Общество 
17.01.2020

«Неспособность иметь детей уже сказывается на статистике»

Опрос недели: Как повлияет маткапитал на первого ребенка на демографию в Татарстане и Челнах?

На вчерашней коллегии загсов Татарстана выяснилось, что число рожденных в 2019 году первенцев сократилось, а вторые и последующие дети превысили 60% рождаемости. Число разводов увеличилось, а две трети брачующихся — люди старше 30 лет. Почему не рожают молодые и переломит ли эту тенденцию перенос основной суммы маткапитала на первого ребенка? Действительно ли деньги мотивируют к расширению семьи? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Юрий Соленов, Александр Гольдфайн, Рузиля Ильясова и др.

Юрий Соленов — исполнительный директор Межрегиональной общественной организации «Союз отцов России» Юрий Соленов исполнительный директор межрегиональной общественной организации «Союз отцов России»
— Снижение числа первенцев связано со вступлением в детородный возраст поколения конца 1990-х — начала 2000-х годов. В конце 1990-х произошел так называемый русский перекрест, когда рождаемость сократилась в 2–3 раза. Те, кто вступил в детородную фазу сейчас, не могут родить столько первых детей, сколько их предшественники. В Татарстане прирост населения в 2015 году был 10 тысяч человек, постепенно это число стало сокращаться, и теперь мы все стоим перед демографическим кризисом. Но в Татарстане все равно прирост населения остается за счет мудрой миграционной и семейной государственной политики. Семья находится в тренде. Что касается прироста вторых и последующих детей, то эти показатели в общем по стране увеличились в 2 раза по сравнению с 2017 годом. В послании президента Владимира Путина прозвучала такая форма мотивации, как повышение материнского капитала. Доля вторых детей и так растет, и самый актуальный вопрос на сегодня — мотивация к рождению третьего ребенка.

Повышение возрастной планки вступления в брак, скорее всего, связано с тем, что люди хотят решить свои карьерные, материальные, квартирные вопросы и только после этого создавать семьи. На увеличение числа первых детей однозначно повлияет заявление президента о выплатах материнского капитала. Если раньше и разговоров не было о выплатах за рождение первенца, причем в сумме, эквивалентной выплате за второго, то сейчас те, кто находился в раздумьях о планировании детей, будут максимально приближать рождение ребенка. Продление программы материнского капитала до 2026 года — не такой большой период. Я думаю, мотивация налицо.

В связи с маткапиталом многие говорят, что люди рожают за деньги, для государства и что для ответственных и осознанных родителей его получение не является серьезным мотиватором. Мне кажется, это все неправда. Если семья запланировала рождение детей, то материнский капитал дополнительно подталкивает к такому. Среди моих знакомых его получение не является основополагающим мотивом, но служит подспорьем к принятию решения родить ребенка конкретно в этом году.
Александр Гольдфайн — учредитель и директор ООО «Домо Сапиенс» Александр Гольдфайн учредитель и директор ООО «Домо Сапиенс»
— Люди от 20 до 30 лет — это рожденные в 1990-е годы, когда был очень большой спад рождаемости. Сейчас как раз рожать первенца должны те, кто сам родился в 1990-е, и те, кто сам является частью большой демографической ямы. Их самих мало, поэтому и первенцев тоже. Вторых детей рожают также они плюс те, кто родился в 1980-е годы. Вполне возможно, что материнский капитал за первого ребенка станет хорошим стимулом, но все же приоритет вторых и третьих детей в семьях связан с тем, что люди взрослеют, прочнее стоят на ногах, с бо́льшей уверенностью смотрят в будущее в возрасте от 25 до 35 лет.

К тому, что люди стали жениться чаще после 30 лет, у меня отношение двоякое. С одной стороны, мне кажется, что это признак инфантилизма. Люди от 20 до 25 лет еще чувствуют себя не совсем взрослыми, им хочется по максимуму погулять, пожить для себя. С другой стороны, как раз наоборот, люди хотят добиться чего-то самостоятельно, построить карьеру и, только имея прочную основу, создавать семью. В этом плане мы приближаемся к стандартам, которые давно существуют в Европе и Северной Америке, где в большинстве своем заключают брак после 30 лет.

Мне кажется, что материнский капитал за первого ребенка — как раз вынужденная мера. Государство видит, что мы вступили в демографическую яму 1990-х годов. Это способ побудить людей от 20 до 30 лет поскорее обзаводиться детьми. Не могу утверждать точно, но думаю, что материнский капитал вводили, видя, что в обществе стало нормой иметь одного ребенка. Теперь же материнский капитал стал способом борьбы с демографической ямой 1990-х.
Чулпан Фатыхова — акушер-гинеколог, экс-заведующая родовым отделением перинатального центра КДМЦ Чулпан Фатыхова акушер-гинеколог, экс-заведующая родовым отделением перинатального центра КДМЦ
— Вторых и третьих детей появляется на свет больше, потому что государство стимулирует рождаемость. За вторые роды дается материнский капитал, и люди, пока государство что-то обещает, хотят успеть родить раньше. С рождением первенцев, наоборот, выжидают. Сейчас и на первого будут выплаты — я считаю, это немного изменит ситуацию. Семьи разные, некоторые очень тяжело живут, а появление ребенка — всегда нагрузка на семейный бюджет. Конечно, люди заводят детей не из-за материнского капитала, но определенный толчок рождаемости это даст. Если кто-то из-за финансового положения сомневается, рожать или нет, то выплаты дадут дополнительную уверенность в завтрашнем дне.
Евгений Александров — заместитель коммерческого директора по продажам ООО «Специализированный застройщик «Домкор» Евгений Александров заместитель коммерческого директора по продажам ООО «Специализированный застройщик «Домкор»
— Брак становится более осознанным. Теперь люди женятся тогда, когда действительно готовы содержать семью, заниматься детьми и достаточно обеспечены материально. Кроме того, большое количество пар живут гражданским браком и в официальные отношения вступают уже после рождения детей.

Одной из причин снижения рождаемости может являться некий страх, связанный с текущим экономическим положением в стране. На сегодня в брак вступают люди, рожденные в конце 1990-х, когда была достаточно сложная ситуация в Челнах и стране в целом. Возможна и такая причина, как боязнь обязательств. Есть люди, которые не готовы обременять себя ничем, хотят путешествовать, они легко меняют работу и место жительства. Семья им не нужна.

Лично для меня создание семьи не было связано с подарками от государства и материальной стороной вообще. Я думаю, что для тех, кто боится завести детей в силу материального положения, повышение материнского капитала станет хорошим подспорьем и, возможно, решающим фактором в вопросе, заводить семью или нет. Сказать однозначно, что это будет напрямую связано, нельзя. Не все измеряется деньгами.
Венера Иванова — генеральный директор рекламного агентства «Пиар Плюс» Венера Иванова генеральный директор рекламного агентства «Пиар Плюс»
— Во-первых, сейчас очень модным стало течение чайлдфри (идеология отказа от рождения детей — прим. ред.). Возможно, это могло повлиять на годовые результаты. Во-вторых, причиной может быть страх у людей, связанный с экономикой в стране. В-третьих, у нового поколения есть своя фишка: мол, давайте сначала образование, хоть что-нибудь накопим, купим, а семья — потом. Поменялся и ритм жизни, он стал бешенее. А те, у кого дети есть, — люди уже вступили в эту реку, им должно быть не так страшно задуматься о втором и третьем ребенке.

Мы повторяем все за Америкой. Я помню, как мы, когда учились в школе, удивлялись, что в США воду продают, а сейчас это для нас стало нормальным явлением. То есть раньше следили за ними и не понимали, что такое банкрот, ипотека и так далее, а что сейчас? Они и браком сочетаются во взрослом возрасте, до этого американцы делают карьеру. В Америке вообще родить в районе 45 лет — нормально.

Я сама многодетная мать. Раньше говорилось: «Где лучшие игрушки? В Советском Союзе! Где самое счастливое детство у детей? В Советском союзе! Вовочка, почему ты плачешь? Я хочу жить в Советском Союзе!» Вот и я примерно так же говорю, когда читаю наши законы, где прописано, что полагается многодетным матерям. Читаю, и сердце радуется — хочу жить в такой стране. Но если столкнусь с этим в жизни — нет, оно на деле не работает. В чем тут дело? Может быть, потому, что я живу не в России, а в Татарстане? У нас же своя политика, свои цены. Из Санкт-Петербурга или Москвы люди меня спрашивают: «Вы шутите? Как столько может стоить детский садик?» Или про платное питание: «В каком смысле „платное“ питание?» В некоторых регионах ведь дети бесплатно питаются.

Когда я услышала обращение Владимира Путина, то подумала: «Боже мой, неужели у нас так будет? Дают, дают, но по факту дадут ли?» Вот у тебя трое детей и бумажка от государства на 616 тысяч рублей. Сильно поможет? С тремя детьми-то?
Рузиля Ильясова — руководитель фабрики детской мебели ручной работы «Дом мечты» Рузиля Ильясова руководитель фабрики детской мебели ручной работы «Дом мечты»
— Мне кажется, что рождается больше вторых или последующих детей, потому что маткапитал давали не на первого ребенка. На сегодняшний день наши молодые семьи жилье приобретают в ипотеку, потому что накоплений у них обычно нет. И то, что сказал Владимир Путин, изменит ситуацию. Ведь как раз самый сложный период — это то время, когда рождается первый ребенок. А чаще всего молодые люди, вступившие в брак, сразу берут ипотеку. Я считаю, что им деньги как раз будут в помощь.
В моем окружении многие говорят о маткапитале как о мотивации. Это хоть какая-то, повторюсь, помощь. Правда, у меня тоже была ипотека, и я по себе знаю, что сколько бы государство ни дало, а ситуацию, когда ты берешь жилье в ипотеку, это не спасает. Но тем не менее очень хорошо, что есть такие выплаты.

Позднее замужество — это следствие желания построить карьеру. Взять девушек: для многих из них цель — обеспечить себя. Ей нужно самореализоваться, купить себе жилье, машину и так далее. Только потом она уже задумывается о создании семьи. Кажется, что сегодня женщины стали сильнее, чем мужчины. Наверное, это тоже отражается на браках.
На низкую рождаемость может влиять неспособность иметь детей. Особенно такие проблемы появляются после 30 лет. У меня много знакомых, у которых не получается зачать ребенка. Это уже сказывается на статистике.
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (22) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
17.01.2020 21:29

"Нет никаких государственных денег, есть только деньги налогоплательщиков". М.Тэтчер. Если кто то из чиновников говорит, что эти деньги государственные, значит он хочет эти деньги обезличить, скрыть то, что он перераспределяет народные деньги в чью то пользу, и частенько в свою пользу. Примерно так говорила она потом.
Она запрещала говорить чиновникам государственные деньги.
А наши на каждом шагу государственные деньги, государство дает.
Не государство дает, это МЫ ДАЕМ. Это мы будем вынуждены трудиться больше, чтоб кто то из чиновников, чтоб пиарить себя раскидывал деньги направо и налево.

  • Анонимно
    17.01.2020 17:07

    Мне кажется это конечно не лишнее маткапитал, но рождаемость повышается у животных когда уходит стресс, когда вопросы безопасности и выживания уходят на второй план . У людей также. Если они будут уверенны что завтра смогут обеспечить себя и семью тогда будут рожать. Напрямую с маткапиталом это связано не будет. Но меру приветствую

    • Анонимно
      17.01.2020 17:47

      Вы правы, но главное др. Сколько можно одно и тоже. Когда уйдет уже? Жить люди хотят!

  • Анонимно
    17.01.2020 18:04

    мне кажется в стране надо менять образ мышления , демография это культура семейных ценностей а не бабки

  • Анонимно
    17.01.2020 18:09

    Моя мама сильно меня ругала, если видела что я надела памперс ребёнку(мальчик). Мама-медик. Она долго мне объясняла почему нельзя, по-простому примерно так- Бог создал мальчиков, выведя их «причиндалы» наружу, благодаря этому они имеют «естественную систему охлаждения», перегрев им противопоказан, в числе многих прочих причин ведёт к мужскому бесплодию... После её наставлений стала надевать памперс ребёнку только в крайних случаях. Это было давно, 14 лет назад. Надеюсь всё будет хорошо Думаю, что в её словах доля правды есть.

    • Анонимно
      17.01.2020 22:13

      Мама точно медик?

      • Анонимно
        18.01.2020 06:58

        22.13 дополнительная информация для вас. История возникновения подгузников очень давняя. В XV веке англичане заметили, что баранину от самцов покупатели не берут из-за сильного запаха, обусловленного гормонами. В отарах был обычно высокий процент самцов. Тогда англичане стали кастрировать баранов. Через год-два ветеринары подняли цены на свои услуги. Выручили ватные сумочки. Их надевали баранам на яички, и их развитие останавливалось, а поведение баранов в стаде резко менялось. Они больше не дрались за обладание овечками и спокойно щипали траву до срока убоя.

    • Анонимно
      18.01.2020 00:10

      Выше опреденной температуры в яичках перстают вырабатываться сперматазоиды. Носишь памперс - варишь себе яица. Вырастаешь - уже нет полноценного желания. Вроде все логично.

    • Анонимно
      21.01.2020 18:50

      Хороша ваша мама-медик с верой в персонажа древнееврейских мифов и легенд, известных под названием Библия!

      • Анонимно
        27.01.2020 01:08

        Библия-это не мифы и легенды, а Священное Писание, рассказывающее людям об их Господе и Творце.

  • Анонимно
    17.01.2020 18:27

    Отсутствие минимального финансового успеха заставляют забыть о всех желаниях семьи и детей (сужу по себе)

    • Анонимно
      17.01.2020 19:11

      Не парься! Главное, шо есть и семья, и дети!! А пессимизм ваш пройдет, когда и на вашей улице перевернется КАМАЗ с Капустой:-) Главное - в это время не спать, а то, в-натуре, замёрзнешь

  • Анонимно
    17.01.2020 19:45

    Можете сколько угодно долго доказывать что демаграфический кризис из за нехватки денег, или ещё из за какой невиданной причины, мне все равно, вспомните царские времена крестьяне работали по 16часов в день, ели за троих и рожали по 6-7детей,что вы думаете у них денег больше было, или что они как ТО лучше жили чем вы сейчас, ошибаетесь, они не курили и мало пили! И я на сто процентов уверен, что демаграфический кризис из за табакурение и спаивании алкоядом(пивом) , с юнешеских ЛЕТ, и к 40 годам они уже алкоголики с второй, третьей стадией алкоголизма, не кто это не изучает и всем на на это глубоко..... !
    КАКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВАМ НУЖНЫ, ПОСМАТРИТЕ НА ЧЕЧНЮ, КАБАРДИНОБАЛКАРИЮ, ОНИ ОДНИ БЬЮТ ВСЕ МЫСЛЕМЫЕ И НЕ МЫСЛЕМЫЕ РЕКОРДЫ ПО РОЖДЕНИЮ, И ПРИЧИНА В ЭТОМ ТОЛЬКО ОДНА В ВИДУ ИСЛАМСКИХ ТРАДИЦИЙ, ТАМ ЧАСТИЧНО ВЕЛЛИ СУХОЙ ЗАКОН!
    Можете сколько угодно, вводить какие угодно самые лучшие законы, отравленый народ,от алкояда,табака не будет рожать!

    • Анонимно
      17.01.2020 23:43

      Писать без ошибок научись сначала

    • Анонимно
      20.01.2020 15:58

      Вы посмотрите на рождаемость в Кабардино Балкарии и Карачаево Черкессии. И потом пишите. Ничем от Русских регионов не отличается.

  • Анонимно
    17.01.2020 20:02

    За вторым собралась только когда поняла, что смогу хоть чем то обеспечить (почти выплатили ипотечный кредит за 1к хрущевку) и достаточно подрос первый. Тех деньги что дает государство на полноценное вопитание ребенка все равно не хватит поэтому особо не мотивирует. Да, приятный бонус, но не более того. Больше на врачей пока беременна потратишь, да и потом на детских врачей. Бесплатно очень часто коновалы а не врачи попадаются

    • Анонимно
      17.01.2020 21:01

      то есть вы сейчас вчетвером в 1 ком хруще живете? ужас.

  • Анонимно
    17.01.2020 21:29

    "Нет никаких государственных денег, есть только деньги налогоплательщиков". М.Тэтчер. Если кто то из чиновников говорит, что эти деньги государственные, значит он хочет эти деньги обезличить, скрыть то, что он перераспределяет народные деньги в чью то пользу, и частенько в свою пользу. Примерно так говорила она потом.
    Она запрещала говорить чиновникам государственные деньги.
    А наши на каждом шагу государственные деньги, государство дает.
    Не государство дает, это МЫ ДАЕМ. Это мы будем вынуждены трудиться больше, чтоб кто то из чиновников, чтоб пиарить себя раскидывал деньги направо и налево.

  • Анонимно
    17.01.2020 21:30

    Дучше помогли бы тем семьям, у которых трудности с зачатием ребенка.

  • Анонимно
    22.01.2020 12:59

    "На низкую рождаемость может влиять неспособность иметь детей. Особенно такие проблемы появляются после 30 лет. У меня много знакомых, у которых не получается зачать ребенка. Это уже сказывается на статистике"
    Я думаю, это первопричина спада рождаемости, и того, что последующих детей рождается больше, чем первенцев. И неспособность иметь детей у поколения, рожденного в 90-е, проявляется задолго до 30 лет. А учитывая то, что инфантильное поколение то торопится создавать семью, у них не остается времени на лечение бесплодия.

  • Анонимно
    28.01.2020 19:30

    Хи. Могу сходу посчитать 9-10 знакомых женщин, которые незамужем, никогда не были замужем, здоровые, красивые, детородный возраст уже проходит. Поколение 80-х. Вот вам 22 ребенка. Еще знаю 6 женщин в разводе с одним ребенком. И главное, ни одну из них не стимулирует мат.капитал, они родили бы и без стимулирования, у всех есть хорошая работа, но они несемейные и не получается найти стабильного мужчину. То есть мат капитал и фин помощь не всегда стимулирует рождаемость. Если женщина реально хочет родить, она это сделает, несмотря ни на какое стимулирование. Об этом же , кстати, говорили стат. исследования, проведенные весной 2019 года.

  • Анонимно
    1.02.2020 20:50

    Если не обналичивать - бесполезная бумажка. В миллионниках, таких как Уфа /где есть адекватные зарплаты/, квадратный метр жилья от 65к стоит. Соответственно, квартира - 3-4 миллиона. И что эти 150-450к дают?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль