

  • Анонимно
    18.01.2020 10:48

    Если не ошибаюсь. ее мужем был известный татарский языковед,сын военный инженер-фронтовик,а дочь Гульнар известный ученый микробиолог,которую хорошо знал.Архив ее передан институту имени Ибрагимова.Если путаю с кем то другим, то поправьте.

  • Анонимно
    18.01.2020 11:13

    Такие бабушки,как Зайнап ханум,сродни бриллиантам среди зомбированной массе. Афарин-Молодец Бастамов! Побольше бы таких,как он, молодых людей, которые находят, изучают и возвращают труды, мысли, старшего поколения; возвращают нашу истинную историю и пласт целого мировоззрения.
    З.Максудова в начале 60х вела курсы арабского языка в тогдашнем КГПИ. Она,если не ошибаюсь,дала путевку Фариду Сайфуль-Мулюкову,популярному комментатору Всесоюзного телевидения при ССС Р.

  • Анонимно
    18.01.2020 11:15

    Это, конечно, интересно почитать. Однако, нужны государственные программы РТ по изучению истинной истории и языка татарского народа.

    • Анонимно
      18.01.2020 12:55

      Не народа, а История края: древняя, средняя, новая и новейшая.

      • Анонимно
        18.01.2020 15:17

        12.55. Обе истории необходимо изучать- и историю татаского народа и историю этого края.

        • Анонимно
          11.02.2020 23:23

          Тюрки булгары - народ.
          Улуг Мохаммад - узурпатор, свергнувний булгарского бека Алибея, но зарезанный собственными сыновьями. Народ безмолствовал.

  • Анонимно
    18.01.2020 11:33

    То что молодой учёный изучает наследие наших татар,предков -это дорогого стоит.Не пишите плохое,не удосуживались ознакомиться,не пиши гадости.Это как ,делать комментарии про музыку Моцарта,как тебе наиграл твой сосед на гармошке.Прочитал с интересом.Спасибо Б/О за интересную публикацию.Альфрид сезгэ унышлар!!!ФФ

    • Анонимно
      18.01.2020 12:32

      Ваши предки такие как и наши. Но мы не забываем никого, начиная с киммермйцев и не шарахаемся от ираноязычных, и не клянём русских и Романовых

  • Анонимно
    18.01.2020 12:06

    Он уже не так уж молод. Пора бы что то свое сделать. А не подписывать чьи то каталоги свои именем. Ничего не поделаешь поколение вдохновенных самопиарщиков

    • Анонимно
      18.01.2020 15:04

      12:06.Так он пока, всего навсего ассистент . Когда станет профессором,и свое,что нибудь напишет.То,что напомнил о Заинап апа уже хорошо,она была уникальным ученым библиографом,и ее архив, попавший в институт языка и литературы,многим помог стать кандидатами и докторами самых разных наук.Хорошо знал ее дочь Гулю,выдающегося ученого-микробиолога, очень доброго и порядрчного человека. Она много интересного рассказала о матери, отце выдающемся языковеде, брате, инженере-фронтовике . История этой семьи, заслуживает отдельной книги.

      • Анонимно
        19.01.2020 06:06

        На счет отдельной книги... По моему писатель Гариф Ахунов писал свой роман "Идел кызы" изучив этот материал и обосновываясь на это семейство. Да и жена писателя Шагида Максудова по моему одна из родственниц Зайнап ханум.

        • Анонимно
          11.02.2020 23:31

          В 1980 году не было интернета, но теперь то что мешает издать словарь Кол Гали например, сделанный Дж.Алмазом, и пылящийся где-то на полке. Ответ: ТАРТАРИЗМ! - глобальная вирусная программа манкуртизации тюрков волжских булгар.

  • Анонимно
    18.01.2020 13:07

    Если бы у татар после послереволюционного периода осталось бы хотя бы 5% таких как Зайнап Максудова, можно было наверно даже не беспокоиться за судьбу народа, но к сожалению таких сейчас нет наверно даже 0,005%.
    Спасибо за статью.

    • Анонимно
      11.02.2020 23:34

      Мы не можем знать этого. Она делала так, как надо.
      Процент борцов с Сабантуя в руководстве администрациями
      районов РТ зашкаливает, но гиря - не перо, и не клавиатура.
      Я знал еще одну такую подвижницу учительницу из Оренбурга. Эти люди всегда есть.

  • Анонимно
    18.01.2020 13:31

    Бустанов пока,всего навсего, ассистент-профессра, когда станет настоящим профом,тогда возможно напишет,что то свое. Успехов ему на пути в профессры.

    • Анонимно
      11.02.2020 23:38

      Есть детали, предлагает скачать книгу бесплатно, но оказывается на сайте доноре надо ввести адрес электронно почты. Зачем все эти сложности современного хайпа.
      В сети лежит в открытом доступе "Булгарская библиотека" на пять гигабайт - читать не перечитать. Там сотни авторов, с полнотекстовым содержанием. Простота порой хуже воровства.

  • Анонимно
    18.01.2020 15:19

    "Если бы у татар...осталось хоть 5% таких как Зайнап Максудова..., то можно было бы не беспокоиться за судьбу татарского народа... ". Татарский народ после 1552 года пережил великие потрясения. Но к 1917 году татарский народ опять стал самым передовым в Российской империи, несмотря на беспощадное подавление в правах. Татарский народ неминуемо воспрянет. Зайнап Максудова оставила свои ростки в татарском народе.

    • Анонимно
      18.01.2020 17:58

      Каковы же исторические уроки этого большого и сложного периода в истории России?
      Русско-татарские отношения начались внезапно с агрессии монголо-татаро-кипчакских Орд против Руси (и других стран Восточной Европы) в 20—30-х годах XIII в. Агрессор победил быстро, убедительно и безоговорочно, обладая численным, организационным и военно-техническим превосходством над совокупными русскими княжествами, политически разобщенными и административно аморфными.
      Побежденная Русь фактически довольно быстро смирилась с рабской судьбой не вследствие врожденной покорности русского народа, а в первую очередь вследствие готовности подчиниться чужеземному игу со стороны политических, военных и духовных руководителей русского государства, т.е. со стороны князей и иерархов православной церкви, основным мотивом деятельности которых было стремление сохранить свои сословные привилегии. Народ потерпел разорение и претерпел многие лишения за 360 лет. Власти же практически ничего не лишились, хотя отдельные члены княжеской корпорации зачастую рисковали своей жизнью и имуществом в конфликтах с ханской администрацией.
      Спустя 150 лет непрерывного и нарастающего владычества над Русью татары-победители неожиданно сами стали жертвой еще более сильного агрессора, чем они подверглись завоевательным нашествиям Тамерлана. Золотая Орда ослабела, стала приходить в упадок.
      Этим немедленно воспользовались русские, хорошо усвоившие за 150 лет один несложный внешнеполитический урок: побеждает в международных столкновениях всегда сила, а не справедливость. Победителей — не судят, им не предъявляют претензий, даже когда они творят жестокости, их не упрекают ни в каких грехах.

      • Анонимно
        11.02.2020 23:44

        В империи каждый второй прикидывается самым "русским" или "турецким". Государства с название Золотая Орда не существовало в истории человечества.

    • Анонимно
      18.01.2020 18:49

      15:19. Занимаетесь истеричной и лживой,нациковской демагогией о беспощадном подавлении в правах татар. Задолго до 1917 г.они были депутатами Госдумы,и местных земсих выборных органов, офицерами и генералами,кончали гимназии и университеты, никто не требовал менять веру.Критерием было,только одно- имущественное положение,как и для русских. Не случайно Ленин, в одной из статей приводил статистические данные,что число грамотных у татар, выше чем у русских. Хватит по любому поводу изображать "сирот казанских". Сейчас же, возможность изучать свой язык и культуру полная,было бы желание.Но его, и нехватает, у демагогов кричащих о дискриминации татар,а своих детей,внуков и правнуков не учащих родному языку, отдающих их в русские или зарубежные школы .Примеры тому многочисленны и широко известны. Очевидно и вы один из таких лицемеров,если ошибся прошу извинения.

      • Анонимно
        11.02.2020 23:47

        Вы не ошиблись: идеологи тартаризма, высосали свою доктрину из пальца. Этим указующим перстом была немецкая наука, дважды прокатившая
        Д.И. Менделеева на выборах в Петербургскую Академию Наук.

    • Анонимно
      18.01.2020 20:20

      Краткий повтор не пропущенного. Не надо истерить и врать о беспощадном поражении в правах татар в России. Задолго до 1917 г.среди них были депутаты Госдумы, других выборных учреждение, офицеры, генералы, чиновники,лица с университетским образованием.Причем не требовался отказ от веры.Единствено,что ограничивало,как и русских, имущественное положение,хотя ряд категории населения имел льготы.В одной из ленинских работ приводятся данные,что число грамотных среди татар выше чем у русских.Да и сейчас есть демагоги утверждающие о дискриминации татар в области извсения родного языка.Нердеко, громче всех кричат об этом, лица не учащие детей,внуков и правнуков родному языку дома,а таже предпочитающие русские и зарубежные школы. Примеров этого, даже среди упертых нациков немало и они широко известны,

      • Анонимно
        18.01.2020 22:02

        \\Да и сейчас есть демагоги утверждающие о дискриминации татар в области извсения родного языка\\ - "Совет Европы критикует политику России в отношении нацменьшинств.
        В России нарушаются права национальных меньшинств в сфере образования и общих свобод - отчет экспертов Совета Европы".
        https://www.dw.com/ru/совет-европы-критикует-политику-россии-в-отношении-нацменьшинств/a-47094279

        • Анонимно
          19.01.2020 19:53

          Вот это да !!! Эти хваленые татары с 6 млн. в России стали нацменшинствами.

          • Анонимно
            19.01.2020 20:39

            Да, по нормам международного права это именно так. В Докладе Совета Европы как раз упоминаются Татарстан и татары.

            • Анонимно
              20.01.2020 15:23

              Сами татары об этом и слыхать не слыхали. Мало ли они там за бугром напишут. Лучше бы они спросили у моей жены татарки. Она им сказала бы, кто на самом деле нарушает.

              • Анонимно
                20.01.2020 21:25

                А вот я, татарин, лично встречался с экспертами Совета Европы и ОБСЕ, и подолгу разговаривал с ними о ситуации в сфере образования для национальных меньшинств РФ, в частности, татар. Мне и экспертам не надо ничего спрашивать у вашей жены, несомненно, весьма далекой от сферы национального образования.

                • Анонимно
                  21.01.2020 09:08

                  Такие как вы, Солженицын, Сахаров, Ельцин, Горбачев тоже разговаривали с экспертами из США. И , получили все виды Свободы. Есть оказывается еще ломехузы.

                  • Анонимно
                    21.01.2020 09:26

                    Дожили !!! Своего ума нет и пошли по миру побираться . Не зная и не считаясь с мнением своего народа слушают советы из за бугра. Совет Европы и ОБСЕ , да , там очень хорошие эксперты.Они благодаря таким ,как сбежавший в Англию Кашапов знают ситуацию в Р. Т.

                    • Анонимно
                      11.02.2020 23:57

                      Кашапов летел, бежать это слишком прозаично для такой птицы высокого полета.

                  • Анонимно
                    11.02.2020 23:56

                    Бустанги есть везде.
                    Им не хватает ваших ломехузов, надо полагать.

                • Анонимно
                  11.02.2020 23:55

                  Я булгар, тюрок не встречался ни с кем, кроме нашей национальной самодеятельности, "два притопа", в лице именитых академиков, кандидатов и докторов Болванских наук. Болванский процесс -организованная утечка мозгов, панмаш, а они про сохранение генофонда национальных культур в Римском клубе.

              • Анонимно
                11.02.2020 23:51

                А шо кажет теща?

          • Анонимно
            11.02.2020 23:48

            15 000 000 человек заявлял А.Г.Каримуллин, он кажется не был шапкозакидателем.

    • Анонимно
      11.02.2020 23:42

      Вы забыли 1395 год с Тимуром хромоногим, 1431 год с Федором Пестрым... Пассионарность убывает...
      Гармоничники льют слезы и пишут доносы на неудобных, слишком шебутных людей длинной воли. Одиннадцать детей - целая футбольная команда отфутболила маму в Небытие.

  • Анонимно
    18.01.2020 16:24

    В чём блестящность её образования?

    • Анонимно
      11.02.2020 23:59

      Такие самородки есть у тюрков. А.М.Байрамкулов (карачай) самостоятельно изучил несколько восточных языков и издал несколько книг о тюрках аланах.

  • Анонимно
    18.01.2020 17:36

    А для ИЯЛИ это безразлично?

    • Анонимно
      18.01.2020 19:17

      ИЯЛИ как всегда спит. Его сотрудники даже не могут издать каталоги рукописей, которые там хранятся. Позор! Пусть берут пример у Бустанова.

      • Анонимно
        12.02.2020 00:04

        В Финляндии тоже самое. Фонды не описаны, мишары сачкуют, не хотят заморачиваться с арабицей на тюрки уже много лет.

    • Анонимно
      12.02.2020 00:02

      ИЯЛИ - это советский проект, а люди то уже совсем не советские. Дж.Алмаз так и не увидел в печати сделанный им словарь Кол Гали на 8000 тюркских булгарских слов XIII века функционирующих до монгольского вторжения.

  • Анонимно
    19.01.2020 10:40

    Всем этим "сиротам казанским", жалующимся на все и вся, но чад и пр. потомков не учащих родному языку ни дома ни в школах,надо начинать с себя.

    • Анонимно
      12.02.2020 00:06

      Иван Ужасный развешивал из на плотах и сплавлял по Волге в назидание другим народам, прежде не слыхавшим о таких экзотических формах пиара.

  • Анонимно
    20.01.2020 10:04

    Об ученом Разине не забывайте. Светлая память.

  • Анонимно
    21.01.2020 14:31

    Надо язык пересоздавать заново.

  • Анонимно
    12.02.2020 00:11

    Язык зафиксирован в нескольких графиках.
    Графику письма надо просто реанимировать,
    помятуя о том что начало и конец - ягоды одного поля.

  • Анонимно
    12.02.2020 21:02

    Альфрид Бустанов, опубликовавший книгу "Библиотека Зайнап Максудовой" о самой крупной частной колекции рукописей открыто заявляет о тюрко булгарском языке, на котором изложены тексты.

    Әлфрид Бостанов "Библиотека Зайнап Максудовой" китабыннан:
    төрки болгар теле турында ачык язылган. (182 бит)

    Книга в открытом доступе в режиме онлайн здесь
    https://www.academia.edu/41616050/The_Library_of_Zainap_Maksudova

    • Анонимно
      16.02.2020 15:41

      Так и себя она идентифицирует как болгарку - Зайнап ал-Булгари ал-Максуди.

      Из книги казанского священника и миссионера П.Знаменского "Казанские татары", Казань, 1910 г., с.8:
      "Сами татары называют себя булгарами..."

      Из статьи историка М. Худякова "Мусульманская культура в Среднем Поволжье", Казань, 1922 г.,с.15:
      "Масса современных казанских мусульман и в настоящее время не считает себя татарами, а зовёт себя болгарами..."

      Из книги С.М. Шпилевского "Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии". Казань, 1877 г., с.41:
      "...Эти, называющие себя булгарами татары...".

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль