Общество 

Зачем татарский ТЮЗ культивирует на сцене преступление?

Рустам Батыр
2020-01-18 07:50

Инсценировку знаменитой поэмы Низами Гянджеви «Лейли и Меджнун», крайне важного сюжета для мусульманской культуры, в театре им. Кариева посмотрел Рустам Батыр. Сумела ли работа драматурга Юлии Тупикиной, осовременившей классический текст, и главрежа татарского ТЮЗа Рената Аюпова передать тончайшие смыслы суфийского понимания духовности? Об этом читайте в материале постоянного автора «БИЗНЕС Online».

Рустам Батыр: «Читая в интернете отклики на эту постановку, подобное опасение находило у меня лишь подтверждение: зрители восторженно сравнивали ее с шекспировской «Ромео и Джульеттой» Рустам Батыр: «Читая в интернете отклики на эту постановку, подобное опасение находило у меня лишь подтверждение: зрители восторженно сравнивали ее с шекспировской трагедией «Ромео и Джульетта» Фото: «БИЗНЕС Online»

В ОРИГИНАЛЕ ЛЕЙЛИ И МЕДЖНУН — ЭТО НЕ ИСТОРИЯ ДВУХ ВЛЮБЛЕННЫХ, КАКОВОЙ ОНА ПРЕДСТАЕТ В ГЛАЗАХ «ПРОФАНОВ»

Ровно год назад в театре им. Габдуллы Кариева состоялась премьера инсценировки знаменитой поэмы Низами Гянджеви «Лейли и Меджнун». История их возвышенной любви — крайне важный сюжет для мусульманской культуры, хотя среди широкой публики мало кто понимает ее подлинный смысл. Читая в интернете отклики на эту постановку, подобное опасение находило у меня лишь подтверждение: зрители восторженно сравнивали ее с шекспировской трагедией «Ромео и Джульетта», т. е. за фасадом внешнего действия они так и не увидели главного. Поэтому, признаюсь честно, я и не спешил с просмотром нового спектакля татарского ТЮЗа. Очень уж не хотелось столкнуться с опошлением исламской классики. Но как же порой бывает приятно ошибиться. Пьеса драматурга Юлии Тупикиной, осовременившей классическое произведение Низами, воплощенное на сцене стараниями режиссера Рената Аюпова, не только дарит нам гамму ярких чувств, но и весьма бережно и точно передает тончайшие смыслы суфийского понимания духовности, раскрытые через близкие нам современные реалии.

Тюзовская постановка показывает историю любви двух старшеклассников из Казани: начинающей певицы Йолдыз (Наиля Каримова) и музыканта и рэпера Булата (Булат Гатауллин). Она разворачивается на фоне образов Лейли (Ляйсан Большова) и Меджнуна (Ильфат Гибадуллин), которые, словно видение из таинственного сна, неустанно всплывают перед зрителем то ли в роли ангелов-хранителей влюбленных, то ли как олицетворение потаенных глубин их сердец. Вообще, идея вплести мотивы древней истории во взаимоотношения молодых людей нашего времени — весьма интересный и удачный ход, который к тому же усилили хорошая игра актеров, глубокая символика сценического оформления (художник — Иршат Азиханов) и гармоничное музыкальное сопровождение (композитор — Эльмир Низамов).

«Тюзовская постановка показывает историю любви двух старшеклассников из Казани: начинающей певицы Йолдыз (Наиля Каримова) и музыканта и рэпера Булата (Булат Гатауллин)» «Тюзовская постановка показывает историю любви двух старшеклассников из Казани: начинающей певицы Йолдыз (Наиля Каримова) и музыканта и рэпера Булата (Булат Гатауллин)» Фото: Рамис Назмиев / театр им. Кариева

В оригинале Лейли и Меджнун — это не история двух влюбленных, каковой она предстает в глазах «профанов». Данные образы мусульманские мыслители (Низами тут далеко не единственный) использовали для того, чтобы передать трудноуловимые грани поиска и обретения человеком, которого олицетворяет Меджнун, Бога, символом которого выступает, естественно, женщина — Лейли. Только в свете этого можно понять истинную суть данной истории и найти объяснения весьма необычным перипетиям во взаимоотношениях двух героев и их странным (с точки зрения обыденной логики) поступкам и высказываниям, ведь на их примере раскрывается не обычная, чувственная любовь между мужчиной и женщиной, а любовь «мистическая», что обращена к Богу, сокрытому за иллюзорными формами сущего мироздания.

Удивительно, но ТЮЗ в своем ремейке смог сохранить всю палитру такой емкой двойственности. Зрителям как бы показывается история любви двух молодых людей нашего времени. Однако на самом деле у нее, как в случае с Лейли и Меджнуном, есть второй, куда более важный пласт, который становится понятным лишь в свете суфийских концепций. Давайте сквозь их призму взглянем на казанскую реинкарнацию героев Низами.

«Удивительно, но ТЮЗ в своем ремейке смог сохранить всю палитру этой емкой двойственности. Зрителям как бы показывается история любви двух молодых людей нашего времени» «Удивительно, но ТЮЗ в своем ремейке смог сохранить всю палитру этой емкой двойственности. Зрителям как бы показывается история любви двух молодых людей нашего времени» Фото: Рамис Назмиев / театр им. Кариева

ПРЕГРАДА — ЭТО НЕ ТО, ЧТО НАХОДИТСЯ ВНЕ НАС

Спектакль центрирован вокруг идеи преграды: она символично разделяет сцену пополам и часто поминается устами отца главной героини Радифа (Эльдар Гатауллин), который любит цитировать аят Корана про два моря, разделенных «преградой, которую они не могут переступить». При этом он бросает молодым: «И эта преграда — я!»

В каком же смысле Радиф является преградой? На внешнем плане здесь нет никаких секретов: отцу не нравится избранник дочери, он прилагает все силы, чтобы не дать влюбленным быть вместе. Но что значит быть преградой в контексте суфийского мировосприятия? Ведь Йолдыз и Булат — не просто влюбленные молодые люди, а проекция Лейли и Меджнуна.

Как известно, преграда/завеса — ключевая идея для суфизма. Считается, что Бог сокрыт от нас за нею. Неслучайно момент богопознания (так сказать, «просветление») именуется в суфийской традиции словом «кашф», то есть раскрытие этой самой завесы. Радиф, вне всяких сомнений, преграда именно в подобном смысле, однако уловить сущность такой преграды не так-то просто.

«Как известно, преграда/завеса — ключевая идея для суфизма. Считается, что Бог сокрыт от нас за нею» «Как известно, преграда/завеса — ключевая идея для суфизма. Считается, что Бог сокрыт от нас за нею» Фото: Рамис Назмиев / театр им. Кариева

Радиф — ходячий канон, воплощение принципа «во всем должен быть порядок». Он олицетворяет идею правильности, которую можно интерпретировать по-разному, но в контексте суфийских мотивов ее следует понимать как указание на некое правильное понимание Бога, которое все мы ищем в древних книгах и у мудрых наставников. Секрет же заключается в том, что Бог не ограничен никакими представлениями и концепциями, в том числе и правильными. В этом заключается, например, глубинное значение фразы «Аллаху акбар» (букв. «Бог величественнее»), главного мусульманского молитвословия. «Он величественнее и лучше всего того, что по своей аналогии о Нем могут узнать люди, — растолковывал ее смысл великий мыслитель исламского мира имам Газали. — Но не в том смысле, что величественнее чего-то иного, так как с Ним нет ничего иного, чтобы Он выглядел величественнее того, ибо все сущее — от света Его бытия». Другими словами, Бог превыше всех наших представлений о Нем, поэтому попытка найти Его в каноне, догматах — фундаментальная ошибка человека, его ментальная ловушка, преграда, которую многие так и не могут переступить. Не так легко осознать, что канон при всей своей объективной верности субъективно дает человеку мертвое знание, лишенное соприкосновения с живым, реальным Богом (в пьесе эта мысль обозначена через упрек Радифу в том, что он превратил свой дом в музей).

Вот почему Йолдыз подбивает Булата совершить преступление против своего отца (по сюжету: угнать машину из его гаража). Тем самым подталкивает героя к преодолению существующих норм/правильности, выходу за пределы тех представлений, которые его сковывают. Булат поначалу колеблется («Я никогда не занимался криминалом»), но в конечном итоге решается на этот поступок. Казалось бы, герой смог выйти за пределы ограничений своего самосознания, однако искомой цели так и не достигает: он по-прежнему не с Йолдыз/Лейли.

И вот здесь раскрывается самая главная тайна Пути. Преграда — это не то, что находится вне нас, а то, что заключено внутри. Мы сами и есть та преграда, которая мешает нам обрести Бога. До тех пор пока человек ищет Бога, т. е. отделяет себя от Него, тем самым цементируя свою субъектность, Бог так и будет оставаться ему недоступным, ибо наша субъектность/самость — это и есть та подлинная и в действительности единственная преграда, которую человеку предстоит преодолеть. Ее преодоление называется в исламе словом «фана», т. е. саморастворение.

«Преграда — это не то, что находится вне нас, а то, что заключено внутри. Мы сами и есть та преграда, которая мешает нам обрести Бога» «Преграда — это не то, что находится вне нас, а то, что заключено внутри. Мы сами и есть та преграда, которая мешает нам обрести Бога» Фото: Рамис Назмиев / театр им. Кариева

На этом уровне человек отказывается от каких-либо претензий, на что указывает ключевая для суфизма концепция искренности (араб. — ихсан). Самое сложное — отказаться от ожиданий в отношении Бога, надежд на свое «просветление». В оригинальной поэме Меджнуну сообщают, что Лейли вышла замуж, предала и забыла его, и призывают оставить мысли о ней. В ответ герой лишь говорит, что даже теперь он никогда не откажется от любви к Лейли. И в этот момент с ним происходит тектоническая трансформация. Низами описывает ее через историю о том, как герой среди двух имен Лейли и Меджнун, начертанных на старых свитках, стирает имя возлюбленной, объясняя это тем, что «не нужен знак второй для двух влюбленных». «Зачем же соскоблил ты не себя, а милую?» — спросили его. И Меджнун отвечает: «Я лишь кожура пустая. Пускай во мне гнездится, прорастая, Любимая, пусть эта кожура Ее от глаз укроет, как чадра». Другими словами, Меджнун преодолел дуальность своего бытия. Он целиком и полностью растворился в Боге.

Абсолютно тот же мотив мы находим и в спектакле. В его кульминационной сцене Булат после разлуки наконец-то встречает возлюбленную, однако та совершенно неожиданно говорит о невозможности продолжения их отношений и в завершение произносит фразу, которая может сокрушить всякое любящее сердце: «Давай будем просто дружить». Тогда Булат, как и Меджнун, отвечает: «Я все равно буду любить тебя». В этот самый момент случается алхимический взрыв его души и он вместе с Йолдыз растворяется в танце (хореограф — Нурбек Батулла) совместной песни, с которой началась история их знакомства.

«Коллективу театра имени Кариева удалось создать удивительно тонкий спектакль. В каждой его детали сокрыт двойной смысл, расшифровка которого приносит зрителю колоссальное интеллектуальное наслаждение» Коллективу театра им. Кариева удалось создать удивительно тонкий спектакль. В каждой его детали сокрыт двойной смысл, расшифровка которого приносит зрителю колоссальное интеллектуальное наслаждение Фото: Рамис Назмиев / театр им. Кариева

В СВЕТСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ БОГ ЕСТЬ МЕТАФОРА СУЩЕСТВУЮЩЕГО МИРОЗДАНИЯ

Коллективу театра им. Кариева удалось создать удивительно тонкий спектакль. В каждой его детали сокрыт двойной смысл, расшифровка которого приносит зрителю колоссальное интеллектуальное наслаждение.

Хотя тюзовская постановка выросла из суфийского произведения и целиком построена на суфийских мотивах, ее создатели совершенно справедливо дистанцируются от сугубо религиозной тематики как таковой. Неслучайно Радиф и Йолдыз вполне определенно обозначены в пьесе как «нерелигиозная семья». Тем самым существенно расширяется смысловое поле произведения, не ограничивающееся исключительно религиозным прочтением и проблематикой. Но разве можно суфийскую идею самоотречения распространить и на светскую этику? Конечно же, да. В светском мировоззрении Бог есть метафора существующего мироздания, а фана — не что иное, как безусловный альтруизм в пользу мира.

Видимо, для того, чтобы обозначить и такие возможные смысловые контуры, в самом начале спектакля вкратце рассказывается об известном народном благотворителе Асгате Галимзянове, памятник которому стоит у Казанского кремля. Галимзянов — самый настоящий дервиш наших дней. Как известно, работая простым возчиком на казанском Колхозном рынке, он выращивал у себя в сарае свиней, а все вырученные от их реализации деньги, до последней копейки, направлял на помощь детским домам Советского Союза и России, подарив им в общей сложности более 80 пассажирских автобусов и легковых автомобилей. Пример этого выдающегося человека потрясает нас не меньше, чем суфийские аскеты прошлого — своих современников.

В подобном и состоит великая сила искусства. Каждый человек (неважно, религиозный он или светский) сможет найти в нем близкие именно ему смыслы и источник для своего вдохновения. Афарин!

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (40) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.01.2020 08:41

Интересный поворот. Спасибо за статью

  • Анонимно
    18.01.2020 08:41

    Интересный поворот. Спасибо за статью

  • Анонимно
    18.01.2020 08:43

    Отличный спектакль, очень понравилось

  • Анонимно
    18.01.2020 08:55

    Дайте угадаю. Первый комментарий будет спасибо за статью, видимо, от самого автора )))
    Вы уж там хоть предложения меняйте )))

    • Анонимно
      18.01.2020 14:36

      8.55 мне то же, статья понравилась, мне как слова поменять?

  • Анонимно
    18.01.2020 09:18

    Недавно были в этом театре на спектакле "Супер-жених". Ушли после первого акта, такой пошлости на сцене татарских театров я ещё не видела!

  • Анонимно
    18.01.2020 09:35

    А нам наоборот понравилось! Смеялись от души, в других татарских театрах еще голышом бегают! Это постановка мне больше нравится, чем в других театрах, браво!!!

  • Анонимно
    18.01.2020 09:40

    Нам тоже очень понравилась такая трактовка и постановка оригинальная получилась! Зрители тоже все были в восторге) Так держать, теперь мы только к вам будем ходить!)

  • Анонимно
    18.01.2020 09:45

    9.18 При чем здесь этот спектакль, речь идет о Лейле и Меджнун. Это совсем другая постановка. Молодежи очень нравится в этом театре, потому что там уютно и стильно. И директор лучшая и режиссер талантливый. Я сам с удовольствием хожу с детьми. И онлайн покупаю билеты, очень удобно. Вчера тоже были с ребенком, Алмачуар смотрели, нравится все!

    • Анонимно
      18.01.2020 19:34

      Мы тоже с детьми на "Алмачуар" на днях ходили.... оч глубокий смысл и отличная постановка, давно хотела сходить. Читала произведение в оригинале- в конце плакала...)как часто мы ставим свои интересы выше своих близких и любимых.... Режиссер Ренат Аюпов и актёры БРАВО!!!!!

  • Анонимно
    18.01.2020 09:56

    Пишут вам из Н.Челнов, в сентябре театр Кариева выступал этим спектаклем в нашем городе. Там поднимаются важные проблемы современности. Спектакль нам тоже понравился, потому что это близко нам всем родителям. Впечатлила игра артистов, каждый на своем месте. Для нас, для нашего города это была новость. Пусть почаще приезжают к нам. Ждем опять, в Челнах.

  • Анонимно
    18.01.2020 10:18

    Я не фанат этого театра, но спектакль меня удивил, отличный вокал, все продумано. Есть интрига. Девушка очень красиво поет.

  • Анонимно
    18.01.2020 10:25

    Кариев театры бина алгач бик матур эшлэп китте. Статьяны укыгач ук бу театрга барасы килэ.

  • Анонимно
    18.01.2020 10:38

    Спасибо за статью. Постановка стала ещё ярче, глубже, понятна.Благодарю режиссёра за интересный спектакль. Желаем успехов и
    удачи театру.

  • Анонимно
    18.01.2020 10:42

    Такой драматург пропадает!)

  • maximteregul
    18.01.2020 11:29

    Батров же не знает татарский, как он смотрел спектакль. Через переводчика всегда есть неточность.

    • Анонимно
      18.01.2020 12:48

      Для него главное- написать. Понимать не обязательно.

  • Анонимно
    18.01.2020 11:58

    Любимый Б.О, спасибо за интересный материал, автору тоже браво! Его статьи каждый раз читаю с удовольствим. Спектакль необычный, сидишь на сцене, и оказываешься вместе героями в одном времени и пространстве. Спасибо режиссеру, за яркие эмоции, давно не смотрели такой душевный спектакль. Смело и ярко.!

  • Анонимно
    18.01.2020 12:03

    Прекрасный театр, отличная постановка! Смотрели недавно. Удачи во всем.

  • Анонимно
    18.01.2020 12:31

    Татар телен саклаучы, яшь буынга житкеруче Кариев театры! Эле алар сукырлар, инвалидларга да театр куялар. Барлык эшлэрегезне дэ карап, сокланабыз, гел шулай матур эшлэгез. Бу тамаша бик заманча килеп чыккан, кызык та кызганыч та. Татарстан районнары буйлап гастрольлэргэ йорегез, яшьлэргэ курсэтергэ кирэк спектакльлэрне. Аларны карап нэтижэ ясарлар иде.

  • Анонимно
    18.01.2020 12:41

    В этом спектакле играют мои любимые актеры, а как они поют, советую всем смотреть. Дуэт очень интересный получился.

  • Анонимно
    18.01.2020 12:55

    Пишут вам зрители из г.Салават, респ.Башкортостан. У нас казанский режиссер Р.Аюпов поставил Радость нашего дома по повести М.Карима, тоже душевно получилось. До сих пор в сердцах, как ему удалось так тонко передать трагедию В.О.В, и боль народа. Этот спектакль тоже хотелось бы посмотреть, придется ехать в Казань! Будет повод.

  • Анонимно
    18.01.2020 13:06

    Думаю,стоит назвать публикации Рустама-"СУББОТНИЙ БАТРОВ НА БО"!
    Судя по комментариям на его прошлых публикациях ,читают его многие!
    Как где-то,прочитал- "часть аудитории, ждет интересного чтива в субботу под авторством Батрова, а кого то трясет,что он там ещё "понапишет"!"

    • Анонимно
      18.01.2020 14:48

      Для меня статьи автора очень познавательные, в семье мы читаем его статьи все, не нравится, что комментаторы обсуждают не саму тему в статье, а автора. За весь труд автор достоин всех наград!

    • Анонимно
      18.01.2020 15:00

      Батыровские субботы )) как невзоровские среды ))

  • Анонимно
    18.01.2020 13:28

    Респект и уважение коллективу театра. Когда я смотрел этот спектакль, рядом сидели люди разного возраста, бабушка в белом платке и молодежь, и подростки. Этот спектакль для всех возрастов, понятный и несет глубокий философский смысл. Ведь тема отцов и детей, актуальна во все времена. Молодцы! Продолжайте в том же духе!

  • Анонимно
    18.01.2020 13:50

    13.06 Трясти тоже надо, он же журналист. Пусть пишет, читать не скучно:)))

  • Анонимно
    18.01.2020 14:49

    Эле тагы бер дини спектакльлэре бар, "Кэжул читек" дигэн. Менэ анысы ошады балаларга, менэ ичмасам тэрбия булган элек, исен китэр..

    • Анонимно
      18.01.2020 19:49

      Кэжул читек вообще бомба!!!! Приезжали родственники из Башкирии, очень хотели посмотреть татарский спектакль. Ещё накануне Корбан бэйрэм и во время фестиваля Нэуруз.... Родственники были в диком восторге!!! Все ещё вспоминают и благодарят). Просили передать Огромнейшую благодарность главному режиссёру.

  • Анонимно
    18.01.2020 14:55

    12.46 Алар икесе дэ тырышалар, директоры да режиссеры да, халык ярата аларны, самое главное!

  • Анонимно
    18.01.2020 15:10

    Зрителю, не прочитавшему первоисточник, сложно понять весь замысел создателей этого спектакля.

  • Анонимно
    18.01.2020 15:31

    А что скажет начальник транспортного цеха? Пардон, министр культуры РТ...

  • Анонимно
    18.01.2020 15:51

    Имамутдинов Т.же говорит зрителю не обязательно понять...А сам я всегда стараюсь читать, вспоминать первоисточник. Я вспомнил еще спектакль Король Лир, 10 лет тому назад кажется ставили, в Кировском районе. В булгарском стиле костюмы были, тоже яркая работа была. А теперь они удивляют новой работой. И вообще мне нравится этот театр, он не большой, но в нем есть творчество!*

  • Анонимно
    18.01.2020 16:45

    15.31 Начальник транспорта уже давно ушел. Новый шеф любит театр:))

  • Анонимно
    18.01.2020 17:28

    Мы с удовольствием ходим в театр Кариева, все постановки очень глубокие и продуманные. Многие постановки посетили, всех своих родных и близких, приезжающих в гости вожу - все в восторге. Где еще среди молодых услышишь такую красивую чистую татарскую речь на сцене!!!! Уже 2 раза приходили с 1м классом младшего сына - дети в восторге.Тут уютно, красиво, спокойно... А в постановках и современных моментов много, благодаря чему детям еще интереснее и понятнее сюжет, они прямо переживают, потом обсуждают.. У нас даже детки, не знающие язык, ходят и смотрят с удовольствием - им берем переводчик. Хочется пожелать артистам, главному режиссеру и директору театра удачи и вдохновения, чтобы зритель ценил и помнил свой родной язык.

  • Анонимно
    18.01.2020 19:45

    Именно этот спектакль я ещё не смотрела, но после прочтения этой статьи, ще больше захотелось сходить!

  • Анонимно
    18.01.2020 22:02

    Рустам поднимите пожалуйста тему "Белых рубашек" в нижегородской мечети!
    Это будет "народная" статья!!!
    Осветите это событие с раскрытием 6 вопросов:
    1.Ваше мнение по этому поводу.
    2.Что говорится по этому поводу в Священном писании.
    3.Слова в защиту ,если такое вообще возможно!
    4.Красное слово или перчинка в этот "распорядок"!
    5.Что говорят высокие духовные лица?
    6.Немного юмора,если он уместен!

    Ждем сенсационной статьи и вашего мнение!
    Заранее спасибо!

  • Анонимно
    18.01.2020 22:16

    Рустам Батыр,это подавление Воли,к Сопротивлению.В Художественной Форме.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль