Общество 
16.01.2020

«Когда он жил, и самолетов-то не было...»: как казанский аэропорт перелицуют в честь Тукая

На выбор — пять вариантов: тут и мозаичное панно, и люстры, и «серебряные нити». Но у «псевдомузея» есть и противники

В 2020 году воздушная гавань Казани получит новое «оперение». За право приукрасить аэропорт в «тукаевской» стилистике сегодня вступили в борьбу авторы пяти концепций. Аэропорт предлагают опутать «серебряными нитями поэзии», осветить «солнцем татарской поэзии» и даже запустить в нем ласточек. Мнения опрошенных «БИЗНЕС Online» экспертов разошлись: одни просят рассказать больше о Тукае и добавить крупные элементы на фасад, другие — не мешать пассажирам и ограничиться скромным арт-объектом в углу.

В 2020 году воздушная гавань Казани получит новое «оперение». За право приукрасить аэропорт в «тукаевской» стилистике сегодня вступили в борьбу авторы пяти концепций В 2020 году воздушная гавань Казани получит новое «оперение». За право приукрасить аэропорт в «тукаевской» стилистике сегодня вступили в борьбу авторы пяти концепций Фото: «БИЗНЕС Online»

конкурс концепций для аэропорта

Сегодня на портале госуслуг РТ было запущено онлайн-голосование за концепции по оформлению международного аэропорта «Казань» в связи с присвоением ему имени татарского поэта Габдуллы Тукая. Оставить свой голос можно в разделе «Опросы жителей» или по прямой ссылке.

На суд жителей республики представлены пять вариантов концепций оформления аэропорта: «Поэзии серебряные нити», «Вдохновение Тукая», «Путь Тукая», «Следуй за ласточкой» и «Свет Тукая». Участникам голосования предлагается изучить все пять концепций (размещены их изображения с кратким описанием), выбрать только один из вариантов, после чего нажать на кнопку «завершить опрос». Опрос продлится до 22 января, но при необходимости срок голосования может быть продлен, пояснила нам пресс-секретарь министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Наиля Клевлеева.

Известно, что все концепции были разработаны творческими группами КГАСУ по заказу министерства, для объективности голосования их фамилии пока не раскрываются. Как сообщается на сайте ведомства, с учетом результатов голосования в дальнейшем подготовят окончательный вариант концепции.

Напомним, что конкурс по присвоению аэропортам страны имен великих соотечественников «Великие имена России» проходил в конце 2018 года. Для аэропорта «Казань» предложили разные имена великих деятелей прошлого: Михаил Девятаев, Андрей Туполев, но победил татарский народный поэт Габдулла Тукай. Итоги конкурса были подведены в прямом эфире на телеканале «Россия-1» 5 декабря 2018 года. Тогда же стало известно, что аэропорт Бегишево станет носить имя экс-министра нефтеперерабатывающей промышленности СССР и бывшего директора «Нижнекамскнефтехима» Николая Лемаева. В финальном голосовании за два республиканских международных аэропорта суммарно было отдано около 193 тыс. голосов.

Всего членами оргкомитета конкурса во главе с министром транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленаром Сафиным были рассмотрены 7 концепций оформления аэропорта. Авторы предложили использовать такие элементы, как арт-объекты со сказочными героями, благоустроенный сквер, информационное панно, обновленную детскую площадку, интерактивные инсталляции и фотозону. В итоге для участия в голосовании были отобраны пять лучших концепций.

«серебряные нити», ласточки и «солнце татарской поэзии»

Концепция «Поэзии серебряные нити» основывается на образе «серебряных нитей поэзии», которые «как бы окутывают все пространство аэропорта». Предполагается, что изображены они будут на стеклянных поверхностях. Причем графические сюжеты могут демонстрировать не только образы поэзии Тукая, но и виды казанских достопримечательностей.

Чтобы увеличить, нажмите

Концепция «Вдохновение Тукая» — самая зеленая по цветовой гамме, она изобилует как живыми растениями, размещенными а-ля висячие сады Семирамиды, так и художественными инсталляциями на тему леса и родного края. Основная идея концепции — отобразить колорит и многогранность культуры Татарстана.

Чтобы увеличить, нажмите

Концепция «Путь Тукая» — самая «тукаевская». В ней есть непосредственно портрет татарского поэтического гения, собранный (при ближайшем рассмотрении) из портретов и снимков зданий, имеющих большое значение для формирования татарской культуры и истории. Здесь есть и гигантские люстры-спирали, на которых нанесены известные фразы из произведений Тукая. Сам «Путь Тукая» — его жизненные вехи и творческий путь (деревни Кушлауч, Сосна, Кырлай, Казань, Уральск и т. д.) в виде своего рода огромного макета — воплощен в виде уютной зеленой зоны отдыха для пассажиров. Таким образом авторы концепции решили провести параллели между жизненным путем татарского поэта и тем, что для многих гостей республики аэропорт Казани является отправной точкой для их путешествия по Татарстану.

Чтобы увеличить, нажмите

Изящной и легкой получилась концепция «Следуй за ласточкой». Она объединяет два основополагающих образа: самолет и ласточки (один из ярких образов поэзии Тукая). Световые изображения летящих птичек обвивают башню командно-диспетчерского пункта аэропорта. Графические изображения ласточек также присутствуют в дизайне интерьера здания.

Чтобы увеличить, нажмите

Наконец, концепция «Свет Тукая» основывается на идее того, что главной целью для Тукая было просвещать свой народ. Недаром его называют «солнцем татарской поэзии». Поэтому одним из основополагающих элементов дизайна этой концепции стал насыщенный солнечный желтый цвет: желтые скамейки и зоны отдыха, выполненные в желтых цветах «тукаевские» фотозоны  и графические изображения на фасаде здания аэропорта.

Чтобы увеличить, нажмите

Как сообщается на сайте минтранса РТ, министр Сафин отметил, что авторами была проделана колоссальная работа, он поблагодарил их за креативный подход. Также он поручил КГАСУ в дальнейшем подготовить сборный проект, в котором необходимо будет учесть наиболее интересные и приемлемые предложения. Министр подчеркнул, что при выборе оформления в первую очередь аэропорт должен соответствовать своему функциональному назначению, в том числе по обеспечению безопасности и качества обслуживания пассажиров.

Клевлеева уточнила нашему изданию, что само оформление воздушной гавани в «тукаевской» тематике — это не бюджетный проект, работы будут осуществляться аэропортом за счет собственных средств. Преобразования в казанском аэропорту ожидаются уже в течение 2020 года. Они также будут направлены на повышение уровня комфорта пассажиров, подчеркивается на сайте, где проводится голосование.

Ленар Сафин подчеркнул, что при выборе оформления, в первую очередь, аэропорт должен соответствовать своему функциональному назначению Ленар Сафин подчеркнул, что при выборе оформления в первую очередь аэропорт должен соответствовать своему функциональному назначению Фото: «БИЗНЕС Online»

«у Тукая какое золото? даже собственной квартиры в Казани не было»

Какая концепция лучше всего отражает «тукаевскую» тему и в то же время удачно впишется в хайтековские интерьеры казанского аэропорта, корреспонденты «БИЗНЕС Online» выяснили у экспертов.

Римзиль Валеев — журналист и общественный деятель:

— Концепция «Путь Тукая», по-моему, больше подходит для автовокзала, потому что там указаны географические точки из биографии Тукая, названия нескольких сел Арского района. Она явно не авиационная, поэтому я ее исключаю. Концепция «Свет Тукая», оформленная в золотом цвете, тоже скорее для наземного транспорта. Если знать биографию Тукая, то там никакого золота нет. Вот если бы речь шла о Дэрдменде, хозяине золотых приисков, тут бы я все понял. А у Тукая какое золото? Никакого золота он не видел, даже собственной квартиры в Казани у него не было. Голодное, бедное детство, смерть отца, жизнь у дальних родственников… Поэтому эту концепцию я тоже отметаю.

Остаются концепции «Следуй за ласточкой» и «Серебряные нити». Я думаю, «Серебряные нити» произведут впечатление на старшее поколение. Это классика. Изысканное национальное решение в традициях татарского ювелирного искусства. Серебристыми линиями нарисовать в аэропорту достопримечательности Казани — очень хорошая идея. Но креативность и образность «Ласточки» — неожиданная находка, соединяющая Тукая и авиационный транспорт. А это очень трудно совместить! Тукай ведь очень далек от самолетов. Когда он жил, и самолетов-то не было, особенно пассажирских. Но идея модернизировать стихотворение Тукая «Ласточка» — очень креативная. Поэтому я пришел к выводу, что надо совместить эти две концепции: «Следуй за ласточкой» и «Серебряные нити». Они друг другу не противоречат, наоборот — дополняют друг друга, поскольку панно «Ласточки» не покрывает всю территорию нашей воздушной гавани. Но «Серебряные нити» говорят скорее о начале XX века, а «Ласточка» — о современности. И они здорово совмещаются. В аэропорту хватит места и для первого, и для второго проекта.

Павел Савицкий — директор рекламного агентства «Пи Арт»:

— В каждой из предложенных концепций есть интересные, на мой взгляд, фрагменты, но ни одна не решает полностью основную задачу. Авторы так увлеклись отдельными декоративными элементами, что за деревьями стало не видно леса. Я не видел технического задания, по которому работали авторы представленных концепций, но могу предположить, что нужно было передать дух Казани и Республики Татарстан через яркие образы из творчества Габдуллы Тукая. Здесь есть важный момент: Тукай, которого у нас часто называют «татарским Пушкиным», — все-таки не Пушкин. Я имею в виду не качество поэзии, а то, что он не так широко известен за пределами Татарстана, как его кудрявый русский коллега. Таким образом, в оформлении я бы обязательно использовал элементы, которые позволят познакомить людей с творчеством Тукая (этот момент учтен только в концепции «Свет Тукая»), а далее раскрыл бы наиболее яркие образы его произведений в визуальных элементах большого формата. 

Здесь важно не забыть о специфике аэропорта, где есть два типа зон: первый — где люди не имеют возможности задержаться ни на секунду: зоны регистрации, посадки и т. д., и второй — зоны ожидания, где люди имеют много времени для длительного контакта с материалом. Очевидно, что в зонах ожидания уместно разместить звучные цитаты из произведений поэта, сопроводив их малоформатными иллюстрациями, а в зонах быстрого прохождения отлично будут работать крупные форматы с теми же иллюстрациями. Здесь я не вижу смысла ограничиваться только видами природы (концепция «Вдохновение Тукая») или одним героем его произведения (концепция «Следуй за ласточкой), лучше гармонично преподнести их все, используя татарский национальный колорит в костюмах, пейзажах и орнаменте. От такого оформления у посетителя аэропорта останется цельное впечатление. Человек вспомнит или прочитает впервые вдохновенные строки о крае, который он собирается посетить или, наоборот, покидает, и это впечатление останется с ним надолго.

«Если аэропорт назвали именем поэта, это не значит, что там должна быть экспансия персонажей» «Если аэропорт назвали именем поэта, это не значит, что там должна быть экспансия персонажей» Фото: «БИЗНЕС Online»

«интересная ручная линейная графика, 3D всех уже утомило»

Сергей Насекин — руководитель дизайн-студии «Айбат»:

— Я посмотрел эти концепции. Что могу сказать? Традиция каким-то образом оформлять аэропорты к значимым культурным событиям — такая международная уже практика, это довольно часто делается. Я много летаю и наблюдаю подобное в разных аэропортах. И то, что наш казанский решили оформить в духе Тукая, это хорошая идея и начинание. Единственное, что во всем мире эти экспозиции — сменяемые и важно, чтобы они были не на постоянной основе. Максимум такая экспозиция создается на год, потом должна быть сменяемость.

Теперь непосредственно по поводу концепций. Есть интересные решения, но все они немного сыроваты. Но концепция на то и концепция, чтобы предложить идею, а дальше ее дорабатывать, так что это нормально. Мне понравилась первая идея, которая называется «Поэзии серебряные нити». Здесь интересная ручная линейная графика, одна картинка с большим видом Казани. Сейчас ручная графика вообще намного приятнее, чем какое-то 3D, которое всех уже утомило. Она обладает бо́льшей индивидуальностью и самобытностью. Поэтому мне эта картинка понравилась.

Единственное замечание, и это касается всех пяти концепций, что они не учитывают один важный момент — что такое оформление должно обладать двумя уровнями восприятия: на большом расстоянии (из машины) и второй уровень — тактильный, близкий. Так вот, восприятие первого уровня во всех концепциях так и не решено. У всех мелкая детализация и крупные решения вообще не учитываются. Это замечание относится и к концепции «Поэзии серебряные нити». Мелкая графика, которая вынесена на фасад, абсолютно не читается и пропадает.

Тем не менее концепция «Поэзии серебряные нити» мне понравилась. И хорошая — «Следуй за ласточкой». Здесь и сама идея замечательная. Ласточка — образ самолета, тут все понятно. Другое дело, что только этого образа слишком мало для решения. Поэтому я бы совместил первую идею со второй. К тому же и по графике они похожи. Интересное решение и со скульптурной композицией… То есть в этих концепциях есть и свои плюсы, и свои минусы. Если их доработать до ума с учетом замечаний, может получиться очень даже симпатично.

«это перебор. Превращать аэропорт в музей Тукая я бы не стал»

Магомед Закаржаев — генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие»:

— Мы сейчас с моим первым заместителем — Гали Насыровым — смотрим присланные вами эскизы. Мне больше нравится второй вариант — «Поэзии серебряные нити». Он более современный, легкий среди всех представленных, хотя, может быть, не совсем традиционный. И четвертый вариант — «Путь Тукая» — тоже неплох. Он более традиционный и, я бы сказал, содержательный. «Поэзии серебряные нити» — вариант, может быть, немного футуристический. А моему заместителю больше нравится четвертый вариант, «Путь Тукая», потому что он очень зрелищно и содержательно показывает жизненный путь нашего великого поэта.

Ильгизар Хасанов — художник:

— Ни с одним из вариантов я бы не согласился, это перебор. Превращать аэропорт в музей Тукая я бы не стал. Если аэропорт назвали именем поэта, это не значит, что там должна быть экспансия персонажей. Там и так проблема с навигацией, трудно понять, куда бежать, двигаться. Эти картинки будут просто сбивать. Человек начнет шарахаться. Ему же самолет надо найти.

Есть очень простое решение: где-то внутри аэропорта, в красном углу здания, там, где это никому не будет мешать, поставить стелу. Или например, взять какое-нибудь стихотворение, цитату Тукая и высечь на стекле на трех языках.

В зоне ожидания на посадку можно что-то сделать. Но опять же, я бы не стал визуализировать на стенах или еще на чем-то. Можно поставить проектор, сделать небольшой фильм о Тукае, но так, чтобы это не мешало людям. Пусть те, кто захочет, подойдут и ознакомятся. Этого более чем достаточно.

А украшать… Это не то место, не музейная история. Сейчас все пытаются превратить в псевдомузей или галерею современного искусства, мне кажется, это лишнее. Там нужен доступ к визуальной информации о рейсах.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (189) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
16.01.2020 15:53

А когда Пушкин жил, самолеты были?

  • Анонимно
    16.01.2020 15:53

    А когда Пушкин жил, самолеты были?

    • Анонимно
      16.01.2020 16:00

      Ну вы сравнили - Пушкин и Тукай. Не тюркские народы о Тукае никоим образом не знают. Некорректное сравнение.

      • Анонимно
        16.01.2020 16:04

        л - Логика

        • Оптимист
          16.01.2020 19:16

          Высокоскоростные железные дороги, км.
          Китай – 29 000
          Россия – 0
          США – 0.

          Скоростные автомагистрали, км.
          Китай - 142 500
          США - 108 500
          Россия - 2 050

          Число гражданских аэропортов и аэродромов.
          США – около 15 000
          Китай – около 500
          Россия – около 250.
          Бедные американцы
          Где они столько поэтов найдут?

          • Анонимно
            16.01.2020 21:40

            Не правильно считаете. В США посчитаем все взлетные площадки. А у нас только со статусом аэропорта. А взлетели полос и площадок только в лаишевском районе пять штук. В том числе и частная впп известного бизнесмена-летчика

            • Анонимно
              16.01.2020 22:35

              толку, что в Лаишевском пять, в других(в подавляющем большинстве) количество - дырка от бублика. но ваша логика понятна - она урапатриотична - т.е. попросту тупа. Это раз. Во- вторых - сколько самолетов летает в том же США и в Великой стране?

              • Анонимно
                17.01.2020 07:58

                Самолёты можно посмотреть на сайте мониторинга полётов. Картина интересная.

          • Анонимно
            17.01.2020 16:26

            А летательное пространство вы считали? Россия изготовила 17 млн кв. км. неба, против всего-лишь 9 млн в США. Практически вдвое больше полётных дорог!!!

      • Анонимно
        16.01.2020 16:32

        С детства знаем.
        Татары с какого перепугу трюки?

      • Анонимно
        16.01.2020 17:17

        Мурома, вепсы, и другие финские, адаптированная языку половцев, татары?

      • Анонимно
        16.01.2020 17:59

        Сравнение весьма корректно , Тукай для татар возможно больше чем Пушкин для русских , а если учесть наполнение национальной культуры , то это однозначно . Кроме русского Тукай донес до татар гору мирового . Да только Байрона , и то бы уже хватило.

      • Анонимно
        16.01.2020 18:25

        причем тут были или не были самолеты - не в тему приплели

      • Анонимно
        16.01.2020 20:08

        Вот и узнают после посещения нашего аэропорта

    • Анонимно
      16.01.2020 16:18

      Там ступа с бабою Ягой, идёт-бредёт сама собой...

      • Анонимно
        16.01.2020 16:50

        16.18 что ж не продолжили: кащей над златом чахнет... в духе времени.

        • Анонимно
          16.01.2020 17:40

          "16.50.
          "... там русский дух, там Русью пахнет..."
          Интересно, как это на английский или другие языки переводится! И что услышит тот, кому переводят? Маркус Барера.

    • Анонимно
      16.01.2020 16:25

      аэропорт в Ростове на Дону атаман платова

      или Ломоносова или петра1 тоже самолетов не было

      • Анонимно
        16.01.2020 23:25

        Уж слишком много Тукая! Куда ни плюнь - везде Тукай...

      • Анонимно
        16.01.2020 23:31

        Да это крайний маразм придумывать двойные названия, проблемы закончились и теперь некуда денег девать?!

    • Анонимно
      16.01.2020 16:45

      Когда говорят о присвоении аэропорту многонационального города имени Тукая,сразу вспоминается голосование за дочурку Алсу!

      • Анонимно
        16.01.2020 16:56

        В точку!
        Тем более, как выяснилось Тукай не был татарином.

        • Анонимно
          16.01.2020 17:23

          Верно! По рождению Тукай был русским, воспитанным в татарской среде, воспринявшим ислам и внесшим огромный вклад в развитие татарской культуры.

          • Анонимно
            16.01.2020 17:49

            Получартся как царица Сююмбике? Русская татарка

            • Анонимно
              16.01.2020 18:16

              Не совсем. Сююмбика этническая татарка, татарской же и осталась. Ее сын Утямыш-Гирей (сын казанского хана (царя) Сафа-Гирея) был крещен в 5-летнем возрасте во избежание притязаний на казанский трон и реставрации Казанского государства (немусульманин не мог быть казанским ханом).

              • Анонимно
                16.01.2020 18:41

                18.16 а везде почему то не считают ногайкой. А не татаркой.

                • Анонимно
                  16.01.2020 19:17

                  В русских и турецких источниках 16-17 вв. ногайцев называли нагайскими татарами.

                  • Анонимно
                    16.01.2020 19:28

                    И по сей день Казахи, узбеки, кыргызы и т.д. татар называют нугайлар.

              • Анонимно
                16.01.2020 20:00

                Сююмбикэ Ногайка, это то хоть знать надо. Ногайцам ныне живущим совсем не понравиться если их татарами назовёте. Всех в одну кучу не сваливайте.

          • Анонимно
            16.01.2020 20:02

            Дед Тукая вообще то из Башкорт.

        • Анонимно
          16.01.2020 18:03

          Тогда просто еще не было такой национальности,татары -было обобщенное название разных народов с магометанским вероисповедованием.Причем поэтом он также не был,он был хорошим переводчиком русских произведений на турецкий.Большинство сказок про Тукая выдумано большевистскими пропагандистами.Если обычный современный татарин ознакомится с сохранившимися публикациями современников о Тукае,то вряд-ли останется довольным от таких познаний.

          • Анонимно
            16.01.2020 18:22

            //Если обычный современный татарин ознакомится с сохранившимися публикациями современников о Тукае,то вряд-ли останется довольным от таких познаний//

            Вы-то, конечно, с этими публикациями ознакомились? )

          • Анонимно
            16.01.2020 18:52

            18:03 -
            Вы настоящий провокатор, стремящийся умалить гений Тукая. Непонятно только, что вами движет в этом грязном деле.
            Насчёт современников поэта: мой дед и его родные братья, один из которых писатель, были его современниками, и их мнению я верю, в отличие от вашего.

            • Анонимно
              16.01.2020 19:52

              Ну вашему деду и его братьям лет по 140 уже,таким как не верить.Слава аллаху,пусть поживут до 200,чтоб правду про переводчика,жившего с турками и писавшего на турецком распространять.Лучше горькая правда,чем большевистская пропаганда.

          • Анонимно
            16.01.2020 22:21

            Есть автобиография Тукая, им самим, а не большевиками написанная

      • Анонимно
        16.01.2020 16:58

        Алсу хоть полулегально накрутили голоса. Тут же тупо за пару часов несколько тысяч голосов прибавилось. Не заморачивались особо затратами на формальное «бот-голосование».

        • Рашид
          16.01.2020 20:58

          16:58 Алсу не накрутила, а её команда вывернула наизнанку весь ливер этого парада лицемерия и тщеславия называемого в этой стране голосованием.

          • Анонимно
            17.01.2020 07:27

            Ну да! Как всегда нацместечковщина будет своих защищать! Алсу такая вся пушистая а ея команда подонки и всякое такое.
            К чему тогда клоунаду с аэропортом устраивать! Тес более что тут же появляется готовый проект? Мерзко и противно.

        • Анонимно
          17.01.2020 10:47

          Голосование проходит через госуслуги. У коллеги с работы нет личного кабинета, у него не было возможности проголосовать. Так что не соглашусь с "формальным "бот-голосованием".

      • Анонимно
        16.01.2020 16:59

        Значит вспоминать больше нечего, знаний маловато.

      • Анонимно
        16.01.2020 17:17

        //Когда говорят о присвоении аэропорту многонационального города имени Тукая...//

        В России все города многонациональные. И что?
        Хотя на мой взгляд эта идея с присвоением скрепных имен аэропортам одна из самых бестолковых, навроде установки идолов предводителя разбойничьей шайки Ермака или кровопийцы Ивана Грозного.

        • Анонимно
          16.01.2020 19:52

          Был бы Грозный кровопийцей в честь него города, улицы не называли и памятники не ставили. Вы неуч.

          • Анонимно
            16.01.2020 22:22

            Неуч - Вы. Историю не знаете

          • Анонимно
            16.01.2020 22:25

            19.52 Какой город или улица в каком городе названа в честь этого кровопийцы?

            • Анонимно
              17.01.2020 15:48

              22.25 город Грозный.

              • Анонимно
                17.01.2020 19:08

                15.48 вы бы свою тесность не показывали во всеобщее обозрение. 21-й век на дворе, откройте интернет, вся инфа есть, прочитайте в честь чего назван город Грозный! Никто в здравом уме не называл и не будет называть в честь этого деятеля ни улицу, ни город и тем более мусульмане. Да и не было у него этого прозвища, был он Страшным. А «грозным» его так сказать, возвеличили искажая в очередной раз историю, русские псевдоисторики . Поэтому и молчат здесь местные татарофобы по этому вопросу и примеров привести не могут, потому как их нет. А вы уж блеснули, так блеснули своей томностью. Надеюсь, что Кадыров это не читает, и унижаться с извинениями не придётся вам.

        • Анонимно
          17.01.2020 20:36

          //Когда говорят о присвоении аэропорту многонационального города имени Тукая...//
          Тукай он многонациональный поэт. Мать башкирка, отец - удмурт, как утверждал Альберт Разин. Да и, в то время и казанлы, и башкиры и мишаре называли себя одним именем - "мусульмане". В этническом понимании. Мосолманнар.
          Башкиры тоже чтят его как своего. Казахи его знают.

        • Анонимно
          17.01.2020 20:43

          кровопийцы Ивана Грозного//
          Если бы не было этого "кровопийцы", не было бы сословия ясачных чувашей, переименованных позже в ясачных татар. Переросшего к началу 20 в. в этнос. Об этом тоже нужно помнить.
          Фигура Ивана Грозного очень противоречивая даже в этом случае.

          • Анонимно
            17.01.2020 22:18

            20.43 были бы свободные чуваши и не платили бы ясак этому кровопийце.

      • Анонимно
        16.01.2020 17:23

        Москва тоже многонациональный город.
        Слабо дать имя не русскому?

      • Анонимно
        16.01.2020 18:47

        16-45
        Тукай - гордость татарского народа. мы выросли на его стихах и сказках, спасибо ему за его душевные, заставляющие думать и творить произведения. Вооще-то идет какое-то нездоровое отношение к местным...

        • Анонимно
          16.01.2020 19:53

          Мы может и выросли, может и гордость Тукай русского и татарского народов , но факт остается фактом - Тукай ни русским, ни тем более татарином не был.

        • Анонимно
          16.01.2020 21:10

          Тукай - это первый татарский поэт. Для татар это, типа, святыня. А так стихи "не очень" - любой современный студент лучше бы написал.

          Если вам когда-нибудь доведётся читать российские газеты конца 19 в. - начала 20 века, например, казанские русские газеты, то увидите, что тогда было принято в каждом номере газеты писать стихи - местной интеллигенции, профессуры университета или редакции. С точки зрения даже тогдашней литературы, это были даже не стихи, а стихоплётство. Из тысяч номеров тогдашних газет, с тысячами же таких стихотворений - ни один из этих стихов не вошёл в анналы литературы - будучи никчёмными по своей сути. Но это для русских, которые имеют примеры великих поэтов прошлого - Пушкина, Лермонтова и т.д..

          В это же время (конец 19в. - начало 20в.) в России появляются и первые татарские газеты, которые, естественно, копировали русские газеты по своему стилю и тогдашней редакторской моде. Тукая был просто юным журналистом татарской газеты и, как журналист, по аналогии с русскими газетами сочинял стихи - и публиковал их в татарских газетах. Были ли эти стихи хорошие? Пусть это оценивают специалисты. Но если для русских газет аналогичное стихоплётство осталось незаметным в истории, то первые татарские стихи в первых татарских газетах - были подняты на знамя в последующие, уже советские десятилетия, в качестве "классики татарской литературы".

          В те первые советские десятилетия во всех советских республиках срочно создавались свои "национальные классики", свои "национальные поэты". Создавались из того, что было в наличии к тому времени. Создавались у татар, якутов, чувашей, марийцев и т.д. Именно тогда во всех республиках появились свои "тукаи", которых было принято считать "классиками" - и которых полагалось почитать, как свои святыни. Ибо, не иметь "своего "классика-поэта" - это как-то западло для любого местечкового народа. Каждый уважающий себя народ, типа, должен иметь своего "классика" - вот они массово повсюду тогда и появлялись.

          • Рашид
            16.01.2020 22:41

            21:10 Ничего удивительного, так бывает в тоталитарных странах. Удивляет другое, разве до Тукая у нас не было поэтов? Думаю были. Почему именно из этого отрезка истории начинается отсчёт любопытно было бы узнать.

            • Анонимно
              17.01.2020 07:19

              Рашид!!! Конечно были пэты! Один из поэтов Средневековья Мухаммадьяр. Знаете наверное его стих про татар ?

              • Рашид
                17.01.2020 10:27

                07:19
                Мухаммедьяр высоко ценил язык как средство общения, передяющее правду и утверждающее справедливость. Возможно вот этот отрывок в переводе из его произведения следует большими буквами прописать во входных воротах столицы нашего государства:

                «Знай, что язык людскому роду дан,
                Как чудо из чудес, как талисман.
                Кто справедлив и чей язык правдив,
                Тот ни на глаз, ни на руку не крив.
                А если крив язык, то весь как есть,
                Ты крив - и утерял людскую честь.
                Язык людской! Будь в силе и красе, -
                Будь прям и прав, - исправимся мы все!»

                • Анонимно
                  17.01.2020 14:37

                  Рашид !!! Ну не этот же !!! А вот этот //// Эх , несчастный и тупой .....Ты похож на собаку, кусающую своего хозяина:
                  Ты несчастлив и болезненный, негодяй и бесчеловечный,
                  Глаз твой черный, ты собака преисподней //// Не случайно, один из авторитетных исследователей Золотой Орды М.Г.Сафаргалиев писал, что «по материалам позднейшей булгарской эпиграфики нельзя делать вывод о языковом родстве булгар VII-XII вв. с современными татарами» . В самом деле, надгробные эпитафии эпохи Булгарского царства и раннего периода Казанского ханства написаны на палеотюркском диалекте (r-язык), ближайшим родственником которого является чувашский язык.

                • Анонимно
                  17.01.2020 14:40

                  Историк XVIII в. Петр Рычков писал, что у тюркских народов имя татар «употребляется за презренное и бесчестное звание», так как оно означает «варвар, смерд, и ни к чему годный человек». Он авторитетно заявляет: «я совершенно уверен, что во всех тамошних сторонах ни одного народа нет, который бы татарами именовался». Однако, ниже добавляет: «Хотя живущие в Казанской и в других губерниях магометане, которым у нас татарское имя прилагается, оное звание сами для себя и употребляют, и как выше значит за бесчестное и поносное для себя не ставят: но сие может быть происходит у них от давнего обыкновения, принятого ими от российских сперва по смежности с ними, а потом и по подданству их к России, подобно сему как ныне все германцы не только от соседственных им народов, то есть россиян, поляков, турков, персов и татар, немцами прозваны, да и сами уже сие название, когда русским языком пишут, или говорят, без всякого предосуждения употребляют» .

    • Анонимно
      16.01.2020 17:14

      когда другие проблемы решить не могут, то начинаются переименованием

    • Анонимно
      16.01.2020 18:19

      У Тукая гораздо более трагичная жизнь и судьба, чем у Пушкина - ни семьи, ни дома, ни друзей-врагов, одни просто враги и завистники....

      А все представленные проекты оформления аэропорта радостные, веселые и беззаботные...

      • Анонимно
        17.01.2020 11:42

        18.19 вы предлагаете в ддепрессивно-похоронном стиле тогда оформить, если у него одни враги были? И когда он успел столько врагов нажить? И по какой причине???

    • Псевдоним
      16.01.2020 19:13

      В заголовок цитату вынесли специально, чтобы автор сказанного увидел, какую глупость он сморозил.

    • Анонимно
      16.01.2020 21:11

      Ковер-самолет точно был.

    • Анонимно
      16.01.2020 23:33

      А зачем переименовываться, сервис изменится?

  • Анонимно
    16.01.2020 15:55

    Пустите больше лоукостеров в Татарстан - это будет лучшей рекламой аэропорта и узнаваемости Тукая!

    • Анонимно
      16.01.2020 17:03

      Главное в аэропорте, чтобы был удобный, современный, а бюсты, барельефы, цитаты вообще не интересно перед полётом, тем более после. В зоне ожидания нужно больше кафешек, посадочных мест. Таможенный контроль надеюсь расширят? А никакие литературные

      • Анонимно
        16.01.2020 18:29

        Простой чай попить в аэропорту-ну оочень дорого! И от переименования нищего не изменится.

      • Анонимно
        16.01.2020 18:49

        Зачем такой маленький терминал то построили, тесный он

  • Анонимно
    16.01.2020 15:59

    Когда коту делать нечего....

  • Анонимно
    16.01.2020 16:01

    Это все конечно здорово! Но по сути, переименование, оформление и т.д. это соответствующие затраты, неужели финансы девать некуда?

    • Анонимно
      16.01.2020 16:41

      двери надо там снять - как в КХТИ - и поставить деревянные - начала 20 века... аутентичные и на двери написать вирши...

  • maximteregul
    16.01.2020 16:05

    То они не могли за 1000 лет Казани новое здание построить, а тут чешут где не надо.

  • Анонимно
    16.01.2020 16:07

    Бред, аэропорт казани должен быть им Туполева! Музеи называйте им Тукая, а не аэропорты! И чистопольскую переименуйте в проспект Туполева!

    • Анонимно
      16.01.2020 16:17

      Им. Туполева уже назвали Внуково.

      • Анонимно
        16.01.2020 16:41

        Хотя бы могли Девятаевым назвать, так как и проголосовало большинство. Девятаев, как минимум лётчик в масштабе страны, герой, там более в этом году фильм выйдет о нём с Козловским в главной роли, а его фильмы топовые и в России и в ближнем зарубежье. Знали бы кто такой.

        • Анонимно
          16.01.2020 17:48

          16.41 большинство проголосовало за Тукая! Вы реально сравниваете Тукая и ветерана ?

          • Анонимно
            16.01.2020 18:03

            17.38 ерунду не говорите, достаточно известные СМИ, общественность обратили внимание на то, что моментально отстающий на 500 или 1000 голосов (точно не помню) стал лидером. Да и своим глазам я доверяю. Лидером с огромным отрывом был Девятаев.

    • Анонимно
      16.01.2020 16:29

      СМИ писали, как чудным образом «победило» это название, а Туполев и Девятаев «странно» проиграли. Названия виталистов заменила, якобы общественная палата РФ. А там пояснить ничего не смогли. «Татарстанские чудеса», как обычно. До маразма давно дошли с национальной сельской идентичностью.

      • Анонимно
        16.01.2020 19:28

        Россия страна парадрксов. Точно так же накрутили Севастополь для купюры в 2000 р.
        Хотя лидировала мечеть в Грозном.

        Но в российской валюте мечеть не может быть.

  • Анонимно
    16.01.2020 16:08

    Лучше бы вернули пенсионерам рт дорожные!!!
    А то богатое нефтяное государство,не социальное!!!

    • Анонимно
      16.01.2020 16:52

      16.08 как деньги просить, так государством величают, как Татарстан слышат, так регионом обзывают.

  • Анонимно
    16.01.2020 16:12

    Аэропорт должен был быть имени Девятаева, Героя Советского Союза, непосредственно связанного и с небом и Казанью.

  • Анонимно
    16.01.2020 16:12

    Зачем эти переименования ?

  • Анонимно
    16.01.2020 16:15

    Нужно строть новый терминал, а не украшения развешивать!

  • Анонимно
    16.01.2020 16:19

    Притягивают на канате и к месту и нет.
    Поставили бюст Тукаю в городе нашем и стоит он как упрек..... За что?

  • Анонимно
    16.01.2020 16:21

    Вы, если что, не забывайте объекты с изображением содержать в чистоте

    • Анонимно
      16.01.2020 16:38

      Мыть чистить убирать - это доход клининговых компаний. Вернее не мыть чистить убирать. Кто Акты читает?

  • Анонимно
    16.01.2020 16:24

    В нью-йркском аэропорте имени Кеннеди на возводят барельефов Кеннеди, не пишут срок из его многочисленных речей.

    Здесь главное не переборщить и не сделать аэропорт смешным, провинциальным, местечковым.

    • Анонимно
      16.01.2020 16:42

      тем стекла немеряно - пишите стихи - и не дорого выйдет...

      • Анонимно
        16.01.2020 17:08

        Да - художник Ильгизар Хасанов все правильно написал. Главное - навигация, а аэропорт - не музей.

  • Анонимно
    16.01.2020 17:02

    Аэропорт - один из ворот Республики. Поэтому когда человек прилетает в аэропорт - он должен понять куда он прилетел, в какую страну.
    Тукай - символ татарского народ. Пусть все знают кто прилетает в Казань, что они прилетели на землю татар.

    • Анонимно
      16.01.2020 17:16

      Мдя, как у вас всё запущенно(((((

      • Анонимно
        16.01.2020 17:27

        Запущено у вас. 50 лет назад вас уважали или боялись пол мира. Сейчас от вас отворачиваются ваши же братья славяне. Казахстан, Узбекистан, Украина и даже Белоруссия.
        Вы настроили против себя 20% населения страны своей языковой авантюрой.
        Поистине, мир меняется и очень быстро...

        • Анонимно
          16.01.2020 18:12

          Да, чтобы залезть в карман или избавиться от лишних едоков на баррель нефти нужно отказать в уважении. Как это по-казански!

          • Анонимно
            16.01.2020 19:32

            Мы жили, живём и будем жить с соседями в мире и в уважении, в отличие от вас, возомнивших себя собственниками страны.

        • Анонимно
          16.01.2020 20:41

          17.27 да никто их и не уважал и уж тем более не боялся, скорее обходили стороной.

        • Анонимно
          17.01.2020 09:48

          17:27 А что не так с Казахстаном? Все мирно! Узбекам тоже у нас нравится, и русских сейчас очень просят не уезжать из страны (знаю от родственников). В Белоруссии русский - один из государственных.
          Так что Ваш злобный спич - мимо.
          А вот вам как раз надо на себя оборотиться.
          Внутри раздряги, с башкирами не дружите, соседние регионы постоянно пытаетесь оскорбить, возвышая себя...

        • Анонимно
          17.01.2020 09:53

          17:27 Ну вы то "своей языковой авантюрой" всех против себя не настроили, разумеется. Молчали бы уж лучше.

    • Анонимно
      16.01.2020 17:20

      Но в тоже время человек прилетая в Казань не должен ощущать себя, что прилетел в деревню.

      • Анонимно
        16.01.2020 18:02

        Почему он должен ощущать что прилетел в деревню из-за того, что аэропорт назван в честь Великого татарского (братья чуваши говорят что и чувашского) поэта? И что он должен ощущать?

    • Анонимно
      16.01.2020 17:22

      Здрасьте, земля татар. Не было такого никогда.
      Вы откуда пожаловали в эти широты, вот там может и есть ваши бывшие земли где-то. А тут много национальностей проживает уже не одну сотню лет, тех, кто коренной из них (чуваши, славяне, фино-угры) уже от остальных не отличить...

    • Анонимно
      16.01.2020 17:27

      Казань это земля не только татар. Это также родина и "земля" русских, чувашей, марийцев и многих других. Так что аэропорт нужно было назвать им.Туполева, а им.Тукая нужен музей (уже есть) или библиотека. Театр оперы и балета можно переименовать...

      • Анонимно
        16.01.2020 17:39

        Переименуй Шереметьево с Пушкина на имя чувашского или марийского писателя, тогда мы подумаем

        • Анонимно
          16.01.2020 18:06

          Шеремет не был русским или финским или славянским

        • Анонимно
          16.01.2020 18:14

          17:39 «мы» это пара процентов сельчан. Вы там думаете что хотите. От этого ничего не зависит.

          • Анонимно
            16.01.2020 18:43

            18.14. А по-моему, ваша мания величия уже неизлечима. С чего вы решили, что имеете право говорить от имени всех татар и татарстанцев? Правильно, что аэропорт назвали именем татарского поэта Габдуллы Тукая. Вот пусть о нем все приезжие и будут проинформированы. А мы без вас и вашего никчемного мнения как- нибудь обойдемся.

          • Анонимно
            16.01.2020 18:56

            Как видишь многое зависит. Аэропорт переименовали как хотели.

    • ЛДПР
      16.01.2020 17:32

      Так это не земля татар, вернее не только татар, зачем прибывших в заблуждение вводить?

      • Анонимно
        16.01.2020 17:49

        Начните с себя.
        Россия многонациональная страна.

        • Анонимно
          16.01.2020 18:51

          Все верно. Вот только для взаимодействия на всех уровнях нужно хорошо по русски общаться, не сублимированно.

          • Анонимно
            16.01.2020 19:34

            Ты так говорил 50 лет назад.
            Посмотри сейчас на Украину, Казахстан и другие соседние государства.

          • Анонимно
            16.01.2020 19:35

            Что ты хочешь этим сказать?

            • Анонимно
              16.01.2020 19:47

              То, что все меняется, мир не стоит на месте. Не нужно унижать людей, особенно на тему языка и национальности.

    • Анонимно
      16.01.2020 17:56

      17.02 тюбетейку ещё на диспетчерскую наденьте. Сразу все поймут.

      • Анонимно
        16.01.2020 18:07

        Хорошая идея.
        Тюбетейку ваш царь носил.

      • Анонимно
        16.01.2020 19:15

        Отличная идея. И объявлении давать на языках народов Поволжья (русский не в их числе) английский и китайский.

        • Анонимно
          16.01.2020 20:55

          На каком прикажут федералы, на таком и будут давать. Татарский не международный.

          • Анонимно
            17.01.2020 09:05

            Ну а федералам, на каком прикажут международные организации.

        • Анонимно
          18.01.2020 01:53

          16.01.2020 19:15
          Хотите ДЕЗорганизовать работу аэропорта? Не все виртуозно владеют китайским языком, как вы!

    • Анонимно
      16.01.2020 19:57

      Аэропорт на земле луговых черемизов и даже не Булгаркие земли

    • Анонимно
      16.01.2020 22:57

      Правильно сказали - страну. Татарстан - регион. Здесь живут не только татары. И войдя в аэропорт, хочется зайти в аэропорт: удобный, современный и без ненужных добавок в лице Тукая. Если мне захочется, то я могу сама, без ваших хотелок, и его стихи почитать и т д. Очень много стало везде этого засилия.

    • Анонимно
      16.01.2020 23:14

      Татарстан не страна, это регион. И это земля не только татар. Уважайте не только себя. В Казани хочется видеть современный и удобный аэропорт.

    • Анонимно
      17.01.2020 07:50

      Татарстан не отдельная страна. Не фантазируйте. В Казань прилетел очно так же, как в другие города России. В Казани и Татарстане не только татары живут. Это многонациональный регион России. Кто бы что там себе не придумал.

      • Анонимно
        17.01.2020 20:24

        точно так же, как в другие города России
        -----
        Точна! А давайте все города переименуем, чтоб у всех одно и то же название. И планировку одинаковую, улицы, чтоб везде одинаковые, одинаковые названия. А ведь как удобно будет, прилетел в любой город, и не потеряешься. Все так же как в родном городе. Ориентируешься легко и просто.

  • Анонимно
    16.01.2020 17:03

    Ужасно.Вообще не вписывается не визуально не по смысловой нагрузке.

    • Анонимно
      16.01.2020 17:27

      Колхоз(((
      Стыдно и неприятно в такой "аэропорт" заходить будет.

      Может РЖД пролоббировали?) Гостей точно на ж/д вокзале встречать приятнее будет - площадь с фонтаном, и залы классические.

      Вокзалы, аэропорты - это промежуточное место по пути в город, оно не должно вызывать мысли "Как меня угораздило сюда попасть??((("

  • Анонимно
    16.01.2020 17:10

    Нужны в том числе и другие варианты предложений по визуализации оформления. Все представленные варианты хороши, но, раз назвали Тукаем, то и вывеска видимо должна быть. И вообще, сейчас много в Казани хороших дизайнеров помещений. Но думаю, что все должно быть " бюджетно" и без лишних восточных "хотелок", все должно быть между Востоком и Западом. А так, на картинках больше запада, как у Натальи Ф. ( ни коем образом не принижая ее вкус и участие в обновлении общественных пространств РТ - они отлично смотрятся). А здесь нужен особый подход, нужно сотни вариантов ! И выносить на отдельные обсуждения - 1. профессионалы, 2. студенты ,3. население. По итогам вынести соответствующее решение. Но, учитывая, что население может ошибаться. Отличное решение- это не обязательно большие деньги.

  • Анонимно
    16.01.2020 17:21

    Это же аэропорт! Неужели никакого воображения не хватило, как опять этим Тукаем назвать. Аулдаш местный ,так и прет из всех щелей.

    • Анонимно
      16.01.2020 17:58

      Что плохого в аулдаш? Что плохого в татарских аулах?
      Мы не Москва и не Париж, мы Казань - наша столица.

    • Анонимно
      16.01.2020 18:06

      Мы не говорим этим Пушкиным. Имейте уважение к людям живущим рядом. Такое выражение оскорбляет нас.

  • Анонимно
    16.01.2020 17:26

    Чё-т не работает опрос-то! Хотела проголосовать.

  • Анонимно
    16.01.2020 17:34

    Название шлак ,идея с переименованием полный отстой.

  • Анонимно
    16.01.2020 18:01

    Не уж то нет других забот чем заниматься брехней?

  • Анонимно
    16.01.2020 18:20

    Интересно из какого кармана покрывают расходы за пустые перегоны Ласточки? Загрузка 1 % воздух возит одним словом

  • Анонимно
    16.01.2020 18:24

    С самого начала, было понятно что взрослые люди фигней занимаются. В Париже три аэропорта - можно один и назвать в честь Президента. В Нью Йорке тоже три. Можно и Кеннеди уважить. Ведь для жителей этих городов эти названия важны для удобства пользования и ориентирования. Как и москвичам, кстати. А вот зачем это в Казани - ума не приложу. По-моему глупое обезьяничанье и подражание. Ну чисто папуасы

    • Анонимно
      16.01.2020 18:55

      Во многих городах России где один аэропорт переименовали. Они тоже обезьяны?

      А папуасы это прекрасные люди (лучше чем такие как вы) проживающие в центральной Африке.

      • Анонимно
        16.01.2020 19:46

        Конечно. А папуасы хоть и прекрасные но примитивные. Вы что, будете оспаривать что разные народы находятся на разных ступенях развития?

        • Анонимно
          16.01.2020 19:55

          То, что разные народы находятся на разных этапах технологического развития не даёт никому право обзывать и аскорблять.
          На каком уровне находитесь вы лично? Что вы сделали в своей жизни полезного для общества? Подумайте лучше об этом.

          • Анонимно
            17.01.2020 09:16

            Это я Вас обозвал, сравнив с папуасами, а не папуасов оскорбить пытался. так что не надо вступаться за них. О себе думайте.

          • Анонимно
            17.01.2020 09:18

            Как раз люди, лично не сделавшие ничего полезного, пытаются возвыситься за счет более талантливых соплеменников. Примазаться к чужой славе.

      • Анонимно
        16.01.2020 19:49

        И да, вся страна ерундой занимается придумывая названия для аэропортов, дорог и т.д. давайте и вокзалам названия придумывать. Точно заняться больше нечем.

      • Анонимно
        18.01.2020 01:58

        16.01.2020 18:55
        Папуасы живут на острове Новая Гвинея! Это НЕ Африка! Не путайте с пигмеями!

    • Анонимно
      16.01.2020 19:40

      Практически все крупные аэропорты всей России получили свои имена.
      Так что ваш опус про бестолковых в Казани говорит о вашей дремучести и что вы не знаете , что это была общероссийская акция и Казань также участвовала в ней.

  • Анонимно
    16.01.2020 18:25

    Вы никогда не задумывались почему Денис Осокин живет в Казани, а пишет про народ меря. Почему много марийских деревень в РТ? Почему топонимы и гидронимы мерянского происхождения?

  • Анонимно
    16.01.2020 18:51

    Лучше не тратить деньги, а оставить все как есть. Включая название.

  • Анонимно
    16.01.2020 19:36

    Присваивать современными аэропортам имена поэтов 19-20 веков, и более ранних, не совсем корректно, так как под удар попадают эти, ни в чем не виновные личности, и так уже оказавшие огромное влияние на свои нации. Почему они должны отвечать за невежество и узость взглядов своих потомков?
    Ведь народные поэты - лишь символы нации во все времена...
    Если нация в определенные времена лишена памяти, они-то при чем? Придут другие времена...

  • Рашид
    16.01.2020 21:03

    Зачем кого то слушать, надо непременно в восточно азиатском стиле разукрасить аэропорт. Не забывая при этом наших прославленных ханов и богословов. Пусть потом ходят зажмурившись татарофобы.)

    • Анонимно
      17.01.2020 06:06

      И чтобы блесток побольше. И каждый с баяном. И чтобы козы паслись в терминале. А каждому по прилету кружку парного молока!Раскрой глаза. Татарофобов не тут искать надо. А с таким голосованием я потом и не удивлюсь, что подавляющее большинство за установку памятника Ивану Грозному будет.

      • Рашид
        17.01.2020 11:15

        06:06 Разве Казань является технологом методик этих голосований?) Когда не по вашему значит плохо, а кода картину на купюре и достопримечательность России выбирали подтасовывая то хорошо? А в целом прекрасная идея с аэропортом описанная тобой. Оазис экологической чистоты, парное козье молоко продукт диетический, детям и сердешникам его кстати очень рекомендуют. Главное ведь чтобы не свиньи там паслись с суконными рылами и водку не разливали в алюминиевых кружках. Памятниками этому грозному нас уже не напугать наверно, есть более существенные проблемы. А эти истуканы будут лишь теми самыми реперными точками в наших взаимоотношениях с Москвой и его приспешниками у себя дома. Каждый родитель проходя мимо будет напоминать детям кто он и что он сделал с их прекрасным городом и его населением, воспользовавшись разобщённостью народа.

    • Анонимно
      17.01.2020 07:27

      Отличная идея!
      Аэропорт имени Бату-хана, как отца русской государственности и благодетеля Православной церкви. Пора и в истории государства Российского наводить порядок)

      • Анонимно
        18.01.2020 01:35

        17.01.2020 07:27
        Русская государственность зародилась в 862 г. в Новгороде!
        ДЕД Батыя родился на 300 ПОЗЖЕ!
        Его внук - Батый уничтожил МУСУЛЬМАНСКОЕ государство ВАШИХ предков - Волжскую Булгарию!
        ДРУГОЙ его внук - Хулагу, уничтожил другое ИСЛАМСКОЕ государство - Багдадский халифат, и казнил ПОСЛЕДНЕГО Багдадского халифа Аль Мустасима, духовного ЛИДЕРА ВСЕХ суннитов мира! Арабы, до сих пор - ПОМНЯТ!

        • Анонимно
          18.01.2020 09:23

          01.35 не врите и не искажайте историю! Волжскую Болгарию никто не уничтожал, она стала центром Орды! Если бы Ордынцы уничтожили Волжскую Булгарию, то нас бы и не было. А вот кто действительно в 1552 году уничтожил Казанское ханство и вырезал татар, мы знаем и помним.

    • Анонимно
      17.01.2020 09:27

      21:03 Что, Рашид, москвичам страшно советы раздавать? Вам какое дело до нашего аэропорта?

      • Рашид
        17.01.2020 11:21

        09:27 Такое же как вам за аэропорт в Донецке.

      • Рашид
        17.01.2020 11:25

        09:27 Татары со своим уставом в чужой монастырь не ходят в отличие от вас, придумавших эту поговорку.)

        • Анонимно
          17.01.2020 14:09

          11:25 Ну по Вам этого не скажешь!
          Что лично Вы делаете "в нашем монастыре"? Мы здесь живем, а Вы?

          • Рашид
            17.01.2020 20:11

            14:09 А што нибудь хоть осталось не ваше очень любопытно было бы узнать именно от Вас. Вы совсем запутались походу...

    • Анонимно
      17.01.2020 11:50

      21.03 коридор в московской квартире разукрась ханами и богословами. А здесь светская многонациональная республика, прилетают иностранцы. Не позорьтесь уж. Гусей ещё с коровами запустите в вестибюль.

      • Рашид
        17.01.2020 12:19

        11:50 А што строительство Российской (читай русской) нации отменили? То что многонациональная не мешает всю страну кроить на русский лад. Да и согласно Новым статьям Конституции што нам иностранщина, терь у нас будет верховенство государственных законов.

  • Анонимно
    16.01.2020 23:27

    Может быть пока, деньги запланированные на всякие панно, дать детям на которых родители по 50 рублей СМС собирают, а чуть позже вернуться к обсуждениям???

    • Анонимно
      17.01.2020 10:10

      К чему устраивать эти "голосовалки", если за нас там все решили и проект готов как раз "вовремя". Опять из волеизъявления народа цирк с конями устроили.

  • Анонимно
    17.01.2020 05:28

    Не красиво все. Из ЭТОГО выбрать нельзя.
    Понятно, что везде блатных сажают на должности, но в результате этого безвкусица кругом, при всём желании ничего создать не могут.
    Огромный портрет Тукая - ну не смешно ли? Вопрос об уместности никак не возникал при создании этого проекта?
    Ласточки вообще убожество. Даже эти ласточки можно так красиво обыграть, а что мы видим?
    Это примерно как рядом с Энергоинститутом покрасили сарайчик, нарисовали сов и хвастались в соцсетях, что это красиво донельзя.
    Все эти проекты - примерно такой уровень.
    Мой совет - не можете сами, киньте клич среди архитекторов, и не только среди своих, блатных. Проведите конкурс, победившим премии, другие хорошие проекты используйте при создании станций метро.

  • Анонимно
    17.01.2020 09:46

    Бездна вкуса и убогость так и прет!

  • Анонимно
    17.01.2020 10:59

    Согласен с тем ,что из ЭТОГО выбрать нельзя. нужен более широкий спектр предложений.
    Я думаю что взгляд художника Ильгизара Хасанова ближе к тому как нужно выполнить .
    И не переборщить с сельской идентичностью

    • Анонимно
      17.01.2020 13:36

      Ну а вот тут как раз то, от чего наши не отступят никогда. Меры они не знают.

  • Анонимно
    19.01.2020 12:21

    При всем уважении к Ильгизару Хасанову, но стелла? Серьезно? Вот уж где безвкусица. Аэропорт - самое спокойное место из всех вокзалов, единицы куда-то бегут, потому что все там происходит заранее, а в нашем аэропорту начать шарахаться то же самое, что заплутать среди двух деревьев. Обычно люди как раз таки ждут самолет или приезжих. Посему, оформить аэропорт будет неплохо, особенно за бюджет самого аэропорта. Концепции и правда сыроваты, но их дали разрабатывать за бесплатно студентам за две недели. На этом этапе можно выделить интересные идеи, понятно, что все из этого не сделают и проекты слишком футуристичны, но экран приветствия для приезжих уж точно неплохо бы сделать.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль